Средства и методы художественно технического оформления издания. «Художественно-техническое оформление печатной продукции
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИФМИП_________
Е.Ю.Булыгина
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Художественно-техническое оформление печатной продукции»
Статус дисциплины:
Новосибирск 2012
Одобрено: кафедрой журналистики
Зав. кафедрой: Евдокимова Е.В., к.п.н., доцент___________
Председатель Совета:_______________Е.Ю.Булыгина
« » 2012г.
Аннотация
УМКД по курсу «Художественно-техническое оформление печатной продукции» » составлен на основе ГОС ВПО по направлению Издательское дело и редактирование, утвержденному14.03.2000 и учитывает требования СМК ГОУ ВПО НГПУ.
В основу курса положена модель деятельностно-ориентированного обучения
УМКД по курсу «Художественно-техническое оформление печатной продукции» предназначен для студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Издательское дело и редактирование».
Составитель: М. А. Кантурова, ассистент
Рецензент: Е.В.Евдокимова, к.п.н., доцент
^ МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ 13
Выберите формат, шрифт и сверстайте полосу издания в Adobe InDesign, исходя из характера предназначенного для публикации текста. 14
ФОНДЫ КОНТРОЛЯ 23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДЕНА
Советом ИФМИП
Председатель_________ Е.Ю. Булыгина
Протокол № от «___ » ________ 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры
Программа по дисциплине
дПП.Ф.4.3. «художественно-техническое оформление
печатной продукции»
Специальность: 030901.65 Издательское дело и редактирование
Специализация: Редакторская подготовка изданий
Составитель: ст.преподавательМ. А. Кантурова
Новосибирск 2012
Выписка из госстандарта
ДПП.Ф.4. 3. Художественно-техническое оформление печатной продукции
Элементы и средства оформления книги, форматы изданий и форматы набора. Шрифты. Классификация шрифтов. Удобочитаемость шрифта. Электронные шрифты. Книжные иллюстрации. Элементы декоративного оформления. Виды и элементы книжного текста и их оформление. Композиция внутренних элементов книги. Внешние элементы книги и их оформление. Особенности оформления различных типов книжных изданий: научные, учебные, детские, художественные и др. Методика художественного и технического редактирования. Компьютерные технологии в оформлении изданий.
пояснительная записка
Курс «Художественно-техническое оформление печатной продукции». Имеет теоретическую направленность. На занятиях используются различные формы организации деятельности студентов: индивидуальные, парные и групповые.
На дневном отделении 50 часов аудиторных занятий в 9 семестре. Курс завершается экзаменом.
^
Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний по вопросам оформления и иллюстрирования книги, определение роли редактора в процессе издания печатной продукции.
Задачи:
Дать понятие о художественно-техническом оформлении книги, его принципах;
Научить анализировать издания с точки зрения оправданности их оформления;
Позволить каждому испытать себя в роли художественного и технического редактора.
^ Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Художественно-техническое оформление печатной продукции»относится к профессиональному циклу Б.3, его базовой (общепрофессиональной) части. Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении курсов «Основы редактирования», «Технология производства печатных и электронных средств информации».
^
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студент должен:
Знать основные задачи конструирования, оформления и иллюстрирования печатных изданий, основные форматы изданий (по ГОСТ 5773-76), основные правила набора и верстки разных видов текста, основные правила верстки иллюстраций, основные гарнитуры шрифтов;
Уметь оценить качество оформления и иллюстраций разных типов изданий;
Владеть представлениями о задачах редактора в процессе оформления и иллюстрирования печатных изданий.
^ Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Общая трудоёмкость дисциплины | 100 | |
Лекции | 16 | |
Практические занятия | 18 | |
Лабораторные занятия | 16 | |
Вид итогового контроля | экзамен | 9 |
^ Тематический план
№ п/п | Раздел дисциплины | Ауд | СР |
1 | Общие вопросы оформления книги. Особенности книжной композиции | 4 | 4 |
2 | Формат издания и полосы набора | 4 | 4 |
3 | Шрифты | 4 | 4 |
4 | Виды и элементы книжного текста и их оформление | 6 | 6 |
5 | Иллюстрации. Элементы декоративного оформления | 6 | 6 |
6 | Композиция внутренних элементов книги | 6 | 6 |
7 | Внешние элементы книги и их оформление | 4 | 4 |
8 | Особенности оформления различных типов книжных изданий | 6 | 6 |
9 | Методика художественного и технического редактирования | 4 | 4 |
10 | Компьютерные технологии в оформлении изданий | 6 | 6 |
Итого | 50 | 50 |
^
ОЗО. Тематический план
Определение понятия «художественно-техническое оформление» изданий. Основные задачи оформления изданий и требования к его качеству. Средства оформления книги.
