Этапы и критерии оценки художественного оформления издания. Художественно-техническое редактирование с элементами оформления литературно-художественного издания для младшего школьного возраста

Шрифт - представляет собой графическую форму определенной системы письма.

Гарнитурой шрифта называют - комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера (Times, Arial).

Графическое строение буквы включает в себя: основной штрих, соединительный штрих, засечка, внутрибуквенный просвет, дополнительный штрих, надбуквенный знак, выступающий элемент, точка, свисающий символ.

Классификация шрифтов

Выбор шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. Выбор шрифта определяет выбор способа печати.

Шрифты характеризуются:

1. Графической основой знака письменности. (комплекс знаков, необходимый для, воспроизведения текста на каком-либо языке: русском, греческом…)

2. Рисунок шрифта характеризуется отношением толщины основных и соединительных штрихов, а так же наличием или отсутствием засечек.

3. Начертание шрифтов характеризуется по насыщенности, по наклону основных штрихов, по характеру заполнения штрихов

4. Размером

Первая группа рубленных шрифтов. К этой группе относятся шрифты не имеющие засечек (журнальная рубленная, газетная рубленная, плакатная, Arial) н

Вторая группа шрифтов с едва наметившимися засечками. К этой группе относятся гарнитуры с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (акцидентная. темингатера, октябрьская)

Третья, медиевальных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов (похоже на треугольник) преимущественно с наклонными осями округлых букв (Лазурская, Times) н

Четвертая группа, обыкновенных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с контрастными штрихами, с удлиненными засечками, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом (обыкновенная новая, обыкновенная, елизаветинская)

Пятая группа брусковых шрифтов. К этой группе относятся шрифты с неконтрастными или малоконтрастными штрихами, с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом (брусковая газетная, Балтика)

Шестая группа новых малоконтрастных шрифтов. Они имеют малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом (школьная, академическая, журнальная)

Седьмая группа дополнительных шрифтов. Это шрифты построение и характер рисунка которых сильно отличается от шрифтов 6-ти основных групп.

ИСТОИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШРИФТОВ

Самым ранним письмом у всех народов была пиктография (рисунчатое, образно-картинное письмо, в котором определенные события изображались в виде примитивного и условного рисунка).

На смену рисунчатому письму пришло письмо слоговое - иероглифы, ими пользуются египтяне и до сих пор.

В Передней Азии получило распространения клинописное письмо. Начало этому письму положили шумеры. Это письмо было пиктографическим и частично напоминающее древнеегипетскую иероглифику.

Развитие алфавита. Большинство версий сводятся к тому, что алфавит изобрели финикийцы, а греки в дальнейшем его применяли (8-7 вв. до н.э.) Направление в начале было справа налево. У греков переходным звеном было письмо «бычий шаг» (до 4 в. до н.э.)

Фонетическое письмо - это письмо где каждый звук изображается отдельным знаком.

Греческое капитальное письмо характеризуется прямыми линиями. Римский капитальный шрифт был заимствован у греков. Этот шрифт приобрел засечки, в шрифте появляется умеренная контрастность. Римское капитальное письмо подобно греческому, не было разделено на слова и предложения. Иногда слова разделялись маленькими значками.

Рукописный шрифт к началу нашей эры изменился и принял функциональную и уникальную форму.

Уникальное письмо в соединении с бытовавшим тогда в житейской практике римским курсивом образовало полуунциал. В нем появились буквы с верхними и нижними удлинениями, что является первой ступенью перехода к строчным буквам.

В I в. н.э. вместе с употреблением пергамента книга принимает современный вид и называется кодексом.

В IX-X вв. упадок культуры сменился новым подъемом просвещения, под названием «каролингский ренессанс». Был выработан новый рисунок - каролингский минускул. Рисунок шрифта светлый и ясный. Здесь уже появляется четкое деление на слова и предложения. Затем характер минускулов начинает меняться, вертикальные штрихи сближаются, округлые формы букв надламываются и становятся вертикальными, буквы делаются более узкими и высокими. Шрифт уплотняется и становится темнее. Новый шрифт назван готическим.

Сильное сближение или даже соединение отдельных букв называлось лигатурой.

Появляется шрифт Антиква, которая была основана на римском капитальном шрифте (распространены прямая и наклонная антиква).

В XV в. в Европе было изобретено книгопечатанье (Иоганн Гуттенберг). Первая книга была отпечатана готическим шрифтом. Чуть позже в конце XVв. Использовали шрифт более удобный - Антиква.

В конце XIX- начале XX в.в. произошли большие перемены в мире шрифтов. Появляется шрифт - гротеск (не имеющий засечек), также создан египетский шрифт с толстыми засечками в виде брусочных штрихов. В XX в. много создавалось декоративных шрифтов.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУСКОГО ШРИФТА

Самым древним русским подчерком, имевшим распространение в церковных книгах в период Киевской Руси был устав. Устав отличался четкостью и строгостью букв, рисунок которых хорошо сочетает в себе прямолинейные элементы с другими - окружностями и овалами.

В IX в. существует два алфавита: глаголица и кириллица. В XIV в. на смену уставу приходит полууставное письмо. Полууставом стали пользоваться писцы (заказные книги). В полууставе строение букв менее последовательно, чем в уставе: полуустав был мельче и проще, в нем допускались не только наклон, но и соединение букв друг с другом. Одни и те же буквы могли иметь различные начертания. Так же вводились различные сокращения.

Со второй половины XIV в получил широкое распространение еще один подчерк - скоропись. Это наклонное письмо, отличающееся затейливым начертанием букв, с применением всевозможных дополнительных значков, затрудняющих чтение написанного. Для заглавий разделов и частей в книге применялся специальный вид письма - заголовочный подчерк, или русская вязь. Вязь - слитный узор, сильно вытянутых в высоту, и переплетенных между собой букв. Русская вязь достигла большого расцвета при Иване Грозном. Заголовочная вязь всегда выполнялась киноварью или золотом. В книгах того времени часто применялись буквицы (инициалы), которые располагались на спусковой полосе. В XVIII веке происходит большой перелом в развитии шрифта, появляется гражданский шрифт. В России в XVI в. появилось книгопечатанье (Иван Федоров)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА ШРИФТА

1. Удобочитаемость.

