Социальный статус человека в обществе. Положение в обществе

И соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором . Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Статусы подразделяются на предписанные (получаемые в силу рождения) и достигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.

Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя прежде всего как программиста; следовательно, программист — его главный статус.

Социальный престиж человека

Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа.

Социальный престиж - это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в .

Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например, престижными считаются профессии экономиста или юриста; образование, полученное в хорошем учебном заведении; высокая должность; определенное место проживания (столица, центр города). Если говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, а авторитет.

Социальная роль

Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет.

Социальная роль представляет собой совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию.

Иными словами, если кто-то занимает в обществе определенное положение, от него будут ожидать соответствующего поведения.

От священника ожидают поведения, соответствующего высоким моральным стандартам, от рок-звезды — скандальных поступков. Если священник станет вести себя скандально, а рок-звезда — читать проповеди, это вызовет недоумение, недовольство и даже осуждение публики.

Для того чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, мы должны ожидать, что люди будут исполнять свои роли и действовать в рамках предписанных обществом правил: преподаватель в вузе будет учить нас научным теориям, а не ; врач будет думать о нашем здоровье, а не своем заработке. Если бы мы не ожидали от других исполнения своих ролей, мы не смогли бы никому доверять и наша жизнь наполнилась бы враждебностью и подозрительностью.

Таким образом, если социальный статус — это позиция человека в социальной структуре общества с определенными правами и обязанностями, то социальная роль — это функции, выполняемые человеком в соответствии со своим статусом: поведение, которое ожидают от обладателя этого статуса.

Даже при одинаковом социальном статусе характер исполняемых ролей может значительно варьироваться. Это связано с тем, что исполнение ролей носит личностную окраску, а сами роли могут иметь разные варианты исполнения. Напри м с р. обладатель такого социального статуса, как отец семейства, может относиться к ребенку требовательно и строго (играть свою роль в авторитарном ключе), может строить отношения в духе сотрудничества и партнерства (демократический стиль поведения) или может пустить события на самотек, предоставив ребенку широкую степень свободы (попустительский стиль). Точно таким же образом разные актеры театра сыграют одну и ту же роль совершенно по-разному.

В течение жизни положение человека в социальной структуре может изменяться. Как правило, эти изменения связаны с переходом человека из одной социальной группы в другую: из неквалифицированных рабочих в специалисты, из жителей села в горожане и т.д.

Особенности социального статуса

Статус - это социальная позиция, которая включает профессию данного типа, экономическое положение, политические пристрастия, демографические особенности. Например, статус гражданина И.И. Иванова определяется так: «продавец» — профессия, «работник наемного труда, получающий средний по размерам доход» — экономические черты, «член ЛДПР» — политическая характеристика, «мужчина в возрасте 25 лет» — демографическое качество.

Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.

Важно, что обязанности индивида пред полагают его ответственность за их качественное выполнение. Так, портной обязан в срок и качественно сшить костюм; если это не сделано, он должен быть как-то наказан — выплатить неустойку или быть уволенным. Организация обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае она несет убытки в виде штрафов и пени. Еще в Древней Ассирии был такой порядок (зафиксированный в законах Хаммурапи): если архитектор построил здание, которое впоследствии рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Это — одна из ранних и примитивных форм проявления ответственности. Ныне формы проявления ответственности довольно многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития. В современном обществе права, свободы и обязанности определяются социальными нормами, законами, традициями общества.

Таким образом, статус — позиция индивида в , которая связана с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Поскольку каждый человек участвует во множестве групп и организаций, он может иметь и много статусов. Например, упомянутый гражданин Иванов является мужчиной, человеком средних лег, жителем Пензы, продавцом, членом ЛДПР, православным, русским, избирателем, футболистом, постоянным посетителем пивного бара, мужем, отцом, дядей и т.д. В этом наборе статусов, который имеется у любого человека, один является главным, ключевым. Главный статус — наиболее характерный для данного индивида и обычно связан с основным местом его работы или занятием: «продавец», «предприниматель», «научный сотрудник», «директор банка», «рабочий на промышленном предприятии», «домохозяйка» и т.п. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Заданный (прирожденный, предписанный) статус определяется полом, национальностью, расой, т.е. характеристиками, заданными биологически, наследуемыми человеком помимо его воли и сознания. Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола, социально приобретенного. С помощью хирургических операций мужчина, который с детских лет играл в куклы, одевался, как девочка, мыслил и чувствовал себя, как девочка, может стать женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но не получил при рождении. Какой пол — мужской или женский — следует в этом случае считать прирожденным? Однозначного ответа нет. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности при надлежит человек, родители которого-лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.

Обретенный статус — это статус, который человек получает при определенных условиях. Так, старший сын английского лорда после его смерти наследует этот статус. Система родства обладает целым набором обретенных статусов. Если прирожденные статусы выражают кровное родство («сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка», «дедушка», «тетя», «кузен»), то некровные родственники обладают обретенным статусом. Так, женившись, человек может получить в родственники всю родню жены. «Теща», «тесть», «свояченица», «свояк» — это обретенные статусы.

Достигаемый статус - социально приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, желанию, удаче. Так, статус менеджера человек приобретает благодаря образованию и настойчивости. Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.

Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). В частности, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия: у рядового, майора, генерала разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы.

Статусный образ , или имидж, — совокупность представлений о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать статусному образу, человек должен «не позволять себе лишнего», иными словами, выглядеть так, как ожидают от него окружающие. Например, президент не может проспать встречу с лидером другой страны, преподаватели вузов не могут спать пьяными в подъезде, так как это не соответствует их статусному образу. Бывают ситуации, когда человек незаслуженно пытается быть «на равной ноге» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, что приводит к проявлению фамильярности (амикошонству), т.е. бесцеремонного, развязного отношения.

