Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

Греческое “политейя» и «логос» обозначает науку, занимающуюся изучением государственных дел. Предметом изучения политологии являются принципы политической организации общества, а также изучение роли политической системы и соотношение в ней ее составляющих: государства, общественных организаций и политических партий. Кроме этого, политология и другие занимаются изучением регулирования а также представляют весь комплекс вопросов и проблем, составляющих понятие демократии. Также политология изучает внешнюю политику государства и соотношение политических сил, представленных на международной арене и международные отношения.

Методами исследования в политологии является наблюдение событий; опрос участников событий; контент-анализ; моделирование ситуации или имитация одного из вариантов развития процесса; когнитивные карты (анализ реакций политических лидеров на разные кризисные ситуации).

Социология и политология исследуют разные сферы деятельности человеческого общества, и их функции различаются по сути, но объединены общностью направлений.

Так, социология и политология выполняют познавательную функцию: социология обеспечивает аккумулирование новых знаний о разных аспектах социальной жизни, обнаруживает закономерности и анализирует перспективы развития общества в социальном плане, а политология - обеспечивает познание политической действительности окружающего мира.

Социология и политология в их прикладной функции выражается в практическом решении проблем, которые являются предметами социологических исследований, а также осуществляет критику текущих политических процессов.

Информационная функция социологии дает возможность контроля над социальными процессами.

Идеологическая функция политологии состоит в выборе политических идеалов и его обосновании, пропаганде целей и ценностей, реализация которых соответствует конкретным интересам различных социальных общностей.

Социологии состоит в выработке обоснованных прогнозов относительно развития и роста социальных процессов в ближайшем будущем.

Теорико-методологическая функция политологии является базой для исследований, осуществляемых в прочих гуманитарных и общественных науках.

Политология в системе общественных наук может рассматриваться в комплексном изучении вместе с экономикой и идеологией, а также с социологией.

Социология неотделима от социальной психологии.

Предметом политической философии является политика в своей целостности взаимоотношений индивидуума, общества и власти.

Политическая история оценивает и изучает теорию политики, институты, взгляды, а также события в хронологической последовательности и взаимосвязи.

Политическая психология рассматривает и изучает механизмы субъективного поведения в политике, а также анализирует влияние подсознания и эмоций человека на его поведение.

Наука о том, какое влияние оказывает на процесс распределения власти в нем, называется политической социологией.

Выявляет взаимосвязь и закономерность определенных политических процессов с географическими, природными и территориальными факторами, влияющими на эти процессы.

Таким образом, социология и политология могут существовать как самостоятельные науки, а также в тесной взаимосвязи друг с другом и с другими современными науками. В этом случае область изучения предметов этих наук смещается в сторону смежной науки, и охватывает еще более широкий спектр изучаемых предметов, явлений, событий в жизни общества.

Философия и социология не могут не исследовать политическую жизнь, поскольку она представляет собой неотъемлемую и важную составную часть и всего мироздания и общества как целого. Но подход этих наук, а также политологии к изучению политического мира далеко не одинаков. И это определяется своеобразием предмета каждой из этих самостоятельных наук. Рассмотрим соотношение политологии с политической философией и политической социологией как составными частями соответственно философии и социологии, наиболее тесно примыкающими к политологии.

Политическая философия непосредственно изучает политику, политическую реальность не как таковые, взятые сами по себе, как это делает политология, а как составные части, элементы, формы проявления мира в целом и их взаимоотношения с экономической, социальной и духовной реальностями. Непосредственным предметом политической философии являются не законы политики, не законы организации, функционирования и развития политической жизни общества, а особенности проявления и действия значительно более общих, философских законов в сфере политического. В политической философии находит свое выражение общемировозренческий подход и уровень изучения политики и политического, включая выяснение соотношения здесь объективного и субъективного бытия и сознания; причинно-следственных связей, источника движения и развития и т.д. Но поскольку сущность и содержание законов одной из областей общественной жизни далеко не сводится лишь к специфическому проявлению в ней философских по своей природе законов, поскольку политическая философия не подменяет и не поглощает другие политические науки, в частности, политическую социологию и политологию.

