Страны ядерной триады. Ядерная триада

По состоянию на 2017 год в распоряжении Вашингтона имеется почти 1,4 тыс. развернутых ядерных боеголовок. Больше - 1561 заряд - только у России. Кроме того, США -​ одна из четырех стран мира, обладающих так называемой ядерной триадой. О ее основных компонентах, а также о том, как США модернизируют свой ядерный потенциал, - в материале ТАСС.

Зов модернизации

"Атомные подводные лодки, стратегические бомбардировщики и баллистические ракеты нуждаются в модернизации. Меня беспокоит наш [ядерный] потенциал в конце 2020–2030-х годов", - заявил глава Стратегического командования (СТРАТКОМ) ВС США генерал Джон Хайтен на Форуме Галифакса по международной безопасности в Канаде.

Генерал Хайтен - не первый, кто обращает внимание Вашингтона на проблему модернизации имеющегося ядерного оружия. За месяц до своей инаугурации президент США Дональд Трамп заявил , что ядерный потенциал страны должен быть "значительно укреплен и расширен". А часть американского экспертного сообщества (например, The Heritage Foundation) призывает Конгресс поддерживать выделение средств на поддержание и модернизацию ядерной триады.

Правда, это очень дорогое удовольствие. По оценкам управления Конгресса США по бюджету, поддержание и модернизация ядерного оружия в период с 2017 по 2026 год может обойтись Вашингтону в $400 млрд.

Триада

Понятие ядерной триады сложилось к концу 1950-х годов, когда на вооружении двух сверхдержав - СССР и США - оказались все три ее компонента (сухопутный, воздушный и морской).

Первый компонент - мобильные или стационарные (шахтные) пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

Второй - стратегические бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы или крылатые ракеты с ядерной боеголовкой.

Третий - подводные лодки с БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).

Всего четыре страны в мире обладают ядерной триадой - Россия, США, Китай и Индия, из которых последняя присоединилась к этому "клубу" в 2016 году.

В распоряжении Вашингтона

Сухопутный компонент триады в США представлен исключительно МБР Minuteman-III, разработанными корпорацией Boeing и впервые поступившими на вооружение в 1970 году. Максимальная дальность Minuteman-III составляет порядка 13 тыс. км, а оснащены ракеты боеголовками двух типов - W78 и W87.

Minuteman-III считаются устаревшими, и в настоящий момент ведется работа над программой Ground-Based Strategic Deterrent ("Наземное стратегическое средство сдерживания" или GBSD). Ее цель - создание достойной замены Minuteman-III. В августе 2017 года стало известно, что в рамках этой программы Пентагон подписал контракты с Boeing и Northrop Grumman на общую сумму в $677 млн. А по данным Arms Control Association, вся программа GBSD может обойтись в $140 млрд.

Воздушный компонент - бомбардировщиками B-52H Stratofortress и B-2 Spirit. Первые поступили на вооружение в 1955 году, а вторые - в 1997-м.

Максимальная дальность полета B-52H без дозаправки составляет около 16,2 тыс. км, а более современного и малозаметного B-2 - 11,1 тыс. км.

В настоящее время Northrop Grumman работу над созданием бомбардировщика B-21 в рамках программы Long Range Strike Bomber program (LRS-B). На это Вашингтон должен будет выделить свыше $100 млрд, считают в Arms Control Association.

Морской компонент представлен БРПЛ UGM-133 Trident II. Это детище Lockheed Martin было принято на вооружение в 1990 году. Сейчас носителями Trident II в США являются исключительно подводные лодки класса Ohio. На каждой лодке - по 24 БРПЛ.

На замену ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими) Ohio планируется спустить на воду новые субмарины класса Columbia. Они будут отличаться от предшественников меньшим количеством пусковых шахт (16 вместо 24), но большей скрытностью и более современным радиоэлектронным оборудованием.

На разработку и строительство подводных лодок типа Columbia Вашингтону придется выделить $128 млрд.

Александр Мосесов

© Владимир Петрович Козин

член-корреспондент Российской академии естественных наук

профессор Академии военных наук Российской Федерации

член Экспертного Совета при Комитете по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

ведущий эксперт ЦВПИ МГИМО МИД России

Выступление на международной конференции «Долгосрочное прогнозирование развития международных отношений в мире».МГИМО,14 декабря 2017 года.

Вступивший в должность президента США Дональд Трамп унаследовал от своего предшественника Барака Обамы значительный ракетно-ядерный потенциал стратегического и тактического назначения в виде ядерных боезарядов и средств их доставки, а также ядерную стратегию «безусловного наступательного ядерного сдерживания», предусматривающую нанесение первого «упреждающего и превентивного» ядерного удара практически по любому государству мира, которое не относится к союзникам, друзьям или партнерам Вашингтона. В списке таких государств Россия и КНР стоят, соответственно, на первом и втором месте.

По состоянию на 1 марта 2017 года в американских стратегических ядерных силах находился в общей сложности 673 оперативно развернутых стратегических носителей в виде МБР, БРПЛ и стратегических ТБ, на которых на обозначенную дату было установлено 1.411 оперативно развернутых ядерных боезарядов стратегического назначения.

По конкретным видам названных стратегических наступательных вооружений американская стратегическая ядерная триада была представлена на 1 марта 2017 года 405 МБР «Минитмен-3» с максимальной мощностью 335 кт для боезаряда «W-78» и 455 кт «W-87» (278 оперативно неразвернутых ракет), 220 БРПЛ «Трайдент-2» с мощностью 100 кт для боезаряда «W-78» и 455 кт для боезаряда «W-87» (203 оперативно неразвернутых) и 48 ТБ (18 оперативно неразвернутых), в том числе 12 ТБ «В-2А» (8 оперативно неразвернутых) и 36 бомбардировщиками «В-52Н» (10 оперативно неразвернутых). Кроме того, у них находился 41 ТБ «В-52Н», переоборудованный под неядерные функции.

На эту дату на долю МБР падало 60% от всех носителей, на БРПЛ – 33% и на бомбардировщики 7%. СЯС США находятся в постоянной модернизации.По данным корпорации «Боинг», опубликованным в августе 2017 года, стратегические ядерные силы США обеспечивают боеготовность МБР «Минитмэн-3» на 99,7% .

В январе 2017 года уходящий со своего поста вице-президент Джозеф Байден признал, что по состоянию на 30 сентября 2016 года США располагали в общей сложности 4.018 оперативно развернутыми и оперативно неразвернутыми ядерными боезарядами стратегического и тактического назначения. В это количество не вошли приблизительно 2.800 ядерных боезарядов, снятых с вооружения и ожидающих утилизации (в 2010 году Россия сообщила на Обзорной конференции по ДНЯО о наличии у нее 3900 ядерных боезарядов, а в 2015 году – о 1582 боезарядах; см. интервью директора ДКНВ МИД России Михаила Ульянова газете «Коммерсант» 13.09.2017).

Новая стратегическая ядерная триада США

Начиная с 2025 года, США приступят к коренной перекройке своей классической стратегической ядерной триады, постепенно заменяя все ее три компонента новыми типами СНВ.

В 2025 году они создадут новый стратегический ТБ «В-21» («Рейдер»).

Их предполагается произвести до 100 единиц. Основными особенностями новой машины станут: продолжительность времени боевого патрулирования в воздухе и ее оснащение перспективными средствами преодоления системы ПВО-ПРО потенциального противника. Самолет будет создаваться с использованием технологии «Стелс», иметь большую дальность полета.

