Кому не выгоден снежный человек. Как советские ученые по заданию партии снежного человека искали Как называется наука о снежном человеке

Описание

В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением , заострённой формой черепа , более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью , относительно короткими бёдрами , с густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах , лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде - моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов . Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Происхождение названия

Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест . Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.

Существование

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

…о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это: и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.
Академик А. Б. Мигдал От догадки до истины.

Отношение профессионального биолога к вопросу о возможности существования «снежного человека» проиллюстрировал палеонтолог Кирилл Еськов в популярной статье :

Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]
Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

- «Криптуха, сэр!», статья. Кирилл Еськов, Компьютерра, 13.03.07, №10 (678): стр. 36-39.

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году , после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны .

Однако, следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке.

С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложенияи сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
Игорь Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминология, Москва.

Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

Члены комиссии Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев и другие энтузиасты продолжали активно заниматься поисками снежного человека или его следов .

Общество криптозоологов

Упоминания в истории и литературе

Абстрактный рисунок снежного человека.

Известны многочисленные изображения существ, подобных снежному человеку (на предметах искусства Древней Греции , Рима , Древней Армении , Карфагена и этрусков и средневековой Европы) и упоминания, в том числе в Библии (в русском переводе косматый ), Рамаяне (ракшасы ), в поэме Низами Гянджеви «Искандер-наме», фольклоре разных народов (фавн , сатир и силен в Древней Греции , йети на Тибете , в Непале и Бутане , гулей-бани в Азербайджане , чучунны, чучунаа в Якутии , алмас в Монголии , ежэнь (野人 ), маожэнь (毛人 ) и жэньсюн (人熊 ) в Китае , киик-адам и албасты в Казахстане , леший , шиш и шишига у русских , див в Персии (и Древней Руси), чугайстер на Украине , дев и албасты на Памире , шурале и ярымтык у казанских татар и башкир , арсури у чувашей , пицен у сибирских татар , абнауаю в Абхазии , сасквоч в Канаде , тэрык , гиркычавыльин , мирыгды , килтаня , арынк , арыса , рэккем , джулии на Чукотке , бататут , седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве , какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.). В фольклоре предстают в виде сатиров , бесов , чертей , леших , водяных , русалок и т. п.

Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

Ссылки

См. также

Примечания

  1. К. Еськов. «Криптуха, сэр!»
  2. Фильм Паттерсона
  3. Б. Ф. Поршнев Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах Винити, Москва, 1963
  4. Советский «снежный человек». Журнал «Итоги»
  5. Жанна-Мария Кофман
  6. см. например, «Популярный биологический словарь», 1991, Изд. АН СССР под редакцией членом-корреспондента А. В. Яблокова
  7. В. Б. Сапунов, доктор биол. наук Снежный человек в двух измерениях, или альтернатива ноосферы
  8. Ж. Кофман У истоков новой науки (К 40-летию выхода в свет монографии профессора Б. Ф. Поршнева «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах» ВИНИТИ 412 с 1963) журнал «Медиана» № 6 2004
  9. КАЗАХСТАНСКАЯ ХРОНИКА «П» Год 1988
  10. Трахтенгерц М. С. Область обитания приматов вида аламас журнал «Естественные и технические науки» ISSN 1684-2626, 2003, № 2, стр.71-76
  11. Dmitri Bayanov, Igor Bourtsev In The Footsteps of the Russian Snowman 240 pages «Pyramid Publications» 1996 ISBN 5-900229-18-1 ISBN 978-5-900229-18-8 (англ.)
  12. Б. А. Шуринов Парадокс XX века «Международные отношения» 315стр. 1990 ISBN 5-7133-0408-6
  13. Российский биолог считает сасквачей и прочих йети одичавшими олигофренами .
  14. Бейко В. Б., Березина М. Ф., Богатырёва Е. Л. и др. Большая энциклопедия животного мира: Науч.-поп. издание для детей. - М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 303 с. УДК 087.5, ББК 28.6, стр. 285.

Снежный человек — миф или реальность? Миллиарды людей на Земле хотят получить ответ на этот вопрос

Вас интересует тема снежный человек фото или снежный человек видео фильм ? Эта статья как раз об этом! Снежный человек или, как его еще называют, , бигфут , гоминоид , сасквоч – это человекообразное существо, которое, как считают, можно встретить в высокогорных и лесных районах всего мира. Бытует мнение, что это млекопитающее, которое относится к отряду приматов и к роду человек, сохранившееся со времен предков человека. Шведский естествоиспытатель, создатель единой системы классификации животного и растительного мира Карл Линней определил его как Homo troglodytes или, другими словами, человек пещерный.