Менее общей, чем политическая философия, но вместе с тем более широкой наукой, чем политология, выступает социология и ее составная часть - политическая социология. Она изучает политическую жизнь под углом зрения проявления в ней социальных законов развития общества как целого. В центре внимания политической социологии находятся проблемы взаимосвязи политического и социального, особенно социальной обусловленности политической власти, отражение в ней интересов различных социальных групп, политических отношений в связи с их социальным статусом, ролью и сознанием личности и социальных групп, социального содержания в политике и властвования, влияние социальных конфликтов на политическую жизнь и пути достижения социально-политического согласия и порядка и др. Все это и многое другое составляет суть и содержание социологического подхода, уровня изучения политики, который особенно близок к собственно политологическому, ибо правильное изучение политических явлений и процессов просто невозможно вне исследования органично связанных с ними соответствующих социальных явлений и процессов. Тем более, что политическое нередко выступает как специфическое проявление социального в широком смысле.

Такая тесная связь между политологией и политической социологией обусловлена рядом моментов. Во-первых, личности, социальные группы, общности институты и организации являются важнейшими субъектами и объектами политики. Во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности людей и их объединений, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе. В-третьих, политика как специфическое социальное явление не только определяет функционирование и развитие одной (политической) из сфер общественной жизни, но и обладает особым свойством глубокого проникновения и серьезного влияния на другие сферы жизни общества - экономическую, социальную и духовную - и тем самым во многом определять жизнь общества в целом.

Но смежный характер и особо тесная связь социологии, включая политическую социологию, и политологии не означает их отождествления. Одно дело теснейшее взаимодействие и даже взаимопроникновение этих наук, опора на общие категории и их совместное широкое использование, а другое - стирание граней между предметами этих наук. Так, понятие "гражданское общество" - общая, стыковая категория обеих наук, но это не означает, что они одинаково исследуют и используют ее. Социология изучает проблему гражданского общества в связи с исследованием социальной реальности, а политология - в аспекте изучения политической деятельности. Можно сказать, что социология идет от общества к государству, политической власти, а политология - от государства, политической власти к обществу. Для социологии важно выяснить социальную структуру гражданского общества, социальный статус личности, социальных групп и общностей, их взаимодействие в нем и т.д. В отличие от этого, политологию при изучении гражданского общества интересует, прежде всего, политическая система такого общества, политический статус личности, права, свободы и обязанности граждан, их политическая ориентация и активность, соотношение и уровень развития управления и самоуправления, место, роль и функции политических институтов, организаций и их взаимоотношения и т.д.

Итак, философия, изучающая мир в целом, и социология, изучающая общество как целостный социальный организм, выступают как науки более высокой степени общности, чем политология (как одна из многих частных или специальных наук, исследующих ту или иную часть, сферу, область, сторону окружающего мира и общества). Они играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем развитие политологии расширяет и углубляет связь философии и социологии с жизнью, содействует проверке правильности их широких и общих положений и выводов, способствует накоплению теоретического и эмпирического материала, необходимого для философских и социологических общностей.

ВВЕДЕНИЕ:

Науки об обществе и основные подходы к его изучению

Философия — История — Антропология — Этнология — Социология — Политология — Культурология — Правоведение —

Экономика — Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин

Введение. Науки об обществе и основные подходы к его изучению


«Мысля об обществе, мы мыслим о структуре самой мысли.»

