Политика как общественное явление. возникновение и сущность политики

К изучению политической сферы жизни общества имеют отношение многие науки: философия, социология, юриспруденция, история, политическая география и т.д. Такое широкое поле исследований объясняется тем, что политика представляет собой весьма сложное и многогранное явление. Целесообразность и необходимость исследования политики под разными углами зрения связана и с тем, что политология представляет собой общую интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях.

В соответствии с данным подходом политология рассматривается как целостная, междисциплинарная наука, состоящая из ряда отраслей политического знания, исследующего различные стороны политики на разных уровнях познания и под различными углами зрения: политическую философию, теорию политики, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, теорию международной политики, политическую географию.

Политическая философия является наследницей философского этапа в развитии политологии. Философия, как известно, это теоретическая основа мировоззрения человека. Поэтому политическая философия, во-первых, придает политическому исследованию мировоззренческий характер. Политической философии свойственен нормативно-ценностный подход. Данный подход предполагает выяснение значения политических явлений для жизни личности и общества в целом, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства.

Этот подход ориентирован на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он в большей степени исходит не из реального, а из должного или желаемого и требует опираться в политических решениях на этические ценности и нормы. Иными словами, в этом аспекте исследований, во-первых, политическая философия вырабатывает ценностно-нормативные критерии политики. Во-вторых, политическая философия анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл понятий и категорий политической науки, формулирует обобщенные теории и выявляет закономерности развития политического процесса.

Эти две стороны политико-философского подхода позволяют сделать вывод о том, что политическая философия служит мировоззренческо-методологической базой политологических исследований, обеспечивая целостность в изучении политики, выявление ее сущностных характеристик, дает оценку смысла и значения различных политических концепций, выявляет принципы и законы во взаимоотношениях индивида, общества и власти.

Политическая философия – это наиболее высокий и, следовательно, абстрактный уровень анализа политики. В этом заключается как сильная, так и слабая его сторона. Сильная сторона состоит в том, что политическая философия создает для политического исследования мировоззренческо-методологическую базу, слабая – в умозрительных, зачастую оторванных от эмпирической реальности суждениях.

Более конкретно политическая сфера жизнедеятельности индивида и общества исследуется в теории политики. Теория политики находится на стыке с целым рядом юридических дисциплин: теорией государства и права, конституционного права, международного публичного права и т.д. В рамках данной проблематики теория политики исследует происхождение и роль государства и права, принципы их построения, роль правосознания и т.д. В решении этих вопросов пересекаются предметы исследования юридических наук и политологии.

Однако политология подходит к проблеме государственно-правовых отношений гораздо шире юридических дисциплин. Она рассматривает их прежде всего как социальные явления, как политические институты, формы политической организации общества, имеющие своей главной целью реализацию социальных интересов. Одна из центральных проблем теории политики – это проблема политической власти, ее сущности, особенностей, ресурсов, оснований, легитимизации и проч. Наряду с этим теория политики рассматривает политическую систему, институты государства, политические режимы, субъекты политики и т.д.

Для формирования общей теории политики большое значение имеет осмысление накопленных политической мыслью идей и концепций. Поэтому к общей теории политики тесно примыкает политическая история. Политическая история изучает политические идеи, теории, институты и события в их хронологической последовательности.

Значительное место в системе политических дисциплин занимает политическая социология. Политическая социология исследует социальный срез политических явлений. Она выявляет зависимость политики от различных сфер жизнедеятельности общества, влияние на политическую систему, политические институты и политическое поведение экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

Субъективные механизмы политических взаимодействий, связей и отношений, влияние на них сознания и подсознания человека, его разума, воли, эмоций, установок, убеждений, мотивации, ценностных ориентаций изучает политическая психология. В политической психологии существуют два среза исследования политического поведения: индивидуально-личностный и общественно-групповой. В индивидуально-личностном аспекте политическое поведение рассматривается как результат восприятия и осознания конкретным человеком тех или иных политических реалий: политических лидеров, программ партий, движений, деятельности властных структур и проч. Этот аспект особенно важен при изучении общественного мнения по различным вопросам: определения уровня политической культуры населения, участия индивидов в выборах органов власти, определения тех или иных начал приоритетов социальной политики и т.д.

Общественно-групповой аспект политико-психологических исследований направлен на выявление закономерностей и ситуативных реакций масс на воздействие внешней среды. Основной задачей этого аспекта политико-психологического исследования является оценка общественных настроений, отслеживания влияния инструментов PR на избирателей и др. Это особенно важно для понимания стихийных массовых действий: бунтов, мятежей, поведения людей во время митингов, демонстраций и других акций протеста или поддержки.

В систему политических наук входят также политическая антропология и политическая география. Политическая антропология устанавливает связь политики с социобиологическими качествами человека, а также показывает влияние на политику социокультурных особенностей той или иной общности.

