Обвиняемый по делу о вымогательстве художник борис краснов вернулся в россию. Борис Краснов: Врачи не давали ни единого шанса, что я выживу! Борис краснов режиссер болезнь
Известный сценограф Борис Краснов рассказал в интервью о том, как перенес инсульт и поборол паралич. По его признанию, врачи не давали ему ни единого шанса на выздоровление.
Однако сам Борис Краснов считает большим достижением то, что смог не только вставать с инвалидного кресла, но и самостоятельно передвигаться при помощи трости. «Хожу, правда, с трудом. Левая рука пока в нерабочем состоянии. У меня же был правосторонний инсульт, поэтому больше всего проблем с левыми рукой и ногой. К слову, если бы был левосторонний, мы бы сейчас не разговаривали. К счастью, и память не задело. Я тут развлекаюсь: прошу помощника назвать мне любую футбольную команду из чемпионов СССР по футболу и с легкостью называю всех игроков, включая запасных», – поведал он.
По словам сценографа, первое время после инсульта он помнит плохо – практически три месяца пробыл в коме. «Еще и потому, наверное, так долго сейчас восстанавливаюсь. Ангелом-хранителем для меня стала супруга – она не отходила от кровати ни на минуту. И, без сомнения, мой лучший друг и партнер Константин Петров, за что я ему очень благодарен. Когда врачей спрашивали, сколько в процентах шансов, что я останусь жить, они разводили руками: ни одного. После того как я вышел из комы, решено было продолжить лечение за границей. Сначала это была клиника в Германии – там я провел полгода. Прогнозы немецких врачей были неутешительными. Они говорили, что я не только никогда не смогу ходить, но даже и сидеть в кресле. Но я все равно не пал духом – продолжал верить в чудо», – цитирует Краснова «Экспресс газета».
Еще через полгода ему посоветовали сменить клинику. «В швейцарский Монтре меня привезли на носилках.Каждый день много часов занимался с физиотерапевтами – они там, кстати, все португальцы, очень хорошие специалисты, которые буквально насильно заставляют пациента вставать. У меня же ничего не шевелилось, даже ступни ног. Когда начал двигать ногой, плечами – это была первая победа. Потом научился сам вставать с кровати и пересаживаться в инвалидное кресло. Боли были жутчайшие, будто тебя всего перемалывает надвое. Зато через несколько месяцев я сделал первый шаг. Почти три года лечиться в западных клиниках без страховки было бы немыслимо без финансовой поддержки друзей. Кроме того, к примеру, Иосиф Кобзон и Алла Пугачева помогали найти хороших специалистов. В швейцарской клинике меня навещали Валера Сюткин, Игорь Крутой, Саша Файфман», – поведал Краснов.
Сценограф настроен только на выздоровление, хотя признался, что мечтает выпить и закурить. «Но делать этого категорически нельзя. После инсульта я не выпил ни одной рюмки и не выкурил ни одной сигареты. И не буду. Я хочу жить и в будущее смотрю с оптимизмом. Ведь для чего-то меня же оставили на этом свете – наверное, для чего-то хорошего. По сути, я живу сейчас вторую жизнь. И в самом деле, сигнал был дан слишком серьезный, для того чтобы наступила переоценка ценностей. И она, безусловно, произошла», – заключил Борис Краснов.
В сентябре 2011 года репутация декоратора оказалась сильно подмоченной из-за попыток вымогательства. По данным следствия, Краснов с несколькими подельниками угрожал московскому предпринимателю с целью завладеть его фирмой стоимостью пять миллионов рублей. В итоге сумма залога за художника-постановщика составила те же пять миллионов рублей. Вскоре декоратора сразил инсульт, из-за которого он не предстал перед судом. После операции, которую ему сделали из-за обнаружения отека мозга, художник впал в кому, а когда вышел из нее и начал приходить в себя, врачи специально вводили Краснова в состояние комы, чтобы он не тратил силы.
