Отечественное оружие и военная техника. Уран-э, корабельный ракетный комплекс Ракеты х 35 уран

5:04 / 17.03.16
РВСН: Стратегический ракетный комплекс шахтного базирования с ракетми УР-100Н (15А30), УР-100НУ (15А35) (РС-18А, РС-18Б)

УР-100Н (индекс ГРАУ — 15А30, по договору СНВ - РС-18А, по классификации НАТО - SS-19 mod.1 Stiletto, в переводе - Стилет) - советская жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования. Несёт на борту 6 боевых блоков и комплекс средств преодоления ПРО противника. Принята на вооружение в 1975 году.

Головной разработчик - ОКБ-52 (с 28 февраля 2007 - ОАО «НПО машиностроения»). Система управления разработана харьковским НПО «Электроприбор». () В 1979 году на вооружение принят комплекс УР-100Н УТТХ (индекс ГРАУ - 15А35, по договору СНВ - РС-18Б, по классификации НАТО - SS-19 mod.2 Stiletto) с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Серийное производство УР-100Н УТТХ продолжалось до 1985 года. Срок службы продлён до 33 лет.

Межконтинентальная баллистическая жидкостная ракета 15А30 (УР-100Н) третьего поколения с разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН) разработана в ЦКБ машиностроения под руководством Валентина Челомея. Главный конструктор ракеты - Юрий Дьяченко. Главный конструктор системы управления - Владимир Уралов.


В августе 1969 г. состоялось заседание Совета Обороны СССР под председательством Л.И. Брежнева, на котором обсуждались перспективы развития РВСН СССР и были одобрены предложения КБ "Южное" в части модернизации уже стоявших на вооружении ракетных комплексов Р-36М и УР-100. При этом не была отвергнута и предложенная ЦКБМ схема модернизации комплекса УР-100, а по существу - создание нового ракетного комплекса УР-100Н.

19 августа 1970 года вышло постановление Правительства № 682-218 о разработке ракетного комплекса УР-100Н (15А30) с "самой тяжелой ракетой из легких МБР" (такой термин позже был принят в согласованных договорах). Наряду с комплексом УР-100Н на конкурсной основе создавался комплекс с МБР МР-УР-100 (под руководством Михаила Янгеля). Комплексы УР-100Н и МР-УР-100 предлагались для замены семейства МБР легкого класса УР-100 (8К84), принятого на вооружение РВСН в 1967 г. и развернутого в массовом количестве (пик развертывания был достигнут в 1974 году, когда число одновременно развернутых МБР этого типа достигло 1030 штук).

Окончательный выбор между МБР УР-100Н и МР-УР-100 предстояло сделать после проведения сравнительных летных испытаний. Это решение положило начало тому, что в исторической и мемуарной литературе, посвященной советской ракетно-космической технике, носит название "спор века".

По своим ТТХ комплекс УР-100Н, с весьма совершенной по основным техническим характеристикам ракетой, находился между «легкой» МР-УР-100 и «тяжелой» Р-36М, что, по мнению ряда участников и наблюдателей "спора века", порождало у В. Челомея надежды не только на то, что его ракета сумеет выиграть соревнование с МР-УР-100, но и на то, что ее, как более дешевую и массовую, предпочтут сравнительно дорогой тяжелой Р-36М. Такие взгляды, разумеется, не разделялись М. Янгелем. Кроме того, руководство страны также считало совершенно необходимым для обороны СССР иметь в составе РВСН МБР тяжелого класса, поэтому надежды В. Челомея на «подмену» Р-36М с помощью УР-100Н не оправдались.

Для В. Челомея сложность создания новой ракеты заключалась и в том, что доработка шахтной пусковой установки комплекса УР-100 под ракету УР-100Н с ее "горячим" "газодинамическим стартом" практически выливалась в полный демонтаж существующей ШПУ и строительство новой с осуществлением полного цикла строительных работ (для упрочнения шахтного устройства нужны были полный демонтаж ствола шахты, ее оголовка и мощного фундамента, проведение земляных работ по увеличению диаметра шахты и сооружение новой железобетонной конструкции ШПУ), т.к. в противном случае возникла бы реальная опасность появления в некоторых местах газохода ШПУ сверхзвукового течения газов и скачков уплотнений с резким изменением его режимов (давления, температуры, теплообмена), приводящих к аварийному старту новой перспективной ракеты.

Грубо говоря, от прежней ШПУ оставалась неизменной только осевая линия, в то время как предлагаемая М.К. Янгелем новая и рискованная концепция "холодного" "минометного старта" для обеих разрабатываемых его коллективом ракет позволяла фактически обойтись уже построенными ШПУ с проведением необходимых доработок (это выглядело как более рачительное использование уже построенных ШПУ, т.е. как более экономичный подход).

При проектировании шахтного сооружения нового ракетного комплекса УР-100Н отработка газодинамики старта была поручена ЦНИИмашу. Институт справился с этой задачей, располагая малой по масштабу моделью. На ней были проведены с прецизионной точностью эксперименты и отработаны малогабаритные газоотводные аппараты. Для снижения недопустимо высоких уровней ударно-волнового давления на ракету УР-100Н при запуске ее двигателя в нижней части контейнера по рекомендации института был установлен специально разработанный дюралевый экран. При подъеме ракеты экран под воздействием струй разрушался, чем в дальнейшем обеспечивался эжекционный режим течения.



Фото: voutsen-cv.livejournal.com


Вместе с тем, несмотря на большой объем требовавшихся работ, по данным разведслужб США, ШПУ ОС 15П730 (затем 15П730П, 15П735) удерживали первое место по устойчивости к ПФЯВ среди прочих советских шахтных боевых ракетных комплексов вплоть до принятия на вооружение МБР Р-36М2 «Воевода» (15А18М, ШПУ ОС 15П718М) и РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж60, ШПУ ОС 15П760). При этом лидером стал последний комплекс.

Американские эксперты в 1980-е годы оценивали вероятность уничтожения ШПУ ОС комплекса 15А35 двумя попаданиями ББ Mk12A с БЧ W78 (МБР Minuteman-III) мощностью 335кт каждый как 0.509, в то время как два ББ Mk12 с БЧ W62 (МБР Minuteman-III) мощностью 170 кт каждый уничтожали ту же шахту с вероятностью 0.333, а два ББ Mk4 с БЧ W76 (БРПЛ Trident I C4) мощностью 100 кт каждый уничтожить эту ШПУ вообще не могли (вероятность 0).

Для ШПУ ОС комплекса 15А18 оценки американских аналитиков давали следующие цифры вероятностей: 0.590 (Mk12A), 0.407 (Mk12) и 0.044 (Mk4).()

Испытательный пуск МБР 15А30 / Фото: rbase.new-factoria.ru


Летно-конструкторские испытания МБР 15А30 проводились на полигоне Байконур (председатель госкомиссии - генерал-лейтенант Е.Б. Волков). Первый пуск МБР 15А30 состоялся 9 апреля 1973г. Испытания велись по сокращенной программе, так как разработчики представили расчеты, обосновавшие именно такой подход. Это позволило закончить испытания в октябре 1975 года, когда был выполнен последний из 27 пусков. Во время испытаний были выполнены запуски с моноблочной ГЧ, а также РГЧ ИН с 4 и 6 боевыми блоками.

Первый полк с БРК 15П030 встал на боевое дежурство в 46-й Нижнеднепровской Краснознаменной ордена Октябрьской Революции ракетной дивизии (г. Первомайск, Николаевская обл., УССР) 26 апреля 1975 года. 30 декабря 1975 года Постановлением правительства № 1063-356 ракетный комплекс УР-100Н (15А30) был принят на вооружение. Первый полк с ракетами УР-100Н, оснащенный БРК 15П030П повышенной стойкости к ПФЯВ, встал на боевое дежурство в 60-й Таманской Краснознаменной ордена Октябрьской Революции ракетной дивизии имени 60-летия СССР (г. Татищево, Саратовская обл., РСФСР) 18 декабря 1976 года.