Приоритетным направлением политико-антропологического исследования является вскрытие особенностей политической культуры того или иного народа, государства из особенностей его национальной культуры, «народного духа». Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равнинной местностью, наличие природных ископаемых и т.д.).

Раскрыв междисциплинарный характер политологии, мы тем самым показали характер взаимодействия и взаимовлияния политической науки и других родственных ей гуманитарных и социальных наук: философии, истории, социологии, психологии.

Литература:

1. Политология. Курс лекций /Под ред. Радугина А.А.

2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник.

Политическая наука (политология) изучает как идеологическую, так и практическую деятельность людей, объектом которой выступает власть, определяющая границы мира политики, его специфику. Природа власти, ее формирование, выполняемые функции в обществе, взаимодействия групп, партий, общностей, индивидов, государств по поводу власти, формы и последствия данных взаимоотношений составляют содержание политической науки.

Формирование политологии в качестве самостоятельной науки не было простым, хотя и опиралось на развитую западную культурную традицию. Период доказательства ее права на достойное место в ряду наук об обществе одновременно был периодом уточнения предмета науки, формирования эмпирической и теоретической базы, концептуального и категориального аппарата.

Роль и значение политологии в жизни общества обусловлены двумя обстоятельствами: 1) особенностями ее предмета и 2) теми функциями, которые она выполняет и которые отличают ее от других наук об обществе и политике.

Особое место политологии среди других наук об обществе, ее отличие, например, от экономики, демографии, культурологии, психологии, права и т.д. определяются тем, что предметом ее анализа выступает политика. Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов.

Исследование проблем и закономерностей развития политической системы тесно связано с решением задач, которые ставит политология: они позволяют достаточно точно видеть возможность политологической науки, а также границы этих возможностей. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них являются:

  • - исследование общих и специфических условий возникновения и развития политической системы общества в целом и составляющих ее политических институтов (политическая власть, политические партии, политическое лидерство, политическая элита, избирательные системы и др.), политических отношений, политических процессов;
  • - создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы в целом и ее основных элементов;
  • - анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии политической системы и путей их урегулирования;
  • - аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;
  • - выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития политической системы общества.

Перечисленные задачи и цели политологии свидетельствуют о том, что исследовательская, прогностическая и практическая роль политологии велика и многообразна. Естественно, что эту свою миссию политология выполняет, используя достижения других общественных наук.

В основе взаимосвязи и взаимодействия политологии с другими общественными науками лежат, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, это тесное и всеобщее переплетение процессов общественного развития (экономических, политических, психологических, религиозных и других) в самой жизни. Поэтому любая общественная теория не может не основываться на существовании этих связей, их воздействии на развитие общества. Во-вторых, в обществе возникают проблемы, связанные с основными, важнейшими общественными ценностями, изучением которых и выработкой практических мероприятий, по поводу которых заняты, можно смело утверждать, все общественные науки. Главные из этих ценностей: материальное благосостояние общества и его стабильность, национальная безопасность, свобода и конституционный порядок.

Указанные проблемы отражают основные ценности, которые управляют развитием любого общества, каждой социальной системы. В реализации этих целей заинтересовано и общество в целом, и каждый его гражданин. В зависимости от степени достижения данных целей судят об эффективности работы тех, кто возглавляет страну. Очевидно также, что достижение перечисленных целей - очень сложная задача, порождающая многочисленные проблемы.

Отмеченные обстоятельства вскрывают существование объективных причин, которые составляют основу взаимодействия общественных наук в решении многих проблем социального развития.

Взаимодействие общественных наук имеет и другие причины и осуществляется в других конкретных формах. Основанием для этого служит, например, то, что практически все общественные науки изучают в связи со своими специфическими проблемами явления политической жизни. И это не случайно, так как многие жизненно важные экономические, социальные, культурные, этические, психологические и другие проблемы нередко становятся политическими. Так происходит в случае, если решение проблемы средствами той сферы, где она возникла, становится невозможным. Возникает потребность в политических средствах. Такое взаимодействие различных общественных систем с политической системой находит отражение и в теории общественного развития.

Как пример можно привести экономическую теорию. Специалисты в этой области изучают не только законы и закономерности развития рыночного хозяйства, его самоорганизацию, саморегулирование, самонастраиваемость, но и методы, приемы, средства государственной политики в отношении функционирования экономической системы общества в целом. Этой наукой анализируются принципы выработки и реализации экономической теории, разрабатываются основы и направления государственного регулирования экономических процессов, экономической стратегии и тактики. Само по себе данное обстоятельство позволяет экономической теории сделать выводы, важные для политологии. Один из них заключается в том, что в основе многих экономических процессов следует видеть борьбу за реализацию политических целей, преследуемых определенными слоями общества. Можно привести много примеров. В частности, такое обстоятельство, как например, хорошо продуманная и многообещающая гражданам страны экономическая программа кандидата в президенты страны (или на какой-либо другой руководящий пост) становится мощным средством завоевания власти. А успешное выполнение этой программы, при прочих разных условиях, способствует удержанию политической власти и продление пребывания на руководящем посту. В свою очередь политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.

