Организационная структура издательства. Внутренняя среда издательства

Организационный план

Этот план определяет основные направления кадровой политики. Одним из них является формирование организационной структуры издательства. Форма организации частного издательства выбирается его учредителями, поскольку они, как правило, входят в состав руководства (директор, главный редактор). Структура издательства зависит от многих факторов: от его типа, объема выпускаемой продукции и характера изданий, от организации редакционно-издательского процесса, созданной системы маркетинга и т.д.

Существуют два типа издательств: универсальные и типизированные (специализированные). Универсальное издательство выпускает несколько видов продукции (книги, журналы, альбомы по искусству) и литературу различной тематики. Специализированное издательство выпускает один вид продукции (например, книги) и вид литературы (художественная).

Издательства первого типа (как правило, большие по размеру) имеют разветвленную организационную структуру, сложные и многообразные связи с книготорговыми организациями, рекламными службами и средствами массовой информации. Таковы, например, издательства «ЭКСМО», «ТЕРРА», «АСТ», «ИНФРА-М».

Издательства второго типа (чаще всего среднего и небольшого размера) ориентированы на профессионального читателя, на определенные возрастные группы или неоднородные целевые группы, которые определяются по потребностям, религиозным, национальным или культурным интересам. Организационная структура таких издательств строится по принципу производимого продукта, т.е. зависит от специфики книжного продукта. Примером таких издательств являются «Финансы и статистика», «Юристъ», «ЮНИТИ».

У малых предприятий, только начинающих свою коммерческую деятельность, организационная структура достаточно примитивна, но и в ней должны быть заложены основы для дальнейшего роста и дифференциации.

Конкуренция государственных и коммерческих издательств при выпуске одних и тех же видов литературы показывает, что более приспособлены к рыночным условиям небольшие структуры. Они более подвижны, гибки, быстрее реагируют на изменение конъюнктуры книжного рынка, легче переносят сезонные изменения в объеме реализации продукции, от которых зависит благополучие издательства. Непременным требованием рыночной структуры издательства является универсализм, который включает гибкость структуры, т.е. возможность ее быстрой и безболезненной перестройки, и многопрофильность подготовки сотрудников (наличие у одного специалиста знаний всех или нескольких сторон издательского процесса).

Что касается организационной структуры, то обычно издательство состоит из следующих основных отделов:

    редакции;

    производственный отдел;

    отдел художественного оформления.

Таким образом, вся деятельность издательства, связанная с созданием произведений, редакционной обработкой и художественно-технической подготовкой к изданию, сосредоточена в этих трех отделах. Наряду с основными отделами в издательствах действует ряд обслуживающих отделов: бухгалтерия; отдел материального снабжения; отдел маркетинга и рекламы; отдел реализации; отдел транспортных перевозок; административно-хозяйственный отдел).

Единой организационной структуры, пригодной для всех издательств, не существует, поэтому выбор ее для конкретной фирмы является сложным процессом. Структура формируется руководством издательства и управленческим персоналом в соответствии с общим предназначением, целями, задачами фирмы. Одновременно устанавливается соотношение иерархий и подсистем управления, чтобы издательство функционировало и развивалось как единое целое.

Организация - сложный процесс, требующий от менеджеров учета всех факторов производства и управления. Особенно это касается работы с персоналом, поскольку от правильной расстановки кадров и умелого руководства ими во многом зависит успех бизнеса.

Основные положения кадровой политики

При разработке концепции управления любой организацией, в том числе и издательством, необходимо учитывать следующие факторы:

    человеческий потенциал - совокупность таких качеств, как интеллектуальный уровень, образование, физическое и душевное здоровье, творческие способности, умение адаптироваться в коллективе;

    мотивация - побуждение человека к сознательной и плодотворной деятельности, исходя из его потребностей и целей организации;

    отбор, обучение, аттестация - поддержание общего качественного уровня персонала путем конкурсного отбора при приеме на работу, повышения квалификации, использования системы качественной и количественной оценки результатов труда;

    планирование численности - определение затрат времени на выполнение каких-либо функций (нормирование), использование метода совмещения обязанностей, изучение конъюнктуры рынка с целью сохранения рационального штатного состава;

    организация управления персоналом - изучение форм, методов и процедур, обеспечивающих результативную работу всего персонала.

Разработка кадровой политики издательства включает в себя комплекс взаимосвязанных видов деятельности:

    подбор сотрудников (редакторов, менеджеров, верстальщиков, других специалистов и работников) в соответствии с выбранной стратегией;

    подготовка и адаптация персонала;

    анализ и оценка профессиональных качеств работников;

    обеспечение рациональных условий труда, создание оптимальной социально-психологической атмосферы в коллективе;

    планирование заработной платы, премий и других вознаграждений;

    мероприятия по обеспечению профессионального и административного роста;

    профилактика и ликвидация конфликтов в коллективе.

При подборе персонала менеджер должен четко знать требования, предъявляемые к специалисту в данной области, чтобы точно оценить способности кандидата и их соответствие целям издательства, учесть его профессионализм и личные качества, которые помогут ему вписаться в специфический коллектив: редакторский, художественный, производственный и любой другой отдел. Это очень сложная задача, для решения которой менеджер по персоналу должен знать основы социальной и личностной психологии, владеть методами кадровой политики, а также хорошо представлять творческую направленность издательства.

Чтобы избежать ошибок при найме персонала на работу, менеджеры используют следующие приемы:

    собеседование - личное общение, в ходе которого претендент отвечает на ряд вопросов об опыте его предыдущей работы, получает интересующую его информацию, проверяется на коммуникабельность;

    тестирование - оценка технических и трудовых навыков, а также психологических особенностей человека;

    проверка на профессионализм - претендент получает творческое задание, которое он должен выполнить качественно и в срок, чтобы получить работу по специальности.

От правильного проведения кадровой политики в значительной степени зависит будущее организации, т.е. сохранение стабильности и получение прибыли. С этой целью руководство издательства и менеджеры должны четко решить, сколько работников, какой квалификации и на каких участках потребуется принять на работу, как оценивать профессионализм персонала в соответствии с организационной структурой, каковы издержки на его содержание и как они соотносятся с прибылью. Каждый сотрудник издательства должен иметь соответствующие должностные инструкции, четко регламентирующие его деятельность, т.е. знать свои права и обязанности.

