Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках обучения грамоте. Урок обучения грамоте

ПЛАН

ГРАМОТЕ.

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Цель. Познакомить студентов с особенностями речевого развития первоклассников и с основными направлениями работы по развитию связной речи, усвоить приемы работы по развитию речи

1. Особенности развития речи и мышления первоклассников в период обучения грамоте.

2. Обогащение и уточнение словаря детей.

3. Словарно-лексические упражнения как средство развития речи и мышления школьников.

4. Работа над предложением.

5. Работа над связной речью в период обучения грамоте.

6. Логопедическая работа в первом классе.

Литература

1. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах; М.: "Просвещение", 1987.

2. Методика русского языка В.А. Кустарёва и др. - Москва: "Просвещение", 1982.

3. Львов М.Р. "Речь младших школьников и пути её развития, М.: Просвещение, 1975.

Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи. Объём его словаря составляет от 3 до 7 тысячи слов, он использует в своей устной речевой


практике предложения - как простые, так и сложные, большинство детей умеют рассказывать связно, т.е. владеют простейшим монологом. Основной характерной чертой речи дошкольника является её ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника - игровой деятельностью.

Какие же изменения происходят в речевом развитии ребенка после его поступления в школу? Изменения очень существенны. Во-первых резко возрастает волевой фактор в речевой деятельности: ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства, так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Мотивация речи резко изменяется: если в ситуативной речи главный мотив - общение, то ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются не живыми потребностями общения, а необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала, не ударить лицом в грязь перед товарищами, перед учителем. Удивительно ли, что дети, свободно говорившие до школы дома, на улице, в детском саду, в школе иногда на первых порах теряются, смущаются, говорят хуже, чем до школы.

Учитель заботится о создании мотивов речи, мотивов естественных и близких детям - создается непринужденная обстановка беседы, детский рассказ предваряется словами учителя: «Расскажи, нам всем интересно, мы тебя послушаем» и т.д. Однако все эти средства лишь смягчают резкость перехода; в остальном же речь в учебном процессе неизбежно теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую. В роли ее мотивов выступают учебные задачи, поскольку основной, ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность.



Во-вторых, в жизни ребенка появляется письменная речь. Конечно, первые письменные тексты, с которыми сталкивается ребенок, еще очень просты и мало чем отличаются от разговорно-бытовой речи, какой он пользовался до школы. Как же происходит включение элементов письменно-книжной речи в обиход учащегося 1 класса?

Такие элементы содержит речь учителя - литературная речь, подчиненная норме и, безусловно, испытывающая на себе влияние письменно-книжных стилей; школьное требование отвечать на вопрос учителя полным ответом приводит к тому, что эллиптические конструкции (один из типичнейших элементов разговорно-бытовой ситуативной речи) исчезают, как бы объявляются «вне закона»; беседа по вопросам учителя нередко требует построения сложноподчиненных предложений: «Почему вы думаете, что это лиса?»- «Это лиса, (потому что) у нее рыжая шерсть, длинный пушистый хвост». Даже тексты «Азбуки» содержат немало типичных «книжных» конструкций. С первых дней обучения грамоте начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке; начинают понимать, что нелюбое выражение мысли будет правильным, что мысль следует выражать ясно, четко, понятно для других; приучаются к самоконтролю и к наблюдениям над речью других детей, учатся исправлять недочеты чужой речи. Современные первоклассники уже понимают, что в школе нельзя пользоваться теми детскими оборотами, которые они употребляют дома и с друзьями. Третья особенность речевого развития первоклассника состоит в том, что в его речевой деятельности все большее место начинает занимать монологическая речь, т.е. тот вид речи, который в дошкольном возрасте либо вовсе не


развивался, либо не занимал господствующего положения. (Нельзя забывать в т о же время, что дети, воспитывавшиеся в детском саду, прошли определенную систему развития связной речи).

Монолог в период обучения грамоте - это пересказ прочитанного, рассказ по восприятию (наблюдению), рассказывание по памяти (что было), по воображению (главным образом по картинкам). Высказывания монологического типа имеют место и в процессе фонетической работы, например, школьник говорит: »В слове земляника четыре слога, ударный - ни, всего 9 звуков, сколько же букв: з-е м-л-я-н-и-к-а».

Наконец, четвертая особенность речевого развития первоклассника - это то, что в школе речь становится объектом изучения. До поступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над ее структурой и закономерностями. Но в школе он узнает, что речь складывается из слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, т.д.

Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста).

Первоклассники, особенно шестилетки, нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов: путем показа картинки или предмета, называния этого предмета; в словарных играх - с помощью словесного лото, кубиков, скороговорок, считалок, потешек, юморесок; в беседах, рассказах, в декламации стихотворений, скандировании слов и пр. Дети 6 лет не всегда могут сразу выговорить новое слово, следовательно, работать следует не только над значением, но и над звуковым составом слова, над ударением, орфоэпическим произношением, а также над буквенным составом слова и его написанием.

