Договор о нераспространении ядерного оружия 1970. Договор о нераспространении ядерного оружия (дняо)


1896
Фаина Георгиевна Раневская (урождённая - Фаина Гиршевна Фельдман)
советская актриса. Родилась в Таганроге. Отец - купец 2-й гильдии Гирш Фельдман. Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова) - поклонница литературы и искусства, страстная почитательница А.П.Чехова. От нее, видимо, унаследовала Фаина чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке, театру. С 14 лет начинается увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки-подростка неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Под влиянием этой пьесы и появился псевдоним «Раневская». Училась Фаина Григорьевна в частной театральной школе. Своим учителем она считала Павлу Вульф, приму самых крупных антреприз - «провинциальную Комиссаржевскую». Сценическую деятельность начала в 1915 году в Малаховском дачном театре (под Москвой). Затем играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном «Первом советском театре» в Крыму, Баку, Смоленске и других городах. В Москве она обосновалась в 1931 году, имея за плечами уже десятки сыгранных ролей. Первые сценические успехи Раневской связаны с выступлениями в острохарактерных ролях: Шарлотта («Вишневый сад» А.Чехова), Змеюкина и Мерчуткина («Свадьба», «Юбилей» А.Чехова), Гулячкина («Мандат» Н.Эрдмана), Дунька («Любовь Яровая» К.Тренева). С 1931 года Ф.Раневская - актриса московского Камерного театра, а с 1933 года - Центрального театра Красной Армии. В 1934 году начала сниматься в кино, и к ней сразу пришла широкая известность. Раневской одинаково удавались сатирические, бытовые, гротескные и драматические образы. Прирожденный талант, неимоверная работоспособность и преданность искусству помогли ей стать одной из самых любимых зрителями актрис. Дарование Раневской наиболее полно раскрылось в роли Вассы Железновой (1936) в спектакле по одноименной пьесе М.Горького. Образ Вассы обрел в ее исполнении одновременно трагическое и сатирическое звучание, отличался глубиной и законченностью психологической и социальной характеристик. В 1943-1949 годах Фаина Раневская работала в Театре драмы (ныне Театр имени Маяковского), где с большим успехом исполнила роль Берди в пьесе Лилиан Хелман «Лисички» (1945). В 1949-1955 годах Раневская работала в театре имени Моссовета, с 1955 года - актриса Московского театра имени Пушкина. В 1963 году Раневская возвратилась в Театр имени Моссовета, где в 1966 году с большим успехом сыграла заглавную роль в пьесе Дж.Патрика «Странная миссис Сэвидж». В течение тринадцати лет Раневская с огромным успехом исполняла роль Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина» (по пьесе В.Дельмар). В этом же спектакле Фаина Раневская последний раз вышла на сцену 24 октября 1982 года. Актерский талант Раневской сочетал полноту реалистического раскрытия характера с острой, подчас гротескной манерой. Актриса в совершенстве владела всеми жанрами - от трагедии до фарса. Широкому зрителю Фаина Григорьевна Раневская больше знакома по кинофильмам «Пышка», «Свадьба», «Человек в футляре», «Мечта», «Весна», «Золушка», «Слон и веревочка», «Подкидыш» (снялась в 20-ти фильмах). Фаине Раневской трижды присуждалась Государственная премия СССР. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века (1992).
Фаина Георгиевна и в жизни отличалась острым, беспощадным языком. "Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи", - это ее слова.
* * *
Раневская постоянно опаздывала на репетиции, Ю.А.Завадскому это надоело, и он попросил актеров о том, что если Раневская еще раз опоздает, то просто ее не замечать.
Вбегает, запыхавшись, на репетицию Фаина Георгиевна:
- Здравствуйте!
Все молчат.
- Здравствуйте!
Никто не обращает внимания. Тогда она в третий раз:
- Здравствуйте!
Опять та же реакция.
- Ах, никого нет?! Тогда я пойду поссу.
* * *
Любимая история Олега Даля о Раневской:
Снимается она в натуре. В чистом поле. А у Раневской неважно с желудком. Она уединяется в зеленый домик где-то на горизонте. Нет и нет ее, нет и нет. Несколько раз посылают помрежа: не случилось ли что? Раневская откликается, успокаивает, говорит, что жива, и опять ее все нет и нет. Наконец появляется и величественно говорит: Господи! Кто б мог подумать, что в человеке столько говна!
* * *
Когда вышел фильм "Подкидыш", то популярность Раневской, особенно среди детей, достигла своего апогея. Когда Фаина Георгиевна шла по улице, то за ней бежала ватага мальчишек и кричала: "Муля! Муля! Муля!". Как-то ей это очень надоело, она обернулась, поправила пенсне и сказала, грассируя:
- Пионеры, идите все в жопу!
* * *
Когда у Раневской спрашивали, почему она так много меняла в своей жизни театров, она отвечала:
- Я в молодости испытала все виды любви, кроме скотоложства.
* * *
Про свой последний театр в жизни - театр имени Моссовета - она говорила:
"Я жила со многими театрами, но ни с одним не испытала удовольствия. Репетиции Завадского - это месса в бардаке".
* * *
"Сниматься в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность".
* * *
О своей жизни Фаина Григорьевна говорила: "Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала, как комар". "Всю жизнь проплавала в унитазе стилем баттерфляй".
* * *
Уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит Раневская на тротуаре и кричит только ей присущим голосом:
- Люди! Поднимите меня! Ведь народные артистки на дороге не валяются!
* * *
Созданным Раневской образам присуще сочетание высокого драматизма и лирики с комедийностью, реалистической глубины - с сатиричностью, гротеском. Актриса в совершенстве владеет искусством трагикомедии. Лауреат Сталинских премий (1949, 1951). Награждена 2 орденами, а также медалями. Фаина Григорьевна Раневская обрела легендарную популярность, была отмечена высокоми званиями и наградами, дружила со многими выдающимися людьми. Все было у нее, кроме семьи и личного счастья: она так никогда не стала ни женой, ни матерью. Пока были силы - все занимал театр. В последний раз Фаина Григорьевна вышла на сцену в возрасте 86 лет. В 1983 году она ушла из театра, объяснив, что ей "надоело симулировать здоровье". никто тогда еще не знал, что ей оставался последний год жизни. Скончалась Ф.Г.Раневская 19 июля 1984 года, похоронили ее на кладбище Донского монастыря в Москве вместе с сестрой Изабеллой. На доме в Таганроге, где родилась актриса, в августе 1986 года установлена мемориальная доска.
