Оаг год создания. Энциклопедический справочник "латинская америка" организация американских государств

Организация американских государств (ОАГ) - международная организация государств Зап. полушария. Объединяет (на 1.II 1990 г.):

Антигуа и Барбуду, Аргентину, Багамские острова, Барбадос, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гаити, Гватемалу, Гондурас, Гренаду, Доми­нику, Доминиканскую Республику, Канаду, Колумбию, Коста-Рику, Мексику, Никарагуа, Панаму, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Вин­сент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсию, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор и Ямайку. До 1962 г. в работе ОАГ в качестве члена участвовала Куба. В 1971 г. учрежден институт постоянных наблюдателей при ОАГ, которых аккредитовали 24 государства Европы, Америки и Азии.

Создана в 1948 г. на IX Межамер. конференции в Боготе (Ко­лумбия) на базе существовавшего с 1890 г. Панамер. союза.

Уставными целями ОАГ являются: поддержание мира и безо­пасности на континенте; мирное урегулирование споров между госу­дарствами-членами; организация совместных действий против агрес­сии; решение общими усилиями государств-членов стоящих перед ними политических, экономических, правовых проблем; содействие социальному, экономическому, культурному развитию стран - уча­стниц организации.

Первоначально принципы деятельности и структура ОАГ опре­делялись уставом 1948 г., в основу которого был положен Межаме­риканский договор о взаимной помощи 1947 г. Однако недовольство лат.-амер. стран гипертрофированностью военно-политической сторо­ны деятельности ОАГ привело в сер. 60-х гг. к пересмотру ее устава. На III чрезвычайной Межамер. конференции (Буэнос-Айрес, 1967 г.) был подписан «Протокол Буэнос-Айреса» (вступил в силу 27.11 1970 г.), который существенно дополнил старую редакцию устава по­ложениями об усилении социально-экономической деятельности орга­низации, равноправном сотрудничестве, интеграции и др., внес из­менения в структуру ОАГ.

Высшим органом ОАГ является Генеральная Ассамб­лея (ГА), которой поручено определять общую политику организации. Сессии ГА проводятся ежегодно в странах - участницах ОАГ по­очередно. Решения ГА принимаются большинством голосов, за исключением тех случаев, когда в соответствии с уставом требуется наличие 2 /з голосов. Консультативное совещание ми­нистров иностранных дел созывается для рассмотрения особо важных вопросов. При совещании функционирует консульта­тивный комитет обороны, состоящий из высших военных представи­телей государств - членов ОАГ. Основные органы ОАГ, пользующиеся одинаковыми правами: Постоянный совет (ПС), Меж­амер. экономический и социальный совет (МЭСС) и Межамер. совет по образованию, науке и культуре (МСОНК). Межамер. юридиче­ский комитет координирует деятельность по разработке и кодифи­кации норм международного права, изучению юридич. проблем ин­теграции в странах Латинской Америки, возможностей унификации законо­дательства. Генеральный секретариат - постоянный центр, орган ОАГ - осуществляет контроль за исполнением постановлений ГА, Консультативного совещания и советов ОАГ. Возглавляется ге­неральным секретарем, избираемым ГА сроком на 5 лет (с марта 1984 г. им является бразилец Ж. К. Баэиа Соарис, заместитель гене­рального секретаря - В. Мак-Коми, Барбадос). В рамках ОАГ функ­ционирует Межамер. комиссия по правам человека.

При ОАГ созданы специализированные учрежде­ния, осуществляющие свою деятельность на основе многосторонних межправительственных соглашений. Среди них: Межамер. институт кооперации в области сельского хозяйства, Панамер. организация здравоох­ранения, Межамер. комиссия женщин, Межамер. институт защиты детей, Панамер. институт географии и истории, Межамер. индеанистский институт. Специализированные агентства, ко­миссии; Межамер. совет обороны (МСО), Межамер. статистиче­ский институт, Межамер. комиссия по ядерной энергии, специальная межамер. комиссия по борьбе с контрабандой наркотиков. Бюджет ОАГ складывается из ежегодных взносов государств-членов (св. 60% бюджета покрывают США).

В истории ОАГ хронологически можно выделить три этапа. Пер­вый - с 1948 г. до сер. 60-х гг.,- когда США удавалось, пользуясь разобщенностью лат.-амер. государств и прибегая к методам поли­тического и экономического давления, навязывать им любое выгод­ное для себя решение в этой организации. Именно в эти годы в межамер. системе получили распространение антикоммунистические доктрины «несовместимости» (пропагандировавшая несовместимость марксизма-ленинизма с принципами межамер. системы) и «перво­очередности» (отстранявшая Совет Безопасности ООН от рассмот­рения спорных вопросов, возникавших между государствами - чле­нами ОАГ). На основе этих доктрин Соединенные Штаты с помощью ОАГ осуществили интервенцию в Гватемале (1954 г.), добились исключения из ОАГ Кубы (1962 г.) и впоследствии объявления незаконных с точки зрения международного права «санкций» ОАГ против этого государства (1964 г.). Наконец, вооруженная интер­венция США в Доминиканскую Республику (1965 г.), осуще­ствленная Вашингтоном под флагом ОАГ, наглядно показала бес­почвенность упований правящих классов стран региона на прин­ципы «невмешательства» и «самоопределения», зафиксированные в уставе ОАГ.

