Состав и территория ЕС. Условия и порядок вступления новых госу-дарств-членов


Сегодня ЕС находится в процессе присоединения к нему новых 14 государств. Десять из государств-кандидатов, обозначенных в Ниццком договоре и составив-ших «первую волну» расширения, уже присоединились к Союзу в 2004 г., еще 2 или 3 присоединятся во «вторую волну» в 2007 г.
Порядок присоединения новых государств к ЕС после амстердамских изменений регламентируется учредительным документом Союза. Маастрихтский договор о ЕС 1992 г. закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов.
Основных требования к государству-кандидату:
государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического поло-жения;
государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о ЕС: принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права.
Европейским Союзом еще в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизированы дополнительные условия приема новых государств в организацию путем определения «копенгагенских критериев»:
1) стабильность государственных и общественных институтов;
2) гарантии демократии;
3) верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту националь-ных меньшинств;
4) наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения.
В декабре 1994 г. на заседании Европейского совета в Эссене на основе «копенга-генских критериев» были разработаны конкретные требования к государствам-кандидатам, выполнение которых необходимо для вступления в ЕС.
Государство, соответствующее требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС. Ее рассматривает Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное решение этого института. Голосованию по одобрению заявки предшествует период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет. Результаты перегово-ров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в докладах Комиссии. До положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент: считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное боль-шинство депутатов Парламента.
Далее созывается специальная конференция, на которой с государством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их ратификационными процеду-рами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате. При положитель-ном прохождения всех стадий государство становится пол
1. ноправным членом ЕС.
Договор о присоединении 2003 г. Хронологически последний и пятый по счету Договор о присоединении был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Это «первая волна» современного расширения ЕС. Присоединились: Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.
ЕС объединяет сегодня 25 государств-членов. К ним относятся Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерлан-ды, Австрия, Португалия, Финляндия, Швеция, Великобритания, Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.
В состав ЕС в ближайшем будущем планируют войти 4 государства-кандидата - Болгария, Румыния, Хорватия и Турция. Присоединение трех первых из них, скорее всего, состоится в 2007 г.
Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако с ними Союз имеет теснейшую экономическую связь (экономическое простран-ство), подразумевающую общее правовое регулирование на основе гармонизированных правовых норм. Подобную экономическую и правовую связь планируется создать в ближайшем будущем и с Российской Федерацией на основе Общего европейского экономического пространства.

  • Условия и порядок вступления новых госу -дарств -членов . Сегодня ЕС находится в процессе присоединения к нему новых 14 государств .
    Государство , соответствующее требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС . Ее рассматривает Совет.


  • Состав и территория ЕС . Условия и порядок вступления новых госу -дарств -членов . Сегодня ЕС находится в процессе присоедине¬ния к нему новых 14 государств . Десять из государств -канд... подробнее ».


  • Подписание и вступление в силу Договора о Евратоме совпадает с Договором о ЕС .
    После создания ЕС граждане государств -членов приобрели дополнительное «европейское » гражданство
    создают новых организаций, вносят изменения и дополнения в существующие...


  • Состав и порядок формирования Европейской комиссии. Правовой статус членов комиссии.
    Комиссия формируется сроком на пять лет совместно Советом ЕС и Европейским парламентом: назначение членов Комиссии производит Совет (квалифицированным...


  • Его решения обязательны для исполнения всеми гос -вами, институтами, гражданами и ю/л ЕС .
    (Правила процедуры ) 1991 г. Состав Суда образуется из двух категорий членов : судьи и
    После вступления в Союз в 1995 г. трех новых государств было решено сохранить за пятью...


  • Союз и его гражданство и введена новая законодательная процедура - совместное принятие решений, т.е. принятие НА и иных актов ЕС осущ.
    Европейский парламент заседает во французском городе Страсбурге. Состав и порядок формирования.


  • Закреплен в ст. 4 Договора о ЕС . В состав Европейского совета входят руководители
    Заседания Европейского совета первоначально проходили на территории
    вступления в Союз новых государств -членов , в столице Бельгии (и неофициальной столице ЕС )...


  • «Зона евро»: понятие и состав . Термин «зона евро» обозначает совокупную территорию государств - членов ЕС , которые перешли на третий этап Экономического и валютного союза и ввели евро в качестве единой валюты.
    4. Новые государства -члены .


  • «Совет состоит из представителя каждого государства -члена на министерском уровне, уполномоченного создавать обязательства для своих правительств». Состав : 25 национальных министров (Договор о ЕС позволяет заседать в Совете любому уполномоченному...


  • Принцип свободного передвижения работников в рамках общего рынка ЕС .
    членов их семей на свободное проживание и выбор места жительства на территории государств -членов .
    Госу -дарствам -членам позволено ограничивать свободу передвижения работников по мотивам...

Найдено похожих страниц:10


Введение.