Основные свойства, влияющие на удобочитаемость шрифта:

a. особенности рисунка буквы (округлые читаются лучше прямолинейных);

б. особенности графической основы буквы (связано с алфавитом);

в. внутренний просвет (чем больше, тем легче воспринимается буква);

г. наличие или отсутствие засечек - направляют чтение (неудобочитаемы слишком толстые засечки);

д. соотношение основного шрифта к дополнительному (лучший контраст 1:2);

е. пропорции буквы (отношение ширины буквы к высоте) наиболее удобные 1:1 (с преобладанием вертикали);

з. размер.

2. Единство формы и содержания (образность шрифта).

Единство формы шрифта и содержания текста проявляется в отношении формы рисунка букв к содержанию написанного.

3. Организация ритмического строя.

Ритм в шрифте бывает простой и сложный.

4. Цветовая насыщенность.

Выбор шрифта конкретной цветовой насыщенности влияет на эмоциональное воздействие надписи.

5. Пропорциональность всех буквенных элементов.

Наиболее гармоничное соотношение в тех буквах, у которых соотношение приближено к середине.

6. Стилевое единство.

Под стилевым единством подразумевается выдержанность надписи в едином графическом стиле.

7. Целостность.

На целостность влияет:

а. рисунок буквы

в. межбуквенное расстояние

8. Логическая связь рисунка букв с техникой их исполнения.

По технике исполнения шрифты бывают рукописными, рисовальными, электронными.

Оптические иллюзии в шрифте

Оптические иллюзии в шрифте бывают линейными и пространственными.

Линейные иллюзии связаны с оптическими изменениями линейных размеров шрифта. Пространственные иллюзии связанны с изменениями восприятия объема буквы.

ОРНАМЕНТ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее те или иные предметы (книги, шкатулки, мебель…) Форма орнамента не может быть выбрана вне зависимости от формы оформляемого предмета. Содержание рисунка связанно с назначением украшаемого объекта. Существует два вида орнамента, бесконечный и замкнутый.

У орнамента обязательно есть мотив. Мотив - повторение фигур в орнаменте по своему характеру.

Мотивы делятся на:

неизобразительные: изобразительные: (геометрические, (растительные, животные, негеометрические) человеческие, предметные).

Геометрические мотивы представляют собой правильные геометрические элементы: отрезки прямой или изогнутой линией, треугольник, квадрат, круг и т.д.

Меандр - орнамент в виде ломаных под прямым углом не пересекающихся между собой линий (Др.Греция, Египет)

Бордюр - орнамент, в котором повторяемые фигуры перемещаются вдоль одной прямой (кривой линии).

Сетчатый орнамент образуется путем повторения мотива вдоль двух-трех и более осей переноса.

Негеометрический мотив не отличается геометрической ясностью, имеет причудливые формы пятен, мазков, росчерков… К неизобразительным мотивам относится текстура.

Растительные мотивы включают в себя изображения ветвей, листьев, цветов и т.д. Изображается растительный мотив в естественном или стилизованном виде. Стилизованное изображение формы - значительно обобщенные формы: растений, птиц, животных. Популярными мотивами в Др. Египте было рисование папируса и лотоса. В Др. Греции - пальметта. В Малой Азии - гранат и пальма…

Животные мотивы - изображения представителей реальной фауны, а так же фантастических существ, в виде драконов, сирен, феникса, химер, грифонов и т.д. Орнамент со сказочными животными принято называть тератологическим (чудовищным) пример -жук скарабей (Др. Египет)

Человеческие мотивы в орнаменте не редкие явления, но подобно животным мотивам по составным элементам комплексного узора.

Предметные - могут формироваться из всех предметов материальной культуры, изображаются атрибуты труда, ремесел…

Ритм в орнаменте

Ритм в орнаменте - повторение одинаковых мотивов или чередование разнородных фигур иногда с прогрессирующим убыванием или нарастанием каких-либо качеств.

Принципы ритмического построения орнамента

2. Чередование (по цвету, по форме, по размеру)

3. Прогрессия (по цвету, по форме, по размеру, по углу оборота)

КОМПОЗИЦИЯ

Композиция (лат. «сочинение, составление, расположение») - процесс сочинения художником произведения, составление его частей во взаимосвязи друг с другом.

Художественный образ - главное зерно композиции.

Основные законы композиции:

1. Закон единства содержания и формы.

Создавая художественный образ, художник воплощает содержание в материальную форму, пользуясь при этом изобразительными и композиционными средствами. Все изобразительные средства подчинены главному, раскрытию содержания. Они сообщают картине цельность, внутреннее единство и дают возможность сразу найти в ней основное. (Васнецов «Богатыри»)

1. Закон цельности.

Этот закон требует подчинения всех элементов и частей произведения единому идейному замыслу. В станковой живописи, необходимо, соблюдение цельности пространства, колорита и тоновых отношений (Суриков «Боярыня Морозова»)

2. Закон типизации.

Это один из наиболее важных законов создания художественного образа. При использовании этого закона создаются типические образы представителей разных классов и сословий: рабочие, крестьяне, духовенство…(Перов «Тройка», Ярошенко «Кочегар», Репин «Отказ от исповеди»)

3. Закон контрастов.

Контрастные отношения означают резко выраженные различия предметов их свойств и качества. Контрасты являются основой выразительности изображения.

Контраст

Законы композиции объективны, т.к. они действуют независимо от особенностей художественных школ, направлений, течений и творческих особенностей отдельных художников. Они неотъемлемы от природы искусства. Рассмотренные законы действуют на всех этапах творческого процесса, т. е. существуют не изолированно друг от друга, а тесно связаны между собой на всех этапах работы над композицией.

КОМПОЗИЦИЯ В ОФОРМЛЕНИИ КНИГИ

Композиция в оформлении книги является общей для изобразительного искусства, но и имеет некоторые особенности. Природа иллюстрации связана с жанром и стилем литературного слова. В наиболее верном понимании сущности оформления книги является синтез слова и изображения. Здесь действует один из главных законов композиции, закон цельности. Невозможно создать оформление без законов контраста, жизненности и новизны.

Композиция играет большую роль при выборе:

1. Формата издания

Форматом издания называется его размер, по ширена и по высоте. От формата издания зависит: а) удобочитаемость книги, для взрослых легко читаются строки 8-9 см, для детей желательно больше длинна строки.

б) издательская себестоимость издания, в зависимости от формата меняется и количество необходимых переплетных материалов, и объем некоторых изданий.

2. Разворота и формата полосы

При определении размера полосы, прежде всего, сталкиваются с тем, что вся полоса набора обладает определенной цветовой силой и зрительной тяжестью. Основная и почти единственная форма полосы - прямоугольник.