«Характерная актриса? - недоумевал Осип Наумович Абдулов. - Чепуха! Она целая труппа. Да, да! В старину антрепренёр отбирал актёров по амплуа. Так вот, Фаина - и «героиня», и «травести», и «гранд-кокет», и «благородный отец», и «герой-любовник», и «фат», и «простак», и «субретка», и «драматическая старуха», и «злодей». Все амплуа в ней одной». Теперь-то понятно: Раневская - это театр одного актёра. Точнее, человек-театр. И величайшая несправедливость заключается в том, что у такого человека, в сущности, никогда не было «своего театра», где можно было бы всласть переиграть всё, чего душа пожелает. Фаина Георгиевна однажды с грустью сказала об этом вдове Бертольда Брехта, который, будучи в полном восторге от Маньки-спекулянтки из спектакля «Шторм», «настоятельно просил» актрису сыграть мамашу Кураж. Ю.Завадский тогда заверил драматурга, что непременно поставит его пьесу, но обещания не сдержал. Мало того, злосчастную Маньку, эту крошечную эпизодическую роль, целиком сымпровизированную Фаиной Георгиевной и, без преувеличения, ставшую гвоздём всего спектакля («Що грыте?»), театральное руководство решило в конце концов «изъять» из историко-революционного «Шторма» - от греха подальше. А то прямо беда с этой Раневской: как только она уходила со сцены, зрительный зал покидала большая часть публики. Порой она действительно делала роль буквально из ничего. «Однажды позвонил ко мне режиссёр и попросил у него сниматься, - рассказывала актриса. - На вопрос, какая роль, он ответил: “Роли, собственно, для вас нет. Но очень хочется видеть вас в моём фильме. В сценарии есть поп, и, если вы согласитесь сниматься, могу сделать из него попадью”. <…> Этим режиссёром был талантливый, милейший человек Игорь Савченко. Мне вспоминается, как он поставил передо мной клетку с птичками и сказал: “Ну, говорите с ними, говорите всё, что вам придёт в голову, импровизируйте”. И я стала обращаться к птичкам со словами: “Рыбки мои, дорогие, вы всё прыгаете, прыгаете, покоя себе не даёте”. Потом он подвёл к закутку, где стояли свиньи: “Ну, а теперь побеседуйте со свинками”. И я говорю: “Ну, дети мои родные, кушайте на здоровье”». Иногда неуёмному дарованию Раневской бывало тесновато даже в рамках вполне законченного образа. Об её «Странной миссис Сэвидж» писали так: «Раневская была неизмеримо выше своей героини. Цельная, огромная личность блестящей актрисы парит, как “божий дух”, над пьесой, над ролью…» Какое счастье, что и для детей Фаина Георгиевна в разные годы жизни отщипывала от своего огромного «терпкого таланта» (А.Н.Толстой) по ма-а-аленькому кусочку! Так появилась смешная и трогательная Лёля из комедии «Подкидыш» («Муля, не нервируй меня»), добрая Бабушка из фильма «Слон и верёвочка», вредная и обаятельная Мачеха из шварцевской «Золушки»… Поразительно, но и в «Золушке» великая актриса ухитрилась «влезть в соавторы», добавив от себя целый ряд остроумных, запоминающихся реплик. Излишне говорить о том, что любая, казалось бы, ничего не значащая реплика в устах Раневской превращалась почти в афоризм. Озвученная ею фрёкен Бок из мультфильмов про Карлсона вся целиком разошлась на цитаты. По слухам, сама актриса даже удивлённо ворчала по этому поводу: подумаешь, сказала несколько слов перед микрофоном, а шума-то, шума… А ведь и вправду удивительно. В спектакле "Шторм" В.Билль-Белоцерковского Государственного академического театра имени Моссовета Ф.Раневская так сыграла небольшую роль спекулянтки, что этот образ стал одним из ярчайших образов спектакля (из коллекции радиофонда, запись 1952 года). А исполненная Ф.Раневской на сцене того же театра роль Люси Купер в спектакле "Дальше - тишина…" (постановка - А.Эфроса) вызвала настоящее эмоциональное потрясение у зрителей и слушателей - спектакль был записан в 1976 году и хранится в коллекции радиофонда. Радиофонд также располагает записью сцен из спектакля "Последняя жертва" А.Островского. Ф.Раневская - в роли Глафиры Фирсовны. В поисках "своего театра" Ф.Раневская не раз переходила из одного московского коллектива в другой. В собрании радиофонда есть запись спектакля "Закон чести" А.Штейна Московского театра драмы (ныне - Московский академический театр имени Вл.Маяковского). Ф.Раневская - в роли Нины Ивановны, и сцены из спектакля Московского драматического театра имени А.С.Пушкина "Деревья умирают стоя" А.Касона. Ф.Раневская - в роли Бабушки. Первый радиоспектакль с участием Ф.Раневской был записан на радио в 1946 году - "Дэвид Копперфилд" Ч.Диккенса, в роли Мисс Тротвуд. В ролях: В.Сперантова, М.Яншин, Е.Фадеева, О.Викландт и другие артисты московских театров. А в радиоспектакле (одноактной комедии) "По ревизии" сыграла яркую, характерную роль Рындычки. В других ролях: М.Яншин, Н.Гриценко, О.Викландт, А.Кубацкий. "Жемчужины" коллекции радиофонда - радиоспектакль "Бабуленька" Ф.Достоевского (по роману "Игрок"), в роли Бабуленьки, и инсценированный рассказ А.Чехова "Беззащитное существо". В ролях: Ф.Раневская, О.Абдулов, Н.Якушенко. В разные годы Ф.Раневская записала на радио литературные произведения Н.Лескова, А.Чехова, В.Ардова. А в записи передачи по произведениям и с участием А.Барто исполнила две детские песни на стихи А.Барто: "На углу, на перекрестке, зеленели, как в саду" и "Я прошу вас, пионеры, охраняйте деревца". Сохранилась запись выступления Ф.Раневской о начале ее сценической деятельности в 1915 году в Малаховском дачном театре под Москвой. О встрече с замечательным актером Илларионом Певцовым и его влиянии на дальнейшую творческую жизнь актрисы. В собрании радиофонда также хранятся документальные записи выступлений о Ф.Раневской - Ю.Завадского, Д.Журавлева, А.Адоскина, Г.Бортникова, А.Баталова, Г.Волчек. Они вспоминают о душевной щедрости и обаянии Ф.Раневской, высокой требовательности к себе, о сыгранных ролях в театре, на радио в кино.

