Проект бронированной машины разминирования на базе танка Renault R35 (Франция). Бронетехника (f) на Восточном Фронте Конструкция и потенциал развития

Renault R35 - легкий танк Франции 2 уровня.

Самый массовый французский танк по состоянию на 10 мая 1940 года - начало Французской кампании. Отличается превосходным бронированием для своего уровня (40 мм лобовая броня и борта корпуса, 32 мм корма корпуса, 40 мм башня по кругу). Кроме того, имеет очень хорошие углы вертикальной наводки: −16/+20.



Историческая справка

Разработан в 1934 году в качестве танка сопровождения пехоты. По сравнению с FCM 36 не столь новаторский: корпус из литых элементов на болтах, броневые листы установлены почти вертикально. С другой стороны, методика сборки, более привычная для промышленности, обеспечивала приемлемую стоимость машины.

R35 весил 10,6 тонны, вооружался 37-мм короткоствольной пушкой и пулемётом винтовочного калибра. Максимальная толщина бронирования достигала 44 миллиметров. Экипаж составлял два человека. В 1938 году танк был модифицирован путём установки длинноствольной 37-мм пушки и усовершенствования ходовой части. Масса новой машины выросла до 12,5 тонн, эта модификация известна под обозначением R40. Подобных танков выпустили около 120.

Renault R35 - самый массовый французский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Было построено около 1500 экземпляров машины, из которых более 550 ушло на экспорт. Французская армия использовала эти танки на всех театрах военных действий: в Европе, Сирии, Тунисе, Алжире.

Технические характеристики


(топовая комплектация, 100%-экипаж)

Уровень: 2
Прочность: 170
Мощность: 82 лс
Вес: 10,579 тонн
Удельная мощность: 7,75 лс/т
Максимальная скорость: 23/12 км/ч
Скорость поворота корпуса: 34 град/сек
Сопротивление грунтов: 1,151/1,247/2,397
Скорость поворота башни: 24 град/сек
Обзор: 300
Рация: 290

Бронирование корпуса: 40/40/?
Бронирование башни: 40/40/?

Топовое орудие: 37-мм SA38 (стоковое орудие — 37-мм APX SA 18 with 29mm pen, второе орудие — 25-мм autocannon Mle 1934 with 46 pen)
Урон: 40/40/45
Пробитие: 34/64/24
Скорострельность: 23,077
Урон в минуту: 923,1
Скорость перезарядки: 2,6
Точность: 0,48
Время сведения: 2 с
Угол склонения/возвышения: -16/+20

Легкий танк сопровождения R 35
(Char léger d"accompagnement R35).

Танк R 35 разработан фирмой "Рено" в 1935 году и выпускался серийно с 1935 по 1940 гг. Он имел классическую компоновку. В конструкции широко применялись литые детали, например, корпус состоял из трех больших литых броневых деталей: лобовой, подбашенной и кормовой, а также из катаных бортов, крыши и днища. Борта соединялись с лобовой и кормовой деталями с помощью болтов, а с подбашенной коробкой - шпильками. Днище приваривалось к бортам и крепилось к носовой и кормовой деталям с помощью болтов. Методом литья изготавливалась и башня, в которой устанавливались 37-мм пушка и спаренный с ней 7,5-мм пулемет.

Наводка пушки осуществлялась с помощью ручного механизма наводки, для управления огнем использовался танковый телескопический прицел. В ходовой части использованы механическая трансмиссия с однорядными бортовыми редукторами и смешанная подвеска из двух двухкатковых тележек и одного переднего опорного катка на борт. В качестве силовой установки на танке использовался карбюраторный четырехцилиндровый двигатель "Рено" мощностью 82 л.с. Имея боевой вес около 10 т, танк с двигателем такой мощности мог развивать скорость лишь 19 км/ч, что было недостаточно даже для танка непосредственной поддержки пехоты. До начала активных боевых действий в мае 1940 г. заводами Рено было построено около 1500 машин R-35.

В 1933 году французская пехота выдвинула ряд требований к машине, которая призвана была заменить устаревшие FT-17/18/31. Новый танк должен был иметь боевую массу 8 т, экипаж из 2 человек, скорость 19 км/ч, максимальную толщину брони 45-мм, 37-мм пушку "Пюто" SA 18 и пулемет. Заказ на разработку получили четыре фирмы: "Компани Женераль де Констрюксьон де Локомотив", "Делонэ-Белльвилль", FCM и "Рено". Победила модель последней - "Рено" ZM. Эта машина и пошла в серийное производство под обозначением R-35. Первоначальный заказ на 300 единиц был выдан в мае 1935 года. В последующие годы заказы постоянно возобновлялись, и до конца мая 1940 года их было выпущено около 1800.

Корпус танка R-35 состоял из литых деталей, собиравшихся при помощи болтов на каркасе. Водитель располагался чуть левее оси танка и имел в своем распоряжении двустворчатый люк, одна половина которого откидывалась вперед, а другая - при помощи гидроцилиндра - вверх. Башня - литая, с вращающейся, но не откидывающейся командирской башенкой-куполом. Командир экипажа, выполнявший одновременно обязанности наводчика и заряжающего, попадал в танк через кормовой башенный люк. Крышка последнего в откинутом положении использовалась в качестве сиденья для командира при движении машины вне боя.

Вооружение танка R-35 состояло из 37-мм короткоствольной пушки SA 18 с начальной скоростью снаряда 388 м/с и спаренного с ней 7,5-мм пулемета. В боекомплект входили 100 артвыстрелов и 2400 патронов. Стреляные пулеметные гильзы по специальному желобу скатывались к щели в днище корпуса, через которую и выбрасывались наружу. 4-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 82 л. с. при 2200 об/мин располагался сзади справа, бензобак - сзади слева. Оба отделялись от боевого отделения противопожарной перегородкой.

