Как сторожевой корабль таранил американский. Сумасшедшие «Иваны»: как советские корабли обратили в бегство американский крейсер

История одного подвига. 1988 г.

25 лет назад два корабля Черноморского флота СССР совершили подвиг, о котором до сих пор помнят в военно-морском мире. В советских территориальных водах, исчерпав методы воздействия и не имея возможности применить оружие, черноморцы пошли на беспрецедентный шаг - морской двойной таран.

Международная обстановка в те годы была накалена до предела. Бывший заведующий международным отделом ЦК КПСС Валентин Фалин свидетельствует: «Были провокации в Черном море, участились нарушения воздушного пространства. Американцы готовятся, принимают новую доктрину, которая предусматривает удар неядерными средствами по советским базам, по портам Советского Союза».

В 1986 году американский крейсер УРО «Йорктаун» и эсминец «Кэрон», пройдя через проливы Босфор и Дарданеллы решительно направились к берегам Крыма. Зайдя со стороны Феодосии, американские корабли беспрепятственно проследовали вдоль южного берега Крыма и удалились в сторону пролива Босфор. В тот раз проверка бдительности и готовности Черноморского флота завершилась без конфликтов.
В 1988 году старые знакомые повторно зашли в Черное море, но в этот раз контркурсом - уже со стороны Севастополя. Американский дуэт кораблей двигался по циферблату Чёрного моря в направлении обратном - как бы по часовой стрелке, вжимаясь в наши территориальные воды настолько демонстративно, что всякие сомнения в благих намерениях заокеанских визитёров отпадали.

Когда мы подходил с кормы — мама дорогая! — наш ходовой мостик на уровне их палубы. Такая махина!!!. И американцы с надстроек нас фотографируют и снимают на видеокамеры, и еще большие пальцы показывают, типа: «хорошо плывешь, туземец». Как хоть какую-то угрозу, они нас в расчет не принимали. Очень было огорчительно. Когда ударили первый раз — несильно, вскользь; они просто замерли кто где стоял. Ощущение такое, что глазам своим не поверили- что все это происходит на самом деле. А когда мы отскочили, приосанились, «дали» второй раз уже серьезно и нос нашего корабля полез на палубу крейсера, у них начал заваливаться ударный ракетный комплекс «Гарпун» (он на корме находится, у самого транца).

Мы еще поднажали и куски пусковой установкой просто полетели за борт и к нам на палубу. Вот тут я впервые (и с чувством глубокого морального удовлетворения) увидел испуганные американские физиономии. Мы почти в упор видели их квадратные глаза. И через секунду — как рванут с места, стали разбегаться, прятаться в надстройку. Вот это уже было совсем правильно.

А у нас корабль дрожит, как припадочный, в носу — хруст разрываемого металла, короткие замыкания. Наш якорь вывалился им на ют, елозит по палубе, все крушит. Звезда с нашей правой скулы оторвалась, тоже прыгает по палубе крейсера. У нас на правом шкафуте валяется крышка от контейнера «Гарпуна», у обоих кораблей летят леерные стойки, и всю эту картину разрушения оживляют разбегающиеся американцы! Красота!

Расцепляемся с американцем и он «Вулкан-Фаланкс» (такой 6-ти ствольный агрегат со скорострельностью 80 снарядов в секунду) опускает вниз и наводит нам на ходовой мостик. А этой машинкой наш корабль за минуту напополам перепилить можно. У меня мысль: вот он — конец моей блестящей карьеры… Все, что от меня останется можно будет собрать в ботиночную коробку. Мы тут же накололи «осы», они выпрыгнули из погребов, и четыре ракеты уставились на крейсер. В корме две АК-726 (спаренные 76-мм артустановки) выполнили наведение. Ну и минер наш на виду у изумленной американской публики (он стоял на верхней палубе у торпедных аппаратов, и все его действия американцы прекрасно видели) начал быстро ворочать торпедные аппараты, наводя их для залпа в упор в борт «Йорка». Тут уже «Вулканом» не побалуешься. Пока они нас угробят (считаем — секунд за 30-40), в ответ всяко четыре ракеты, две-три торпеды и десятка два 76-мм снарядов получат. Вряд ли мы этого монстра утопили бы, но из строя бы вывели навсегда.

Хотели таранить в третий раз, а у нас уже дырка в полморды, все отделения ГАК 14 затоплены, корабль ход теряет. Отстали. Американец удрал из наших территориальных вод с похвальной резвостью. Повез куски нашей обшивки на свою историческую родину. А нам на память оставил обломки своего ударного комплекса. Вот такой натуральный обмен получился.

С боцманом пошли вниз, а там картина из сериала «Звездные войны». Корабль как консервным ножом вскрыт. Через дыры в скулах наблюдаем море под ногами. Одного борта от клюзов до надстройки практически нет, нос в сторону свернут, гидроакустическая станция пробита, вода поступает в носовые отсеки. У нас же толщина борта 8 мм, а на крейсере дюймовая броня.

А тут еще узнаем, что наш собрат по слежению — СКР-6, пока мы с «Йорктауном» разбирались (чего это он без стука в чужую хату заходит), в свою очередь умудрился протаранить эсминец УРО «Кэрон». Как он исхитрился это сделать — не знаю. У него и ход ниже, и сам он раз в пять меньше эсминца, и оружие у него доисторическое (ракет вообще нет), и сам он уже старенький, как ботик Петра Первого. Ну, значит, не одни мы такие камикадзе.

Возвращаемся в базу «на честном слове и на одном крыле». На причале уже стоит группа встречающих — в основном из особого отдела. Как только пришвартовались, на борт поднимаются компетентные товарищи, у нас изымают всю документацию объективного контроля, командира сажают в УАЗик, увозят в штаб флота, а затем — на Качинский аэродром, и военным бортом — в Москву. Никто не знает — герои мы или преступники, или кто вообще… СКР стоит у минной стенки, из начальства никто не заходит, корабль как прокаженный. Ждем, чем все это кончится, готовимся и дырки для орденов вертеть, и сухари сушить. Что с командиром — не знаем, увидим ли мы его, или он сразу по этапу пойдет.

