Проект бронированной машины разминирования на базе танка Renault R35 (Франция). Бронетехника (f) на Восточном Фронте Вооружение и защищённость

Renault R35 - легкий танк Франции 2 уровня.

Самый массовый французский танк по состоянию на 10 мая 1940 года - начало Французской кампании. Отличается превосходным бронированием для своего уровня (40 мм лобовая броня и борта корпуса, 32 мм корма корпуса, 40 мм башня по кругу). Кроме того, имеет очень хорошие углы вертикальной наводки: −16/+20.



Историческая справка

Разработан в 1934 году в качестве танка сопровождения пехоты. По сравнению с FCM 36 не столь новаторский: корпус из литых элементов на болтах, броневые листы установлены почти вертикально. С другой стороны, методика сборки, более привычная для промышленности, обеспечивала приемлемую стоимость машины.

R35 весил 10,6 тонны, вооружался 37-мм короткоствольной пушкой и пулемётом винтовочного калибра. Максимальная толщина бронирования достигала 44 миллиметров. Экипаж составлял два человека. В 1938 году танк был модифицирован путём установки длинноствольной 37-мм пушки и усовершенствования ходовой части. Масса новой машины выросла до 12,5 тонн, эта модификация известна под обозначением R40. Подобных танков выпустили около 120.

Renault R35 - самый массовый французский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Было построено около 1500 экземпляров машины, из которых более 550 ушло на экспорт. Французская армия использовала эти танки на всех театрах военных действий: в Европе, Сирии, Тунисе, Алжире.

Технические характеристики


(топовая комплектация, 100%-экипаж)

Уровень: 2
Прочность: 170
Мощность: 82 лс
Вес: 10,579 тонн
Удельная мощность: 7,75 лс/т
Максимальная скорость: 23/12 км/ч
Скорость поворота корпуса: 34 град/сек
Сопротивление грунтов: 1,151/1,247/2,397
Скорость поворота башни: 24 град/сек
Обзор: 300
Рация: 290

Бронирование корпуса: 40/40/?
Бронирование башни: 40/40/?

Топовое орудие: 37-мм SA38 (стоковое орудие — 37-мм APX SA 18 with 29mm pen, второе орудие — 25-мм autocannon Mle 1934 with 46 pen)
Урон: 40/40/45
Пробитие: 34/64/24
Скорострельность: 23,077
Урон в минуту: 923,1
Скорость перезарядки: 2,6
Точность: 0,48
Время сведения: 2 с
Угол склонения/возвышения: -16/+20

Легкий танк «Рено» R-35


Танк непосредственной поддержки пехоты R-35 был создан в традициях Первой мировой войны и исходя из ошибочных представлений, что танковая война мало изменилась с 1918 года.

В начале 30-х годов сухопутные войска Франции разработали требования к новому танку поддержки пехоты, который заменил бы стоявшие на вооружении еще со времен Первой мировой войны танки «Рено» FT-17. В результате в 1934 году был создан прототип, получивший обозначение ZM. Испытания начались в 1935 году, но, не дожидаясь их окончания, в связи с растущей угрозой со стороны фашистской Германии было принято решение запустить этот танк в производство. Машина получила обозначение легкий танк «Рено» R-35. Перед самым началом производства по предложению штаба сухопутных войск бронирование танка было усилено с 30 до 40 мм. К 1940 году было построено более 1600 машин, R-35 стал самым массовым французским танком поддержки пехоты. По своей компоновке он напоминал FT-17, то есть это был легкий танк с экипажем из двух человек. В конструкции широко применялась литая броня, а в качестве упругих элементов подвески использовались резиновые амортизаторы-рессоры. Механик-водитель располагался в передней части корпуса, а в цельнолитой башне находился командир танка, который также вел огонь из 37-мм пушки L/21 (впоследствии замененной на L/33 того же калибра с более длинным стволом) и спаренного с ней 7,5-мм пулемета. Боекомплект составлял 100 снарядов для пушки и 2400 патронов к пулемету. Обзор из башни был явно недостаточным, а компоновка боевого отделения была такова, что большую часть времени в бою командиру приходилось проводить стоя на полу корпуса. Задняя часть башни была сконструирована как откидная крышка, на которой командир мог сидеть на марше.

Танк R-35 вполне соответствовал своей эпохе и был классическим представителем французского дизайна танков. В 1940 году была создана модификация АМХ R-40 с усовершенствованной подвеской, но до оккупации Франции немецкими войсками было построено только несколько таких машин. Небольшой R-35 не смог достойно сражаться с немецкими танками. Пушка танка R-35 оказалась малоэффективной даже против легких немецких танков, хотя 40-мм броня надежно защищала от снарядов противотанковых орудий немцев. Таким образом, R-35 не смогли оказать существенной поддержки своим войскам.

Большое количество танков R-35 попало к немцам практически неповрежденными. Небольшими группами они вошли в пехотные дивизии вермахта, дислоцированные во Франции, и получили обозначение PzKpfw 35-R(f). Впоследствии большинство из них были переданы в учебные танковые подразделения. После вторжения в СССР со многих R-35 были сняты башни для переоборудования в артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов Munitionpanzer 35-R(f). Башни были сняты также и с тех танков R-35, которые остались на территории Франции, после чего на их шасси было создано несколько типов самоходных артиллерийских установок, получивших обозначение 4.7-ст Pak(t) auf GW 35-R(f) Башни же использовались при сооружении оборонительной системы «Атлантический вал».

Таким образом, танки R-35 вошли в историю в большей степени на службе в германской армии, чем французской.


Созданный на базе неверной концепции тактического боя, танк R-35 оказался непригодным для ведения боевых действий. Колонна танков R-35 на марше, командиры расположились на откидных крышках в задней части башни.



Литая башня танка R-35 имела ручной механизм поворота и могла вращаться на 360°. Угол возвышения 37-мм пушки составлял - 18° - +18°.


Этот проект увенчался созданием 14-тонного Renault D1, по размерам и боевой массе приближавшегося скорее к машинам среднего класса. D1 преследовало много проблем технического характера. Да и массовым он не был: на фоне более чем 3,5 тысяч Renault FT, которые предстояло заменить, 160 этих танков выглядели каплей в море. Одним словом, французское пехотное командование крепко задумалось. Плодом этих размышлений стал новый танк Renault R 35, сыгравший роковую роль в поражении Франции летом 1940 года.

Обратно в 6-тонный класс

Новый импульс к дальнейшему развитию французских танков придали технологии изготовления брони. В то время броневые листы, как правило, соединяли между собой при помощи клёпки. Как противопульная защита клёпаные соединения были вполне пригодны, но конструкция корпусов при этом получалась довольно сложной. Первыми, кто хотя бы частично применил при изготовлении корпусов сварку, в 20-е годы стали немцы, но про их танки в виду повышенной секретности тогда ещё никто не знал. Ещё одной альтернативой было литьё. Даже самые первые Renault FT имели литые носовые детали корпусов и литые башни, но по ряду причин эта технология в производстве прижилась не сразу. Вновь к литью французы вернулись лишь к началу 30-х годов - да и то, ограничившись поначалу башнями.

Между тем использование литых деталей обещало заметное упрощение изготовления корпусов. При этом деталь получалась однозначно прочнее клёпаной конструкции. Первопроходцами, рискнувшими предложить массово внедрить литьё при производстве танков, стали инженеры фирмы Hotchkiss из Сен-Дени (ныне этот город к северу от Парижа превратился в один из его пригородов). Оружейный гигант представил свою первую боевую машину ещё в 1909 году, но то был броневик, а к танкам до поры до времени эта фирма отношения не имела. Тем не менее, концепция, предложенная инженерами Hotchkiss, пехотное командование французской армии сильно заинтересовала. При толщине брони 30 мм и больше технологичность литья оказывалась выше. К тому же фирма Hotchkiss предлагала таким способом создать лёгкий танк, которого французской пехоте так не хватало.

Макет лёгкого танка Renault ZM. Особое внимание на башню: такой она была только на макете

Однако отдавать такой важный проект на откуп фирме, которая до того танками вовсе не занималась, французская армия не решилась. 2 августа 1933 года были сформулированы требования на разработку нового лёгкого танка, который должен был заменить безнадёжно устаревшие Renault FT. Требования во многом перекликались с теми, что предъявлялись в своё время к будущему Renault D1. Согласно им, новый танк должен был иметь броню толщиной 30 мм и вооружаться либо двумя пулемётами, либо пушкой калибра 37 мм. Разница состояла в том, что при этом боевая масса нового танка должна была оставаться на уровне Renault FT (6 тонн). То же самое касалось и численности его экипажа (2 человека). Очень похожей должна была быть и средняя скорость - 8–10 км/ч. Одним словом, военные «заказали» тот же Renault FT, но с защитой от крупнокалиберных пулемётов.