Ходовая часть состояла, применительно к одному борту, из пяти опорных обрезиненных катков (из которых первый был одиночным, а остальные четыре - сблокированными попарно в тележки, подвешенные на горизонтальных пружинных рессорах), направляющего и ведущего колес и трех поддерживающих катков. Большинство R35 оборудовалось "хвостом" для повышения проходимости. Первоначально отсутствовала радиостанция, но на танках более позднего выпуска она появилась, и к многочисленным обязанностям командира машины прибавилась еще одна - держать радиосвязь.

Развитием R-35 стал танк R-40 с новой, сконструированной фирмой АМХ, ходовой частью, имевшей 16 опорных катков малого диаметра и четыре поддерживающих ролика. Танки АМХ/"Рено" R-40 были вооружены более мощной 37-мм пушкой SA 38 L/33 с начальной скоростью снаряда 701 м/с и оснащены модифицированным двигателем. Всего было построено около 80 машин этого типа.

Танки R-35/R-40 составляли основу вооружения французских батальонов. Кроме того, они использовались в танковых и моторизованных частях, например в 4-й танковой дивизии. R-35 поставлялись на экспорт в Польшу, Румынию, Турцию и Югославию. В 1940 году в руки немцев попало несколько R-35 и R-40, которые стали использоваться ими в качестве учебных машин и после соответствующей переделки - в качестве самоходных противотанковых артиллерийских установок 4,7 cm Pak(t) Sfl auf PzKpfw 738 R-35(f)-Panzerjager I.

Тактико-технические характеристики

История создания

Работы по созданию нового лёгкого танка были начаты лишь в начале 1930-х годов, в качестве частной инициативы фирмы «Гочкис» . Результаты предварительных наработок были сочтены военными перспективными, и в августе 1933 года был инициирован конкурс на разработку, удовлетворявшего следующим требованиям :

  • Вес: не более 6 тонн
  • Экипаж : 2 человека
  • Вооружение: 2 пулемёта либо малокалиберная пушка
  • Бронирование: вертикальное - не менее 30 мм
  • Средняя скорость движения: 8-10 км/ч

Таким образом, проект представлял собой, по сути, всё тот же модернизированный FT-17, отличавшийся от предшественника в основном усиленным бронированием, требование по которому было дополнительно увеличено до 40 мм после испытаний 25-мм противотанковой пушки в июне 1934 года . Концепция танка соответствовала тактическим требованиям ещё Первой мировой войны: задачей нового танка являлось подавление огневых точек и поражение живой силы противника при бою в одном строю с пехотой, противотанковым возможностям значительного внимания не уделялось. Ограниченное финансирование армии в тот период обусловило требования к максимальному удешевлению и снижению ресурсоёмкости производства танка .

Предварительные проекты были представлены четырнадцатью фирмами, из которых к 1934 году были отобраны семь. Из них постройка прототипа была заказана лишь четырём - «Делано-Бельвиль», FCM , «Батиньоль-Шатийон» и «Рено» . Ещё три прототипа тем временем были построены фирмой «Гочкис». После испытаний, машины «Делано-Бельвиль» и «Батиньоль-Шатийон» были отвергнуты и в дальнейшем в производство пошли только проекты «Рено», «Гочкис» и FCM . Прототип фирмы «Рено» был представлен государственной комиссии на испытания 20 декабря 1934 года . Хотя в их результате и выявились такие недостатки нового танка, как невысокая проходимость и значительное превышение веса над проектным, тем не менее к 1935 году с условием устранения мелких недостатков, выявленных в ходе испытаний, он был принят на вооружение под обозначением «Лёгкий танк „Рено“ образца 1935 года » (фр. Char léger modèle 1935 R ) или просто R 35 .

Серийное производство и дальнейшее развитие

Первый заказ на 300 экземпляров R 35 для Французской Армии был выдан «Рено» 29 апреля 1935 года , а ряд последующих довёл общую цифру заказанных машин к 1939 году до 1800 единиц. Ещё 500 были заказаны уже после начала войны . Ещё 550 машин составили экспортные заказы В реальности же, к сентябрю 1939 года Французской Армии было поставлено 1070 R 35, общее же число машин всех модификаций, выпущенных до капитуляции Франции в июне 1940 года , оценивается приблизительно в 1400 единиц, в том числе и в 4-ю танковую дивизию полковника Шарля де Голля , из которых около 1300 поступили на вооружение Франции .

Модификации

  • R 35 - 1935 г - базовая модификация, толщина боковых стенок башни с углом наклона 32° составила 40 мм, лобовой части - 43 мм, 37 мм пушка SA18 L/21. Выпущено 1237 единиц
  • R 39 - 1939 г - модификация, с пушкой SA 38 с длиной ствола 34 калибра, выпущено 273 единицы
  • R 40 - 1940 г - вариант с новой ходовой частью из 6 опорных катков малого диаметра на борт с подвеской на вертикальных пружинах, выпущено около 120 единиц

Описание конструкции

Вооружение

Основным вооружением R 35 ранних выпусков являлась 37-мм полуавтоматическая пушка SA 18 , аналогичная установленной на танках FT-17 . Пушка устанавливалась в спаренной с пулемётом установке на горизонтальных и вертикальных цапфах в лобовой части башни , что позволяло её качание как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Наведение в вертикальной плоскости, в пределах −11…+19° и точная наводка в горизонтальной плоскости, в пределах ±5°, осуществлялись качанием установки командиром машины при помощи плечевого упора, грубая горизонтальная наводка осуществлялась поворотом башни . Для наведения спаренной установки использовался телескопический оптический прицел , установленный слева от орудия. На танках поздних выпусков, известных как R 39, SA 18 была заменена новой пушкой SA 38 того же калибра, но отличавшейся увеличенной длиной ствола и более мощными боеприпасами и, как следствие, возросшей до 701 м/с начальной скоростью снаряда и лучшей бронепробиваемостью, достигавшей 30 мм на дистанции в 1000 метров . Боекомплект пушки SA 18 состоял из 116 патронов , размещённых в укладках в ящике с левой стороны боевого отделения .