В 2029 году появится новая МБР «GBSD» или «средство стратегического сдерживания наземного базирования», для упрощения называемая как «Минитмэн-4».Их общее количество запланировано довести до 400 единиц. На новой МБР будут установлены наиболее эффективные средства наведения на цели и система преодоления ПРО, повышена скорость полета и дальность стрельбы, использована новая система запуска и контролирования полета. С целью повышения эффективности отдельных узлов и агрегатов новой ракеты она будет собираться по модульному принципу.21 августа 2017 года корпорации «Боинг» и «Нортроп Груммэн» получили контракты на проведение ТЭО и обеспечение безопасности новой ракеты стоимостью 349,2 и 328,6 млн. долларов. Эти работы должны быть завершены в августе 2020 года.

Первая новая ПЛАРБ класса «Колумбия» выйдет на боевое патрулирование в 2031 году . В общей сложности будет построено 12 таких «экспериментальных» атомных ракетных подводных лодок; на каждой из них будет установлено по 16 БРПЛ.

Все три компонента новой стратегической триады будут находиться на вооружении до 2080 года и далее.

В общей сложности такая перекройка традиционной стратегической ядерной триады позволит США иметь к середине нынешнего века до 692 принципиально новых носителей СНВ – без учета крылатых ракет воздушного базирования повышенной дальности, оснащенных ядерными боезарядами, которых в период президентства Барака Обамы предполагалось создать до 1000-1100 единиц. В августе 2017 года корпорации «Локхид Мартин» и «Рейтеон» получили по 900 млн. долларов на проведение технического обоснования и обеспечение безопасности новой КРВБ большой дальности в ядерном снаряжении. Эти работы должны быть завершены к 2022 году. Новая ракета заменит КРВБ прежнего типа «AGM-86B».

В потенциале подводных сил 45-го президента США останутся четыре ПЛАРК класса «Огайо» с общим количеством КРМБ в неядерном снаряжении 616 единиц.

Причем, на модернизацию и обновление стратегической ядерной триады США до 2026 года будет выделено до 400 млрд. долларов , а в ближайшие 30 лет 1,2 триллиона долларов (1,7 трлн. долларов с учетом инфляции) , что подтвердило Бюджетное управление американского Конгресса.

Дональдом Трампом была сформулирована общая задача: продолжать модернизацию как стратегических, так и тактических ядерных вооружений . Названная сумма в 400 млрд. долларов на 13% больше суммы, которую при Бараке Обаме определяло Бюджетное управление Конгресса на 2015-2024 годы. Тогда она составляла 348 млрд. долларов. Указанный рост расходов означает, что американские ассигнования на ядерные вооружения будут расти в среднем до 5 % с 2017 года и до 7% к 2026 году.

47% из названной суммы в 400 млрд. долларов или 189 млрд. долларов в абсолютном выражении должны были пойти на развитие стратегических наступательных ядерных вооружений, два процента или 9 млрд. долларов – на модернизацию тактического ядерного оружия. Остальные ассигнования предназначалось выделить на финансирование лабораторий по разработке ядерного оружия, развитие командно-управленческих структур в системе ракетно-ядерных вооружений и модернизацию элементов раннего предупреждения о ракетном нападении. 14% или 56 млрд. долларов в абсолютном выражении от суммы в 400 млрд. долларов предполагалось перевести в резерв, что позволит администрации 45-го президента США использовать их для модернизации какой-то части ядерных вооружений в зависимости от развития военно-политической ситуации в мире.

При Дональде Трампе продолжится курс на универсализацию ядерных боезарядов: вместо семи типов боезарядов авиабомб и крылатых ракет в ядерных арсеналах страны будет находиться два типа боезаряда и вместо пяти видов ядерных боезарядов баллистических ракет будет три типа ядерных боезаряда. Иными словами: вместо двенадцати существующих типов ЯБЗ на вооружении будут находиться только пять типов ядерных боезарядов.

Тактическое ядерное оружие

Дональд Трамп унаследовал 2651 тактический ядерный боезаряд, установленный на четырех типах ядерных авиабомб тактического назначения типа «В-61», часть из которых сосредоточена на континентальной части США, а другая дислоцирована в четырех странах Европы (Бельгия, Италия, Нидерланды и ФРГ), а также в азиатской части Турции. Два типа из имеющихся на вооружении таких авиабомб (В-61-7 и В-61-11) способны выполнять стратегические ядерные задачи; Пентагон и Госдепартамент относят их к стратегическим вооружениям. Следует обратить внимание на то, что Барак Обама и Дональд Трамп приостановили вывод из состава ядерных сил страны именно этих авиабомб, имеющих соответственно максимальный ядерный боезаряд 360 и 400 килотонн.

Администрация Дональда Трампа решительно настроена на то, что в 2020 году или даже раньше американский ВПК приступил к массовому производству корректируемых ядерных авиабомб нового поколения повышенной точности «В-61-12» , которые заменят ранее разработанные варианты авиабомб этого класса. В августе 2016 года Национальное управление по ядерной безопасности сообщило, что оно вместе с ВВС США завершило инженерную фазу разработки данной авиабомбы , которая является финальной стадией перед началом ее массового производства. Принятие первой партии новой авиабомбы ожидается к марту 2020 года. По мнению Управления и ВВС США, эта программа представляет собой «критический элемент стратегии расширенного ядерного сдерживания». Эта авиабомба может быть использована для нанесения «ограниченного» ядерного удара, имея минимальную мощность ядерного боезаряда 0,3-1,5 кт и максимальную – 50 кт.

Названная авиабомба сможет выполнять как тактические, так и стратегические задачи (в последнем случае при установке на ТБ). США уже не раз испытывали такую авиабомбу. Эта бомба будет отличаться высокой степенью точностью наведения благодаря специально разработанному хвостовому оперению.

Американская сторона намерена использовать такие авиабомбы и другие ядерные средства далеко за пределами США, поскольку стратегия «расширенного ядерного сдерживания» является составной частью генеральной американской ядерной стратегии «безусловного наступательного ядерного сдерживания» и предполагает раскрытие американского «ядерного зонтика» над союзниками Вашингтона по НАТО и некоторыми государствами-партнерами, не входящими в трансатлантический альянс. То есть, в общей сложности над 32 государствами мира – над 28 членами НАТО и четырьмя союзниками США.

Под доставку авиабомб «В-61-12» создаются многоцелевые истребители-бомбардировщики «F-35A» (наземного базирования) и «F-35C» (авианосного базирования), которые будут находиться на вооружении до 2075 года, а также упоминавшийся новый стратегический тяжелый бомбардировщик «В-21». 15 апреля 2017 года первая партия «F-35A» из восьми машин уже прибыла в Великобританию.

Министр обороны США Джеймс Мэттис высказался за продажу европейским государствам-членам НАТО этих новых многоцелевых истребителей-бомбардировщиков «F-35».Ожидается, что в Европе этот самолет будет принят на вооружение ВВС Великобритании, Дании, Италии, Нидерландов, Польши и ФРГ, а в зоне АТР военно-воздушными силами Турции, Южной Кореи и Японии.

Дональд Трамп уклоняется и впредь будет уклоняться от вывода на континентальную часть США всех американских ядерных боезарядов тактического назначения в виде авиабомб из четырех стран Европы и азиатской части Турции, на чем последовательно и постоянно настаивала и по-прежнему настаивает Российская Федерация, которая уже вывела все тактическое ядерное оружие бывшего СССР из Беларуси, Казахстана и Украины на свою территорию к середине 90-ых годов.

Новый хозяин Белого дома нигде не поставил вопроса о прекращении круглосуточной и круглогодичной операции ВВС пятнадцати стран НАТО (из 29) «Балтийское воздушное патрулирование» в небе Латвии, Литвы и Эстонии, в которой с марта 2004 года принимают участие самолеты «двойного назначения» трех ядерных держав трансатлантического альянса – Великобритании, США и Франции. То есть самолеты, способные нести как обычные, так и ядерные авиабомбы. Эта операция является провокационной относительно Российской Федерации и Республики Беларусь именно по обозначенным обстоятельствам. Эта операция слабо подвергается критике в официальных и экспертных заявлениях в нашей стране.

