Парламентская ассамблея организации договора о коллективной безопасности. Расшифровка одкб

Организация Договора о коллективной безопасности является важным элементом международных отношений на постсоветском пространстве. В нее входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. О противодействии коллективным угрозам и перспективах сотрудничества «АС» рассказал начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров.

- Анатолий Алексеевич, какова обстановка в зоне ответственности ОДКБ?

Военно-политическая обстановка, безусловно, достаточно сложная. С момента распада многополярной системы мироустройства уровень безопасности, как региональной, так и глобальной, к сожалению, по-прежнему остается достаточно низким. Непрекращающаяся борьба за передел сфер влияния, применение государствами Запада двойных стандартов в разрешении межгосударственных противоречий создают реальные предпосылки для возникновения военных конфликтов различного масштаба.

Все большую актуальность приобретают борьба с терроризмом и информационное противоборство как следствие возникновения качественно новых угроз, связанных с деятельностью экстремистских организаций и развитием информационных технологий.

Анализ угроз и тенденций развития обстановки лег в основу разработанной в 2016 году Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года. В документе определены стратегические цели и задачи организации в политической области, в сферах военной безопасности, противодействия транснациональным вызовам и угрозам, кризисного реагирования, миротворческой деятельности, а также внешнеполитического взаимодействия наших государств. Определены механизмы обеспечения коллективной безопасности.

В 2016 году главами государств - членов организации принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ. На него возложены функции по информационно-аналитическому и организационному обеспечению принятия органами ОДКБ решений на совместные действия по предотвращению или урегулированию кризисных ситуаций, защите территориальной целостности и суверенитета государств ОДКБ.

Существенно изменена организационно-штатная структура Объединенного штаба. Созданы подразделения, обеспечивающие деятельность центра, разработаны новые алгоритмы совместной работы постоянных органов со структурами государственного и военного управления государств - членов ОДКБ. В целом, считаю, это позволило четко определить ориентиры развития организации на долгосрочную перспективу, а также создать механизмы раннего выявления возникающих угроз и адекватного реагирования на них.

В зоне ответственности ОДКБ Восточноевропейский, Кавказский и Центральноазиатский регионы коллективной безопасности. Какой требует повышенного внимания?

В каждом из этих регионов обстановка характеризуется неблагоприятными тенденциями. Но наиболее пристального внимания требует, на наш взгляд, Центральноазиатский регион. Именно там наиболее четко проявляется угроза международного терроризма и распространения религиозного экстремизма на постсоветское пространство.

Источником данной угрозы, безусловно, является Афганистан, где действуют около 70 тыс. боевиков, объединенных в более чем 4 тыс. отрядов и боевых групп. Основу антиправительственных группировок составляют формирования «Исламского движения талибов» общей численностью более 60 тыс. боевиков. В ряде провинций на юге и востоке страны они контролируют до 70% территории. Цель талибов - свержение действующего режима и восстановление теократического государства «Исламский эмират Афганистан».

Значительные усилия экстремистов направлены на взятие под полный контроль северных провинций. Успешное решение данной задачи позволит им обеспечить беспрепятственное прохождение наркотрафика по северному маршруту через территорию центральноазиатских республик и России, а также создать плацдарм для наступления в центральные районы Афганистана. Для этого лидеры талибов, с одной стороны, пытаются увеличить численность вооруженных формирований, а с другой - в интересах решения частных задач стремятся наладить эффективное взаимодействие с запрещенными в России региональными экстремистскими группировками, такими как «Исламское движение Узбекистана», «Хизб ут-Тахрир», «Лашкар-и-Тайиба» и др.

Кроме того, в Афганистане существенно активизировалась деятельность боевиков ИГИЛ (запрещена в РФ). Их численность, по различным оценкам, составляет более 4 тыс. человек. Хорошая конспирация, в том числе путем создания так называемых спящих ячеек, и налаженная агентурная сеть позволяют экстремистам использовать все более изощренные способы террора.

В конечном итоге деятельность указанных организаций способна существенно дестабилизировать обстановку в Центральной Азии и требует от нас постоянного внимания и принятия адекватных мер реагирования в рамках системы коллективной безопасности.

Есть ли опасность вторжения крупных формирований террористов через Афганистан на территорию среднеазиатских государств?

Конечно же, такая опасность существует. Руководство ИГИЛ предпринимает попытки расширить влияние прежде всего на северные провинции страны, не скрывая последующих планов по проникновению в центральноазиатские республики, Синьцзян-Уйгурский автономной район Китая и некоторые регионы России.

Основные цели экстремистов - вербовка боевиков для участия в конфликтах на Ближнем Востоке и получение дополнительных источников финансирования за счет взятия под контроль наркотрафика и другой криминальной деятельности, включая похищение людей, вымогательство, торговлю оружием. Для достижения этих целей лидеры ИГИЛ последовательно наращивают численность группировки в Афганистане, создают сеть лагерей подготовки и мест укрытия террористов. Боевики проникают в страну из зон иракского и сирийского конфликтов, а также с территории Пакистана под видом возвращающихся афганских беженцев.

