Уран-э, корабельный ракетный комплекс. Отечественное оружие и военная техника Х 35 стратегическая крылатая ракета


ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 3К24 «УРАН» (»УРАН-Э») С РАКЕТОЙ Х-35 (3М24, 3М24Э)
ANTI-SHIP COMPLEX 3K24 «URAN» (»URAN-E) WITH MISSILE KH-35 (3M24, 3M24E)


ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 3К24 «УРАН» (»УРАН-Э») С РАКЕТОЙ Х-35

Разработка корабельного комплекса «Уран» с крылатой ракетой Х-35 (3М24) для вооружения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головным разработчиком было определено калининградское КБ «Звезда». Главным конструктором комплекса и ракеты был назначен Г.И.Хохлов, сейчас эту должность исполняет Н.Васильев.
Этому предшествовали некоторые события. В сачтности, в ходе Фолклендского конфликта 1982 года, когда аргентинским ВВС удалось поразить английский эсминец малогабаритной противокорабельной ракетой (ПКР) Exocet, произвело настоящий фурор во всем мире. К этому моменту ОКБ калининградского машиностроительного завода «Стрела» (ныне ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение») уже вело проработки по ПКР подобного класса. После Фолклендов разработке новой ПКР постановлением правительства СССР от 16 марта 1983 года была открыта зеленая улица.
«Ураном» предполагалось вооружить надводные корабли малого и среднего водоизмещения, катера и вспомогательные суда ВМФ. Практически сразу с развертыванием работ по ракетному комплексу «Уран» для советского ВМФ, рассматривалась возможность его поставки в страны Варшавского договора. В ГДР даже предполагалось организовать производство ракет Х-35 с тепловой головкой самонаведения. В дальнейшем для поставки на экспорт, в том числе за пределы Варшавского договора, был разработан комплекс «Уран-Э» с ракетой Х-35Э (3М24Э), который имел некоторые отличия от базового варианта в части касающейся требований к образцам В и ВТ для экспортных поставок.
В ходе рассмотрения в 1983 году эскизного проекта комиссия признала, что представленный проект активной радиолокационной головки самонаведения (АРГС) не отвечает предъявляемым требованиям. В связи с этим потребовались дополнительные работы, на проведение которых ушло еще три года.
Корабельный боевой ракетный комплекс «Уран» (»Уран-Э») предназначен для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 т и морских транспортов из состава конвоев и одиночных.

В состав ракетного комплекса «Уран» (»Уран-Э») входят: противокорабельная ракета Х-35 (Х-35Э), корабельная аппаратура системы управления (КАСУ) 3Р-60У (3Р-60УЭ), пусковые установки (ПУ) 3С24 (3С24Э), транспортно-пусковой контейнер (ТПК) 3С34 (3С34Э) и комплекс наземного оборудования (КНО) 3Ф24 (3Ф24Э).
Корабельная ракета 3М24 создана на базе авиационной противокорабельной ракеты Х-35. Ракета аналогична по конструкции американской ПКР «Гарпун», последняя послужила основанием для начала отечественной разработки. Несмотря на сходство конструкции, Х-35 внешне сильно отличается от прототипа «Гарпун».
Боевое применение ракет Х-35 может осуществляться днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Стрельба ракетами Х-35 может производиться как одиночно, так и в залпе.

В 1980-х гг. на базе этой ПКР была спроектирована УР Х-35 (изд. 78) воздушного базирования, поставлявшаяся в двух вариантах (для самолетов Х-35У и вертолетов Х-35В). Для старта с вертолетов (предлагалась для многоцелевого экспортного Ка-28 и его аналога для отечественной морской авиации Ка-27) она поставлялась с укороченным стартовым ускорителем, для старта с самолетов – без него. Под ракету Х-35 разрабатывался специализированный ударный вертолет Ка-27ПК – противокатерный, который должен был бороться с катерами противника, так же прорабатывался корабельный вариант боевого вертолета В-80 с двумя ПКР Х-35. В качестве самолетов-носителей для Х-35 использовались Ту-142М (по 4 УР на двух подкрыльевых пилонах), МиГ-29К и Су-27К (по 4 ракеты на АКУ-58), Су-30, Як-141, фронтового бомбардировщика типа Су-24М, вариант Су-27ИБ, а также другие самолеты советского производства.
Испытания ракеты Х-35 начались на полигоне «Песчаная балка» под Феодосией в 1983 году, проводились пуски макетов ракет с наземной ПУ. В 1883-1984 гг. было запущено 6 макетов, и один из них был запущен с морского носителя – ракетного катера Р-44 проекта 206МР. Первые 3 пуска с береговой пусковой установки выполненные в 1986 году были неудачными. После устранения конструктивных недостатков испытания возобновились. В январе 1987 г. состоялся успешный четвёртый пуск, все системы ракеты отработали штатно. В 1988-1991 гг. произведено уже 14 пусков. Последующие события по распаду Советского Союза сильно затянули разработку комплекса и ракеты, но побудило ее предлагать потенциальным инозаказчикам. Появился экспортный вариант – Х-35Э.

На базе ракеты Х-35 с радиолокационной активной ГСН в начале 1990-х годов создавалась ракета типа Х-35 с тепловизионной ГСН, информация об этом варианте ракеты Х-35 впервые появилась на выставке МАКС-93. Дальнейшая судьба проекта не известна.
В тоже время при доводки ПКР происходили и очень неприятные вещи, так главный конструктор ГСН ракеты Познаниский из НПО «Ленинец», возвращавшийся из командировки из Москвы, был убит в спальном вагоне и секретные документы пропали. А через год умер его приемник. Это значительно повлияло на сроки работ по ГСН и ракете в целом, они были увеличены на 3-5 лет. Доводил головку самонаведения «до ума» главный конструктор Г.А.Соловьев.


