Международное сотрудничество РФ в области противодействия коррупции. Россия в борьбе с коррупцией: международный аспект Факты коррупции при оказании международного сотрудничества

Сотрудничество в рамках международных организаций.

а) Выработка международно-правовой основы борьбы с коррупцией.

Потребность в единой антикоррупционной политике определяет развитие международно-правовой базы в сфере борьбы с коррупцией. Основная масса международных документов по данной проблематике была принята в последнее десятилетие. Международное антикоррупционное нормотворчество осуществляется на нескольких уровнях.

Глобальный уровень представлен главным образом документами Организации Объединенных Наций, играющей ведущую роль в формировании глобальной антикоррупционной политики.

В поле зрения ООН проблема коррупции находится уже более двух десятилетий. О важности проблемы коррупции и необходимости противостоянии ей упоминается еще в материалах V Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1975). В дальнейшем на форумах ООН данная проблема обсуждалась неоднократно1. В то же время коррупция рассматривалась в документах тех лет как проблема национальная, во многом зависящая от культурных особенностей и традиций той или иной страны. Понимание международного, глобального характера феномена коррупции пришло несколько позже, с интенсификацией интеграционных процессов в мировой экономике.

В резолюции VIII Конгресса ООН (Гавана, 1990 г.) «Коррупция в сфере государственного управления» отмечалось, что «проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер и что, хотя они оказывают особенно пагубное влияние на страны с уязвимой экономикой, это влияние ощущается во всем мире»1. Помимо вышеупомянутой резолюции, в 90-е годы на уровне ООН были приняты: Резолюция Генеральной Ассамблеи «Борьба с коррупцией», Международный кодекс поведения должностных лиц (1996) и Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (1996)3. Важной вехой стало принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000), содержавшей ст. 18 о криминализации коррупции.

Специальный комитет по разработке Конвенции завершил работу в обозначенные сроки и представил проект на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН. Конвенция ООН против коррупции была принята 31 октября 2003 года, а в декабре того же года подписана представителями государств на конференции в г. Мериде (Мексика)3.

Важную роль в формировании антикоррупционной международно-правовой базы также призваны сыграть документы ассоциированных с ООН организаций, таких как Международный Фонд и Всемирный Банк, Всемирная Торговая Организация.

Примером выработки глобальных антикоррупционных документов является принятие в 1997 г. Конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при заключении международных коммерческих сделок. Разработанная в значительной степени под влиянием американского законодательства, Конвенция предписывает осуществить криминализацию транснационального подкупа, содержит ряд рекомендаций, в частности о принятии мер ответственности к компаниям, участвующим в коррупционной деятельности, устранении возможных налоговых преференций для взяткодателей.



Первым шагом в оформлении правовых основ борьбы с международным взяточничеством стало принятие в 1977 г. Закона США о коррупционной деятельности за рубежом (Foreign Corrupt Practice Act). История появления данного закона связана с тем, что в 1976 г. Федеральная комиссия США по ценным бумагам и биржам опубликовала отчет, содержащий информацию о том, что более 450 американских компаний, включая 177 компаний, входящих в рейтинг журнала «Форчун-500», признали факт совершения ими сомнительных платежей иностранным должностным лицам. Принятие указанного закона, безусловно, означало переход борьбы с коррупцией на новую качественную ступень, так как по существу были созданы условия как для пресечения коррупционной деятельности американских компаний за рубежом, так и для создания определенных барьеров в незаконной деятельности должностных лиц зарубежных государств1. Закон был разработан в кратчайшие сроки и принят Конгрессом единогласно в 1977 г.

После принятия Закона о практике иностранной коррупции американская администрация настаивала на принятии аналогичных мер и другими членами ОЭСР. Представители США ссылались на то, что закон 1977 г. ставит американские компании в невыгодное положение. Из членов ОЭСР только Швеция и Норвегия поддержали идею принятия международно-правового акта о криминализации актов коррупции, совершаемых за рубежом. Большинство европейских стран, включая Францию, Великобританию и ФРГ, а также Япония заявили, что они не могут позволить себе это.

Тем не менее, в 90-х годах XX века страны ОЭСР пришли к выводу о необходимости принять коллективные меры по противодействию международному взяточничеству. Совет ОЭСР создал рабочую группу по вопросам борьбы с подкупом при заключении международных коммерческих сделок. Одной из главных задач Группы был систематический анализ действий государств-членов ОЭСР по применению Рекомендаций ОЭСР в этой области. 27 мая 1994 г. Совет ОЭСР принял Рекомендации о борьбе с подкупом при заключении международных коммерческих сделок. В 1997 году данные рекомендации были пересмотрены и усовершенствованы1. На основе рекомендаций был подготовлен проект Конвенции, принятый 21 ноября 1997 г. В декабре 1997 года Конвенция была подписана 28 странами-членами ОЭСР и пятью странами, не входящими в эту организацию. По состоянию на июнь 2003 года участниками Конвенции являются 35 государств2.

Уголовно-правовое значение данного документа состоит в том, что Конвенция дает определение международного взяточничества и предписывает его криминализацию. В статье 1 Конвенции говорится: «Каждая сторона будет принимать все необходимые меры к тому, чтобы установить, что в соответствии с национальным законодательством сознательное предложение, обещание или предоставление прямо или через посредников любых материальных, денежных или иных преимуществ со стороны любого юридического или физического лица в пользу должностных лиц иностранных государств, или для таких должностных лиц или для третьих лиц в обмен на определенные действия или бездействие данного должностного лица в связи с выполнением своих служебных обязанностей в целях получения или сохранения деловой выгоды, а также получения ненадлежащих преимуществ при осуществлении международных деловых операций образует состав уголовно наказуемого преступления».

Положения Конвенции подкреплены переработанными Рекомендациями Совета ОЭСР по борьбе со взяточничеством в международных деловых операциях от 23 мая 1997 г. Рекомендации содержат обширный перечень профилактических мер по борьбе с транснациональным подкупом. Реализация данных рекомендаций осуществляется прежде всего в налоговом, банковском и гражданском законодательстве. Особое внимание уделено сфере государственных закупок и независимого аудита1.

Региональный уровень представлен документами региональных меж-дународных организаций, таких как Совет Европы, Европейский Союз, Организация Американских Государств (ОАГ), СНГ, Шанхайская организация сотрудничества и др. Для Российской Федерации наибольшее значение имеют антикоррупционные инициативы в рамках СНГ и европейских организаций.

С сожалением следует отметить то обстоятельство, что в рамках СНГ не проводится работа по выработке совместной антикоррупционной политики, отсутствуют многосторонние конвенции и декларации по данному вопросу. Данный факт тем более удивителен, если учитывать остроту проблемы коррупции для стран СНГ и наличие у ряда государств Содружества (Украины, Казахстана и др.) специального антикоррупционного законодательства.