Правила сохранения прямоугольника полосы

1. Избегать в конце строки таких знаков препинания как «-» и «….»

2. Нельзя оставлять вверху полосы неполную (висячую) строку, т.к. этим нарушается цельность правого верхнего угла прямоугольника полосы.

3. Желательно не оставлять внизу полосы абзацную строку.

4. Желательно не оставлять внизу полосы строку состоящую из нескольких букв; последняя строка полосы по возможности не должна быть меньше половины ширины набора; следует обращать внимание на соотношение пробелов; при совпадении пробелов в нескольких строках получаются «белые коридоры»

Для размера полосы большую роль играют поля.

Функции полей

1. Отдых для глаза

2. Поля не дают «соскальзывать» глазу с полосы

3. Охраняют функции текста

3. При выборе текста

Текст бывает простой и сложный. К сложному тексту относятся: стихи, драматические произведения, формулы, таблицы. Графическая конструкция текста облегчает его восприятие, подчеркивая и выявляя, средствами графики, содержание литературного материала.

4. При выбор шрифта

В оформлении книги большую роль играет ритм и цвет.

ФАКТУРА, ТЕКСТУРА

Фактура - характер поверхности материала в его естественном виде или после специальной обработки с целью получения на поверхности материала своеобразного рельефа. Фактура бывает: глянцевая и матовая, крупно- и мелко-зернистая, тонкая и суровотканная, жесткая и бархатистая…

Текстура - декоративный узор, нанесенный на поверхность листа бумаги, картона, ткани, состоящий из неизобразительных мотивов. Текстура на обложках и форзацах важное дополнение к другим средствам книги.

Столь широкой популярности текстур в книге в немалой степени способствует и сравнительная легкость, получение их издательских оригиналов самого разнообразного эмоционального звучания и выразительности. Наиболее употребляемые способы получения текстур можно подразделить на несколько видов: графически-штриховой, живописный, механический, фотографический, штемпельный.

ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ

Аддитивная и субтрактивная

Аддитивный цвет (добавлять, складывать) получается при соединении лучей света разных цветов. В этой системе отсутствие всех цветов представляет собой черный цвет, а присутствие - белый. Система аддитивных цветов использует три цвета: красный (R) , зеленый (G), синий (B) - (RGB). Если их смешать в равной пропорции, они образуют белый цвет, а при смешивании в разных пропорциях - любой другой.

В системе субтрактивных цветов (вычитать) происходит обратный процесс: получается какой-либо цвет, вычитая другие цвета из общего луча отраженного света. В этой системе белый цвет появляется в результате отсутствия всех цветов, тогда как их присутствие дает - черный. Система субтрактивных цветов работает с отраженным светом, например от листа бумаги. Белая бумага отражает все цвета, окрашенная - некоторые поглощает, а остальные отражает. В системе субтрактивных цветов основными являются: голубой, пурпурный, желтый (CMYK) противоположные красному, зеленому и синему. Смешиваясь в равных пропорциях, получается черный цвет. В действительности, типографские краски поглощают цвет не полностью, и поэтому комбинация трех основных цветов выглядит темно-коричневым, поэтому добавляется отдельно черный цвет.

Все файлы, предназначенные для вывода в типографии должны быть конвертируемы в CMYK . Этот процесс называется цветоделением. Цветоделение - разделение цветного изображения оригинала с помощью светофильтров или селективных источников освещения на отдельные одноцветные равномасштабные изображения.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИФМИП_________

Е.Ю.Булыгина
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Художественно-техническое оформление печатной продукции»


Статус дисциплины:

Новосибирск 2012

Одобрено: кафедрой журналистики

Зав. кафедрой: Евдокимова Е.В., к.п.н., доцент___________

Председатель Совета:_______________Е.Ю.Булыгина

« » 2012г.
Аннотация
УМКД по курсу «Художественно-техническое оформление печатной продукции» » составлен на основе ГОС ВПО по направлению Издательское дело и редактирование, утвержденному14.03.2000 и учитывает требования СМК ГОУ ВПО НГПУ.

В основу курса положена модель деятельностно-ориентированного обучения
УМКД по курсу «Художественно-техническое оформление печатной продукции» предназначен для студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Издательское дело и редактирование».

Составитель: М. А. Кантурова, ассистент

Рецензент: Е.В.Евдокимова, к.п.н., доцент

^ МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ 13

Выберите формат, шрифт и сверстайте полосу издания в Adobe InDesign, исходя из характера предназначенного для публикации текста. 14

ФОНДЫ КОНТРОЛЯ 23


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДЕНА
Советом ИФМИП
Председатель_________ Е.Ю. Булыгина
Протокол № от «___ » ________ 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры

Программа по дисциплине

дПП.Ф.4.3. «художественно-техническое оформление

печатной продукции»

Специальность: 030901.65 Издательское дело и редактирование

Специализация: Редакторская подготовка изданий

Составитель: ст.преподавательМ. А. Кантурова

Новосибирск 2012

Выписка из госстандарта
ДПП.Ф.4. 3. Художественно-техническое оформление печатной продукции

Элементы и средства оформления книги, форматы изданий и форматы набора. Шрифты. Классификация шрифтов. Удобочитаемость шрифта. Электронные шрифты. Книжные иллюстрации. Элементы декоративного оформления. Виды и элементы книжного текста и их оформление. Композиция внутренних элементов книги. Внешние элементы книги и их оформление. Особенности оформления различных типов книжных изданий: научные, учебные, детские, художественные и др. Методика художественного и технического редактирования. Компьютерные технологии в оформлении изданий.
пояснительная записка

Курс «Художественно-техническое оформление печатной продукции». Имеет теоретическую направленность. На занятиях используются различные формы организации деятельности студентов: индивидуальные, парные и групповые.

На дневном отделении 50 часов аудиторных занятий в 9 семестре. Курс завершается экзаменом.
^ Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний по вопросам оформления и иллюстрирования книги, определение роли редактора в процессе издания печатной продукции.

Задачи:


  1. Дать понятие о художественно-техническом оформлении книги, его принципах;

  2. Научить анализировать издания с точки зрения оправданности их оформления;

  3. Позволить каждому испытать себя в роли художественного и технического редактора.

^ Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Художественно-техническое оформление печатной продукции»относится к профессиональному циклу Б.3, его базовой (общепрофессиональной) части. Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении курсов «Основы редактирования», «Технология производства печатных и электронных средств информации».
^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студент должен:


  1. Знать основные задачи конструирования, оформления и иллюстрирования печатных изданий, основные форматы изданий (по ГОСТ 5773-76), основные правила набора и верстки разных видов текста, основные правила верстки иллюстраций, основные гарнитуры шрифтов;

  2. Уметь оценить качество оформления и иллюстраций разных типов изданий;

  3. Владеть представлениями о задачах редактора в процессе оформления и иллюстрирования печатных изданий.

^ Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоёмкость дисциплины

100

Лекции

16

Практические занятия

18

Лабораторные занятия

16

Вид итогового контроля

экзамен

9

^ Тематический план


п/п

Раздел дисциплины

Ауд

СР

1

Общие вопросы оформления книги. Особенности книжной композиции

4

4

2

Формат издания и полосы набора

4

4

3

Шрифты

4

4

4

Виды и элементы книжного текста и их оформление

6

6

5

Иллюстрации. Элементы декоративного оформления

6

6

6

Композиция внутренних элементов книги

6

6

7

Внешние элементы книги и их оформление

4

4

8

Особенности оформления различных типов книжных изданий

6

6

9

Методика художественного и технического редактирования

4

4

10

Компьютерные технологии в оформлении изданий

6

6

Итого

50

50

^ ОЗО. Тематический план

Определение понятия «художественно-техническое оформление» изданий. Основные задачи оформления изданий и требования к его качеству. Средства оформления книги.

Основные сведения об особой природе композиции в книге, о ее внешней и внутренней структуре. Элементы композиционного комплекса. Понятие «архитектоника» книги. Цельность и единство принципов композиционных построений в книге.
^ Тема 2. Формат издания и полосы набора

Формат издания, определение понятия. Лист бумажный и печатный. Доля бумажного листа и формат страницы (пропорции сторон). Выбор формата для издания: влияние технологических, экономических и эстетических факторов на формирование облика будущей книги.

Полоса набора. Определение понятия, способы построения полос набора в книгах. Восприятие полос набора на книжном развороте, гигиенические нормы длины строки и формата полосы. Варианты оформления полос набора по ОСТ 29-124.94.

Поля в книге, их назначение и размеры. Страница, полоса набора и поля в их взаимоотношении.

Оптический и геометрический центры полос набора. Размеры полей и раскладка их в печатной форме.

Требования к качеству набора текста: выверенность пробелов между словами, грамотное решение абзацных отступов, переносов, акцентировок и выделений и т.д.
^ Тема 3. Шрифты

Роль шрифта в раскрытии содержания книги. Основные типологические группы шрифтов. Шрифты рисованные и наборные. Графические элементы различных наборных шрифтов. Гарнитуры наборных шрифтов и разновидности начертаний в них. Классификация шрифтов по их графическим признакам и стандартный ассортимент наборных шрифтов. Электронные шрифты.

Удобочитаемость гарнитур и текста. Кегль шрифта, длина строки и удобочитаемость. Выбор шрифтов для различных типов печатных изданий.
^ Тема 4. Виды и элементы книжного текста и их оформление

Виды текстов (основные, дополнительные, справочно-вспомогательные) и их роль в раскрытии содержания произведения; приемы их логического разграничения. Элементы книжного текста (заголовки, особые виды и элементы текста, справочные элементы).

Принципы оформления и композиционного построения простых, усложненных, смешанных, титульных, формульных и табличных текстов и удобочитаемость книги. Оформление элементов книжного текста. Система рубрикации.
^ Тема 5. Иллюстрации. Элементы декоративного оформления

Назначение иллюстраций в книге. Роль иллюстраций в различных типах изданий. Взаимосвязи изображений и текста в книге.

Типы изображений в печатных изданиях: познавательные, художественно-образные, декоративные. Познавательные изображения и их роль в научных, технических и учебных изданиях. Художественно-образные иллюстрации и их главная задача – эмоциональное выражение смысла литературного произведения и его формы. Декоративные изображения, область их применения.

Классификация иллюстраций: иллюстрации предметные, действия, состояния; отражающие сюжет и иллюстрации, раскрывающие подтекст. Возможность применения тех и других решений для одного издания. Виды иллюстраций по творческому методу их создания, по технике исполнения оригиналов.
^ Тема 6. Композиция внутренних элементов книги

Разновидности полос набора в зависимости от их назначения и роли в книге. Основной принцип композиции полос в книге и общие требования к качеству их построения. Особенности композиции начальных, концевых и рядовых полос.

Композиция чисто текстовых полос, иллюстрированных, с таблицами, с формулами, другими видами справочно-вспомогательных элементов. Композиция иллюстрационных разворотов. Титульный лист, его виды, основные композиционные задачи.
^ Тема 7. Внешние элементы книги и их оформление

Назначение, виды внешних элементов оформления книг. Соотношение утилитарных и эстетических функций в элементах внешнего оформления.

Типы оформления внешних элементов книги: шрифтовой, орнаментально-декоративный, предметно-тематический, символический, сюжетно-тематический.

Обложка, суперобложка, переплет – их виды, особенности оформления и использования в различных типах изданий.

Проблема создания единого композиционного и художественного целого при оформлении внешних и внутренних элементов изданий.
^ Тема 8. Особенности оформления различных типов книжных изданий

Зависимость оформления от типа издания. Особенности оформления научных (научно-технических и научно-популярных) изданий, учебных изданий. Оформление художественной литературы, изданий для детей, альбомов по искусству.
^ Тема 9. Методика художественного и технического редактирования

Последовательность и содержание основных этапов работы над оформлением книги: план оформления книги, обработка оригиналов для полиграфии, гранки набора и пробные оттиски с репродукций, верстка книги, работа над сигнальными и контрольными экземплярами.

Задачи художественного и технического редакторов: определение общей идеи организации книги, руководство издательским циклом ее разработки, редактирование изобразительных оригиналов, контакты с художниками и полиграфистами в процессе работы.

Основные звенья издательского и творческого процесса создания книги: анализ содержания и формы литературного произведения, определение потребительских требований к изданию, замысел оформления как разработка функциональной структуры издания; построение образно-пространственной формы книги средствами графики и полиграфии.

Макетирование изданий, его сущность, разновидности форм, условия их применения, приемы исполнения.
^ Тема 10. Компьютерные технологии в оформлении изданий

Освоение программ Adobe Photoshop, Adobe InDesign. Вёрстка издания и его оформление в программе Adobe InDesign.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература
Уайт, Ян В. Сборник графических идей: Копилка решений дизайнерских задач / Я. В. Уайт; [пер. с англ. Ю. А. Константинова]. – М. : Университетская книга, 2010.

