Организация по запрещению химического оружия – семь лет работы по обеспечению запрета одного из опаснейших видов оружия массового уничтожения. На фоне ожесточенных споров и противоречий в гааге проходит конференция организации по запрещению химического ор

Организация по Запрещению Химического Оружия

Организация по Запрещению Химического Оружия (ОЗХО) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля года, после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года.

Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В ее состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации ее предмета и целей, а также рассматривает ее соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет ОЗХО - исполнительным органом Организации. Отчет о деятельность предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки ее соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ - VX (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %) составляли 63 %, кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Боснии и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что ее участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.

Ссылки

  • вопросы разоружения и ограничения распространения ядерного, химического и биологического оружия
  • пример соглашения ОЗХО и государства-участника «О химическом оружии»

Специальная Конференция государств - участников (КГУ) Конвенции о запрещении химического оружия завершилась в Гааге в среду утверждением британского проекта о расширении мандата этой организации, который теперь должен дать ей право называть виновников инцидентов с применением химического оружия. По словам постпреда России при Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) Александра Шульгина, против этого проекта проголосовали 24 страны, 82 голоса были поданы за, 26 делегаций воздержались, и еще четыре постпреда предпочли в момент голосования просто выйти из зала.

Страны ОЗХО явочным порядком по собственной инициативе присвоили себе часть исключительных прав Совета Безопасности ООН. Естественно, такой шаг не сможет остаться без ответа государств, выступавших против узурпации полномочий на международном уровне - России, КНР, Индии, Южной Африки, Ирана, Сирии и еще 18 государств, проголосовавших против британского проекта. Теперь они имеют все основания задуматься о смысле своего членства в этой организации, контрольный механизм которой оказался полностью скомпрометирован. Иными словами, самой системе нераспространения уже нанесен заметный урон.

Однако, даже если эти страны не будут предпринимать активных контрмер в ответ на действия Лондона и Вашингтона, решение ОЗХО создало первый в истории прецедент попытки дублирования функций СБ ООН сторонней организацией, даже не входящей в структуру ООН. Сам этот факт более опасен, чем все взятые вместе сфабрикованные инциденты с химическим оружием, которые фактически покрывает ОЗХО. Этот шаг ослабляет работу единственного в мире органа, который имеет законные и признанные всем международным сообществом полномочия решать вопросы войны, мира или введения международных санкций.

"Наши британские партнеры не стесняются открытым текстом говорить, что этот маневр в ОЗХО предпринят, чтобы преодолеть вето России в Совете Безопасности ООН", - отметил постпред РФ Александр Шульгин. Он назвал "полным бредом" попытки передать полномочия СБ ООН в ОЗХО. "Ничего в конвенции [по запрещению химоружия] нет, что бы позволяло ОЗХО заниматься такими функциями", - заявил он.

Сыграть в "Титаник"

Как будут развиваться события далее, и что ждет ОЗХО теперь? На эти вопросы ответил глава российской делегации на Конференция государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия замминистра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов. "Ситуацию в ОЗХО можно сравнить с "Титаником", который получил пробоину и начал тонуть", - сказал он. По его словам, многим странам следует "одуматься и понять, что решения, которые они принимают, имеют серьезное значение для мирового порядка".

Также Каламанов сообщил о том, что в ноябре должна пройти обзорная сессия конференции государств-участниц Конвенции о запрещении химического оружия. "До этого момента сменится гендиректор организации, которому в соответствии с этим решением будет поручено подготовить алгоритм по реализации британского решения", - сказал замминистра.

Иными словами, в ближайшие месяцы с практической точки зрения в работе организации особенных изменений произойти не должно, а изменения мандата должны начать реализовываться только после ноябрьской конференции.

"Если посмотреть, в целом, наблюдается раскол в организации, как по электоральным группам, так и по будущему существованию этой организации. Речь идет о том, что Россия и многие страны, выступавшие против британского решения, играли в организации серьезную роль, начиная от финансирования и заканчивая экспертной поддержкой", - сказал он, дав понять, что эта ситуация может измениться.

Замминистра подчеркнул, что ОЗХО не сможет существовать без России, хотя и вопрос выхода РФ из организации пока рассматривается. "Россия вносит сейчас колоссальный вклад в деятельность организации. Сама организация без России невозможна, потому что и экспертиза, и масштабы нашей страны, ее возможности позволяют самой организации оставаться на плаву и на высоком экспертном уровне, - отметил Каламанов. - Российский взнос в ОЗХО немаленький, но мы платим не просто взнос. В рамках программы по уничтожению химического оружия мы еще и принимали делегацию ОЗХО и оплачивали пребывание в Российской Федерации всего состава ОЗХО из различных стран, это колоссальные расходы".