Очень важной является такая процедура управления персоналом, как оценка профессиональной деятельности. Своевременная и адекватная оценка каждого работника способствует повышению его заинтересованности в творческом труде, в достижении поставленных целей, помогает достичь лучшего взаимопонимания между руководством издательства и подчиненными.

При положительных результатах руководство может использовать материальные или другие виды поощрения. Самая распространенная форма вознаграждения - повышение заработной платы, выплата премий. Кроме того, работник, регулярно получающий наилучшую оценку своего труда, может быть продвинут по служебной лестнице, т.е. назначен на более престижную и высокооплачиваемую должность.

Функции управления персоналом издательства в зависимости от влияния внешней среды (инфляционные процессы, активизация действий конкурентов и т.д.) и потребностей производства (сокращение или увеличение тиражей, выпуск новых серий книг) могут меняться в достаточно широком диапазоне. Соответственно, трансформируется организационная структура издательства, меняются численность и функциональные обязанности кадрового состава.

Команда управления

Команда управления является ключом к внедрению хорошей идеи в успешный бизнес. По исследованиям факторов банкротств мелких фирм в США 98% неудач объясняются скверным управлением, в том числе:

45% - некомпетентность менеджера;

9% - отсутствие опыта в производстве;

18% - недостаток управленческого опыта;

20% - узкий профессионализм;

3% - невыполнение взятых на себя обязательств;

2% - обман;

1% - стихийные бедствия, которые могли быть предугаданы.

И лишь 2% банкротств объясняются причинами, не зависящими от управления фирмой.

Инвесторы отдают предпочтение сформировавшейся команде руководителей, сочетающей технические, управленческие, коммерческие и деловые навыки. Обычно этот раздел бизнес-плана вызывает первостепенный интерес у потенциальных инвесторов и оказывает определяющее влияние на их решение об участии в проекте. Поэтому в данный раздел необходимо включить описание ключевого управленческого персонала и его основных функций, организационную структуру и состав Совета директоров.

Список ключевых управленческих должностей и лиц, предлагаемых на каждую из них, можно представить в виде таблицы, включающей образование, опыт, послужной список и достижения работника в выполнении сходных функций. Успехи должны определяться конкретно, например, полученная благодаря данному сотруднику высокая прибыль, увеличение объема продаж, хорошее управление, высокие производственные и технические показатели, способность к выполнению определенных функций и т.д. Здесь же указываются полученные работником поощрения, рост заработной платы, продвижение по службе и т.д.

Вероятность получения финансирования на начальном этапе мала, если команда руководителей, создающих проект, не готова удовольствоваться довольно скромным первоначальным жалованьем. Если основатели требуют для себя слишком высокого вознаграждения, это выглядит как их приоритетная цель, и потенциальный инвестор сделает вывод, что их амбиции слишком велики, чтобы вести вместе с ними серьезный бизнес. Поэтому необходимо указать жалованье каждого конкретного члена администрации и сравнить его с тем, которое он получал на предыдущем месте работы. Управление персоналом является камнем преткновения для многих фирм, вследствие чего в бизнес-плане желательно указать специалиста по системе управления, найму и подготовке кадров (менеджера по персоналу).

Кроме этого, следует отметить сильные и слабые стороны предлагаемой администрации и Совета директоров, обсудить порядок и время обучения управленцев, а также необходимость техническихи управленческих консультаций в первые три года осуществления проекта и стоимость каждой консультации.

Любому инвестиционному проекту, в том числе и в издательском бизнесе, необходима поддержка профессиональных услуг. Мощные, обладающие высокой репутацией и хорошо известные организации (юридические, бухгалтерские, рекламные, страховые, банковские, маркетинговые) могут обеспечить не только непосредственно прямую профессиональную поддержку, но и принести проекту кредит доверия. Кроме того, тщательно выбранные профессиональные организации помогают установить хорошие деловые связи, определить потенциальных инвесторов и помочь с получением финансирования.

Размер издательства, численность и состав его сотрудников зависят от направления и масштаба деятельности, характера выпускаемой литературы, уровня коммерциализации и т.п. Средним издательством можно считать издательство, выпускающее от 50 до 100 наименований различных книг, журналов, брошюр в год. Имеется множество (сотни и даже тысячи) мелких издательских групп, выпускающих по 3-5 изданий в год и даже меньше, без определенного плана, как правило, лишь с коммерческими целями. Существуют и крупные издательские концерны, выпускающие сотни и тысячи самых различных книг, периодических изданий, изобразительной и другой продукции тысячными и миллионными тиражами. В дальнейшем мы будем говорить о среднем издательстве, наиболее распространенном в стране и отвечающем всем требованиям профессиональной деятельности. Приводимая ниже структура - примерная, типичная, она может иметь в жизни разные варианты сочетаний целого и частей.

В соответствии со спецификой продукции в издательстве наличествуют две профессиональные ветви - редакторская и производственная, а также, как и в любом самостоятельном учреждении, - управленческая.

Директор издательства руководит всей редакционно-издательской и производственной деятельностью подразделения. Организует работу издательства и всех его подразделений, контролирует содержание издаваемой литературы, качество художественного и технического оформления издательской продукции. Анализирует состояние книжного рынка с целью обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции и повышения ее рентабельности. С учетом этого осуществляет руководство разработкой перспективных и годовых тематических и производственных планов издания литературы. Ведет контроль за сроками представления рукописей и их прохождением в издательстве, работой полиграфических предприятий, выполняющих заказы издательства. Контролирует правильность подготовки договоров с авторами и учреждениями, утверждает номиналы и тиражи изданий. Организует своевременное материальное обеспечение производственной деятельности, работу по рекламированию и реализации выпускаемой литературы, ход выполнения заключенных договоров.

Руководит управленческой ветвью издательства, включающей небольшой аппарат учреждения, состоящий из бухгалтерии, планово-экономического отдела, секретаря и младшего редактора по приему рукописей. Аппарат занимается экономическими (коммерческими) расчетами, составлением производственных планов, калькуляций стоимости и себестоимости издательской продукции, начислением заработной платы и других доходов сотрудников, ведением деловой, кадровой и иной документации. Вместо планово-экономического отдела (его название может варьироваться) или наряду с ним в аппарате управления может функционировать отдел маркетинга и рекламы. Это подразделение может также входить в состав производственного отдела и заниматься изучением конъюнктуры рынка печатной продукции, заниматься рекламой и продвижением продукции на рынке.

