Домашнее задание логопеда деревья и кустарники. Развитие речи

Алла Филимонова
Конспект квест-игры «Путешествие в лес» для детей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Волошинский детский сад

Конспект квес-игры на тему :

«Путешествие в лес »

для детей средней группы

Разработала : Филимонова А. Г.

Цель : выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений детей 4-5 лет ;

Образовательные :

Закрепить с детьми полученные знания о природе : животных, насекомых, птицах, лекарственных растениях;

Закрепить знания детей о том , какие звуки издают птицы;

Закрепить знания детей о правилах поведения в природе;

Формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам;

Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество) ;

Продолжать учить устанавливать причинно - следственные связи;

Активизировать словарь

Воспитательные :

Воспитывать заботливое отношение к природе;

Воспитывать чувство сострадания и ответственности к животным, птицам, насекомым;

Воспитывать доброту, отзывчивость, вежливость.

Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;, умение работать в команде.

Развивающие

Развивать у детей интерес к живой природе, любознательность и эмоциональную отзывчивость, кругозор, мышление, связанную речь;

Развивать умение входить в определенный образ, выполнять имитационные движения;

Развивать пространственное мышление и ориентацию в пространстве; - развивать коммуникативную активность через общение, повышать концентрацию и игровую активность детей ;

Развивать логику, развитие личности в командной игре, упорство для достижения цели;

Развивать представлений о хороших и плохих поступках.

Обогащать словарный запас;

Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание.

Материал :

Письмо, стрелки- указатели, картинки диких животных, игрушки ежа и муравья, картинки с изображением лекарственных растений, макеты деревьев, животных, загадки, презентация «Насекомые» , аудиозаписи «Звуки леса» , плачь, журчание ручья,видеозапись «Голоса птиц» , мусор и большой мусорный пакет для игры, аудиописьма от Мудрой Совы, записка, кинетический песок, веточки, рюкзак, пазлы, медали, торт

Предварительная работа : рассматривание картинок, беседы, чтение художественных произведений о животных, птицах, насекомых, отгадывание загадок., просмотр мультфильмов из серии «Шишкин лес» , просмотр презентаций «Животные наших лесов» , «Насекомые» , «Лесная аптека» , , «Птицы Ростовской области» , «Деревья и кустарники» составление рассказов о птицах и животных, д/и : «Кого не стало» , «Четвёртый лишний» , «Кто где живёт?» , «Кто что ест?» , «Чей хвост» , «Узнай по силуэту» , «Животные и их детеныши » , «Зимующие и перелетные птицы» , «С какого дерева листок» , «Назови лекарственную травку» и др.

Воспитатель : Ребята, сегодня почтальон принес мне письмо. Вы хотите узнать, от кого оно и что в нем написано?

Дети : Хотим.

Воспитатель : Тогда слушайте. «Дорогие ребята! Пишет вам Мудрая Сова. Мы, лесные жители слышали, что вы любите природу и много о ней знаете. Мы хотим проверить, так ли это, и приглашаем вас в путешествие по лесу . Мы приготовили для вас подарок, но чтобы получить его, вам надо выполнить много трудных заданий. За каждое выполненное задание вы получите подсказку- пазл. Если вы найдете все подсказки и правильно их соедините, то сможете узнать, где находится подарок. А чтобы вы не заблудились в лесу мы оставили для вас стрелки - указатели.»

Воспитатель : Ребята, вы готовы отправиться в путешествие по лесу ? Вы согласны выполнить задания лесных жителей и хотите получить подарок?

А как вы думаете, на чём можно отправиться в лес (ответы детей )

Я предлагаю отправиться в лес пешком.

Но прежде чем отправляться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Нельзя ломать деревья!

Нельзя брать яйца в птичьих гнёздах. Птица может их бросить, и птенцы не появятся.

Нельзя разрушать муравейники

Нельзя разжигать костёр. Надо его потушить!

Нельзя приносить лесных животных домой. Лес для них – родной дом.

Нельзя рвать большие букеты цветов

Нельзя шуметь! (В лесу своя музыка и посторонний шум сильно напугает птиц и животных.)