Указанные значительные средства будут изысканы администрацией Дональда Трампа за счет снижения доли военных расходов США в НАТО (она составляет 80%), повышения объема поставок американских вооружений другим странам (до 500 млрд. долларов в ближайшие 10 лет, а также за счет снижения их доли в бюджете ООН (она достигает 20%).

Ядерная стратегия Трампа

Дональд Трамп сделал не так уж много заявлений о будущей ядерной политике Соединенных Штатов. Все они прозвучали в основном до президентских выборов 8 ноября 2016 года, и, главным образом, в предвыборном манифесте Республиканской партии «Возрождающаяся Америка», в разработке которого он принимал непосредственное участие, а также в ряде его интервью представителям американских СМИ.

В этой предвыборной платформе республиканцев изложены общие принципы строительства и использования американских вооруженных сил. Отмечается, что партия будет стремиться к переоснащению вооружённых сил страны таким образом, «чтобы они стали самыми сильными в мире и имели значительное превосходство над любым государством или группой государств». Повторена ключевая задача американских вооруженных сил, которая была определена президентом-республиканцем Рональдом Рейганом: Америка должна быть способной вести и одержать победу в «двух с половиной войнах » в глобальном и региональном масштабе.

В документ, который составит основу всей военной политики Соединенных Штатов, по крайней мере, на первый президентский срок правления Дональда Трампа, включена формулировка «Мир через силу», которую, как утверждали в ходе предвыборной кампании его ближайшие помощники, он исповедует уже давно. Кстати говоря, такая же формулировка отражена в концепции внешней политики Соединенных Штатов в качестве «ее центрального элемента», которая изложена на сайте Государственного департамента страны уже после вступления нового президента в должность.

В манифесте «Возрождающаяся Америка был подвергнут прямой критике уровень содержания американских стратегических ядерных сил, длительный срок использования средств доставки ядерного оружия и обращено внимание на важность обновления всей традиционной классической стратегической ядерной триады. В этой предвыборной платформе также подвергается критике Договор СНВ-3, подписанный в 2010 году с Россией, который, якобы, позволил ей нарастить ядерный потенциал при одновременном сокращении американских СНВ, а также то, что он имеет «слабый» инспекционный механизм, не позволяющий доказать его нарушения Москвой.

Принципиально важным в ядерной доктрине любого ядерного государства является постулат о применении ядерного оружия в первом или ответном ударе.

В одном из многочисленных интервью американским газетам федерального значения еще до ноябрьских выборов Дональд Трамп заявлял о готовности взять вместе с российским военно-политическим руководством обязательство о неприменении ядерного оружия в первом ударе, а также – что является весьма важным дополнением в данном контексте – оформить такую договоренность в письменном виде, что можно интерпретировать, как его стремление придать подобной сделке политически и юридически обязательный характер. Во время слушаний в Конгрессе в январе 2017 года шеф Пентагона заявил о готовности новой администрации выработать такую точку зрения относительно национальной стратегической ядерной триады, «чтобы это оружие никогда не должно быть применено».

В ядерной доктрине США пока остается положение о неприменении ядерного оружия против городов, но эта формулировка распространяется только на конфликты с применением обычных видов вооружений.

Негативными особенностями нынешней ядерной доктрины США является то, что ушедший со своего поста Барак Обама завещал своему сменщику Дональду Трампу отказ от стратегии «минимального ядерного сдерживания». Он пока не пошел на замену деструктивной парадигмы прошлого «взаимное гарантированное уничтожение» на более конструктивную теорию «взаимной гарантированной безопасности».

Следует также учесть, что на военное направление деятельности Дональда Трампа уже оказывается сильное давление со стороны Демократической партии. В октябре 2016 года десять бывших руководителей командными центрами боевого управления МБР написали открытое письмо с просьбой не допускать Дональда Трампа к кодам запуска таких ядерных ракет из-за его некомпетентности.

Через два дня после вступления его в должность два представителя Демократической партии сенатор Эдвард Марки и член Палаты представителей Тэд Лью внесли на рассмотрение Конгресса законопроект, который запретил бы новому президенту применить первым ядерное оружие против кого бы то ни было в условиях отсутствия объявления войны этим высшим законодательным органом. Свое решение оба законодателя мотивировали тем, что в ходе предвыборной кампании Дональд Трампа делал противоречивые заявления, касающиеся проблемы распространения ядерного оружия и его применения в первом ударе.

Как известно, до вступления в свою должность новый президент заявлял, что он не применит ядерное оружие в первом ударе и будет последним, кто применит его первым, но одновременно добавлял, что будет готов использовать любые имеющиеся в его распоряжении возможности в этой сфере.

4 сентября 2017 года Белый дом распространил заявление после телефонного разговора Дональда Трампа с премьер-министром Японии Синздзо Абэ, который последовал после проведения испытания водородного оружия Северной Кореей. В этом заявлении говорится: «Президент Трамп подтвердил обязательства США защищать свое государство и территорию, а также союзников с использованием всего спектра дипломатических, обычных и ядерных потенциалов». Выступая 19 сентября 2017 года на 72-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Дональд Трамп заявил о готовности «полностью уничтожить» Северную Корею в том случае, если она будет угрожать США и их союзникам своим ракетно-ядерным оружием. Там же им было сделано критическое замечание в адрес многосторонней ядерной сделки с Ираном 2015 года, что грозит вызвать более глубокую конфронтацию Вашингтона с Тегераном, чем с Пхеньяном. Иран уже заявил, что не будет пересматривать Венскую договоренность 2015 года. Против ее пересмотра выступили все остальные четыре ядерные державы.

Барак Обама, а вслед за ним Дональд Трамп отказались понизить степень боеготовности ракетно-ядерных сил США , которая является весьма высокой, достигая по МБР и ТБ практически 100%.

Не изложил 45-ый президент своих подходов к перспективам ратификации Соединенными Штатами Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Американский Сенат успешно провалил эту первую и последнюю попытку, предпринятую еще в 1999 году.

Дональд Трамп не проявил желания вернуться к выполнению соглашения об утилизации избыточного оружейного плутония , заключённого с Россией в 2000 году. Документ предусматривал утилизацию оружейного плутония, объявленного излишним для военных программ, объёмом 34 тонн с каждой стороны, то есть количества, достаточного, по данным агентства «ЮПИ», для изготовления 17 тысяч ядерных боезарядов. Наиболее важным положением достигнутой тогда договорённости является обязательство сторон обеспечить необратимость перевода избыточного плутония в формы, которые были бы непригодны для изготовления ядерных боезарядов.

К концу 2017 года или в начале 2018 года Дональд Трамп изложит свои взгляды по двум взаимосвязанным между собой документам общенационального значения, касающимся ракетно-ядерного оружия: «Обзор ядерной политики» и «Стратегию применения ядерного оружия». Важно тщательно проанализировать оба эти документа.

В указаниях шефу Пентагона Джеймсу Маттису, переданным 27 января 2017 года, Дональд Трамп предписал ему подготовить обновленный проект «Обзора ядерной политики » для того, «чтобы обеспечить, чтобы ядерное сдерживание Соединенных Штатов опиралось на современные, надежные, гибкие, эффективные, готовые к применению и соответствующим образом скомпонованные ядерные силы, способные сдерживать угрозы XXI века и вселять уверенность в наших союзников». Изложенные указания по сути дела ставят перед министром обороны США задачу не ослаблять американские ядерные силы, а наоборот – модернизировать их и повышать их эффективность.

В своем твите, размещенном 22 декабря 2016 года, Дональд Трамп заявил: «Соединенные Штаты должны основательно укреплять и расширять свой ядерный потенциал до тех пор, пока мировое сообщество не определится с ядерным оружием». США проигнорировали международные дебаты по выработке международной конвенции о полной ликвидации ядерного оружия, которые велись в 2016-2017 годах. На сессии Генеральной Ассамблее ООН 19 сентября 2017 года Трамп вообще не коснулся вопроса ограничения ядерных вооружений.