Редакторскую ветвь возглавляет главный редактор, которому подчиняются редакции, специализирующиеся на выпуске какого-либо вида литературы. Например: редакция художественной литературы, редакция общественно-политической литературы, редакция научно-популярной литературы, редакция научной литературы, редакция журнала. Естественно, число и специализация редакций могут быть различны, в зависимости от характера самого издательства.

Главный редактор - творческий руководитель и организатор редакционной деятельности, отвечающий за составление плана выпуска литературы, формирование издательского портфеля, профессиональный уровень всех элементов технологического процесса, вплоть до выпуска в свет и распространения издательской продукции.

Главный редактор возглавляет разработку проектов перспективных и годовых тематических планов издания литературы с учетом конъюнктуры книжного рынка и планов редакционно-подготовительных работ. Осуществляет контроль за приемом рукописей, их предварительной оценкой в издательстве, рецензированием, соблюдением установленных сроков представления рукописей, графиками их движения на всех этапах издательского процесса, сроков сдачи их в набор, обработки корректурных оттисков и выпуска литературы в свет. Контролирует содержание изданий и качество их полиграфического исполнения. Подготавливает материалы для заключения издательских договоров с авторами и трудовых договоров (контрактов) с внешними редакторами, рецензентами, художниками и другими лицами, привлекаемыми к выполнению работ по изданию литературы, участвует в оформлении документов по расчетам за выполненные ими работы. Организует проведение консультаций авторов с целью оказания им помощи в работе над рукописями. Обеспечивает работу редакторов, их загрузку, качество и сроки редактирования в соответствии с действующими нормативами. Осуществляет контрольное чтение рукописей, подготовленных к сдаче в производство, организует обсуждение качества отредактированного материала. Участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий. Определяет качество работы полиграфического предприятия и решает вопросы, связанные с обоюдными претензиями издательства и типографии. Анализирует причины ошибок, опечаток в изданиях и виновных в этом лиц. Содействует повышению квалификации работников подразделения. Составляет отчеты о выполненных работах по выпуску литературы.

Редакция - главная производственная единица в издательстве, состоящая из группы творческих сотрудников, как правило, филологов, занимающихся редактированием, подготовкой к полиграфическому воспроизведению и руководством другими процессами по выпуску издательской продукции.

Состав редакции, как правило: заведующий редакцией, старший редактор, 3-5 редакторов, младший редактор. Каждый из этих сотрудников имеет должностные обязанности, определяемые типовыми инструкциями и внутрииздательскими положениями.

Заведующий редакцией руководит редакционно-издательской и производственной деятельностью своего подразделения. Организует редактирование и выпуск литературы, осуществляет контроль за содержанием изданий и качеством их художественного и технического оформления. Анализирует состояние спроса на выпускаемую литературу, подготавливает проекты перспективных и годовых планов издания литературы, руководит разработкой планов редакционно-подготовительных работ, графиков редакционных и производственных процессов издания. Организует своевременное оформление издательских договоров с авторами и внешними редакторами, рецензентами, художниками и другими лицами, привлекаемыми к выполнению работ по изданию литературы. Контролирует правильность подготовки документов по расчетам за выполненные ими работы, установления авторских гонораров и размеров оплаты внештатным работникам. Руководит работниками редакции, содействует повышению их квалификации.

Редактор - основная штатная единица издательства, сотрудник, занимающийся литературным редактированием, и ведущий, контролирующий весь процесс движения рукописи вплоть до выхода книги или другой продукции в свет и поступления в систему распространения. Отсюда выражение - «ведущий редактор книги». Место и роль редактора в издательском процессе настолько важны, что в 1988 г. в системе мер по демократизации издательской деятельности Госкомиздат СССР принял специальное постановление «О мерах по новой роли редактора в редакционно-издательском процессе», где впервые было отмечено, что «редактор - это директор книги».

Редактор рассматривает поступающие рукописи, дает им предварительную оценку с целью определения возможности и условий их издания, необходимости авторской доработки, внешнего рецензирования и научного редактирования, участвует в подготовке издательских договоров с авторами и трудовых соглашений с внешними рецензентами. Составляет заключения о возможности издания рукописи в представленном виде или после доработки с учетом предлагаемых исправлений, дополнений, сокращений, а в случаях отклонений - обоснованные отказы в установленные договорами сроки. Редактирует принятые к изданию рукописи, оказывая при этом помощь авторам по улучшению композиции и структуры рукописей, выбору терминов, оформлению иллюстраций и т.п., согласовывает с ними рекомендуемые изменения.

В процессе редактирования проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов и требований, предъявляемых к рукописям по их доработке, комплектность представленного материала, соответствие названий разделов рукописи их содержанию, а также насколько отражены в работах новейшие достижения науки, техники и передового производственного опыта. Проверяет по первоисточникам правильность написания приводимых цитат и цифровых данных, употребления и написания имен, научно-технических терминов, единиц измерения, соответствие приводимых символов обозначениям, установленным стандартами или принятым в научной и нормативной литературе. Осуществляет необходимое литературное редактирование рукописей. Работает над созданием справочного аппарата издания.

Рассматривает иллюстративные материалы, определяет их место в издании, дает необходимые указания и пояснения техническому и художественному редакторам, корректору, наборщику. Участвует в решении вопросов, связанных с художественным и техническим оформлением редактируемых изданий. Подписывает рукописи в производство, обрабатывает корректурные оттиски и проверяет сигнальные экземпляры перед выпуском в свет. Составляет списки обнаруженных опечаток.