Различия между людьми, обусловленные приписанным статусом, заметны в той или иной степени. Обычно каждый человек, так же как и группа людей, стремится занять более выгодное социальное положение. При определенных обстоятельствах продавец цветов может стать вице-премьером страны, миллионером. Другим это не удается, поскольку мешает приписанный статус (пол, возраст, национальность).

В то же время некоторые социальные слои пытаются повысить свой статус, объединяясь в движения (женские движения, организации типа «союза предпринимателей» и т.д.) и лоббируя свои интересы повсюду. Однако существуют факторы, которые препятствуют попыткам отдельных групп изменить свой статус. Среди них — этнические противоречия, попытки других групп сохранить статус-кво, нехватка сильных лидеров и т.д.

Таким образом, под социальным статусом в социологии понимается положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе. Поскольку каждый человек является членом различных , он является обладателем множества статусов (т.е. носителем некоторого статусного набора). С каждым из имеющихся статусов связана совокупность прав, определяющих, что носитель статуса может себе позволить, и обязанностей, предписывающих выполнение конкретных действий. В целом статус можно обозначить как позицию индивида в социальной структуре общества, связанную с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

3) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице

4) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников

43. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – ЭТО…

1) понимание индивидом своего места среди окружающих людей

2) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям

Характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса

4) положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное

44. В ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ВХОДИТ…

1) материальный доход человека

2) гражданство человека

3) профессия человека

Социальное положение человека

45. СТАТУСНЫЙ НАБОР – ЭТО…

1) совокупность всех ролей, принадлежащих одному статусу

Совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду

3) совокупность всех статусов, существующих в обществе

4) совокупность всех ролей в течение всей жизни индивида

46. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – ЭТО…

1) поведение человека, обладающего соответствующими правами и обязанностями

2) положение человека в обществе, определенное степенью его авторитета

3) поведение человека, обусловленное его морально-нравственными позициями

Ожидаемое поведение человека в обществе со стороны других людей

47. ЛИЧНЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ…

1) мнением большинства людей любой социальной группы

2) оценкой большинства людей малой социальной группы

3) оценкой малой социальной группы

48. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – ЭТО:

1) наиболее часто повторяющаяся социальная роль человека

2) интеллектуальный уровень личности

3) ожидаемое со стороны общества поведение человека, сопоставляемое с его возможностями

Положение человека в обществе

5) самооценкой личностью своего положения

49. СТАТУСНАЯ ИЕРАРХИЯ – ЭТО:

1) классификационный порядок неравенства социального престижа в зависимости от различного положения индивидов в социальной системе

Система элементов, расположенных от низшего к высшему, и характеризующая многоуровневость социального целого

3) совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции

4) соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе

50. СТАТУСНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ – ЭТО…

Представление о субординированности позиций индивидов в системе отношений в малой группе.

2) позиция индивида в обществе

3) распределение благ в зависимости от социального статуса



4) горизонтальная мобильность

51. СОВОКУПНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ВЫПОЛНЯТЬ ЧЕЛОВЕК, ЗАНИМАЮЩИЙ КАКУЮ-ЛИБО ПОЗИЦИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ, НАЗЫВАЮТ…

Социальной ролью

2) социальным поведением

3) социальным статусом

4) социальной ориентацией

52. ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ВЫБРАТЬ ВЕРНОЕ::

А) АСКРИПТИВНЫЙ СТАТУС ПРИОБРЕТАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЛИЧНЫХ УСИЛИЙ;

Б) ДЕСКРИПТИВНЫЙ СТАТУС ДАЕТСЯ ОТ РОЖДЕНИЯ…

1) верно только Б

Оба суждения неверны

3) верно только А

4) оба суждения верны

53. ОПРЕДЕЛЕННАЯ ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ В ОБЩЕСТВЕ, НАЗЫВАЕТСЯ…

1) социальной функцией

Социальным статусом

3) социальной ролью

4) социальной диспозицией

54. ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДА В МАЛОЙ ГРУППЕ НАЗЫВАЮТ ЕГО ___________ СТАТУСОМ.

1) ролевым

2) сопутствующим

Личным

55. ПРЕДПИСАННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ…

1) образованием

2) квалификацией

3) должностью

Национальностью

56. ПРИМЕРОМ СМЕШАННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА, ТО ЕСТЬ ТАКОГО, КОТОРЫЙ ОБЪЕДИНЯЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОСТИГАЕМОГО И ПРЕДПИСАННОГО, ЯВЛЯЕТСЯ СТАТУС…

1) мужчины

Безработного

4) женщины

57. ПРОЦЕСС ПОЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ, СТАТУСОВ И ГРУПП В РЕЗУЛЬТАТЕ УСЛОЖНЕНИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА НАЗЫВАЕТСЯ…

1) социальной интеграцией

2) социальной мобильностью

Социальной дифференциацией

4) социальной стандартизацией

58. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ГРУППЕ ИЛИ В ОБЩЕСТВЕ НАЗЫВАЕТСЯ…

Статусом

59. СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ МОМЕНТ КАРЬЕРЫ ТЕХ И ДРУГИХ – ЭТО…

Межпоколенная социальная мобильность

2) вертикальная социальная мобильность

3) групповая социальная мобильность

4) горизонтальная социальная мобильность

60. ПОСТОЯННОЕ РАНЖИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ И РОЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАЗЫВАЕТСЯ…



1) диффузия

Дифференциация

3) стратификация

4) интеграция

61. ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ:

А – ДЕТСКИЙ ВРАЧ – ЭТО ПРИМЕР АСКРИПТИВНОГО СТАТУСА;

Б – ДЕТСКИЙ ВРАЧ – ПРИМЕР ДЕСКРИПТИВНОГО СТАТУСА –ВЫБРАТЬ ВЕРНОЕ:

Верно только Б

2) оба суждения не верны

3) оба суждения верны

4) верно только А

62. ЛИЧНЫЙ (ЛИЧНОСТНЫЙ) СТАТУС – ЭТО ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ…

1) в общественном транспорте

2) в производственном коллективе

В первичной малой группе

4) в большой социальной общности

63. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – ЭТО ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ…

1) в семье

2) в школьном классе

3) в первичной малой группе

Современные символы статуса: что это такое? Какие символы статуса работают в наше время?

