«Энциклопедия мирового вооружения. Конструктивные особенности силовых установок бмп, бтр Силовая установка бмп 2

Классификация:

Боевая машина пехоты

Боевая масса, т:

Компоновочная схема:

Моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади

Экипаж, чел.:

Десант, чел.:

Разработчик:

Производитель:

СССР, Чехия, Индия

Годы производства:

Годы эксплуатации:

Основные операторы:

СССР, Россия, Украина, Белоруссия, Индия, Иран

Длина корпуса, мм:

Ширина корпуса, мм:

Высота, мм:

2450 (по осветителю) 2250 (по приборам прицеливания)

Колея, мм:

Клиренс, мм:

Бронирование

Тип брони:

Стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)

Вооружение

Калибр и марка пушки:

Тип пушки:

Нарезная малокалиберная автоматическая пушка

Боекомплект пушки:

500 (бронебойные,осколочно-фугасные)

Углы ВН, град.:

Углы ГН, град.:

Дальность стрельбы, км:

До 4 по наземным до 2,5 по воздушным

БПК-2-42 (БПК-1-42) - бинокулярный дневной и активно-пассивный ночной и зенитный 1ПЗ-3

Другое вооружение:

ПТРК 9К111 или 9К113

Подвижность

Тип двигателя:

Мощность двигателя, л. с:

Скорость по шоссе, км/ч:

Скорость по пересечённой местности, км/ч:

40-45 по грунтовой дороге 7 на плаву

Запас хода по шоссе, км:

Удельная мощность, л. с./т:

Тип подвески:

Независимая торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на 1, 2 и 6 узлах подвески

Удельное давление на грунт, кг/см²:

Преодолеваемая стенка, м:

Преодолеваемый ров, м:

Преодолеваемый брод, м:

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Вооружение

Средства наблюдения и связи

Двигатель и трансмиссия

Ходовая часть

Модификации

Советские

БМП-2 с АГС-17 «Пламя»

Российские

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

БМП-2М «Бережок»

Зарубежные модификации

Машины на базе

Операторы

Современные

Служба и боевое применение

БМП-2 (Индекс ГБТУ - Объект 675 ) - советская/российская гусеничная боевая машина пехоты, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.

Основное отличие от БМП-1 состоит в более крупной башне и оснащении другим комплексом вооружения. Башнявмещает двух человек: командира отделения (справа) и наводчика-оператора. Основное вооружение -автоматическая 30-мм пушка 2А42, изготовляемая на Тульском машиностроительном заводе. БМП-2 принята на вооружение в 1977 году.

История создания

Машина была создана в результате модификации БМП-1. Работы в этом направлении велись в КБ Курганского машиностроительного завода с 1974 года под индексами ГБТУ «Объект 675» и «Объект 680». Также вопрос модернизации БМП-1 прорабатывался на Челябинском тракторном заводе с 1972 года под индексом «Объект 769». В1980 году на вооружение был принят вариант Курганского машиностроительного завода, на котором и было развёрнуто серийное производство БМП-2.

Описание конструкции

Экипаж машины состоит из трёх человек - механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия.

Броневой корпус и башня

Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.

В левой передней части машины располагается отделение управления, в котором находится место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем находится место стрелка, оборудованное амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления и разделено с ним теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки.

В средней части машины находится боевое отделение, которое занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении расположены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве находится вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с патронами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса находятся три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна находится в подбашенном пространстве.

Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три).

В десантном отделении, находящемся в кормовой части машины, находятся 6 рабочих мест для стрелков. Каждое имеет амбразуру для стрельбы из личного оружия. В корме имеются две двери для выхода десанта. В левой двери имеется амбразура для стрельбы из автомата. Также для спешивания десанта при движении на плаву или аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса имеются два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты.

Вооружение

Основным отличием БМП-2 от БМП-1 является новый комплекс вооружения. Причиной замены являлся опыт использования вооружения БМП-1, которое с трудом справлялось с задачей поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Проблемной была борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР, а вследствие низкого могущества боеприпасов, низкой точности и малой дальности пушки2А28, борьба против танковых целей была не эффективна.

В качестве основного вооружения БМП-2 используется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий в боекомплекте 2000 патронов. Кроме того, для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К113 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему.

Также на машине были установлены 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

Средства наблюдения и связи

Место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ.

В ночное время механиком-водителем осуществляется осмотр прибором ТВН-2(для водителя) который устанавливается непосредственно перед выездом, вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора не большие (при полной темноте) следовательно, что находится по бокам от машины механик-водитель не может видеть, это уже входит в обязанность командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Оборудование идет в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.

Рабочие места командира и оператора имеют приборы наблюдения и прицеливания. Место командира оборудовано радиостанцией Р-123М и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора имеется аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи.

Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для связи внутренней связи в десантном отделении используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери имеется радиостанция Р-126.

Для прицеливания оператор-наводчик использует комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину установлен осветитель ОУ-5. Кроме прицела, у наводчика имеется 3 перископических прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины установлены два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска воздушных и наземных целей и наведения на них оружия.

Двигатель и трансмиссия

В машине имеется два блока. Первый блок силовой и объединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй - блок охлаждения и очистки, в нём объединены радиаторы системы охлаждения, смазки двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии.

Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель – в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.

Двигатель 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210...221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг.

Силовой агрегат находится условно в первом блоке (он же отсек), в самой ее передней части машины под "ребристым". В него входят трансмиссия включающаяся в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени может быть отремонтировано в полевых условиях, так как имеется прямой доступ. Двигатель же находящийся условно во втором блоке (отсеке), справа от механика-водителя полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему практически невозможен. Единственный путь к двигателю преграждается бронированной плитой вместе с эжектором, прямо над ним и без серьезного подъемного оборудования не стоит даже и пытаться производить ремонт. Впрочем, конструкторами эта ситуация явно была продумана, если что-то случается с двигателем значит машина не боеспособна и следовательно требует капитального ремонта, а он должным образом может быть проведен только на специализированном месте.

Через лючки перегородки ремонт двигателя невозможен в принципе, и доступ осуществляется только для планового его обслуживания. Но вот особо ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрелся, а температура в салоне еще не выше чем снаружи, хотя команда "по машинам!" уже поступила. Тут они и спасают, первую порцию тепла получает механик-водитель и сзади за ним сидящий, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, с условием, что долго едут и кормовые двери не часто открываются. Следует заметить, в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрываются при достижение комфортной температуры для механика-водителя. После этого нагрев происходит за счет перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон.

Ходовая часть

В качестве базы используется шасси с шестиопорной ходовой частью, конструкция и характеристики аналогичны БМП-1.

Несмотря на гусеничный ход машина довольно быстрая и скорость в 65 км/ч по шоссе явно занижена из расчета на устойчивое управление, а на предельно высокой скорости машина становится просто неуправляемой, гусеничные траки и асфальт в этот момент становятся аналогично конькам и льду.

По пересеченной местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) более 40 км/ч невозможно разогнаться, только из-за особенностей конструкции машины, вся тяжесть двигателя и трансмиссии приходится на нос, следовательно на неровностях машина начинает клевать, что само по себе замедляет движение. Езда змейкой, единственный способ не потерять набранную скорость, это когда только одна гусеница попадает в неровность, а другая еще нет, как бы объезжая ее.

В машинах серий БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулем в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал» (между собой экипажи зовут его рулем), состоящий только из двух горизонтальных рукояток. С такой же свободой вращения, что и у руля, это позволяет управлять машиной словно колесной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это позволяет не дергать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счете для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, «штурвал» сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в этот момент показывает, что машина движется по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, вроде змейки на скорости, получаются более плавными.

Модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГ-17 «Пламя». Гранатомёт смонтирован в задней части башни. Наведение осуществляется дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект находится в коробке с лентой на 250 выстрелов. Производилась в СССР небольшой серией.