Прототип Renault ZM на испытаниях, конец 1934 года

​Родилась подобная идея у французской пехоты не случайно. Согласно воззрениям пехотного командования, со времён Первой мировой войны тактика боевых действий на суше к началу 30-х годов почти не изменилась. Успехи Renault FT в сражениях 1918 года создали иллюзию того, что массовое использование лёгких пехотных машин и является основным способом применения танков. По этой логике выходило, что чем больше танков производилось, тем лучше, а в условиях снижения расходов на оборону маленькие двухместные машины, сочетающие низкую цену и толстую броню, выглядели настоящей палочкой-выручалочкой. Того, что в остальном мире давно наметилась тенденция к росту скорости танков и превращению их из средства усиления пехоты в отдельный мобильный род войск, французские военные как будто и не замечали.

На спецификацию от 2 августа 1933 года откликнулось 14 фирм. Одной из первых среди них оказалась Renault. В то время локомотив французского танкостроения занимался параллельно целым рядом проектов. Среди них была разведывательная танкетка Renault VM, создававшаяся для кавалерии и позже принятая на вооружение под индексом AMR 33. Примерно в это же время велись работы над ещё одной машиной для кавалерии - Renault VO (это была уже вторая машина с таким названием). Отработанная на этих объектах концепция маленького танка с передним расположением трансмиссии стала отправной точкой при разработке нового лёгкого танка для пехоты. К слову, позаимствовали эту концепцию французы у англичан: Renault VM «вырос» из транспортёра Renault UE, а тот, в свою очередь, был французским развитием английской танкетки Carden-Loyd.


Несмотря на то что боевая масса машины составляла не 6, а 7,5 тонн, она вполне неплохо ездила по бездорожью

Концепция нового лёгкого танка для пехоты, получившего обозначение Renault ZM, стала обретать очертания к началу 1934 года. Сложных путей инженеры искать не стали и фактически переработали концепцию Renault VM на новый лад. Танк получил корпус, собираемый в основном из литых деталей. По своей форме он здорово напоминал танкетку для кавалерии. Ведущие катки и трансмиссия находились впереди, боевое отделение было сдвинуто немного назад. При этом механик-водитель находился в рубке, смещённой влево. Это позволило сделать танк очень компактным. Достаточно сказать, что по длине он оказался лишь чуть длиннее Renault FT. Несмотря на смещение боевого отделения назад, двигатель, в отличие от Renault VM, не находился прямо в нём. По правому борту размещались коробка передач и вал к трансмиссии. Такое техническое решение позволило избежать одного из главных недостатков подобной схемы - роста высоты корпуса. Ходовая часть также не создавалась с нуля, а была позаимствована у Renault VO.


Renault ZM с башней APX R. Весна 1935 года

Опытный образец танка было решено вооружить спаркой пулемётов. Первоначальная конструкция башни, которая, к слову, проектировалась как пушечная, представляла собой куполообразную конструкцию с пушкой, смещённой вправо. Проведя расчёты, инженеры Renault пришли к выводу, что при такой компоновке внутри остаётся очень мало места. Башню перепроектировали, и в результате получилась совсем другая конструкция, больше напоминавшая Renault VM, но изготовленная методом литья. Сзади и сверху башни предусматривались люки. В таком виде танк и вышел к декабрю 1934 года на испытания, опередив всех конкурентов. Правда, к тому моменту условия конкурса несколько поменялись.

Перехват лидерства

22 мая 1934 года пехотное командование изменило спецификацию на лёгкий танк поддержки пехоты. Согласно новой её редакции, толщина брони увеличивалась до 40 мм, поскольку теперь танк должен был «держать» выстрел 25-мм пушки. От пулемётного варианта вооружения заказчики отказались. Кроме того, максимальная скорость вырастала и должна была составить до 15–20 км/ч. К тому моменту из 14 фирм в конкурсе принимали участие уже лишь 7, а реально контракты на изготовление военные подписали с четырьмя: Delaunay Belleville, Compagnie générale de Construction de locomotives (Batignolles-Châtillon), Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM) и Renault.


Чертёж корпуса танка с утолщённой до 40 мм бронёй. К слову, на чертежах танк всё ещё обозначается как Renault ZM

Поскольку к тому моменту фирма Renault уже строила опытный образец ZM, вышел он именно таким, как того требовала исходная спецификация. Строить ещё одну машину не стали: 20 декабря 1934 года комиссии был представлен переделанный прототип, толщина брони которого осталась на уровне 30 мм. До 40 мм была утолщена только броня башни, в результате чего боевая масса танка возросла до 7,5 тонн. После демонстрации комиссии в опытный Renault ZM стали вносить дополнительные изменения. Например, появились надгусеничные полки, а глушитель с кормы переместился на левый борт.

Главным же изменением стала новая башня, которую установили на танк в начале 1935 года. Её создателями были инженеры танкового подразделения Ateliers de Puteaux (APX). Этот оружейный гигант также вступил в конкурс на создание 6-тонного танка, но финансирование на постройку прототипа ему так и не дали. Это не помешало APX построить свой опытный образец, а ещё раньше, 18 апреля 1934 года, конструкторы APX представили проект новой башни, получившей индекс APX R (APX Rueil). Именно эта башня и «прописалась» на опытном образце Renault ZM. Она получилась заметно лучше собственной конструкции Renault, а главное, несла соответствующее спецификации вооружение, состоящее из 37-мм пушки SA 18 и пулемёта MAC Mle.1931.


«Эталонный» Renault R 35, регистрационный номер 50004

Отдельно стоит рассказать об установленном в танке вооружении. Дело в том, что пушка SA 18, использовавшаяся в Renault FT, не устраивала французских военных уже в 1926 году. Причины, по которым SA 18 оказалась в качестве вооружения на новом танке, были чисто экономическими. Во-первых, довольно сложное финансовое положение заставляло французскую пехоту экономить на всём - даже на металле для производства новых танков. Это, собственно говоря, и было одной из причин появления аналога Renault FT, с более мощной бронёй, но примерно в той же весовой категории. Во-вторых, пушек SA 18 было произведено довольно много, и стояли они в «старичках» Renault FT. Когда в 1934 году началось перевооружение Renault FT на пулемёты MAC Mle.1931, переоснащали ими не только пулемётные, но и пушечные танки. Таким образом, появился излишек «свободных» танковых пушек. Параллельно с перевооружением, списывались и Renault FT, выработавшие свой ресурс. Это тоже оказалось источником дополнительных «освободившихся» пушек.


Этот же Renault R 35 спереди

Масса танка ещё больше увеличилась, что не могло не сказаться на его динамических характеристиках. Ещё одним из проблемным местом оказалась чересчур маленькая длина корпуса, из-за чего возможности преодоления траншей были ограничены. Решение оказалось простым и бесхитростным: танк получил «хвост», аналогичный тому, что ставился на Renault FT. Несмотря на все выявленные проблемы, модифицированный Renault ZM оказался победителем конкурса. Дело в том, что фирма Hotchkiss, в свое время оказавшаяся инициатором организации этого конкурса, из него самоустранилась. Остальные танки-конкуренты либо оказались ничуть не лучше танка Renault, либо требовали серьёзной доработки. В сложившейся ситуации пехотному командованию не оставалось ничего лучшего, кроме как 29 апреля 1935 года принять Renault ZM на вооружение под названием Char léger Modèle 1935 R (лёгкий танк обр.1935 фирмы «Рено»). Первый заказ на R 35 составил 300 танков. Машины получили регистрационные номера начиная с 50001. За первым заказом последовал следующий. Французская пехота, наконец, получила долгожданную замену стареньким Renault FT.


Достаточно быстро Char léger Modèle 1935 R стал «рабочей лошадкой» французских танкистов

Между тем одним только слабым вооружением проблемы этого танка не ограничивались. Первоначальная масса в 6 тонн к моменту начала серийного производства Renault R 35 выросла почти до 11. И если установленный в танке мотор Renault 447 мощностью 85 лошадиных сил обеспечивал исходному Renault ZM неплохую подвижность, после всех переделок его удельная мощность составила всего 7,7 лошадиных сил на тонну.


Renault R 35 на манёврах в Нормандии, 1937 год ​

Проблемной оказалась и ходовая часть, изначально создававшаяся для кавалерийской танкетки и больше подходящая для ровной поверхности. На бездорожье она себя вела неважно: пять опорных катков на борт было явно маловато, да и подвеска не очень подходила для преодоления крупных неровностей. Несмотря на такие проблемы, общий выпуск Renault R 35 составил 1540 танков. Реально заказ был ещё большим (1800 штук + 500 добавилось сразу после начала войны), но сложившаяся ситуация не дала реализовать эти планы.