Описательные характеристики снежного человека

Точное описание снежного человека отсутствует. Одни говорят, что это громадные четырехметровые животные, которые отличаются подвижностью. Другие, наоборот, говорят, что рост его не превышает 1,5 метра, он пассивен и при ходьбе сильно размахивает руками.

Все исследователи снежного человека склоняются к выводу, что йети — существо доброе, если его не сердить

По неподтвержденным данным йети отличается от современного человека заостренной формой черепа, более плотным телосложением, малой длиной шеи, более длинными руками, короткими бедрами и массивной нижней челюстью. Все его тело покрыто волосяным покровом рыжего серого или черного цвета. Волосы на голове длиннее, чем на теле, а борода и усы очень короткие. Он имеет неприятный сильный запах. Помимо всего прочего, он отлично лазает по деревьям.

Есть мнение, что место обитания снежного человека – снежная кромка, которая отделяет лесные массивы от ледников. При этом лесные популяции снежных людей на ветках деревьев строят гнезда, а горные живут в пещерах. Питаются они лишайниками и грызунами, причем, перед употреблением в пищу пойманных животных разделывают. Это может свидетельствовать о тесном родстве с человеком. В случае голода йети приближаются к людям, и ведут себя, таким образом, неосторожно. По словам сельских жителей, в случае опасности человекообразный дикарь издает лающий громкий звук. А вот китайские крестьяне рассказывают о том, что снежные люди плетут простые корзины, а также изготавливают топоры, лопаты и другие элементарные орудия труда.

Описания дают основания предполагать, что йети является реликтовым гоминоидом, который обитает в семейных парах. Однако, возможно за этих существ принимают некоторых людей с чрезмерно развитым неестественным волосяным покровом.

Ранние упоминания о снежном человеке

Самое первое историческое доказательство существования снежного человека связано с именем Плутарха. Он рассказывал о том, как солдаты Суллы поймали сатира, который по описанию соответствует внешности йети.

В своем рассказе «Ужас» Ги де Мопассан описывает встречу писателя Ивана Тургенева со снежным человеком женского пола. Также имеются документальные свидетельства, что в XIX веке в Абхазии находилась женщина по имени Зана, которая являлась прототипом йети. У нее были своеобразные повадки, однако это не мешало ей благополучно рожать детей от людей, которые в свою очередь отличались могучей силой и крепким здоровьем.

На Западе в 1832 году появились сообщения о странном существе, обитающем в Гималаях. Ходтсон Б.Г., английский путешественник и исследователь с целью изучения этого загадочного существа поселился в высокогорном районе. Позднее Ходтсон Б.Г. в своих работах рассказывал о высоком человекоподобном существе, которое непальцы прозвали демоном. Оно было покрыто длинной густой шерстью, от животного отличалось отсутствием хвоста и прямым хождением. О первых упоминаниях про йети Ходтсону поведали местные жители. С их слов, впервые о снежных людях было упомянуто в четвертом веке до нашей эры.

Через полстолетия, дикарями заинтересовался британец Лоуренс Уодделл. На высоте 6 000 метров в Сиккиме он нашел следы. После их анализа и разговора с местными жителями Лоуренс Уодделл сделал заключение, что за человекоподобных дикарей принимают желтых медведей-хищников, которые очень часто нападают на яков.

Рост интереса к бигфутам наблюдался в 20-30-е годы ХХ века, когда один репортер назвал волосатого дикаря «страшным снежным человеком». В средствах массовой информации также сообщалось, что несколько снежных людей были пойманы и заключены в тюрьму, после чего расстреляны как басмачи. В 1941 году полковник медслужбы Советской армии Карапетян В.С. произвел осмотр снежного человека, пойманного в Дагестане. Вскоре после этого загадочное существо было расстреляно.

Теории и фильм о снежном человеке

На сегодня ученые не обладают достаточными данными, чтобы сделать официальное подтверждение действительности одной из теорий. Однако ученые озвучивают довольно смелые гипотезы о возникновении йети, которые имеют право на существования. Их мнения опираются на исследование волос и отпечатков следов, на сделанных фотографиях, аудиозаписях, фотороботах странного существа, а также видеозаписях, которые имеют не самое лучшее качество.

Долгое время короткометражный фильм, который сняли Боб Гимлин и Роджер Паттерсон в 1967 году в Северной Калифорнии, был наиболее убедительным свидетельством существования йети. По словам авторов, на пленку им удалось заснять самку бигфута.