М.Мосс


Общество (как и человека) можно изучать с разных позиций, и поэтому в категорию «социальных наук», «наук об обществе» выделен целый ряд научных дисциплин. Общество является объектом исследования для философии, истории, антропологии, этнологии, социологии, политологии, культурологии, правоведения и экономики, которые с позиций характерных для них общенаучных и специальных методов занимаются изучением тех или иных его аспектов, образующих предмет исследования данных научных дисциплин.
Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и материальных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопределяющим ее строй.
Философский подход к обществу зависит от того, на каких позициях стоит тот или иной философ: в соответствии с этими позициями меняются и определение общества, и его типологизация, и методы его изучения.
Философия дает об обществе самые глубокие знания, связанные с постижением его природы, закономерностей, основ. Эти содержательные стороны общества как явления называются «философскими аспектами обществоведения».
История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.
Популярная в ХХ веке марксистская историческая школа, оказавшая влияние и на либеральную методологию исторического анализа, изучала общество в его соотношении с экономикой и циклами развития производительных сил и производственных отношений.В центре внимания при этом находилась структура хозяйства.
Социологическая школа (Р.Михельс (1876-1936), В.Парето (1848-1923), Г.Моска (1858-1941)) ставит в центре внимания циклы смены властных элит различных обществ.
«Школа анналов» стремится к наиболее полной описательной реконструкции картины общественной жизни на основе тщательно собранных свидетельств и документов.
Историки-структуралисты предлагают исследовать общество как самостоятельную систему, создающую собственные критерии для рас-шифровки социальных явлений, знаков и отношений.
Представители «философии жизни» (В.Дильтей (1833-1911)) и экзистенциалисты предлагали постигать историю через эмоциональное вживание в общество рассматриваемого исторического периода.
Школа геополитики (Ф. Ратцель (1844-1904), Р. Челлен (1864-1922), Х. Макиндер (1861-1947)), привязывают изучение истории конкретного общества к географическому ландшафту.
Антропология. Антропология - дословно, «наука о человеке» - как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории, история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества, и т.н. «примитивные народы» или «дикари» живут по сей день в тех же социальных условиях, что и все человечество в глубокой древно-сти. Поэтому, исследуя «примитивные общества», можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые», ступени.
Ряд ученых (традиционалисты, структуралисты и т.д.) оспаривают эволюционистскую предпосылку, полагая, что «примитивные общества» являются не преддвериями современных обществ, а представляют собой либо продукт деградации некогда более развитых обществ, либо совершенно самостоятельные ответвления общественного процесса.
Антропологический метод исследования общества состоит в тщательном изучении мифов, легенд, обрядов, бытового поведения, привычек, жестов и даже предрассудков его членов, а также наиболее древних социальных институтов.
В широком смысле, «антропологией» может быть названа любая область исследований, которая в качестве основного объекта исследования берет человека как такового. Так, можно говорить о «философской ан-тропологии» (А.Гелен (1904-1976), М.Шелер (1874-1928)), а также о религиозной антропологии (о понимании человека в той или иной религии) и т.д.
Этнология. Вплотную к антропологии примыкает этнология, которая рассматривает структуру, историю и развитие этносов. Здесь главным объектом изучения являются не только «примитивные общества», но и другие общественные формы, создаваемые этносами на разных этапах развития.
Этнология описывает ценностные системы, происхождение, фазы исторического становления, языковое своеобразие, хозяйственный уклад и системы религиозных и мифологических воззрений этносов.
Для исследования обществ, находящихся на этнической стадии, этнология является необходимым инструментом. Более того, этнологические данные много говорят об обществе, перешедшем и на иные исторические стадии, так как этнические архетипы чрезвычайно устойчивы и способны влиять на психологию и социальное поведение на протяжении долгих веков существования людей во всех общественных системах.
Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.
Это научное направление появилось в середине XIX века (О.Конт (1798 - 1857), Ф.Теннис (1855-1936), Э.Дюркгейм (1858-1917)) и получило широкое признание, так как предлагало исследовать не общество с позиции рациональности, но саму рациональность с позиции общества. Общество в социологии считается той инстанцией, где формируется тип рациональности, представление о человеке, мировоззрение.
Один из основателей социологии немецкий ученый Ф.Теннис разграничивал понятия «общество» и «община», относя последний термин к системе «традиционного общества» (особенно на этническом и родо-племенном уровнях), а собственно «общество» предлагал рассматривать как явление «Нового времени», состоящее из совокупности отдельных атомарных личностей, искусственно и волевым образом формирующих коллектив. Это более узкое понимание «общества» (в отличие от «общины») имеет приверженцев в социологии, которые склонны ограничивать эту дисциплину только рамками Нового времени.
В последние десятилетия социология стала активно пользоваться статистическими методами исследования, задействовав социальные опросы, анкетирование, анализ данных, собранных в фокус-группах, резуль-таты голосования и другие формы изучения общественного мнения. И хотя в рамках социологии изучение общественного мнения является лишь подсобным и второстепенным элементом, есть тенденция подменять при-кладными методиками саму дисциплину.
В широком смысле социология стремится изучать общество как самостоятельный объект и смыкается во многом с философией.
Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.
Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления.
Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.
Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества.
Изучение правовых норм и законов, как правило, закрепленных в документальных постановлениях, помогает полнее понять структуры обществ. От древних обществ часто сохраняются именно правовые документы, что привело к созданию распространенной практики исторической реконструкции общественных систем и институтов на основании сохранившихся правовых и законодательных актов.
Экономика. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институты, структуры и отношения.
Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в исследовании общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.
Столь же большое влияние экономическому фактору в истории придают и обществоведы либеральной школы (Ф. фон Хайек (1899-1992), К.Поппер (1902-1994)), интерпретирующие историю общественного развития как диалектический процесс освобождения автономного индиви-дуума как экономического субъекта от инстанций, ограничивающих экономические свободы (государство, религия, мораль и т.д.).
Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин, помогающих понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты. В «Обществове-дении» как дисциплине соучаствуют и философия, и история, и политология, и культурология, и правоведение, и экономика, и этнология. Все они рассматривают общество с разных точек зрения, а совокупность этих подходов позволяет понять, что такое общество, каково его основное содержание, как оно развивается в каждом конкретном случае.