О скоропалительном отъезде художника-декоратора на лечение за границу сообщил его адвокат Александр Добровинский. «У Бориса не было подписки о невыезде, он находится под залогом, поэтому его передвижения могли спокойно происходить по всему миру», – заявил юрист, добавив, что состояние Краснова заметно улучшилось, но ему требуется долгий курс реабилитации из-за серьезных последствий инсульта. Художника-декоратора заново учили ходить и говорить. Тем временем появилась информация о том, что Борис Краснов мог улететь из страны, чтобы уйти от правосудия. В результате расследования в декабре 2014 года в действиях Краснова не нашли состава преступления.
В Москве шумно отметили день рождения декоратора, до сих пор находящегося под следствием
В Москву вернулся Борис Краснов - некогда ключевая фигура в российском шоу-бизнесе, пропавший из виду в 2011 году. В столичном «Форум холле», принадлежащем имениннику, шумно отметили его возвращение, десятилетний юбилей банкетного зала и 54-й день рождения самого Краснова. На торжество собралась элита московского шоу-бизнеса во главе с Аллой Пугачевой и Иосифом Кобзоном.
Историю знаменитого сценографа, когда-то ставившего грандиозные шоу Аллы Пугачевой, Филиппа Киркорова и прочих мэтров сцены, обсуждала вся страна. Четыре года назад Бориса Краснова обвинили в вымогательстве пяти миллионов рублей у компании «Инконнект». Уголовное преследование могло закончиться для Краснова самыми печальными последствиями - пятнадцатью годами отсидки, если бы не тяжелый инсульт, который, по сообщениям адвоката художника Александра Добровинского, сразил его и довел до комы. Войдя в положение обвиняемого, суд отпустил Краснова под залог в пять миллионов рублей на лечение и приостановил судебный процесс. После этого следы Краснова потерялись где-то в Европе - по рассказам друзей декоратора, он проходил лечение в Швейцарии. Лишь спустя четыре года сценограф принял решение вернуться в Россию.
На торжество Краснова съехалось около ста гостей. Главный стол по традиции был отдан Алле Пугачевой, приехавшей в компании супруга Максима Галкина. Неподалеку расположились Иосиф Кобзон и Андрей Малахов. Среди гостей присутствовали и прочие представители творческой элиты: актер Михаил Ефремов, певица Анжелика Агурбаш, шансонье Леонид Портной. В честь именинника на сцене пели Николай Басков, певица Натали и звезды шоу «Голос», а вел праздник Валерий Сюткин.
Сам сценограф сидел за столом и принимал длинную вереницу друзей, поздравлявших его с возвращением. Краснову в этот вечер пришлось воздержаться от лихих танцев и залихватских песен со сцены, которыми славились его шумные праздники в былые годы. Объяснялось это физическим состоянием Бориса - известно, что после перенесенного инсульта Борис Краснов заново учился ходить и испытывал проблемы с речью. Действительно, по банкетному залу передвигаться Борису помогали охранники, а тосты и слова благодарности в адрес друзей давались ему нелегко. Больше всех возвращению в Москву 54-летнего художника радовалась его дочь Дарина, размещая снимки с празднования в «Инстаграме», девушка подписывала их тэгом #Борисвернулся.
Состоится ли в ближайшее время громкое возвращение Бориса Краснова в профессию, из которой он фактически ушел четыре года назад, пока не известно. Любимцу российских артистов все еще предстоят долгий период реабилитации и незавершенный судебный процесс по делу «Инконнекта», который в ближайшее время возобновит Останкинский суд Москвы.
Российский художник-сценограф, продюсер, дизайнер, член Российской академии художеств, восьмикратный лауреат национальной премии «Овация». На его счету также несколько премий «Лица года» в номинации «Дизайнер года» и профессиональных наград в области шоу-технологий SHOWTEX.
Борис Аркадьевич Краснов родился зимой 1961 года в Киеве, в семье начальника отдела капитального строительства предприятия «Электронмаш» Аркадия Ройтера и художника-модельера трикотажной фабрики «Киянка» Наты Ройтер.
Краснов окончил Республиканскую художественную среднюю школу имени Тараса Шевченко в 1978 году, а затем стал студентом факультета живописи, театрально-декорационного отделения Киевского государственного художественного института.
Творческий путь Бориса Краснова
В 1985 году художник поставил спектакль совместно с режиссером Эриным и стал исполняющим обязанности главного художника и художника по костюмам в Театре им. Леси Украинки.