Младший редактор ведет делопроизводство в редакционном отделе (редакции), регистрирует принятые рукописи и сроки выполнения работ авторами, внешними редакторами и другими лицами, участвующими в издании. Ведет оперативный учет хода выполнения графиков подготовки и прохождения рукописей и корректурных оттисков. Хранит авторские рукописи и документы, относящиеся к ним, в установленном порядке, под руководством редактора, осуществляет техническую подготовку рукописей к сдаче в набор. Проверяет цитаты и цифровые данные по первоисточникам, полноту библиографического описания и наличия в тексте ссылок на первоисточники, транскрипцию имен, терминов, наименований, правильность написания и унификацию символов, единиц измерения, соблюдение единообразия обозначений в иллюстрациях, тексте. Считывает рукопись после перепечатки, исправляет допущенные при этом ошибки, вписывает формулы, специальные знаки и буквы редко применяемых алфавитов, иностранный текст. Проверяет комплектность рукописей, направляемых в полиграфические предприятия. По поручению редактора переносит авторскую правку в рабочий экземпляр.

В редакции могут быть также штатные единицы старшего редактора, вводимые с целью выделить из числа редакторов более опытных работников, со стажем редакторской деятельности в издательстве, например, 10 лет и больше, с целью работы над наиболее сложными рукописями, обучения начинающих редакторов и контроля рукописей после них. Кроме того, иногда в редакцию, в случае необходимости (специализации тематики рукописей), может быть включена единица научного редактора, занимающегося редактированием научных или узкопрофильных текстов.

В редакциях издательства под руководством заведующих редакциями и главного редактора ведется работа по отбору, оценке, рецензированию, планированию, редактированию поступающих рукописей, подготовке их к набору и другим полиграфическим процессам.

Другая важнейшая профессиональная ветвь издательства - производственная. Возглавляет ее заместитель директора издательства по производству. Ему подчиняется производственный отдел, включающий корректорскую группу, группу художественного и технического редактирования, группу снабжения и сбыта, группу выпуска. В небольших издательствах производственный отдел может включать также группу маркетинга и рекламы. Главную по численности группу составляет корректорская, включающая заведующего, двух старших (более опытных) корректоров и 6-8 (и больше) корректоров. Они занимаются корректорской обработкой рукописей, типографских оттисков, готовых книг, журналов, брошюр (перед печатью тиража и выходом в свет).

Корректор. Осуществляет вычитку рукописей после редактирования и чтение корректурных оттисков с целью обеспечения стандартизации различных элементов текста, устранения орфографических, пунктуационных и иных ошибок, а также исправления недостатков смыслового и стилистического характера (при согласовании с редактором). При чтении рукописей проверяет их комплектность (наличие титульного листа, введения, иллюстраций, справочного аппарата и т. п.), порядковую нумерацию разделов в оглавлении (содержании), соответствие их названий с заголовками в тексте, обеспечивает правильность написания и унификацию терминов, символов, единиц измерения, условных сокращений, единообразие обозначений в иллюстрациях и тексте. Проверяет правильность оформления таблиц, сносок, формул, справочного аппарата издания, полноту библиографического описания и наличие соответствующих ссылок на источники цитат и цифровых данных в тексте. При чтении корректурных оттисков проверяет соответствие набранного текста оригиналу, исправляет ошибки, допущенные при наборе или перепечатке рукописей, проверяет правильность набора текста, заголовков, примечаний и других выделяемых частей издания в соответствии с общими правилами полиграфического производства и указаниями технического редактора.

В группе художественного и технического редактирования работают по 1-2 художественных и технических редакторов и художник. Последний в штате может отсутствовать, но имеется ряд внештатных художников, которые по заказу издательства выполняют разовые работы по той или иной части рукописи (рисунки, иллюстрации, фотографии, обложка, суперобложка, форзац книги и т. п.).

Один или два человека занимаются выпуском и столько же снабжением материалами и сбытом готовой продукции.

Технический редактор. Участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет техническое редактирование с целью обеспечения качественного полиграфического исполнения издания. В соответствии с характером изданий уточняет построение рукописи, проверяет правильность ее структуры (разбивку на разделы, части, главы и т. п.) и соподчинения заголовков в оглавлении. Определяет техническую пригодность оригинала к набору. Производит разметку оригинала издания, указывает технику набора, порядок расположения иллюстраций и элементов оформления изданий. Подготавливает макеты художественного и технического оформления сложных изданий. Проверяет авторские подлинники иллюстраций с целью установления возможности их использования для создания оригиналов, пригодных к полиграфическому воспроизведению, определяет технологические особенности их изготовления. Составляет технические издательские спецификации и контролирует выполнение указаний по полиграфическому исполнению печатного издания. Проверяет и обрабатывает корректурные оттиски, оценивает качество набора, композицию каждой полосы и разворота. Контролирует соблюдение полиграфическими предприятиями издательских требований, дает указания по исправлению допущенных при наборе ошибок и недостатков технического оформления. Обрабатывает корректуру пробных оттисков иллюстраций, проверяет правильность построения заголовков и их шрифтового оформления, размечает вклейки. Совместно с художественным редактором подготавливает к печати обложку (переплет). Проверяет и заполняет выходные данные издания. Просматривает сигнальные экземпляры, проверяет качество печати, брошюровочно-переплетных и отделочных работ. Принимает меры по улучшению полиграфического исполнения изданий при изготовлении тиража.

Художественный редактор участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет художественное редактирование и иллюстрирование изданий с целью обеспечения их качественного полиграфического исполнения. Проверяет авторские подлинники иллюстраций и устанавливает возможность их использования для создания оригиналов, пригодных к полиграфическому воспроизведению, определяет технологические особенности их изготовления. Подготавливает для технических издательских спецификаций указания по художественному оформлению изданий и контролирует их выполнение в процессе полиграфического производства. Составляет проекты трудовых договоров (контрактов) со специалистами, привлекаемыми для изготовления графического материала и выполнения других работ по художественному оформлению, обеспечивает своевременное и качественное их исполнение. Обрабатывает корректуру текста изданий и пробных оттисков иллюстраций. Оценивает качество набора, композицию каждой полосы и разворота, дает указания типографии об устранении допущенных при наборе ошибок и недостатков художественного оформления. Совместно с техническим редактором подготавливает к печати обложку (переплет). Проверяет сигнальные экземпляры и принимает меры по выполнению требований полиграфического исполнения изданий при изготовлении тиража.