Мы понимаем существующую опасность и предусмотрели комплекс мер, который обеспечивает наличие достаточного количества сил и средств для обеспечения безопасности государств Центральноазиатского региона, и в первую очередь Таджикистана, имеющего общую границу с Афганистаном.

- Что это за силы и насколько они боеспособны?

В Центральноазиатском регионе созданы Коллективные силы быстрого развертывания, которые способны оперативно противостоять проявлениям международного терроризма и другим угрозам безопасности. В их состав входят подразделения от вооруженных сил Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Общая численность группировки - около 5 тысяч человек. Это хорошо подготовленные и технически оснащенные, преимущественно десантно-штурмовые и горнострелковые подразделения.

В ОДКБ также созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), ставшие универсальным инструментом, позволяющим решать широкий спектр задач и адекватно реагировать на все существующие вызовы и угрозы. Для их комплектования все шесть государств ОДКБ выделили наиболее боеготовые и мобильные соединения, части и формирования сил специального назначения. Общая численность КСОР - около 18 тыс. человек.

Начиная с 2015 года по решению глав наших государств общее руководство Коллективными силами ОДКБ в регионах коллективной безопасности осуществляют соответствующие Объединенные стратегические командования военных округов Вооруженных сил России. Это значит, что для противодействия возможным угрозам со стороны Афганистана при необходимости будет задействован и потенциал нашего Центрального военного округа, силы и средства всех видов разведки, включая космическую, авиация, в том числе стратегическая, Ракетные войска и артиллерия, а также другие войска.

Об эффективности и боеспособности многонациональных воинских формирований свидетельствуют результаты внезапных проверок их готовности. Одна из них с участием воинских контингентов КСОР ОДКБ проводилась с переброской части сил на территорию Таджикистана. При этом самолетами военно-транспортной авиации и своим ходом были перегруппированы подразделения со штатным вооружением, техникой, боеприпасами и запасами материальных средств. На полигоне Харбмайдон, что в 15 километрах от таджикско-афганской границы, прошли тренировки по формированию и слаживанию командования, планированию совместной операции и выполнен ряд учебно-боевых задач с боевой стрельбой.

Общий и самый важный вывод по результатам проверки - воинские контингенты КСОР к выполнению задач готовы. Этот результат, несомненно, явился сдерживающим фактором и потребовал внесения соответствующих корректив в намерения международных террористических организаций в отношении Таджикистана.

Подобный сдерживающий характер имело проведенное по решению президентов в ноябре 2017 года также на территории Таджикистана внеплановое крупномасштабное учение КСОР ОДКБ. Необходимость его была обусловлена прежде всего угрозой со стороны группировки ИГИЛ, выдавливаемой из Сирии и Ирака на территорию Афганистана. В рамках учения на шести полигонах были задействованы более 5 тыс. военнослужащих, 1,5 тыс. единиц вооружения и техники, 77 летательных аппаратов, включая беспилотные. Участвовали подразделения из состава КСОР ОДКБ, а также Объединенной российско-таджикской группировки войск. Впервые отработаны вопросы прикрытия самолетов Ту-95МС дальней авиации России истребителями Су-30 сил воздушной обороны Казахстана. Бомбардировщики наносили ракетно-бомбовые удары по условным базам боевиков. Были также проведены пуски ракет оперативно-тактического комплекса «Искандер».

Таким образом, у ОДКБ вполне достаточно сил и средств для обеспечения безопасности наших государств - членов ОДКБ в Центральноазиатском регионе.

- Как оценивается обстановка на границе стран ОДКБ с Украиной?

Власти Украины последовательно наращивают усилия по приведению вооруженных сил к стандартам НАТО. С этой целью активно привлекаются финансовые средства западных государств, иностранные советники и инструкторы. В конечном итоге создаются условия для использования Украины и ее вооруженных сил в качестве одного из основных так называемых партнеров НАТО по противодействию России и ее союзникам. Вместе с тем мы не драматизируем ситуацию, а следим за ее развитием в интересах адекватного реагирования на возможные угрозы.

- Каков общий состав сил и средств ОДКБ? Планируется ли увеличивать их численность?

Общая численность Коллективных сил ОДКБ, созданных на многосторонней основе, составляет свыше 26 тыс. военнослужащих. Кроме названных мною Коллективных сил оперативного реагирования и Коллективных сил быстрого развертывания в 2010 году завершено формирование Миротворческих сил ОДКБ, в состав которых государствами выделены на постоянной основе военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал общей численностью около 3600 человек. Основу этих сил составляет военный компонент. 23 декабря 2014 года принято решение о создании Коллективных авиационных сил. В их состав вошли самолеты и вертолеты военно-транспортной, транспортной и специальной авиации.