Происходило это осенью, когда Боб и Роджер вдоль покрытого густым лесом ущелья ехали на лошадях в надежде встретить йети, следы которого неоднократно были замечены в этих местах. В один момент лошади чего-то испугались и стали на дыбы, после чего Паттерсон заметил некое крупное существо, которое на корточках сидело на берегу ручья у воды. Взглянув на ковбоев, это загадочное существо встало и пошло прочь в сторону крутого склона ущелья. Роджер не растерялся и, достав видеокамеру, побежал к ручью за существом. Он бежал за дикарем, снимая его в спину. Однако он сообразил, что необходимо зафиксировать камеру и проследить за движущимся существом, после чего встал на колено. Неожиданно существо повернулось и начало идти на камеру, но потом, свернув несколько влево, уходило от ручья. Роджер попытался кинуться за ним, однако, благодаря своей быстрой ходьбе и крупным размерам, загадочное существо быстро скрылось, а пленка на видеокамере кончилась.

Фильм Гимлина-Паттерсона сразу же был отвергнут специалистами важнейшего научного центра США – Смитсоновского института – как подделка. Американские специалисты заявили, что такого гибрида с волосатой грудью, головой гориллы и человеческими ногами в природе просто не может быть. В конце 1971 года фильм привезли в Москву и показали ряду научных учреждений. Специалисты Центрального НИИ протезостроения и протезирования положительно его оценили и очень заинтересовались им. После детального изучения фильма заключение в письменной форме сделал профессор Академии физической культуры Д.Д.Донской, который отметил, что походка существа на пленке совершенно не типична для человека. Он расценил ее как природное движение, в которой не было признаков искусственности, и которое характерно для различных преднамеренных имитаций.

Известный скульптор Никита Лавинский также без сомнений считал фильм Гимлина-Паттерсона подлинным. По кадрам этого фильма он даже создал скульптурные портреты самки снежного человека.

Участниками семинара по вопросам гоминологии Александрой Бурцевой, Дмитрием Баяновым и Игорем Бурцевым было предпринято самое углубленное изучение этого фильма. Бурцев сделал фотографическое воспроизведение со всевозможными экспозициями кадров из фильма. Благодаря этой работе, было доказано, что голова существа на пленке была не гориллы, как утверждали американцы, и не обычного человека, а палеоантропа. Также видно, что волосяной покров – это вовсе не специальный костюм, поскольку сквозь него отчетливо видно мускулатуру спины, ног и рук. Отличием йети от человека также является удлиненные верхние конечности, отсутствие видимой шеи, посадка головы и удлиненный бочкоподобный торс.

Аргументами, на которых основывается фильм Паттерсона, являются:

  • Голеностопный сустав загадочного существа, снятый на пленку, имеет исключительную гибкость, которая недостижима для человека. Стопа в тыльном направлении обладает большей гибкостью, по сравнению с человеком. Дмитрий Баянов первым обратил на это внимание. Позже этот факт подтвердил и описал в своих публикациях Джефф Мелдрам, американский антрополог.
  • Пятка йети выпирает намного больше пятки человека, что соответствует строению стопы неандертальцев.
  • Тогдашний завкафедрой биохимики Академии физической культуры Дмитрий Донской, который детально исследовал фильм, сделал вывод, что походка странного существа на пленке совершенно не присуща Ноmо Sарiеns, которую, к тому же, невозможно воссоздать.
  • В фильме отчетливо видны мышцы на конечностях и корпусе, что в свою очередь исключает предположения о костюме. Вся анатомия отличает это загадочное существо от человека.
  • Сопоставление частоты колебания рук со скоростью, на которой снимался фильм, доказывало о довольно высоком росте волосатого существа, примерно 2 метра 20 сантиметров, а если учесть комплекцию, то и большом весе – более 200 килограммов.

На основании этих соображений фильм Паттерсона был признан подлинным. Об этом на научных публикациях сообщили в США и СССР. Однако если фильм признан подлинным, следовательно, и признано существование живых реликтовых гоминидов, которые считаются вымершими десятки тысяч лет назад. На это антропологи пойти пока не могут. Отсюда и бесконечное количество опровержений подлинности отличного киносвидетельства.

Помимо всего прочего, уфолог Шуринов Б.А. в противовес распространенным мнениям утверждает о том, что снежный человек имеет инопланетное происхождение. Другие же исследователи загадок йети настаивают на том, что происхождение связано с межвидовой гибридизацией на антропоидах, таким образом, выдвигая теорию о том, что снежный человек произошел в результате скрещивания в ГУЛАГе обезьяны с человеком.