Вспомогательное вооружение R 35 всех модификаций состояло из 7,5-мм пулемёта MAC 1931 , размещавшегося в спаренной с орудием установке справа от него. Боекомплект пулемёта состоял из 2400 патронов в 16 барабанных магазинах по 150 штук. Из 16 магазинов, 6 находились в укладках на правом борту корпуса, 7 - на левом борту и ещё 3 - на кожухе карданного вала .

Средства наблюдения и связи

Средства наблюдения R 35 состояли из бинокулярных смотровых приборов («эпископов») и смотровых щелей. Бинокулярные смотровые приборы представляли собой простые парные смотровые окошки, закрытые с внутренней стороны защитным стеклом и могущие закрываться снаружи броневой заслонкой, защитное стекло и броневую заслонку также имели и смотровые щели. На танках ранних выпусков, командир танка располагал тремя бинокулярными смотровыми приборами - слева в лобовой части башни и по бортам, а также смотровыми щелями в крышке кормового люка и в поворотном колпаке башни . Бинокулярные смотровые приборы, однако, показали свою излишнюю уязвимость, поэтому на танках поздних выпусков они были заменены смотровыми щелями. Механик-водитель имел для наблюдения за местностью три смотровых щели в верхней лобовой части корпуса - одну, не имевшую броневой заслонки, в крышке своего люка и две - по бокам от люка .

Внешняя связь на R 35 изначально осуществлялась лишь при помощи флажковой сигнализации , в том числе и на командирских машинах. Связь между танками и пехотой , которую они должны были поддерживать, осуществлялась при помощи курьеров . К концу 1930-х годов, на командирские машины начали устанавливаться радиостанции ER 54 , служившие для связи командиров подразделений с пехотой, однако число танков, оснащённых ими было невелико. Связь же между танками в подразделении осуществлялась по-прежнему при помощи флажковой сигнализации, лишь танки 24-го танкового батальона был полностью оснащены радиостанциями . Какие-либо специальные средства внутренней связи на R 35 отсутствовали .

Двигатель и трансмиссия

На R 35 всех модификаций устанавливался рядный 4-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения производства фирмы «Рено» , развивавший мощность в 82 л.с. при 2200 об/мин. Двигатель размещался в правой половине моторного отделения вдоль продольной оси корпуса. Два топливных бака , общей ёмкостью 150 литров, находились один над другим слева от двигателя, в передней части моторного отделения. Пространство за ними, ближе к корме, занимал радиатор и другие узлы системы охлаждения, помимо двигателя одновременно охлаждавшей и смазочную систему трансмиссии .

  • Двухдисковый главный фрикцион сухого трения (феродо по феродо), смонтированный в корпусе маховика двигателя
  • Трёхходовая четырёхступенчатая (4+1) механическая коробка передач
  • Карданный вал , проходивший по правой половине боевого отделения и соединявший коробку передач с расположенной в лобовой части остальной трансмиссией
  • Главный тормоз , служивший для остановки танка
  • Механизм поворота, состоявший из двойного дифференциала и двух ленточных тормозов, применявшихся только для поворота машины
  • Две одноступенчатые бортовые передачи

Ходовая часть

Ходовая часть R 35 с каждого борта состояла из ведущего колеса, литого ленивца, пяти обрезиненных одиночных опорных катков и трёх обрезиненных поддерживающих катков. Опорные катки имели смешанную подвеску. Четыре передних катка были сблокированы в двух тележках «ножничного типа», состоявших из двух шарнирно закреплённых между собой балансиров, в нижней части которых находилось по катку, а верхние части были шарнирно соединены между собой через упругий элемент, в роли которого выступала резиновая рессора. Пятый каток был подвешен на одиночном балансире, рессора которого была соединена другим своим концом с корпусом танка. Гусеницы R 35 - стальные, мелкозвенчатые, двухгребневые, цевочного зацепления, состоящие каждая из 126 траков шириной 260 мм и с шагом 65 мм .

Машины на базе

Использовался

  • Болгария Болгария - в апреле 1941 года 40 трофейных французских танков были поставлены Германией для болгарской армии
  • - по разным данным, от 800 до 840 танков
  • - по разным данным, от 109 до 124, возможно, приблизительно 140 танков Трофейные машины переданные германскими союзниками в 1941 году итальянской армии ощущавшей острую нехватку бронетехники. В Италии получили обозначение M.R.35. Первоначально предполагалось использовать их в Африке, но из-за проблем с запчастями и боеприпасами они остались в Италии. Французские радиостанции на этих танках были заменены на итальянские.
  • Польша Польша - 53 танка По другим источникам - 100 танков. В 21-м батальоне лёгких танков - 45 танков .
  • Румыния Румыния - 41 танк Ещё 34 польских танка были интернированы в Румынии и включены в состав вооружённых сил Румынии.
  • Сирия Сирия
  • Турция Турция - по разным данным, от 50 до 100 танков
  • - около 1300 танков
  • Режим Виши
  • Хорватия Хорватия
  • Югославия Югославия - по разным данным, в 1940 году во Франции было закуплено от 50 до 54 танков , после оккупации Югославии в 1941 году часть югославских танков была захвачена немецкими войсками. В дальнейшем они использовались на Балканах для несения охранно-полицейской службы и борьбы с партизанами
  • Швейцария Швейцария - 12 французских танков были интернированы в Швейцарии и включены в состав вооружённых сил Швейцарии.

Эксплуатация и боевое применение

Третий рейх

Первые R 35 были захвачены вермахтом ещё в ходе Французской кампании и были, хотя и в ограниченном количестве, тут же задействованы против своих недавних владельцев. В дальнейшем же R 35 использовались в основном для противопартизанских операций и задач охранения . Так, не менее нескольких десятков R 35 были использованы вермахтом и войсками СС на территории Югославии вплоть до 1945 года . В этой роли он получил сравнительно высокую оценку от использовавших его солдат, благодаря своим небольшим размерам, позволявшим использовать его на узких дорогах в горной местности . Около 200 R 35 со снятыми башнями были задействованы в нападении на СССР в 1941 году , из них 110 использовались в роли артиллерийских тягачей , остальные же - в роли БРЭМ или подвозчиков боеприпасов . Некоторое количество R 35 использовалось и на Западном фронте в 1944 году , кроме того, снятые с части танков башни были использованы в укреплениях Атлантического вала .