Вопросы развития политической системы интересуют специалистов в области политической истории, социологии, права и других общественных наук. Но главную роль в изучении такого сложного социального явления, как политическая система общества, играет политология. Политическая система это ее предмет. Образно говоря, в изучении политической системы политология в отличие от других наук «держит контрольный пакет акций». При этом следует отметить, что в своих областях другие общественные науки также играют центральную роль. Общая экономическая теория, политическая история, психология, социология, право и так далее в своих сферах тоже осевые науки.

Таким образом, взаимосвязь политологии с другими науками проявляется в том, что многие политические процессы вызывают интерес не только политологов, но и специалистов в других общественных науках.

Еще одной точкой соприкосновения политологии с другими общественными науками является ее активная опора на результаты их научных разработок. Например, политология пользуется материалами правовой науки: правовое обоснование, оформление и оценка политических институтов, политических процессов, политических отношений обеспечивает гарантии их нормального развития и функционирования.

Наиболее близкой по объекту и методам исследования к политологии является государственно-правовая наука, которая изучает правовые механизмы разработки и осуществления политических решений. Тесная связь правовой и политической наук обусловлена важной ролью политической власти в практической реализации социальных норм. В то же время политическая власть не может нормально функционировать без правового оформления. Наблюдается тесная взаимосвязь между политологией и политической социологией, изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой. Большое внимание политическая социология уделяет анализу социальной структуры общества, изучению сознания, интересов, мотивов поведения индивидов, различных социальных групп, общественного мнения, их влиянию на политические отношения, выяснению социальной природы политической власти и другое. Поэтому с точки зрения объекта исследования политическая социология и политическая наука близки между собой. Но у них существуют серьезные различия в предмете познания.

Политическая история дает фактический материал, обобщения и выводы для исследования современных политических систем в целом и отдельных подсистем (политические институты, политические отношения, политические процессы и другие), принципов политической организации общества. Этот материал имеет большое значение для оценки качества выводов современной политологии, их точности и достоверности. Показательно, что на заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины английский историк Э.Фримэн не без основания заметил: “История - это прошлая политика, и политика - это сегодняшняя история“. О правомерности такого утверждения говорит тот факт, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной связи с историей. (Симптоматично, что в настоящее время в США почти в двухстах колледжах история и политическая наука все еще преподаются на объединенных кафедрах).

О крайней трудности вычленения мира политического вообще и конкретных политических феноменов в историческом контексте, равно как и их политологического анализа, свидетельствует сравнение задач историка и политолога.

Вот что пишет по этому поводу испанский исследователь А.Гарсиа Тревихано: “Историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, то есть превратятся в необратимые. Субъективный источник затруднений побуждает в большинстве случаев смешивать свои собственные желания с реальностью”. Соотношение политической науки и политической истории определяется тем, что теоретические выводы политической науки проверяются историей и современной политической практикой, которые служат основой новых обобщений и выводов. Игнорирование правдивого изложения истории и соответствующего опыта из нее, как показала наша практика, чреваты губительными последствиями. Положения и выводы политологии составляют теоретическую базу для развития многих прикладных политических дисциплин - теории государственного управления, партийного строительства, стратегии и тактики партий и так далее.

Политология как наука непосредственно опирается на результаты исследований политической социологии. Как известно, политическая социология изучает проблемы взаимодействия политики и социальной среды. Для политологии представляют интерес материалы этой науки о мотивах поведения людей и социальных групп, результаты опроса общественного мнения и его воздействия на политические отношения. Современная политология немало заимствует у социологии в части методов и приемов научного анализа. Однако каждая из этих двух наук является самостоятельной, имеющей свой, специфический предмет анализа и свои цели. В чем же главное отличие политологии от политической социологии? Политическая социология имеет дело с социальными причинами и отношениями распределения власти и властных структур в обществе, факторами, определяющими политическое поведение людей, политические конфликты, политические установки, ориентацию и умонастроения широких масс населения и так далее. Как отмечают Р.Бендикс и С.М.Липсет, “в отличие от политологии, которая исходит от государства и изучает, как оно влияет на общество, политическая социалогия исходит от общества и изучает, как оно влияет на государство, то есть на формальные институты, служащие разделению и осуществлению власти”. Приведем пример. И политология, и социология изучают армию. При этом политологию армия интересует, в частности, как возможный инструмент политической борьбы за власть, исследуется роль армии в системе сложившихся властных институтов. Социология же исследует армию под углом зрения происходящих в ней социальных процессов и их связи с процессами, развивающимися в обществе в целом (например, «дедовщина», причины ее развития и пути искоренения).