Позже все имевшиеся БРК были доведены до уровня 15П030П. За создание упрочненного ШПУ для ракетного комплекса УР-100Н Ленинскую премию получила группа военных и гражданских специалистов, в том числе министр обороны А.А.Гречко. Сам же "спор века" закончился довольно неожиданно - на вооружение были приняты и УР-100Н и МР-УР-100, хотя последняя в количестве значительно меньшем, чем первая (окончательно - 360 против 150). Работы над комплексом УР-100Н в целом получились более сложными и дорогими (по сравнению с БРК МР-УР-100), но он полностью отвечал перспективам развития ракетного вооружения. Кроме того, по всей видимости, руководство страны опасалось возможности сосредоточения разработки жидкостных МБР всех классов в "одних руках" (КБ "Южное").

Серийное производство МБР 15А30/15А35 было развернуто в 1974 году на Московском Машиностроительном заводе имени М.В. Хруничева. Выпуск маршевых двигателей первой ступени был освоен Воронежским механическим заводом и филиалом Пермского моторостроительного завода имени Я.М.Свердлова. Маршевые двигатели второй ступени и рулевые двигатели выпускались Ленинградским машиностроительным производственным объединением "Красный Октябрь". Двигатели блока разведения изготовлял Усть-Катавский вагоностроительный завод. Компоненты системы управления собирали на Киевском радиозаводе, заводе имени Тараса Шевченко и Харьковском НПО "Хартрон". Блок разведения боеголовок и система управления производились в Оренбургском производственном объединении "Стрела".

Однако "новаторское" решение разработчиков относительно сокращенной программы испытаний имело и отрицательные последствия. При проведении пусков ракет по программе учебно-боевой подготовки со стрельбами на предельную дальность во второй половине 70-х годов возник серьезный инцидент с ракетным комплексом УР-100Н. Когда был проведен пуск ракеты УР-100Н, стоявшей на боевом дежурстве, на максимальную дальность с целью проверки состояния комплексов, результаты оказались неожиданными. Отклонения точек падения боевых блоков от точек прицеливания намного превосходили расчетные.

Пуск повторили, результаты оказались такими же. Стало ясно, что в конструкции ракеты скрывается какой-то недостаток, не выявленный при проведении испытаний. Но на боевом дежурстве стояли уже десятки ракет, ускоренными темпами готовилась поставка новых. Исследование причин недопустимых отклонений точек падения блоков позволило установить следующее. На последних секундах работы ЖРД 1-й ступени начинались интенсивные продольные колебания ракеты, вызвавшие резонансные колебания элементов системы управления дальностью. В результате этих колебаний бортовые приборы, измерявшие дальность полета, давали ошибочную команду на выключение двигателей, что и вело к недопустимым отклонениям точек падения блоков.

К разработке мер по устранению колебаний ракеты УР-100Н были привлечены самые опытные ракетные организации - КБ, НИИ, полигоны и др. Специальным решением были выделены дополнительные ракеты для летных испытаний. Головной организацией было определено ЦКБ машиностроения, проведение летных испытаний возложено на ту же Государственную комиссию, что вела испытания МБР УР-100Н. Начался период доработки этих ракет. Работа была организована следующим образом. Совет главных конструкторов при ЦКБ машиностроения под председательством В. Челомея разрабатывал предложения по доработке ракеты. Соответствующие изменения вносились на заводе-изготовителе ракет им. М.В. Хруничева. Доработанная ракета отправлялась на полигон Байконур, где и производился ее пуск по программе, предусматривающей полное выгорание топлива первой ступени. Данные, полученные при пусках, позволяли оценить эффективность доработки.

Так было проведено несколько пусков ракет с различными вариантами доработки. Результаты были отрицательными - ликвидировать колебания не удавалось. Между тем истекали сроки и запасы ракет, отпущенных на доработку. Ситуация становилась угрожающей. Вариант решения проблемы был найден совсем не там, где его искали. Генеральный конструктор В. Челомей настаивал на переделке аппаратуры СУ, чтобы избежать резонансных режимов, и замене ее на всех ракетах.

Однако в НИИТП предложили более простое решение: в хвостовом отсеке 1-й ступени ракеты поставить антивибраторы (динамические гасители колебаний), настроенные на опасную частоту и подавляющие ее в спектре вибраций ракеты. Изготовление и установка таких антивибраторов были достаточно простыми и дешевыми операциями.

Юриий Мозжорин / Фото: ЦНИИмаш


ЦНИИмаш под руководством Юрия Мозжорина провел обширный комплекс теоретических и экспериментальных исследований. Свою роль в решении указанной проблемы сыграли стендовые динамические испытания натурной ракеты с установленными гасителями колебаний. В короткие сроки были проведены необходимые расчеты, изготовлены гасители колебаний и установлены на ракету, подготавливаемую к отправке на Байконур. Результаты стали известны сразу же, как только закончили работать двигатели первой ступени - данные о полете передавались на землю телеметрической системой. Недопустимых колебаний не было.

Пуски ракет с гасителями колебаний были срочно повторены. Результаты оказались такими же. Однако в шахтах стояли на боевом дежурстве ракеты без гасителей колебаний. В крайне сложных условиях - на глубине примерно 20 м - гасители были установлены. В последующем контрольные пуски ракет проводились десятки раз. Высокая надежность комплексов была подтверждена. Однако пришлось затрачивать дополнительные усилия и немалые финансовые средства, чтобы устранить недостатки.

16 августа 1976 года вышло постановление правительства № 654-214 об улучшении тактико-технических характеристик (УТТХ) ракетного комплекса УР-100Н. Модернизация ракетного комплекса шла по следующим основным направлениям: повышение устойчивости к ПФЯВ и повышение боевой эффективности комплекса.

От своей предшественницы новая ракета отличалась новой ступенью разведения (более устойчивой к ПФЯВ, позволившей увеличить дальность стрельбы, улучшить построение порядков из элементов боевого оснащения, повысить площадь района разведения ББ), улучшенной системой управления (более устойчивой к ПФЯВ, обеспечившей повышенную точность стрельбы), позволившей выбирать одну из 6 целей, заранее заложенных для ракеты в СУ, что значительно расширило применение БРК), улучшенным КСП ПРО, новыми ББ (более высокоскоростными, мощными, точными и устойчивыми к ПФЯВ), повышенной устойчивостью к ПФЯВ для ШПУ ОС 15П735 и БРК 15П035 в целом (позже все имевшиеся БРК 15П030П были доведены до уровня 15П035 со способностью противостоять давлению в ударной волне до 100 атмосфер).

Значительно упростилась в целом эксплуатация ракетных комплексов при одновременном повышении стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва. Все это было достигнуто без изменения величины массы МБР и забрасываемой массы.

26 октября 1977 года на Байконуре начались летно-конструкторские испытания ракеты 15А35 с улучшенными ТТХ (УР-100Н УТТХ). На этот раз их провели в полном объеме. Всего было выполнено 68 испытательных запусков усовершенствованной ракеты в период с 28 сентября 1977 г. по 26 июля 1979 г. Все пуски в ходе ЛКИ проводились: по району «Кура», по району «Акватория» (на максимальную дальность), по району «Кзыл-Ту» (на минимальную дальность порядка 1000 км).

17 декабря 1980 года Постановлением правительства № 1180-402 ракетный комплекс УР-100Н УТТХ принят на вооружение. Первым полком с новым БРК стал полк в 19-й Запорожской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова ракетной дивизии (г. Хмельницкий, Хмельницкая область, УССР), который полностью стал на боевое дежурство в январе 1981 года. () К 1984 году всего в 4-х позиционных районах страны (кроме 3-х вышеперечисленных - также 28-я гвардейская Краснознаменная ракетная дивизия, г. Козельск, Калужская обл., РСФСР) было развернуто 360 ракет УР-100Н УТТХ. Производство ракет было прекращено в 1985 году.