Летом 1943 года танки R-35 131-го полка итальянской армии использовались в боях на острове Сицилия

Другие страны

Сирия

Румыния

По состоянию на февраль 1945 года танковые войска Румынии состояли только из 2-го танкового полка. На вооружении которого в том числе были и 2 роты танков R-35 общим количеством 28 единиц. Основная их модернизация заключалась в замене штатного орудия на советское танковое орудие 20-К . Основные потери полк понёс в боях за Чехословакию и Австрию.

Оценка машины

Конструкция и потенциал развития

Вооружение и защищённость

Тактика и боевое применение

Аналоги

R 35 относился к категории лёгких танков поддержки пехоты , первым представителем которой стал FT-17 ещё в Первую мировую войну . В самой Франции , R 35 делил эту тактическую нишу с танком H 35 , разработанным на его основе и практически идентичным по всем параметрам и FCM 36 , также обладавшим близкими характеристиками, но значительно более дорогим и, как следствие, выпущенным малой серией. Наиболее близким же зарубежным аналогом R 35, а также единственным серийным лёгким танком с противоснарядным бронированием, произведённым в межвоенный период за пределами Франции, была британская «Матильда» Mk.I , чьё серийное производство началось в 1937 году . «Матильда» была создана во многом в рамках одной с R 35 концепции - разработанный в условиях нехватки финансирования двухместный пехотный танк с противоснарядным бронированием и сравнительно слабым вооружением. Вместе с тем, в «Матильде» баланс параметров был серьёзно сдвинут в сторону бронирования, имевшего на вертикальных поверхностях толщину 60-65 мм, что делало её почти неуязвимой для противотанковых орудий первого поколения. С другой же стороны, скорость «Матильды» не превышала 13 км/ч по шоссе, а всё её вооружение состояло из 7,7-мм пулемёта , лишь небольшая часть машин была вооружена 15-мм пулемётом, дававшим им хоть какие-то возможности для борьбы с бронетехникой противника.

Большинство же лёгких танков других стран в 1930-е годы, такие как британский

R35 — самый массовый легкий французский танк Второй мировой войны. Как это не покажется странным, но инициатором появления во французской армии нового танка фирмы «Рено» (Renault) выступила фирма «Гочкис» (Hotchkiss). Дело в том, что новый танк создавался по ее инициативе — редкий случай во французском танкостроении.

ПЕРИПЕТИИ СОЗДАНИЯ

Обычно французские фирмы дожидались момента, когда армия «созреет» и разработает тактико-технические требования к новому образцу вооружения. Однако в случае с легким танком поддержки пехоты все произошло не так. Директором фирмы «Гочкис» был англичанин, он то и решил внести свежую струю во французское танкостроение, предложив военным принят на вооружение боевую машину фирмы «Гочкис». В итоге в 1933 году Консультационный совет по вооружению выдвинул ТТТ к новому танку, разработанные совместно со специалистами фирмы «Гочкис», — масса 6 т, экипаж два человека, вооружение два пулемета или малокалиберная пушка, броня 30 мм, скорость 8-10 км/ч. Все это сильно напоминало FT17, за исключением разве что толщины брони. Французские военные продолжали дышать воздухом Первой мировой войны и мыслить ее категориями. Танк рассматривался исключительно как «придаток» пехоты.

Был объявлен конкурс, в котором приняли участие 14 фирм. «Гочкис» имела явные преимущества. Например, эта фирма получила заказ на изготовление трех прототипов 30 июня 1933 года, в то время как остальные фирмы только 2 августа впервые увидели техтребования к танку. Впрочем, «недолго музыка играла»! Из 14 фирм при деле остались только четыре, а в 1935 году «Гочкис» и вовсе подвинули: по результатам сравнительных испытаний в августе — сентябре 1935 года победителем был объявлен танк фирмы «Рено». Насколько честно победили «реношники» сказать трудно, но достоверно известно, что заказ на первые 300 машин char leger modele 1935 R был выдан фирме «Рено» еще 29 апреля 1935 года. И это при том, что танк имел плохую проходимость на местности, был тесным, весил больше 10 т, не устраивал военных с точки зрения вооружения и т. д. Тем не менее заказ был выдан. Первый серийный танк R35 покинул заводской цех 4 июня 1936 года.

КОНСТРУКЦИЯ

Танк R35 имел классическую компоновку с передним расположением трансмиссии.

Моторное отделение занимало всю кормовую часть корпуса. Двигатель был размещен справа, а бензобаки, радиатор и вентилятор — слева. Боевое отделение занимало всю среднюю часть корпуса. В верхней части боевого отделения установили башню. Отделение управления находилось в передней части корпуса. В нем были расположены все органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, а также дифференциал, полуоси, тормоза и сиденье механика-водителя.

Корпус танка состоял из литых деталей и катаных бронеплит и собирался на каркасе из уголков с помощью болтов. Башня APX-R — литая, с вращающейся, но не откидывавшейся командирской башенкой — куполом. Для посадки в танк служил люк в задней стенке башни. В передней части башни была установлена 37-мм пушка «Пюто» (Puteaux) SA18 с длиной ствола в 21 калибр и 7,5-мм пулемет «Шательро» (Chatellerault) mod. 1931. Противооткатные устройства пушки и пулемет были защищены общей броневой маской. Наведение на цель пушки и пулемета осуществляли с помощью телескопического прицела, установленного слева от пушки. Механизмом наведения служил плечевой упор.

