Объектив granit 7т м2 наведения крылатых ракет. "базальт" и "малахит", спрессованные в "гранит"

Черт, как же мне нравится эта машина! Сверхзвуковой крылатый корабль с хищным, продолговатым фюзеляжем и острыми треугольниками плоскостей. Внутри, в тесной кабине пилота, взгляд теряется среди десятков циферблатов, тумблеров и переключателей. Вот ручка управления самолетом, удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления оружием.

Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Впереди стеклянный экран, на него проецируется изображение прицела и показания приборов – быть может, в нем когда-то отражались силуэты «Фантомов», но сейчас прибор отключен и потому совершенно прозрачен…

Пора покидать кресло пилота – внизу, у лестницы, столпились другие желающие попасть в кабину . Последний раз окидываю взглядом синюю панель приборов и спускаюсь с трехметровой высоты на землю.

Уже прощаясь с МиГом, я неожиданно представил, как 24 таких же самолета движутся где-нибудь под поверхностью Атлантики, ожидая своего часа в пусковых шахтах атомной субмарины. Такой боекомплект противокорабельных ракет находится на борту российских «убийц авианосцев» — подводных атомоходов проекта 949А «Антей». Сравнение МиГа с крылатой ракетой — не преувеличение: массогабаритные характеристики ракеты комплекса П-700 «Гранит» приближаются к характеристикам МиГ-21.

Твёрдость гранита

Длина исполинской ракеты — 10 метров (в некоторых источниках — 8,84 метра без учета СРС), размах крыла «Гранита» – 2,6 метра. Истребитель МиГ-21Ф-13 (в дальнейшем мы будем рассматривать эту известную модификацию) при длине фюзеляжа 13,5 метров, имеет размах крыла 7 метров. Казалось бы, отличия существенные – самолет крупнее ПКР, но последний аргумент должен убедить читателя в правильности наших рассуждений.

Стартовая масса ПКР «Гранит» равна 7,36 тонны, в это же время, нормальная взлетная масса МиГ-21Ф-13 составляла… 7 тонн. Тот самый МиГ, который дрался с «Фантомами» во Вьетнаме и сбивал «Миражи» в раскаленном небе над Синаем, оказался легче советской противокорабельной ракеты!

Противокорабельная ракета П-700 «Гранит»

Сухая масса конструкции МиГ-21 составляла 4,8 тонны, еще 2 тонны приходилось на топливо. В процессе эволюции МиГа взлетная масса увеличилась и, у наиболее совершенного представителя семейства МиГ-21бис достигла 8,7 тонн. При этом масса конструкции подросла на 600 кг, а запас топлива увеличился на 490 кг (что никак не отразилось на дальности полета МиГ-21бис – более мощный двигатель «сожрал» все резервы).

Фюзеляж МиГ-21, как и корпус ракеты «Гранит» представляет собой сигарообразное тело со срезанными передними и задними концами. Носовая часть обеих конструкций выполнена в виде воздухозаборника с регулируемым с помощью конуса входным сечением. Как и на истребителе, в конусе «Гранита» располагается антенна РЛС. Но, несмотря на внешнее сходство, в конструкции ПКР «Гранит» имеется немало отличий.

Рассекреченное фото. Так выглядит боевая часть ПКР «Гранит».

Компоновка «Гранита» значительно плотнее, корпус ракеты имеет большую прочность, т.к. «Гранит» рассчитывался на подводный старт (на атомных перед запуском в ракетные шахты закачивают забортную воду). Внутри ракеты находится огромная боевая часть массой 750 кг. Мы говорим о вполне очевидных вещах, но сравнение ракеты с истребителем неожиданно приведет нас к необычному выводу.

Полёт на пределе возможностей

Вы бы поверили фантазеру, утверждающему, что МиГ-21 способен пролететь дистанцию 1000 км на предельно малой высоте (20-30 метров над поверхностью Земли), на скорости, в полтора раза превышающей скорость звука? При этом неся в своем чреве огромный боеприпас массой 750 килограммов? Разумеется, читатель недоверчиво покачает головой – чудес не бывает, МиГ-21 в крейсерском режиме на высоте 10.000 м мог преодолеть 1200-1300 км. Кроме того, МиГ-21, в силу своей конструкции, мог показать свои отличные скоростные качества только в разреженной атмосфере на больших высотах; у поверхности земли скорость истребителя ограничивалась 1,2 скоростями звука.

Скорость, форсаж, дальность полета… Для двигателя Р-13-300, расход топлива в крейсерском режиме 0,931 кг/кгс*час., на форсаже — достигает 2,093 кг/кгс*час. Даже увеличение скорости не сможет компенсировать резко возросший расход топлива, кроме того, в таком режиме никто не летает больше 10 минут.

Согласно книге В.Марковского «Жаркое небо Афганистана», где подробно описываются боевая служба авиации 40-й армии и Туркестанского военного округа, истребители МиГ-21 регулярно привлекались к нанесению ударов по наземным целям. В каждом эпизоде боевая нагрузка МиГов состояла из двух 250 кг бомб, а во время сложных вылетов, она вообще сокращалась до двух «соток». При подвеске более крупных боеприпасов стремительно сокращалась дальность полета, МиГ становился неповоротлив и опасен в пилотировании. Необходимо учесть, речь идет о наиболее совершенных модификациях «двадцать первого», применявшихся в Афганистане — МиГ-21бис, МиГ-21СМ, МиГ-21ПФМ и т.д.

Боевая нагрузка МиГ-21Ф-13 состояла из одной встроенной пушки НР-30 с боекомплектом 30 снарядов (масса 100 кг) и двух управляемых ракет «воздух-воздух» Р-3С (масса 2 х 75 кг). Осмелюсь предположить, что максимальная дальность полета 1300 км была достигнута вообще без внешних подвесок.

Силуэт F-16 и ПКР «Гранит». Советская ракета выглядит солидно даже на фоне крупного F-16 (взлетная масса 15 тонн) .