Через два года Краснов получил Государственную премию Украины за оформление спектакля «Так победим» в Театре юного зрителя Запорожья.
Борис провел два года в качестве стажера в Московском театре им. Ленинского комсомола и учился на курсах повышения квалификации работников культуры СССР. Вскоре он получил должность главного художника в Московском театрально-концертном объединении «Ленком».
В начале 1990-х годов послужной список Бориса Краснова начал стремительно расти – ему поручили оформление первой церемонии вручения призов Российской киноакадемии «Ника», Московского международного кинофестиваля, конкурса «Миссис Америка» в МХАТе и нескольких показов мод.
Тогда же художник встретил звезду отечественной эстрады Аллу Пугачеву , с которой на сегодняшний день его связывают длительные дружеские и партнерские отношения. Он является неизменным декоратором шоу «Рождественские встречи» .
В 1992 году Борис Краснов открыл сценографическую компанию «Краснов дизайн» .
– У меня вот в театре Вахтангова с 1994 года уже 15 лет идет в моей сценографии сказка «Али-Баба и сорок разбойников». За этот спектакль я получил премию Москвы. Так вот этот спектакль 15 лет идет и кормит театр. А история такая: там довольно сложная декорация, дорогая, и на совете все стали сетовать, что у театра нет денег. А Михаил Александрович Ульянов встал и говорит: «Я найду деньги. Я считаю, что этот спектакль будет кормить театр». Вот Ульянов уже умер, а спектакль идет и кормит театр Вахтангова. Поэтому в театральных постановках, в отличие от шоу, есть свой колоссальный плюс именно вот в этом, там постановка может жить очень долго. А шоу что? Порой уникальные вещи делаешь, как, например, на 450-летие Астрахани, такая была постановка шикарная, такая декорация – и что? Два дня она просуществовала и все: разобрали и теперь где-то гниет. А в театре она живет долго, и твою работу видят на протяжении многих лет.
Под руководством Краснова его компания приняла участие во множестве известных проектов: концерт Майи Плисецкой и звезд русского балета «Прямо из Большого» в Нью-Йорке в 1996 году, церемония открытия шестого чемпионата мира по легкой атлетике в Афинах, мюзикл 42nd Street в 2002 году и множество других.
В 2007 году Борис Краснов получил статус почетного члена Академии художеств. К этому времени он стал художественным руководителем созданного в Москве Зала торжеств «Форум холл» и художником-постановщиком Государственного Кремлевского дворца.
– Я такая же одиозная фигура в своем деле, как Волочкова для балета или как Басков для оперы. Мы живем своей жизнью, а в театр лучше не лезть. Позовут – я пойду, а лезть, как Волочкова, чтобы тебя выпихивали из театра, или как Басков, чтобы тебе не давали петь только потому, что ты лезешь в их дела. Это не значит, что ты будешь лучше или хуже, но у тебя же своя жизнь, зачем ты мешаешь им жить их жизнью? Это очень интересное наблюдение. Ушел в другое плавание – не лезь.
В 2011 году художник с размахом отметил свое пятидесятилетие в зале торжеств «Форум холл». Среди приглашенных были первые лица отечественного шоу-бизнеса, включая Аллу Пугачеву , Иосифа Кобзона , Тамару Гвердцители , Максима Галкина и других.
Он также стал деканом факультета дизайна Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
На счету Борис Краснова более трех тысяч мероприятий и сотрудничество с российскими и зарубежными звездами. Однако в 2011 году его имя появилось в СМИ не в связи с очередным проектом, а из-за обвинений, предъявленных ему полицией.
Как выяснилось, Борис Краснов вместе с несколькими высокопоставленными чиновниками потребовали от генерального директора группы компаний «Инконнект», специализирующейся на организации выставочных мероприятий в России и за рубежом, передать право собственности на весь уставной капитал фирмы. 9 сентября Краснов был выпущен из-под стражи под залог размером в 5 миллионов рублей.