Основные сведения об особой природе композиции в книге, о ее внешней и внутренней структуре. Элементы композиционного комплекса. Понятие «архитектоника» книги. Цельность и единство принципов композиционных построений в книге.
^
Тема 2. Формат издания и полосы набора
Формат издания, определение понятия. Лист бумажный и печатный. Доля бумажного листа и формат страницы (пропорции сторон). Выбор формата для издания: влияние технологических, экономических и эстетических факторов на формирование облика будущей книги.
Полоса набора. Определение понятия, способы построения полос набора в книгах. Восприятие полос набора на книжном развороте, гигиенические нормы длины строки и формата полосы. Варианты оформления полос набора по ОСТ 29-124.94.
Поля в книге, их назначение и размеры. Страница, полоса набора и поля в их взаимоотношении.
Оптический и геометрический центры полос набора. Размеры полей и раскладка их в печатной форме.
Требования к качеству набора текста: выверенность пробелов между словами, грамотное решение абзацных отступов, переносов, акцентировок и выделений и т.д.
^
Тема 3. Шрифты
Роль шрифта в раскрытии содержания книги. Основные типологические группы шрифтов. Шрифты рисованные и наборные. Графические элементы различных наборных шрифтов. Гарнитуры наборных шрифтов и разновидности начертаний в них. Классификация шрифтов по их графическим признакам и стандартный ассортимент наборных шрифтов. Электронные шрифты.
Удобочитаемость гарнитур и текста. Кегль шрифта, длина строки и удобочитаемость. Выбор шрифтов для различных типов печатных изданий.
^
Тема 4. Виды и элементы книжного текста и их оформление
Виды текстов (основные, дополнительные, справочно-вспомогательные) и их роль в раскрытии содержания произведения; приемы их логического разграничения. Элементы книжного текста (заголовки, особые виды и элементы текста, справочные элементы).
Принципы оформления и композиционного построения простых, усложненных, смешанных, титульных, формульных и табличных текстов и удобочитаемость книги. Оформление элементов книжного текста. Система рубрикации.
^
Тема 5. Иллюстрации. Элементы декоративного оформления
Назначение иллюстраций в книге. Роль иллюстраций в различных типах изданий. Взаимосвязи изображений и текста в книге.
Типы изображений в печатных изданиях: познавательные, художественно-образные, декоративные. Познавательные изображения и их роль в научных, технических и учебных изданиях. Художественно-образные иллюстрации и их главная задача – эмоциональное выражение смысла литературного произведения и его формы. Декоративные изображения, область их применения.
Классификация иллюстраций: иллюстрации предметные, действия, состояния; отражающие сюжет и иллюстрации, раскрывающие подтекст. Возможность применения тех и других решений для одного издания. Виды иллюстраций по творческому методу их создания, по технике исполнения оригиналов.
^
Тема 6. Композиция внутренних элементов книги
Разновидности полос набора в зависимости от их назначения и роли в книге. Основной принцип композиции полос в книге и общие требования к качеству их построения. Особенности композиции начальных, концевых и рядовых полос.
Композиция чисто текстовых полос, иллюстрированных, с таблицами, с формулами, другими видами справочно-вспомогательных элементов. Композиция иллюстрационных разворотов. Титульный лист, его виды, основные композиционные задачи.
^
Тема 7. Внешние элементы книги и их оформление
Назначение, виды внешних элементов оформления книг. Соотношение утилитарных и эстетических функций в элементах внешнего оформления.
Типы оформления внешних элементов книги: шрифтовой, орнаментально-декоративный, предметно-тематический, символический, сюжетно-тематический.
Обложка, суперобложка, переплет – их виды, особенности оформления и использования в различных типах изданий.
Проблема создания единого композиционного и художественного целого при оформлении внешних и внутренних элементов изданий.
^
Тема 8. Особенности оформления различных типов книжных изданий
Зависимость оформления от типа издания. Особенности оформления научных (научно-технических и научно-популярных) изданий, учебных изданий. Оформление художественной литературы, изданий для детей, альбомов по искусству.
^
Тема 9. Методика художественного и технического редактирования
Последовательность и содержание основных этапов работы над оформлением книги: план оформления книги, обработка оригиналов для полиграфии, гранки набора и пробные оттиски с репродукций, верстка книги, работа над сигнальными и контрольными экземплярами.
