Российский атомный флот сбрасывает оковы. Ядерный трезубец красного посейдона Дальнейшее развитие флота

Стратегический подводный флот СССР и России прошлое, настоящее, будущее

А. Б. Колдобский, МИФИ, г. Москва

К середине 50-х гг. усилия сверхдержав по созданию современного термоядерного оружия увенчались успехом и в США, и в СССР, а форсированное развитие в обеих странах атомной промышленности позволяло непрерывно увеличивать темпы накопления ядерных боеприпасов. Однако такое накопление (да, в общем, и само наличие ядерных боеприпасов) не имело смысла без средств их доставки. И с этой точки зрения позиция США была несравненно более выигрышной, нежели положение СССР.

Главным фактором, определившим с начала 50-х гг. стратегическое преимущество США, была очевидная возможность осуществить массированный авиационный ядерный удар по СССР с опорой на сеть опоясывающих его территорию американских военных баз. При этом ответного удара возмездия по собственной территории США могли не опасаться – аналогичной системы аэродромов передового базирования у СССР не было, а предельная боевая дальность единственного в то время советского носителя ядерного оружия – бомбардировщика ТУ-4А (копии американского В-29) – не превышала 5000 км. Предложения по ее «искусственному» увеличению, часто довольно экзотические (дозаправка в воздухе и на поверхности океана, создание сети ледовых аэродромов передового базирования в приполярной арктической зоне), практического развития не получили. Лишь после того как в конце 50-х гг. на вооружение советских ВВС стали поступать бомбардировщики ЗМ В.М.Мясищева и ТУ-95М А.Н.Туполева, авиационная доставка ядерного оружия к объектам в глубине территории США с последующим возвращением бомбардировщика стала практически возможной. Однако к тому времени США, с 1954 г. поставившие на вооружение стратегические бомбардировщики В-52 (которые до сих пор являются основой американских стратегических ВВС), ушли на этом направлении гонки вооружений далеко вперед. К 1960 г. сорока восьми советским ТУ-95М, каждый из которых мог нести по две водородные бомбы, США могли противопоставить одну тысячу пятьсот пятнадцать стратегических бомбардировщиков с более чем тремя тысячами ядерных бомб на борту. Впрочем, бесперспективность усилий по достижению ядерного паритета на «авиационном» направлении, вероятно, стало ясна советскому руководству еще раньше.

Ничем не могла помочь в 50-х гг. и ракетная техника сухопутного базирования. Изначальное требование достижения ракетой-носителем этого класса межконтинентальной дальности технологически означало необходимость «форсированного прыжка» через несколько ступеней технического развития, а такой путь никогда не бывает быстрым и гладким. Лишь 20 января 1960 г. в СССР была официально принята на вооружение первая в мире МБР сухопутного базирования – P-7 С.П.Королева, да и количество ее боевых стартовых позиций на обоих объектах базирования (Плесецк, Байконур) даже позже никогда не превышало шести. Пройдет еще более десяти лет, пока сотни МБР М.К.Янгеля и В.Н.Челомея станут основой стратегических ядерных сил (СЯС) СССР.

А тогда, в 50-е гг., для советского политического и военного руководства становилось все более очевидным, что для обеспечения хотя бы принципиальной возможности нанесения сколько-нибудь чувствительного ядерного удара по американской территории без военно-технического освоения океанских просторов не обойтись. Однако при этом путь строительства мощного надводного флота (в первую очередь авианосного) был заведомо тупиковым – как из-за громадных финансовых затрат и необходимости отвлечения огромных сил и ресурсов, совершенно неприемлемых для только-только поднимавшейся из военных руин страны, так и по причине колоссального преимущества американских ВМФ практически по всем количественным и качественным показателям. Это в случае начала масштабных боевых действий, несомненно, привело бы к немедленному уничтожению советского ударного флота задолго до его выхода на боевые позиции.

Оставались океанские глубины. А в описанных выше условиях бескомпромиссного политического и идеологического противостояния СССР и США, непрерывно набирающей темпы гонки вооружений, низкого порога начала военных действий в многочисленных локальных конфликтах, практически во всех случаях затрагивающих интересы сверхдержав, с этим надо было очень спешить. Кстати говоря, вне понимания этого жесткого военно-политического императива времен холодной войны логика ретроспективного анализа военно-исторических событий прошлого вообще, как правило, оказывается смещенной. Пример тому – нынешние стенания «экологов» и «демократических журналистов» по поводу «несоразмерного развития» советского атомного подводного флота «без учета негативных экологических последствий». Сходные претензии можно предъявить, например, фельдмаршалу Кутузову за экологический ущерб, нанесенный русской природе при Бородино вследствие ее обильного полива ружейным свинцом.

Первые проекты. Ядерные торпеды

В отличие от ракет боевые торпеды к началу 50-х гг., когда стали появляться первые ядерные боеприпасы, были вполне заурядным вооружением подводных лодок (ПЛ). Поэтому главным препятствием для казавшегося несложным превращения даже обычных дизельных ПЛ в носители ядерных торпед стало отсутствие достаточно компактной ядерной боеголовки.

В 1951–1952 гг. конструкторы КБ-11 (Арзамас-16) начали разработку ядерной боеголовки для морских торпед в двух вариантах: калибром 533 (Т-5) и 1550 мм (Т-15). При этом, если торпеда меньшего калибра была штатным вооружением ПЛ, то размещение торпедного аппарата для «чудовища» диаметром свыше 1, 5 м было делом весьма проблематичным даже для наиболее крупных советских ПЛ. Однако руководители советского атомного проекта уже знали то, что даже для потребителей – военных моряков – тогда, вероятно, оставалось тайной: 9 сентября 1952 г. лично И.В.Сталин подписал постанов ление Правительства СССР «О проектировании и строительстве объекта 627». Это был проект создания первой советской АПЛ "Кит" (много позже, уже после принятия на вооружение ВМФ СССР, получившей, по классификации НАТО, обозначение «November»). Именно для нее создавалась циклопическая Т-15.

Впрочем, история собственно АПЛ будет рассматриваться ниже. Здесь же отметим, что если проект «малой» ядерной торпеды Т-5 был воспринят военными моряками как минимум с пониманием, то против Т-15 руководство ВМФ возражало категорически, и на то были основания.

Дело в том, что различие калибров торпед отражало, разумеется, не только чисто технические аспекты устройства и размещения системы вооружений. Речь шла о различных концепциях использования оружия. Если вооружение ПЛ ядерной торпедой «нормального» калибра расширяло ее тактические возможности (что, разумеется, приветствовалось военными), то установка на лодку торпеды-гиганта, напротив, резко их сужало, фактически позволяя использовать корабль для выполнения лишь одной боевой задачи – нанесения ядерных ударов по портам, гаваням и приморским городам. Это совсем не нравилось морякам (как мы увидим далее, не только из тактических соображений), но было тем «окном стратегической уязвимости» потенциального противника, мимо которого не могли пройти советские военные планировщики. Слишком уж много не только военных баз, но и крупных городов имеют США и их союзники на океанских и морских побережьях, и последствия таких ядерных ударов, даже с учетом неоптимальных условий подрыва ядерного боеприпаса (нулевая высота на береговой линии), были бы для этих стран воистину катастрофическими.