АРГС ракеты Х-35 полностью была готова к совместным с планером испытаниям лишь в 1992 году. Однако с 1992 года работы по КРК «Уран» были практически приостановлены. Денег у государства не было. Предприятие, мобилизовав все свои ресурсы, продолжало работы по доводке ракеты. С 1992 по 1997 год был проведен 2-й этап ЛКИ. На них испытавались ракеты Х-35 в полной комплектации и с телеметрией, отсутствовали только активные радиолокационные головки самонаведения. Всего за этот период был произведен пуск только четырех ракет. Испытания ракетного комплекса «Уран» проводились с ракетного катера Р-44, переоборудованного из проекта 206МР. На нем вместо 2-х пусковых установок для ракет П-15М комплекса «Термит» разместили две пусковые установки 3С24 под четыре ТПК 3С34 на каждой для ракет Х-35 (3М24).
Впервые ракета Х-35Э открыто продемонстрирована в 1992 году на авиационной выставке «Мосаэрошоу-92» в Москве, затем на международном авиационно-космическом салоне МАКС-93 и др. Тогда в экспозиционных материалах было показано, что ракета для корабельного комплекса может быть создана в 1993 году, а авиационный вариант – в 1994 году. В эти годы к ракетам типа Х-35Э проявили интерес ВМС Индии, и вскоре начались переговоры. В 1994 году был заключен контракт на поставку КРК «Уран-Э» для индийского ВМФ. Первые поставки по индийскому контракту пошли в 1996–1997 годах. К середине 1990-х гг. испытания ракеты Х-35Э для ВМС Индии были завершены и ракетный комплекс «Уран-Э» был принят на вооружение национального флота Индии. 15 декабря 1996 года была проведена сдача КРК «Уран-Э» на эсминце «Дели». Это во многом способствовало продолжению работ по аналогичному ракетному комплеску в интересах Российской Федерации, продолжились работы по авиационному и корабельному ракетным комплексам с ракетой типа Х-35.
К тому времени из-за трагедии с самолетом Ту-154 сбитого украинской ракетой ЗРК С-200, было запрещено проводить испытания ракетного оружия с территории Украины. Поэтому с 2001 года испытания ракеты Х-35 были перенесены на полигоны Российской Федерации, и они возобновились только в 2002 году. В июле 2003 года комплекс «Уран», созданный корпорацией «Тактическое ракетное вооружение», успешно прошел государственные испытания и начал поступать на вооружение кораблей ВМФ России.
Одновременно с доводкой КРК «Уран-Э» на базе той же ракеты проводились работы по созданию подвижного (мобильного) берегового ракетного комплекса (БРК) «Бал-Э», который осенью 2004 года показал великолепные результаты в ходе государственных испытаний и был принят на вооружение ВМФ. В 2005 году завершились испытания на индийском патрульном Ил-38SD.
Серийное производство ракет было развернуто на НПО «Звезда – Стрела», в настоящее время на головном предприятии Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».


Ракета Х-35 (корабельный и вертолетный варианты):
1 – активная радиолокационная ГСН; 2 – передний бугель; 3 – инерциальная система управления; 4 – крыло; 5
- топливный бак; 6 – средний бугель; 7 – маршевый двигатель; 8 – руль; 9 – стартовый двигатель; 10 -
стабилизатор; 11 – привод рулей; 12 – боевая часть; 13 – система контактных датчиков

Ракета Х-35 выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет складное крыло и оперение. Воздухозаборник маршевого турбореактивного двигателя расположен в нижней части корпуса.
Двигательная установка включает малогабаритный маршевый двухконтурный турбореактивный двигатель ТРДД-50АТ и стартовый твердотопливный ракетный ускоритель, сбрасываемый после отработки (на ракетах самолётного базирования отсутствует). Запуск двигателя осуществляется при помощи пиростартера.
Крылатая ракета в корабельном и вертолетном вариантах снабжена складным крестообразным оперением большого удлинения и стартовым твёрдотопливным ускорителем, расположенным тандемно с маршевым. На вертолетном варианте РДТТ имеет меньший суммарный импульс.

Активная радиолокационная головка самонаведения АРГС-35 разработана в компании «Холдинг-Ленинец» («Радар ММС»). ГСН предназначена для обнаружения и точного наведения крылатых ракет на надводную цель на конечном участке траектории полета. Она обеспечивает: обнаружение надводной цели; выбор цели подлежащей поражению; определение положения цели по азимуту и углу места, дальности до цели и скорости сближения с целью; выдачу определенных координат цели в систему наведения ракеты. Режим работы ГСН – активное радиолокационное наведение. Головка рассчитана на использование как при одиночном, так и при групповом применении ракет.


Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы; время подготовки к пуску из холодного состояния составляет 60 секунд.
В ЦНИИ «Гранит» для РК «Уран» создана корабельная аппаратура системы управления (КАСУ), которая предназначен для управления предстартовой подготовкой и стрельбой противокорабельными ракетами (ПКР) и при этом обеспечивает:
прием и обработку входной информации от корабельных обеспечивающих систем:
- гиростабилизации
- ЛАГа
- целеуказания
- обеспечения безопасного применения оружия
отображение на пульте управления информации о состоянии комплекса и наличии ракет
одновременную выработку данных стрельбы по целям (от 1 до 6)
одиночную или залповую стрельбу (от 2-х до 16-ти ракет)
вы работку данных стрельбы в настоящее место цели или в упрежденную точку
аварийный выброс ракет
тренировку личного состава без фактического задействования ракет
эксплуатационый контроль комплекса
В состав КАСУ входят: прибор управления (ПУ) комплексом КБ 163 Ц (одна ед.) и приборы управления (ПУ) предстартовой подготовкой и пуском (от 1-ой до 4-х ракет) КБ 163 П (4 ед.).
Для ракетных комплексов «Уран», «Бал» и «Москит» в ЦНИИ «Гранит» под руководством главного конструктора В.А.Кучерова (Ю.С.Ицковича) со 2 марта 1987 года создается радиолокационная система целеуказания 3Ц25Э «Гарпун-Бал» (»Гарпун-Б»). РЛС предназначена для обнаружения и выдачи целеуказания ракетному оружию по морским целям. Отличительной особенностью РЛС «Гарпун-Б» является наличие высокопотенциального активного канала большой дальности со сложным СВЧ-сигналом, который обеспечивает обнаружение кораблей, определение координат и параметров их движения. РЛС имеет повышенную помехозащищенность и обеспечивает автоматическое или полуавтоматическое сопровождение нескольких целей, включая низколетящие.

