Национальные интересы. Национальные интересы россии, интересы личности и общества в различных сферах Это должен знать каждый

Интерес - эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанная с потребностями человека (от латинского "interest" - имеет внутреннее значение). Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту.

"Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета"".

Интерес - мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.

Однако связь интересов с потребностями не прямолинейна, иногда она не осознается. Интересы бывают прямые и опосредованные, связанные со средствами достижения целей.

Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.

Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.

Желания личности

Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание - определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Желание связано состремлением - повышенным эмоциональным тяготением к объекту.

Страсти человека

Страсть - очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.

Страсть объединяет волевые и эмоциональные побуждения, она может быть положительной и отрицательной в зависимости от объективной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т.п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к отдельным видам трудовой деятельности и т.п.). «Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти - это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа - благородством».

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она, в силу уникального стратегического положения на Европейском континенте и мире в целом, значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, объективно продолжает играть значительную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности.

Вместе с тем, активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях и наведение (поддержание) конституционного порядка внутри страны и в целом ущемить национальные интересы России.

Национальные интересы России- это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции на основе Конституции Российской Федерации.

Национальные интересы России основываются на национальном дос­тоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обес­печиваются возможностями экономики, политической и военной организа­ции государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества.

Система национальных интересов России определяется совокуп­ностью основных интересов личности, общества и государства.

На современном этапе интересы личности состоят в реальном обес­печении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повы­шении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллекту­альном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, дости­жение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии междуна­родного сотрудничества на основе партнерства.



Совокупность основных интересов личности, общества и государс­тва определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сфе­рах, в социальной области, духовной жизни и культуре.

Национальные интересы России в области экономики являются клю­чевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией нацио­нальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественными сырьем и оборудованием, армию - вооружением, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентоспо­собными экспортными товарами.

Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обеспечить всем гражданам достойные условия и качество жизни, воз­можность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечить достойную жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, меди­цинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наи­более актуальным является обеспечение ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защиты интересов отечественных произ­водителей, повышения инновационной и инвестиционной активности, пос­тоянного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержания научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой об­ласти является переход экономики к модели устойчивого развития с оп­ределенным уровнем государственного регулирования экономических про­цессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие много­укладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение соци­ально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в це­лях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Единство экономического пространства, наличие большого и разно­образного внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоя­нием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализации регионов имеет консолидирующее значение для российской экономики.

Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России зак­лючаются в установлении для российских производителей таких экономи­ческих связей, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предприятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечест­венной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россия не приемлет силовых методов во внешнеэкономической деятель­ности.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состо­ят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, террито­риальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрали­зации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратиз­ма.

Согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешен­ной государственной национальной политики - важнейшие задачи, реше­ние которых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство России. Комплексное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики и обеспечивать развитие Российской Федерации как многонационального демократического федера­тивного государства.

Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого ограничения экономической и социальнополитичес­кой основы этих противоправных явлений, выработки комплексной систе­мы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности.

Усилия общества и государства должны быть направлены на форми­рование системы мер действенной социальной профилактики и на воспи­тание законопослушных граждан.

Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресече­ние противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека на личную безопас­ность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповеда­ния, взглядов и убеждений.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и нау­ки во многом определяют ход реформ и их результат. Духовное возрож­дение общества, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития экономики и всех сфер жизни. Чрезвычайно важным яв­ляется утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гума­низма, развитие многовековых духовных традиций Отечества.

Реализация этого требует такой государственной политики, при проведении которой исключается возможность нанесения ущерба российс­кой культуре, обеспечиваются сохранение и приумножение ее националь­ных ценностей и национального достояния, дальнейшее духовное и ин­теллектуальное развитие общества.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфе­ре требуют проведения активного внешнеполитического курса, направ­ленного на упрочение позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Основными составляющими этого курса являются:

формирование на добровольной основе интеграционного объединения государств - участников Содружества Независимых Государств;

развитие равноправного партнерства с другими великими державами - центрами экономической и военной мощи;

развитие международного сотрудничества в борьбе с транснацио­нальной преступностью и терроризмом;

упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми по­литическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную роль, и в первую очередь укрепление Совета Безопасности ООН.

Безусловно приоритетным направлением внешнеполитического курса России является и будет являться деятельность по обеспечению неруши­мости границ и территориальной целостности государства, по защите его конституционного строя от возможных посягательств других госу­дарств.