Противокорабельный «Гранит» более «оптимизирован» для маловысотного полета, площадь фронтальной проекции ракеты, меньше чем у истребителя . У «Гранита» отсутствует убирающееся шасси и тормозной парашют. И все-таки, на борту противокорабельной ракеты меньше топлива – пространство внутри корпуса отнимает 750 кг боевая часть, пришлось отказаться от топливных баков в консолях крыла (у МиГ-21 их два: в носовой и средней корневой части крыла).

Учитывая, что «Граниту» придется прорываться к цели на предельно малой высоте (ПМВ), сквозь плотные слои атмосферы, становится понятно, почему реальная дальность полета П-700 намного меньше заявленной в 550, 600 и, даже, 700 км. На ПМВ на сверхзвуке дальность полета тяжелой противокорабельной ракеты составляет 150…200 км (в зависимости от типа БЧ). Полученное значение полностью совпадает с тактико-техническим заданием ВПК при СМ СССР от 1968 г. на разработку тяжелой противокорабельной ракеты (будущего «Гранита»): 200 км на маловысотной траектории.

Отсюда следует еще один вывод – красивая легенда о «ракете-лидере» остается всего лишь легендой: низколетящая «стая» не сможет следовать за «ракетой-лидером», летящей на большой высоте.

Впечатляющая цифра 600 км, которая часто появляется в СМИ, справедлива только для высотной траектории полета, когда ракета следует к цели в стратосфере, на высоте от 14 до 20 км. Этот нюанс влияет на боевую эффективность ракетного комплекса, летящий на большой высоте объект может быть легко обнаружен и перехвачен — мистер Пауэрс свидетель.

Легенда о 22 ракетах

Несколько лет назад один уважаемый адмирал опубликовал воспоминания о службе 5-ой ОПЭСК (Оперативной Эскадры) ВМФ СССР в Средиземном море. Оказывается, еще в 80-е годы советские моряки точно рассчитали количество ракет для поражения авианосных соединений Шестого американского флота. Согласно их выкладкам, ПВО АУГ способна отразить одновременный удар не более 22-х сверхзвуковых противокорабельных ракет. Двадцать третья ракета гарантировано поражает авианосец, а дальше начинается адская лотерея: 24-я ракета может быть перехвачена ПВО, 25-я и 26-я снова прорвут оборону и попадут в корабли…

Бывший моряк говорил правду: одновременный удар 22 ракет — это предел для ПВО авианосной ударной группировки. В этом легко убедиться, самостоятельно рассчитав возможности Иджис-крейсера типа «Тикондерога» по отражению ракетных атак.

USS Lake Champlain (CG-57) — ракетный крейсер типа «Тикондерога»

Итак, атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей» вышел на дистанцию запуска 600 км, успешно решена проблема с целеуказанием.
Залп! – 8 «Гранитов» (максимальное число ракет в залпе) пробивают толщу воды и, взметнувшись огненным смерчем на высоту 14 км, ложатся на боевой курс…

Согласно фундаментальным законам природы, сторонний наблюдатель сможет увидеть «Граниты» на дальности 490 км – именно на таком расстоянии ракетная стая, летящая на высоте 14 км, поднимается над горизонтом.

По официальным данным, фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1 способна обнаружить воздушную цель на дальности 200 американских миль (320 км). Эффективная площадь рассеяния истребителя МиГ-21 оценивается в пределах 3…5 кв. метров – это достаточно много. ЭПР ракеты меньше – в пределах 2 кв. метров. Грубо говоря, радар Иджис-крейсера обнаружит угрозу на расстоянии 250 км.

Групповая цель, расстояние … пеленг … Смятенное сознание операторов командного центра, обостренное импульсами страха, видит 8 страшных «засветок» на экране радара. Зенитное оружие к бою!

Полминуты потребовалось команде крейсера на подготовку к ракетной стрельбе, с лязгом откинулись крышки УВП Марк-41, первый Standard-2ER (extended range – «большой дальности») выбрался из пускового контейнера, и, распушив свой огненный хвост, исчез за облаками… за ним еще один… и еще…

За это время «Граниты» на скорости 2,5М (800 м/с) приблизились на 25 километров.

По официальным данным, пусковая установка Марк-41 может обеспечить темп выпуска ракет 1 ракета в секунду. На «Тикондероге» две пусковые установки: носовая и кормовая. Чисто теоретически предположим, что реальная скорострельность в боевых условиях в 4 раза меньше, т.е. Иджис-крейсер выпускает за минуту 30 зенитных ракет.

Standard-2ER, как и все современные ЗУР большой дальности, представляет собой ракету с полуактивной системой наведения. На маршевом участке траектории «Стандарт» летит в направлении цели, ведомый дистанционно перепрограммируемым автопилотом. За несколько секунд до точки перехвата, включается головка самонаведения ракеты: РЛС на борту крейсера «подсвечивает» воздушную цель и ГСН ракеты ловит отраженный от цели сигнал, рассчитывая свою опорную траекторию.

Примечание . Осознав этот недостаток зенитных ракетных комплексов, американцы возликовали. Ударные самолеты могут безнаказанно атаковать морские цели, сбрасывая с узлов подвески «Гарпуны» и тут же «смываться», ныряя на предельно малую высоту. Отраженный луч пропал – зенитная ракета беспомощна.

Сладкая жизнь летчиков закончится с появлением зенитных ракет с активным наведением, когда ЗУР станет самостоятельно подсвечивать цель. Увы, ни перспективная американская «Стандарт-6», ни «дальняя» ракета комплекса С-400 с активным наведением, до сих пор не могут успешно пройти испытания – конструкторам еще предстоит решить много технических вопросов.

Останется главная проблема: радиогоризонт. Ударным самолетам даже не обязательно «светиться» на радаре – достаточно выпустить ракеты на самонаведении, оставаясь незамеченными ниже радиогоризонта. Точное направление и координаты цели «подскажет» им самолет ДРЛО, летящий в 400 км позади ударной группы. Впрочем, и здесь можно найти управу на обнаглевших авиаторов – не зря для ЗРК С-400 создана ракета большой дальности .

На надстройке Иджис-крейсера хорошо заметны два полотна ФАР радара AN/SPY-1 и две РЛС подсветки целей AN/SPG-62 на крыше надстройки.