Тем временем разработка Т-5 (точнее говоря, ядерного заряда для нее) шла полным ходом. 19 октября 1954 г. этот заряд (под индексом РДС-9) был испытан на Семипалатинском полигоне, и в ходе этого испытания произошел первый отказ изделия в истории советских ядерных испытаний. Потребовалась дальнейшая доработка заряда, в ходе которой были выполнены два наземных испытания на Семипалатинском полигоне и одно (21 сентября 1955 г.) – на Новоземельском. Этот взрыв, мощностью 3, 5 кт, стал первым в СССР подводным ядерным испытанием. А 10 октября 1957 г. после успешных натурных государственных испытаний (подводный взрыв мощностью 10 кт при пуске с подлодки на расстояние около 10 км) торпеда Т-5 была принята на вооружение. Она стала первым ядерным оружием ВМФ СССР и родоначальницей ядерных торпед советских и российских многоцелевых ПЛ, предназначенных для решения оперативных и тактических задач морского театра военных действий (в первую очередь для борьбы с крупными наводными кораблями и ПЛ противника). Однако для решения стратегических задач этот род ядерного оружия не предусматривался и в этой статье в дальнейшем не рассматривается.

А вопрос о «ядерной суперторпеде» типа Т-15 позже был поставлен еще раз, причем таким человеком и в таком контексте, что мысль о чрезвычайной сложности жизни приходит сама собой. Речь идет об академике А.Д.Сахарове, который после успешного испытания 30 октября 1961 г. своей «супербомбы» мощностью 58 Мт задумывался о средствах доставки таких зарядов к цели. Было ясно, что громоздкое и неуклюжее «чудовище» («супербомба» имела длину 8 м и диаметр 2 м при весе 27 т) не по силам ни самолету (в режиме реального боевого вылета), ни ракете (во всяком случае ни одной из тогда существовавших или проектируемых). И вот тогда-то… А.Д.Сахаров: «…Я решил, что таким носителем может являться большая торпеда, запускаемая с ПЛ. Я фантазировал, что можно разработать для такой торпеды прямоточный водо-паровой атомный реактивный двигатель. Целью атаки с расстояния несколько сот километров должны стать порты противника. <…> Корпус такой торпеды может быть сделан очень прочным, ей не страшны мины и сети заграждения. Конечно, разрушение портов – как надводным взрывом "выскочившей” из воды торпеды со 100-мегатонным зарядом, так и подводным взрывом – неизбежно сопряжено с очень большими человеческими жертвами. Одним из первых, с кем я обсуждал этот проект, был контр-адмирал Фомин… Он был шокирован "людоедским характером” проекта и заметил в разговоре со мной, что военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в открытом бою и что для него отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве. Я устыдился и больше никогда ни с кем не обсуждал этого проекта».

Холодная война. Период с 1946 по 1991 год. Сейчас мало кто задумывается о том, что мир неоднократно балансировал на грани новой ядерной войны. США и СССР к 80-м годам обладали огромным ядерным арсеналом. В мире к тому времени скопилось 1 млн 300 тыс. ядерных зарядов. На каждого жителя земли приходилось по 10 тонн взрывчатки. Чтобы полностью уничтожить планету, нужно в 10 раз меньше. Затраты на вооружение составляли 1,5 млн долл. в минуту. К тому времени, кроме СССР и США, ядерным обладали Великобритания, Китай, Индия, Пакистан. Работали над созданием атомной бомбы Аргентина, Бразилия, Египет, Израиль, Иран, Северная и Южная Корея, Мексика, ЮАР и Япония. На долю СССР и США приходилось 95% мирового ядерного запаса. Ядерное противостояние достигло наивысшего уровня и перешло в космос. В Пентагоне разрабатывались планы ограниченных локальных войн с применением как обычного, так и ядерного оружия. В развитии мировой цивилизации наступал критический момент. Это стали понимать и лидеры двух ядерных сверхдержав – СССР и США.

ПЫТАЛИСЬ ВЗЯТЬ «НА СЛАБО»


С приходом к власти Михаила Горбачева появилась реальная возможность положить конец безудержной гонке вооружений, сократив количество ядерного оружия. Начиналась эпоха разрядки международной напряженности. Делались первые шаги на пути ограничения ядерного оружия. Однако переговоры между СССР и США по «50% ограничения стратегических наступательных вооружений» зашли в тупик.

Американская сторона отказалась от ранее достигнутых договоренностей в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в декабре 1987 года по крылатым ракетам морского базирования, поскольку, по словам официальных лиц США, «в настоящее время отсутствуют эффективные средства контроля над этим видом вооружения».

Это была попытка вывести данный вид вооружения за рамки переговорного процесса, а заодно проверить возможности научно-технического потенциала СССР. Дело в том, что крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) типа «Томагавк» – один из самых опасных видов современного оружия, основной вид вооружения, размещаемого на подводных лодках и надводных кораблях ВМС США. КРМБ «Томагавк» в обычном или ядерном (200 кт) снаряжении может поражать с высокой точностью морские цели на расстоянии до 500 км, а наземные объекты – до 1500 км. Малая высота полета (30–300 м) и малые габариты (длина – 6,1 м, вес – 1300 кг) делают ее малоуязвимой для средств ПВО.

Видные ученые СССР и США, проявив глубокую озабоченность возникшей проблемой, заявили, что существуют технические средства контроля и обнаружения ядерного оружия. Советская сторона в лице академика Е.П. Велихова выступила с предложением провести совместный советско-американский эксперимент для проверки эффективности технических средств контроля, имеющихся в распоряжении советских и американских ученых. Проведение эксперимента было запланировано на начало июля 1989 года. По оценке аналитиков того времени, успешное проведение такого эксперимента имело поистине историческое значение. Процесс разоружения получил дальнейшее развитие, а тесное сотрудничество и дружеское взаимодействие советских и американских ученых способствовало разрядке международной напряженности.

ВСЕВИДЯЩИЙ «СОВЕТНИК»

Вполне очевидно, что процесс разоружения подразумевает наличие надежных технических средств контроля ядерного оружия. Советские ученые, инженеры и конструкторы работали над этой проблемой с 1978 года, и в 1988 году ВМФ СССР, его 6-е управление получило специальный технический комплекс для обнаружения ядерного оружия – условное название «Советник», который мог использоваться в вертолетном, корабельном и автомобильном вариантах. Одновременно для технического обслуживания и эксплуатации комплекса было начато формирование специального подразделения, первой в ВМФ СССР бригады специального технического контроля, на базе в/ч 20553 Черноморского флота.

Комплекс СТК «Советник» – разработка Института атомной энергии (ИАЭ) имени И.В. Курчатова АН СССР (в настоящее время – национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»), отмеченная в 1987 году Государственной премией и представляющая собой современнейший компьютеризированный технический комплекс. Ученые ИАЭ, создав в 1949 году под руководством И.В. Курчатова советскую атомную бомбу, положили конец монополии США на владение атомным оружием, лишив тем самым Соединенные Штаты военного превосходства над СССР. Символично, что именно ученые этого института смогли внести свой вклад и в процесс разрядки международной напряженности, в процесс разоружения, создав эффективное средство контроля над ядерным оружием.

При подготовке к проведению эксперимента группа офицеров бригады СТК во главе с начальником бригады прошла в начале 1989 года специальную подготовку в закрытом учебном центре ВМФ. Сдав экзамен на «хорошо» и «отлично», получила допуск к работе с аппаратурой комплекса «Советник». Затем, уже на ЧФ, были произведены приемка, сборка, монтаж и практическое освоение аппаратуры СТК. Ускоренными темпами, полностью используя светлое время суток, без отдыха и выходных, были отработаны практические навыки при работе с комплексом, взаимодействие с базовым кораблем (ПСК «Апшерон») и вертолетом Ка-27 с СТК «Советник». В конце июня 1989 года начальник бригады СТК доложил начальнику 6-го отдела флота о готовности офицеров бригады, команды корабля и пилотов вертолета к использованию комплекса «Советник» по назначению.