Работа над «Обзором ядерной политики» началась в апреле 2017 года. Его непосредственно готовят один из заместителей министра обороны и заместитель председателя ОКНШ, а также высокопоставленные исполнители из заинтересованных министерств и ведомств, в том числе Пентагона, Государственного департамента и министерства энергетики на уровне заместителей министров. Нет сомнения в том, что ядерная доктрина США при Трампе останется неизменной. В кратком виде ее можно квалифицировать как «безусловное наступательное ядерное сдерживание ». В ней останется положение о первом ядерном ударе. Она будет иметь антироссийский и антикитайский характер.

Высокопоставленные американские представители его администрации открыто говорят о необходимости создания «баланса между ядерным сдерживанием и эскалацией обычных вооружений», о сочетании «ядерного и неядерного сдерживания». При Обаме и Трампе появились даже публично сделанные высказывания действующих высокопоставленных американских военных о возможности «ограниченного применения ядерного оружия». В последнем случае предполагается применять новую авиабомбу «В-61-12», имеющую максимальный ядерный боезаряд в 50 килотонн и минимальный 0,3 килотонны.

При правлении Барака Обамы в американских военно-политических кругах широко стали обсуждаться возможности начала «ограниченной ядерной войны» с целью «деэскалации» вооруженного конфликта, который может начаться с использованием обычных видов вооружений. При нем стали дебатироваться возможности развязывания боевых действий с применением миниатюрных ядерных боезарядов, а также стали проводиться комбинированные военные учения – учения, начинаемые с первоначальным использованием сил общего назначения, но впоследствии трансформируемые в военные учения с применением ядерного оружия. В марте 2017 года были проведены масштабные маневры Стратегического командования США «Глобальная молния-2017», которые стали самой крупной проверкой стратегической ядерной триады с начала 90-ых годов.

В период Барака Обамы к проведению «ядерных» военно-штабных компьютерных игр стали привлекаться высокопоставленные гражданские государственные служащие, которые могли оказывать влияние на принятие решений в ракетно-ядерной сфере.

Дональд Трамп, как и Барак Обама, не отказался от блокирования предложения арабских и ряда других государств о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от трех классических видов оружия массового уничтожения: ядерного, химического и биологического (бактериологического) оружия. Эта идея постоянно торпедируется администрациями США в течение нескольких десятилетий под надуманными предлогами.

Противоракетная оборона

Президент-ставленник Республиканской партии не намерен сокращать расходы на дальнейшее развертывание глобальной системы ПРО , которая в настоящее время уже имеет до 1100 ракет-перехватчиков наземного и морского базирования (сюда не включены ЗРК «Пэтриот» различных модификаций). Опасность бесконтрольного развития противоракетных средств США и их союзников по НАТО заключается в том, что в ближайшие годы они превысят по количеству стратегических ядерных носителей России, определенных Договором СНВ-3 (800 оперативно развернутых и оперативно неразвернутых единиц). Если пропорция между оборонительными ракетами-перехватчиками ПРО и наступательных ядерных МБР всех видов базирования составит выше уровня 2:1, то такое положение сильно подорвет стратегическое равновесие между Москвой и Вашингтоном.

Администрация президента Дональда Трампа одновременно намерена увеличить количество ракет-перехватчиков стратегического назначения на континентальной части страны с 44 до 64 единиц , добавив дополнительно 20 пусковых установок для размещения противоракет на Аляске. Появились планы развертывания на территории страны в общей сложности 104 противоракет.

При Трампе расходы на развитие ПРО не будут подлежать сокращению .

США стремятся повысить эффективность системы ПРО . 56% успешных перехватов баллистических и крылатых ракет показали испытания стратегической системы ПРО континентального наземного базирования, 82% продемонстрировала морская система ПРО и 100% ПРО ТВД «ТХААД». Были проведены комбинированные перехваты до четырех-пяти ракетных целей одновременно. Разрабатываются противоракеты с РГЧ ИН.

Возобновится программа установки ударных лазерных средств ПРО на тяжелых самолетах. Ударно-боевые средства ПРО могут появиться в США на больших БПЛА.

«Чикагская триада»

Дональд Трамп не откажется от «чикагской триады», то есть созданного в мае 2012 года на саммите НАТО в Чикаго стратегического механизма трансатлантического альянса в виде объединения ракетно-ядерных, противоракетных и обычных вооружений. Его особенность заключается в том, что он выдвинут к рубежам России в качестве средств «передового базирования». Эта триада была вновь утверждена на саммитах блока в Уэльсе в 2014 году и Варшаве в 2016. Формулировка о ней скорее всего прозвучит на очередном саммите блока в 2018 году.

16 нерешенных проблем в сфере КНВ

Барак Обама оставил Дональду Трампу наследство в виде 16 нерешенных проблем в области контроля над ядерными и неядерными вооружениями (см. слайд; эти проблемы были также описаны в: Козин В. Тактическое ядерное оружие США: сокращения или модернизация? М.: 2015. Врезка около стр. 257; Козин В . После Обамы: фактор Трампа. Что нужно сделать для улучшения российско-американских отношений?//Национальная оборона. 2016. № 12. Декабрь. стр. 40-41.). Часть из них (например, ТЯО и ПРО США) должна быть рассмотрена в ближайшее время.

Нарушение Вашингтоном Договора о ликвидации РСМД

В 2016-2017 годах в США усилились требования выйти из Договора о ликвидации РСМД и создать новую КРНБ средней дальности.

Нарушения Договора о ликвидации РСМД со стороны США проявлялись трех формах: 1) использование баллистических ракет-мишеней меньшей, средней и промежуточной дальности при тестировании эффективности системы ПРО; 2) использование ПУ оперативных баз ПРО в Румынии и Польше для загрузки КРНБ; 3) использование тяжелых БПЛА, напоминающих КРНБ. В будущем возможно использование таких ПУ и ударными средствами «Молниеносного глобального удара».

Необходимо напомнить, что, начиная с 2001 года, Пентагон провёл к концу 2017 года в общей сложности 92 таких испытания, 74 из которых (что составляет 80%) были признаны успешными. Еще более успешными были испытания противоракет системы ПРО ТВД «THAAD»: из 15 испытаний, проведенных с ее использованием по состоянию на 4 октября 2017 года, успешными были все 15 попыток перехвата баллистических ракет.

28 июня 2017 года, Комитет по вооружённым силам Палаты представителей американского Конгресса подготовил проект закона об ассигнованиях на национальную оборону страны на 2018 год. В нем оговариваются условия, при которых США могут приостановить соблюдение Договора о ликвидации РСМД. Американские конгрессмены заявили, что если Россия нарушит этот договорный акт и не станет соблюдать его вновь в течение 15 месяцев с момента вступления закона в силу, то Вашингтон больше не будет юридически связан этим договором.

По признанию информированной газеты «Вашингтон пост», закон «призывает создать новую наступательную ракетную программу по производству ракет средней дальности». 14 июля 2017 года Палата представителей американского Конгресса 344 голосами «за» и 81 голосами «против» одобрила законопроект о финансировании разработки в США новой крылатой ракеты средней дальности, запрещенной Договором «Горбачева-Рейгана» 1987 года. В военном бюджете на 2018 год, утвержденном Сенатом 18 сентября 2017 года, на разработку этой ракеты выделено 58 млн. долларов. В этом - главная причина нападок США на Россию по поводу ее «нарушений» Договора 1987 года. В преддверии голосования по бюджету 2018 года в Сенате 18 сентября 2017 года группа американских экспертов по КНВ и ряд бывших госслужащих предупредили, что создание новой КРНБ ускорит кончину Договора о ликвидации РСМД. Но это предупреждение не возымело никакого действия. Не прошла в ходе голосования и поправка нескольких сенаторов отклонить выделение денежных средств на эти цели.