Еще в советское время под комплекс «Уран» предполагалось модернизировать сторожевые корабли проекта 1135 по проекту 11352 (2 х 4 ПКР Х-35).
Для ВМФ России под комплекс «Уран» был переоборудован БПК проекта 61МП «Сметливый» (2 х 4 ПКР Х-35). В дальнейшем РК получили СКР проекта 11540 и 11661 «Татарстан», работы по которым были начаты еще в советское время. Сегодня новейшие корветы российского ВМФ проекта 20380 оснащаются этим комплексом.
Ракеты Х-35Э корабельного комплекса «Уран-Э» поставляются в Индию для эсминца типа «Дели» (16 ракет), корветов типа «Кора» (16 ракет) и «Брахмапутра» (16 ракет), ракетного катера «Пралайя» (16 ракет). Только в 1997 г. ВМС Индии получили 16 ракет Х-35Э для корабельного комплекса «Уран».
Во Вьетнам комплекс «Уран-Э» поставляется для катеров типа «124А», заказано около 150 ракет. Комплекс «Уран» закупил Алжир, он установлен на прошедших модернизацию в 2000-х годах на корветах УРО типа «Салах Раис» проекта 1234Э. Работы по модернизации этих кораблей выполнялись Кронштадтским морским заводом и ОАО «Северная Верфь».
ЦМКБ «Алмаз» спроектировало под РК «Уран» ракетный катер проекта 20970 «Катран», предназначенный для поставок на экспорт. В сравнении с катерами проекта 205ЭР с ракетами П-15, «Катран»может обладать в три раза большей ударной мощью, на нем размещено восемь ракет Х-35.

В 2001 г. проходил испытания первый патрульный катер ПС-500 (проект Северного ПКБ), построенный на верфи Хошимина, с ракетным комплексом «Уран-Э». В настоящее время предполагается его модернизация. Одновременно Северное ПКБ проектировало для Вьетнама сторожевой корабль СКР-2100 с тем же ракетным комплексом, но он так и остался только в проекте.
В НПП «Старт» для комплекса «Уран» разработан комплекс наземного оборудования 3Ф24, который обеспечивает подготовку в полевых условиях ракет к применению., проведение с ними ремонтно-восстановительных работ. ОАО «Красный гидропресс» изготовитель корпусов отсеков ракеты Х-35.
Для проведения приемо-сдаточных работ по КРК «Уран-Э», технического обслуживания в процессе его эксплуатации и обучения персонала предназначено дополнительное оборудование и комплект эксплуатационной документации. В состав дополнительного оборудования входят комплекты технологического эксплуатационного оборудования и ЗИП, а также варианты ракет и макетов, предназначенные для отработки системы эксплуатации. В качестве таких вариантов ракет и макетов поставляются: габаритно-массовый макет ракеты Х-35ЭГММ (для тренировки и обучения персонала при погрузочно-разгрузочных работах ТПК с ракетами и установки их на ПУ, используются также при балластных испытаниях корабля); макет ракеты бросковый Х-35ЭМБ (для отработки старта и режимов аварийного выброса ракет); учебно-действующая ракета Х-35ЭУД (для обучения персонала); учебно-действующая ракета со спецсборками Х-35ЭУДС (для оценки безопасности эксплуатации ракет в условиях воздействия электромагнитных полей, создаваемых системами корабля); инертная ракета Х-35ЭИН (для использования в практических и учебных стрельбах); ракета для практических пусков Х-35ЭП (с аппаратурой самоликвидации); учебно-разрезная ракета Х-35ЭУР (для обучения персонала).
На базе комплекса «Уран» создается береговой противокорабельный комплекс «Бал-Э». В состав комплекса входит: пункт управления и связи (2 ед.); пусковая установка повышенной проходимости (4 ед.); транспортно-перегрузочная машина (4 ед) и наземное оборудование для технического обслуживания и подготовки комплекса к боевому использованию. Наличие приборов ночного видения, аппаратуры навигации и топографического ориентирования позволяет комплексу, размещенному на машинах повышенной проходимости, быстро менять стартовые позиции и рассредоточено перемещаться в новый район применения. В комплексе в базовом варианте боевой расчет составляет 46 человек.
Испытания вертолетного варианта ракеты Х-35В со для вертолетов Ка-27 и Ка-28. тоже завершены Кроме того, на базе ракеты Х-35 создана мишень для войск ПВО.
Предлагается создать для РКА ракетный комплекс типа «Уран» с дальностью стрельбы до 180-200 киллометров.
Что касается дальнейшего развития российских ПКР типа 3М-24Э (Х-35Э), по заявлению первого заместителя генерального директора корпорации «Тактическое ракетное вооружение» В.Н. Ярмуляка, то это направление имеет хорошие перспективы. В скором времени следует ожидать появление новой версии данного типа ракет, которая при сохранении своей размерности будет по ряду важнейших характеристик в 2-2,5 раза превосходить предыдущую». Нет сомнения в том, что в новой версии ПКР будут использованы последние достижения российского ракетостроения и учтены те тенденции развития противокорабельного оружия, которые характерны для самых новых образной ведущих компаний мира.
И этому суждено было сбыться. На салоне МАКС-2009 Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» продемонстрировала новинку – противокорабельную ракету Х-35УЭ с дальностью стрельбы до 260 км, которая является основой медернизированного корабельного комплекса «Уран-УЭ». На следующем салоне МАКС-2011 Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) продемонстрировала противокорабельную ракету Х-35УЭ и активно-пассивную головку самонаведения (ГСН) «Грань-КЭ», ГСН демонстрировалась впервые. Новый ракетный комплекс условно назвали «Супер – Уран». Известно, что еще до 2009 года Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» выполняла ОКР «Уран-У».

Концерн «Моринформсистема-Агат» в 2012 году провел бросковые испытания новой ракеты Х-35УЭ. для комплексов семейства Club-K контейнерного исполнения. Основным элементом комплекса Club-K является универсальный стартовый модуль, исполненный в виде стандартного морского контейнера. В базовый состав комплекса Club-K входят от одного до четырех универсальных стартовых модулей. Боекомплект универсального стартового модуля комплекса Club-K составляет 4 ракеты. Универсальный стартовый модуль комплекса Club-K полностью автономен. Контейнерный модуль Club-K с пусковыми установками для ракет Х-35УЭ неоднократно демонстрировался на МВМС и МАКС.
В 2009 году Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» по контракту с ФГУП «Рособоронэкспорт» поставила во Вьетнам первую партию ракет 3М-24Э на сумму в 24,7 млн. долларов. Так же, согласно годовому отчету КТРВ, в том же году были оформлены паспорт экспортного облика (ПЭО) на ОКР по созданию корабельного ракетного комплекса (КРК) «Уран-ЭВ» для Вьетнама и дополнения к ПЭО и рекламному паспорту (РП) КРК «Уран-Э», получено заключение МВК на поставляемые ракеты Х-35Э авиационного базирования по Контракту Индии с ФГУП «РСК «МиГ» и направлены документы в МВК для получения заключения по контракту на поставку ракет Х-35Э (3М-24Э) в Туркменистан. Совместно с ФГУП «Рособоронэкспорт» Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» подготовлен и вручен в сентябре 2009 года вьетнамской стороне проект рамочного контракта на проведение ОКР по созданию КРК «Уран-ЭВ» с противокорабельной ракетой Х-35ЭВ, адаптированной под условия эксплуатации во Вьетнаме.
В 2009 году были проработаны заявки по поставкам В и ВТ зарубежным странам: Алжир (3М-24Э к КРК «Уран-Э»); Сирия (Х-35Э и др. АСП); Египет (КРК «Уран-Э»); Йемен (3М-24Э для БРК «Бал»); Ливия (КРК «Уран-Э», БРК «Бал-Э»).
Россия и Вьетнам планируют в 2012 году заняться совместным созданием ракеты на базе российского аналога – ракеты «Уран», сообщил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев. «Уже в этом году во Вьетнаме планируется создать мощности для производства ракеты на базе российского «Урана» по типу российско-индийского совместного производства ракеты «Брамос», – сказал Дмитриев.
Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» с 2014 года начнет поставку заказанных Азербайджаном корабельных ракетных комплексов (КРК) «Уран-Э». Азербайджан подписал контракт на поставку КРК «Уран-Э» в 2010 году на сумму 75 млн дол. В 2010 году, наряду с Азербайджаном, КРК «Уран-Э» также заказали Туркменистан и Казахстан. Стоимость первого контракта с Туркменией составила 79,8 млн дол, второго – 40 млн дол. Поставки по первому контракту с Туркменией были реализованы в 2011-2012 гг. Поставки КРК «Уран-Э» Ашхабаду по второму контракту запланированы на 2014 год. Стоимость контракта с Казахстаном составляет 30 млн дол, поставки планировалось начать в 2013 году.

