Акация 152 мм самоходная гаубица. От «Акации» до «Коалиции»: современные тяжёлые САУ

M1990 «Farm» Syrian army fires direct fire by firing points of the jihadists

2С3 «Акация» / NATO M1990 «Farm» (Объект 303) - советская и российская 152-мм самоходная артиллерийская установка.

Предназначается для уничтожения и подавления средств ядерного нападения, артиллерии и других огневых средств и живой силы противника; уничтожение танков и самоходных орудий; разрушение полевых и долговременных оборонительных сооружений, а также подавление его тылов и органов управления. Работы по созданию 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация» были начаты во второй половине 1967 г. одновременно с началом разработки самоходной 122-мм гаубицы 2С1. Разработка и отработка 152-мм орудия 2А33 для самоходной установки 2С3 были выполнены в ОКБ-9 под руководством первого заместителя начальника ОКБ В.А. Голубева. Общее руководство и создание непосредственно самоходной гаубицы было поручено Центральному конструкторскому бюро «Трансмаш» государственного объединения «Уралтрасмаш». Первые два опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 г. После испытаний и достаточно длительной доводки, которая была обусловлена прежде всего недопустимо высокой загазованностью боевого отделения при стрельбе, в 1971 г. самоходная установка была принята на вооружение Советской Армии.

Самоходная гаубица 2С3 авиатранспортабельная, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки. САУ «Акация” достаточно хорошо зарекомендовала себя в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, а также в прочих вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР.

Производство самоходки 2С3 «Акация” прекращено в 1993 году. В настоящее время машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск России, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.
Годы эксплуатации: с 1971
Количество выпущенных: 1797 шт.

Первое боевое применение новые гаубицы получили в Афганистане, где в составе 40-й армии их было не менее трех самоходных дивизионов общей численностью в 50 самоходок. «Акации» использовались и для поддержки мотострелков, участвовавших в штурмовых операциях, и даже для поддержки автомобильных конвоев, идущих через перевал Саланг. Тогда же стало понятно, что противопульной брони для защиты экипажей САУ от огня крупнокалиберных пулеметов типа ДШК или КПВТ не хватает. Но переделывать машину не стали, а артиллеристы выходили из положения, обвешивая самоходки использованными траками и набитыми песком ящиками из-под боеприпасов.
Одновременно советские самоходные гаубицы получили боевое крещение еще южнее - на фронтах ирано-иракской войны. Снабжавшиеся советским оружием иракские войска вовсю пользовались модернизированными 2С3, принятыми на вооружение в 1975 году. Новые «Акации» наряду со 122-миллиметровыми полковыми самоходными гаубицами 2С1 «Гвоздика» составили основу артиллерийских группировок Ирака. В иракской армии они применялись вплоть до операции «Буря в пустыне», но значительно менее эффективно, чем в советской: сказывалась разница в уровне подготовки экипажей и навыках управления войсками.
Отметились «Акации» и во всех конфликтах на постсоветском пространстве, начиная с Приднестровья и Абхазии, включая обе антитеррористических кампании в Чечне и операцию по принуждению Грузии к миру и заканчивая вооруженным конфликтом между Украиной и Новороссией. Причем наименее эффективно самоходными гаубицами пользовались украинские военные - видимо, в силу отсутствия боевого опыта и желания воевать. Тем не менее именно стоящие на вооружении ВСУ самоходные гаубицы 2С3 использовались для обстрела жилых кварталов Донецка и Луганска, именно их подрывали попавшие в «котлы» украинские военные, и они же, взятые на складах или захваченные в бою, сегодня составляют основу артиллерии Новороссии.



САУ 2С3 «Акация»



152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация»




Разработка САУ 2С3 «Акация» была начата по Постановлению №609-201 от 4.07.1967 г. Проектирование и изготовление опытных образцов артиллерийской части производило ОКБ- 9 («Уралмаш»), а шасси – УЗТМ (г. Свердловск).

Артиллерийская часть САУ была разработана на базе 152- мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ 2А33.

Ствол гаубицы Д-22 состоял из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника.

Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.

Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Длина отката нормальная 510-710 мм, предельная 740 мм.



Схема САУ 2С3



Гаубица Д-22, установленная на САУ 2С3


Подъемный механизм гаубицы имеет один сектор, привод механизма ручной. Уравновешивающий механизм пневматический толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни при помощи закладных цапф.

Шасси разработано на базе пусковой установки ЗРК «Круг» (об. 123), новое шасси получило индекс «об.303». В САУ отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение – в кормовой части корпуса, а также в башне.

Корпус и башня сварные из катаных броневых листов, которые защищают от пули Б-32 с дистанции 300 мм. Имеется система герметизации обитаемых отделений и фильтро-вентиляционная установка.

Двигатель 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-59. Трансмиссия механическая двух- поточная. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Гусеница с резинометаллическим шарниром, ширина трака 484 мм.

Боекомплект первоначально состоял из 40 выстрелов, находившихся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).

Первые два опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 года. Заводские испытания их завершены 15 октября 1969 года.

Выявлена большая загазованность боевого отделения,особенно при стрельбе на малых зарядах. По этой же причине не были приняты и еще четыре образца 2С3, изготовленные летом 1969 года для полигонных испытаний.

В конце концов с грехом пополам с проблемой загазованности справились, и в 1971 году САУ 2С3 «АкаЦия» была принята на вооружение.

Серийное производство 2С3 было начато в 1970 году. Головное предприятие-изготовитель – УЗТМ. Первые три серийные САУ изготовлены в декабре 1970 года. В 1971 году – еще 9 САУ, из них 6 – в декабре. На 1973 год был дан план 70 САУ. Стоимость 2С3 на 1973 год составляла 305 тыс. руб.

В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок была введена одна – барабанного типа на 12 выстрелов. Это позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная САУ получила индекс 2С3М, а гаубица – 2А33.

В 1987 году индекс орудия изменился еще раз – 2С3М1. Цифра 1 означает оснащение САУ аппаратурой приема и отражения командной информации и новым прицелом.

САУ «Акация» авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.

Режимы огня гаубицы:

Скорострельность без перекомплектации зарядов: прямой наводкой из укладки башни, выстр./мин. 3,5 прямой наводкой из укладки корпуса, выстр./мин. 2,6

При стрельбе с закрытых позиций и подаче выстрелов с грунта, выстр./мин. 3,4

Средняя скорострельность при полном расходе возимого боекомплекта, выстр./мин. 1,9

Тепловые ограничения: 30 выстрелов за 10 мин. 75 выстрелов за 60 мин.

Наибольшая предельная дальность (с прицепов прямой наводки ОП5-38), м 4000

В 1970 году для САУ «Акация» была начата разработка специального выстрела ЗБВЗ с дальностью стрельбы 17,4 км.

Кроме того, «Акация» могла вести огонь корректируемыми 152-мм снарядами «Краснополь» (ОФ-38) и спецбоеприпасами.

Подробные баллистические данные других снарядов не приводятся, так как они близки к ОФ- 540. Так, у снаряда ОФ25 начальная скорость – 655 м/с, а максимальная дальность – 17410 м. Несколько больше отличаются гаубичные снаряды. Так, у ОФ- 530 начальная скорость 670 м/с, а дальность 15920 м.

Для борьбы с танками в боекомплект 2С3 входит кумулятивный снаряд БП-540. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 весом 5,6 кг, начальная скорость снаряда 676 м/с, прицельная дальность 3000 м. По нормали снаряд пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60° – 220 мм, под углом 30° – 120 мм. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда от дальности стрельбы не зависит. Кроме того, САУ может стрелять и не входящим в штатный боекомплект снарядом Бр-540Б (тупоголовый с баллистическим наконечником) и снарядом Бр-540 (остроголовым). На дистанции 1000 м Бр-540Б пробивает по нормали 120-мм броню, а под углом 60° – 100-мм; соответственно Б-540 – 115-мм и 95-мм броню.