Вхождение в состав ЕС оказывает существенное воздействие на трансформацию национальных правовых систем государств-членов. Вносятся изменения в национальные конституции и законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере, передаваемой в ведение ЕС. Во Франции в Конституцию введена новая глава, посвященная Сообществам и Союзу, в ФРГ в той или иной степени пересматривается почти треть положений основного закона, в Ирландии трансформированы принципы построения институциональной структуры государства. Практически все государства-члены ЕС, находясь или вступая в ЕС, вынуждены приспосабливать национальные правовые системы и практику к положениям европейского права.

Предмет, цели и задачи исследования.

Предметом исследования работы является изучение общественных отношений, связанных с функционированием механизма расширения ЕС, процедурой приема членов в ЕС и последствиями присоединения.

Основной целью работы является анализ формирования механизма и практики расширения Европейского Союза, условий принятия в члены Союза. В этой связи в работе изучались такие задачи как процесс формирования прием новых членов в состав ЕС.

Порядок вступления новых государств в Европейский Союз.

Сегодня ЕС находится в процессе присоединения к нему новых 14 государств. Порядок присоединения новых государств к ЕС после амстердамских изменений регламентируется учредительным документом Союза. Маастрихтский договор о ЕС 1992 г. закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов.
Основных требования к государству-кандидату:
- государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического положения;
- государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о ЕС: принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права.
Европейским Союзом еще в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизированы дополнительные условия приема новых государств в организацию путем определения «копенгагенских критериев»:
1) стабильность государственных и общественных институтов;
2) гарантии демократии;
3) верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств;
4) наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения.
В декабре 1994 г. на заседании Европейского совета в Эссене на основе «копенгагенских критериев» были разработаны конкретные требования к государствам-кандидатам, выполнение которых необходимо для вступления в ЕС.
Государство, соответствующее требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС. Ее рассматривает Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное решение этого института. Голосованию по одобрению заявки предшествует период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет. Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в докладах Комиссии. До положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент: считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное большинство депутатов Парламента.
Далее созывается специальная конференция, на которой с государством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их ратификационными процедурами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате. При положительном прохождения всех стадий государство становится полноправным членом ЕС.
Договор о присоединении 2003 г. Хронологически последний и пятый по счету Договор о присоединении был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Это «первая волна» современного расширения ЕС. Присоединились: Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.
ЕС объединяет сегодня 25 государств-членов. К ним относятся Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерлан-ды, Австрия, Португалия, Финляндия, Швеция, Великобритания, Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.
В состав ЕС в ближайшем будущем планируют войти 4 государства-кандидата - Болгария, Румыния, Хорватия и Турция. Присоединение трех первых из них состоялся в 2007 г.
Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако с ними Союз имеет теснейшую экономическую связь (экономическое пространство), подразумевающую общее правовое регулирование на основе гармонизированных правовых норм. Подобную экономическую и правовую связь планируется создать в ближайшем будущем и с Российской Федерацией на основе Общего европейского экономического пространства.



Члены: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония =27.
Особые территории вне Европы, входящие в Европейский Cоюз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра, Мартиника, Мелилья, Реюньон, Сеута, Французская Гвиана.
Францией - Новая Каледония, Сен-Пьер и Микелон, Французская Полинезия, Майотта Уоллис и Футуна, Французские Южные и Антарктические Территории.
Соединенным Королевством - Ангилья, Бермуды, Британская антарктическая территория, Британские территории в Индийском океане, Британские Виргинские острова, Каймановы острова.
Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском Союзе).
В течение переговоров с каждой страной-кандидатом, она регулярно проверяется на предмет соответствия Копенгагенским критериям. На основе этого, принимается решение относительно того, возможно ли вступление, и если да то когда, или же какие действия должны быть предприняты перед присоединением.
утверждение, подчеркивающее, что новый член не может вступить в союз, в случае, если сам ЕС не имеет достаточную "поглотительную вместимость" для этого.
Соглашение Европейского союза от 1992 года, или Маахстристского Соглашения, гласит, что любая европейская страна, которая соблюдает принципы ЕС, может подать заявление на присоединение. Нет никаких уточнений относительно возможности принятия в союз неевропейских стран, но прецеденты отклонения заявления Марокко и диалог о близкой интеграции Израиля, в формате "исключая полное членство" указывает, что присоединение неевропейских государств к ЕС является невозможным.
Были большие споры относительно того, является ли Турция европейской страной, на основании, что только 3 % её территорий находятся в географической Европе (к западу от Стамбула), и её столица, Анкара, располагается в Азии. Некоторые наблюдатели подчёркивали, что многие европейские государства не желают вступления Турции в ЕС, аргументируя это тем, что страна, где более, чем 90 % населения исповедуют ислам не может быть частью Европы, где основной религией является христианство.
ЕС начал переговоры о вступлении с Анкарой 3 октября 2005 однако, согласно Структуре Ведения переговоров с Турцией, которая была принята в тот же самый день, переговоры остаются "открытым процессом, результат которого нельзя гарантировать заранее."
Сторонники расширения также утверждают, что между Анатолийской и европейской историей есть много общего от Александра Великого до Османской империи, и что географический аргумент в этом случае не играет решающей роли.
Также "неевропейские" государства, не имея право быть членами, могут претендовать на некоторую степень интеграции с ЕС, описанную в соответствующих международных соглашениях.
Необходимо наличие свободных выборов при соблюдении тайны голосования, право на создание политических партий без каких-либо помех со стороны государства, справедливого и равного доступа к свободной прессе; свободных профсоюзных организаций, свободы личного мнения, и исполнительная власть должна быть ограничена законами и суд должен быть независим от неё.
Верховенство закона предполагает, что государственный орган может действовать только в рамках законов, которые были приняты в установленном порядке. Принцип предназначен для защиты от произвола власти.
Права человека, являются правами, которыми обладает каждый человек, потому, что он / они является человеческим существом, права человека являются «неотъемлемыми» и принадлежат всем людям. Раз это неотъемлемое право, то это означает, что им нельзя наделить, нельзя предоставить, ограничить, обменять, или продать (например, человек не может продать себя в рабство).
Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций, считается наиболее авторитетной формулировкой в области прав человека, хотя у нее нет столь эффективного механизма обеспечения соблюдения положений, чем у Европейской конвенции по правам человека. Соблюдать требования этой конвенции обязаны и несколько стран, которые недавно присоединились к ЕС с целью осуществления серьезного реформирования законодательства, государственных служб и судебной системы.