Печальные результаты экономии

Некоторое отрезвление пехотного командования в отношении своей «обновки» произошло в 1937 году. Французские военные не обошли вниманием начавшуюся в Испании гражданскую войну, а сводки оттуда приходили тревожные. Выяснилось, что во всё больших количествах в боях стали применяться противотанковые пушки, прежде всего немецкие 3.7 cm Pak. В июне 1937 года «эталонный» R 35 с регистрационным номером 50004 обстреляли сначала 25-мм пушкой, а затем и немецкой 3.7 cm Pak. Результаты для французских военных оказались крайне неприятными.


«Эталонный» R 35 с регистрационным номером 50004 после испытания обстрелом. Итоги испытания оказались неприятным сюрпризом для французских военных ​

Выяснилось, что сама по себе толщина брони совсем не означает надёжной защиты. Проблема литых деталей в том, что при равной с катаной бронёй толщине их стойкость ниже на 10–15%. Из 18 выстрелов, сделанных пушкой 3.7 cm Pak по танку, 14 оказались с пробитием брони. Для немецкой пушки ни корпус, ни башня французского танка не стали серьёзной проблемой. Ещё более неприятным открытием стало то, что из 22 выстрелов 25-мм пушки 13 также смогли пробить броню Renault R 35. Неудивительно, что после таких, мягко говоря, неожиданных результатов командование французской пехоты стало с большим энтузиазмом смотреть на FCM 36. Хотя этот танк был вдвое дороже, чем Renault R 35, он изготовлялся из катанных бронелистов, установленных под рациональными углами наклона и соединенных между собой сваркой. Да и ходовая часть у детища Forges et Chantiers de la Méditerranée оказалась куда более приспособленной для преодоления бездорожья.


Танк с регистрационным номером 50332, в опытном порядке получившем башню Tourelle FCM. Из-за одинакового диаметра башенного погона подобные замены были легко осуществимы

В сложившейся ситуации, впрочем, серьёзные изменения проводить было уже поздно. Как бы ни был хорош FCM 36, он был дорогим, а производственные возможности Forges et Chantiers de la Méditerranée были ограничены. И даже фирма Renault не до конца справлялась с военным заказом, в результате чего французская пехота заказала 100 танков Hotchkiss H 35 (по сути это был полный аналог Renault R 35). Одним из частичных решений проблемы оказалось решение после выпуска 1350 башен APX R заменить её на сварную башню Tourelle FCM, которая устанавливалась на FCM 36. Резон в этом был, поскольку сварная башня была явно крепче литой, но тут возникла другая проблема.


Один из немногих Renault R 35, получивших 37-мм пушку SA 38

В 1938 году французских военных внезапно осенило, что пушка SA 18 при текущей тенденции роста брони скоро не сможет пробить даже лёгкий танк. Ответом на это запоздалое озарение стала срочная разработка 37-мм пушки SA 38, со 100 метров пробивавшей 29 мм брони. Конечно, этого было уже маловато даже для 1938 года (немцы как раз в это время запускали производство танков с лобовой бронёй 30 мм), но всё же лучше, чем SA 18 с её менее чем 20-мм бронепробитием. При этом испытания показали, что у башни Tourelle FCM после интенсивной стрельбы начинают разрушаться сварные швы. В итоге пришлось ставить новую пушку в старую литую башню APX R. Правда, и этого ждать пришлось очень долго, ведь, помимо Renault R 35, в новой пушке нуждались Hotchkiss H 35 и сменившие их Hotchkiss H 39. В результате SA 38 начали устанавливать в Renault R 35 уже под самый занавес их производства. Одним из первых танков, получивших новую пушку, была машина с регистрационным номером 51295. Уже из этого можно сделать вывод, что «длинноствольных» R 35 было меньше 250 штук. На самом деле их было и того меньше: анализ фотографий показывает, что примерно половина из танков, построенных после машины 51295, вооружены старой SA 18.


Разбитый в ходе боёв мая-июня 1940 года Renault R 35. Ошибочные взгляды командования на характер применения танков и тотальная экономия стали для французской армии фатальными

Результаты устаревших взглядов на применение танков, основанных на опыте Первой мировой войны, французской армии пришлось расхлебывать в боях мая-июня 1940 года. Впрочем, первыми, кто опробовал Renault R 35 в бою, были поляки. Польская армия получила 50 танков этого типа, но из-за недостаточной обученности экипажей и по ряду других причин применение R 35 в сентябре 1939 года оказалось скомканным. Часть машин досталась немцам и Красной армии в исправном состоянии. В целом можно сказать, что польские танки 7TP были куда более ценными машинами, поскольку оказались более манёвренными и легко пробивали любые немецкие танки того периода. Что же касается непосредственно боёв во Франции, то их итоги оказались вполне закономерными. Renault R 35 стал самым массовым французским танком Второй мировой войны (если не считать архаичного Renault FT), но при этом он был совершенно к ней не приспособлен. Никаких массовых и неторопливых атак сотнями танков в стиле сражений Первой мировой теперь не было и в помине. Воевать пришлось с высокомобильным противником. Фактически танковые батальоны (BCC, Bataillon de Chars de Combat), оснащённые Renault R 35, выступали в роли статистов, от которых мало что зависело. Дрались французы яростно, но что можно сделать, когда твоя пушка не способна пробить большинство немецких танков, а твоя броня пробивается 37-мм пушками на дистанциях меньше 300 метров?

И это не считая того, что командир французского танка - одновременно и наводчик, и заряжающий, а иногда ещё и радист. Даже старенький и признанный самими французами неудачным Renault D1 оказался в новой войне более эффективным. За свою экономность и просчёты с выводами о характере грядущей войны французы заплатили очень дорого.

Вторая мировая война бессчетное количество раз показала потенциал минно-взрывных заграждений и подтвердила необходимость создания специальной техники для их преодоления. Как во время войны, так и после ее окончания все ведущие страны мира занимались созданием инженерных средств, позволяющих войскам проделывать проходы в минных полях и делающих наступление войск менее рискованным. В новых проектах использовались как уже известные принципы обезвреживания мин, так и совершенно новые. Один из самых интересных проектов подобного рода был разработан во Франции на базе существующего легкого танка довоенной разработки.

После освобождения от оккупации и окончания войны военное и политическое руководство Франции озаботилось строительством полноценных вооруженных сил. Имеющийся военно-промышленный потенциал не позволял решить все актуальные задачи за минимальное время, но все же французские предприятия пытались создавать и предлагать армии новые образцы техники. Велась разработка совершенно новых проектов, а кроме того, выполнялась модернизация и переработка уже существующей техники. Перспективная бронированная машина разминирования появилась именно путем переделки серийного танка старой модели.

Машина разминирования в походном положении. Фото Strangernn.livejournal.com

Необходимо сразу отметить, что проект завершился неудачей и был забыл. Из-за этого сохранилось крайне мало информации о нем, а имеющиеся сведения носят отрывочный характер. К счастью, в коллекциях музеев и любителей осталось несколько фотографий опытной машины, показывающих все ее особенности и позволяющих составить общую картину. При этом, однако, основные характеристики любопытного образца остаются неизвестными. Более того, история не сохранила даже название проекта.

По аналогии с предыдущими разработками подобного класса послевоенную инженерную машину можно называть Char de Déminage Renault R35 – «Танк разминирования на базе Renault R35». Такое название отражает основные черты проекта, однако может отличаться от реальных обозначений. Тем не менее, официальное название инженерного танка остается неизвестным, и потому приходится использовать те или иные его «заменители».

По имеющимся данным, инженерная машина была разработана вскоре после окончания Второй мировой войны, опытно-конструкторские работы завершились в 1945 или 1946 году. Вероятно, проект создавался фирмой Renault, однако его разработчиком могла стать и любая другая французская компания оборонной отрасли. В пользу версии о «Рено» говорит только тип базового танка, что само по себе, тем не менее, не является достаточным доказательством.

В рамках нового проекта предлагалось взять шасси существующего танка Renault R35, лишенное башни и агрегатов боевого отделения, и оснастить его набором дополнительного оборудования специального назначения. Новая аппаратура, использующая оригинальные принципы работы, должна была проделывать проходы в минных полях, разрушая противопехотные боеприпасы или провоцируя их детонацию. Судя по конструкции опытного образца, возможность обезвреживания противотанковых мин отсутствовала.

За основу для инженерной машины был взят легкий по массе «танк сопровождения» R35. Эта бронемашина была создана в середине тридцатых годов и вскоре поступила на вооружение французской армии. После захвата Франции нацистской Германией танки сменили хозяев и достаточно активно использовались на разных фронтах. Значительное число бронемашин такого типа было уничтожено во время Второй мировой, однако некоторое количество увидело конец войны и поступило на вооружение новой французской армии. По меркам середины сороковых, танки R35 были безнадежно устаревшими и уже не могли использоваться по прямому назначению. Тем не менее, Франция не имела выбора и была вынуждена сохранять парк подобной техники в течение некоторого времени. Кроме того, предпринимались попытки создания на базе устаревшего танка новой техники того или иного назначения.