Возвращаемся к противостоянию 8-ми ПКР «Гранит» и «Тикондероги». Несмотря на то, что система «Иджис» способна одновременно вести обстрел 18 целей, на борту крейсера имеется лишь 4 радара подсветки AN/SPG-62. Одно из преимуществ «Иджиса» в том, что помимо наблюдения за целью, БИУС автоматически контролирует количество выпущенных ракет, рассчитывая стрельбу так, чтобы в каждый момент времени на конечном участке траектории находится не более 4-х из них.

Финал трагедии

Противники быстро сближаются друг с другом. «Граниты» летят со скоростью 800 м/с. Скорость зенитных «Стандарт-2» 1000 м/с. Начальное расстояние 250 км. 30 секунд ушло на принятие решения о противодействии, за это время расстояние сократилось до 225 км. Путем несложных вычислений было установлено, что первый «Стандарт» встретится с «Гранитами» через 125 секунд, в этот момент расстояние до крейсера будет равно 125 км.

На самом деле ситуация американцев гораздо хуже: где-то на расстоянии 50 км от крейсера, головки самонаведения «Гранитов» засекут «Тикондерогу» и тяжелые ракеты начнут пикировать на цель, исчезнув на время из зоны видимости крейсера. Они возникнут вновь на удалении 30 км, когда будет уже слишком поздно что-либо предпринимать. Зенитные автоматы «Фаланкс» не смогут остановить ватагу русских монстров.

Запуск ЗУР Standard-2ER с эсминцев «Арли Берк».

В запасе у ВМС США остается всего 90 секунд – именно за такое время «Граниты» преодолеют оставшиеся 125-50=75 километров и спикируют на малую высоту. Эти полторы минуты «Граниты» будут лететь под непрерывным обстрелом: «Тикондерога» успеет выпустить 30 х 1,5 = 45 зенитных ракет.

Вероятность поражения самолета зенитными ракетами обычно дается в пределах 0,6…0,9. Но табличные данные не совсем соответствуют действительности: во Вьетнаме на один сбитый «Фантом» зенитчики тратили 4-5 ракет. Высокотехнологичный «Иджис» должен быть эффективнее радиокомандного ЗРК С-75 «Двина», тем не менее, инцидент со сбитием иранского пассажирского «Боинга» (1988 г.) не дает четких доказательств увеличения эффективности.

Не мудрствуя лукаво, примем вероятность поражения цели 0,2. Не каждая птица долетит до середины Днепра. Только каждый пятый «Стандарт» поразит цель. Боевая часть содержит 61 кг мощного взрывчатого вещества – после встречи с зенитной ракетой, «Гранит» не имеет шансов добраться до цели.

В итоге: 45 х 0,2 = уничтожено 9 целей. Крейсер отбил ракетную атаку.
Немая сцена.

Последствия и выводы

Иджис-крейсер, вероятно, способен в одиночку отбить восьмиракетный залп атомного подводного ракетоносца пр. 949А «Антей», израсходовав при этом около 40 зенитных ракет. Отобьет и второй залп – для этого у него достаточно боекомплекта (в 122 ячейках УВП размещаются 80 «Стандартов»). После третьего залпа крейсер погибнет смертью храбрых.

Конечно, в составе АУГ не один Иджис-крейсер… С другой стороны, в случае прямого военного столкновения, авианосную группировку должны были атаковать разнородные силы советской авиации и флота. Остается поблагодарить судьбу, что мы не увидели этого кошмара.

Какие можно сделать выводы из всех этих событий? А никаких! Все вышесказанное было справедливо только для могучего Советского Союза. Советские моряки, как и их коллеги из стран НАТО, давно знали, что противокорабельная ракета превращается в грозную силу только на предельно малой высоте. На больших высотах нет спасения от огня ЗРК (мистер Пауэрс свидетель!) — воздушная цель становится легко обнаружима и уязвима. С другой стороны, дистанции пуска в 150…200 км было вполне достаточно, чтобы «прищучить» авианосные группировки. Советские «щуки» не единожды царапали перископами днища авианосцев ВМС США.

Конечно, здесь нет места «шапкозакидательским» настроениям – американский флот был тоже силен и опасен. «Полеты Ту-95 над палубой авианосца» в мирное время, в плотном кольце перехватчиков «Томкэт», не могут служить достоверным доказательством высокой уязвимости АУГ — требовалось подобраться к авианосцу незамеченным, а это уже требовало определенных умений. Советские подводники признавали, что тайно приблизиться к авианосной группировке были делом непростым, для этого был нужен высокий профессионализм, знание тактик «вероятного противника» и Его Величество Случай.

В наше время американские АУГи не представляют угрозы для сугубо континентальной России. Никто не станет использовать авианосцы в «маркизовой луже» Черного моря — в этом регионе есть крупная авиабаза «Инжирлик» на территории Турции. А в случае глобальной ядерной войны авианосцы станут далеко не первостепенными целями.

Что касается противокорабельного комплекса «Гранит», то сам факт появления такого оружия стал подвигом советских ученых и инженеров. Только сверхцивилизация была способна создавать такие шедевры, сочетающие в себе самые передовые достижения электроники, ракетной и космической техники.

Табличные значения и коэффициенты — www.airwar.ru

Статус стоит на вооружении Разработчик НПО машиностроения (ОКБ-52) Главный конструктор В. Н. Челомей Годы разработки - 1983 годы Начало испытаний ноябрь - август 1983 года Принятие на вооружение 12 марта 1983 года Основные эксплуатанты ВМФ СССР
ВМФ России ↓Все технические характеристики

ПКР П-700 комплекса ракетного оружия «Гранит» (Индекс УРАВ ВМФ : 3М45 , по кодификации НАТО : SS-N-19 «Shipwreck» , кораблекрушение ) - крылатая противокорабельная ракета (ПКР) дальнего действия, предназначенная для борьбы с мощными корабельными группировками, включая авианосные .

При создании комплекса впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка 3-х элементов: средств целеуказания (в виде космических аппаратов), носителя и ПКР. Созданный комплекс приобрел возможность решать сложнейшие задачи морского боя нарядом огневых средств одного носителя.