22 сентября 2011 года художник был доставлен в 1-ю Градскую больницу в связи с обширным инсультом. На сегодняшний день он находится в коме, в реанимации Федерального медицинского центра имени Бурназяна. Очевидно, что таким образом сказалось на его здоровье обвинение в рейдерском захвате группы компаний «Инконнект». Тем более до этого инцидента Борис Краснов был главным претендентом на открытие Олимпийских игр в Сочи.
– Вот вроде бы ты работаешь, в стране все хорошо, в мире все неплохо. Ты думаешь, что можешь работать меньше и больше получать. И вдруг, смотри, что творится. Причем этот кризис касается всего мира. И ты вынужден крутиться, сохранять фирму, сохранять бизнес. И все с утроенной энергией забегали. Тут ничего не понятно, весь мир «клоцнуло». Кто выживет, тот выживет – и надо опять бежать. Сейчас вот Роднина носится, хочет дворец спорта построить. Надо крутиться. Тут стоит только остановиться – все, ты выпал из обоймы – придется на Арбат идти рисовать.
- Серебряный приз за павильон России на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае (КНР, 2010)
- Гран-При на международной инвестиционной выставке «MIPIM-2011» в Каннах (Франция, 2011)
- Национальная премия «Овация» (1994-1996)
- Премия Москвы в области литературы и искусства (1996)
Бори́с Арка́дьевич Красно́в (фамилия при рождении - Ро́йтер ; род. 22 января , Киев , Украинская ССР) - российский художник-сценограф, дизайнер, продюсер. Почетный член Российской Академии Художеств, обладатель Гран-При на международной инвестиционной выставке MIPIM-2011, обладатель серебряного приза за павильон России на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010», лауреат премии Москвы в области литературы и искусства (1996), восьмикратный лауреат Национальной премии «Овация» (1994-1996), обладатель Гран-при «Золотая астролябия» фестиваля телевизионных фильмов (1989), член Союза театральных деятелей России и др.
Биография
Борис Аркадьевич Ройтер родился 22 января 1961 года в Киеве, на Печерске. Отец - Аркадий Александрович, начальник отдела капитального строительства предприятия «Электронмаш» в Киеве. Мать - Ната Борисовна является Членом Союза художников, работала главным художником-модельером на трикотажной фабрике «Киянка». В годы войны родители были в эвакуации в Казахстане и Перми . Его родственники жившие в Могилёве-Подольском спаслись, дед погиб в Бабьем Яру во время оккупации Киева . Супруга - Евгения Краснова, дочь Дарина и сын Даниил Красновы.
1978
Окончил Республиканскую художественную среднюю школу им. Тараса Шевченко, после чего поступил на театрально-декорационное отделение живописного факультета Киевского Государственного Художественного института. Учитель - театральный художник - Даниил Лидер , народный художник УССР, лауреат Государственный премии СССР.
К окончанию института в активе Бориса Ройтера было уже 18 спектаклей.
1980
Работа над первым спектаклем - «Ромео и Джульетта» в Киевском театре пантомимы. Спектакль имел успех и шёл в течение 5 сезонов.
После выхода «Ромео и Джульетты» сначала взял псевдоним, а затем официально сменил фамилию.
1985
Первый совместный спектакль с легендарным режиссёром Государственного академического русского драматического театра им. Л. Украинки Б. Эриным - пьеса В. Розова «Вечно живые» (сцена института КИТИС).
Поступление в Театр им. Леси Украинки на должность исполняющего обязанности главного художника и художника по костюмам.
Работа над пьесой А. Дударева «Рядовые» (режиссёр - Б. Эрин, художник-постановщик - Народный художник СССР, И. Сумбаташвили).
1987
Получение Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко за оформление спектакля «Так победим» М. Шатрова в театре юного зрителя Запорожья.
1987-1989
Двухгодичная стажировка в Московском театре им. Ленинского комсомола по направлению Министерства культуры Украины.
Обучение во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры СССР на факультете художников драматических театров и ТЮЗов.
Борис Краснов становится главным художником в созданном Московском театрально-концертном объединении «Ленком » под руководством Александра Абдулова.
1989-1993
Оформление Московского Международного кинофестиваля. Оформление первой церемонии вручения призов Российской киноакадемии «Ника». Оформление конкурса «Миссис Америка» в МХАТе, стенда «Русская музыка» для музыкального семинара в Нью-Йорке и показа мод Валентина Юдашкина. Начало сотрудничества с Аллой Пугачёвой (Рождественские встречи).