Контрольные вопросы


1.Какие науки изучают общество? Перечислите их.
2.Равноценны ли науки об обществе между собой или между ними есть иерархия?
3.Какую из наук, изучающих общество, вы предпочли бы для более углубленного изучения? Поясните свой выбор.
4.Почему на Западе изучение общества тяготеет в первую очередь к экономическому анализу?
5.Чем отличается обществоведение от остальных наук, изучающих общество?

Соотношение социологии с другими науками.

2. Социология относится к группе гуманитарных, а точнее общественных наук. Она в своей теоретической части переплетается с философией, историей, а в предметной области имеет ряд общих моментов с другими общественными науками (психология, педагогика). Так вот сегодня мы рассмотрим лишь наиболее тесные связи социологии с другими науками.

Социология и политология.

Непросто провести разграничение между этими двумя науками, особенно трудно это сделать в нашем отечественном обществоведении, поскольку политология в качестве самостоятельной дисциплины зародилась совсем недавно и очень многие понятия, и исследовательские методы были заимствованы из области социологии. Различие между этими двумя дисциплинами заключается в разных исследовательских фокусах. Политология концентрируется на изучении механизмов осуществления власти и властных отношений: деятельности различных государственно-правовых организаций, политических партий и организаций, общественных движений, политических установках избирателей, политических лидерах и т.д. Масштаб интересов социологов намного шире. Социология рассматривает сферу властных отношений как одну из подсистем социального целого и стремится установить закономерности ее функционирования в обществе и влияние ее на другие социальные институты: экономику, образование, культуру.

Социология и экономика.

В установлении различий между социологией и экономической наукой можно повторить предшествующую аргументацию: экономика концентрируется на изучении сферы материального производства, рыночных механизмов и деятельности финансовых организаций. Социология по отношению к ней выступает как более общая наука, она рассматривает экономическую сферу в качестве одной из подсистем социального целого наряду с политической подсистемой, культурной, образовательной и т. д.

Социология и педагогика.

Что же является общим для педагогики и социологии?

Их объединяет анализ разных сторон одного объекта исследования, то есть разных характеристик взаимодействия общества и личности, процессов социализации и воспитания личности. Этим определяется близость ключевых понятий данных дисциплин, а также методов получения информации (социометрия, тесты, опросы).

Главная задача педагога – научить своего воспитанника жить в обществе, достигать гармонии.

Социология и философия.