Ежедневно дети усваивают новые слова, уточняют, углубляют понимание значения тех слов, которые им встречались ранее, используют слова в своей речи (активизируют их).

Сама школьная жизнь, учебная деятельность детей требует усвоения десятков новых слов, обозначающих название учебных принадлежностей, пособий, действий; множество новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений, а также по картинкам в букваре и в других пособиях. Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказах учителя и т.п.

Новые слова включаются в предложения, читаются, подвергаются звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Слова включаются в систему лексических и логических упражнений.

Наибольшее значение для развития речи, естественно, имеет семантическая работа: наблюдения над значениями слов, уточнение значений, их оттенков.

С первых дней пребывания ребенка в школе его нужно приучать к внимательному отношению к слову, к поиску наиболее выразительных слов. Эта задача доступна первоклассникам: дети обычно тонко чувствуют выразительность речи, они любят экспрессивную речь, сами охотно употребляют слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами.

Работа над предложением, как и над словом, начинается буквально с первого урока в школе: это выделение предложения из речи (речевого потока), чтение, это ответы на вопросы (и вопрос и ответ представляют собой предложения).

В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне:

а) осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение
предложений в устной речи, составление их, чтение по букварю;

б) переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым,
от неполных предложений - к полным, относительно большим предложениям,
имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

в) установление простейших связей между словами в предложении, в основном в предикативной группе, а также в словосочетаниях.

Не следует спешить с введением в речь детей новых синтаксических конструкций, но коль скоро они появляются в их речи, то задача школы не в том, чтобы искусственными мерами, запрещениями сдержать речевое развитие детей, а в том, чтобы поддержать это новое и обеспечить его правильность.

Следовательно, в работе над предложением значительное место принадлежит исправлению недочетов, самонаблюдению и самоконтролю.

Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. Образцами служат читаемые тексты, речь учителя, а также вопросы.

В период обучения грамоте роль вопросов очень велика; вопрос дает основу для составления предложения. Так, к картинке задается вопрос: «Что случилось с детьми в лесу?» Возможные ответы: «Дети заблудились в лесу»: «Дети пошли в лес за грибами и заблудились»; «Мальчик и девочка собирали в лесу грибы и ягоды. Они не заметили, как наступил вечер. Они заблудились - не знают дороги домой».

Так от предложения школьники переходят к связной речи.

Связная речь в период обучения грамоте - это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказа - по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, работа с пословицами, поговорками, чтение скороговорок, рассказывание сказок и инсценирование их. Все это варианты речи эмоциональной, образной.

В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи: связные ответы по звуковому анализу некоторые рассказы по наблюдениям. Эти виды речи лишь начинают развиваться и поэтому для детей существенные трудности. Упражнения в связной речи имеют место на каждом уроке обучения грамоте как обязательное звено урока.

Начинать работу над связной речью удобнее всего с картинок. Так, в «Азбуке» помещены серии картинок к сказкам «Волк и Лиса» и «Курочка

Ряба». Составляя к каждой картинке предложение, дети получают последовательные рассказы.

В ходе подготовительной беседы выбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы; для придания событиям большей реальности персонаж получает имя, определяется время года, может быть добавлено предложение о погоде и т.п. Рассказ


озаглавливается - так дети начинают работу над темой.

В дальнейшем дети получают задания рассказать на тему, например: «Расскажите о белочке» (по непосредственному наблюдению). «Расскажите о том, как играли в...» (по воспоминанию) и т.п.

Обычной опорой детских рассказов в 1 классе служат вопросы учителя или вопросный план (собственного плана в 1 классе дети еще не составляют).

Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражая синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рассказа.

Составляемый рассказ или пересказ постоянно


исправляется, выбираются наиболее подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность выбора в данной ситуации, идет работа над предложением, вводятся детали, подробности, улучшается последовательность изложения событий, вводятся простейшие причинные обоснования.

Огромную роль в развитии связной речи играет занимательный элемент: он является органичной, неотъемлемой частью всякой творческой работы. И пересказывая, и рассказывая, ребенок входит в роль, сопереживает героям, увлеченно ждет решительных событий, развязки, восторженно передает героическое, а также меткое, остроумное слово. Поэтому в системе упражнений по развитию связной речи должны быть представлены и инсценирование сказки (исполнение ее в ролях и другие формы драматизации и импровизации, т.е. придумывание собственных сказок), и конкурсы на лучшего чтеца стихотворений, и соревнование в отгадывании загадок, в объяснении пословиц.

Например, в 1 классе инсценируют народную сказку «Репка». Сказка проста по сюжету, не требует сложных декораций - ее исполняют в классной комнате; но она лишена диалога, и слова персонажей с увлечением придумывают сами дети.