БМП-2К

Создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине имеется дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.

БМП-2Д

Разработана в 1981 году специально для боёв в Афганистане. Основные отличия: усилена броня, установлены стальные экраны на корпусе и броневая плита под командиром и механиком-водителем. Из-за чего возросла масса машины, и она утратила возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м.

Российские

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

Опытная модификация БМП-2. Разработана в 1999-2000 году. Модернизация сделана с целью повышения боевого могущества БМП-2 до уровня БМП-3. Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы утрачена возможность плавать. Фактически машина превратилась в неплавающую БРМ.

БМП-2М «Бережок»

Российская модификация БМП-2. Установлен дополнительный панорамный прицел. Изменено расположение АГС-17, установлены 4 ПУ ПТУР "Корнет". В 2005 году был заключён контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М.

Зарубежные модификации

BVP-2 - БМП-2, производившиеся по лицензии в 1984-1987 в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве. Произведено 344 экземпляра.

«Sarath» - БМП-2, производившиеся по лицензии в Индии

BMP-2 - модификация БМП-2 для армии Финляндии

Машины на базе

  • БРЭМ-4 - ремонтно-эвакуационная машина
  • БМО-1 - боевая машина огнемётчиков
  • ПРП-4 - подвижный разведывательный пункт (артразведка)

Операторы

Современные

  • Россия:
    • Сухопутные войска России - 5000 БМП-2 (из них 1500-2000 на хранении), по состоянию на 2012 год
    • Морская пехота России - около 150 БМП-2, по состоянию на 2012 год
    • Внутренние войска МВД России - 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2012 год
  • Азербайджан:
    • Армия Азербайджана - 33 БМП-2, по состоянию на 2012 год
    • Пограничные войска Азербайджана - 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Алжир - 304 БМП-2М с 9М113, по состоянию на 2012 год
  • Ангола - 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Армения - 5 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Афганистан - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
  • Белоруссия - 875 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Вьетнам - 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Грузия - 45 БМП-2 (1 на хранении), по состоянию на 2012 год
  • Иордания - более 26 БМП-2, по состоянию на 2007 год
  • Индия - 980 БМП-2 Sarath и 250 БМП-2К, по состоянию на 2013 год
  • Индонезия - 22 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Иордания - 31 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Иран - 400 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Ирак - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
  • Йемен - 100 БМП-2, по состоянию на 2012 год, по другим данным 188 модернизированных БМП-2 поставлено с консервации из России в 2004-2005 годах
  • Казахстан - 700 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Киргизия - 90 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Кот-д’Ивуар - 10 БМП-1/БМП-2, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2012 год
  • Кувейт - 76 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Абхазия - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2007 год
  • Сьерра-Леоне - 4 БМП-2 куплено у России в 1992 году
  • Таджикистан - 15 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Того - 20 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Туркмения - 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Уганда - 31 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Узбекистан - 270 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Украина - 1434 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Финляндия - 92 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Чехия - 181 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Шри-Ланка - 49 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Южная Осетия:
    • МЧСиО Южной Осетии - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2008 год
    • Миротворческий батальон «Алания» Южной Осетии - 22 БМП-2, по состоянию на 2008 год

Бывшие

Служба и боевое применение

  • Афганская война (1979-1989) - первые машины поступили в 1982 году, где был получен положительный опыт применения БМП-2 против живой силы противника.
  • Война в Персидском заливе - применялись иракскими войсками во время нападения на Кувейт и при обороне против американской армии.
  • Разгон Верховного Совета России - использовались в 1993 году во время октябрьского путча. Вели стрельбу очередями по окнам Белого дома.
  • Первая Чеченская война - основные потери российской бронетехники пришлись на боевые машины пехоты.
  • Эфиопо-эритрейский конфликт
  • Вторая Чеченская война
  • Иракская война - применялись армией Саддама Хусейна. По информации российского автора Сергея Суворова, были зафиксированы случаи уничтожения танков M1A2 23-й механизированной дивизии США (по другим данным, среди участвовавших во вторжении американских войск отсутствовала дивизия с таким номером). Причиной являлся пожар в моторно-трансмиссионном отделении, возникавший при попадании очереди бронебойно-трассирующих снарядов из пушки 2А42 в кормовую броню танка. Согласно американским данным, три танка «Абрамс» Армии США были поражены огнём 30-мм пушек БМП-2 без какого-либо существенного ущерба.
  • Война в Южной Осетии (2008)

Боевая машина пехоты 2-й разработки (вооружённые силы СССР/России и ряд других стран), сконструирована была с целью . Причина создания новой машины – необходимость смены комплекса вооружения, особенно гладкоствольной 73-мм пушки 2А28, которая оказалась не эффективна в борьбе против пехоты и низколетящих воздушных целей. В результате установили новую 30-мм автоматическую пушку, изготавливающиеся на Тульском машиностроительном заводе, и противотанковый ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс».

Новая боевая машина пехоты принята на вооружение в 1977 году, эксплуатация началась в восьмидесятые годы ХХ века.

История создания

После того, как БМП-1 поступила на вооружение, среди руководства развернулась полемика о составе необходимости и достаточности огневой мощи данной машины. Основным вооружением являлась 73-мм пушка 2А28 «Гром», которая была установлена для борьбы с бронированной с техникой, в боекомплекте боевой машины имелись только противотанковые кумулятивные снаряды.

Испытания показали, что данное орудие не эффективно ни в борьбе с пехотой, ни с техникой противника, поэтому начали создавать опытные боевые машины с новым комплексом вооружения.

В 70-е годы появился опытный образец боевой машины под обозначением Объект 768, где предусматривалось увеличение огневой мощи пушки «Гром». Модификация 73-мм гладкоствольной пушки «Гром» получила название 2А41 «Зарница» и была установлена на опытную машину. Но на вооружение армии Объект 768 не поступил. Одновременно был создан Объект 681 с тем же комплексом вооружения, но вскоре работы по проекту были прекращены.

Параллельно с этими опытными машинами были предложены новые варианты машин пехоты с совершенно новым типом вооружения – установка 30-мм автоматической пушки (2А38/2А42).

Предложение поступило от Курганмашзавода. Первая машина с новым вооружением называлась Объектом 680 с автоматической пушкой 2А38. Вторая, объектом 675 с автоматической пушкой 2А42. Военные эксперты серьезно не восприняли новые изобретения, считая, что этот комплекс вооружения не эффективен из-за малого калибра.

Отношение к новым опытным боевым машинам в корне изменилось с началом боевых действий в Афганистане. Стало очевидно, что Объект 675 незаменим в боевых условиях Афганистана. Так началась история боевой машины пехоты под обозначением БМП-2.

Конструкция

БМП-2 – это боевая машина пехоты, которая имеет идентичную компоновку с БМП-1. Главным различием между ними является наличие разного вооружения. Экипаж состоит из трех человек. Также машина вмещает до семи человек десанта, которые могут вести стрельбу через бойницы.

Корпус и башня машины сварены из стальных катаных листов, толщина которых от 5 до 19 миллиметров. Толщина лобовой брони башни до23 мм. Башня имеет форму усеченного конуса.

На БМП-2 установлен 6-и цилиндровый дизельный двигатель УТД-20С1 с жидкостным охлаждением, масса двигателя составляет 700 кг.

Мощность двигателя 300 л.с. Используется двухдисковое сцепление сухого типа с механическим управлением. Коробка передач пятиступенчатаяс синхронизаторами на четырех высших передачах. Для поворотов машины применяются планетарные редукторы.

Ходовая часть имеет шесть опорных катков, которые являются подвижной опорой корпуса на гусеничной ленте. Максимальная скорость, которую способна развить машина, составляет 65 км/ч по шоссе и до 45 км/ч при движении по пересеченной местности. Техника способна самостоятельно пересекать водоемы, развивая скорость на плаву до 7 км/ч. Движение по воде выполняется благодаря вращению гусениц. Из-за этого возникают сложности при перемещении машины против течения.