Отвечая на вопрос ТАСС о возможности выхода России из ОЗХО Каламанов ответил: "Так вопрос пока не рассматривается".

"Мы выработаем план действий на ближайшие несколько месяцев, поскольку работа по реализации решений сегодняшней сессии продлится несколько месяцев", - сказал он.

С высокой вероятностью

Согласно опубликованному в Twitter британского постпредства при ОЗХО тексту документа, он содержит решение о разработке секретариатом организации механизмов идентификации тех, кто использовал химоружие в Сирии за счет выявления информации о происхождении примененных веществ, в том числе даже в случаях, когда следователи ООН и ОЗХО не подготовили соответствующий доклад о происшествии. Кроме того, секретариат должен будет предоставлять регулярные доклады по своим расследованиям Совету и генеральному секретарю ООН для ознакомления.

То есть, ОЗХО в принципе сможет называть виновных практически без доказательств, указав на любую страну, негосударственную структуру или группировку, и заявив, что "это сделала она". С высокой вероятностью....

Подлоги ОЗХО

Ситуацию радикально ухудшает тот факт, что западных экспертов ОЗХО российские коллеги неоднократно ловили на фактической фальсификации доказательств, собираемых в ходе расследований химических инцидентов в Сирии и других странах. В среду о конкретных задокументированных примерах такой деятельности подробно рассказали российские эксперты на продолжительном брифинге для журналистов в здании российской миссии при ОЗХО.

Провести этот брифинг в Нидерланды приехал начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ генерал-майор Игорь Кириллов. Главный тезис его брифинга: расследование инцидентов с химическим оружием в Эль-Латамне (24, 25, 30 марта 2017 года), Хан-Шейхуне (4 апреля 2017 года) и Саракибе (4 февраля 2018 года) проводилось с многочисленными нарушениями.

Несколько примеров. Воронка, призванная доказать применение химического оружия в Хан-Шейхуне, была получена путем подрыва обычного взрывного устройства, а затем спешно зацементирована до окончания расследования ОЗХО. Анализ доклада миссии ОЗХО показал, что характеристики воронки свидетельствуют, что она образовалась в результате подрыва размещенного на земле взрывного устройства небольшой мощности, а не сброшенной с самолета авиабомбы.

Говоря о расследовании инцидента в Эль-Латамне, он указал на ряд нарушений при сборе материалов для последующего анализа. "Следует отметить, что в очередной раз была нарушена процедура отбора биомедицинских проб, так же, как и в деле Скрипалей - мы все помним, что все средства массовой информации говорили, что миссия, которая приехала в Солсбери и которая отбирала пробы, делала это лично. Вот пункт доклада 19 (по Эль-Латамне - прим. ТАСС): забор проб крови проводился персоналом больницы под наблюдением медицинского экспертной группы с использованием оборудования ОЗХО", - сообщил генерал.

Кириллов также отметил, что в докладе ОЗХО по одному из инцидентов Эль-Латамне утверждается, что в присутствии представителей миссии у двух лиц, предоставленных "Белыми касками", были отобраны четыре биомедицинские пробы, анализ которых двумя назначенными лабораториями показал отсутствие биомаркеров зарина. "Вопреки очевидному, данный факт трактуется в поддержку версии о применении зарина", - добавил он.

"Обращает на себя внимание, что, несмотря на разные метео-, географические, баллистические и прочие условия, результаты анализа проб из Эль-Латамны и Хан-Шейхуна практически идентичны. Данное обстоятельство указывает на то, что "Белыми касками" использовалась некая стандартная смесь для внесения в пробы с целью их фальсификации", - сказал Кириллов.

При этом он подчеркнул, что неопровержимые доказательства, собираемые российскими военными при обнаружении химических лабораторий боевиков, где создаются отравляющие вещества, ОЗХО отвергаются как неубедительные.

Постпред РФ при ОЗХО Александр Шульгин также обратил внимание, что, как по заказу, миссии по расследованию инцидентов в Сирии собраны из представителей государств, наиболее агрессивно относящихся к Сирии и входящих в так называемую "Группу друзей Сирии", которая в реальности "дружит" только с противостоящими Дамаску отрядам боевиков.