Нельзя мусорить в лесу.

Можно фотографировать природу.

Нужно смотреть под ноги, чтобы не наступит на ящерицу, жука, змею

Молодцы ребята, вы знаете, как себя вести в лесу. Отправляемся в путь.

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

(звук леса)

Воспитатель : Вот мы и добрались до первой полянки. Послушайте, как поют птицы. Но что - то здесь не видно никого

Воспитатель : Ну что, поищем животных, ну ка посмотрите внимательно, куда же они спрятались?

Посмотрите внимательно, а чья это тень. (если дети затрудняются угадать животное по силуэту предлагает отгадать загадку «За горами, за полями,

За дремучими лесами

Хищник-ворище

Ночами рыщет,

Добычу ищет,

Зубами - щелк.

Правильно волк. Как называется дом у волка – логово. Чем питается волк? (Мелкими животными)

Ребята вы слышите, за пеньком пыхтит кто- то. (Звук ежа) (Воспитатель заглядывает)

Хотите узнать, кто здесь, отгадайте загадку

«Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной» Где дом ежа? Чем питается? (Живет ежик под корягами и пнями. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.)

А здесь кто спрятался, чей это пушистый рыжий хвостик выглядывает

Лиса, молодцы. Чем питается? Как называется дом лисы? (Лиса охотится на зайцев и мышей, живет в норе)

Интересно, а чьи это длинные ушки выглядывают из- за кустика? Кто там прячется. Правильно заяц. Чем питается заяц, где его дом (Питается травой, корой деревьев. Живет в норе под кустом)

Смотрите, под деревом скорлупа от орехов лежит, кто же здесь прячется – белка. Где дом белки (в дупле) .Чем питается (шишками, орехами, желудями, грибами, ягодами) Правильно.

Воспитатель : Ребята, а давайте поиграем в игу

КТО, КЕМ БЫЛ В ДЕТСТВЕ

Ловкая белка –

Была в детстве …. бельчонком,

ЕЖ – колючий,

Был в детстве … ежонком,

А хищный волк –

Маленьким … волчонком.

А хитрющая лиса-

Рыженьким … лисенком,

Длинноухий быстрый заяц

В детстве был… зайчонком.

Воспитатель : Молодцы, вы справились с заданием. А где же пазл подсказка, смотрите за кустиком сумка, что же в ней лежит? Правильно в ней первый пазл. Заберем ее с собой. Пойдем дальше? куда нам стрелки показывает? Не отставайте, давайте вспомним игру «В лес отправимся гулять» я начинаю, а вы продолжайте

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”) .

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем. (присели)

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках) .

Воспитатель : Ребята! Смотрите нам на встречу Ежик бежит. Здравствуй Ежик, ты куда спешишь.

Ежик : Беда в лесу приключилась, Айболит в Африку улетел зверей лечить, а мне друзья – лесные жители позвонили, сказали, что заболели, просили помочь. А я не знаю, чем зверей в лесу лечить можно. Может вы мне подскажите?

Воспитатель : Как вы думаете, чем можно вылечить зверей в лесу (можно собрать лекарственные травы.) А вы в травах разбираетесь, знаете какой травкой какую болезнь лечить можно? Поможем Ежику травы в корзинку собрать? Ежик, ты нам скажи, что болит у твоих друзей?

Ежик : У лисы ангина и высокая температура (надо заварить чай из ромашки)

Воспитатель : Правильно, где у нас картинка с изображением ромашки. Кладите ее в корзинку.

Ежик : А медведь бочонок с медом поднял, спина теперь болит, чем полечить? (дети предлагают приложить лист лопуха и крапиву)

Воспитатель : Правильно, ищите картинку крапивы и лопуха, кладите в корзинку.

Ежик : А маленький зайка бежал, споткнулся через шишку и разбил себе колено, чем помочь (надо приложить подорожник)

Воспитатель : Молодцы, ищите картинку с изображением подорожника, Подорожник это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

Ежик : Вот спасибо вам ребята, помогли мне травку собрать, теперь я смогу своим друзьям помочь. Я слышал, вы подарок ищите, вот вам пазл подсказка. Досвидания.