КНДР, однако многие государства исходят из того, что выход был оформлен неверно с юридической точки зрения. Секретариат ООН продолжает рассматривать КНДР как участника ДНЯО.

Договор служит одним из факторов обеспечения международной безопасности. Он содержит обязательства государств по недопущению распространения ядерного оружия и созданию широких возможностей для мирного использования ядерной энергии. Состоит из преамбулы и 11 статей.

Согласно Договору, каждое из государств-участников, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать его или другие ядерные взрывные устройства кому бы то ни было, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к его производству или приобретению.

Государства-участники, не обладающие ядерным оружием, обязуются не принимать его от кого бы то ни было, не производить и не приобретать, а также не принимать какую-либо помощь в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Договор закрепляет неотъемлемое право государств — его участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с договоренностями. Все участники обязались способствовать в этих целях возможно более полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией.

Договор налагает на его участников обязательство добиваться действенных мер по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению под строгим и эффективным международным контролем.

Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждое участвующее в Договоре государство, не обладающее ядерным оружием, должно заключить соглашение.

Важным дополнением являются принятые до подписания Договора резолюции Совета Безопасности ООН (19.6.1968) и соответствующие заявления ядерных держав — СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств — участников Договора.

Каждые пять лет созывается Конференция по рассмотрению действия Договора . На Конференции 1995 года он был продлен бессрочно. На Конференции 2000 года был принят Заключительный документ, в котором содержится рассчитанный на перспективу "перечень" мер многостороннего характера в области укрепления режима ядерного нераспространения, а также разоружения.