Управление БМП-2 выполняется при помощи руля, имеющего схему штурвала. Благодаря свободному вращению руля-штурвала для управления не требуется значительных усилий. При повороте штурвала происходит плавное изменение тяги на гусеницах, что обеспечивает плавность поворота и предохраняет элементы ходовой части от перегрузок. При отпускании штурвала происходит автоматический возврат управления к прямолинейному движению.

На БМП-2 применяется следующее оборудование для связи и обзора:

  • внутреннее переговорное устройство модели А-3;
  • рации Р-123М, Р-173 либо Р-126;
  • приборы наблюдения ТНП-165А либо ТНПО-170А;
  • прибор для наблюдения в ночное время.

В состав вооружения входят:

  • 30-мм пушка 2А42;
  • пулемет ПКТ ( танковый);
  • ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс».

Тактико-технические характеристики

В таблице показаны ТТХ советской боевой машины пехоты в сравнении с зарубежными аналогами, такими как: американская БМП М2 «Брэдли» и шведская Strf 90.

Параметры БМП-2 М2 «Брэдли» Strf 90
Страна СССР/Россия США Швеция
Экипаж/десант, чел 3/7 3/6 3/8
Длина/ширина, мм 6735/3150 6452 /3200 6550/3170
Основное вооружение 30-мм авт. пушка 2А42 25-мм авт. пушка «Бушмастер» 40-мм авт.
пушка
«Бофорс» L-70
Ракетное вооружение ПТРК «Фагот»/ «Конкурс» ПТУР ТOW/BGM-71 -
Бронирование, мм 6-23 14-25 до 30
Масса, т 14 от 22 23-35
Скорость передвижения
по шоссе
65 66 70
Запас хода, км 600 км 480 км 320 км
Преодолеваемые
препятствия ров/стена, м
2,5/07 2,5/0,9 2,5/0,5

В 70-е годы США разрабатывают БМП «Брэдли», которая стала сходить с конвейера в 1981-м году. Если сравнивать боевые качества БМП-2 и М2 «Брэдли», то они равнозначны. В случае боевого противостояния этих машин, большое значение имеет опыт экипажа.


Американская модель претерпевает не одну модернизацию, из-за чего БМП-2 стала отставать по многим параметрам. Следом и в России усовершенствовали боевую машину, которая вновь стала конкурентно-способной американской.

Модификации

БМП-2 после поступления на вооружение стала одной из лучших образцов боевых машин пехоты мира, но со временем любая техника устаревает, поэтому требуется модернизация.

В ходе модернизации машины были улучшены её характеристики, что приблизило машину до международных стандартов.

Одним из вариантов является БМП-2М «Бережок». При модернизации машины были усовершенствованы основные узлы управления огнём, проведена установка нового противотанкового комплекса «Корнет» и автоматического 30-мм гранатомета АГС-17 «Пламя», который позволяет вести поражение пехоты, находящейся в укрытии. В боекомплект пушки вошел новый подкалиберный снаряд «Трезубка».

Наводчик получил современный прицел, что позволяет увеличить точность стрельбы. Командир теперь имеет панорамный прицел, обеспечивающий круговое наблюдение и наведение оружия на цель.


Версия БМП-2Д (доработанная) создана специально для условий войны в Афганистане. Увеличение бронирования привело к тому, что машина не смогла плавать.

Попыткой улучшения характеристик БМП-2 до уровня БМП-3 стала машина с боевым модулем «Бахча-У». Из-за большой массы оборудования, количество десантников (во время перевозки) сократилось от семи до пяти.

Существовал также вариант БМП-2 с установкой автоматического гранатомета АГС-17 «Пламя».

Специально для мотострелковых войск создана версия БМП-2К, оснащенная дополнительной радиостанцией. Для осуществления дальней связи в наличии есть мачтовая антенна.

Боевое применение

Самое активное участие БМП-2 приняли в Афганской войне. В Афганистане боевые машины понесли большие потери (тысяча триста единиц, среди которых БМП-1, БМП-2, БТР, БРДМ). Участвовали в войне между армянскими и азербайджанскими вооруженными формированиями в борьбе за Нагорный Карабах (1988-1994 гг.).


Позднее машины приняли участие в конфликтах:

  • в первой (1994-1996 гг.) и второй чеченской войне (1999-2009 гг.);
  • в ходе гражданской войнына территории Таджикистана (1992-1997 гг.);
  • на территории Южной Осетии (2008год);
  • в боях на юго-востоке Украины (с 2014 года);
  • принимали участие в военных действиях в Анголе.

Также применялись в Иракской войне, где по некоторым данным от выстрелов автоматической пушки БМП-2 были выведены из строя . Используются сирийскими войсками в борьбе против боевиков.

На сегодняшний день БМП-2 состоит на вооружение многих стран мира.

В отличие от зарубежных аналогов, она имеет широкий спектр применения в разных боевых ситуациях, проста в эксплуатации. Уникальность строения машины даёт возможность быстрой её модернизации. Определенный интерес БМП вызывает на международном рынке вооружения. Несмотря на слабость в бронировании и другие некоторые недостатки, эта машина обладает большими перспективами дальнейшего развития.

Видео

Модификации:

БМП-2 с автоматическим гранатометом АГ-17 на башне

БМП-2Д («афганский вариант», усилено бронирование, не плавает. 1981 г.)

БМП-2К (командирская БМП, дополнительные средства связи)

БМП-2 (модерниз.вариант с автоматич.гранатометом, ТШУ-1 «Штора» и др.)

БМП-2 с боевым модулем «Бахча-У» (спаренные 30-мм и 100-мм пушки, 2000 г.)

БМП-2 с боевым модулем «Бережок» (ПТУР «Корнет», новая СУО, доп. вооружение, 2000 г.)

БМП-2 с усиленной бронезащитой

Зарубежные модификации:

BVP-2 (БМП-2 Чехословакского производства)

«Sarath» (БМП-2 производившаяся в Индии)

BMP-2 (модификация для ВС Финляндии)

Машины созданные на базе БМП-2:

БРЭМ-4 (ремонтно-эвакуационная машина)

БМО-1 (боевая машина огнемётчиков)

Р-149 «Кушетка-Б» (КШМ)

Боевая машина пехоты БМП-2 создавалась на базе для дальнейшего повышения боевых характеристик последней. Разработка велась в КБ ЧТЗ с 1972 г. («объект 769» ) и в КБ КМЗ с 1974 г. (об.680 , 675 ). Принята на вооружение в 1980 году машина разработки Курганского завода, серийное производство начато на КМЗ с апреля того же года. Впервые была показана широкой общественности на военном параде в ноябре 1982 г. По состоянию на 1995 год БМП-2 находилась на вооружении следующих стран: России, Алжира (230 ед.), Афганистана, Анголы, Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Индии, Ирана, Ирака, Иордании, Казахстана, Кувейта, Сьерра-Леоне, Словакии (93 ед.), Судана, Сирии, Таджикистана, Туркмении, Украины, Узбекистана, Финляндии (110 ед.), Чехии (187 ед.), Шри-Ланки, Йемена. К 2013 году БМП-2 находилась на вооружении армий 26 государств ближнего и дальнего зарубежья, но наибольшее их количество находится в России: примерно 5000 в Сухопутных войсках, около 150 в Морской пехоте и некоторое количество в частях ВВ.

На машинах первых выпусков, как на опытном «объекте 675» , отсутствовали дымовые гранатомёты и устанавливался второй пулемёт на крыше корпуса над люком старшего стрелка.

