Атомная подводная лодка мичиган размеры. Подводные лодки проекта «Огайо

Подводная лодка USS «Michigan» (SSGN-727) является второй в серии из 18 атомных подводных лодок третьего поколения класса «Огайо» («Ohio») ВМС США, вступивших в строй с 1981 по 1997 год. Также является третьим кораблем в составе флота ВМС США, названный в честь штата Мичиган. Головной данного класса является , введена в эксплуатацию 11 ноября 1981 года.

С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами системы «Трайдент», оснащёнными разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением. Лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое патрулирование, проводя в море 60 % времени.

Контракт на строительство ПЛ был присужден компании Electric Boat отдела General Dynamics Corporation в Гротон, штат Коннектикут, 28 февраля 1975 года. Заложена 04 апреля 1977 года. Спущена на воду 26 апреля 1980 года. Введена в эксплуатацию 11 сентября 1982 года под бортовым номером SSBN-727. Местом базирования стала база подводных лодок в Бангор-Бейс, штат Вашингтон.

Основные характеристики: Водоизмещение надводное 16746 тонн, подводное 18750 тонн. Длина 170 метров, ширина 13,0 метров, средняя осадка 11,1 метра. Скорость надводная 12 узлов, подводная 20 узлов. Рабочая глубина погружения 240 метров. Экипаж: 15 офицеров, 140 матросов и старшин. Автономность по продовольствию 60 дней.

Силовая установка: Атомная. Водо-водяной реактор типа GE PWR S8G. Две турбины по 30000 л.с., 2 турбогенератора по 4 МВт, дизель-генератор мощностью 1,4 МВт, резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л.с.

Вооружение:

Торпедно-минное вооружение: 4 ТА калибра 533 мм.

Ракетное вооружение: 154 крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк».

29 июля 1993 года экипаж «Gold» успешно произвел запуск четырех ракет Trident I во время оценочного испытания, который стал последним запланированным для Тихоокеанского испытательного полигона. Все будущие испытания С4 стали проводиться на Атлантическом испытательном полигоне. 02 сентября ПЛ вернулась в Бангор, завершив 37-патрулирование. 09 декабря с экипажем «Blue» вернулась домой после завершения двухмесячного 38-го патрулирования.

01 октября 1994 года на судоверфи Puget Sound Naval Shipyard был начат ремонт, который был завершен 07 июня 1995 года.

02 февраля 2004 года покинула место базирования Бангор и прибыла на военно-морскую верфь Puget Sound для прохождения капитального ремонта, во время которого была модифицирована на подводную лодку с управляемыми ракетами, после завершения которого был присвоен бортовой номер SSGN-727.

12 июня 2007 года во время церемонии в Бремертоне, штат Вашингтон, ПЛ вновь вернулась к службе.

10 ноября 2008 года ПЛ (Blue) покинула порт приписки для своего первого развертывания в качестве подводной лодки с управляемыми ракетами, из которого вернулась домой 12 декабря 2009 года. После этого она прибыла для проведения четырехмесячного капитального ремонта на военно-морскую верфь Puget Sound.

29 апреля 2010 года покинула порт приписки Бангор для своего второго развертывания в качестве SSGN в зоне ответственности 7-го флота США, из которого вернулась домой 02 июня 2011 года.

В ноябре 2012 года вернулась в порт приписки после завершения 12-месячного патрулирования в западной части Тихого океана.

02 ноября 2013 года покинула военно-морскую верфь Puget Sound после завершения 11-месячного планового технического обслуживания. В декабре 2013 года покинула порт приписки для своего четвертого запланированного развертывания в западной части Тихого океана. 11 августа 2015 года вернулась в порт приписки Бангор, после подготовки к 12-месячного плановому ремонту на военно-морской верфи Puget Sound. 08 июля 2016 года покинула сухой док и пришвартовалась у причала №5 военно-морской верфи Puget Sound.

В марте 2017 года покинула военно-морскую базу Китсап-Бангор для своего пятого патрулирования в западной части Тихого океана в качестве подводной лодки с управляемыми ракетами. 25 апреля с запланированным визитом на военно-морскую базу Пусан, Южная Корея. 13 октября с визитом в Пусан, Южная Корея.

13 мая 2019 года в Порт-Таунсенде, штат Вашингтон, после 30-месячного развертывания в западной части Тихого океана. Планируется, что в ближайшее время будет начат капитальный ремонт подводной лодки, который будет проводиться на военно-морскую верфь Puget Sound Naval Shipyard.

Доктрина глобальной ядерной войны, которой придерживались ведущие мировые державы в 60-е годы XX века, предусматривала, что после внезапного нападения противника с применением ядерного оружия обязательно последует ответный «удар возмездия». После всестороннего анализа американские военные специалисты пришли к выводу, что наибольшие шансы нанести такой удар имеют атомные ракетные подводные лодки. Однако быстрое развитие противолодочного оружия и систем подводного обнаружения привело к тому, что ПЛАРБ первого и второго поколений стремительно теряли свое главное преимущество — скрытность. И при проектировании нового подводного ракетоносца перед американскими конструкторами была поставлена задача не только кардинально повысить наступательную мощь корабля, но и значительно уменьшить его физические поля, и прежде всего — снизить шумность. Последнее требование во многом определило технические характеристики и архитектуру подводной лодки типа «Огайо».

ПРОЕКТ

Проектирование американской ПЛАРБ третьего поколения началось в 1971 году в соответствии с утвержденной программой создания системы стратегического вооружения ULMS (Undersea Long-range Missile System). Рассматривались разные варианты конструкции будущей субмарины, но в конце концов была выбрана весьма необычная схема: однокорпусная, одновальная, с большим удлинением корпуса и малым числом водонепроницаемых отсеков (всего четыре, включая короткий реакторный). Как и в случае с АПЛ типа «Лос-Анджелес», американцы сознательно пошли на риск, пожертвовав живучестью лодки ради повышения ее скрытности. Заметим, современные ей советские ПЛАРБ по концепции были совершенно иными: двухкорпусными, двухреакторными, с большим числом водонепроницаемых отсеков (обычно десять) и дублированием основных жизненно важных систем. Разумеется, безаварийная эксплуатация американских субмарин могла осуществляться только при высоком уровне квалификации их экипажей.

Следует признать, что принятые американцами рискованные технические решения в целом себя оправдали. За все время эксплуатации ПЛАРБ типа «Огайо» на них не отмечено ни одной серьезной аварии. Зато по сей день они остаются одними из самых малошумных в мире.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Контракт на строительство головной ПЛАРБ SSBN-726 «Огайо» (Ohio) был заключен с фирмой «Дженерал Дайнэмикс» 25 июля 1974 года. Первоначально планировалось построить 10 подводных лодок; позже их число увеличили до 24. Но в связи с окончанием холодной войны Конгресс США в 1991 году сократил программу строительства до 18 единиц.

По водоизмещению лодки типа «Огайо» более чем вдвое превосходили своих предшественников — ПЛАРБ типа «Лафайет». Поэтому верфь в Гротоне, специализировавшуюся на производстве атомных субмарин, пришлось капитально модернизировать: построить крытый эллинг, док, установить новые краны грузоподъемностью до 300 т. Одновременно была разработана передовая технология сборки кораблей из секций, находящихся в высокой степени готовности. Ракетоносцы строились двумя сериями. Первые восемь единиц изначально оснащались ракетами «Трайдент» IС-4 с дальностью стрельбы /400 км, а последующие — ракетами «Трайдент» II D-5, способными поражать цели на дальности около 11 000 км. К настоящему времени ПЛАРБ первой группы модернизированы: четыре в соответствии с международным договором СНВ-2 переоборудованы в носители крылатых ракет, а остальные перевооружены ракетами «Трайдент» II.

Ядерные ракеты

Атомные ракетные подводные лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических ядерных сил США. Эти корабли стали самым разрушительным средством ведения войны за всю историю человеческого общества.

Главный американский козырь морских сил ядерного сдерживания — межконтинентальная баллистическая ракета «Трайдент» (Trident — «Трезубец»). Состоящая на вооружении ВМС США модификация этой ракеты «Трайдент» II имеет дальность полета, в зависимости от типа боевой части, от 9 до 12 тыс. км. Теоретически подводная лодка типа «Огайо» может нанести ракетно-ядерный удар по территории противника прямо из своей базы.

КОНСТРУКЦИЯ

По конструкции ПЛАРБ «Огайо» — однокорпусная и одновинтовая. Прочный корпус сварен из специальной маломагнитной стали толщиной 75 мм. Цистерны главного балласта расположены в оконечностях. Лодка имеет характерную для американских субмарин одновинтовую схему с крестообразным кормовым оперением без вертикальных стабилизаторов, с полноповоротной плоскостью. Еще два горизонтальных руля установлены на ограждении рубки.