3-28 мая 2010 года в Нью-Йорке прошла VIII обзорная Конференция по ДНЯО. Она завершилась консенсусным принятием итогового документа, состоящего из двух частей. Первая — анализ ситуации с выполнением всех статей Договора (этот раздел принят со ссылкой, что он лишь отражает мнение председателя). Вторая — согласованные выводы и рекомендации (т.н. План действий), которые содержат 64 практических "шага", нацеленных на укрепление Договора на основе выверенного баланса между тремя его основными составляющими: ядерное разоружение, нераспространение и мирное использование атомной энергии.

В 2012 году стартовал очередной обзорный цикл Договора, который завершится Конференцией 2015 года по рассмотрению его действия.

30 апреля — 11 мая в Вене прошла первая сессия Подготовительного комитета (ПК-1) Конференции 2015 года по ДНЯО. В ходе данного мероприятия состоялся обстоятельный обмен мнениями по актуальным проблемам нераспространения, контроля над вооружениями и мирного использования атомной энергии.

Вторая сессия ПК прошла в Женеве (22 апреля — 3 мая 2013 года). Ее важным итогом стало подтверждение всеми государствами-участниками того, что ДНЯО остается стержневым элементом системы международной безопасности.

Третья сессия Подготовительного комитета Конференции 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО прошла 28 апреля — 9 мая 2014 года в Нью-Йорке. Одним из центральных событий ПК-3 стало одновременное подписание ядерными державами "на полях" сессии Протокола о предоставлении гарантий безопасности государствам-участникам Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии.

Это стало реальным практическим вкладом в дело укрепления режима ядерного нераспространения и продвижения к миру без ядерных вооружений.

Проведение Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия запланировано на 27 апреля — 22 мая 2015 года в Нью-Йорке.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ТАСС-ДОСЬЕ /Татьяна Чукова/. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО; Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons - NNPT, или Non-Proliferation Treaty - NPT), - многосторонний международный документ, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью не допустить расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, и ограничить возможность возникновения вооруженного конфликта с применением такого оружия.

Документ был одобрен 12 июня 1968 г. на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН и открыт для подписания 1 июля 1968 г. в Лондоне, Москве и Вашингтоне (депозитарии - Великобритания, СССР и США). Вступил в силу 5 марта 1970 г. после сдачи на хранение ратификационных грамот 40 стран, включая страны-депозитарии. В 1992 г. к нему присоединились Франция и Китай. Таким образом, обязательства по этому документу несут все пять постоянных членов СБ ООН. В настоящее время участниками договора являются 190 государств. Вне документа остаются Израиль, Индия и Пакистан, в 2003 г. из него вышла КНДР (участник ДНЯО с 1985 г.).

Согласно ДНЯО, "государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 г.". Таким образом, статус официальных ядерных держав был закреплен за США, Великобританией, Францией, Китаем и СССР, после распада которого этот статус сохранила за собой Россия (Белоруссия, Казахстан и Украина в качестве неядерных государств присоединились к договору в 1993-1994 гг.). Остальные страны-участники ДНЯО добровольно отказались от права обладания ядерным оружием.

ДНЯО содержит встречные обязательства ядерных и неядерных государств. Первые обязались не передавать кому- либо ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а государства, не обладающие таким оружием, - не производить и не приобретать его. Однако ДНЯО не запрещает размещение ядерного оружия на территории государств, не обладающих им.

Договор поддерживает неотъемлемое право сторон развивать ядерную энергетику в мирных целях. И в то же время в его рамках создана система гарантий, в соответствии с которой Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) имеет право проверять выполнение неядерными странами своих обязательств по нераспространению ядерного оружия.

Важным дополнением к договору являются резолюция Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 г. и заявления трех ядерных держав (СССР, США и Великобритании) по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств - участников договора (сделаны 19 июня 1968 г.). В соответствии с резолюцией, в случае ядерного нападения на неядерное государство или угрозы такого нападения СБ ООН и прежде всего его постоянные члены, располагающие ядерным оружием, должны немедленно действовать в соответствии с Уставом ООН для отражения агрессии. Резолюция подтверждает право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН до тех пор, пока СБ не примет мер для поддержания международного мира и безопасности. В заявлениях указывается, что любое государство, совершившее агрессию с применением ядерного оружия или угрожающее такой агрессией, должно знать, что его действия будут эффективным образом отражены при помощи мер, принятых в соответствии с Уставом ООН; в них провозглашается также намерение СССР, США и Великобритании оказать помощь тому неядерному участнику договора, который подвергнется ядерному нападению.

Каждые пять лет участники ДНЯО проводят конференции по рассмотрению действия договора (обзорные конференции).

На 5-й конференции в 1995 г. было принято решение о бессрочном действии договора (первоначальный срок - 25 лет).

