Конструктивные особенности силовых установок бмп, бтр. «Энциклопедия мирового вооружения Главный фрикцион бмп 2

БМП-2 плавающая гусеничная боевая машина пехоты была сотворена на базе БМП-1 конструкторским бюро ОАО «Курганмашзавод» в противовес легким бронированным машинам типа южноамериканского БТР М113. На вооружение БМП-2 была принята в одна тыща девятьсот восемьдесят два г. Машина предназначена в целях оснащения мотострелковых и мотопехотных подразделений и частей для обеспечения личному составу мобильности, вооруженности, защищенности на поле боя при применении противником обыденных средств и орудия массового поражения.

БМП-2 - видео

Сборка этой машины подобна БМП-1: передняя часть отдана под моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, центральная часть и башня заняты двухместным боевым отделением, кормовая - десантным отделением для 7 стрелков. Корпус и башня машины сделаны из противопульной брони. Не считая того, для защиты личного состава БМП-2 вооружена системой защиты от орудия массового поражения. Маскировка машины делается средством дымовых завес, зачем она оборудована термодымовой аппаратурой и системой запуска дымовых гранат типа 902В.
БМП-2 вооружена 6-цилиндровым дизельным движком УТД-20, мощность которого добивается триста л. с. Механическая коробка и гидросервопривод объединены с движком в единый силовой блок. Высшую среднюю скорость машина развивает благодаря ходовой части, включающей в себя торсионную подвеску с гидравлическими амортизаторами. Водные преграды БМП-2 преодолевает средством перемотки гусениц, при этом подготовительной подготовки совсем не требуется. Она комфортна и тем, что может транспортироваться как грузовыми самолетами, так и морскими и десантными кораблями.

БМП-2 имеет достаточно массивное вооружение: автоматическую 30-мм пушку 2А42 с двухленточным питанием, стабилизированную в 2-ух плоскостях. Орудие способно создавать выстрелы по наземным и воздушным целям, при всем этом по вертикали угол обстрела добивается +75°, а по горизонтали - вкруговую. Боекомплект пушки составляет 500 снарядов. Она спарена с 7,62-мм пулеметом, боекомплект которого включает две тыщи патронов. На крыше башни установлен комплекс ПТУР «Конкурс». Наведение вооружения осуществляется при помощи пассивно-активного устройства наводчика-оператора 1К13-2, активно-пассивного прицела БПК-1-42 (для ПТУР) и командирский 1ПЗ-3.
Со временем БМП-2 повсевременно совершенствуется, что выражается в подмене имеющихся и установке дополнительных частей, включая монтирование боевого модуля типа «Кливер» заместо башни. Дополнительная броневая защита, включающая установку броневых экранов на бортовую часть корпуса, кормовую часть башни и днище, защищает машину от бронебойной пули Б-32 12,7-мм калибра.

На БМП-2 установили автоматический гранатомет АГ-17, позволивший ей уничтожать танкоопасные цели, также гранатометчиков, операторов комплексов ПТУР, боевых расчетов артиллерийских систем и др. При помощи нового орудия стало может быть немедля открывать огнь по целям, находящимся на расстоянии до одна тыща семьсот 30 м. Управление гранатометом делается из боевого отделения командиром либо наводчиком. Новый прицел ВПК 3-42, либо прицельный комплекс с прицелом типа ПНК, увеличивает поисковые способности наводчика. Стало вероятным обнаруживать цели на расстоянии от восемьсот до одна тыща триста м, также производить слежение лазерного осветителя за линией визирования прицела. Оборудование машины прицельным комплексом типа ПНК со интегрированным лазерным дальномером и тепловизионным модулем позволило прирастить дальность ночного видения наводчика.
Система управления огнем также со временем перетерпела определенные конфигурации. Огневая мощь возрастает за счет установки современных ПТРК 9М113М «Конкурс» и «Корнет». Не считая того, увеличивается достоверность измерения дальности, качество стабилизации поля зрения и ликвидирование цели средством использования прицельного комплекса наводчика с прицелом типа ПНК со интегрированным лазерным дальномером и каналом управления ПТУР по лазерному лучу. При подмене мотора УТД-20 силовой установкой завышенной мощности УТД-23 средняя скорость движения возрастает.

Дополнительно машина оснащается быстродействующей системой пожаротушения «Иней», которая автоматом обнаруживает и тушит пожары в обитаемом отделении машины. При всем этом 90% огнетушащего состава выбрасывается приблизительно за 100 50 м/с. Не считая того, наличие кондюка КБМ-2 существенно улучшает локальный климат в БМП-2 и позволяет экипажу и десанту находиться в применимых критериях даже при температуре окружающего воздуха до 50°.
На базе БМП-2 было сотворено еще несколько вариантов этой машины:
- БМП-2Д, отличающаяся усиленной броневой защитой и отсутствием возможности плавать;
- БМП-2К, являющаяся командирским вариантом и снаряженная дополнительной аппаратурой связи;
- БМП-2М, снаряженная огневым модулем «Бахча-У» и др.

Тактико-технические свойства БМП-2

Боевая масса, т........................14,0
Компоновочная схема........................моторно-трансмиссионное отделение впереди, боевое в центре, десантное сзади
Экипаж, чел........................3
Десант, чел........................7

Габаритные размеры

Длина корпуса, мм........................6735
Ширина корпуса, мм........................3150
Высота, мм........................2450 (по осветителю); две тыщи двести 50 (по устройствам прицеливания)
База, мм........................3600
Колея, мм........................2550
Клиренс, мм........................420

Бронирование

Тип брони........................железная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)

Вооружение БМП-2

Калибр и марка пушки........................30-мм 2А42
Тип пушки........................нарезная мелкокалиберная автоматическая пушка
Боекомплект пушки........................500 (бронебойные, осколочно-фугасные)
Дальность стрельбы, км........................до четыре по наземным; до 2,5 по воздушным
Прицелы........................БПК-2-42 (БПК-1-42) - бинокулярный дневной и активно-пассивный ночной и зенитный 1ПЗ-3
Пулемёты........................1 × 7,62-мм ПКТ
Другое вооружение........................ПТРК 9К111 либо 9К113

Подвижность

Тип мотора........................УТД-20С1
Мощность мотора, л. с........................300
Скорость по шоссе, км/ч........................65
Скорость по пересечённой местности, км/ч........................40-50 по грунтовой дороге; семь на плаву
Припас хода по шоссе, км........................550-600
Удельная мощность, л. с./т........................20,3-21,74
Удельное давление на грунт, кг/см²........................0,64-0,66
Преодолеваемый подъём, град........................35°
Преодолеваемая стена, м........................0,7
Преодолеваемый ров, м........................2,5
Преодолеваемый брод, м........................плавает

Фото БМП-2

Модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГС-17 «Пламя». Гранатомёт оборудован в задней части башни. Наведение производится дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект размещён в коробке с лентой на 250 выстрелов. Выпускалась небольшой серией.

Создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине оборудована дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.

Создана в 1981 году специально для боёв в Афганистане. Главные отличия: усилена броня, оборудованы стальные экраны на корпусе и броневая плита под командиром и механиком-водителем. Из-за чего возросла масса машины, и она потеряла возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м.

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

Опытная модель БМП-2. Создана в 1999-2000 годах. Модернизация сделана, для того чтобы повысить боевое могущество БМП-2 до уровня БМП-3 . Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант был сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы потеряна возможность плавать. По факту машина превратилась в неплавающую БРМ.

БМП-2М «Бережок»

Российская модификация БМП-2. Оборудован дополнительный панорамный прицел. Изменено размещение АГС-17, оборудованы 4 ПУ ПТУР «Корнет». В 2005 году был подписан контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М.

Зарубежные модификации
BVP-2

БМП-2, выпускавшаяся по лицензии в 1984-1987 в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве и ZTS в Дубнице-над-Вагом. Построено 344 экземпляра.

«Sarath»

БМП-2, выпускавшаяся по лицензии в Индии

BMP-2

Модификация БМП-2 выпускавшаяся для армии Финляндии.

Машины на базе БМП-2

БРЭМ-4

Ремонтно-эвакуационная машина

Боевая машина огнемётчиков

Подвижный разведывательный пункт (артразведка)

Состоит на вооружении

Россия:
-Сухопутные войска России - 5000 БМП-2 (из них 1500 на хранении), по состоянию на 2013 год
-Морская пехота России - около 150 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Внутренние войска МВД России - 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Азербайджан:
-Национальная армия Азербайджана - 33 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Государственная пограничная служба Азербайджана - 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
-Алжир - 304 БМП-2М с 9М133, по состоянию на 2013 год
-Ангола - 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Армения - 5 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Афганистан - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
-Белоруссия - 875 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Вьетнам - 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Грузия - 45 БМП-2 (1 на хранении), по состоянию на 2013 год
-Иордания - более 26 БМП-2, по состоянию на 2007 год
-Индия - 980 БМП-2 Sarath и 125 БМП-2К, по состоянию на 2013 год
-Индонезия - 22 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Иордания - 31 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Иран - 400 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Ирак - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
-Йемен - 100 БМП-2, по состоянию на 2013 год, по другой информации, 188 модернизированных БМП-2 поставлено с консервации из России в 2004-2005 годах
-Казахстан - 500 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Киргизия - 90 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Кот-д’Ивуар - 10 БМП-1/БМП-2, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2013 год
-Кувейт - 76 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Абхазия - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2007 год
-Македония - 10 БМП-2 и 1 БМП-2К, по состоянию на 2013 год
-Сирия - до 2450 БМП-1/БМП-2/БМП-3, по состоянию на 2013 год
-Словакия - 91 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-США - 3 БМП-2К поставлены из Украины в 2011 году
-Судан - 75 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-США - 15 единиц БМП-2 поставлены из ФРГ в 1991 году, для обучения солдат армии США
-Сьерра-Леоне - 4 БМП-2 приобретено у России в 1992 году
-Таджикистан - 15 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Того - 20 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Туркмения - 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Уганда - 31 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Узбекистан - 270 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Украина:
-Сухопутные войска Украины - 1434 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Морская пехота Украины - 75 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Финляндия - 110 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Чехия - 181 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Шри-Ланка - 49 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Южная Осетия:
-МЧСиО Южной Осетии - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2008 год
-Миротворческий батальон «Алания» Южной Осетии - 22 БМП-2, по состоянию на 2008 год

Бывшие

ГДР - перешли к ФРГ
-Польша - 52 БМП-2 по состоянию на 1994 год, проданы Анголе в 1994-1995 году
-СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
-ФРГ - достались от ГДР, сняты с вооружения
-Чехословакия - перешли к образовавшимся после распада государствам

Служба и боевое применение

Афганская война (1979-1989)- первые машины прибыли в 1982 году, где был приобретён положительный опыт применения БМП-2 против живой силы противника.
-Война в Персидском заливе - использовались иракскими войсками во время нападения на Кувейт и при обороне против американской армии.
-Разгон Верховного Совета России - приенялись в 1993 году во время октябрьского путча. Вели огонь очередями по окнам Белого дома.
-Первая чеченская война - главные потери российской бронетехники пришлись именно на БМП. Во время штурма Грозного, известен бой, в котором разведрота состоящая из трёх российских БМП-2 заняла оборону на реке Нефтянке. Во время боя разведрота подбила один дудаевский танк (двумя ПТУР), один БТР, два грузовика и подавила несколько огневых точек. Разведчики потеряли одного человека раненым от миномётного огня.
-Эфиопо-эритрейский конфликт
-Вторая чеченская война
-Иракская война - использовались армией Ирака. По информации российского автора Сергея Суворова, были зарегистрированы случаи уничтожения танков M1A2 23-й механизированной дивизии США (по другим данным, среди принимавших участие во вторжении американских войск дивизия с таким номером вообще отсутствовала). Причиной стал пожар в моторно-трансмиссионном отделении, возникший при попадании очереди бронебойно-трассирующих снарядов из пушки 2А42 в кормовую броню танка. По американским данным, три танка «Абрамс» Армии США были подбиты огнём 30-мм пушек БМП-2 без какого-либо существенного ущерба.
-Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
-Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014)

Работы по БМП-2 (История создания)