Возвращается командир из Москвы. Заходит на корабль, выбегаю встречать. Он подмигивает, отворачивает борт шинели, а у него там — Орден Красной Звезды! Ну и все! Поступила команда нас любить. И каждое утро — делегации, прием пионеров на борту СКР «Безудержный», ветераны. С утра выходишь на построение, на подъем флага, а на стенке уже стучат пионерские барабаны, прибыла очередная команда в пионеры вступать. Командир настолько утомился выступать перед восхищенной публикой, что попросил меня написать ему короткую дежурную речь, которую он поначалу зачитывал, а потом практически выучил наизусть. Ну и экипаж после этого случая служил так, что просто песня… Ни одного замечания, кораблем гордились страшно, офицеров слушали, как папу с мамой. А двух побитых лейтенантов мы списали, им уже жизни в экипаже не было…»

После столкновения с «Йорктауном» СКР «Беззаветный» длительное время (до 1997 года) находился в ремонте.
14 июля 1997 года экипаж корабля был расформирован.
1 августа 1997 по условиям раздела Черноморского флота «Беззаветный» передан ВМС Украины.
Новое название — фрегат «Днепропетровск» (U134 «Дніпропетровськ»).
8 сентября 1997 года исключен из состава ВМФ РФ.
В октябре 2002 года фрегат «Дніпропетровськ» был выведен из состава боевых кораблей ВМС Украины.

В декабре 2003 корабль переведен в категорию «техническое имущество» и предприятие «Укрспецмаш» приступило к его реализации.

В марте 2005 года гордый боевой СКР «Беззаветный» был продан украинскими военными на металлолом в Турцию. Он шел на буксире, с заглушенными котлами, обесточенный…. Мертвый….
И вдруг у мертвого корабля САМИ открылись кингстоны…. И он начал уходить. Молча. С дифферентом на нос. И только когда мостик почти скрылся под водой, над Черным морем раздался гудок. При заглушенных котлах…. Он прощался… Он не хотел быть распиленным. Боевой корабль сам выбрал себе смерть, как и подобает офицеру. (по свидетельствам очевидцев, источник форум Sevastopol.info)

Американские военные никогда не отличались особой «политкорректностью». Если была возможность устроить провокацию, они всегда шли на нее. Однако, более тридцати лет назад советские моряки отвадили нарушителей, протаранив сразу два корабля противника.

Радиомолчание в тумане

Перестройка, которая была объявлена в нашей стране в 1986 году, довольно быстро привела к смягчению нравов относительно нашего «потенциального противника», то есть американцев. Прекраснодушие Генерального секретаря ЦК КПСС не знало границ: вскоре с его легкой руки стали резать на куски боевые ракеты, переводить «на иголки» корабли, субмарины, танки и другую военную технику, причем не просто боеспособную, а совершенно новую. Руководство страны вдруг посчитало, что никакой угрозы для СССР со стороны заокеанских «партнеров» уже не существует.

В самих США, правда, не спешили расслабляться. Наоборот, во второй половине 1980-х в Черном море, например, было зафиксировано множество провокационных нарушений территориальных вод СССР кораблями противника. Чаще всего подобные визиты удавалось пресекать на корню: советские сторожевики просто становились по курсу нарушителя «живой стеной», преграждая таким образом путь в наши территориальные воды. Но удавалось это не всегда. И тогда корветы, эсминцы и крейсера ВМФ США не просто барражировали вдоль наших берегов, но и совершали боевые развороты, готовили к стрельбе установки с ракетами и глубинными бомбами. Словом, куражились, как могли, будто давая понять, кто здесь настоящий хозяин.

До поры, до времени это сходило им с рук – ведь у нас набирала обороты разрядка. А военно-морское начальство, получив от руководства страны соответствующие благостные наказы, не решалось нарушить приказ и вступить в открытую конфронтацию с провокаторами. Однако в 1988 году нашим морякам пришлось иметь дело со слишком уж наглым нарушителем. В феврале через Босфор и Дарданеллы проследовал эскорт американских кораблей, состоящий из крейсера «Йорктаун» и сопровождающего его эсминца «Кэрон». Причем, шли корабли при полном радиомолчании и, словно специально выбрав время, когда море накрыл густой туман. И хотя о непрошеном визите, благодаря разведке, было известно заранее, засечь эскорт при проходе проливов удалось только путем визуального наблюдения. Потому что локаторы фиксируют лишь точку, а что это – боевой корабль или гражданское судно – разобрать невозможно.


На снимке: крейсер США Йорктаун/ Фото: wikimedia

Неравные силы

Обнаружили американцев с нашего парома «Герои Шипки». Перехватив радиограмму с парома и поняв, что их раскрыли, командиры «Йорктауна» и «Кэрона» поначалу решили «отсидеться» у турецких берегов. Но в нейтральных водах американцев уже ждали два наших СКР (сторожевых корабля): «СКР-6» и «Беззаветный». Видимо, поэтому провокаторы и решили, уже не таясь, совершить то, что, собственно, они и задумывали с самого начала.

Дойдя до нашей границы, корабли, не сбавляя хода, ринулись в территориальные воды Советского Союза. С наших сторожевиков в адрес нарушителей полетела предупреждающая радиограмма, не возымевшая, впрочем, никакого результата: американцы уверенно направлялись к берегу. Тут надо заметить, что, по сравнению с «Беззаветным», «Йорктаун», например, имел втрое большее водоизмещение, а команда его в два раза превышала количество моряков на сторожевике. Он был на 50 метров длинней СКР, нес на борту вертолеты, 2 ракетных и 4 зенитных установок, два противолодочных и 8 противокорабельных комплексов (соответственно «Асрок» и «Гарпун»), не говоря уже о торпедах, орудиях, системе управления огнем «Иджис» и т. д.

«Беззаветный», в свою очередь, был вооружен двумя реактивными бомбометами РБУ-6000, четырьмя пусковыми установками ракетного комплекса УРПК-5 «Раструб», двумя зенитно-ракетными комплексами, торпедами и спаренными 76,2 мм артиллерийскими установками. Так что, учитывая разницу в вооружении, моряки приготовились к самому худшему, расчехлив бортовые орудия и подготовив их к стрельбе (ракеты-то применять – себе дороже).