На конференции 2000 г. пять ядерных держав объявили о введении моратория на любые виды ядерных испытаний, не дожидаясь вступления в силу Договора об их всеобъемлющем запрещении (ДВЗЯИ), а также о намерении продолжать сокращение запасов стратегического и тактического оружия и повышении транспарентности. Заключительный документ конференции включил "перечень" мер многостороннего характера в области укрепления режима ядерного нераспространения и разоружения - "13 шагов на пути ядерного разоружения".

В 2005 г. участникам не удалось принять согласованный заключительный документ, было констатировано, что "программа 13 шагов" осталась невыполненной.

В 2010 г. был согласован План действий, содержавший 64 практических "шага", нацеленных на укрепление договора.

международный договор. Подписан 1.7.1968 СССР, США, Великобританией и другими государствами. Его участники - 158 государств (1989). Обязывает ядерные державы не передавать кому бы то ни было ядерное оружие и контроль над ним, не помогать какомулибо государству, не обладающему ядерным оружием, в его производстве или приобретении. Неядерные государства обязаны не принимать ядерного оружия, а также контроля над ним, не производить и не приобретать его каким-либо иным способом и не добиваться в этих целях чьей-либо помощи, а также заключить с МАГАТЭ соглашения о гарантиях, предусматривающие установление его контроля за всей их ядерной деятельностью. Договор не препятствует любому государству развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях.

Договор о нераспространении ядерного оружия

международный договор, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью положить предел расширению круга стран, обладающих ядерным оружием, с тем чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия. Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР, США, Великобритания), а также 40 др. странами. На конец 1971 участниками договора являются 69 государств. Ещё 30 государств подписали, но не ратифицировали договор. Д. не ограничен сроком действия; через 25 лет после вступления в силу конференция участников договора большинством голосов определит, должен ли он оставаться в силе бессрочно или его действие будет продлено на какой-то дополнительный период времени. Договор устанавливает, что государством, обладающимядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (т. е. СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

Договор состоит из преамбулы и 11 статей. Наиболее важными являются ст. I и II, содержащие основные обязательства ядерных и неядерных государств. Ст. I обязывает государства, обладающие ядерным оружием, не передавать неядерным странам это оружие и контроль над ним, а также не помогать им в его производстве или приобретении; ст. II обязывает неядерных участников Д. не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия, не производить его и не добиваться в этих целях чьей-либо помощи. Ст. III договора говорит о гарантиях соблюдения неядерными государствами обязательств не производить собственного ядерного оружия; проверка выполнения их обязательств возлагается на Международное агентство по атомной энергии. Вместе с тем договор предусматривает, что требуемые гарантии не должны создавать помех для экономического развития государств или международного сотрудничества в области использования ядерной энергии в мирных целях и обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению благ неядерными государствами от любого мирного применения ядерных взрывов (╖ 3, ст. III, IV и V). В договоре отмечено, что одна из его целей ≈ проложить дорогу для др. мер в области разоружения (ст. VI), а также зафиксировано право любой группы государств заключать соглашения о безъядерных зонах (ст. VII). Заключительные статьи договора (VIII≈XI) определяют процедуру действия договора, в том числе право на выход из него любого государства при условии уведомления за 3 месяца всех остальных участников и Совета Безопасности ООН.

Важным дополнением к договору являются резолюция Совета БезопасностиООН от 19 июня 1968 и идентичные заявления трёх ядерных держав ≈ СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств ≈ участников договора. В резолюции предусматривается, что в случае ядерного нападения на неядерное государство или угрозы такого нападения Совет Безопасности и прежде всего его постоянные члены, располагающие ядерным оружием, должны будут немедленно действовать в соответствии с Уставом ООН для отражения агрессии; в ней подтверждается также право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности. В заявлениях, с которыми каждая из трёх держав выступила при принятии этой резолюции, указывается, что любое государство, совершившее агрессию с применением ядерного оружия или угрожающее такой агрессией, должно знать, что его действия будут эффективным образом отражены при помощи мер, принятых в соответствии с Уставом ООН; в них провозглашается также намерение СССР, США и Великобритании оказать помощь тому неядерному участнику договора, который подвергнется ядерному нападению.

Публ.: «Ведомости Верховного Совета СССР», 1970, ╧ 14, ст. 118.

Д. Асанов.

Википедия

Договор о нераспространении ядерного оружия

Догово́р о нераспростране́нии я́дерного ору́жия - многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия; создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии.

Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 (Российская Федерация - правопреемник СССР по выполнению Договора). Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР (подписал в 1968), США (1968), Великобритания (1968)), а также 40 другими странами. Франция и КНР подписали Договор в 1992 . 11 мая 1995 свыше 170 стран-участниц договорились продлить действие Договора на неопределённый срок без каких-либо дополнительных условий.

Участниками договора являются почти все независимые государства мира. Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан и КНДР.