Второй этап развития ОАГ связан с проведением первой рефор­мы этой организации (1964-70 гг.). Реформа устава ОАГ, прове­денная в эти годы, отразила новое качественное состояние межамер. системы, зафиксировав примерное равенство сил США и большин­ства лат.-амер. государств внутри нее. Соединенные Штаты не смог­ли добиться создания в ОАГ т. н. «межамер. вооруженных сил» на постоянной основе, но в то же время латиноамериканцам не удалось обеспечить каких-либо гарантий положений о необходимости осу­ществления равноправного экономического сотрудничества, фор­мально закрепленных в уставе.

Начало новому, третьему этапу развития межамер. системы, про­ходившему под знаком активизации деятельности лат.-амер. стран, положила III сессия ГА ОАГ, проходившая в апреле 1973 г. в Ва­шингтоне. На сессии была принята резолюция, призвавшая к пере­смотру не только структуры, но и доктрин межамер. системы, при этом сделан упор на необходимость усиления социально-экономиче­ской активности организации, США, пошедшие на новую реформу лишь под влиянием совместной позиции лат.-амер. государств, с са­мого начала прибегли к обструкции и игре на противоречиях, стре­мясь не допустить принятия выработанных документов. Юридиче­ская сторона реформы ограничилась лишь принятием поправок к Межамер. договору о взаимной помощи («Протокол Сан-Хосе»), Однако в практическом плане период 1973-79 гг. во многом спо­собствовал демократизации ОАГ. В этот период было покончено с доктринами «несовместимости» и «первоочередности» и с новой силой подтверждены принципы невмешательства и самоопределения в межамер. отношениях. В июле 1975 г. в ОАГ была отменена обя­зательность соблюдения ее членами санкций, принятых против Кубы, а в декабре того же года распущена ставшая печально из­вестной Специальная консультативная комиссия по вопросам безо­пасности при ОАГ, в течение ряда лет занимавшаяся выявлением «происков международного коммунизма» в Зап. полушарии. В июне 1979 г. на Консультативном совещании министров иностр. дел про­валилась попытка США совершить руками ОАГ интервенцию против Никарагуа, что объективно способствовало укреплению внешнепо­литических позиций этой страны.

В нач. 80-х гг. администрация Рейгана вновь взяла на воору­жение методы «традиционного панамериканизма», одновременно активно занимаясь поиском новых союзников в ОАГ. Новая расста­новка сил в ОАГ впервые резко обозначилась на XX Консультатив­ном совещании в июле 1982 г., когда Кариб. государства отказались присоединиться к абсолютному большинству лат.-амер. стран и осу­дить агрессию Великобритании против Аргентины во время т. н. Мальвинского кризиса. Совершив агрессию против Гренады в ок­тябре 1983 г., Вашингтон попытался тем самым еще крепче привя­зать к себе в политическом плане островные Кариб. государства, под­державшие это вторжение.

На XIV специальной сессии ГА ОАГ, состоявшейся в декабре 1985 г. в г. Картахене (Колумбия), лат.-амер. страны приняли ряд изменений в уставе ОАГ, свидетельствующие об их желании усилить политический аспект ее деятельности и повысить роль организации в разрешении международных споров. Так, были расширены поли­тические полномочия генерального секретаря ОАГ, получившего права, близкие к тем, которыми пользуется генеральный секретарь ООН, и усилены функции Постоянного совета, который был наделен правом предлагать свое посредничество по просьбе одной стороны - участницы международного спора.

В настоящее время в ОАГ сложилась своеобразная ситуация, когда ни лат.-амер. страны пока еще не могут наполнить реальным содержанием многие новые положения ее устава, ни США уже не способны использовать эту организацию в качестве инструмента своей политики в регионе, как ранее. На XVIII сессии ГА ОАГ (но­ябрь 1988 г.) страны региона выразили обеспокоенность в связи с бюджетным дефицитом организации, образовавшимся из-за задол­женности США по взносам (на 1.1 1989 г.- ок. 30 млн дол.).

Местопребывание осн. органов ОАГ - г. Вашингтон.

Организация американских государств отражает традицию сотрудничества стран и народов Северной, Центральной и Южной Америки и является главным региональным координационным центром по вопросам межгосударственных отношений.