В ответ на эти приготовления американцы решили поднять в воздух свои винтокрылые машины: на вертолетной площадке появились пилоты и обслуживающий персонал. Видя это, командир «Беззаветного» капитан второго ранга Владимир Богдашин приказал послать на «Йорктаун» радиограмму, в которой предупреждал американцев о том, что если они взлетят, то немедленно будут сбиты. Однако, нарушители не обратили на предупреждение никакого внимания.

Навал, еще навал

Именно в эту минуту Богдашин понял, что без решительных мер тут не обойтись, но применять было нельзя. И тогда он отдал отчаянный приказ - идти на таран. Так как «Беззаветный» шел буквально борт о борт с «Йорктауном», на расстоянии буквально десятка метров, СКР просто чуть-чуть изменил курс и сначала совершил лишь легкий навал на ракетный крейсер, снеся ему трап. Американские моряки, которые до этого, высыпав на палубу, легкомысленно посылали в адрес советских моряков неприличные жесты и фотографировали наш сторожевик, присмирели и попрятались в корабельные помещения. Вторым ударом СКР буквально «залез» на крейсер, «сбрив» вертолетную площадку нарушителя и повредив четыре противокорабельных комплекса «Гарпун» – настолько сильным был удар. А в торпедных аппаратах «Йорктауна» возник пожар.


На снимке: навал СКР «Беззаветный» на крейсер «Йорктаун»/ Фото: wikimedia

В это самое время «СКР-6» пошел на таран «Кэрона», хотя советский сторожевик и был в четыре раза меньше эсминца. Тем не менее, удар получился ощутимым. Тот, в свою очередь, решил не связываться с «СКР-6», а подойти к другому борту «Беззаветного», чтобы вместе с «Йорктауном» взять СКР в клещи. Однако, скорость у сторожевого корабля была выше, и он легко парировал этот маневр. Впрочем, команде крейсера было уже не до маневров и вообще не до чего – на нем полным ходом шла борьба за живучесть корабля. А после того, как команда отошла от шока, «Йорктаун» развернулся на 180 градусов и был таков. За ним последовал и «Кэрон». После этого случая американские корабли надолго исчезли из акватории наших черноморских территориальных вод.


На снимке: СКР-6 навалился на левый борт в кормовой части эсминца «Кэрон»/ Фото wikipedia

Надо отдать должное командованию флота, которое поддержало моряков «Беззаветного» и отстояло их доброе имя перед руководством страны. А через год Владимиру Богдашину вручили орден Красной Звезды… за освоение новой техники. На тот момент он уже не был командиром сторожевика, а учился в Военно-морской академии имени Гречко. Впоследствии командовал флагманом Черноморского флота «Москва». Сейчас Владимир Иванович – контр-адмирал в отставке, является генеральным директором учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов.

После развала СССР при разделе флота «Беззаветный» отошел Украине и стал «Днепропетровском», а затем его и вовсе списали в металлолом. Пошел «на иголки» и «СКР-6». Так печально сложилась судьба сторожевиков, снискавших славу советскому военно-морскому флоту.

Схема тарана

Навал СКР «Беззаветный» на крейсер «Йорктаун»

один из эпизодов противостояния двух мировых держав времён Холодной войны, когда провокационные действия одной стороны привели к активному противодействию со стороны другой: два советских боевых корабля - сторожевой корабль СКР «Беззаветный» и «СКР-6», совершили навал на два американских боевых корабля - ракетный крейсер «Yorktown (CG-48)» и эсминец «Caron (DD-970)»

Описание USS Yorktown (CG 48)

Параметры :

  • Длина: 172 м
  • Ширина: 16 м
  • Водоизмещение: 9600 тонн
  • Запас хода: 6000 миль
  • Скорость: 32 узлов

Вооружение :

  • Орудия: 2 MK.45
  • Торпедные аппараты: 2
  • Ракетные установки: 2 MK41
  • Противо-корабельные комплексы: 8 Гарпун
  • Зенитные установки: 2 Вулкан MK.15; 2 Стандарт
  • Противолодочные комплексы: 2 АСРОК-ВЛА
  • Вертолёты: 1
  • Системы управления огнём: Иджис

Описание "СКР Беззаветный»

СКР «Беззаветный»

Параметры :

  • Длина: 123 м
  • Ширина: 14,2 м
  • Водоизмещение: 3200 тонн
  • Запас хода: 5000 миль
  • Экипаж: 197
  • Скорость: 32,2 узлов

Вооружение:

  • 2 спаренные 76,2-мм артустановки АК-726-МР-105
  • 4 ПУ УРПК-5 «Раструб»
  • 2 х 2 ПУ ЗРК «Оса-МА-2»
  • 2 х 12 реактивных бомбомёта РБУ-6000 «Смерч-2»
  • 2 х 4 533-мм торпедных аппарата ЧТА-53-1135
  • до 16 морских мин

Описание USS Caron (DD-970)

USS Caron (DD-970)

Параметры

  • Длина: 171 м
  • Ширина: 17,6 м
  • Водоизмещение: 8040 тонн
  • Осадка: 8,8 м
  • Экипаж: 295
  • Скорость: 32 узлов

Вооружение

  • Орудия: 2 MK.45
  • Торпедные аппараты: 6 324mm Mk 32
  • Ракетные установки: 2 MK41
  • Противо-корабельные комплексы: Гарпун
  • Крылатые ракеты: 2 MK-143 для Томагавк
  • Зенитные установки: 2 MK-29 для Морской Воробей; 2 Вулкан MK.15
  • Противолодочные комплексы: 1 АСРОК-ВЛА
  • Вертолёты: 2

Радиолокационное оборудование

  • Сонар: SQS-53B Sonar SQR-19 Tactical Towed Array Sonar
  • Локатор/Радар: SPS-40E,SPS-55
  • Системы управления огнём: SPG-60

Описание СКР-6

Параметры

  • Длина, 82,4 м
  • Ширина, 9,1 м
  • Водоизмещение полное, 1140 т
  • Водоизмещение нормальное, 960 т
  • Осадка, 3 м
  • Скорость полного хода с ГТУ, 32 узлов
  • Скорость полного хода с дизелями, узлов 20
  • Скорость хода экономическая, узлов 14
  • Мощность ГТУ, 2 x 18000 л.с.
  • Мощность дизельной установки, 2 x 6000 л.с.
  • Дальность плавания, миль 2000
  • Экипаж, чел. 96

Вооружение

  • 2x2 76-мм артустановки АК-726
  • 2x5 400-мм торпедных аппарата
  • 2x12 реактивных бомбомёта РБУ-6000 (120 РГБ-60)

Насколько большая разница в размере может увидеть даже не опытный наблюдатель.