Первоклассники знают огромное количество загадок. Загадка всегда остроумна, поэтична, легко запоминается. Выше уже было сказано, что загадки используются для введения исходного слова, из которого выделяется новый звук, например: «Стоит дед во сто шуб одет; кто его раздевает - слезы проливает» (лук), для выделения звука [к]. Однако загадки полезны и сами по себе, как средство речевого развития детей. Работа над загадками всегда превращается в веселую, оживительную беседу, в ходе которой обогащается словарь, раскрываются метафоры и перифразы, идет работа над словами-признаками, вырабатывается чувство ритма. Нередко первоклассники и сами пытаются составлять загадки.


Нельзя забывать, что развитие речи учащихся - это в конечном счете главная, безусловно, важнейшая задача школы, ибо в жизни человеку необходим навык речи в первую очередь. Развитая речь служит также средством познания.

В период обучения грамоте школьники усваивают на практической основе значительный материал по грамматике и орфографии. Но характер усвоения этого материала особый: детям не объясняется, как правило, тема, не сообщаются теоретические сведения. В практической устной или письменной речевой работе дети выполняют такие действия, такие упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных тем на более поздних ступенях обучения.

Так, в первые месяцы обучения дети сопоставляют слова простейшего типа: дома-дом, леса-лес. Это создает практическую основу для последующей проверки правописания безударных гласных в корнях родственных слов.

Изменяя слова ёж-ежи, уж-ужи, ёрш-ерши, дети не только усваивают правописание жи, ши (еще до изучения соответствующего правила), но и практически подготавливаются к усвоению орфографического действия -проверке согласных на конце слова, где в результате действия закона абсолютного конца слова происходит позиционное чередование согласных; в грамматическом же плане они готовятся к усвоению темы «Изменение имен существительных по числам».

Сопоставляя слова ехал, отъехал, дети практически подготавливаются к темам «Состав слова». Приставки», «Родственные слова».. Дети образуют слова осень - осенний (ветер) и тем самым подготавливаются к усвоению законов словообразования, к усвоению темы «Имя прилагательное» и, наконец, к темам «Родственные слова», «Состав слова».

На уроках в период обучения грамоте школьники в пропедевтическом плане изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам, связывают их с прилагательными, следовательно, изменяют и прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже; изменяют формы глагола и таким образом готовятся к усвоению материала по теме «Глагол».

Система пропедевтических упражнений находится в соответствии со ступенчатым построением современных программ по грамматике и правописанию: у детей постепенно, в результате практических работ, накапливается и определенный речевой опыт, и «чувство» языка, и наблюдения над явлениями языка 0- над словами, их составом и образованием, над их изменением и сочетанием с другими словами. Лишь на этой основе в дальнейшем школьник приступает к усвоению теоретических обобщений, на нее опирается в формировании грамматических понятий и орфографических действий.

Таким образом, период, обучения грамоте нельзя рассматривать как особый, изолированный отрезок в процессе обучения в школе, хотя на этом отрезке решаются действительно очень своеобразные задачи. Надо помнить, что процесс обучения непрерывен, и в пропедевтических упражнениях по языку.

ваемым опережающим обучением, которое зачастую превращается в то, что из верхних этажей курса русского языка, из средних классов, спускаются вниз, в начальные классы, некоторые разделы и правила.

Главное при осуществлении пропедевтики в начальных классах – это налаживание постоянных наблюдений конкретного порядка, накопление их и практическое использование в устных и письменных видах речи. Начальные классы должны заложить прочный и надежный фундамент под последующее в среднем и старших звеньях школы теоретическое осмыслениe многих конкретных реалий грамматико-орфографического, орфоэпического и отчасти стилистического порядка.

Уроки обучения грамоте

Чаше всего уроки обучения грамоте в первом классе проводятся раздельно – сначала идет урок обучения первоначальному чтению, а за ним уже следует урок обучения элементарному письму.

Между тем существует давняя традиция проведения своего рода смешанных уроков обучения грамоте, когда работа над чтением связывалась с письмом букв, слогов, слов, списыванием печатного текста, если он невелик по объему; письмо перемежалось с чтением, звукобуквенным и звукослоговым анализом и т. д. Такого типа уроки практиковались Л. Н. Толстым и его учителями в Яснополянской школе и школах Кропивенского уезда Тульской губернии, которые, как сейчас говорят, курировались автором знаменитых учебников «Азбука», «Новая азбука», «Книги дли чтения». О таких уроках писал К. Д. Ушинский, в наше время их широко применял замечательный педагог и учитель Василий Александрович Сухомлинский и его учителя из Павлышской школы. Как писал автор знаменитой книги «Сердце отдаю детям», «опыт показал, что на первых порах в I классе не должно быть “чистых” уроков чтения, письма, арифметики. Однообразие быстро утомляет. Как только дети начинали уставать, я стремился перейти к новому виду работы. Могучим средством разнообразия труда было рисование, Вот вижу, что чтение начинает утомлять ребят. Говорю: “Откройте, дети, свои альбомы, нарисуем сказку, которую мы читали”...» (Сухомлинский В. Л. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. С. 98).