Каждый человек принадлежит к тем или иным социальным группам, классам. Эта принадлежность наделяет его какими-то отличительными чертами и характеристиками. Но не только социальная группа формирует человека. Зачастую ему самому приходится поддерживать и чем-то обозначать свое положение в обществе, выгодно «выделяться» из всей массы людей.

Они показывают достаток человека. С их помощью узнают «своих», находят ключ к общению с окружающими. Они - символы статуса . Зачем люди окружают себя символами положения в обществе? Давайте попробуем разобраться.


По определению, социальным статусом считается положение, занимаемое человеком (или социальной группой) в обществе. На бытовом уровне социальный статус считается важной частью самоопределения человека. Представление о положении в обществе на некоторых этапах развития личности помогает ставить цели и обозначать необходимый для их достижения круг задач.

Философская энциклопедия трактует статус как позицию человека в общественной системе. Позиция определяется по системе экономических, профессиональных и этических признаков. В зависимости от того, наследуется ли признак (как, например, пол, раса) или приобретается в ходе жизни (например, профессиональный опыт, личные достижения), выделяют предписанный и достигаемый статусы. Соответственно, предписанные статусы человек получает по факту рождения – принадлежность к определенному полу, национальности, расе, заданным биологически помимо человеческой воли и сознания. Достигаемые же статусы приобретаются человеком благодаря определенным усилиям – квалификация, образование, должность и т.п. Считается, что, чем свободнее общество, тем более важную роль играют достигаемые статусы, и менее важную – предписанные.

Положение в обществе тесно связано с социальной ролью, другими словами, с работой, выполняемой на благо людей. Стоит отметить, что понятие статуса и указанные выше признаки постоянно меняются.

Так, статус войскового офицера русской императорской армии век назад связывался с доходами выше среднего, всесторонним образованием по стандартам строже мировых и жестким кодексом чести. К середине 1980-х значительная часть офицеров армии СССР служила вдали от крупных городов, но обеспечивалась жильем. Размер жалования зависел от рода войск и места службы, однако доход был значительно выше среднего. Образование по-прежнему считалось лучшим. Кодекс чести хоть и соблюдался, но считался пережитком.

Сейчас войсковые офицеры материально обеспечены на среднем уровне, а местами и ниже. Образование на среднем уровне, а пресловутый кодекс чести восстанавливается.

Российские ветеринары, 100 лет назад входившие в элиту наравне с офицерами, сейчас на полном самообеспечении. Но так было далеко не всегда. Так, в начале прошлого века российские ветеринары при поступлении на государственную должность получали жилье и средства на самостоятельное оборудование лечебницы. Предварительно они обучались в лучших высших учебных заведениях и получали моральную закалку. Ведь работать приходилось буквально «у черта на куличках». После первой Мировой войны ветеринаров приходилось искать по всей стране. Специалистов не хватало настолько, что началась животноводческая катастрофа, и в конце 1920-х гг. ветеринарную службу передали в НКВД. Ветврачам присвоили офицерские звания, обеспечили соответствующим жалованием и даже пайками. Уровень образования упал.

К середине прошлого века уровень официальных доходов ветеринаров снизился, образование - тоже. Осталась только моральная закалка. В последнее время уровень образования ветеринаров поднимается, но неравномерно. Моральная закалка почти исчезла, а официальные доходы ниже среднего.

С подобной ситуацией сталкиваются представители других специальностей. Так, инженеры век назад были далеки от государственной элиты. Они получали разнообразное образование, определявшее уровень доходов. И, увы, были лишены как этической общности, так и понятия цехового кодекса. Поэтому одни подняли в воздух крупнейший по тем временам самолет «Илья Муромец», а другие ломали голову над повышением эффективности прессов для выдавливания масла. С оплатой, соответствующей задаче.

Поставленная перед представителями профессии социальная или трудовая задача в итоге определяет престиж. Он выступает одним из основных критериев социального статуса.

Однако статус не ограничивается всем выше перечисленным. Человеку важно проявлять положение в обществе не только в ближнем окружении. Поскольку люди – существа в том числе общественные, то проявления статуса нацелены прежде всего наружу, на других членов общества. Чтобы они оценили.

Символы статуса: виды

Символы статуса призваны показывать положение владельца в обществе. Такая демонстрация достигается разными способами. Однако способы показать собственное положение в обществе зависят от статуса и меняются со временем.

Так, в прошлом купцы, чтобы не теряться на общем фоне, носили одежду определенного фасона. Вельможи окружали себя свитой, гонцами. Выделялись фасоном одежды, геральдическими знаками на каретах, оружии и даже элементах одежды.

Сохранившиеся символы статуса можно разделить на общие и специфические, то есть характерные для общественных групп.


В категорию общих символов статуса относят вещи, подчеркивающие высокий доход и (или) общественную значимость владельца. Специфической принадлежности не имеют, иногда используются многочисленными группами людей на большой территории. Общими символами статуса считают:

Военный билет с записью о прохождении службы. В большинстве регионов страны с патриархальным укладом, а часто и центральных, воспринимается как единственно нормальное удостоверение здоровой личности мужского пола. Записи типа «не служил» или отсутствие военного билета вызывают сомнение: мужчина или серьезно болен, или судим, или неправильной сексуальной ориентации. В большинстве случаев на одном гектаре с «таким» находиться позорно.