В ходе разработки и строительства бронированной машины разминирования авторам проекта пришлось заметным образом переработать конструкцию имеющегося шасси. При этом большая часть доработок заключалась в удалении более не нужных узлов и агрегатов. В первую очередь, танк R35 лишился боевого отделения и башни. Проем в крыше корпуса, использовавшийся для установки погона, был закрыт за ненадобностью. Высвобожденные объемы, вероятно, были использованы для установки некоторого нового оборудования. Кроме того, пришлось предусмотреть отверстия в лобовых деталях корпуса, необходимые для установки приводов рабочих органов трала.


Легкий танк Renault R35. Фото Wikimedia Commons

После такой переработки корпус сохранял заметное сходство с базовым танком. Сохранялась нижняя лобовая деталь, имевшая в своем составе скругленный нижний агрегат и прямой верхний. Позади наклонной части лобовой детали по-прежнему находился лобовой лист, служивший передней стенкой подбашенной коробки. Нижняя часть бортов, использовавшаяся для установки деталей ходовой части, оставалась вертикальной, тогда как верхняя имела скругленные наклонные боковые элементы. По-прежнему использовалась наклонная корма.

Корпус имел смешанную конструкцию и состоял как из литых, так и из катаных деталей. Лоб и борта корпуса имели толщину 40 мм, однако уровень защиты отличался из-за разных углов наклона. Корма прикрывалась 32-мм броней, а крыша и днище имели толщину 25 и 10 мм соответственно. Для 1945 года такое бронирование было слабым и уже не могло обеспечить какую-либо защиту от существующих танковых и противотанковых орудий.

Компоновка корпуса в новом проекте не изменялась. Под защитой лобовой брони находились устройства трансмиссии, а непосредственно за ними помещалось отделение управления. Центральный отсек, ранее служивший боевым отделением, теперь использовался для установки некоторых новых устройств. В корме по-прежнему помещался двигатель, связанный с коробкой передач и другими агрегатами при помощи карданного вала.

Легкий танк Renault R35 оснащался карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения марки «Рено». Такая силовая установка развивала мощность до 82 л.с. Двигатель помещался возле правого борта моторного отсека, а слева от него находились топливные баки и радиатор. В составе трансмиссии имелись двухдисковый главный фрикцион, четырехступенчатая коробка передач, главный тормоз, механизм поворота на основе дифференциала и ленточных тормозов, а также одноступенчатые бортовые передачи.

Танк имел специфическую ходовую часть. На каждом борту имелось по пять обрезиненных опорных катков. Передняя пара катков имела индивидуальную подвеску на балансире, остальные блокировались попарно. В качестве упругих элементов использовались резиновые рессоры. Над последними помещалось по три поддерживающих ролика. Ведущие колеса находились в лобовой части корпуса, направляющие – в корме.

После переделки в инженерную бронемашину танк R35 сохранил имевшееся отделение управления, расположенное позади передних агрегатов трансмиссии. Передняя часть подбашенной коробки выполняла функции рубки водителя. Часть ее передней стенки и крупный элемент наклонной лобовой детали закреплялись на петлях и выполняли функции люка. Оснащение поста управления в целом осталось прежним. Наблюдать за дорогой следовало через открытый люк или при помощи смотровых щелей в броне.


Трал во время работы. Центральная балка с диском подняты и готовы к удару. Фото Atf40.forumculture.net

На лобовой детали инженерной бронемашины смонтировали опору для рабочего органа нового типа. В ее составе имелось несколько крупных прочных подкосов и иные силовые элементы меньшего сечения. В передней части этой рамы предусматривались оси для установки тралов. На бортах располагались цепные передачи для их перемещения. По-видимому, отбор мощности осуществлялся от штатной силовой установки шасси. Над отделением управления на корпусе установили П-образную опору с изогнутой балкой. Последняя предназначалась для укладки тралов при переходе в транспортное положение.

Проектом предлагались необычные средства разминирования, работающие по ударному принципу. На оси лобовой опоры помещалось качающееся основание, на котором крепилась балка. Основание выполнили в виде конструкции прямоугольного сечения, тогда как оставшаяся часть балки имела ромбовидную форму и сужалась к концу. Основание балки имело шарнир, при помощи которого балка могла перемещаться вверх и вниз. В походном положении она поворачивалась вверх и заваливалась назад, ложась на опору корпуса. На общем шарнире помещались три качающиеся балки.

Передний конец балки оснастили небольшой стойкой, укрепленной подкосом. На нижнем торце стойки располагался круглый ударный трал. Именно он должен был взаимодействовать с грунтом или взрывными устройствами, провоцируя их подрыв. Для более эффективного разминирования сравнительно широкой полосы центральная балка отличалась большей длиной, и ее диск-трал в рабочем положении находился перед двумя другими. При переводе трала в транспортное положение следовало открывать замки стоек, и те заваливались назад.

Как следует из имеющихся данных, в основании балок находился коленчатый вал кривошипного механизма, приводившийся в движение при помощи цепной передачи. Во время траления механизм должен был попеременно поднимать балки трала и освобождать их. Ничем не удерживаемая балка под собственным весом падала вниз, и круглый ударный элемент бил по грунту. Переменные подъем и падение трех дисков обеспечивали взаимодействие с грунтом и минами в полосе с шириной, сопоставимой с поперечным габаритом шасси. За счет поступательного движения танка с небольшой скоростью трал оригинальной конструкции мог за определенное время проделать проход необходимой длины.

Подробные сведения на этот счет отсутствуют, но можно предположить, что на борту Char de Déminage Renault R35 должен был присутствовать запас запасных рабочих органов. В случае повреждения или уничтожения используемого диска экипаж должен был иметь возможность восстановить работоспособность машины и продолжить работу.

Точная информация о габаритах, массе и технических характеристиках инженерной машины отсутствует. В транспортном положении, со сложенными балками, доработанный танк мог иметь длину не менее 5 м. Ширина – менее 1,9 м, высота, в зависимости от конфигурации, до 2-2,5 м. Базовый танк имел боевую массу 10,6 т. Удаление боевого отделения и установка трала могли привести к сохранению подобных весовых характеристик. Как следствие, могла появиться возможность сохранить подвижность на уровне базового образца. Напомним, танк «Рено» R35 развивал на шоссе скорость не более 20 км/ч и имел запас хода 140 км. При работе на минном поле скорость движения не должна была превышать нескольких километров в час.


Машина в походном положении, вид на правый борт. Фото Atf40.forumculture.net

Согласно некоторым источникам, проект бронированной машины разминирования на базе R35 был разработан к концу 1945 года, и через несколько месяцев на испытания вышла опытная машина. Прототип тральщика построили на базе серийного легкого пехотного танка, взятого у армии. С него сняли «лишнее» оборудование, а затем оснастили новыми устройствами. По имеющимся данным, опытный инженерный танк отправился на полигон в марте 1946 года.

Известно, что прототип вышел на испытания и показал свои возможности. Подробные сведения об испытаниях не сохранились, но дальнейшие события явно говорят об отсутствии серьезных успехов. Специалисты промышленности и военного ведомства проверили оригинальный образец специальной техники, и решили отказаться от его развития, не говоря уже о принятии на вооружение и постановке в серию. Вероятно, необычный способ траления сочли непригодным для использования на практике.

Даже если не принимать во внимание безнадежно устаревшее шасси, проект инженерной машины заставляет сомневаться в возможности эффективного применения такой техники. Нельзя не признать, что ударный принцип разминирования неплохо показал себя еще в годы Второй мировой войны и потому используется до сих пор. Тем не менее, существующие системы используют вращающийся ротор с ударными элементами, движущимися с высокой скоростью, что и позволяет успешно решать поставленные задачи. Трал французской разработки должен был воздействовать на мины иначе, что и привело к негативным результатам.

Использование для создания необходимого давления на мину массы балки с диском-тралом действительно может привести к фатальному повреждению боеприпаса. Тем не менее, не исключался и подрыв. Балки со стойками и дисками не отличались особо прочной конструкцией, и потому могли регулярно нуждаться в ремонте и восстановлении. Даже запас рабочих органов вряд ли мог бы решить эту проблему и обеспечить приемлемую живучесть машины. Кроме того, предложенный трал отличался от существующих конструкций излишней сложностью производства и эксплуатации.

При сохранении имеющегося шасси инженерная машина могла иметь и иные заметные проблемы. Подвижность такой техники оставляла желать лучшего, а уровень защиты мог не соответствовать требованиям к бронемашинам переднего края. Также нельзя не отметить, что силовые элементы опоры трала располагались непосредственно перед рабочим местом водителя и перекрывали обзор. При переводе балок в транспортное положение ситуация с обзором дополнительно ухудшалась. Как следствие, вождение такого тральщика в любых условиях, как на поле боя, так и на марше было крайне сложным, и водитель мог не справиться с ним без посторонней помощи.