Исключительное значение для России имеют антикоррупционные документы европейского сообщества. Как известно, Российская Федерация территориально расположена на двух континентах - Европе и Азии. Однако исторически и культурно Россия принадлежит европейской цивилизации. Данный факт никем всерьез не оспаривался2. Интеграции России в общеевропейское пространство в исторической перспективе нет альтернативы. Предпосылкой интеграции также являются экономические обстоятельства: Европейский Союз является крупнейшим торгово-экономическим партнером Российской Федерации, Россия является ведущим экспортером энергоресурсов в европейские страны, на страны ЕС приходится большинство туристических, личных и деловых поездок российских граждан. В силу масштабов России и ее глобальной роли в мировом сообществе ее полновесное вступление в Европейский Союз, предполагающее значительное ограничение государственного суверенитета, представляется невозможным. Однако создание общеевропейского экономического и правового пространства, что предусмотрено в договоре между ЕС и Российской Федерацией, уже в ближайшее время делает реальным своеобразное ассоциированное членство РФ в ЕС.

Подчеркивая особую важность своих взаимоотношений с Европейским Союзом, в октябре 1999 года Россия утвердила Стратегию развития отношений с ЕС до 2010 года. Стратегия "определяет задачи развития отношений России и Европейского Союза на следующее десятилетие и средства решения этих задач" и нацелена на "строительство единой Европы без разделительных линий, а также взаимосвязанное и сбалансированное укрепление позиций России и ЕС в международном сообществе XXI столетия". Соглашение о сотрудничестве между ЕС и РФ устанавливает цель партнерства: обеспечение соответствующих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе. Статья 84 Соглашения устанавливает: «Стороны сотрудничают с целью предотвращения противоправной деятельности, в частности... противоправной деятельности в сфере экономики, включая проблемы коррупции»1.

Среди представляющих интерес для России антикоррупционных документов ЕС следует назвать «Конвенцию о защите финансовых интересов Европейского Сообщества» 1995 г. Конвенция и прилагаемые к ней протоколы определили понимание Сообществом понятий мошенничества, коррупции и отмывания капиталов. Коррупция понимается в Конвенции как взяточничество, однако понятие мошенничества не совпадает с российским (форма хищения), а определяет должностное злоупотребление, отражая, таким образом, широкое понимание коррупции. Протокол №1 к Конвенции Евросоюза «О защите финансовых интересов Европейского Сообщества» определил понятие уголовно-наказуемой коррупции, и основания ответственности за коррупционные преступления. Так, в протоколе дается предельно широкое определение понятия «служащий сообщества». Его расшифровка дается в статье 1-1 б, которая гласит, что это «любое лицо, исполняющее должность служащего или агента, нанятого по контракту в соответствии со статусом государственного служащего Сообщества, а также лица, направленные в распоряжение Сообщества странами-членами Европейского Сообщества, а равно (в порядке ассимиляции) члены органов, созданных во исполнение договоров, учредивших Европейское Сообщество, и сотрудники этих органов, в том случае, если статус служащих Сообщества к ним неприменим». Столь широкое определение понятия государственного служащего Евросоюза приводит к тому, что ответственными за преступления, предусмотренные данной Конвенцией, будут практически все лица, работающие в аппарате, обеспечивающем работу Союза. Причем критерием определения должностного лица служат не исполняемые этим лицом функции, а место его работы и способ его найма. Подразумевается, что если лицо было принято на работу в определенное учреждение в соответствии с определенной процедурой, его статус уже достаточен для этого, чтобы при злоупотреблении своими полномочиями причинить вред интересам Сообщества. Исследователи считают, что под действие данных нормы подпадают сотни тысяч человек.

Среди мер, принимаемых ЕС для укрепления своей антикоррупционной политики, отметим также принятие Конвенции «О борьбе против коррупции среди функционеров Европейского Сообщества и функционеров стран-участниц Европейского Союза». Данная Конвенция была подписана в 1997 г. в рамках межправительственного сотрудничества на базе Маастрихтских соглашений. Охват этой Конвенции шире, чем у Протокола №1 Конвенции «О защите финансовых интересов ЕС». Конвенция 1997 года включила в понятие европейской коррупции те деяния, которые причиняют вред не только финансовым интересам Сообщества. В преамбуле Конвенции сказано: «в целях усиления судебного сотрудничества в уголовной области между государствами-участниками необходимо продвинуться далее упомянутого протокола (Протокола №1 Конвенции 1995 года) и принять Конвенцию, согласно совершаемым актам коррупции...».

Учитывая нарастающий объем экономических, политических культурных контактов с Европейским Союзом, имеющих цель формирование «Большой Европы» без разделительных линий, восприятие европейских антикоррупционных стандартов представляется актуальной для России задачей.

Другой важной составляющей сотрудничества на европейском континенте является участие России в деятельности Совета Европы и связанных с ним институтов. Совет Европы является первой межправительственной межрегиональной организацией, созданной после Второй мировой войны и объединившей к настоящему времени 41 государство. Если Евросоюз является преимущественно «детищем» Западной Европы, что обусловливает его сегодняшнюю природу, то Совет Европы имеет несколько другую основу, несмотря на то, что источником его формирования явились те же процессы и силы, которые участвовали в создании ЕС. В настоящее время Совет Европы представляет собой организацию, аккумулирующую общеевропейские проблемы вне зависимости от того, является ли государство-член Совета Европы одновременно членом ЕС. Российская Федерация является членом Совета Европы с 1996 года. Россия принимает активное участие в деятельности Совета Европы, его Парламентской ассамблее. Российские граждане получили возможность обращаться за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, зарекомендовавшем себя эффективным инструментом защиты прав жителей Европы независимо от их гражданства.

Совет Европы придает большое значение гармонизации законодательства его членов в разных областях, входящих в сферу компетенции организации. Достигается это путем принятия соответствующих норм как рекомендательного характера (резолюции, рекомендации, декларации), так и юридически обязательного (конвенции, соглашения, протоколы)1. Борьба с преступностью и, в частности, с коррупцией является одной из главных сфер деятельности Совета Европы. На 19 Конференции министров юстиции европейских стран (Ла Валлетта, Мальта, 1994 г.) было отмечено, что коррупция представляет собой угрозу демократии и правам человека. Совет Европы призвал государства-члены адекватно отреагировать на эту угрозу. В свете этих рекомендаций в сентябре 1994 г. Комитет министров Совета Европы создал Междисциплинарную группу по проблемам коррупции (MAC), которой было поручено изучить соответствующие меры, которые могут быть включены в Международную программу действий по борьбе с коррупцией. Результаты работы группы легли в основу Программы действий по борьбе с коррупцией, одобренной Комитетом министров в 1996 г. Комитет министров 6 ноября 1997 г. на 101 сессии принял Резолюцию (97) 24 о двадцати руководящих принципах борьбы с коррупцией, в которой подчеркивалась необходимость оперативно завершить разработку международно-правовых документов во исполнение Программы действий по борьбе с коррупцией3. В той же резолюции названы 20 принципов борьбы с коррупцией на общеевропейском пространстве. Как всякий набор принципов, упомянутые положения лишь определяют те отправные точки, которыми должны руководствоваться государства-члены при построении своей антикоррупционной политики. На их основе были выработаны два значительных международно-правовых документа, заложивших во многом основы общеевропейской антикоррупционной политики.