Задачи художественного и технического редакторов: определение общей идеи организации книги, руководство издательским циклом ее разработки, редактирование изобразительных оригиналов, контакты с художниками и полиграфистами в процессе работы.
Основные звенья издательского и творческого процесса создания книги: анализ содержания и формы литературного произведения, определение потребительских требований к изданию, замысел оформления как разработка функциональной структуры издания; построение образно-пространственной формы книги средствами графики и полиграфии.
Макетирование изданий, его сущность, разновидности форм, условия их применения, приемы исполнения.
^
Тема 10. Компьютерные технологии в оформлении изданий
Освоение программ Adobe Photoshop, Adobe InDesign. Вёрстка издания и его оформление в программе Adobe InDesign.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Уайт, Ян В.
Сборник графических идей: Копилка решений дизайнерских задач / Я. В. Уайт; [пер. с англ. Ю. А. Константинова]. – М. : Университетская книга, 2010.
Уайт, Ян В. Редактируем дизайном = Editing by Design: For Designers, Art Directors, and Editors: The Classic quide to Winning Readers / J. V. White: для дизайнеров, арт-дизайнеров и редакторов: классическое руководство: как завоевать внимание читателей / Я. В. Уайт; [пер. с англ. Е. М. Фотьянова]. – М.: Университетская книга, 2009.
^ Рожнова О.И. История журнального дизайна: учебное пособие для вузов по специальности "Дизайн": рек. УМО вузов РФ / О. И. Рожнова. – М. : Университетская книга, 2009.
Водчиц С.С. Книжный дизайн: теория пропорций: учебное пособие для вузов по специальности "Графика" : рек. УМО вузов РФ / С. С. Водчиц. – М. : МГТУ, 2011.
Дополнительная литература
Калинин, С. Ю. Как правильно оформить выходные сведения издания: пособие для издателя. М.: Экономистъ, 2003.
Мильчин А.Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги. М., 2002.
Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. Редакционно-техническое оформление издания. М.: ОЛМА-Пресс, 2003.
Настольная книга издателя : справочное пособие для редактора, технического редактора, верстальщика и художника / Е. В. Малышкин, А. Э. Мильчин, А. А. Павлов, А. Е. Шадрин; под общ. ред. А. А. Павлова. М.: АСТ: Олимп, 2005.
Пикок, Джон. Издательское дело. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЭКОМ, 2002.
Редакторская подготовка изданий : учебник для вузов: доп. М-вом образования РФ / Васильев В. И., Жарков И. А., Коланькова О. В.; под общ. ред. С. Г. Антоновой. М.: Логос, 2004.
8.Уильямс, Робин. Недизайнерская книга о дизайне. Санкт-Петербург: Весь, 2003.
9.Уайт Ян В. Редактируем дизайном. М.: Издательский дом «Университетская книга», 2009.
Электронные образовательные ресурсы
Болховитинова С. М. Композиция изданий. Особенности проектирования различных видов изданий. М.: МГУП, 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook095/01/index.html (Дата публикации 22.07.2002)
Волкова Л. А., Решетникова Е. Р. Технология обработки текстовой информации: http://www.iqlib.ru/book/preview/CCD3156C40C2426CAA0BE37F98B22476 (нужна регистрация)
Добкин С. Ф. Оформление книги. Редактору и автору. М.: Книга, 1986 [Электронный ресурс]. URL: http://obzor.com.ua/dtp/book-design/
Дубина Н. Выделяйся! // КомпьюАрт’2001 [Электронный ресурс]. URL: http://www.compuart.ru/article.aspx?id= 15387&iid=731#19
Дубина Н. Внешнее оформление книги // КомпьюАрт’2001 [Электронный ресурс]. URL: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9085&iid=380#begin; http://compuart.ru/article.aspx?id=14490&iid=688
Книги по дизайну и о дизайне для дизайнера [Электронный ресурс]. URL: http://de-lib.narod.ru/
Шкаев А. В. Настольные издательские системы: Справочник. М.: Радио и связь, 1994 [Электронный ресурс]. URL:
Художественно-техническое оформление печатной продукции
Программу составила С.М. Болховитинова, кандидат искусствоведения, доцент, МГУП
1. Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний по вопросам оформления и иллюстрирования книги, определение роли редактора в процессе издания печатной продукции.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студент должен:
знать основные задачи конструирования, оформления и иллюстрирования печатных изданий, основные форматы изданий (по ГОСТ 5773-76), основные правила набора и верстки разных видов текста, основные правила верстки иллюстраций, основные гарнитуры шрифтов;
уметь оценить качество оформления и иллюстраций разных типов изданий;
владеть представлениями о задачах редактора в процессе оформления и иллюстрирования печатных изданий.