ОАГ создана в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе в качестве преемника Международного союза американских республик, существовавшего с 1890 г. Устав ОАГ был дополнен Буэнос-айресским протоколом (подписан в 1967 г, вступил в силу в 1979 г.), Картахенским протоколом (подписан в 1985 г., вступил в силу в 1988 г), Вашингтонским протоколом и протоколом Манагуа (приняты Генеральной ассамблеей ОАГ в 1992 и 1993 гг. соответственно). Цели ОАГ:

Укрепление мира и безопасности на континенте;

Поощрение и укрепление представительной демократии, соблюдение принципа невмешательства;

Предотвращение конфликтов и урегулирование споров между государствами-членами;

Проведение совместных акций в случае агрессии против членов Организации;

Совместный поиск решения политических, правовых и экономических проблем;

Содействие сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах.

Члены ОАГ (2004 г.): Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Гайана, Доминика, Доминиканская Республика, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба (в 1962 г. временно исключена), Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, США, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Сальвадор, Ямайка.

Статус постоянного наблюдателя имеют Европейский Союз, Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Ватикан, Венгрия, Германия, Греция, Египет, Израиль, Индия, Испания, Италия, Кипр, Марокко, Нидерланды, Пакистан, Польша, Португалия, Республика Корея, Россия, Румыния, Саудовская Аравия, Тунис, Финляндия, Франция, Швейцария, Экваториальная Гвинея, Япония.

Высший орган ОАГ- Генеральная ассамблея, состоящая из представителей государств-членов. Делегации возглавляют, как правило, министры иностранных дел. Ассамблея принимает реше-ния о проведении акций и вырабатывает общую политическую линию, изучает проблемы мирного сосуществования, принимает бюджет, разрабатывает инструменты координации деятельности отдельных органов как между собой, так и с другими инсти-тутами межамериканской системы, а также принимает регламент генерального секретариата. Ассамблея заседает раз в год, по решению двух третей государств-членов могут быть созваны чрезвычайные сессии.



Консультативные совещания министров иностранных дел созываются для рассмотрения неотложных вопросов, касающихся всех государств-чпенов. Каждое государство может потребовать созыва консультативного совещания министров иностранных дел.

Консультивный комитет по вопросам обороны в составе высших военных чинов американских государств изучает вопросы военного сотрудничества в рамках договоров о коллективной безопасности.

Постоянный совет, Межамериканский экономический и социальный совет и Межамериканский совет по образованию, науке и культуре, состоящие из представителей государств-членов, подчиняются Генеральной ассамблее.

Постоянный совет, члены которого имеют ранг посла, ориентирован на поддержку постоянных дружественных отношений между государствами-членами и способствует мирному решению спорных вопросов. Он функционирует, с одной стороны, в качестве временного консультативного органа, предусмотренного Договором Рио-де-Жанейро (1947 г.), с другой - в качестве комитета по подготовке сессий Генеральной ассамблеи. Ему подчиняется Межамериканский комитет по мирному урегулированию. Совет заседает в штаб-квартире ОАГ, как правило, дважды в месяц.

Межамериканский экономический и социальный совет содействует сотрудничеству в интересах ускорения экономического и социального прогресса (разработка программ, координация, сотрудничество с ООН, другими националыными и международными организациями).

Межамериканский совет по образованию, науке и культуре разрабатывает программы региональной интеграции и развития в сфере своей компетенции.

Межамериканский правовой комитет в Рио-де-Жанейро консультирует Генеральную ассамблею, содействует разработке и кодификации международного права и изучает правовые проблемы, возникающие в процессе интеграции американских государств. Он собирается, как правило, дважды в год.

Межамериканская комиссия по правам человека, основанная в 1959 г. в Вашингтоне, состоит из семи членов, избираемых Гене-ральной ассамблеей. Она консультирует Генеральную ассамблею и содействует уважению и защите прав человека на континенте.

Генеральный секретариат, центральный постоянный орган ОАГ, возглавляет генеральный секретарь (пятилетний мандат с возможностью однократного переизбрания), который является законным представителем ОАГ и с совещательным голосом принимает участие во всех ее заседаниях. Он может предлагать на рассмотрение Генеральной ассамблеи или Постоянного совета вопросы, которые, по его мнению, могут оказать влияние на сохранение мира и безопасности на континенте или на развитие государств-членов. Заместитель генерального секретаря является секретарем Постоянного совета. Генеральный секретариат разделен на четыре исполнительных совета (экономика и соци-альные вопросы; образование, наука и культура; правовые воп-росы; администрация). В государствах - членах ОАГ действуют бюро генерального секретариата.

ОАГ регулярно проводит конференции по различным аспек-там межамериканского сотрудничества (сельского хозяйства, труда, международного частного права, экономики, образования, телекоммуникаций, сырья, прав человека, науки и технологии, туризма и путешествий, статистики, детства, коренного населения, портов).

ОАГ на основе многосторонних договоров создала шесть автономных специализированных организаций:

Панамериканская организация здравоохранения (ПОЗ), Вашингтон;

Межамериканский детский институт (МАДИ), Монтевидео;

Межамериканская комиссия женщин (МАКЖ), Вашикгтон;

Панамериканский институт географии и истории (ПАМИГИ), Мехико;

Межамериканский институт по вопросам индейского населения (МИИН), Мехико;

Межамериканский институт сельскохозяйственных наук (МИСН), Сан-Хосе.