После постановки усовершенствованных ракет на вооружение с целью наиболее полного использования возможностей комплекса с МБР 15А35 в конце первой - начале второй половины 80-х годов во всех эксплуатирующих частях для повышения устойчивости системы боевого управления были сформированы подвижные запасные командные пункты (ПКП) «Выбор» на шасси МАЗ высокой проходимости. Для обеспечения оперативности расчета полетных заданий в дивизиях были сформированы вычислительные центры.

МБР 15А30 первоначально размещались в ШПУ повышенной защищенности, разработанных Филиалом № 2 ЦКБ машиностроения (ныне - ГНИП "ОКБ Вымпел").

Позже все имеющиеся шахты повышенной защищенности были переоборудованы в шахты высокой защищенности. Всего было построено 360 шахтных пусковых установок высокой защищенности (ШПУ ВЗ). Они размещались в позиционных районах дивизий, дислоцированных под городами Первомайск (90 ШПУ ОС), Хмельницкий (90 ШПУ ОС), Татищево (110 ШПУ ОС) и Козельск (70 ШПУ ОС). Всего было развернуто 360 МБР этого типа.

Начиная с 1988 года, в соединениях, дислоцированных под городами Первомайск и Татищево, началось развертывание твердотопливной МБР 15Ж60 вместо МБР 15А35, снимаемых с дежурства. К концу 1989 года на боевое дежурство было поставлено 56 новых ракет, взамен снято с дежурства 60 15А35. Однако, начиная с 1990 года, этот процесс приостановился вплоть до развала СССР в конце 1991 года. Часть еще развернутых ракет 15А35 (130 единиц) после развала СССР оказалась на территории Украины и была впоследствии ликвидирована в соответствии с буквой международных договоров.

Комплект 15С300 (МБР 15А35 без ГЧ и СУ) / Фото: ЦНИИмаш :

Однако не был уничтожен 31 комплект 15С300 (МБР 15А35 в ТПК без ГЧ и СУ). Россия купила у Украины в 2002-2004 гг. 30 таких комплектов, хранившихся на складах в незаправленном состоянии. По заявлению тогдашнего главкома РВСН РФ Н.Соловцова, эти ракеты могут простоять на боевом дежурстве, по меньшей мере, до 2020 года, а как максимум - до 2030 года.

По официальным данным, на июль 2009 г. РВСН РФ имели 70 развернутых МБР 15А35: 1. 60-я ракетная дивизия (г. Татищево), 41 УР-100Н УТТХ 2. 28-я гвардейская ракетная дивизия (г. Козельск), 29 УР-100Н УТТХ.() Последняя дивизия ранее находилась в процессе ликвидации, однако решением Президента РФ Д.А. Медведева в ноябре 2008 года процесс ликвидации прекращен. Дивизия по-прежнему будет нести дежурство с МБР 15А35 до перевооружения на «новые ракетные комплексы» (по всей видимости - или «Тополь-М» или РС-24).

По-видимому, в ближайшем будущем количество ракет 15А35, стоящих на боевом дежурстве, будет сокращаться и далее вплоть до стабилизации на уровне порядка 20-30 единиц с учетом закупленных ракет. Для сравнения с данными июля 2009 года (когда фигурировало число в 70 МБР) - по состоянию на январь того же года ракет данного типа было развернуто 97 штук, в январе же 2008 года 110 штук.

Ракетный комплекс УР-100Н УТТХ является исключительно надежным - проведено 165 испытательных и учебно-боевых пусков, из них только три были неудачными. Американский журнал "Ассоциации ракетчиков ВВС" назвал ракету УР-100Н УТТХ "одной из наиболее выдающихся технических разработок "Холодной Войны". Первый комплекс, еще с ракетами УР-100Н, был поставлен на боевое дежурство в 1975 году с гарантийным сроком эксплуатации 10 лет. При его создании были реализованы все лучшие конструкторские решения, отработанные на предыдущих поколениях "соток" (8К84/УР-100,8К84М/УР-100М,15А20/УР-100К,15А20У/УР-100У).

Достигнутые затем при эксплуатации улучшенного комплекса с МБР УР-100Н УТТХ высокие показатели надежности ракеты и комплекса в целом позволили военно-политическому руководству страны поставить перед Министерством обороны, Генеральным штабом, командованием Ракетных Войск Стратегического Назначения и головным разработчиком в лице НПО Машиностроения задачу постепенного продления сроков эксплуатации комплекса с 10 до 15, затем до 20, 25 и, наконец, до 30 лет и далее.

В 1990-х годах, после распада СССР, военно-политическим руководством страны было принято решение о начале работ по существенному продлению сроков эксплуатации РК с МБР УР-100Н УТТХ вместо окончательного снятия его с вооружения и заменой комплексом с МБР РТ-23 УТТХ "Молодец", как первоначально планировалось во второй половине 1980-х годов.

Эта задача, при острой нехватке бюджетных средств, выделяемых на поддержание существующих и закупку новых образцов стратегического и другого вооружения, была определена военно-политическим руководством страны как особо приоритетная.() В этих условиях значимо возросла роль многолетнего взаимодействия НПО машиностроения и РВСН.

С 1996 года НПО машиностроения, как головное предприятие в совместной кооперации с другими предприятиями, решает важнейшую задачу - проведение работ по продлению сроков эксплуатации ракетного комплекса с МБР УР-100Н УТТХ в условиях несения боевого дежурства (тема «Зарядье»).

В целях проведения указанных работ, по инициативе НПО машиностроения, в 2000 году был создан Совет Генеральных (главных) конструкторов, в задачу которых входит координация работ всей кооперации предприятий - разработчиков (изготовителей) составных частей комплекса и служб РВСН. Раз в два года Совет проводит свою работу непосредственно на объектах эксплуатации. По результатам работ Совета оформляется соответствующее решение, определяющее порядок обеспечения и продления сроков эксплуатации РК с МБР УР-100Н УТТХ.

Основным результатом проведения работ по этой тематике является подтверждение высокой надежности стоящих длительное время на боевом дежурстве ракетных комплексов с МБР УР-100Н УТТХ. Задача по обеспечению столь длительной эксплуатации комплекса при сохранении высоких боевых и технических характеристик была решена впервые в мире. Потребовалось реализовать множество научных исследований и опытно-конструкторских работ, объединенных в одну комплексную программу. Были найдены подходы к прогнозированию состояния комплекса не менее чем на 2-3 года вперед.

Определяются запасы прочности силовых конструкций, тщательно проверяется состояние стенок топливных баков, анализируется состояние компонентов ракетного топлива, проводятся ускоренные испытания в климатических камерах, обеспечивающих эквивалентные воздействия параметров окружающей среды на конструкции узлов и агрегатов ракетного комплекса. Полученный опыт является универсальным и используется для продления сроков эксплуатации всех комплексов с жидкостными ракетами.

Важным этапом по подтверждению основных ТТХ ракеты являются регулярно проводимые пуски УР-100Н УТТХ с космодрома "Байконур". Для пуска выбирается ракета с максимальным сроком эксплуатации. Последний на текущий момент запуск был проведен 22 октября 2008 года, когда с Байконура была запущена ракета УР-100Н УТТХ. Головная часть успешно поразила цели на полигоне "Кура".

Проведенный пуск подтвердил неизменность основных летно-технических характеристик МБР РС-18Б, а также показал высокую степень надежности системы эксплуатации боевых ракетных комплексов. В декабре 2008 года по результатам проведенных испытаний и исследований принято решение о продлении сроков эксплуатации ракет до 33 лет. Экономические расчеты показывают, что сохранение ракет УР-100Н УТТХ в составе СЯС РФ только за последние 10 лет дало возможность высвободить несколько десятков миллиардов рублей для решения важных государственных задач.