Боекомплект состоял из 116 выстрелов и 2400 патронов (16 магазинов). Все выстрелы были размещены в специальных укладках в одном ящике, закрепленном у борта с левой стороны боевого отделения.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Главным недостатком R35 была слабость вооружения. Новые танки вооружали пушками, демонтированными со старых танков FT17! Мотивировалось это наличием большого количества боеприпасов и дороговизной разработки нового орудия. Ни к чему хорошему такая экономия конечно же не привела. Бронебойный снаряд, выпущенный из пушки SA18 на дистанции 1 000 м, пробивал по нормали только 15-мм броню!

Для установки пушки SA38 башню пришлось модернизировать. Она получила индекс АРХ R1, а танк с этой башней — R39. Впрочем, танков этой модификации выпустили совсем немного — всего 64 машины (по другим данным — 273, что представляется маловероятным), так как в основном пушки SA38 поступали на вооружение легких танков «Гочкис».

Помимо попыток усилении вооружения предпринимались и шаги в направлении модернизации ходовой части. Спустя два года после принятия R35 на вооружение специалистами фирм «Рено» и АМХ были разработаны несколько вариантов обновленного шасси. Инженеры фирмы «Рено» пошли по пути простой модернизации, а вот фирма АМХ предложила полностью новую ходовую часть, разработанную для своего танка АМХ38. В нее входили 12 опорных и четыре поддерживающих катка на борт, а также ведущее колесо заднего расположения. Элементы ходовой части были защищены фальшбортом.

Форма корпуса танка почти не изменилась, в башне АРХ R1 устанавливалась 37-мм пушка SA38. Боевая масса составила 12,5 т. Прототип нового танка поступил на испытания 16 февраля 1939 года, а вскоре он был принят на вооружение под названием R40. Пока не началась война, этот танк рассматривался как очередная модификация R35 и должен был выпускаться параллельно с ним. Однако обстоятельства в скором времени изменились — с февраля 1940 года, начиная с 1501 машины, им планировали заменить на конвейере серийные R35. Пока разворачивалось производство R40, выпуск R35 продолжался, так что улучшенные танки начали производиться только с 1541 экземпляра.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Французская армия использовала танки R35, R39 и R40 на всех театрах военных действий. На май 1940 года в Европе имелось 945 машин, из них 810 в отдельных танковых батальонах, приданных полевым армиям, и 135 в 4-й танковой дивизии резерва (DCR).

В Северной Африке находилось несколько колониальных частей, оснащенных танками R35. В Сирии дислоцировался 68-й танковый батальон, в Алжире и Тунисе 62-й и 63-й батальоны.

С падением французского правительства все колониальные части перешли под власть правительства Виши, по приказу которого они вели боевые действия с англичанами, американцами и «свободными» французами, обороняя от вторжения бывших союзников заморские владения в Сирии и Марокко.

После окончания боевых действий в 1940 году все исправные и неисправные танки R35 были отправлены немцами на завод фирмы «Рено» в Париже, где они подлежали ремонту и восстановлению. Из-за своей малой скорости R35 не должен был использоваться в качестве боевого танка, и около 100 машин впоследствии применялись немцами для несения охранной службы. 25 из них приняли участие в боях с югославскими партизанами. Большинство танков оснастили немецкими радиостанциями. Куполообразную командирскую башенку заменили плоским двухстворчатым люком.

Часть R35 немцы передали своим союзникам: 109 — Италии и 40 — Болгарии. В декабре 1940 года берлинская фирма «Алкетт» (Alkett) получила заказ на переделку 200 танков R35 в САУ, вооруженные чешской 47-мм противотанковой пушкой. В качестве прототипа использовалась аналогичная САУ на шасси немецкого танка Pz.1. В начале февраля 1941 года первая самоходка на базе R35 покинула заводской цех. Пушка была установлена в открытой сверху рубке, размещенной на месте демонтированной башни. Лобовой лист рубки имел толщину 25 мм, а бортовые — 20 мм. Вертикальный угол наведения орудия колебался в пределах от -8° до +12°, горизонтальный составлял 35″. В кормовой нише рубки была размещена немецкая радиостанция. Экипаж состоял из трех человек. Боевая масса — 10,9 т. В опытном порядке одна САУ этого типа в 1941 году была вооружена немецкой 50-мм противотанковой пушкой Рак 38.

Из 200 заказанных машин 174 были изготовлены как САУ, а 26 — как командирские. На последних пушка не устанавливалась, а ее амбразура в лобовом листе рубки отсутствовала. Вместо нее монтировался пулемет MG34 в шаровой установке Kugelblende 30.

Остальные танки R35 после демонтажа башен служили в вермахте в качестве артиллерийских тягачей для 150-мм гаубиц и 210-мм мортир. Башни же были установлены на Атлантическом валу в качестве неподвижных огневых точек.

Помимо французской армии R35 состояли на вооружении в Польше (53), Югославии (50), Румынии (41) и Турции (100). После 1940 года танками продолжали торговать немецкие власти: 109 машин достались Италии, а 40 — Болгарии.

Контракт на поставку 100 танков R35 Польше заключили в апреле 1939 года. В июле первые 49 машин прибыли в Польшу. Из них сформировали 21-й батальон, дислоцировавшийся на румынской границе. Большинство R35 в конце сентября перешли границу, а затем вошли в состав румынской армии. В начале 1940 года Югославия закупила во Франции 50 танков R35. В 1939 году румыны закупили во Франции 41 танк R35. Из них сформировали 2-й танковый полк. В сентябре 1939 года к ним добавились 34 польских R35, интернированных в Румынии.

В 1943-1944 годах 30 танков R35 перевооружили советскими 45-мм танковыми пушками, и они получили наименование R35/45. Последний раз R35 участвовали в боевых действиях в составе 5-го драгунского полка французской армии в ходе освобождения Франции в 1944-1945 годах.