Внутри прочный корпус разделен на четыре главных отсека. В первом на четырех палубах расположены центральный пост, боевые посты комплексов обнаружения, связи и управления оружием, торпедные аппараты с запасными торпедами, аккумуляторная батарея, жилые помещения, кают-компания, камбуз, лазарет и так далее, вплоть до библиотеки и тренажерного зала. Второй отсек почти полностью занимают 24 вертикальные ракетные шахты. Кроме того, там размещаются спальные места боевого расчета ракетного комплекса. В третьем отсеке находятся реактор, два парогенератора и вспомогательные механизмы. Четвертый отсек — турбинный; в нем установлены две паротурбинные установки, корабельная электростанция, электродвигатель для режима подкрадывания и ряд вспомогательных систем. Конструкция прочного корпуса обеспечивает рабочую глубину погружения до 300 м. Ядерный реактор S8G производства фирмы «Дженерал Электрик» — двухконтурный, водо-водяного типа, с естественной циркуляцией первого контура. Расчетный период работы между перезарядками активной зоны — 20 лет. Увеличенный диаметр прочного корпуса ПЛАРБ типа «Огайо» позволил применить малооборотные турбины, установить высокоэффективные амортизаторы и оснастить ГЭУ надежной биологической защитой. Вместе с применением малошумного гребного винта все это позволило существенно снизить уровень акустического поля.

ВООРУЖЕНИЕ

Основное оружие — трехступенчатые твердотопливные ракеты «Трайдент» II размещаются в 24 вертикальных шахтах. Пуск ракет может осуществляться с глубины до 30 м и при скорости хода субмарины до 5 узлов. Ракеты несут разделяющиеся головные части с боеголовками, имеющими индивидуальное наведение. Теоретически число боеголовок на каждой ракете может достигать 14, но по условиям договора об ограничении наступательных вооружений СНВ-2 их не должно быть больше 8. По официальным заявлениям ВМС США, сегодня ракеты «Трайдент» II оснащены в основном восьмью боеголовками W76 мощностью по 100 килотонн, но несколько ПЛАРБ типа «Огайо» несет ракеты с шестью боеголовками W88 мощностью по 475 кт. Помимо ракет, лодка оснащена четырьмя 533-мм торпедными аппаратами установленными в первом отсеке под углом к диаметральной плоскости (как на АПЛ типа «Лос-Анджелес»). Они предназначаются для самообороны и могут стрелять управляемыми по проводам торпедами Мк.48. Средства обнаружения первоначально были представлены гидроакустическим комплексом AN/BQQ-6, включавшим активно-пассивную ГАС AN/BQS-13 с носовой стационарной антенной диаметром 4,6 м, пассивную станцию AN/BQR-23 со стационарной антенной и AN/BQR-15 с протяженной буксируемой антенной длиной 47,7 м на тросе длиной около 700 м. Кроме того, имелась навигационная ГАС AN/BQR-19, противоминная ГАС AN/BQS-15 и РЛС AN/BPS-15А (или AN/BPS-16). В ходе модернизаций в 2000-е годы ГАК AN/BQQ-6 был значительно усовершенствован и получил новое обозначение AN/BQQ-10. Для оповещения об акустическом облучении используется станция AN/WLR-10. Шумовые помехи создают станция гидроакустического противодействия AN/WLY-1 и восемь пусковых установок Мк.2. Кроме того, ПЛАРБ типа «Огайо» могут брать на борт имитаторы Мк.70. Последние представляют собой ложные цели, которые могут выстреливаться из торпедных аппаратов.

МОДЕРНИЗАЦИИ

Согласно договору о сокращении наступательных вооружений СНВ-2, США и России разрешалось иметь в боевом составе по 14 подводных стратегических ракетоносцев. Поэтому в 2003-2007 годах четыре первые ПЛАРБ типа «Огайо» были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томахок» (Tomahawk). В 22 ракетных шахтах разместили пусковые установки с боезапасом семь ракет каждая; таким образом, субмарина теперь могла нести 154 «Томагавка». Две шахты были переоборудованы в шлюзовые камеры для высадки боевых пловцов через модули DDS или стыковки со сверхмалыми диверсионными подводными лодками типа ASDS. С ними также могут стыковаться глубоководные обитаемые аппараты. Последние предполагается использовать для спасения экипажа в случае аварии, так как штатных всплывающих спасательных камер, принятых в российском ВМФ, на американских субмаринах нет. После переоборудования подводные лодки сменили обозначение SSBN на SSGN с сохранением прежних номеров 726-729. Оставшиеся четыре лодки первой серии после 1998 года прошли модернизацию, в ходе которой были перевооружены ракетами «Трайдент» II. Система «Трайдент» I, соответственно, была снята с вооружения, и боевые возможности ПЛАРБ типа «Огайо» обеих серий отныне стали идентичными.

СЛУЖБА

Восемь ПЛАРБ типа «Огайо» первой серии (с ракетами «Трайдент» I) базировались на Тихоокеанском побережье США, в Бангоре (штат Вашингтон). Они вошли в состав 17-й эскадры ПЛ и несли боевое патрулирование в центральной части Тихого океана, в районе Гавайских островов. Десять лодок второй серии служили в Атлантике и базировались на Кингс-Бей (штат Джорджия). Они составляли 20-ю эскадру ПЛ. Район их боевого дежурства — акватория вокруг Бермудских островов. В 2000-е годы произошла рокировка; после переоборудования четырех субмарин в ПЛАРК две из них (SSGN -728 «Флорида» и S5GN -729 «Джорджия») были переведены в Кингс-Бей, зато большая часть ракетоносцев второй серии ушла на Тихий океан. По сей день ПЛАРБ типа «Огайо» несут активную службу: они находятся в океане 60-70 % времени. С целью повышения интенсивности боевого использования каждая субмарина укомплектована двумя экипажами, которые поочередно сменяют друг друга во время стоянки на базе.

Постройка и служба

Место строительства

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

4 х 533 мм типа Mark 48 Торпедное
4 х 533 мм типа Mark 48 Носовые ТА
10 шт Число торпед
Ракетное вооружение для лодок SSBN-726 - SSBN-733 с момента производства до модернизации.

24 × баллистические ракеты типа Trident I C-4 ,каждая содержит до 8 ядерных боевых блоков (типа W76 (100 кт в тротилловом эквиваленте)) индивидуального наведения с максимальной дальностью 7 400 км

Ракетное вооружение для SSBN-734 и последующих лодок, для лодок SSBN-730 - SSBN-733 после модернизации

24 х баллистические ракеты типа Trident II D-5 ,каждая содержит до 12 ядерных боевых блоков (типа W76 (100 кт в тротилловом эквиваленте) или W88 (от 300 до 475 кт в тротилловом эквиваленте)) индивидуального наведения с максимальной дальностью до 11 300 км

Ракетное вооружение для модификации SSGN

До 22 пусковых шахт с 7 ракетами типа Tomahawk каждая, в сумме до 154 ракет. шт

Ракетное

Подводные лодки типа Ohio - относятся к классу подводных лодок с атомным вооружением, используемых ВМС США. В данный момент насчитывается 18 подводных лодок этого типа - 14 (SSBN) с баллистическими ракетами на борту и 4 (SSGN), которые были переоборудованы в носители крылатых ракет типа Tomahawk в рамках выполнения договора об ограничении вооружений.

Общие сведения

Подводные лодки типа "Ohio" являются самыми большими подводными лодками за всю историю ВМС США. Только два класса подводных лодок ВМС РФ имеют большее водоизмещение: спроектированная в СССР атомная подводная лодка ТК-208 «Дмитрий Донской» , обладающая в более чем в два раза большим водоизмещением, и российские подводные лодки класса «Борей» , имеющие примерно на 25 % большее водоизмещение, однако подводные лодки типа "Ohio" способны нести больше ракет, чем остальные подводные лодки: 24 ракеты типа «Trident» на 1 лодку, против 16 ракет для класса «Борей» (20 для «Борей проекта 955А») и 20 для АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской»

Подводные лодки типа "Ohio" были спроектированы специально для проведения военных патрулей. Каждая подводная лодка обеспечена двумя полными экипажами - «золотым» и «синим» - каждый из которых обычно выходит в боевое дежурство длительностью от 70 до 90 суток. С целью уменьшения времени простойки подводной лодки в порту при смене экипажа и пополнении запасов на лодках имеются три погрузочных люка (в носовом, ракетном и кормовом отсеках) для обеспечения пополнения крупногабаритных партий запасов и обеспечения доступа для техобслуживания. Такая конструкция с тремя люками делает возможным быстрое перемещение паллет с провиантом, модулей для замены (ремонта) оборудования, и различных технических систем, необходимых для техобслуживания лодки, тем самым уменьшая время, необходимое для пополнения запасов и технического обслуживания подводных лодок.