Собственное жилье во всем мире служит признаком богатства. Уровень оплаты труда, позволяющий купить квартиру или дом, в оценке наемного работника значат признание заслуг специалиста. В оценке бизнесмена эти признаки выдают эффективного управленца и рачительного хозяина.

Собственный автомобиль имеет несколько знаковых значений. Для мужчин авто, в первую очередь, — аналог рыцарских доспехов и коня. Другими словами, символ власти, силы, мужественности. Для женщин машина олицетворяет подобие средневековой кареты – средства передвижения с роскошью, выделяющего хозяйку из толпы. Во вторую очередь, марка и состояние авто подчеркивают богатство владельца. В третью - показывают принадлежность владельца к социальному слою.

Семья тоже имеет ряд значений. Так, для женщины семья выступает одной из главных целей в жизни, и одновременно площадкой для полной реализации. Для мужчин же семья служит признаком состоятельности и организационных возможностей. Одновременно по семье оценивают уровень возможностей мужчины. Так, холостому часто не светит высокая должность. Не столько из-за организационных способностей, проявление которых –дело строго индивидуальное. Высокая должность подразумевает серьезные нагрузки. А вот отдыхать после изматывающей работы мужчина может или в баре с рюмочкой, или дома с женой. Рано или поздно отдых со спиртным заканчивается ухудшением здоровья. Работодателей в большинстве случаев интересует не здоровье сотрудника, а возможность справляться с поставленными задачами. Разумеется, здоровый всегда справляется с работой лучше больного.

Обувь , точнее, ее состояние, воспринимается вместе с положением дел у человека. Сверкающие туфли мужчины - часть безупречного образа успешного человека. Элегантная, чистая обувь женщины - часть образа успешной леди.

Одежда отражает занятия человека. Безусловно, в некоторых слоях общества единственно приемлемым стилем считается классический костюм. Однако едва заметные складки и потертости одежды выдают владельца с головой. Например, слишком дорогой костюм у начинающего бизнесмена потенциальным инвесторам указывает на транжиру, слабо заинтересованного в работе предприятия. И да, в дешевом костюме мужчина выглядит солидней, чем в дорогих джинсах и свитере. Дорогая, но со вкусом подобранная одежда на женщине показывает заработок ее мужа.

Наручные часы для мужчин отображают уровень заработка и стиль занятий. В подавляющем большинстве исключительно мужских.

Галстук является одним из фаллических символов и «вторичным половым признаком» в мужской одежде. Одновременно указывает на вкусы владельца и способность достигать поставленные цели. Классический символ успешного мужчины - синий галстук в полоску.

Татуировки — отдельная тема в символах успеха. Выделяют декоративные, специфические и опознавательные татуировки. К специфическим татуировкам относят уголовные. Они могут наноситься добровольно или принудительно, как, например, «перстняк подлости». Опознавательными служат большинство армейских и флотских татуировок. Иногда люди, занимающиеся экстремальными хобби, наносят татуировки с указанием группы крови. Декоративные татуировки отражают интересы владельца и служат средством выделиться.


Специфические символы статуса выполняют несколько функций. В большинстве случаев подчеркивание положения в обществе для таких символов является вторичной функцией. К специфическим символам статуса относят:

Сленг. В большинстве случаев жаргон служит как средство общения в профессиональной среде. «Веник» может означать не только инструмент подметания, но и устройство хранения данных в компьютере. А «Чебурашка» — не только сказочный персонаж, но и жаргонное название одного из передвижных радаров для армейских нужд.

Стиль аксессуаров к одежде подчеркивает направление занятий владельца. Причем, куда сильнее одежды. Например, оттягивающая плечо сумка для ноутбука вмещает лишь немного бумаг и само устройство. Однако, большинству людей нет нужды часто носить с собой ноутбук. Сочетание с другими деталями одежды выдает любопытного туриста или спешащего на работу программиста.

Регулярное ведение записей характерно для людей с высокой организацией труда и умственных процессов. В большинстве случаев это руководители среднего и высшего звена, писатели.

Описаны только символы статуса, встречающиеся почти на каждом шагу. Перечисление всех символов с рассказом о каждом на два предложения, займет целый том Большой Советской энциклопедии. Поэтому мы пока вынуждены остановиться в рамках данной статьи.

Символы и жизнь

Символы статуса в большинстве случаев используются неосознанно. Люди хотят признания своих заслуг, и пока желание не причиняет дискомфорта окружающим, оно вполне нормально. Ведь общество, ставшее для нас средой обитания, создается совместным трудом. Однако расшифровкой символов статуса можно пользоваться в повседневной жизни.

Мужской взгляд

Так, одежда и сленг могут выдать представителя определенной профессии в случайном попутчике. Поговорив с ним о его занятиях, вы узнаете много нового, обновите свои знания. И, по древней пословице, «дорога сократится вдвое».

В большинство организаций клиенты приходят с набором собственных нужд. Узнав о причинах беспокойства клиента, вы помогаете решить его проблему. Повышаете свой уровень как специалиста, «взращиваете» заработок и приобретаете постоянного клиента. Вот какие «бонусы» может принести понимание символов социального статуса человека.

Живите, общайтесь. И будьте счастливы.

Женский взгляд

Не зря ведь говорят, что «встречают по одежке». Внешний вид человека может сказать о многом: кто он, чем занимается, увлекается, что любит и куда сейчас спешит. Всемирный прогресс, шагающий семимильными шагами, побуждает нас постоянно выделяться на фоне других представителей того же общества. А что, мало кто хочет «пасти задних» или просто быть посредственностью. К тому же, многие профессии и социальные роли в буквальном смысле диктуют нам свои условия: ты должен выглядеть так-то и так-то, иметь то-то и то-то, и никак иначе. В другом случае, не быть тебе «своим» в «волчьей стае». Так в нашу жизнь приходят и прочно там обосновываются современные символы социального статуса. Хорошо это или нет – судить, скорее всего, не нам. Ведь, если такие символы имеют место быть, наверняка, они нужны людям и продолжают выполнять те роли, для которых их придумали те же представители человечества. А, следовательно, по-прежнему мужчина на «Бентли» будет больше похож на состоятельного бизнесмена, чем парнишка, приехавший на трамвае. Даже если на самом деле последний маринует доллары в трехлитровых банках под металлическими крышками. Впрочем, мы с вами об этом никогда не узнаем.