Таблица 5
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
|
Общая трудоемкость дисциплины | 100 | 9 | |
Аудиторные занятия | 50 | 9 | |
Лекции | 34 | 9 | |
Практические занятия (ПЗ) | 16 | 9 | |
Семинары (С) и/или другие виды аудиторных занятий | |||
Самостоятельная работа | 50 | 9 | |
Курсовой проект (работа) | |||
Расчетно-графические работы | |||
Реферат и/или другие виды самостоятельной работы | |||
Вид итогового контроля: экзамен | 9 |
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Таблица 6
4.1 Раздел дисциплины и виды занятий
Раздел дисциплины |
ПЗ (или С) |
|||
1 | Введение | * | ||
2 | Общие вопросы оформления книги | * | ||
3 | Особенности книжной композиции | * | * | |
4 | Формат издания и полосы набора | * | * | |
5 | Шрифты | * | * | |
6 | Композиция отдельных видов текстовых форм | * | * | |
7 | Композиция полос набора различных по функциям | * | * | |
8 | Рубрикация книги и ее оформление | * | * | |
9 | Иллюстрации | * | ||
10 | Оформление титульных и внешних элементов книги | * | * | |
11 | Методика оформительской работы и участие редактора в выпуске книги | * | * |
4.2.1. Введение
Печать как средство просвещения, идеологического воздействия и воспитания трудящихся. Основные принципы организации издательского дела. Духовные потребности народа как главный стимул развития книгоиздательского дела.
Роль художников, художественно-технических и литературных редакторов в повышении качества печатной продукции. Основные виды печатной продукции, их место в жизни современного читателя.
4.2.2. Общие вопросы оформления книги
Определение понятия «художественно-техническое оформление» изданий. Основные задачи оформления изданий и требования к его качеству.
Вид литературы и типизация оформления книг. Книга как наиболее универсальное и современное приспособление для передачи текстовой и изобразительной информации. Типовое строение книги, вариации типового строения книжной структуры в зависимости от содержания книги, условий пользования ею, целевой установки, читательского адреса. Роль изобразительного начала в книге.
4.2.3. Особенности книжной композиции
Основные сведения об особой природе композиции в книге, о ее внешней и внутренней структуре. Элементы композиционного комплекса. Общие понятия о построении книжного пространства и о его связи с проблемами времени, ритма и книжной фактуры. Понятие «архитектоника» книги. Цельность и единство принципов композиционных построений в книге.
4.2.4. Формат издания и полосы набора
Формат издания, определение понятия. Лист бумажный и печатный. Доля бумажного листа и формат страницы (пропорции сторон). Выбор формата для издания: влияние технологических, экономических и эстетических факторов на формирование облика будущей книги.
Полоса набора. Определение понятия, способы построения полос набора в книгах. Восприятие полос набора на книжном развороте, гигиенические нормы длины строки и формата полосы. Варианты оформления полос набора по ОСТ 29-62.81.
Поля в книге, журнале, их назначение и размеры. Страница, полоса набора и поля в их взаимоотношении.
Оптический и геометрический центры полос набора. Размеры полей и раскладка их в печатной форме.
Требования к качеству набора текста: выверенность пробелов между словами, грамотное решение абзацных отступов, переносов, акцентировок и выделений и т.д.
4.2.5. Шрифты
Роль шрифта в раскрытии содержания книги. Основные типологические группы шрифтов. Шрифты рисованные и наборные. Графические элементы различных наборных шрифтов. Гарнитуры наборных шрифтов и разновидности начертаний в них. Классификация шрифтов по их графическим признакам и стандартный ассортимент наборных шрифтов.
Удобочитаемость гарнитур и текста. Кегль шрифта, длина строки и удобочитаемость. Выбор шрифтов для различных типов печатных изданий.
4.2.6. Композиция отдельных видов текстовых форм
Виды текстов (основные, дополнительные, справочно-вспомогательные) и их роль в раскрытии содержания произведения; приемы их логического разграничения.
Принципы оформления и композиционного построения простых, усложненных, смешанных, титульных, формульных и табличных текстов и удобочитаемость книги.