И та, и другая наука изучают личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности. Но философы это делают на высоком уровне обобщения. Социология, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной мозаики социальной деятельности, поведения и отношений. Вместе с тем, жестких и однозначных границ между социологическим и философским знанием не существует. Довольно просто их провести на уровне эмпирической социологии, и не всегда легко это сделать на уровне теоретической социологии, имеющей дело с широкими обобщениями.

Социология и история.

Они имеют один объект исследования – общество, которое изучается в процессе его развития. Как известно, нормы поведения и отношений, ценности, культура передаются из поколения в поколение. Очень важно выявить эту эволюцию, что является областью общих интересов истории и социологии. Различие подходов этих наук в том, что история описывает и объясняет социальный процесс postfactum; а социология –infactum. Иначе говоря, история пытается реконструировать прошлую деятельность людей во всей ее неповторимости, индивидуальности. А для социологии характерен интерес к изучению сегодняшнего дня, объяснению происходящих событий и прогнозированию будущего.

Этнология и этнография, антропология и география, статистика и демография (на семинаре).

Подводя итог обсуждения вопроса о соотношении социологии с другими общественными науками можно кратко резюмировать, что по отношению к ним она играет роль общей теории общества. Выявляя закономерности функционирования общества и его различных подсистем, социология дает возможность другим общественным наукам достичь лучшего понимания изучаемых явлений, соотнести их с деятельностью других социальных структур и институтов и тем самым углубить понимание их собственных специфических закономерностей.

Приоритетная роль социологии в системе общественных наук объясняет усиливающийся на протяжении последних десятилетий интерес к социологии со стороны многих общественных и гуманитарных дисциплин, свидетельством чего служит появление междисциплинарных наук – социальной психологии, социобиологии, социолингвистики, экономической социологии, социальной экологии и др.

Если 19 век нередко именуют веком биологии по причине огромного интереса ученых к открытиям биологов, то с не меньшим правом 20 век можно назвать веком социологии, интерес к которой неуклонно растет.

3. Современная социологическая наука представляет собой разветвленную систему знаний разного уровня обобщений и включает в себя:

    фундаментальные, общесоциологические теории, методология.

    специальные (частные) соц. теории (или теории среднего уровня)

    конкретно-социологические исследования

Первый уровень , основой которого служит социальная философия, включает теории наиболее высокого уровня обобщения в структуре социологии. Они исследуют общество как единую систему, взаимодействия ее основных элементов, основы функционирования и развития социального организма. Особое значение этих теорий в том, что они определяют:

    общий подход исследователя – социолога к изучению и осмыслению социальных явлений

    направленность научного поиска

    интерпретация эмпирических фактов (пример: марксизм)

Теории среднего уровня занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретно-прикладными исследованиями. Они многообразны. Фактически все более или менее значимые социальные подсистемы описываются соответствующей социологической теорией. Социология семьи, социология труда, социология религии, социология образования – это лишь некоторые из них. В социологических теориях среднего уровня устанавливается взаимодействие теоретических и эмпирических методов. Значение теорий этого уровня заключается в следующем:

1 – возможность создания теоретической основы для исследования без использования громоздкого понятийного аппарата общесоциологических теорий

2 – осуществление тесного взаимодействия с реальной жизнью общества

3 – демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах специалистов несоциологических областей знания

Третий уровень – конкретные социологические исследования. Здесь преобладает эмпирика. Теория проявляется лишь для получения эмпирических данных, используют различные социологические методы. Более подробно их рассмотрением мы займемся в курсе прикладной социологии, а сейчас конспективно.

Выборочный метод.

Методы сбора информации (опрос, наблюдение, метод экспертных оценок, эксперимент, контент-анализ, социометрический метод).

Методы обработки полученных данных (близки к общематематическим).

Социоинженерные методы.

Итак, особенность метода социологии, заключается в конкретном анализе конкретной социальной ситуации с помощью конкретного социологического исследования.

Существует три закона, обеспечивающих объективность и надежность методов:

    Принцип эмпиризма – использование эмпирических процедур с целью установления объективной истинности полученных фактов.

    Теоретические объяснения (обоснования) полученных данных, позволяющие раскрыть причины, и включить эти факты в систему теоретического знания.