В американском экспертном сообществе одновременно циркулирует предложение, в соответствии с которым выдвигается идея просто передать новые американские носители ядерного оружия средней дальности своим союзникам по НАТО, которые не являются участниками Договора о ликвидации РСМД, не оставляя их в составе американских вооруженных сил и не нарушая этого договора. Необходимо выступать против и такого шага.

Практические предложения

В складывающейся ситуации представляется важным предложить США реализовать в сфере контроля над вооружениями следующие практические предложения.

1.Отказ от продления Договора СНВ-3. Дональд Трамп еще не повторил и не модифицировал предложение Барака Обамы о необходимости достижения с Москвой новых сокращений американских и российских СНВ – примерно на одну треть относительно Договора СНВ-3, подписанного в Праге в апреле 2010 года. Вступив в должность главы американского государства, он пока лишь высказался за готовность пойти на «весьма существенное» сокращение ядерных вооружений с Россией в обмен на снятие «некоторых» торгово-экономических санкций с нее, необоснованно введенных Вашингтоном в инициативном порядке. Но Москва уже на официальном и на экспертном уровне отклонила эту «новацию» из-за ее неэквивалентности и несовместимости элементов «размена».

В случае получения официального предложения Вашингтона продлить на пять лет срок действия Договора СНВ-3 (с 2021 до 2026 года) целесообразно отказаться от такого предложения, а также уклоняться от заключения нового Договора СНВ-4 на двусторонней основе, мотивируя это невозможностью игнорировать бесконтрольное развертывание глобальной системы ПРО и модернизацию ТЯО США у рубежей России при «замораживании» потолков по СНВ России еще на дополнительные пять лет, то есть до 2026 года, в то время как количество и качественная сторона ракет-перехватчиков США значительно возрастет.

При этом следует подчеркивать, что с выполнением действующего Договора СНВ-3 Россия фактически полностью исчерпала возможности для дальнейших шагов на двусторонней основе с американской стороной в названной области. В этой связи необходимо подключение к соответствующему переговорному процессу всех государств, обладающих ядерно-оружейным потенциалом, в особенности Великобритании и Франции как военных союзников США, имеющих взаимные обязательства в сфере стратегического наступательного ядерного сдерживания.

Необходимо также обращать внимание Белого дома на опасность дальнейшего сокращения российских СНВ, часть которых призвана преодолевать американскую систему ПРО, в условиях ее неконтролируемого пространственного распространения, что может привести к подрыву стратегической стабильности и безопасности в глобальном масштабе, а также вызывать новую гонку вооружений – противоракетных систем.

Надо также принимать во внимание, что продление Договора СНВ-3 еще на пять лет после его первоначального финального срока фактически оставит неизменным метод нереального подсчета стратегических ядерных носителей, когда один тяжелый бомбардировщик будет засчитываться как одна единица СНВ.

Бывший глава российской делегации на переговорах с американской стороной по подготовке Договора СНВ-3 Анатолий Антонов признавал в своей монографии «Контроль над вооружениями: история, состояние, перспективы», вышедшей в 2012 году, что в этом договоре не нашла окончательного решения проблема КРМБ большой дальности, нет в нем и запрета на СНВ в неядерном оснащении, «хотелось бы большего по возвратному потенциалу», жестче зафиксировать взаимосвязь стратегических наступательных и противоракетных вооружений, а также сделать подписанный договор «более качественным и всеобъемлющим». Коль скоро такие недостатки признаны им, то тем более после прекращения Договора СНВ-3 в 2021 году их нельзя зафиксировать еще на последующие пять лет.

2. Следует настаивать на реальном подсчете стратегических наступательных ядерных вооружений. Условные зачеты одного стратегического тяжелого бомбардировщика «как одна единица СНВ» позволяет Пентагону маскировать перспективные виды стратегических, а также тактических ядерных вооружений, способных решать стратегические задачи. Соотношение оперативно неразвернутых баллистических ракет к оперативно развернутым составляет при администрации Дональда Трампа остается весьма высоким. В группе МБР оно составляет 210:410 (или 51%), в блоке БРПЛ – 210:209 (почти 100%) и в компоненте ТБ – по ТБ В-2А 10:10 (100%) и по В-52Н – 8:46 (или 17%).

3.Целесообразно постоянно ставить перед Соединенными Штатами и другими ядерными государствами, входящими в НАТО, вопрос о взаимном неприменении вместе с Россией ядерного оружия в первом ударе или договоренность о его неприменении вообще в виде юридически обязывающего бессрочного договора. Такую же формулу надо предложить принять США и КНДР. Пхеньяну и Токио следует вернуться к предложению о превращении Корейского полуострова в безъядерную зону. С целью снижения глубокой военной напряженности между Вашингтоном и Пхеньяном, между Сеулом и Пхеньяном, а также между Токио и Пхеньяном нынешнее руководство США, Японии и Южной Кореи должны дать КНДР на двусторонней или многосторонней основе юридически и политически обязательные гарантии о неприменении силы против Северной Кореи, а Северная Корея со своей стороны - о неприменении силы против США, Японии и Южной Кореи.

4.Следует более настойчиво ставить перед Дональдом Трампом вопрос о полном выводе всего ТЯО США из Европы и о его неразвертывании в Южной Корее и Японии . В нашем политическом лексиконе следует отказаться от термина «нестратегические ядерные вооружения», поскольку он маскирует особенность трех видов авиабомб тактического назначения, способных решать стратегические ядерные задачи.

5.В качестве промежуточного шага к цели неприменения ядерного оружия в первом ударе Москве и Вашингтону можно было бы перейти к стратегии «условного оборонительного ядерного сдерживания , которое никому не угрожает» в виде политической декларации с присоединением к ней Великобритании и Франции. Такие акции не потребовали бы каких-то финансовых ассигнований и каких-то сокращений СНВ, но ликвидировали бы опасность применения ядерного оружия.

6. В отношении Договора о ликвидации РСМД можно было бы придерживаться следующих принципов: первыми из него не выходить (об этом Россия уже заявила); перекройку российских СЯС не производить; ракеты, на ликвидации которых настаивает США, не уничтожать. Усилия США на этом направлении будут в основном фокусироваться не только на «ликвидации» несуществующей российской КРНБ, но и реально действующей российской МБР РС-26, которая договором 1987 года не охватывается. Одновременно надо продолжать подсчитывать все случаи нарушения Вашингтоном ДРСМД и доводить эти данные до мировой общественности. Без оглашения таких данных наша критика реальных нарушений Договора о ликвидации РСМД оединенными Штатами будет оставаться неполной и неконкретной.

7.Следует подвергать критике противодействие со стороны Вашингтона началу переговоров о предотвращении размещения оружия в космосе ; отсутствие прогресса в ратификации ДВЗЯИ на национальном уровне, в том числе со стороны Вашингтона.

8. Следует предложить заключить многосторонний договор об ограничениях систем ПРО – с установлением максимальных пределов на ракеты-перехватчики и определением пространственных зон их размещения за пределами национальных территорий. Надо более решительно ставить вопрос о снятии с боевого дежурства оперативного комплекса ПРО США в Румынии и о вывозе всех ракет-перехватчиков, установленных на нем, на американскую территорию, а также о замораживании строительства аналогичного комплекса в Польше. С целью поддержания стратегической стабильности в мире следует договориться о соотношении между ударно-боевыми средствами ПРО и боезарядами СНВ России, США, Великобритании и Франции не более чем 2:1 или еще о какой-то иной пропорции.

9. Необходимо постоянно требовать от США и НАТО в целом полного прекращения операции «Балтийское воздушное патрулирование », как провокационной и довольно опасной операции для национальной безопасности России.