Реализация национальных интересов России в международной сфере во многом определяется характером отношений с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества. Развитие равноп­равных партнерских отношений с ними отвечает статусу Российской Фе­дерации и ее внешнеполитическим интересам, призвано укрепить гло­бальную и региональную безопасность, создать благоприятные условия для участия нашей страны в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финансовом сотрудничестве.

Национальным интересам России отвечает развитие диалога и всес­тороннего сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихооке­анского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно приз­нанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших сооте­чественников за рубежом.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются прежде всего в обеспечении безопасности личности, общества и госу­дарства от военной агрессии со стороны других государств. Обеспече­ние безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий об­щества и государства на планомерном военном строительстве.

Национальные интересы России в информационной сфере обусловли­вают необходимость сосредоточения усилий общества и государства на решении таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею, защита нацио­нальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации, развитие совре­менных телекоммуникационных технологий. Планомерная деятельность го­сударства по реализации этих задач позволит Российской Федерации стать одним из центров мирового развития в XXI веке. В то же время недопустимо использование информации для манипулирования массовым сознанием. Необходима защита государственного информационного ресур­са от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Национальные интересы России носят долгосрочный характер и оп­ределяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратеги­ческие и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, реализуются через систему государственного управления.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и об­щественно-политическую стабильность в стране.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой исто-рией и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную между-народную обстановку и трудности внутреннего характера, она, в силу уни-кального стратегического положения на Европейском континенте и мире в целом, значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, объективно продолжает играть значительную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными эко-номическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общ-ность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности.

Вместе с тем, активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позииий России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные си-туации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходяшие позитивные изменения в международных отно-шениях и наведение (поддержание) конституционного порядка внутри стра-ны и в целом ущемить национальные интересы России.

Национальные интересы России 2 - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутрипо-литической, социальной, международной, информаиионной, военной, по-граничной, экологической и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции на основе Конституции Российской Федерации.

Национальные интересы России основываются на национальном достоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обеспе-чиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом мно-гонационального российского общества.

Система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства.

На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижеиие и поддержание общественного согласия, повышение созидательной актив-ности населения и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суве-ренитета и территориальной целостности России, в установлении полити-ческой, экономической и социальной стабильности, в безусловном испол-нении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внут-риполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре.

Нашональные интересы России в области экономики являются ключе-выми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией националь-ных интересов России, возможно только на основе устойчивого функциони-рования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущис отрасли экономики качественными сырьем и оборудо-ванием, армию - вооружснием, население и социальную сферу - предмета-ми потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентоспособными экспортными товарами.

Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обес-печить всем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечить достойнуго жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальным является обеспечение ее функционирования в режиме расши-ренного воспроизводства, защиты интересов отечественных производите-лей, повышения инновационной и инвестиционной активности, постоян-ного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержания научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой облас-ти является переход экономики к модели устойчивого развития с определен-ным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-эко-номических задач, проблем сохранения окружаюшей среды в целях удовле-творения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Единство экономического пространства, наличие большого и разнооб-разного внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоянием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализа-ции регионов имеет консолидируюшее значение для российской экономики. Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заклю-чаются в установлении для российских производителей таких экономических связсй, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предпри-ятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россия не приемлет силовых мстодов во внешнеэкономической деягельности.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориачь-ной целостности, единства правового пространства, стабильности государ-ственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнаииональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.

Согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной го-сударственной национальной политики - важнейшие задачи, решение кото-рых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство Рос-сии. Комплсксное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики и обеспечивать развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с пре-ступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и госу-дарства, резкого ограничения экономической и социальнополитической ос-новы этих противоправных явлений, выработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, обще-ства и государства от преступных посягательств, для создания системы кон-троля за уровнем преступности.

Усилия общества и государства должны быть направлены на формирова-ние системы мер действенной социальной профилактики и на воспитание законопослушных граждан.

Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресечение противоправных дсйствий, неотвратимость ответственности за любое пре-ступление и на защиту права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом определяют ход реформ и их результат. Духовное возрождение обще-ства, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровснь раз-вития экономики и всех сфер жизни. Чрезвычайно важным является утвер-ждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества.