Уайт, Ян В. Редактируем дизайном = Editing by Design: For Designers, Art Directors, and Editors: The Classic quide to Winning Readers / J. V. White: для дизайнеров, арт-дизайнеров и редакторов: классическое руководство: как завоевать внимание читателей / Я. В. Уайт; [пер. с англ. Е. М. Фотьянова]. – М.: Университетская книга, 2009.

^ Рожнова О.И. История журнального дизайна: учебное пособие для вузов по специальности "Дизайн": рек. УМО вузов РФ / О. И. Рожнова. – М. : Университетская книга, 2009.

Водчиц С.С. Книжный дизайн: теория пропорций: учебное пособие для вузов по специальности "Графика" : рек. УМО вузов РФ / С. С. Водчиц. – М. : МГТУ, 2011.

Дополнительная литература


  1. Калинин, С. Ю. Как правильно оформить выходные сведения издания: пособие для издателя. М.: Экономистъ, 2003.

  2. Мильчин А.Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги. М., 2002.

  3. Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. Редакционно-техническое оформление издания. М.: ОЛМА-Пресс, 2003.

  4. Настольная книга издателя : справочное пособие для редактора, технического редактора, верстальщика и художника / Е. В. Малышкин, А. Э. Мильчин, А. А. Павлов, А. Е. Шадрин; под общ. ред. А. А. Павлова. М.: АСТ: Олимп, 2005.

  5. Пикок, Джон. Издательское дело. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЭКОМ, 2002.

  6. Редакторская подготовка изданий : учебник для вузов: доп. М-вом образования РФ / Васильев В. И., Жарков И. А., Коланькова О. В.; под общ. ред. С. Г. Антоновой. М.: Логос, 2004.
7.Рожнова, Ольга Игоревна. История журнального дизайна: учебное пособие для вузов по специальности "Дизайн" : рек. УМО вузов РФ / О. И. Рожнова. - Москва: Университетская книга, 2009. - 272 с. : ил. - ISBN 978-5-9792-0011-8.

8.Уильямс, Робин. Недизайнерская книга о дизайне. Санкт-Петербург: Весь, 2003.

9.Уайт Ян В. Редактируем дизайном. М.: Издательский дом «Университетская книга», 2009.

Электронные образовательные ресурсы


  1. Болховитинова С. М. Композиция изданий. Особенности проектирования различных видов изданий. М.: МГУП, 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook095/01/index.html (Дата публикации 22.07.2002)

  2. Волкова Л. А., Решетникова Е. Р. Технология обработки текстовой информации: http://www.iqlib.ru/book/preview/CCD3156C40C2426CAA0BE37F98B22476 (нужна регистрация)

  3. Добкин С. Ф. Оформление книги. Редактору и автору. М.: Книга, 1986 [Электронный ресурс]. URL: http://obzor.com.ua/dtp/book-design/

  4. Дубина Н. Выделяйся! // КомпьюАрт’2001 [Электронный ресурс]. URL: http://www.compuart.ru/article.aspx?id= 15387&iid=731#19

  5. Дубина Н. Внешнее оформление книги // КомпьюАрт’2001 [Электронный ресурс]. URL: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9085&iid=380#begin; http://compuart.ru/article.aspx?id=14490&iid=688

  6. Книги по дизайну и о дизайне для дизайнера [Электронный ресурс]. URL: http://de-lib.narod.ru/

  7. Шкаев А. В. Настольные издательские системы: Справочник. М.: Радио и связь, 1994 [Электронный ресурс]. URL:

Настоящая тема вводит студента в круг проблем типографики как художественно-проектной деятельности.

Типографическая форма издания определяется его содержанием, целевым назначением, читательским адресом, характером литературной формы авторского текста, художественно-стилевыми ориентациями издателя, дизайнера и иллюстратора, технологическими возможностями производственной базы.

Учащимся необходимо осознать роль редактора - ключевой фигуры издательского процесса, в формировании и графической реализации замысла издания, в осуществлении надзора за воплощением книжного проекта в реальном материале на производственной стадии. Редактор должен посильно участвовать и в разработке фирменного стиля как важного средства утверждения имиджа издательства и обеспечения конкурентоспособности его продукции на книжном рынке. В результате освоения темы учащемуся станут более понятны взаимоотношения редактора с издательскими дизайнерами, художественными и техническими редакторами.

    1. Что такое типографика?

    2. Каким требованиям должна удовлетворять типографическая композиция издания?

    3. Какова роль дизайнера в формировании художественной структуры издания?

    4. Каковы задачи и обязанности редактора в отношении оформления издания и степень его участия в нем?

Специфика книжной композиции, в первую очередь, определяется двойственной природой книги как носителя информации и зрелищно-ценностного объекта. Этот дуализм порождает и две тенденции в типографике, в большей или меньшей степени противоречащие друг другу: обеспечение удобочитаемости, с одной стороны, и визуальной экспрессии, с другой стороны, произведения печати. Но и в первом, и во втором случае приоритетным началом в работе художника книги является формирование композиции печатного произведения из элементов наборной кассы (литер, линеек, пробельных материалов и т.п.), в то время как иллюстрациям и декору принадлежит подчиненная роль в книжном ансамбле.

Остовом графической композиции книги является ее макет, разработанный бук-дизайнером и отвечающий принципиальному замыслу издания, который формируется в совместной работе издателя, автора и дизайнера. Помимо макета к составляющим графической формы книги относятся: текстура и тон бумаги; шрифт; пропорции издания и пропорции наборной полосы; размеры и соотношение четырех полей книжной страницы; конфигурация текстового набора; формат строки; апроши, межсловные интервалы, интерлиньяж; графические средства рубрикации и акцентировки; колон-элементы; иллюстрации.

Характер книжной композиции предопределяется не только узкопрофессиональными издательско-полиграфическими факторами, но и общим художественным стилем времени, в результате чего сложились разные типы композиции произведений печати (например, симметричная классическая, функционалистская модульная, свободная постмодернистская).

    1. Что следует понимать под композицией вообще?

    2. Что такое композиция в книге?

    3. Каковы основные типы книжной композиции?

    4. Как композиция предопределяет удобочитаемость и визуальную экспрессию издания?