4.2.7. Композиция полос набора, различных по функции в издании
Разновидности полос набора в зависимости от их назначения и роли в книге. Основной принцип композиции полос в книге и общие требования к качеству их построения. Особенности композиции начальных, концевых и рядовых полос.
Композиция чисто текстовых полос, иллюстрированных, с таблицами, с формулами, другими видами справочно-вспомогательных элементов. Композиция иллюстрационных разворотов.
Принципы шрифтового оформления рубрик (гарнитуры шрифта, кегли) для выражения их логического значения в произведении.
Раскрытие архитектоники книги композиционными приемами: шмуцтитул, начальная полоса, заголовки шапкой и на спуске, рубрики вразрез текста, форточкой, в подбор, маргиналиями и компендиумом. Принципы их построения и расположения, целесообразность применения в различных типах изданий.
Использование изображений и цвета в оформлении рубрик.
4.2.9. Иллюстрации
Назначение иллюстраций в книге. Роль иллюстраций в различных типах изданий. Взаимосвязи изображений и текста в книге: смысловые, эмоциональные, композиционные и т.д.
Типы изображений в печатных изданиях: познавательные, художественно-образные, декоративные. Познавательные изображения и их роль в научных, технических и учебных изданиях. Художественно-образные иллюстрации и их главная задача - эмоциональное выражение смысла литературного произведения и его формы. Декоративные изображения, область их применения.
Роль фотографии в иллюстрировании современной литературы.
Классификация иллюстраций: иллюстрации предметные, действия, состояния; отражающие сюжет и иллюстрации, раскрывающие подтекст. Возможность применения тех и других решений для одного издания. Вид иллюстраций по творческому методу их создания, по технике исполнения оригиналов и по способам полиграфического воспроизведения в печати.
Типовые схемы расположения иллюстраций на развороте по отношению к тексту (схемы верстки: открытая, закрытая, глухая и т.д.).
4.2.10. Оформление титульных и внешних элементов книги
Назначение, виды титульных и внешних элементов оформления книг. Соотношение утилитарных и эстетических функций в элементах внешнего оформления.
Типы оформления внешних элементов книги: шрифтовой, орнаментально-декоративный, предметно-тематический, символический, сюжетно-тематический.
Титульный лист, его виды, основные композиционные задачи.
Обложка, суперобложка, переплет - их виды, особенности оформления и использования в различных типах изданий.
Проблема создания единого композиционного и художественного целого при оформлении внешних и внутренних элементов изданий.
4.2.11. Методика оформительской работы при издании книг и участие редактора в выпуске книги
Последовательность и содержание основных этапов работы над оформлением книги: план оформления книги, обработка оригиналов для полиграфии, гранки набора и пробные оттиски с репродукций, верстка книги, работа над сигнальными и контрольными экземплярами.
Редактирование издания как звено в процессе издательского формирования книги. Задачи художественного и литературного редакторов: определение общей идеи организации книги, руководство издательским циклом ее разработки, редактирование изобразительных оригиналов, контакты с художниками и полиграфистами в процессе работы.
Основные звенья издательского и творческого процесса создания книги: анализ содержания и формы литературного произведения, определение потребительских требований к изданию, замысел оформления как разработка функциональной структуры издания; построение образно-пространственной формы книги средствами графики и полиграфии.
1. Гончаров А.Д. Художник и книга. - М., 1964.
2. Валуенко В.В. Архитектура книги. - Киев, 1977.
3. Гилексон П.Г. Справочник технического редактора. - М.: Книга, 1978.
4. Тяпкин Б. Г. Работа редактора над иллюстрациями. - М.: Книга, 1968.
6. Адамов Е.Б., Бельчиков И.Ф. и др. Художественное конструирование и оформление книги. - М.: Книга, 1971.
7. Бельчиков И.Ф. Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции. - М.: Высшая школа, 1965.
8. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. - М.: Книга, 1971.
9. Пахомов В.В. Книжное искусство. Т. 1, 2. - М., 1961-1962.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки по специальности 021500 - Издательское дело и редактирование.
Под искусством книги, её художественно-техническим оформлением понимается создание индивидуального облика книги, организация издания как целостного организма со всеми присущими ему особенностями (читательское, целевое назначение) с помощью художественных и полиграфических средств (воспроизведение текста и его расположение, выбор определенного формата, вида бумаги, переплета, иллюстрирование книги и декоративное убранство) . Художественно-техническое оформление книги – это проектирование и создание внешнего облики книги, а графический дизайн, как его составная часть – это поиск специфических типографических средств и способов представления авторского текста в графической форме, необходимой для того, чтобы превратить рукопись в издание. Одно из важнейших направлений работы редактора – работа над иллюстрациями и художественно-техническим оформлением издания. Как и все ключевые вопросы подготовки издания, их решение зависит от типа издания, конкретной целевой установки .