Воспитатель : Ребята, нам пора идти дальше. Куда стрелочки показывают

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Воспитатель : Ну вот ребята мы пришли в березовую рощу. (На экране березовая роща, звук леса, пение птиц, послушайте как здесь поют птицы (фонограмма пение птиц) какое же задание нам приготовили лесные жители

Воспитатель : Ну что ребята, выполним задание лесных жителей, присаживайтесь рядышком со мной, внимательно смотрите на экран и отгадывайте, какая птица для вас поет. (Видео пение птиц (дятел, ворона, сорока, кукушка)

Воспитатель : Молодцы ребята вы были внимательны и всех птиц отгадали. Воспитатель : А какие птицы еще живут в лесу? Расскажите, какую пользу приносят птицы?» (Уничтожают вредных насекомых - червяков, гусениц, которые поедают листики на деревьях)Молодцы.

Ребята, я что-то устала, а вы? Давайте приляжем на полянке, отдохнем, послушаем пение птиц, расслабимся

Релаксационное упражнение «Расслабление» (Голос)

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Воспитатель :. Ну что, отдохнули, вставайте, пора идти дальше, с заданием вы справились, а где же пазл (высоко на дереве, достают пазл, кладут в сумку)

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Смотрите впереди ручеек (звук ручья, аккуратно по кочкам через ручеек переходите, чтобы ноги не промочить.

Воспитатель : Ребята, смотрите какая красивая полянка впереди, как много на ней цветов (Звук насекомых) как вы думаете кто здесь живет? (дети высказывают свои предположения (бабочки, пчелы, кузнечики) Ребята, а как всех этих жителей цветочной полянки можно назвать одним словом? Правильно, насекомые. Ребята, а что вы знаете о насекомых? (Они бывают полезными и вредными.) Каких полезных насекомых вы знаете? (Это пчёлы, муравьи, божьи коровки.) А вредных? (-Это мухи, комары, гусеницы.) .

Воспитатель : Ребята, смотрите здесь записка лежит, это, наверное лесные жители оставили для нас задание. Прочтем? «Ребята отгадайте загадки и узнайте, какие насекомые живут на цветочной полянке,если отгадаете правильно, то на экране появиться насекомое»

Воспитатель : Справимся, отгадаем загадки? Слушайте внимательно и смотрите на экран

1. Прыгает пружинка-

Зелененькая спинка-

Сверху на серединку,

С травинки на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик) (изображение на экране)

2. Спал цветок и вдруг проснулся -

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

3. Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это… Божья коровка

4. Домовитая хозяйка

Летает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

(Пчела)

Воспитатель : Ребята давайте встанем в круг, друг за другом и вспомним упражнение про пчелу.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых. Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.)

Пожужжали, полетали, .(Дети бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками.)

От усталости упали. (Вновь бегут по кругу. Медленно опускаются на ковёр.)

Воспитатель : (Звук плачь) Ребята, вы слышите, кто то плачет (воспитатель заглядывает за кустик)

Это муравей. Что случилось, муравей, почему ты плачешь?

Муравей :Беда у меня приключилась

На мой домик кто-то наступил,

И его разворошил

Воспитатель : Не плачь, муравей мы с ребятами поможем тебе построить новый домик. Правда ребята? Ребята, а вы знаете как называется дом муравьев (муравейник, на экране появляется муравейник) Да муравейник, посмотрите на экран. Муравьи очень дружные и трудолюбивые. Чтобы построить муравейник, они очень долго и много трудятся.

Вы знаете из чего строят муравьи свой дом? (песок, веточки деревьев, листики, цветочки.) Смотрите, под кустиком песок, веточки, листочки лежат, давайте быстро, дружно построим дом для муравья. (дети складывают муравейник) .

Муравей : Спасибо вам ребята, вы очень дружные и трудолюбивые, очень быстро построили мне муравейник. Я слышал вы подарок ищите, вот вам пазл - подсказка. До свидания, счастливого пути.