Реализация этого требуеттакой государственной политики, при проведе-нии которой исключается возможность нанесения ущерба российской куль-туре, обеспечиваются сохранеиие и приумножение ее национальных ценно- стей и национального достояния, дальнейшее духовное и и?1теллсктуальное развитие обшества.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций России как великой державы - одного из влиятель-ных центров формирующегося многополярного мира. Основными состав-ляюшими этого курса являются:

формирование на добровольной основе интеграционного объединсния государств - участников Содружества Независимых Государств;

развитие равноправного партнерства с другими великими державами - центрами экономической и военной мощи;

развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом;

упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми поли-тическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную роль, и в первую очередь укрепление Совета Бсзопасности ООН.

Безусловно приоритетным направлением внешнеполитичсского курса России является и будет являться деятельность по обеспечению неруилимо-сти границ и территориальной целостности государства, по защите его кон-ституционного строя от возможных посягательств других государств.

Реализация национальных интересов России в международной сфере во многом определяется характером отношений с ведущими державами и интеграиионными объединениями мирового сообщества. Развитие равноп-равных партнерских отношений с ними отвечает статусу Российской Феде-рации и ее внешнеполитическим интересам, призвано укрепить глобальную и региональную безопасность, создать благоприятные условия для участия нашей страны в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финан-совом сотрудничсстве.

Национальным интересам России отвечаетразвитие диалога и всесторон-него сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Амери-ки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно признанных граж-данских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются преж-де всего в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Обесаечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий обшества и государства на планомерном военном строительстве.

Национальные интересы России в информационной сфере обусловлива-ют необходимость сосредоточения усилий общества и государства на реше-нии таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею, зашита национальных ду-ховных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на по- лучение достоверной информаиии, развитие современных телекоммуника-циониых технологий. Планомерная деятедьность государства по реализации этих задач позволит Российской Федерации стать одним из центров миро-вого развития в XXI веке. В то же время недопустимо использование инфор-мации для манипулирования массовым сознанием. Необходима защита го-сударственного информационного ресурса от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Национальные интересы России носят долгосрочный характер и опреде-ляют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, рсализуются через систему государственного управления.

Необходимым условисм реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические. экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.

Развитие теории интереса и его сущность. Система интересов и их классификация

В советское время в условиях полного огосударствления всей общественной жизни не было необходимости исследовать проблему социальных интересов, особенно применительно к практике жизнедеятельности. Рассмотрение содержания интересов, их роли в жизни общества носило общетеоретический, далекий от прикладных задач, характер. Чаще всего они рассматривались как абстрактная, чисто философская категория, не требующая конкретных усилий по целенаправленному их формированию и тем более реализации. Поэтому исключительно важным и с теоретической, и с практической точки зрения является вопрос: что же представляют собой социальные интересы?

В основе всей целенаправленной человеческой деятельности лежат потребности и интересы. Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма индивида, социальной группы, общества. Это внутренний побудитель активности. Они подразделяются на биологические, свойственные как животным, так и человеку, и социальные, свойственные только человеку, носящие исторический характер и подверженные значительному влиянию экономики, культуры, идеологии.

Потребности и интересы - понятия не тождественные, но те и другие общим основанием имеют объективный характер. Потребность выражает отношение любого субъекта жизнедеятельности к необходимым условиям своего бытия, поскольку без удовлетворения базовых потребностей невозможно существование ни биологического, ни социального организма. Между потребностями человека и их удовлетворением стоит человеческая деятельность, цель которой и заключается в удовлетворении потребностей людей.

Удовлетворение ряда непосредственных потребностей людей в жилье, пище, одежде и другом обеспечивает их физическое существование, но основная часть потребностей современного человека связана с его социальными функциями, а не физиологическими нуждами. Духовные потребности социальному человеку - личности гак же необходимы, как и продукты питания. Круг потребностей современной личности исключительно широк, он непрерывно расширяется и развивается. Чем разностороннее развита личность, чем сложнее тот или иной социальный организм, тем шире круг их потребностей и тем многообразнее формы их удовлетворения.

Однако не каждая потребность в равной мере может стать причиной и внутренним стимулом того или иного вида жизнедеятельности. Потребности, выражая взаимосвязь субъекта и условий его жизнедеятельности, обнаруживают себя в неосознанных влечениях и вполне осознанных мотивах поведения.

Подлинной реальной причиной и движущей силой социального развития являются интересы. Интересы - это осознанные потребности, сознательно сформированные обществом, социальными группами, индивидами.