В этой связи Россия не ждет чудес и не сомневается, что доклад ОЗХО по инциденту в сирийской Думе будет тенденциозным, сказал Шульгин.

"Мы ждем в скором появлении доклада ОЗХО об инциденте в Думе, пригороде Дамаска, и мы не сомневаемся, что он также будет тенденциозным, как и предыдущие доклады по инцидентам в Сирии. Мы хорошо знаем, что там произошло. Этот инцидент был использован США, Великобританией и Францией как предлог для ракетного удара по сирийским объектам. Мы уверены, что это была намеренная операция", - сказал он.

Не менее подробный анализ был проведен и по делу Скрипаля, экспертиза ОЗХО по которому явно подгонялась под заданный результат - любыми целями подтвердить использование некоего боевого нервно-паралитического вещества, от поражения которым два человека были полностью вылечены за месяц. Российские эксперты с иронией отметили, что даже в документе официального запроса к ОЗХО правительство Терезы Мэй запросило не независимую экспертизу, а обратилась к организации с просьбой "подтвердить результаты расследования, проведенного в Великобритании".

Странное голосование

Западные государства оказывали давление на членов ОЗХО в ходе принятия решения об изменении ее мандата и наделении обвинительными функциями. Российской стороне известно и о случаях шантажа, заявил в среду на брифинге постпред РФ при ОЗХО Александр Шульгин.

"Сессия проходила в совершенно напряженном режиме. Наши западные партнеры играли явно не по правилам, оказывали беспрецедентное давление на другие страны. Дипломаты вот этой группы поддержки Великобритании буквально табунами ходили по министерствам иностранных дел различных государств, прессинговали, давили, нам даже известны случаи открытого шантажа наших ближайших союзников", - заявил Шульгин.

"В зале заседаний оказалось много делегаций островных государств, которые буквально наводнили этот зал. Острова Кука, Соломоновы Острова, Фиджи, Сент-Китс и Невис и все они с трогательным единодушием стали активно продвигать британские и американские тезисы. Злые языки поговаривают, что их западные спонсоры проплатили расходы этим делегациям, фактически организовав турпоездку в Гаагу, чтобы они обеспечили нужные результаты, - отметил Шульгин. - В то время как с нами в едином строю выступили Китай, Индия, Южная Африка, если вы сложите население этих стран вместе с Россией, будет ясно, какая часть человечества выступила против вредных планов западного лагеря".

Химический театр абсурда

В итоге дипломатическая партия была разыграна западными странами на своем поле и по собственным правилам, менявшимся по ходу игры. Чего стоит хотя бы трехчасовая перепалка в самом начале двухдневной сессии, в ходе которой российские дипломаты в течение трех часов не могли добиться от техсекретариата организации точных цифр, сколько делегаций прибыли на сессию (в конечном счете получилось 143) и сколько из них лишены права голоса за неуплату членских взносов (получилось 32). При этом Великобритания и США возражали против попыток прояснить число "избирателей", предлагая сначала проголосовать и утвердить повестку дня встречи, а уже потом разбираться, сколько людей голосовали, и кто из них имел право это делать.

В целом, ощущение театра абсурда было на этой сессии очень сильным не только у экспертов и журналистов, но и у самих участников конференции.

Не менее абсурдным является и принятое ОЗХО решение, которое вопреки заявленной цели не усилит контроль над отравляющими веществами, а значительно ослабит его.

Химическое оружие в современных военных доктринах вообще не рассматривается как действенное средство ведения войны XXI века. Это объясняется его крайне неизбирательным действием и повышенным рискам гибели именно гражданских лиц, не имеющих, в отличие от участников боевых действий, средств защиты и необходимой подготовки для выживания в условиях химической атаки. Эти же характеристики делают химическое оружие крайне опасным в руках террористических группировок, а значит, представляющим для них особый интерес.

Абсурд ситуации заключается в том, что британская "реформа ОЗХО" отталкивает от Конвенции по запрещению химического оружия именно государственных игроков, которые сами по себе были бы заинтересованы как раз в полном уничтожении химического оружия, чтобы оно не угрожало их собственным гражданам. Инициатива Лондона никак не повысит эффективность организации в борьбе с возможным применением отравляющих веществ террористическими структурами, чей интерес к химическому оружию очевиден.