Воспитатель : Молодцы, как я рада за вас, ребята вы и загадки отгадали и муравью помогли. Пойдем дальше?Под ноги смотрите, не отставайте

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот мы и к следующей полянке вышли. Посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет, птицы не поют (на поляне мусор, пластиковые стаканы, бутылки, бумажки от конфет) Что здесь интересно случилось (дети высказывают свои предположения)

Голос Мудрой Совы : «Ребята, на этой полянке побывали дети- неряхи, Они кричали, шумели, всех птиц и зверей распугали, мусор разбросали, помогите нашей полянке, уберите мусор и получите последний пазл – подсказку»

Воспитатель : Ребята, поможем полянке? Давайте вместе соберем весь мусор на полянке в большой пакет, а когда вернемся в детский сад, выбросим его в мусорный бак. (Дети вместе с воспитателем собирают мусор и находят пазл) (звук пение птиц) Ребята послушайте, как запели птицы, это они вас благодарят за то, что вы помогли полянке

Воспитатель Ребята, мы выполнили последнее задание лесных жителей

Вы помните Мудрая Сова в письме писала, что для того чтобы узнать, где находится подарок, нужно собрать все пазлы в картинку, на ней и будет изображено то место, где лежит подарок от лесных жителей. Давайте скорее соберем все пазлы и узнаем, где лесные жители прячут для вас подарок (дети собирают пазлы, появляется картинка – подарок под большой елкой.) А где здесь самая большая елка растет? (Дети ищут, находят коробку) .

Воспитатель : Ребята, вам интересно, что лежит в коробке? Давайте ее откроем (Открывают – там медали «Знатоки природы» ) Посмотрите, какие медали приготовили для вас лесные жители (дети рассматривают медали) Воспитатель предлагает детям помочь друг другу надеть медали.

Ребята, а в коробке еще что-то есть, смотрите здесь яблоки. Яблоки я предлагаю съесть, когда вернемся в детский сад. Как вы думаете почему (потому что надо помыть фрукты и яблоки)

Воспитатель : Ребята, нам пора возвращаться домой в детский сад,

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Воспитатель : Вот мы и в детском саду.

Давайте вспомним, где мы с вами были?

Кого встретили? какие задания лесных жителей мы выполнили?

Кому мы помогли?

Что было вам интересно?

Что было вам трудно?

Вам понравилось наше путешествие ?

Конспект совместной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Тихоненко Наталья Александровна, воспитатель 1 категории, МАДОУ "Катюша" Ямало-Ненецкий А.О. г.Лабытнанги
Описание: Данная методическая разработка совместной деятельности по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление пройденного материала,будет полезна в первую очередь воспитателям,а так же родителям, студентам, учителям начальных классов. Способствует обогащению, расширению знаний детей о лесе, умению составлять описательные рассказы, загадки, с помощью различных методов обучения и развитию разговорной речи детей во время работы.

Тема: "Лес"