Отмечено, что за время эксплуатации были проведены пуски ракет УР-100Н УТТХ не только на максимальную (10000 км), но и на минимальную (около 1000 км) дальность, что обеспечивает гибкость ее использования в современных меняющихся геополитических условиях. Значительный объем экспериментальных данных для продления сроков эксплуатации МБР РС-18Б также приобретается в рамках осуществления программы использования конверсионных РН "Рокот", поставка блока 15С300 для которых (1-я и 2-я маршевые ступени МБР 15А35 в штатном ТПК 15Я64) осуществляется от РВСН к Космическим войскам после проведения соответствующих проверочных мероприятий.

По результатам проведенных НИР в феврале 2011 г. было объявлено о возможности увеличения гарантийного срока эксплуатации МБР 15А35 до 36 лет.() В течение последнего десятилетия в СМИ неоднократно появлялась информация разного рода, содержащая сведения о необходимости и даже начале работ по созданию в РФ силами отечественной кооперации производителей новой жидкостной МБР массой порядка 100 тонн с РГЧ ИН с тем, чтобы поставить ее на вооружение в период "после 2015 года", однако никаких конкретных указаний на начало работ в этом направлении в течении длительного времени официально не озвучивалось.

Как сторонники, так и противники этой идеи отмечали, что, по всей видимости, окончательное решение по этому направлению будет принято по конечным результатам работ МИТа над перспективными образцами вооружения - МБР с РГЧ ИН РС-24 и БРПЛ с РГЧ ИН Р-30 "Булава", эти результаты должны окончательно заявить о себе в ближайшие год-два (о нахождении МБР РС-24 в войсках и несении на данном комплексе опытно-боевого дежурства было объявлено в июле 2010 года, а уже в марте 2011 года было объявлено о постановке данного комплекса на боевое дежурство).

Если эта работа будет выполнена удачно и новейшие мобильные твердотопливные МБР и БРПЛ с РГЧ ИН поступят на вооружение РВСН и ВМФ РФ в достаточном количестве, то необходимость создания перспективной жидкостной МБР, вероятно, отпадет. Кроме того, противники создания новой жидкостной МБР, главным плюсом которой является возможность размещения значительного числа ББ большой мощности на одной ракете,указывают на то,что в современных условиях (действие договора СНВ-3, наличие у целого ряда стран высокоточного оружия и пр.) главный ее плюс, наряду с базированием в ШПУ ОС, станет и главным недостатком - большое число боевых блоков может быть выведено из строя нанесением удара по сравнительно небольшому числу стационарных носителей в ШПУ ОС.

Вместе с тем, в феврале 2011 г. было объявлено о возможности создания перспективной тяжелой МБР со значительным числом ББ на борту как замене МБР Р-36М2 "Воевода" и УР-100Н УТТХ с поступлением на вооружение к 2020 году. В апреле 2011 года о создании такой ракеты, которая будет иметь значительно повышенную боевую живучесть за счет конструктивного совершенства, усиленной фортификационной защиты ШПУ ОС и принятия других мер пассивной и активной защиты (в том числе и средств ПВО и ПРО района базирования) при максимально возможном использовании уже развернутой инфраструктуры ракет-предшественниц, было заявлено официально со стороны представителей РВСН. Принятие на вооружение новой ракеты планируется уже к концу 2018 г., в ее создании примут и предприятия "военно-морской" кооперации, создававшей ранее жидкостные БРПЛ, во главе с ГРЦ им. В.П. Макеева.

На Западе ракета 15А35 (УР-100Н УТТХ) получила обозначение SS-19 mod.3 Stiletto (по договору ОСВ-1 РС-18Б), а 15А30 (УР-100Н) - SS-19 mod.1,2 Stiletto (по договору ОСВ-1 РС-18А).

Состав


МБР РС-18 (СССР) 1975 г. 1 - корпус первой ступени; 2 - корпус второй ступени; 3 - герметичный приборный отсек; 4 - боевая ступень; 5 - хвостовой отсек первой ступени; 6 - обтекатель головной части; 7 - двигательная установка первой ступени; 8 - бак горючего первой ступени; 9 - трубопровод подачи окислителя; 10 - бак окислителя первой ступени; 11 - кабельный короб; 12 - магистраль ПГС; 13 - двигательная установка второй ступени; 14 - силовой элемент корпуса соединительного отсека; 15 - бак горючего второй ступени; 16 - бак окислителя второй ступени; 17- магистраль ПГС; 18 - твердотопливный тормозной двигатель; 19 - приборы системы управления; 20 - боевой блок. / Изображение: www.e-reading.club


МБР 15А35 - двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, выполненная по схеме "тандем" с последовательным разделением ступеней. Ракета отличается очень плотной компоновкой и практически отсутствием "сухих" отсеков.

Изображение: rbase.new-factoria.ru

Корпус первой ступени состоит из хвостового, топливного отсеков и переходника. Топливные баки - несущей конструкции,с общим днищем. Двигательная установка первой ступени РД-0234 (15Д96) состоит из четырех маршевых жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) РД-0233 (15Д95)

(ЖРД) РД-0233 (15Д95) / Фото: rbase.new-factoria.ru


Каждый двигатель закреплен шарнирно на раме в хвостовом отсеке и может отклоняться от нейтрального положения в соответствующей плоскости. Двигатели имеют турбонасосную систему топливоподачи с дожиганием генераторного газа. Верхнее днище бака окислителя первой ступени имеет сложную форму и состоит из конической части, направленной внутрь бака, и сферической центральной части, имеющей выпуклость наружу. В образовавшемся таким образом пространстве размещается сопло маршевого ЖРД второй ступени. Наддув баков маршевых ступеней осуществляется с помощью горячих газов.

Разделение первой и второй ступени происходит по "горячей" схеме за счет рулевого двигателя второй ступени, который запускается до подачи команды на выключение ЖРД первой ступени. Отработанные газы работающего рулевого двигателя второй ступени выводятся с помощью специальной системы окон в корпусе первой ступени. Затем по команде происходит разрыв механических связей между ступенями, увод первой ступени и запуск маршевого двигателя второй ступени. Торможение первой ступени осуществляется четырьмя твердотопливными тормозными двигателями, установленными на хвостовом отсеке.


Элементы корпуса ракеты / Фото: users.livejournal.com

Корпус второй ступени состоит из укороченного хвостового и топливного отсеков. Топливные баки - несущей конструкции. Двигательная установка второй ступени включает в себя маршевый ЖРД РД-0235 (15Д113), установленный неподвижно, и четырехкамерный рулевой двигатель РД-0236 (15Д114).

Маршевый двигатель имеет схему топливоподачи с дожиганием, а рулевой - без дожигания генераторного газа. Отделение третьей ступени от второй происходит при неработающем ЖРД за счет тяги тормозных твердотопливных двигателей второй ступени. Тормозные двигатели обеих маршевых ступеней разработаны в КБ-2 завода № 81. К верхней части второй ступени корпуса ракеты крепится агрегатно-приборный блок разделяющейся головной части, в котором размещаются приборы инерциальной системы управления и двигатель разведения боевого оснащения.

Боевые блоки прикрыты обтекателем. Ракета оснащена комплексом преодоления ПРО. Ядерные боезаряды МБР УР-100Н разработаны в НИИ-1011 (ныне ВНИИТФ, г. Снежинск Челябинской области).

УР-100Н была принята на вооружение с двумя взаимозаменяемыми ГЧ: "легкая" моноблочная ГЧ с термоядерным боезарядом мощностью 5.3Мт и РГЧ ИН с 6 неуправляемыми ББ, мощность каждого - 400кт (КВО - не более 650м на предельной дальности 9650км). Ядерные боезаряды для УР-100Н УТТХ разработаны в КБ-11 (ныне ВНИИЭФ, г. Саров Нижегородской области).