Именно осознанность, теснейшая связь с личным и общественным сознанием и позволяет выделить интересы из многообразия потребностей в качестве особой, наиболее значимой категории в жизни человека и общества.

Отличие интереса от потребности можно понять на таком примере. Так, необходимость питаться является жизненной потребностью человека. Но питаться только вегетарианской пищей - это уже интерес, поскольку он сознательно сформирован тем или иным человеком в целях укрепления, по его мнению, здоровья и продления жизни.

Интересы обладают всеми чертами потребностей, но усилены особенностями индивидуального и общественного сознания, мировоззрения, психологического состояния, культурного развития и других качеств человека. Именно поэтому интересы, в отличие от обычных потребностей, и обладают той действенной и реальной мощью.

Первые попытки выделить особую роль интересов в жизни общества и государства можно видеть еще в Древнем Риме. Теоретически проработанная попытка объяснить общественную жизнь с помощью интересов была предпринята еще в XVIII в. французскими материалистами. В интересах они усматривали реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом.

Интерес как причина и мотив человеческой деятельности порождается зависимостью между объективной необходимостью удовлетворения потребностей и интересов и поиском возможностей их удовлетворения, выступая реальной формой проявления общественных отношений различных видов.

Французский философ Гельвеций утверждал: «Всякий в сущности всегда повинуется своему интересу.. Если физический мир подчиняется закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса... Личный интерес есть единственная и всеобщая мера... человеческих поступков...» . Поэтому всякие попытки лишить человека личных интересов или принизить их роль в общественной жизни могут только затормозить процесс общественного развития или негативно изменить его траекторию.

Недостатком подобных воззрений является то, что интересы выводятся из чувственной природы человека, рассматривая его скорее как чисто биологическое существо.

Гегель, развивая теорию интереса, показал несводимость интересов только к чувственности, к естественной природе человека и раскрыл их социальную сущность.

Сила интереса проявляется в настойчивости человека и общества по его удовлетворению. Действенность интереса заключается в воздействии, оказываемом им на деятельность людей. Пассивный интерес, не побуждающий деятельности, не имеет никакого значения. Гегель доказал, что «...интерес для субъекта представляет только непосредственное преднайденное в природе, и его субъекта особенная цель состоит в том, чтобы этот интерес был удовлетворен его поступками...» .

Значительный вклад в развитие теории интереса внес английский философ и социолог Г.Спенсер. Он, считая основным законом социального развития закон выживания наиболее приспособленного, разделенного на классы или «дифференцированного» общества, показал, в частности, что общественные и частные интересы в существе своем гармоничны.

Велика заслуга в развитии теории социального интереса К.Маркса и Ф.Энгельса, главным образом в области экономических интересов, хотя в годы советской власти мало кто слышал об особой роли интересов, особенно личных, в жизни человека и общества.

Классики марксизма раскрыли объективную основу возникновения и формирования интереса. «Экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы» , - писал Ф.Энгельс. При этом особо указывалось, что интересы людей выражаются и регулируются только через политику государства: «Так как государство есть та форма, в которой индивиды... осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение - то из этого следует, что все общие установления опосредуются государством, получают политическую форму» .

Дальнейшее развитие теории интереса определяется задачами формирования нового гражданского общества в нашей стране, создания правового государства, ориентации на развитие потенциала человека в условиях возрастания значимости человеческого фактора и объективного снижения роли государства в общественной жизни.

Интересы как потребности органически присущи всем людям, лишить человека интереса нельзя, без интереса невозможна никакая деятельность людей. В социальных интересах закрепляются общественные отношения индивидов, социальных групп, слоев общества. Связь интересов с общественными отношениями в функциональном плане состоит в том, что общественные отношения определяются несколькими условиями:

Формой осознания субъектом своих потребностей, целеполаганием, практическими действиями. Реализация интересов субъектов ведет к закреплению общественных отношений, в связи с чем интересы становятся элементами объективной социальной реальности.

Сложная структура общества, различия в социальном положении людей, особенности преломления объективных условий действительности во внутреннем мире человека, в его сознании и деятельности приводят к появлению громадного множества, как правило, несовпадающих интересов. Это множество интересов не выстраивается в какую-то иерархию с определенной подчиненностью, а представляет собой большую сложную систему интересов, отражающую их тесную взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимозависимость.

Социальные интересы отдельной личности выражают взаимную зависимость ее и других людей, т.е. выражают определенную грань социальной взаимозависимости личности с той группой или общностью, с которой ее объединяют общие условия жизнедеятельности.