Стремясь не допустить размывание правовых и социально-экономических основ интеграционного объединения, вызванных различиями в подходах и понимании условий присоединения государства-члены Европейских сообществ избрали принципиально иной путь оформления вступления новых членов, нежели это было предусмотрено в первом учредительном акте - Договоре о создании ЕОУС. Согласно Римским договорам 1957 г. и всем последующим учредительным актам вхождение в состав интеграционного объединения новых государств оформляется путем заключения специального Договора о присоединении, его составной частью становится Акт о присоединении и целый пакет иных правовых документов, которые воспроизводят, уточняют и подтверждают положения учредительных актов и актов вторичного права и которые после вступления Договора в силу рассматриваются как дополнение к Договорам, учреждающим Сообщества и Европейский Союз. Подобный путь согласования взаимных интересов в процессе присоединения остается достаточно сложным, необходимость детальной проработки и закрепление в пакете документов о присоединении обязательств, вытекающих из вступления в Сообщества и Союз, безусловно, удлиняет и делает более сложной саму процедуру присоединения. Однако длительность подобного рода процедуры в значительной мере компенсируется достижением сравнительно более удовлетворительного с точки зрения обеспечения интересов Сообщества и ЕС результата. Он позволяет закрепить в правовых документах не только само обязательство соблюдения положений права ЕС, но и подтвердить восприятие этих правовых установлений всеми государствами-членами на равной основе безотносительно ко времени их вступления в Сообщества и ЕС. Таким образом, в действительности «свободное присоединение» облекается в весьма жесткие формы, а сама возможность свободного вступления в ЕС ставится в прямую зависимость от восприятия основных целей и задач интеграционных объединений и всего созданного в рамках Сообществ правопорядка, не имеющего прямых аналогов в международном или внутреннем праве отдельных государств-членов.

Таким образом, складывается процедура, позволяющая отсеивать уже на предварительных стадиях, государства, не отвечающие требованиям и не обеспечивающие реформирование всех общественных и государственных структур в соответствии с принципами и целями ЕС.

Ситуация, сложившаяся в результате расширения 2004 г. во взаимоотношениях России и ЕС, подтверждает, что существующий механизм расширения в рамках Европейского Союза не создает возможностей для предварительного урегулирования спорных вопросов и проблем не только внутри ЕС при его расширении, но и во взаимоотношениях с третьими государствами. В результате сопредельным странам, что, в частности, касается России, приходится искать решения, поскольку института предотвращения возможных споров и разногласий механизм расширения ЕС не содержит.

Заключение.

ЕС открыт для новых государств, желающих вступить в союз и стать его частью. Для того, чтобы стать государством-кандидатом на вступление в ЕС государство должно соответствовать следующим критериям:

· быть европейским, то есть принадлежать к европейской цивилизации, независимо от территориального положения государства;

· уважать основные принципы Договора о ЕС, а именно: принципы демократии, свободы, уважения прав и свобод человека и гражданина, господства права;

· стабильное функционирование и развитие государственных и общественных институтов;

· быть демократическим и предоставлять своим гражданам гарантии демократии;

· обеспечивать верховенство права и закона, соблюдение прав человека и гражданина, включая защиту национальных меньшинств;

· наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения;

· достижение совместимости правовой системы с правовой системой ЕС.