Межамериканский суд по правам чеповека в Сан-Хосе, основанный согласно Американской конвенции по правам человека, состоит из семи избираемых Генеральной ассамблеей судей. Он трактует Конвенцию и следит за ёе применением.

Основанный в 1946 г. Межамериканский совет обороны планирует мероприятия по коллективной обороне континента, развивает сотрудничество. Военные кадры готовятся в Межамериканском военном колледже.

Межамериканский комитет по борьбе против наркотиков, состоящий из 24 членов, координирует и реализует принятый в Рио-де-Жанейро Межамериканский план действий против употребления, производства и запрещенной торговли наркотиками и психотропными веществами.

Межамериканский банк развития в Вашингтоне, основанный ОАГ, работает в тесном сотрудничестве с ней на правах автономного института.

Рабочие языки ОАГ-английский, испанский, португальский и французский. Местопребывание штаб-квартиры - Вашингтон.


Организация американских государств

Организа́ция америка́нских госуда́рств (ОАГ; исп. Organización de los Estados Americanos, англ. Organization of American States), региональная международная организация, объединяющая страны Латинской Америки, Карибского бассейна и США. Создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе существовавшего с 1890 Панамериканского союза. В состав ОАГ входят (1979): Аргентина, Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Люсия, Содружество Доминики, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка. До 1962 в работе ОАГ в качестве её члена участвовала Куба. В 1971 учреждён институт постоянных наблюдателей при ОАГ, которых аккредитовали Бельгия, Гайана, Израиль, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, ФРГ, Франция, Швеция, Япония. Местопребывание основных органов ОАГ — Вашингтон.

Формально провозглашёнными целями ОАГ являются: поддержание мира и безопасности на континенте; мирное урегулирование споров между государствами-членами; организация совместных действий против агрессии; решение общими усилиями государств-членов стоящих перед ними политических, экономических, правовых проблем; содействие социальному, экономическому, культурному развитию стран — участниц организации.

Первоначально принципы деятельности и структура ОАГ определялись уставом 1948, в основу которого был положен Межамериканский договор о взаимной помощи (Рио-де-Жанейро пакт 1947). В соответствии с этим уставом основными органами ОАГ являлись: Межамериканская конференция (высший орган; созывалась 1 раз в 5 лет). Консультативное совещание министров иностранных дел, Совет ОАГ (постоянный исполнительный и административный орган во главе с председателем, избиравшийся ежегодно), Панамериканский союз — Генеральный секретариат (постоянный орган ОАГ во главе с секретарём, избирался на 10 лет) и др.

На 3-й чрезвычайной Межамериканской конференции (Буэнос-Айрес, февраль 1967) был подписан протокол реформы устава ОАГ (Протокол Буэнос-Айреса 1967), который внёс изменения в структуру ОАГ. В соответствии с протоколом (вступил в силу 27 февраля 1970) органами ОАГ являются:

Генеральная ассамблея (ГА), высший орган ОАГ, определяет общую политику организации. Сессии ГА проводятся ежегодно в странах — участницах ОАГ поочерёдно. ГА компетентна рассматривать любой вопрос, касающийся отношений между американскими государствами. Решения ГА принимаются большинством голосов, за исключением тех случаев, когда в соответствии с уставом требуется наличие 2 / 3 голосов.

Консультативное совещание министров иностранных дел, созывается для рассмотрения особо важных вопросов. При совещании функционирует Консультативный комитет обороны, состоящий из высших военных представителей государств — членов ОАГ.

Постоянный совет, состоящий из представителей стран-участниц в ранге послов. Уполномочен содействовать мирному разрешению споров между государствами, входящими в ОАГ, посредством своего спец. органа — Межамериканского комитета по урегулированию споров мирными средствами. Постоянный совет может временно действовать как консультативный орган. Руководит деятельностью Генерального секретариата ОАГ.

Межамериканский экономический и социальный совет, координирует проведение мероприятий экономического и социального характера. Собирается ежегодно. В период между сессиями действует Постоянная исполнительная комиссия.

Межамериканский совет по образованию, науке и культуре. Межамериканский юридический комитет, координирует деятельность по разработке и кодификации норм международного права, изучению юридических проблем интеграции в странах Латинской Америки, возможностей унификации их законодательства. Межамериканская комиссия по правам человека.

Генеральный секретариат, постоянный центральный орган ОАГ, осуществляет контроль за исполнением постановлений ГА, Консультативного совещания министров иностранных дел и советов ОАГ. Возглавляется генеральным секретарём, избираемым ГА сроком на 5 лет.

Специализированные конференции, созываются для обсуждения определённых аспектов межамериканского сотрудничества в области экономики, здравоохранения, образования, транспорта и др.