(закрепление)
Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе.
Задачи:
Образовательная - обучать детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям; учить детей загадывать загадки по схемам, следуя последовательности, составлять описательные рассказы о лесе;
Развивающая - развивать речь, фантазию, воображение, память, развивать диалогическую речь, обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов, дать понятие слову «лес», «лесник», использовать слова синонимы, закреплять умение, выражать свои мысли полными предложениями, учить понимать значение мудрость народных пословиц;
Воспитательная – воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.
Словарная работа: лес, лесник, лиственный лес, хвойный лес, берёзовая роща, ельник,дубрава, «Старичок – Лесовичок».
Предварительная работа: Чтение художественной литературы про лес, его обитателей.Просмотр фильмов и презентаций. Наблюдение на прогулках.
Оборудование: картинки с изображением деревьев, кустарников, грибов. Мнемотаблицы (лес в разное время года). Иллюстрации диких животных, насекомых, цветы, схемы – загадки, игрушка – Лесовичок.
Ход работы
1.Организационный момент
«Игра с руками»
У оленя дом большой, (руки уголком над головой)
Он в своё окно глядит. (голову выводим вперёд)
Бежит заинька косой, (прыжки на месте)
Громко в дом ему стучит. (Стучат кулачком о стол)
Заяц, заяц, заяц стой! (грозят пальцем)
В дом ко мне не забегай,
Скорее лапочки давай. (берут друг друга руки)
2.Упражнение на расслабление речевого аппарата (губ)
«Лягушки»
(губы вытягиваются, как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место.
3.Сюрпризный момент
Появляется «Старичок- Лесовичок»
"Старичок-Лесовичок" -Здравствуйте ребята! Вы знаете кто я?
Воспитатель - Правильно это - сказочный дедушка охраняющий лес. Он пришёл к нам сегодня в гости,и хочет узнать - Что вы знаете про лес?
Воспитатель - Кто был в лесу?
Воспитатель - Что видели там?
Воспитатель - Что растёт в лесу?
Воспитатель - Встречали ли вы лесных зверей? Каких?
Воспитатель- А встречались ли на пути муравейники?
Воспитатель - Слышали ли кузнечиков?
Воспитатель - Знаете ли, как нужно вести себя в лесу? (не кричать, говорить тихо, не рвать цветы, не разорять гнёзда и муравейники, не бросать мусор, не разжигать костры)
"Старичок- Лесовичок" - Ну, молодцы!
Воспитатель - Какие растения самые важные в лесу? (деревья)
Воспитатель - Правильно это деревья, их очень много.
Дидактическая игра «Найди, что я опишу»
(дети находят картинки с нужным изображением: берёза, клён, сосна и т.д.)
Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
В серёжках, а не человек.

Великан стоит могучий
С головою, словно туча.
В туче в жёлтых теремочках
Много маленьких сыночков.


Кто под самый
Новый год
К нам из лесу
В дом придёт-
В огоньках, шарах звезде
И серебряном дожде?


Её всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.


Воспитатель - Что ещё растёт в лесу под деревьями? (кустарники, травы, ягоды, грибы)







Воспитатель - Как называют лес, в котором растут берёзы, клёны, тополя и т. д.? (лиственный)


Воспитатель - А как называется лес, в котором растут ели, сосны, кедр и т.д.? (хвойные леса)


Воспитатель - Есть берёзовые рощи, там растут только берёзы.


Воспитатель - А если растут только ели, как назвать такой лес? (ельник)


Воспитатель - В дубраве растут, как вы думаете что? (дубы)


(по ходу рассматриваем иллюстрации)
4.Гимнастика для глаз
5.Физ. минутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем, крылышки сложим назад.
Дидактическая игра «Загадай и отгадай»
(дети составляют самостоятельно по схемам загадки)


("Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками")


("На лесной полянке у самой тропинке красные горошки.
Кто мимо пройдёт,в рот к себе их уберёт.")

"Старичок-Лисовичок" -Ребята можно ли вырубить деревья в лесу? (нет)
Воспитатель - Почему?
Воспитатель - Почему все люди любят ходить в лес?
Воспитатель - Правильно в лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Лес – это общий дом для животных и растений он даёт им жильё и пищу. Люди восхищаются его красотой, отражают её в стихах, картинах, песнях и т.д.. Лес – это замечательное природное богатство.
6. Составление описательных рассказов
Воспитатель - Лес в любое время года выглядит по-разному, но он всегда сказочно красив! А вы можете рассказать почему?
(дети,по своим мнемотаблицам составляют описательные рассказы)


"Осенью, зимой, весной и летом красив наш лес.


Осенью люди собирают в лесу грибы, ягоды, орехи и шишки, а ещё красивые осенние листья.


Зимою люди ходят по лесу на лыжах. Там можно увидеть зайца, белку или лису, а так же найти неизвестные следы.


Весной в лесу появляются проталины, расцветают подснежники. На ветках деревьев набухают почки. Птица возвращаются из тёплых стран.


Летом в лесу собирают землянику, на лесных полянах косят сено.