В наши дни выдающимся мастером интегрированных уроков обучения грамоте является замечательная краснодарская учительница, по праву носящая высокое звание «заслуженный учитель школ России» Евгения Ивановна Бессчасная, ее опыт освещен во многих публикациях в журнале «Начальная школа», заснят на видеокассетах, представлен на семинарах в институтах повышения квалификации учителей многих областей и краев Российской Федерации. Евгения Ивановна часто приводит слова нашего выдающегося методиста Н. Л. Корфа, который утверждал: «Самое бездарное дите может и должно достигнуть сознательного чтения после семи или восьми месяцев обучения в школе, если учитель не бездарен, честен и знает дело» (Корф Н. А. Русская начальная школа. 4-е изд. СПб., 1984. С 120).

Сказанные почти сто пятьдесят лет тому назад эти слова не потеряли своего значения и в наше время. Профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей грамоте заложить прочные основы всех последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного русского языка, в развитии и совершенствовании своей

речи и судительных сил (выражение Ф. И. Буслаева).

В наше время существует много разных вариантов систем обучения грамоте. Остановимся на той из них, которая в значительной степени традиционна и рассчита-

на на применение ее в массовой начальной школе. И в традиционной, и в других системах обучения грамоте выделяются три этапа: подготовительный, основной и повторительнообобщающий. Занятия па каждом из этапов организуются и проводятся по преимуществу в форме уроков.

На подготовительном этапе, который имеет две ступени: 1) безбуквенную и 2) пяти гласных букв, – уроки строятся по такому плану:

1. Объявляется тема урока или называется вопрос, который должен быть разрешен в ходе урока. Например: «Сегодня мы вспомним сказки, какие вы знаете, и будем учиться их рассказывать и слушать».

2. Выясняется, кто из учеников какие сказки знает; каким образом узнал сказку: читал кто-то из родителей, старших, слышал в радиопередаче, видел по ТВ.

3. Привлекается внимание детей к иллюстрациям на сказочные сюжеты, помещенным

в азбуке. Предлагается рассказать сказку.

4. Из сказки выделяется какое-либо предложение; выясняется, какая мысль в нем заключена. Лучше всего, если это крылатые выражения:по щучьему велению, по моему хоте-

нию; тянут, потянут, вытянуть не могут и др.

5. Дается первичное представление о предложении и объясняется, как его можно изобразить с помощью линейной схемы:

6. Проводятся словарно-логические упражнения по предметным картинкам в букваре. Для этой цели используются картинки внизу букварной страницы.

На 3-м или 4-м уроке детям дается простейшее представление о слове. Показывается,

кик можно изобразить слово с помощью линейной схемы: Через два урока ученикам объясняется, что такое слог и ударение, и показывается, как

они могут быть изображены на схемах: (лиса, шары, книга). На уроках подготовительного этапа уже на безбуквенной ступени возможны своеоб-

разные диктанты, когда учитель показывает какую-нибудь предметную картинку, дети произносят слово – название предмета и записывают его линейной схемой, обозначают слоги и ударение.

Слова могут быть произнесены и без связи с картинкой: это могут быть отгадки на загадку, которую загадал учитель или кто-то из учеников. Можно записать даже отдельное предложение: учитель отчетливо и неспешно произносит предложение из нескольких слов (3–6), а дети записывают их линейными схемами:

Посадил дед репку. Стоит в поле теремок.

Особое место отводится уроку по усвоению представления о звуке как физическом явлении и звуке речевом.

В букваре рассматриваются картинки, напоминающие детям, когда можно явственно услышать естественные, природные звуки: жужжание осы, шипение воздуха, вырывающегося из мяча или велосипедной шины, рычание собаки и т. п. Отталкиваясь от этих представлений, учителю легче подвести детей к пониманию речевых звуков.

Так начинается введение детей в обучение грамоте. Уроки на буквенной ступени подготовительного этапа усложняются, проводятся по такой схеме:

1. Объяснение темы урока: звук [а] и его буква А/а.

2. Рассматривание предметных картинок и произнесение «исходных» слов – названий изображенных предметов: аист, астра, арбуз...

Литература к разделу

«Азбука» И. Федорова: факсимильное издание. – М., 1974. Амонашвили, Ш. Л. Здравствуйте, дети! / Ш. Л. Амонашвили. – М., 1986.

Вахтеров, В. П. Избр. пед. соч. / В. П. Вахтеров. – М., 1987.

Выготский, Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М., 1982.

Горецкий, В. Г.