Снежный человек фото реальное. Семья йети — бигфутов в Теннеси (США)

Реальное фото замерзшего йети

В декабре 1968 года два известнейших криптозоолога, Бернар Эйвельманс (Франция) и Айвен Сандерсон (США) обследовали замерзший труп волосатого гоминоида, найденный на Кавказе. Результаты обследования были опубликованы в научном сборнике криптозоологов. Эйвельманс идентифицировал замерзшего йети как «современного неандертальца».

В это же время активные поиски снежного человека велись и в бывшем СССР. Самые существенные результаты дали исследования Марии-Жанны Кофман на Северном Кавказе, Александры Бурцевой на Чукотке и Камчатке. Очень плодотворно завершились научные экспедиции в Таджикистане и на Памиро-Алтае под руководством Игоря Тацла и Игоря Бурцева. На Ловозере (Мурманская область) и в Западной Сибири успешно вела поиски Майя Быкова. Владимир Пушкарев много времени посвятил поискам йети в Коми и Якутии.

К сожалению, последняя экспедиция Владимира Пушкарева закончилась трагически: он из-за нехватки средств на полноценную экспедицию в одиночку в сентябре 1978 года отправился в Ханты-Мансийский округ на поиски бигфута и пропал без вести.

Дженис Картер дружила с семьей йети (бигфутов) много десятилетий!

В последние годы возрождается интерес к йети, появились новые регионы распространения современных неандертальцев. В 2002 году Дженис Картер, владелица фермы в штате Теннеси, рассказала в телевизионном интервью, что недалеко от ее фермы уже более пятидесяти лет живет целое семейство бигфутов. По ее словам, в 2002 году отцу «снежного» семейства было около 60 лет, а первое их знакомство состоялось, когда Дженис была семилетней девочкой. Дженис Картер встречала бигфута и его семейства многократно за свою жизнь. Этот рисунок сделан с ее слов и наглядно показывает пропорции йети и его миролюбие.

Недавно российские гоминологи (исследователи йети) нашли информацию, что в 1997 году во Франции в маленьком городке Бурганеф демонстрировалось замороженное тело снежного человека, якобы найденное в Тибете и доставленное из Китая контрабандой. В этой истории много нестыковок. Владелец рефрижератора, в котором перевозился труп йети, бесследно исчез. Исчез и сам фургон со своим сенсационным содержимым. Фотографии тела показали Дженис Картер, которая подтвердила, что не исключает, что это не фальсификация, а реальное тело бигфута.

Снежный человек видео. Спекуляции и фальсификации на тему йети

В 1958 году Рэй Уоллес, житель американского городка Сан-Диего, запустил в печать сенсацию о бигфуте, который является родственником йети, живущего в горах Калифорнии. Все началось с того, что в августе 1958 года сотрудник строительной фирмы Уоллеса пришел на работу и увидел вокруг бульдозера огромные следы, которые были похожи на человеческие. Местная пресса назвала таинственное существо бигфутом, и Америка, таким образом, получила собственный вид снежного человека.

В 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, его семья решила раскрыть секрет. Ступни для нанесения следов на почву длиной в 40 сантиметров были вырезаны по просьбе Рэя из досок, после чего он с братом надели эти лапы на ноги и прошлись вокруг бульдозера.

Этот розыгрыш его так увлек на многие годы, что он не мог остановиться и периодически радовал средства массовой информации и общества любителей загадочного то записью, на которой он издает звуки, то фотографиями с размытыми чудовищами. Но самым интересным оказалось то, что родственники умершего Уоллеса заявили о фальсификации фильма, который сняли Паттерсон и Гимлин. Многие эксперты предполагали, что кадры подлинные. Однако, по словам родственников и знакомых данная киносъемка являлась постановочным эпизодом, в котором снялась супруга Уоллеса, одетая в специально пошитый костюм обезьяны. Это заявление стало основательным ударом по энтузиастам, которые пытаются отыскать человекоподобное загадочное существо.

Но еще в 1969 году Джон Грин с целью определения подлинности фильма проконсультировался у специалистов киностудии Диснея, которые создавали для актеров костюмы обезьян. Они сказали, что на снятом существе живая кожа, а не костюм.

Хочется отметить, что наблюдениям гоминоида посвящены сотни томов научной литературы. Но конкретного ответа на вопрос о его возникновении и существовании до сих пор нет. Наоборот, чем дольше длятся исследования и поиски, тем острее поднимаются вопросы. Почему не получается поймать снежного человека? Могут ли выжить мелкие популяции этих существ в не связанных между собой районах? И еще много вопросов, ответов на которые пока нет…

Предлагаю Вашему вниманию отличный фильм о йети с хорошим видео-качеством, посвященный всем аспектам этой интереснейшей темы, много лет будоражащей умы людей по всему свету.