При наличии всех указанных критериев, и, следовательно, после подачи заявки на вступление в ЕС, государство становится кандидатом.

После подачи заявки Европейская Комиссия проводит переговоры с государством-кандидатом о состоянии дел и соответствию вышеозначенным критериям. По результатам проведенных переговоров Европейская Комиссия предоставляет отчеты в Совет.

В случае, если Совет единогласно одобряет кандидатуру, следующим этапом государство должно пройти одобрение в Парламенте. После того, как Европейский Парламент абсолютным большинством голосов одобряет вступление государства в ЕС, созывается конференция представителей всех государств-членов ЕС, на которой подписывается договор о присоединении.

Договор подлежит ратификации во всех государствах-членах ЕС и в самом государстве-кандидате, которое после проведения ратификационных процедур становится государством-членом ЕС.

Отдаление Молдавии от европейского проекта может привести к радикальной перемене мнения теми молдаванами с двойным гражданством, которые пока не поддерживают унионистское предложение…

В Брюсселе вырисовывается ясная судьба стран Западных Балкан в рамках Европейского Союза. Окруженный странами ЕС, этот регион стал предметом новой европейской стратегии «заслуживающего доверия расширения» и «расширенного обязательства», которая была объявлена приоритетной на период председательства Болгарии в ЕС. Европейские официальные лица ожидают, что первое балканское расширение состоится не ранее чем через 7 лет, после 2025 года. Первыми на очереди стоят Черногория и Сербия, а БЮР Македония, Босния и Герцеговина и Косово закрывают этот список.

Полное поглощение Западных Балкан и расширение ЕС до 33 государств получит конкретный график реализации и будет осуществлено в срок, если ЕС завершит собственную модернизацию, а также цифровую, банковскую, энергетическую и иную интеграцию. Работоспособность правового государства, повышение экономической конкурентоспособности и разрешение территориальных споров с соседями — таковы условия вступления в ЕС. До тех пор Брюссель преисполнен решимости укрепить европейскую демократию, а также облегчить процесс принятия решений за счет поощрения голосования большинством по тем вопросам, которые считаются более чувствительными (внешняя и внутренняя политика и т. д.).

Далее к востоку находится Молдавия, чьи европейские устремления признаны, но чья перспектива вступления в ЕС не подтверждена, сталкивается с ростом унионистского дискурса в публичном пространстве. Поборники унионизма вовсе не скрывают своего утилитарного подхода к европейской интеграции. Это, похоже, не беспокоит общественное мнение ни в Брюсселе, ни в Бухаресте, ни в самом Кишиневе.

Споры вокруг унионизма становятся более активными. Одни считают его антиконституционным движением и инициативой по демонтажу молдавской государственности. Другие, однако, расценивают его как проявление права на самовыражение и как попытку исправить прошлое, искалеченное договоренностями периода Второй мировой войны.

Все же, отсутствует осознание того факта, что унионизм, вне зависимости от подпитывающих его соображений, является тяжким испытанием для европейской повестки дня страны. Для большинства унионистов важен конечный результат, то есть воссоединение с Румынией обычно представляется в качестве единственного способа стать частью Европы. Унионистами европейская интеграция рассматривается скорее как ускоритель геополитического подключения к европейскому пространству, но никоим образом не как конечная цель. Это противоречит аргументу относительно внутренних преобразований, поддерживаемых ЕС посредством реализации Соглашения об ассоциации, которое направлено на укрепление устойчивости Молдавии и, тем самым, на предотвращение распада молдавской государственности, к которому стремятся унионисты.

Евроинтеграция на Западных Балканах, рост унионизма в Молдавии

Почти десять лет назад, сразу после вступления Румынии в ЕС, политики по обе стороны Прута заявляли, что, лишь заняв место в «западнобалканском поезде», Молдавия сможет получить европейские перспективы. Отдельные голоса, включая президента Румынии в 2004-2014 годах Траяна Бэсеску, даже сегодня дают понять, что европейский путь Молдавии окажется успешным в том случае, если он пройдет через Бухарест.

Реальные реформы, которых Евросоюз ждет от государств Западных Балкан, столь же необходимы и для стран Восточного партнерства, которое Россия рассматривает как геополитического банкрота. Вступлению в ЕС должны в обязательном порядке предшествовать содержательные реформы, которых ни один из двух этих регионов не демонстрирует в полном объеме и необратимого характера.

Ущербность реформ, наблюдаемых в странах Западных Балкан, в худшем случае означает отсрочку их вступления в ЕС. Совсем иной смысл, однако, имеет эта ущербность для Молдавии и других стран Восточного партнерства, значительно продвинувшихся в отношениях с ЕС. Для них фиаско реформ не только развеивает европейскую перспективу, но и может стимулировать процессы дезинтеграции, вызванные неконтролируемым ростом лояльности к иным центрам легитимности, нежели самих этих стран.