1 июля 2018 года исполнится 50 лет со дня открытия для подписания Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который вступил в силу 5 марта 1970 года после сдачи на хранение ратификационных грамот тремя государствами-депозитариями (СССР, США и Великобританией), а также 40 другими странами.

На сегодняшний день ДНЯО объединяет едва ли не рекордное для международных соглашений число стран. Договор подписали и ввели в действие 191 государство-участник (на одно больше лишь в Конвенции о запрещении химоружия). За рамками ДНЯО остаются только Индия, Пакистан, Израиль и недавно получивший независимость Южный Судан. КНДР, которая не выполнила должным образом требования о выходе из договора, рассматривается многими, включая Россию, в качестве его участника.

50-летний юбилей - важный и ответственный рубеж для ДНЯО и всего режима нераспространения ядерного оружия, который переживает сейчас не самые лучшие времена. За полвека противоречия между ядерными и неядерными государствами заметно усилились. Вместо поиска точек соприкосновения в рамках договора отдельные его вопросы выносятся на альтернативные площадки. Создаются новые параллельные режимы с ограниченным числом участников, вступающие в правовую коллизию с ДНЯО и другими существующими международно-правовыми механизмами в этой области. Происходящие процессы вызывают серьезную обеспокоенность у России, которая является одним из инициаторов и депозитариев ДНЯО, а потому чувствует особую ответственность за его судьбу.

В последнее время все чаще со стороны неядерных стран звучат упреки в якобы дискриминационном характере ДНЯО. Договор, мол, закрепил за «пятеркой» государств привилегированное право на обладание ядерным оружием, в то время как остальные страны должны были присоединиться к нему в качестве неядерных. Здесь необходимо напомнить, что, в соответствии с ДНЯО, государствами, обладающими ядерным оружием, считаются те, кто произвел и взорвал ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года. Таковых пять - Россия, США, Китай, Великобритания и Франция. Со статусом ядерной «пятерки» согласились все, кто присоединился к ДНЯО. Каждое государство принимало решение о вступлении в договор добровольно и осознанно. И спустя годы говорить о его дискриминационном характере, забывая о подлинной цели ДНЯО, совершенно неуместно.

Главная задача договора состояла и состоит в том, чтобы предотвратить дальнейшее распространение ядерного оружия. И хотя полностью избежать появления новых ядерных государств не удалось, договор в целом с ней справился. По экспертным оценкам, не будь ДНЯО, ядерным оружием могли бы обзавестись 40-50 государств. После его заключения целый ряд стран, имевших ядерное оружие либо стремившихся его получить, приняли решение отказаться от этого. С опорой на ДНЯО после распада СССР была осуществлена беспрецедентная по масштабам акция по выводу ядерного оружия из Казахстана, Украины и Белоруссии.

Как любой договор международного масштаба, ДНЯО является результатом многочисленных компромиссов между участвовавшими в его разработке государствами. Как известно, сначала СССР и США, невзирая на атмосферу холодной войны, смогли прийти к единству по центральным статьям договора об обязательствах государств, обладающих и не обладающих ядерным оружием. Затем остальные его положения были согласованы в рамках женевского Комитета 18 государств по разоружению. Баланс интересов, на которых держится ДНЯО, очень хрупок, и любые радикальные инициативы могут оказаться губительными для него.

Несмотря на солидный возраст, договор ни в коей мере не утратил актуальности и полностью соответствует поставленным при его заключении целям, отвечая на вызовы и угрозы в области ядерного нераспространения. Это неоднократно подтверждалось результатами обзорных процессов и проводимыми раз в пять лет конференциями по рассмотрению действия договора. ДНЯО - это не просто набор постулатов, обязательств и общих требований. Речь идет о целой системе весьма эффективных норм и механизмов, которые приводят его в действие и в совокупности составляют режим нераспространения ядерного оружия. Ее опорным элементом являются гарантии МАГАТЭ.

Региональным подкреплением ДНЯО служат зоны, свободные от ядерного оружия, которые на сегодняшний день объединяют более половины государств мира. Режим ядерного нераспространения постоянно развивается и адаптируется к появлению новых угроз. Иными словами, ДНЯО никогда не был застывшей формой, ему свойственна большая внутренняя динамика. При этом стоит подчеркнуть, что обязательства по договору носят индивидуальный характер, то есть ответственность за его осуществление несет каждая страна, поставившая под ним свою подпись.

ДНЯО, как следует из его названия, - это прежде всего договор о нераспространении. В этом его основные суть и смысл. В его основе лежит выверенный баланс интересов самых различных государств. Те страны, которые вошли в категорию «неядерных», были заинтересованы не только в поддержании мира и безопасности. Они стремились к тому, чтобы новый договор гарантировал их права на доступ к благам мирного атома, поскольку собственных технических возможностей осваивать и развивать его у них на тот момент не было. Кроме того, в договоре была предпринята попытка прочертить вектор движения по разоруженческому треку.