УР-100Н УТТХ была принята на вооружение с одним вариантом ГЧ - РГЧ ИН с 6 неуправляемыми ББ, мощность каждого - 550 кт (КВО - не более 350 м на предельной дальности 10 000 км). Боевое оснащение УР-100Н УТТХ позволяет уверенно поражать высокозащищенные и прикрытые системой ПРО точечные и площадные цели. По данным западных экспертов, рассматривались версии оснащения РГЧ ИН МБР 15А35 новыми легкими малогабаритными ББ малого класса мощности спецзарядов, что позволило бы увеличить при необходимости число ББ на одной ракете до 18 единиц.

ЖРД РД-0237 (15Д114) / Фото: rbase.new-factoria.ru


Двигатель разведения РД-0237 - жидкостный с вытеснительной системой подачи топлива, без дожигания генераторного газа. Двигатель разведения, а также маршевые ЖРД первой и второй ступеней созданы в Конструкторском бюро химической автоматики под руководством А.Д.Конопатова (г. Воронеж). В качестве топлива все ступени используют азотный тетраоксид и несимметричный диметилгидразин. Разработка указанных ЖРД и их отработка осуществлялись в 1969-1974 гг.

Владимир Сергеев / Фото: www.space.com.ua


Система управления разработана в харьковском НИИ-692 (позднее - НПО «Хартрон») под руководством Владимира Сергеева. На ракету устанавливается автономная инерциальная система управления с БЦВМ 15Л579. Бортовой вычислительный комплекс унифицирован с ракетой 15А18. При несении боевого дежурства все важнейшие параметры ракеты непрерывно контролируются. Высокие характеристики СУ подтвердились при пусках. КВО не превышает 350 м (в начальный период эксплуатации для МБР 15А35 эта величина составляла 430м)

Для систем управления МБР 15А35 и 15А18 впервые в СССР была разработана новая технология отработки программно-математического обеспечения, включающая т.н. "электронный пуск", при котором на специальном комплексе, включающем ЭВМ БЭСМ-6 и изготовленные блоки системы управления МБР моделировался полёт МБР и реакция системы управления на воздействие основных возмущающих факторов. Эта технология обеспечила также эффективный и полный контроль полётных заданий. Коллектив разработчиков "электронного пуска" был удостоен Государственной премии УССР. Установка новой аппаратуры контроля дала возможность полностью автоматизировать цикл проверок технического состояния ракет и систем пусковой установки.

ШПУ 15П735 / Фото: rbase.new-factoria.ru


Боевой стартовый комплекс УР-100Н УТТХ включает 10 ракет в ШПУ 15П735, командный пункт 15В52У и ремонтно-техническую базу. Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБТМ под руководством Б.Р.Аксютина.

С сайта украинского музей РВСН - макет командного пункта 15В52У / Фото: hfrantsouzov.livejournal.com


Ракета 15А35 имеет газодинамическую схему старта, при которой она выходит из транспортно-пускового контейнера 15Я54, размещенного в ШПУ, по направляющим на внутренней поверхности ТПК за счет действия силы тяги двигательной установки первой ступени ракеты. Баки с топливом ампулизированы, весь период эксплуатации ракета находится в заправленном состоянии в транспортно-пусковом контейнере, который обеспечивает требуемый температурный режим. Конструкция ТПК позволяет производить техническое обслуживание систем ракеты, заправку и слив компонентов топлива после установки ракеты в шахту.


Разрез ШПУ МБР УР-100Н: 1 - «ствол» шахтной конструкции; 2 - защитный оголовок шахты; 3 - защитная крышка шахты; 4 - входной люк; 5 - элементы подвески ТПК; 6 - ТПК с ракетой; 7 - газоотбойное устройство / Изображение: www.e-reading.club

Система поддержания заданного температурно-влажностного режима в ТПК позволяет на всех этапах эксплуатации ракеты содержать ее в требуемых условиях хранения. В шахтной пусковой установке ТПК ракеты закреплен с помощью высокоэффективной системы амортизации, обеспечивая дополнительную защиту ракеты от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. По данным американских аналитиков, МБР 15А35 способна стартовать спустя не более 3 минут после непоражающего термоядерного воздействия по ШПУ ОС. ТПК заполнен инертным газом - азотом. Во время боевого дежурства ракеты подвергается промежуточному регламентному осмотру раз в три месяца и главному раз в три года. В результате выполнения всех работ по улучшению ТТХ защищенность сооружений ракетного комплекса повысилась на порядок. Управление пуском - дистанционное.

Тактико-технические характеристики

РН способна выводить полезный груз массой 1950 килограмм на орбиту высотой 200 километров или 1250 килограмм на орбиту высотой 1500 километров. Относительная масса полезного груза - 1,82 %.

На базе ракет 15А35 в НПО Машиностроения создан ракетно-космический комплекс “Стрела”, предназначенный для запуска космических аппаратов с космодрома "Свободный" из модернизируемой шахтной пусковой установки 15П720, предназначенной для запуска ракет 15А20.


Установка космической головной части РН "Стрела" в ШПУ / Фото: www.npomash.ru

Отсек измерительной аппаратуры с макетом КА на кантователе / Фото: www.npomash.ru

РН "Стрела" на старте в ШПУ / Фото: www.npomash.ru

Заправка РН "Стрела" / Фото: www.npomash.ru



Основной концепцией, реализованной в этом проекте, является сохранение максимальной преемственности КРК "Стрела" с базовым комплексом. Использование космического ракетного комплекса "Стрела" обеспечит экономически выгодные запуски малых космических аппаратов на орбиты с различными высотами и наклонениями. Ракета 15А20 меньше по габаритам и по энергетике, чем ракета 15А35.

Для этого шахта 15П720 углубляется и усиливается ее нижняя часть. Изменяется и геометрия верхней части ШПУ подобно верхней части ШПУ 15П735 для установки газоотводящей решетки.

Дальность стрельбы, км 10000 (9 650 с РГЧ ИН)
Длина ракеты, м 24.3 (24.0 для 15А30)
Максимальный диаметр корпуса, м 2.5
Стартовая масса, т 105.6
Масса головной части, кг 4350
КВО, км 0.35 (0.65)
Гарантийный срок хранения, лет 10 (для 15А35 продлен до 33 лет)
ДУ 1-ой ступени
- тяга в вакууме, кН
- тяга на уровне моря, кН,
- удельный импульс в вакууме, с
- удельный импульс на уровне моря, с
- время работы, с

2070
1870
310
285
121
ДУ 2-ой ступени
- тяга в вакууме (маршевый), кН
- удельный импульс в вакууме (маршевый),с
- время работы (маршевый), с
- тяга в вакууме (рулевые в связке), кН
- удельный импульс в вакууме (рулевые), с
- время работы (рулевые), с

Противокорабельная ракета Х-35 «Уран» предназначена для уничтожения надводных кораблей противника водоизмещением до 5000 тонн. Активно используется в ВМФ России. Ракета Х-35 «Уран» отличается малыми габаритами, массовостью применения, универсальностью.

Потребность в универсальной противокорабельной ракете возникла в СССР в конце 1970-х годов. Однако массовой эксплуатации универсальные ракеты не достигли, но наработки и опытные и мелкосерийные экземпляры все же достались России. Подавляющее большинство самолетов, кораблей, подводных лодок и береговых ракетных комплексов российского производства.

Ракету Х-35 «Уран» способны применять:

1. Авиация
— многоцелевые истребители Су-30СМ, Су-35С;
— фронтовые бомбардировщики Су-24, Су-34 «Утёнок»;
— многоцелевые лёгкие истребители Миг-29СМТ;
— вертолеты Ка-27, Ка-28, Ка-52К.

2. Корабли ВМФ
— фрегаты
— корветы проекта 22380;
— сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» проекта 11540;
— ракетные катера;
— атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень» и модернизированная версия 885М «Ясень-М».

3. Береговые ракетные комплексы «Бал».