До тех пор, пока унионистское движение решительно выступает за объединение с Румынией, регионы, в которых доминируют русофильские группы, оставляют за собой право обратиться за помощью к России, если Модавия исчезнет как государственное образование.

За первые месяцы 2018 года более 30 населенных пунктов страны подписали декларации о символическом объединении с Румынией, отметив тем самым столетие объединения румынских княжеств, осуществленного один век назад. Хотя пока этот жест и является символическим, он мобилизует пророссийские политические силы в Молдавии, заявляющие о необходимости стратегического диалога с Россией для спасения молдавской государственности.


Актуальные цифры, относящиеся к унионизму

Ссылаясь на защиту персональных данных, румынские власти не публикуют совокупных официальных данных о количестве молдавских граждан, восстановивших гражданство Румынии и получивших румынские паспорта.

По неофициальным оценкам, число молдавских граждан с румынскими документами может превышать 500 тысяч человек, что составляет около 1/3 населения страны. Доступные на «Евростате» (Eurostat) данные показывают лишь информацию о полученном гражданстве (максимум, в 9 тысяч 399 человек, был в 2009 году, а минимум, в 29 человек, — в 2006-м). Это никоим образом не отражает процента лиц, воспользовавшихся процедурой восстановления гражданства, которая действует для уроженцев Молдавии, Украины и других стран региона.

Согласно опросу IPP от 2007 года, лишь 7% молдавских граждан заявили о наличии у них румынского паспорта. Упрощение порядка восстановления румынского гражданства, особенно во время второго президентского срока Траяна Бэсеску, а также снятие ограничений для румынских граждан на доступ к рынку труда в странах ЕС, стимулировали интерес молдавских граждан к румынским документам.

Недавние опросы подтверждают, что унионистское движение становится более заметным и привлекательным для молдаван. Идея объединения с Румынией пользуется популярностью среди 15-22% молдавских граждан. Однако более 50% выступают против этой идеи.

Российский фактор

Россия критикует планы ЕС по активизации европейской интеграции на Западных Балканах, используя аргументы, аналогичные тем, с помощью которых она осуждает Восточное партнерство. Говоря конкретнее, российская дипломатия считает, что ЕС требует от стран этих регионов сделать выбор между Западом и Россией. Кроме того, по мнению Москвы, Евросоюз вмешивается во внутренние дела стран Западных Балкан, продвигая программу реформ. Российская сторона также обеспокоена слишком высокой скоростью, с которой европейцы хотят решить существующие в регионе проблемы. В том числе, Москва обеспокоена теми критериями, которые были отобраны Брюсселем и касаются судебной системы, демократии, средств массовой информации и т. д.

Превращение стран Западных Балкан, как и стран Восточного партнерства, в работающие демократии — России не очень-то по вкусу. Поэтому она открыто выступает за более медленные реформы и отсутствие каких-либо условий, которые стимулировали бы преобразования, соответствующие европейской модели (демократия, правосудие и т. д.). Однако перспектива вступления в ЕС является тем, чего хотят страны региона, включая Сербию, союзника России.

В случае Модавии и унионизма, демонстрирующего признаки укрепления, Россия не имеет четко выраженной позиции. Во-первых, унионизм используется в качестве страшилки, чтобы пророссийские силы могли мобилизовать электорат на парламентских выборах, которые, возможно, состоятся в декабре 2018 года. Во-вторых, вследствие усиления унионизма президент Игорь Додон и другие политики-русофилы получат новые аргументы для того, чтобы вернуть на повестку дня федерализацию страны. Не в последнюю очередь, толерантно относясь к унионизму, Россия способствует будущей враждебности в отношениях между Украиной с Румынией, которые уже являются напряженными вследствие принятия в 2017 году лингвистического законодательства, которое сокращает долю обучения на родных языках этнических меньшинств, в том числе румын.

Вместо заключения…

Отношение молдаван к вопросу объединения с Румынией может варьироваться в диапазоне от идеологических и исторических соображений до прагматичных и утилитарных аргументов. Однако несомненно, что не все молдавские граждане с румынскими документами одновременно являются поборниками унионизма.

Отдаление Молдавии от европейского проекта может привести к радикальной перемене мнения теми молдаванами с двойным гражданством, которые пока не поддерживают унионистское предложение.

Хотя он неприятен и разрушителен для геополитических позиций России в регионе, унионизм содержит в себя элементы, которые могут служить российским интересам. К ним относятся стимулирование пророссийских сил и идеи федерализации Модавии, а также усиление недоверия Украины к Румынии.

