История создания и развития го в ссср и рф. Гражданская оборона

«Сильная гражданская оборона - защищенное государство»

4 октября 2012 года исполняется 80 лет со дня образования гражданской обороны, которая является важной составляющей общегосударственных оборонных мероприятий. 2012 год объявлен годом гражданской обороны.

Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: 22 апреля 1915 года впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие в виде газовой атаки хлором, жертвами стали 5 тыс. французских и бельгийских солдат. А развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.

В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года, когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара. Помимо развертывания зенитных батарей, авиационных и прожекторных отрядов, в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами. Начали действовать курсы первой помощи. 8 марта 1918 года в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» впервые в истории были изложены правила поведения населения при налетах самолетов противника.

4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО). В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны - основы будущей системы Гражданской обороны СССР.

Годы Великой Отечественной войны показали человечеству беспрецедентный случай единства всего нашего народа в стремлении к Победе. Это проявилось и в деятельности МПВО, в силы которой вошли в первую очередь женщины, подростки и пожилые люди. Только в Ленинграде к концу 1942 года около 1,5 тысяч, женщин командовали различными формированиями и подразделениями в системе МПВО.

В задачи МПВО входило не только тушение пожаров и организация укрытия населения в бомбоубежищах, но и множество тяжелой и не слишком приятной работы - заготовка дров для больниц и детских садов, организация эвакуации нетрудоспособного населения, оказание помощи пострадавшим при бомбежках и захоронение тел погибших. Существовала серьезная угроза применения химического оружия и бойцы МПВО обучали население применению противогазов, обеспечивали их выдачу, были готовы к проведению дегазации. Занимались они и восстановительными работами, разбором завалов. Трудно представить, что все это легло на плечи подростков, женщин и стариков. При освобождении оккупированных врагом территорий возникала новая, еще более опасная задача - разминирование полей и сооружений.

После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. В стране развернулась новая битва - за созидание. Свой вклад в нее вносили органы и силы МПВО. Специальные пиротехнические отряды МПВО участвовали в сплошных разминированиях территории СССР. Одной из важнейших задач МПВО в этот период являлась помощь на местах в восстановлении народного хозяйства. Силы МПВО восстанавливали разрушенные школы, больницы, детские сады, театры, библиотеки, сооружения канализации и электроснабжения.

В ночь с 5 на 6 октября 1948 года на территории Туркменской ССР произошло одно из наиболее губительных землетрясений, известных мировой истории. Полученный силами МПВО опыт по ликвидации последствий землетрясения имел большое значение для дальнейшего совершенствования МПВО в решении задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия.

В 50-е годы с появлением ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап по совершенствованию МПВО. В то время органы управления, силы МПВО и население были не готовы для действий в очагах ядерного поражения. Однако опасность вооруженного нападения со стороны вероятного противника резко возросла. Существующая на данный период времени МПВО не отвечала новым требованиям, так как местный характер ее мероприятий, ограниченное количество специальных сил и средств не позволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость работы всего народного хозяйства в случае нападения противника. Встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты населения и народного хозяйства страны.

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система - Гражданская оборона СССР. По своей важности вопросы гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость.

Гражданская оборона развивалась. В ходе преобразований 1961-1972 годов стало заметно, что она превратилась в самостоятельную государственную службу. Министерство обороны фактически устранилось от участия в делах гражданской обороны. Назревала необходимость принятия закона о гражданской обороне и переведении ее в самостоятельную структуру с сохранением снабжения частей гражданской обороны через военные округа. Министерство обороны было за такой подход, однако ЦК КПСС считало целесообразным включить Гражданскую оборону в состав Министерства обороны. Так и было сделано. В начале 1970-х годов несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. Однако история дальнейшего развития гражданской обороны показывала необходимость применения сил ГО для борьбы с последствиями стихийных бедствий. Лесные и торфяные пожары, охватившие Подмосковье летом 1972 года, заставили серьезно задуматься над местом и ролью системы ГО в мирное время. Сама жизнь начала поворачивать гражданскую оборону от чисто оборонных мероприятий к решению задач мирного времени. Массовые лесные пожары, стихийные бедствия, крупные аварии на промышленных объектах и транспорте вызывали необходимость принятия решений на государственном уровне, которыми бы уточнялись задачи ГО на мирное время.