    Ценностная нейтральность социолога, независимость от идеологических и моральных установок в постановке проблемы, разработке гипотез и при систематизации полученных фактов.

Главная научная цель конкретных социологических исследований – добыча конкретных фактов, их описание, классификация, интерпретация. Наряду с тремя указанными уровнями выделяют макро- и микросоциологию.

Исследователи, работающие в области макросоциологии, акцентируют внимание на типических образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Эти образцы можно назвать структурами, они включают семью, образование, экономическое и политическое устройство общества, религию. Люди включены в систему социальных структур и посредством их теснейшим образом связаны между собой. Главный интерес для макросоциологических теорий представляет собой изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаимоотношения между основными элементами общественной системы и изменение этих отношений. Макротеоретики используют такие понятия как культура, соц. институт, соц. система, структура, общество. Примером макросоциологической теории может служить теория конфликта (Маркс, Дарендорф); структурный функционализм (Парсонос) – идея системы, где элементы выполняют строго предназначенные им функции.

Микросоциологические концепции фокусируют внимание на индивидах, поведенческих актах, мотивах, и тех смыслах, которые люди вкладывают во взаимодействия, которые, в свою очередь, влияют на процесс возникновения и развития общества. Ученые, работающие в области микросоциологии, уверены, что социальные явления могут быть поняты только с тех смыслов, которые люди вкладывают в свое взаимодействие с другими людьми. Микротеоретики используют понятия соц. поведения, межличностного взаимодействия, мотивов, стимулов. Примером микросоциологической теории может быть Социометрия Морено: сущность человека определяется его ближайшим окружением.

Общество с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных в акты поведения и взаимодействия.

Структура личности SEL=I+ME(бессознательная часть личности, свобода)+(сознание, соотнесение себя с внешним миром).

4. Функции социологии.

    Познавательная – одна из важнейших в социологии заключается в полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни, в понимании ее как целостного явления. Это накапливание знаний и систематизация их.

    Критическая функция социологии проявляется в том, что социология, с одной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить в социальной жизни, а с другой стороны, выявляет то, что требует радикальных преобразований. Социология, исследуя общество и его отдельные элементы, ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей восстановления социального здоровья.

    Прогностическая функция – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Научные прогнозы могут затрагивать глобальные проблемы (например – перспективы развития цивилизации), и более обыденные, но не менее острые проблемы (например – варианты поведения избирателей) – здесь прослеживается взаимосвязь теоретической и прикладной социологии. В кризисные, переходные периоды развития общества социология имеет возможность: 1. представить альтернативные сценарии будущих процессов; 2. определить диапазон возможностей, открывающихся перед людьми на данном историческом этапе; 3. просчитать вероятные потери и долгосрочные последствия.

    Управленческая функция – непосредственно связана с проблемами управления социальной системой. Результаты социологических исследований, прогнозы, методики, тесты служат исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях.

    Функция социального проектирования и конструирования состоит в разработке моделей конкретной социальной организации, социального процесса, различных его элементов с акцентом на оптимальное функционирование.

    Организационно-технологическая функция призвана создавать социальные технологии (например, сборов налогов) как систему средств и порядок действий по достижению желаемого результата, вырабатывать необходимые организационные меры его реализации.

    Прикладная функция заключается в проведении эмпирических (конкретных) социологических исследований действительности.

    Под гуманистической функцией социологии надо понимать то, что она занимается разработкой теории и программ деятельности людей и социальных групп по преобразованию тех или иных сторон социальной жизни. Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек смог реализовать себя как субъект социальной деятельности. Социология может способствовать улучшению взаимопонимания между людьми, совершенствованию социальных отношений.

    Мировоззренческая (идеологическая) функция. Познание, изучение общества, социальных процессов, использование тех или иных методов, методик и процедур вольно или невольно зависит от того, в чьих интересах осуществляется это познание; интересы каких социальных групп выражает тот или иной социолог, совпадает ли его позиция с объективным ходом развития, стремится ли он исследовать объективную картину или нет.