Выпускающий участвует в подготовке проектов договоров с полиграфическими предприятиями на выполнение полиграфических и оформительских работ, графиков редакционных и производственных процессов изданий, осуществляет оперативный контроль за своевременностью выполнения принятых полиграфическими предприятиями заказов издательства. Оформляет заказы и передает в установленные сроки полиграфическим предприятиям подготовленные к набору рукописи, иллюстрации, а также корректурные оттиски и сигнальные экземпляры изданий. Ведет учет выполнения графиков по набору, печати и изготовлению тиражей, контролирует комплектность изданий и качество полиграфического исполнения. Принимает от полиграфических предприятий корректурные оттиски, сигнальные экземпляры изданий, проверяет соответствие их качества требованиям технической издательской спецификации и условиям заключенных договоров. При нарушении этих условий возвращает в установленном порядке корректурные оттиски на дополнительную правку. Участвует в приемке тиражей изданий от полиграфических предприятий.

В связи с работой в рыночных условиях в каждом крупном издательстве, занимающимся предпринимательской, коммерческой деятельностью, появились новые, отсутствующие в дорыночную эпоху штатные единицы. Это - директор по маркетингу, менеджеры по продажам, по рекламе, по авторским правам, по продвижению, по исследованиям. При издательстве, либо вне издательства, как партнер, работает также литературный агент.

Разумеется, структура издательства и численность его сотрудников могут быть иными, но функционально наличие такой системы профессиональных взаимоотношений необходимо, и связано оно с технологией самого издательского процесса.

Вопросы для контроля и углубленного изучения

  • 1) Издательство как функционирующая единица. Основные направления в его деятельности и элементы организационной структуры.
  • 2) Какие составляющие группы (отделы, редакции) входят в состав издательства, их назначение, форма и содержание деятельности.
  • 3) Перечень сотрудников издательства, их должностные обязанности и профессиональные качества.
  • 4) Ведущий редактор издательства и его роль в создании книги.
      Олег Новиков — выпускник факультета летательных аппаратов Московского авиационного института. В 1991 г. создал и возглавил книготорговое предприятие «ЭКСМО», через два года начавшее издательскую деятельность. В настоящее время — генеральный директор Издательства «ЭКСМО», председатель Совета директоров Тверского полиграфического комбината, Немецкой фабрики печати, совладелец предприятий группы компаний «ЭКСМО», а также вице-президент Российского книжного союза и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
      Один из ключевых факторов успешности бизнеса — способность к активным преобразованиям. Решиться на этот шаг бывает очень непросто, и, вступив на тропу преобразований, порой хочется повернуть обратно. Но выигрывает всегда тот, кто дошел до поставленной цели. Переход к новой организационной структуре — сложный процесс, но, несмотря на это, Издательство «ЭКСМО» встало на путь преобразований, выбрав дивизиональную модель.

Изменения неизбежны
Издательство «ЭКСМО» присутствует на российском рынке с 1991 г. и с тех пор регулярно вносит коррективы в свою деятельность, поскольку отчетливо понимает, что без изменений невозможно удержать лидирующее положение на рынке. С течением времени менялись задачи, функции, процессы, структура компании. На сегодняшний день бизнес издательства приобрел серьезные масштабы, и руководство компании пришло к решению, что изменения необходимо предвидеть, готовиться к их проведению заранее. Такая ситуация связана прежде всего с тем, что любое незначительное изменение в одном бизнес-процессе или структурном подразделении приводит к потребности в модификации бизнес-процессов в смежных подразделениях. В результате компания комплексно взглянула на собственную стратегию развития и процесс управления изменениями в долгосрочном периоде.
По итогам анализа ситуации на российском и мировом рынке выяснилось, что зарубежные издательства, как правило, выпускают значительно меньший ассортимент книг и не имеют жестко централизованной системы управления, при которой за конечный результат отвечает исключительно глава компании (генеральный директор, собственник). В западном издательском бизнесе зоны ответственности за различные показатели деятельности (в том числе финансовые) распределены.
С точки зрения своих компетенций, сегодня издательство является универсальным и работает практически во всех представленных на рынке жанровых сегментах с различной степенью углубления в отдельные ниши. Стратегия развития бизнеса предусматривает дальнейшее усиление позиций издательства в различных направлениях. Для достижения лидерских позиций одновременно в нескольких сегментах необходимо обладать уникальными компетенциями: так, например, специфика работы в жанре детективной литературы не подходит для выпуска профессиональной или детской литературы. Существующая на сегодняшний день бизнес-модель компании, в рамках которой редакторский состав отвечает за выпуск любой книги, интересующей читателей, имеет ряд положительных сторон, но может стать серьезным препятствием в свете реализации намеченной стратегии развития.
Универсальная редакция обладает широкими, но в то же время менее конкретными знаниями — компетенции каждого из редакторских блоков размыты. Исходя из этого руководство издательства приняло решение о необходимости проведения организационных изменений и переходе к дивизиональной структуре управления.
В соответствии с ней каждая редакция становится дивизионом, который, во-первых, несет ответственность за финансовые показатели и наделен для этого соответствующими полномочиями. Во-вторых, отвечает за результаты работы в закрепленном за ним сегменте, не «распыляясь» на множество жанровых направлений (рис. 1). Для формирования полноценной зоны ответственности в рамках дивизиона его необходимо наделить соответствующими компетенциями, полномочиями, знаниями, возможностями.

Еще одной причиной перехода к дивизиональной схеме работы является желание сформировать максимально прозрачную структуру управления, когда ключевые результаты деятельности издательства не зависят от здоровья или настроения одного-двух сотрудников.