К концу 1980-х годов ориентация на решение задач ГО только военного времени привела к тому, что не были своевременно учтены изменения, происходящие в структуре отраслей народного хозяйства, которые требовали расширения задач, решаемых гражданской обороной в мирное время. Впервые с особой остротой они проявились при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986). Опыт этой аварии показал, что готовность системы ГО не может обеспечить выполнение внезапно возникающих задач. Более того, речь зашла не только об участии сил ГО в ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и о переводе задач по предупреждению и ликвидации ЧС из ранга второстепенных в ранг приоритетных. Но не только с аварией на ЧАЭС следует связывать коренную перестройку системы ГО. Ускорение темпов и масштабов научно-технической и производственной деятельности в современных условиях связано с возрастающим использованием в производстве сложных технологий и технических систем. Резко увеличиваются объемы производства новой, опасной продукции. Ежегодно на рынок стало поступать около тысячи новых химических продуктов, перевозиться 4 млн. тонн опасных материалов, а также образовывалось примерно 290 млн. тонн отраслевых промышленных отходов. Энергонасыщенные и использующие опасные вещества объекты концентрируются. Только в сфере энергетики ежегодно в мире добывалось, транспортировалось, хранилось и использовалось около 10 млрд. т условного топлива. Поворот гражданской обороны к решению задач мирного времени означал новый качественный этап ее существования, который оказался не простым.

Вполне понятно, что защита от ЧС мирного времени в сознании людей превалирует. Поэтому в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Этим самым было положено начало создания в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера. 8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Его первым заместителем был определен Председатель ГКЧС России.

Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий. На них же была возложена персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества гражданской обороны на подведомственных территориях и объектах.

В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.

Силы и средства гражданской обороны неоднократно использовались при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. Так, когда в ноябре 2005 года в китайской провинции Цзилинь произошла серия взрывов на химической фабрике, в результате которых в реку Сунгари вылилось около 100 тонн опасных веществ (в основном, бензола и нитробензола) и 16 декабря пятно достигло Амура, для выполнения задач мониторинга была мобилизована практически вся сеть наблюдения и лабораторного контроля Хабаровского края. В первую очередь, были задействованы наиболее универсальные лаборатории «Водоканала», «ХабЭнерго» и ДВО РАН. С целью недопущения трансграничного переноса опасных химических веществ к водозаборам поселений и главному водозабору питьевого водоснабжения Хабаровска были развернуты гидротехнические работы. Для этого совместно с китайскими специалистами была перекрыта дамбой протока Казакевичева, что исключило попадание загрязненных вод в Амурскую протоку и далее - на водозаборы Хабаровска. Была также перекрыта протока Пензенская и чистые амурские воды пошли ближе к Хабаровску и разбавили загрязненные. Все водозаборы Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурска и Николаевска-на-Амуре были переведены на работу на активированном угле. Технологии и оборудование очистных сооружений хабаровского «Водоканала» были подготовлены для нейтрализации нитробензолов при уровнях от двух ПДК. В дальнейшем превышения концентрации опасных веществ не зафиксировано, питьевая вода в системах водоснабжения отвечала санитарным нормам.

В ноябре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия гражданской обороны, направленные на выполнение задач гражданской обороны.

Реализация комплекса мероприятий по совершенствованию гражданской обороны позволила в августе 2008 года силами гражданской обороны эффективно осуществить гуманитарную операцию по оказанию помощи населению Южной Осетии, пострадавшему от агрессии Грузии. В результате из зоны конфликта было эвакуировано более 37 тыс. человек, были развернуты стационарные пункты временного размещения на шесть тысяч человек. Для оказания помощи пострадавшим в зону конфликта в течение трех первых суток было доставлено 11500 тонн гуманитарного груза.

В период жаркого лета 2010 года силы гражданской обороны, включая спасательные воинские формирования, приняли непосредственное участие в ликвидации крупных природных и лесных пожаров, показав на практике свои возможности по эффективному выполнению поставленных задач.

В марте 2011 года в связи со сложной обстановкой на японских АЭС, включая аварию на «Фукусиме», была развернута сеть наблюдения и лабораторного контроля для ведения мониторинга радиационной обстановки на Дальнем Востоке.

В современных условиях гражданская оборона решает спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени. Усилиями МЧС России гражданская оборона приобрела современный облик и продолжает развиваться с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире.

В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.

В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой - организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

Гражданская оборона (ГО) (название с 1961 года) представляет собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения.

Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий (катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время создаются Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) при Совминах союзных республик, исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов.

Они работают под руководством соответствующих советских органов, вышестоящих КЧС, а также правительственных (государственных) комиссий, создаваемых для расследования причин и ликвидации последствий особо крупных аварий (катастроф) или стихийных бедствий.