Принципиальным отличием от является установленный на БМП-2 новый комплекс вооружения. Дело в том, что с помощью прежнего комплекса (73-мм орудие, спаренный с ним 7,62-мм пулемет и ПТРК «Малютка» ) с большим трудом решались огневые задачи по поражению типичных «пехотных» целей – открытой, залегшей и особенно укрытой живой силы, легких бронированных машин типа американского БТР М113 , легких оборонительных сооружений, а также по отражению атак низколетящих самолетов и вертолетов. Кроме того, опыт боевого применения БМП-1 показал, что орудие 2А28 не обеспечивает эффективной борьбы с танками и другими бронированными машинами как вследствие недостаточной точности и малой дальности стрельбы, так и из-за невысокого могущества действия боеприпасов у цели. Поэтому на для поражения таких целей практически используется только ПТУР.

Основное вооружение БМП-2 – 30-мм автоматическая пушка 2А42 , установленная в двухместной вращающейся башне. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ . На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1) . Таким образом вооружение, установленное в машине, позволяет вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты.

Шасси БМП-2 с шестиопорной ходовой частью по конструкции и техническим характеристикам аналогично шасси .

Боевой расчет машины состоит из 10 человек: не спешиваемая часть (экипаж) 3 человека (командир машины, он же командир отделения, оператор-наводчик и механик-водитель) и 7 стрелков-десантников. Последние могут вести прицельный огонь из личного оружия через специальные амбразуры.

Отделение управления расположено в левой передней части корпуса машины. В нем размещено рабочее место механика-водителя, оснащенное органами управления движением машины, контрольно-измерительными приборами, приборами наблюдения, средством связи (аппаратом А-3 танкового переговорного устройства – ТПУ). За сидением механика-водителя находится рабочее место одного стрелка. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А , а также аппаратом А-3 ТПУ.

Правую переднюю часть корпуса машины занимает моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Оно совмещено по длине машины с отделением управления. Эти отделения разделены теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам МТО. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель – в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.

Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомлогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три). Рабочие места командира и оператора оборудованы приборами наблюдения, прицеливания и управления оружием. У командира установлены радиостанция Р-123М и аппарат А-1 ТПУ. У оператора имеются пульт управления системой 902В «Туча» постановки дымовых завес. Для внутренней связи используется аппарат А-2 ТПУ.

В кормовой части корпуса машины в десантном отделении располагаются на своих рабочих местах 6 стрелков. На каждом рабочем месте имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при движении «по боевому», амбразуры для ведения стрельбы из пулеметов (передние) и автоматов АКМ (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А , а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АК М. В крыше корпуса над сидениями расположены два люка для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126 .

30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание. Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Обеспечиваются два темпа стрельбы – малый (200-300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр/мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на высотах (дальностях) до 2000-2500 м. Боекомплект к пушке 500 выстрелов, 160 из которых – бронебойно-трассирующие. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ . Наибольшая прицельная дальность стрельбыы из него 2000 м. Питание пулемета ленточное, темп стрельбы – 700-800 выстрелов в минуту.

Пушка и спаренный с ней пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Стабилизатор электромеханический 2Э36-1 . Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы – автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При этом осуществляются стабилизация и стабилизированное наведение спаренной установки в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При угле возвышения около 35 градусов происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям. В этом случае также производится стабилизация и стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью. Предусмотрен вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, с перебросочной скоростью 30 град./с по кратчайшему расстоянию.

Оператор-наводчик пользуется комбинированным (дневной и активнопассивный ночной перископический) прицелом с кратностью увеличения х5,6 в дневной системе и х5 в ночной. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. С марта 1986 г. вместо прицела БПК-1-42 устанавливается прицел БПК-2-42 с несколько более высокими характеристиками. Кроме прицела БПК-1-42 на рабочем месте наводчика имеются 3 перископических электрообогревных смотровых прибора ТНПО-170А и 1 прибор ТНПТ- 1. У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с кратностями увеличения х1,2 и х4, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1 . Кроме того, у командира имеется комбинированный (дневной и активный ночной) бинокулярный перископический прибор ТКН-3Б с увеличением в дневной ветви 4,75-5,0 крат и ночной ветви 4-4,2 крат. Прицел 1ПЗ-3 предназначен для поиска воздушных и наземных целей, слежения за ними и наведения на них оружия. При этом по наземным целям стрельба может производиться с места и с ходу, а по воздушным целям – с места.

Для борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника предназначен ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К113 «Конкурс» , который может использоваться в машинном и выносном вариантах. Перевод противотанкового комплекса из машинного варианта в выносной производится силами двух членов экипажа. Общим элементом машинной и выносной пусковых установок является прицел 9Ш119М1 .

Важную роль в обеспечении высокой огневой мощи машины играет оружие, используемое стрелками десанта. Это 2 пулемета и 6 автоматов, 2 зенитных комплекса 9К34 (вместо одного из них может укладываться РПГ-7 ), а также 12 гранат Ф-1 . Боеприпасы к пулеметам (4 корбки с лентами по 100 патронов, 6 коробок с лентами по 200 патронов и коробка с 440 патронами) размещены в боевом и десантном отделениях. Для гранатомета РПГ-7 имеется 5 гранат ПГ-7В .

Защита от обычных средств и оружия массового поражения обеспечивается прочностью, жесткостью и герметичностью броневой конструкции – корпуса и башни, а также применением специальных систем, затрудняющих попадание снарядов в машину и снижающих эффективность их воздействия.

Корпус машины сварной, изготовленный из катаных листов броневой стали. Детали корпуса имеют различные толщины и конструктивные углы для обеспечения наилучшей защиты от пуль, малокалиберных снарядов, осколков снарядов и мин, а также прочности и жесткости конструкции. По конфигурации корпуса БМП-1 и БМП-2 близки между собой. Наибольшие отличия имеются в конструкции крыши корпуса, что связано с установкой на ней значительно большей по размерам двухместной башни. Последняя имеет конусообразную форму, сварена из стальных броневых листов. На крыше башни предусмотрены люки командира и оператора, отверстия для установки прицелов 1ПЗ-3 и БПК-1-42 , а также опоры пусковой установки ПТУР. На люках, гнездах всех приборов и стыке корпуса и башни (между верхним и нижним погонами шариковой опоры) имеются резиновые уплотнения, обеспечивающие герметизацию внутреннего пространства. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен подбой, который повышает защиту экипажа от проникающей радиации.

Устройство БМП-2: 1 – двигатель; 2 – прибор наблюдения механика-водителя; 3 – прибор наблюдения стрелка-десантника; 4 – пушка 2А42; 5 – башня; 6 – спаренный пулемёт; 7 – кожух прицела; 8 – пусковая установка ПТУР «Конкурс»; 9 – укладка ПТУР в боевом отделении; 10 – антенна; 11 – укрывочный брезент; 12 – спинка сиденья десанта; 13 – шаровые опоры для автоматов; 14 – кормовая дверь; 15 – опорный каток; 16 – магазин для 30-мм снарядов; 17 – укладка ПТУР механика-водителя; 18 – сиденье стрелка-десантника; 19 – сиденье механика-водителя; 20 – направляющее колесо; 21 – крыло-поплавок; 22 – бронекрышки; 23 – дымовые гранатомёты; 24 – фара; 25 – прибор заднего вида

Размещение экипажа в БМП-2.

— э кипаж; десант; вооружение

Защита экипажа и десанта от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных средств обеспечивается системой герметизации обитаемых отделений и подачи в них очищенного воздуха, в состав которой входят прибор радиационной и химической разведки (ПРХР ), фильтровентиляционная установка, постоянные и закрывающиеся уплотнения, исполнительные механизмы. Система имеет автоматическое включение с ручным дублированием.

На машине установлено противопожарное оборудование двухкратного действия, состоящее из 2 баллонов с огнетушащим составом «Хладон» 114В2, 4 термодатчика в моторно-трансмиссионном отделении, трубопроводов и устройства управления. Имеется также ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.