ИНОСТРАНЦЫ В СЕВАСТОПОЛЬ НЕ ПОПАЛИ

В 1989 году Севастополь был закрытым городом. Допустить в главную базу Черноморского флота иностранцев для проведения эксперимента, то есть специалистов с электронной фото- и видеоаппаратурой, было бы верхом беспечности даже в период разрядки международной напряженности. Поэтому местом проведения эксперимента, по рекомендации КГБ СССР и по решению руководства ВМФ, была выбрана акватория морского порта Ялты, которая была открытым курортом для посещения иностранными туристами.

Для размещения участников эксперимента, представителей прессы и ТВ (120 человек) руководством флота был выделен плавучий госпиталь «Енисей», который ошвартовался у ялтинского пирса. На нем же были развернуты командный пункт и штаб эксперимента. Объектом исследования в качестве носителя ядерного оружия был назначен ракетный крейсер «Слава», в одной из восьми спаренных пусковых установок которого была размещена крылатая ракета комплекса «Базальт» с ядерной боеголовкой. Где находится ракета с ядерной боеголовкой, в какой именно ПУ, участникам эксперимента известно не было. Ее нужно было обнаружить средствами СТК. Поисково-спасательное судно «Апшерон» стало на якорь в определенном ему по плану эксперимента месте. На его борту находились вертолет Ка-27 и аппаратура комплекса «Советник», а также группа офицеров – специалистов СТК во главе с начальником бригады В.А. Медведевым. В группу входили офицеры А.М. Алябьев, Д.Н. Охотников, Ю.В. Шамлиев, С.В. Персюк, В.В. Исаев и К.Г. Кебкал.

В эксперименте также испытывались комплекс СТК «Север», расположенный на большом десантном корабле (БДК), и комплекс «Агат», размещенный на грузовом автомобиле и предназначенный для обнаружения ядерного оружия на кораблях, стоящих у пирса. Эти два комплекса – разработка Института ГЕОХИМ имени В.И. Вернадского АН СССР. Испытывался и комплекс «Роса» – разработка Института физики Земли имени О.Ю. Шмидта АН СССР.

С американской стороны были представлены комплексы контактной аппаратуры СТК в комплексе с ноутбуками для обработки информации. Руководство ВМФ СССР разрешило проводить исследования непосредственно на пусковой установке КРМБ с ядерной боевой частью, и все контактные комплексы, представленные СССР и США, были размещены на РК «Слава». Комплекс «Советник» – дистанционный комплекс СТК, он мог обнаруживать ядерное оружие на расстоянии.

О значимости совместного советско-американского неправительственного эксперимента говорит и состав его участников. С советской стороны в эксперименте участвовали видные ученые АН СССР, академики А.П. Александров, Е.П. Велихов и В.А. Барсуков (научное руководство экспериментом), а также научные сотрудники ИАЭ, ИФЗ, ГЕОХИМ АН СССР, сотрудники внешнеполитических управлений и ведомств (Главного управления внешних сношений АН СССР, Управления информации МИД СССР), замминистра иностранных дел СССР В.П. Карпов. Офицеры 6-го управления ВМФ во главе с Г.Е. Золотухиным координировали работу по подготовке и проведению эксперимента. Руководство силами и средствами Черноморского флота осуществлял начальник штаба ЧФ В.Е. Селиванов. Присутствовали представители советских СМИ, журналисты, телевизионщики, фотокорреспонденты (ТАСС, АПН, «Правда», «Москау-ньюс», «Известия», «Международная жизнь», «Красная звезда», «Флаг родины» и другие).

С американской стороны на эксперимент прибыли ученые и специалисты из Массачусетского института, Станфордского и Мэрилендского университетов, Брукхейвенской национальной лаборатории, Национальной лаборатории США (Бруклин) и группа экологов Комитета охраны природы США. Рабочая группа во главе с директором Программы национальной безопасности США У. Аркиным, видные ученые-физики во главе с Т. Корхэном, группа конгрессменов во главе с членом палаты конгресса США по делам вооруженных сил Дж. Спрэттом, представители корпорации «Циркуляр» (Филадельфия), а также иностранные журналисты, телеоператоры, фотокорреспонденты (ТВ агентства Эй-би-си, Си-эн-эн, ТВ Италии, ЭФ Испании, Кнадо-Цусин, Асаки (Япония), «Филадельфия» (США), «Нью-Йорк таймс», «Ньюс-уик», «Лос-Анджелес таймс», «Шпигель» (ФРГ), «Гуань-миньжибао» (КНР).

Суть эксперимента заключалась в том, что вертолет Ка-27 с аппаратурой комплекса «Советник», поднявшись с борта ПСС «Апшерон», пролетел в соответствии с полетным заданием над РК «Слава» и вернулся обратно. Аппаратура комплекса «Советник» в момент облета крейсера в автоматическом режиме произвела необходимые измерения радиационного поля одновременно с фото- и видеосъемкой. Сравнивая значение радиационного поля корабля с естественным радиационным фоном, «Советник» выявил аномальное, пиковое значение в районе одной из пусковых установок КРМБ по правому борту РК «Слава», в которой фактически и находилась, как оказалось, КРМБ с ядерной боеголовкой. После компьютерной обработки результатов измерений факт наличия и месторасположение ядерного оружия был задокументирован фото-, видеоматериалами и распечатками с компьютера «Советник». О результатах было доложено на ГС «Енисей», в штаб эксперимента, начальнику 6-го отдела ЧФ капитану 1 ранга А.З. Гуло.

Командирским катером, спущенным с РК «Слава», документы с результатами эксперимента были отправлены в штаб на ГС «Енисей». Участники эксперимента с американской стороны с восхищением оценили результаты работы аппаратуры СТК «Советник». Каждый из них попросил в качестве сувенира распечатку с компьютера «Советник» на память о проведенном советско-американском эксперименте на Черном море.

Результаты эксперимента, который широко освещался в отечественной и зарубежной прессе того времени, показали, что предложенные советскими и американскими учеными методы и аппаратура СТК могут быть использованы для создания надежной системы контроля ядерного оружия морского базирования. Ядерное оружие на кораблях может обнаруживаться на расстоянии 50–100 м, а затем, при необходимости, может проводиться идентификация ядерного оружия контактными СТК.

Спустя полгода у берегов Мальты на борту теплохода «Максим Горький» состоялся очередной этап переговоров на высшем уровне по ограничению развертывания КРМБ с ядерным оружием. Как говорил Михаил Горбачев: «Процесс пошел» и «Мы отвели пистолет от виска России». Так офицеры бригады СТК ЧФ внесли свой вклад в процесс разоружения и разрядки международной напряженности.

ОПАСНОСТЬ КАТАСТРОФЫ НЕ ИСЧЕЗЛА

Годы идут. Время не остановишь. Процесс разоружения сыграл свою роль в . Крылатые ракеты с ядерным оружием сняты с вооружения ВМС США, но КРМБ «Томагавк» нового поколения с обычным зарядом обладают еще большей точностью и дальностью, а снаряжение их ядерными боевыми частями не занимает много времени.

Распался Советский Союз. «Империя зла», как тогда называли его американцы, исчезла с карты мира. Флот, пережив развал и разделение, набирает свою былую мощь. РК «Слава» переименован в гвардейский ракетный крейсер «Москва» и стал флагманом Черноморского флота. Крым и Севастополь вернулись в состав России. В мире появились новые приоритеты, новые угрозы: глобальное потепление, летящие кометы, природные катаклизмы.