Речь идет, во-первых, об уголовно-правовой Конвенции о борьбе с коррупцией, которая была принята в 1999 году и уже подписана подавляющим большинством стран-членов Совета Европы. Россия подписала данную конвенцию в январе 1999 г., но до сих пор не ратифицировала1.

Во-вторых, это гражданско-правовая Конвенция о борьбе с коррупцией, принятая в сентябре 1999 года. Этот документ предусматривает гражданско-правовые меры компенсации ущерба, причиненного актами коррупции. Подписание этой Конвенции странами-участницами проходит медленнее, чем подписание уголовно-правовой Конвенции. Связано это во многом с тем, что многие государства, где уровень коррупции чрезвычайно высок, не имеют даже примерных навыков определения размера вреда, причиненного коррупцией, а их гражданское законодательство не имеет механизмов для взыскания подобного рода ущерба. Рассматривая меры, принятые Советом Европы для борьбы с коррупцией, следует упомянуть о модельном кодексе поведения для публичных должностных лиц, который был одобрен Советом Европы в 2000 году. Он определяет этические условия, в которых должна осуществляться государственная служба, устанавливает стандарты этического поведения для публичных должностных лиц и стандарты информирования общественности об их поведении. В Государственной Думе РФ весной 2002 года был рассмотрен и принят в первом чтении законопроект аналогичного кодекса для российских чиновников. Не дожидаясь данного закона, Президент РФ 12 августа 2002 г. подписал указ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» .

Ряд антикоррупционных инициатив Совет Европы осуществляет совместно с Еврокомиссией. Под эгидой этих двух организаций в 1996 году была учреждена структура, названная проектом «Спрут». В рамках этого проекта осуществляются меры по противодействию не только коррупции, но и организованной преступности. Основной задачей является информационный обмен между участниками проекта (а в эту программу входят почти два десятка стран) в области борьбы с организованной преступностью, техническое обеспечение сотрудничества между государствами в этой области, организация семинаров и учебных визитов для повышения квалификации работников судов и других правоохранительных органов. Также в рамках данного проекта осуществляется подготовка рекомендаций и даже законопроектов для оптимизации мер по противодействию организованной преступности и коррупции в государствах-членах проекта1.

По нашему мнению, в сфере сотрудничества в борьбе с коррупцией в рамках Совета Европы наиболее актуальными для России на данном этапе являются следующие задачи:

Скорейшая ратификация Конвенции Совета Европы об уголовной ответ

ственности за коррупцию

Участие в деятельности Группы государств против коррупции

Дальнейшая интенсификация сотрудничества в этой сфере в рамках

Совета Европы, в том числе укрепление механизмов контроля за выполнением

государствами-членами общеевропейских антикоррупционных норм и

принципов.

б) Унификация антикоррупционного законодательства

Международно-правовые нормы по борьбе с преступностью и коррупцией без их адекватного восприятия национальным законодательством являются мертворожденными. Необходимо с сожалением отметить, что процесс унификации антикоррупционного законодательства различных государств и имплементация международных антикоррупционных норм проходит медленно, со значительными трудностями. Так, Российская Федерация до сих пор нератифицировала крупнейшие международные соглашения по борьбе с преступностью: Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Помимо объективных трудностей, вызванных различием правовых систем различных государств, необходимостью отказа от ряда традиционных для той или иной страны правовых концепций и внедрения новых, не знакомых правовой доктрине и правоприменительной практике институтов, существуют и иные обстоятельства, затрудняющие данный процесс. Прежде всего - это боязнь многих государств утратить те или иные экономические преимущества в случае установления строгих правил игры на международных рынках, исключающие коррупционные проявления. Кроме того, в ряде случаев опасения вызывает возможность «двойных стандартов» и ущемление суверенитета государств при осуществлении антикоррупционных мер. На наш взгляд, во многих случаях, данные обстоятельства являются ничем иным, как проявлением инстинкта самосохранения коррумпированных элит, не имеющим никакого отношения к подлинным интересам стран и народов мира. Подчеркнем, что по нашему мнению, суверенитет принадлежит государству, а не коррупционерам и не должен выступать коррупционным щитом от международно-правовой ответственности.

Особо следует отметить, что унификация законодательства и проведение в жизнь на национальном уровне международно-правовых антикоррупционных инициатив должны происходить не только и не столько в сфере уголовного права. Не меньшее, а порой и большее значение имеет приведение в соответствие с международными требованиями банковского, налогового, административного и др. законодательства. Наиболее перспективным в данной сфере мы считаем выработку комплексных профилактических антикоррупционных законов, отражающих общую тенденцию политики в борьбе с преступностью: приоритет профилактических мер перед мерами уголовной репрессии. Данный тезис, по нашему мнению, ни коим образом не противоречит необходимости «войны с преступностью». Подобно мировой политике, в борьбе с преступностью на смену войнам XX века с насилием и массовыми жертвами должны прийти войны XXI века с высокоточным оружием и быстрым эффектом, достигнутым «малой кровью».

в) Сотрудничество в рамках неправительственных организаций

Общепризнанным в условиях современной демократии является значение гражданского общества для цивилизованного развития стран и народов. Именно на гражданское общество в современных условиях ложится основная нагрузка и в деле противостояния коррупции. В развитии международного сотрудничества в этой сфере значительная роль принадлежит международным неправительственным организациям.

Среди них следует выделить организацию Transparency International («Международная Гласность») - единственную некоммерческую неправительственную организацию, посвятившую себя делу повышения ответственности и обуздания коррупции как на международном, так и на национальном уровне. Организация была создана в 1993 году и сегодня имеет филиалы в 60 странах, в том числе и в России. Штаб - квартира организации находится в Берлине1. Transparency International проводит широкую исследовательскую работу в разных странах мира, вырабатывает рекомендации по борьбе с коррупцией. Организация издала специальную книгу-пособие по организации противодействия коррупции путем серьезных политических и экономических реформ. Книга была в 1999 г. переведена на русский язык и представляет огромный интерес для ученых и практических работников2. Доктор Петер Айген, Председатель Совета директоров Transparency International говорит во введении в данное пособие, что подход его организации основан на философии целостности, и «вовлекая всех действующих лиц в процесс реформ, направленных против коррупции, страна или сообщество могут добиться того, что коррупция будет сведена до управляемого уровня. Однако необходимыми условиями для решения этой задачи являются: наличие просвещенного и решительного политического руководства, высокий уровень общественного сознания и общественная поддержка, а также хорошо организованный и заинтересованный в результатах своей деятельности частный сектор».

К сожалению следует указать, что в современной России данных условий не наблюдается. Главной проблемой, препятствующей по большому счету и эффективной профилактике коррупции, является неразвитость гражданского общества, этических стандартов в бизнесе, отсутствие политической воли. Но объективные трудности не должны снимать данный вопрос с повестки дня. Развитие гражданских механизмов противодействия коррупции - важнейшая задача России на длительную историческую перспективу.