На мой взгляд, любые символы статуса, конечно же, имеют право на жизнь и процветание. Но главное, чтобы за ними не потерялось то единственное, важное, неповторимое, что олицетворяет собой сокровенную суть каждого из нас. Индивидуальность, личность, душа, если хотите. То, без чего человек становится просто «субъектом», без своего лица. Даже если он в дорогущем костюме и в его ботинках отражаются облака. Но это уже совершенно другая история…

«Желаем вам новых открытий, достижений, самореализации и огромного счастья!»
Евгений и Анна Кутявины

1. Прочитайте характеристики античного полководца Александра Македонского и выполните задания.

Александр Македонский жил в IV веке до нашей эры. Он был сыном царя Македонии Филиппа II. В 20 лет Александр стал царём. Известно, что он был невысокого роста, с длинными вьющимися волосами и белой кожей. У него была привычка наклонять голову вправо и смотреть как бы вдаль. Александр был упрям, находчив, смел, обладал сильной волей. Он воевал с персидским царём, покорил Египет и многие государства Азии. На захваченных землях Александр создал могущественную державу, которая распалась после его смерти.

Б. Как вы думаете, какие из этих качеств играли более важную роль в положении Александра Македонского в обществе и почему?

Более важную роль играли приобретенные качества, потому что именно они помогли Александру Македонскому завоевать многие народы и создать большое государство. Прирожденные качества в этом помочь ему не могли.

2. Характер человека (в отличие от прирождённых качеств) формируется на протяжении жизни. Выберите из предложенных черт характера пять самых положительных и пять самых отрицательных качеств.

Пять самых положительных качеств: смелость, решительность, ответственность, отзывчивость, активность.

Как можно их воспитать? Осознать свои хорошие и плохие стороны, правильная самооценка и саморазвитие помогут воспитать в себе положительные качества.

Пять самых отрицательных качеств: лень, грубость, лживость, двуличие, обидчивость.

Как можно с ними бороться? В первую очередь нужно осознать, что в тебе присутствую эти качества. Избавиться от них можно путем самопознания и саморазвития.

4. Составьте небольшой связный рассказ на тему «Положение человека в обществе». В рассказе обязательно должны быть использованы следующие термины: прирождённые черты, приобретённые черты, характер, социальный статус, ответственность, права, обязанности.

Когда рождается человек, у него есть прирожденные черты – внешние данные. Это цвет глаз, волос, цвет кожи. В период социализации дети учатся вести себя в обществе. Они приобретаю определенные навыки, у них формируется характер: ответственность, смелость, целеустремленность. Все это приобретенные черты. В период жизни человек приобретает социальный статус, который дает ему определенные права и накладывает определенные обязанности.

5. Рассмотрите изображения и выполните задания.

А. Определите, какие социальные статусы появились только в современном обществе. Отметьте современные статусы человека буквой «С».

Программист, национальность, президент, покупатель мобильного телефона.

Б. Напишите, с чем связано появление в обществе новых социальных статусов.

Появление новых социальных статусов с техническим, политическим и социальным развитием общества.

В. Перечислите социальные статусы.

Современные социальные статусы: программист, пенсионер, мама в декретном отпуске, покупатель бытовой техники, посетитель компьютерного клуба, летчик, космонавт, капитан подводной лодки, генетик.

Статусы, существующие во все времена: мама, папа, сын, дочь, внук, внучка, бабушка, дедушка, сосед, брат, сестра, учитель, ученик, врач, военный, сирота, мужчина, женщина, ребенок

6. Работаем с историческими фактами.

Франц Лефорт (1655-1699), швейцарец по происхождению, жизнерадостный и доброжелательный человек, оказал большое влияние на взгляды Петра I. Он стал не только советником, но и близким, задушевным другом юного царя. Лефорт служил в армиях разных стран, прежде чем приехал в Россию и поступил на службу в русскую армию. Научился говорить по-русски. Он также владел голландским, немецким, итальянским, английским и французским языками. Сильный и ловкий, он великолепно фехтовал, метко стрелял, не боялся сесть на дикую, необъезженную лошадь.

Александр Васильевич Суворов (1730-1800) родился в семье офицера гвардии. В детстве он не отличался хорошим здоровьем. Тогда Саша стал закаляться: каждый день обливался холодной водой, в любую погоду занимался верховой ездой. Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря. Позднее Александр Васильевич стал великим полководцем. Блистательные победы Суворова над наполеоновскими войсками, легендарный переход через Альпы (1799) принесли семидесятилетнему полководцу мировую славу.

А. Как вы думаете, какие качества помогли Ф. Лефорту и А.В. Суворову достичь значительного положения в обществе?

Целеустремленность, решительность, ответственность, смелость.

Б. Определите главный социальный статус каждого.

Лефорт – советник Петра I

Суворов – полководец

7. Назовите современного вам человека, достигшего значительного положения в обществе. Опишите его (характер, интересы, деятельность, успехи).

Стивен Спилберг. Его дважды выгнали из школы. Ему трижды отказывали в поступлении в киношколу при Университете Южной Калифорнии, мотивируя это тем, что он бездарен. Вместо этого он поступил в Калифорнийский университет в Лонг Бич и стал режиссером самых больших блокбастеров в истории кинематографа, получил три Оскара, Орден Почетного легиона, Медаль Свободы, а также почетную ученую степень в 1994 году от киношколы, которая ему 3 раза отказывала.