Исследования, проведенные институтом в рамках ряда НИР, показали, что заданный в ТТТ артиллерийский комплекс вооружения, состоящий из улучшенного 73-мм гладкоствольного орудия 2А41 «Зарница» и спаренных с ним 12,7-мм и 7,62-мм пулеметов, не является оптимальным при решении комплекса основных задач, стоящих перед БМП, особенно при их тесном боевом взаимодействии с танками.
В начале 1970 г. ЧТЗ было задано разработать, кроме основного варианта модернизированной БМП с новым 73-мм орудием «Зарница» (объект 768), вариант с 30-мм автоматической пушкой.
Параллельно с ЧТЗ аналогичную работу проводили и во ВНИИтрасмаш. В результате была создана компоновка БО с так называемым «вынесенным» размещением спаренной установки 30-мм автоматической пушки и 7,62-мм пулемета на крыше значительно обниженной башни в бронированной надстройке. Такая конструкция имела ряд серьезных преимуществ. Во-первых , упрощалось размещение прицельного комплекса, т.к. передняя часть башни была свободна от качающейся части оружия, что позволяло установить перед наводчиком сразу все необходимые приборы. Во-вторых , облегчался подвод питания к расположенному сзади экипажа оружию, к тому же вынесенному наверх. В-третьих , отсек с оружием можно было изолировать от обитае-мого отделения, что позволяло кардинально решить проблему загазованности, обусловленной конструкцией и высокой скорострельностью пушки. Кроме того, обниженная башня давала су-щественную экономию (до 20%) по массе БО. Попытка предложить эту схему ЧТЗ успеха не имела, т.к. там основным считался вариант с 73-мм орудием, и разунификация по башне не до-пускалась.
Предложение института было рассмотрено в начале 1971 г. и высоко оценено руководите-лями МО и МОП. После чего последовало поручение КМЗ совместно с ВНИИтрансмаш в рам-ках комплексной НИР создать опытный образец такой БМП с 30-мм автоматической пушкой. Одновременно руководством МОП были предприняты решительные действия по развитию кон- структорско-экспериментальной базы головного серийного завода с задачей сделать ее конкурен-тоспособной с ЧТЗ.
Эти решения руководства МОП по созданию альтернативного варианта БМП с новым комп-лексом вооружения и связанная с этим перспектива перехода функций головного по БМП к КМЗ была, естественно, негативно воспринята на ЧТЗ, и давние, традиционно хорошие взаимоотно-шения между институтом и КБ П.П. Исакова на некоторое время были серьезно испорчены.
Тремя годами позже П.П. Исаков, вступая в должность директора института, принимал дела и знакомился с работами различных подразделений. Доклад В.Ф. Викторова о работах по легким машинам заслужил положительную оценку нового директора, выраженную в заключительной фразе: «Вы молодцы, все делаете правильно. Так держать!»
С этих пор и до окончания своей трудовой деятельности П.П. Исаков лично курировал всю работу института по созданию легких плавающих машин, внося в нее весь свой талант главного конструктора и колоссальный жизненный опыт руководителя большого ранга.
Разработка новой машины была начата в августе 1971 г. и велась сразу по трем основным направлениям. В Кургане группой конструкторов под руководством заместителя главного конст-руктора Н.И.Усенко, представителями ВНИИтрансмаш и ВНИИстали под руководством В.Ф. Вик-торова велась доработка корпуса и шасси БМП-1 под размещение нового, уширенного погона, разработанного ЧТЗ, и изыскивались пути по снижению массы шасси.
Одновременно там же создавались два варианта боевых отделений — с вынесенным разме-щением 30-мм автоматической пушки, предложенный институтом (объект 680), разработка ко-торого велась группой конструкторов КМЗ под руководством представителей института (Г.И. Бара-нов, A.A. Тимофеев), на это время «переселившихся» в Курган, и классический вариант (объект 675), разрабатываемый КМЗ под руководством заместителя главного конструктора В.И. Лузина.
Параллельно в Туле отрабатывались варианты 30-мм автоматической пушки с двойным под-водом питания (будущая пушка 2А42), в Ленинграде в ЛОМО создавался прицел для зенитной стрельбы, а в Коврове, в тесном содружестве с лабораторией Р.И. Свердлова, создавался стаби-лизатор вооружения (СВ) 2Э36.
Одним из новых и наиболее сложных технических вопросов был подвод сразу двух патрон-ных лент к качающейся части пушки с требованием обеспечить минимальный и стабильный мо-мент от подтягивания ленты при стрельбе во всем диапазоне углов наведения. Для его решения A. Тимофеев предложил так называемый «пластинчатый рукав», компактно разместившийся в вынесенной установке пушки объекта 680.
Для проверки этого решения В.Н. Кодинцев (КМЗ) совместно с Г.И. Барановым создали экспериментальную систему питания на макетном образце башни и в апреле 1972 г. успешно «отстреляли» ее в заводском тире.
По результатам стрельбовых испытаний объектов 675 и 680 в 38НИИБТ предпочтение было отдано классическому варианту, объекту 675, с более высокими показателями точности стрельбы.
Для обеспечения подачи патронов и работы стабилизатора в более широком диапазоне уг-лов вертикального наведения был создан «гибридный» вариант боевого отделения объекта 675, в него вошла установка пушки объекта 680 с «гибким пластинчатым рукавом». Компоновка БО оказалась весьма удачной, и с незначительными доработками она сохраняется в БМП-2 и других машинах. Институт взял на себя разработку программы испытаний и подготовку испытателей КМЗ, не имевших опыта отработки сложных систем вооружения, участвовал в проведении ряда этапов испытаний, а также в решении двух проблем—в обеспечении точности и кучности стрель-бы с ходу и достижении допустимого уровня загазованности.

Весной 1975 г. на подмосковном полигоне на ст. Львовская бригада курганцев, туляков, ковровчан совместно с представителями института и измерителями из ЦНИИточмаш провела большую исследовательскую работу по определению частотных характеристик всех элементов системы — пушки, СВ и машины.
На основе полученных данных были выданы рекомендации разработчикам пушки и СВ по внедрению дульного тормоза на пушке 2 А42, изменению частотных характеристик гиротахомет-ров и увеличению мощности привода ВН стабилизатора 2Э36. Это обеспечило высокие и ста-бильные параметры точности и кучности боя пушки 2А42 на всех режимах работы.
Испытания по определению газопоступления в машину от каждой стреляющей установки проводила с конца мая по август 1975 г. в Стругах-Красных бригада специалистов из Кургана и института (руководитель A.A. Тимофеев). Было израсходовано 3500 боеприпасов для пушки и около 20 тыс. 7,62-мм патронов для пулеметов и автоматов.
Колоссальный объем замеров загазованности был выполнен, прежде всего, благодаря но-вому, разработанному в институте, газоанализатору и его автору А.Н. Нарбуту, обеспечивавше-му, наряду с анализами, проводимыми Военной медицинской академией (ВМА) им. С.М. Кирова, экспресс-анализ непосредственно на полигоне. В результате газопоступление от пушки 2А42 было уменьшено в 2 раза, а также установлены новые режимы стрельбы из оружия БМП, что позволи-ло уложиться в рамки нормативов по содержанию окиси углерода и обеспечить в дальнейшем успешное завершение начавшихся государственных испытаний этой машины.
В 1976 г. полигонные испытания объекта 675 Сп2 были практически успешно завершены. Испытания объектов 768 с новым 73-мм орудием затянулись. Поэтому было решено провести сравнительные войсковые испытания серийной БМП-1 и новых модернизированных БМП: объек-тов 675 Сп2 и 681 (объект 675 с БО объекта 768 и 73-мм орудием «Зарница»), В начале 1978 г. два взвода по три машины объектов 675 и 681 были собраны КМЗ и поставлены в Гвардейскую Таманскую дивизию, а командование МВО создало межведомственную комиссию под предсе-дательством первого заместителя командующего МВО. В эту комиссию вошел В.Ф. Викторов, а членами рабочих групп стали В.Ф. Матлов и A.A. Тимофеев.
Испытания наглядно доказали пре-имущество комплекса вооружения объекта 675 с 30-мм автоматической стабилизированной пушкой с 2-ленточным питанием. Здесь уместно вспомнить, что две опытные машины БМП были направлены в Афганистан , и за боевую эффективность они получили у душманов прозвище «шайтан-арба».
Это поставило точку в длительном споре о выборе комплекса вооружения для новой модернизированной БМП. Под индексом БМП-2 объект 675 Сп2 был принят на вооружение и серийное производство в 1980 г.
До сих пор БМП-2 состоит на вооружении многих армий мира, принимала участие в многочис-ленных вооруженных конфликтах. По отзывам авторитетных зарубежных специалистов является лучшей БМП. Она обладает всеми характерными качествами русского оружия — простотой, на-дежностью и неприхотливостью в обслуживании, наряду с высокими боевыми характеристиками. И это при том, что БМП-2 отнюдь не исчерпала возможности своей дальнейшей модернизации.