Специализированные учреждения, создаются на основе многосторонних межправительственных соглашений. В их числе: Межамериканский институт сельскохозяйственных наук, Панамериканская организация здравоохранения, Межамериканская комиссия женщин, Межамериканский институт защиты детей, Панамериканский институт географии и истории, Межамериканский индеанистский институт.

Специализированные агентства, комиссии: Межамериканский совет обороны (вырабатывает рекомендации по совместной обороне и борьбе с так называемой подрывной деятельностью; попытки США превратить совет в постоянный орган с широкими полномочиями наталкиваются на противодействие латиноамериканских стран), Межамериканский статистический институт, Межамериканская комиссия по атомной энергии. Бюджет ОАГ складывается из ежегодных взносов государств-членов (свыше 60% бюджета покрывают США).

США постоянно использовали ОАГ в качестве орудия экономической, политической и идеологической экспансии в ЛА. Выдвинутая правящими кругами США «доктрина первоочередного разбирательства в ОАГ» пыталась сделать разрешение спорных вопросов, возникающих между государствами — членами ОАГ, сферой компетенции исключительно ОАГ, изъяв их из рассмотрения Совета Безопасности ООН. Под нажимом США ОАГ осуществила ряд акций по подавлению освободительного движения на континенте, попустительствовала агрессии США в Гватемале (1954) и Панаме (1964), участвовала в интервенции США в Доминиканской Республике (1965), во время которой под эгидой ОАГ были созданы (на временной основе) так называемые «межамериканские вооружённые силы» , приняла ряд антикоммунистических резолюций. После победы Кубинской революции (1959), в обстановке роста антиимпериалистических настроений в Латинской Америке, правящие круги США активизировали свою деятельность внутри ОАГ, с тем чтобы сохранить её под своим влиянием, придать своей политике видимость «общеамериканской» и под флагом ОАГ подавить антиимпериалистическое движение на континенте. На основании так называемой доктрины несовместимости, согласно которой государство, вступившее на социалистический путь развития, «не может принимать участия в работе ОАГ и её органов», 8-е Консультативное совещание министров иностранных дел стран — членов ОАГ в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) под нажимом США приняло 30 января 1962 незаконное решение об исключении из ОАГ «нынешнего правительства» Кубы. В 1964 ОАГ приняла решение о разрыве странами — членами организации дипломатических и торговых отношений с Кубой. Этому решению не подчинилась Мексика, сохранившая свои отношения с Кубой. В дальнейшем всё большее число латиноамериканских стран высказывалось за отмену антикубинских санкций. США стремились использовать ОАГ для пропаганды реакционных теорий «панамериканской солидарности» (см. Панамериканизм), «географического детерминизма», «экономическая взаимозависимости» и др., направленных на идеологическое разоружение латиноамериканских народов и оправдание экспансионистской политики американского империализма.

Со второй половины 60-х гг. усилилось стремление ряда латиноамериканских стран к проведению независимого внешнеполитического курса, обострились противоречия между латиноамериканскими странами и монополистическими кругами США. В этой обстановке США начали выступать с планами расширения военно-политических функций ОАГ. Латиноамериканские страны, напротив, стремились к усилению эффективности ОАГ в решении социально-экономических проблем и превращению её в орган равноправного межамериканского сотрудничества. Отражением этих противоречий явился, в частности, Протокол Буэнос-Айреса 1967. Помимо организационных изменений в структуре ОАГ протокол по инициативе латиноамериканских стран зафиксировал ряд положений, отвечающих их интересам (детализация процедуры мирного разрешения споров между государствами-членами, осуждение агрессии, юридическое закрепление принципа суверенного равенства государств, расширение круга решаемых ОАГ экономических проблем и др.). В то же время протокол оставлял в силе многие положения устава 1948, направленные на защиту интересов монополий США. Стремясь к усилению своего влияния в ОАГ, монополистические круги США создали в январе 1970 Ассоциацию содействия ОАГ, в которую вошли представители крупных корпораций и банков США, имеющих интересы в странах Латинской Америки. Ассоциация призвана усилить финансовую поддержку ОАГ и содействовать реализации частных американских инвестиций через экономические органы ОАГ.

Углубление противоречий между латиноамериканскими странами и США проявлялось на ежегодных сессиях ГА ОАГ. На 1-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Сан-Хосе, Коста-Рика, апрель 1971) представители Бразилии и Венесуэлы внесли проект резолюции, в которой содержался призыв к США вести торговлю с латиноамериканскими странами на более справедливой основе, не применять протекционистских мер, устранить таможенные барьеры (за резолюцию голосовали делегаты всех стран кроме США, представитель которых при голосовании воздержался).