    5. Каковы композиционные связи между иллюстрациями и текстом?

Формат издания определяет собой размер и пропорции книжной страницы. Он является той плоскостью, на которой будут размещены набранные тексты и изобразительные элементы.

Формат издания - это доля бумажного листа, получаемая в результате его складывания. Издания разных форматов имеют различные соотношения ширины и высоты страницы. Редактору надо знать эти варианты, ибо на страницах различных пропорций возможности компоновки печатных полос неодинаковы. Кроме того, пропорции книги во многом предопределяют ее эстетический эффект как предмета. Полосой набора называют печатный оттиск с формы на одной странице. Его формат выражается в единицах типометрической системы, представление о которой учащимся необходимо получить при проработке данной темы. Желательно, чтобы полосы набора были подобны по пропорциям формату издания. Наборные полосы окружены полями. Их размеры, размерные соотношения друг с другом, а также длина строки, если они назначены правильно, улучшают комфортность чтения книги и создают впечатление гармоничности типографической композиции. Отраслевым стандартом 29.124-94 установлены минимальная и максимальная длина строки для изданий, различных по целевому назначению, а также допустимый минимальный размер полей, единый для всех видов изданий.

    1. Что следует понимать под форматом издания и как он обозначается?

    2. Какие форматы изданий находят наибольшее применение в книжной продукции? (см. ГОСТ 5773-90)

    3. Какими соображениями руководствуются при выборе формата для книги?

    4. Как обозначается размер полосы набора?

    5. Какое значение для удобочитаемости текста имеет длина строки?

    6. Каковы варианты размещения наборных полос на странице издания?

    7. Какова роль полей в книге и их соотношения?

Полиграфические шрифты - главное средство в передаче читателям содержания литературных произведений. Выбор шрифта и работа с ним - один из важнейших аспектов редакционно-издательской подготовки книги. Непосредственному изучению темы должно предшествовать ознакомление учащихся с анатомией наборной буквы и такими терминами шрифтоведения и типографики, как кегль шрифта, шрифтовой комплект, гарнитура, шрифтовое начертание.

При выборе шрифта для конкретного издания принято руководствоваться такими критериями, как: различимость знаков; уместность применения данного шрифтового рисунка, т.е. его стилистическая совместимость с публикуемым литературным текстом; эстетическая удовлетворительность шрифта, т.е. графическое единство гарнитуры и гармоничность пропорций знаков. Важным подспорьем при выборе шрифта оказывается знание принятой во всем мире классификации шрифтов по их исторически-стилевым особенностям (см.

статью В.В. Ефимова «Шрифт» в энциклопедии «Книга», М., 1999).

Навыки в выборе шрифта, оптимально отвечающего специфике конкретного издания, приобретаются путем сравнительного анализа текстового набора в различных публикациях и путем сопоставления разного рода шрифтовых образцов, представленных в каталогах и проспектах тайп-дизайнерских фирм.

    1. Охарактеризуйте конструктивные особенности наборных шрифтов различных исторически-стилевых групп.

    2. Установите, в чем особенности построения гарнитур: Лазурского, Гарамон, Таймс, Бодони, Школьная, Хельветика.

    4. Выберите для анализа несколько изданий и определите, соответствует ли их шрифтовое оформление их содержанию и назначению.

Печатные тексты неоднородны по своему графическому построению. В связи с этим их делят на простые (сплошные и с выделениями) и усложненные: формульные, табличные, драматургические, стихотворные и т.п. Необходимо хорошо разбираться в требованиях к их набору и заверстке, призванным обеспечить удобочитаемость текста и эстетическую значимость типографической композиции.

При проработке темы особое внимание следует уделить таким аспектам оформления простого текста, как: назначение формата строки и ширины полей, обеспечивающих удобочитаемость текста; точность выбора и обеспечение равенства межбуквенных, межсловных и междустрочных пробелов; выбор способа набора текста (с выключкой или «флаговый»); соблюдение эстетики переносов; борьба с висячими строками; применение шрифтовых и нешрифтовых способов акцентировки.

    1. Основные требования к построению простого сплошного текста.

    2. Основные требования к набору и композиции стихотворных текстов.

    3. Особенности оформления драматургического текста.

    4. Основные задачи при наборе и построении таблиц, выводов.

    5. Формульный набор и требования к качеству его оформления.

Текст книги обычно подразделяется на основной и ряд дополнительных (вступительная статья, предисловие, примечания, глоссарий, библиографический список, подписи под иллюстрациями и т.п.).

Учащимся необходимо знать типографические приемы размежевания этих текстовых групп: дополнительный текст может быть набран шрифтом меньшего кегля, с меньшим интерлиньяжем, иным шрифтовым рисунком, с изменением формата строки или числа колонок, а также представлен в виде маргиналий.

Основной текст также требует логически-смыслового и, соответственно, визуального расчленения. Учащиеся должны усвоить приемы графического оформления рубрик разных степеней (шмуцтитулов, заголовков, подзаголовков), акцентировки рубрик с помощью заставок, концовок, пробелов («немые» рубрики, спуски, концевые пробелы).

    1. Чем отличается оформление начальных полос от рядовых?

    2. Какими особенностями отличается построение концевых полос в книге?

    4. Выбрать издание со сложной рубрикацией и составить его рабочее оглавление.

    5. Как можно четырехступенчатую рубрикацию оформить шрифтовыми приемами?

    6. Каковы нешрифтовые приемы оформления заголовков?

Неоднородность компонентов книги вызывает необходимость макета, их объединяющего. Множество конкретных разновидностей графического макетирования издания сводится к двум основным типам: принципиальному макету, где дизайнер предлагает эскизы нескольких рядовых страниц (возможные типовые варианты размещения иллюстраций и текстовых блоков) и эскизы т.н. особых страниц, и полнообъемному (или расчетному) макету, предусматривающему заведомо определенное местоположение каждого слова, строки, отбивки, иллюстрации в пространстве будущей книги. Второй подход к решению применяется либо при макетировании изданий сложноструктурных, насыщенных иллюстрациями, либо в том случае, когда дизайнер стремится придать типографической композиции максимально возможную архитектоническую точность. При полнообъемном макетировании обычно используется метод модульной верстки. Он позволяет четко дифференцировать содержащуюся в книге информацию путем размещения основных и сопутствующих материалов в разных зонах. В основе модульной верстки лежит принцип кратности всех текстовых блоков, таблиц, иллюстраций и пр. величине модуля, чем определяется подчеркнуто строгая логичность визуальной композиции издания.