СССР был единственной страной в мире, где поиск йети велся по поручению властей. «Снежный человек» обязательно должен был стать советским.

Наука о существовании несуществующего

В 1957 году мир взбудоражила вышедшая в Москве книга англичанина Диренфурта «К третьему полюсу», в которой пересказывались многочисленные истории о неуловимом человекообразном существе в Гималаях. Как эхо, пронеслись по стране многочисленные истории о том, что это человекоподобное существо может проживать в одном из глухих и малообжитых районов СССР, которых, надо сказать, хватало.

Слухи были настолько упорными, а истории настолько невероятными, что сбором и изучением сведений о загадке века занялась Академия наук СССР, в конце концов, подняв вопрос об отлове мохнатого привидения на самый высокий уровень.

В январе 1957 года в Москве на заседании президиума Академии наук в повестке дня значился один-единственный пункт: «О снежном человеке». В обсуждении помимо президента академии приняли участие известный физик-теоретик, академик Игорь Тамм, антрополог Михаил Нестурх и другие ученые с именем. Основной доклад делал главный инициатор поиска советского йети, историк и философ, профессор Борис Поршнев, выдвинувший версию, что йети вполне может обитать в горных районах советского Памира, а конкретно в двух малоизученных участках – бассейнах Сарезского озера и реки Мук-Су.

Ученые настояли на экспедиции, которая вскоре получила официальную лицензию АН СССР, а так же «зеленую улицу» на всем пути следования. Чтобы ученым никто не помешал, в местах следования экспедиции был даже введен временный запрет для других путешественников и альпинистских групп.

Комиссию возглавил ученый Обручев, его замами стали профессор Поршнев, морфолог животных Клейнберг и директор Памирской станции Станюкович. Вместе с группой антропологов и альпинистов рядовыми членами комиссии в экспедицию влились многие известные ученые «мужи» той эпохи. Всего – несколько десятков человек.

Дело оставалось за малым - получить санкцию высшего руководства страны. Докладную записку в ЦК КПСС отправил сам академик Несмеянов, глава Академии наук. Бумага попала в ЦК КПСС в феврале 1958 года и была встречена с пониманием и вскоре отдел науки ЦК, куда была спущена записка, дал добро на организацию памирской экспедиции. Условие было только одно – если «снежный человек» существовал, он непременно должен был стать советским.

Вытянули «пустышку»

Прибывший на Памир весьма представительной экспедиции были созданы все условия – район поисков оцепила армия, им дали лучших проводников из местных жителей и, самых опытных собак из элитного военного питомника.

Однако, несколько месяцев изнурительных хождений по труднодоступным памирским местам не дали ровным счетом ничего. Ученые вернулись с пустыми руками. Провал выглядел еще и потому обескураживающим, что про экспедицию уже раструбили «по секрету всему свету» – будучи уверенными в успехе.

В общем, получив отрицательный результат, власти страны комиссию свернули мгновенно, решив, что оснований предполагать в настоящее время существование на Памире «снежного человека» нет. А там еще и к руководству страной пришел Никита Хрущев, во всю эту «галиматью» не веривший и критиковавший Академию наук за то, что они занимаются «черт те чем».

Академическая экспедиция на Памир стала первой и последней. Но ее членам она аукалась и много позже. Многие из них лишились своих должностей и перспектив продвижения по службе. К примеру, через два года после эпопеи с йети даже руководителю Академии наук Несмеянову, доселе крепко сидевшему в своем кресле, пришлось уйти в отставку.

«Эхо» снежного человека

И все-таки со временем эпопея с поисками «снежного человека» получила продолжение. На протяжении многих лет десятки любительских экспедиций бороздили высокогорные области СССР в поисках следов йети. Теперь уже без лишнего шума и без поддержки Кремля – но иногда со странными находками.

В 1986 году в районе Ловозера на Кольском полуострове исследователю Леониду Ершову удалось собрать на месте предполагаемого лежбища волосы «снежного человека». Он отдал свои находки в Мурманское бюро главной судебно-медицинской экспертизы Минздрава РСФСР, но единственное, что специалисты сумели установить – это то, что волосы могут принадлежать неизвестному травоядному существу животного происхождения.

Тем не менее, сегодняшние российские исследователи считают, что в современных условиях и поиски и изучение возможных находок дадут больше шансов на успех. И не сомневаются, что обнаружение «снежного человека» - это лишь дело времени.