На 2-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, апрель 1972) генеральный секретарь ОАГ Г. Пласа Ласо подчеркнул, что латиноамериканская политика США в 60—70-е гг., в частности дискриминационные меры, направленные на то, чтобы выйти из экономического кризиса за счёт других стран, «неблагоприятно повлияла на состояние межамериканских отношений». Делегаты Чили, Перу, Венесуэлы, Эквадора и др. осудили выступление государственного секретаря США У. Роджерса, в котором содержалась угроза применения экономии, санкций в отношении стран, национализирующих собственность американских монополий. Была принята резолюция «Об укреплении принципов невмешательства и самоопределения народов и мерах по обеспечению соблюдения этих принципов». Отражением новой расстановки сил в ОАГ явились выступления ряда делегатов за расширение связей с СССР и другими социалистическими странами, в частности за аннулирование санкций против Кубы.

На 3-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, апрель 1973) представители Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Перу, Чили, Уругвая потребовали радикальной реорганизации ОАГ, с тем чтобы строить межамериканские отношения на принципах «идеологического плюрализма», означающего признание за странами региона права избирать по своему усмотрению экономический, социальный, политический строй. Они настаивали на пересмотре устава ОАГ, её политических и юридических принципов, перенесении штаб-квартиры организации в столицу одной из латиноамериканских стран. Представитель Колумбии призвал к пересмотру Межамериканского договора о взаимной помощи 1947. Сессия одобрила декларацию об «идеологическом плюрализме», резолюцию о создании специальной комиссии по перестройке межамериканской системы. Решительному осуждению большинства делегатов на этой и последующих сессиях подверглась позиция США в вопросе о Панамском канале. По инициативе Панамы, Перу, Чили, Эквадора была принята резолюция, предусматривающая разработку системы мер «с целью недопущения вмешательства многонациональных компаний во внутренние дела государств».

Совместные выступления стран Латинской Америки в ОАГ и рост антиимпериалистических настроений на континенте вынудили правительство США наряду с дифференцированным подходом к отдельным государствам региона выдвинуть осенью 1973 лозунг «нового диалога» со странами Латинской Америки. Встречи представителей США и стран Латинской Америки и предшествовавшие им совещания латиноамериканских стран в рамках «нового диалога» происходили вне ОАГ, что свидетельствовало об углубляющемся кризисе этой организации.

«Новый диалог» не устранил острых противоречий между латиноамериканскими странами и США. На 4-й сессии ГА ОАГ (Атланта, США, апрель 1974) генеральный секретарь ОАГ Плата Ласо констатировал, что кризис межамериканской системы является символом кризиса в отношениях между США и Латинской Америкой.

Новой акцией США, направленной против интересов стран Латинской Америки, стал принятый конгрессом США закон 1974 о торговле, нанёсший тяжёлый удар по экспорту латиноамериканских товаров в США. Резолюция чрезвычайного заседания Постоянного совета ОАГ в Вашингтоне (январь 1975) квалифицировала закон как дискриминационный в отношении стран Латинской Америки и противоречащий основным принципам ОАГ. Резолюция, требующая от правительства США изменить закон в соответствии с принципами устава ОАГ, была принята также на 5-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, май 1975). На сессии была создана комиссия в составе представителей Коста-Рики, Мексики, США и Уругвая для подготовки плана новой реформы ОАГ.

На специальном Совещании стран — членов ОАГ (Сан-Хосе, июль 1975) был принят так называемый пакт Сан-Хосе о пересмотре некоторых положений пакта Рио-де-Жанейро 1947. В документе закреплён принцип невмешательства и право каждого государства региона самостоятельно избирать свою политическую, экономическую и социальную систему. Одна из статей предусматривает необходимость коллективной гарантии экономической безопасности стран — членов ОАГ как условия поддержания мира и безопасности на континенте. В то же время сохранено положение об организации «взаимной обороны» в случае так называемого внеконтинентального вторжения, что даёт империалистическим кругам США возможность использовать ОАГ в своих интересах. Консультативное совещание министров иностранных дел стран — членов ОАГ в Сан-Хосе 20 июля приняло резолюцию, предоставившую странам — членам ОАГ право самостоятельно решать вопрос об их отношениях с Кубой, что означало фактическую отмену антикубинских санкций. В докладе комиссии по правам человека были документально засвидетельствованы и осуждены грубейшие нарушения прав человека в Чили после военного переворота 1973.

Несмотря на протесты ряда латиноамериканских стран, 6-я ежегодная сессия ГА ОАГ (июнь 1976) была проведена в Сантьяго (Чили). Большинство делегатов сессии выступило с осуждением подавления гражданских и конституционных свобод в Чили. В результате позиции, занятой представителем США, сессия приняла резолюцию, в которой проблема прав человека ставилась применительно к Западному полушарию в целом и обходилось молчанием положение в Чили. В специальной резолюции, принятой на сессии, содержался призыв к конгрессу США отменить дискриминационные статьи закона о торговле.

7-я сессия ГА ОАГ (Сент-Джорджес, Гренада, июнь 1977) приняла резолюцию, призывающую отказаться от практики нарушения прав человека и осуждающую эту практику; при этом был отвергнут доклад о мнимом нарушении прав человека на Кубе. На сессии не получили реализации предложения ряда делегаций об изменении устава ОАГ с целью включить в него положения о необходимости установления нового международного экономического порядка и др.