Организационное, процессуальное, техническое сотрудничество

Важнейшей предпосылкой успешности международного сотрудничества в борьбе с коррупцией является сотрудничество правоохранительных органов в процессуальной и криминалистической областях. Объективные предпосылки для развития созданы благодаря деятельности Интерпола и Европола, наличия многочисленных дву- и многостронних соглашений о сотрудничестве между правоохранительными органами различных государств. Исходя из специфики настоящей работы, данные вопросы подробно не рассматриваются, однако углубленная научная разработка данных проблем представляется насущно необходимой.

Научное сотрудничество

Предпосылкой успешного международного сотрудничества в борьбе с коррупцией является его научная обоснованность. Это невозможно без объединения усилий специалистов, прежде всего юристов и криминологов в разработке проблем противодействия коррупции национальными и международными средствами. Интерес научной общественности к проблеме коррупции в настоящее время велик как никогда. Международные конференции и форумы, посвященные проблемам коррупции проходят практически ежемесячно в различных областях мира. Представляется, что ученые, в отличие от политиков и представителей правоохранительных органов, достигли значительных успехов в объединении усилий в борьбе с коррупцией.

На международном уровне ведущей организацией, координирующей научную деятельность по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией является Исследовательский Институт ООН по преступности и правосудию (ЮНИКРИ). Значительную работу в сфере международного научного сотрудничестве в данной сфере играют неправительственные организации, в частности уже упомянутая Transparency International.

В единении ученых-криминологов значительную роль призван сыграть Всемирный антикриминальный и антитеррористический форум, созданный в 2002 г. Примечательно, что идея «криминологического Давоса» родилась именно в нашей стране. Первым президентом ВААФ стал бывший министр внутренних дел РФ А.С. Куликов. Первый конгресс ВААФ должен состояться в октябре 2004 г. В Берлине1.

Примером перспективного международного сотрудничества ученых в борьбе с коррупцией является деятельность сети исследовательских центров по изучению проблем транснациональной преступности и коррупции (TRACCC), созданной при Американском Университете (г. Вашингтон, США). Директором данной программы является профессор Американского университета доктор Луиз Шелли, долгие годы занимающаяся проблемами организованной преступности. Система TRACCC осуществляет значительную работу на постсоветском пространстве, в том числе в России. Создана сеть российских центров по изучению проблем организованной преступности и коррупции. Первый центр был создан в 1996 г. на базе юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В настоящее время центры функционируют в Москве (ИГП РАН), Санкт-Петербурге (юридический факультет СПбГУ), Иркутске (Иркутский университет), Владивостоке (юридический институт ДВГУ).

В 2003 году на базе Саратовской государственной академии права был создан центр TRACCC в Саратове. Приоритетным направлением деятельности центров является поддержка ученых, исследующих проблемы организованной преступности и коррупции. Реализуются грантовские программы поддержки молодых специалистов. С самой положительной стороны зарекомендовали себя летние школы молодых ученых и преподавателей, проводящиеся в Санкт-Петербургском государственном университете, а с 2003 г. и в Саратовской академии права, при поддержке TRACCC. В работе школ в качестве экспертов принимают участие крупнейшие отечественные и зарубежные специалисты по проблемам борьбы с преступностью и коррупцией. Для молодых специалистов данные форумы - не только возможность встретиться с коллегами из других регионов, но и источник новых научных идей.

Таковы, по нашему мнению, основные направления международного сотрудничества в борьбе с коррупцией. Несмотря на то, что за последние годы на различных уровнях сделаны значительные шаги в объединении государств в единый антикоррупционный фронт, международное сотрудничество в этой области в целом находится в стадии становления. На повестке дня сегодня стоит вопрос о выработке единой международной антикоррупционной политики, включающей в себя не только международно-правовые механизмы, но и широкий спектр мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений. Представляется, что принятие Конвенции ООН против коррупции должно ознаменовать новый этап в формировании такой политики на глобальном уровне.

Для Российской Федерации участие в международных усилиях по борьбе с коррупцией имеет большое значение как в свете задачи интеграции России в мировое сообщество цивилизованных государств, так и для эффективного противостояния коррупции на национальном уровне. На наш взгляд, несмотря на все различия между интересами России и ведущих индустриальных стран Запада, в частности США, являющихся «локомотивом» международных антикоррупционных инициатив, международное сотрудничество в этой области является взаимовыгодным и необходимым. Заинтересованность в эффективном противодействии коррупции обусловлена общностью интересов России и Запада, в частности в вопросах инвестиций, экономического развития, взаимной торговли. Борьба с коррупцией, в том числе и на международном уровне, отвечает требованиям Конституции РФ, определяющей Российскую Федерацию как правовое демократическое государство, гарантирующее своим гражданам их права и свободы.

Таким образом , в ходе лекции вы получили представления о понятии коррупции как международном явлении .

Заключительная часть

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1.Изучить самостоятельно следующие вопросы: коррупция в современном обществе.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам:

1.Коррупция как международное явление

2.Понятие международного сотрудничества в борьбе с коррупцией.

3.Виды международного сотрудничества в борьбе с коррупцией

Разработал:

Доцент кафедры

теории и истории государства и права

кандидат юридических наук Косякова Н.С.

01.06.2013 / 11:20

Направленность международной деятельности России

Российские власти с учетом роста антикоррупционных ожиданий изучают зарубежный опыт по борьбе с коррупцией и увеличивают количество совместных проектов в этой сфере.

Уже этап оценки зарубежных наработок и их сравнения с отечественной практикой сопровождается внесением корректив в российское законодательство в области совершенствования антикоррупционной борьбы. В будущем использование Россией международного опыта способно привести к существенным изменениям в нацио нальной антикоррупционной стратегии .

Подходы России к международному сотрудничеству

Необходимо отметить, что российские власти проявляют взвешенный подход в данном вопросе и избирательно используют зарубежный опыт. Налицо осознание того, что зачастую неплохо зарекомендовавшая себя в отдельных государствах практика оказывается неприемлемой для других стран. Поэтому для руководства России вряд ли может служить образцом для подражания недавно принятый в Британии антикоррупционный закон, который считается самым жестким по сравнению с законодательствами других стран (предусматривает тюремный срок до 10 лет и штраф в неограниченном размере за подкуп официальных лиц и прием взятки).

Российская сторона строит свою деятельность по следующей схеме: проведение с международными структурами научно-исследовательской работы по антикоррупционным тематикам (Международная антикоррупционная академия, Международная ассоциация антикоррупционных органов, Рабочая группа ОЭСР по борьбе со взяточничеством в международных деловых операциях, структуры ОБСЕ) - проработка вопросов соответствия российского законодательства международным требованиям и выполнения Россией соответствующих обязательств (Управление ООН по наркотикам и преступности, Группа государств против коррупции Совета Европы, Европейское бюро по борьбе с мошенничеством Еврокомиссии ЕС) - применение на практике зарубежного опыта.