Хотя все-таки ради справедливости скажем, что подавляющее большинство представителей сегодняшней официальной науки, в отличие от советской эпохи, весьма скептически относятся к рассказам о «снежном человеке».По их мнению, никаких научных доказательств существования йети, кроме расплывчатых снимков, сомнительных следов и неоднозначных рассказов очевидцев, не существует.

Наверное, есть в словах ученых своя правда. Ведь любой особи, чтобы выжить, необходимо какое-то минимальное количество себе подобных. Иначе как будет продолжен род? А тут и одного найти не могут. Да и последняя находка человекообразного примата имеет возраст несколько миллионов лет.

Однако, людей, увлеченных поиском йети и искренне верящих в его существование, с годами не уменьшается. Только на поиск этого неуловимого мохнатого существа денежки из бюджета нынче не выделяются и армия районы поисков не оцепляет…

Снежный человек - человекообразное существо, якобы встречающееся в высокогорных районах Земли. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, приндалежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней со времён предков человека. Карл Линней обозначил его как лат. Homo troglodytes (человек пещерный).

Описание снежного человека

Судя по гипотезам и неподтверждённым свидетельствам, снежные люди отличаются от нас более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами. Имеют волосяной покров по всему телу - чёрного, рыжего или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Имеют сильный неприятный запах. Хорошо лазают по деревьям. Утверждается, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии. Образ огромного страшного человека может отражать природные страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что за снежных людей принимаются люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Если реликтовые гоминиды существуют, то они живут малыми группами, вероятно, семейными парами. Передвигаться они могут на задних конечностях. Рост должен колебаться от 1 до 2,5 м; в большинстве случаев 1,5-2 м; сообщалось о встрече с наиболее крупными особями в горах (йети) и в (сасквоч). На Суматре, Калимантане и в в большинстве случаев рост не превышал 1,5 м. Есть предположения о том, что наблюдавшиеся реликтовые гоминиды принадлежат к нескольким разным видам, как минимум к трём.

Существование снежного человека

Большинство современных учёных полагают, что снежный человек - это миф.

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры. Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека.

Однако в 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны. Это стало серьёзным ударом по энтузиастам, пытающимся найти снежного человека.

В существование йети верят многие люди. Вопрос не раз поднимался учеными, но прямых доказательств жизни таких созданий на планете свидетелями предоставлено не было. Больше всего распространено мнение, что снежный человек - это мифическое человекообразное существо, обитающее в заснеженных лесных и горных массивах. Но миф йети или реальность - никто доподлинно не знает.

Описание снежного человека

Доисторического гоминида, передвигающегося на двух конечностях, Карл Линней назвал Homo troglodytes, что означает «пещерный человек». Созданий относят к отряду приматов. В зависимости от местности обитания они получили разные названия. Так бигфут или сасквоч - это снежный человек, обитающий в Америке, в Азии Homo troglodytes величают йети, в Индии - барунга.

Внешне они представляют собой что-то среднее между громадной обезьяной и человеком. Существа выглядят устрашающе. Их вес около 200 кг. Они обладают крупным телосложением с большой мышечной массой, длинными руками - до колен, массивными челюстями и малой лобной частью. Существо имеет коренастые, мускулистые ноги с короткими бедрами.

Все тело бигфутов покрывает длинный (с ладонь) и плотный волосяной покров, цвет которого бывает белым, рыжим, черным, коричневым. Лицо снежного человека в нижней части выступает вперед и также имеет шерсть, начинающуюся от бровей. Голова конической формы. Стопы широкие, с длинными подвижными пальцами. Рост гиганта составляет 2-3 м. Следы йети сходны с человеческими. Обычно очевидцы рассказывают о неприятном запахе, который сопровождает сасквочей.

Норвежский путешественник Тур Хейердал предложил классификацию бигфутов:

  • карликовые йети, которые встречаются в Индии, Непале, Тибете, ростом до 1 м;
  • истинный бигфут обладает ростом до 2 м, густым волосяным покровом, длинной шевелюрой на голове;
  • гигантский йети - 2,5-3 м ростом, следы дикаря сильно схожи с человеческими.

Питание йети

Криптозоологи, занимающиеся изучением не открытых наукой видов, предполагают, что снежный человек принадлежит к приматам, поэтому имеет сходный с обезьянами больших размеров рацион. Йети употребляет в пищу:

  • свежие фрукты, овощи, ягоды, мед;
  • съедобные травы, орехи, коренья, грибы;
  • насекомых, змей;
  • небольших животных, птицу, рыбу;
  • лягушек, других земноводных.

Можно с уверенностью предположить, что это существо не пропадет в любой среде обитания и найдет то, чем сможет полакомиться.