Конструкция подводных лодок типа "Ohio" позволяет проводить капитальный ремонт примерно каждые 15 лет, срок службы изначально был равен 30 годам, и жизненный цикл лодки выглядел таким образом:

  • 14 лет службы
  • 2 года - капитальный ремонт с заменой топлива в реакторе
  • 14 лет службы

В 1995 году была запущена программ увеличения срока эксплуатации, в рамках которой срок эксплуатации увеличился до 42-44 лет. Суть программы заключалась в том, что в течение первого и второго сроков службы вместо одного из межпоходовых технических обслуживаний добавлялся 4-х месячный ремонт ERP (Extended Refit Period) для проведения профилактических работ без замены ядерного топлива в реакторе. Так как эксплуатация лодок оказалась не настолько интенсивная, как изначально предполагалась, срок до замены ядерного топлива был увеличен до 20 лет. Таким образом, жизненный цикл подводных лодок типа "Ohio" на 2009 год имел следующий вид:

  • 14 лет службы
  • 4 месяца ERP (Extended Refit Period)
  • 6 лет службы
  • 2 года ERO (Engineering Refueling Overhaul) с заменой топлива в реакторе
  • 6-месячный цикл испытаний
  • 20 летний срок эксплуатации, с 4-месячным ERP (Extended Refit Period)

ВМС США располагает в целом 18 подводными локами типа "Ohio" , в их числе 14 подводных лодок с баллистическими ракетами (SSBN) и 4 подводные лодки с крылатыми ракетами (SSGN). Подводные лодки SSBN так же известны как подводные лодки Trident и обеспечивают морскую составляющую триады ядерных сил США. Каждая такая подводная лодка может быть экипирована до 24 баллистическими ракетами подводных лодок типа Trident II D-5 . Каждая подводная лодка SSGN способна нести до 154 крылатых ракет типа Tomahawk или комплект противокорабельных ракет «Гарпун».

История создания

Подводные лодки типа "Ohio" строились модульным методом на предприятии General Dynamics Electric Boat в г. Род-Айленд, а затем собирались в верфи Гротона, штат Коннектикут.

Первые восемь подводных лодок типа "Ohio" были оснащены 24 баллистическими ракетами для запуска с подводных лодок типа Trident I C-4 . Начиная с девятой подводной лодки данного типа, USS Tennessee (SSBN-734) , все последующие лодки оснащались более крупными трехступенчатыми ракетами типа Trident II D-5 . Ракеты типа Trident I C-4 способны нести до восьми боевых блоков индивидуального наведения, в то время как ракеты типа Trident II D-5 способны нести до 12 боевых блоков, тем самым являясь более разрушительными и более точными, нежели Trident I C-4 . Начиная с USS Alaska (SSBN-732) в 2000 году ВМФ США начал переоборудование первых восьми подводных лодок для перевода их с оснащения ракетами Trident I C-4 на оснащение ракетами Trident II D-5 , это переоборудование было завершено в 2008 году.

Первые восемь построенных подводных лодок базировались на Тихом океане в составе 17-й эскадры на базе ВМБ Бангор для замены подводных лодок, оснащенных ракетами типа Polaris A3 (ПЛАРБ типов «George Washington» и «Ethan Allen» ), которые впоследствии были выведены из эксплуатации. Остальные десять подводных лодок изначально базировались в ВМБ Кингс-Бей в состав 20-й эскадры подводных лодок для замены ПЛАРБ типов «James Madison» и «Benjamin Franklin» с ракетами Poseidon и Trident I C-4 . Во время переоборудования первых четырех подводных лодок в SSGN (см. ниже) пять подводных лодок - USS Pennsylvania (SSBN-735) , USS Kentucky (SSBN-737) , USS Nebraska (SSBN-739) , USS Maine (SSBN-741) , USS Louisiana (SSBN-743) - были перебазированы из ВМБ Кингс Бэй в ВМБ Бангор. Последующие перебазирования преследовали стратегические цели США.

В 2011 году подводные лодки типа "Ohio" выполнили 28 боевых патрулей. Каждый патруль длился в среднем 70 дней. С августа по декабрь 2010 года подводная лодка USS Maine (SSBN-741) выполнила 105-дневное патрулирование, на данный момент являющееся самым продолжительным.

Переоборудование SSBN/SSGN

Согласно договора о сокращении вооружений, США разрешалось иметь в боевом составе только 14 подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами из имеющихся 18. По той простой причине, что списывать почти новые лодки экономически невыгодно, было принято решение о переоборудовании первых четырех построенных подводных лодок типа "Ohio" - USS Ohio (SSGN-726) , USS Michigan (SSGN-727) , USS Florida (SSGN-728) , USS Georgia (SSGN-729) - в носители крылатых ракет морского базирования и подразделений сил специальных операций и переименовании их в SSGN.

Лодка USS OHIO во время ее переоборудования в SSGN

Во время переоборудования подводные лодки «SSGN Ohio» были оснащены устройствами для крепления с наружной части корпуса до двух усовершенствованных средств доставки боевых пловцов, которые в ВМС США называются Advanced SEAL Delivery System (ASDS) . Вместо аппаратов ASDS данные подводные лодки так же могут оснащаться одним-двумя сухими прочными укрытиями (англ DDS - Dry Deck Shelter ) для водолазов, которые крепятся к переходным люкам вместо устройств ASDS .

Для обеспечения базирования, высадки и эвакуации, а также руководства действиями группы сил специальных операций ВМС США на подводных лодках «SSGN Ohio» были спроектированы специальные отсеки, в которых располагались центр управления операциями, жилые кубрики для спецназовцев и места для хранения их снаряжения и вооружения (в качестве «кладовых» могут использоваться и некоторые пусковые шахты, но тогда боекомплект крылатых ракет, естественно, будет сокращаться (см. ниже)), лазерный тир для спецназовцев, специальное оборудование для поддержания в норме сердечно-сосудистой системы спецназовцев. Так же реализована возможность размещения в пусковых шахтах беспилотных летательных аппаратов ADM-160 MALD взамен крылатых ракет.

Таким образом, после переоборудования подводных лодок типа "Ohio" в многоцелевой вариант (SSGN) лодки имели следующую конфигурацию:

Первые две ракетные шахты (№ 1 и 2) были переоборудованы в камеры для боевых пловцов / водолазов (каждая шахта-камера способна вместить до девяти человек в соответствующем снаряжении, используемом для выхода боевых пловцов или легких водолазов в водную среду);

Средние восемь ракетных шахт (с № 3 по № 10) были переоборудованы для использования в качестве отсеков хранения вооружения и снаряжения размещаемой на борту атомохода группы сил специальных операций ВМС США и/или могут использоваться при соответствующем переоборудовании для хранения и применения крылатых ракет;

Остальные 14 ракетных шахт (с № 11 по № 24) были переоборудованы под многозарядные установки вертикального пуска крылатых ракет, в каждой из которых может быть размещено до семи транспортно-пусковых контейнеров для крылатых ракет Tomahawk . Таким образом, наименьшее количество крылатых ракет составляет 98 штук. В том же случае, если ракетные шахты № 3 −10 будут также использованы под крылатые ракеты боезапас возрастает до 154 единиц.

Командование ВМС США получило в свое распоряжение действительно уникальный инструмент для решения поставленных перед ним задач. Наиболее точно и красочно это охарактеризовал один из американских адмиралов, заявивший на правах анонимности газете «Defence weekly», что "в рамках одной субмарины мы имеем возможность выбрать либо «молот» (154 крылатых ракеты морского базирования), либо же «скальпель» (60-100 человек военно-морского спецназа)".

26 сентября 2002 года, руководство ВМФ США заключило с компанией Electric Boat , которая занималась переоборудованием подводных лодок в SSGN-вариант, контракт на 442.9 миллиона долларов на первую фазу переоборудования подводных лодок. Эти средства покрывали только начальную фазу переоборудования для первых двух подводных лодок. Последующие платежи составили 335 миллионов долларов в 2002 финансовом году, 825 миллионов долларов в 2003, 936 миллионов долларов в 2004, 505 миллионов долларов в 2005 и 170 миллионов долларов в 2006 финансовом году. Таким образом, общищй объем финансирования программы переоборудования 4 подводных лодок составил немного более 3,2 миллиардов долларов, или более 800 миллионов долларов за лодку.

Во вспомогательную энергетическую установку входят дизель-генератор мощностью 1,4 МВт и резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л. с. фирмы Magnatek , обеспечивающие движение в случае отказа главной энергетической установки.