Подпишитесь на нас

Взаимоотношения Турции и ЕС имеют долгую и сложную историю, поэтому вопрос, входит ли Турция в , требует расширенного ответа. Тесные связи Турции с ЕС обусловлены тем, что страна частично расположена в Европе, имеет весьма развитую экономику и неоднократно высказывала свое желание быть полноправным членом ЕС.

Также вступление Турции в ЕС рассматривается как важный фактор стабилизации региона, где непрекращающиеся военные конфликты постоянно подпитывают поток беженцев в Европу. Сторонники вступления при этом утверждают, что Турция выполнила большую часть условий, поставленных ЕС. Некоторые чиновники заявляют, что ЕС не стоит и далее отказывать стране, пребывающей в статусе кандидата уже много десятков лет и добившейся в области уважения прав человека за эти годы значительного прогресса.

Позиция противников

Против принятия Турции в ЕС выступает ряд ключевых европейских политиков, среди которых канцлер Германии Ангела Меркель, бывший президент Франции Николя Саркози и другие. Против также руководство Республики Кипр, которая видит основанием для отказа оккупацию северной части острова. Большой проблемой являются и некоторые репрессивные аспекты турецкого законодательства. Неприемлема для ЕС и весомая роль турецкой армии в политике страны. Многие в Европе считают, что несоблюдение Турцией свободы слова несовместимо с членством в ЕС. Не находит понимания и турецкая позиция по курдскому вопросу.

Немаловажным для Европы является и следующее соображение: вступление в ЕС многонаселенной Турции (75 млн человек) может изменить расстановку в европейских руководящих органах, ведь при таком населении страна должна иметь второе по величине представительство в Европейском Парламенте.

Демографические прогнозы предрекают Турции статус самой большой по населению страны Европы уже к 2020 году.

Важное значение имеет и религиозный фактор. Знаковую точку зрения выразил Председатель Евросовета Ван Ромпей, заявивший, что фундаментальные европейские ценности во многом являются ценностями христианства, и они потеряют силу с присоединением большого исламского государства.

Настоящее время и прогноз на ближайшее будущее

Вопрос о вступлении в ЕС несколько последних десятилетий является важной составляющей политической жизни Турции. Здесь, как и в Европе, есть множество сторонников и противников членства в ЕС. После прихода к власти Реджепа Эрдогана (с 2003 г. по 2014 г. был премьер-министром, а с 2014 г. — президент) переговорный процесс поначалу активизировался. Газета «European Voice» в 2004 даже назвала Эрдогана «европейцем года» за реформы, проводимые им в стране. Но в 2009 году произошло локальное обострение конфликта с Кипром, Турция закрыла свои порты для кипрских судов. Это послужило причиной заморозки переговоров с ЕС о вступлении.

Президент Турции Реджеп Эрдоган

В начале 2015 года президент Эрдоган заявил, что в Европе не дождутся того, чтобы Турция умоляла о принятии ее в этот союз. Затем ряд подобных высказываний сделали и другие официальные лица страны. А министр по делам ЕС констатировал, что формат переговоров, требуемый со стороны ЕС, больше не устраивает Турцию. При этом он добавил, что уровень демократии в Турецкой Республике выше, чем в странах Европы.в настоящее время

Северная часть острова Кипр фактически оккупирована Турцией с 1974 года, там содержится многотысячный воинский контингент (примерно 40 000 военнослужащих). Турецкая Республика Северного Кипра не признается большинством стран мира. Осуществлять возврат территории Турция не намерена. На сегодняшний день только 60 % территории острова (Республика Кипр) входит в ЕС, Разногласия по Кипру имеют принципиальный характер.

В Турции проживает 18 миллионов этнических курдов, но при этом использование курдского языка находится под запретом. ЕС неоднократно настаивал на снятии ограничений и предоставлении курдам более широких прав, но требование не выполнено, и пока нет положительных прогнозов по этому вопросу. В некоторых регионах, где преимущественно проживают курды, действует режим чрезвычайного положения.

После попытки военного переворота в Турции в 2016 было арестовано более 150 журналистов, задержано 10 парламентариев из оппозиции, более 2000 работников правосудия содержатся в камерах предварительного заключения, в совокупности примерно 40000 человек обвиняются в причастности к перевороту.


Сегодня ЕС находится в процессе присоединения к нему новых 14 государств. Десять из государств-кандидатов, обозначенных в Ниццком договоре и составивших «первую волну» расширения, уже присоединились к Союзу в 2004 г., еще 2 или 3 присоединятся во «вторую волну» в 2007 г.

Порядок присоединения новых государств к ЕС после амстердамских изменений регламентируется учредительным документом Союза. Маастрихтский договор о ЕС 1992 г. закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов.

Основных требования к государству-кандидату:

Государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического положения;

Государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о ЕС: принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права.

Европейским Союзом еще в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизированы дополнительные условия приема новых государств в организацию путем определения «копенгагенских критериев»:

1) стабильность государственных и общественных институтов;

2) гарантии демократии;

3) верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств;

4) наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения.