Тип снаряда Индекс снаряда Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Тип взрывателя
Осколочно-фугасный ОФ-540 0Ф-540Ж* ОФ-5ЭО ОФ25 43,56 43,56 40,0 43,56 5,86 5,86 6,86 6,88 РГМ, В-90 РГМ, В-90 РГМ, В-90, РГ-6 РГМ-2, В-90, АР-5
Бетонобойные Г-545 Г-530 56,0 40,0 4,2 5,1 КДТ,ДБТ, КТД
Кумулятивный БП-540 27,4 ГПВ-3, ГКВ
Осветительный** С1 40,2 Т-7
Химический 3X3 вещество Р-35 РГМ-2

* «Ж» означает железокерамический поясок, снаряд с ним летит на 0,5% дальше, чем ОФ-540 с медным пояском.

** Осветительный парашютный снаряд с железокерамическим пояском, время свечения 40 секунд.


Таблица стрельбы для снаряда ОФ-540
Номер заряда Полный №1 №2 №3 №4 №5 №6
Вес заряда, кг 8,3 7,6 4,4 3,0 2,41 1,85 1,3
Начальная скорость, м/с 651 603 509 425 385 335 282
Дальность, м 17053 15900 13300 11100 10000 8740 6751

В штатный боекомплект 2С3М обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ- 540 и ОФ-540Ж, и четыре кумулятивных снаряда БП-540.

В настоящее время гаубица может вести огонь практически всеми 152-мм снарядами как от гаубицы-пушки MJ1- 20 и пушки-гаубицы Д-20 (в индексах их снарядов стоит цифра 540), так и снарядами 152-мм гаубицы Д-1 (в индексе ее снарядов стоит цифра 530).


Гаубицы с картузным заряжанием для САУ « Гвоздика» и «Акация»

В связи с сильной загазованностью боевых отделений закрытых САУ «Гвоздика» и «Акация» МОП 11 декабря 1967 года издало постановление о начале работ по созданию гаубиц с картузным заряжанием. В ОКБ-9 для САУ «Гвоздика» и «Акация» были спроектированы 122- мм гаубица Д-16 и 152-мм гаубица Д-11 на базе штатных гаубиц Д-32 и Д-22. Заряжание новых гаубиц картузное, а затворы полуавтоматические поршневые с пластинчатым обтюратором.

Были изготовлены опытные образцы обеих гаубиц и произведены полигонные испытания их.

Дальность стрельбы, кучность и пламенность выстрелов были те же, что и у Д-32 и Д- 22. Скорострельность у Д-11 та же, что и у Д-22 из-за конструктивных недостатков экспериментального образца пневмодосылателя и неудобств в работе с пеналом, где хранятся картузы.

По результатам испытаний 122-мм гаубица Д-16 подверглась доработке, досылатель пневматического типа был заменен электромеханическим. Заодно – в обеих гаубицах несколько увеличили объем зарядной каморы, чтобы помещать больший заряд и применить новые снаряды улучшенной аэродинамической формы. Новые варианты гаубицы получили индексы Д-16М и Д-11М.

Так, дальность стрельбы из 152-мм гаубицы Д-11М составила 19,3 км вместо 17,6 у Д-22.

Гаубица Д-16М была на 60% унифицирована с Д-32:


Гаубицы Д-32 Д-16М

Вес снаряда, кг

Вес заряда, кг

Начальная скорость, м/с

Давление в канале, кг/см²

Дальность стрельбы, км

Скорострельность, выстр./мин.

Угол ВН, град.

– 4°; +70° -4°; +70°

Вес качающейся части, кг


В марте 1972 года МОП приняло решение прекратить работы по гаубицам картузного заряжания Д-16М и Д-11, так как они «не имеют существенных боевых преимуществ перед Д-32 и Д- 22». Результаты отработки поршневого затвора было рекомендовано использовать при проектировании 152-мм пушки «Гиацинт-К», а испытания снарядов улучшенной аэродинамической формы (по сравнению с ОФ-462) проводить в дальнейшем на 122- мм буксируемой гаубице Д-30.

САУ 2С3 Акация - советская 152-мм дивизионная самоходная гаубица, предназначена для подавления и уничтожения живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, ракетных установок, танков, огневых средств, пунктов управления и тактических средств ядерного нападения.

Самоходная гаубица 2С3 Акация (ГАБТУ - объект 303)

Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения.

Главный конструктор шасси - Г. С. Ефимов, 152-мм орудия 2А33 - Ф. Ф. Петров.

История создания

По окончании Второй мировой войны, на вооружении Советского Союза состояли в основном противотанковые и штурмовые САУ, чьей основной функцией было непосредственное сопровождение пехоты и танков и стрельба по вражеским целям прямой наводкой. В то же время в западных странах и США уже имелись САУ, предназначенные для ведения огня с закрытых позиций.

Постепенно самоходная артиллерия в этих странах начала вытеснять буксируемую. Незаменимость самоходной артиллерии в локальных конфликтах стала очевидна, поэтому в период с 1947 по 1953 год были проведены изыскания по созданию новых самоходных гаубиц, однако в 1955 году по указанию Н. С. Хрущёва большинство работ по самоходной артиллерии было прекращено. Некоторое время спустя Министерство обороны СССР пришло к выводам, что стратегическая ядерная война маловероятна, так как приведёт к уничтожению обеих воюющих сторон. При этом более реальными могли стать локальные конфликты с использованием тактических ядерных вооружений. В таких конфликтах самоходная артиллерия имела неоспоримое преимущество перед буксируемой.

С отставкой Н. С. Хрущёва разработка самоходной артиллерии в СССР была возобновлена. К этому моменту на вооружении США уже находилась 155-мм самоходная гаубица M109, в боекомплект которой входил ядерный выстрел M454 мощностью 0,1 кт. В 1965 году на базе Львовского полигона советскими войсками были проведены масштабные учения с применением артиллерийских установок времён Великой Отечественной войны. Результаты учений показали несоответствие имевшихся на вооружении самоходных артиллерийских установок требованиям современного ведения боя. С целью ликвидации отставания советской самоходной артиллерии от артиллерии стран НАТО в 1967 году выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 609-201 от 4 июля. В соответствии с этим постановлением была официально начата разработка новой 152-мм самоходной гаубицы.

Предварительно ВНИИ-100 в период с 1963 по 1965 год выполнил научно-исследовательскую работу по определению облика и базовых характеристик новой САУ. В ходе исследований были проработаны два варианта САУ. Первый - на базе шасси «Объекта 124» (в свою очередь, созданного на базе СУ-100П), второй - на базе перспективного в то время среднего танка «Объект 432». В обоих вариантах основным вооружением являлась 152-мм гаубица с баллистикой Д-20. По результатам работ было выяснено, что оптимальной для новой самоходной гаубицы будет переднемоторная компоновка, а также наличие дополнительного отбора мощности для вспомогательного оборудования. Двигатель 5ТДФ не позволял реализовать такие потребности. ВНИИ-100 были проработаны варианты с переднемоторной компоновкой двигателя, а также с возможностью отбора мощности от свободной муфты, но проекты не были реализованы, а в качестве базы было рекомендовано использовать шасси производства свердловского Машиностроительного завода. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Акация» (индекс ГРАУ - 2С3). «Акация» должна была поступить на вооружение артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий для замены 152-мм гаубиц МЛ-20, Д-1 и Д-20.