Основные результаты

Как результат, к настоящему времени в российское законодательство уже внесен ряд существенных изменений по совершенствованию мер коррупционного противодействия.

Так, по вопросу обеспечения защиты заявителей о случаях коррупции (предусмотрено статьей 33 Конвенции ООН против коррупции) 3 апреля 2013 года вступил в силу Указ Президента РФ № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

В рамках выполнения российских обязательств по законодательному закреплению неосновательного обогащения должностных лиц (предусмотрено статьей 20 указанной Конвенции) принят Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Кроме того, 13 февраля 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.02.2012 № 3-ФЗ, в соответствии с которым Россия присоединилась к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. В настоящее время российскими властями проводится значительная работа по выполнению указанной Конвенции.

Одновременно продолжаются усилия по реализации положений Конвенции ООН против коррупции. Их правовой базой служит Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции».

Весьма примечательно, что российский опыт антикоррупционной борьбы также может оказаться востребован зарубежными партнерами, которые, в частности, проявили интерес к статье 290 УК РФ. Российская формулировка понятия состава преступления «пассивный подкуп» в этой статье оказалась более детальной, чем в статье 15 Конвенции ООН против коррупции («Подкуп национальных публичных должностных лиц»).

Прогнозы

В обозримой перспективе следует ожидать сохранения наметившейся тенденции к изменению национального законодательства в области борьбы с коррупцией с учетом международных требований.

Предполагается, что основными станут следующие направления:

    привлечение к ответственности всех лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, независимо от ранга и статуса; сокращение списка лиц, обладающих иммунитетом от судебного преследования;

    распространение конфискации на все коррупционные составы;

    привлечение к ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений;

    дальнейшее совершенствование законодательства в части, касающейся предоставления защиты заявителям о коррупции;

    общее ужесточение санкций за коррупционные преступления.

Наряду с этим, Россия наращивает контакты с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством Еврокомиссии ЕС, и в ближайшее время ожидается существенный прорыв в вопросе укрепления сотрудничества между российскими и зарубежными правоохранительными органами.

В перспективе предполагаются также практические шаги российских властей по реформированию судебной системы и системы государственных органов в целях повышения их независимости и открытости в их деятельности.

Как подчеркивают эксперты, итогом этой деятельности должен явиться существенный рост числа лиц, осужденных в России за коррупционные преступления.

Представляемые ниже табличные данные наглядно подтверждают тенденцию к укреплению международной составляющей деятельности России по борьбе с коррупционными проявлениями и свидетельствуют о серьезности намерений российских властей динамично развивать соответствующие партнерские связи.



Следует сделать ряд предварительных выводов о работе российских властей в области международного антикоррупционного взаимодействия:

1. Международное сотрудничество становится для России все более весомым вектором в деле борьбы с коррупцией. О ткрытое обсуждение с зарубежными партнерами широкого спектра вопросов антикоррупционной тематики позволяет российской стороне последовательно и поэтапно, с учетом международных требований выстраивать действенную национальную систему противодействия коррупции.

2. Р оссийские власти склонны придерживаться прагматического подхода к международному аспекту антикоррупционной борьбы, ориентируясь на взвешенную оценку зарубежных наработок и их избирательное использование .

3. К настоящему моменту в результате активного взаимодействия с международными структурами в российское законодательство уже внесен ряд существенных изменений по совершенствованию мер коррупционного противодействия. В обозримой перспективе, с учетом подготовки 6-й сессии Конференции стран-участниц Конвенции ООН против коррупции, которую Россия планирует принять в 2015 году, следует ожидать дальнейшего наращивания деятельности российского руководства в этой области.

4. Курс российских властей на активное взаимодействие с антикоррупционными национальными и региональными службами и с профильными структурами ООН и Евросоюза будет содействовать практическому решению следующих приоритетных для России на данном этапе проблем:

— выработка объективной характеристики состояния коррупции в системах государственной службы;

— анализ эффективности существующей системы мер по предупреждению коррупции;

5. В конечном итоге практические шаги руководства РФ по предметному сравнению своей антикоррупционной практики с зарубежным опытом и расширению масштабов совместных программ закладывают солидную основу как для коррекции на циональной антикоррупционной стратегии, так и для ее успешного перевода в плоскость практической реализации.

На международном уровне вопросы противодействия коррупции регулируются целым рядом правовых актов и рекомендациями ООН , в частности, Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS №173).

Эта Конвенция, подписанная 27 января 1999 г. государствами-членами Совета Европы и другими государствами, закрепила необходимость принятия законодательных и иных мер, прежде всего, в части фиксации в качестве уголовного преступления активного и пассивного подкупа национальных государственных должностных лиц, подкупа членов национальных государственных собраний, иностранных государственных должностных лиц, членов иностранных государственных собраний, а также активного и пассивного подкупа в частном секторе, подкупа членов международных парламентских собраний, подкупа судей и должностных лиц международных судов, использования служебного положения в корыстных целях, отмывания доходов от преступлений, связанных с коррупцией, преступлений, касающиеся операций со счетами.

Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 25 июля 2006 г. №125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».

Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ETS № 174) констатировала, что стороны, ее подписавшие, предусматривают в своем национальном законодательстве эффективные средства правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность возмещения убытков. Для целей Конвенции дано определение понятия «коррупция», под которой понимается «просьба, предложение, дача или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требующее от получателя взятки ненадлежащего преимущества или обещания такового».

Установлено, что стороны предусматривают в своем национальном законодательстве нормы, закрепляющие право лиц, понесших ущерб в результате коррупции, подать иск в целях получения полного возмещения ущерба. Возмещение ущерба может охватывать причиненный реальный ущерб, упущенную финансовую выгоду и компенсацию морального вреда.

Стороны предусматривают в своем национальном законодательстве следующие условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы ущерб подлежал возмещению:

Ответчик совершил или санкционировал акт коррупции или не предпринял разумные шаги для предотвращения акта коррупции;

Истец понес ущерб;

Существует причинно-следственная связь между актом коррупции и нанесенным ущербом.


Конвенция предусматривает, что в национальном законодательстве сторон к судопроизводству по возмещению ущерба применяется срок исковой давности не менее трех лет со дня, когда лицу, понесшему ущерб, стало известно или, исходя из здравого смысла, должно было стать известно о возникновении ущерба или о совершенном акте коррупции и о лице, ответственном за это. Тем не менее, подобный иск не может быть предъявлен по истечении десяти лет с момента совершения акта коррупции.

Стороны в своем национальном законодательстве предусматривают надлежащую защиту от любых неправомерных санкций, направленных в адрес государственных служащих, имеющих серьезные основания подозревать наличие коррупции и добросовестно сообщающих о своем подозрении компетентным лицам или органам.

В целях предупреждения актов коррупции стороны, ратифицировавшие Конвенцию, предусматривают в своем национальном законодательстве норму об аудиторах, задачей которых является подтверждение достоверности сведений о финансовом положении компании, представляемых в ежегодных отчетах, и эффективные средства получения доказательств при рассмотрении в порядке гражданского судопроизводства дел, вытекающих из актов коррупции.