Первые шаги
Внедрение дивизиональной модели управления было решено проводить на фоне централизации продаж. Результаты бенчмаркетинга показали, что на западном рынке дивизионы издательского бизнеса сами управляют и своими продажами, централизованными остаются только функции стратегического развития и брендинга. Однако Издательство «ЭКСМО» на сегодняшний день не имеет открытого доступа к сформированным каналам продаж, и потому наличие сильного централизованного канала продаж было рассмотрено как конкурентное преимущество.
Параллельно решается еще одна стратегическая задача — развитие региональной сети продаж, создание логистических центров во всех крупных регионах. Сегодня издательство управляет четырьмя дистрибуционными центрами: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Киеве и Казани; еще три центра планируется запустить в этом году. Также одной из основных задач развития дистрибуции является выстраивание работы напрямую с крупными розничными сетями и оптовиками. При текущем ассортименте, выпускаемом как Издательством ЭКСМО, так и другими издательствами, большой объем продукции оседает на складах в Москве. Российские регионы не имеют мощностей для того, чтобы донести выпускаемый ассортимент до книжных магазинов, в результате чего многие книги остаются невостребованными.
В соответствии с принятой концепцией каждый формируемый дивизион будет отвечать за определенные сегменты (ниши) рынка. Несмотря на то, что на сегодняшний день сегментация деятельности дивизионов проведена, в ряде случаев отдельные аспекты сегментов пересекаются. Переход к новой системе управления предполагает плавный уход от политики ведения бизнеса, когда понравившаяся рукопись автора может быть издана любой редакцией, независимо от жанра и тематики. Предположительно данный процесс займет два-три года.
В конце каждого года планируется подводить итоги деятельности и в зависимости от достигнутых результатов осуществлять корректировку. Сначала изменения затронут уровень ниш, затем — более значительный уровень сегментов. Дивизиону, показавшему наилучшие результаты, будет передана ответственность за этот сегмент. Так, на сегодняшний день уже сформирован дивизион профессиональной литературы. Он несет полную ответственность за образовательную и профессиональную литературу, выпускаемую издательством.
Что касается системы маркетинга, то и в данном направлении перед издательством стоит не менее амбициозная задача. Ранее существовавший маркетинг был централизован (в рамках дирекции по маркетингу и стратегическому развитию). Теперь единую службу маркетинга предстоит разделить на три составляющие: операционный маркетинг (передается в редакции, работающие в определенных сегментах и нишах); торговый маркетинг (передается в дирекцию по продажам); централизованный маркетинг, который останется в прямом подчинении у генерального директора издательства. К функциям операционного маркетинга редакций будут относиться: изучение потребителей, конкурентов, подготовка кампаний продвижения, взаимодействие со специализированными каналами продаж, своевременное получение и анализ информации о книжных новинках. В задачи централизованного маркетинга будут входить планирование, проведение и расчет эффективности федеральных рекламных и PR-кампаний, реализация программ продвижения, взаимодействие со СМИ, брендинг.
Определенные функции будут делегированы и в отдел торгового маркетинга дирекции по продажам. К ним относятся исследования, связанные с каналами продаж, работа торговых представительств, мерчендайзинг.
Данное разделение системы управления маркетингом реализуется уже сегодня. Редакторы умеют создавать книги и до сих пор связывали свои компетенции только с этой задачей. С переходом на новую систему управления от редакторов требуются знания финансов, экономики, маркетинга, брендинга. Для решения вопроса образования проводятся различные формы обучения, в том числе разработана и реализуется программа обучения маркетингу и брендингу совместно со Стокгольмской школой экономики, в которой участвуют более 20 сотрудников.

Распределение функций в дивизионах
В структуре каждого дивизиона происходит формирование своей службы маркетинга (см. рис. 2). Дивизион обеспечивает формирование маржинальной прибыли и рентабельность инвестиций. Ответственность за данную задачу несет директор дивизиона, имеющий полномочия формировать бюджет и распоряжаться им, согласовывая ключевые показатели деятельности дивизиона и его сотрудников (см. рис. 3, 4). В идеале предполагается обеспечить единообразную структуру всех дивизионов издательства (безусловно, с учетом специфики деятельности каждого из них). Среди основных задач дивизионов можно выделить: планирование выпуска продукции (как новых книг, так и переизданий), определение ценовой политики на каждую единицу продукции, взаимодействие с авторами (включая проведение переговоров, финансовые взаимоотношения, заключение договоров и проч.).
Для подобных изменений есть определенный фундамент. В отличие от других издательств редактор «ЭКСМО» всегда отвечал за всю производственную цепочку: решал, как будет оформлена книга, на какой бумаге напечатана и т. д. Таким образом, он всегда являлся ключевой фигурой бизнеса, что изначально было конкурентным преимуществом Издательства ЭКСМО. Поэтому переход на новую дивизиональную структуру не окажет существенного влияния на процесс управления и не будет для нас чем-то сверхсложным.
Текущие бюджеты издательства распределяются по заявкам с учетом предыдущих запросов. В связи с проводимыми изменениями бюджет делится на операционный и инвестиционный. Инвестиционный бюджет включает в себя авансовые платежи авторам и бюджет развития (организационное развитие, введение новых штатных единиц и т. д.). Критерии разделения бюджетов стали учитывать с недавних пор. Косвенные издержки издательского дома на дивизионы не распространяются. Эффективность работы дивизионов оценивается исходя из маржинальной прибыли, учитывая прямые затраты на производство книг и непосредственно затраты дивизиона. Общие затраты издательства включаются в себестоимость продукции.

      Сегодня на долю издательства приходится более 10% общероссийского объема российского книжного производства. Авторский портфель издательства насчитывает более 1500 авторов и является крупнейшим в России.
      «ЭКСМО» располагает собственной полиграфической базой, являясь акционером ряда ведущих предприятий полиграфической отрасли, отличается развитой дистрибуторской сетью, налаженными отношениями более чем с 2 тыс. партнеров по всей стране и за рубежом, которым обеспечивает максимально выгодные условия работы.

Необходимость любого крупного изменения в компании должна быть объяснена каждому сотруднику. Стратегия преобразований обсуждалась со всеми ключевыми сотрудниками издательства, проводились как групповые, так и индивидуальные обсуждения.
Понимание со стороны персонала налицо. Однако любая перестройка сопряжена с временной потерей операционной эффективности, и случай Издательства «ЭКСМО» — не исключение. Тем не менее, руководство и сотрудники компании понимают, какого результата хотят добиться в конечном счете, и планируют проводить изменения достаточно плавно и постепенно в течение двух лет.
Хочется также отметить, что, когда начиналась работа по стратегии, казалось: структура издательства если и не идеальна, то близка к идеалу, и поэтому никакой революции устраивать не придется. Изначально планировалось создать коммерческий департамент с централизованными функциями маркетинга и продаж. Этот департамент стал бы для редакции заказчиком продукции, выясняя, что и в каком объеме необходимо произвести, и формируя ассортимент.
Но в итоге компания пришла к абсолютно иному решению: надо идти от книги, от создаваемого продукта, «лицо» которого определяет редактор. Он же определяет объемы производства и ассортимент книг, а отдел продаж выполняет технологическую функцию. Централизованный маркетинг при этом оказывает сервисные услуги, проводя рекламные кампании и обеспечивая PR-поддержку издаваемых авторов (см. рис. 5).