Уроки обучения грамоте /

В. Г. Горецкий,

В. А. Кирюшкин,

А. Ф. Шанько. – М., 1993,

Егоров, Т. П. Очерки психологии обучения детей чтению / Т. П. Егоров. – М., 1953.

Жедек, П. С. Звуковой и звукобуквенный анализ на разных этапах обучения грамоте /

П. С. Жедек // Начальная школа. – 1991. – № 8.

Жедек, П. С. Методика обучения письму / П. С. Жедек // Русский язык в начальных

классах. Теория и практика / под ред, М. С. Соловейчик. – М., 1997.

От «Азбуки» И. Федорова до современного букваря. – М., 1974.

Редозубов, С. П.

Методика обучения чтению

и письму в

начальной школе /

С. П. Редозубов. – М., 1961.

Толстой, Л. Н. Пед.соч. / Л. Н. Толстой. – М., 1953.

Тумим, Г. Г. Обучение грамоте: Исторический обзор / Г. Г. Тумим // На уроках родного языка. – Пг., 1917.

Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. – М., 1976.

Задания дня самостоятельной работы

1. Укажите лингвистические основы обучения грамоте в разных методических системах (включая современных авторов В. Г. Горецкого, Н. В. Нечаеву, В. Левина, В. Репкнна, Д. Б. Эльконина и др.).

2. Объясните механизмы чтения ребенка на разных этапах овладения чтением.

3. Укажите главные особенности методики обучения грамоте в системах Л. Н. Толстого, И. Н. Шапоникова, Д. Б. Эльконина.

4. Как и для чего нужно классифицировать методы обучения грамоте?

5. Определите роль слога в методике обучения грамоте.

6. В чем суть позиционного принципа чтения?

7. Каковы механизмы и методы обучения письму?

8. Составьте схему (порядок) анализа букваря. По этой схеме проанализируйте основные современные буквари (В. Левина, Д. Б. Эльконнна, Л. Ф. Клименовой, В. Г. Горецкого и др., Н. В. Нечаевой). Какой из ныне действующих букварей вы предпочитаете? Почему?

В современных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. Ряд проблем начального, общего и профессионального образования объединяются вокруг целостного процесса профессионального становления креативной личности. Это позволяет сформулировать главную концепцию и основные концептуальные положения современного креативного образования. Целью современного креативного образования является обеспечение становления, т. е. формирования и развития, креативной личности обучаемого.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов не столько на передачу знаний, сколько на умение использовать эти знания, то есть на формирование универсальных учебных действий. Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера .

В статье описан пример использования методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера в обучении учащихся начальной школы на этапе обучения грамоте.

Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления.

Логика построения уроков творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим. Креативные уроки строятся на основе инновационной структуры, предложенной М. М. Зиновкиной :

1 блок - Мотивация (удивление).

3 блок - Психологическая разгрузка.

Физкультминутка.

4 блок - Интеллектуальная разминка.

5 блок - Перерыв.

6 блок - Интеллектуальная разминка.

8 блок - Компьютерная интеллектуальная поддержка.

9 блок - Резюме.

Мотивационная аранжировка уроков состоит в том, что специально продуманы системы заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе урока. К концу каждого цикла учебной работы у школьников активно поддерживаются положительные эмоции успеха и желание перейти к следующему этапу работы.

Система работы в данном направлении позволяет развивать критическое мышление, творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; активизировать креативность, мотивацию и силу воли.

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие творческого мышления, которое позволит детям логически рассуждать и строить умозаключения, приводить доказательства и делать выводы, фантазировать, и, в конечном итоге, расти не просто носителем определённой суммы энциклопедических знаний, а настоящим решателем проблем в любой области человеческой деятельности.

Технологии системы НФТМ-ТРИЗ очень хорошо сочетаются с групповыми формами работы.

При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах - там им комфортнее. Учащийся первого класса пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

Цели организации совместной учебной работы:

1. Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
2. Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
3. Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе - это функция контроля и оценки, позже - целеполагания и планирования.
4. Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить и человеческие, и деловые отношения детей.

А. Б. Воронцов выделяет 5 элементов в модели совместной учебной деятельности в группе :

1. позитивная взаимозависимость, т. е. понимание учащимися того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;
2. личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;
3. индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату;
4. навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;
5. совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом может действовать более эффективно.

На уроке обучения грамоте приведенном в статье, первоклассники, работая в группе, через игру и фантазирование представляют изученные на уроках письма буквы разными необычными способами. После этого урока в классе стартует долгосрочный проект (ноябрь - март) «Весёлая азбука», цель которого создать и представить свою «необычную» букву.

Тема: Секреты письма букв О, А, У, Э, ы необычными способами.

Цель: познакомить обучающихся с разными способами написания букв А, О, У, Э, ы через развитие творческого воображения и фантазии.

Задачи:

Развитие любознательности;

Формирование системного мышления и развитие творческих способностей;

Формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении написания букв А, О, У, Э, ы разными способами.