Состав

Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена на основе трёхпроцессорной бортовой вычислительной машины (БЦВМ) с использованием нескольких информационных каналов, что позволяет успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне помех.

В БЦВМ заложены электронные данные по современным классам кораблей; тактические сведения, например, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в её составе; данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способные постановкой помех уводить ракеты от цели; тактические приёмы уклонения от огня средств противовоздушной обороны.

Ракета 3М-45 (П-700) имеет несколько гибких адаптивных траекторий в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции. Ракета имеет маршевый турбореактивный двигатель КР-93 и кольцевой твёрдотопливный ускоритель в хвостовой части, начинающий работу под водой (при пуске с надводных кораблей шахты заполняются забортной водой). Вариант ракеты с опытным сверхзвуковым прямоточным двигателем 4Д 04 позволял ракете развивать скорость до 4М.

ТТХ

Параметр Значение
Длина, м 10
Диаметр, м 0,85
Размах крыла, м 2,6
Стартовый вес, кг 7000
Скорость на высоте, 2,5
Скорость у земли/воды, 1,5
Дальность, км 550(625) км по комбинированной траектории, 200-250 км по исключительно маловысотной траектории
Потолок, м 14000-17000 метров на маршевом участке, в зависимости от схемы траектории
Минимальная высота полета, м До 25 метров на участке атаки
Система управления ИНС + АРЛГСН
Боевая часть Проникающая 750 кг или
ядерная, до 500 кт

Атака

Комплекс обеспечивает залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и позволяет действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета-один корабль» или совместно против ордера кораблей.

После выполнения залпа с борта носителя, ракеты взаимодействуют друг с другом, обнаруживая, классифицируя и распределяя между собой цели по степени важности и с учётом боевого порядка флота противника (авианесущая группа, конвой, десант). Атака на соединение организуется так, что поражение второстепенных целей происходит только после уничтожения приоритетных, и таким образом, что одна цель не атакуется двумя ракетами.

При стрельбе на большую дальность, ракеты поднимаются на высоту порядка 14000-17000 метров и выполняют большую часть полета на ней, чтобы снизить сопротивление воздуха и увеличить радиус обнаружения целей ГСН. Обнаружив цель, ракеты проводят идентификацию, распределяют между собой цели и затем снижаются до высоты в 25 метров, скрываясь за радиогоризонтом.

Опыт боевой и оперативной подготовки ВМФ показывает, что большая масса и высокая скорость ракет комплекса затрудняют их поражение зенитными ракетами противника. Тем не менее, так как ракета ни разу не применялась в боевых условиях, мнения о ее реальной эффективности расходятся .

Носители

  • 5 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа «Антей» - по 24 ПКР. Еще две лодки К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск» - в отстое, подводная лодка К-141 «Курск» - погибла, строительство К-139 «Белгород» - приостановлено (достраивается по спец. проекту).
  • Пётр Великий - 20 ПКР. Еще 3 тяжелых крейсера проекта 1144 небоеспособны.
  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» проекта 1143.5 - 12 ПКР.

Размер ракеты ограничивает типы носителей, на которых она может быть размещена.

Разработчики

Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ «Гранит» под руководством его генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии В. В. Павлова.

Маршевый турбореактивный двигатель КР-93 разработан в КБ Уфимского моторостроительного ПО под руководством главного конструктора Сергея Гаврилова. Система управления двигателем разработана кафедрами Технической кибернетики и Промышленной электроники совместно с НПО «Молния».

Вариант ракеты с опытным сверхзвуковым прямоточным двигателем 4Д 04 разработан в ОКБ-670 под руководством Михаила Бондарюка.

Теоретические основы построения космической системы целеуказания, взаимное положение спутников на орбитах, параметры их орбит разработаны непосредственно с участием академика М. В. Келдыша .

История создания

  • с ноября - этап лётно-конструкторских испытаний
  • - август - государственные испытания
  • 12 марта - комплекс принят на вооружение.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "П-700 Гранит" в других словарях:

    Крылатая противокорабельная ракета П-700 «Гранит» (3М-45) - Крылатая противокорабельная ракета П 700 «Гранит» (3М 45) 1983 Универсальный ракетный комплекс «Гранит» с дальней противокорабельной крылатой ракетой П 700 подводно надводного старта предназначен для поражения авианосных групп … Военная энциклопедия

MED. Морской полигон у острова Иль-ду-Левант

Тревожным рубином вспыхнула и засияла панель SWG-1, операторы БИЦ эсминца «Рафаэль Перальта» начали подготовку к запуску экспериментальной ракеты. Проснулись системы наведения, в бортовой компьютер ПКР потекли данные о координатах точки пуска и оптимальном маршруте движения к цели, расчетная схема и способ атаки. Когда по цепи прошла команда «Пуск», корабль вздрогнул от гула стартующей ракеты. Последнее, что видели стоявшие на мостике офицеры, - как страшно изогнулась переборка под натиском неистовой мощи. Через миг она лопнула, и все, что было рядом, унеслось куда-то в ночь, ночь, в ночь.

Передайте о случившемся в штаб учений. Holy Christmas!!! Американский эсминец прострелил себе надстройку...

Что же случилось (или могло случиться) на морских учениях НАТО? Об этом - в новой главе военно-морского боевика о противостоянии современного и средств защиты.

В спорах о морских вооружениях главный аргумент всех знатоков - ПКР П-700 “Гранит”. Семь тонн на трех скоростях звука пробьют любую защиту. И никто из умников как-то не догадался: чего это они собрались топить русские корабли русскими же ракетами? Кто тут мечтает повторить подвиг лейтенанта Шмидта? Если уж собрались в бой, то выбирайте адекватного противника.

Универсальная ракета воздушного, корабельного и подводного базирования “Гарпун” (США и двадцать пять их верных союзников), Exocet (на вооружении 30 стран мира), ничем не примечательная “Тип 90” (Япония), запредельно “умная” и современная NSM (Норвегия - НАТО), малоизвестная RBS (Швеция), экспортная отечественная Х-35 “Уран”, перспективная американская LRASM, снятый с вооружения «Томагавк» модификации TASM, израильская “Габриэль”, итальянская “Отомат”, европейская “Скальп-Наваль”, китайская контрафактная “Инцзи” для оборванцев Хизбаллы и ИГИЛ...