Террористической организации "Исламское государство" (ИГ, запрещена в России), ни холодно, ни жарко от того, назовет ли ОЗХО ее виновной в условном инциденте с применением химоружия. Более того, эта структура и сама охотно берет на себя ответственность за любые нападения, включая те, к которым она со всей очевидностью не имеет никакого отношения.

В заключении остается только сказать, что единственной страной в мире, которая продолжает сохранять задекларированные запасы химического оружия, являются США, которые пока заявляют о намерении уничтожить его к 2023 году, однако сроки регулярно откладываются. Вашингтон объясняет это нехваткой денег на эту программу.

Денис Дубровин

Организация по запрещению химического оружия

Страны-участницы ОЗХО
Членство 191 стран-участниц
Штаб-квартира Гаага , Нидерланды
Тип организации международная межправительственная организация
Официальные языки английский, французский, русский, китайский, испанский, арабский
Руководители
Генеральный директор Фернандо Ариас Гонсалес
Основание
Дата основания 29 апреля 1997
Число сотрудников
  • 500 чел.
Награды Нобелевская премия мира (2013)
opcw.org
Медиафайлы на Викискладе

Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб-квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Отчет о деятельности предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ составляли 63 %: (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %); кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Босния и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.

Наделение ОЗХО функцией выявления виновных в химических атаках

27 июня 2018 года на специальной сессии Конференции стран-участниц Конвенции о запрещении химического оружия, созванной по инициативе Великобритании для обсуждения расширения полномочий ОЗХО, несмотря на попытки противодействия России, Сирии и Ирана, был принят британский проект по расширению мандата организации, наделив её правом устанавливать виновных в химических атаках. Проект поддержали 82 страны, ещё 24 выступили против. До этого специалисты ОЗХО были уполномочены проводить только техническую экспертизу по установлению самого факта применения химического оружия .

Поводом для внесения проекта по реформированию ОЗХО стал инцидент с предполагаемым отравлением бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии нервно-паралитическим веществом «Новичок» , произошедший 4 марта 2018 года. Британские власти утверждают, что за покушением на Скрипалей стоит Россия. Результаты исследований экспертов ОЗХО подтвердили тип использовавшегося отравляющего вещества, но сотрудники ОЗХО не назвали место происхождения этого вещества. Дополнительные функции ОЗХО, по мнению авторов проекта, нужны и для установления исполнителей химатак в Сирии, ответственность за которые западные страны возлагают на сирийские власти. Сирия и Россия отрицают использование сирийской армией химического оружия против населения и обвиняют в провокациях вооружённую оппозицию .

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля 1997 года , после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия , открытой к подписанию в январе 1993 года. В 2013 году ОЗХО награждена Нобелевской премией мира .

Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб-квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Отчет о деятельности предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ составляли 63 %: (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %); кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Босния и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.

С целью запрещения химического оружия как целого класса оружия массового уничтожения на Конференции по разоружению в г.Женеве была разработана Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Конвенция/КЗХО). Текст Конвенции был принят 3 сентября 1992 г. и открыт к подписанию 13 января 1993 г. в г.Париже. Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 г.

Для реализации целей Конвенции в апреле 1997 года была создана Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) с штаб-квартирой в г. Гааге (Королевство Нидерландов).

По состоянию на февраль 2013 г. сторонами Конвенции являются 188 государств. Израиль и Мьянма подписали Конвенцию, но не ратифицировали. Ангола, Египет, КНДР, Сирия, Сомали и Южный Судан не подписали и не присоединились к Конвенции.

Республика Беларусь в числе первых государств мира подписала (14 января 1993 г.) и ратифицировала (11 июня 1996 г.) Конвенцию о запрещении химического оружия.

В соответствии со Статьей VII Конвенции в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь был создан Национальный орган по выполнению КЗХО .

Наша страна не имеет и никогда не имела запасов химического оружия и объектов по его производству. Основная задача на национальном уровне заключается в осуществлении контроля за предприятиями химической промышленности с тем, чтобы гарантировать, что указанные предприятия проводят деятельность, не противоречащую положениям Конвенции.

Законодательство Республики Беларусь приведено в соответствие с положениями Конвенции. По оценке Организации по запрещению химического оружия Беларусь входит в число государств мира, предпринявших на национальном уровне наиболее эффективные меры по выполнению Конвенции. Помимо этого, Беларусь оказывает содействие другим государствам-участникам в выполнении их обязательств в рамках Конвенции. Белорусское законодательство было принято за основу при разработке соответствующих правовых актов по выполнению Конвенции в Кыргызстане, Литве, Латвии, Молдове, Украине и Таджикистане. Белорусские эксперты привлекались ОЗХО для оказания консультативно-правовой помощи другим государствам - участникам Конвенции (Таджикистану, Монголии и Азербайджану).