ПКР Х-35 на истребителе Миг-29СМТ

Пуск Х-35 с корабля

Пуск ракеты из БРК «Бал»

Описание

Ракета имеет две ступени (авиационный вариант один) — стартовый ускоритель и маршевый двигатель.
Длина, м:
— корабельного/берегового/вертолётного базирования: 4,4
— самолётного базирования: 3,85
Размах крыла, м: 1,33
Диаметр ракеты, м: 0,42
Стартовая масса, кг:
— корабельного/берегового базирования: 600 (670)
— вертолётного базирования: 610 (650)
— самолётного базирования: 520 (550).
Боевая часть: осколочно-фугасная проникающего типа массой 145 кг.

Максимальная дальность пуска ракеты составляет 260 км. Ракета совершает полёт на дозвуковой скорости на сверхмалых высотах (на маршевом участке: 10-15 м, на конечном участке: 3-4 м). Скорость ракеты составляет порядка 0,8-0,85 Маха.

Х-35 имеет АРЛГСН (активную радиолокационную головку самонаведения с щелевой антенной решёткой) позволяющую ракете автономно производить поиск цели. Ракете при пуске на большую дальность нужно лишь внешнее целеуказание. ГСН ракеты предназначена для обнаружения малоразмерных целей.

Преимущества

Ракета Х-35 имеет малые габариты, небольшую массу. Данные качества позволяют приспосабливать ракету практически к любым кораблям, самолетам, береговым комплексам. Опыт предыдущих десятилетий показал, что тяжелые специализированные ракеты требуют строительства дорогостоящих носителей с большим тоннажом (корабль, субмарина) и большой взлетной массой (самолёт).

Американская AGM-84 «Harpoon»

Сравнение с ракетой AGM-84 «Harpoon»

Х-35 имеет большую дальность, большую боевую часть и большую универсальность.
Ракетный комплекс «Уран» имеет наземную модификацию — мобильный береговой ракетный комплекс «Бал». Пусковая установка комплекса имеет 12 ракет Х-35. Возможность использовать наземные носители значительно усиливает эффективность и актуальность ракеты Х-35. Береговые комплексы способны прикрывать побережье от вражеских десантных кораблей.

Если разместить комплекс на острове то получится «непотопляемый крейсер», так как при грамотном использовании комплекса «Бал» можно будет наносить серьезные ракетные удары по вражеским кораблям всех классов. Корабельные эскадры также будут уязвимы против ракет Х-35. Береговой комплекс «Бал» способен надежно закрыть пролив, залив или фьорд от атаки вражеских кораблей или десанта с моря. По данному показателю AGM-84 «Harpoon» серьезно уступает Х-35. Максимальная дальность «Harpoon» авиационного базирования 280 км, подводных лодок 90 км и кораблей 150 км.

Отличие от П-800 «Оникс»

Существует также универсальная сверхзвуковая ракета П-800 «Оникс». П-800 объединяет с Х-35 малые габариты, универсальность, наличие различных модификаций. На первый взгляд обе ракеты не имеют никаких отличительных особенностей кроме скорости полёта. Однако ракеты имеют несколько разные концепции применения.

Сверхзвуковая ПКР «Яхонт» — экспортная версия П-800 «Оникс»

Россия достигла наибольших успехов в развитии сверхзвуковых противокорабельных ракет. Большая скорость ракет затрудняет их перехват зенитными ракетами. Также высокая скорость позволяет долетать сверхзвуковой ракете за короткий промежуток времени: от двух-трёх минут до нескольких десятков минут. За такой короткий период времени надводная цель не успеет уйти на большой расстояние, что позволяет системам наведения ракеты не потерять цель.

Большая скорость ракеты затрудняет ее перехват. Однако по этой причине, при полёте на максимальную дальность 300 км ракета летит большую часть полёта на высоте 10-14 км, после этого опускаясь на высоту 15-20 метров, летит последние несколько десятков км. Ракета имеет и режим низковысотного полёта, пролетая 140 км на малой высоте.

Х-35 имеет преимущество в том, что ракета расходует значительно меньше топлива из-за того, что летит на дозвуковой скорости. Ракеты летящие на дозвуковой скорости расходуют топливо лишь немногим больше, чем если бы они летели на больших высотах. По данной причине ракета способна лететь весь полет на малой высоте, у Х-35 нету «укороченного» полёта как у П-800. Морская и береговая версия Х-35 имеет дальность 120 км, авиационная 300 км.

Перспективы

Ракеты Х-35 «Уран» наряду с ракетами «Циркон» (3М22), П-800 «Оникс», «Калибр», Х-31, Х-59, Х-22, Х-55/555 и Х-101 будут основными средствами противодействия корабельным группам противника (в том числе и авианосным ударным группам).

Х-35 «Уран» будет активно использоваться в ВКС и Морской авиации. Х-35 — идеальная авиационная ракета для тактической авиации. Стартовая масса в 500-600 кг позволяет использовать ракету почти любыми самолетами тактической авиации.

ПКР Х-35 «Уран» имеет большие перспективы для экспорта. В настоящее время Алжир, Китай, Индия и Вьетнам уже закупили экспортные версии Х-35. Экспортные версии несколько уступают по ТТХ отечественным для превосходства Российских вооруженных сил.

Также планируется модернизировать стратегические бомбардировщики Ту-22М3, которые после модернизации смогут использовать ракеты Х-35 «Уран».

/Александр Растегин /

История противокорабельной ракеты Х-35 началась еще в советский период, в 1980-е годы, однако «довести» разработку ракеты удалось лишь к началу XXI века.

Сначала 1980-х годов ОКБ «Звезда» вело разработку противокорабельной ракеты Х-35 тактического назначения, которая должна была стать основой ракетного комплекса «Уран» корабельного базирования.

ЗАТЯНУВШАЯСЯ РАЗРАБОТКА

Комплексом «Уран» планировали вооружать катера и корабли малого и среднего водоизмещения. Техническое предложение по созданию комплекса ОКБ «Звезда» выработало в 1977 году, опытно-конструкторские работы развернули с 1984 года. Противокорабельную ракету (ПКР) Х-35. получившую от ГРАУ индекс 3М24, разрабатывали в ОКБ «Звезда» (г. Калининград Московской области) под руководством главного конструктора ОКБ Г. И. Хохлова. Новая ПКР должна была поражать корабли и суда водоизмещением до 5 тыс. тонн, следующие в составе ударных групп (конвоев) или отдельно, а также применяться в любое время суток, любых метеоусловиях, при использовании противником средств ПВО и радиоэлектронного противодействия. Техническое задание предусматривало возможность одиночного пуска ракет и пуска залпом.

Первый пуск опытной ПКР был проведен в 1985 году с береговой позиции. Дальнейшие испытания выявили ряд проблем, на решение которых ушло несколько лет. Активная радиолокационная головка самонаведения, разрабатывавшаяся ленинградским НПП «Радар ММС», была готова к испытаниям на ракете только к 1992 году. В дальнейшую судьбу ракеты вмешались распад страны, развал экономики, падение финансирования, разрушение производственных связей. После восстановления в Калининграде (с 1996 года — г. Королев) научно-производственного объединения в форме «Государственного научно-производственного центра «Звезда-Стрела» удалось возобновить разработку комплекса уже в экспортном варианте «Уран-Э». Ракету ГНПЦ «Звезда-Стрела» (преобразованный в 2002 году в государственную корпорацию «Тактическое ракетное вооружение») представлял на внешний рынок в варианте Х-35Э. Экспортные поставки в Индию, затем и увеличение государственного финансирования позволили продолжить опытно-конструкторские работы в интересах отечественного флота. В 2004 году ракета Х-35 была принята на вооружение ВМФ России. Таким образом работы продолжались почти четверть века.

Х-35 стала основой не только корабельного ракетного комплекса «Уран», но и подвижного берегового комплекса «Бал», а также авиационного комплекса. В США и НАТО ракета Х-35 (3М24) получила обозначение AS-20 Kayak.