Представление множества интересов в качестве сложной развивающейся системы позволяет более полно показать их целостность и выявить достаточно полную типологию их разнотипных связей как логически однородных, допускающих непосредственное сравнение и сопоставление.

Научная классификация интересов дает возможность зафиксировать закономерные связи между различными типами интересов и определить их место в общей системе. Каждая классификация носит относительный характер и ориентирована на достижение тех или иных целей познания. Классификация особенно проблематична, когда речь идет о крайне разнородных по составу множеств. В качестве оснований для классификации интересов необходимо использовать наиболее характерные их признаки, позволяющие максимально полно отобразить строение всей системы интересов.

Классификация интересов может осуществляться по различным основаниям. Наиболее адекватным стоящим теоретическим и практическим задачам представляется следующий набор оснований классификации социальных интересов.

Расчленение интересов по указанным основаниям - по степени общности, по характеру субъектов - носителей интересов, по сферам жизнедеятельности, по продолжительности действия, по характеру их взаимодействия - имеет важное значение при исследовании интересов и организации практической деятельности по целенаправленному формированию интересов, их реализации и защите от внутренних и внешних угроз.

Интересы бывают классифицированы: по степени общности - индивидуальные (личные), групповые, корпоративные, общественные (общие), национальные и общечеловеческие; по субъектам (носителям интересов) - личности, общества, региона, государства, коалиции государств, мирового сообщества; по степени социальной значимости - жизненно важные, важные, маловажные; по сферам жизнедеятельности - в экономической сфере, во внешнеполитической сфере, во внутриполитической сфере, асоциальной сфере, в духовно-культурной сфере, в международной сфере, в оборонной сфере, в информационной сфере и т. д.; по продолжительности действия - постоянные, долгосрочные, кратковременные; по характеру направленности - экономические, политические, военные и т. д.; по характеру взаимодействия - совпадающие, параллельные, расходящиеся, конфронтационные (встречные).

Как видим, диапазон классификации интересов достаточно широк. Это лишний раз подчеркивает их социальную сущность и социальную направленность. Если речь идет о личности, то у индивида всегда присутствует стремление к постоянному изменению своего положения в обществе. Оно продиктовано не только стремлением к улучшению материального благосостояния, но и к реализации самого себя в обществе, самосовершенствованию и т.д.

Структура интересов тесно связана с социальной структурой общества. Более того, интересы являются, помимо всего прочего, основой дифференциации общества, как результата взаимодействия всех социальных слоев и групп с многообразием их интересов.

Наиболее существенную роль играет классификация интересов по сферам жизнедеятельности, субъектам-носителям интересов, социальной значимости интересов.

Особую прикладную роль играют классификация интересов по сферам жизнедеятельности.

Интересы обладают специфическими характеристиками, отражающими особенности развития общественных отношений в социальных системах разного уровня. На каждом из этих уровней формируются свои системы интересов, устойчиво взаимодействующие между собой. Объективный характер формирования определенной иерархии таких систем интересов создается, прежде всего, разделением труда по разнообразным сферам жизнедеятельности, каждая из которых характерна своими особыми интересами и многообразием форм собственности, что порождает различия в уровне жизни разных социальных групп и соответственно специфические интересы. Поэтому не случайно в Концепции национальной безопасности Российской Федерации при анализе интересов, угроз этим интересам и при организации деятельности по обеспечению национальной безопасности используется классификация по сферам жизнедеятельности.

Такой подход дает возможность более целенаправленной организации деятельности по формированию и реализации социальных интересов, а также по их защите от внутренних и внешних угроз.

Большое методологическое и даже мировоззренческое значение имеет классификация интересов по характеру субъектов носителей интересов.

Сегодня впервые в истории России на первое место поставлены жизненно важные интересы личности, далее общества и только затем - государства. Такая последовательность означает качественный скачок в решении проблем не только безопасности, но и роли интересов в жизни человека и общества.

В новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

В документе четко указаны те права и свободы, которые являются интересами личности. Это - конституционные права и свободы, т. е. права и свободы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации. Это положение очень выгодно отличает данный документ от множества других, а также от политической и социологической литературы, где речь, как правило, идет о правах человека вообще. Однако и в данном случае все же нет полной ясности и строго научного подхода в отношении этих понятий.

Так, к примеру, в отличие от положения Концепции, в Конституции Российской Федерации права и свободы человека названы не интересами, а высшей ценностью (ст. 2). А ведь интересы и ценности - далеко не одно и то же.