Система маскировки включает термодымовую аппаратуру многократного действия, обеспечивающую установку непросматриваемой (в видимой части спектра) дымовой завесы шириной 100-150 м, и 6 дымовых гранатометов калибра 81 мм системы 902В «Туча» . Последние позволяют с помощью дымовых гранат 3Д6 (массой 2,4 кг) устанавливать дымовые завесы на дальностях 200-300 м. В целом, защитные характеристики БМП-2 такие же, как у БМП-1 .

На машине используется 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Его мощность 210…221 кВт. Масса сухого двигателя около 700 кг. Общая вместимость топливных баков 460 литров. В зимнее время используется зимнее или арктическое, а летом летнее дизельное топливо. Удельный расход топлива при максимальной мощности составляет 238 г/кВт.ч. В системе смазки применяется масло МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3. Заправочная вместимость системы 58 л. Удельный расход масла при частоте вращения коленчатого вала 2200 об./мин не более 10,9 г/кВт.ч. Для облегчения пуска в холодное время в системе охлаждения имеется форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом, двигатель оборудован бесфорсуночным факельным подогревателем (БФП) впускного воздуха. Основным способом пуска является пуск сжатым воздухом, дополнительным – с помощью электростартера. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды. Клапан взводится в исходное положение ручным приводом.

Трансмиссия механическая. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения, постоянно замкнутый. Коробка передач простая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Обеспечивает 5 передач переднего и 1 передачу заднего хода. При включении замедленного диапазона скорости уменьшаются в 1,44 раза. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые. Их тормоза поворота и блокировочные фрикционы многодисковые, работающие в масле с трением сталь по металлокерамике. Остановочные тормоза ленточные, плавающие, двустороннего действия, сухие. Приводы управления: главным фрикционом – гидравлический (при неработающем двигателе – пневматический); переключением передач – механический с гидравлическим сервированием на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах; планетарными механизмами поворота – гидравлический со следящим воздействием на фрикционы и тормоза ПМП; остановочными тормозами – гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе – пневматический); стояночным тормозом (левый тормоз остановочных тормозов) – механический. Масса коробки передач с главным фрикционом, ПМП, тормозами и гидроприводом около 540 кг. Бортовые редукторы планетарные, одноступенчатые. Применяемое в них масло МТ-8п, ТСЗп-8 или МТ-16п.

Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес. Гусеницы цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ширина гусеницы 300 мм, масса 625 кг (каждая). Ведущие колеса сварно-литые со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса сварно-литые, установлены в кормовой части корпуса машины на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные и поддерживающие катки сварные с обрезиненными ободами. Масса опорного катка 41 кг. Для смазки опорных катков используется Литол-24, поддерживающих катков – масло МТ-16п.

Подвеска независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески. На 2-х и 4-х узлах установлены резиновые, а на 1-х и 6-х – пружинные упоры (ограничители хода катков).

БМП-2 принимали активное участие в боевых действиях в Чечне и некоторых других регионах на пост-советском пространстве, а также в Афганистане, Сирии, африканских странах.

Боевые машины пехоты БМП-2 Российской армии в Чечне, 2000 г.

БМП-2 на занятиях 4-й отдельной танковой бригады ЗВО. Полигон «Головеньки» под Наро-Фоминском, 29 марта 2012 г.

– Длина по корпусу (с пушкой вперед)

– Ширина

– Высота

– Клиренс

– База х колея

нет данных

– Ширина гусеницы (шаг трака)

Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см

Вооружение (боезапас):

– 30-мм пушка 2А42

– 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ

– ПУ ПТРК 9М111«Фагот» / 9М113«Конкурс»

– ПЗРК 9К34 «Стрела-3» или РПГ-7

Углы вертикального наведения, град.

Стабилизатор вооружения

Механизм заряжания

2-ленточное питание

Приборы прицеливания

2 х БПК-1-42 (перископич., днев./ноч.), 1П3-3 (зенитн.)

ИК-прожектор

Приборы наблюдения

Количество амбразур (из них для пулеметов)

Средства постановки дымзавесы

6 х 902В «Туча», ТДА

Тип и марка двигателя

дизель УТД-20С1

Максимальная мощность, л.с.(кВт)

Количество цилиндров

Количество оборотов/мин

Удельная мощность, л.с./т

Емкость топливных баков, л

Трансмиссия

многодисковый главный фрикцион сухого трения, 5-скоростная механическая коробка передач, планетарные 2-ступенчатые механизмы поворота, планетарные одноступенчатые бортовые передачи

Максимальная скорость (на плаву), км/ч:

Запас хода, км

Преодолеваемые препятствия:

– подъем, град.

– крен, град.

нет данных

– стенка, м

– брод, м

Бронирование, мм

Радиостанция

Навигационная аппаратура

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

Боевая и техническая характеристика БМП-2

Боевая масса, т 14

Боевой расчет (экипаж + десант), человек 3+7

Длина, мм 6710

Ширина, мм 3090

Высота, мм 2060

Вооружение:

пушка, марка, тип, калибр, мм 2А42, авт., 30

спаренный пулемет, калибр, мм 7,62

противотанковый комплекс, марка ПТРК 9П135М

Боекомплект:

к пушке, выстрелов 500 (160 БТ; 340 ОТ и ОФЗ)

к пулемету, патронов 2000

к ПТРК, шт. 4

Броневая защита противопульная

Дымовые гранатометы, кол. * калибр, мм 6 * 81

Максимальная скорость, км/ч

по суше 65

на плаву 7

Запас хода по шоссе, км 500

Двигатель, марка дизель УТД-20

Мощность двигателя кВт (л.с) 221 (300)

Трансмиссия механическая

Подвеска торсионная

Гусеница с РМШ

Машина была принята на вооружение в 1980 г. Серийное производство организовано на Курганском машиностроительном заводе. Главный конструктор А.А. Благонравов. БМП-2 – модернизированный вариант широко распространенной БМП-1. Принципиальным отличием от последней является установленный на БМП-2 новый комплекс вооружения. Шасси БМП-2 по конструкции и техническим характеристикам аналогично шасси БМП-1.

Схема общей компоновки

Боевой расчет состоит из 10 человек: экипаж (командир машины, он же командир отделения, оператор-наводчик и механик-водитель) и десант (7 стрелков). Отделение управления расположено в левой передней части корпуса машины. В нем размещено рабочее место механика-водителя, за ним находится рабочее место одного стрелка. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения

ТНП-165А и ТНПО-170А. Правую переднюю часть корпуса занимает МТО.

Боевое отделение занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа от пушки) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки. Укладки ПТУР установлены: одна – в подбашенном пространстве, три – на правом борту корпуса. Рабочие места командира и оператора оборудованы приборами наблюдения, прицеливания и управления оружием. У командира установлена радиостанция Р-123М и аппарат А-1 ТПУ. У оператора имеется пульт управления системой 902В постановки дымовых завес. Для внутренней связи используется аппарат А-2 ТПУ.

В кормовой части корпуса машины в десантном отделении располагаются 6 стрелков. На каждом рабочем месте имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при движении по-боевому, амбразуры для ведения стрельбы из пулеметов (передние) и автоматов АКМ (остальные). Вход и выход стрелков производится через две двери в корме машины. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АКМ. В крыше корпуса над сиденьем расположены два люка для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) топливным баком и контейнером, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена переносная радиостанция Р-126.



ТРАНСМИССИЯ БМП-1(2)

Трансмиссия машины - механическая, со ступенчатым изменением передаточных чисел, система управления трансмиссией - механическая. Трансмиссия состоит из главного фрикциона 2 (рис.1), коробки передач 3, двух бортовых фрикционов 7 с тормозами, двух бортовых редукторов 6 и соединительных сборочных единиц и деталей. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и двигатель объединены в единый силовой блок. Система управления трансмиссией состоит из приводов управления главным фрикционом, коробкой передач, бортовыми фрикционами и тормозами.