Оборудование: листы с буквами, написанными воском для 5 групп, на столах - акварельные краски, кисточки, баночки с водой, рисунки с буквами - изографы, листы для конструирования букв, пластилин, разные материалы - макаронные изделия, пуговицы, крупа гречневая, рис, бусинки, плакат «Правила работы в группе».
Срок проведения: начало ноября.

Таблица 1

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)

Детям предлагается прочитать изученные буквы с листа на доске. Письменные буквы а,о,у,ы,э написаны воском, их не видно на строке.
- Что здесь написано?
- Хотите узнать?
Учитель проводит красками по листу и буквы «оживают» на глазах у детей.
- А теперь можете прочитать?

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты.
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

А) Актуализация знаний и постановка учебной цели, правила работы в группе.

1. Беседа.
- Все ли секреты написания этих букв вы знаете?
- Как вы думаете, что нам предстоит узнать сегодня?
На доске появляется запись: Секреты букв.
2. Работа в группах.
- Работать вы будете в группах. Выберите организатора группы.

Давайте вспомним правила работы в группе.На доске плакат «Правила работы в группе.
- У вас на столах тоже есть листы с буквами - это название вашей группы. С помощью красок и кисточки «оживите» ваши буквы.

Ребята отвечают.

Ребята совещаются и выбирают: организатора группы, который руководит деятельностью в группе.
Ребята называют.
Каждая группа красками «оживляет» буквы и называет «имя» своей группы: группы «А», «О». «У», «Э», «ы».

Познавательные УУД

2. На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД
1. Прогнозировать предстоящую работу

Б) Пропедевтика ТРИЗ.

1-е задание группам
Каждой группе раздаются листы с изографами.
- Какие буквы спрятались в рисунках?

2-е задание группам.
- А теперь сами попробуйте спрятать изученные письменные буквы в рисунках.

Посмотрите, что получилось у первой группы. Какие буквы здесь спрятались?

Ребята обсуждают и называют найденные буквы.

Ребята обсуждают задание и на листах А3 каждая группа оформляет свои рисунки.

После выполнения рисунков ребята предлагают отгадать другим группам, какие буквы спрятались на их рисунках.
Аплодисментами ребята отмечают работу групп.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из рисунков.
2. Представлять информацию в виде рисунка.

4. На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Умение работать в группе.
Личностные результаты


Регулятивные УУД

3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Блок 3. Психологическая разгрузка.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» (для развития межполушарного взаимодействия)

Упражнение «Качание головой» (упражнение для стимуляции мыслительных процессов)
Упражнение «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)

Ребята поочередно сначала правой рукой ставят кисть кулачком на стол, потом ребром, потом ладонью. Повторяют с левой рукой, затем двумя руками одновременно.

Ребята медленно качают головой влево и вправо.
Ребята «рисуют» головой восьмерки.

Личностные УУД:
1.Формируем саморегуляцию.

Блок 4. Головоломки.

Танграм
Складывание по танграм схемам способствует развитию усидчивости, внимания, воображения, логического мышления, помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности, учит следовать правилам и действовать по инструкции.
Можно предложить ребятам сложить букву - имя своей группы из деталей танграма.

Ребята собирают в группе фигуры танграма по схеме.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Блок 5.
Интеллектуальная разминка: нахождение закономерностей, необычное использование объектов.

1-е задание. Найди «лишнюю» букву.
Группам выдаются карточки с буквами:
а, о, ы, Э , у
О, А, У, ы , Э
а, у, н , ы, э, о
Письменные буквы написаны по строчкам, выделений другим шрифтом букв нет.
- Найдите в каждой группе «лишнюю» букву.

2-е задание. Работа с цепочкой.
- Какие инструменты для письма вам известны?

А что еще вы могли бы использовать для написания букв?
- Интересно, а могут ли вам пригодиться цепочки, которые у вас на столах?

Попробуйте сконструировать изученные письменные буквы с помощью цепочки.

Ребята выполняют задания и проверяют, как их выполнили другие группы. Объясняют свой выбор, называют закономерности в каждой строке.

Ребята отвечают на вопросы.

Высказывают предположение о письме букв цепочкой.

Ребята конструируют буквы в группе.

Познавательные УУД


3. Развиваем в ребенке способность уходить от тривиальных ответов. Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Блок 6.
Содержательная часть

Задание «Необычные буквы»
- Создайте в группах буквы из разных материалов.

Ребята выполняют задание в группах:
1-я группа «пишет» макаронными изделиями,
2-я группа - пуговицами,
3-я группа - гречкой,
4-я группа - рисом,
5-я группа - бусинками.
Каждая группа «пишет» свою букву - имя своей группы.
Ребята представляют свои работы, создавая выставку на доске.

Познавательные УУД
1. Представлять информацию в виде рисунка необычными материалами.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы об их использовании.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления.