10. Следует более решительно ставить перед Вашингтоном и штаб-квартирой трансатлантического альянса вопрос о выводе всех видов их вооруженных сил, в особенности тяжелых видов вооружений, а также новых военно-штабных структур с территории европейских государств, развернутых там после 1 апреля 2014 года.

11. Наконец, необходимо предложить новому президенту США провести специальный российско-американский саммит по контролю над вооружениями , не отягощенный другими проблемами, несмотря на то, что соответствующих условий для его проведения в нынешних условиях пока нет.

12. Следует обратить внимание США, НАТО в целом, ООН и всего мирового сообщества, что шестнадцать нерешенных проблем в данной области должны быть поэтапно решены на основе принципа равной и неделимой безопасности сторон. По некоторым из них, не требующим безотлагательного решения, можно было бы определить общие принципы ограничений или сокращений.

Представляется важным организовать подготовку гражданских переговорщиков в МИД России по проблематике ракетно-ядерных и иных вооружений через спецкурсы в МГИМО и Дипломатической академии МИД России.

В случае продолжения на каком-то этапе переговоров с США о сокращении СНВ следует учитывать, что на всех без исключения переговорах с СССР и Россией об ограничении и о сокращении таких видов вооружений американская сторона неизменно исходила и по-прежнему будет исходить из главной задачи: получения на них односторонних преимуществ в ущерб безопасности Российской Федерации. К сожалению, такой линии будут придерживаться и Дональд Трамп, и последующие президенты США.

В ходе каких-то новых переговоров с США по ограничению вооружений особенно важно беречь российские ракетно-ядерные средства преодоления системы ПРО США и НАТО, поскольку в случае продолжения переговоров о дальнейшем сокращении СНВ именно они будут активно «выбиваться» Вашингтоном.

Соединенным Штатам также нельзя позволить до бесконечности и бесконтрольно накапливать критическую массу избыточных ракетно-ядерных, противоракетных и обычных военных потенциалов, поскольку их острие будет главным образом направлено против России и КНР.

В складывающихся условиях решение российского военно-политического руководства о модернизации стратегического ядерного потенциала и высокоточных обычных вооружений является логически правильным и с военно-политической точки зрения целесообразным шагом, в особенности с учетом развития глобальной системы ПРО США и НАТО, включения России в список нанесения первого ядерного удара, а также угрозы Дональда Трампа применить ядерное оружие против КНДР.

Крейсеры с баллистическими ракетами, ударные авиационные комплексы и тяжелые межконтинентальные ракеты - до 2027-го полностью обновится арсенал РВСН, модернизируются ракетоносцы Ту-160, перевооружится подводный флот. О том, какое ядерное оружие наземного, морского и воздушного базирования поступит в воинские соединения, - в материале РИА Новости.

Гаранты мира

Эксплуатировать "Булаву" планируется 30-40 лет. Радиус действия - восемь тысяч километров, стартовая масса - 36,8 тонны. Боевая часть - от шести до десяти гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общей массой 1,15 тонны, меняющих траекторию полета по высоте и курсу. Каждый из "Бореев" вооружен шестнадцатью ракетами. АПЛ могут осуществлять пуски из любой точки мирового океана - как в надводном, так и в подводном положении. До 2020-го в ВМФ поступит восемь лодок этого проекта.

"Бореи" сменят самые мощные в мире АПЛ проекта 941 "Акула". Водоизмещение "Акул" - почти 50 тысяч тонн, длина - 172 метра, ширина - 23 метра. Всего построили шесть таких крейсеров. "Дмитрий Донской", головной в серии, заложили в 1976-м, а в боевой состав Северного флота приняли в 1981-м. После ремонта и модернизации его переоборудовали для испытаний "Булавы". В настоящее время он остается единственной "Акулой" в ВМФ.

Боевое дежурство сегодня несут и другие подводные крейсеры предыдущих поколений - атомоходы проектов "Кальмар" и "Дельфин". Они вооружены шестнадцатью межконтинентальными ракетами Р-29Р и ее усовершенствованным вариантом Р-29РМУ2 "Синева". Однако этим подлодкам третьего поколения уже больше тридцати лет, и их постепенно выводят из состава флота.

Закрытое небо

Стратегическая авиация также не останется без внимания. Ее костяк сегодня - тяжелые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС "Медведь" и Ту-160 "Белый лебедь". Воздушно-космические силы ежегодно получают на вооружение по несколько единиц модернизированных самолетов.

Последние модификации предполагают доработку под крылатые ракеты Х-101/102, соответственно с неядерной и ядерной боевыми частями. Стартовая масса - 2,4 тонны, дальность - 5500 километров. Ракеты производятся серийно для стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС.

Нередко к учениям ядерных сил привлекаются и дальние сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22М3 . И хотя у них другие задачи, это не менее грозное оружие, чем "стратеги". Каждая "тушка" несет 24 тонны боеприпасов, совершая рейды со скоростью до 2300 километров в час на тысячи километров от базы. Ту-22М3 вооружены управляемыми сверхзвуковыми ракетами Х-22М дальностью до 480 километров.

К тому же предполагается, что "двадцать вторые" станут носителями перспективных комплексов "Кинжал" с гиперзвуковыми ракетами. Это оружие развивает скорость в десять Махов (десять скоростей звука), гарантированно преодолевает все существующие системы противовоздушной и противоракетной обороны, доставляя на дальность до двух тысяч километров ядерные и обычные боезаряды.