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «УРАН-Э» НА МВМС-2003




«СУПЕР –УРАН» НА МАКС-2011

История

Разработка корабельного комплекса "Уран" с крылатой ракетой Х-35 (другое название ракеты корабельного базирования - 3М24) для вооружения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения была задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головное предприятие - разработчик ОКБ "Звезда", главный конструктор - Г.И.Хохлов.

Комплекс "Уран" состоит из противокорабельной крылатой ракеты морского базирования, транспортно-пускового контейнера, пусковой установки, корабельной автоматизированной системы управления и комплекса наземного оборудования с аппаратурой проверки ракет.

Одной из причин принятия такого решения был военный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Аргентиной в районе спорных Фолклендских (Мальвинских) островов с применением ПКР. в соответствие с Постановлением Правительства СССР от 16.03.1983 г. Изначально он разрабатывался как малогабаритный комплекс корабельного базирования для оснащения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения.

В соответствие с тактико-техническим заданием ракета на дальности 130 км должна была поражать цели прикрытые средствами ПВО и осуществлять полет на высоте 3-5 м над гребнями волн при волнении моря до 6 баллов. При создании ПКР использовались самые современные, в т.ч. и цифровые технологии. Срок готовности КРК был определен в 1986 г.

Эскизный проект был защищен в 1983 г. Однако выполнение требования по оснащению ракеты принципиально новой головкой самонаведения потребовало (ГСН, ОАО "Радар" ММС) более длительных работ, которые завершились в 1992 г. (к началу второго этапа лётно-конструкторских испытаний. Первые 3 пуска с береговой пусковой установки были неудачны. В январе 1987 г. состоялся успешный четвёртый пуск. Второй этап испытаний проходил в 1992-1998 гг. со штатной ГСН. Государственные испытания комплекса успешно завершились в 2003 г.

Корабельный боевой ракетный комплекс "Уран-Э" с противокорабельными ракетами Х-35Э предназначен для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 т и морских транспортов. Комплекс "Уран-Э" применяется для вооружения надводных кораблей, катеров и вспомогательных судов.

Высокая боевая эффективность комплекса "УРАН-Э" обеспечивается за счет:

  • всепогодности применения комплекса в широком спектре боевых и климатических условий;
  • гибкой логики целераспределения системы управления комплексом, в том числе с учетом информации, поступающей от внешних источников, обеспечивающей возможность одновременного обстрела до 6 надводных целей и залпового применения по одиночной либо групповой целям;
  • способностью ракеты Х-35Э успешно преодолевать огневое и радиоэлектронное противодействие противника благодаря своей малозаметности в широком диапазоне информационного поля, обусловленной небольшими габаритами, предельно малой высотой полета и высокой степени скрытности комплексной системы наведения;
  • возможностью залповой стрельбы (до 16 ракет), которая способна обеспечить огневой прорыв противоракетной обороны современных боевых кораблей;
  • достаточно мощной осколочно-фугасной боевой части проникающего типа, способной поражать широкий спектр целей, включая цели класса "эсминец";
  • высокой степенью автоматизации процессов боевого управления, простотой и удобством эксплуатации в широком диапазоне боевых условий.

Особенности

КРК "Уран-Э" значительно увеличивает ударную мощь надводных кораблей. Так, при его установке на ракетном катере пр.20970 "Катран" (ЦМКБ "Алмаз") с 8 ПКР 3М24Э (Х-35) в двух пусковых установках (ПУ) ударная мощь катера, в сравнении с катером пр.205 (205ЭР), возрастает более чем в 3 раза. При значительном (8-16 ракет) боекомплекте и малом интервале пуска обеспечивается массированное применение ракет почти с одновременным их подходом к цели на предельно малой высоте. На ракетном катере пр.1241.8 может быть установлен КРК с 16 ракетами, сгруппированными в пакеты по четыре. Возможна установка КРК "Уран-Э" на сторожевых кораблях пр.11541 "Корсар" и кораблях, предназначенных для экспорта. Целеуказание по надводным целям обеспечивается радиолокационным комплексом 3Ц25Э с активным и пассивным режимами целеуказания. КРК "Уран-Э" может применяться при волнении моря силой 5-6 баллов.

На основе унификации ракеты по носителям на базе КРК 3М24 созданы береговой противокорабельный ракетный комплекс "Бал" и авиационный вариант (для самолетов с ракетой Х-35У и вертолетов с ракетой Х-35В). Вертолетный вариант может применяться вертолетами типа Ка-27 и Ка-28, самолетный - истребителями МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтовым бомбардировщиком типа Су-24М, противолодочным самолетом Ту-142М и другими.

Одной из главных тенденций в военном деле последнего времени является унификация вооружения и техники. Благодаря использованию общих компонентов удается систем и уменьшить расходы на их эксплуатацию. Одним из примеров такого подхода является противокорабельная ракета Х-35. В зависимости от версии, она может использоваться самолетами, вертолетами, кораблями и береговыми комплексами. Универсальность в использовании в значительной степени повышает потенциал ракеты на поле боя.