Что помогло ему добиться такого положения?

Целеустремленность, вера в себя. Он не делал так, как ему говорили другие, он делал так, как нужно было ему.

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».

5 класс

« Положение человека в обществе»

Подготовила: Катыхина Д. И.,

учитель обществознания

2017 год

Тема: Положение человека в обществе.

Цель урока : познакомить учащихся с социальным статусом и социальной ролью человека в обществе.

Задачи : выяснить, от чего зависит социальное положение в обществе; подвести учащихся к осознанию того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого; ознакомить с понятиями и терминами.

Планируемые результаты : учащиеся научаться описывать свое социальное положение с разных позиций; развивать умения высказать собственное суждение; овладеют принципом работы с учебником; научаться участвовать в эвристической беседе, дискуссии; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД : метапредметные : развивать умение обмениваться между членами группы для принятия эффективных совместных решений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; ориентироваться в новом учебном материале, строить речевые высказывания; личностные : формирование навыков анализа; осознание собственной позиции и собственного положения

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I . Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке обществознания. На ваших столах лежат карточки. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, цвет которой соответствует вашему настроению и самочувствию (желтая карточка означает хорошее настроение, а синяя – плохое).

(Дети поднимают карточки)

А чтобы сделать наше настроение более солнечным в такую ненастную осеннюю погоду, давайте скажем друг другу комплимент, и подарим улыбку.

Молодцы, все готовы к уроку? (Да).

Отлично, я желаю всем плодотворной работы.

II . Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Социализацию). Что такое социализация? (Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоение соц. Ролей)

Какие соц. роли вы уже освоили? Объясните значение понятий: «Культура», «Культурные нормы», «Ценности».

Практикум 1. Стр. 67. Разберем.

III . Мотивационно – целевой этап.

А теперь внимательно послушайте меня. «Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…».

Английский писатель У.Шекспир.

Эта цитата является своеобразным эпиграфом к нашему уроку.

Как вы понимаете выражение: «Весь мир- театр?». Назовите, какие роли могут быть у разных людей?

Ребята, а давайте вспомним с вами, какие социальные роли выполняет школьник?

А как вы думаете было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу, или расплачивался в автосалоне за дорогую машину? А как вы думаете, почему?

IV . Введение в новый материал.

Делаем вывод: эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т.е. его социальному статусу. Исходя из ваших версий, как вы думаете: как будет звучать тема сегодняшнего урока: Положение человека в обществе.

План урока:

1. Что такое социальный статус

2. Социальное положение

3. Права, обязанности и ответственность

4. Многообразие социальных статусов.

V . Работа по теме урока.

Социальные роли человека существуют не сами по себе. Они соответствуют положению человека в обществе. Школьник выполняет роли ученика, сына или дочери, брата или сестры, внука, пассажира автобуса, покупателя в продовольственном магазине, участника ансамбля народного танца и т.д. Но было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу или расплачивался в салоне, покупая дорогой автомобиль. Эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т. е. его социальному статусу.

Положение человека в обществе зависит от его прирождённых и приобретённых качеств. Прирождённые качества - рост, физическая сила, цвет глаз, размеры тела, полнота или худоба, темперамент, умственные способности, половозрастные различия и т.д. Если агрессивность - врождённая черта человека, то почти наверняка между людьми будут конфликты.(Картинка).

Темперамент- индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой .

Существует 4 основных типа темперамента:

Флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик. Характеризует кратко каждый из них.

Читаем доп. Чтение. (На личном примере, понаблюдайте за собой и попробуйте определить тип своего темперамента).

Холерики: Александр Васильевич Суворов, Александр Сергеевич Пушкин.

Сангвиники: Михаил Юрьевич Лермонтов, Напалеон Бонапарт.

Меланхолики: Сергей Есенин, Николай Васильевич Гоголь.

Флегматики: Михаил Илларионович Кутузов и Гавриил Романович Державин.

Приобретенные качества. Приобретённые качества ещё называют социальные «параметры личности». Они приобретаются в обществе, в отношениях с другими людьми и влияют на социальный статус человека.

(Картинка).

Положительные и отрицательные качества (Картинка).

Характер формируется по мере взросления человека.

У характера бывают как положительные, так и отрицательные качества.

Игра с качествами характера.

Давайте узнаем из учебника, что такое соц. статус и соц. положение. (Читаем и записываем).


Социальное положение - характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности.

Человек занимает определённое социальное положение в обществе в зависимости от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии и вы материально зависите от родителей, но как ребёнок вы окружены заботой вниманием старших. И в этом качестве вас наделили множеством прав, как вы думаете какими?

Давайте попробуем описать с разных сторон социальное положение школьника.

В чём особенности социального положения школьника в сравнении со взрослыми? Свой ответ обоснуйте.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии, вы зависите материально от родителей. Как ребёнок вы окружены заботой и вниманием старших. Значит, ваше положение - положение человека опекаемого. И в этом качестве вас наделили множеством прав, которые защищает государство через свою судебную систему. Каждый ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учитывать мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

Дополнительное чтение

Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - международная организация, помогающая детям в более чем 150 странах мира. В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы фонда в нашей стране - защита прав ребёнка, поддержка прав детей на безопасное и здоровое детство, содействие развитию молодёжи и её активному участию в общественной жизни, содействие формированию общества, в котором каждый ребёнок имеет право на развитие и участие в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на его жизнь.

Расскажите о деятельности Детского фонда ООН, используя текст учебника и материалы сайта unicef.ru. Почему дети нуждаются в особой защите? Как это связано с вашим социальным положением?

Социальное положение человека закреплено не только, его правами, но и обязанностями. Как вы думаете, каковы ваши обязанности?