Изменения вторичного порядка
На основании поставленных перед издательством стратегических целей были определены ключевые показатели эффективности работы для руководителей верхнего и первого уровня. На сегодняшний день информация по этим показателям формируется на уровне директоров, а также ведется разработка следующего уровня системы показателей и мотивации для ведущих специалистов и начальников отделов.

Издательство постепенно осваивает новые ниши. Выделенное в отдельный дивизион направление профессиональной литературы генерирует объем продаж, меньший по сравнению с другими дивизионами. Тем не менее, решение о выделении было принято исходя из того, что в данном сегменте есть большой потенциал, который издательство планирует развивать.

В наше время в стране существуют как крупные (частные или государственные) издательства, занимающиеся выпуском многотиражной продукцией, так и редакционно-издательские подразделения и отделы, находящиеся в подчинении какого-либо предприятия или учреждения. Естественно, что цели и функции ведения издательской деятельности у этих учреждений разные. Кроме того отличается кадровый состав, отвечающий за подготовку и выпуск издательской продукции.

Издательство - по законодательству РФ предприятие любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции .

Другое определение издательства:

Издательство - это государственное, общественное, кооперативное или частное предприятие, обладающее правомна издательскую деятельность, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции на принципах самостоятельной коммерческой деятельности и в соответствии с требованиями государственных стандартов .

В России функционируют издательства различных направлений и типа организации:

1. По выпускаемой продукции - книжные, книжно-журнальные, газетные, газетно-журнальные, издательства по выпуску изобразительной продукции, картографические, нотные и др.;

2. По отраслевой принадлежности - издательства общественных организаций, научных, профессиональных и других обществ, творческих союзов, министерств и ведомств;

3. По административно-территориальному признаку - центральные (общероссийские), региональные, областные;

4. По видам издаваемой литературы - универсальные и специализированные.

Размер издательства, численность и состав его сотрудников зависят от направления и масштаба деятельности, характера выпускаемой литературы, уровня коммерциализации и т.п. Средним издательством можно считать издательство, вы пускающее от 50 до 100 наименований различных книг, журналов, брошюр в год.

Имеется множество (сотни и даже тысячи) мелких издательских групп, выпускающих по 3-5 изданий в год и даже меньше, без определенного плана, как правило, лишь с коммерческими целями. Существуют и крупные издательские концерны, выпускающие сотни и тысячи самых различных книг, периодических изданий, изобразительной и другой продукции тысячными и миллионными тиражами. В дальнейшем мы будем говорить о среднем издательстве, наиболее распространенном в стране и отвечающем всем требованиям профессиональной деятельности. Приводимая ниже структура - примерная, типичная, она может иметь в жизни разные варианты сочетаний целого и частей. В соответствии со спецификой продукции в издательстве наличествуют две профессиональные ветви - редакторская и производственная .

Редакционно-издательский отдел занимается подготовкой к выходу в свет изданий, выпускаемых учреждением (библиотекой, учебным учреждением и др.). Отдел формирует планы изданий, координирует сроки их подготовки и сдачи. Рукописи материалов, подготовленных подразделениями учреждений, проходят множество редакционных процессов: утверждение на издательском совете, литературную правку, научное редактирование, стилистическую и грамматическую корректуру, набор, макетирование, вычитку текстов, техническое оформление и т. д. Подготовленные рукописи сдаются в типографию или издаются и тиражируются на множительной технике библиотеки.

Отдел оказывает услуги по редакторскому и издательскому делу. В основном в отделе осуществляется работа над монографиями, методическими и библиографическими пособиями, сборниками материалов конференций, сводными каталогами, информационными бюллетенями и другими изданиями.

Основные направления деятельности отдела:

1. Редакторская обработка учебной, научной, справочной и художественной литературы.

2. Художественное и техническое оформление редактируемых изданий.

3. Изготовление оригинал-макетов книжно-журнальной и другой полиграфической продукции.

4. Набор рукописей на компьютере.

Работа и в издательстве, и в редакционно-издательском отделе не возможна без подготовленных, квалифицированных специалистов. В работе приводятся должностные инструкции для понимания технологии работы в издательстве.

Должностные обязанности работников. Директор издательства руководит всей редакционно-издательской и производственной деятельностью подразделения. Организует работу издательства и всех его подразделений, осуществляет контроль над содержанием издаваемой литературы, качеством их художественного и технического оформления издательской продукции. Анализирует состояние книжного рынка с целью обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции и повышения ее рентабельности.

Редакторскую ветвь возглавляет Главный редактор, которому подчиняются редакции, специализирующиеся на выпуске какого-либо вида литературы. Например: редакция художественной литературы, редакция общественно-политической литературы, редакция научно-популярной литературы, редакция научной литературы, редакция журнала .

Главный редактор возглавляет разработку проектов перспективных и годовых тематических планов издания литературы с учетом конъюнктуры книжного рынка и планов редакционно-подготовительных работ. Осуществляет контроль над приемом рукописей, их предварительной оценкой в издательстве, рецензированием, соблюдением установленных сроков представления рукописей, графиками их движения на всех этапах издательского процесса, сроков сдачи их в набор, обработки корректурных оттисков и выпуска литературы в свет. Контролирует содержание изданий и качество их полиграфического исполнения. Осуществляет контрольное чтение рукописей, подготовленных к сдаче в производство, организует обсуждение качества отредактированного материала .

Редакция главная производственная единица в издательстве, состоящая из группы творческих сотрудников, как правило, филологов, занимающихся редактированием, подготовкой к полиграфическому воспроизведению и руководством другими процессами по выпуску издательской продукции.

Состав редакции, как правило: заведующий редакцией, старший редактор, 3-5 редакторов, младший редактор.

Заведующий редакцией руководит редакционно-издательской и производственной деятельностью своего подразделения. Организует редактирование и выпуск литературы, осуществляет контроль над содержанием изданий и качеством их художественного и технического оформления.