Ракета Х-35: история создания

Для начала разберемся, через что ракете пришлось пройти, прежде чем стать достоянием ВМС России. Изначально предполагалось, что ракета Х-35 будет устанавливаться на катера и корабли со средним водоизмещением. Она должна была использоваться в составе ракетного комплекса (РК) «Уран». Разработки начались в апреле 1984 года. Руководителем проекта был Г. И. Хохлов. Основная часть проектных работ была возложена на ОКБ «Звезда». Предполагалось, что ракета Х-35 «Уран» будет использоваться для поражения судов водоизмещением не более 5000 тонн. Техническое задание требовало, чтобы она имела возможность как одиночного запуска, так и залпового огня. Ракета Х-35 должна была одинаково успешно работать в любых погодных условиях, в любое время суток и даже при использовании противником систем ПВО и РЭБ.

Общая характеристика

В плане аэродинамики ракета выполнена по привычной схеме: Х-образное крыло и хвостовое оперение. Внешнюю поверхность корпуса образуют несколько цилиндров. Средняя и хвостовая части асимметричны: снизу имеется гондола, спереди у которой установлен воздухозаборник. Ракета имеет твердотопливный стартовый ускоритель, который выполнен в виде цилиндра и имеет оперение, раскладываемое при старте.

Общая длина ракеты составляет 3,85 м. Если установить на нее ускоритель, данный показатель возрастает до 4,44 м. Диаметр корпуса не превышает 0,42 м. Размах крыльев в разложенном состоянии составляет 1,33 м. В базовой конфигурации с ускорителем ракета Х-35 весит 600 кг.

Компоновка

Схожую компоновку можно встретить и на других изделиях такого класса. В головной части находится аппаратура головки самонаведения. Следом за ней идет боевая составляющая. В средней части находится канал воздухозаборника, "облаченный" в топливный бак. В хвосте ракеты стоит В свободных частях корпуса располагается дополнительное оборудование. Стартовый ускоритель имеет совершенно простую конструкцию. Внутри его цилиндрического корпуса можно поместить только твердотопливный

Система наведения

На архитектуре систем наведения сказалась необходимость в гарантированном захвате и поражении цели в любой помеховой обстановке. Ракету оснастили комбинированной системой наведения. Во время маршевого полета она должна была пользоваться и радиовысотомером. А при выходе ракеты в район цели должна активироваться активная радиолокационная система ГСН, задачей которой был поиск и поражение цели.

В проекте ракеты применили АРГС-35 - активную радиолокационную голову самонаведения. Она позволяет с высокой долей надежности провести обнаружение и преследование цели. Антенна системы расположилась в головной части ракеты. Она была облачена в радиопрозрачный обтекатель. Обзор горизонтального сектора имел ширину в 90 градусов (по 45 градусов вправо и влево от оси ракеты). Вертикальный обзор был не таким широким: от -10 до +20 градусов. Первые версии ракеты имели дальность обнаружения цели до 20 км.

Боевая часть

Проникающая боевая часть, вес которой составляет 145 килограммов, устанавливалась за головкой самонаведения. Благодаря осколочно-фугасно-зажигательному действию боевая часть должна поражать суда водоизмещением до 5000 тонн. Она имеет прочнейший корпус с толстыми стенками, что позволяет пробить борт вражеского корабля и осуществить подрыв внутри. Таким образом удается получить максимальное разрушительное действие.

Двигатель

Как уже говорилось, турбореактивный двигатель располагается в хвостовой части корпуса. Его тяга достигает 450 кгс. Мотор запускается с помощью пиропатрона и работает на авиационном керосине. Силовая установка такого типа позволяет ракете достичь скорости до 280 м/с и лететь от 7 до 130 км. Что касается твердотопливного ускорителя, то он нужен при использовании ракеты в составе РК «Уран». С его помощью ракета Х-35, характеристики которой мы сегодня рассматриваем, покидает транспортно-пусковой контейнер. Когда снаряд запущен, этот мотор сбрасывается и активизируется основной маршевый двигатель.

Управление

Крылатая ракета Х-35 получила весьма удачную систему управления, которая позволяет достичь высоких показателей эффективности в бою. На маршевом участке ракета летит на высоте не более 15 метров над уровнем воды. Когда начинается поиск цели и наведение на нее, этот показатель снижается до 4 м. Благодаря малой высоте полета и малой площади рассеяния снижается вероятность своевременного обнаружения, сопровождения и атаки ракеты системами ПВО противника.

Эксплуатация ракет Х-35 в какой-то степени облегчается благодаря автоматизации процесса подготовки к пуску. Состояние боевой единицы и введение полетного задания контролируются автоматически. В общей сложности подготовка занимает не более 1 минуты. Ракета Х-35, которая предназначена для использования кораблями и наземными ракетными комплексами, поставлялась в цилиндрическом транспортно-пусковом контейнере. Версии авиационного базирования поставляются так же, но запускаются со штатного вооружения самолетов или вертолетов.

Задержка в разработке

В ходе рассмотрения эскиза, который сотрудники ОКБ «Звезда» сделали за несколько месяцев, были выявлены некоторые недочеты. В частности, несоответствие активной радиолокационной системы возложенным на нее требованиям. На доработку и усовершенствования проекта ушло дополнительное время. Пилотный запуск с наземной установки состоялся в ноябре 1985 года. Этот и несколько последующих запусков увенчались неудачей.

Первый удачный запуск состоялся в январе 1987 года. Однако отработка бортовых систем еще продолжалась. До 1992 года ОКБ «Звезда» со смежными предприятиями провели еще 13 пусков. Ввиду отсутствия полноценного образца активной радиолокационной системы, испытуемые ракеты оснащались ее имитацией.

Из-за распада СССР и ряда экономических проблем работы над проектом Х-35 практически прекратились. В период с 1992 по 1997 год удалось построить и протестировать всего четыре опытных экземпляра. Расходы на оборону также сократили, поэтому первый заказа на комплекс «Уран» с ракетой Х-35 был сделан зарубежным заказчиком.

«Уран-Э»

В 1994 году индийские Военно-морские силы заказали российские комплексы «Уран-Э». Буква «Э» означат, что это экспортная модификация. Ракетный комплекс корабельного базирования включает в себя: ракету, пусковую установку, систему управления и аппаратуру для проверки боеприпасов. Он может устанавливаться на всякого рода корабли и катера. Пусковая установка состоит из металлической рамы, оснащенной креплениями для контейнеров. Конструкция предполагает, что ракета Х-35 стартуют под углом в 35 градусов.