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Социальное положение человека закреплено не только его правами, но и обязанностями (необходимостью выполнять что-либо).

У родителей есть обязанность воспитывать своих детей, защищать их интересы и права, заботиться о здоровье. Учителя передают вам новые знания и занимаются вашим воспитанием, администрация школы организует весь процесс обучения, а вы обязаны хорошо учиться.

После наступления совершеннолетия (18 лет) вы получаете право голосовать на выборах, превращаетесь в полноправных и политически активных граждан. С этого момента вы перестаёте быть детьми и переходите в категорию взрослых.

Таким образом, каждый статус характеризуется определёнными правами и обязанностями.

Выполняя те или иные обязанности, человек несёт перед другими определённую ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан, может пострадать его репутация либо его могут привлечь к суду.

Ответственность - обязанность отвечать за свои поступки или действия.

Интересные факты



В Российской империи инженер, руководивший строительством железнодорожного моста через реку, стоял под ним в лодке, когда по мосту проходил первый поезд.

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Так, статус наследника царского престола или известного телеведущего обязывает вести образ жизни, отвечающий представлениям общества о должном поведении этих людей.

А как вы думаете, от чего зависит положение человека в обществе? Сколько у человека может быть социальных статусов? Какой соц. статус главный?

У одного человека много социальных статусов - он, к примеру, русский (национальный статус), россиянин (статус гражданина), мужчина (пол), средних лет (возраст), православный (религиозный статус), программист (профессиональный), москвич (территориальный), женатый (брачный статус), отец (семейный), болельщик «Спартака» (досуговый), охотник (досуговый), штангист (спортивный), лидер (групповой статус) и т.д.

За каждым статусом скрыта одна или несколько социальных ролей. Так, отец выступает по отношению к своим детям в роли кормильца, воспитателя, товарища по играм.

Если статус - положение в обществе, то роль - модель поведения, соответствующая данному статусу. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут обычные граждане. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в чётком соответствии с набором норм и требований.

Но у любого человека есть один главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. В современном обществе это, как правило, профессия - занятие, за которое человеку платят деньги.

Для некоторых людей главным статусом выступает инвалидность. Она определяется состоянием здоровья и соответствующими правами, которыми инвалида наделяет государство.

Подведём итоги.

Положение человека в обществе - социальный статус - определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и социальных ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

Основные термины и понятия
Социальный статус, социальное положение, ответственность, темперамент, характер.

VI . Рефлексия.

Наш урок подходит к завершению.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Опишите своё социальное положение с разных позиций: пол, возраст, образование и т.д.

Какой социальный статус для вас является главным? Почему?

Практическая работа.

1. Определить свой темперамент.

2. Какой темперамент у твоих одноклассников?

3. Положительные и отрицательные качества твоего характера.

4. Назвать свой социальный статус. От чего он зависит?

5. Твои права и обязанности в соответствии со статусом.

Яблоня ожиданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».

Конспект урока по обществознанию:

5 класс

« Положение человека в обществе »

Подготовила: Катыхина Д. И.,

Учитель обществознания

2017 год

Тема: Положение человека в обществе.

Цель урока : познакомить учащихся с социальным статусом и социальной ролью человека в обществе.

Задачи : выяснить, от чего зависит социальное положение в обществе; подвести учащихся к осознанию того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого; ознакомить с понятиями и терминами.

Планируемые результаты : учащиеся научаться описывать свое социальное положение с разных позиций; развивать умения высказать собственное суждение; овладеют принципом работы с учебником; научаться участвовать в эвристической беседе, дискуссии; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД : метапредметные : развивать умение обмениваться между членами группы для принятия эффективных совместных решений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; ориентироваться в новом учебном материале, строить речевые высказывания ; личностные : формирование навыков анализа; осознание собственной позиции и собственного положения

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке обществознания. На ваших столах лежат карточки. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, цвет которой соответствует вашему настроению и самочувствию (желтая карточка означает хорошее настроение, а синяя – плохое).

(Дети поднимают карточки)

А чтобы сделать наше настроение более солнечным в такую ненастную осеннюю погоду, давайте скажем друг другу комплимент, и подарим улыбку.

Молодцы, все готовы к уроку? (Да).

Отлично, я желаю всем плодотворной работы.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Социализацию). Что такое социализация? (Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоение соц. Ролей)

Какие соц. роли вы уже освоили? Объясните значение понятий: «Культура», «Культурные нормы», «Ценности».

Практикум 1. Стр. 67. Разберем.

III. Мотивационно – целевой этап.

А теперь внимательно послушайте меня. «Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…».

Английский писатель У.Шекспир.

Эта цитата является своеобразным эпиграфом к нашему уроку.

Как вы понимаете выражение: «Весь мир- театр?». Назовите, какие роли могут быть у разных людей?

Ребята, а давайте вспомним с вами, какие социальные роли выполняет школьник?

А как вы думаете было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу, или расплачивался в автосалоне за дорогую машину? А как вы думаете, почему?

IV. Введение в новый материал.

Делаем вывод: эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т.е. его социальному статусу. Исходя из ваших версий, как вы думаете: как будет звучать тема сегодняшнего урока: Положение человека в обществе.

План урока:

1. Что такое социальный статус

2. Социальное положение

3. Права, обязанности и ответственность

4. Многообразие социальных статусов.

V. Работа по теме урока.

Социальные роли человека существуют не сами по себе. Они соответствуют положению человека в обществе. Школьник выполняет роли ученика, сына или дочери, брата или сестры, внука, пассажира автобуса, покупателя в продовольственном магазине, участника ансамбля народного танца и т.д. Но было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу или расплачивался в салоне, покупая дорогой автомобиль. Эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т. е. его социальному статусу.