Предыстория

Такой случай был уникальный в черноморским флоте и американских ВМС. Этот эпизод до сих пор рассматривают в военных морских училищах. В период 80-х годов XX века знаменовался для Советского Союза нарастанием экономического и политического кризисов, что не могло не отразиться и на международном положении страны. СССР всё дальше отходил от статуса мощной мировой державы, оплота мирового социализма, способной успешно противостоять остальному капиталистическому миру.

В частности, это отразилось на увеличении количества провокационных действий со стороны основного «вероятного противника» - США.

Питательной средой для подобных провокаций, кроме всего прочего, являлся вопрос об определении границы территориальных вод, а именно: линии, от которой следует вести отсчёт 12-мильной зоны территориальных вод. В США утверждали, что отсчёт следует вести от каждой точки береговой линии. В Советском Союзе придерживались принципа так называемой «базисной линии»: например, при определении зоны территориальных вод в заливах расстояние до границы отсчитывались не от береговой черты, а от линии, соединяющей входные мысы заливов.

Навал «СКР-6» на эсминец «Кэрон»

Дополнительным фактором, который использовался при провокациях, являлось то, что Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS III), подписанная СССР в 1982 году, оговаривала возможный мирный проход (innocent passage) боевых кораблей с оружием на борту через отдельные участки территориальных вод прибрежных государств. Это допускалось в исключительных случаях, с целью сокращения пути и обязательным соблюдением ряда условий: не выполнять разведывательных задач, не поднимать в воздух летательные аппараты, не проводить учения.

В прилегающих к территории СССР водах было несколько районов со спорной линией демаркации государственной границы. Один из таких районов находился у побережья Крыма с координатами 44° с.ш. и 33° в.д. В достаточной близости от него на берегу был расположен ряд важных стратегических объектов: в Саках находился наземный испытательный тренажёр корабельной авиации (НИТКА), на котором осуществлялась подготовка лётчиков будущей авиагруппы авианосца «Леонид Брежнев» («Адмирал флота Кузнецов»), а в Форосе достраивался комплекс дач ЦК КПСС, оснащаемый соответствующей системой правительственной связи.

13 марта 1986 года крейсер «Йорктаун» (USS CG 48 Yorktown) и эсминец «Кэрон» (USS DD-970 Caron) вошли в территориальные воды у южного побережья Крыма на 6 миль (примерно 10 км). Причем американские корабли следовали с работающими радиолокационными станциями и другими радиоэлектронными средствами, что означало выполнение ими разведывательных задач. После этого случая Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Чернавин обратился к министру обороны маршалу Соколову с планом активного противодействия подобным провокациям.

На основе этого плана маршал Соколов летом 1986 г. сделал специальный доклад в Центральный Комитет КПСС, подробно рассказав «о мерах в случае очередных нарушений американскими кораблями территориальных вод на Чёрном море». В докладе предлагалось активно сковывать действия кораблей-нарушителей вплоть до навала бортом на них и вытеснения из территориальных вод страны. После этого адмирала Чернавина пригласили на Совет обороны страны, проводившийся под председательством Михаила Горбачёва. В присутствии Горбачева, председателя КГБ Чебрикова, министра иностранных дел Шеварднадзе, премьера Рыжкова, министра обороны, начальника Генштаба и главкомов всех родов войск, адмирал подробно рассказал о существе проблемы и о своей идее навала, приведя пример с танками, более понятный сухопутным военачальникам. Горбачёв одобрил идею, заодно порекомендовав при этом «подобрать корабли покрепче». Он также попросил Чернавина заранее предусмотреть все меры, исключающие жертвы среди личного состава кораблей.

Прямым следствием этого совещания стала специальная директива Главнокомандующего ВМФ командующим флотами на Севере, Тихом океане и на Чёрном море на вытеснение иностранных кораблей-нарушителей.

События 12 февраля

В начале февраля 1988 г. стало известно о предстоящем заходе в Чёрное море крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» из состава 6-го флота США. Чернавин отдал командующему ЧФ адмиралу Хронопуло приказ действовать в соответствии с полученной ранее директивой.

Так как Хронопуло в то время находился в Москве, непосредственным руководителем операции по вытеснению стал начальник штаба ЧФ вице-адмирал Селиванов. Выполнение задачи было возложено на командира СКР «Беззаветный» капитана 2 ранга Богдашина и командира «СКР-6» капитана 3 ранга Петрова. Кроме того, для сопровождения американских кораблей были направлены пограничный СКР «Измаил» и поисково-спасательный корабль «Ямал». Всей группой кораблей командовал начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ капитан 2 ранга Михеев.

Советские корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из Босфора. Американцы прошли территориальные воды Болгарии, затем территориальные воды Румынии, далее отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее Севастополя и в течение двух суток находились там.

12 февраля командный пункт ЧФ примерно в 9.45 получил доклад Михеева: «Американские корабли легли на курс 90°, который ведет в наши терводы, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль». Селиванов приказал Михееву передать на американские корабли: «Ваш курс ведёт в советские воды, что недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана». Американцы ответили: «Мы ничего не нарушаем, следуем прежним курсом, скорость та же». Тогда Михеев получил указание занять позиции для вытеснения.

В 10.45 «Йорктаун» и «Кэрон» вошли в территориальные воды СССР. Пограничный СКР «Измаил» поднял сигнал: «Вы нарушили границу территориальных вод СССР», а «Беззаветный», «СКР-6» и «Ямал» начали манёвр на сближение с американцами. «Беззаветный» догнал «Йорктаун», и некоторое время корабли шли параллельными курсами практически вплотную друг к другу.