Хорошо в лесу в любое время года!"
Воспитатель - А кто помогает "Старичку-Лесовичку" охранять лес? (человек)


Воспитатель -Лесник – это человек, который следит за порядком в лесу. И объясняет людям, что лес надо беречь.
"Старичок-Лесовичок" - А вы знаете пословицы про лес?
Лес да вода поле красят.
Лес и вода – родные брат и сестра.
Лес видит, а поле слышит.
Воспитатель - Что даёт лес человеку? (тепло, бумагу, игрушки, мебель, жильё)
7. Итог
(Катя Т.читает стихотворение)
В жаркий день или морозный
Собираясь в лес идти,
Ты запомни: только с пользой
Надо время провести.
Сотни тайн и чудес
Для тебя откроет лес!
Воспитатель - О чем мы сегодня с вами беседовали?
"Старичок-Лесоввичок" - Молодцы, ребята, мне очень у вас понравилось, я вижу вы много знаете о лесе, и я этому бесконечно рад, но мне уже пора возвращаться домой. Но я обязательно к вам ещё как - нибудь загляну на огонёк. До свидания, друзья! Счастливых вам лесных походов!!!

Конкурс пытливых и любознательных «ЛЕС – НАШ ДРУГ».

На доске: “Эту истину знаю отроду
И ее никогда не таю –
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою”.
(И.Романова)

1 конкурс «Лесная викторина» (проводится заранее).
За несколько дней до конкурса командам раздаются листочки с вопросами. Дети должны найти ответы на вопросы и предоставить в жюри. По количеству правильных ответов начисляются баллы. Количество набранных командами баллов объявляются в начале конкурсной программы.
1. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топкому болоту, в котором другие животные такого же веса завязли бы?
2. Какая лесная птица весной резко меняет цвет своего оперения?
3. Какие птицы выводят птенцов зимой?
4. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?
5. Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья?
6. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели – нет?
7. Почему, особенно весной или в начале лета, нельзя шуметь в
лесу?
8. На муравейник сел дрозд, вытянув в стороны крылья, и сидел
так несколько минут. Почему?
9. Какие животные спят с открытыми глазами?
10. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
Ведущий: Лес – это источник энергии, это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на Земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будет успешным ни его охрана, ни воспроизводство его богатства. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только его хорошо знать, охранять, но и выращивать новые леса, сажать деревья!
Сегодня мы собрались для конкурса пытливых и любознательных. Тема нашего состязания “Наш лес”. В игре участвует три команды: Комета, НЛО, Звездочка. Мы начинаем КПЛ.
Первым был конкурс «Лесная викторина», можете ознакомиться с ее результатами.

Ведущий зачитывает набранное количество баллов.

2 конкурс – “Ода лесу”.
За несколько минут дети должны придумать стихотворение о лесе. В этом могут им помочь зарифмованные слова:
лесной
душой
веселой
гурьбой

3 конкурс капитанов – «Лесные загадки». (в виде брейн-ринга).
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил.
Вся поляна – в черных точках
У зеленых сосен.
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот (черника).
Не сосна я и не елка.
Только осень на порог –
Скину с веток все иголки,
До единой, точно в срок.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки (лиственница).
Стоит столб до небес,
А на нем – шатер-навес.
Красной меди столб точеный,
А навес сквозной, зеленый (сосна).
То ли с крыши, то ли с неба
Или вата, или пух,
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка (тополиный пух).

4 конкурс – домашнее задание «Эта удивительная природа».
За несколько недель до начала конкурса команды путем жеребьевки получают темы заданий. Необходимо подобрать интересный материал, проиллюстрировать его в виде агитационных плакатов, рисунков и подготовить научное выступление одного из членов команды. В выступлении избранного от команды должны быть использованы подготовленные иллюстративные материалы. Темы:
– о муравьях,
– об одуванчиках,
– о грибах.

5 конкурс «Юные следопыты».
Учитель на доске вывешивает таблички с изображением следов животных. Командам раздаются карточки, в которые дети должны вписать названия животных, чьи следы изображены.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Ответы: 1.лиса, 2. заяц, 3.белка, 4. олень, 5. собака, 6. мышь, 7. ёж, 8.медведь.