Подробнее про модернизацию БМП-2 "Бережок"

БМП-2 создавалась на базе для дальнейшего повышения боевых характеристик последней. Разработка велась в КБ ЧТЗ с 1972 г. («объект 769») и в КБ КМЗ с 1974 г. (об.680, 675). Принята на вооружение в 1980 году машина разработки Курганского завода, серийное производство начато на КМЗ с апреля того же года. Впервые была показана широкой общественности на военном параде в ноябре 1982 г. По состоянию на 1995 год БМП-2 находилась на вооружении следующих стран: России, Алжира (230 ед.), Афганистана, Анголы, Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Индии, Ирана, Ирака, Иордании, Казахстана, Кувейта, Сьерра-Леоне, Словакии (93 ед.), Судана, Сирии, Таджикистана, Туркмении, Украины, Узбекистана, Финляндии (110 ед.), Чехии (187 ед.), Шри-Ланки, Йемена, Кувейта.

На машинах первых выпусков, как на опытном «объекте 675», отсутствовали дымовые гранатомёты и устанавливался второй пулемёт на крыше корпуса над люком старшего стрелка.

Принципиальным отличием от последней является установленный на БМП-2 новый комплекс вооружения. Дело в том, что с помощью прежнего комплекса (73-мм орудие, спаренный с ним 7,62-мм пулемет и ) с большим трудом решались огневые задачи по поражению типичных «пехотных» целей - открытой, залегшей и особенно укрытой живой силы, легких бронированных машин типа американского БТР М113 , легких оборонительных сооружений, а также по отражению атак низколетящих самолетов и вертолетов. Кроме того, опыт боевого применения показал, что орудие 2А28 не обеспечивает эффективной борьбы с танками и другими бронированными машинами как вследствие недостаточной точности и малой дальности стрельбы, так и из-за невысокого могущества действия боеприпасов у цели. Поэтому на БМП-1 для поражения таких целей практически используется только ПТУР.

Основное вооружение БМП-2 - 30-мм автоматическая пушка 2А42, установленная в двухместной вращающейся башне. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1). Таким образом, вооружение, установленное в машине, позволяет вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты.

Шасси БМП-2 с шестиопорной ходовой частью по конструкции и техническим характеристикам аналогично шасси .

Боевой расчет машины состоит из 10 человек: не спешиваемая часть (экипаж) 3 человека (командир машины, он же командир отделения, оператор-наводчик и механик-водитель) и 7 стрелков-десантников. Последние могут вести прицельный огонь из личного оружия через специальные амбразуры.

Отделение управления расположено в левой передней части корпуса машины. В нем размещено рабочее место механика-водителя, оснащенное органами управления движением машины, контрольно-измерительными приборами, приборами наблюдения, средством связи (аппаратом А-3 танкового переговорного устройства - ТПУ). За сидением механика-водителя находится рабочее место одного стрелка. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ.

Правую переднюю часть корпуса машины занимает моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Оно совмещено по длине машины с отделением управления. Эти отделения разделены теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам МТО. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель - в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.

Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три). Рабочие места командира и оператора оборудованы приборами наблюдения, прицеливания и управления оружием. У командира установлены радиостанция Р-123М и аппарат А-1 ТПУ. У оператора имеются пульт управления системой 902В постановки дымовых завес. Для внутренней связи используется аппарат А-2 ТПУ.

В кормовой части корпуса машины в десантном отделении располагаются на своих рабочих местах 6 стрелков. На каждом рабочем месте имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при движении «по боевому», амбразуры для ведения стрельбы из пулеметов (передние) и автоматов АКМ (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АКМ. В крыше корпуса над сидениями расположены два люка для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126.


Устройство БМП-2: 1 - двигатель; 2 - прибор наблюдения механика-водителя; 3 - прибор наблюдения стрелка-десантника; 4 - пушка 2А42; 5 - башня; 6 - спаренный пулемёт; 7 - кожух прицела; 8 - пусковая установка ПТУР «Конкурс»; 9 - укладка ПТУР в боевом отделении; 10 - антенна; 11 - укрывочный брезент; 12 - спинка сиденья десанта; 13 - шаровые опоры для автоматов; 14 - кормовая дверь; 15 - опорный каток; 16 - магазин для 30-мм снарядов; 17 - укладка ПТУР механика-водителя; 18 - сиденье стрелка-десантника; 19 - сиденье механика-водителя; 20 - направляющее колесо; 21 - крыло-поплавок; 22 - бронекрышки; 23 - дымовые гранатомёты; 24 - фара; 25 - прибор заднего вида

30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание. Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Обеспечиваются два темпа стрельбы - малый (200-300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр/мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на высотах (дальностях) до 2000- 2500 м. Боекомплект к пушке 500 выстрелов, 160 из которых - бронебойно-трассирующие. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность стрельбыы из него 2000 м. Питание пулемета ленточное, темп стрельбы - 700-800 выстрелов в минуту.
Пушка и спаренный с ней пулемет стабилизированы в двух плоскостях.