Вспомогательное оборудование

При первоначальном проектировании подводные лодки типа "Ohio" получили гидроакустический комплекс AN/BQQ-6 , в который входит ряд гидроакустических станций. Основой является активно-пассивная гидроакустическая станция AN/BQS-13 со сферической антенной диаметром 4,6 м, состящей из 944 гидрофонов. Пассивная шумопеленгаторная гидроакустическая станция AN/BQR-23 содержит 104 гидрофона, размещенных по окружности лобового обтекателя. Так же имеется пассивная гидроакустическая станция AN/BQR-15 ,оснащенная буксируемой антенной ТВ-29 длиной 47,7 м на тросе длиной 670 м. Для навигации используется активная ГАС AN/BQR-19 , в сложной обстановке или при противоминных операциях используется активная ГАС малой дальности действия AN/BQS-15 . В надводном режиме используется радар AN/BPS-15A .

Далее, при модернизации по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все американские подводные лодки, в том числе типа "Ohio" , получили комплекс AN/BQQ-10 . Вместо четырех гидроакустических станций использовалась общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf) , которая также обладает возможностями «гидроакустического картографирования» (PUMA - Precision Underwater Mapping and Navigation ), что позволяет формировать и обмениваться с другими кораблями флота гидрографической картой выского разрешения (разрешение позволяет различать мелкие объекты типа мин). Первая лодка типа "Ohio" прошла эту модернизацию осенью 2000 года.

Так же имеются системы для оповещения об акустическом и радиолокационном облучении. Для фиксации акустического облучения используется станция AN/WLR-10 , для фиксации радиолокационного облучения в надводном положении используется стация AN/WLR-8(V)5 с диапазоном работы 0,5-18 ГГц.

Лодки оснащаются перископами Kollmorgen Type 152 и Type 82

Вооружение

Ракетное вооружение

Фото запуска ракеты Trident II D-5

Основным вооружением подводных лодок «SSBN Ohio» являются 24 баллистические ракеты Trident II D-5 под управлением системы хранения и пуска ракет Mk35 mod 1 . Первые восемь построенных лодок оснащались менее совершенными ракетами Trident I C-4 , однако 4 из них в рамках договора о сокращении вооружений были переоборудованы в носители крылатых ракет (SSGN Ohio ), остальные 4 были переоснащены ракетами Trident II D-5 . Система пуска состоит из шахтных пусковых установок, подсистемы выброса баллистических ракет, подсистемы контроля и управления пуском, погрузочного оборудования для ракет.

Открытые ракетные шахты

Закрытые ракетные шахты

Для обеспечения возможности установки ракет типа Tridet II D-5 ракетная шахта была увеличена по сравнению с предыдущими версиями ПЛАРБ подводными лодками типа Lafayette до диаметра 2,4 м и длины 14,8 м. Сверху шахта закрывается крышкой, обеспечивающей герметизацию шахты и рассчитанной на то же давление, что и прочный корпус. На крышке так же расположены четыре контрольно-наладочных лючка для проведения осмотров. Крышки шахт оснащены гидравлическим приводом и специальным механизмом блокировки для предотвращения несакционированного доступа. Внутри шахты установлен пусковой стакан, накрытый мембраной, которая предовтращает попадание воды внутрь при открывании крышки. Мембрана изготавливается из фенольной смолы, армированной асбестом, при запуске ракеты мембрана автоматически разрушается с помощью установленных на ее внутренней стороны профилированных зарядов взрывчатого вещества. Штекерный разъем нового типа автоматически отсоединяет ракету от систему управления огнем в момент пуска ракеты. Система управленися огнем Mk 98 ,установленная на подводные лодки данного типа возволяет перевести все 24 ракеты в состояние минутной готовности за 15 минут, в течение которых система производит расчет стрельб, загружает полученные данные в ракету и производит предстартовую проверку всех систем. Вычислительный комплекс имеет достаточную мощностью для одновременного перенацеливания всех 24 ракет.

Баллистическая ракета Tridet II D-5 может быть оснащена двумя типами боевых блоков - W76 мощностью 100 кт и W88 мощностью 475 кт. При максимальной загрузке ракета данного типа способна забросить 8 блоков W88 или 14 блоков W76 на расстояние 7360 км. На данный момент, согласно договора о сокращении вооружений, ракеты на подводных лодках не могут нести больше 8 боеголовок, поэтому с целью достижения максимальной дальности ракеты оснащаются шестью W88 или восемью W76

Пуск ракет осуществляется следующим образом - перед пуском в шахте создается избыточное давление с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). Газ, выходя из ПАДа поступает в нижнюю часть пускового стакана и выталкивает ракету с ускорением около 10g. Скорость при выходе ракеты из шахты примерно равна 50 м/с. При начале движения ракеты происходит разрыв мембраны, и в шахту начинает поступать забортная вода. После выпуска ракеты крышка шахты закрывается и начинается процесс откачки воды из шахты в специальную заместительную цистерну. В воде происходит неуправляемое движение ракеты, и после выхода из воды по данным датчика ускорения включается двигатель первой ступени. В штатном режиме двигатель включается на высоте 10-30 м над уровнем моря.

Пуск ракет может осуществляться с 15-20 секундным интервалом с глубины до 30 м, при скорости хода до 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Для удержания лодки в стабильном положении при пуске ракет производится управление работой гироскопических стабилизаторов и перекачка водного балласта.

Лодки, переоборудованные в многоцеловой вариант - «SSGN Ohio» - могут нести на борту до 154 крылатых ракет типа Tomahawk дальностью полета на сверхмалых высотах до 2500 км.

Минно-торпедное вооружение

Все лодки имеют четыре торпедных аппарата для самообороны. Они находятся в носовой части лодки слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект входит десять торпед Mk-48 , которые могут использоваться против подводных лодок и надводных кораблей.

Представители

Название и номер Эмблема Названа в честь Дата закладки Спуск на воду Дата вступления в строй Текущий статус Фото
USS Ohio (SSGN-726)

штат Огайо 10 апреля 1976 7 апреля 1979 11 ноября 1981

USS Michigan (SSGN-727)

штат Мичиган 4 апреля 1977 26 апреля 1980 11 сентября 1982 в строю, базируется на Бангор (19 эскадра подводных лодок)

USS Florida (SSGN-728)

штат Флорида 4 июля 1976 11 ноября 1981 18 июня 1983

USS Georgia (SSGN-729)

штат Джорджия 7 апреля 1979 6 ноября 1982 11 февраля 1984 в строю, базируется на Норфолк

USS Henry M. Jackson (SSBN-730)

сенатор Генри Джексон 19 января 1981 15 октября 1983 6 ноября 1984

USS Alabama (SSBN-731) штат Алабама 14 октября 1980 19 мая 1984 25 мая 1985 в строю, базируется на Бангор (17 эскадра подводных лодок)

USS Alaska (SSBN-732)

штат Аляска 9 марта 1983 12 января 1985 25 января 1986 в строю, базируется на Кингс-Бей

USS Nevada (SSBN-733)

штат Невада 8 августа 1983 14 сентября 1985 16 августа 1986 в строю, базируется на Бангор (19 эскадра подводных лодок)

Подводные лодки типа «Огайо» (англ. Ohio class SSBN/SSGN ) - серия из 18 американских стратегических атомных подводных лодок 3 поколения, вступивших в строй с 1981 по 1997 год. С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 ракетами системы «Трайдент».


Первая серия из восьми ракетоносцев была вооружена ракетами Trident I C-4 и базировалась на военно-морской базе (ВМБ) Китсэп, штат Вашингтон, на Тихоокеанском побережье США. Остальные 10 лодок, второй серии, были вооружены ракетами Trident II D-5 и размещались на ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия. В 2003 году в целях выполнения договора об ограничении вооружений была начата программа переоборудования первых четырёх лодок проекта в носители крылатых ракет «Томагавк», завершившаяся в 2008 году. Оставшиеся четыре лодки первой серии перевооружены ракетами «Трайдент-2», а все ракеты «Трайдент-1» были сняты с боевого дежурства. Из-за сокращения количества ракетоносцев на Тихом океане, часть лодок типа «Огайо» была переброшена с Атлантического океана на Тихий. Лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое патрулирование, проводя в море 60% времени.

История

К началу 1960-х годов после ряда проведённых исследований американские аналитики пришли к выводу о бесперспективности стратегии «массированного возмездия». В 1950-х годах американские стратеги рассчитывали вывести из строя стратегические ядерные силы СССР превентивным ракетным ударом. Проведённые исследования показали, что одним ударом не могут быть уничтожены все стратегические цели, и ответный ядерный удар будет неотвратим. В этих условиях зародилась стратегия «реалистического устрашения». Как скажет в начале 1980-х годов начальник ГШ ВС СССР Н. В. Огарков,

…появление и быстрое совершенствование ядерного оружия поставили совершенно по новому вопрос о целесообразности войны как средства достижения политической цели.

Отказ от необходимости ведения всеобщей ядерной войны привёл к пересмотру требований к разрабатываемым стратегическим вооружениям.