Залогом успешного функционирования договора в течение многих лет считался сбалансированный подход к трем его ключевым составляющим: ядерное нераспространение, ядерное разоружение и мирное использование атомной энергии. Этот баланс, к сожалению, оказался нарушенным. Первоочередное внимание в рамках обзорных циклов ДНЯО стало уделяться разоруженческим аспектам, а вопросы нераспространения и мирной атомной энергетики отошли на второй план. Это, по оценке российской стороны, создает не вполне здоровую обстановку. Дальнейшее усиление такого дисбаланса никоим образом не способствует укреплению режима, основанного на ДНЯО, и не в интересах его государств-участников, учитывая, что накал страстей и постоянное муссирование внутренних противоречий в рамках договора не делает наш мир безопаснее.

Сейчас мы находимся примерно в середине очередного пятилетнего обзорного цикла ДНЯО, который должен завершиться в 2020 году десятой Конференцией по рассмотрению действия договора. Как известно, предыдущая Обзорная конференция 2015 года завершилась без принятия итогового документа. Государства-участники были тогда близки к тому, чтобы такой документ появился. Его принятие было сорвано США, Великобританией и Канадой, которые нарушили консенсус из-за несогласия с его ближневосточным разделом, в основу которого были положены получившие широчайшую поддержку российские предложения по модальностям созыва Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения (ЗСОМУ). Особый цинизм решению Вашингтона и Лондона придало то обстоятельство, что они вместе с Россией являются соавторами принятого в 1995 году в рамках ДНЯО решения о необходимости создания такой зоны и потому несут особую ответственность за его выполнение.

Эта история при всем ее скандальном характере еще раз высветила фундаментальный вопрос о том, что сегодня является объективным мерилом эффективности договора и стоит ли считать отсутствие итогового документа свидетельством не только безответственной политики отдельных государств-участников, но и - в более широком плане - внутреннего кризиса в ДНЯО. На этот счет существуют разные точки зрения. До 1995 года решения обзорных конференций носили утилитарный смысл. От них зависело, продолжит ли договор действовать в следующие пять лет.

Вместе с тем на Обзорной конференции по ДНЯО 1995 года было найдено стратегическое решение - о бессрочном продлении договора. Напряжение спало. Международное сообщество сделало однозначный выбор в пользу ядерного нераспространения, придало соответствующему режиму постоянный характер, предсказуемость и устойчивость, защитило ДНЯО от влияния перемен в политических настроениях и конъюнктуре. Так что обзорный процесс в рамках ДНЯО утратил былое предназначение. Его основная задача сегодня в буквальном смысле состоит в рассмотрении действия договора, то есть мониторинге за функционированием его механизмов. Так что принятие итоговых документов весьма желательно, но оно само по себе не может быть самоцелью. Положения ДНЯО от этого не утрачивают своего значения.

Тем не менее подобный взгляд на вещи не всех устраивает. Прежде всего тех, кто рассматривает ДНЯО как «большую сделку 1968 года», по условиям которой в обмен на присоединение к глобальному режиму ядерного нераспространения так называемые неядерные страны получают неограниченный доступ к ядерным технологиям развитых в этом отношении стран (желательно на безвозмездной основе), а также гарантии со стороны стран, обладающих ядерным оружием, по скорейшему отказу от своих стратегических арсеналов. Подобный узкий и эгоистичный взгляд на ДНЯО - не редкость. Именно он порождает чувство неудовлетворенности у ряда стран и побуждает их настаивать на согласовании в рамках обзоров ДНЯО далекоидущих, зачастую заведомо невыполнимых решений в сфере ядерного разоружения.

Рассчитывать на преодоление противоречий между двумя изложенными выше подходами, по крайней мере в обозримом будущем, к сожалению, не приходится.

Разочарование результатами Обзорной конференции 2015 года, прежде всего отсутствием новых конкретных мер в сфере ядерного разоружения, подтолкнуло антиядерных радикалов к форсированному продвижению Договора о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), который был согласован и открыт для подписания в 2017 году. При всем уважении к тем, кто выступает за скорейший отказ от ядерного оружия, руководствуясь благородной целью создания мира, свободного от ядерного оружия, к задаче ядерного разоружения необходимо подходить более трезво и реалистично. Сокращение ядерных арсеналов происходит не в вакууме, а в условиях нарастающей политической непредсказуемости и обострения конфликтов. В нынешних условиях ставить вопрос о полном отказе от ядерных арсеналов - несерьезно и даже безответственно. При реализации такого сценария вся конструкция международной безопасности может, как минимум, сильно пошатнуться и последствия этого будут пагубными.

Полная ликвидация ядерного оружия - это крайне непростая, а потому долгосрочная цель. Двигаться к ней можно лишь поэтапно. Работа в этом направлении должна строиться с учетом интересов стратегической стабильности. Безопасность одних стран не может обеспечиваться за счет ущемления безопасности других, в том числе, разумеется, и тех, кто на законных основаниях обладает ядерным оружием.