Трансмиссия предназначена:

для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам машины и к рабочим колесам водометных движителей;

для изменения скорости движения машины и тяговых усилий на ведущих колесах в более широком диапазоне, чем это можно сделать изменением частоты вращения коленчатого вала двигателя;

для трогания с места, осуществления поворотов, торможения, обеспечения заднего хода и удержания машины в заторможенном состоянии на подъемах и спусках;



для отключения двигателя от ведущих колес и водометных движителей при его работе на холостом ходу и во время пуска, а также при переключении передач.

Трансмиссия обеспечивает получение четырех передач вперед одной передачи назад, повороты машины на каждой передаче и торможение. Кроме того, она обеспечивает работу водометным движителей при движении на плаву и изменение направлении вращения рабочих колес водометных движителей для промывки
водопроточного тракта и заборных решеток.

Ходовая часть БМП-1(2)

Рис. 1. Боевая машина пехоты (вид справа и спереди)



Рис. 2. Боевая машина пехоты (вид справа и сзади)

Гусеничный движитель предназначен для сообщения машине
поступательного движения как на суше, так и на воде за счет крутящего момента, подводимого от двигателя к ведущим колесам. Зацепление ведущих колес с гусеницами - цевочное. Гусеничный механизмами натяжения гусениц, двух очистителей 12, двенадцати опорных и шести поддерживающих катков.

Гусеницы представляют собой мелкозвенчатые ленты, состоящие каждая из 84 звеньев-траков 18, связанных между собой шарнирно с помощью обрезиненных пальцев 16, серег 15 и клиньев 19 с гайками.

Трак - штампованный из высокопрочной стали; в нем имеется две проушины для соединения траков и два гребня для предотвращения схода гусеницы с опорных катков и опадания ее с поддерживающих катков. Гладкая сторона соединенных в ленту траков (между гребнями) служит беговой дорожкой для опорных катков.

На внешней стороне трака имеются грунтозацепы, увеличивающие сцепление его с грунтам. В проушины траков запрессованы стальные пальцы с привулканизированными к ним резиновыми втулками 17, которые за счет деформации резины позволяют тракам поворачиваться на небольшой угол относительно один другого. На концы пальцев 16 надеты серьги 15, выполненные из высокопрочной стали. Серьги закреплены клиньями 19 и самостопорящимися гайками. При этом клин пропускается через серьгу и его головка своими скосами упирается в лыски, имеющиеся на концах пальцев.

Ведущие колеса (рис. 4) установлены в передней части корпуса машины. Ведущее колесо состоит из корпуса и двух зубчатых венцов 7 для зацепления с серьгами гусениц. Корпус ведущего колеса состоит из двух сваренных между собой стальных литых частей с фланцами для установки и крапления сменных зубчатых венцов и ступицы со шлицевым отверстием.

Зубчатые венцы, имеющие по четырнадцати зубьев, крепятся к
корпусу ведущего колеса болтами 6. Для повышения износостойкости на рабочие поверхности зубьев нанесен слой твердого сплава.

Ведущее колесо устанавливается на хвостовик 1 водила бортовой передачи с помощью шлицевой ступицы и фиксируется на водиле гайкой 4, которая крепится двумя болтами 3 со стопорными шайбами.



Рис. 3. Ходовая часть:

1-ведущее колесо;2-кронштейн крепления верхней проушины гидроамортизатора;3-гидроамортизатор;4-поперечная балка;5- пружинный упор; 6-ограничитель;7-днище корпуса; 8-резино-металлический упор;9-борт;10-поддерживающий каток;11-гусеничная лента;12-очиститель;13-направляющее колесо;14-шестой опорный каток;15-серьга;16-палец;17- резиновая втулка;18-трак гусеницы;19-клин;20-гидроамортизатор;21-балансир;22-пробка заправочного отверстия труб балансиров;23-первый опорный каток;24-направляющая очистителя; 25-болт;26-отбойник; 27-торсионный вал

ПОДВЕСКА

Подвеска предназначена для смягчения толчков и ударов, воспринимаемых корпусом машины, при движении по неровной дороге или местности.

В качестве системы подрессоривания машины служит независимая торсионная подвеска с высокими параметрами плавности ход. Подвеска состоит из двенадцати балансиров 21 (рис. 3), двенадцати торсионных валов 27, двенадцати кронштейнов 2 подвески (рис.7), четырех резиновых упоров 8 (рис. 3), четырех пружинных упоров 5 и четырех гидравлических амортизаторов 20.

Балансир 25 (рис.7) выполнен в виде поковки из стали. Стержень, ось 1 балансира, а также ось 6 катка пустотелые. Отверстие в стержне балансира закрыто деревянной пробкой. Внутри оси балансира имеются шлицы для соединения с торсионным валом 24.Ось балансира установлена на двух втулках 23, запрессованных в отверстия кронштейна подвески. У балансиров имеются площадки для упоров. К передним и задним балансирам приварены по две петли 26 для соединения с гидравлическими амортизаторами.

Торсион. Упругим элементом подвески являются торсионные валы 24. Они представляют собой длинные стальные стержни цилиндрической формы с малой и большой шлицованными головками.
Торсионы располагаются поперек машины над днищем. Одной головкой стержень входит в шлицевое отверстие трубы балансира, а другой - в шлицевую втулку кронштейна подвески, приваренного к противоположному борту корпуса машины.

Чтобы предохранить торсион от коррозии и возможных механических повреждений его рабочих поверхностей, стержень торсиона помимо грунтовки и покраски обвертывается двойным слоем прорезиненной изоляционной ленты и покрывается бакелитовым лаком.

Торсионный вал удерживается от продольного смещения в трубе балансира и в кронштейне подвески крышками 28 и болтами27, ввертываемыми в резьбовые отверстия, имеющиеся на торцах торсионов. Отверстие в большой головке используется также для вытаскивания торсионного вала из кронштейна подвески и трубы балансира. Торсионы правых и левых опорных катков маркируются соответственно «Пр.» и «Лев.».

Невзаимозаменяемость торсионных валов правого и левого бортов машины вызвана тем, что при работе они имеют разное направление закручивания и при изготовлении подвергаются предварительному упрочняющему закручиванию в том же направлении.

При наезде машины на препятствие балансир поворачивается и закручивает торсионный вал, вследствие чего толчки и удары, воспринимаемые корпусом машины, смягчаются.

Кронштейн 2 подвески выполнен сварным из двух кованых стальных деталей и приварен к бортовому листу и днищу машины. Во внутренней полости кронштейна есть две расточки для запрессовки втулок 23 и шлицы для малой головки торсионного вала.

С внешней стороны в кронштейне подвески имеется выточка, в которую устанавливается резиновая манжета 29 (рис.7), предохраняющая втулку 23 от загрязнения. Для смазки втулок в кронштейнах подвески на борту машины имеются отверстия, которые закрываются пробками 4.

Упоры. Для ограничения хода балансиров к бортам машины приварены пружинные упоры 5 и резино-металлические упоры 8(рис. 3). Пружинные упоры установлены над двумя передними и двумя задними опорными катками. Они состоят из пружины, основания, бойка, болта и стопорной шайбы. Резино-металлические упоры установлены над вторым и четвертым катками. Для исключения изгиба балансиров в случае сильных ударов катков о препятствия на обоих бортах около передних катков приварены ограничители 6.

Гидравлические амортизаторы (рис. 8) служат для гашения колебаний машины, возникающих при ее движении. Они расположены над передними и задними катками. Колебания гасятся вследствие сопротивления перетеканию жидкости через небольшие отверстия из одной полости амортизатора в другую.

Гидравлический амортизатор устроен следующим образом. В верхнюю часть корпуса 11 вворачивается корпус 13 уплотнения с опорой 12, а в нижнюю - крышка 41 с проушиной, которой гидроамортизатор соединяется с балансиром подвески. Рабочий цилиндр 10 с поршнем 34 и штоком зажимается между опорой 12 и крышкой 41.