Медиаресурс «Учимся вместе с гномом»
http://pedsovet.su/load/238-1-0-39450
Задания:
«Мозаика». Собери мозаику из мультфильма.
«Подбери слово». Чистоговорка. Слово «гном» и картинка появляются по щелчку, после того как чистоговорку составят дети.
«Найди гласные и согласные». Распределение букв на два столбика по щелчку.
«Найди букве картинку». После выполнения задания по щелчку каждая картинку перемещается к своей букве.

Ребята выполняют задания на iPad.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.
2. Обобщать и классифицировать по признакам.
3. Развиваем в ребенке воображение
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Блок 8. Резюме

1. Итог урока
- Какие секреты письма букв вы узнали сегодня?2. Рефлексия работы групп
- Удалось ли вашей группе работать по правилам?
- Если «Да», поднимите карточку - «Молодцы», если что-то не получалось - карточку «Задумчивый человечек».
- Почему не получилось работать по правилам?
3. Рефлексия работы каждого на уроке.
- Закройте глаза. Поднимите руки те, кому урок понравился. Теперь поднимите руки те, кому урок не понравился.
Все это делается с закрытыми глазами.

Ребята отвечают на вопросы.

Ребята анализируют работу группы.

Ребята оценивают свое эмоциональное и качественное ощущения от урока.

Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Ссылки на источники
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
2. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: учебное пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. - 109 с. [Дата обращения 14.11.2016]
3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X [Дата обращения 14.11.2016].
4. А. Б. Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. - М., 2000.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра».

А. С. Макаренко.

Главная задача учителей, работающих с первоклашками,— помочь детям усвоить про-граммный материал и в то же время сохра-нить им детство.

Дидактические игры, с одной стороны, спо-собствуют формированию внимания, наблю-дательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой — решают определенную дидакти-ческую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, трени-руют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учени-ков глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение,облегчает процесс усвоения знаний. Игра стимулирует познавательную актив-ность учащихся, вызывая у них положитель-ные эмоции в процессе учебной деятель-ности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую ра-боту», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности.

Описание дидактических игр.


«Внимательные покупатели».

Учитель раскладывает на своем сто-ле различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.

Вы пришли в магазин. Ваши роди-тели заплатили за игрушки, названия
которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Вы-бирайте, но будьте внимательны, не бе-рите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой на-чинается, допустим, на звук [м] (мат-решка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м"] (мяч, мишка).

«Животные заблудились».

Заблудились в лесу домашние жи-вотные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля пусть внима-тельно слушает и рисует на доске сло-говую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выбе-рутся из леса.

«Рассеянный поэт и доверчивый художник».

Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника

(показывает иллюстра-цию). Он утверждает, что нарисо-вал эту картину к такому стихотво-рению:

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

Как вы думаете, что нужно было на-рисовать? Какие слова спутал худож-ник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в сло-ве сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

«От бочки до точки».

Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?

«Рыбалка».

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нуж-ные картинки со скрепками. Пойман-ную «рыбку» ребенок показывает дру-гим ученикам, которые хлопком отме-чают правильный выбор.

«Телевизор».

На экране телевизора прячется сло-во. На доске или наборном полотне ве-дущий вывешивает картинки на каж-дую букву спрятанного слова по поряд-ку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора откры-вается.

Например: спрятанное слово - ме-сяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

«Рассели животных».

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии кото-рых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кош-ка, щенок.

Предварительно все слова прогова-риваются.

«Цепочка слов».

Кладется картинка, к ней в виде це-почки прикладывается следующая, изображающая предмет, название ко-торого начинается с того звука, кото-рым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

«Собери цветок».

На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).

Рядом выкладываются цветочные ле-пестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].

«Незнайка с кармашками».

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная бук-ва. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

«Найди ошибку».

Детям раздаются карточки с че-тырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начина-ются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сде-ланы ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.

«Собери букет».

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ре-бенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розо-вая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, черный, жел-тый, коричневый, фиолетовый, оран-жевый, малиновый и т.д. Ребенок рас-ставляет цветы по вазам. Синий цве-ток должен остаться.

«Речевое лото».

Детям раздаются карты с изображе-нием шести картинок (вместе со слова-ми под картинками). Ребенок опреде-ляет, какой звук есть во всех словах, Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто пер-вым закроет все картинки на большой карте без ошибок.

«Буква заблудилась»

На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.

Гласные: О С Е М У

Согласные: Н К ИАТ

Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.

«Назови букву».

Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.

Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук по-дают сигнал (каждый ребенок — участник игры).

«Покажи букву».

Один ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.

«Узнай букву»

Учитель предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает шестилеткам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить уме-ние составлять из букв слова.

«Найди слова в слове».

На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и читают его).

Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и запишите их».

«Математическая грамматика».

Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например: с + том - м + лиса - са + ца = (столица)

«Допиши словечко».