Аппаратом Министерства обороны США 1 ноября 1966 года была начата исследовательская работа по стратегическим вооружениям STRAT-X. Первоначально целью программы была оценка проекта новой стратегической ракеты, предложенной ВВС США, - будущей MX. Однако под руководством министра обороны Роберта Макнамары были сформулированы правила оценки, согласно которым одновременно должны были оцениваться и предложения других родов сил. При рассмотрении вариантов производился расчёт стоимости создаваемого комплекса вооружений с учётом создания всей инфраструктуры базирования. Производилась оценка количества выживших боезарядов после ядерного удара противника. Полученная стоимость «выжившего» боезаряда была основным критерием оценки. От ВВС США, кроме МБР с развёртыванием в шахте повышенной защищённости, поступил на рассмотрение вариант использования нового бомбардировщика Б-1.

ВМС предложили систему стратегического вооружения ULMS (англ. Undersea Long-range Missile System ). Основой системы были подводные лодки с новыми баллистическими ракетами увеличенной дальности EXPO (англ. EXpanded «POseidon» ). Дальность ракеты позволяла выпускать весь боекомплект сразу после выхода из базы. Предпринимался ряд мер для увеличения времени пребывания лодки в море (включая создание нового берегового комплекса).

Программа ULMS выиграла конкурс STRAT-X. Министром обороны США было одобрено решение координационного комитета ВМФ (англ. Decision Coordinating Paper (DCP) No. 67 ) № 67 от 14 сентября 1971 года по ULMS. Было утверждено поэтапное развитие программы. На первом этапе в рамках программы EXPO создавалась ракета «Трайдент-1» увеличенной дальности в габаритах ракеты «Посейдон» и разработка новой ПЛАРБ. А в рамках второго этапа ULMS II создание ракеты больших габаритов - «Трайдент-2» с повышенной дальностью. Решением замминистра от 23 декабря 1971 года в бюджет ВМС был заложен ускоренный график работ с планируемым развёртыванием ракет в 1978 году.

В рамках эскизного проекта рассматривалось различные варианты подводных лодок с установкой от 2 до 32 ракетных шахт. Рассматривался вариант 38 000-тонной атомной подводной лодки с двумя реакторами типа S6G, однако от него отказались в силу дороговизны. Остановились на варианте использования реактора S8G, разработанного на базе реактора S5G атомной подводной лодки «Нарвал». Кривая военно-экономической эффективности имела максимум в районе 20 ракет и лодкой водоизмещением 14 000 тонн. Этот проект нравился и командованию ВМС США, однако после вмешательства подразделения системного анализа Министерства обороны США на подпись президенту лёг вариант с 24 ракетами.

Президент 15 ноября 1973 года подписал финансовый бюджет на 1974 год с выделением средств для первой подводной лодки системы «Трайдент». А 25 июля 1974 года ВМФ США заключили контракт с General Dynamics по строительству на верфи Electric Boat первой ПЛАРБ, получившей имя «Огайо».

В 1974 году первоначальной программой было запланировано строительство 10 подводных лодок. К 1981 году программа была увеличена до 15 лодок, и планировалось расширить её до 20 лодок к 1985 году. В 1989 году ВМС США планировали заказать 21 лодку, а планы на следующий год предусматривали расширение заказа до 24 ПЛАРБ. Однако в 1991 году Конгресс ограничил программу строительства 18 лодками. Основанием решения стали ограничения договора СНВ-1 и предложение администрации президента Буша.

Все 18 лодок построены на верфи Electric Boat фирмы General Dynamics в 1976-1997 годах. Первые 8 лодок серии изначально оснащались ракетами Trident I C-4. Впоследствии 4 из них были перевооружены «Томагавками», остальные получили на вооружение ракеты Trident II D-5.

Конструкция

1. сферическая антенна ГАК; 2. цистерны главного балласта; 3. компьютерный пост; 4. объединённая радиорубка; 5. гидроакустический пост; 6. центральный пост; 7. навигационный пост; 8. пост управления ракетной стрельбой; 9. машинное отделение; 10. реакторный отсек; 11. отсек вспомогательных механизмов № 1; 12. проход для экипажа; 13. отсек вспомогательных механизмов № 2; 14. торпедный отсек; 15. каюты моряков; 16. каюты офицеров; 17. ракетный отсек

Прочный корпус разделён на четыре отсека и одну выгородку, отделённую водонепроницаемой переборкой.

Первый (носовой) отсек

В этот отсек входят расположенные на четырёх палубах три группы помещений различного назначения:

  • боевого:
    • центральный пост,
    • пост управления ракетной стрельбой,
    • навигационный пост,
    • торпедное отделение,
    • радиорубка,
    • гидроакустическая рубка,
  • обеспечивающего:
    • вычислительный комплекс,
    • вентиляционная,
    • помещения кондиционеров и вспомогательных механизмов,
    • насосная,
    • аккумуляторная батарея,
  • бытового:
    • офицерская кают-компания,
    • комната отдыха,
    • буфет,
    • камбуз,
    • столовая рядового состава,
    • каюты офицерского и старшинного состава,
    • медпункт
    • учебные классы
    • аварийно-спасательные средства коллективного пользования (между центральным постом и гидроакустической рубкой).

Второй (ракетный) отсек

Этот отсек также имеет четырёхпалубную конструкцию и занимает треть прочного корпуса. В него входят:

  • 24 шахтные пусковые установки ракет, пронизывающих отсек по всей высоте,
  • пусковое и контрольно-проверочное оборудование,
  • учебный класс,
  • спальные места для боевого расчёта ракетного комплекса.

Выгородка

Выгородка примыкает к ракетному отсеку и в ней размещаются:

  • электрощиты,
  • установка для регенерации воздуха,
  • осушительные и дифферентовочные насосы.

Третий (реакторный) отсек

Длина этого отсека около 10 м, и в нём находятся:

  • ядерный реактор,
  • 2 парогенератора,
  • 2 главных циркуляционных насоса,
  • компенсатор объёма,
  • оборудование, обеспечивающее их контроль и работу.

Четвертый (турбинный) отсек

Это машинное отделение длиной 37 м, в котором находятся:

  • 2 турбогенератора,
  • 2 паротурбинные установки,
  • гребной электродвигатель,
  • преобразователи тока,
  • вспомогательная дизель-электрическая установка,
  • гидравлическая насосная станция,
  • компрессор,
  • главный конденсатор,
  • пульты управления и контроля.

Корпус

Лодки имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус цилиндрической формы с оконечностями в виде усечённого конуса дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых размещены балластные цистерны и, соответственно, сферическая антенна ГАК и гребной вал. Верхняя часть прочного корпуса покрыта проницаемой лёгкой обтекаемой надстройкой, закрывающей ракетные шахты, различное вспомогательное оборудование на корме и гибкую буксируемую антенну ГАС в кормовой оконечности. Из-за такой небольшой площади лёгкого корпуса, корабль считается однокорпусным, эта конструкция американских ПЛАРБ по мнению специалистов обеспечивает способность создавать меньшие гидродинамические шумы и достигать большей максимально малошумной скорости по сравнению с двухкорпусными лодками. Плоские переборки разделяют лодку на отсеки, каждый из которых делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках предусмотрены погрузочные люки. Рубка сдвинута к носовой части, на ней размещены горизонтальные крыловидные рули, в кормовой части оперение крестообразное, на горизонтальных рулях установлены вертикальные планшайбы.


Прочный корпус сварен из секций (обечаек) цилиндрической, конической и эллиптической формы с толщиной 75 мм. Материал - высокопрочная сталь марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм . Для увеличения прочности корпуса предусмотрены кольцевые шпангоуты, разнесённые по всей длине корпуса. Корпус также имеет антикоррозийное покрытие.

На геопортале Virtual Earth был опубликован аэрокосмический снимок дока на базе ВМС США Бангор, где проходят ремонтно-профилактические работы АПЛ класса «Огайо». На снимке хорошо различимы форма и конструктивные особенности гребного винта субмарины - секреты, которые строго оберегают разработчики.

Энергетическая установка
Примерный вид реактора типа PWR.

Энергетическая установка лодок состоит из главной и вспомогательной установок, механизмы которых расположены в 5-м и 6-м отсеках.

В главную энергетическую установку входят:

  • ядерный реактор,
  • два главных циркуляционных насоса,
  • компенсатор объёма,
  • два парогенератора,
  • биологическая защита,
  • два турбогенератора,
  • две паротурбинные установки,
  • гребной электродвигатель,
  • аппаратура управления и контроля.