Таблица ТТХ аванпроектов 2С3, выполненных во ВНИИ-100

Главным разработчиком 2С3 был назначен Уральский завод транспортного машиностроения, гаубица 2А33 (внутризаводское обозначение Д-22) проектировалась в ОКБ-9. В конце 1968 года было завершено изготовление первых двух опытных образцов 2С3, а в октябре 1969 года завершены заводские испытания. Параллельно, летом 1969 года были изготовлены ещё 4 машины для полигонных испытаний. Испытания выявили высокую загазованность боевого отделения. Одновременно, аналогичная ситуация складывалась и со 122-мм полковой самоходной гаубицей 2С1. В то же время для обеих самоходных артиллерийских установок были проработаны картузные варианты гаубиц. На базе 2А33 была разработана 152-мм гаубица Д-11 с картузным заряжанием. Вместо клинового затвора, цепного досылателя и зарядов в гильзе в Д-11 применялся поршневой затвор, пневматический досылатель и картузные заряды. Однако испытания показали, что недостатки у новой гаубицы Д-11 аналогичны, так как пламенность выстрелов осталась той же, при этом сохранилась та же кучность и дальность стрельбы. Кроме того, было выявлено неудобство при работе с пеналами зарядов, а также конструктивные недостатки пневматического досылателя, в результате чего скорострельность оставалась на уровне базового орудия. Дальнейшее совершенствование конструкции Д-11 привело к созданию модернизированного образца под индексом Д-11М, который показал рост дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом до 19,3 км благодаря увеличенной каморе и применению более мощных картузных зарядов.

В 1971 году 3 ЦНИИ в рамках НИР «Развитие» рассмотрел и провёл анализ результатов работ по картузным вариантам 122-мм и 152-мм гаубиц. Несмотря на полученные показатели, 3 ЦНИИ дал заключение о нецелесообразности ведения дальнейших изысканий по картузному варианту гаубицы 2А33. Основной причиной стало отсутствие на тот момент технического решения, позволявшего создать и ввести в эксплуатацию надёжные и безопасные заряды в жёстком картузе или сгорающей гильзе. Кроме того, вариант Д-11М не имел существенных преимуществ перед Д-22. Научно-технический задел по проведённым исследованиям было рекомендовано использовать при создании 152-мм самоходной пушки 2С11 «Гиацинт-СК». Проблема же загазованности боевого отделения САУ 2С3 была решена другим способом, а именно применением более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией. После доработок, в 1971 году самоходная артиллерийская установка 2С3 «Акация» была принята на вооружение Советской армии.

Модификации

Сравнительная таблица ТТХ различных модификаций САУ 2С3
2С3 2С3М 2С3М1 2С3М2 2С3М2-155 2С3М3
1970 1975 1987 2006 опытная опытная
Боевая масса, т 27,5 27,5 27,5 27,5 28 28
Индекс орудия 2А33 2А33 2А33 2А33 М-385 2А33М
Калибр орудия, мм 152,4 152,4 152,4 152,4 155 152,4
Длина ствола, клб 28 28 28 28 39 39
Углы ВН, град -4...+60 -4...+60 -4...+60 -4...+60 -4...+65 -4...+65
Возимый боезапас, выстр. 40 46 46 46 45 45
17,4 17,4 17,4 17,4 24 21,4
20,5 20,5 20,5 20,5 30 25,1
20 20 20 20 25 25
Панорамный прицел ПГ-4 ПГ-4 1П5 1П5
Радиостанция Р-123 Р-123М Р-173 Р-173 Р-173 Р-168
Аппаратура внутренней связи Р-124 Р-124 1В116 1В116 1В116 1В116

Серийное производство

Серийное производство САУ 2С3 было развёрнуто в 1970 году (то есть до официального принятия на вооружение) на Уральском заводе транспортного машиностроения. По состоянию на 1973 год стоимость одной самоходной артиллерийской установки 2С3 составляла 30,5 тысяч рублей. Изготовлением гаубицы 2А33 до 1982 года занимался Пермский завод имени Ленина, затем производство было передано на волгоградский завод «Баррикады». Производство 2С3 продолжалось вплоть до развала Советского Союза и было остановлено в 1993 году, всего за 23 года производства было выпущено около 4000 машин 2С3 различных модификаций.

В начале 1970-х годов в ЦКБ «Трансмаш» были произведены работы по модернизации самоходной гаубицы 2С3, так как базовая модификация имела существенные недостатки в компоновке боевого отделения и конструкции механизма заряжания. Основные изменения коснулись механизированных укладок. На модернизированном варианте установлена одна механизированная укладка барабанного типа, вместо двух на базовом, что позволило увеличить возимый боезапас с 40 до 46 выстрелов. Кроме того, была изменена конфигурация и расположение люков в кормовой части корпуса и башни, внедрена механизированная подача выстрелов с грунта, на крышу башни перенесена антенна радиосвязи, радиостанция Р-123 заменена на радиостанцию Р-123М. Модернизированной версии был присвоен индекс 2С3М. В серийное производство САУ 2С3М была запущена в 1975 году. До 1975 года было выпущено около 200 машин в базовой модификации.

Последней советской модификацией 2С3 стала САУ 2С3М1. В отличие от 2С3М, на этой модификации у наводчика был установлен панорамный прицел 1П5. Аппаратура внутренней связи Р-124 заменена на новую 1В116. Вместо радиостанции Р-123М, установлена радиостанция Р-173. Кроме того, 2С3М1 дополнительно оснащалась аппаратурой 1В519 для приёма командной информации с машины старшего офицера батареи (МСОБ). Данная модификация была запущена в серию с 1987 года.

К вопросу о модернизации самоходной гаубицы 2С3 вернулось уже Министерство обороны РФ. Новая модификация получила индекс 2С3М2. В отличие от своих предшественников, машина оснащена автоматизированной системой управления наведением и огнём 1В514-1 «Механизатор-М». Также улучшена защищённость машины, благодаря установке системы 902B для постановки дымовых завес для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами. Помимо основного варианта, предназначенного для Российской армии на Уральском заводе транспортного машиностроения совместно с ОКБ-9 был разработан экспортный вариант САУ 2С3М2, получивший неофициальное наименование 2С3М2-155, предназначенный для потенциальных иностранных заказчиков, заинтересованных в переводе имеющихся САУ 2С3 на калибр стандарта НАТО.

Последняя опытная глубокая модернизация самоходной гаубицы 2С3М2 велась под индексом 2С3М3. Изменения коснулись артиллерийской части самоходной гаубицы. Гаубица 2А33 была заменена на более мощную 152-мм 2А33М, унифицированную по баллистическому решению с гаубицей 2А64, что дало увеличенную (до 19,8 км на полном заряде и до 18,9 км - на переменном) дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25 по сравнению с предыдущими вариантами, а также возможность применения выстрелов, предназначенных для орудий 2С19 и 2А65. Кроме того, штатная АСУНО заменена на унифицированный комплект бортового оборудования с улучшенными характеристиками.

Конструкция

Броневой корпус и башня

Самоходная гаубица 2С3 «Акация» выполнена по ставшей классической для самоходной артиллерии башенной схеме. Корпус машины сварен из стальных броневых катанных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. В передней части корпуса по правому борту расположено моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находится место механика-водителя с органами управления шасси. В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон установлена сварная башня. В башне установлено орудие, а также места экипажа. По правому борту размещается сидение заряжающего, по левому борту в передней части башни установлено сидение наводчика и прицельные приспособления. За наводчиком размещено место командира САУ. Место командира оборудовано поворотной башенкой, установленной на крыше башни. В кормовой части башни установлена укладка с зарядами, а также укладки со снарядами (позднее заменённые на единую барабанную механизированную укладку). Под башней на днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола. На платформе установлена укладка для зарядов, а также ящик для хранения дополнительных пучков пороха. В кормовой части корпуса установлены две механизированные укладки под снаряды и заряды основного орудия. Подача в укладки может осуществляться с грунта через специальные кормовые лючки. Бронирование САУ 2С3 обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Толщина лобовых листов корпуса и башни составляет 30 мм, а бортов 15 мм.