Работа КЧС организуется во взаимодействии с органами ГО, МВД, КГБ, военного командования и организациями государственного надзора и контроля. При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.

Решения КЧС во время чрезвычайных ситуаций являются обязательными для выполнения всеми организациями и предприятиями, расположенными на соответствующей территории.

Общие принципы организации гражданской обороны

Организационная структура ГО СССР определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время, и задачами, возложенными; на нее.

Вся практическая деятельность ГО в республиках, краях, городах, районах и на объектах народного хозяйства осуществляется под руководством исполкомов Советов народных депутатов, а также органов военного управления. Непосредственное руководство ГО в союзных и автономных республиках, краях, областях, городах, городских и сельских районах осуществляется председателями Советов народных депутатов, которые являются начальниками ГО.

ГО организуется по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности ГО объектов народного хозяйства организационно входит в структуру ГО соответствующих республик, краев, областей, городов, районов, на территории которых они расположены.

Производственный принцип организации заключается в том, что ГО объектов народного хозяйства организационно входит также в структуру ГО соответствующих министерств, ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ТО в этих учреждениях.

ГО опирается на материальные и людские ресурсы всей страны.

Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

ГО в СССР является не только частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, но и всенародным делом. Каждый советский гражданин обязан активно участвовать в проведении мероприятий ГО.

В 1928 году Наркомом по военным и морским делам было утвержденно первое Положении о противовоздушной обороне СССР, в котором сказано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военным, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям.

К 1932 году были созданы необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране.

4 октября 1932 года Советом Народных Комиссаров – Правительством станы было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР». Этим документом были впервые определены мероприятия и средства защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия вражеской авиации. Этот акт и положил начало создания МПВО (местная противовоздушная оборона).

Эта дата считается днем рождения Гражданской обороны, так как именно те функции, которые выполняла МПВО страны, в дальнейшем продолжала совершенствовать и развивать Гражданская оборона СССР.

Поскольку МПВО являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам. Помимо Воинских частей МПВО, подчиняющихся командованию военных округов, организовывались добровольные формирования МПВО. В городских районах это были участковые команды, на предприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях - группы самозащиты.

Постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 года руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО. Постановлением СНК СССР от 2 июля 1941года введена всеобщая обязательная подготовка населения к противовоздушной обороне.

Гражданская оборона

15 июля 1961 года Постановлением Совета Министров СССР МПВО преобразована в гражданскую оборону, была введена должность начальника ГО и создана новая общегосударственная система: Гражданская оборона СССР . Было утверждено Положение о Гражданской обороне СССР. Общее руководство ГО СССР осуществлялось Советом Министров СССР, непосредственное руководство - Министерством обороны СССР, повседневное руковдство - начальником ГО СССР, заместителем министра обороны СССР. Непосредственное руководство ГО в союзных и автономных республиках, краях, областях, городах, городских и сельских районах осуществляется председателями Советов народных депутатов, которые являются начальниками ГО.

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности: сводные отряды и команды механизации работ, а затем и войска гражданской обороны.

В 1971 году руководство ГО возложено на заместителя Министра обороны СССР, а сама система передана в подчинение Министерству обороны. С этого момента начался расцвет как системы ГО, так и системы ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Проводилось множество мероприятий, была создана грандиозная материальная база, которая применяется и в настоящее время.

С 1987 года на Гражданскую оборону официально были возложены обязанности по защите населения и объектов народного хозяйства от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, проведение спасательных и восстановительных работ. Встал вопрос о формировании единой государственной системы, обеспечивающей заблаговременную подготовку к действиям в экстремальных условиях по преодолению ситуаций чрезвычайного характера, вызванных крупными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. Такая постановка вопроса ни в коей мере не подразумевала подмену или наоборот замену системы гражданской обороны страны новой системой. Наоборот, предусматривалось более широкое использование возможностей системы Гражданской обороны в ходе преодоления различных чрезвычайных ситуаций.

27 декабря 1990 года было принято Постановление Совета министров РСФСР «Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

17 апреля 1991 года заместитель Председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем российского корпуса спасателей.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 года российский корпус спасателей был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого 5 августа 1991 года был переназначен С. К. Шойгу.

19 ноября 1991 года Указом Президента РСФСР Б. Н. Ельцина №221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С. К. Шойгу.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации.

В мае 1993 года Россия вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО).

10 января 1994 года Указом Президента Российской Федерации №66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Указом Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 171 главой МЧС России назначен С. К. Шойгу.