Боевая масса
Размеры:
длина

4000 мм

ширина 1850 мм
высота

2100 мм

Экипаж

После завершения кампании на Западе в руках немцев оказались 4 930 трофейных французских танков и транспортёров боеприпасов - 23.12.1940, в т. ч. :

  1. Лёгких:
    843 Renault R35\R40 под немецким обозначением Pz.Kpfw. R35 731(f)
    600 Hotchkiss H-35\H-38\H-39 под немецким обозначением Pz.Kpfw. H35\H38-39 734(f) 735(f)
    50 Char FCM-36 под немецким обозначением Pz.Kpfw. FCM 737(f)
    около 1 000 устаревших Renault FT 17\18 под немецким обозначением Pz.Kpfw. R17\18
  2. Средних:
    161 Renault B-1bis под немецким обозначением Pz.Kpfw. B2 740(f)
    400 Somua S-35 под немецким обозначением Pz.Kpfw. S35 739(f)
  3. Транспортёры и тягачи:
    300 БТР Tracteur Blinde 37L под немецким обозначением Lorraine 37L(f) Schlepper
    1 200 тягачей Renault UE под немецким обозначением Infanterie Schlepper UE 630(f)

В эту сумму (4 930 шт.) Гальдер не включил значительное количество бронемашин, таких как AMD White-Laffly, AMD Laffly, AMD Panhard 174/178; последние под обозначением Pz.Sp.Wg. P174/178 204(f) в количестве 233 единиц были включены в разведывательные подразделения войск Вермахта и SS Waffen, 43 штуки были переделаны в мотодрезины.

Официальная статистика

К 22 июня 41 г. в составе дивизий, предназначенных для вторжения в СССР, находилось незначительное количество трофейной французской бронетехники, вкраплённой в боевые подразделения.

Как уже было сказано, в разведбатах моторизованных и танковых дивизий присутствовали бронемашины "Панар-178", оснащённые немецкой радиостанцией, например, в дивизиях SS Мертвая голова (Totenkopf) и Рейх (Das Reich), в 7-ой танковой дивизии (тд, 37-ой разведбат) и в 20-ой тд (92-ой разведбат). Из 190 "Панаров" к концу 1941 года 107 было потеряно. На июнь 43-го на Восточном Фронте оставалось 30 "Панаров".

7 марта 41 г. был создан 211-ый танковый батальон (3 роты), включавший в себя 41 легкий танк "Гочкис" H-35\39 и 18 средних танков "Сомуа" S-35 в качестве машин командиров взводов. На танки были установлены немецкие радиостанции FuG 5 и командирские башенки. 211-ый тб 10 июня 41 г. был переброшен в Финляндию и включен в боевую группу SS Норд (Nord), действуя на Кандалакшском направлении. Одна рота 211-го тб действовала на Ухтинском направлении. По немецким данным в период 4-8 июля 41 г. батальон уничтожил 25 русских танков и 5 противотанковых орудий (ПТО) у Саллы (Северная Финляндия), а на 31 мая 43 г. в его составе осталось 49 танков, из них 41 боеготовый.

Средние танки B-1bis около года немцами не использовались, вероятно из-за того, что "командир" был вынужден исполнять обязанности заряжающего и наводчика, а сам танк при относительно сильном бронировании обладал высоким силуэтом. Только в конце 41 г, когда немцев на Восточном фронте припекло, и он стал сжирать танковую технику Рейха, В-1 ввели в строй (ноябрь 41 г - июнь 42 г).

На часть танков установили немецкие радиостанции, и они использовались в качестве линейных, а 60 танков переоборудовали в огнемётные. Огнемёт устанавливался вместо 75-мм лобового орудия, наводчик получил смотровую щель. Огнесмесь находилась в забронированной 30-мм листами цистерне на корме машины, запас позволял сделать 200 2...3-секундных выстрелов.

12 огнеметных танков и 4 линейных участвовали в 42 г. в штурме Севастополя в составе 223-й отдельной танковой роты (по другим данным 1-ой роты 224-го танкового батальона).

Некоторое количество БТР Рено UE приспособили в качестве бронированных тягачей для небольших топливных цистерн или прицепов с боеприпасами. Машины с установленными 1-2 пулемётами использовались для сопровождения пехоты, охраны тыловых областей и аэродромов.

Устаревшие танки Рено FT выполняли полицейские функции в оккупированных областях, расчищали аэродромы от снега (на них устанавливали бульдозерные отвалы), на платформах сопровождали воинские эшелоны в партизанских областях.

Темна вода во облацех

Чем сильнее враг - тем почётнее Победа. И тем более немцам даже в трудах, названных классическими (например, Мюллер-Гиллебранд), не хочется вспоминать, что при более пристальном рассмотрении армий плана Барбаросса можно найти лишнюю сотню-другую танков и самоходных артиллерийских установок (САУ).

17 декабря 1940 г. было принято решение об установке качающейся части 37-мм ПТО PaK36 на 700 пехотных тягачей Рено UE (3.7cm PaK auf Renault UE(f)) для использования в противотанковых частях пехотных дивизий 11-ой и 12-ый линий (волн). Особо обращаю внимание, что в дневнике Гальдера ( - 17.12.40) запись звучит как "700 автомашин "Женилет" (из 1200 имеющихся) для противотанковых частей". Это не должно вводить в заблуждение, т. к. пехотный тягач Infanterie Schlepper UE 630(f) имел во французской армии обозначение Renault UE / AMX UE / Chenillette Lorraine.

Точное количество таких САУ, использовавшихся на Восточном фронте, неизвестно, но по некоторым данным кроме пехотных дивизий, ими были укомплектованы шесть танкоистребительных дивизионов РГК, 463-ий (горнострелковый корпус Норвегия армии Норвегия), 525-ый (49-ый горнострелковый корпус 17-ой ПА Группы Армий (ГА) "Юг"), 652-ой (3-ий мк 1-ой ТГр ГА "Юг"), 654-ый (12-ый армк 2-ой ТГр ГА "Центр"), 560-ый (11-ый армк 11-ой ПА ГА "Юг") и 563-ий (1-ая рота в 18-ой ПА; 2-ая, 3-ая роты в 26-ом армк 18-ой ПА ГА "Север"), всего 216 машин по 36 в дивизионе.