Стабилизатор электромеханический 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы - автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При этом осуществляются стабилизация и стабилизированное наведение спаренной установки в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При угле возвышения около 35 градусов происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям. В этом случае также производится стабилизация и стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью. Предусмотрен вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, с перебросочной скоростью 30 градусов/с по кратчайшему расстоянию.

Оператор-наводчик пользуется комбинированным (дневной и активнопассивный ночной перископический) прицелом с кратностью увеличения х5,6 в дневной системе и х5 в ночной. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. С марта 1986 г. вместо прицела БПК-1-42 устанавливается прицел БПК-2-42 с несколько более высокими характеристиками. Кроме прицела БПК-1-42 на рабочем месте наводчика имеются 3 перископических электрообогревных смотровых прибора ТНПО-170А и 1 прибор ТНПТ-1. У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с кратностями увеличения х1,2 и х4, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1. Кроме того, у командира имеется комбинированный (дневной и активный ночной) бинокулярный перископический прибор ТКН-3Б с увеличением в дневной ветви 4,75-5,0 крат и ночной ветви 4-4,2 крат. Прицел 1ПЗ-3 предназначен для поиска воздушных и наземных целей, слежения за ними и наведения на них оружия. При этом по наземным целям стрельба может производиться с места и с ходу, а по воздушным целям - с места.

Для борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника предназначен ПТРК «Фагот» или «Конкурс», который может использоваться в машинном и выносном вариантах. Перевод противотанкового комплекса из машинного варианта в выносной производится силами двух членов экипажа. Общим элементом машинной и выносной пусковых установок является прицел 9Ш119М1.

Важную роль в обеспечении высокой огневой мощи машины играет оружие, используемое стрелками десанта. Это 2 пулемета и 6 автоматов, 2 зенитных комплекса 9К34 (вместо одного из них может укладываться РПГ-7), а также 12 гранат Ф-1. Боеприпасы к пулеметам (4 корбки с лентами по 100 патронов, 6 коробок с лентами по 200 патронов и коробка с 440 патронами) размещены в боевом и десантном отделениях. Для гранатомета РПГ-7 имеется 5 гранат ПГ-7В.

Защита от обычных средств и оружия массового поражения обеспечивается прочностью, жесткостью и герметичностью броневой конструкции - корпуса и башни, а также применением специальных систем, затрудняющих попадание снарядов в машину и снижающих эффективность их воздействия.

Корпус машины сварной, изготовленный из катаных листов броневой стали. Детали корпуса имеют различные толщины и конструктивные углы для обеспечения наилучшей защиты от пуль, малокалиберных снарядов, осколков снарядов и мин, а также прочности и жесткости конструкции. По конфигурации корпуса БМП-1 и БМП-2 близки между собой. Наибольшие отличия имеются в конструкции крыши корпуса, что связано с установкой на ней значительно большей по размерам двухместной башни. Последняя имеет конусообразную форму, сварена из стальных броневых листов. На крыше башни предусмотрены люки командира и оператора, отверстия для установки прицелов 1ПЗ-3 и БПК-1-42, а также опоры пусковой установки ПТУР. На люках, гнездах всех приборов и стыке корпуса и башни (между верхним и нижним погонами шариковой опоры) имеются резиновые уплотнения, обеспечивающие герметизацию внутреннего пространства. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен подбой, который повышает защиту экипажа от проникающей радиации.

Защита экипажа и десанта от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных средств обеспечивается системой герметизации обитаемых отделений и подачи в них очищенного воздуха, в состав которой входят прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), фильтровентиляционная установка, постоянные и закрывающиеся уплотнения, исполнительные механизмы. Система имеет автоматическое включение с ручным дублированием.
На машине установлено противопожарное оборудование двухкратного действия, состоящее из 2 баллонов с огнетушащим составом «Хладон» 114В2, 4 термодатчика в моторно-трансмиссионном отделении, трубопроводов и устройства управления. Имеется также ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.

Система маскировки включает термодымовую аппаратуру многократного действия, обеспечивающую установку непросматриваемой (в видимой части спектра) дымовой завесы шириной 100- 150 м, и 6 дымовых гранатометов калибра 81 мм системы 902В «Туча». Последние позволяют с помощью дымовых гранат 3Д6 (массой 2,4 кг) устанавливать дымовые завесы на дальностях 200- 300 м. В целом, защитные характеристики БМП-2 такие же, как у БМП-1.

На машине используется 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-2001 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Его мощность 210...221 кВт. Масса сухого двигателя около 700 кг. Общая вместимость топливных баков 460 литров. В зимнее время используется зимнее или арктическое, а летом летнее дизельное топливо. Удельный расход топлива при максимальной мощности составляет 238 г/кВт.ч. В системе смазки применяется масло МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3. Заправочная вместимость системы 58 л. Удельный расход масла при частоте вращения коленчатого вала 2200 об./мин не более 10,9 г/кВт.ч. Для облегчения пуска в холодное время в системе охлаждения имеется форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом, двигатель оборудован бесфорсуночным факельным подогревателем (БФП) впускного воздуха. Основным способом пуска является пуск сжатым воздухом, дополнительным - с помощью электростартера. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды. Клапан взводится в исходное положение ручным приводом.

Трансмиссия механическая. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения, постоянно замкнутый. Коробка передач простая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Обеспечивает 5 передач переднего и 1 передачу заднего хода. При включении замедленного диапазона скорости уменьшаются в 1,44 раза. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые. Их тормоза поворота и блокировочные фрикционы многодисковые, работающие в масле с трением сталь по металлокерамике. Остановочные тормоза ленточные, плавающие, двустороннего действия, сухие. Приводы управления: главным фрикционом - гидравлический (при неработающем двигателе - пневматический); переключением передач - механический с гидравлическим сервированием на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах; планетарными механизмами поворота - гидравлический со следящим воздействием на фрикционы и тормоза ПМП; остановочными тормозами - гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе - пневматический); стояночным тормозом (левый тормоз остановочных тормозов) - механический. Масса коробки передач с главным фрикционом, ПМП, тормозами и гидроприводом около 540 кг. Бортовые редукторы планетарные, одноступенчатые. Применяемое в них масло МТ-8п, ТСЗп-8 или МТ-16п.

Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес. Гусеницы цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ширина гусеницы 300 мм, масса 625 кг (каждая). Ведущие колеса сварно-литые со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса сварно-литые, установлены в кормовой части корпуса машины на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные и поддерживающие катки сварные с обрезиненными ободами. Масса опорного катка 41 кг. Для смазки опорных катков используется Литол-24, поддерживающих катков - масло МТ-16п.