На 8-й сессии ГА ОАГ (Вашингтон, июнь 1978) был принят ряд резолюций, отражавших недовольство латиноамериканских стран дискриминационной политикой США в области торговли, их протекционизмом и игнорированием консультативных органов ОАГ. В специальной резолюции о транснациональных корпорациях содержалось требование о невмешательстве корпораций во внутренние дела стран, на территории которых они действуют. Участники сессии осудили нарушения прав человека в Чили, Уругвае, Парагвае.

Консультативное совещание министров иностранных дел стран — членов ОАГ (Вашингтон, июнь 1979) приняло резолюцию, осуждающую диктаторский режим в Никарагуа и требующую отставки диктатора А. Сомосы. В то же время сессия отклонила предложение США о создании так называемых вооруженных сил по поддержанию мира (режим Сомосы в Никарагуа пал под ударами демократических сил страны в июле 1979).

9-я сессия ГА ОАГ (Ла-Пас, Боливия, октябрь 1979) отразила озабоченность народов Латинской Америки наращиванием военного присутствия США в Карибском бассейне. На сессии была принята «Декларация Ла-Паса», проект которой представлен странами Андской группы. Декларация призывает к строгому соблюдению принципа невмешательства государств — членов ОАГ во внутренние дела друг друга и призывает воздерживаться от действий, способных нанести ущерб торговле с развивающимися странами. Эти положения декларации свидетельствуют о намерении латиноамериканских стран более решительно, чем в прошлом, противостоять экономическому диктату США.

10-я сессия ГА ОАГ (Вашингтон, ноябрь 1980) характеризовалась выступлениями представителей латиноамериканских стран против гегемонистской политики США, за развитие отношений между США и странами Латинской Америки на принципах «идеологического и политического плюрализма» и равноправного партнёрства. Негативную реакцию участников сессии вызвало навязанное делегацией США обсуждение вопроса о правах человека в том направлении, как его трактовала американская администрация. Представители многих латиноамериканских стран высказывались за рассмотрение этой проблемы в более широком плане, с учётом её социально-экономических и политических аспектов.

Несмотря на постоянные попытки США сохранить и усилить своё влияние в ОАГ, в деятельности этой организации всё более даёт себя знать стремление латиноамериканских стран к защите своих национальных интересов и независимому развитию, к продолжению процесса разрядки международной напряжённости, что ведёт к повышению их роли в системе современных международных отношений. Показателем растущего стремления латиноамериканских стран к единству действий, к координации дипломатических акций в целях содействия осуществлению экономических, социальных и других мероприятий вне рамок ОАГ явилось создание ряда латиноамериканских организаций без участия США, в частности Специальной латиноамериканской координационной комиссии, Андского пакта, Амазонского пакта, Латиноамериканской экономической системы и др.

В политических и деловых кругах латиноамериканских стран — членов ОАГ растёт заинтересованность в развитии связей со всеми странами мира. Усиливаются тенденции к расширению отношений с СССР и другими социалистическими странами.

Литература:

Гвоздарёв Б. И., Организация американских государств, М., 1960;

его же, Эволюция и кризис межамериканской системы, М., 1966;

его же, Латинская Америка в современных международных отношениях, М., 1974;

Неоколониализм США в Латинской Америке, М., 1970;

Внешняя политика стран Латинской Америки после Второй мировой войны, М., 1975;

Межгосударственные отношения в Латинской Америке, М., 1977;

США и Латинская Америка, М., 1978;

Manger W., Pan-America in crisis. The future of the OAS, Wash., 1961;

Dreier J., The Organization of American States and the hemisphere crisis, N. Y.—Evanston, 1962;

Stoetzer О. С., The Organization of American States, N. Y.—Wash.—L., 1965;

El sistema interamericano. Estudio sobre su desarrollo у fortalecimiento, Madrid, 1966;

Informe del Secretario General de la Organización de los Estados Americanos, Unión Pan-americana, Wash., 1958—70;

Las relaciones interamericanas. Una antología de documentos, Car., 1975;

Plaza G., 1968—1975, seven years of change, Wash., 1975.

    Современная энциклопедия

    - (ОАГ) создана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. 35 членов латиноамериканских государств, США и Канады (1994). Высший орган ОАГ Генеральная ассамблея министров иностранных дел, исполнительный орган Постоянный совет ОАГ (в… … Большой Энциклопедический словарь

    ОАГ создана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. 35 членов латиноамериканских государств, США и Канады (1994). Высший орган ОАГ Генеральная ассамблея министров иностранных дел, исполнительный орган Постоянный совет ОАГ (в… … Политология. Словарь.