23 декабря 40 г. фирма Алькетт получила заказ на разработку истребителя танков на шасси легкого танка Рено R-35 с чешским 47-мм ПТО (4,7cm PaK(t) auf Pz.Kpfw 35R(f)). В мае 41 г. было выпущено 93 САУ (81 линейная, 12 командирских) и до 22 июня еще 33 штуки. Командирские машины вооружались только пулеметом и имели дополнительную радиостанцию.

Этими САУ (93 шт.) были укомплектованы 559-й, 561-й и 611-й танкоистребительные дивизионы РГК, в каждом по 31 машине (27 линейных и 4 командирских). Дивизионы были приданы 56-му тк 4-ой ТГр ГА "Север" (фон Манштейн), 9-ой ПА ГА "Центр" и 48-у мк 2-ой ТГр ГА "Центр" соответственно.

В дневнике Гальдера ( - 18.02.41) присутствует запись о тягачах "Рено" для 210-мм мортиры (всего 250 шт.). Скорее всего речь идет о легких танках "Рено" R-35 со снятой башней. Сомнительно, чтобы пехотный тягач Рено UE массой 2 тонны мог тащить 11-тонную походную повозку 210-мм мортиры. С помощью Рено R-35 для использования на Востоке немцы моторизировали три дивизиона мортир ( - 18.02.41) (дивизион № 2 использовался в ГА "Север", - 01.08.41).

На 22 июня 1941 г. на Востоке находилось 6 бронепоездов с установленными на специальные платформы средними танками "Сомуа" S-35. По откидным аппарелям танки могли съезжать на землю, чтобы принять бой в составе так называемых "десантных групп". Бронепоезда № 26, 27, 28 имели в своем составе по 3 танка, № 29, 30, 31 - по два, всего 15 машин. S-35 28-го бронепоезда были приданы 45-ой пехотной дивизии при штурме Брестской крепости.

4 июня 1941 г. был сформирован 102-ой огнеметный батальон, оснащенный линейными и огнемётными танками В-1bis. Он вошел в состав 4-го армк 17-ой ПА ГА "Юг", действуя летом 41 г. при прорывах УРов (укреплённых районов).

В июне-августе 42 г. 179 тягачей "Лоррейн" были вооружены 75-мм ПТО PaK40 (7.5cm PaK 40-1 auf LS(f) / Sd.Kfz.135 Marder I). "Мардер" I использовался помимо Запада и на Восточном фронте. В 559-ом истребительном дивизионе на 12 января 43 г. числилось 12 машин (армк Крамера ГА Б), в пехотных дивизиях (на декабрь 43 г.) 31-ой (4 шт.), 35-ой (2), 36-ой (1), 72-ой (4), 206-ой (7), 256-ой (7), 384-ой (14).

5 июля 41 г. на Западе был сформирован 204-ый танковый полк на французских танках. 25 сентября он прошел переоснащение немецкими машинами (по крайней мере частично) и стал основой для формирования 22-ой танковой дивизии. В марте 42 г. дивизия была переброшена в Крым, где в ее составе действовала 223-я отдельная танковая рота, оснащенная В-1 и несколькими оставшимися "Сомуа" S-35.

В декабре 1942 г. в Финляндию был переброшен 18-ый полицейский полк, имевший на вооружении 20 танков "Рено" R-35 и 12 бронемашин ADGZ.

Помимо танков и бронемашин на Восточном фронте широко использовались бронированные полугусеничные тягачи, такие как "Ситроен-Кегресс" P302(f), "Сомуа" MCL\MCG S303(f) и "Панар-Кегресс" P380(f), в качестве транспортёров боеприпасов, пехотинцев или ПТО. Самой известной машиной этого типа стала бронированная самоходная установка залпового огня на шасси "Сомуа" S303(f), оснащенная 10-ю направляющими трубчатого типа под немецкие 150-мм ракеты 15-cm Panzerwerfer-42 auf m.gep Zgkw. S303(f) или 24-мя рельсовыми направляющими (под реплику советского неуправляемого 82-мм реактивного снаряда РС-82, 8cm R-Vielfachwerfer auf m.gep.Zgkw. S303(f), использовалась исключительно в войсках SS).

По некоторым источникам, в 1942-43 гг. в боях с Рабоче-Крестьянской Красной Армией (РККА) участвовали в составе немецких танковых дивизий самоходные гаубицы на базе бронированного тягача Lorraine 37L: 10.5cm leFH 18/4 auf Lorraine Schlepper(f), аналог САУ Wespe, и Sd.Kfz. 135/1 15cm sFH 13/1 auf Lorraine Schlepper(f), аналог САУ Hummel.

Французские танки воевали также в армиях стран-сателлитов Рейха, на 22 июня 41 г. следующее количество: Румыния - 75 "Рено" R-35 и 52 тягача "Рено" UE, Венгрия - 3 "Рено" R-35, Болгария - 40 "Рено" R-35.

Согласно немецким данным, на июнь 1943 года в боевых частях числилось :

  1. В Финляндии - 33 танка "Гочкис" H-39, 16 танков "Сомуа" S-35 (211-ый тб);
  2. В ГА "Центр" - 15 танка "Гочкис" Н-39, 2 танка "Сомуа" S-35, 18 Панаров;
  3. В ГА "Юг" - 12 бронеавтомобилей "Панар"
  4. В ГА А - 6 танков В-1.

В дневнике Гальдера встречаются интересные записи, из которых можно сделать вывод, что французские танки использовались без особых переделок по прямому назначению как на линии фронта, так и для патрулирования оккупированных территорий СССР.