Но это все в будущем. А в настоящем? Исчезла ли опасность ядерной катастрофы? Отнюдь. Речь не идет о Третьей мировой (атомной) войне. Понятно, что в ней не будет ни победителей, ни побежденных, будет просто конец земной цивилизации. Апокалипсис. Но опасность локальных разборок и террористических актов с применением ядерного оружия остается и даже возрастает. К ядерному оружию рвутся исламские фанатики, различного рода экстремисты. В результате боевых действий или терактов могут быть разрушены атомные электростанции. Атом, даже мирный, всегда таит в себе глобальную опасность. Возникла опасность ядерного и радиационного терроризма. Эта опасность вокруг нас, она реально существует в реальном времени, пока существует ядерное оружие и АЭС, а значит дальнейшее развитие и совершенствование средств СТК будет продолжено.

Обретя ядерное оружие, военно-политическое руководство США сразу после окончания Второй мировой приняло решение не ограничиваться его носителями в ВВС. Палубные самолеты ВМС также рассматривались в качестве средства доставки ядерных бомб, тем более что в планы Пентагона входило строительство «суперавианосцев» водоизмещением порядка 70 тысяч тонн, впоследствии ставших известными как тип Forrestal. Оснащенные крылом с ядерными бомбами, они превратились в стратегическое средство ведения войны в формате «флот против берега». Под берегом, понятное дело, прежде всего понимались объекты на территории СССР и его союзников.

“ Силы специального назначения ВМФ СССР располагали двумя разновидностями малогабаритных ядерных боеприпасов «ранцевого» типа ”

Первым американским авианосцем с подобными возможностями стал Cоral Sea, заложенный еще во время войны и сданный флоту в 1947-м. Именно на его борту в 1950 году разместилась эскадрилья c «гибридными» штурмовиками-бомбардировщками AJ-1 Savage, имевшими два поршневых и один турбореактивный двигатель. Они стали первыми в истории палубными самолетами – носителями ЯО. Несколько позже AJ-1 были дополнены модификацией AJ-2. «Дикари» (так переводится их наименование) могли нести первую крупносерийную стратегическую американскую атомную бомбу Mk-6 (в усовершенствованном варианте – Mk-18) мощностью 40 килотонн. Кроме того, более легкие и несколько менее мощные тактические Mk-7 и Mk-8 получили в начале 50-х одномоторные поршневые штурмовики A-1 (AD-1) Skyraider («Небесный рейдер») и двухдвигательные турбореактивные истребители-бомбардировщики F2H Banshee («Фея смерти»). За ними последовали более «продвинутые» палубные машины. Кроме того, «Скайрейдеры» и «Бэнши» могли применять неуправляемые аэробаллистические ракеты малой дальности BOAR в ядерном снаряжении 20-килотонной мощности.

Не осталась в стороне от «нуклеаризации» и базовая патрульная авиация. Ее поршневые самолеты P2V Neptune оснащались ядерными глубинными бомбами Betty и Lulu.

Усилия американцев привели к тому, что их авианосцы стали мощным морским компонентом стратегических ядерных сил, отойдя на второй план лишь к следующему десятилетию, когда началось развертывание атомных подводных лодок – носителей баллистических ракет Polaris. Янки не оставили без внимания и корабельные стратегические КР для поражения наземных объектов (Regulus-1 и Regulus-2, имевшие термоядерные боевые части мегатонного класса), но они быстро сошли с оперативной сцены вплоть до более поздних времен, когда появились созданные на новых принципах «крылатки» Tomahawk.

Этот экскурс в историю чужих ВМС демонстрирует ситуацию, в которой Советский Союз начал оснащение своего флота ядерным оружием (забегая далеко вперед, справедливости ради нужно отметить, что с 1992 года на борту американских авианосцев ядерного оружия нет – оно складировано на берегу). Даже если бы удалось ввести в строй бездарно утопленный в Балтийском море трофейный немецкий Graf Zeppelin, средством ядерного сдерживания он вряд ли стал бы ввиду отсутствия палубных самолетов. Авиация ВМФ СССР оставалась береговой, зато в нее поступили самолеты-носители ядерного оружия – специально подготовленные для подвески атомной бомбы РДС-4 (30 кт) турбореактивные фронтовые бомбардировщики Ил-28А.

Авиационный спецназ

По сути до появления во второй половине 50-х годов баллистической ракеты для подводных лодок проектов 611АВ и 629 Р-11ФМ, а также 533-мм торпеды с ядерным зарядом 53-58 авиационный ударный комплекс Ил-28А/РДС-4 был единственным видом ядерного вооружения нашего флота. Большей же частью самолеты Ил-28 использовались в ВМФ в качестве торпедоносцев – носителей реактивных авиаторпед РАТ-52, не имевших ядерного исполнения. В те годы планировалось, но так и не состоялось ядерное оснащение первых противокорабельных крылатых ракет КС-1 («Комета»), поступивших на вооружение авиации ВМФ в 1953-м (носители – тяжелые поршневые бомбардировщики Ту-4КС, позже замененные на более скоростные турбореактивные Ту-16КС). Зато оно предусматривалось для созданных на основе КС-1 ракет С-2 береговых комплексов «Стрела» и «Сопка» и сухопутных ФКР-1. Часть таких ракет обоих типов, доставленных на Кубу в период Карибского кризиса, имела ядерное снаряжение.

Конечно, в отличие от палубных машин Ил-28А не являлись стратегическими (хотя в отношении европейских и азиатских вероятных противников почему бы и нет?). Боевой радиус Ил-28 составлял порядка 1000 километров, в то время как поступивший на вооружение ВМС США в 1956 году дозвуковой палубный штурмовик-бомбардировщик А-3 Skywarrior («Небесный воин») при сопоставимых скоростных характеристиках мог доставить ядерную бомбу (причем из ассортимента пошире, чем у Ил-28А, и при большей боевой нагрузке) на расстояние почти 1700 километров. Это означало, что с авианосца, находящегося на рубеже подъема самолетов в Норвежском море, «Небесные воины» могли обрушить ядерную смерть на Ленинград.

Использование Ил-28А, сводимых с 1954-го в отдельные эскадрильи специального назначения, регламентировалось в увидевшем свет в том же году «Наставлении по особенностям ведения морских операций в условиях применения атомного оружия». Так, в сражении с вражескими надводными силами, включающими крупные корабли (линкоры, авианосцы и крейсеры), предусматривалось первоначально атаковать их противокорабельными ракетами КС-1, запускаемыми с низкоскоростных Ту-4КС (что по замыслу разработчиков типовых операций должно было отвлечь вражеские средства ПВО), а затем нанести по противнику (с целью поражения крупных кораблей) ядерный удар самолетами Ил-28А с последующим – не более чем через четверть часа – вводом в бой торпедоносцев Ил-28 и Ту-14 (гораздо менее распространенных), а затем торпедных катеров, поддерживаемых парой крейсеров и эсминцами. Как видим, на первых порах флотскому ядерному оружию в подобных операциях отводилась роль весьма важного, но все-таки не главного средства.