    - (ОАГ; Organizacion de los estados americanos, Organization of American States), основана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. В составе ОАГ 35 членов: латиноамериканского государства, США и Канада (1994). Основные цели поддержание… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (ОАГ; исп. Organización de los estados americanos, англ. Organization of American states, фр. Organisation des États américains, порт. Organização dos Estados Americanos), создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе… … Википедия

    Организация американских государств - (ОАГ; исп. Organización de los Estados Americanos, англ. Organization of American States), региональная международная организация, объединяющая страны Латинской Америки, Карибского бассейна и США. Создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    - (ОАГ; Organización de los estados americanos) создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской конференции (См. Межамериканские конференции) в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза (См. Панамериканский союз), существовавшего с… … Большая советская энциклопедия

    - (ОАГ). Созд. 30 апр. 1948 на 9 й Межамер. конференции в Боготе (Колумбия). Чл. ОАГ являются (1966) США и 19 латиноамер. гос в (все, кроме Кубы, Барбадоса, Гвианы, Ямайки и Тринидада и Тобаго). США используют ОАГ как орудие для борьбы против нац.… … Советская историческая энциклопедия

    - (ОАГ) региональная межправительственная организация, созданная в 1948 г. и включающая большинство стран Западного полушария. ОАГ действует на основе устава в редакции 1970 г., а т.ж. Межамериканского договора о взаимной обороне 1947 г. Членами… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Организация американских государств - (ОАГ) (Organization of Amercan States, OAS)Organization of Amercan StatesOAS, региональная организация 35 стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Первоначально основанная в 1890г. в значительной степени с целью развития экономических и… … Страны мира. Словарь

Книги

  • Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека , А. М. Солнцев. В монографии исследуется возникновение и развитие системы экологических прав человека, выявляются отдельные виды экологических прав человека, анализируются международно-правовые и…

Организация американских государств, ОАГ (исп. Organización de los estados americanos, англ. Organization of American states, фр. Organisation des États américains, порт. Organização dos Estados Americanos) – международная организация, созданная 30 апреля 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889 г.

Организация американских государств была создана в целях достижения среди его государств-членов, как это предусмотрено в статье 1 Устава, «Поддерживать мир и справедливость, способствовать солидарности, укреплять сотрудничество и защищать свой суверенитет, свою территориальную целостность, и независимость».

Сегодня, Организация американских государств объединяет 35 независимых государств Северной и Южной Америки и является главной политической, юридической и социальной силой в полушарии.

Организация американских государств использует четыре направления для эффективного осуществления своей основной цели, исходя из её основных принципов: демократии, прав человека, безопасности и развития.

Государства-члены Организация американских государств: Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка.

Штаб-квартира расположена в Вашингтоне. Рабочие языки – испанский, английский, французский и португальский.

Высшие органы - Генеральная ассамблея, Постоянный совет, Консультативное совещание министров иностранных дел, Генеральный секретариат.

Организация американских государств является одной из стареших региональных организаций в мире, начиная с Первой международной конференции американских государств, проходившей в Вашингтоне. На этой встрече было одобрено создание Международного союза американских республик, и была подготовлена почва для создания сети положений и учреждений, которые стали известны как Всеамериканская система. Организация американских государств появилась на свет в 1948 г. в связи с подписанием в Боготе, Колумбия, Устава ОАГ, который вступил в силу в декабре 1951 г.

Страны, получившие независимость после 1948 г., обычно принимались в Организацию американских государств по мере получения независимости, за исключением Канады, вступившей в Организацию американских государств только в 1990 г., и Гайаны, вступившей в Организацию американских государств только в 1991 г. (спустя 25 лет после получения независимости).


До 1962 г. Куба как член Организации американских государств принимала участие в её работе, но после перехода Кубы на социалистический путь развития руководство Организации американских государств сочло это несовместимым с системой коллективной безопасности Америки и приостановило членство правительства Кубы в организациию Куба и страны советского блока сочли это решение незаконным. В 2000-е годы руководство Кубы неоднократно выступало с предложениями восстановления членства в Организации американских государств. Решение о приостановке участия Кубы было отменено 3 июня 2009 г., однако сама Куба отказалась вернуться в Организацию американских государств.

На Генеральной ассамблее ОАГ в апреле 1971 г. был учрежден институт постоянных наблюдателей ОАГ. На конец 2000-х годов этим статусом обладают ЕС и 62 государства, в том числе Россия.

4 июля 2009 г. пришедшее в результате военного переворота правительство Гондураса объявило о денонсации Устава ОАГ и немедленном выходе своей страны из этой организации. Ранее, 2 июля 2009 г., руководство Организации американских государств потребовало в течение 72-х часов вернуть власть в стране президенту Мануэлю Селайе, угрожая в противном случае исключить Гондурас из организации. 1 июня 2011 г., после того, как свергнутый президент Гондураса Мануэль Селайе и действующий президент Гондураса Порфирио Лобо заключили соглашение о национальном примирении, членство Гондураса в Организации американских государств было восстановлено.