Запись от 15.09.41: из числа французских трофейных танков, которые частично уже поступили в наше распоряжение, войскам передаются: 22 танка "Рено" (35 и 40 танков "Рено" уже отправлены в Сербию 12 и 13.9); 30 танков "Рено", отправленных из Парижа 13.09.41, а также 15 танков "Рено", которые будут отправлены из Парижа 16–17.09.41. Всего будет передано 67 танков. До февраля - марта 1942 года для использования в тыловых районах на Востоке и Юго-Востоке мы будем иметь примерно 800 трофейных танков. (А мы еще удивляемся, как это немцы справлялись с партизанами. )

Запись от 09.10.41: сведения об использовании трофейных танков на фронте по состоянию на 9.10.1941 года. В России: группа армий "Юг" - 16 танков (в октябре туда будет передано еще 5 танков); группа армий "Центр" - 42 танка (в октябре и ноябре будет направлено на фронт еще 20 танков); группа армий "Север" - 23 танка (в октябре будет направлено на фронт еще 5 танков).

В течение 1941 года Вермахт практически не использовал трофейные советские танки, до конца года было задействовано по разным источникам от 30...80 машин . Следует также отметить, что решение принималось не "сверху", а непосредственно в боевых подразделениях, танки проходили мелкий ремонт в полевых мастерских и эскплуатировались пока не были подбиты.

Таким образом в записи от 09.10.41 говорится скорее всего о французской технике - всего 111 машин в трех группах армий.

Косвенно это подтверждают мемуары наших ветеранов, которые обнаруживали "лишние" танки, где казалось бы им совершенно не место.

22 июня 152-мм батарею лейтенанта Петрова атаковали немецкие танки. После нескольких выстрелов с близкой дистанции два танка буквально развалились, остальные отошли. По изъятым документам танки принадлежали разведбату 14-ой танковой дивизии. На обломках приборных панелей фосфоресцировали французские надписи. По официальным немецким документам 36-ой танковый полк 14-ой тд был укомплектован исключительно немецкой техникой, а в 40-м разведбате были только бронемашины.

В ходе боев в районе Луцк-Ровно-Броды танкисты Катукова (20-ая тд 9-го мхк) столкнулись с 13-ой тд (14-го мк 1-ой ТГр). Поле боя осталось за катуковцами, были обнаружены подбитые немецкие, чехословацкие танки, а также танки типов "Рено", "Шнейдер-Крезо" и английская танкетка "Карден-Ллойд".

С "Рено" вопрос ясен - скорее всего R-35 (или Гочкисы Н-35\39). Со "Шнейдер-Крезо" сложнее, эта фирма выпускала только средние двухпушечные B-1, которые по идее до 42 г. стояли на складах. Но на примере 102-го огнеметного батальона видно, что эти танки побывали на Восточном фронте за полгода до официального ввода в строй.

13-ая танковая дивизия была создана в октябре 1940 года в Румынии как учебная и в мае переброшена к советской границе. Видимо была укомплектована как немецкими, так и трофейными машинами, а из-за нехватки техники отправлена на фронт в состоянии "как есть".

На 31 мая 1943 г. в распоряжении Вермахта на всех фронтах оставалось 696 французских танков и БТР. Если суммировать технику, которая с 1940-го года была использована немцами "as is", переделана в САУ, УЗО, транспортёры, машины артиллерийских наблюдателей и командные машины, то, строго говоря, куда-то незаметно рассосались 1 500-2 000 единиц бронетехники. Темна вода во облацех...

Последние столкновения войск РККА с французскими танками боевых групп дивизий SS Принц Евгений, Хэндшар, Скандерберг и Кама происходили осенью 1944 года в ходе сражений за Югославию. Так во время боев за Белград танки "Гочкис" H-39 и "Рено" R-35 200-го танкового батальона и 21-го батальона SS по немецким данным подбили 13 Т-34/85 и около 100 небронированных целей, а также понесли потери от атак штурмовиков Ил-2.

Основные тактико-технические характеристики трофейной французской бронетехники Вермахта

Танк
Pz.Kpfw.
Renault
R35 731(f)
легкий
Hotchkiss
H35 734(f)
легкий
Hotchkiss
H38-39 735(f)
легкий
Somua
S35 739(f)
Средний
Renault
B2 740(f)
средний
Боевая масса, т 10,6 12 12 20 32
Экипаж, чел. 2 2 2 3 4
Уд. мощность, л.с./т 7,7 6,3 10 9,5 9,6
Макс. скорость, км/ч 20 36 36 37 28
Запас хода
по шоссе, км
140 150 150 257 150
Препятствия
высота стенки, м
ширина рва, м
глубина брода, м
подъём

0,5
1,6
0,7
20°

0,5
1,6
0,6
24°

0,5
1,6
0,6
24°

0,75
2,13
1,00
35°

0,93
2,74
1,47
40°
Двигатель "Рено" карб.
82 л.с.
"Гочкис" карб.
H35 - 75 л.с.
"Гочкис" карб.
H38-39 - 120 л.с.
"Сомуа" карб.
190 л.с.
"Рено" карб.
307 л.с.
Габариты, мм
длина
ширина
высота

4200
1850
2376

4225
1850
2145

4225
1850
2145

5380
2120
2630

6520
2500
2790
Бронирование, мм
башня
лоб корпуса
борт
корма
крыша корпуса
днище

44
32
40
?
15
?

44
40
40
?
12
?

44
40
40
?
12
?

56
40
40
40
20
?

56
60
60
55
25
20
Вооружение
орудия
количество
калибр, мм
тип

Пулеметы

1
37
SA18 L\21

1x7,5-мм

1
37
SA18 L\21

1x7,5-мм

1
37
SA38 L\33

1x7,5-мм

1
47
SA35 L\34

1х7,5-мм

2
47+75
SA35 L\34
SA35 L\17,1

2х7,5-мм

Боекомплект, шт.
снарядов

Патронов


100

100

100

118

47-мм - 50
75-мм - 74
5100
Средства связи FuG 5
Примечание - вместо 75-мм орудия на танке B-1Bis мог устанавливаться огнемёт
Тип двигателя