В 11.02 «Беззаветный» переложил руль вправо и произвёл навал на корму «Йорктауна» правым бортом под углом 30 градусов. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Якорь «Беззаветного» одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. В то же время «СКР-6» прошел по касательной вдоль левого борта эсминца «Кэрон», срубил ему леера, порвал обшивку борта и разбил шлюпку. Командир «Ямала» тоже производил опасное сближение с «Кэроном», но без столкновения.

После удара «Беззаветный» и «Йорктаун» развернуло в противоположные друг от друга стороны, но оба командира приказали вернуть корабли на прежний курс, а «Беззаветный» к тому же ещё и увеличил скорость, что привело к ещё одному навалу.

Во время второго удара высокий форштевень «Беззаветного» влез на вертолетную палубу «Йорктауна» (при этом корма советского корабля оказалась на срезе уровня воды) и с креном на левый борт стал сползать в сторону крейсерского юта. При этом сторожевик снёс леерное ограждение крейсера, разломал его командирский катер и пусковую установку ПКР «Гарпун». В результате столкновения на «Йорктауне» начался пожар. «Беззаветный» отошёл от «Йорктауна», но предупредил, что повторит навал, если американские корабли не покинут территориальные воды. Однако вместо этого эсминец «Кэрон» пошёл на сближение с «Беззаветным», и оба американских корабля на сходящихся курсах стали как бы сжимать в клещи оказавшийся между ними сторожевик. В ответ Михеев приказал демонстративно зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца.

Американские корабли прекратили сближение, но на «Йорктауне» стали готовить к взлёту палубные вертолёты. Селиванов приказал Михееву передать американцам: «Вертолеты в случае их подъёма в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза», и дал указание направить в район инцидента авиацию флота. После появления над американскими кораблями двух Ми-24 вертолёты «Йорктауна» закатили обратно в ангар. Американские корабли изменили курс и ушли в нейтральные воды, где легли в дрейф. Таран был неожиданно для противника, причем с большими повреждениями для американцких ВМС. Развернулись и в срочном порядке покинули акватории черного моря.

После случившегося «Йорктаун» несколько месяцев стоял в ремонте. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, что нанесло моральный ущерб престижу американского флота.[источник не указан 21 день]

Богдашин был награждён орденом Красной Звезды, и в 1991 году принял должность командира крейсера «Москва» - флагмана ЧФ СССР. После инцидента СКР «Беззаветный» около месяца находился в ремонте, после чего продолжил службу. 14 июля 1997 года экипаж корабля был расформирован. 1 августа 1997 по условиям раздела Черноморского флота «Беззаветный» передан ВМС Украины.

«СКР-6» был списан в 1990 году.

Мнение американской стороны о событиях 12 февраля 1988 года

В 1992 году в официальном издании военного ведомства США «Военное правовое обозрение» (англ. Dept. Army pamphlet MILITARY LAW REVIEW, winter 1992) была опубликована статья, упоминающая инцидент в Чёрном море 12.02.1988 г.

Согласно этому источнику, в 1982 году СССР принял Закон о Государственной границе СССР и ряд подзаконных актов, которыми советской стороной были введены ограничения на свободный проход иностранных военных кораблей в пяти зонах территориальных вод СССР (в Балтийском, Охотском, Японском и Чёрном морях). США считали, что введение данных ограничений являются нарушением международных законов и, в частности, Конвенции о свободном мореходстве.

12 февраля 1988 года крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» получили указание Пентагона проследовать через закрытый советской стороной для свободного прохода район в территориальных водах СССР вблизи Крымского полуострова. Целью этой акции была «демонстрация не провокационного использования права свободного прохода» (англ. to manifest a non provocative exercise of the right of innocent passage).

Согласно источнику, первым в ордере шёл «Кэрон», за ним «Йорктаун». После обмена радиограммами, по указанию советского командования, СКР-6 совершил навал на «Кэрон», и через три минуты «Беззаветный» совершил навал на «Йорктаун». Однако американские корабли всё равно продолжали следовать своим курсом и завершили проход через советские территориальные воды.

США считают, что проход американских военных кораблей через советские территориальные воды 12 февраля 1988 был законной реализацией права свободного прохода (англ. the transits of the Caron and the Yorktown were valid exercises of the right of innocent passage). В то же время Ричард Армитидж, советник министра обороны США по международной безопасности (Assistant Secretary of Defense for International Security Affairs), считал, что подобные проходы «с оперативной точки зрения не являются необходимыми» (англ. from an operational standpoint, the transits were not necessary)

Случай, о котором пойдет речь в статье, хоть и редкий, но весьма показательный для советско-американского противостояния времен холодной войны. Речь идет о так называемом «навале», то есть столкновении боевых кораблей без применения оружия. Согласно определению морского толкового словаря навал – это соприкосновение кораблей вследствие ошибок в расчетах движения. В отличие от столкновения, повреждения при навале практически минимальные.

Именно такой навал имел место быть в акватории Черного моря между Ялтой и Форосом, когда советские корабли вытеснили американские корабли из территориальных вод СССР.

Вообще, в 1980-х годах, американские корабли были слишком частыми гостями в Черном море, особенно в той части, которая граничила с территориальными водами СССР. Но самый известный случай произошел 12 февраля 1988 года, когда 6 боевых кораблей флота США нарушили государственную границу СССР.

Руководителем операции по вытеснению кораблей-нарушителей был адмирал В.Е. Селиванов.

О готовящемся вояже американских кораблей командование ЧФ знало заранее: разведка флота отслеживала все действия 6 флота США (именно корабли этого флота стали участниками инцидента) и уже приняло решение, что в случае нарушения границы СССР, примут самые жесткие меры для наказания нарушителей.

Корабли ЧФ СССР взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода последних из Босфора. Как положено, поприветствовали, и сообщили, что дальше будут идти одним курсом. Несмотря на то, что сказано было все с юмором, мол «Вы у нас в гостях, а по законам русского гостеприимства оставлять гостей без присмотра не принято», ситуация была уже обострена почти с первых минут встречи.