Ядерный реактор - двухконтурный водо-водяной реактор под давлением (англ. PWR ) типа S8G разработки компании General Electric, состоящий из стандартного для реакторов этого типа частей: корпуса, активной зоны, отражателя нейтронов, стержней управления и защиты. Теплоноситель и замедлитель - вода высокой степени очистки (бидистиллят). Параметры первого контура: номинальное давление - 140 кгс/см² (14 МПа), температура - 300-320 °C . Реактор окружён биологической защитой, предназначенной для защиты экипажа от ионизирующего излучения и состоящей из композиционных материалов значительной массы. Диаметр реакторного отделения 12,8 м, длина - 16,8 м, общий вес - 2750 т. Активная зона содержит ядерное топливо - высокообогащённый по 235-му изотопу уран, кампания топлива составляет примерно 100 тыс. часов активной работы, что эквивалентно примерно 9-11 годам постоянного использования реактора на полной мощности или дальности плавания полным ходом 280 тыс. миль, а экономическим - 800 тыс. миль (для ПЛАРБ типа «Лафайет» этот показатель составлял 50 лет с дальностью плавания экономическим ходом 345 тыс. миль).

Паротурбинная установка состоит из двух турбин мощностью по 30 000 л. с., редуктора, конденсатора, циркуляционного насоса и паропроводов. Две паротурбинные установки работают на один вал, при этом высокая скорость вращения турбин понижается редуктором до 100 об/мин и с помощью муфты передаётся на гребной вал, вращающий семилопастной гребной винт диаметром 8 м со скошенными серповидными лопастями с пониженной скоростью вращения (такая конструкция позволяет снизить шумы на скоростях патрулирования).

Турбогенераторы малооборотные многополюсные, мощностью 4000 кВт каждый, вырабатывают электроэнергию с напряжением 450 В и частотой 60 Гц, которая через преобразователь переменного тока в постоянный питает гребной электродвигатель (в этом случае паротурбинные установки не вращают гребной вал).

При разработке силовой установки был предпринят ряд мер по обеспечению низкого уровня шумов на малых и средних скоростях. Энергетическая установка подводных лодок имеет специальный малошумный режим естественной циркуляции теплоносителя первого контура с сохранением значительной части своей мощности, такой режим является основным при боевом патрулировании. В обычном режиме тепло от реактора передаётся в парогенераторы, откуда пар идёт на турбину, которая через редуктор вращает гребной винт. В малошумном режиме схема несколько усложняется - пар из парогенераторов идёт на турбогенераторы, в которых вырабатывается электроэнергия, приводящая в движение гребной винт. При этом исключается функционирование наиболее шумящих элементов - циркуляционных насосов турбин и реактора, значительно снижается мощность реактора и паропроизводящей установки, а гребной винт приводится в действие электродвигателем, питающимся от турбогенераторов вместо прямой передачи механического движения от турбин к валу, что позволяет исключить также шум редуктора, передающего это движение на гребной вал в режиме полной мощности.

Такая конструкция реактора отрабатывалась на подводной лодке USS Narwhal (SSN 671) с реактором вдвое меньшей мощности S5G. Проектные исследования выполнялись на базе реактора с возможностью естественной циркуляции теплоносителя типа S6G, устанавливаемого на атомные многоцелевые подводные лодки типа «Лос-Анджелес».

Многие конструктивные особенности лодок типа «Огайо», такие как однокорпусная осесимметричная архитектура, одновальная движительная установка, гибкие муфты, различные соединительные устройства и вставки для изоляции гребного вала и трубопроводов, множество амортизаторов и шумопоглощающие покрытия внутри корпуса, введение малошумного режима с исключением из работы циркуляционных насосов и применение низкооборотного малошумного винта специальной формы позволили снизить шумность по сравнению с ПЛАРБ типа «Лафайет» со 134 до 102 дБ.

Во вспомогательную энергетическую установку входят дизель-генератор мощностью 1400 кВт и резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л. с. фирмы «Магнатек». Резервный электродвигатель используется как привод подруливающего устройства при маневрировании и в случае аварии основной силовой установки. Это устройство располагается в корпусе лодки и при необходимости использования выдвигается. Оно способно вращаться на 360 градусов в горизонтальной плоскости.

По официальным данным скорость подводного хода лодок составляет 20+ узлов. Фактически ПЛАРБ способна развить скорость 25 узлов.

Вооружение

Ракетное вооружение

Основным вооружением подводных лодок типа «Огайо» являются ракеты, размещённые в 24 вертикальных шахтах, расположенных в два продольных ряда за ограждением выдвижных устройств. Изначально лодки оснащались баллистическими ракетами Trident I С-4, с ними были построены 8 первых субмарин (SSBN-726 - SSBN-733), иногда выделяемых в первую подгруппу проекта. Остальные лодки строились с более совершенными ракетами Trident II D-5. В 2003 году в соответствии с положениями ОСВ появилось требование о сокращении количества субмарин с баллистическими ракетами до 14, поэтому первые четыре лодки серии (SSBN-726 - SSBN-729) были переоборудованы в носители крылатых ракет BGM-109 Tomahawk. А оставшиеся четыре переоснащены Trident II D-5.

На лодках, вооружённых Trident I, устанавливалась система хранения и пуска ракет Mk35 mod 0, а с комплексом Trident II - Mk35 mod 1. Система состоит из шахтных пусковых установок, подсистемы выброса БРПЛ, подсистемы контроля и управления пуском и погрузочного оборудования ракет. Шахта представляет собой стальной цилиндр, жёстко закреплённый в корпусе ПЛАРБ. С целью возможности установки «Трайдент-2» ракетная шахта по сравнению с предыдущими лодками типа «Лафайет» была увеличена (диаметр составляет 2,4 м, а длина - 14,8 м). Шахта сверху закрывается крышкой с гидравлическим приводом. Крышка обеспечивает герметизацию шахты и рассчитана на то же давление, что и прочный корпус. На ней расположены четыре контрольно-наладочных лючка для проведения осмотров. Специальный механизм блокировки обеспечивает защиту от несанкционированного проникновения и управляет открытием крышки и технологических лючков.


Внутри шахты устанавливается пусковой стакан и оборудование подачи парогазовой смеси. Пусковой стакан накрывается мембраной, предотвращающей попадание воды внутрь при открывании крышки во время старта. Мембрана имеет куполообразную форму и изготавливается из фенольной смолы, армированной асбестом. При запуске ракеты с помощью установленных на её внутренней стороне профилированных зарядов взрывчатого вещества мембрана разрушается на центральную и несколько боковых частей. Пусковая шахта оснащена штекерным разъёмом нового типа, предназначенным для соединения ракеты с системой управления стрельбой, автоматически отсоединяемым в момент пуска ракеты. На «Огайо» установлена система управления стрельбой Mk 98, позволяющая перевести все ракеты в состояние минутной готовности к старту в течение 15 минут. Во время предстартовой подготовки система производит расчёт данных стрельбы, ввод их в ракету, производит предстартовую проверку и осуществляет контроль готовности к запуску. Входящий в Mk 98 вычислительный комплекс во время предстартовой подготовки может производить перенацеливание одновременно всех ракет.

Перед пуском в шахте создаётся избыточное давление. В каждой шахте для формирования парогазовой смеси установлен пороховой аккумулятор давления (ПАД). Газ, выходя из ПАДа, проходя через камеру с водой, частично охлаждается и, поступая в нижнюю часть пускового стакана, выталкивает ракету с ускорением порядка 10g. Ракета выходит из шахты со скоростью приблизительно 50 м/с . При движении ракеты вверх происходит разрыв мембраны, и в шахту начинает поступать забортная вода. Крышка шахты закрывается автоматически после выхода ракеты. Вода из шахты выкачивается в специальную заместительную цистерну. Для удержания подводной лодки в стабильном положении и на заданной глубине производится управление работой гироскопических стабилизирующих устройств и перекачка водного балласта.

Пуск ракет может осуществляться с 15-20-секундным интервалом с глубины до 30 м, при скорости хода около 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Все ракеты могут быть выпущены в одном залпе (испытательные пуски всего боекомплекта никогда не производились). В воде происходит неуправляемое движение ракеты, и после выхода из воды по данным сигнала датчика ускорений включается двигатель первой ступени. В штатном режиме включение двигателя происходит на высоте 10-30 м над уровнем моря.

Высокая точность определения местоположения подводной лодки обеспечивается установленной аппаратурой коррекции навигационных данных систем Лоран-С и NAVSTAR. Применение этих систем и внедрение системы ESGN с гироскопами с электростатической подвеской ротора позволило повысить точность определения координат в 4-6 раз по сравнению с лодками предыдущих типов.