Вооружение

Основным вооружением САУ 2С3 является 152-мм гаубица 2А33. Орудие полностью унифицировано по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 152-мм буксируемой гаубицей Д-20. Основными узлами орудия 2А33 являются: ствол, затвор, электрооборудование, досылатель, противооткатные устройства, люлька, ограждение, уравновешивающий и подъёмный механизмы. Ствол орудия представляет собой трубу соединённую с казёнником муфтой, в передней части ствола находится эжектор, на дульном срезе трубы закреплён дульный тормоз. В казённике расположен вертикально-клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Выстрел из орудия может производиться как вручную, так и электроспуском. Копирная полуавтоматика затвора предназначена для открывания затвора при накате после выстрела орудия. Для первого заряжания справа на казённике расположена рукоятка ручного открывания клина. Люлька сварная, в люльке закрепляется шток противооткатных устройств и сектора подъёмного механизма. В задней части люльки болтовым соединением закреплено ограждение. На ограждении размещены элементы ударно-спускового механизма, досылатель, линейка для измерения длины отката, а также механизм блокировки спуска. Электромеханический досылатель снаряда и заряда, а также лоток-улавливатель стреляной гильзы, предназначены для облегчения работы заряжающего. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката, цилиндр которого закреплён в казённике орудия, и из пневматического накатника, заполненного азотом. Подъёмный механизм секторного типа, обеспечивает наведение орудия в диапазоне углов от?4 до +60 град по вертикали. Подъём орудия может осуществляться как вручную маховиком, так и с помощью электродвигателя. Кроме того, в рукоятке маховика подъёмного механизма расположена кнопка электроспуска. Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия. Возимый боекомплект САУ 2С3 составляет 40 выстрелов (46 для 2С3М и последующих модификаций).

В основной боекомплект самоходной гаубицы 2А33 входят осколочно-фугасные снаряды 53-ОФ-540 с максимальной дальностью стрельбы в 17,05 км, а также снаряды 3ОФ25 с улучшенной аэродинамической схемой и максимальной дальностью стрельбы в 17,4 км. В настоящее время для 2С3 разработаны корректируемые снаряды «Сантиметр» и «Краснополь», для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ. Кроме того, предусмотрено использование осветительных, бетонобойных, химических и ядерных снарядов, а также снарядов постановщиков радиопомех. Для борьбы с бронированной техникой в штатном боекомплекте 2С3 имеются 4 кумулятивных боеприпаса 53-БП-540. Боеприпас способен пробивать 250-мм гомогенной броневой стали на расстояниях до 3 км. Кроме того, стрельба по бронированным целям может вестись бронебойными снарядами 53-Бр-540 и 53-Бр-540Б, не входящими в штатный боекомплект. Снаряды способны пробивать гомогенную броню толщиной 120-мм и 115-мм соответственно на расстоянии в 1000 м. Кроме обычных типов боеприпасов, «Акация» может вести огонь специальными боеприпасами, например ядерными 3ВБ3 мощностью 1 кт и дальностью стрельбы 17,4 км. Кроме того, для 152-мм гаубиц МЛ-20, Д-1, Д-20 и 2С3 в СССР были разработаны осколочно-химические и химические снаряды, снаряжённые различными отравляющими веществами. Баллистика и габаритно-массовые характеристики этих снарядов приблизительно соответствовали их осколочно-фугасным аналогам (например, баллистика снарядов 53-ХН-530 и 53-ХС-530 соответствовала осколочно-фугасному снаряду 53-ОФ-530). Дополнительно САУ 2С3 оборудована 7,62-мм пулемётом ПКТ. Пулемёт установлен на вращающейся башенке командира САУ, углы вертикального наведения составляют от?6 град до +15 град. Для личного оружия расчёта гаубицы предусмотрены два крепления под автоматы АКМС, а также крепление для сигнального пистолета. В возимый боекомплект дополнительного вооружения входят: 1500 патронов для пулемёта, 600 патронов для автоматов и 18 ракет к сигнальному пистолету.

Средства наблюдения и связи

Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, а также для стрельбы из пулемёта, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3А с прожектором ОУ-3ГК. Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП5-38 для ведения огня по наблюдаемым целям. Место механика водителя оборудовано двумя призменными приборами наблюдения ТНПО-160, а также прибором ночного видения ТВНЕ-4Б для вождения в ночных условиях.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи Р-124.

Двигатель и трансмиссия

В 2С3 установлен V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 520 л.с. Кроме дизельного топлива, двигатель имеет возможность работы на керосине марок ТС-1, Т-1 и Т-2.

Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарным механизмом поворота. Имеет шесть передних и две задних передачи. Максимальная теоретическая скорость движения на шестой передней передаче составляет 60 км/ч. На второй задней передаче обеспечивается скорость движения до 14 км/ч.

Ходовая часть

Ходовая часть 2С3 представляет собой модифицированное шасси СПТП СУ-100П и состоит из шести пар обрезиненных опорных и четырёх пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней - ведущие. Гусеничная лента состоит из мелких звеньев с резинометаллическими шарнирами цевочного зацепления. Ширина каждого трака 484 мм при шаге 125 мм. Подвеска 2С3 - индивидуальная торсионная. На первом, шестом опорных катках установлены двухсторонние гидроамортизаторы. Для того чтобы ходовая часть могла обеспечить заданные параметры, конструкция ходовой САУ СУ-100П подверглась существенной переработке. По сравнению с базовой машиной опорные катки и система подвески САУ 2С3 были усилены, кроме того, была изменена система охлаждения.

Боевое применение

Боевое крещение самоходная гаубица 2С3 приняла во время войны в Афганистане. Гаубица 2С3 являлась самой распространённой самоходной артиллерийской установкой 40-й армии, поэтому часто осуществляла непосредственное сопровождение мотострелковых подразделений во время штурмовых операций, где являлась основой артиллерийских полковых групп 40-й армии СССР. По состоянию на 1 августа 1987 года в составе 40-й армии СССР оставалось три самоходных артиллерийских дивизиона, вооружённых САУ 2С3 общей численностью в 50 единиц. Для защиты корпуса «Акации» от огня 12,7-мм пулемётов ДШК самоходные установки обвешивались запасными траками и использованными ящиками из-под снарядов, наполненными песком. С 1984 года ОКСВА начал использовать 2С3 для сопровождения конвоев через перевал Саланг. Характер местности предрасполагал к частым засадам со стороны афганских моджахедов. Первоначально самоходные гаубицы 2С3 принимались за танки, одним из недостатков которых являются небольшие углы возвышения орудия. Однако, в отличие от танков, САУ «Акация» успешно осуществляли артиллерийскую поддержку во время сопровождения колонн, обстреливая вражеские силы шрапнельными снарядами. В 1985 году во время операции против сил контрреволюции в провинции Хост САУ 2С3 также осуществляли артиллерийскую поддержку силам ОКСВА. Около Пактии САУ попали в засаду, в результате чего как минимум одна 2С3 была уничтожена.

Практически в начале ирано-иракской войны Ираку из СССР были начаты поставки САУ 2С1 и 2С3, которые составили основу иракских артиллерийских группировок. В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» САУ 2С3 применялись иракскими войсками. В целом опыт применения Ираком артиллерии оценивался как негативный, что способствовало в свою очередь появлению мифа о том, что советская артиллерия неэффективна. Однако при оценке действий иракской артиллерии не принимались во внимание факты о том, что система управления войсками и оснащение артиллерийских группировок иракских сил не соответствовали советским стандартам того времени.