Стороны, взаимодействуя в сфере экономических и гражданско-правовых отношений, эффективно сотрудничают в вопросах делопроизводства, получения доказательств за рубежом, юрисдикции, судебных расходов, признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений.

Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию до настоящего времени не ратифицирована российской стороной.

Еще один значимый нормативно-правовой документ - Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции - была принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. и после подписания государствами-участниками вступила в силу 14 декабря 2005 г. Настоящая Конвенция ООН является сбалансированным и системным документом, который лег в основу развития законодательства и конкретных мер в деле противодействия коррупции как на международном, так и на национальном российском уровне.

Точную оценку принятой Конвенции высказал в предисловии к ней Генеральный секретарь ООН Кофи А. Аннан: «Конвенция содержит целый ряд стандартов, мер и норм, которые могут применяться всеми странами в целях укрепления их правовых и нормативных режимов борьбы с коррупцией. В ней содержится призыв к принятию профилактических мер, а также законодательных мер, в результате которых самые распространенные формы коррупции как в государственном, так и в частном секторе были бы отнесены к категории уголовных преступлений.

В Конвенции содержится также одно новое принципиальное положение, которое требует, чтобы государства-члены возвращали средства, полученные с помощью коррупции, в ту страну, из которой они были украдены. Эти положения - первые в своем роде - провозглашают новый фундаментальный принцип, а также закладывают основу для более активного сотрудничества между государствами в целях предотвращения и выявления коррупции, а также возвращения полученных таким образом средств.

В будущем у коррумпированных должностных лиц будет меньше возможностей прятать свои незаконные доходы. Это особенно важный вопрос для многих развивающихся стран, где коррумпированные высокопоставленные должностные лица расхищают национальные богатства, а новые правительства остро нуждаются в средствах на восстановление и реконструкцию страны».

Цели Конвенции, сформулированные в первой главе «Общие положения», заключаются в следующем:

а) содействие принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней;

б) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов;

в) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.

Во второй главе «Меры по предупреждению коррупции» содержится ряд важных положений, касающихся политики и практики предупреждения и противодействия коррупции, органов, обеспечивающих предупреждение и противодействие, мер стимулирования в публичном секторе, кодексов поведения публичных должностных лиц, публичных закупок и управления публичными финансами, публичной отчетности, мер в отношении судебных органов и органов прокуратуры, мер в отношении деятельности сфер бизнеса (частного сектора), мер по активному участию гражданского общества и отдельных лиц в деле предупреждения и борьбы с коррупцией, а также мер по предотвращению отмывания денежных средств.

Глава третья «Криминализация и правоохранительная деятельность» посвящена следующим вопросам:

Подкупу национальных публичных должностных лиц, иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;

Хищению, неправомерному присвоению или иному нецелевому использованию имущества публичным должностным лицом;

Злоупотреблению влиянием в корыстных целях и злоупотреблению служебным положением;

Незаконному обогащению;

Подкупу в частном секторе и хищению имущества в частном секторе;

Отмыванию доходов от преступлений и их сокрытию;

Воспрепятствованию осуществления правосудия;

Ответственности юридических лиц;

Участию и покушению;

Осознанию, намерению и умыслу как элементам преступления;

Сроку давности, преследованию, вынесению судебного решения и санкции;

Приостановлению операций (замораживанию), аресту и конфискации;

Защите свидетелей, экспертов и потерпевших;

Защите лиц, сообщающих информацию, последствиям коррупционных деяний, компенсации ущерба;

Специализированным органам, направленным на борьбу с коррупцией с помощью правоохранительных мер;

Сотрудничеству с правоохранительными органами, сотрудничеству между национальными органами, сотрудничеству между национальными органами и частным сектором;

Банковской тайне;

Сведениям о судимости;

Юрисдикции в отношении преступлений.

Здесь следует отметить, что некоторые нормы Конвенции до настоящего времени не ратифицированы Российской Федерацией. Прежде всего, это статья 20 «Незаконное обогащение», которая звучит следующим образом: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Транснациональный характер коррупции потребовал появления в Конвенции главы «Международное сотрудничество» (глава четвертая). Данная глава дает возможность государствам-участникам оказывать друг другу содействие в расследовании и производстве по гражданско-правовым и административным вопросам, связанным с коррупцией.

Содействие предполагает :

Разрешение выдачи какого-либо лица в связи с любым из преступлений, возможность заключения двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей о передаче лиц, осужденных к тюремному заключению или другим видам лишения свободы за коррупционные преступления;

Оказание государствами-участниками друг другу самой широкой взаимной правовой помощи в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями в коррупционной сфере;

Рассмотрение государствами-участниками возможности взаимной передачи производства в целях уголовного преследования в связи с коррупционным преступлением, тесного сотрудничества друг с другом, действия сообразно своим внутренним правовым и административным системам в целях повышения эффективности правоприменительных мер для борьбы с преступлениями;

Рассмотрение возможностей заключения двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей, в силу которых в связи с делами, являющимися предметом расследования, уголовного преследования или судебного разбирательства в одном или нескольких государствах, заинтересованные компетентные органы могут создавать органы по проведению совместных расследований;

Разрешение надлежащего использования компетентными органами контролируемых поставок и в тех случаях, когда оно считает это уместным;

Использование других специальных методов расследования, таких как электронное наблюдение или другие формы наблюдения, а также агентурные операции на своей территории, а также с тем чтобы доказательства, собранные с помощью таких методов, допускались в суде.

В пятой главе Конвенции «Меры по возвращению активов» рассматриваются нормы по предупреждению и выявлению переводов доходов от преступлений, меры для непосредственного возвращения имущества, механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации, международное сотрудничество в целях конфискации, специальное сотрудничество, возвращение активов и распоряжение ими, создание подразделений для сбора оперативной финансовой информации, двусторонние и многосторонние соглашения и договоренности.

Для эффективной работы в деле предупреждения и противодействия коррупции требуется профессиональная подготовка кадрового состава специалистов и разносторонняя информация о преступлениях в сфере коррупции. Этим вопросам посвящена глава шестая «Техническая помощь и обмен информацией», в которой представлены требования о необходимости разработки, осуществления или совершенствования конкретных программ подготовки персонала, несущего ответственность за предупреждение коррупции и борьбу с ней.

При этом государства-участники, с учетом своих возможностей, рассматривают вопрос о предоставлении друг другу самой широкой технической помощи, особенно в интересах развивающихся стран, в связи с их соответствующими планами и программами по борьбе с коррупцией, включая материальную поддержку и подготовку кадров, а так же подготовку кадров и оказание помощи и взаимный обмен соответствующим опытом и специальными знаниями, что будет способствовать международному сотрудничеству между государствами-участниками по вопросам выдачи причастных к преступлениям и взаимной правовой помощи.