Оригинальный авторский текст , прежде чем стать книжным текстом, требует переработки, переформатирования. Он должен быть не только выправлен редактором, но и разбит на смысловые блоки, расчленен зрительными паузами, снабжён визуальными акцентами, активизирующими внимание читателя, оснащён средствами поиска и ориентации. В случае необходимости, текст может быть дополнен иллюстрациями и, наконец, завёрстан таким образом, чтобы гармонировать с пропорциями будущего издания, иллюстративным рядом и быть комфортно читаемым .
Даже этот далеко не полный перечень даёт представление об обширном круге достаточно сложных задач, решить которые издатель не в силах без привлечения профессионального дизайнера, но ведущая роль в описанном процессе превращения оригинала авторского в оригинал издательский принадлежит редактору книги и её художественному редактору .
При работе над художественным оформлением будущего издания художник должен опираться на концепцию издания в целом. Эстетика в книгоиздательском деле не самоценна. Так, красиво оформленная книга в твердом переплете, изданная без учета функции издания, его вида и читательского адреса, особенностей содержания и специфики использования, может оказаться невостребованной, а скромно изданная брошюра – вполне удачным и популярным изданием.
Художественную структуру книги определяют следующие факторы:
1. Функция – необходимо ответить на вопрос, где и как будет использоваться книга, предназначена ли она для сплошного или выборочного, для однократного прочтения или постоянного использования? От этого зависит выбор формата и конструкции книги, качество материала, характер внешнего оформления, гарнитуры и кегля шрифта. Художник книги должен постараться создать максимально удобную для пользователя книжную композицию с учётом специфики данного издания;
2. Читательский адрес – возраст будущих читателей, их профессия и уровень подготовки, также во многом определяют внешний вид книги. Так, издания для детей должны быть красочными, набраны крупным шрифтом, в изданиях для пожилого читателя следует уделить особое внимание вопросам различимости шрифта и удобочитаемости текста, а при оформлении «молодёжной» книги, напротив, уместны и желательны экстравагантные типографические приёмы, броские иллюстрации, цветовые акценты, новые шрифтовые гарнитуры;
3. Вид издания – при оформлении узкофункциональных изданий (учебной, научной, справочной литературы и пр.) необходимо ориентироваться на требования ГОСТов, предъявляемых к этим видам изданий и сложившимся традициям;
4. Содержание книги – даже идентичные по функции, адресу и виду издания не могут быть совершенно однотипны по структуре текста и особенностям содержания. Учебник по литературе и учебник по геометрии будут отличаться друг от друга характером информации, количеством иллюстраций, правил, заголовков и других элементов. При работе с изданием, перенасыщенным графиками, схемами, дополнительными текстами, сложной и многоуровневой рубрикацией, дизайнер сталкивается с необходимостью графически выразить взаимосвязь и соподчиненность отдельных элементов, акцентировав внимание на наиболее важных из них. Оформление должно быть гармоничным и стилистически выдержанным;
5. Экономика издания – предельно допустимая цена, определяющая рентабельность издания, резко ограничивает дизайнера в выборе средств. При работе с малобюджетным изданием, приходится отказываться от твердого переплета, от цветной печати и дорогих сортов бумаги (что определяет вид и количество иллюстраций), проектировать более «плотное» расположение текста, занижать кегль шрифта, уменьшать поля (отказаться от колонтитулов);
6. Технологические факторы – даже при отсутствии ограничений на расходы по изданию художник не может произвольно выбирать конструкцию, формат издания, вид иллюстраций и другие элементы художественной структуры книги. Издание тиражируется на определённом полиграфическом оборудовании с использованием имеющейся компьютерной техники, на бумаге определённых форматов. Чтобы избежать неожиданных сложностей, художник должен постоянно согласовывать все ключевые параметры с редактором и типографией .
К современному внешнему оформлению книги относятся: суперобложка, обложка, переплёт, футляр, форзац, а к внутреннему – авантитул, фронтиспис, титул и контртитул, а также шмуцтитул и контршмуцтитул. Кроме этого к внутреннему художественно-техническому оформлению принадлежат начальные полосы, иллюстрации, характер которых должен быть связан со всей системой оформления, с текстом и должен помочь читателю глубже осмыслить содержание книги, помочь получить от неё эстетическое наслаждение.