Ракетный дебют

С рубежа 50–60-х годов СССР начал развертывать новые баллистические ракеты подводных лодок Р-13 (пока не избавившиеся, как и Р-11ФМ, от такого недостатка, как исключительно надводный старт) и КР П-5 (с таким же стартом) в термоядерном снаряжении для поражения наземных объектов. Носителями Р-13 стали крейсерские дизельные подлодки проекта 629, а П-5 проектов 644 и 665, переоборудованные из средних 613-х (затем дизельные субмарины специальной постройки проекта 651), а также атомные 659-е (позже 675-е). Очень скоро появились ПКР П-6 (для подводных лодок проектов 651 и 675) и П-35 (для крейсеров проекта 58 и комплексов береговой обороны), конструктивно похожие на П-5. В авиации ВМФ на смену Ил-28А пришли дальние Ту-16А (носители ядерных и термоядерных бомб) и в более существенных масштабах ракетоносцы Ту-16К-10 с дальнобойной КР К-10 с термоядерной (предусматривалась и фугасно-кумулятивная) боевой частью. Взамен чисто ядерного мелкосерийного изделия 53-58 в сжатые сроки было создано унифицированное автономное специальное боевое зарядное отделение (АСБЗО), благодаря чему изначально «обычные» 533-мм торпеды превращались в ядерные. Это означало, что носителями ЯО могли быть даже устаревшие сторожевые корабли-«полтинники» (проект 50) и торпедные катера. Наконец, уже в начале 60-х ВМФ СССР обладал противолодочными ядерными минами с мощностью заряда, по зарубежным оценочным данным, 5–20 килотонн.

“ Носителями ядерного оружия могли быть даже устаревшие сторожевые корабли-«полтинники» и торпедные катера ”

Внедрение ракетно-ядерных средств поражения наземных и надводных целей по сути и превратило ВМФ СССР в стратегический фактор ведения глобальной войны, коим до этого флот не являлся. Его строительство как второго по значимости после Ракетных войск стратегического назначения вида Вооруженных Сил подчинялось этой фабуле, а главными задачами были определены нанесение ядерных ударов по наземным объектам противника, уничтожение (также с использованием ЯО) ПЛАРБ системы Polaris и разгром авианосных ударных соединений (в том числе во взаимодействии с выделяемыми ВВС межконтинентальными тяжелыми ракетоносцами Ту-95К – носителями дальнобойных КР семейства Х-20 с термоядерными боевыми частями мегатонного класса).

Именно в этих целях была организована боевая служба сил ВМФ, отличавшаяся значительным геопространственным размахом и позволявшая нанести в случае критически угрожающего развития обстановки первый (!) удар ядерными и неядерными средствами поражения в их комбинации по корабельным группировкам противника. Действия заблаговременно (в мирный период) развернутых разнородных сил боевой службы обеспечивали введение в глобальную морскую битву основных оперативных сил флота.

Опасное соседство

Роль океанского ракетно-ядерного флота четко обозначена во введенном в 1963 году уже не командованием ВМФ, а непосредственно Генеральным штабом (что было впервые) наставлении «Операции Военно-морского флота. Часть пятая (флот-флотилия)». В документе определялась главенствующая роль ядерного оружия. «Операция представляет собой согласованные и взаимосвязанные по цели, месту и времени ядерные удары и высокоманевренные действия оперативных объединений и соединений, проводимые по единому замыслу для решения оперативных и стратегических задач».

С расширением ракетно-ядерного арсенала флота задачи по применению «специзделий» формулировались и уточнялись по результатам их испытаний, опыта учений и машинно-математического моделирования. Речь идет о баллистических (от Р-21 до Р-39) и крылатых (от «Аметиста» до «Гранита») ракетах уже подводного старта, ПКР («Базальт» и пр.), усовершенствованных КР для морской ракетоносной авиации (для Ту-16 – КСР-5, для сверхзвуковых Ту-22К и Ту-22М – Х-22), противолодочных в ядерном снаряжении («Вихрь», «Вьюга» и др.), универсальных противолодочно-ударных (комплекс «Раструб-Б»), ядерных глубинных авиабомбах для ПЛА (начиная с СК-1 «Скальп» для гидросамолета Бе-12) и т. д. Ядерное оружие (глубинные бомбы РЮ-2 «Скат») получили даже противолодочные вертолеты Ка-25 (модификация Ка-25ПЛЮ). А западные эксперты допускали наличие ядерных снарядов для 152-мм орудий легких крейсеров типа «Свердлов» (проект 68 бис). Интересное предположение, особенно если учесть, что неприятное соседство таких крейсеров в пределах дальности стрельбы их главного калибра частенько ощущали команды американских авианосцев. Да и то сказать – внезапный залп всех 12 таких орудий с применением бронебойных снарядов мог оказаться для авианосца фатальным (с последующей почти неминуемой героической гибелью крейсера).

Кстати, как засвидетельствовали в популярной книге о военно-морской разведке бывший военно-морской атташе посольства США в Москве Питер Хухтхаузен и французский историк Александр Шелдон-Дюпле, силы специального назначения ВМФ СССР (части боевых пловцов, по отечественной терминологии – водолазы-разведчики) располагали двумя разновидностями малогабаритных ядерных боеприпасов ранцевого типа. Это подтверждается и даже уточняется информацией открытого отечественного труда «Ядерное нераспространение» (в числе авторов которого – преподаватели Военной академии Генштаба и специалисты Росатома), где указано, что спецчасти советского флота обучались применению таких боеприпасов даже не двух, а четырех образцов (РА41, РА47, РА97 и РА115, к настоящему времени все они утилизированы).

Во всех стихиях

В документах ВМФ СССР подчеркивалась необходимость скрупулезного учета таких особенностей, как предотвращение поражения своих сил, оказавшихся неподалеку от объекта планируемого удара, и высокая стоимость спецбоеприпасов, исключающая их применение по недостойным целям. К середине 70-х годов предусматривались следующие случаи использования флотского ЯО:

  • баллистических ракет подводного базирования по наземным объектам, надводным кораблям и подлодкам в крейсерском положении (к слову, руководством Минобороны СССР рассматривалась и возможность применения МБР РВСН против находящихся в позиционных районах погруженных ПЛАРБ противника);
  • крылатых ракет надводных кораблей, подлодок и морской ракетоносной авиации по надводным кораблям и береговым объектам (преимущественно при залповом пуске, например для потопления с вероятностью порядка 0,8 авианосца типа Essex достаточен был залп половины ракетного боекомплекта ПЛАРК проекта 675 – 4 П-6);
  • <>торпед не только против надводных кораблей, судов и подводных лодок, но и особо важных береговых объектов;
  • противолодочных ракет (комплексы «Вихрь» для крупных надводных кораблей и «Вьюга» для АПЛ) по подлодкам, надводным кораблям и береговым объектам (ПЛАРБ типа George Washington с вероятностью не ниже 0,9 могла быть уничтожена тремя такими ракетами, запущенными противолодочным крейсером-вертолетоносцем проекта 1123 или ПЛА проекта 671);
  • ЗУР (универсальный комплекс «Шторм» для крейсеров противолодочных проекта 1123 и тяжелых авианесущих проекта 1143, а также БПК проектов 1134А и 1134Б) против воздушных (включая крылатые ракеты), а при необходимости и надводных целей;
  • авиационных противолодочных глубинных бомб («Скальп», «Скат» и др.) по подлодкам.

ЯО могло применяться флотом и для уничтожения противодесантных заграждений противника с целью расчистки проходов.

Наконец, в 1975 году с вступлением в строй противолодочного (впоследствии переклассифицированного в тяжелый авианесущий) крейсера «Киев» ВМФ СССР обзавелся палубными самолетами – носителями ядерного оружия. Ими стали штурмовики вертикального взлета и посадки Як-38, в комплект ударных подвесок которых вошли «специальные» малогабаритные авиабомбы РН-28. В погребах «Киева» находилось 18 таких боеприпасов. При всех известных недостатках Як-38 («Гонки за вертикалью») наличие ЯО делало эти штурмовики серьезным боевым средством. А с учетом наличия на борту ПКР комплекса «Базальт» и ПЛР «Вихрь» в ядерном снаряжении (а также, вероятно, ядерных глубинных бомб для вертолетов) это была могучая океанская крепость. Увы, служба «Киева» в отечественном флоте, а тем более его «систершипов», оказалась по независящим от ВМФ причинам слишком короткой для кораблей такого класса («Потопленные перестройкой»).