Политология определенным образом связана с философией. Общефилософские методы исследования явлений и процессов используются в политологии. Существует давнишняя связь политологии с философией, чьей составной частью она, наряду с другими областями знаний, была в условиях Античного мира. Дифференциация философии привела к вычленению из нее других наук и в связи с этим к изменению предмета ее исследования. Не подменяя эти науки, в том числе и политологию, она становится их методологией, дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Политическая философия представляет собой одну из поддисциплин, анализирующую философские основания политики. В определенном смысле можно утверждать, что политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском оправдании своего существования. Вариантов такого оправдания, объяснения множество, что находит отражение в различных идейно-политических течениях - либерализме, консерватизме, марксизме, социал-демократизме и так далее. В отличие от философа, который познает природу явлений и вещей в целом, политический философ останавливает свое внимание на сущности природы политического мира: добро или зло. Справедливость или несправедливость, совершенность или несовершенность, сохранение или изменение, одобрение или осуждение и так далее - в политике.

Политология тесно взаимодействует с социальной психологией, так как при анализе политической ситуации учитывает психологический настрой масс, принимает во внимание мотивы поступков как отдельных личностей, так и общественных групп. Политическая психология рассматривает роль установок, ориентаций, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей. Основателем политической психологии считается Г.Ласуэлл, который в 1930 году опубликовал книгу “Психология и политика”, а в 1950 году в соавторстве с А.Капланом - “Власть и общество”. Политология должна учитывать исторические традиции, связь времен. «Прошедшее нужно знать не потому, - отмечал В.О.Ключевский, - что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий».

Политология пользуется также данными естественных наук: географии, антропологии, демографии и другие.

Предметом антропологии являются институты управления и их практические функции у этнических сообществ, в особенности в развивающихся и примитивных обществах. В поле ее интереса - связи политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества. Политическая антропология на Западе занимается большей частью незападными обществами. Политико-антропологические исследования позволяют сравнить разнообразные политические системы и выявить этнические факторы в политическом поведении людей.

Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равниной местностью, наличием природных ископаемых и так далее).

Политология использует кибернетику, при помощи которой она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти и так далее.

Функции политологии как науки и как учебной дисциплины имеют немало общего, но между ними существуют и определенные различия. Рассмотрим каждый из видов функций политологии.

Политология как наука

Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных разработок в реальную политику. Она исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое.

Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы.

Политология как наука может также выполнять идеологические функции, например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).

Политология как научная дисциплина

Перед политологией как учебной дисциплиной стоит не менее ответственная задача. В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарного режимов власти политологии как учебной дисциплины не существовало. Реакционному режиму было проще управлять политически неграмотными людьми.

Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политической системы, о способах формирования органов власти и их функциональном назначении, наконец, о своих личных правах и свободах позволяет разного рода политическим авантюристам, используя демагогию и ложь, безнаказанно проводить свои иезуитские эксперименты над целыми странами и народами.

Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относились к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления , насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности.

Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия включила политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология была определена как учебная дисциплина в вузах России.

Возникновение и становление политической науки

Первые попытки понять и осмыслить политику уходят в те далекие времена, когда в обществе начали возникать первые политические институты. Наиболее ранние представления о причинах возникновения и функциях государственных (политических) форм организации общества носили религиозно-мифологический характер. Об этом, в частности, свидетельствуют дошедшие до нас представления древних египтян о божественном происхождении своих правителей (фараонов). По древнекитайскому мифу власть императора имеет божественное происхождение, а сам он является одновременно сыном неба и отцом своего народа.

В VI — IV вв. до н. э. благодаря трудам таких знаменитых мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель, политические взгляды и представления начинают приобретать самостоятельный концептуальный характер. Появляются первые теоретические категории, определения (дефиниции) и целые концепции, носившие философско-этические формы. В этот же период появляется и само понятие «политика» (Аристотель).

В Средние века политическая наука развивалась в рамках религиозной концепции, суть которой сводилась к обожествленному происхождению власти. Наиболее яркими представителями этой концепции являются А. Августин и Ф. Аквинский.

В Новое время возникает гражданская концепция политической мысли. Благодаря исследованиям таких выдающихся мыслителей, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др., учения о политике и государстве были подняты на качественно новый теоретический уровень. В этот период политическая наука освобождается от философско-этических и религиозных взглядов и постепенно трансформируется в самостоятельную науку.