От части имеющихся проблем можно было избавиться путем замены шасси. За счет переноса трала на другую машину можно было увеличить скорость и запас хода, а также оптимизировать некоторые моменты эксплуатации. Тем не менее, даже при этом инженерная бронемашина сохраняла все недостатки, связанные с не самой удачной конструкцией рабочих органов. Таким образом, в существующем виде технику нельзя было принимать на вооружение, а развитие проекта не имело смысла.

После завершения испытаний следы опытного образца теряются. Вероятно, его разобрали за ненадобностью или отправили на очередную переделку. До наших дней оригинальный прототип не дожил, и теперь его можно увидеть только на немногочисленных фотографиях. Проектную документацию отправили в архив, а специфический вариант трала отложили в сторону. Более к этим идеям не возвращались. Все новые варианты бронированных машин разминирования французской разработки основывались на более привычных идеях и решениях, проверенных на полигонах и полях сражений.


По материалам сайтов:
http://atf40.forumculture.net/
http://aviarmor.net/
http://strangernn.livejournal.com/
http://mil-history.livejournal.com/

Официальное обозначение: Char leger modele 1935 R
Альтернативное обозначение: Renault ZM, Renault R-35
Начало проектирования: 1933 г.
Дата постройки первого прототипа: 1934 г.
Стадия завершения работ: в течении 1936-1940 гг. построено 1630 танков.

После серии неудач, связанных с попытками модернизации танка FT-17, фирма Renault была вынуждена признать, что выбранный ранее путь был неэффективен. Выпущенные в период с 1918 по 1930 гг. танки M24\25, М26\27 и NC27 не имели предполагаемого успеха и выпускались штучными партиями, не превысившими в сумме 100 единиц. Французская армия оказалась благосклонна только к моделям Renault D1 и D2, которые относились к среднему классу танков. Таким образом, единственным массовым легким танком по-прежнему оставался FT-17.
Первая попытка исправить ситуацию была предпринята ещё в 1926 году, но тогда по конкурсу не прошел ни один из представленных танков. Второй раз французское военное ведомство вернулось к этой проблеме лишь в 1933 году, когда у наиболее вероятных противников (СССР и Германия) легкие танки начали строиться сотнями. Составленные требования к легкому танку поддержки пехоты даже тогда выглядели откровенно заниженными:

вес — не более 6 тонн;

экипаж — 2 человека;

вооружение — 2 пулемёта либо малокалиберная пушка;

бронирование — не менее 30 мм;

средняя скорость движения — 8-10 км/ч.

Впрочем, французы были полностью уверены, что танк поддержки пехоты должен быть именно таким. Этому способствовала принятая много лет назад военная доктрина, делавшая танки “придатком” пехоты и лишавшая их свободы действий. По мнению французского генштаба наступательные действия могли носить только локальный характер и основной упор делался на создание прочной обороны на “линии Мажино”, в то время как границы с Бельгией и Швейцарией оставались с чисто символическим прикрытием. Другими словами, армия рассчитывала получить очередной FT-17, только с более мощным бронированием и более высокой максимальной скоростью.
В конкурсе на столь выгодный во всех отношениях заказ вначале приняло участие 14 фирм, но в 1934 году из них оставили 7, а заказ на изготовление прототипов выдали только четырем.

Одним из постоянных участников таких “соревнований” оставалась фирма Renault, на этот раз представившая абсолютно новую конструкцию, не имевшую ничего общего с FT-17.

В первую очередь, была применена новая ходовая часть, также использовавшаяся на легком танке АМС 35. С каждого борта она состояла из ведущего колеса, литого ленивца, пяти обрезиненных одиночных опорных катков и трёх обрезиненных поддерживающих катков. Четыре передних катка были сблокированы в двух тележках “ножничного типа”, состоявших из двух шарнирно закреплённых между собой балансиров, в нижней части которых находилось по катку, а верхние части были шарнирно соединены между собой через упругий элемент, в роли которого выступала резиновая рессора. Пятый каток был подвешен на одиночном балансире, рессора которого была соединена другим своим концом с корпусом танка. Гусеница танка состояла из 126 стальных одногребневых трактов шириной 260 мм и шагом 65 мм.

Новый корпус танка собирался из литых секций с толщиной брони от 10 до 35 мм. Передняя часть имела рациональные углы наклона бронелистов, однако из-за сильного смещения к центру в боевом отделении ощущулась большая теснота. В лобовых листах, для посадки механика-водителя, был сделан традиционный трехстворчатый люк. Командир танка садился и покидал машину через лю в крыше башни.

Вооружение, к несчастью, осталось на уровне танков Первой Мировой войны. В шестигранной литой башне со сглаженными углами устанавливалось всего два 7,5-мм пулемета Chatellerault.

Средства наблюдения состояли из бинокулярных смотровых приборов (“эпископов” – парные смотровые окошки, закрытые с внутренней стороны защитным стеклом и могущие закрываться снаружи броневой заслонкой) и смотровых щелей.

Силовая установка танка состояла из карбюраторного 4-цилиндрового двигателя Renault мощностью 82 л.с. при 1850 об\мин, смещенного вправо от продольной оси. Слева от него, один над другим, располагались два топливных бака по 150 литров каждый (по другим данным – один 166-литровый бак). За ними устанавливался радиатор и другие узлы системы охлаждения.

Трансмиссия была выполнена по вполне стандартной схеме. В её состав входила механическая 4-ступенчатая КПП, двухдисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал (проходивший по правой половине боевого отделения и соединявший коробку передач с расположенной в лобовой части остальной трансмиссией), двух одноступенчатых бортовых передач, главного тормоза и механизма поворота, состоявшего из двойного дифференциала и двух ленточных тормозов, применявшихся только для поворота машины.

Испытания первого опытного образца танка, названного Renault ZM , начались в 1934 г., и уже 20 декабря он был представлен государственной комиссии. Надо сказать, что при всей устарелости технического задания французские военные ожидали большего. Танк фирмы Renault обладал низкой проходимостью вне шоссейных и грунтовых дорог, в боевом отделении по-прежнему было тесно, а боевая масса составила более 10 тонн, заметно превысив указанный предел. Не устроил военных и состав вооружения Renault ZM. Максимальная скорость танка составила 20 км\ч при запасе хода по шоссе 130 км. На местности скорость снижалась до 14 км\ч, а расход топилва увеличивался до 212 литров на 100 км.

Не маленькой оказалась стоимость одного R-35, составившая в ценах 1935 года 1.400.000 французских франков (32.000 долларов США), из которых 190.000 стоила башня без вооружения и внутреннего оборудования. Тем не менее, армия приняла R-35 на вооружение под обозначением Char leger modele 1935 R (или ), но с условием модернизации в процессе производства. Одним из оснований подобного шага стало явное отставание французской танковой промышленности от мирового уровня и её неспособность быстро наладить выпуск современной техники в больших объёмах. Первый заказ на 300 танков был получен 29 апреля 1935 года, а первый серийный танк был получен 4 июня 1936 г.

Серийные танки отличались измененной конструкцией корпуса часть корпуса и новой цельнолитой башней типа АРХ. Толщина боковых стенок башни с углом наклона 32° составила 40 мм, лобовой части — 43 мм, крыши – 25 мм. На крыше устанавливался поворотный броневой купол с вентиляционным лючком, двустворчатый люк для посадки экипажа и лючок для флажковой сигнализации. Соответственно, танки стали комплектоваться полноценным пулеметно-пушечным вооружением. В башне устанавливалась старая 37-мм полуавтоматическая пушка SA18 с углами поворота по горизонтали от -5 до +5°, и по вертикали от -11 до +19°. Наведение и стрельба из пушки осуществлялось командиром танка с помощью плечевого упора. Слева от пушки располагался телескопический оптический прицел, справа – спаренный пулемет Chatellerault калибра 7,5-мм. Боезапас состоял из 2400 патронов и 100 снарядов.

Корпус танка был многосекционным и собирался из катаных броневых плит толщиной от 10 до 40 мм. Технологически он делился на следующие компоненты: нижняя, передняя, верхняя, кормовая часть (цельные броневые отливки) и днище. Для увеличения жёсткости, к внутренней стороне днища были приварены дополнительные распорки из труб и уголков. Лобовые бронеплиты были установлены под углом 23-24°. В носовой части корпуса был выполнен люк для посадки механика-водителя, в средней – люк для доступа к агрегатам трансмиссии, в кормовой части – люк для доступа к двигателю. На корме танка в ряде случаев мог крепиться “хвост” ферменной конструкции, служивший для преодоления рвов и окопов шириной более 2 метров. Впрочем, большая часть выпущенных танков его не получила.

Впоследствии фирма Renault подписала ещё несколько контрактов, которые довели общее количество заказанных танков до 2300. За время производства с конца 1935 по июнь 1940 гг. общее число выпущенных танков R-35 всех модификаций составило 1670 единиц, хотя ряд источников доводит их количество до 1685.