Иллюстрации могут быть оборочными (в виде небольших рисунков, окружённых текстом), разворотными (занимать разворот), полосными (занимать целую страницу) и др.
Страница
5
За выдающийся вклад в оформление книги награжден Премией Гутенберга магистрата города Лейпцига (1975). Персональные выставки состоялись в Москве в 1979 и 1989 гг. В 50-е - 60-е гг. В.Лазурский был председателем Художественного совета мастерской прикладной графики Комбината графического искусства Худфонда РСФСР. Автор ряда статей по искусству книги и шрифта и книг «Альд и альдины», (М.: Книга, 1973); «Путь к книге. Воспоминания художника», (М.: Книга, 1985).
ГЛАВА 2.РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ
Методы и принципы художественно-технического оформления серии книг
Под искусством книги, ее художественным оформлением понимается создание индивидуального облика книги, организация издания как целостного организма со всеми присущими ему особенностями (читательское, целевое назначение) с помощью художественных и полиграфических средств (воспроизведение текста и его расположение, выбор определенного формата, вида бумаги, переплета, композиция книги в целом, ее иллюстрирование и декоративное убранство).
Основные приемы и принципы художественного оформления книги сформировались в глубокой древности. В книгописных мастерских сложился и стал почти каноническим художественный облик богослужебной книги. Уже первые дошедшие до нас славянские рукописи - Остромирово евангелие (1056-1057), Изборник Святослава 1073 года, Изборник 1076 года - являются примерами высокой культуры книжного оформления, образцами композиции, наглядности, соразмерности изобразительных элементов.
Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис - изображение легендарного автора произведения, текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный полуустав; начало страницы и каждый раздел текста предварялись заставками и инициалами и т.д. Однако в них уже проявляются и специфические черты оформления, присущие книге как продукту полиграфического производства (печатный шрифт, ксилографическая иллюстрация, тиражный формат и т.п.).
В западноевропейских скрипториях в оформлении книжной страницы с уже написанным текстом участвовали несколько человек. Вначале трудились рубрикаторы. Они наносили контуры заглавных букв и заполняли их краснилами. Получалась рубрика, открывавшая текст с красной строки (лат. ruber - красный). Потом страница переходила в руки орнаментаторов. Сначала орнамент сопутствовал только инициалам. Затем он перерос в бордюр, а бордюр - в рамку вокруг страничного текста. Ее рисовали имагинаторы - «образники». Для кодексов, созданных в странах Средиземноморья, характерны плетеный орнамент и покрытие инициалов белыми точками, «под жемчуг», но с местными отличиями: во Франции преобладал растительный орнамент с геометрическими узорами, в Италии - необыкновенно изящный бордюр, в Испании - арабески. Кодексам из Северной Европы присущ «звериный стиль» маргинальных украшений с фигурами животных. Изобретенный в Скандинавии и усовершенствованный в Англии, он достиг расцвета в Ирландии. Прогрессировали и изображения заглавных букв. В романский период они почти не менялись. Но в готический период развития западного искусства сложилась иерархия инициалов. При полной иерархии крупные чертили в начале разделов, средние открывали собой главы, малые - очередное предложение, а внутри крупных помещались миниатюры. Их готовили миниаторы, а заполняли краской иллюминаторы (в переводе с латинского «озарятели»). В XIII в. миниатюры (Приложение 1) покинули инициалы и, заняв целую страницу, превратились в отдельные картины. Их рисовали иллюстраторы. Случалось, что какие-то специалисты отсутствовали. Тогда манускрипт оставался незаконченным и до нас доходил с пустотами.
Выдающимся памятником типографского искусства всех времен и народов является первопечатный «Апостол» Ивана Федорова (1564), художественное убранство которого состоит из фронтисписа, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок (некоторые заставки повторяются по несколько раз), 22 буквиц - с 5 досок, 54 рамок одинакового рисунка, 24 строк вязи. Эта книга «такого же рода высокоценное и внутренне единое создание русской национальной культуры, как храм Василия Блаженного, башни Кремля, как «парсуна», «древнейший портрет», - писал один из крупнейших русских искусствоведов и историков книги А.А.Сидоров.