Автоматизированная система управления, на которую возложены функции проверки ракет, ввода задания и прочие операции, выполняется в виде пары контейнеров. Это позволяет монтировать аппаратуру на любые подходящие корабли и катера. Один контейнер занимает 15, а другой - 5 м 2 .

Благодаря индийскому заказу, разработки все-таки были завершены, и начался серийный выпуск ракет. В 1996 году заказчику были переданы первые компоненты комплекса, в конце этого же года закончились работы по вооружению ракетами Х-35 эсминца INS Delhi. В дальнейшем подобное вооружение получили еще несколько индийских судов.

В начале 2000-х ситуация с финансированием Вооруженных Сил изменилась к лучшему. В результате к 2003 году комплекс «Уран» с ракетой Х-35 был окончательно доработан и принят на вооружение России.

«Бал»

Приблизительно в то же время, когда «Уран» поступил на вооружение Военно-морских сил, завершились разработки берегового РК «Бал», который также работал с ракетой Х-35. В задачи берегового комплекса входило слежение за территориальными водами и оборона всяческих военно-морских объектов. Благодаря широкому спектру возможностей комплекс «Бал» своевременно обнаруживает и атакует суда противника.

Высокая мобильность комплекса обусловлена тем, что его основные компоненты выполняются в виде самоходных машин, построенных на базе МАЗ-7930. Комплекс может разворачиваться на расстоянии до 10 километров от берега. Его общий боекомплект составляет 64 ракеты.

Авиационная версия

В середине 2000-х завершились разработки авиационного варианта ракеты Х-35. Для вертолетов была предложена отдельная модификация с индексом «В». Ее главное отличие заключалось в наличии стартового ускорителя. Он был сконструирован с учетом небольшой Ракете, которая запускается с самолета, ускоритель вовсе не нужен.

Компактный вариант

В 2011 году была разработана пусковая установка для ракеты Х-35, замаскированная под 20-футовый контейнер. Внутри установили четыре транспортно-пусковых контейнера с ракетами и весь набор необходимой для управления аппаратуры. Какие перспективы есть у этого проекта, до сих пор неизвестно.

Х-35У

Развитием ракеты Х-35 стала версия Х-35У, которая благодаря внедрению новой аппаратуры имеет в два раза большую скорость. Кроме того, она может с успехом поражать противника с расстояния в 260 км. Всего этого удалось достичь благодаря новому двигателю и измененной конструкции канала воздухозаборника, которая позволяет увеличить запас топлива.

В 2009 году на свет появилась модернизированная версия Х-35У, получившая дополнительный индекс «Э». Она предназначалась для продажи за границу. Главным отличием проекта стали новые системы наведения, которые увеличили дальность обнаружения целей до 50 километров.

Пользователи

На данный момент ракета Х-35, технические характеристики которой мы сегодня рассмотрели, применяется главным образом в войсках России, Индии и Вьетнама. К настоящему времени было построено уже несколько сотен таких ракет. Что касается зарубежных заказчиков, то они больше всего заинтересованы в комплексах корабельного базирования. Авиационный ракетный комплекс «Уран» с ракетой Х-35 пока что не пользуется спросом у стран-экспортеров. Согласно информации некоторых зарубежных источников, российская ракета была скопированная северокорейскими конструкторами. Если это правда, то вполне возможно, что КНДР делает ракеты и для продажи, а значит, ими может быть вооружено больше государств, чем известно по официальным данным.

История противокорабельной ракеты Х-35 началась еще в советский период, в 1980-е годы, однако «довести» разработку ракеты удалось лишь к началу XXI века.

Сначала 1980-х годов ОКБ «Звезда» вело разработку противокорабельной ракеты Х-35 тактического назначения, которая должна была стать основой ракетного комплекса «Уран» корабельного базирования.

ЗАТЯНУВШАЯСЯ РАЗРАБОТКА

Комплексом «Уран» планировали вооружать катера и корабли малого и среднего водоизмещения. Техническое предложение по созданию комплекса ОКБ «Звезда» выработало в 1977 году, опытно-конструкторские работы развернули с 1984 года. Противокорабельную ракету (ПКР) Х-35. получившую от ГРАУ индекс 3М24, разрабатывали в ОКБ «Звезда» (г. Калининград Московской области) под руководством главного конструктора ОКБ Г. И. Хохлова. Новая ПКР должна была поражать корабли и суда водоизмещением до 5 тыс. тонн, следующие в составе ударных групп (конвоев) или отдельно, а также применяться в любое время суток, любых метеоусловиях, при использовании противником средств ПВО и радиоэлектронного противодействия. Техническое задание предусматривало возможность одиночного пуска ракет и пуска залпом.

Первый пуск опытной ПКР был проведен в 1985 году с береговой позиции. Дальнейшие испытания выявили ряд проблем, на решение которых ушло несколько лет. Активная радиолокационная головка самонаведения, разрабатывавшаяся ленинградским НПП «Радар ММС», была готова к испытаниям на ракете только к 1992 году. В дальнейшую судьбу ракеты вмешались распад страны, развал экономики, падение финансирования, разрушение производственных связей. После восстановления в Калининграде (с 1996 года — г. Королев) научно-производственного объединения в форме «Государственного научно-производственного центра «Звезда-Стрела» удалось возобновить разработку комплекса уже в экспортном варианте «Уран-Э». Ракету ГНПЦ «Звезда-Стрела» (преобразованный в 2002 году в государственную корпорацию «Тактическое ракетное вооружение») представлял на внешний рынок в варианте Х-35Э. Экспортные поставки в Индию, затем и увеличение государственного финансирования позволили продолжить опытно-конструкторские работы в интересах отечественного флота. В 2004 году ракета Х-35 была принята на вооружение ВМФ России. Таким образом работы продолжались почти четверть века.

Х-35 стала основой не только корабельного ракетного комплекса «Уран», но и подвижного берегового комплекса «Бал», а также авиационного комплекса. В США и НАТО ракета Х-35 (3М24) получила обозначение AS-20 Kayak.