1992
Создание компании «Краснов дизайн», ведущей сценографической компании в России.
1996-2004
Оформление Первого всемирного фестиваля-конкурса циркового искусства «Золотой медведь» на Красной площади в Москве. Оформление Церемонии Открытия 6-го Чемпионата Мира по лёгкой атлетике на Центральном стадионе «Коломармарос» (Афины).
С 2000 года Борис Краснов - художник-постановщик Государственного Кремлёвского дворца.
В 2004 году Борис Краснов становится художественным руководителем созданного в Москве Зала Торжеств «ФОРУМ ХОЛЛ», значимого концертно-презентационного комплекса.
2007
Российская академия художеств на основании своего Устава решением Президиума от 14.06.2007 избрала Бориса Краснова Почетным членом Академии.
2010
Борис Краснов - художественный руководитель, автор концепции и основной идеи оформления павильона России на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010», получившего серебряный приз за полное раскрытие темы ЭКСПО: «Лучше город - лучше жизнь». По результатам Международного форума выставочных дизайнеров в г. Шэньчжэнь (14.05.2010), Борис Краснов вошёл в список шести лучших выставочных дизайнеров мира.
Достижения
За время своей творческой деятельности Борис Краснов осуществил более 3500 проектов - концерты, телевизионные программы, престижные конкурсы, фестивали, презентации, торжественные церемонии и прочее.
Борис Краснов сотрудничает практически со всеми ведущими артистами российской эстрады: Людмилой Гурченко, Аллой Пугачёвой, Валерием Леонтьевым, Филиппом Киркоровым, Иосифом Кобзоном, Львом Лещенко, Лаймой Вайкуле, Ларисой Долиной, Ириной Аллегровой, Александром Малининым, Ириной Шведовой , Игорем Демариным, Валерием Меладзе, Александром Розенбаумом и многими другими.
Среди зарубежных звёзд-партнёров - такие популярные исполнители, как: Элтон Джон (Elton John), Эрос Рамаццотти (Eros Ramazzotti), Сара Брайтман (Sara Brightman), Крис Норман (Chris Norman), группы «Gipsy King» и «Deep Purple», «Modern Talking», «Abba», «Albano» и т. д.
Борис Краснов занимался оформлением спектаклей ведущих театров России, в их числе: МХАТ им. А. П. Чехова, Академический театр «Московская оперетта», театр кабаре «Летучая мышь», «Новая опера», театр Сатиры, театр «Школа современной пьесы» и др.
Некоторые проекты
- 167 спектаклей в ведущих театрах бывшего СССР (1980 - первый спектакль «Ромео и Джульетта» в Киеве).
- Фильм-концерт Людмилы Гурченко "Люблю"
- «Рождественские встречи Аллы Пугачёвой» (1991, 1992, 1993, 1997, 2001, 2009).
- Музыкальный фестиваль «Юрмала 92»
- Концерт Майи Плисецкой и «звёзд» русского балета «Прямо из Большого», Сити центр. США, Нью-Йорк, 1996.
- Супер-шоу Валерия Леонтьева «По дороге в Голливуд». Москва, ГЦКЗ «Россия», март 1996 г.
- Церемония открытия 6-го чемпионата мира по лёгкой атлетике. Греция, Афины, 1997.
- «Живая легенда Рэй Чарльз в Москве», юбилейный концерт в честь 70-летия. Россия, Москва, 2000.
- Шоу Валерия Леонтьева «Безымянная планета». Москва, ГЦКЗ «Россия», апрель 2001 г.
- Мюзикл «42nd street», 2002.
- 1-й Международный форум памяти Освенцима «Let my people live» в Кракове (2005) и 2-й Международный форум памяти Babi Iar в Киеве (2006).
- 10-й Петербургский Международный Экономический Форум, 2006.
- Презентация проекта «Сочи - 2014» в рамках 11-го Петербургского Международного Экономического Форума. Санкт-Петербург, Лондон, Гватемала (2007).
- Международное спортивное шоу «Сочи - Время побед», 2007.