Подвеска независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески. На 2-х и 4-х узлах установлены резиновые, а на 1-х и 6-х - пружинные упоры (ограничители хода катков).

ФОТОГРАФИИ БМП-2 И ЕЕ МОДИФИКАЦИЙ

БМП-2 с ПТУР «Корнет» установлена новая СУО с ТВП, дополнительное ракетное вооружение - 4 ПТРК «Корнет»

БМП-2 с противокумулятивными решетчатыми экранами производства НИИ Стали.

Модификации:


. БМП-2 (установлен автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя»)

БМП-2Д («афганский вариант», усилено бронирование, не плавает. 1981 г.)


БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-2Д

БМП-2К (командирская БМП, дополнительные средства связи)

БМП-2М (новый боевой модуль «Бахча-У» с 100-мм пушкой, 2000 г.)


БМП-2 с ПТУР «Корнет» (новая СУО, дополнительное ракетное вооружение - 4 ПТРК «Корнет», 2000 г.)

Зарубежные модификации:

BVP-2 (БМП-2 Чехословакского производства)

. «Sarath» (БМП-2 производившаяся в Индии)


Машины созданные на базе БМП-2:

БРЭМ-4


БРОНИРОВАННАЯ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА БРЭМ-4



. МАШИНА ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ РХМК


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ :


Боевая масса, кг

13 800...14 000

Экипаж (десант), чел.

3 (7)

Основные размерения, мм:

Длина по корпусу (с пушкой вперед)

6735 (-)

Ширина

3150

Высота

2059...2450

Клиренс

Ширина гусеницы (шаг трака)

300 (140)

Среднее удельное давление на грунт, кг/см2

0,63

Преодолеваемые препятствия:

Подъем, град.

Крен, град.

Ров, м

Стенка, м

Брод, м

плавает

Вооружение (боезапас):

30-мм пушка 2А42
- 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ
- ПУ ПТРК 9М111«Фагот»/9М113«Конкурс»
- ПЗРК 9К34 «Стрела-3» или РПГ-7

1 (500)
1 (2 000)
1 (4)
2

Углы вертикального наведения, град.

Стабилизатор вооружения

2Э36-1

Механизм заряжания

2-ленточное питание

Приборы прицеливания

2 х БПК-1-42 (перископич., днев./ноч.), 1П3-3 (зенитн.)

ИК-прожектор

ОУ-3ГА2

Приборы наблюдения

Количество амбразур (из них для пулеметов)

8 (3)

Средства постановки дымзавесы

6 х 902В «Туча», ТДА

Тип и марка двигателя

дизель УТД-20С1

Максимальная мощность, л.с.(кВт)

300 (220,8)

Количество цилиндров

6 (V-обр.)

Количество оборотов/мин

2 600

Удельная мощность, л.с./т

21,8

Емкость топливных баков, л

Трансмиссия

многодисковый главный фрикцион сухого трения, 5-скоростная механическая коробка передач, планетарные 2-ступенчатые механизмы поворота, планетарные одноступенчатые бортовые передачи

Максимальная скорость (на плаву), км/ч:

65 (7)

Запас хода, км

550...600

Бронирование, мм

6...26

Радиостанция

Р-123М

ТПУ

Р-124

Навигационная аппаратура

ГПК-59

    Масса в боевом снаряжении, т: 14

    Боевой расчет (экипаж+десант), чел.: 3+7

    Длина, м: 6,710

    Ширина, м: 3,090

    Полная высота, м: 2,060

    Основное вооружение: автоматическая пушка 2А42 30 мм

    Вспомогательное вооружение: спаренный пулемет 7,62 мм

    Дополнительное вооружение: ПТРК 9П135М (9П135М-1) Боекомплект к орудию, выстрелов: 500 Боекомплект к пулемету, патронов: 2000 Боекомплект ПТРК, шт.: 4

    Максимальная скорость движения, км/ч: 65

    Запас хода по топливу, км: 500

    Двигатель: дизель УТД-2001

    Мощность двигателя, кВт: 210-221

    Трансмиссия: простая механическая

    Подвеска: торсионная с телескопическими гидроамортизаторами

Машина была впервые показана широкой общественности на военном параде в ноябре 1982 г. Она представляет собой дальнейшее развитие широко распространенной БМП-1. Принципиальным отличием от последней является установленный на БМП-2 новый комплекс вооружения. Дело в том, что с помощью прежнего комплекса (73-мм орудие, спаренный с ним 7,62-мм пулемет и ПТРК «Малютка») с большим трудом решались огневые задачи по поражению типичных «пехотных» целей - открытой, залегшей и особенно укрытой живой силы, легких бронированных машин типа американского БТР М113, легких оборонительных сооружений, а также по отражению атак низколетящих самолетов и вертолетов. Кроме того, опыт боевого применения БМП-1 показал, что орудие 2А28 не обеспечивает эффективной борьбы с танками и другими бронированными машинами как вследствие недостаточной точности и малой дальности стрельбы, так и из-за невысокого могущества действия боеприпасов у цели. Поэтому на БМП-1 для поражения таких целей практически используется только ПТУР. Основное вооружение БМП-2 - это 30-мм автоматическая пушка 2А42, установленная в двухместной вращающейся башне. С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм. На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1). Таким образом вооружение, установленное в машине, позволяет вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты. Шасси БМП-2 по конструкции и техническим характеристикам аналогично шасси БМП-1.Боевой расчет машины состоит из 10 человек: не спешиваемая часть (экипаж) 3 человека (командир машины, он же командир отделения, оператор-наводчик и механик-водитель) и 7 стрелков-десантников. Последние могут вести прицельный огонь из личного оружия через специальные амбразуры. Отделение управления расположено в левой передней части корпуса машины. В нем размещено рабочее место механика-водителя, оснащенное органами управления движением машины, контрольно-измерительными приборами, приборами наблюдения, средством связи (аппаратом А-3 танкового переговорного устройства - ТПУ). За сидением механика-водителя находится рабочее место одного стрелка. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ. Правую переднюю часть корпуса машины занимает моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Оно совмещено по длине машины с отделением управления. Эти отделения разделены теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам МТО. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель - в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса. Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три). Рабочие места командира и оператора оборудованы приборами наблюдения, прицеливания и управления оружием. У командира установлены радиостанция Р-123М и аппарат А-1 ТПУ. У оператора имеются пульт управления системой 902В постановки дымовых завес. Для внутренней связи используется аппарат А-2 ТПУ.В кормовой части корпуса машины в десантном отделении располагаются на своих рабочих местах 6 стрелков. На каждом рабочем месте имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при движении «по боевому», амбразуры для ведения стрельбы из пулеметов (передние) и автоматов АКМ (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АКМ. В крыше корпуса над сидениями расположены два люка для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126. 30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание. Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Обеспечиваются два темпа стрельбы - малый (200-300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр./мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на высотах (дальностях) до 2000-2500 м. Боекомплект к пушке 500 выстрелов, 160 из которых - бронебойно-трассирующие.С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ.