ОБЛИК И УСТРОЙСТВО X-35

Х-35 представляет собой крылатую ракету, выполненную по нормальной аэродинамической схеме с X-образным складным крылом и складным оперением большого удлинения. Комбинированная система наведения включает инерциальную систему, обеспечивающую программный полет на маршевом участке, активную радиолокационную головку самонаведения (ГСН). ГСН АРГС-35, установленная в головной части фюзеляжа, обеспечивает обнаружение надводной цели, выбор цели, подлежащей поражению, определение положения цели по азимуту (пеленгу) и углу места, дальности до цели и скорости сближения с ней, выдачу координат цели в систему наведения. Способна работать в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия противника. Позади ГСН размещена проникающая осколочно-фугасная боевая часть. Установленный в хвостовой части ракеты малогабаритный двухконтурный турбореактивный маршевый двигатель работает на авиационном керосине. Воздухозаборник двигателя трапециевидного сечения выполнен в нижней части фюзеляжа, вокруг воздуховодного канала размещен топливный бак. Ракета хранится и транспортируется в герметичном контейнере.

Старт ракеты с корабельной или береговой пусковой установки производится из контейнера с использованием твердотопливного ускорителя (на его корпусе также установлено раскрывающееся оперение), маршевый двигатель включается после набора ракетой необходимой скорости и сброса ускорителя. В вертолетном варианте ракеты импульс твердотопливного ускорителя уменьшен, в самолетном варианте ускоритель не используется. Пуск авиационного варианта производится без контейнера, минимальная высота пуска — 200 м. На маршевом участке траектории ПКР летит с околозвуковой скоростью на высоте 10-15 м над гребнями волн, что обеспечивается точностью радиовысотомера РВЭ. Ракета в полете может отклоняться от линии курса на углы до 90°. На конечном участке траектории после захвата цели ГСН высота полета уменьшается до 3-5 м. Точность наведения характеризуется величиной кругового вероятного отклонения 5-8 м. Для поражения береговых и наземных целей ракета не предназначена. Компоновка и размеры ракеты способствуют уменьшению ее радиолокационной и инфракрасной сигнатуры, что — вместе с полетом на предельно малой высоте (ниже уровня горизонта корабельных РЛС противника) — снижает вероятность ее обнаружения и перехвата средствами ПВО.

МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ РАКЕТА

В начале 2000-х годов были развернуты работы над усовершенствованным вариантом ПКР, получившим обозначение Х-35У и предназначенном для применения в составе авиационного (с реактивных истребителей) и берегового комплексов. Ракета Х-35У обладает существенно улучшенными характеристиками. Ее система наведения включила аппаратуру спутниковой навигации и новую активно-пассивную радиолокационную ГСН. Максимальная дальность обнаружения и захвата цели ГСН возросла с 20 до 50 км. Дальность пуска Х-35У увеличена вдвое — до 260 км. На маршевом участке полета ракеты может быть до четырех пунктов перемены маршрута с углом отворота от линии курса до 130° — такие маневры повышают шансы «прорвать» систему ПВО противника. Ракета получила возможность огибания в полете таких препятствий как острова или выступающие из воды остовы кораблей, атаки надводных целей в узкостях и фьордах в прибрежной полосе. Представленная в 2009 году ракета Х-35УЭ получила в США и НАТО обозначение AS-X-20 Harpoonsky (ее считают аналогом модернизированной американской ПКР «Гарпун»).

«Уран» - корабельный ракетный комплекс (КРК) с противокорабельной ракетой (ПКР) Х-35 на СКР «Сметливый»

Корабельный ракетный комплекс (КРК) «Уран» с противокорабельной крылатой ракетой (ПКР) типа Х-35 разработан по Постановлению СМ и ЦК КПСС от 16.04.1984 г. кооперацией предприятий во главе с ОКБ Калининградского машиностроительного завода «Стрела» (ныне ОАО «Корпорация тактическое ракетное вооружение», главный конструктор Г.И. Хохлов). Изначально он разрабатывался как малогабаритный комплекс корабельного базирования для оснащения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения.
В настоящее время головной разработчик и производитель ракетного комплекса Уран-Э — ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
Комплекс «Уран» состоит из противокорабельной крылатой ракеты морского базирования, транспортно-пускового контейнера, пусковой установки, корабельной автоматизированной системы управления и комплекса наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты.

Пуск противокорабельной крылатой ракеты Х-35 (3М24) ПКР «Уран»

Ракета 3М-24 противокорабельного ракетного комплекса «Уран» предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5000 т и аналогична по конструкции американской противокорабельной ракете «Harpoon». Ракета предназначена для боевого применения днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Ракета может применяться как одиночно, так и в залпе.

Х-35У «Уран-У» Модификация с увеличенной до 260 км дальностью и ГСН с дальностью действия до 50 км.

Крылатая ракета 3М-24, входящая в состав корабельного ракетного комплекса «Уран», по своим массогабаритным характеристикам превосходит лучшие мировые образцы ракетного оружия этого класса. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет складное крыло и оперение. Планер ракеты изготовлен из алюминиевых сплавов. Воздухозаборник маршевого турбореактивного двигателя расположен в нижней части корпуса. Крылатая ракета в корабельном и вертолетном вариантах снабжена складным крестообразным оперением большого удлинения и стартовым твердотопливным ускорителем, расположенным тандемно с маршевым. На вертолетном варианте РДТТ имеет меньший суммарный импульс. Боевая часть – осколочно-фугасная, проникающая. Ракета оснащена комбинированной системой управления, в которую входит автопилот и активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН) с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех противника. Имеется вариант ракеты с тепловизионной ГСН. Радиолокационная ГСН ракеты обеспечивает: обнаружение надводной цели, выбор цели, подлежащей поражению, определение положения цели по азимуту и углу места, дальности до цели и скорости сближения с целью, выдачу координат цели в систему наведения ракеты. Ракета Х-35 оснащена инерциальной системой управления, обеспечивающей управление ракетой в полете и активной радиолокационной головкой наведения, обеспечивающей обнаружение, наведение и уничтожение цели.

Противокарабельная ракета (ПКР) Х-35 «Уран»: 1- активная радиолокационная головка самонаведения; 2- фугасно-кумулятивная боевая часть; 3- инерциальная система управления; 4- топливный бак; 5- турбореактивный двигатель; 6- руль; 7 - стартовый двигатель; 8- стабилизатор; 9- рулевой привод; 10- механизм подачи топлива; 11- всасывающее устройство.

Система наведения ракеты обладает высокой живучестью против электронного противодействия противника. Для успешного преодоления системы противоракетной обороны противника ракета имеет малую отражающую поверхность и низкую траекторию полета. В начальной фазе высота полета составляет 10-15 м над уровнем моря, но в фазе подлета к цели ракета при скорости 280-300 м/сек снижается до высоты 3-5 м над уровнем моря. Минимальные и максимальные дальности полета от 5 до 130 км.
Наведение ракеты на цель на конечном участке осуществляется по сигналам от помехозащищенной активной радиолокационной системы наведения. Поражение цели обеспечивается проникающей осколочно-фугасной частью, подрыв которой происходит по сигналам контактного взрывательного устройства. На маршевом участке ракета движется на высоте 5-10 метров и благодаря высокой точности радиовысотомера может отслеживать волнение моря высотой до 3-5 метров. Полетный вес — 603 кг. При пуске с наземной или корабельной ПУ она запускается наклонно стартовым ускорителем и в это время ракета практически неуправляема. Её траектория не позволяет атаковать корабли на удалении менее 5 км. Для примера есть траектория гарпуна, траектория Х-35 на неё очень похожа.