Всемирный день гражданской обороны отмечается ежегодно 1 марта.
День гражданской обороны МЧС России отмечается 4 октября.

Если тщательно изучить сравнительно непродолжительный период человеческой истории, например, всего пять последних тысячелетий, то выяснится, что из них мир на планете царил в совокупности менее трех веков.

Угрозы жизни человечества

Пятнадцать тысяч войн пережило человечество, и в каждой из них гибли не только отважные (или не очень) солдаты, но и обычные люди, никогда не державшие в руках оружия, дети, женщины и старики. При этом такие смерти чаще всего оказывались случайными, если не считать случаев целенаправленного геноцида. Кроме войн, бывали землетрясения, наводнения, эпидемии, массовые голодные моры и прочие несчастья. Затем, по мере развития науки, техники и технологий, настал черед и

Все вместе губительные факторы за указанный период унесли 3,5 миллиарда человеческих жизней. После появления (сначала только химического) стало ясно, что цивилизация медленно, но верно движется по пути, указанному Томасом Мальтусом, успешно защищая планету от перенаселения путем самоистребления.

Каждая страна стремится к защите своего народа от губительных факторов, в этом и состоит его главная функция. В 1932 году началась история развития гражданской обороны нашей Родины. Эта структура была призвана минимизировать последствия нападения враждебных стран на СССР.

Гражданин, вы отравлены!

Учения по защите от воздействий химического оружия проходили и до 1932 года. Одно из них, способствовавшее бегству подпольного миллионера, описано в знаменитой книге «Золотой теленок» писателей И. Ильфа и Е. Петрова. Вероятным врагом Страны Советов в то время были все капиталистические государства, обладавшие определенным запасом химического оружия, поэтому противогазы учили надевать быстро всех, от детей до людей преклонных лет, да и изобретали их в разных вариантах, даже для животных. В тридцатые годы внешняя угроза конкретизировалась, она приобрела конкретные очертания в лице фашистов. История создания гражданской обороны ведет отсчет с 4 октября 1932 года, когда нацисты в Германии еще не пришли к власти. Было ясно, что главную опасность для мирного населения представляют воздушные силы вражеской армии, которые, несомненно, в случае войны будут бомбить города. Война в Испании, начавшаяся через четыре года, подтвердила эти опасения.

Предвоенные команды МПВО

Мероприятия гражданской обороны в первые годы осуществлял орган, называвшийся местной противовоздушной обороной (МПВО). В функции организации, подчинявшейся Наркомату обороны, входили разработка и проведение мероприятий, призванных уменьшить урон, наносимый ВВС противника в случае военных действий. Приданными ей личным составом и техническими средствами эта структура должна была оповестить население о воздушной тревоге, дать ей отбой, обеспечить надежные убежища, ликвидировать последствия атаки вражеских самолетов и оказать помощь пострадавшим. Органам высшей власти (СНК) было ясно, что силами только вооруженных сил эти задачи выполнить невозможно, и если агрессия произойдет, то у Красной Армии будет другая главная цель, - разгром врага. Поддержание производственного и экономического потенциала и сохранение жизней советских людей должно стать всенародным делом. Поэтому в план гражданской обороны входило использование как воинских частей МПВО, подчинявшихся окружному командованию РККА, так и добровольческих формирований. На предприятиях были созданы команды для защиты объектов, при каждом жилуправлении функционировала своя группа самозащиты.

В подчинении НКВД

Чем сложнее становилась международная обстановка, тем тщательнее производилась организация гражданской обороны. В структуру были вовлечены миллионы советских людей, на каждое крупное производственное подразделение или полтысячи жильцов района в городской или сельской местности приходилось 15 добровольцев. Они обучались всем необходимым навыкам оказания медицинской помощи, наблюдения за воздушным пространством, а также грамотной организации бомбоубежищ и охране общественного порядка.

О том, насколько важным вопросом была для руководства СССР организация гражданской обороны, красноречиво говорит тот факт, что ГУ МПВО с 1940 года подчинялось всесильному Наркомату внутренних дел СССР. Усилия партии и правительства дали результаты. К 1941 году каждое предприятие или колхоз Советского Союза, все города и районы имели конкретный план гражданской обороны, согласно которому в случае войны предстояло действовать. Были проведены многочисленные учения ГО. Созданы многочисленные службы, призванные совместно с органами власти обеспечить врачебную помощь раненым, бесперебойную работу транспорта, торговли, продовольственного снабжения населения, связи и многого другого.