Слабоват списочек? Слишком слабые ракеты, самые массивные из которых (LRASM и TASM) весят всего около тонны.

И это поразительно. Ни одна из зарубежных ПКР даже близко не приблизилась к семитонным “монстрам двух стихий” из конструкторского бюро Чаломея.

Ну, а вдруг “за бугром” все же решат создать свой “Гранит” и вооружить им все крейсеры, эсминцы и подлодки? Что ж, запросто!

“Гремучая змея”

В ответ на строительство в Китае серии крупных эсминцев агентство передовых оборонных исследований (DARPA) развернуло работы по созданию адекватного ответа. Проект стал известен как “Революционный подход к нанесению срочных ударов на больших дистанциях” или, коротко, RATTLRS (“Гремучая змея”).

Сверхзвуковая КР нового поколения, способная за счет массивной боевой части и высокой скорости вывести из строя корабль 1-го ранга. Подобное оружие никогда ранее не применялось ВМС западных стран. Единственным прототипом могли послужить советские сверхтяжелые ракеты конструкции КБ им. Челомея: “Гранит” - “Базальт” - “Вулкан”.

Длина с ускорителем - 30 футов 9 метров.
Диаметр корпуса - 1,14 м.
Стартовая масса - 15000 фунтов 7000 кг.
Расчетная дальность пуска - 500 миль 800 км.
Профиль полета - комбинированный, с маршевым участком на высоте 20 000 м.

Благодаря современным технологиям планировалось повышение запредельных характеристик “челомеевских” ракет до уровня фантастических блокбастеров. Заявленная скорость RATTLRS на маршевом участке 3-4 Маха - свыше километра в секунду! Тем не менее, на конечном участке из-за сопротивления воздуха на малых высотах RATTLRS, как и её предшественники, замедлялась до полутора скоростей звука.

Как и её советские аналоги, RATTLRS могла быть оснащена фугасной БЧ массой 700 кг с фокусированным воздействием на цель. Согласно расчетам, направленный взрыв боеголовки мог разорвать обшивку на площади 22 кв. м и начисто “выжечь” отсеки вглубь на 12 метров.

Не важно, сколько лет заняла бы разработка ракеты. Для начала требовалось определить круг её возможных носителей. И вот на этом этапе возникли «некоторые сложности технического характера».

Основным и практически единственным вариантом размещения ракетного боезапаса на флотах США и их союзников является универсальная установка Марк-41. Ею оснащены 85 надводных боевых единиц ВМС США, а также 24 японских эсминца, семь кораблей ВМС Германии, пять - ВМС Испании и т.д. и т.п. Всего свыше 150 крейсеров, эсминцев и фрегатов под флагами 13 государств мира.

Все эти «Орли Берки» и их клоны изначально строились в расчете на данную систему. Подпалубная установка со множеством пусковых ячеек - одно из главных «ноу-хау» в конструкции западных кораблей, строившихся с момента окончания холодной войны.

Установка предельно компактна. Масса 64-ячеечной конструкции вместе с ракетами составляет 230 тонн, и она занимает весьма немного места относительно размеров корабля.


Едва различимые пунктирные прямоугольники в носовой и кормовой части эсминца. Это и есть весь боезапас «Орли Берка» вместе с техническими средствами контроля и обеспечения пуска ракет

УВП самой длинной «ударной» модификации (ставится только на корабли ВМС США) обеспечивает хранение и запуск ракет длиной до 7,7 метра и максимальной стартовой массой 1,6 тонны.

Этих ограничений хватает для размещения на борту эсминцев «Томагавков» и космических перехватчиков SM-3. Но хватит ли размеров УВП для размещения аналогов «Гранита»?

Для сравнения: диаметр описанной окружности (1350 мм, диаметр корпуса с учетом сложенных крыльев) у советской ПКР почти в три раза превышает диаметр пусковой ячейки у американской УВП. Иначе говоря, при размещении на борту «Гранитов» (по одному на месте каждых 9 ячеек) боекомплект американских эсминцев резко сократится с 90 до 10 ракет.

Разумеется, «Граниты» как перспективные RATTLRS оказались бы длиннее, чем все, что ставилось до них. Если их «утрамбовать» в УВП, то они пробьют нижнюю палубу и провалятся вниз.

Но самое смешное начнется при попытке запуска монстров. Пусковые установки атомных «Орланов» (СМ-233 комплекса «Гранит») по факту не являются вертикальными. Это наклонные шахты, установленные под углом 60 градусов к горизонту.

Сделано это было по двум причинам.

1. С целью снижения потребной мощности стартового ускорителя и связанных с ним механических и термических нагрузок на конструкцию корабля.

При наклонном пуске ракета, едва выбравшись за пределы шахты, немедленно раскрывает крылья и начинает использовать аэродинамическую подъемную силу для поддержания себя в полете.

2. Из соображений безопасности. При вертикальном старте, в случае отказа стартового ускорителя, 7-тонная ракета «шлёпнется» на палубу и разнесет весь корабль. При применении наклонного старта отказавший боеприпас успеет отлететь в сторону на десятки (сотни) метров и рухнет в море.

Но и этого оказалось недостаточно. Чтобы в процессе старта монстр не спалил весь корабль, установку СМ-233 пришлось заполнять перед пуском забортной водой.

К этому моменту стало очевидно, что стандартная американская УВП, мягкого выражаясь, не отвечает требованиям к хранению и запуску ракет, подобных «Граниту» и «Вулкану».

Если же безумные конструкторы все же решат оснастить «Атаго» и «Тикондерогу» подобной системой, то шахта СМ-233 благополучно "проткнет" несколько переборок и встанет поперек отсеков, прежде чем займёт своё место. Что они будут делать с магистралями для подачи забортной воды и новыми требованиями к охлаждению пусковых шахт? Ответ на данный вопрос уже не имеет смысла.

Можно вернуться на 40 лет назад, попытавшись разместить ракеты в ПУ на верхней палубе. Побортно, в два ряда, как это сделано на РКР пр. 1164 «Атлант».