Велика роль редактора в обеспечении иллюстрирования изданий. Это касается и изданий справочного, научного, учебного типа, где используются иллюстрации познавательные, наглядно поясняющие отдельные позиции текста, и изданий художественной литературы, куда включаются художественно-образные иллюстрации.

Редактор должен активно участвовать в разработке плана иллюстрирования книги, выборе иллюстратора, оценке и приеме авторских оригиналов иллюстраций с точки зрения их соответствия как содержанию текста, так и условиям макета, требованиям масштабной соразмерности изображений, штриховой и «весовой» гармонии изобразительных композиций с рисунком примененного в издании наборного шрифта и тональностью сплошного набора. При заказе иллюстраций художнику необходимо ориентировать его на выполнение композиций в таком размере, который бы учитывал разрешающую способность выводного устройства, и в такой технике, которая позволяла бы полиграфически воспроизвести оригинал с наименьшими потерями.

Стилевая и смысловая связь оформления этих элементов с текстом книги - одно из обязательных условий ее композиционной целостности. Учащимся необходимо осмыслить функциональную специфику и композиционную роль суперобложки, переплета, форзаца и в совокупности образующих сборный лист авантитула, ваката, фронтисписа, титульного листа, его оборота, предисловия, оглавления.

    1. Перечислите компоненты сборного листа, или «входа» в книгу.

    2. Каковы разновидности титульной композиции?

    3. Какие элементы входят в состав титула и как достигается выражение их логической соподчиненности?

    4. Какими графически-композиционными средствами обеспечивается связь титула с текстом книги?

    5. Что такое фронтиспис и каково его назначение?

    6. Назначение переплета и его отличие от обложки.

    7. Классификация обложек и крышек переплетных по ГОСТ 22240-76.

    8. Назначение суперобложки и условия целесообразности ее применения.

Редактор участвует в создании книги как предмета на всех этапах издательско-полиграфического процесса. Частично (а в отдельных случаях и полностью) на плечи редактора ложатся следующие обязанности: решение вопроса о типе и объеме книги, о принципиальном характере ее художественно-предметной структуры на стадии начального замысла о ее издании; первичное определение параметров издания с учетом его прибыльности на основе предварительной калькуляции; выбор художника книги, обеспечение его рабочего контакта с автором текста; четкое согласование с автором стиля представления текста и системы его рубрицирования для обеспечения дальнейшей работы дизайнера над рукописью; участие в оценке пробных иллюстраций и форэскиза макета; участие в приеме оригиналов от художника; контроль за работой оператора ПК, осуществляющего верстку; устранение типографических и производственных погрешностей при просмотре корректур и пробных оттисков иллюстраций; участие в разработке книжных серий (определение возможного состава каждой серии, ее типовых оформительских элементов; участие в приеме ее принципиального макета).

Художественно-техническое оформление печатной продукции

Программу составила С.М. Болховитинова, кандидат искусствоведения, доцент, МГУП

1. Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний по вопросам оформления и иллюстрирования книги, определение роли редактора в процессе издания печатной продукции.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студент должен:

    знать основные задачи конструирования, оформления и иллюстрирования печатных изданий, основные форматы изданий (по ГОСТ 5773-76), основные правила набора и верстки разных видов текста, основные правила верстки иллюстраций, основные гарнитуры шрифтов;

    уметь оценить качество оформления и иллюстраций разных типов изданий;

    владеть представлениями о задачах редактора в процессе оформления и иллюстрирования печатных изданий.

Таблица 5

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины 100 9
Аудиторные занятия 50 9
Лекции 34 9
Практические занятия (ПЗ) 16 9
Семинары (С) и/или другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа 50 9
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы
Вид итогового контроля: экзамен 9

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 6

4.1 Раздел дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

ПЗ (или С)

1 Введение *
2 Общие вопросы оформления книги *
3 Особенности книжной композиции * *
4 Формат издания и полосы набора * *
5 Шрифты * *
6 Композиция отдельных видов текстовых форм * *
7 Композиция полос набора различных по функциям * *
8 Рубрикация книги и ее оформление * *
9 Иллюстрации *
10 Оформление титульных и внешних элементов книги * *
11 Методика оформительской работы и участие редактора в выпуске книги * *

4.2.1. Введение

Печать как средство просвещения, идеологического воздействия и воспитания трудящихся. Основные принципы организации издательского дела. Духовные потребности народа как главный стимул развития книгоиздательского дела.

Роль художников, художественно-технических и литературных редакторов в повышении качества печатной продукции. Основные виды печатной продукции, их место в жизни современного читателя.

4.2.2. Общие вопросы оформления книги

Определение понятия «художественно-техническое оформление» изданий. Основные задачи оформления изданий и требования к его качеству.

Вид литературы и типизация оформления книг. Книга как наиболее универсальное и современное приспособление для передачи текстовой и изобразительной информации. Типовое строение книги, вариации типового строения книжной структуры в зависимости от содержания книги, условий пользования ею, целевой установки, читательского адреса. Роль изобразительного начала в книге.

4.2.3. Особенности книжной композиции

Основные сведения об особой природе композиции в книге, о ее внешней и внутренней структуре. Элементы композиционного комплекса. Общие понятия о построении книжного пространства и о его связи с проблемами времени, ритма и книжной фактуры. Понятие «архитектоника» книги. Цельность и единство принципов композиционных построений в книге.

4.2.4. Формат издания и полосы набора

Формат издания, определение понятия. Лист бумажный и печатный. Доля бумажного листа и формат страницы (пропорции сторон). Выбор формата для издания: влияние технологических, экономических и эстетических факторов на формирование облика будущей книги.

Полоса набора. Определение понятия, способы построения полос набора в книгах. Восприятие полос набора на книжном развороте, гигиенические нормы длины строки и формата полосы. Варианты оформления полос набора по ОСТ 29-62.81.

Поля в книге, журнале, их назначение и размеры. Страница, полоса набора и поля в их взаимоотношении.

Оптический и геометрический центры полос набора. Размеры полей и раскладка их в печатной форме.

Требования к качеству набора текста: выверенность пробелов между словами, грамотное решение абзацных отступов, переносов, акцентировок и выделений и т.д.

4.2.5. Шрифты

Роль шрифта в раскрытии содержания книги. Основные типологические группы шрифтов. Шрифты рисованные и наборные. Графические элементы различных наборных шрифтов. Гарнитуры наборных шрифтов и разновидности начертаний в них. Классификация шрифтов по их графическим признакам и стандартный ассортимент наборных шрифтов.