Так, с сопровождением, американские корабли подошли в район юго-юго-восточнее Севастополя (около 40-45 миль) и начали там совершенно непонятные маневры. Пробыв там около 2-х суток, перешли в район под Севастополь и, не обращая внимания на многочисленные предупреждения, нарушили государственную границу.

Спустя некоторое время кораблям ЧФ был отдан приказ «Занять позиции для вытеснения кораблей-нарушителей». Незамедлительно была объявлена боевая тревога, загерметизированы люки, торпеды приведены в боеготовое состояние и т.д.

Почти ровно в 11.00 часов, Михеев докладывает: "Сблизился с крейсером до 40 метров"… и далее доклад через каждые 10 метров. Моряки представляют, как сложно и опасно выполнять такие маневры: громадный крейсер водоизмещением 9200 тонн и к нему на ходу как бы "швартуется" сторожевик водоизмещением 3000 тонн, а на другом "фланге" против эсминца водоизмещением 7800 тонн действует совсем маленький сторожевичок водоизмещением всего в 1300 тонн. Представляете: в момент сближения вплотную с этим маленьким сторожевичком, положи эсминец резко руль "лево на борт" - и что будет с нашим кораблем? Не перевернулся бы, - и такое может быть! Тем более, что формально прав в таком столкновении все равно будет американец. Так что сложную и опасную задачу должны были выполнить командиры наших кораблей.

Михеев докладывает: "10 метров". И сразу же: "Прошу "добро" действовать!". Хотя все приказания он уже получил, но, видимо, решил все же подстраховаться, - вдруг обстановка изменилась, к тому же все переговоры в эфире записываются и нами, и американцами. Передаю ему еще раз: "Действовать по плану операции!". И далее наступила тишина…

Слежу по секундомеру - засек с последним моим приказанием: стрелка пробежала минуту, две, три… Молчание. Не запрашиваю, понимаю, что сейчас творится на кораблях: одно дело инструктаж и проигрыш на маневренных планшетах, а другое дело, как все получится в действительности. Явственно представляю, как высокий полубак "Беззаветного" вместе с вывешенным якорем рвет борт и массивную носовую надстройку американского крейсера "Йорктаун" (надстройка у него сконструирована заодно с бортом корабля). Но что с нашим кораблем произойдет от таких взаимных "поцелуев"? А что происходит во второй паре этой морской "корриды" между "СКР-6" и эсминцем "Кэрон"? Сомнения, неизвестность… Подумалось, что при подобного рода "швартовках" на ходу возможно взаимное присасывание ("прилипание") кораблей друг к другу.

А ну, как американцы ринутся на "абордаж"? Мы такую возможность предусмотрели, - на кораблях сформированы и постоянно отрабатываются специальные десантные взводы. Но американцев ведь намного больше… Все это у меня проносится в сознании, пока нет никаких докладов. И вдруг слышу совершенно спокойный голос Михеева, как будто при розыгрыше таких эпизодов на картах: "Прошлись по левому борту крейсера. Сломали пусковую установку ракет "Гарпун". Две разломанные ракеты свешиваются из пусковых контейнеров. Снесли все леера левого борта крейсера. Разбили вдребезги командирский катер. Кое-где порвали борт и боковую обшивку носовой надстройки. Наш якорь оторвался и утонул". Спрашиваю: "Что делают американцы?". Отвечает: "Сыграли аварийную тревогу. Аварийщики в защитных костюмах поливает пусковую установку "Гарпунов" из шлангов и затаскивает шланги внутрь корабля". "Ракеты горят?" - спрашиваю. "Вроде нет, огня и дыма не видно". После этого Михеев докладывает за "СКР-6": "Прошел вдоль левого борта эсминца, срублены леера, разбита шлюпка. Прорывы обшивки борта. Корабельный якорь уцелел. Но американские корабли продолжают переход теми же курсом и скоростью". Даю команду Михееву: "Выполнить повторный навал". Наши корабли начали маневрирование для его выполнения."

Как все в действительности происходило в районе "навала", рассказывают Николай Михеев и Владимир Богдашин: К моменту подхода к терводам американские корабли следовали как бы в строю пеленга с расстоянием между ним примерно 15-20 кабельтовых (2700-3600 м.), - при этом крейсер впереди и мористее, эсминец ближе к береговой черте на курсовом угле крейсера 140-150 град. левого борта. СКР "Беззаветный" и "СКР-6" в позициях слежения соответственно за крейсером и эсминцем на их курсовых углах левых бортов 100-110 град. в дистанции 90-100 м. Позади этой группы маневрировали два наших пограничных корабля.

С получением приказания "Занять позиции для вытеснения" на кораблях объявлена боевая тревога, загерметизированы носовые отсеки, из них личный состав выведен, торпеды в аппаратах в боеготовом состоянии, на артустановки поданы патроны до линии заряжания в казенники, развернуты аварийные партии, десантные взводы в готовности по местам расписания, остальной личный состав на боевых постах. Правые якоря вывешены на якорь-цепях из клюзов. На ходовом мостике СКР "Беззаветный" Михеев держит связь с КП флота и управляет кораблями группы, Богдашин управляет маневрами корабля, здесь же офицер-переводчик осуществляет постоянную радиосвязь с американскими кораблями. Сблизились с крейсером на дистанцию 40 метров, потом на 10 метров ("СКР-6" то же с эсминцем). На палубе крейсера, площадках надстройки высыпали матросы и офицеры с фотоаппаратами, видеокамерами, хохочут, машут руками, делают, как это принято у американских моряков, непристойные жесты и пр. На левое открытое крыло ходового мостика вышел командир крейсера.

С подтверждением приказания "Действовать по плану операции" пошли на "навал" крейсера ("СКР-6" - эсминца). Богдашин сманеврировал таким образом, что первый удар пришелся по касательной под углом 30 град. к левому борту крейсера. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Как потом рассказывали пограничники, на мгновение корабли оказались как бы в огненном облаке, после чего за ними некоторое время тянулся густой шлейф дыма. При ударе наш якорь одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. От удара СКР отбросило от крейсера, форштевень нашего корабля пошел влево, а корма стала опасно приближаться к борту крейсера.