Вскоре полученные навыки пригодились…

Война

С июня 1941 года фронт проходил не только по переднему краю. Тыл трудился, не щадя сил, чтобы дать Красной Армии все необходимое. Немецкое командование понимало важность каждой фабрики, каждого завода для обороны СССР. И посылало эскадрильи бомбовозов, стремясь нанести наибольший урон производству.

История гражданской обороны во время Великой Отечественной войны заслуживает отдельного исследования как уникальный случай мобилизации всех сил общества для защиты своей страны. Зажигательные бомбы на крышах гасили люди всех возрастов, за светомаскировкой следил каждый житель дома, а случаи паники были крайне редки даже в самые тяжелые дни. Бойцы МПВО смогли предотвратить более 30 тысяч аварий и катастроф на предприятиях народного хозяйства, обезвредить сотни тысяч бомб, потушить 90 тысяч пожаров, пережив тридцать тысяч авианалетов. Эти усилия, равнозначные массовому подвигу, внесли важный вклад в дело общей Победы. Гражданская оборона СССР продемонстрировала высокую эффективность, достойную восхищения.

Послевоенная гражданская оборона

Атомное оружие появилось в 1945 году. И сразу же было применено. Советский Союз не был готов к новой угрозе и не обладал необходимым количеством убежищ, способных выдержать ядерный взрыв. Экономика страны переживала серьезные трудности, связанные с восстановлением промышленного потенциала и сельского хозяйства после урона, нанесенного боевыми действиями и оккупацией значительной части территории. Тем не менее новая проблема вызвала ответные действия. История гражданской обороны послевоенных лет продолжила традиции, заложенные в 30-е годы.

Наиболее насущной проблема защиты населения стала в середине XX века, после расширения номенклатуры средств доставки. Ядерное оружие теперь могли нести не только стратегические бомбардировщики, но и ракеты, как наземного, так и мобильного базирования. История создания гражданской обороны в СССР официально начинается в 1961 году, именно тогда служба получила это название взамен МПВО. Переименование было вполне целесообразным по причине расширения перечня функций структуры. Предмет "ГО" преподается в средних и специальных учебных заведениях, в школах ученики получают необходимые знания на занятиях по В 70-х годах формируются мобильные подразделения для выполнения обязанностей по защите населения. В подмосковной Балашихе открывается училище, готовящее офицеров ГО.

Гражданская оборона в США

В пятидесятые годы наша наука совершила стремительный прорыв, обогнав другие страны, считавшие себя передовыми в технологическом отношении. Это выражалось не только в космических успехах СССР, но и в оборонной области. На вооружении советских ВВС появились реактивные и турбовинтовые бомбардировщики Ту-95 и Ту-16, способные добираться до самых удаленных целей с высокой скоростью. Но самым страшным оружием были межконтинентальные ракеты, и лидерство СССР в вопросе их строительства в то время сомнению не подлежало. Америка утратила заокеанскую неуязвимость, над небоскребами и фермами замаячил призрак ядерного «гриба». История гражданской обороны США началась именно в пятидесятые годы, и сразу же приобрела общенациональный характер. Территория страны была поделена на десять округов, в каждом по несколько штатов. Над городами завыли сирены учебных тревог, школьники учились быстро прятаться под партами и бежать в убежище. Появилась целая индустрия, производящая бункеры снабженные системами жизнеобеспечения для всех желающих. Следует отметить стремление американских «коллег» активно перенимать советский опыт, как организационный, так и технический. Во время количество убежищ в США превышало аналогичный показатель в СССР, в случае конфликта спастись людей там могло больше, но ущерб, нанесенный ядерным ударом, все равно оставался совершенно неприемлемым.

Израиль

Нет такой второй страны, у которой была бы столь драматичная история создания гражданской обороны. Кратко ее можно описать двумя словами: «спасти всех». К сожалению, это получается не всегда, но непрерывные обстрелы территории государства Израиль ракетами «Скад» и обычными снарядами «Града», а также многочисленные террористические акты могли бы вызвать намного большее число жертв среди мирных жителей, если бы не эффективные меры, направленные на их защиту. Эффективность службы ГО позволила министру гражданской обороны в 2012 году даже сделать заявление о предполагаемом числе жертв среди населения в случае полномасштабной войны с Ираном и организацией ХАМАС одновременно. По его словам, количество погибших не превысило бы полутысячи человек. Некоторые эксперты полагают, что слова Матана Вильнаи несколько преувеличивают возможности возглавляемого им министерства, но тот факт, что гражданская оборона населения в Израиле организована хорошо, очевиден. При этом никто в этой ближневосточной стране не отрицает использование советского опыта при налаживании всей инфраструктуры ГО.