На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например: Воробей взлетел повыше:

Видно все с высокой (крыши).

Игра «Лишний звук»

Из каждого слова «вынь-те» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получи-лось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть - гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).

Игра «Добавь звук »

До-бавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово.

Например: роза - гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар).

Игра «Замени и прочитай»

В данных словах замените один согласный звук.

Например: корж - морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).

«Лучший грибник»

У учителя две корзины: в одну складываются гри-бы-слова, в которых есть буква, а в другую — буква п. В какой корзине слов больше?

Слова: шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д.

«Лучший капитан»

На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки-слова? слова подбираются на любую тему «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.

«Поставь цветок в вазу»

Поставь цветы-слова в вазы. В одной ва-зе — слова с ь, в другой — без мягкого знака. В какой вазе больше цветов-слов?

Используемые слова: ландыш, колокольчик, мак, роза, пион, тюльпан, сирень и другие.

«Угадай слово»

Вставьте пропущенные буквы и составь-те из них новое слово.

Какое слово получилось?

Сколь..кий, ск.мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий (завод).

Здра..ствуй, д..кабръ, курор.. +..ка (ветка).

Ги..кий, т.щил, лё..кий, пл..тил, мор... (багаж).

Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка,вет..р +ль (водитель).

Пло.., с..рока, л..сной, у..кий, гла..кий (поезд).

В пособии представлены примерные разработки уроков чтения, которые проводятся в период обучения грамоте. Оригинальная авторская методика работы со школьниками на уроках направлена не только на усвоение детьми программного содержания, но и на интенсивное развитие важнейших интеллектуальных качеств (внимание, память, логическое мышление, устная речь и др.) с первых дней обучения в начальной школе.
Пособие предназначено для учителей начальных классов; будет полезно студентам педвузов, родителям.

Слово
I. Мобилизующий этап
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
У. Послушайте мою речь и определите, что я скажу: Прозрачные росинки украшают осинку.
Д. Это предложение.
У. Назовите известные вам признаки предложения.
Д. Предложение выражает законченную мысль. Предложение имеет особую интонацию.
У. Скажите, из чего состоит предложение, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. Предложение состоит из слов. Значит, тема сегодняшнего урока - «Слово».
У. Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте цель нашего урока. На доске написано печатным шрифтом: узнать, что... учить различать... и не... учиться... значение...
Д. Цель нашего урока - узнать, что такое слово; учиться различать слово и не слово; учиться определять значение слова.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Примерные разработки уроков чтения в период обучения грамоте
Урок 1. Речь
Урок 2. Слово
Урок 3. Слог
Урок 4. Гласные и согласные звуки
Урок 5. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Ударение. (Обобщение)
Урок 6. Звук [а] и буква А, а
Урок 7. Звук [о] и буква О, о
Урок 8. Звук [и] и буква И, и
Урок 9. Звук [ы] и буква ы
Урок 10. Звук [у] и буква У, у
Урок 11. Звуки [н], [н’] и буква Н,н
Урок 12. Звуки [с], [с’] и буква С. с
Урок 13. Звуки [к], [к’] и буква К, к
Урок 14. Звуки [т], [т’] и буква Т, m
Урок 15. Звуки [л], [л’] и буква Л, л
Урок 16. Звуки [р], [р’] и буква Р,р
Урок 17. Звуки [в], [в’] и буква В, в
Урок 18. Буква Е, е и звуки, которые она обозначает
Урок 19. Звуки [п], [п’] и буква П, п
Урок 20. Звуки [м], [м’] и буква М, м
Урок 21. Звуки [з], [з’] и буква 3, з
Урок 22. Звуки [б], [б’] и буква Б, б
Урок 23. Звуки [д], [д’] и буква Д, д
Урок 24. Буква Я, я и звуки, которые она обозначает
Урок 25. Обозначение буквой Я звука [а] после мягкой согласной
Урок 26. Звуки [г], [г’] и буква Г, г
Урок 27. Звук [ч] и буква Ч,ч
Урок 28. Буква ь как обозначение мягкости согласных
Урок 29. Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного (закрепление)
Урок 30. Звук [ш] и буква Ш,ш
Урок 31. Звук [ж] и буква Ж, ж
Урок 32. Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает
Урок 33. Звук [й] и буква Й,й
Урок 34. Звуки [х], [х’] и буква X, х
Урок 35. Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает
Урок 36. Звук [ц] и буква Ц, ц
Урок 37. Звук [э] и буква Э, э
Урок 38. Звук [щ] и буква Щ.щ
Урок 39. Звуки [ф], [ф’] и буква Ф, ф
Урок 40. Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак
Урок 41. Алфавит
Урок 42. «Первая охота»
Урок 43. «Угомон»
Урок 44. «Помощница»
Урок 45. Борис Владимирович Заходер. «Два и три»
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте, Бакулина Г.А., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.