В процессе экслпуатации танки R-35 высоко ценились только за отличную бронезащиту. Лобовая и бортовая броня «рено» с трудом пробивалась снарядами немецких 37-мм противотанковых пушек PaK 35/36, а французские 25-мм ПТО могли пробить её только на дистанциях до 100 метров. В то же время, скорость и проходимость R-35 по местности, способность преодолевать препятствия и штатное вооружение оценивались крайне низко. С целью повысить боеспособность танка фирма Renault предприняла ряд шаг, приведших к созданию опытных образцов.

На одной из таних машин была опробована удлиненная ходовая часть. Увеличение длины достигалось за счет введения шестого опорного катка с независимой подвеской, который устанавливался позади второй тележки. Теперь R-35 мог преодолевать рвы и траншеи шириной до 2,5 метров, но маневренность несколько ухудшилась. Этот образец так и пришлось оставить на экспериментальном уровне.

С 1936 года развернулись работы по перевооружению и улучшению защищенности танка. Вместо стандартной башни АРХ на R-35 было предложено установить башню от FCM 36, имевшей больший внутренний объём. Опыт прошел успешно, но в целом никаких преимуществ эта перестановка не дала. В результате, вместо устаревшего орудия SA18 в новой башне типа APX-R1 была установлена новая 37-мм пушка SA38, обладавшая намного лучшими поражающими свойствами, спаренная с 7,5-мм пулеметом MAC31 «Reibel». Первые эксперименты были проведены ещё в 1935 г., и уже в следующем году новые башни стали устанавливать на R-35. Модернизированные танки получили обозначение R-39 , правда выпустили их немного – всего 247 единиц.
Не помешала бы также установка радиостанций, но кроме нескольких танков из состава 507-го танкового полка (507e Regiment de Chars de Combat).

Более радикальная модернизация была проведена в 1938 году фирмой АМХ и привела к созданию танка R-40. В отличии от R-35 эти машины всё-таки получили многокатковую ходовую часть, башни АРХ-R1 с пушками SA38 и радиостанции, только выпускали их совсем недолго.

В начале 1940 года была проведена серий опытов по радиоуправляемым танкам. В качестве командирской машины использовался один из серийных R-35, на котором вместо башни была установлена большая коробкообразная рубка, что в свою очередь повлекло изменение конструкции корпуса. Справа от места мехеника-водителя и на месте прежнего боевого отделения устанвливалась радиоаппаратура с двумя антеннами. Экипаж командирского R-35 дистанционно управлял переоброрудованным танком FT-17. Эксперименты проходили достаточно успешно, но из-за начавшейся войны довести их до надлежащего уровня так и не смогли.

Как уже говорилось ранее, танки R-35 и Н-35\Н-39 планировалось заменить полностью устаревшие Renault FT-17\FT-18 и его модификации, которые к середине 1930-х гг. имелись в значительном количестве. В идеале новые машины должны были стать стандартными танками поддержки пехоты с лета 1936 г., но даже к началу 1940 г. выполнить эту программу не удалось.

На 1 сентября 1939 г. французская армия располагала 975 танками R-35 из 1075 выпущенных, однако не все из них находились в боеготовом состоянии. Как следует из архивных данных, 765 танков были распределены между танковыми подразделениями, 49 использовались для обучения экипажей, 45 отправили в колонии (Алжир, Тунис) и ещё 33 находились на складах в частично некомплектном состоянии.

Весьма интересной была комплектация французских танковых частей. В соответствии с наставлениями, ведущими своё начала со времен Первой Мировой войны, эти подразделения имели только сами танки и машины поддержки (технические, ремонтные, топливозаправщики). Пехота и артиллерия им не придавалась и действовали отдельно. На 10 мая 1940 года танки R-35 были распределены между восемью армиями и эксплуатировались в следующих подразделениях:

Ie Armee — GBC 515 (35еBCC), GBC 519 (39еBCC);

IIe Armee — GBC 503 (3eBCC);

IIIe Armee — GBC 511 (5eBCC и 12еBCC), GBC 520 (23еBCC), GBC 532 (43еBCC);

IVe Armee — GBC 502 (20еBCC и 24еBCC), GBC 504 (1е0BCC);

Ve Armee — GBC 501 (1rBCC и 2eBCC), GBC 508 (21еBCC и 34еBCC);

VIIe Armee — GBC 510 (9eBCC и 22еBCC);>

VIIIe Armee — GBC 506 (16еBCC и 17еBCC);
I

Xe Armee — GBC 518 (6eBCC и 32еBCC);

Каждый танковый батальон располагал 40 строевыми танками и 5 учебными.

Уже ходе войны 300 вновь поступивших танков отправили в распоряжение 2e ВСС, 4e ВСС, 44e ВСС (все входили в состав 4e DCR – Division Cuirassee de Reserve), а также в 40e ВСС и 48e ВСС (переформированная 2e DCR). Последние два батальона имели смешанную комплектацию из танков – в общей сложности в них насчитывалось 31 R-35 и 59 улучшенных АМХ R-40, хотя по боевым качествам оба типа танков были почти равноценны. Кроме того, 17 R-35 и 24 R-40 имелись в распоряжении 1-го и 2-го танкового батальона 10-й польской бронебригады, а в Сирии в составе Bataillon de Chars Syrie находилось ещё 50 танков. Общее количество танков R-35 и R-39 оценивается в 1070 единиц.

Боевые действия 4е DCR, командовал которой генерал Шарль де Голль, складывались не слишком удачно. Приняв командование 11 мая он обнаружил, что дивизия некомплектна – в ней находилось всего 215 танков (120 R-35, 45 D2 и 50 B1bis). Но хуже всего было её техническое оснащение. Единственной пехотной частью дивизии был батальон мотопехоты, перевозимый на автобусах. Радиостанций в дивизии практически не было, а приказы доставлялись в части велосипедистами. Артиллерия дивизии состояла из нескольких частей резерва. Службы снабжения и технического обслуживания практически не существовали.

Несмотря на это, 16 мая дивизия атаковала фланг немецкого танкового клина (1-я, 2-я и 6-я танковые дивизии) в районе Монкорне. Де Голль действовал осторожно, пытаясь всеми силами только задержать противника, чтобы создать запас времени для перегруппировки сил. Действуя методом кавалерийского “наскока” французы наносили удары в неожиданных местах, однако все усилия 4е DCR оказались напрасными. Потеряв много танков на марше (из-за нехватки топлива, запасных частей и ударов авиации) дивизия была впоследствии растянута по частям и к середине мая она перестала существовать как полноценное танковое соединение.

После тяжелого поражения в Бельгии и на Сомме французские войска стали постепенно откатываться вглубь страны. Фактически, в этот момент централизованного управления войсками не существовало и каждая танковая группа действовала самостоятельно, по большей части ведя арьергардные бои. Избранная тактика “очагов сопротивления”, когда сплошной линии обороны не было и вся защита строилась вокруг населенных пунктов, себя абсолютно не оправдала. Так, 10 июня в бою под Анннеле (Annelles) немецкой 1-й танковой дивизии французы смогли противопоставить 40 R-35 из состава 10е ВСС, несколько тяжелых танков B-1bis из 3\41е ВСС и части 7 DLM. В общей сложности группировка располагала 65 легкими танками, но лишь 20 из них (Н-39) имели современные пушки SA38. В свою очередь у немцев имелось 258 танков (18 командирских на базе Pz.I, 52 Pz.I, 98 Pz.II, 58 Pz.III и 40 Pz.IV) и 56 бронемашин. Однако основной противотанковый кулак 1 PzD составляли 9 зениток Flak18 калибра 88-мм и 24 105-мм гаубицы leFH18. Таким образом, исход будущей схватки был предрешен до её начала. Первый же бой 13 R-35 из 2\10е ВСС с немецкими средними танками завершился полным разгромом французской роты. В течении первых минут сражения было подбито 9 R-35, а 4 остальным пришлось отступить, причем только 1 танк оказался пригодным для дальнейших действий. Огонь французских 37-мм пушек SA18 оказался эффективным только с предельно близкой дистанции 100 метров, но ни одного немецкого танка экипажи “рено” уничтожить не смогли. К концу дня из 27 боеспособных R-35 входивших в состав 2-й и 3-й роты 10е ВСС боеспособность сохранили только 7 машин (10 были уничтожены и 10 повреждены), общее количество французских танков сократилось до 41. От полного разгрома французов спасли… немцы, остановившие контратаки в ожидании топлива.

Последним крупным сражением для танковых батальонов стала попытка контратаки на реки Сюип, где 11-12 июня в бой ввели 50 танков из состава 3е DCR. Конечно, столь малые силы не смогли сдержать удар 1-й танковой дивизии немцев, разбившей французские части и устремившейся в тыл. Вплоть до 22 июня французские танки, разбросанные по отдельным подразделениям, вели бои сдерживающего характера, пока не поступило сообщение о перемирии.