В демократической России

История гражданской обороны России началась в 1991 году, одновременно с созданием всех организационных, властных и силовых структур нового государства. Управление ГО вошло в образованный Госкомитет по и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС), через три года преобразованный в Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Гражданская оборона стала частью задач, поставленных перед структурой. Их круг оказался широким.

В него вошли в первую очередь борьба со стихийными и техногенными последствиями экологических катастроф и аварий и проведение НАВР (неотложных аварийно-восстановительных работ). Также МЧС занимается подготовкой зон затопления или заражения к вводу специализированных подразделений, санобработкой населения, техники, зданий и сооружений, пиротехническими работами, обеспечением мер по эвакуации из опасных зон и территорий, восстановлением нарушенных коммуникаций (дорог, аэродромов, линий электроснабжения и связи и пр.). Предусмотрены и другие мероприятия гражданской обороны. Свои функции в случае необходимости Министерство по чрезвычайным ситуациям выполняет совместно с частями Вооруженных сил Российской Федерации.

В сентябре 2011 года вышел Указ Президента, согласно которому МО поручалось создание специальных войсковых формирований с целью оказания помощи населению в районах бедствия.

В настоящее время МЧС представляет собой мощную организацию федерального уровня, имеющую в своем распоряжении самое современное оснащение. Техническое обеспечение разнообразно, у министерства есть даже собственная авиация, насчитывающая более полусотни летательных аппаратов, в числе которых есть и небольшие вертолеты, и огромные самолеты, оборудованные для тушения масштабных лесных пожаров, и летающие госпитали.

На всех континентах и дома

Новейшая история гражданской обороны России постоянно пополняется славными страницами. Спасатели профессионально действуют не только в пределах родной страны, но и за рубежом. Самолеты МЧС доставляли в разные регионы планеты. Спасительные грузы получали пострадавшие от землетрясений, ураганов, наводнений и других стихийных бедствий. Неоценимую помощь оказывали спасатели и тем, кто пострадал от военных действий. После ужасающего урагана «Катрина», причинившего множество бед в 2005 году, история гражданской обороны пополнилась уникальным фактом. Впервые за всю историю российские спасатели действовали на территории США, оказывая помощь населению. Гуманитарные грузы были доставлены в Америку и тогда, когда разбушевалась «Сэнди» (2012), и во время торнадо, обрушившегося на Оклахому (2013).

Разумеется, и другие страны могут рассчитывать на помощь российских спасателей. Но главный приоритет нашей системы гражданской обороны - защита жизней и здоровья собственных сограждан. Среди операций, проведенных за последние два десятилетия, можно перечислить и действия в Чечне, и работу по ликвидации эпидемии чумы в Туве, и борьбу с терроризмом в Москве и других городах. А еще были авиакатастрофы, и пожар в Останкино, и и взрывы в метро. И наводнения в Крымске и на Дальнем Востоке. Сотни специалистов ликвидировали последствия катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году. А сегодня гуманитарные конвои идут в Луганскую и Донецкую области.

Все трудно перечислить. И везде на переднем крае - спасатели МЧС, наследники славы МПВО и войск гражданской обороны.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Ее развитие имеет почти вековую историю.

Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания пострадавшим первой медицинской помощи, о правилах поведения при воздушном на­падении.

Вторым этапом развития гражданской обороны (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) стал комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. Советом народных комиссаров СССР 4 октября 1932 года было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые были определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны (МПВО), предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО - начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий, а также Днем гражданской обороны России.

Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы войны успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.

Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) – этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения. Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна сделала в 1961 году. Была создана качественно новая система – Гражданская оборона, ставшая одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.

Гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие?

Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему.

В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так, в число основных задач ГО вошло обеспечение устойчивой работы промышленности в военное время.

В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника.

Пятый этап развития гражданской обороны страны (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями системы ГО. С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.

Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача в то время не стояла.

Седьмой этап развития системы ГО (август 1987 - декабрь 1991 г.) является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.

На данном этапе на гражданскую оборону были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф в мирное время.

Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). В связи с этим в 1990 году был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 году в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.

Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания. Благодаря успешному функционированию МЧС России и системы РСЧС сегодня в нашей стране обеспечивается полноценная гражданская оборона.


Размещена на сайте Главного управления МЧС России по РС(Я) – 24.01.2012г.