К книге предъявляются требования художественного единства всех элементов содержания и формы, эстетической выразительности. Оформление издания играет немаловажную роль для покупателей, способствуя формированию спроса на книжную продукцию.
Объектами художественного оформления являются все элементы книги - переплет, шрифт, титульный лист, начальная и концевая полосы текста и т.д., каждый из которых имеет свои особенности и создается с помощью определенных выразительных средств. Совокупность этих средств, их гармоническое сочетание и взаимодействие способствуют созданию целостного ансамбля книги - ее художественного оформления, которое несет на себе отпечаток эпохи, ее производительных сил и производственных отношений, национальных традиций и эстетических требований, стилевые признаки, отражает особенности литературного произведения и индивидуальной творческой манеры художника-оформителя.
Искусство оформления печатной книги неотделимо от технологии, поскольку книга как предмет материальной культуры есть продукт полиграфии. Начиная с Ивана Федорова лучшие мастера книги прошлого были изобретателями и экспериментаторами в области техники печатания, старались добиться максимального эффекта от соединения художественной и технологической сторон издания. Именно с возникновением книгопечатания складывается и современное понимание искусства книги, представляющего собой самостоятельную область искусства, связанную с процессом создания книги как художественной формы и одновременно полиграфического тиражирования издания. Его основная задача заключается в том, чтобы средствами графики и полиграфии наиболее точно выразить и донести до читателя авторскую мысль, способствовать максимальному раскрытию содержания книги, найти единственно верное композиционное и конструктивное выражение особенностей литературного произведения, что возможно лишь с учетом целевого и читательского назначения издания.
Особенности художественно-полиграфического оформления книги во многом определяются способом изготовления печатной формы для воспроизведения иллюстративного материала (ручной, фотомеханический) и видом печати (высокая, глубокая, плоская). При ручном способе изображение выполняется самим художником или гравером путем рисования, гравирования или травления кислотой, а при фотомеханическом оригинал фотографируется и изображение копируется на печатную форму фотомеханическим путем. К ручным способам относятся: гравюра на дереве (или ксилография) - обрезная продольная и торцовая, линогравюра - гравюра на линолеуме (высокая печать); гравюра на металле - резцовая, офорт и их многочисленные разновидности (глубокая печать); литография (плоская печать).
Одним из основных элементов художественного оформления книги является книжная иллюстрация позволяющая наилучшим образом художественно раскрыть и дополнить содержание любого произведения - литературного, научного, производственного и всякого другого.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Художественно-техническое редактирование литературно-художественного издания. Правила верстки иллюстрационного материала. Автоматизированная предпечатная подготовка издательских оригиналов. Технология полиграфического производства, контроль качества.
дипломная работа , добавлен 12.07.2013
Техническая характеристика учебника для детей среднего и старшего школьного возраста как книжного издания. Обзор технологических параметров печатного издания: текстовые полосы, бумага тиража, полиграфическое оформление. Корректура и верстка полос текста.
курсовая работа , добавлен 05.01.2015
Характеристика издания с учётом стандартов издательского дела. Художественно-техническое оформление, полиграфическое исполнение и допечатная подготовка издания. Выбор метода прохождения издания в производстве. Послепечатные процессы, оформление книги.
дипломная работа , добавлен 11.04.2014
Проект оформления издания и его характеристики. Назначение издания в зависимости от возраста читателя. Разработка макета издания. Наиболее популярные форматы. Формат полосы набора и соотношения полей. Общие правила верстки. Элементы внешнего оформления.
курсовая работа , добавлен 09.05.2012
Текстовые и изобразительные оригиналы, их назначение, типы и особенности. Формат издания и полосы набора. Производственные требования к шрифтам. Оформление корешка обложки и внутренних элементов издания. Верстка элементов и иллюстрационного материала.
дипломная работа , добавлен 23.06.2013
Определение типа и выбор формата издания, полосы набора. Выбор шрифтового оформления, расчёт объема издания, составление схемы спуска полос. Разработка технологического процесса изготовления текстовых диапозитивов. Составление технологической карты.
курсовая работа , добавлен 02.05.2012
Особенности художественно-технического оформления издания. Правила набора стихотворного текста и верстки иллюстраций. Композиция полос издания. Оформление титульных страниц и справочно-вспомогательных элементов. Технические нормы набора и верстки.
курсовая работа , добавлен 08.06.2014
Состав и организационно-методические основы построения редакционно-издательского процесса, система показателей качества. Порядок приема авторского оригинала и оценка рукописи. Схема движения материалов от рукописного текста до полноценного издания.