ОБЛИК И УСТРОЙСТВО X-35

Х-35 представляет собой крылатую ракету, выполненную по нормальной аэродинамической схеме с X-образным складным крылом и складным оперением большого удлинения. Комбинированная система наведения включает инерциальную систему, обеспечивающую программный полет на маршевом участке, активную радиолокационную головку самонаведения (ГСН). ГСН АРГС-35, установленная в головной части фюзеляжа, обеспечивает обнаружение надводной цели, выбор цели, подлежащей поражению, определение положения цели по азимуту (пеленгу) и углу места, дальности до цели и скорости сближения с ней, выдачу координат цели в систему наведения. Способна работать в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия противника. Позади ГСН размещена проникающая осколочно-фугасная боевая часть. Установленный в хвостовой части ракеты малогабаритный двухконтурный турбореактивный маршевый двигатель работает на авиационном керосине. Воздухозаборник двигателя трапециевидного сечения выполнен в нижней части фюзеляжа, вокруг воздуховодного канала размещен топливный бак. Ракета хранится и транспортируется в герметичном контейнере.

Старт ракеты с корабельной или береговой пусковой установки производится из контейнера с использованием твердотопливного ускорителя (на его корпусе также установлено раскрывающееся оперение), маршевый двигатель включается после набора ракетой необходимой скорости и сброса ускорителя. В вертолетном варианте ракеты импульс твердотопливного ускорителя уменьшен, в самолетном варианте ускоритель не используется. Пуск авиационного варианта производится без контейнера, минимальная высота пуска — 200 м. На маршевом участке траектории ПКР летит с околозвуковой скоростью на высоте 10-15 м над гребнями волн, что обеспечивается точностью радиовысотомера РВЭ. Ракета в полете может отклоняться от линии курса на углы до 90°. На конечном участке траектории после захвата цели ГСН высота полета уменьшается до 3-5 м. Точность наведения характеризуется величиной кругового вероятного отклонения 5-8 м. Для поражения береговых и наземных целей ракета не предназначена. Компоновка и размеры ракеты способствуют уменьшению ее радиолокационной и инфракрасной сигнатуры, что — вместе с полетом на предельно малой высоте (ниже уровня горизонта корабельных РЛС противника) — снижает вероятность ее обнаружения и перехвата средствами ПВО.

МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ РАКЕТА

В начале 2000-х годов были развернуты работы над усовершенствованным вариантом ПКР, получившим обозначение Х-35У и предназначенном для применения в составе авиационного (с реактивных истребителей) и берегового комплексов. Ракета Х-35У обладает существенно улучшенными характеристиками. Ее система наведения включила аппаратуру спутниковой навигации и новую активно-пассивную радиолокационную ГСН. Максимальная дальность обнаружения и захвата цели ГСН возросла с 20 до 50 км. Дальность пуска Х-35У увеличена вдвое — до 260 км. На маршевом участке полета ракеты может быть до четырех пунктов перемены маршрута с углом отворота от линии курса до 130° — такие маневры повышают шансы «прорвать» систему ПВО противника. Ракета получила возможность огибания в полете таких препятствий как острова или выступающие из воды остовы кораблей, атаки надводных целей в узкостях и фьордах в прибрежной полосе. Представленная в 2009 году ракета Х-35УЭ получила в США и НАТО обозначение AS-X-20 Harpoonsky (ее считают аналогом модернизированной американской ПКР «Гарпун»).

«Уран» - корабельный ракетный комплекс (КРК) с противокорабельной ракетой (ПКР) Х-35 на СКР «Сметливый»

Корабельный ракетный комплекс (КРК) «Уран» с противокорабельной крылатой ракетой (ПКР) типа Х-35 разработан по Постановлению СМ и ЦК КПСС от 16.04.1984 г. кооперацией предприятий во главе с ОКБ Калининградского машиностроительного завода «Стрела» (ныне ОАО «Корпорация тактическое ракетное вооружение», главный конструктор Г.И. Хохлов). Изначально он разрабатывался как малогабаритный комплекс корабельного базирования для оснащения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения.
В настоящее время головной разработчик и производитель ракетного комплекса Уран-Э — ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
Комплекс «Уран» состоит из противокорабельной крылатой ракеты морского базирования, транспортно-пускового контейнера, пусковой установки, корабельной автоматизированной системы управления и комплекса наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты.

Пуск противокорабельной крылатой ракеты Х-35 (3М24) ПКР «Уран»

Ракета 3М-24 противокорабельного ракетного комплекса «Уран» предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5000 т и аналогична по конструкции американской противокорабельной ракете «Harpoon». Ракета предназначена для боевого применения днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Ракета может применяться как одиночно, так и в залпе.

Х-35У «Уран-У» Модификация с увеличенной до 260 км дальностью и ГСН с дальностью действия до 50 км.

Крылатая ракета 3М-24, входящая в состав корабельного ракетного комплекса «Уран», по своим массогабаритным характеристикам превосходит лучшие мировые образцы ракетного оружия этого класса. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет складное крыло и оперение. Планер ракеты изготовлен из алюминиевых сплавов. Воздухозаборник маршевого турбореактивного двигателя расположен в нижней части корпуса. Крылатая ракета в корабельном и вертолетном вариантах снабжена складным крестообразным оперением большого удлинения и стартовым твердотопливным ускорителем, расположенным тандемно с маршевым. На вертолетном варианте РДТТ имеет меньший суммарный импульс. Боевая часть – осколочно-фугасная, проникающая. Ракета оснащена комбинированной системой управления, в которую входит автопилот и активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН) с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех противника. Имеется вариант ракеты с тепловизионной ГСН. Радиолокационная ГСН ракеты обеспечивает: обнаружение надводной цели, выбор цели, подлежащей поражению, определение положения цели по азимуту и углу места, дальности до цели и скорости сближения с целью, выдачу координат цели в систему наведения ракеты. Ракета Х-35 оснащена инерциальной системой управления, обеспечивающей управление ракетой в полете и активной радиолокационной головкой наведения, обеспечивающей обнаружение, наведение и уничтожение цели.

Противокарабельная ракета (ПКР) Х-35 «Уран»: 1- активная радиолокационная головка самонаведения; 2- фугасно-кумулятивная боевая часть; 3- инерциальная система управления; 4- топливный бак; 5- турбореактивный двигатель; 6- руль; 7 - стартовый двигатель; 8- стабилизатор; 9- рулевой привод; 10- механизм подачи топлива; 11- всасывающее устройство.