Современный облик политология начинает приобретать со второй половины XIX в. Это в значительной мере связано с общим прогрессом социологических знаний, с развитием эмпирических методов исследования.

В этот же период политология становится самостоятельной, независимой академической дисциплиной. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра «История и политическая наука». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. создастся Американская ассоциация политических наук, которая существует и в настоящее время.

В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы. Таким образом, как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.

В России в конце XIX — начале XX в. политическая наука развивалась достаточно интенсивно. Заметный вклад в мировую политическую мысль внесли М. М. Ковалевский, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, М. В. Острогорский, Г. В. Плеханов, В. И.Ленин и другие.

Однако после революции 1917 г. и установления советской власти политология оказалась под запретом. Отдельные политические исследования проводились в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права, но они были настолько заидеологизированы, что не могли дать правильных ответов на запросы времени.

Место политологии среди других социальных и гуманитарных наук

В современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная, или экономическая, социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая - механизм реализации обшей воли и общего интереса всех основных элементов системы. Социальная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество, которое также можно обозначить как единую подсистему. В соответствии с предложенной классификацией человеческий социум условно можно было бы изобразить в виде схемы, представленной на рис. 1.

Теперь, руководствуясь этой схемой, попытаемся классифицировать социальные и гуманитарные науки, каждая из которых призвана изучать тот или иной аспект, ракурс, компонент одной из четырех подсистем. В таком случае мы имеем следующий расклад:

  • А — социальные науки, группирующиеся вокруг социологии;
  • В — науки о духе (философия, культурология, религиоведение и богословие, этика, эстетика и искусствознание и т.д.);
  • С — политические науки;
  • D — экономические науки.

Другими словами, каждая из четырех главных подсистем служит объектом изучения самостоятельного блока научных дисциплин.

Рис. 1. Сфера (подсистема): А — социальная, В — духовная, С — политическая,

Но это лишь самое начало разговора о классификации социальных и гуманитарных наук. Трудности начинаются сразу же, как только мы приступаем к определению места каждой конкретной дисциплины в системе социальных и гуманитарных наук, к более или менее точному выявлению сферы или предмета ее изучения, круга охватываемых ею тем и проблем. Строго говоря, социальная сфера является объектом исследования социологии, а мир политического — политологии. Но при близком рассмотрении обнаруживается крайняя трудность, если не невозможность определения, где именно на рис. 1 на линии АС кончается социальная и где начинается политическая подсистема. Не прояснив этот вопрос, мы не можем, разумеется, даже приблизительно определить круг тем и проблем, охватываемых соответственно социологией и политологией. Выяснение данного вопроса входит в круг проблем, являющихся предметом исследования политической социологии.

Еще более сложным оказывается вопрос о том, где на рис. 1 кончается духовная сфера и где начинается мир политического. Человек является существом не только социальным, политическим и экономическим, но и духовным носителем определенных социокультурных, политико-культурных, морально-этических норм и ценностей. Здесь речь идет прежде всего о парадигмальном и мировоззренческом измерении мира политического, которое является объектом политической философии. С названными двумя подразделами политологии более или менее тесно связаны этнополитология и политическая психология, изучающие соответствующие составляющие мира политического.

Политология, как и любая другая социальная и гуманитарная научная дисциплина, изучает свой предмет путем его соизмерения и соотношения с другими феноменами и процессами. Иначе говоря, сам принцип сравнительности имплицитно присущ любому политологическому исследованию, особенно когда речь идет о классификации и типологизации. Политологическая традиция, начиная от Платона и Аристотеля, уже сама по себе содержит значительный элемент компаративизма. Именно на основе сравнительного подхода Аристотель создал свою типологизацию форм государственного устройства. Собственно говоря, все типологизации, предложенные в последующие эпохи, также построены на принципах сравнительного анализа.

Однако сравнительному анализу подвергаются почти все сколько- нибудь значительные феномены и аспекты мира политического. Для изучения этого комплекса проблем сформировался такой важный раздел политологии, как сравнительная политология.

Соотношение истории и политологии

Дня понимания исследуемой здесь темы особо важное значение имеет выяснение вопроса о характере соотношения истории и политологии. Ведь известно, что эти две дисциплины развивались в тесной взаимосвязи. В исторической науке существует самостоятельный раздел — политическая история, которая изучает основные направления и тенденции политического развития человеческих сообществ в прошлом.

На заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины известный английский историк Э. Фримен не без определенных оснований говорил: «История — это прошлая политика и политика — это сегодняшняя история». И неудивительно, что политическая наука сформировалась в тесной взаимосвязи с историей. По это отнюдь не говорит об отсутствии серьезных различий между двумя дисциплинами, что можно проиллюстрировать, сравнив задачи и функции историка и политолога. Как правило, историк имеет дело со свершившимися процессами и феноменами, ставшими уже достоянием прошлого. Он может наблюдать начало, развитие и конец изучаемых процессов. Политолог, напротив, имеет делос еще не свершившимися фактами. Он смотрит на эти факты как на продолжающееся действие. Он смотрит на историю как на спектакль и воспринимает ее как действие, участником которого является сам. В отличие от историка, который может анализировать свой предмет, как бы став над ним, отстранившись от него, политолог должен сохранить теснейшую связь с предметом исследования, он находится как бы внутри изучаемого им процесса. Реальный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать состояние политической ситуации до того, как она примет историческую форму, т.е. станет необратимой. А это побуждает политолога зачастую смешивать свои собственные желания с реальностью.

Касаясь возможностей той или иной науки адекватно изучить свой объект, уместно применить здесь гегелевскую метафору: «Сова Минервы начинает свой полет в сумерках». И действительно, более или менее исчерпывающие и соответствующие реальному положению вещей знания о том или ином общественно-политическом феномене можно получить лишь тогда, когда этот феномен стал свершившимся объективным фактом общественной жизни. Соответственно исследователь может изучать этот факт, наблюдая и изучая его как бы со стороны. С этой точки зрения положение историка предпочтительнее, поскольку он имеет дело с уже свершившимися историческими феноменами и фактами. Что касается политолога, то объектом его интереса являются живые реальности, затрагивающие интересы множества действующих в этих реальностях лиц.

Политолог, будучи одним из этих лиц, неспособен в полной мере подняться над изучаемыми им реальностями, которые еще не стали свершившимися фактами, находятся в движении, процессе становления. Он не может отвлечься от субъективных, сиюминутных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся событий и обстоятельств. Образно говоря, для политолога час сумерек еще не наступил и сова Минервы только расправляет крылья.

Предмет политологии как науки

С учетом вышеизложенного всю совокупность проблем, которыми занимается политология, можно подразделить на три блока.

Во-первых, социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.

Во-вторых, и , отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и смены.

В-третьих, политический процесс, политическое поведение. Причем речь отнюдь не идет о какой бы то ни было иерархической соподчиненности этих трех блоков, о большей или меньшей значимости того или иного из них.

Политические феномены, несомненно, представляют интерес прежде всего в их наличном в данный момент состоянии. Задача политолога состоит в выяснении их структуры, составных элементов, функций, условий для нормального функционирования, соотношения и взаимодействия друг с другом. Но без учета исторического фона, идейно-теоретической и социально-философской подоплеки такой анализ был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно сущности политических явлений. Поэтому политологическое исследование должно включать три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический.

Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения , составляющие как бы осевой стержень политического. Они имеют много измерений — экономическое, социокультурное, философское, социально- психологическое, структурное, функциональное и др. Каждое из этих измерений обладает своими собственными характеристиками, нормами и функциями. Задача политической науки в этом плане гораздо шире задач государствоведческой и правоведческой дисциплин, изучающих прежде всего правовые аспекты данной проблемы.

Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой — реализация всеобщего интереса.

Важным объектом изучения политологии является также система международных отношений со своими собственными системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Важная задача политологии — изучение закономерностей, основных норм и особенностей взаимодействия государств, региональных и всемирных организаций и других субъектов международных отношений в современных условиях. Особенно значимо исследование механизмов принятия решений, ролей и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами. В более широком плане речь идет о мировом сообществе стран и народов в его политическом и военно-политическом, а также других связанных с ними аспектах. В таком понимании мировое сообщество является объектом изучения геополитики.

Подводя итог, можно сказать, что предметом политологии в общей сложности выступает политическое в его тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействия и переплетения различных социальных сил, социокультурного и политико-культурного опыта. В фокусе ее зрения-такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое повеление, политическая культура. история политических учений и др.

Эти проблемы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах и измерениях также историей, философией, социологией, государствен но-правовой наукой и другими научными дисциплинами. Поэтому естественно, что политическая наука открыта влиянию со стороны других социальных и гуманитарных, а зачастую и естественных наук. Интегрируя отдельные аспекты этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.

Политология- это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования политической власти.Объект -полит-я сфера общества, все происх-е в ней явл-я и процессы, те политика изучается как целостное явление. Предмет - законом-ти формиров-я и развития политической власти, форма и методы ее функционир-я и использ-е в гос-ом организованном сообществе.Задачи политологии - формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.Стр-ра . 1 блок-философско-методологические основы пол и пол отношений,сущность и сод политики и власти, их основополагающие признаки, ф-ии и закономерн развития2 блок- теория пол систем 3 блок-теория упр-ия соц-пол процессами

4 блок-история пол учений и пол идеология 5 блок-теория междун-х отношенийРоль и знач-е пол-гии на соврменном этапе опред-ся след. факторами:

1. демократиз-я общ. жизни, становл-е РБ как самост. и правового гос-ва, нац возрождение

2. распр-е различн. идеологий, многопарт. системы и плюрализма в ней.