На конец штока наворачивается верхняя проушина 19, с помощью которой гидроамортизатор соединяется с корпусом машины. В поршне 34 размещаются клапан 8 прямого хода, втулка с дроссельным отверстием 32 и клапан 7 обратного хода. В канавках поршня установлены чугунные уплотнительные кольца 6. В крышке с нижней проушиной предусмотрен клапан 37 для выпуска избыточной рабочей жидкости в компенсационную камеру при прямом ходе поршня (вниз); впускной клапан 2 служит для пополнения рабочей жидкостью полости цилиндра из компенсационной камеры при обратном ходе поршня (вверх).

Уплотнение штока состоит из шайбы 15, манжеты 14, манжет 23 и 24, разделенных фторопластовым манжеторазделителем 25, поджимаемым через стальное кольцо восемью пружинами 26, помещенными в отверстиях втулки 28. Во втулке 28 опоры 12 помещена резиновая манжета 27, которая предотвращает перетекание рабочей жидкости из цилиндра в компенсационную камеру при обратном ходе поршня. Кроме того, цилиндр 10 со стороны опоры 12 и крышки 41 уплотнен резиновыми кольцами 30 и 36. Корпус 11 с крышкой 41 уплотнен резиновым кольцом 38, а с корпусом уплотнения 13 - резиновым кольцам 29.

Объем рабочей жидкости (50% турбинного и 50% трансформаторного масла), заправляемой в гидроамортизатор, составляет приблизительно 840 см3. Установленный на машине гидроамортизатор заправляется до уровня заправочного отверстия.

Защитный кожух 16, навернутый на верхнюю проушину 19 и застопоренный болтом со стопорной планкой 17, предохраняет шток от механических повреждений.


Рис 8. Гидравлический амортизатор:

1-канал;2-впускной клапан;3-канал для прохода жидкости;4-амортизатор седло клапана отдачи; 5-регулировочные шайбы;6-уплотнительные пружинные кольца;7-клапан обратного хода;8- клапан прямого хода;9-направляющая клапана;10-рабочий цилиндр;11-корпус;12-опора;13-корпус уплотнения;14-манжета;15-шайба;16-кожух;17-стопорная планка;18-уплотнительное кольцо;19-верхняя проушина;20-сфера;21-втулка;22-пробка заправочного отверстия;23, 24-манжеты;25-манжеторазделитель;26-пружина;27-резиновая манжета;28-втулка;29,30,36,38-резиновые кольца;31-пробка;32-дроссельное отверстие;33-канал для выхода жидкости из полости А в полость Б;34-поршень;35-дроссельное отверстие;37-клапан;39-пробка клапана;40-регулировочные прокладки;41-крышка с нижней проушиной; 42-компенсационная камера

Принцип работы гидравлического амортизатора заключается в следующем.
Наезжая на препятствие, опорный каток опускается или поднимается, соответственно происходит относительное перемещение поршня в цилиндре гидравлического амортизатора, установленного на этом катке.

Если скорость перемещения катка, а стало быть, и поршня гидроамортизатора
сравнительно невелика, то рабочая жидкость перетекает из одной полости цилиндра в другую через дроссельные отверстия 32 поршня 34, не открывая клапанов. Благодаря сопротивлению, создаваемому при перетекании рабочей жидкости, колебания катков передаются на корпус с уменьшенной скоростью и размахом.

При движении катка вверх (поршень движется вниз) рабочая жидкость вытесняется через отверстия в поршне из нижней полости цилиндра в верхнюю. Причем вытесняется ее из нижней полости больше, чем может поместиться в верхней, так как объем верхней полости уменьшается за счет входящего туда штока. Избыточная рабочая жидкость при этом перетекает через дроссельное отверстие 35 нижней крышки 41 в компенсационную камеру.

При движении катка вниз вытесненная в компенсационную камеру избыточная рабочая жидкость возвращается через это же отверстие и клапан 2 в нижнюю полость цилиндра.

При высокой скорости перемещения катка, когда дроссельные
отверстия не могут обеспечить свободного перетекания вытесняемой жидкости, в работу вступают клапаны 7, 8, 37.

Резерв рабочей жидкости, находящейся в компенсационной камере, служит для восполнения той части рабочей жидкости, которая выносится наружу в виде пленки на поверхности штока.

РАБОТА ХОДОВОЙ ЧАСТИ

Ведущие колеса, получая вращение от двигателя через агрегаты силовой передачи, перематывают находящиеся с ними в зацеплении гусеничные ленты и сообщают корпусу машины поступательное движение.

Гусеничный движитель обеспечивает движение машины на суше и на воде.

При движении на суше гусеницы расстилаются по грунту и сцепляются с ним выступами траков, образуя дорожку для качения по ней опорных катков. Если сила сцепления гусениц с грунтом незначительна, то гусеницы будут пробуксовывать. При наезде на небольшое препятствие или при движении по ухабистой дороге подвеска обеспечивает плавное движение корпуса машины.

При движении машины на плаву гусеницы, перематываясь, создают своими нижними ветвями поток воды, направленный в сторону, противоположную движению, благодаря чему машина движется вперед.

Для уменьшения вредного влияния потока воды, создаваемого верхней ветвью гусеницы, и увеличения скорости движения машины верхняя ветвь закрывается специальными крыльями.

Крылья выполнены таким образом, что поток воды, создаваемый верхней ветвью гусеницы, частично направляется назад засчет щитка в передней части крыльев и направляющих лопаток в кормовой части крыльев.

Легкий плавающий танк ПТ-76

В 1951 году на вооружение разведыватель­ных подразделений Советской Армии посту­пил легкий плавающий танк ПТ-76. Танк был разработан конструкторским бюро Ж.Я. Ко­тина, известного своими тяжелыми танками. ПТ-76 использовался в боевых действиях в Африке, на Ближнем Востоке, в Индо-Паки-станском конфликте 1965 года и особенно широко в 1965-1975 годах во Вьетнаме северо­вьетнамской армией.

Характерными особенностями танка явля­ются высокие показатели подвижности на пла­ву - максимальная скорость 10,2 км/ч при хо­рошей маневренности. Машина имеет боль­шой водоизмещающий объем, что, однако, обусловило ее сравнительно легкое брониро­вание. В начале 1960-х годов танк прошел глу­бокую модернизацию и получил индекс ПТ-76Б.

В разведывательных подразделениях Сухо­путных войск легкие танки ПТ-76 были заме­нены сначала средними, а затем основными танками. В настоящее время модернизирован­ные танки ПТ-76 различных модификаций состоят на вооружении морской пехоты ВМФ России, а также в составе вооруженных сил 28 государств Европы, Азии, Африки и Латин­ской Америки.

Компоновка

Внутреннее пространство танка разделено на три отделения. В носовой части корпуса размещено отделение управления. Рабочее место механика-водителя с сидением, установ­ленным на продольной оси машины, оснаще-


но органами управления движением (педали и рычаги), приборами наблюдения, контроль­но-измерительными приборами, курсоуказате-лем и средствами связи (аппарат танкового пе­реговорного устройства). Посадка механика-водителя в танк и высадка из него осуществ­ляются через круглый люк, основание которо­го выступает над верхним броневым листом. В отделении управления находятся также две аккумуляторные батареи, баллон со сжатым воздухом, два углекислотных баллона и авто­мат системы противопожарного оборудова­ния, часть ЗИП и др. оборудование.

В башне и подбашенном пространстве кор­пуса расположено боевое отделение. В нем размещены пушка, спаренный пулемет, при­боры наблюдения и прицельные приспособле­ния, рабочие места командира танка (слева от пушки) и заряжающего (справа от нее), авто­мат Калашникова, часть боекомплекта, тан­ковая радиостанция Р-113, аппараты ТПУ, водооткачивающий (ручной) насос, ручные огнетушители (один или два), часть ЗИП и другое оборудование.