В России исходят из незыблемости положений статьи VI ДНЯО в ее взаимосвязи с соответствующими частями преамбулы договора. Их суть: прекращение производства ядерного оружия, уничтожение всех существующих его запасов и исключение ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов не могут обеспечиваться в отрыве от усилий по заключению Договора о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем. Важно не забывать об этом, если действительно проявлять заботу о поддержании мира, международной безопасности и стабильности.

Что касается практических шагов в сфере ядерного разоружения, то Россия за последние 30 лет внесла колоссальный вклад в продвижение к безъядерному миру, сократив на 85% размеры своего ядерного потенциала. Помимо тех шагов, которые были осуществлены во исполнение двусторонних договоренностей с США, Россия предприняла в одностороннем порядке целый ряд других важных мер. В частности, в четыре раза сокращено количество нестратегических ядерных вооружений. В России перевели такое оружие в категорию неразвернутого, сосредоточив его исключительно в пределах национальной территории на централизованных базах хранения, где обеспечивается должный режим безопасности.

В российской Военной доктрине значительно понижены роль и место ядерного оружия. Гипотетическая возможность его применения ограничена двумя исключительными случаями: нападением на Россию и ее союзников с применением ОМУ и ситуацией, когда в результате агрессии против нашей страны с применением обычных вооружений под угрозу поставлено само существование государства. То есть речь идет о положениях сугубо оборонительной направленности. Кроме того, в Военной доктрине появилось понятие «неядерное сдерживание», что отражает снижение роли российских сил ядерного сдерживания в деле обеспечения национальной безопасности.

Помимо ядерного разоружения, в ходе текущего обзорного цикла договора и непосредственно Обзорной конференции 2020 года острой будет оставаться также проблематика ЗСОМУ на Ближнем Востоке.

Что касается создания ЗСОМУ, то к середине нынешнего обзорного цикла договора мы подошли с нулевым результатом на этом направлении. Но и расчеты отдельных государств на то, что данная проблематика «тихо» сойдет с международной повестки дня, безосновательны. Для большинства ближневосточных стран создание ЗСОМУ в регионе является вопросом обеспечения их национальной и региональной безопасности. Они рассматривают его в качестве основной темы в рамках обзорного процесса ДНЯО. Поэтому уйти от разговора по ЗСОМУ не удастся.

Созыв Конференции по ЗСОМУ остается актуальной и реально достижимой задачей в контексте выполнения резолюции 1995 года по Ближнему Востоку. Нельзя и дальше мешкать с подготовкой этого мероприятия, включая согласование всех его организационных модальностей и содержательных аспектов. Хорошей основой для выхода на соответствующие решения в ходе Обзорной конференции 2020 года по ДНЯО могли бы послужить представленные Россией в ходе первой сессии Подготовительного комитета Обзорной конференции по ДНЯО в 2017 году предложения о выстраивании работы по созыву Конференции по ЗСОМУ, которые нашли широкую поддержку среди участников договора.

Еще одним масштабным вызовом режиму ядерного нераспространения стали одиозные идеи США по «усовершенствованию» Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (СВПД). На самом деле СВПД не нуждается в «перекройке» и «улучшениях» задним числом. Требуется лишь его добросовестное выполнение всеми участниками договоренности без исключения. Pacta sunt servanda - основополагающий принцип международного права. Потворство вольному обращению отдельных стран с международными соглашениями, включая одностороннюю корректировку своих переставших быть «удобными» обязательств, способно привести к самым тяжелым последствиям для всего режима нераспространения. Намерения и действия США уже сейчас спровоцировали новую волну спекуляций на тему жизнеспособности ДНЯО в силу недоговороспособности его отдельных участников. А ведь СВПД практически единодушно был признан мировым сообществом ключевым достижением в области нераспространения ОМУ за последние годы и получил полную поддержку со стороны СБ ООН. План действий отвечает интересам безопасности как региона Ближнего Востока, так и всего мира.

Предусмотренные СВПД меры (включая механизмы обмена информацией, верификации и контроля) носят беспрецедентный характер и дают надежную гарантию исключительно мирного характера ядерной программы Тегерана.

Сложившаяся по вине США ситуация вокруг СВПД грозит отодвинуть перспективу политико-дипломатического урегулирования на Корейском полуострове. В Пхеньяне при принятии решений наверняка будут учитывать, что любые договоренности с США могут быть нарушены в любой момент без всяких на то оснований.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что залогом сохранения ДНЯО должны служить бережное обращение с договором, ответственное отношение к заложенному в него балансу интересов, осмотрительность в предпринимаемых действиях в отношении других договоренностей в данной сфере и выполнение всех соглашений, которые разрабатывались с опорой на этот международно-правовой инструмент.

Надо надеяться, что у всех участников ДНЯО хватит мудрости и ответственности, чтобы обеспечить целостность и незыблемость режима ядерного нераспространения.