В декабре 1994 г. на заседании Европейского совета в Эссене на основе «копенгагенских критериев» были разработаны конкретные требования к государствам-кандидатам, выполнение которых необходимо для вступления в ЕС.

Государство, соответствующее требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС. Ее рассматривает Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное решение этого института. Голосованию по одобрению заявки предшествует период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет.

Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в докладах Комиссии. До положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент: считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное большинство депутатов Парламента.

Далее созывается специальная конференция, на которой с государством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их ратификационными процедурами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате. При положительном прохождения всех стадий государство становится полноправным членом ЕС.



Договор о присоединении 2003 г.

Хронологически последний и пятый по счету Договор о присоединении был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Это «первая волна» современного расширения ЕС. Присоединились: Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.

ЕС объединяет сегодня 25 государств-членов. К ним относятся Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия, Финляндия, Швеция, Великобритания, Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия.

В состав ЕС в ближайшем будущем планируют войти 4 государства-кандидата - Болгария, Румыния, Хорватия и Турция. Присоединение трех первых из них, скорее всего, состоится в 2007 г.

Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако с ними Союз имеет теснейшую экономическую связь (экономическое пространство), подразумевающую общее правовое регулирование на основе гармонизированных правовых норм. Подобную экономическую и правовую связь планируется создать в ближайшем будущем и с Российской Федерацией на основе Общего европейского экономического пространства.

Члены: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония =27.

Особые территории вне Европы, входящие в Европейский Cоюз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра, Мартиника, Мелилья, Реюньон, Сеута, Французская Гвиана.

Так же, согласно ст.182 Договора о функционировании Европейского Союза (Treaty on the Functioning of the European Union), cтраны-члены Евросоюза ассоциируют с Евросоюзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с:

Данией - Гренландия.

Францией - Новая Каледония, Сен-Пьер и Микелон, Французская Полинезия, Майотта Уоллис и Футуна, Французские Южные и Антарктические Территории.

Нидерландами - Аруба, Нидерландские Антильские острова.

Соединенным Королевством - Ангилья, Бермуды, Британская антарктическая территория, Британские территории в Индийском океане, Британские Виргинские острова, Каймановы острова.

Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском Союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

В течение переговоров с каждой страной-кандидатом, она регулярно проверяется на предмет соответствия Копенгагенским критериям. На основе этого, принимается решение относительно того, возможно ли вступление, и если да то когда, или же какие действия должны быть предприняты перед присоединением.

Критерии Членства Европейского союза определены в соответствии с этими тремя документами:

1. 1992 Маастрихтское соглашение (Статья 49) – географические и общие политические критерии

2. Декларация европейского Совета июня 1993 в Копенгагене, т.е. Копенгагенские критерии - более детальное описание общей политики

· политические

· экономические

· законодательные

3. Структура переговоров с государством-кандидатом

· определение и детализация условий

· утверждение, подчеркивающее, что новый член не может вступить в союз, в случае, если сам ЕС не имеет достаточную "поглотительную вместимость" для этого.

Географические критерии

Соглашение Европейского союза от 1992 года, или Маахстристского Соглашения, гласит, что любая европейская страна, которая соблюдает принципы ЕС, может подать заявление на присоединение. Нет никаких уточнений относительно возможности принятия в союз неевропейских стран, но прецеденты отклонения заявления Марокко и диалог о близкой интеграции Израиля, в формате "исключая полное членство" указывает, что присоединение неевропейских государств к ЕС является невозможным. Однако, определение, является ли страна "европейской", может присвоить например Еврокомиссия или Европейский Совет. По этому поводу были дебаты на счёт Кипра – острова, который является географически азиатским; но обширные исторические, культурные и политические связи с другими европейскими странами позволяют его рассматривать, как европейскую страну в негеографическом контексте. Есть также части государств членов ЕС, находящихся вне Европы - например, французской Гвианы находится в Южной Америке и входит в состав ЕС, будучи неотъемлемой частью французской Республики. Остров Гренландия, будучи частью североамериканского континента, присоединился к Европейскому Экономическому Сообществу в 1973 как зависимая часть Дании, но решили покинуть ЕЭС в 1983, спустя четыре года после обретения полной независимости.

Были большие споры относительно того, является ли Турция европейской страной, на основании, что только 3 % её территорий находятся в географической Европе (к западу от Стамбула), и её столица, Анкара, располагается в Азии. Некоторые наблюдатели подчёркивали, что многие европейские государства не желают вступления Турции в ЕС, аргументируя это тем, что страна, где более, чем 90 % населения исповедуют ислам не может быть частью Европы, где основной религией является христианство. Есть также много других экономических и политических аргументов, которые выступают против турецкого членства. ЕС начал переговоры о вступлении с Анкарой 3 октября 2005 однако, согласно Структуре Ведения переговоров с Турцией, которая была принята в тот же самый день, переговоры остаются "открытым процессом, результат которого нельзя гарантировать заранее."