В целом кратко характеризуя «нуклеаризацию» ВМФ СССР, можно утверждать, что наш флот в зените послевоенного развития располагал полномасштабной, весьма своеобразной ядерной триадой (аллегорически удачнее назвать ее трезубцем) морского, воздушного и наземного (берегового) базирования – от межконтинентальных баллистических до маневрирующих стратегических («Гранат») и противокорабельных («Базальт», «Гранит», «Вулкан») крылатых ракет, не говоря уже о таких специфических морских системах оружия, как торпеды и мины. Нет сомнений, что одной только ядерной мощи флота СССР, несмотря на все его «узкие места», вполне хватало для нанесения неприемлемого ущерба любому противнику, если не полного его уничтожения. Правда, ценой собственной гибели. Но это и обеспечивало военно-стратегический паритет в Мировом океане.

#Mk 101 Lulu #тяжелый авианесущий крейсер «Киев»

Е.А. ШИТИКОВ - кандидат технических наук, лауреат Государственной премии, вице-адмирал


Ядерное оружие возникло на основе фундаментальных исследований свойств материи, проникновения человека в тайны ядра атома. Научным руководителем Уранового проекта по созданию в СССР ядерного оружия был академик Игорь Васильевич Курчатов. Для Военно-Морского Флота ядерное оружие создавалось в трех институтах (названия современные): Всероссийском НИИ экспериментальной физики (ВНИИ-ЭФ), Всероссийском НИИ технической физики (ВНИИТФ), Всероссийском НИИ автоматики (ВНИИА) Министерства по атомной энергии (Минатом). В этих организациях первым лицом являлся научный руководитель, роль которого в создании оружия всегда была определяющей.

Научным руководителем ВНИИЭФ (Арзамас-16) в течение почти полувека работал академик Ю.Б. Харитон. Ныне им стал В.Н. Михайлов, министр Российской Федерации по атомной энергии. Научным руководителем ВНИИТФ (Челябинск-70), основавшим второй ядерный центр, был член-корреспондент АН СССР К.И. Щелкин, его сменил академик Е.И. Забабахин, а в настоящее время - академик Е.Н. Аврорин. Во ВНИИА (Москва) должность научного руководителя существовала до 1964 г., ее занимал член-корреспондент АН СССР Н.Л. Духов.

В первую очередь ученые-физики играли главную роль в создании ядерных боеприпасов (ЯБП). Вместе с тем в решении этой чрезвычайно важной проблемы принимал участие огромный коллектив деятелей науки, что позволило однажды министру Е.П. Славскому в шутку заявить о создании “своей академии наук”, имея в виду 50 академиков и членов-корреспондентов, работающих в атомной промышленности.

Пока нет общепризнанной периодизации развития ядерных и термоядерных зарядов. Одна из причин в том, что на начальном (бомбовом) этапе по физическим критериям прорыв следовал за прорывом (1951, 1953, 1955 гг.), а затем качественные изменения происходили и по другим показателям, определяемым носителями ядерных боеприпасов. В интересах Военно-Морского Флота ядерные боеприпасы разрабатывались для снаряжения авиационных бомб, торпед, баллистических ракет, крылатых ракет (корабельных, авиационных и береговых), противолодочных ракет, подводных ракет и глубинных бомб.

Первыми боеприпасами флота была атомные бомбы. Все морские ядерные боеприпасы (ЯБП) создавались на основе перевода делящихся материалов (плутония и урана-235) в надкритическое состояние путем формирования сферической сходящейся ударной волны (эффект имплозии) за счет энергии химического взрывчатого вещества (ВВ). Достоинство метода - экономичность. Но при этом всегда существует критический размер, при уменьшении которого заряд не сработает (диаметр первой имплозивной бомбы - 1,5 м).

При переходе от авиабомбы к торпеде встала такая проблема, как вписать заряд имплозивного типа в малый для него диаметр. Исследования велись в направлении теоретического и экспериментального изучения газодинамических процессов и физической схемы центральной части заряда. В частности, предложили уменьшить число точек инициирования ВВ, изменить фокусирующую систему и параллельно отрабатывать несколько вариантов центральной части. Однако при натурном испытании на Семипалатинском полигоне в октябре 1954 г. вместо ядерного взрыва произошел разброс делящихся материалов с заражением местности. Это было впервые в истории создания отечественного ядерного оружия. Заряд подвергся доработке, на следующий год он испытывался в нескольких модификациях. Всего после первой неудачи заряд выдержал проверку 7 раз, в том числе в составе торпеды с фактической стрельбой с подводной лодки.

ВНИИА совместно с “Гидроприбором” удалось создать автономное специальное боевое зарядное отделение (АСБЗО), пригодное для использования со всеми прямоидущими торпедами калибра 533 мм. Это сразу упростило эксплуатацию торпедного ядерного оружия на флотах и повысило его надежность. После Н.Л. Духова главным конструктором боеприпасов во ВНИИА стал В.А. Зуевский. От ВМФ большой вклад в создание АСБЗО внес Б.А. Сергиенко, прекрасно знавший торпедное оружие.

При обосновании новых образцов ракетного оружия всегда вставал вопрос о целесообразности оснащения их ядерными боеприпасами. Военно-морская наука выработала рекомендации на этот счет, которыми руководствовались до середины 80-х годов. Все ракеты, баллистические и крылатые, предназначенные для поражения береговых объектов, делались только в ядерном снаряжении, так как с обычными взрывчатыми веществами они были малоэффективны.

Противокорабельные ракеты ПЛ разрабатывались в двух взаимозаменяемых комплектациях боевых частей: с обычным ВВ и с ядерным зарядом. При этом по таким целям, как авианосец, залп предполагался смешанным. Противокорабельные ракеты НК в отличие от подводных лодок, не всегда создавались в двух комплектациях. По крайней мере, для ракетных катеров ядерная комплектация исключалась, а для малых ракетных кораблей допускалась и была обязательной для крейсеров. Противолодочные боевые средства оснащались ядерными боеприпасами только в том случае, если носитель не имел самонаведения или телеуправления и при явно низкой эффективности комплекса с обычными зарядами.

На каждом этапе развития баллистических ракет возникали свои проблемы по боеголовкам. В первом поколении ракет (Р-11ФМ, Р-13, Р-21) главным являлось повышение мощности заряда, чтобы как-то скомпенсировать ошибки определения места подводной лодки в море и направления на цель, а также собственное повышенное рассеивание первых ракет. Научная разработка данной проблемы решалась переходом от использования реакции деления ядер тяжелых элементов к использованию реакции синтеза легких элементов. В бомбовом варианте вооружения, где не было ограничений по весу, габаритам и форме заряда, эту задачу решили благодаря идеям академиков А.Д. Сахарова, Я.Б. Зельдовича и Ю.А. Трутнева. Однако для ракет требовалось сделать заряд в цилиндроконической форме гораздо меньшего размера. Оригинальное решение нашел главный конструктор боеголовки ракеты Р-13 А.Д. Захаренков, предложив элементы заряда разместить не в специальной конструкции, а прямо в корпусе головной части ракеты. Впервые в отечественном зарядостроении была создана совмещенная конструкция, которая на Северном флоте была проверена боевой стрельбой. Термоядерный заряд сработал надежно.