До этого момента экипажи 12 R-35 предпочли перейти границу Швейцарии и сдаться местным властям. Танки в скором времени были включены в состав швейцарской армии и использовались до конца 1940-х гг. большей частью для обучения.

Для Франции прекращение войны обернулось актом о капитуляции и практически полным расформированием и без того небольших остатков танковых войск. Правительству Виши разрешили оставить некоторое количество танков для защиты метрополии и колоний, в то время как их большая часть была конфискована немцами.

Например, два танковых батальона (63е ВСС с 45 танками и 68е ВСС с 50 танками) в 1940 году остались в Сирии для подержания порядка в этой неспокойной колонии. Впоследствии, в 1941 году, они приняли участие в боях против сил Британского Содружества, вторгшихся на Ближний Восток в ответ на предоставление Францией своих аэродромов для немецких и итальянских самолётов. После непродолжительного сопротивления французы сдались, а захваченные R-35 были переданы 1еССС Свободной Франции и затем использовались в Северной Африке во время операции “Torch” (ноябрь 1942 г.). Помимо этого, уже после подписания капитуляции новое французское командование отправило 30 танков в Марокко.

В послевоенные период уцелевшие R-35 передали жандармерии, где их перевооружили пушками SA38, доведя до варианта R-39. Здесь они использовались до 1951 года, по R-35 окончательно не сменили американские M4 “Sherman”.

В 1938 году польское правительство, озабоченное недостаточными темпами выпуска легких танков 7ТР, а также скоростью их модернизации (проект 9ТР), решило обратиться к своему старому союзнику с предложением о закупке двух танков Renault R-35 (Renault Type ZM) для проведения всесторонних испытаний. Хотя сама Франция остро ощущала необходимость в модернизации танкового парка фирма Renault посчитала возможным удовлетворить запрос польской стороны.

Проведенные испытания разочаровали польских военных специалистов. Танки показал чрезвычайно плохую проходимость, обладали низкой скоростью и были вооружены давно устаревшей 37-мм пушкой Puteaux SA18. Единственным преимуществом R-35 была их бронезащита, но она спасала только от попаданий пуль любого калибра и бронебойных снарядов пушек калибра не более 37 мм. Сопоставив эти факты польская армия отказалась от R-35, собираясь приобрести более мощные средние танки SOMUA S-35, но сбыться этим планам было не суждено.

Программа модернизации бронетанковых сил, к тому времени, находилась в начальной стадии, а поставки S-35 французская сторона могла начать не ранее 1940 г. Тогда было принято решение, в качестве чрезвычайной меры, закупить 100 легких танков R-35, которые имелись в достаточном количестве. Договор был подписан в апреле 1939 года, а в июле первые 49 (по другим данным 50) танков прибыли в Польшу.

Вместе с тремя Hotchkiss H-35, также закупленными для тестирования, R-35 вошли в состав 12-го бронебатальона, дислоцированного в Луцке. Когда началась война с Германией французские танки были сведены в 21-й легкотанковый батальон, который вошел в резерв главного командования армии. Предчувствуя скорое поражение, в начале сентября этому подразделению поставили задачу отойти к польско-румынской границе. Спустя несколько дней, 17-го сентября, последовал приказ об эвакуации. К этому моменту батальон был разделен на две части. Наиболее многочисленная из них (34 машины) отошла в Румынию, где была интернирована. Вторая группа (около 10 машин) была передана Оперативной Группе “Dubno” и приняла участие в сражениях под городами Красне (Krasne) и Камёнка Струмилова (Kamionka Strumilowa). Кроме того, шесть танков также передали 10-й моторизованной кавалерийской бригаде.

По окончании войны ни одного польского R-35 не было захвачено в боевом состоянии. Все они вышли из строя из-за боевых повреждений или по причинам технического характера. По всей видимости, трофейные R-35 немцы, захваченные в Польше, не восстанавливали. Танки второй партии (50 единиц) из Франции не отправлялись и в октябре 1939 года были отправлены в Тунис.

Помимо этого, экспортные поставки включали 100 танков для Турции, 200 для Румынии и 54 для Югославии. Выполнить эти заказы в полном объёме не удалось.

Румынская армия, заказав R-35 ещё в 1939 г., получила всего 41 танк — остальные пришлось оставить во Франции, в виду вступления этой страны в войну и её последующей оккупации. Неожиданным, но приятным “сюрпризом” стало появление польских R-35 из 21-го батальона. Сразу после перехода границы танки и их экипажи были интернированы. Танкистов впоследствии отпустили, а R-35 после небольшого ремонта включили в состав 2-го танкового полка 1-й танковой дивизии, формирование которой началось 17 апреля 1941 г.

В боевых действиях против СССР танки R-35 принимали участие практически с первого дня войны, однако методы их применения и подготовка экипажей всё-таки оставляли желать много лучшего. В период с 22 июня по 20 августа 1941 года безвозвратные потери составили 16 машин (8 сгорели) и ещё 9 были тяжело повреждены и не подлежали ремонту. Формально у румын осталось 45 R-35, но 26 из них находились в ремонте и только 19 могли принять участие в дальнейших боях. Последним крупным сражением, в котором участвовали R-35, стала битва за Одессу, завершившаяся в октябре. Собрав уцелевшие французские танки, показавшие невысокую боеспособность, румынское командование отвело их в тыл и большую часть оставшегося времени их использовали для обучения и охранных целей.

В феврале 1944 года, когда создалась явная угроза советского вторжения в Румынию, на помощь немецким соединениям была отправлена механизированная группа, в состав которой была введена рота R-35. Чуть позже, в августе, взвод французских танков получила боевая группа “Victor Popescu”, также включавшая роту средних танков R-2 (лицензионные копии чешских модифицированных Lt.vz.35) и взвод легких танков Т-38 (тоже чешского производства). Эти подразделения непродолжительное время принимали участие в боях против советских войск под Плоешти и Яссами, пока Румыния не подписала перемирие.

Согласно этому акту, румынские танковые войска расформировывались, за исключением 2-го танкового полка. По состоянию на февраль 1945 г., когда полк подчинили 27-му танковому корпусу, он насчитывал одну разведывательную роту (8 бронеавтомобилей и 5 БТР), танковый батальон (8 Pz. IV) и две роты штурмовых орудий (13 самоходок ТА), батальон легких танков (2 роты танков R-35 – 28 единиц), одна рота Т-38 (9 танков) и батарею самоходок из 5 TACAM R-2. Встречается также утверждение, что все оставшиеся R-35 были перевооружены советскими 45-мм танковыми пушками 20К.
За время боём на территории Чехословакии и Австрии 2-й танковый полк румынской армии понёс тяжелейшие потери, лишившись за неполные три месяца 93% танков. В частности, только в боях в долине реки Хрон 26 — 27 марта 1945 г. были безвозвратно потеряны 8 R-35, а до мая 1945 г. ни один танк этой модели не дожил.

Полностью был выполнен только турецкий заказ. Все танки были получены к началу 1940 года и вошли в состав Бронетанковой Бригады, подчиненной 1-й армии и дислоцированной под Стамбулом. Кроме R-35 в это подразделение было оснащено девятью средними бронемашинами БА-6, 16 легкими танками Mk.VIB 48 легкими танками Т-26 обр.1933 г. Столь “разношерстный” состав объяснялся тем, что турки пытались подстраховаться на все случаи жизни, но в то же время отдавали предпочтение простой в эксплуатации и недорогое технике. В боевых условиях Бронетанковая Бригада никогда не использовалась. Советские танки и бронемашины сняли с вооружения в 1942 г., а французские танки вывели из эксплуатации только после войны.

Танки, заказанные правительством Югославии, прибыли перед началом войны и воевали совсем недолго. Из-за потери управления над войсками оказать достойное сопротивление немцам не удалось. По всей видимости, единственный бой югославские R-35 провели 13-14 апреля 1940 года против частей 11 Panzerdivision, после чего уцелевшие машины были захвачены немцами.

Немцам, в общей сложности, удалось захватить и реквизировать 843 танка Renault обеих модификаций. В соответствии с принятой для трофейной техники системой обозначений эти машины получили названия Panzerkampfwagen 35R (f) или Panzerkampfwagen 731 (f) . Впрочем, немцы не особо обрадовались такому приобретению. Panzerwaffe абсолютно не устраивала скорость танков и их вооружение. Пушка, установленная на R-35, ранее использовалась на более старых FT-17 и по всем показателям не отвечала требованиям современной войны. По сути, R-35 мог более-менее эффективно бороться только с пехотой не имеющей противотанковых средств, но нив коем случае не с танками противника, поскольку в его боекомплект бронебойные снаряды не входили, а действие фугасных снарядов было невелико. Таким образом, для французских танков виделось два оптимальных пути использования: охрана военных объектов или переделка во вспомогательные машины. В 1941-1942 гг. немцы часть танков переделали в тягачи, БРЭМ, и артиллерийские транспортеры (110 единиц), часть из которых активно эксплуатировалась в тот период на Восточном фронте.