Ракета Trident II D-5 оснащается двумя типами боевых блоков - W76 мощностью 100 кт и W88 мощностью 475 кт. При максимальной нагрузке ракета способна забросить 8 блоков W88 или 14 блоков W76 на дальность 7360 км. Применение на ракете аппаратуры астрокоррекции в совокупности с повышением эффективности навигационной системы позволило получить для блоков W88 КВО 90-120 м . При поражении ракетных шахт противника используется так называемый способ «2 по 1» - нацеливание на одну шахту МБР двух боевых блоков с разных ракет. При этом вероятность поражения цели составляет 0,95. Производство блоков W88 было ограничено 400 единицами. Поэтому большинство ракет вооружается боеголовками W76. В случае использования двух менее мощных блоков при способе «2 по 1» вероятность выполнения задачи снижается до 0,84.

На данный момент в соответствии с договором ОСВ ракеты на подводных лодках не могут нести больше 8 боеголовок. С целью достижения максимальной дальности на ракетах устанавливается 6 ББ W88 или 8 ББ W76. Поэтому в 2007 году общее количество развёрнутых на БРПЛ боеголовок составляло 404 шт. W88 и 1712 шт. W76. Согласно заявлению контр-адмирала Реймонда Джонса младшего (англ. Raymond G. Jones ) боеголовками W88 оснащены только первые четыре лодки второй серии.

Каждый из 4 ПЛАРК вооружён 154 крылатыми ракетами «Томагавк», 22 из 24 ракетных шахт были модернизированы под вертикальный пуск КР. В каждой модернизированной шахте размещено по 7 ракет. Две ближайших к рубке шахты оснащены шлюзовыми камерами. К ним стыкуются мини-подлодки ASDS (англ. Advanced SEAL Delivery System ) или модули DDS (англ. Dry Deck Shelter ) для обеспечения выхода боевых пловцов, когда лодка находится в подводном положении. Эти средства могут устанавливаться как вместе, так и по отдельности, общим количеством не более двух. При этом частично блокируются шахты с ракетами «Томагавк». Каждая установленная ASDS блокирует три шахты, а более короткий DDS - две. Подводная лодка может дополнительно транспортировать до 66 человек в составе подразделения для спецопераций (морпехов или морских котиков). В случае краткосрочных операций это количество может быть увеличено до 102 человек.

Торпедное вооружение

Все лодки имеют четыре торпедных аппарата для самообороны. Они находятся в носовой части лодки слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект входит десять торпед Mk-48, которые могут использоваться против подводных лодок и надводных кораблей.

Радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование

При постройке «Огайо» получили гидроакустическую станцию AN/BQQ-6, являющуюся модификацией ГАК AN/BQQ-5 многоцелевых АПЛ. В ГАК ПЛАРБ используется в основном пассивный режим работы. В ГАК AN/BQQ-6 входит ряд гидроакустических станций. Основу комплекса составляет активно-пассивная гидроакустическая станция AN/BQS-13 с ограниченными, по сравнению с установленной на AN/BQQ-5, возможностями в активном режиме. Станция имеет сферическую антенну диаметром 4,6 м, состоящую из 944 гидрофонов. Конформная пассивная шумопеленгаторная ГАС AN/BQR-23 состоит из 104 гидрофонов, расположенных по окружности носового обтекателя. Пассивная ГАС AN/BQR-15 оснащается протяжённой буксируемой антенной TB-29 длиной 47,7 м на тросе длиной 670 м. Обработка сигнала этой ГАС производится с помощью вычислительных мощностей ГАС AN/BQR-23. В сложенном положении антенна располагается в верхней части корпуса по левому борту. Для навигации используется активная гидроакустическая станция AN/BQR-19. В сложной подлёдной обстановке и противоминных операциях используется активная ГАС малой дальности AN/BQS-15. В надводном положении используется радар AN/BPS-15A (на SSBN 741-743 установлен AN/BPS-16).

В процессе модернизаций по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все ГАК американских лодок, включая AN/BQQ-6 модернизированы до варианта AN/BQQ-10. Вместо четырёх ГАС использована общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf) с открытой архитектурой. Это позволит в будущем облегчить апгрейд систем. Новая система также обладает возможностями «гидроакустического картографирования» (PUMA - Precision Underwater Mapping and Navigation), позволяющая формировать гидрографическую карту высокого разрешения (разрешающая способность позволяет различать мелкие объекты типа мин) и обмениваться ею с другими кораблями флота. Первой этот апгрейд прошла Аляска осенью 2000 года.


Для оповещения о акустическом облучении используется станция AN/WLR-10. Совместно с ней в надводном положении используется станция предупреждения о радиолокационном облучении AN/WLR-8(V)5, работающей в диапазоне 0,5-18 ГГц. ПЛАРБ оснащены 8 пусковыми установками Mk2 для постановки акустических помех и станцией гидроакустического противодействия AN/WLY-1. Станция предназначена для автоматического обнаружения, классификации и отслеживания атакующих торпед и выработки сигнала на использование средств гидроакустического противодействия. Субмарины оснащались имитатором Mk70 MOSS (Mobile Submarine Simulator), выстреливаемого из торпедного аппарата. Однако на сегодняшний момент все имитаторы выгружены на берег и находятся на долговременном хранении.

Лодки оснащаются перископами Kollmorgen Type 152 и Type 82.

Инциденты

ПЛАРБ дата место описание инцидента
USS Florida (SSGN 728) 19 декабря 1983 Пролив Лонг-Айленд USS Florida получила лёгкие повреждения при столкновении в подводном положении с неопознанным предметом в ходе ходовых испытаний в проливе Лонг-Айленд. Пострадавших не было.
USS Georgia (SSGN 729) 22 марта 1986 Близ островов Мидуэй Буксир USS Secota (YTM 415) лишился управления из-за потери электропитания и врезался в кормовые рулевые поверхности USS Georgia. Буксир затонул практически сразу же после эвакуации экипажа на ПЛАРБ. Десять членов экипажа были спасены, однако двое утонули. USS Georgia повреждений не получила.
USS Nevada (SSBN 733) 1987 Западное побережье США В конце июня - начале июля на USS NEVADA произошла авария во время проведения регламентных операций после неправильной установки силового привода во время ремонта на верфи Ньюпорт-Ньюс в феврале - апреле. Ущерб был оценён в несколько миллионов долларов и послужил причиной отмены перевода лодки в её новый порт приписки ВМБ Бангор. Представитель ВМС США заявил, что «инцидент не представлял опасности для лодки и экипажа, и корабль продолжил свою деятельность».
USS Henry M. Jackson (SSBN 730) 6 ноября 1987 Прибрежные воды близ Бангора, штат Вашингтон USS Henry M. Jackson столкнулся с рыбацкой лодкой South Paw. ВМС США выплатили в качестве компенсации 25 721 $.
USS Pennsylvania (SSBN 735) 29 сентября 1989 Порт Канаверал, Филадельфия Недавно принятая в состав флота USS Pennsylvania села на мель при входе в канал, ведущий к порту Канавералканал во время своего первого посещения мыса Канаверал для проведения ракетных стрельб. Буксиры сняли лодку с мели через два часа, и представитель флота заявил: «Насколько мы знаем, все в порядке».
USS Kentucky (SSBN 737) 19 марта 1998 Пролив Лонг-Айленд USS Kentucky столкнулся с многоцелевой АПЛ «Сан-Хуан» (SSN 751). В момент столкновения ПЛАРБ находилась на поверхности, а «Сан-Хуан» в подводном положении. По официальным данным ВМС США подводные лодки получили лёгкие повреждения и вернулись на военно-морскую базу Гротон для осуществления проверки. Никто не пострадал.
USS Florida (SSGN 728) 27 августа 2003 Верфь Норфолк USS Florida пострадала от лёгкого пожара над реакторным отсеком во время проведения капитального ремонта на верфи Норфолка. Погибших не было, но незначительные травмы получили четыре человека.
USS Nebraska (SSBN 739) 20 сентября 2008 Близ острова Оаху, Гавайи Матрос был смертельно ранен во время инцидента USS Nebraska, находившейся в подводном положении. Старшина производил уборку в кормовом отсеке вспомогательных механизмов. Проигнорировав предупреждающие знаки, он работал в опасной близости от механизма рулевого привода. Во время совершения ПЛАРБ левого разворота матрос не удержал равновесие и, упав на механизм привода, получил травму таза. Несмотря на своевременное оказание неотложной медицинской помощи и эвакуации с борта лодки вертолётом береговой охраны, он скончался по дороге в госпиталь.

Современный статус и дальнейшие планы


В настоящее время в строю состоят все 18 лодок этой серии. Согласно накопленной статистике, ПЛАРБ совершают три-четыре патруля в год, проводя в открытом море 50-60 % времени (данные 2008 года). В 2008 году было выполнено 31 патрулирование, средней продолжительностью 60-90 суток.

19 февраля 2009 года состоялось чествование экипажа атомной подводной лодки «Вайоминг», которая завершила свой 38-й патрульный рейд 11 февраля. Этот рейд стал тысячным для подводных лодок данного проекта.