- 8-й Международный музыкальный фестиваль «9 миллиардов тонн нефти». Россия, Ханты-Мансийск, 2008.
- Торжественные мероприятия, посвященные 450-летию Астрахани. Россия, 2008.
- «День города Астаны». Казахстан, 2009.
- Юбилейное шоу Аллы Пугачёвой «Сны о любви». Россия, 2009.
- Торжественные мероприятия, посвященные 150-летию Владивостока. Россия, 2010.
- Всемирная универсальная выставка «ЭКСПО-2010» в Шанхае. КНР, 2010.
- Российская национальная выставка в Париже. Франция, 2010.
- Стенд КСК на международной инвестиционной выставке «MIPIM-2011» в Каннах. ГРАН-ПРИ. Франция, 2011.
- Торжественный вечер, посвящённый 70-летию трагедии Бабьего Яра. Украина, Киев, 2011.
- Супер-шоу Филиппа Киркорова «ДруGoy» в Кремлёвском дворце . Россия, 2011.
- Юбилейные мероприятия, посвященные 170-летию Сбербанка России. Россия, Москва, 2011.
- Торжественный вечер в честь 20-летия Федерации Футбола Украины. Украина, Киев, 2011.
Премии и награды
- Обладатель Гран-При на международной инвестиционной выставке «MIPIM-2011» в Каннах. Франция, 2011.
- Обладатель серебряного приза за павильон России на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае. КНР, 2010.
- Обладатель гран-при фестиваля телевизионных фильмов «Золотая астролябия» за работу над фильмом «Московские мелодии» (г. Монтре, Швейцария, 1989).
- Восьмикратный лауреат Российской национальной премии «Овация» в области зрелищ и популярной музыки в номинациях: («Лучший художник-постановщик»; «Лучшее шоу на концертных площадках страны»; «Лучшая сценографическая фирма года»; «Лучший художник-постановщик» (за художественное оформление Первого Всемирного Фестиваля циркового искусства «Золотой медведь»); «Лучший режиссёр-сценограф»).
- Многократный лауреат премии «Лица года» в номинации «Дизайнер года» (1995, 1997, 2000 гг).
- Победитель российского конкурса «Менеджер года» в номинации «Культура» (1998).
- Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства за оформление спектакля для детей «Али-Баба и сорок разбойников» в Государственном Академическом театре им. Е. Вахтангова.
- Лауреат премии «Деловые люди» в номинации «Шоу и бизнес» (2004).
- Лауреат Национальной профессиональной премии в области шоу-технологий «SHOWTEX AWARDS 2005».
- Обладатель специального приза «SHOWTEX 2006».
Членство в профессиональных сообществах
- Член Высшей Академической Комиссии Национальной премии «Овация» в области зрелищ и популярной музыки.
- Лауреат международного конкурса «Пилар» (2006).
- Почетный член Российской Академии Художеств (2007).
- Член Союза театральных деятелей России (1979).
- Член Международного союза деятелей эстрады.
- Член Ассоциации театральных художников.
- Член Союза дизайнеров России.
Напишите отзыв о статье "Краснов, Борис Аркадьевич"
Примечания
Литература
- И. Тимохова / «Борис Краснов». - М.: - Изд. «Краснов дизайн», 2002-280 с., 168 стр. с илл.
- Борис Краснов / «Тот самый Краснов». - М.: - АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2007. - 159 с., 32 стр. с. илл.
Ссылки
|
Отрывок, характеризующий Краснов, Борис Аркадьевич
«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.
– Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться.
– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.
Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.
Князь Андрей в своем полковничьем, белом (по кавалерии) мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил с ним о завтрашнем, предполагаемом первом заседании государственного совета. Князь Андрей, как человек близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня, о котором ходили различные толки. Но он не слушал того, что ему говорил Фиргоф, и глядел то на государя, то на сбиравшихся танцовать кавалеров, не решавшихся вступить в круг.
Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.
Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.
– Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee [любимица], Ростова молодая, пригласите ее, – сказал он.
– Где? – спросил Болконский. – Виноват, – сказал он, обращаясь к барону, – этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцовать. – Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.
– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе, и занося руку, чтобы обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.
«Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцовала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцовать, и желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцовать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.