6 конкурс – “Дальше в лес, больше дров”.
Каждой команде предлагаются определения слов, которые дети должны отгадать за 1 минуту. В случае если ответ неизвестен, дети говорят «Дальше». Кто за 1минуту отгадает больше слов, тот победил.

1.
1) Инструмент, которым рубят. (Топор).
2) Густой лес. (Чаща).
3) Самый короткий месяц. (Февраль)
4) Какая птица зимой выводит птенцов? (Клест)
5) Скошенная, высушенная трава. (Сено)
6) Зимнее логово медведя. (Берлога)
7) Что это за птица: вертится, стрекочет, весь день хлопочет? (Сорока)
8) Из какого дерева делают спички? (Осина)
9) Кошка с кисточками на ушах (Рысь).
10) Корова в детстве (Теленок).

2.
1) Дубовый лес (Дубрава).
2) Самая маленькая птичка нашего леса? (Королек)
3) Плод дуба (Желудь).
4) Пушной зверек, который живет в дупле (Белка).
5) Какие птицы едят грибы? (Глухари)
6) У него длинные уши, короткий хвост (Заяц).
?) Животное, которое любит добывать мед диких пчел (Медведь).
8) Ребенок козы (Козленок).
9) Мама ягненка (Овца).
10) Какой город летает (Орел).

3.
1) Каких животных называют листопадничками? (Зайчат)
2) Какую ягоду не едят? (Волчью)
3) Заяц спит с закрытыми или открытыми глазами? (С открытыми)
4) Птица, у которой голова, шея, крылья, хвост – черные, а туловище серое (Ворона)
5) Дом скворца (Скворечник)
6) Сама серая, ест зеленое, дает белое (Корова)
7) Вестник весны (Грач)
8) Городское заведение для зверей (Зоопарк)
9) Кто полгода сидит без обеда? (Медведь)
10) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел)

4.
1)Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (Орехи).
2) Изменение густоты и окраски шерсти у животных (Линька)
3) Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери (Зайчата)
4) Животное, которое строит дом на реке (Бобр)
5) Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (Сова)
6) Чем больше колец, тем старше жилец (Дерево)
7) Братцы зайцев (Кролики)
8) Сосновый лес (Бор)
9) Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
10) Зимой и летом одним цветом (Заяц)

7 конкурс – экологических проектов «Защитники леса».
Существует множество проблем экологического характера. Как их решить? Какой вклад могут внести дети для решения данных проблем?
На эти и другие вопросы смогут ответить дети, подготовив выступление по выбранному проекту. На несколько минут дети готовят агитационное выступление, в котором показывают актуальность проблемы и пути ее решения. В этом им помогут плакаты, стихи-призывы, рисунки, поделки. Темы проектов:
– Операция «Ёлочка»
– Операция «Муравейник»
– Операция «Птичка»

8 конкурс – “От капли до океана”.
Командам предлагаются названия лесных ягод. Необходимо их расположить в порядке созревания: клюква, малина, брусника, ежевика, черника, земляника.
Правильный ответ: земляника, черника, малина, голубика, брусника, клюква.

9 конкурс – «Лесная фантазия».
Каждой команде нужно придумать и изобразить на листе бумаги удивительное растение, которое защищает природу. Устно защитить проект рассказав о нем: где растет, чем питается, чем полезно.

Подведение итогов игры.

Ольга Нейферд
Домашние задание по теме «Деревья»

Домашние задание по теме "Деревья "

1. Рассмотреть с ребёнком на прогулке разные виды деревьев , отметить особенности строения (ствол, ветви, листья, плоды и т. д.) . Повторите названия деревьев . Объяснить, что деревья бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев – листья на ветках , у хвойных – хвоя на ветвях. Почему хвойные деревья называются «вечнозеленые» ; рассмотреть иллюстрации с изображением леса; дома найти предметы , сделанные из дерева ; провести беседу о бережном отношении к природе.

2. Игра «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа) : пень – нет пня, дерево - , иголка - … корень - … сосна - … клен - ….… лист - … хвоя -…. ствол –….