Заряд следующей ракеты бинарного типа разработки академика Е.А. Негина получился намного легче - вес боеголовки удалось снизить на 400 кг, но соответственно уменьшилась и ее мощность, хотя для Военно-Морского Флота требуется повышение мощности боеголовки. Тогда ученые находят еще одно оригинальное решение: использовать тритий, фактически без изменения конструкции боеголовки. Мощность была доведена до мегатонного класса. Но тритий обладает высокой проникающей способностью, токсичен и радиоактивен. По просьбе ВМФ главный конструктор подводных лодок академик С.Н. Ковалев размещает в ракетных шахтах специальные приборы радиационного контроля на тритий. В дальнейшем конструкторам зарядов удалось укротить этот опасный газ, и радиационный контроль в шахтах отменили.

Во втором поколении ракет (Р-27, Р-29) требовалось достичь больших и межконтинентальных дальностей стрельбы. Предыдущие боеголовки, вес которых заметно превосходил тонну, для новых ракет не годились. Необходимо было снизить вес примерно вдвое. Работы велись по линии увеличения коэффициента термоядерности заряда, уменьшения веса автоматики, включавшей импульсный источник нейтронов, системы предохранительных и исполнительных датчиков, источник тока и др. Задачу удалось решить на новом научно-техническом уровне. В этом поколении боеголовок применялись заряды разработки ВНИИЭФ. Главным конструктором боеголовок второго поколения являлся Л.Ф. Клопов.

К третьему поколению относятся ракеты с разделяющимися головными частями (РГЧ) индивидуального наведения. Переходной стала боеголовка так называемого среднего класса. В ней еще сохранились многие черты моноблока. Удачным по удельным характеристикам оказался заряд для трехблочной РГЧ. Для создания 10-блочных боевых частей требовался качественный скачок, так как форма корпуса - это острый конус, в который можно вписать только заряд такой же конфигурации, вес и габариты должны жестко соответствовать минимуму, полет в атмосфере происходил в сплошной плазме. Созданию столь сложного заряда не в последнюю очередь способствовало соревнование между ВНИИТФ и ВНИИЭФ. На блоках третьего поколения установили заряды разработки главного конструктора члена-корреспондента РАН Б.В. Литвинова. Главным конструктором боевых блоков являлся О.Н. Тиханэ. Позже его сменил В.А. Верниковский. В третьем поколении и заряды и боевые блоки разрабатывались в ВНИИТФ.

При создании системы высотного подрыва трудность состояла в выборе принципа ее работы: барометрический датчик зависит от метеоусловий в районе цели и ее высоты над уровнем моря, инерционный (с использованием величин перегрузок на траектории) - от дальности стрельбы, радиодатчику может быть оказано противодействие. В современных боеприпасах решена и эта проблема. Главным конструктором систем неконтактного подрыва стал Н.З. Тремасов. От флота боеголовками баллистических ракет занимались Е.А. Шитиков и А.Г. Мокеров.

На заре развития ракетного оружия корабельные баллистические и крылатые ракеты рассматривались как равноценные боевые средства для нанесения ударов по береговым объектам. Например, первая крылатая ракета П-5 имела дальность в три раза большую, чем первая баллистическая ракета Р-11ФМ. Кроме принятых на вооружение ракет П-5 и П-5Д, была задумана крылатая “суперракета” П-20 с термоядерным зарядом. На подводной лодке могли разместиться только две такие ракеты. Поэтому работа закончилась эскизным проектом. Такая же участь постигла и “суперторпеду” Т-15. Невероятно, но факт: гигантомания, связанная с ядерным оружием, только тормозила развитие морских вооружений.

Научно-техническое соревнование задачу “флот против берега” решило в пользу баллистической ракеты, а “флот против флота” - крылатой.

Ядерные боевые части противокорабельных ракет отличаются от других ЯББ: развитая связь с системой управления ракетой, вплоть до подрыва ядерного заряда по ее команде; бескорпусная конструкция, то есть размещение в ракете путем монтажа заряда и автоматики; разветвленная по всей ракете система контактных датчиков подрыва; взаимозаменяемость с обычной боевой частью. Главным конструктором многих боевых частей, в том числе и крылатых ракет, почти четверть века являлся А.А. Бриш (ВНИИА). От ВМФ в создании ЯБП крылатых ракет плодотворно и активно участвовал Б.М. Абрамов.

При создании противолодочного оружия остро встала проблема ударостойких зарядов. Небольшое смещение узлов могло дать асимметрию, что привело бы к отказу боеприпаса. Ударостойкость зарядов исследовалась и повышалась применительно к системам: беспарашютная глубинная бомба (РЮ-2), противолодочные ракеты (“Вихрь”, “Вьюга”), баллистическая ракета большой дальности с подводным взрывом боеголовки (“Гарпун”).

Военно-Морской Флот предъявлял к ядерным боеприпасам повышенные требования по безопасности. Нигде ЯБП так близко не соседствуют с различной техникой и людьми, как на корабле. Ядерные заряды первого поколения в случае срабатывания хотя бы одного капсюля-детонатора (в типовой конструкции их 32) могли давать неполный ядерный взрыв. Ученым и конструкторам удалось исключить в аварийных ситуациях начало цепной реакции. После этого ЯБП могли быть выданы на все корабли. Беспокойство вызывали детонаторы. В ракетных боекомплектах подводных лодок второго поколения их более полутысячи, а третьего - еще больше. Во время испытаний одной из боеголовок на глубоководное погружение (300 м) произошел удар, от которого капсюль полностью впрессовался во взрывчатое вещество. Ясно, что нужно было принимать меры, исключающие взрыв. В конце концов, конструкторам удалось создать детонаторы даже менее чувствительные к тепловым и механическим воздействиям, чем само ВВ. Электродетонаторы боятся токов наводки, а на корабле их не избежать. Была решена и эта проблема. Проверку производили на кораблях, поднося боеприпасы к радиолокационной антенне и включая станцию на полную мощность.

На основе анализа имевших место аварий и катастроф (гибель подводных лодок с ядерным оружием, удар лодки на глубине о скалу с сильным повреждением торпеды с ЯБП и др.) удалось решить многие вопросы, способствовавшие повышению безопасности ядерных боеприпасов.

При боевом использовании оружия безопасность стреляющего корабля обеспечивается несколькими ступенями предохранения, работающими на траектории, как правило, на разных независимых принципах, благодаря чему на опасном для корабля расстоянии ядерный взрыв произойти не может.

В боевых условиях подводный взрыв во многих случаях эффективнее надводного. Теорией подводного ядерного взрыва занимались академики Н.Н. Семенов, М.А. Садовский, С.А. Христианович и Е.К. Федоров. Так, на испытании первого подводного взрыва на Новой Земле с ними прибыли 120 научных сотрудников от Академии наук и Академии медицинских наук. Это в 2 раза больше, чем от Минсредмаша, испытывавшего новый заряд, и в 4 раза, чем от Минсудпрома, участвовавшего в проверке на взрывостойкость 12 кораблей. Объясняется это тем, что ответственность за испытания ядерных зарядов возлагалась правительством и на Академию наук. Автор общей теории цепных реакций Н.Н. Семенов являлся научным руководителем испытаний на Новой Земле в 1955 г. В результате совместной работы военных и академических ученых проблема была решена. Наибольший вклад в этот раздел прикладной гидродинамики внесли военные ученые профессор Ю.С. Яковлев и член-корреспондент РАН Б.В. Замышляев. Результаты исследований имели большое значение для кораблестроения и для выработки рекомендаций по боевому использованию ядерного оружия. В испытаниях ядерного оружия часто участвовал главный метеоролог страны академик Ю.А. Израэль.