«Акации» использовались в июне 1992 года во время Приднестровского конфликта, какие-либо подробности применения отсутствуют. Одна самоходная гаубица 2С3 применялась грузинскими артиллерийскими подразделениями во время войны в Абхазии, после 80-100 выстрелов орудие вышло из строя. САУ 2С3 также использовалась российскими войсками во время первого и второго чеченских конфликтов. В августе 2008 года самоходные артиллерийские установки 2С3 использовались российскими войсками. Одним из эпизодов применения была артиллерийская дуэль между российской и грузинской артиллерийскими группировками в посёлке Шанхай. В ходе дуэли от осколочного ранения погиб командир одной из САУ 2С3 693-го мотострелкового полка, причиной потери был выбор удобной, но хорошо просматриваемой с грузинской стороны огневой позиции.

В 2011 году, во время Гражданской войны в Ливии САУ 2С3 использовались правительственными войсками. В ходе гражданской войны в Сирии самоходные гаубицы «Акация» применялись подразделениями Сирийской арабской армии, в том числе использовались при стрельбе прямой наводкой для оказания негативного психологического эффекта на вражеские подразделения. В 2014 году в ходе Вооружённого конфликта на востоке Украины 2С3 использовались украинскими войсками. В августе 2014 года потери САУ 2С3 украинскими войсками превысили потери самоходных гаубиц данного типа в других вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Несколько батарей «Акаций» было выведено из строя силами ВСН, часть САУ была уничтожена украинскими войсками, при этом как минимум один артиллерийский дивизион 2С3 был захвачен войсками ВСН. Среди причин крайне неудачного применения САУ «Акация» во время Вооружённого конфликта на востоке Украины называется низкий уровень подготовки экипажей и неудовлетворительное состояние самоходных гаубиц.

Оценка машины

Сравнительная таблица ТТХ 2С3 с артиллерийскими системами предыдущего и следующего поколения
Су-152Г 2С3 (2С3М) 2С19
Год принятия на вооружения 1949 1971 (1975) 1989
Боевая масса, т 23,8 27,5 42,0
Экипаж, чел. 5 4 5
Тип установки орудия открытая закрытая закрытая
Марка орудия Д-50/Д-1 2А33 2А64
Длина ствола, клб. 23 28 47
Углы ВН, град -5...+40 -4...+60 -4...+68
Углы ГН, град 143 360 360
Возимый боезапас, выстр. 42 40 (46) 50
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 13,7 17,4 24,7
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км - 20,5 29
Максимальная дальность стрельбы УАС, км - 20 25
Масса ОФС, кг 40,00 43,56 43,56
3-4 1,9-3,5 7-8
- 7,62 12,7
Максимальная сокрость по шоссе, км/ч 65 60 60
Запас хода по шоссе, км 290 500 500
Сравнительная таблица ТТХ 2С3 с зарубежными аналогами
СССР 2С3 США М109А1 Япония Тип 75 Китай Тип 83 СССР 2С3М1 США М109А6
Начало серийного производства 1971 1973 1975 1984 1987 1991
Боевая масса, т 27,5 24,07 25,3 30 27,5 28,9
Экипаж, чел. 4 6 6 5 4 6
Калибр орудия, мм 152,4 155 155 152,4 152,4 155
Длина ствола, клб 28 39 30 28 28 39
Углы ВН, град -4...+60 -3...+75 -5...+65 -4...+65 -4...+60 -3...+75
Углы ГН, град 360 360 360 360 360 360
Возимый боезапас, выстр. 40 28 28 30 46 39
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 17,4 18,1 15 17,23 17,4 22
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 20,5 23,5 19 21,88 20,5 30
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 20 30 20 20 30
Масса ОФС, кг 43,56 43,88 43,88 43,56 43,56 43,88
Боевая скорострельность, выстр/мин 1,9-3,5 1-4 до 6 до 4 1,9-3,5 1-4
Калибр зенитного пулемёта, мм 7,62 12,7 12,7 12,7 7,62 12,7
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 61 47 55 60 61
Запас хода по шоссе, км 500 299 300 450 500 299

Операторы

Современные

Россия:
-Сухопутные войска России - 1800 ед., из них 1000 на хранении, по состоянию на 2013 год
-Морская пехота России - 18 ед. по состоянию на 2013 год
-Азербайджан - 6 ед. по состоянию на 2013 год, дополнительно поставлено 16 единиц 2С3 из Украины в период с 2009 по 2010 год
-Алжир - 30 ед. по состоянию на 2013 год, всего поставлено 40 ед.
-Армения - 28 ед. по состоянию на 2013 год
-Белоруссия - 108 ед. по состоянию на 2013 год, всего поставлено 166 ед.
-Вьетнам - 30 ед. по состоянию на 2013 год
-Демократическая Республика Конго - 10 ед. по состоянию на 2013 год
-Грузия - 13 ед. по состоянию на 2013 год; по данным «Газета. Ру», 8 единиц 2С3М по состоянию на 2008 год
-Казахстан - 120 ед. по состоянию на 2013 год
-Куба - 40 единиц 2С1 и 2С3 по состоянию на 2013 год
-Словакия - 4 ед. поставлены в период с 1993 по 2010 год, назначение поставок неизвестно
-Сирия - 50 ед. по состоянию на 2013 год
-США - 19 ед. поставлено в период с 1993 по 2010 год, точное назначение поставок неизвестно, официально поставлялись для обучения; возможно, с целью изучения конструктивных решений
-Туркмения - 16 ед. по состоянию на 2013 год
-Узбекистан - 17 ед. по состоянию на 2013 год
-Украина - 463 ед. по состоянию на 2013 год, всего поставлена 501 единица
-Чехия - 13 ед. поставлено из Венгрии в период с 1993 по 2010 год, назначение поставок неизвестно
-Южная Осетия - 42 ед. по состоянию на 2008 год
-Южный Судан - 12 ед. по состоянию на 2013 год

Бывшие

СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
-Болгария - 4 ед. поставлены из СССР в 1989 году, в 1999 году проданы Анголе
-Венгрия - 18 ед. поставлено из СССР в 1981 году
-ГДР - 95 ед. поставлено из СССР в период с 1979 по 1985 год, переданы ФРГ. 9 единиц были проданы США, остальные возможно на хранении или подверглись демилитаризации.
-Ирак - 150 ед. поставлено из СССР в период с 1980 по 1989 год, с 2006 года сняты с вооружения

Характеристики

Классификация: самоходная гаубица
-Боевая масса, т: 27,5
-Компоновочная схема: переднемоторная
-Экипаж, чел.: 4
Размеры:
-Длина корпуса, мм: 6970
-Длина с пушкой вперёд, мм: 7765
-Ширина корпуса, мм: 3250
-Высота, мм: 3050
-База, мм: 4622
-Колея, мм: 2720
-Клиренс, мм: 450
Бронирование:
-Тип брони: противопульная
-Лоб корпуса, мм/град.: 30
-Борт корпуса, мм/град.: 15
-Лоб башни, мм/град.: 30
-Борт башни, мм/град.: 15
Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 152-мм 2А33
-Тип пушки: нарезная гаубица
-Длина ствола, калибров: 28
-Боекомплект пушки: 46
-Углы ВН, град.: -4...+60 град
-Углы ГН, град.: 360 град
-Дальность стрельбы, км: до 20,5
-Прицелы: ПГ-4, ОП5-38, ТКН-3А
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
Подвижность:
-Двигатель : Производитель: ЧТЗ. Марка: В-59У. Тип: дизельный. Объём: 38 880 куб.см.. Максимальная мощность: 520 л.с., при 2000 об/мин. Максимальный крутящий момент: 2059 Н·м, при 1200-1400 об/мин. Конфигурация: V12. Цилиндров: 12. Расход топлива при смешанном цикле: 180-220 л/100 км. Расход топлива на трассе: 165 л/100 км. Диаметр цилиндра: 150 мм. Ход поршня: 180 мм. Охлаждение: жидкостное. Тактность (число тактов): 4. Рекомендованное топливо: многотопливный.
-Скорость по шоссе, км/ч: 60
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25-30
-Запас хода по шоссе, км: 500
-Ёмкость топливных баков, л: 830
-Удельная мощность, л. с./т: 19
-Тип подвески: индивидуальная, торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,6
-Преодолеваемый подъём, град.: 30 град
-Преодолеваемая стенка, м: 0,7
-Преодолеваемый ров, м: 3
-Преодолеваемый брод, м: 1

К профессиональному празднику артиллеристов и ракетчиков Warspot подготовил обзор тяжёлых гусеничных САУ второй половины XX – начала XXI веков калибром более 152 мм.