Удобочитаемость гарнитур и текста. Кегль шрифта, длина строки и удобочитаемость. Выбор шрифтов для различных типов печатных изданий.

4.2.6. Композиция отдельных видов текстовых форм

Виды текстов (основные, дополнительные, справочно-вспомогательные) и их роль в раскрытии содержания произведения; приемы их логического разграничения.

Принципы оформления и композиционного построения простых, усложненных, смешанных, титульных, формульных и табличных текстов и удобочитаемость книги.

4.2.7. Композиция полос набора, различных по функции в издании

Разновидности полос набора в зависимости от их назначения и роли в книге. Основной принцип композиции полос в книге и общие требования к качеству их построения. Особенности композиции начальных, концевых и рядовых полос.

Композиция чисто текстовых полос, иллюстрированных, с таблицами, с формулами, другими видами справочно-вспомогательных элементов. Композиция иллюстрационных разворотов.

Принципы шрифтового оформления рубрик (гарнитуры шрифта, кегли) для выражения их логического значения в произведении.

Раскрытие архитектоники книги композиционными приемами: шмуцтитул, начальная полоса, заголовки шапкой и на спуске, рубрики вразрез текста, форточкой, в подбор, маргиналиями и компендиумом. Принципы их построения и расположения, целесообразность применения в различных типах изданий.

Использование изображений и цвета в оформлении рубрик.

4.2.9. Иллюстрации

Назначение иллюстраций в книге. Роль иллюстраций в различных типах изданий. Взаимосвязи изображений и текста в книге: смысловые, эмоциональные, композиционные и т.д.

Типы изображений в печатных изданиях: познавательные, художественно-образные, декоративные. Познавательные изображения и их роль в научных, технических и учебных изданиях. Художественно-образные иллюстрации и их главная задача - эмоциональное выражение смысла литературного произведения и его формы. Декоративные изображения, область их применения.

Роль фотографии в иллюстрировании современной литературы.

Классификация иллюстраций: иллюстрации предметные, действия, состояния; отражающие сюжет и иллюстрации, раскрывающие подтекст. Возможность применения тех и других решений для одного издания. Вид иллюстраций по творческому методу их создания, по технике исполнения оригиналов и по способам полиграфического воспроизведения в печати.

Типовые схемы расположения иллюстраций на развороте по отношению к тексту (схемы верстки: открытая, закрытая, глухая и т.д.).

4.2.10. Оформление титульных и внешних элементов книги

Назначение, виды титульных и внешних элементов оформления книг. Соотношение утилитарных и эстетических функций в элементах внешнего оформления.

Типы оформления внешних элементов книги: шрифтовой, орнаментально-декоративный, предметно-тематический, символический, сюжетно-тематический.

Титульный лист, его виды, основные композиционные задачи.

Обложка, суперобложка, переплет - их виды, особенности оформления и использования в различных типах изданий.

Проблема создания единого композиционного и художественного целого при оформлении внешних и внутренних элементов изданий.

4.2.11. Методика оформительской работы при издании книг и участие редактора в выпуске книги

Последовательность и содержание основных этапов работы над оформлением книги: план оформления книги, обработка оригиналов для полиграфии, гранки набора и пробные оттиски с репродукций, верстка книги, работа над сигнальными и контрольными экземплярами.

Редактирование издания как звено в процессе издательского формирования книги. Задачи художественного и литературного редакторов: определение общей идеи организации книги, руководство издательским циклом ее разработки, редактирование изобразительных оригиналов, контакты с художниками и полиграфистами в процессе работы.

Основные звенья издательского и творческого процесса создания книги: анализ содержания и формы литературного произведения, определение потребительских требований к изданию, замысел оформления как разработка функциональной структуры издания; построение образно-пространственной формы книги средствами графики и полиграфии.

    1. Гончаров А.Д. Художник и книга. - М., 1964.

    2. Валуенко В.В. Архитектура книги. - Киев, 1977.

    3. Гилексон П.Г. Справочник технического редактора. - М.: Книга, 1978.

    4. Тяпкин Б. Г. Работа редактора над иллюстрациями. - М.: Книга, 1968.

    6. Адамов Е.Б., Бельчиков И.Ф. и др. Художественное конструирование и оформление книги. - М.: Книга, 1971.

    7. Бельчиков И.Ф. Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции. - М.: Высшая школа, 1965.

    8. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. - М.: Книга, 1971.

    9. Пахомов В.В. Книжное искусство. Т. 1, 2. - М., 1961-1962.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Художественно-техническое редактирование литературно-художественного издания. Правила верстки иллюстрационного материала. Автоматизированная предпечатная подготовка издательских оригиналов. Технология полиграфического производства, контроль качества.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2013

    Техническая характеристика учебника для детей среднего и старшего школьного возраста как книжного издания. Обзор технологических параметров печатного издания: текстовые полосы, бумага тиража, полиграфическое оформление. Корректура и верстка полос текста.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2015

    Характеристика издания с учётом стандартов издательского дела. Художественно-техническое оформление, полиграфическое исполнение и допечатная подготовка издания. Выбор метода прохождения издания в производстве. Послепечатные процессы, оформление книги.

    дипломная работа , добавлен 11.04.2014

    Проект оформления издания и его характеристики. Назначение издания в зависимости от возраста читателя. Разработка макета издания. Наиболее популярные форматы. Формат полосы набора и соотношения полей. Общие правила верстки. Элементы внешнего оформления.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2012

    Текстовые и изобразительные оригиналы, их назначение, типы и особенности. Формат издания и полосы набора. Производственные требования к шрифтам. Оформление корешка обложки и внутренних элементов издания. Верстка элементов и иллюстрационного материала.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2013

    Определение типа и выбор формата издания, полосы набора. Выбор шрифтового оформления, расчёт объема издания, составление схемы спуска полос. Разработка технологического процесса изготовления текстовых диапозитивов. Составление технологической карты.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2012

    Особенности художественно-технического оформления издания. Правила набора стихотворного текста и верстки иллюстраций. Композиция полос издания. Оформление титульных страниц и справочно-вспомогательных элементов. Технические нормы набора и верстки.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Состав и организационно-методические основы построения редакционно-издательского процесса, система показателей качества. Порядок приема авторского оригинала и оценка рукописи. Схема движения материалов от рукописного текста до полноценного издания.