Кроме того, полагая конституционные права личности в качестве ее основополагающих жизненно важных интересов, следует иметь в виду сложную внутреннюю связь и иерархию в структуре этих прав. Данное обстоятельство имеет большое значение, поскольку структура конституционных прав оказывает непосредственное влияние на правовое пространство, в рамках которого формируются и другие интересы личности.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается также, что интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании нового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы же государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Наконец, исключительную значимость имеет классификация интересов по их социальной значимости.

Без сомнения, каждому субъекту общественных отношений присущи свои жизненно важные, важные и маловажные интересы - это категорический императив развития. Первые выступают как коренная основа всей социальной деятельности, остальные учитываются при определении текущих задач для достижения определенных, вполне конкретных тактических целей при обеспечении своего существования.

Именно жизненно важные интересы отражают относительно устойчивые черты индивидов и общества и определяют характер бытия, траекторию и цель существования, развития и безопасности любого субъекта социальной жизни. В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О безопасности» 1992 г. жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Сущность интересов как совокупности потребностей законодатель выразил четко и конкретно. Следует подчеркнуть, что это единственное узаконенное в правовом отношении определение интересов

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она, в силу уникального стратегического положения на Европейском континенте и мире в целом, значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, объективно продолжает играть значительную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности.

Вместе с тем, активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях и наведение (поддержание) конституционного порядка внутри страны и в целом ущемить национальные интересы России.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции на основе Конституции Российской Федерации.

Национальные интересы России основываются на национальном достоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обеспечиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества.

Система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства.

На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре.

Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественными сырьем и оборудованием, армию - вооружением, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентоспособными экспортными товарами.

Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обеспечить всем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечить достойную жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальным является обеспечение ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защиты интересов отечественных производителей, повышения инновационной и инвестиционной активности, постоянного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержания научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой области является переход экономики к модели устойчивого развития с определенным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Единство экономического пространства, наличие большого и разнообразного внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоянием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализации регионов имеет консолидирующее значение для российской экономики.

Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в установлении для российских производителей таких экономических связей, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предприятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россия не приемлет силовых методов во внешнеэкономической деятельности.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.

Согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной политики - важнейшие задачи, решение которых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство России. Комплексное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики и обеспечивать развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого ограничения экономической и социально-политической основы этих противоправных явлений, выработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности.

Усилия общества и государства должны быть направлены на формирование системы мер действенной социальной профилактики и на воспитание законопослушных граждан.

Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресечение противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом определяют ход реформ и их результат. Духовное возрождение общества, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития экономики и всех сфер жизни. Чрезвычайно важным является утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества.

Реализация этого требует такой государственной политики, при проведении которой исключается возможность нанесения ущерба российской культуре, обеспечиваются сохранение и приумножение ее национальных ценностей и национального достояния, дальнейшее духовное и интеллектуальное развитие общества.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Основными составляющими этого курса являются: формирование на добровольной основе интеграционного объединения государств - участников Содружества Независимых Государств; развитие равноправного партнерства с другими великими державами - центрами экономической и военной мощи;

Развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом;

Упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми политическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную роль, и в первую очередь укрепление Совета Безопасности ООН.

Безусловно приоритетным направлением внешнеполитического курса России является и будет являться деятельность по обеспечению нерушимости границ и территориальной целостности государства, по защите его конституционного строя от возможных посягательств других государств.

Реализация национальных интересов России в международной сфере во многом определяется характером отношений с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества. Развитие равноправных партнерских отношений с ними отвечает статусу Российской Федерации и ее внешнеполитическим интересам, призвано укрепить глобальную и региональную безопасность, создать благоприятные условия для участия нашей страны в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финансовом сотрудничестве.

Национальным интересам России отвечает развитие диалога и всестороннего сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно признанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются прежде всего в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Обеспечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве.

Национальные интересы России в информационной сфере обусловливают необходимость сосредоточения усилий общества и государства на решении таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею, защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации, развитие современных телекоммуникационных технологий. Планомерная деятельность государства по реализации этих задач позволит Российской Федерации стать одним из центров мирового развития в XXI веке. В то же время недопустимо использование информации для манипулирования массовым сознанием. Необходима защита государственного информационного ресурса от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, реализуются через систему государственного управления.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.