25 мая 2002 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь № 105-З «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Организацией по запрещению химического оружия о привилегиях и иммунитетах Организации по запрещению химического оружия».

В настоящее время в Беларуси имеются четыре предприятия, производящие контролируемые Конвенцией химикаты («Полимир» ОАО «Нафтан» (г.Новополоцк), ОАО «Гродно Азот» (г.Гродно), ОАО «Могилевхимволокно» (г.Могилев), ОАО «Лакокраска» (г.Лида).

ОЗХО проинспектировало деятельность указанных предприятий: «Полимир» ОАО «Нафтан» (1999 г. и 2009 г.); ОАО «Могилевхимволокно» (2000 г. и 2008 г.); ОАО «Гродно Азот» (2000 г.) и ОАО «Лакокраска» (2003 г.). По итогам инспекций ОЗХО подтвердила, что деятельность указанных предприятий полностью соответствует положениям Конвенции.

Республика Беларусь трижды (в 1997, 2002 и 2006 годах) избиралась в состав Исполнительного совета ОЗХО.

Республика Беларусь ежегодно представляет в ОЗХО необходимую национальную отчетность о производстве, экспорте и импорте контролируемых Конвенцией химикатов.

Беларусью заявлена готовность оказать помощь другим государствам - участникам КЗХО в случае применения против них химического оружия. В июле 2008 г. Беларусь посетила оценочная миссия ОЗХО в целях изучения конкретных видов помощи, заявленных белорусской стороной по статье Х КЗХО. Эксперты ОЗХО дали высокую оценку всем видам помощи, заявленным Республикой Беларусь. При этом было отмечено, что предложения белорусской стороны полностью соответствуют критериям, предъявляемым ОЗХО.

6 - 8 июня 2007 г. по инициативе Республики Беларусь в г.Минске было проведено региональное совещание государств - участников восточноевропейской группы в рамках КЗХО. Встреча, в которой приняли участие представители 19 государств - участников Конвенции, была посвящена вопросам национального осуществления КЗХО. Делегация ОЗХО была представлена на уровне заместителя Генерального директора Организации.

В мае 2009 г. в г.Гродно состоялся международный семинар под эгидой ОЗХО для представителей пограничных и таможенных служб для стран Центральной и Восточной Европы по вопросам противодействия незаконному обороту химикатов, контролируемых КЗХО.

В мае 2009 г. Технический секретариат ОЗХО безвозмездно передал Министерству обороны, Министерству по чрезвычайным ситуациям и Государственному пограничному комитету Республики Беларусь оборудование для химической разведки и средства химической защиты на общую сумму около 15 тыс. долларов США.

В сентябре 2009 г. представители ОЗХО приняли участие в качестве наблюдателей в совместных учениях Беларуси, Литвы и Латвии в г.Гродно по отработке взаимодействия при ликвидации аварии на объекте химической промышленности.

В рамках визита Министра иностранных дел Республики Беларусь в Нью-Йорк для участия в 67-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в 2012 году состоялась его выступление на встрече высокого уровня по случаю пятнадцатилетнего юбилея вступления в силу КЗХО, а также встреча с Генеральным директором ОЗХО А.Узюмджю. В ходе встречи был обсужден широкий круг актуальных вопросов сотрудничества Беларуси с ОЗХО.

Участие в ОЗХО дает Беларуси возможность безвозмездно пользоваться банком данных Организации и получать консультативную помощь в случае ликвидации аварий на химических предприятиях.

Белорусские эксперты активно участвуют в ряде учебных программ и курсов ОЗХО, направленных на повышение квалификации ученых-химиков, специалистов в области химической защиты, сотрудников таможенных и пограничных служб.

Беларусь имеет возможность участвовать в следующих программах помощи и сотрудничества, осуществляемых Секретариатом Организации:

1. Программы стажировок для ученых и химиков-технологов из стран с переходной экономикой в сфере аналитической химии, лабораторного анализа развития химических технологий.
2. Информационные услуги.
3. Программа передачи оборудования.
4. Учебные семинары для специалистов в области гражданской обороны и защиты от химического оружия.
5. Проекты по оказанию административной помощи Техническим секретариатом ОЗХО национальным органам.