Самоходные артиллерийские установки на гусеничном ходу в XXI веке по-прежнему доминируют, составляя основу парка подвижной артиллерии во многих странах мира. Колёсные САУ, несмотря на появление новых интересных образцов, остаются нишевым оружием, применение которого значительно ограничивается условиями местности.

Эволюция гусеничных САУ на протяжении примерно вековой истории имела общие черты с развитием танков, что неудивительно – многие самоходные орудия в качестве базы имели и имеют танковые шасси. Постепенно рос калибр орудий, увеличивалась боевая масса установок – но, как и в случае с танками, эта тенденция сохранялась лишь до определённого момента. В случае с танками развитие гигантизма прекратилось в результате появления «компромиссного» класса основного танка, а для гусеничных самоходных артиллерийских установок таким пределом стал калибр 152–155 мм.

Если в 50–70-е годы создавалось и принимались на вооружение самоходы с орудиями калибром до 200 мм и более, в наши дни новые САУ практически не переходят порога в 155-мм. Большой калибр рассматривался конструкторами как способ увеличения дальности стрельбы. Но научно-технический прогресс (например, создание активно-реактивных снарядов) позволил достигать дальности полёта снаряда до 70 км без создания исполинских артиллерийских систем. Кроме того, нишу сверхдальнобойной артиллерии в какой-то степени заняли тактические и оперативные ракеты.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения подписей, можно навести на текст курсор мыши - это затемнит подложку подписи.

M44, США. 155-мм гаубица, выпускалась с 1954 года. На фотографии М44 на учениях в Западной Германии, 1960 год. Экипаж 5 человек. Масса 31 тонна, мощность двигателя 500 л.с., максимальная скорость 56 км/ч. Боекомплект 24 снаряда, скорострельность 1 выстрел в минуту, дальность стрельбы 14,6 км. Построено около 600 М44
militarymashup.com


M110, США. 203-мм гаубица, производилась с 1962 года. Экипаж 5 человек. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., максимальная скорость 55 км/ч. Боекомплект 2 снаряда, дальность стрельбы 16,8 км. Построено более 1000 М44. Продолжают стоять на вооружении в Греции, Иране, Южной Корее, Турции, Японии, на Тайване и в др. странах
pinterest.com


M-50 155mm, Израиль. 155-мм гаубица, разработана в начале 1960-х гг. на базе танка «Шерман». Расчёт 8 человек. Масса 47 тонн, мощность двигателя 460 л.с. Боекомплект 47 снарядов. Создано около 120 машин


L-33/Ro"em, Израиль, 155-мм гаубица. Ещё одна САУ на базе «Шермана»; произведено, вероятно, около 200 единиц

M107, США. 175-мм гаубица, производилась с 1962 г. На фотографии М107 ведёт огонь во время операции Сан-Анджело, Вьетнам, 1968 год. Экипаж 5 человек. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., скорость до 55 км/ч. Боекомплект 2 снаряда, дальность стрельбы до 32,7 км. Стоят на вооружении в Израиле, Иране, Турции и во Вьетнаме
militarymashup.com


M109, США. 155-мм гаубица, производилась с 1962 года. На фотографии – египетская М109 во время учений «Operation Bright Star» 15 сентября 2005 года. Экипаж 6 человек. Масса 23,8 тонн, мощность двигателя 450 л.с., скорость до 61 км/ч. Боекомплект 28 снарядов, скорострельность до 6 выстр./мин, дальность стрельбы до 22 км. Стандартная САУ НАТО


Bandkanon 1, Швеция. 155-мм гаубица, состояла на вооружении с 1967 года. Экипаж 5 человек. Масса 52 тонны, мощность двигателей 240+290 в модифиации А (300+290 в модификации С) л.с., максимальная скорость 28 км/ч. Возимый боекомплект 14 снарядов, скорострельность до 15 (один в стволе) выстрелов за 45 секунд
tv.nrk.no


2С3 «Акация», СССР. 152-мм гаубица, в эксплуатации с 1971 года. Экипаж 4 человека. Масса 27,5 тонн, мощность двигателя 520 л/с, скорость до 60 км/ч. Боекомплект 40–46 выстрелов, скорострельность до 3,5 выстр./мин, дальность стрельбы до 25 км. Построено около 4000 2С3. Состоит на вооружении примерно в двух десятках государств
gvtm.ru


Тип 75, Япония. 155-мм гаубица, принята на вооружение в 1975 году. Экипаж 6 человек. Масса 25,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., максимальная скорость 47 км/ч. Боекомплект 28 выстрелов, скорострельность 6 выстр./мин, дальность стрельбы до 19 км. Построена 201 единица


2С7 «Пион», СССР. 203-мм пушка, производился с 1975 года. На фотографии азербайджанская САУ 2С7 в Баку. Экипаж 7 человек. Масса 45 тонн, мощность двигателя 780 л.с., максимальная скорость 50 км/ч. Боекомплект 4 снаряда, дальность стрельбы 50 км. Построено более 500 САУ. Имеются в армиях Азербайджана, Анголы, Беларуси, Грузии, России, Узбекистана, Украины


2С5 «Гиацинт-С», СССР. 152-мм пушка, производилась с 1976 года. На фотографии белорусская САУ 2С5 на параде в Минске. Экипаж 5 человек. Масса 27,5 тонн, мощность двигателя 520 л.с., скорость до 63 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 33 км. Построено более 2000 САУ 2С5. Используются в Беларуси, России, Узбекистане, Украине, Финляндии


AMX AuF1, Франция. 155-мм гаубица, производилась с 1977 года. На фотографии саудовская AuF1 с экипажем. Экипаж 4 человека. Масса 46 тонн, мощность двигателя 720 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 42 выстрела, дальность стрельбы 30 км, скорострельность 8 выстр./мин. Эксплуатируют в Кувейте, Ираке, Саудовской Аравии и во Франции


М1978 «Коксан», Северная Корея. 170-мм пушка, в эксплуатации с 1978 года. Расчёт 8 человек. Масса 46 тонн, корость до 40 км/ч. Боекомплекта не несёт, скорострельность 1–2 выстрела за 5 минут, дальность стрельбы до 40–60 км. Поставлялись Ирану и Ираку
modelsuwemilitaria.blogspot.com.by


Palmaria, Италия. 155-мм гаубица, производилась с 1982 года. На фото ливийские САУ Palmaria у г. Адждабия в 2011 году. Экипаж 5 человек. Масса 46 тонн, мощность двигателя 750 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность 4 выстр./мин. Построено 235 машин, поставлялись в Ливию, Нигерию; башни - в Аргентину


2С19 «Мста-С», СССР. 152-мм гаубица, в эксплуатации с 1989 года. Экипаж 5 человек. Масса 42 тонны, мощность двигателя 780–840 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 50 выстрелов, дальность стрельбы до 29 км, скорострельность 7–10 выстр./мин. Построено более 720 машин. Состоят на вооружении в России, Азербайджане, Беларуси, Венесуэле, Украине, Эфиопии