Наибольшая прицельная дальность стрельбы из него 2000 м. Питание пулемета ленточное, темп стрельбы - 700-800 выстрелов в минуту. Пушка и спаренный с ней пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Стабилизатор электромеханический 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы - автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При этом осуществляются стабилизация и стабилизированное наведение спаренной установки в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При угле возвышения около 35 градусов происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям. В этом случае также производится стабилизация и стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью. Предусмотрен вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, с перебросочной скоростью 30 градусов/с по кратчайшему расстоянию. Оператор-наводчик пользуется комбинированным (дневной и активно-пассивный ночной перископический) прицелом с кратностью увеличения х5,6 в дневной системе и х5 в ночной. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. С марта 1986 г. вместо прицела БПК-1-42 устанавливается прицел БПК-2-42 с несколько более высокими характеристиками. Кроме прицела БПК-1-42 на рабочем месте наводчика имеются 3 перископических электрообогревных смотровых прибора ТНПО-170А и 1 прибор ТНПТ-1.У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с кратностями увеличения х1,2 и х4, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1. Кроме того, у командира имеется комбинированный (дневной и активный ночной) бинокулярный перископический прибор ТКН-3Б с увеличением в дневной ветви 4,75-5,0 крат и ночной ветви 4-4,2 крат. Прицел 1ПЗ-3 предназначен для поиска воздушных и наземных целей, слежения за ними и наведения на них оружия. При этом по наземным целям стрельба может производиться с места и с ходу, а по воздушным целям - с места. Для борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника предназначен ПТРК, который может использоваться в машинном и выносном вариантах. Перевод противотанкового комплекса из машинного варианта в выносной производится силами двух членов экипажа. Общим элементом машинной и выносной пусковых установок является прицел 9Ш119М1.Важную роль в обеспечении высокой огневой мощи машины играет оружие, используемое стрелками десанта. Это 2 пулемета и 6 автоматов, 2 зенитных комплекса 9К34 (вместо одного из них может укладываться РПГ-7), а также 12 гранат Ф-1.

Боеприпасы к пулеметам (4 коробки с лентами по 100 патронов, 6 коробок с лентами по 200 патронов и коробка с 440 патронами) размещены в боевом и десантном отделениях. Для гранатомета РПГ-7 имеется 5 гранат ПГ-7В. Защита от обычных средств и оружия массового поражения обеспечивается прочностью, жесткостью и герметичностью броневой конструкции - корпуса и башни, а также применением специальных систем, затрудняющих попадание снарядов в машину и снижающих эффективность их воздействия. Корпус машины сварной, изготовленный из катаных листов броневой стали. Детали корпуса имеют различные толщины и конструктивные углы для обеспечения наилучшей защиты от пуль, малокалиберных снарядов, осколков снарядов и мин, а также прочности и жесткости конструкции. По конфигурации корпуса БМП-1 и БМП-2 близки между собой. Наибольшие отличия имеются в конструкции крыши корпуса, что связано с установкой на ней значительно большей по размерам двухместной башни. Последняя имеет конусообразную форму, сварена из стальных броневых листов. На крыше башни предусмотрены люки командира и оператора, отверстия для установки прицелов 1ПЗ-3 и БПК-1-42, а также опоры пусковой установки ПТУР.

На люках, гнездах всех приборов и стыке корпуса и башни (между верхним и нижним погонами шариковой опоры) имеются резиновые уплотнения, обеспечивающие герметизацию внутреннего пространства. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен подбой, который повышает защиту экипажа от проникающей радиации. Защита экипажа и десанта от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных средств обеспечивается системой герметизации обитаемых отделений и подачи в них очищенного воздуха, в состав которой входят прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), фильтровентиляционная установка, постоянные и закрывающиеся уплотнения, исполнительные механизмы. Система имеет автоматическое включение с ручным дублированием. На машине установлено противопожарное оборудование двухкратного действия, состоящее из 2 баллонов с огнетушащим составом «Хладон» 114В2, 4 термодатчиков в моторно-трансмиссионном отделении, трубопроводов и устройства управления. Имеется также ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.Система маскировки включает термодымовую аппаратуру многократного действия, обеспечивающую установку непросматриваемой (в видимой части спектра) дымовой завесы шириной 100-150 м, и 6 дымовых гранатометов калибра 81 мм. Последние позволяют с помощью дымовых гранат 3Д6 (массой 2,4 кг) устанавливать дымовые завесы на дальностях 200-300 м. В целом, защитные характеристики БМП-2 такие же, как у БМП-1. На машине используется 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-2001 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Его мощность 210 - 221 кВт. Масса сухого двигателя около 700 кг. Общая вместимость топливных баков 460 литров. В зимнее время используется зимнее или арктическое, а летом летнее дизельное топливо. Удельный расход топлива при максимальной мощности составляет 238 г/кВт.ч. В системе смазки применяется масло МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3. Заправочная вместимость системы 58 л. Удельный расход масла при частоте вращения коленчатого вала 2200 об./мин не более 10,9 г/кВт.ч.

Для облегчения пуска в холодное время в системе охлаждения имеется форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом, двигатель оборудован бесфорсуночным факельным подогревателем (БФП) впускного воздуха. Основным способом пуска является пуск сжатым воздухом, дополнительным - с помощью электростартера. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды. Клапан взводится в исходное положение ручным приводом. Трансмиссия механическая. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения, постоянно замкнутый. Коробка передач простая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Обеспечивает 5 передач переднего и 1 передачу заднего хода. При включении замедленного диапазона скорости уменьшаются в 1,44 раза. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые. Их тормоза поворота и блокировочные фрикционы многодисковые, работающие в масле с трением сталь по металлокерамике. Остановочные тормоза ленточные, плавающие, двустороннего действия, сухие. Приводы управления: главным фрикционом - гидравлический (при неработающем двигателе - пневматический); переключением передач - механический с гидравлическим сервированием на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах; планетарными механизмами поворота - гидравлический со следящим воздействием на фрикционы и тормоза ПМП; остановочными тормозами - гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе - пневматический); стояночным тормозом (левый тормоз остановочных тормозов) - механический. Масса коробки передач с главным фрикционом, ПМП, тормозами и гидроприводом около 540 кг. Бортовые редукторы планетарные, одноступенчатые. Применяемое в них масло МТ-8п, ТСЗп-8 или МТ-16п.Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес. Гусеницы цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ширина гусеницы 300 мм, масса 625 кг (каждая). Ведущие колеса сварно-литые со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса сварно-литые, установлены в кормовой части корпуса машины на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные и поддерживающие катки сварные с обрезиненными ободами. Масса опорного катка 41 кг. Для смазки опорных катков используется Литол-24, поддерживающих катков - масло МТ-16п. Подвеска независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески. На 2-х и 4-х узлах установлены резиновые, а на 1-х и 6-х - пружинные упоры (ограничители хода катков).