Но, едва получив эскизы, агентство передовых оборонных исследований свернуло программу. Дело в том, что АБСОЛЮТНО ВСЕ корабли, строившиеся с начала 90-х гг., имеют единый облик с гипертрофированной коробчатой надстройкой, растянувшейся от «борта до борта».


Японский "Атаго"


Французский FREMM


Российский пр. 22350 "Адмирал Горшков"

Во-первых, для снижения сигнатуры корабля по технологии «стелс».

Во-вторых, для удобства компоновки. Разместить повыше мостик, попутно использовав саму надстройку (вместо традиционной мачты) в качестве «башни» для размещения радаров. Чьи антенные устройства зачастую «приклеены» к внешним стенам надстройки.

При таком раскладе эсминец первым же залпом снесет себе надстройку. Примерно так же, как это произошло в самом начале статьи.

Можно попытаться смонтировать пару установок на баке, перед надстройкой. Примерно так же, как стояли на «Спрюэнсах» счетверенные пусковые боксы для запуска «Томагавков». Единственное недоразумение - «Томагавк» в пять раз легче семитонного «Гранита».

Семь тонн огня от стартового ускорителя прожгут надстройку «Арли» насквозь и «сдуют» к чертям все фазированные антенны эсминца.

Еще один вариант с поперечным размещением ПУ, когда факел двигателя стартующей ракеты обращен за борт, также не пройдёт. Чисто из-за особенностей компоновки современных «Берков», «Дэрингтов» и «Горизонтов». Большая часть силуэта этих кораблей занята той самой коробчатой надстройкой «от борта до борта». Оставшиеся «пятачки» палубы на носу и в корме до предела загружены необходимым оборудованием. Ячейками УВП, универсальной артиллерией и вертолетной площадкой. Попытка «воткнуть» туда семитонные ракеты - только за счет отказа от части вооружения и систем. Впрочем, обмен 32-х универсальных ракетных шахт американского эсминца на «бокс» с четырьмя ПКР RATTLRS, с точки зрения отечественного ВМФ, был бы великолепным результатом. Мы добились своего. Эсминец «вероятного противника» начисто утратил свою универсальность, львиную долю ударной и оборонительной мощи. А все ради чего? Четырех многотонных ПКР. Три раза «ха».

Проект Revolutionary Approach to Time Critical Long-Range Strike (иначе RATTLRS) в виде семитонной ПКР превратился в полный абсурд. Ни один из современных западных боевых кораблей не способен стрелять чем-то, даже отдаленно похожим на «Гранит» или «Вулкан». Эти экзотические монстры были визитной карточкой советского ВМФ, причём из-за своей громоздкости они сохранились лишь на считанных действующих единицах.

Вредные советы

В рамках перевооружения на новые ракеты повышенной мощности американцам настоятельно рекомендуется порезать на иголки все 22 крейсера и 64 эсминца, а заодно 58 многоцелевых атомных субмарин. Так как ни один из этих кораблей в существующем виде не имеет возможности для стрельбы многотонными суперПКР. Для этого могла бы потребоваться глубокая модернизация с заменой всей надстройки и полной перекомпоновкой корпуса, сопоставимая по стоимости с постройкой нового корабля.

Что касается местных завсегдатаев форума «ВО», то на вопрос «Какая проблема поставить «Граниты» на современный эсминец?» был дан исчерпывающий ответ.

Если в эпоху холодной войны СССР и страны-участницы Варшавского блока больше внимания уделяли развитию сухопутных сил и совершенствованию ракетного оружия, то символом военной мощи США и блока НАТО стали авианосцы. Авианосные ударные группы (АУГ) были и остаются основной ударной силой ВМФ США , которая позволяла этой стране проводить военные операции в любой точке мира.

Для СССР американские АУГ стали настоящей головного болью. По многим причинам (прежде всего из-за недостатка средств) Советский Союз не мог противопоставить Америке ничего похожего, но ему были необходимы средства для эффективной борьбы с американскими авианосцами. Советский военно-промышленный комплекс все годы холодной войны искал асимметричный ответ на эту американскую угрозу. Особенно хорошо на роль «убийцы авианосцев» подходили крылатые противокорабельные ракеты, разработка которых началась еще в середине 50-х годов.

Именно благодаря десятилетиям, потраченным на конструкторские разработки в этой области, сегодня Россия обладает лучшими в мире противокорабельными ракетами, одной из которых является П-700 «Гранит». Ничего подобного больше нет ни у одной страны мира: эти противокорабельные крылатые ракеты значительно превосходят своих иностранных конкурентов и по дальности полета, и по массе боевой части, и по скорости, а также по другим характеристикам.

История создания

Первой крылатой ракетой, которая была принята на вооружение, производилась серийно и участвовала в боевых действиях, стала немецкая «Фау-1 ». Немцы применили ее в конце войны против Великобритании, но изменить ход боевых действий это оружие уже не могло.

После окончания Второй Мировой войны немецкие ракетные технологии попали в руки союзников и стали основой их дальнейших собственных разработок. В СССР в этом направлении трудился талантливый ракетный конструктор Владимир Челомей и его коллеги.

Особенно перспективно выглядели крылатые ракеты в качестве средства борьбы с авианосцами противника. В 1959 году в СССР приняли на вооружение противокорабельную крылатую ракету (ПКР) П-5, созданную под руководством Челомея, и предназначенную для уничтожения надводных кораблей противника, в том числе и авианесущих. Ракета могла нести ядерный заряд.

П-5 имела скорость, близкую к скорости звука, боевую часть весом в одну тонну, а также дальность полета 500 километров. Весьма неплохие характеристики, даже на сегодняшний день, но была одна проблема: стрелять этой ракетой можно было только из надводного положения. Это лишало атакующую подводную лодку своего основного преимущества – скрытности. Нужно было искать альтернативное решение.

Разработка нового ракетного комплекса началась в 1969 году. Челомей предложил создать единый комплекс, чтобы вооружить как подводные лодки, так и боевые надводные корабли. Новая ракета должна была получить возможность подводного старта и иметь высокую скорость полета и дальность. Ракетный комплекс получил название «Гранит», его разработка заняла почти пятнадцать лет.