Места обитания снежного человека

Попробовать поймать бигфута может каждый. Для этого лишь нужно знать, как выглядит снежный человек и где он обитает. Сообщения о йети поступают в основном из горных районов или лесов. В гротах и пещерах, среди скал или в непроходимых чащах, он чувствует себя наиболее безопасно. Путешественники утверждают, что видели сасквочей или их следы в определенных местах.

  1. Гималаи. Это дом снежного человека. Здесь впервые в 1951 году зафиксировали на камеру огромный след стопы, похожий на человеческий.
  2. Склоны гор Тянь-Шань. Альпинисты и егеря этой местности не перестают утверждать о существовании здесь бигфутов.
  3. Алтайские горы. Свидетели зафиксировали снежного человека, приближающегося к человеческим поселениям в поисках пищи.
  4. Карельский перешеек. Военные свидетельствовали, что видели в горах йети с белым волосяным покровом. Их данные подтвердили местные жители и организованная властями экспедиция.
  5. Северо-Восточная Сибирь. Следы бигфута обнаружили в ходе проводимых исследований.
  6. Техас. По заявлениям очевидцев йети обитает в местном заповеднике Сэм-Хьюстон. Регулярно сюда приезжают желающие поймать его, но пока ни одна охота не увенчалась успехом.
  7. Калифорния. Житель Сан-Диего Рэй Уоллес в 1958 году снял фильм, в котором показал самку сасквоча, что живет в горах в этой местности. Позже всплыла информация о фальсификации съемок, роль йети сыграла жена Уоллеса, одетая в меховой костюм.
  8. Таджикистан. Летом в 1979 году появилось фото следа длиной 34 см, обнаруженного в Гиссарских горах.
  9. Индия. Здесь часто встречают монстра трехметрового роста, покрытого черными волосами. Местные жители зовут его барунга. Им удалось получить образец шерсти животного. Он имеет сходство с волосом йети добытым британским альпинистом Э. Хиллари на склоне горы Эверест.
  10. Также свидетельства существование бигфута в реальной жизни находили в Абхазии, Ванкувере, на Ямале и в штате Орегон США.

Понять, существование снежного человека - миф или реальность, довольно сложно. Летописи тибетских монахов содержат записи о замеченных служителями храма человекоподобных животных, покрытых шерстью. В этом регионе впервые обнаружили следы снежного человека. В печатных изданиях истории о сасквочах появились впервые в 50-х годах прошлого столетия. Их рассказывали альпинисты, покорявшие Эверест. Тут же нашлись новые искатели приключений, желающие увидеть гигантских диких людей.

Семья и потомство бигфута

О существовании племен снежных людей и найденных охотниками детей, полностью покрытых шерстью, свидетельствуют рассказы жителей Таджикистана. Семья диких людей - мужчина, женщина и ребенок - была замечена вблизи озера Парьен. Местные назвали их «одами оби», т. е. водяными людьми. Семья йети подходила к воде и не раз отпугивала таджиков от своего жилья. Здесь же присутствовали многочисленные следы пребывания бигфутов. Но из-за пыльного песчаного грунта и недостаточной четкости контура сделать гипсовую отливку оказалось невозможным. Никаких реальных вещественных подтверждений этих историй нет.

Об анализе ДНК настоящей самки снежного человека написала газета «The Times» в 2015 году. Речь шла о легендарной дикой женщине Зане, жившей в ХIХ веке в Абхазии. История гласит, что князь Ачба поймал и держал ее у себя в клетке. Это была высокая женщина с темно-серой кожей. Волосы покрывали все ее массивное тело и лицо. Конусообразная голова отличалась выступающей челюстью, плоским носом с приподнятыми ноздрями. Глаза имели красноватый оттенок. Ноги были крепкие с тонкими голенями, широкие стопы заканчивались длинными гибкими пальцами.

Легенда гласит, что со временем нрав женщины усмирился и она жила свободно в яме, вырытой собственными руками. Гуляла по селению, эмоции выражала криками и жестами, человеческому языку до конца жизни не научилась, но откликалась на свое имя. Она не стала пользоваться предметами быта и одеждой. Ей приписывают необычайную силу, скорость и ловкость. Ее организм сохранил молодые черты до старости: волосы не седели, зубы не выпадали, кожа оставалась эластичной и гладкой.

У Заны родилось пятеро детей от местных мужчин. Своего первенца она утопила, поэтому остальных потомков отбирали у женщины сразу после рождения. Один из сыновей Заны остался в деревне Тхин. У него родилась дочь, которую и опрашивали в поисках информации исследователи. У потомков Заны не было признаков гоминида, у них присутствовали только черты негроидной расы. Исследования ДНК показало, что женщина имеет западно-африканские корни. Ее дети не имели волосяного покрова на теле, поэтому возникли предположения, что жители села могли приукрасить историю для привлечения внимания.