БМП-2 – это советская боевая машина пехоты, появившаяся в ходе модификации БМП-1, которая перестала удовлетворять армию боевыми характеристиками. Разработка Объект 675 началась в конструкторском бюро Курганского машиностроительного завода в 1974 году, а в апреле 1980 года появился приказ срочно приступить к серийному производству и начать поставки в Афганистан в этом же месяце новой машины.

Интересно, что Объект 675 принят на вооружение и получил обозначение БМП-2 в октябре, в то время, когда уже несколько месяцев принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Эта спешка во многом случилась из-за генерала Зайцева, который был уверен в необходимости новой техники.

Устройство

БМП-2 довольно похожа на предшественницу, действительно сильно отличаются башня и комплекс вооружения. Машина предназначена для экипажа из 3 человек и 7 десантников.

Корпус защищён лишь от пуль и осколков, толщина брони достигает 19 мм. Механик-водитель расположен в передней части, слева от МТО за теплозвукоизоляционной перегородкой. Дальше расположен стрелок, имеющий в своём распоряжении амбразуру, приборы наблюдения и средства связи.

Боевое отделение под башней размещает в себе систему питания пушки, боеукладки ПТУР и патронов для пулемёта.

Десантное отделение в корме оборудовано 6 местами с амбразурами для десанта и две двери для погрузки. В случае экстренной ситуации люди могут воспользоваться 2 люками в крыше корпуса. Посередине отделения установлен топливный бак и электрооборудование.

Новая конусообразная башня защищена сильнее, толщина лобовой брони достигает 23 мм. Внутри располагаются командир и оператор-наводчик БМП-2.

Экипаж защищён от различных внешних угроз вроде радиоактивной пыли подбоем и автоматической системой герметизации обитаемых отделений, в которые поступает лишь очищенный воздух. Также имеется автоматическая система пожаротушения и термодымовая аппаратура, позволяющая ставить дымовую завесу.

Вооружение

Пушка БМП-2 – это стабилизированная 30 мм 2А42 со спаренным 7.62 мм пулемёт ПКТ. Может показаться странным уменьшение калибра, однако есть причины. Прежнее орудие калибром 73 мм не было способно уничтожать танки, из-за чего приходилось использовать ПТУР, при этом слабо справлялось с поражением пехоты, легкобронированных машин и медленных воздушных целей из-за низкой точности и дальности стрельбы.

30 мм пушка на испытаниях показала себя с хорошей стороны, уничтожив всё навесное оборудование и повредив броню обстреливаемого танка, при этом обладая хорошими точностью и скорострельностью. Скорострельность более 550 выстр/мин, дальность стрельбы 2000 метров бронебойными снарядами и 4000 метров осколочно-фугасно-зажигательными. Боекомплект состоит из 500 снарядов калибра 30 мм и 2000 7.62 мм.

Как и предшественница, БМП-2 имеет на крыше башни ПТРК Конкурс или Фагот в зависимости от модификации с 4 ракетами. Для защиты установлено 6 дымовых гранатомётов 902В «Туча».

Благодаря такой комбинации вооружения, боевая машина пехоты способна вести огонь по живой силе противника, различным машинам, танкам и вертолётам.

Подвижность

Максимальную скорость в 65 км/час обеспечивает дизельный двигатель УТД-20С1 мощностью 300 л.с. и жидкостным охлаждением. Он находится вместе с трансмиссией БМП-2 спереди, справа от механика-водителя за бронированной плитой, которая делает практически невозможным ремонт и обслуживание в полевых условиях. Зато коробка передач вместе с рулевым управлением и сцеплением находятся рядом и легкодоступны.

Ходовая часть идентична ходовой части БМП-1 и имеет шесть опорных катков. Из-за переднемоторной компоновки БМП-2 имеет отвратительную управляемость на больших скоростях и сильно клюёт носом на бездорожье, из-за чего неопытные водители пробивают амортизаторы и ломают торсионы. Приятной особенностью является рулевое управление, представляющее собой своеобразный штурвал и позволяет плавно менять тягу при поворотах.

Боевое применение

Впервые БМП-2 в бою оказалась в 1982 году и показали преимущество своей 30 мм пушки. Большие углы вертикальной наводки позволили бороться с врагом, занимающим господствующие высоты, а стрельба очередью – успешно уничтожать пехоту.

Позже машина приняла участие в войне в Персидском заливе, встретив американские M2 Bradley и Абрамс . Потери были с обеих сторон, но известно о нескольких случаях поражения танков в кормовое отделение с последующим пожаром.

Чеченская война обернулась большими потерями российских военных, в том числе и экипажей БМП-2, впрочем, винить в этом технику не стоит.

Модификации

БМП-2Д появилась сразу после начала боевых действий в Афганистане, получив стальные экраны на бортах и дополнительную бронеплиту на днище корпуса.

БМП-2К – командирская версия, оборудованная дополнительными средствами связи и местами внутри со столиками и подсветкой для штабистов. Визуально определяется по второй антенне.

БМП-2 с АГС-17 Пламя – небольшая серия машин с гранатомётом в задней части башни с дистанционным управлением.

БМП-2 с БМ Бахча-У – опытная машина, получившая боевой модуль Бахча-У со спаренными 100 мм орудием, способным запускать управляемые ракеты, 30 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулемётом. Удалось значительно повысить огневую мощь, но десант сократился до 5 человек, а сама машина перестала плавать.

БМП-2М Бережок – модификация, используемая в Алжире и отличающаяся ещё одним панорамным прицелом и 4 пусковыми установками ПТУР Корнет.

Эпилог

БМП-2 находится на вооружении огромного количества стран и за годы своей службы поучаствовала во многих вооружённых конфликтах. Несмотря на некоторые ярко выраженные недостатки, машина пользуется популярностью у зарубежных заказчиков, а в отечественных войсках будет использоваться вместе с более новыми