Вторая часть R-35 и R-39 была переоборудована в противотанковые САУ 4,7cm PaK(t) auf Panzerkampfwagen 35R(f) ohne Turm . Ими предполагалось заменить устаревшие Panzerjager, изготавливаемые на шасси легких танков Pz.I, и потому обладавших невысокими ходовыми качествами. Как следует из названия самоходки, она оснащалась 47-мм противотанковой пушкой 4,7cm PaK(t) L43/4 (чехословацкая Skoda A-5), установленной в открытой сверху бронированной рубке. Соответственно, стандартная башня демонтировалась, и устанавливалось немецкое радиооборудование. Первый прототип САУ был построен к 8 февраля 1941 года, а всего было выпущено 174 самоходки данной версии. Параллельно выпускался командирские бронемашины Befehlspanzer fuer 4,7cm PaK(t) Einheiten auf Panzerkampfwagen 35R(f) , оснащенные дополнительным радиооборудованием. Вместо пушки у них устанавливался один 7,92-мм пулемет. Всего было построено 26 таких машин.

В 1942 году была предпринята попытка модернизации САУ, путем установки 50-мм противотанковой пушки PaK 38. Самоходка получила название 5cm PaK 38 auf Panzerkampfwagen 35R(f) ohne Turm и была построена в единственном экземпляре. Серийной постройке в очередной раз помешали ходовые качества шасси Renault и поступление на вооружение аналогичных машин.

Снятым с R-35 башням тоже нашлось применение. С 1941 года их стали устанавливать на Атлантическом валу в качестве неподвижных огневых точек, но поскольку их вооружение полностью сохранялось, ожидать большой эффективности от таких ДОТов не приходилось. Скорее всего, сооружения подобного плана создавались с целью временного сдерживания противника.

А вот другой пример использования R-35, намного более удачный. Утром 10 февраля 1942 года в районе действия частей 2-й ударной армии у села Большое Еглино немцы применили в контратаке три трофейных танка. Поддерживаемые ротой пехоты “рено” удалось прорваться через советскую оборону. Правда, автоматчики были уже отсечены сильным ружейно-пулеметным огнем и экипажам танков пришлось действовать самостоятельно. R-35 медленно выползли в село где были встречены расчетом 45-мм противотанкового орудия. Теоретически бронебойный снаряд мог пробить 45-мм лобовою броню французской машины, но все выпущенные снаряды отскочили от неё рикошетом. В итоге танк смял орудие вместе с расчетом, но и сам был подожжен подоспевшей пехотой. Остальные два R-35 повернули назад. При осмотре подбитого танка был сделан вывод, что его корпус и башня были экранированы.

Тем не менее, несколько R-35 было передано в распоряжение карательных частей SS, действовавших на территории бывшей Югославии. На первом этапе их применения всё складывалось довольно удачно, так как югославские партизаны не имели тяжелого и противотанкового вооружения. По воспоминаниям участников тех боёв танки R-35, благодаря небольшим размерам и хорошему бронированию вполне подходили для действий в горной местности. Правда, с появлением у югославов артиллерии и трофейных танков положение изменилось не в пользу немцев, хотя R-35 продолжали использоваться до их полного разгрома весной 1945 г.

Последний бой в составе вермахта эти танки выдержали летом 1944 года, когда союзники высадись в Нормандии и к побережью была срочно стянута вся боеспособная техника. В числе прочих машин, среди которых было немало французских танков и САУ на их базе, имелось 14 R-35, входивших в состав 100-го танкового батальона и подчинявшегося 7-й армии. Утром 6-го июня танки прибыли к месту высадки десанта у города Sainte-Mere-Eglise, где вместе с пехотой из 1057-го гренадерского полка вступили в бой с частями американского 1-го батальона 505-го парашютно-пехотного полка. Шансов уцелеть у французских танков, равно как их экипажей, просто не было. В ходе сражения все R-35 были уничтожены американцами, использовавшими реактивные гранатометы “базука”.

Не слишком нужную технику Германия с удовольствием продавала не очень надежным союзникам. Большего всего танков Renault было отправлено в Италию, которая вплоть до середины войны так и не смогла создать ни одной достойной боевой машины (за исключением САУ Semovente da 75/18 и 90/53). Всего было получено 131 единица R-35, которые были задействованы как в бывшей Югославии, так и на территории Италии для охраны военных объектов. Что-либо сказать об их боевом применении в течении 1941-1942 гг. достаточно сложно, поскольку достоверной информации об этом пока найти не удалось.

Не менее 40 танков получила Болгария, но здесь они использовались большей частью как учебные машины и после войны были отправлены на слом. Что касается использования R-35 в армии Хорватии, то на этот счет никакой точной информации не имеется. Возможно, что в 1941-1942 гг. немцы передали хорватам несколько танков этого типа, которые использовались для борьбы с партизанскими формированиями. В любом случае, ни одного R-35 в составе хорватских танковых частей весной 1944 года не числилось. Тем не менее, как минимум один танк этого типа стал трофеем югославских партизан.

Во время битвы за Францию часть техники успели увести в Швейцарию. В числе прочих машин было и 12 танков R-35. В 1940 году они были интернированы швецарскими властями и приняты на вооружение собственой армии. В условиях угрозы нападения со стороны Германии даже не столь современные машины были достаточно ценным приобретением (тем более — абсолютно бесплатным). Впрочем, немецкое вторжение так и не состоялось, и в конце 1940-х гг. «рено» отправили на заслуженный отдых.

Завершающим “аккордом” в истории R-35 стала первая арабо-израильская война. Едва получив независимость Сирия вплотную взялась за создание танковых войск. Делалось это, как можно догадаться, отнюдь не из оборонительных соображений – образовавшееся на западе государство Израиль в буквальном смысле “мозолило глаза” арабским правителям, которые твёрдо вознамерились сбросить евреев в море. В качестве “безвозмездного дара” от англичан и французов в Сирии были оставлены устаревшие, но вполне боеспособные танки, среди которых было несколько R-35. Три машины 20 мая 1948 года были задействованы при попытке захвата еврейского кибуца Дагания в Галилее. Решив, что силы израильтян немногочисленны и слабо вооружены, сирийцы смело пошли в атаку. Приблизившись к оборонительной линии танки были встречены огнем единственного 20-мм противотанкового орудия и “коктейлями Молотова”, с помощью которых израильтяне подожгли все три танка. Сирийцы были вынуждены отступить, оставив машины противнику и больше R-35 к выполнению подобного рода задач старались не привлекать. В скором времени оставшиеся танки перевооружили 40-мм британскими танковыми пушками, а в начале 1950-х гг. их отправили на слом.

В настоящее время танки модификации R-35 находятся в экспозициях музеев БТТ в Самюре (Франция, здесь же экспонируется R-39), Абердине (США), Йад Ла-Шийоне (Израиль) и Кубинке (Россия). Ещё один танк R-35, подбитый под Даганией, установлен в качестве памятника на израильской территории.

Источники:
«Бронетехника Франции 1940 г.» (Армейская серия № 16) Рига. Торнадо. 1997
Г.Л.Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». Харвест.Минск \ АСТ.Москва. 1998 г.
P.Danjou «Renault R35/R40». Barbotin. Ballainvilliers. 2005
P.Touzin «Les vehicules blindes francais», 1900-1944″. EPA. 1979
Allied Tanks of World War II: French Armour II
WorldWar2.ro: Renault R-35

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Renault R-35 образца 1936 г.

БОЕВАЯ МАССА 10000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5000 (с хвостом)
Ширина, мм 1850
Высота, мм 2376
Клиренс, мм 320
ВООРУЖЕНИЕ одна пушка Puteaux 37 mm L/21 SA18 и один пулемет Chatellerault 7.5 mm MAC31 «Reibel»
БОЕКОМПЛЕКТ 42 бронебойных и 58 осколочно-фугасных снаряда, 2400 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел и эпископы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 40 мм
борт корпуса — 40 мм
корма корпуса — 32 мм
лоб башни — 40 мм
борт башни — 40 мм
маска пушки — 40 мм
крыша — 25 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Renault, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 82-85 л.с.; ёмкость топливного бака — 166 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный двухдисковый фрикцион сухого трения (феродо по феродо), трёхходовая четырёхступенчатая (4+1) механическая коробка передач, карданный вал, главный тормоз, механизм поворота (двойной дифференциала и ленточные тормоза), две одноступенчатые бортовые передачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) пять опорных катков на горизонтальных резиновых рессорах (четыре катка сблокированы попарно и один с индивидуальной подвеской), три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 20 км\ч по шоссе
14 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 130-140 км по шоссе
80-85 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
Высота стенки, м 0,50
Глубина брода, м 0,60
Ширина рва, м 1,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция ER 54 mle 1938