Система наведения ракеты обладает высокой живучестью против электронного противодействия противника. Для успешного преодоления системы противоракетной обороны противника ракета имеет малую отражающую поверхность и низкую траекторию полета. В начальной фазе высота полета составляет 10-15 м над уровнем моря, но в фазе подлета к цели ракета при скорости 280-300 м/сек снижается до высоты 3-5 м над уровнем моря. Минимальные и максимальные дальности полета от 5 до 130 км.
Наведение ракеты на цель на конечном участке осуществляется по сигналам от помехозащищенной активной радиолокационной системы наведения. Поражение цели обеспечивается проникающей осколочно-фугасной частью, подрыв которой происходит по сигналам контактного взрывательного устройства. На маршевом участке ракета движется на высоте 5-10 метров и благодаря высокой точности радиовысотомера может отслеживать волнение моря высотой до 3-5 метров. Полетный вес — 603 кг. При пуске с наземной или корабельной ПУ она запускается наклонно стартовым ускорителем и в это время ракета практически неуправляема. Её траектория не позволяет атаковать корабли на удалении менее 5 км. Для примера есть траектория гарпуна, траектория Х-35 на неё очень похожа.

Траектория полета ПКР Х-35 при пуске ракеты с надводного корабля или с наземной ПУ

Ракета 3М-24 помещается в транспортно-пусковой контейнер 3С-34 (завод-изготовитель ОАО «Красный гидропресс», г. Таганрог под контролем военных представителей), который представляет собой металлический цилиндр с внутренними направляющими. С торцов он закрыт крышками, открываемыми пружинным механизмом после срабатывания пироболтов. В его центральной части имеются прямоугольные шпангоуты, служащие для объединения транспортно-пускового контейнера в пакеты и крепления их на пусковой установке.

Завод-изготовитель транспортно-пусковой контейнер 3С-34 ОАО «Красный гидропресс», г. Таганрог

По сравнению с авиационной модификацией для уменьшения размеров ТПК крыло ракеты выполняется складным, а в задней части дополнительно размещается стартовый твердотопливный ускоритель. После использования ракеты возможно повторное использование контейнера при проведении восстановительных работ. Пусковая установка представляет собой металлическую конструкцию (раму), закрепленную на фундаменте под углом 35 градусов относительно горизонтальной плоскости корабля. Каждая пусковая установка рассчитана на размещение четырех ракет в транспортно-пусковых контейнерах. В состав установки может также входить приспособление для размещения на ней пакета с контейнерами. Пусковые установки, обеспечивают не только пуск ракет и хранение на корабле, но и безударную их погрузку в ТПК на корабль при волнении моря. Они также снижают до допустимого для ракеты уровня ходовые, ударные и импульсные перегрузки, возникающие, например, при взрыве вблизи корабля мины, бомбы и другого оружия. Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы; время подготовки к пуску из холодного состояния составляет 60 секунд. Важной особенностью ракеты 3М-24 является ее унификация (по носителям) благодаря ее относительно малым массогабаритным характеристикам. Корабельный вариант ракеты существенно расширяет боевые возможности надводных кораблей Военно-морского флота. Малые габариты и относительно невысокая стоимость, в сочетании с высокими боевыми возможностями, определяют очень широкий круг кораблей, оснащённых ракетами Х-35: от лёгких ракетных катеров, до эсминцев.

Корабельная модификация Х-35 входит в состав вооружения следующих кораблей:
– ракетных катеров проектов: 1241 «Молния», 10411 «Светляк», 20970 «Катран»;
– корветов проектов: 20380 «Тигр» (Стерегущий), 25 «Курки» (Индия), 25А «Кора» (Индия);
– фрегатов (сторожевых кораблей) проектов: 11540 «Ястреб» (Неустрашимый), 11541 «Корсар», 11661 «Гепард» (Татарстан), 22460 «Рубин», 16 «Годвари» (Индия), 16А «Брахмапутра» (Индия);
– больших противолодочных кораблей проектов: 61 «Комсомолец Украины» (модернизированный по проекту 01090);
эскадренных миноносцев проектов: 15 «Дели» (Индия).

Ракетный катер «Р-44″ с ПКР 3М-24 «Уран»

По заявлению производителя, практически любое судно (в том числе и гражданское) в короткий срок может быть оснащено ракетным комплексом «Уран». Боезапас корабля может варьироваться в широких пределах в зависимости от решаемых задач и технических ограничений.Так, при замене состоящих на вооружении устаревших комплексов ракетный боезапас может быть увеличен с 4 до 16 и более единиц без увеличения водоизмещения, ухудшения архитектуры и обитаемости корабля. На Черноморском флоте таким примером может служить СКР «Сметливый». Этот большой противолодочный корабль проекта 61 при модернизации его в 1990-95 гг. по проекту 01090 на месте имевшихся двух снятых РБУ-1000 получил 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет «Уран».

Пусковые установки противокорабельного комплекса «Уран» на СКР «Сметливый» (фото А.Бричевский, 24 октября 2008 г.).

На базе 3М-24 кроме корабельного комплекса «Уран» созданы – береговой противокорабельный комплекс «Бал», а также авиационный вариант (две модификации: для самолетов – ракета Х-35У и вертолетов – ракета Х-35В).

Подвижный (мобильный) береговой ракетный комплекс «Бал-Э». Старт противокорабельной ракеты типа 3М-24Э (Х-35Э)

Подвижный (мобильный) береговой ракетный комплекс «Бал-Э» с противокорабельной ракетой типа 3М-24Э (Х-35Э) предназначен для контроля проливных зон и территориальных вод, а также для защиты военно-морских баз, береговых объектов и участков побережья.

Ракетный комплекс «Уран» авиационной модификации – самолетные ракеты Х-35У.

ПКР Х-35 под крылом корабельного истребителя МиГ-29К

Схема применения противокорабельной крылатой ракеты Х-35 с самолёта-носителя

Ракета Х-35 оснащена двойной системой наведения. На начальном этапе полёта, после её пуска, работает инерциальная система наведения, координаты цели в которую закладываются до пуска с самолёта-носителя (можно используя данные самолётов ДРЛО). На конечном участке полёта ракета переходит на самонаведение от активной радарной системы. Боевая часть ракеты весом 145 кг позволяет уверенно атаковать морские цели классом до крейсера. Пуск ракеты, обычно, происходит с предельной дальности.

Вертолетный вариант ракеты Х-35В может применяться с вертолетов типа Ка-27 и Ка-28,самолетный — с истребителей МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтового бомбардировщика типа Су-24М, противолодочного самолета Ту-142М и других носителей. Дальность стрельбы всех вариантов ракеты до 130 км.

ПКР Х-35 на подвеске модифицированного вертолета Ка-27

Противокорабельный вертолет Ка-32А7 вооружен противокорабельными ракетами Х-35

Ка-32А7 — противокорабельный вертолет, разработанный в ОКБ им. Камова на базе многоцелевого вертолета Ка-32А. Представляет собой вооруженный вариант вертолета для охраны 200-мильной морской экономической зоны. Предусмотрено вооружение вертолета противокорабельными ракетами Х-35.