Одним из результатом договора по сокращению наступательных вооружений СНВ-III стало изменение политики развития ядерных стратегических сил США. Основные положения данной политики на ближайшее будущее зафиксированы в Nuclear Posture Review Report 2010, обнародованном министерством обороны США. В соответствии с этими планами намечается со второй половины 2020-х годов начать постепенное уменьшение количества развёрнутых ракетоносцев с 14 до 12.


Сокращение будет происходить «естественным способом», по мере вывода из боевого состава лодок с истекшими сроками эксплуатации. Вывод первой лодки запланирован на 2027 год. На замену лодками типа «Огайо» должны прийти ракетоносцы нового типа, проходящие на данный момент под аббревиатурой «SSBN(X)». В 2010 году на исследовательские работы по данной теме в бюджете ВМС США заложена сумма в 497,4 млн долларов. Всего запланировано строительство 12 лодок нового типа. Ожидается, что строительство каждого ракетоносца обойдётся американскому налогоплательщику в 6-7 млрд долларов в ценах 2010 финансового года.

Новые ракетоносцы должны иметь меньшее количество ракетных шахт (обсуждаются цифры 12, 16 и 20), что связано с сокращением общего количества боеголовок морских стратегических сил США, но сами ракетные шахты должны быть большего диаметра. Отличительной особенностью должна стать энергетическая установка лодок нового типа. Она будет рассчитана на полный 40 летний срок службы подводной лодки без перезагрузки активной зоны реактора и необходимости проведения капитального ремонта. Ввод в строй первой лодки типа SSBN(X) запланирован на 2028 год. К 2030 году общее количество ракетоносцев ВМС США станет равным 12 - из них два типа SSBN(X) и 10 типа «Огайо». Затем планируется при вводе в строй каждой лодки типа SSBN(X) выводить из состава флота одну «Огайо». К 2040 году запланирован ввод в строй последней лодки нового типа и, соответственно, вывод из эксплуатации последней лодки типа «Огайо».

Оценка проекта

На сегодняшний момент ПЛАРБ типа «Огайо» удерживают мировой рекорд по количеству размещённых ракетных шахт - 24 и по праву считаются одними из самых совершенных в своём классе. По оценкам специалистов среди построенных ракетоносцев по уровню шумности с ними могут соперничать только французские типа «Триумфан».

Высокая точность ракет «Трайдент-II» позволяет, наряду с сухопутными МБР поражать всю номенклатуру высокопрочных целей типа шахтных пусковых установок и углублённых командных пунктов. Большая дальность ракетного комплекса «Трайдент» позволила лодкам типа «Огайо» осуществлять дежурство в Атлантическом и Тихом океанах в зонах господства своих ВМС, что обеспечило им высокую боевую устойчивость. Высокая эффективность и сравнительно малая стоимость содержания ПЛАРБ, вооружённых ракетами «Трайдент-2», привела к тому, что морские стратегические силы занимают лидирующие позиции в ядерной триаде США и по состоянию на 2007 год обеспечивают развёртывание 2116 из общего количества в 3492 боезаряда, что составляет 60 %.


Один известный пчеловод Альберт Эйнштейн однажды обронил крылатую фразу: «Пока будут живы пчелы, будет жив и род человеческий ». В каком-то смысле, то же можно сказать и об атомных подводных лодках. Эти ракетно-ядерные пчелы день и ночь трудятся, бороздя глубины мирового океана, и именно от них зависит стратегическая выживаемость любой державы. Но что мы знаем о и чьи ядерные «жала» круче.

американские стратегические атомные подводные лодки класса «Огайо»

Длина атомных подводных лодок класса «Огайо » впечатляет — 170 м. Это почти полтора футбольных поля, и они считаются одними из самых бесшумных субмарин в мире. Но уникальными их делает не это, а количество размещенных на борту ядерных ракет — 24. Таким арсеналом не может похвастаться ни одна субмарина на планете.

Впервые атомные подводные лодки вышли в море в начале 80-ых и до сих пор бороздят мировой океан. Первая АПЛ «Огайо » была введена в строй в ноябре 1981 года, а восемнадцатая и последняя по счету АПЛ «Луизиана » — осенью 1997 года.

Несмотря на внушительные размеры обнаружить такие субмарины очень сложно, потому что они практически бесшумны. Американским кораблестроителям удалось добиться этого за счет особой конструкции легкого корпуса подлодки. Легкий корпус это внешняя оболочка атомной подводной лодки, которая полностью закрывает основной корпус и делает подлодку обтекаемой. Пустота между корпусами заполняется водой. Это делает субмарину плавучей и очень маневренной. Именно такая особенность конструкции американских подводных лодок сделала их настолько бесшумными, что гидроакустические станции противника засечь эти подлодки практически не в состоянии.

Во время патрулирования даже рулевые не знают, где находиться атомная подводная лодка, это знают всего лишь несколько человек. Чрезвычайный режим секретности не позволит обнаружить АПЛ. Атомные подводные лодки класса «Огайо » могут находиться под водой почти неограниченное время, единственное, что может ограничить срок похода АПЛ — это запасы провизии. Ядерного топлива атомной подводной лодке хватает на 20 лет.

Но главной гордостью атомных подводных лодок, за что они получили еще одно название своего класса, являются баллистические ракеты системы «Trident». Длина каждой из них составляет 13 м, вес 65 тонн. Они обладают по настоящему разрушительной силой и могут уничтожить противника на дистанции до 10000 км. Ракета «Trident» оснащена десятью независимыми ядерными боеголовками, причем каждой из них можно задать отдельное направление. Таким образом, всего одна атомная подводная лодка может контролировать обширную территорию диаметром 20000 км.

Экипаж субмарины — 172 человека.

атомная подводная лодка с ракетами «Tomahawk»

Однако вскоре американские военные специалисты согласно договору СНВ-2 переоснастят атомные подводные лодки класса «Огайо», заменив ядерные ракеты Trident на ракеты Tomahawk. По мнению экспертов без ядерных ракет останутся самые старые подлодки «USS Ohio» (SSBN726), «USS Michigan» (SSBN 727), «USS Florida» (SSBN 728), «USS Georgia» (SSBN 729). Это не нарушит баланс ядерной мощи США, так как 50 процентов ракетно-ядерного потенциала Америки останется в глубинах мирового океана.

Благодаря новым взглядам на будущее американской морской мощи, вполне современные и очень дорогие класса «Огайо » оставлять без дела, а тем более пускать на слом неразумно. Поэтому без своего главного калибра подлодки превратятся в большие многоцелевые субмарины с атомной энергетической установкой. По мнению военных экспертов АПЛ «Огайо » приспособят для участия в конфликтах в любых регионах планеты. Подмостками их нового театра должны стать районы континентального шельфа и мелкие моря. Мощные атомные подводные лодки «Огайо» будут нести целый арсенал ракет «Томагавк», который превысит 130 единиц. Этот потенциал будет полностью соответствовать новой прибрежной литоральной стратегии США. Американские аналитики уверены, что массированный удар «Tomahawk» не сможет блокировать ни одна страна в мире, тем более в ближайшие годы ожидается появление нового поколения этих крылатых ракет. Их дальность возрастет в два раза, а полетная скорость в 5 раз. Ракеты «Томагавк» XXI века будут сверхзвуковыми и если необходимо могут быть перенацелены еще в полете на другие объекты.

атомные подводные лодки «Акула»

В Российской Федерации с американскими атомными подводными лодками может сравниться подводная лодка третьего поколения «Северсталь » типа «Акула ». Субмарину построили в 1989 году. Это . Она ровно в два раза больше АПЛ класса «Огайо ». Экипаж 150 человек. Внутреннее пространство настолько велико, что на подводной лодке имеется сауна.

На борту подлодок этого типа (классификация НАТО «Typhoon ») размещаются настоящие гиганты — баллистические ракеты «Вариант», вес которых достигает 90 тонн. В каждой из них по 10 ядерных боеголовок с индивидуальным наведением, причем запустить их можно с интервалом в несколько секунд. А значит, на противника может обрушиться настоящий поток мощи и огня. Но самое главное сила этого удара будет в 1400 раз больше, чем бомбы, сброшенной на Хиросиму. Такую атаку не сможет отразить ни одна противовоздушная оборона в мире. Правда, дальность у этой ракеты 8500 км, но и этого достаточно чтобы уничтожить цель на другом континенте. На атомной подводной лодке «Акула » их 20 единиц. Кроме того российские межконтинентальные ракеты «Вариант» можно запускать с глубины 55 метров. Это лучший показатель в мире. Удачным залпам не может помешать и неблагоприятная погода. Вооружение этой подлодки настолько мощное, что во время холодной войны за атомными подводными лодками этого класса пристально следили надводные корабли НАТО, а также специальные