В данной главе содержатся нормы, регулирующие сбор и анализ информации о коррупции и обмен такой информацией, в том числе возможность проведения при помощи консультаций с экспертами анализа тенденций в области коррупции на своей территории с целью разработки, насколько это возможно, общих определений, стандартов и методологий, рассматривается возможность расширения статистических данных, аналитических знаний и информации относительно коррупции, в том числе об оптимальных видах практики в деле предупреждения коррупции и борьбы с ней, и обмена ими между собой и через посредство международных и региональных организаций.

Каждое государство-участник рассматривает возможность осуществления контроля за своей политикой и практическими мерами по борьбе с коррупцией, а также проведения оценки их эффективности и действенности. Предусматриваются также другие меры реализации Конвенции против коррупции, в том числе посредством экономического развития и технической помощи.

В рамках обеспечения реализации Конвенции предлагается учреждение Конференции государств-участников Конвенции (глава седьмая Конвенции «Механизмы осуществления»). Конференция созывается Генеральным секретарем, принимает правила, процедуры и правила, регулирующие осуществление видов деятельности по существу, в том числе правила, касающиеся допуска и участия наблюдателей и оплаты расходов, понесенных при осуществлении этих видов деятельности.

Государства-участники представляют Конференции информацию о своих программах, планах и практике, а также о законодательных и административных мерах, направленных на осуществление Конвенции; Конференция изучает вопрос о наиболее эффективных путях получения такой информации и принятия решений. Деятельность Конференции обеспечивает Секретариат.

Конвенция ООН против коррупции ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом №40 ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» от 8 марта 2006 г.

Документы, принятые на международном уровне, в том числе подготовленные в рамках различных межнациональных блоков и содружеств и принятые на уровне ООН, послужили серьезной основой для становления и развития законодательной базы во многих государствах.

Зачастую в силу рекомендательного характера документов и различия в правовых нормах не представляется возможным использование рекомендаций ООН в законодательствах государств, правоприменение их на практике. Как результат - неоправданные ожидания и не всегда эффективный результат решения проблем в антикоррупционной сфере.

Способствует снятию обозначенных проблем деятельность по формированию правового поля на уровне международных содружеств различных стран, в частности Содружества Независимых Государств (СНГ).

За время существования Межпарламентской Ассамблеи (МПА) СНГ принято более 200 модельных законов, при этом около 50 посвящены проблемам безопасности, борьбе с преступностью, строительству и полномочиям правоохранительных органов.

В сфере противодействия коррупции на уровне СНГ подготовлен ряд документов, в том числе:

Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью, подписанное в Москве 25 ноября 1998 г.;

Модельный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», принятый на XII пленарном заседании МПА СНГ 8 декабря 1999 г.;

Модельный закон «О борьбе с коррупцией», принятый на XIII пленарном заседании МПА СНГ 3 апреля 1998 г.;

Модельный закон «Об основах законодательства об антикорупционнои политике», принятый на XXII пленарном заседании МПА СНГ 15 ноября 2003 г.

Из перечисленных выше законов стоит акцентировать внимание на законе «О борьбе с коррупцией».

Данный закон дает более точное и развернутое определение коррупции: «Коррупция (коррупционные правонарушения) - не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».

Коррупция – это исключительно пагубный феномен. Она не только подрывает основы правового государства, снижает качество жизни и уровень благосостояния населения, ставит под угрозу общественную безопасность, но и создает негативный имидж страны на международной арене. Для искоренения причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, Национальная стратегия противодействия коррупции определяет в качестве одной из основных задач «повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере».

Центральная роль при этом отводится Конвенции ООН против коррупции (КПК) – первому универсальному международно-правовому инструменту, имеющему обязательную юридическую силу и регулирующему весь комплекс вопросов в рассматриваемой области. Россия в числе первых подписала КПК в 2003 г. и ратифицировала ее три года спустя. Конвенция требует от государств-участников разработки и проведения эффективной политики по предупреждению и противодействию коррупции, а также предполагает участие в механизмах обзора хода ее осуществления. Наша страна успешно прошла первый цикл обзора, посвященный главам III «Криминализация и правоохранительная деятельность» и IV «Международное сотрудничество».

Россия состоит в Антикоррупционной рабочей группе «двадцатки» , поддерживает такие приоритеты действующего председательства Аргентины и Франции, как предупреждение и урегулирование конфликта интересов в госсекторе, прозрачность предприятий с государственным участием.

В 2007 г. в результате ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию Российская Федерация стала членом Группы государств против коррупции . В 2008-2012 гг. она прошла совмещенные первый и второй раунды оценки. Продолжается выполнение рекомендаций по итогам третьего раунда (криминализация преступных деяний и прозрачность финансирования политических партий), ведется соответствующая работа в рамках четвертого раунда (предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров).

Российская Федерация входит в Группу по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности форума «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), активно участвует в Региональной антикоррупционной сети правоохранительных органов, призванной содействовать сотрудничеству между экономиками АТЭС по наиболее значимым вопросам правоприменения в сфере борьбы с коррупцией и связанными с ней преступлениями в АТР.

Россия рассматривает группу стран БРИКС как перспективную платформу международного антикоррупционного сотрудничества с большим потенциалом. Члены «пятерки» координируют там, где это возможно, свои подходы к наиболее острым вопросам международного антикоррупционного сотрудничества, оказывают поддержку инициативам партнеров на различных международных площадках. В 2015 г. в этом формате была учреждена Антикоррупционная рабочая группа, усилия которой направлены на углубление практических знаний и обмен передовыми наработками в антикоррупционных делах между государствами-членами, расширение применения инструментов уголовного и не уголовного права для борьбы с коррупцией.

В 2007 г. в рамках переговорного процесса о вступлении Российской Федерации в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) наша страна присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и вошла в состав антикоррупционной Рабочей группы ОЭСР. В этой связи Россия осуществляет работу по приведению национального законодательства в соответствие стандартам Конвенции, проходит мониторинг эффективности реализации предусмотренных процедур.

Российская Федерация участвует в деятельности Межгосударственного совета по противодействию коррупции в рамках СНГ (МСПК) , образованного в 2013 г. главами шести государств (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан). Этот орган занимается такими вопросами, как определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных мер по борьбе с коррупцией, содействие гармонизации национального антикоррупционного законодательства государств-участников, разработка предложений по совершенствованию правовой базы антикоррупционного взаимодействия.

На основании Европейской конвенции о выдаче 1957 г., Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Российская Федерация взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам . Кроме того, Россией заключено свыше 20 договоров о выдаче и около 40 договоров о правовой помощи по уголовным делам.

Российская Федерация также является участницей многосторонних межправительственных соглашений о сотрудничестве в борьбе с преступностью , включая коррупцию: Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г., Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью 2010 г. и др. Кроме того, в этой сфере Россия имеет порядка 20 двусторонних межправительственных соглашений. Государственные органы Российской Федерации заключают межведомственные соглашения о взаимодействии и двусторонние программы сотрудничества с компетентными органами других государств.

Россия является соучредителем Международной антикоррупционной академии (Лаксенбург, Австрия), придает большое значение тесному сотрудничеству с этим специализированным образовательным и исследовательским институтом.