Снежный человек Френка Хансена

В конце 1968 года в Миннесоте в одном из бродячих балаганов появилось тело снежного человека замороженного в ледяную глыбу. Йети демонстрировали зрителям с целью наживы. Владельцем необычного существа, напоминающего обезьяну, был известный шоумен Френк Хансен. Странный экспонат привлек внимание полиции и ученых. Зоологи Бернар Эйвельманс и Айвен Сандерс срочно вылетели в город Роллингстоун.

Исследователи в течение нескольких дней делали фотографии и зарисовки йети. Снежный человек был огромен, имел крупные ноги и руки, приплюснутый нос, коричневый мех. Большой палец ноги прилегал к остальным, как у людей. Голова и рука оказались пробиты пулевым ранением. Хозяин реагировал на замечания ученых спокойно и утверждал, что тело было вывезено контрабандой с Камчатки. История начала приобретать все большую популярность у журналистов и общественности.

Исследователи стали настаивать на разморозке и дальнейшем изучении трупа. Хансену предложили огромную сумму за право исследовать снежного человека, и тогда он признался, что тело было искусным муляжом, изготовленным на фабрике чудовищ в Голливуде.

Позже, когда шумиха утихла, в своих мемуарах Хансен снова заявил о реальности снежного человека и рассказывал, как он лично пристрелил его, охотясь на оленей в штате Висконсин. Продолжали настаивать на правдоподобности йети зоологи Бернар Эйвельманс и Айвен Сандерс, заявляя: они слышали запах разложения, когда осматривали существо, поэтому в том, что оно настоящее, не может быть сомнений.

Фото и видео доказательства существования бигфута

До наших дней никаких вещественных свидетельств существования бигфутов найдено не было. Образцы шерсти, волос, костей, предоставленные очевидцами и владельцами частных коллекций, давно изучены.

Их ДНК совпало с ДНК известных науке животных: бурых, полярных и гималайских медведей, енотов, коров, лошадей, оленей и других лесных жителей. Один из образцов принадлежал обычной собаке.

Скелеты, шкуры, кости или иные останки снежных людей не обнаружены. В одном из непальских монастырей хранится череп, якобы принадлежащий бигфуту. Лабораторный анализ волоса на черепе указал на морфологические признаки ДНК гималайского горного козла.

Свидетелями предоставлены многочисленные видео и фото доказательства существования сасквоча, однако качество снимков каждый раз оставляет желать лучшего. Очевидцы объясняют отсутствие четкости на изображениях необъяснимым феноменом.

Аппаратура перестает работать при приближении к бигфутам. Взгляд снежного человека имеет гипнотическое действие, вводящее присутствующих в бессознательное состояние, когда невозможно контролировать свои действия. Йети также нельзя зафиксировать четко из-за его высокой скорости передвижения и габаритных размеров. Часто сделать нормальное видео или фото людям мешает страх и плохое самочувствие.

Опровержения рассказов о йети

Зоологи склоняются к тому, что рассказы о существовании бигфута нереальны. На Земле не осталось неизученных мест и территорий. Последний случай, когда ученые открыли новое крупное животное, произошел более века назад.

Даже открытие неизвестного вида гриба сейчас посчитают огромным событием, хотя их насчитывают около 100 тысяч. Противники версии существования йети указывают на известный биологический факт: чтобы популяция выжила необходимо больше сотни особей, а такое количество невозможно не заметить.

Многочисленные свидетельства очевидцев в горных и лесных массивах могут быть вызваны следующими фактами:

  • кислородное голодание мозга в условиях высокогорья;
  • плохая видимость в туманных районах, сумерках, ошибки наблюдателей;
  • намеренная ложь для привлечения внимания;
  • страх, порождающий игру воображения;
  • пересказы профессиональных и народных легенд и вера в них;
  • найденные следы йети могут быть оставлены другими животными, например, снежный барс ставит лапы в одну линию и его отпечаток похож на след огромной босой ступни.

Несмотря на то, что вещественных доказательств реальности йети, подтвержденных генетическими экспертизами обнаружено не было, слухи о мифических существах не утихают. Находятся все новые свидетельства, фото, аудио и видеоданные, которые имеют сомнительное качество и могут быть подделкой.

Продолжаются ДНК исследования предоставленных образцов костей, слюны и волос, которые всегда совпадают с ДНК других животных. Снежный человек, по утверждениям очевидцев, приближается к поселениям людей, расширяя границы своего ареала.