Летно-конструкторские испытания новой ракеты начались в 1975 году, а государственные – в 1979 году. В 1983 году противокорабельный комплекс П-700 был принят на вооружение.

При разработке ракеты П-700 был учтен весь опыт производства и использования подобного оружия. Конструкторы отработали все возможные варианты конструкции будущей ракеты, ее системы управления, размещения и старта с подводной лодки.

П-700 была принята на вооружение подлодок проекта 949 «Гранит» и 949А «Антей », а также надводных кораблей 1144 «Орлан», 1144.2 «Орлан» и 1143.5 «Кречет».

Противокорабельные ракеты «Гранит» и сегодня стоят на вооружении ВМФ России , хотя уже и считаются морально устаревшими. Подобное оружие установлено на атомных подводных крейсерах проекта 949А «Антей» (по 24 ПКР на каждом). Двадцатью крылатыми ракетами «Гранит» вооружен флагман Северного флота, тяжелый атомный крейсер «Петр Великий », еще 12 установлены на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов ».

П-700 «Гранит» никогда не применялись в реальных боевых действиях, эксперты по-разному относятся к эффективности этого оружия.

Устройство

Ракета «Гранит» выполнена по нормальной аэродинамической схеме, она имеет сигарообразную форму, кольцевой воздухозаборник расположен в передней части ракеты.

П-700 оснащена раскладывающимися крыльями высокой стреловидности, расположенными в центральной части фюзеляжа, а также крестообразным хвостовым оперением (оно также раскладывается).

Ракета оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-21-300, расположенным в ее задней части. На большей части своей траектории ракета развивает скорость в 1,5 раза превосходящую скорость звука (1,5 Маха), что значительно усложняет ее обнаружение и уничтожение. На большой высоте П-700 может разгоняться до 2,5 М. Специально для «Гранита» был разработан прямоточный реактивный двигатель, который мог разогнать ракету до скорости в 4 Маха.

Особо стоит выделить автономную систему управления этой ПКР. Вычислительная машина, которая является основой системы управления, имеет несколько информационных каналов, она способна успешно противостоять средствам радиоэлектронной борьбы.

Ракета П-700 «Гранит» находится в специальном пусковом контейнере, который перед стартом для уравнивания давления заполняется забортной водой (это происходит и на надводных кораблях). Затем с помощью специальных твердотопливных ускорителей П-700 выходит на поверхность воды. В воздухе начинает работать маршевый двигатель, раскрываются крылья и хвостовые стабилизаторы.

«Гранит» может быть оснащен различными типами боевых частей. Это может быть фугасная проникающая БЧ, с весом до 750 килограмм. Также ракета может быть оснащена ядерной боевой частью мощностью до 500 килотонн.

Головка наведения – активная, радиолокационного типа.

П-700 «Гранит» является весьма «интеллектуальной» ракетой. Сразу после запуска она поднимается на большую высоту и засекает свою цель. После этого ракета снижается на максимально низкую высоту и следует на ней до самого поражения цели. Такой режим полета сильно усложняет работу вражеской ПРО.

Ракеты «Гранит» могут охотиться на свою добычу «стаей». Первая П-700 захватывает цель (или цели) и наводит на них все остальные ракеты. Каждая из них получает собственную цель, если же ракета-наводчик уничтожена, то ее функции берет на себя другой член «стаи». Ракеты классифицируют цели по степени важности, выбирают самую оптимальную тактику атаки и ее план. В электронной системе управления ракеты заложены данные всех современных кораблей, способы их противодействия атакам. Ракеты, заходящие на цель, постоянно обмениваются между собой информацией.

Все это позволяет П-700 решить, что находится перед ней: АУГ, обычный конвой или десантная группа , чтобы действовать соответственно. Если корабль уничтожен одной ракетой, то остальные выбирают себе другие цели.

Каждая ракета оснащена устройством постановки радиолокационных помех и может выбрасывать ложные цели.

Старт ракеты происходит из специального контейнера, который установлен под углом 47º.

Технические характеристики

Описание

Обозначение Комплекс П-700 «Гранит»
Ракета 3М45
Система управления инерциальная с активным радиолокационным наведением
Размеры и масса
Длина, м 10
Размах крыла, м 2,6
Диаметр, м 0,85
Стартовый вес, кг 7000
Тип боеголовки фугасно-кумулятивная ядерная (500 кт)
Масса БЧ, кг 750
Силовая установка
Маршевый двигатель ТРД КР-93
Летные данные
Скорость, км/ч на высоте 2800 (2,5)
у земли (1,5)
Дальность пуска, км 550 (625)
Минимальная высота полета, м 25
Потолок, м 14000-17000

Сравнение с другими ПКР

Если сравнивать ракетный комплекс «Гранит» с его иностранными аналогами, то следует признать, что эта ракета является лучшей на сегодняшний день.

Стартовый вес ракеты 3М45 в десять раз (!!!) превосходит аналогичные параметры американской противокорабельной ракеты «Гарпун». Также «Гранит» в два с лишним раза превосходит американца по массе боевой части, в два раза по скорости. П-700 имеет в пять раз большую дальность поражения.

Еще большая разница в характеристиках с французской противокорабельной ракетой «Экзосет», китайской С-802 и израильской «Габриэль».

Разрушительная мощь ракеты 3М45 позволяет одним попаданием уничтожить современный эсминец или крейсер. Для гарантированного уничтожения авианосца необходимо 8-10 подобных ракет.

Эти советские ракеты действительно хороши и не имеют аналогов в мире, но есть одна проблема, связанная с обнаружением цели и наведением на нее ПКР П-700. Именно она является «ахиллесовой пятой» этого комплекса. Это и заставляет сомневаться в том, что ракеты «Гранит» могут потопить современный авианосец.

Может ли «Гранит» уничтожить современную АУГ?

Споры относительно возможности П-700 поразить авианосец ведутся довольно давно. Теоретически противокорабельные ракеты «Гранит» представляют большую опасность для любого военного корабля, в том числе и для авианосца. Но есть одна проблема, которая сводит все преимущества данной ракеты практически на ноль. Это целеуказание.