Такое активное участие Российской Федерации в международных антикоррупционных форматах не только способствует укреплению позитивного имиджа нашей страны на международной арене, но и позволяет развивать в соответствии с передовыми мировыми стандартами национальное законодательство и правоприменительную практику в сфере противодействия коррупции.

Выполнила: обучающаяся гр. 8302-Г Монгуш Айрана Д.
Проверил: к.и.н., старший преподаватель Аюшеев Дмитрий Намсараевич

План:

1. Понятие коррупции
2. Противодействие коррупции в Российской Федерации
3. Международное сотрудничество Российской Федерации
в области противодействия коррупции

Что такое коррупция?

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,
злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование
физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и
государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо
незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Государственная политика

Система мер противодействия коррупции, утвержденных
надлежащим образом и скоординированных по целям и
времени их осуществления, закрепленных за исполнителями,
обеспеченных в финансовом, кадровом и пропагандистом
планах, именуется государственной политикой.
Государственная политика Российской Федерации в области
противодействия коррупции, является одним из направлений
государственной политики и: выражает неприятие коррупции;
состоит в разработке и реализации целей, задач и форм
деятельности государственных органов, муниципальных органов
и институтов гражданского общества по предупреждению
(профилактике) коррупции, борьбе с нею и минимизации
(ликвидации) негативных последствий

Противодействие коррупции в Российской Федерации, как определено в
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита
основных прав и свобод человека и
гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость
деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за
совершение коррупционных
правонарушений;
5) комплексное использование
политических, организационных,
информационно-пропагандистских,
социально-экономических,
правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер
по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с
институтами гражданского
общества, международными
организациями и физическими
лицами.

Организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации составляют:

1) Президент Российской
Федерации: определяет
основные направления
государственной политики в
области противодействия
коррупции; устанавливает
компетенцию федеральных
органов исполнительной
власти, руководство
деятельностью которых он
осуществляет, в области
противодействия коррупции.
4) Федеральные органы
государственной власти, органы
государственной власти
субъектов Российской
Федерации и органы местного
самоуправления: осуществляют
противодействие коррупции в
пределах своих полномочий.
2) Генеральный прокурор Российской
Федерации и подчиненные ему
прокуроры в пределах своих
полномочий: координируют
деятельность органов внутренних дел
Российской Федерации, органов
федеральной службы безопасности,
таможенных органов Российской
Федерации и других
правоохранительных органов по
борьбе с коррупцией; реализуют иные
полномочия в области
противодействия коррупции,
установленные федеральными
законами.
5) Федеральное Собрание
Российской Федерации:
обеспечивает разработку и
принятие федеральных законов
по вопросам противодействия
коррупции; контролирует
деятельность органов
исполнительной власти в
пределах своих полномочий.
3) Правительство Российской
Федерации: распределяет
функции между федеральными
органами исполнительной
власти, руководство
деятельностью которых оно
осуществляет, по
противодействию коррупции.
6) Счётная палата Российской
Федерации в пределах своих
полномочий обеспечивает
противодействие коррупции в
соответствии с Федеральным
законом от 11 января 1995
года № 4-ФЗ «О Счётной
палате Российской
Федерации».

Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской
Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области

органами и специальными службами, а также с международными организациями в
целях:
1) установления лиц,
подозреваемых (обвиняемых)
в совершении коррупционных
преступлений, их
местонахождения, а также
местонахождения других лиц,
причастных к коррупционным
преступлениям;
2) выявления
имущества,
полученного в
результате совершения
коррупционных
правонарушений или
служащего средством
их совершения;
3) предоставления в
надлежащих случаях
предметов или
образцов веществ для
проведения
исследований или
судебных экспертиз;
5) координации
деятельности по
профилактике коррупции и
борьбе с коррупцией.
4) обмена информацией
по вопросам
противодействия
коррупции;

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество по вопросам противодействия коррупции с иностранными государствами, их

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество по вопросам
противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными
органами и специальными службами, а также с международными организациями. Основанием
такого сотрудничества являются международные договоры, и возможно оно на основе
принципа взаимности.

10.

Реальный принцип заключается в
возможности привлечения любого
лица, в том числе и иностранца или
лица без гражданства, к
ответственности по российскому
законодательству за правонарушение,
совершенное на территории
иностранного государства, если оно
направлено против интересов России.
Принцип взаимности – принцип
международного права, в
соответствии с которым
международные договоры должны
заключаться на основе
равноправия, а также взаимности
выгод и обязательств. В широком
смысле это, одно из начал
международного сотрудничества,
позволяющих обеспечивать на
основе равенства и взаимной
выгоды права и интересы
государств, их граждан и
организаций.
Универсальный принцип
предполагает возможность
привлечения иностранного
гражданина либо лица без
гражданства, совершившего
правонарушение вне пределов
России, к ответственности по
законодательству Российской
Федерации в случаях,
предусмотренных
международным договором
Российской Федерации.

11.

Вопросы международного сотрудничества в области противодействия коррупции являются
предметом регулирования многих международных договоров, соглашений исходя в ряде случаев из
принципа целесообразности. Так, согласно ст. 43 Конвенции ООН против коррупции государстваучастники рассматривают возможность оказания друг другу содействия в расследовании и
производстве по гражданско-правовым и административным вопросам, связанным с коррупцией, в
случае если это целесообразно и соответствует их внутренней правовой системе.

12.

- Глобальная
программа против
коррупции ООН;
Международное сообщество стремится к
объединению усилий в деле
предупреждения и пресечения
коррупции. В настоящее время меры по
предупреждению коррупции
представлены в международных
антикоррупционных программах:
- Конвенция ООН
против коррупции и
т.д.;
- Декларация ООН о
борьбе с коррупцией
и взяточничеством в
международных
коммерческих
операциях.

13.

1. Чистки и
кампании;
3. Идейнонравственное
возрождение
общества;
В целях ограничения
распространения
коррупции мировое
сообщество выработало
множество форм и
методов борьбы такие,
как:
4. Подотчетность
правительств
выборным
представителям и
массовому
электорату.
2. Административноправовые меры.
Создание
специализированных
органов,
предназначенных для
расследования
нарушений законности
в сфере
государственной
службы;

14.

справедливого

15.

Раскрытие коррупционных преступлений, затрагивающих интересы
нескольких государств, требует постоянного повышения уровня
взаимодействия правоохранительных служб, что невозможно без
совершенствования нормативно-правовой базы, форм и методов
совместных действий, не ограничиваясь только информационным
обменом или экстрадицией. В этой связи совершенствование
международного сотрудничества в рассматриваемой сфере является
одним из наиболее приоритетных направлений внешнеполитического
курса России.

16. Заключение

Коррупция – это злоупотребление служебным
положением, дача взятки, получение взятки,
злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп
либо иное незаконное использование своего
должностного положения. Российская Федерация
осуществляет международное сотрудничество по
вопросам противодействия коррупции с иностранными
государствами, их правоохранительными органами и
специальными службами, а также с международными
организациями. Основанием такого сотрудничества
являются международные договоры.