M109A6 Paladin, США. 155-мм гаубица, модификация М109 с новыми башней, радиостанцией и СУО, принятая на вооружение в США в 1992 году. Экипаж 5 человек. Масса 32 тонны. Боекомплект 39 снарядов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность до 4 выстр./мин. Произведено около 1200 САУ. Состоят на вооружении в США и в Саудовской Аравии
afcent.af.mil


AS-90, Великобритания. 155-мм гаубица, производилась с 1992 года. Экипаж 5 человек. Масса 45 тонн, мощность двигателя 660 л.с., максимальная скорость 53 км/ч. Боекомплект 48 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км. Построено 179 машин. Состоит на вооружении в Великобритании


PLZ-45, Китай. 155-мм гаубица, в эксплуатации с 1997 года. На фотографии PLZ-45 армии Кувейта. Экипаж 5 человек. Масса 43 тонны, двигатель 520 л.с., скорость до 55 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 39 км, скорострельность 4–5 выстр./мин. Состоит на вооружении в Китае, также поставлялся в Алжир, Бангладеш, Кувейт и Саудовскую Аравию


K9 Thunder, Южная Корея. 155-мм гаубица, производится с 1999 года. Экипаж 5 человек. Масса 47 тонн, мощность двигателя 1000 л.с.,скорость до 67 км/ч. Боекомплект 48 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км, скорострельность 6–8 выстр./мин. Произведено 1140 штук; в Турции налажено лицензионное производство (выпущено около 180 машин)
krigeren.dk


PzH 2000, Германия. 155-мм гаубица, производится с 1998 года. Расчёт 5 человек. Масса 55 тонн, мощность двигателя 986 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 60 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км (установлен мировой рекорд 56 км), скорострельность 8–10 выстр./мин. Произведено более 300 штук; состоит на вооружении в Германии, Греции, Италии и Нидерландах


Тип 99, Япония. 155-мм гаубица, производится с 1999 года. Экипаж 4 человека. Масса 40 тонн, мощность двигателя 600 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 38 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Произведено 111 штук; состоит на вооружении в Японии
ddmurasame.deviantart.com


SSPH Primus, Сингапур. 155-мм гаубица, в эксплуатации с 2004 года. Экипаж 4 человека. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 550 л.с., максимальная скорость 50 км/ч. Боекомплект 26 выстрелов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Построено 48 САУ; состоит на вооружении в Сингапуре


PLZ-05, Китай. 155-мм гаубица, производится с 2007 года. Экипаж 5 человек. Масса 35 тонн, мощность двигателя 520 л.с., максимальная скорость 55 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 52 км, скорострельность до 8 выстр./мин. Построено около 276 штук. Состоит на вооружении в Китае


AHS Krab, Польша. 155-мм гаубица с башней от британской AS-90 и шасси на базе узлов Т-72 польского производства (на фото). Производится с 2008 года. Экипаж 5 человек. Масса 52,1 тонны, мощность двигателя 850 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 26 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Построено 10 САУ


2С35 «Коалиция-СВ», Россия. 152-мм гаубица, производится с 2013 года. Экипаж 3 человека. Масса до 48 тонн, мощность двигателя 1000 л/с. Боекомплект 50–70 выстрелов, заявлена дальность стрельбы до 70 км и скорострельность до 16 выстр./мин. Построено 12 машин. САУ впервые официально продемонстрировали 9 мая 2015 года

2С3 «Акация» - это самоходная артиллерийская гаубица калибра 152 мм, разработанная в СССР в конце 60-х годов. Однако, несмотря на довольно преклонный возраст, «Акация» до сих пор стоит на вооружении российской армии.

САУ «Акация» предназначена для уничтожения живой силы и бронетехники противника, его узлов управления и связи, подавления артиллерийских и минометных батарей противника. Дальность стрельбы установки достигает 20,5 км.

2С3 «Акация» была принята на вооружение в 1971 году, серийное производство была развернуто на Уральском заводе транспортного машиностроения (УЗТМ). Оно прекратилось почти сразу после распада СССР, в 1993 году. Всего было выпущено около 4 тыс. единиц этой самоходной установки. За годы своей эксплуатации САУ «Акация» несколько раз подвергалась модернизации.

Эта самоходная установка принимала участие во множестве войн и конфликтов, зарекомендовав себя как надежное и эффективное оружие . Она поставлялась во все армии государств Варшавского договора, а также в страны Африки и Азии. Кроме российской армии, 2С3 «Акация» в настоящее время находится на вооружении еще нескольких десятков армий мира .

История создания

После окончания Второй мировой войны на вооружении СССР находилось несколько самоходных артиллерийских установок . Это были штурмовые и противотанковые самоходки, предназначенные для стрельбы прямой наводкой. Следует отметить, что подобная ситуация наблюдалась и в армиях других стран. Существовали и другие виды САУ, способные поражать противника с закрытых позиций, но их было сравнительно немного.

Однако преимущества самоходной артиллерии по сравнению с буксируемой были очевидными, поэтому разработками новых САУ активно занялись во многих странах мира. Подобными изысканиями занимались и советские конструкторы, но после прихода к власти Никиты Хрущева все работы в этом направлении были приостановлены.

Хрущев считал, что будущее за ракетами, а в случае масштабной ядерной войны пушки и вовсе не будут нужны. Однако очень скоро стала понятна ошибочность этой позиции. Несколько локальных конфликтов 50-х и 60-х годов показали, что пушки остаются основным средством поражения противника, а артиллерия все так же является «богом войны».

Однако работы над новыми отечественными артиллерийскими системами начались только после ухода Хрущева с поста главы государства.

4 июля 1967 года увидело свет поистине историческое для советской артиллерии постановление Совета Министров, которое дало ход работам над САУ «Гвоздика» , «Акация» и «Фиалка». Следует сказать, что в это время США уже имели на вооружении 155-мм самоходную гаубицу M109 , способную стрелять боеприпасами с ядерной боевой частью, так что советские конструкторы были в роли догоняющих.

Перед началом проектных работ был тщательно проанализирован опыт использования САУ во время прошедшей войны, а также учтены последние тенденции развития этого вида вооружения.

ВНИИ-100 с 1963 по 1965 год проводила предварительные исследовательские работы относительно облика и конструкции будущей самоходной установки. Артиллерийскую часть будущей САУ решено было разрабатывать на основе буксируемой 152-мм гаубицы Д-20 . Конструкция орудия, баллистика и боеприпасы этого орудия были взяты без изменений.

Относительно шасси будущей самоходки рассматривались два варианта: «Объект 124» (ПУ ЗРК «Круг») и шасси перспективного среднего танка «Объект 432». В ходе изысканий было выяснено, что для САУ больше подойдет компоновка с передним расположением двигателя, поэтому для будущей «Акации» было решено использовать шасси ПУ ЗРК «Круг».

Два опытных образца были изготовлены уже в 1968 году, в 1969 году начались заводские испытания, которые показали чрезмерную загазованность боевого отделения во время стрельбы. С этой проблемой смогли справиться, и в 1971 году новая САУ была принята на вооружение под обозначением 2С3 «Акация». Серийное производство самоходной установки было развернуто на УЗТМ еще в 1970 году (то есть, еще до принятия на вооружение), она начала поступать в артиллерийские полки мотострелковых и танковых подразделений на замену 152-мм гаубицам Д-1, Д-20 и МЛ-20 .

В этот же период шли работы над созданием 152-мм гаубицы с картузным заряжанием. Однако исследования показали, что использование картузных зарядов не несет никаких преимуществ ни в кучности, ни в дальности стрельбы, ни в скорострельности орудия, поэтому дальнейшие разработки в этом направлении были признаны нецелесообразными.