При стрельбе на большие расстояния головка самонаведения П-700 не может самостоятельно захватить цель, она нуждается в целеуказании, которое теоретически может производиться с воздушных летательных аппаратов или из космоса.

Чтобы уничтожить вражеский АУГ с помощью «Гранита», российская подводная лодка или надводный корабль должен обнаружить и классифицировать цель, подойти к ней на расстояние залпа, выпустить ракеты, которые смогут поразить корабли противника. При этом не стоит забывать, что авианосные ударные группы являются весьма сложной целью. Они предельно защищены самыми разнообразными средствами ПВО, ПРО и РЭБ, постоянно маневрируют, имеют мощную авиационную группу, прикрываются подводными лодками. Поразить эту цель (и даже сблизиться с ней на расстояние ракетного залпа) очень непросто.

Нынешний российский флот крайне ограничен в вопросе обнаружения целей. Радиус их обнаружения обычно ограничен пределами радиогоризонта. Вертолеты, которыми располагают некоторые российские боевые корабли, для решения этой проблемы пригодны мало, прежде всего, по причине своего небольшого радиуса действия. Производить его с помощью самолета Ту-95РЦ неэффективно, так как разведчику для прибытия в определённый район Мирового океана иногда необходимо большое количество часов.

Во времена СССР использование подводных атомных крейсеров, оснащенных ПКР «Гранит», опиралось на мощную систему военно-морской разведки, которая располагала информацией о вероятном противнике во всех зонах океанского ТВД.

Ее основой были наземные центры радиотехнической разведки, расположенные как на территории СССР и за его пределами. Можно вспомнить подобные центры, расположенные на Кубе, во Вьетнаме (Камрань), в Южном Йемене. Сегодня ничего этого нет.

Кроме наземных баз, Советский Союз располагал эффективной системой космической разведки и целеуказания, которая могла обнаружить вражеский корабль практически в любой точке Мирового океана. И не только обнаружить: эта система постоянно наблюдала за АУГ вероятного противника и в случае войны могла дать целеуказания для ракетного оружия.

ПКР «Гранит» можно назвать только одной из составляющих советской системы уничтожения авианосцев, вторым ее элементом была космическая система целеуказания «Легенда». Ее начали разрабатывать в середине 70-х годов под руководством академика Келдыша.

Проект «Легенда» заключался в создании на околоземной орбите спутниковой группировки, способной передавать информацию о передвижении надводных целей и производить целеуказания для ракетного оружия. В состав этой группировки входили аппараты как активной (радиолокация), так и пассивной (пеленг объектов) разведки. Система «Легенда» была способна навести советские ракеты в любой точке земной поверхности.

Однако в настоящий момент «Легенда» уже давно стала историей. В 1998 году закончил свою работу последний аппарат спутниковой группировки. В настоящее время в стадии формирования находится аналогичная система «Лиана».

Поэтому любой российский корабль, оснащенный ПКР «Гранит», будет обнаружен намного раньше, чем он сможет подойти на расстояние пуска этих ракет. Если говорить о запуске ракет с подводной лодки, то здесь есть свои сложности.

Чтобы произвести успешный залп ракетами П-700 подлодка должна войти в ближнюю зону противолодочной обороны ордера, где вероятность обнаружения подводного корабля будет весьма высокой. Даже при успешном запуске ракет далеко не все из них смогут достичь своих целей, так как АУГ имеет весьма сильную ПВО и ПРО.

На сегодняшний день вероятность уничтожения американского авианосца любыми средствами нападения, которыми располагает ВМФ РФ, кажется весьма маловероятным. Без реанимации системы глобальной разведки сделать это весьма проблематично. Разве что на ракеты будет установлены ядерные боевые части.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Ракеты запускаются из контейнерных наклонных пусковых установок СМ-225 (для подводных лодок) или СМ-233 (для надводных кораблей), располагающихся под палубой корабля-носителя под углом в 60 градусов. Перед стартом, для снижения термических нагрузок на пусковую установку, контейнер заполняется забортной водой.

При стрельбе на большую дальность (более 100—120 км), ракеты поднимаются на высоту порядка 14000-17000 метров и выполняют большую часть полёта на ней, чтобы снизить сопротивление воздуха (и, соответственно, затраты топлива) и увеличить радиус обнаружения целей ГСН. Обнаружив цель, ракеты проводят идентификацию, распределяют между собой цели и затем снижаются до высоты в 25 метров, скрываясь за радиогоризонтом от радаров корабля-носителя, после чего следуют на малой высоте с выключенными ГСН, включая их вновь только для точного наведения непосредственно перед атакой. Атака на соединение организуется так, что поражение второстепенных целей происходит только после уничтожения приоритетных, и таким образом, что одна цель не атакуется более чем необходимым для её поражения числом ракет. При этом ПКР используют запрограммированные тактические приёмы уклонения от огня средств противовоздушной обороны, а также применяют бортовые средства радиоэлектронного противодействия.

Так как время полёта ракеты на большую дальность значительно, и цель может выйти за границы радиуса обнаружения ГСН ракеты, комплекс нуждается в точном целеуказании, осуществляемом авиационным комплексом «Успех» с самолётов Ту-95РЦ или вертолётов Ка-25Ц, или космическим комплексом разведки и целеуказания МКРЦ «Легенда» Потенциально, ракета также может быть использована для поражения наземных целей, но ввиду отсутствия у ракеты оснащения для полётов на малой высоте над сушей, в таком режиме ракета осуществляет весь полёт на большой высоте, становясь лёгкой мишенью для средств ПВО.

Ракета ни разу не применялась в боевых условиях, мнения о её реальной эффективности разнятся. На маршевом (высотном) участке П-700 «Гранит» весьма уязвима для истребителей-перехватчиков и дальнобойных зенитных ракет; с другой стороны, на терминальном (маловысотном) участке ракета представляет собой крайне сложную мишень из-за высокой скорости, наличия бортовых средств РЭБ, выполнения маневров уклонения и одновременной многовекторной атаки.

Тактико-технические характеристики

Видео