Редактор рассматривает поступающие рукописи, дает им предварительную оценку с целью определения возможности и условий их издания, необходимости авторской доработки, внешнего рецензирования и научного редактирования, участвует в подготовке издательских договоров с авторами и трудовых соглашений с внешними рецензентами.

В процессе редактирования проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов и требований, предъявляемых к рукописям по их доработке, комплектность представленного материала, соответствие названий разделов рукописи их содержанию. Участвует в решении вопросов, связанных с художественным, техническим оформлением редактируемых изданий.

Младший редактор ведет делопроизводство в редакционном отделе (редакции), регистрирует принятые рукописи и сроки выполнения работ авторами, внешними редакторами и другими лицами, участвующими в издании. Проверяет цитаты и цифровые данные по первоисточникам, полноту библиографического описания и наличия в тексте ссылок на первоисточники, транскрипцию имен, терминов, наименований, правильность написания и унификацию символов, единиц измерения, соблюдение единообразия обозначений в иллюстрациях, тексте.

Другая важнейшая ветвь издательства - производственная. Возглавляет ее заместитель директора издательства по производству. Ему подчиняется производственный отдел, включающий корректорскую группу, группу художественного и технического редактирования, группу снабжения и сбыта, группу выпуска.

Корректор. Осуществляет вычитку рукописей после редактирования и чтение корректурных оттисков с целью обеспечения стандартизации различных элементов текста, устранения орфографических, пунктуационных и иных ошибок, а также исправления недостатков смыслового и стилистического характера (при согласовании с редактором). При чтении рукописей проверяет их комплектность (наличие титульного листа, введения, иллюстраций, справочного аппарата и т.п.), порядковую нумерацию разделов в оглавлении (содержании) соответствие их названий с заголовками в тексте обеспечивает правильность написания и унификацию терминов, символов, единиц измерения, условных сокращений, единообразие обозначений в иллюстрациях и тексте.

Технический редактор. Участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет техническое редактирование с целью обеспечения качественного полиграфического исполнения издания. Производит разметку оригинала издания, указывает технику набора, порядок расположения иллюстраций и элементов оформления изданий. Подготавливает макеты художественного и технического оформления сложных изданий. Совместно с художественным редактором подготавливает к печати обложку (переплет). Проверяет и заполняет выходные данные издания. Просматривает сигнальные экземпляры, проверяет качество печати, брошюровочно-переплетных и отделочных работ .

Научный редактор. Осуществляет научное редактирование наиболее сложных работ определенного тематического направления с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий. В процессе научного редактирования проверяет, насколько отражены в работах, подготавливаемых к изданию, новейшие достижения науки, техники и передового производственного опыта, а также учтены авторами замечания рецензентов и требования, предъявляемые к рукописям по их доработке .

Художественный редактор участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет художественное редактирование и иллюстрирование изданий с целью обеспечения их качественного полиграфического исполнения. Проверяет сигнальные экземпляры и принимает меры по выполнению требований полиграфического исполнения изданий при изготовлении тиража.

Выпускающий редактор участвует в подготовке проектов договоров с полиграфическими предприятиями на выполнение полиграфических и оформительских работ, графиков редакционных и производственных процессов изданий, осуществляет оперативный контроль над своевременностью выполнения принятых полиграфическими предприятиями заказов издательства. Принимает от полиграфических предприятий корректурные оттиски, сигнальные экземпляры изданий, проверяет соответствие их качества требованиям технической издательской спецификации и условиям заключенных договоров .

Разумеется, структура издательства может быть иной, численность сотрудников -- меньше, но функционально наличие такой системы профессиональных взаимоотношений необходимо, и связано оно с технологией самого издательского процесса (см. табл. 1).

Таблица 1 - Сравнительная характеристика должностного состава издательства и редакционно-издательского отдела

Издательство

Редакционно-издательский отдел

Функции работника

Директор

издательства

Контроль над деятельностью издательства

Директор

типографии

Руководство редакционно-издательской и производственной деятельностью

редактор

редактор

Отвечает за составление плана выпуска литературы, формирование издательского портфеля, профессиональный уровень всех элементов технологического процесса

редактор

редактор

Регистрирует принятые рукописи и сроки выполнения работ авторами, внешними редакторами и другими лицами, участвующими в издании

Заведующий

редакцией

Руководитель

подразделением

Организует редактирование и выпуск литературы, осуществляет контроль над содержанием изданий и качеством их художественного и технического оформления. Анализирует состояние спроса на выпускаемую литературу,

Редактор

Редактор

Рассматривает поступающие рукописи, дает им предварительную оценку с целью определения возможности и условий их издания,

Технический

редактор

Технический

редактор

Участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет техническое редактирование с целью обеспечения качественного полиграфического исполнения издания.

Выпускающий

редактор

Выпускающий

редактор

Участвует в подготовке проектов договоров с полиграфическими предприятиями на выполнение полиграфических и оформительских работ, графиков редакционных и производственных процессов изданий, осуществляет оперативный контроль над своевременностью выполнения принятых полиграфическими предприятиями заказов издательства

Художественный

редактор

Художественный

редактор

Участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет художественное редактирование и иллюстрирование изданий

Корректор

Корректор

Осуществляет вычитку рукописей после редактирования и чтение корректурных оттисков с целью обеспечения стандартизации различных элементов текста, устранения орфографических, пунктуационных и иных ошибок, а также исправления недостатков смыслового и стилистического характера

редактор

Редактирование наиболее сложных работ определенного тематического направления с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий. Консультация редакторов своего тематического направления о новейших отечественных и зарубежных достижениях науки и техники в соответствующей области знаний.

Редакционно-издательское подразделение по кадровому составу отличается от издательства в первую очередь тем, что в нем отсутствуют некоторые должности специалистов. Подразделения являются только частью определенной организации, поэтому предприятие само определяет кадровый состав отдела в зависимости от его предназначения. Будет ли это научно-методический отдел, который нуждается в научном и техническом редакторе, или отдел будет отвечать за выпуск рекламной продукции, который требует работы художественного редактора.

Для большинства редакционно-издательских подразделений библиотек, иметь в штате редакционную коллегию не представляется возможным и нужным, поэтому работники подразделения выполняют функции различных должностных лиц.