3. Игра «Расскажи, каких деревьев много в лесу В лесу много дубов, тополей… и т. д.

4. Игра «Что происходит с листьями?»

Листья появляются, распускаются, зеленеют, растут, краснеют, желтеют, вянут, опадают.

5. Ответьте на вопросы и перескажите рассказ.

У дома росла ель . На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

Вопросы :

Где росла ель? Куда Лена собирала шишки? Что делала мама из шишек?

6. Игра «Что не так?» (Исправь ошибку)

Желуди растут на липе.

После осени наступает лето.

Береза - это хвойное дерево ..

7. Выложите елку из счетных палочек или спичек.

8. Выучить. Пальчиковая гимнастика «Дерево » .

1, 2, 3, 4 – Ритмично сжимаем – разжимаем кулачки

Деревья в поле посадили .

У дерева ствол , По очереди загибаем пальцы в кулак (на каждое название части дерева )

На стволе много веток,

А листья на ветках зелёного цвета.

Есть корни у дерева ,

Есть и кора.

Рада деревьям вся детвора ! Ритмично сжимаем – разжимаем кулачки

9. Выполни штриховку.

Публикации по теме:

Образовательная область – речевое развитие Интегрируемые области – физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное.

Тема: Деревья. Цели: Развитие лексико-грамматических навыков. Совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, творческого.

Цель: познакомить детей с деревьями нашего региона, дать представление о жизни деревьев осенью; обратить внимание детей на окрас листьев.

Домашнее задание по теме «ДЕРЕВЬЯ. ЛЕС»

Калаева Наталья Владимировна

    Рассмотрите с ребенком ДЕРЕВО на прогулке. Назовите его части: корни, ствол, ветки, листья. Уточните цвет листьев осенью. Напомните ребенку, что больше всего деревьев растет в лесу.

Раскрась и назови:

    Сравните стволы деревьев по толщине: тонкий – толстый ствол

    Обобщите: Береза, клен, дуб, елка – это деревья

Рассмотрите листочки березы, дуба, клена. Сравните их по величине, форме, цвету.

Соберите букеты из осенних листьев:

    Предложите дома рассортировать листья по цвету, величине или по названию:

    4. Мимическое упражнение

«Красивый лес»* Покажите, как вы удивлены, увидев много красивых и высоких деревьев.

«Серый волк»* Покажите, как вы испугались, услышав, как воет волк.

5. Дыхательное упражнение «Сдуй листочек с ладошки»* Ребенку предлагается листочек из бумаги. Положив его на ладошку, попытаться сдуть его не надувая щеки.

6. Артикуляционная гимнастика:

Побывали мы в лесу,

Повстречали там лису.

У лисы мордочка острая длинная,

Вот такая... (Дудочка)

Видели, за елкой,

Пробегали волки.

Зарычал волчище,

Показал зубищи. (Заборчик)

А потом зубами щелк,

Чтобы знали кто здесь волк. (Постучать зубками)

Игровое упражнение «Жуем кору» Давайте превратимся в маленьких зайчат, которые жуют кору дерева. (Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц)

«Листочек» - (блинчик)

«Ствол» - (иголочка)

«Орешек» - (язык за щекой)

«Дупло» - (окошечко)

7. Пальчиковая гимнастика «Листочки»

1,2,3,4,5-

Будем листья собирать.

Листик березы, дуба, рябины,

Клена и ели в букетик сложили.

Поочередно сгибают пальцы

Сжимают-разжимают кулачки

Поочередно сгибают пальцы

Соединяют раскрытые ладошки

8. Речевая игра «Сколько?»

Сколько листочков? (Один листочек, два листочка, много листочков.)

Сколько веток? (Одна ветка, две ветки, много веток.)

Сколько деревьев? (Одно дерево, два дерева, много деревьев)


9. Игра «Найди и назови ласково» (соедини дорожкой)

Дерево-деревц е , ветка-вет очка ,

береза- берез ка , лист-лист ик , дуб-дуб ок , ель-ел очка