На крейсере сыграли аварийную тревогу, личный состав ринулся с палуб и площадок вниз, командир крейсера бросился внутрь ходового мостика. В это время он, видимо, на какое-то время потерял управление крейсером, и тот от удара отвернул несколько вправо, что еще более увеличило опасность его навала на корму СКР "Беззаветного". После этого Богдашин, скомандовав "право на борт", увеличил ход до 16 узлов, что позволило несколько отвести корму от борта крейсера, но одновременно и крейсер довернул влево на прежний курс, - после этого как раз и произошел следующий наиболее мощный и результативный навал, вернее таран крейсера. Удар пришелся в район вертолетной площадки, - высокий острый форштевень с полубаком СКР, образно говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый борт стал крушить своей массой, а также вывешенным из клюза якорем все, что ему попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку борта надстройки, срубил все леера вертолетной площадки, разломал командирский катер, далее сполз на палубу юта (на корму) и тоже снес все леера со стойками. Затем зацепил пусковую установку ПКР "Гарпун", - казалось, что еще немного и пусковая установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от якорь-цепи и, как мячик (3,5 тонн весом!), перелетев через кормовую палубу крейсера с левого борта, рухнул в воду уже за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров пусковой установки ПКР "Гарпун" два были разломаны пополам вместе с ракетами, их оторванные головные части свисали на внутренних кабелях. Еще один контейнер был погнут.

Наконец полубак СКР сполз с кормы крейсера на воду, мы отошли от крейсера и заняли позицию на его траверзе в расстоянии 50-60 метров, предупредив, что повторим навал, если американцы не выйдут из тервод. В это время на палубе крейсера наблюдалась странная суета личного состава аварийных партий (все негры): растянув пожарные шланги и слегка попрыскав водой разломанные ракеты, которые не горели, матросы эти шланги и другие противопожарные средства вдруг стали спешно затаскивать во внутренние помещения корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР "Гарпун" и противолодочных ракет "Асрок".

С подтверждением приказания «действовать по плану операции», советские корабли пошли на «навал». От удара и трения загорелась краска, которой был покрыт борт. При ударе якорь одного из наших кораблей разорвал обшивку американского крейсера, но при этом повредил свою носовую часть.

Через несколько минут произошел следующий, еще более сильный навал, который, скорее стал, тараном: удар пришелся в район вертолетной площадки – наш корабль просто стал крушить корабль противника, - порвал обшивку, срубил часть вертолетной площадки и зацепил установку ПКР «Гарпун».

Спустя некоторое время, американцы стали готовить к взлету с разбитого корабля вертолеты. Практически сразу с советской стороны прозвучало предупреждение о том, что в случае, если вертолеты покинут корабль – то это будет считаться нарушением и воздушного пространства, и каждый поднявшийся вертолет будет сбит. Для того, чтобы американцы поняли, что шутить уже никто не будет, в воздух были подняты вертолеты Ми-26, которые, только продемонстрировав боевой подвес, вынудили американцев отказаться от идеи поднять в воздух вертолеты.

Валентин Селиванов: Через некоторое время получаю доклад от Михеева: "Эсминец "Кэрон" отвернул с курса и следует прямо на меня, пеленг не меняется". Морякам понятно, что значит "пеленг не меняется", - то есть идет на столкновение. Передаю Михееву: "Переходи на правый борт крейсера и прикрывайся им. Пусть "Кэрон" его таранит".

Николай Михеев: Но "Кэрон" подошел к нам на расстояние 50-60 метров с левого борта и лег на параллельный курс. Справа на таком же расстоянии и тоже параллельным курсом следовал крейсер. Далее американцы начали на сходящихся курсах как бы зажимать СКР "Беззаветный" в клещи. Приказал зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами (американцы это видели) и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца (правда, обе установки РБУ действуют в боевом режиме только синхронно, но американцы этого не знали). Вроде подействовало - американские корабли отвернули. В это время на крейсере стали готовить к вылету пару вертолетов. Доложил на КП флота, что американцы готовят вертолетами нам какую-то пакость.

Валентин Селиванов: На доклад Михеева передаю ему: "Сообщите американцам - вертолеты в случае их подъема в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза". Одновременно передал приказание на КП авиации флота: "Поднять в воздух дежурную пару штурмовиков! Задача: барражирование над вторгнувшимися в терводы американскими кораблями с целью воспрепятствования подъему их палубных вертолетов в воздух". Но ОД авиации докладывает: "В близлежащем к мысу Сарыч районе отрабатывает задачи группа десантных вертолетов. Предлагаю вместо штурмовиков выслать пару вертолетов - это намного быстрее, к тому же они задачу "противодействия взлету" выполнят более эффективно и наглядно". Утверждаю это предложение и сообщаю Михееву о направлении в район наших вертолетов. Вскоре получаю доклад ОД авиации: "Пара вертолетов Ми-26 в воздухе, следуют в район".

Николай Михеев: Передал американцам, что будет с вертолетами, если их поднимут в воздух. Это не подействовало - вижу лопасти винтов уже закрутились. Но в это время над нами и американцами прошла на высоте 50-70 метров, сделав несколько кругов над американскими кораблями и демонстративно зависая несколько в стороне от них, пара наших вертолетов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия, - вид внушительный. Это видимо подействовало - американцы свои вертолеты заглушили и закатили в ангар.

Валентин Селиванов: Дальше поступило приказание с ЦКП ВМФ: "Министр обороны потребовал разобраться и доложить об этом происшествии" (флотские наши остряки потом изощрялись: доложить с перечнем лиц, подлежащих снятию с должностей и разжалованию). Мы представили по инстанции доклад, как все происходило. Буквально через пару часов поступает еще одно приказание с ЦКП ВМФ: "Министр обороны требует представить отличившихся к поощрению" (наш остряки и здесь нашлись: перечень лиц на разжалование заменить реестром фигурантов на награждение). Ну, вроде отлегло у всех от сердца, напряжение спало, все мы с расчетом КП флота вроде успокоились.