Траектория полета ПКР Х-35 при пуске ракеты с надводного корабля или с наземной ПУ

Ракета 3М-24 помещается в транспортно-пусковой контейнер 3С-34 (завод-изготовитель ОАО «Красный гидропресс», г. Таганрог под контролем военных представителей), который представляет собой металлический цилиндр с внутренними направляющими. С торцов он закрыт крышками, открываемыми пружинным механизмом после срабатывания пироболтов. В его центральной части имеются прямоугольные шпангоуты, служащие для объединения транспортно-пускового контейнера в пакеты и крепления их на пусковой установке.

Завод-изготовитель транспортно-пусковой контейнер 3С-34 ОАО «Красный гидропресс», г. Таганрог

По сравнению с авиационной модификацией для уменьшения размеров ТПК крыло ракеты выполняется складным, а в задней части дополнительно размещается стартовый твердотопливный ускоритель. После использования ракеты возможно повторное использование контейнера при проведении восстановительных работ. Пусковая установка представляет собой металлическую конструкцию (раму), закрепленную на фундаменте под углом 35 градусов относительно горизонтальной плоскости корабля. Каждая пусковая установка рассчитана на размещение четырех ракет в транспортно-пусковых контейнерах. В состав установки может также входить приспособление для размещения на ней пакета с контейнерами. Пусковые установки, обеспечивают не только пуск ракет и хранение на корабле, но и безударную их погрузку в ТПК на корабль при волнении моря. Они также снижают до допустимого для ракеты уровня ходовые, ударные и импульсные перегрузки, возникающие, например, при взрыве вблизи корабля мины, бомбы и другого оружия. Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы; время подготовки к пуску из холодного состояния составляет 60 секунд. Важной особенностью ракеты 3М-24 является ее унификация (по носителям) благодаря ее относительно малым массогабаритным характеристикам. Корабельный вариант ракеты существенно расширяет боевые возможности надводных кораблей Военно-морского флота. Малые габариты и относительно невысокая стоимость, в сочетании с высокими боевыми возможностями, определяют очень широкий круг кораблей, оснащённых ракетами Х-35: от лёгких ракетных катеров, до эсминцев.

Корабельная модификация Х-35 входит в состав вооружения следующих кораблей:
– ракетных катеров проектов: 1241 «Молния», 10411 «Светляк», 20970 «Катран»;
– корветов проектов: 20380 «Тигр» (Стерегущий), 25 «Курки» (Индия), 25А «Кора» (Индия);
– фрегатов (сторожевых кораблей) проектов: 11540 «Ястреб» (Неустрашимый), 11541 «Корсар», 11661 «Гепард» (Татарстан), 22460 «Рубин», 16 «Годвари» (Индия), 16А «Брахмапутра» (Индия);
– больших противолодочных кораблей проектов: 61 «Комсомолец Украины» (модернизированный по проекту 01090);
эскадренных миноносцев проектов: 15 «Дели» (Индия).

Ракетный катер «Р-44″ с ПКР 3М-24 «Уран»

По заявлению производителя, практически любое судно (в том числе и гражданское) в короткий срок может быть оснащено ракетным комплексом «Уран». Боезапас корабля может варьироваться в широких пределах в зависимости от решаемых задач и технических ограничений.Так, при замене состоящих на вооружении устаревших комплексов ракетный боезапас может быть увеличен с 4 до 16 и более единиц без увеличения водоизмещения, ухудшения архитектуры и обитаемости корабля. На Черноморском флоте таким примером может служить СКР «Сметливый». Этот большой противолодочный корабль проекта 61 при модернизации его в 1990-95 гг. по проекту 01090 на месте имевшихся двух снятых РБУ-1000 получил 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет «Уран».

Пусковые установки противокорабельного комплекса «Уран» на СКР «Сметливый» (фото А.Бричевский, 24 октября 2008 г.).

На базе 3М-24 кроме корабельного комплекса «Уран» созданы – береговой противокорабельный комплекс «Бал», а также авиационный вариант (две модификации: для самолетов – ракета Х-35У и вертолетов – ракета Х-35В).

Подвижный (мобильный) береговой ракетный комплекс «Бал-Э». Старт противокорабельной ракеты типа 3М-24Э (Х-35Э)

Подвижный (мобильный) береговой ракетный комплекс «Бал-Э» с противокорабельной ракетой типа 3М-24Э (Х-35Э) предназначен для контроля проливных зон и территориальных вод, а также для защиты военно-морских баз, береговых объектов и участков побережья.

Ракетный комплекс «Уран» авиационной модификации – самолетные ракеты Х-35У.

ПКР Х-35 под крылом корабельного истребителя МиГ-29К

Схема применения противокорабельной крылатой ракеты Х-35 с самолёта-носителя

Ракета Х-35 оснащена двойной системой наведения. На начальном этапе полёта, после её пуска, работает инерциальная система наведения, координаты цели в которую закладываются до пуска с самолёта-носителя (можно используя данные самолётов ДРЛО). На конечном участке полёта ракета переходит на самонаведение от активной радарной системы. Боевая часть ракеты весом 145 кг позволяет уверенно атаковать морские цели классом до крейсера. Пуск ракеты, обычно, происходит с предельной дальности.

Вертолетный вариант ракеты Х-35В может применяться с вертолетов типа Ка-27 и Ка-28,самолетный — с истребителей МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтового бомбардировщика типа Су-24М, противолодочного самолета Ту-142М и других носителей. Дальность стрельбы всех вариантов ракеты до 130 км.

ПКР Х-35 на подвеске модифицированного вертолета Ка-27

Противокорабельный вертолет Ка-32А7 вооружен противокорабельными ракетами Х-35

Ка-32А7 — противокорабельный вертолет, разработанный в ОКБ им. Камова на базе многоцелевого вертолета Ка-32А. Представляет собой вооруженный вариант вертолета для охраны 200-мильной морской экономической зоны. Предусмотрено вооружение вертолета противокорабельными ракетами Х-35.

Противокорабельная ракета (ПКР) Х-35Э предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов. ПКР Х-35Э могут оснащаться:

  • корабельные ракетные комплексы типа "Уран-Э";
  • мобильные береговые ракетные комплексы типа "Бал-Э";
  • боевые авиационные комплексы тактической и морской авиации, поисково-патрульные самолёты и вертолёты.

Ракета Х-35Э может применяться в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Низкий уровень заметности ракеты обеспечивается её небольшими габаритами, предельной маловысотной траекторией полёта, а также специальным алгоритмом наведения, обеспечивающим максимальную скрытность использования ракетой активной радиолокационной головки самонаведения. Целеуказание может поступать как от бортовых средств носителя, так и от внешних источников.

Модификации

  • Х-35 (3М24) — ПКР для береговых комплексов и надводных кораблей
  • Х-35У - унифицированная ПКР для ВМФ России, дальность пуска 260 км.
  • Х-35УЭ - экспортная версия Х-35У - унифицированная. В 2009 году была представлена значительно переработанная модификация ракеты Х-35, получившая обозначение Х-35УЭ. Был использован новый, вдвое меньший по размерам турбовентиляторный двигатель, изменена конструкция воздушного канала, что позволило увеличить запас топлива. Эти меры привели к увеличению максимальной дальности стрельбы ракеты в два раза - до 260 км. В ракете была применена новая комбинированная система наведения, включающая кроме применявшихся ранее инерциальной и активной радиолокационной систем самонаведения так же спутниковую навигацию. Модернизированная активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения «Грань-К» позволяет захватывать цели на дальности 50 км, против 20 км у базового варианта. Статус (по состоянию на 17 августа 2011 года): проходит испытания
  • Х-35В - ПКР для вертолётов
  • Х-35ЭВ - экспортный вариант ПКР адаптированной под условия эксплуатации во Вьетнаме, для корабельного ракетного комплекса «Уран-ЭВ», работы по которому ведутся корпорацией «КТРВ» в интересах ВС Вьетнама
  • Х-35Э (3М24Э) - экспортный вариант Х-35
  • 3М-24ЭМБ - учебные варианты ракет поставлявшиеся во Вьетнам

Технические характеристики

Видео