Социальные «параметры личности»

Положение человека в обществе зависит от его прирождённых и приобретённых качеств. Прирождённые качества - рост, физическая сила, цвет глаз, размеры тела, полнота или худоба, темперамент, умственные способности, половозрастные различия и т.д. Если агрессивность - врождённая черта человека, то почти наверняка между людьми будут конфликты.(Картинка).

Темперамент- индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой .

Существует 4 основных типа темперамента:

Флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик. Характеризует кратко каждый из них.

Читаем доп. Чтение. (На личном примере, понаблюдайте за собой и попробуйте определить тип своего темперамента).

Холерики: Александр Васильевич Суворов, Александр Сергеевич Пушкин.

Сангвиники: Михаил Юрьевич Лермонтов, Напалеон Бонапарт.

Меланхолики: Сергей Есенин, Николай Васильевич Гоголь.

Флегматики: Михаил Илларионович Кутузов и Гавриил Романович Державин.

Приобретенные качества. Приобретённые качества ещё называют социальные «параметры личности». Они приобретаются в обществе, в отношениях с другими людьми и влияют на социальный статус человека.

(Картинка).

Характер- совокупность индивидуальных особенностей, проявляющихся в поведении и деятельности человека.

Положительные и отрицательные качества (Картинка).

Характер формируется по мере взросления человека.

У характера бывают как положительные, так и отрицательные качества.

Игра с качествами характера.

Молодцы.

Давайте узнаем из учебника, что такое соц. статус и соц. положение. (Читаем и записываем).

Социальный статус - социальное положение человека в обществе.
Социальное положение - характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности.

Человек занимает определённое социальное положение в обществе в зависимости от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии и вы материально зависите от родителей, но как ребёнок вы окружены заботой вниманием старших. И в этом качестве вас наделили множеством прав, как вы думаете какими?

Социальное положение школьника

Давайте попробуем описать с разных сторон социальное положение школьника.

В чём особенности социального положения школьника в сравнении со взрослыми? Свой ответ обоснуйте.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии, вы зависите материально от родителей. Как ребёнок вы окружены заботой и вниманием старших. Значит, ваше положение - положение человека опекаемого. И в этом качестве вас наделили множеством прав, которые защищает государство через свою судебную систему. Каждый ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учитывать мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

Дополнительное чтение

Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - международная организация, помогающая детям в более чем 150 странах мира. В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы фонда в нашей стране - защита прав ребёнка, поддержка прав детей на безопасное и здоровое детство, содействие развитию молодёжи и её активному участию в общественной жизни, содействие формированию общества, в котором каждый ребёнок имеет право на развитие и участие в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на его жизнь.

Расскажите о деятельности Детского фонда ООН, используя текст учебника и материалы сайта unicef.ru. Почему дети нуждаются в особой защите? Как это связано с вашим социальным положением?

Социальное положение человека закреплено не только, его правами, но и обязанностями. Как вы думаете, каковы ваши обязанности?

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Права, обязанности и ответственность

Социальное положение человека закреплено не только его правами, но и обязанностями (необходимостью выполнять что-либо).

У родителей есть обязанность воспитывать своих детей, защищать их интересы и права, заботиться о здоровье. Учителя передают вам новые знания и занимаются вашим воспитанием, администрация школы организует весь процесс обучения, а вы обязаны хорошо учиться.

После наступления совершеннолетия (18 лет) вы получаете право голосовать на выборах, превращаетесь в полноправных и политически активных граждан. С этого момента вы перестаёте быть детьми и переходите в категорию взрослых.

Таким образом, каждый статус характеризуется определёнными правами и обязанностями.

Выполняя те или иные обязанности, человек несёт перед другими определённую ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан, может пострадать его репутация либо его могут привлечь к суду.

Ответственность - обязанность отвечать за свои поступки или действия.

Интересные факты

В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Такова одна из форм проявления ответственности.
В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.
В Российской империи инженер, руководивший строительством железнодорожного моста через реку, стоял под ним в лодке, когда по мосту проходил первый поезд.

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Так, статус наследника царского престола или известного телеведущего обязывает вести образ жизни, отвечающий представлениям общества о должном поведении этих людей.

А как вы думаете, от чего зависит положение человека в обществе? Сколько у человека может быть социальных статусов? Какой соц. статус главный?

Многообразие социальных статусов

У одного человека много социальных статусов - он, к примеру, русский (национальный статус), россиянин (статус гражданина), мужчина (пол), средних лет (возраст), православный (религиозный статус), программист (профессиональный), москвич (территориальный), женатый (брачный статус), отец (семейный), болельщик «Спартака» (досуговый), охотник (досуговый), штангист (спортивный), лидер (групповой статус) и т.д.

За каждым статусом скрыта одна или несколько социальных ролей. Так, отец выступает по отношению к своим детям в роли кормильца, воспитателя, товарища по играм.

Если статус - положение в обществе, то роль - модель поведения, соответствующая данному статусу. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут обычные граждане. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в чётком соответствии с набором норм и требований.

Но у любого человека есть один главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. В современном обществе это, как правило, профессия - занятие, за которое человеку платят деньги.

Для некоторых людей главным статусом выступает инвалидность. Она определяется состоянием здоровья и соответствующими правами, которыми инвалида наделяет государство.

Подведём итоги.

Положение человека в обществе - социальный статус - определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и социальных ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

Основные термины и понятия
Социальный статус, социальное положение, ответственность, темперамент, характер.

VI. Рефлексия.

Наш урок подходит к завершению.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Опишите своё социальное положение с разных позиций: пол, возраст, образование и т.д.

Какой социальный статус для вас является главным? Почему?

Практическая работа.

1. Определить свой темперамент.

2. Какой темперамент у твоих одноклассников?

3. Положительные и отрицательные качества твоего характера.

4. Назвать свой социальный статус. От чего он зависит?

5. Твои права и обязанности в соответствии со статусом.

Яблоня ожиданий.