Сторонники расширения также утверждают, что между Анатолийской и европейской историей есть много общего от Александра Великого до Османской империи, и что географический аргумент в этом случае не играет решающей роли.

Также "неевропейские" государства, не имея право быть членами, могут претендовать на некоторую степень интеграции с ЕС, описанную в соответствующих международных соглашениях.

Политические критерии

1. Демократия

Функционирующее демократическое правление должно обеспечивать равное право для всех граждан страны возможность принимать участие в политических процессах принятия решений на всех уровнях власти, от местного самоуправления до национального. Необходимо наличие свободных выборов при соблюдении тайны голосования, право на создание политических партий без каких-либо помех со стороны государства, справедливого и равного доступа к свободной прессе; свободных профсоюзных организаций, свободы личного мнения, и исполнительная власть должна быть ограничена законами и суд должен быть независим от неё.

2. Верховенство закона

Верховенство закона предполагает, что государственный орган может действовать только в рамках законов, которые были приняты в установленном порядке. Принцип предназначен для защиты от произвола власти.

3. Права человека

Права человека, являются правами, которыми обладает каждый человек, потому, что он / они является человеческим существом, права человека являются «неотъемлемыми» и принадлежат всем людям. Раз это неотъемлемое право, то это означает, что им нельзя наделить, нельзя предоставить, ограничить, обменять, или продать (например, человек не может продать себя в рабство). К ним относятся право на жизнь, право быть привлечены к судебной ответственности только в соответствии с законами, которые существуют на момент совершения преступления, право быть свободным от рабства и право на свободу от пыток.

Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций, считается наиболее авторитетной формулировкой в области прав человека, хотя у нее нет столь эффективного механизма обеспечения соблюдения положений, чем у Европейской конвенции по правам человека. Соблюдать требования этой конвенции обязаны и несколько стран, которые недавно присоединились к ЕС с целью осуществления серьезного реформирования законодательства, государственных служб и судебной системы. Многие изменения, имеют отношение к свободам и правам этнических и религиозных меньшинств, или устранению неравенства в обращении между разными политическими группами.

4. Уважение и защита прав меньшинств

Члены таких национальных меньшинств должны иметь возможность сохранить свою особую культуру и иметь право на на свой родной язык (насколько это не противоречит соблюдению прав других людей, а также демократическим процедурам и общей законности), также не должны страдать от какой-либо дискриминации

Соответствующая конвенция Совета Европы по этому вопросу было крупным прорывом в этой области. Однако, конвенция до сих пор не включает четкое определение таких меньшинств. Как результат, многие из подписавших его государств, добавили официальные разъяснения, описывающим, кто в их стране причисляется к меньшинству. Некоторые примеры представлены ниже. Заявления, сделанные в связи с договором № 157. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, включает:

в Дании: «немецкое меньшинство в Южной Ютландии»;

в Германии: «Датчане немецкого гражданства и члены лужицких сорбов людей с немецким гражданством …. этнических групп, традиционно проживающих в Германии, фризы немецкого гражданства и синти и рома немецкого гражданства»;

в Словении: «итальянского и венгерского национальных меньшинств»

в Соединенном Королевстве корниш меньшинства в Корнуолл и ирландские националисты и республиканцы в Северной Ирландии.

в Австрии, сербские, хорватские, словенские, венгерские, чешские, словацкие, цыганские и синти группы.

в Румынии (Румыния признает, 20 национальных меньшинств - избирательный закон гарантирует им парламентское представительство)

в Ирландии: Ирландские путешественники.

Многие другие подписавшие просто заявили, что они не имеют каких-либо национальных меньшинств.

Был достигнут консенсус (среди экспертов-юристов, так называемых групп Венеции), что эта конвенция относится к какой-либо этнической, языковой или религиозной группе, которая определяет себя как отличительная, которая формирует историческую часть населения и нынешнего меньшинства в четко определенной области, и которая поддерживает стабильные и дружественные отношения с государством, в котором оно живет. Некоторые эксперты и страны хотят идти дальше. Тем не менее, некоторые группы меньшинств, как, например, иммигранты, которые нигде не упоминаются, обеспокоены этой конвенцией.

Экономические критерии

Экономические критерии, в широком смысле, требуют, чтобы страны-кандидаты имели функционирующую рыночную экономику и чтобы их производители могли справиться с конкурентным давлением в рамках Союза.

Юридическое выравнивание

И наконец, формально, не копенгагенский критерий. Дополнительное требование о том, что все потенциальные члены должны привести свои законы в соответствие с принципами европейского права, формировавшимися на протяжении всей истории Союза, известными как акты сообщества.