3. культура каждого демокр. гос-ва включ-т необходимость обрести устойчив. полит интересы (гражданами). 4. Возникнов-е новых полит. явл-й и процессов.

Имея собственный предмет исследования, П. взаимодействует с рядом других общественных наук, объектом которых также является политическая сфера общественной жизни: -философия: рассматривает наиболее общие вопросы политики. В рамках соц. философии развивается особое направление – философия политики, кот. занимается философским обоснованием политики как соц. явления; -политэкономия: экономически обосновывает политич. процессы, позволяет видеть в них борьбу за реализацию экономич. интересов; -правоведение: руководствуется выводами политологии в разработке правовых норм, изучает правовые механизмы принятия политич. решений; -социология: рассматривает влияние политики на жизнь людей и функционирование общества;

соц. психология: изучает общественно-психологич. явления в сфере политики. На стыке П. и соц. психологии возникла политич. психология, предметом которой являются психологич. факторы политич. поведения людей, влияние психологич особенностей людей на политич. процессы; -теория государства: совпадает с П. в области исследования роли государства, как основного элемента политич. системы общества: существует 2 глобальных взгляда на государство; -история: исследует процесс развития политич. жизни общества, гос. институтов, партий и движений. П. также связана с теми науками, объектом которых явл процессы и явления полит сферы общества: антропология, демография, этнография, логика.

2. Становление эволюция политологии. Политическое образование в рб

3 периода формирования:

1. предыстория становления (от античности до 18 в.) 2. 19 в. (Новое время, Эпоха Просвещения) образуется из комплекса соц. наук и становится самостоятельной 3. современный период (история пол науки)Первые формы осмысления мира поли­тики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали пре­имущественно в религиозно-мифологической форме. Их ос­нову составляли идеи о божественном происхождении и орга­низации власти.В середине I тыс. до н.э. в связи с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появляются первые поли­тические категории, дефиниции (определения), а затем и це­лые концепции, носящие философско-этическую форму .Одним из основателей политологии является Макиавелли. В 16 в. он сформулировал предмет и ме­тод политологии, поставил в центр изучение проблемы государства и власти. В 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже. В 1880 г. в нем была откры­та Высшая школа политической науки. В 1903 г. была основана Американская ас­социация политической науки, в 1949 г. Международная ассоциация политической науки.В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения в университетах Как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в. В 1988-89гг. Пол-гия нач-ет преподаваться в вузах СССР. В 1993г. была образ-на бел. Ассоц-я полит. наук, и оказ-ет влияние на развит-е её как уч. дисциплины. С 20в. она активно разв-ся странах США ЗЕ. Пол-гия явл-ся соц-гум дисциплиной и связана с фил., социолог., эк. теорией и психол-ей. В посл. время шир распростр-е получила приклад-я пол-гия (исслед-ет текущ процессы, обоснов-ет, даёт рекомендации.) Современ. полоит-ия является интегриров-ой наукой о пол-ке во всех её проявлен-ях, закономерностях развития полит. сферы общ-ва. Она интгрир-ет отрасли научн. знания, которые изуч-т разл. Аспекты полит. деят-ти: пол. филос-я, пол. социолог-я, пол. история, пол. психол-я, история полит. учений, пол. этика, пол. географ, геопол-ка, полит. антропология. Полит-я предстаёт в 2-ух кач-вах: как наука и как уч. дисцип-на. полит-я как наука исслед-ет явления, процессы и отношения в полит. сфере и их диалектич. взаимосвязи и взаимообусловленности. Полит-я как уч. дисц-на базируется на политологии-науке! У них общий предмет изучения, но различные цели. Цель полит. как уч. дисц-ны: полит. образ-е и воспит. членов общ-ва. В бывших социалистических странах преподавание науки о полити­ке практиковалось лишь в Югославии. В нашей стране становление и развитие политологии искусственно сдерживалось по идеологическим соображениям - она оценивалась в официальных партийно-государст­венных структурах как проводник буржуазной и ревизионистской идео­логии, поэтому ей не находилось места в системе советского общество­ведения. В РБь изучение политологии ведется с 1969г.

Политическая мысль. Возникновение, осн. Этапы Становления и развития

В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы: (посмотреть...)

Этап. Политические учения Древнего Востока.

характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

Этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.

Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ; его ученик Платон Афинский - политические идеи его изложены в диалоге "Государство"; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит.

Характерные черты политических учений этого этапа:

· постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;

· обособление их как относительно самостоятельной части философии;

· анализ устройства государства, классификация его форм;

· поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.

Этап. Политические учения Средневековья.