Военный эксперт Михаил Тимошенко подробно описывает, какими ядерными вооружениями располагает армия России на земле, в воздухе и на море, и что есть у наших оппонентов.Что-то в последнее время часто стало звучать словосочетание «ядерная триада». Буквально из каждого утюга. Термин-то, вообще говоря, из области политологии, что позволяет каждому трактовать его как удобно. Люди гражданские понимают под ним вообще все стратегические вооружения: дальнюю авиацию, межконтинентальные ракеты и атомные подлодки - главное, чтоб летало далеко и взрывалось посильнее. В силу сугубой секретности это порождает мифы и легенды. Вглядимся пристальнее.На суше В России это в первую очередь Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). В их составе по состоянию на начало 2015 года находилось 305 ракетных комплексов, способных нести 1166 ядерных боевых зарядов. Основа группировки - 106 стационарных и «Сотка» в высокозащищенных шахтах. Боевую живучесть и устойчивость обеспечивают 135 мобильных комплексов и «Ярс». Треть всех ракет - новейших типов. Дальность - 11-16 тыс. км. Все МБР наземного базирования развернуты в позиционных районах одиннадцати ракетных дивизий трех ракетных армий. Географически соединения ракетных войск расположены таким образом, что никакой глобальный удар не может разом вывести из строя группировку РВСН.
Такие ракеты, пожалуй, вершина того, что придумано человеком в области оружия. Говорят, что совершенная техника, помимо эстетического чувства, вызывает множество других положительных эмоций. Чувство при этом вызывается ее рациональностью. А что может быть рациональнее оружия?Ведь ракета - воплощенный рационализм, ожившая функция. Уничтожает самое себя во имя достижения цели: ступени отходят по мере сгорания топлива, чтобы донести к назначенному месту заряд. Странно, но сама ракета никаких эстетических чувств не порождает. Те, кто видел вблизи пуск меня поймут.Метровой толщины крышка шахты с пугающей легкостью и неотвратимостью отходит в сторону, и в клубах дыма из-под земли лениво выпрыгивает (пуск-то минометный) тридцатиметровое слепое зеленое туловище весом двести тонн. Замирает на секунду, и тут срабатывает маршевый двигатель, ударяя белым огнем в породившую его шахту, сжигая там все. Рева этого уже не слышишь - человеческие уши не рассчитаны на такую мощь, а ощущаешь дрожащим нутром, кишками. Волоча за собой клубящийся шлейф азотных окислов, ЭТО почти сразу, заваливаясь набок, ложится на боевую траекторию и исчезает за горизонтом. Все.Можешь сесть на землю, подогнув слабеющие ноги, и неспешно покурить. К тому времени, как догорит сигарета, на другом конце траектории в фиолетово-багровом пламени исчезнет город, а может, небольшая страна.На море В боевом составе Военно-морского флота ВС России 11 стратегических атомных ракетоносных подлодок четырех типов: «Кальмар», «Дельфин», «Акула» и «Борей». Только восемь из них имеют на борту баллистические ракеты (БРПЛ). Всего такие ракеты, размещенные в 128 пусковых установках (по 16 на каждой лодке), могут нести 512 ядерных боевых блоков. Дальность ракет - 8 - 9,3 тыс. км. Все «Кальмары» и головной корабль новейшей серии «Борей» находятся в составе Северного флота, а два «Дельфина» базируются на Тихом океане, где к ним скоро добавятся два «Борея». «Кальмары» строились в 70-х годах прошлого века и вооружены ракетами Р-29. «Дельфины» вошли в строй с 1984 по 1990 год и несут на борту Восемь «Бореев» (16 БРПЛ «Булава» на каждой) к 2018 году составят основу морского компонента ядерной триады.Да, самая грозная сила флота ушла под воду. Распластанные, устремленные вперед корпуса «разящих» и «норфолков» (силуэты которых с откинутыми назад трубами и низкими бортами, с оседающей на разворотах ниже уровня воды кормой сигнальщики знали наизусть) сгинули под рев вентиляции, загоняющей воздух в ненасытные топки их котлов, в туманах Северной Атлантики. И где сегодня вся та красота и романтика? Содрогающиеся от мощи одинаковые корпуса серого цвета, утыканные антеннами глухие надстройки, те же ракеты во всех видах, вой турбин, низкие подволоки, маслянистый вкус воздуха. Моряки в походе и моря толком не видят: они у своего заведования. Проткнут душу колокола громкого боя, бросят подвахту на посты, прокрякает что-то трансляция. Где ты, в какой точке пространства, что тебе позволено судьбой, да и какая она? Это ведомо только командиру, который где-то наверху или вовсе рядом, за задраенным люком соседнего отсека. Он и есть твоя судьба. О подводниках и говорить нечего: они живут внутри своего оружия. Недаром сказано: подплав - не служба, а религия.И в небе В составе командования Дальней авиации 38 стратегических бомберов , 16 и 41 . Они дислоцированы на четырех авиабазах. Турбовинтовой Ту-95 серийно строился в 1984-1991 годах. Боевой радиус - 6,5 тыс. км. Ударное вооружение - шесть крылатых ядерных ракет Х-55 с дальностью полета 2500 км, размещенных в бомбовом отсеке. Может дополнительно нести до 10 ракет на пилонах под крыльями, но дальность полета при этом значительно уменьшается. Реактивный Ту-160 строился в два потока: 1984-1992 годы и вновь с 1999 года. Боевой радиус поменьше - 6 тыс. км. Ударное вооружение - 12 крылатых ракет Х-55 в бомбовом отсеке. На замену им должна прийти ракета Х-101 с дальностью до пяти тысяч километров. Ту-22М3 с боевым радиусом в 2,5 тыс. км стоит в этом ряду особняком. Он создавался как «убийца авианосцев» и строился массовой серией с 1989 по 1993 год. Но с появлением ракеты Х-15, которая сама видит цель «из-под крыла», и возможностью применять бомбы стал универсальным. До Штатов не долетит, а в Европе - куда угодно за час - и нате вам. Получите и распишитесь. Нормальный такой «евростратег». Так что дальняя авиация - это наша «длинная рука». От других компонентов ядерной триады ее отличает гибкость применения, ведь перенацелить самолет можно прямо в воздухе. Все бомберы-стратеги пройдут модернизацию и прослужат еще лет двадцать. Вот и в этом году пять и девять вернутся в строй обновленными.Боевые самолеты, безусловно, эстетичны, особенно в полете. Мне, как и многим, почему-то всегда хочется влезть на плоскость и постоять там, задрав голову и глядя в небо. Но сев в кабину, понимаешь, что это место только для работы, тяжелой работы знающего человека. ЭТО - тоже воплощенная функция. Джим Коллинз, американский летчик-испытатель, лет семьдесят тому назад сказал: «В детстве у меня была мечта. Я не помню, в чем она заключалась. Помню лишь, что желание летать было одним из ее проявлений». Но ведь это было у него в мозгу. Летчик - это мозг самолета. Мозг птицы. А они живут только в небе.Если сложить в кучку все, что может иметь Россия, то общее количество боезарядов по договору СНВ-3 не может превышать 1550 единиц. Мы также располагаем некоторым арсеналом тактического ядерного оружия, на которое ограничения не распространяются. И тем не менее нас все время призывают его ликвидировать. Хотя все наше ядерное оружие, как стратегическое, так и тактическое, сосредоточено в пределах национальной территории.Там, за океаном Американская ядерная триада несимметрична нашей. США имеют около 400 МБР «Минитмен-III», 14 атомных подлодок «Огайо» с 336 ракетами и 96 бомберов-стратегов. То есть мы видим явный перекос в пользу флота и авиации. Отметим, что не менее двух третей подлодок постоянно находятся на боевых позициях: американцы не считают их оружием ответного удара. К авиации же со времен Хиросимы и Нагасаки относятся как к священной корове. Их бомберы-стратеги могут брать на борт от 16 до 32 ядерных крылатых ракет. К 2018 году число носителей планируется сократить до 700, а число боезарядов до 1550. Но при подготовке договора американцы настояли, чтобы за каждым бомбардировщиком засчитывался только один боезаряд.Тамошний эксперт признался, что это было сделано в ходе переговоров специально с целью снижения «привлекательности» американских бомберов как предмета сокращений. Тем самым США фактически вывели ядерные вооружения своих бомбардировщиков, в первую очередь крылатые ракеты, из-под контроля. Теперь они, имея на вооружении любое количество таких ракет, могут вообще не представлять их для контрольных процедур договора СНВ-3, а «отчитываться», например, только 96 ядерными бомбами. Есть у наших «заклятых друзей» и тактическое ядерное оружие, например, 150 бомб, которые размещены в Италии и Турции, поближе к нашим границам.Разумеется, такая искренность способствует «углублению доверия» и «снижению напряженности».Автор: Михаил ТимошенкоФото: Министерство обороны России

Под ядерной триадой России понимаются составляющие ядерного оружия, за счёт которых происходит обеспечение оптимальной работоспособности государства. Это необходимо для случаев вероятных нападений противников.

Оптимальный состав триады

В каждом государстве имеются традиционные составляющие триады. Это:

  1. Наземные виды стратегического вооружения.
  2. Морское оружие .
  3. Воздушное вооружение.

Главными компонентами такой системы могут быть стратегическая авиация, несущие атомное вооружение, и баллистические ракеты. В состав ядерной триады входят различные типы ядерного вооружения, действующие в воздушном, морском либо сухопутном пространстве.

За счёт особенностей ядерных стратегических сил Российской Федерации , страна является одной из самых сильных в военном отношении среди государств мира. Помимо неё, ядерная триада имеется только у США.

Характеристика триады России

По данным на сегодняшний день, в составе ядерной триады России находятся:

  • Стратегические морские силы.
  • Федерации.
  • Стратегическое авиационное вооружение.

Важно заметить, что в состав такой триады никогда не входят ядерные тактические заряды страны.