Непосредственно подземными испытаниями ядерных зарядов на Новой Земле обычно руководили ученые Г.А. Цырков, академик Е.А. Негин. Многие испытания были уникальными. Например, определение изменения мощности одного заряда при облучении его взрывом вблизи расположенного другого заряда (проверка на стойкость к ПРО).

На Новоземельском полигоне был проведен только один заведомо “грязный” наземный взрыв, и именно в интересах “большой” науки. В этом опыте ИХФ АН СССР и ВНИИТФ получили обширную информацию о поглощении энергии веществом при температурах, достигающих 10 млн. градусов. Одновременно испытывались и корабли. Так взаимодействовали ученые-физики и моряки.

Военно-Морской Флот и судостроительная промышленность помогли атомной отрасли кадрами. Первым министром Министерства среднего машиностроения стал В.А. Малышев, до этого возглавлявший судостроительную промышленность. Из моряков и кораблестроителей вышли главные конструкторы С.П. Попов и С.Н. Воронин. Заместителем министра, ведавшим разработками ядерных боеприпасов, был В.И. Алферов. Связь флота с атомной наукой продолжается. Так, в 1995 г. вице-адмирал Г.Е. Золотухин перешел в Минатом заместителем начальника Главного управления проектирования и испытаний ядерных боеприпасов.

Все упомянутые в статье участники оснащения флота ядерным оружием являются лауреатами Ленинской или Государственной премий, многие имеют высокое звание Героя Социалистического Труда, а И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, К.И. Щелкин, Н.Л. Духов, Е.П. Славский, А.Д. Сахаров и Я.Б. Зельдович удостоены этого звания трижды.

Как ни парадоксально прозвучит, но атомный флот зародился из ядерного взрыва. Использование нового вида энергии сулило чрезвычайно лакомые возможности и в первую очередь - неограниченную дальность походов и огромную мощность плавучего средства. Поэтому после успешного испытания в 1949 году ядерной бомбы развитие флота получило новый мощный импульс. Практически сразу развитие советского атомного флота пошло по двум равноценным направлениям - военному и гражданскому.

Подводная и надводная охрана морских рубежей

Вполне естественно, что первым получил «обновку» Военно-Морской флот. 4 июля 1958 года головная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» прошла свои первые мили на энергии ядерного реактора. На вооружении подводный страж советских рубежей, конечно, тоже нес ядерное оружие, что уже, в общем-то, не было чем-то особенным. К тому времени ракетное и ядерное оружие уверенно обосновались на ракетных и противолодочных кораблях типа «Бедовый» и «Комсомолец Украины», а также на ракетных и противолодочных крейсерах типа «Грозный» и «Москва», не говоря уже о многочисленных ракетных катерах.

Несмотря на мощь и надежность надводных кораблей, работавших на традиционной энергии, ставка была сделана на атомные подводные лодки (АПЛ). Основу ВМФ СССР составляли 33 АПЛ проекта 671РТМ и РТ и 12 - проекта 670 и 670М. Самыми мощными были семь подводных ракетных крейсеров проекта 949 и 949А «Антей». Каждый из них был способен запросто уничтожить хваленую авианосную группу Соединенных Штатов.

Фото: АПЛ проекта “Антей” https://defendingrussia.ru

Числились за советскими подлодками и другие рекорды. Так, в состав флота входили 12 АПЛ с корпусами из титановых сплавов, среди которых была самая быстроходная в мире подлодка (проект 661) и самая глубоководная (проект 685).

Фото: АПЛ проекта 661 http://vpk-news.ru

Надводный атомный военный флот развивался более медленными темпами. Лишь в 1980 году ВМФ получил новогодний подарок - 30 декабря вступил в строй крейсер «Киров». Этот корабль с ядерной установкой был оснащен новейшими ракетными комплексами, не имеющими аналогов за рубежом. По сути, «Киров» представлял собой прототип корабля «арсенального» типа, о строительстве которого только сейчас подумывают в США.

Всего было построено 4 таких корабля: «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Петр Великий». Государственные испытания последнего с огромными трудностями начались в 1996 году, спустя 10 лет после закладки. Но это уже российская история атомного флота, к которой стоит вернуться чуть позже.

Уникальный ледокольный флот

«Облик отечественного ударного корабля ледового класса еще обсуждается с военными. Но уже сейчас можно сказать, что многое он возьмет от нового ледокола ЛК-110Я ″Лидер″».

Да и сейчас наши северные рубежи – не бесхозные и беззащитные. Как минимум мирный ледокол «Советский Союз» может выполнять двойную функцию и в случае необходимости участвовать в активных боевых действиях. «Гостинцы» в виде боевых модулей и компонентов частично хранятся на складах, но кое-что находится постоянно на борту.

В семействе ожидается прибавление

Ну а самое главное, что возрождаться российский атомный ледокольный флот будет не только за счет старых ресурсов и разработок военных. Сегодня в эксплуатации ФГУП «Росатомфлот» находятся семь атомных судов. И новостные ленты информагентств достаточно часто сообщают о грядущем пополнении ледокольного семейства. Так, в середине июня на воду был спущен атомный ледокол «Арктика» – самый мощный и самый большой из существующих сегодня.

Его мощность - 60 МВт, длина - 173,3 метра, ширина - 34 метра, водоизмещение - 33,54 тысячи тонн. Проектный срок службы - 40 лет. Льды почти трехметровой толщины ему нипочем.

Представитель Объединенной судостроительной корпорации Роман Черниговцев отмечает еще одну важную особенность:

«У нового атомохода отечественная система электродвижения. Ранее российские ледоколы комплектовались преимущественно зарубежным электротехническим оборудованием».

Швартовые испытания «Арктики» ожидаются уже в конце 2017 года.

Следующими подарками под елку станет первый серийный ледокол «Сибирь», заложенный в прошлом году, и второй серийный атомоход «Урал», закладка которого произошла на днях с двухмесячным опережением графика. Сданы суда будут соответственно в конце декабря 2019 и 2020 годов.

Вряд ли им придется стоять на приколе в ожидании заказов. И на Северный полюс туристов возить, может, и станут, но лишь от случая к случаю, в свободное от основной работы время. Фронт работ атомоходам предстоит обширный. Новые ледоколы должны обеспечить России лидерство в Арктике и рост грузоперевозок по Северному морскому пути, который при хорошем раскладе может стать главным конкурентом южных маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы.

Глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша рассказывает подробности:

«Ледоколы проекта 22220 будут способны обеспечить круглогодичные проводки по всей акватории Северного морского пути. Им предстоит обеспечивать проводку судов, транспортирующих углеводородную продукцию с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Атлантического и Тихого океана».

Ну а в случае необходимости, совсем как в шуточной песне о «простом советском мирном тракторе», найдется в современной «начинке» российских атомных ледоколов и средство от потенциальных агрессоров.

Кстати, эксперты подсчитали: чтобы круглый год подводить суда к стратегическим объектам российского северного побережья, нужно дополнительно построить не менее 40 новых ледоколов различного класса. Выходит, мечта адмирала Макарова начинает сбываться :

«Россия своим фасадом обращена к Ледовитому океану, и поэтому ни одна нация не заинтересована в ледоколах более нас. Природа заковала нас во льды, и чем скорее мы сбросим эти оковы, тем раньше дадим возможность развернуться русской мощи».

Вконтакте