В начале 70-х годов была проведена модернизация САУ 2С3 «Акация», в первую очередь она затронула конструкцию механизма заряжания и компоновку боевого отделения машины. Две укладки барабанного типа на базовой модификации были заменены на одну, что позволило увеличить боекомплект установки до 46 выстрелов. Также было изменено расположение люков в кормовой части и башни самоходной установки и установлена механизированная подача выстрелов с грунта. Кроме того, на САУ была установлена новая радиостанция. Модернизированная «Акация» получила индекс 2С3М. В серию она была запущена в 1975 году.

В 1987 году была разработана еще одна модификация САУ, она получила наименование 2С3М1. На этой машине был установлен панорамный прицел наводчика 1П5, новая аппаратура внутренней связи, а также более совершенная радиостанция. Кроме того, самоходка оснащалась оборудованием для приема информации с машины командира батареи.

Следующая модернизация «Акации» была проведена уже после распада СССР, она получила наименование 2С3М2. Самоходка получила автоматизированную СУ наведением и стрельбой 1В514-1 «Механизатор-М», а также новую систему постановки дымовых завес. В это же время был разработан вариант САУ 2С3М2 «Акация» под натовский калибр.

Последняя модернизация машины коснулась артиллерийской части установки. 152-мм гаубица 2А33 была заменена на более мощное орудие 2А33М аналогичного калибра, что позволило увеличить дальность стрельбы и существенно расширить номенклатуру используемых боеприпасов. Также установка была оснащена более совершенным бортовым оборудованием. Данная модификация получила наименование 2С3М3, пока она считается опытной машиной.

Описание конструкции

САУ 2С3 «Акация» имеет классическую башенную схему с расположением двигателя в передней части машины. Корпус и башня самоходки выполнены из катаной броневой стали, она держит бронебойную пулю на расстоянии 300 метров, а также защищает экипаж от осколков мин и снарядов. Лобовая броня башни и корпуса имеет толщину 30 мм, а толщина брони боковых частей составляет 15 мм.

Корпус установки делится на несколько отсеков: управления, силовой и боевое отделение. Отсек управления расположен в передней части корпуса с левой стороны. В нем находится место водителя, приборы и органы управления. Справа в передней части размещается силовое отделение, в котором расположен двигатель, трансмиссия, а также системы смазки, охлаждения, запуска и подачи топлива.

Центральную и кормовую часть машины занимает боевое отделение, на его крыше установлена сварная башня со 152-мм орудием. В боевом отделении расположены места трех членов экипажа: командира машины, наводчика и заряжающего. Сиденья командира и наводчика находятся слева от орудия, а заряжающего – справа от него. Место командира установки оборудовано поворотной башенкой, которая установлена на крыше башни. Также на крыше башни находится люк командира и люк заряжающего. Над командирским люком установлен 7,62-мм пулемет для стрельбы по воздушным целям. Боеукладка расположена в кормовой части боевого отсека.

САУ 2С3 «Акация» вооружена 152-мм гаубицей 2А33, которая практически полностью повторяет буксируемую гаубицу Д-20. Она состоит из ствола, затвора, муфты, противооткатного устройства, дульного тормоза, люльки и подъемного механизма. Ствол 2А33 – это труба, соединенная муфтой с казенником, на дульном срезе ствола находится дульный тормоз. Затвор орудия – вертикально-клиновой, выстрел можно производить как вручную, так и с помощью электроспуска. Цилиндры противооткатного устройства после выстрела откатываются вместе со стволом.

Заряжание орудия – раздельно-гильзовое: сначала в канал ствола досылается снаряд, а затем гильза с порохом. Аналогичным образом устроены большинство артиллерийских систем калибра 152 мм.

Для облегчения работы заряжающего орудие оборудовано электромеханическим досылателем снаряда и заряда, а также лотком для улавливания стреляной гильзы. Противооткатные устройства орудия – это гидравлический тормоз отката, закрепленный в казеннике и пневматический накатник, заполненный азотом.

Подъемный механизм обеспечивает наведение орудия по вертикали в диапазоне от −4 до +60°.

Возимый боекомплект САУ «Акация» составляет 40 выстрелов (для модификации 2С3), на более поздних модификациях установки количество выстрелов увеличено.

САУ «Акация» может вести огонь разными типами боеприпасов . В основной боекомплект САУ входят осколочно-фугасные снаряды (дальность стрельбы более 17 км), снаряды с улучшенной аэродинамической формой, дальность стрельбы которых составляет 17,4 км, есть возможность использовать управляемые снаряды типа «Краснополь» и «Сантиметр». Кроме этого, САУ может вести огонь химическими , осветительными, шрапнельными и кассетными боеприпасами. Для борьбы с бронетехникой противника применяются кумулятивные и бронебойные снаряды.

САУ 2С3 «Акация» может использовать боеприпас с ядерной боевой частью мощностью 1 кТ, дальность стрельбы при этом составляет 17,4 км.

Кроме орудия, САУ «Акация» вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ.

Место наводчика орудия оборудовано двумя прицелами: панорамой для стрельбы с закрытых позиций и прицелом ОП5-38 для стрельбы прямой наводкой. В командирской башенке установлен прицел ТКН-3А, а место водителя оборудовано призматическими приборами наблюдения и прибором ночного видения.

САУ «Акация» оснащена радиостанцией Р-123, которая обеспечивает связь на расстоянии 28 км.

На САУ установлен V-образный дизель В-59У с двенадцатью цилиндрами, его мощность 520 л. с. Кроме солярки, он может использовать керосин.

Ходовая часть САУ «Акация» — это модифицированное шасси ПУ ЗРК «Круг», в ее состав входят шесть пар опорных катков, четыре пары поддерживающих катков, направляющие колеса расположены в задней части машины, а ведущие – в передней. Подвеска самоходки – индивидуальная торсионная.

Боевое применение

Первым серьезным конфликтом, в котором принимала участие САУ «Акация», стала война в Афганистане. В 40-й армии 2С3 была самой распространенной артиллерийской установкой. Эти самоходные гаубицы обычно осуществляли непосредственную поддержку штурмовым подразделениям. Для защиты от крупнокалиберных пулеметов ДШК корпус и башню САУ обвешивали траками или ящиками с песком. С 1984 года 2С3 начали использовать для сопровождения колонн, которые часто обстреливались моджахедами.

САУ «Акация» участвовала практически во всех конфликтах, которые возникли на территории СССР после его развала. Эти установки использовали во время Приднестровского конфликта, грузины применяли «Акации» во время войны в Абхазии, эта самоходная установка использовалась российскими войсками в первой и второй чеченской кампании .

В 2008 году российские и грузинские войска использовали «Акации» в Осетии.

В настоящее время САУ 2С3 применяется обеими противоборствующими сторонами на востоке Украины.

САУ «Акация» активно применялась иракскими войсками во время ирано-иракской войны. Она составляла основу артиллерийских дивизионов Ирака. Однако против сил международной коалиции в 1991 году иракская самоходная артиллерия оказалась неэффективной.

В настоящее время эти самоходные установки активно используются сирийской правительственной армией против повстанцев.

Несмотря на свой весьма преклонный возраст, «Акация» продолжает исправно нести ратную службу не только в нашей стране, но и за ее пределами. Военные любят эту самоходку за простоту и надежность. Скорее всего, она еще долго будет оставаться в боевом строю. Как показывает опыт последних военных конфликтов, артиллерия еще долго будет оставаться «богом войны», и вряд ли получиться подыскать ей равноценную замену.

Характеристики

Ниже представлены характеристики (ТТХ) САУ «Акация».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них