Моторно-трансмиссионное отделение рас­положено в кормовой части корпуса и изоли­ровано от боевого отделения перегородкой. В нем размещены двигатель с системами, транс­миссия, водометы, два топливных бака, водо-откачивающие насосы и другое оборудование.

Огневая мощь

Основным вооружением танка ПТ-76Б яв­ляется 76-мм танковая пушка Д-56ТС, отли­чающаяся от первоначально устанавливаемой Д-56Т конструкцией дульного тормоза и на­личием эжекционной продувки канала ствола.

Её боекомплект 40 унитарных выстрелов, из которых 24 с осколочно-фугасной гранатой, 4 с бронебойно-трассирующим, 4 с подкалибер-ным бронебойно-трассирующим и 8 с кумуля­тивным снарядами. Боеприпасы размещены: в стеллажной укладке на 24 выстрела на вра­щающемся полу боевого отделения, 14-мест­ной укладке в боевом отделении, соединяющей своими основаниями вращающийся пол с верх­ним погоном башни, и в хомутиковой уклад­ке на 2 выстрела на правом борту башни тан­ка.

Наибольшая прицельная дальность стрель­бы с прицелом - 4000 м, с боковым уровнем 12000 м. Техническая скорострельность до 7 выстрелов в минуту. Приводы наведения руч­ные и электрические. Масса качающейся час­ти пушки без бронировки 1150 кг.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет СГМТ с наибольшей прицельной дальностью стрель­бы 2000 м. Его практическая скорострельность 200-250 выст./мин. Питание ленточное, в ка­ждой ленте по 250 патронов. Общий боеком­плект 1000 патронов. 4 коробки с лентами раз­мещены в башне.

Стрельбу из танка ведет командир. Для этого он использует телескопический шарнир­ный прицел ТШК-2-66 (ТШК-66) с 4-кратным увеличением и полем зрения 16 градусов. На­блюдение и ориентирование осуществляется также с помощью прибора ТПКУ-2Б (ТПКУ) с 5-кратным увеличением (поле зрения 7,5 гра­дусов) и 2 призменных однократных приборов ТНП (поля зрения по горизонту 70 градусов, по вертикали 17 градусов). У заряжающего имеется один перископический прибор МК-4.

В ходе модернизации танка ПТ-76 на него был установлен двухплоскостной стабилиза­тор вооружения СТП-2П («Заря»), обеспечи­вающий точность стабилизации по вертикали 1 т.д. и скорости наведения от 0,05 до 6 граду­сов в секунду, а по горизонтали - 1,5 т.д. и скорости от 0,1 до 20 градусов/с. Углы стаби­лизированного наведения составляют по вер­тикали от -4 до +30, по горизонтали - 360 гра­дусов. Стабилизатор с зависимой линией при­целивания, электрогидравлическим приводом для пушки и электрическим приводом для баш­ни, с гироскопическими задающими устрой­ствами.


В боевом отделении на левом борту кор­пуса закреплен чехол, в котором размещается автомат АК-47 калибра 7,62 мм. К нему име­ется 300 патронов. Кроме того, в комплекта­цию танка входит 15 ручных гранат Ф-1, сиг­нальный пистолет и 20 патронов к нему.

Защищенность

Броневая защита танка противопульная. Корпус представляет собой жесткую конструк­цию, сваренную из броневых листов. Его но­совая часть состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных меж­ду собой, с бортовыми листами, подбашенным листом и днищем. Верхний лобовой лист тол­щиной 10 мм имеет большой угол наклона от вертикали (80,5 градусов). Нижний лист боль­шей толщины (13 мм) наклонен на 45 граду­сов. Борта корпуса вертикальные, верхние их части имеют толщину 13, а нижние 10 мм. Вер­тикальный кормовой лист (верхний) толщиной 6 мм имеет два больших круглых окна, в кото­рых установлены патрубки водометных дви­жителей. Днище корпуса состоит из двух про­дольных сваренных между собой листов. Для повышения жесткости днища на нем выпол­нены продольные и поперечные ребра и зиги. Характерной особенностью является наличие двух приемных люков (окон), закрытых решет­ками, для забора воды водометными движи­телями. Слева от сидения механика-водителя имеется люк запасного выхода, крышка кото­рого открывается наружу. Крыша корпуса сва­рена из 4-х листов - подбашенного, правого и левого задних боковых листов и заднего лис­та.

На подбашенном листе на шариковой опо­ре установлена башня. Она сварена из броне­вых листов толщиной от 10 до 20 мм. Амбра­зура пушки закрывается броневой маской с кожухом, которая качается вместе с пушкой. В кормовой части башни вварен бронирован­ный колпак вентилятора. В крыше башни сде­лан овальный люк, закрываемый крышкой. На крышке люка на шариковой опоре установле­на вращающаяся командирская башенка. Танк оснащен системой защиты от поражающих факторов ядерного оружия, работающей по принципу герметизации обитаемого простран-

Подвижность

На танке используется 4-тактный дизель жидкостного охлаждения В-6, представляю­щий собой, по существу, один ряд (половину) широко распространенного V-образного тан­кового двигателя В-2. Максимальные мощ­ность 176 кВт (240 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 1800 оборотов в мин, крутя­щий момент (при 1200 об./мин) 115 кгс*м. В

зависимости от времени года применяется лет­нее, зимнее или арктическое дизельное топли­во. Общая вместимость топливных баков 250 л, что обеспечивает запас хода по шоссе 240 - 260 км. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован механиз­мом защиты от попадания в него воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуночный подогреватель. На машинах выпуска после 1960 г. двигатели снаб­жены обогреваемым картером.

Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятиско-ростной коробки передач с постоянным заце­плением шестерен (практически заимствован­ной у танка Т-34), бортовых фрикционов, ре­дукторов отбора мощности на водометы и бортовых редукторов. Приводы управления движением машины механические.

Подвеска танка индивидуальная торсион­ная. На передних и задних узлах подвески ис­пользуются гидравлические амортизаторы поршневого типа двустороннего действия. На каждом борту танка расположено по 6 одно­рядных опорных катков. Передние необрези-ненные направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц, также как и опорные кат­ки, с целью повышения плавучести машины выполнены пустотелыми. У ведущих колес зубчатые венцы являются несъемными.

Для движения на плаву танк снабжен дву­мя реактивными водометами. Забор воды на­сосами водометов производится из-под днища танка через два окна, закрытые решетками. Выброс воды при движении вперед осуществ­ляется через два кормовых окна, при движе­нии назад - через два окна, находящихся на бортах танка в кормовой части, при этом


кормовые окна закрываются специальными за­слонками. Конструкция трансмиссии допуска­ет одновременную работу гусеничного движи­теля и водометов, что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам.

Размещение механика-водителя на про­дольной оси машины, основание его люка, выступающее над верхним лобовым листом, исидение, регулируемое по высоте, удалению от органов управления и угловому положению спинки, обеспечивают ему благоприятные ус­ловия вождения машины, как с открытым, так ис закрытым люком. Для наблюдения за до­рогой он использует три призменных прибо­ра ТПН, перископический прибор ТПН-370 или ПЕР-17 (при движении на плаву) и бино­кулярный перископический прибор ночного видения ТВН-2Б. При вождении танка по за­данному курсу в условиях затрудненного ори­ентирования водитель пользуется курсоуказа-телем, установленным в отделении управле­ния, состоящим из гирополукомпаса ГПК-59 ипреобразователя ПАГ-1Ф.

Модификации

ПТ-76Б отличается от ПТ-76 увеличенны­ми водоизмещением корпуса, запасом топли­ва (поставлен дополнительный топливный бак), наличием системы защиты от ОМП, двух-плоскостного стабилизатора вооружения, ус­тановкой на двигатель более мощного (6,5 кВт) генератора.

ПТ-76М имеет корпус видоизмененной формы с увеличенным водоизмещением.

На базе танка ПТ-76 был создан плаваю­щий гусеничный бронетранспортер БТР-50П.