Особенность структуры ядерной триады Российской Федерации состоит в том, что все имеющиеся у страны ядерные заряды разделяются между основными типами её войск, имеющих стратегическое назначение. Это гарантирует, что в случае непредвиденных обстоятельств не случится полного уничтожения имеющегося вооружения — оно не собрано в одном месте. Так, многоцелевые атомные подводные лодки России никогда не собирают все в одном месте. Дополнительно это выступает залогом должной гибкости в использовании ядерного оружия, исходя из необходимости его практического применения.

То есть, если по причине внезапного нападения противника случится уничтожение одного или даже двух базовых компонентов триады, остаётся возможность нанесения ответного удара.

Сухопутная составляющая

размещённые в мобильном либо в стационарном вариантах, выступают основой сухопутного компонента ядерной триады. Они характеризуются:
  • высокой степенью защищенности стационарных конструкций, то есть пусковых установок, размещённых в глубине шахт;
  • рассредоточенностью на местности;
  • быстрой сменой позиционирования в случае с мобильными установками;
  • стойкостью к ядерным взрывам, имеющим среднюю силу.

То есть их крайне непросто вывести из строя, ввиду сложности обнаружения и качественной защищенности.

Морская составляющая

Российские многоцелевые подводные атомные лодки выступают главным носителем баллистических межконтинентальных ракет на воде. Эта техника имеет прекрасные возможности по скрытому маневрированию, а также характеризуется высокой автономностью. Передвижения ограничены лишь просторами Мирового океана.

Могут осуществляться с любой точки, когда сама лодка имеет подводное расположение.

На некоторых типах надводных кораблей могут быть установлены ракеты с ядерным вооружением крылатого типа. Это также усиливает защиту государства.

Вооружение морского компонента триады РФ

Состав ядерной триады России постоянно дополняется, обновляется, совершенствуется. Осуществляются пробные пуски. Так, недавно проводились испытания компонентов ядерной триады — был выполнен пуск с борта судна "Владимир Мономах", которое является подводным ракетным крейсером РПКСН. Все испытания прошли штатно. Запуск был выполнен подводно.

ВМФ России в скором времени получит новый, третий по счёту, крейсер, который входит в проект "Борей". В соответствии с имеющимся планом, к 2020 году он пополнится восемью судами категории РПКСН , на борту каждого из которых будет размещено по 16- 20 полноценных баллистических ракет, способных поразить цель на расстоянии до 9 тысяч километров от места пуска.

Воздушная составляющая

Стратегическая авиация Российской Федерации способна нести ядерные бомбы наряду с воздушными крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Современные стратегические бомбардировщики рассчитаны на продолжительные перелёты при патрулировании воздушного пространства. Они могут нанести серьёзный удар по противнику при начале боевых действий.

За счёт возможностей современной техники у страны имеется возможность атаки практически любого уголка мира. Это подтверждалось неоднократно при испытаниях ядерной триады в самых разных условиях.

Вооружение воздушного компонента триады РФ

На сегодняшний день воздушный компонент ядерной триады России представлен войсками РВСН , на вооружении которых состоит около восьми десятков мобильных комплексов «Тополь» различных модификаций наряду с шестью десятками установок «Тополь-М », расположенных стационарно в шахтах.

Ракеты из категории МБР представляют лёгкий класс этого вооружения. Для них характерно успешное преодоление серьёзной ТБО противника с применением различных методик, наряду с высокой мобильностью.

В среднем «Тополь» работает на расстоянии в 11 тыс. километров. Дополнительная мощь воздушного вооружения обеспечивается расположением компонентов стратегического назначения Российской Федерации и установок СпН, С-300, "Панцирь-С1", "Тор-М1В".

Ещё на боевом дежурстве в России находятся баллистические межконтинентальные ракеты, которые располагаются в специальных пусковых шахтных установках, имеющих эффективную защиту от ядерного взрыва. Сюда входят ракеты РС -18Б, РС-20Б - в общей сложности порядка 130 носителей с двумя десятками боеголовок. Это мощнейшие ракетные комплексы с внушительной взлётной массой.

Современные системы ПРО не готовы справиться с указанным типом ракет, в особенности если они будут применяться не поодиночке , а комплексно с другим вооружением.

Состав ядерных стратегических сил России

Руководство страны регулярно контролирует численность и состав ядерной триады, каждого из её компонентов. Так, основные силы РВСН, по данным на 2016 год, представлены:

  1. Тяжёлыми ракетами (Р- 36М2 и прочие).
  2. Подвижными комплексами «Тополь» РТ-2 ПМ .
  3. "Тополь-М" мобильными и шахтными.
  4. Комплексами "Ярс- 24" стационарными и передвижными.
  5. Ракетами УТТХ УР- 100 Н.

Особое внимание уделяется не только составу, но и расположению ракетных дивизий. Это важно, чтобы неожиданное нападение противника технически не смогло вывести из строя компоненты РВСН в полном объёме .

На сегодняшний день продолжается активное обновление военно-морского флота страны. Главные составляющие ВМФ - это лодки проекта «Борей»:

  1. Крейсер « Юрий долгорукий».
  2. АПЛ «Владимир».
  3. АПЛ « Александр Невский».

Постоянное боевое дежурство сегодня несут 13 АПЛ с серьёзным вооружением. В составе стратегических морских сил присутствуют современные ракетоносцы, подлодки проектов «Кальмар» и «Борей» и прочие. Не прекращается их плановое перевооружение.

В составе стратегической авиации несут боевое дежурство бомбардировщики Ту-160, Ту-95 МС , прочие стратегические самолёты .

В последнее десятилетие мощь и сила ядерной триады РФ все возрастают. Она пополняется новым, усовершенствованным вооружением, готовым к выполнению реальных боевых задач. Процесс затрагивает все три основных компонента - ВМФ, авиацию и сухопутные войска.

Концепция развития СЯС РФ

Главные особенности развития ядерного вооружения Российской Федерации отражены в докладе, представленном недавно в Совет безопасности страны. Президент России принял решение о том, что вплоть до завершения установленного периода эксплуатации снятия имеющихся на вооружении страны тяжёлых ракет происходить не будет. На настоящий момент период эксплуатации для данных видов вооружения составляет три десятилетия, поэтому ракеты останутся на боевом дежурстве и по мере необходимости будут принимать участие в испытаниях ядерной триады вплоть до 2030 года .

Помимо ракет типа РС-20, на вооружении будут стоять комплексы «Тополь-М » как в подвижной, так и в стационарной разновидности. Не исключено, что ракеты для последних будут снабжаться сразу тремя боевыми блоками , каждый из которых можно будет навести на индивидуальную цель.

Пока не предполагается организационных и численных перемен в составе войск РВСН как одного из основных компонентов ядерной триады России .

Сейчас принята концепция, предписывающая организацию ядерных стратегических сил РФ. Предполагается продолжить политику ядерного сдерживания по отношению к Америке. Основным её аспектом специалисты назвали сохранение способности войск РФ к преодолению строящейся противоракетной обороны США.

Именно по этой причине вводится отсрочка на полтора десятилетия по снятию с вооружения жидкостных тяжёлых ракет.

Специалисты уверены, что это не лучший из возможных путей, так как старое вооружение не будет сменяться новыми его образцами. По этой причине могут участиться серьёзные аварии с его участием, которые могут нести значительные негативные последствия.

Перспективы ядерной триады России

Главным перспективным направлением развития ядерной триады России, как и вооружения страны в целом, остаётся разработка и применение новых орудий, а не расширение численности старых. Важно своевременно обновлять стоящую на боевом дежурстве технику, вооружение. Только в этом случае можно рассчитывать на полную боеготовность всех видов оружия в случае военного конфликта.

Не стоит забывать, что даже с учётом всех действующих на сегодняшний день документов и соглашений, Российская Федерация сохраняет возможность наращивания и обновления имеющихся арсеналов. Это распространяется на все компоненты ядерной триады страны. Необходимо правильно и разумно пользоваться этой возможностью, чтобы безопасность страны находилась под надёжной защитой.