Средневековье характерно следующими политическими процессами:

· создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;

· распад их на раздробленные политические образования;

· расцвет сословно-представительных монархий.

Особенности политических учений этого этапа:

· безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;

· политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;

· социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;

· обоснование теологической теории политической власти.

Политическая мысль возрождения и Нового времени

Бюрократизация власти

В научный оборот термин бюрократизация вошел благодаря Максу Веберу. Он обозначил им специфическое явление – систему организаций с ярко выраженным разделением функций, четкими нормами и правилами, формализованным характером отношений, иерархическим строением и управленческой структурой. Типы бюрократии - по А.Гоулднеру: дисциплинарная (репрессивная) бюрократия, пользующаяся правом приказывать и требующая слепого выполнения установленных правил; репрезентативная (экспертная) бюрократия, стремящаяся убедить в правильности требований и целесообразности их выполнения. В настоящее время бюрократия фактически представляет собой такую форму осуществления власти, при которой общая воля граждан подменяется волей группы лиц. Можно сказать, что бюрократизация это процесс отрыва управленческого аппарата от потребностей общества и первоначально поставленных перед ним целей.

Политический режим

Полити́ческий режи́м - совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.
Классификаций политических режимов
1. Демократические режимы:

Демократия - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.
Характерные черты демократического режима:
- Суверенитет народа

Периодическая выборность основных органов государства.

Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства.

Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

2. Недемократические режимы:

1) Тоталитаризм. Под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.
Тоталитарными являются режимы, при которых:
- есть однопартийность. Власть идет вниз - от лидера, по пирамидальной схеме
- тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики
2)Авторитаризм. авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
- Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти.
- Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
- Опора (реальная или потенциальная) на силу.
- Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
- Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
- Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Гуманизм в политике

Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной деятельности личности, обществу и всему человечеству отражает принцип гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.

Гуманизм в политике выражается в формах ее организации, целях и содержании, а также в средствах политической деятельности, В современных условиях наиболее гуманной формой организации политики является демократическая политическая система, базирующаяся на признании свободы и равноправия всех граждан, подконтрольности власти населению, уважении достоинства и прав человека

В современных условиях гуманизм характеризует не только сферу непосредственных взаимоотношений между людьми, но и отношение человека к природе.

Мораль - особая, специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и других подобных критериев и идеалов.

Мораль характеризует достаточно высокий уровень развития индивидуального сознания, способность человека к опосредованной собственным внутренним миром духовной мотивации своего поведения и к самоконтролю. В отличие от права и политики, нравственность для своей реализации не нуждается в специальном аппарате наказаний или в материальных ценностях, как этого требует экономическая регуляция. Хотя безнравственное поведение не исключает определенных санкций со стороны общества или окружающих (осуждения, остракизма и т.п.), в целом влияние морали основывается на внутренних, психологических механизмах самоконтроля личности, важнейшим из которых является совесть.

Совесть - это эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, всем человечеством, Богом. Она - проводник гуманизма в глубинах человеческой души и в реальном поведении индивида. Она - внутренний судья человека, обеспечивающий самоконтроль личности во всех ситуациях и особенно там, где политический и общественный контроль затруднен или невозможен.

Совесть, соединенная с долгом и другими нравственными механизмами регуляции поведения людей, выступает наиболее надежным гарантом гуманизма политики. Поэтому развитая нравственная культура общества - необходимое условие демократического политического строя.

Особенности морали как важнейшей сферы гуманистической регуляции действий человека в обществе, ее коллективный, общечеловеческий характер, абсолютный, универсальный и высший статус нравственных ценностей, внутриличностные, духовно-психологические механизмы ее влияния - все это важно учитывать при рассмотрении взаимоотношений морали и политики.

Место политологии в системе общественных наук

Возникновение и развитие политологии обусловлено жизненно важными потребностями общества. Актуальность знаний по политологии для нашей страны обусловлена инновационным характером в стратегии модернизации РБ. Политология всегда развивалась и развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования – жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. Можно сказать, что в наше время практически все науки взаимодействуют друг с другом. И поэтому изучать сложные политические процессы невозможно без учета взаимовлияния гуманитарных наук. В связи с этим существует связь политологии с такими науками, как экономика, история, философия, право, социология, психология и др. Так, например, политология тесно связана с экономикой: политика может содействовать развитию экономики или же тормозить его. Экономика раскрывает экономические основы политических процессов и позволяет видеть в них борьбу за реализацию экономических интересов общества. Политология тесно взаимодействует и с правовой наукой, которая изучает правовые механизмы разработки и реализации политических решений. Политическая власть и в целом вся политическая система общества не могут нормально функционировать без правового оформления. Наиболее тесно политология связана с политической социологией, изучающей систему взаимодействия