На следующий день американцы, не дойдя до территориальных вод СССР в районе Кавказа, выдвинулись на выход из Черного моря. Опять же в сопровождении новой группы советских кораблей. Еще через сутки изрядно побитая группа кораблей 6 «доблестного» флота США покинула Черное море.

Тот самый момент:


P.S. В 1997г "Беззаветный" был передан Украине, гордо назывался фрегатом "Днiпропетровськ", но в море не выходил, потом его разоружили и продали Турции. В марте 2006г был затоплен при буксировке, вероятно, с целью получения страховки. А "СКР-6" ещё в 1990г разделали на металлолом.




Оцените новость
Новости партнеров:

Ровно 30 лет назад, 12 февраля 1988 года, в Чёрном море два советских сторожевых корабля СКР «Беззаветный» (проект 1135) и СКР-6 (проект 35) провели беспрецедентную операцию по вытеснению двух новейших боевых кораблей 6-го флота ВМС США - крейсера «Йорктаун» (тип «Тикондерога») и эсминца УРО «Кэрон» (тип «Спрюенс»), нагло и умышленно нарушившим государственную границу СССР.

Операция, проходившая в районе между Ялтой и Форосом, беспрецедентна по целому ряду позиций. СКР «Беззаветный» в три раза меньше по водоизмещению, чем новейший в ту пору крейсер «Йорктаун», а СКР-6 (его водоизмещение немногим более 1000 тонн) в шесть раз меньше эсминца УРО «Кэрон». Огромному техническому и военному превосходству американских кораблей были противопоставлены смелость, решительность, мужество советских моряков, грамотно выстроенная умелая тактика действий. В результате они одержали победу, и американские корабли, получив повреждения, вынуждены были выйти из тервод СССР, а затем и вовсе покинуть Чёрное море.

Общее руководство операцией по вытеснению осуществлял начальник штаба ЧФ вице-адмирал Валентин Егорович Селиванов. До этой должности он семь лет прослужил на Средиземноморской эскадре, сначала, как начальник штаба, а затем, как командир эскадры. Одна из главных задач эскадры - противостояние кораблям 6-го флота ВМС США в Средиземном море, поэтому адмирал Селиванов отлично знал и ТТД, и возможности американских кораблей, их историю и даже командиров.

Думаю, не только моряки, а даже простой обыватель представляет, как сложно и опасно выполнить навал корабля на противника в данном конкретном случае. Громадный крейсер, вооружённый до зубов, водоизмещением 9200 тонн видит, как его догоняет сторожевик водоизмещением 3000 тонн. У американских моряков - эйфория и улыбки, идёт активная фото- и видеосессия в преддверии красивого «шоу». А рядом против эсминца водоизмещением 7800 тонн действует крошечный остроносый сторожевичок водоизмещением всего в 1300 тонн. Что было бы с нашим СКР-6, положи эсминец резко руль лево на борт, когда сторожевик готовился к удару и шёл параллельным курсом?! Он мог просто перевернуться.

Предварительно спланированная операция началась, только когда американские корабли действительно вошли в наши территориальные воды и не отреагировали на неоднократные предупреждения о необходимости выйти из наших территориальных вод.

На СКРе следует команда: всем надеть спасательные жилеты. И вот «Беззаветный» наезжает на крейсер «Йорктаун». Скрежет металла. СКР «Беззаветный», вывалив из клюза трёхтонный якорь, наносит удар по крейсеру.

Через минуту после навала Михеев докладывает Селиванову: «Прошлись по левому борту крейсера. Сломали пусковую установку ракет «Гарпун». Две разломанные ракеты свешиваются из пусковых контейнеров. Снесли все леера левого борта крейсера. Разбили командирский катер. Кое-где порвали борт и боковую обшивку носовой надстройки. Наш якорь оторвался и утонул».

Что делают американцы? Улыбки и эйфорию словно корова языком слизала. На крейсере сыграли аварийную тревогу. Аварийщики в защитных термокостюмах поливают пусковую установку с ракетами «Гарпун» из шлангов. Но очень скоро они стали затаскивать шланги внутрь корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР «Гарпун» и противолодочных ракет «Асрок».

Тут уже не до улыбок. Взорвись крейсер - не поздоровилось бы и нашему кораблю.

Вскоре Михеев доложил и за действия «СКР-6»: «Прошёл вдоль левого борта эсминца, срублены леера, разбита шлюпка. Прорывы обшивки борта. Корабельный якорь уцелел. Но американские корабли продолжают переход теми же курсом и скоростью».

Селиванов даёт команду Михееву: «Выполнить повторный навал».

Валентин Селиванов:
«Через некоторое время получаю доклад от Михеева: «Эсминец «Кэрон» отвернул с курса и следует прямо на меня, пеленг не меняется». «Кэрон» идёт на столкновение. Селиванов приказывает Михееву: «Переходи на правый борт крейсера и прикрывайся им. Пусть «Кэрон» его таранит».

Далее американцы начали на сходящихся курсах зажимать СКР «Беззаветный» в клещи. Михеев приказал зарядить реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 глубинными бомбами и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца. Американцы это видели. Игра нервов продолжилась. Решительность советских моряков подействовала - американские корабли отвернули.

Но борьба продолжалась. На крейсере стали готовить к вылету пару вертолётов. Михеев доложил на КП флота, что американцы готовят вертолётами какую-то пакость. Михеев передал американцам, что будет с вертолётами, если их поднимут в воздух. Это не подействовало. Лопасти винтов уже закрутились. Но в это время над американцами на высоте 50-70 метров прошла пара наших вертолётов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия - вид внушительный. Они сделали несколько кругов над американскими кораблями, демонстративно зависая несколько в стороне от них. Американцы сдались: свои вертолёты заглушили и закатили в ангар.

На следующий день «Йорктаун» и «Кэрон», не дойдя до наших кавказских морских районов, двинулись на выход из Чёрного моря. Под контролем уже новой корабельной группы наших кораблей. Ещё через сутки побитые корабли 6-го флота ВМС США покинули Чёрное море.

Хочется, чтобы об этом уроке истории 30-летней давности американцы, вновь зачастившие в Чёрное море, помнили.