Кроме Коллективных сил ОДКБ, созданных на многосторонней основе, в Восточноевропейском регионе в рамках Союзного государства Белоруссии и России, а также в Кавказском регионе на основе двусторонних соглашений Армении и России созданы соответствующие региональные группировки войск.

На двусторонней основе создана и развивается Единая региональная система ПВО Белоруссии и России, подписаны и ратифицированы соглашения о создании подобных российско-казахстанской и российско-армянской систем ПВО. На многосторонней основе ведется работа по созданию Объединенной системы ПВО в Центральноазиатском регионе.

В целом создан достаточный потенциал для реагирования на возникающие угрозы. Сегодня мы работаем прежде всего над повышением качества подготовки и технической оснащенности имеющихся сил и средств, совершенствованием их структуры.

- Каков механизм принятия решения на применение вооруженных сил ОДКБ?

Основной формой подготовки предложений для принятия решения на применение сил и средств является механизм совместных консультаций представителей государств. Они могут проводиться на различных уровнях. Началом работы является официальное обращение за помощью одного или нескольких государств. Совет коллективной безопасности принимает решение на применение сил и средств и оказание необходимой помощи на основании предложений Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ, которые готовятся совместно с Объединенным штабом и Секретариатом организации.

Механизм кризисного реагирования постоянно отрабатывается на совместных деловых играх, штабных тренировках, в ходе которых исследуются вопросы сокращения сроков подготовки предложений и принятия решения на применение сил и средств.

- Какие учения ОДКБ запланированы на 2018 год?

В 2018 году мы продолжим практику проведения мероприятий совместной подготовки на едином фоне условной военно-политической и стратегической обстановки в рамках совместного оперативно-стратегического учения «Боевое братство-2018». Будет отработан весь комплекс мероприятий по предотвращению (сдерживанию), разрешению военного конфликта и восстановлению мира. Совместные учения пройдут на территории Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Члены ОДКБ

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

Россия в последнее время связывает большие надежды с этой организацией, рассчитывая с её помощью укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии. Россия считает этот регион зоной собственных стратегических интересов.

В то же время здесь на территории Киргизии размещается военно-воздушная база США Манас, и Киргизия не намерена делать что-либо для её закрытия.Таджикистан в начале 2006 дал согласие на существенное наращивание расположенной на его территории французской военной группировки, действующей в составе коалиционных сил в Афганистане.

Для усиления позиций ОДКБ Россия предлагает провести реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: по три от России и Таджикистана, по два — от Казахстана и Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской авиабазе Кант в Киргизии.

Рассматривается предложение о расширении сферы деятельности коллективных сил — в частности, предполагается их применение в Афганистане.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Возглавляет организацию ее генеральный секретарь. С 2003 года это Николай Бордюжа. Как это водится сейчас, он выходец из «органов», генерал-полковник погранвойск. Последние пару лет до развала СССР он работал начальником отдела кадров КГБ. После 1991 года командовал погранвойсками, недолгое время был главой президентской администрации при Борисе Ельцине, секретарем Совета безопасности. Словом, опытный товарищ.

Все участники «семерки», за исключением, пожалуй, Казахстана, находятся в сильной политической, экономической и военной зависимости от Москвы и нуждаются в ее дипломатическом прикрытии.

- Задачи ОДКБ напрямую взаимосвязаны с интеграционными процессами на постсоветском пространстве, и эта взаимосвязь крепнет. Продвинутость военно-политической интеграции в формате ОДКБ способствует развертыванию интеграционных процессов, реально формирует «интеграционное ядро» в СНГ, способствует оптимальному «разделению труда» в Содружестве. Что касается места и роли ОДКБ в Евразийском союзе, если таковой будет образован, то они могут быть весьма существенными, поскольку зона ответственности Организации охватывает обширные пространства Евразии, а деятельность Организации направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе и Азии , - заявил Николай Бордюжа, комментирую цели создания ОДКБ для прессы.

5 сентября на саммите в Москве лидеры стран-членов Организации договора о коллективной безопасности приняли декларацию, в которой осудили Грузию за агрессию, поддержали действия России и выступили «за обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии». Страны ОДКБ предостерегли НАТО от расширения на Восток и объявили о планах укреплять военную составляющую организации.

Как и Шанхайская организация сотрудничества, ОДКБ высказалась за активную роль России по содействию миру и сотрудничеству в регионе. Однако главного - совместного признания членами Организации двух закавказских республик - не случилось.

Президент России еще раз заявил о необходимости укреплять военную составляющую ОДКБ. Собственно, ничего необычного в этом нет, ведь ОДКБ - военная организация, созданная для защиты стран-участниц от внешних посягательств. Существуют и взаимные обязательства на случай нападения на одного из членов организации. Как признался сам Медведев, именно эта тема стала главной во время его переговоров с коллегами.

Основная же часть документа была посвящена нынешней обстановке в мире и роли в нем самой ОДКБ. В первых же строках декларации лидеры стран ОДКБ извещают мировое сообщество о том, что отныне они «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». При этом, заявив о твердом намерении обеспечивать безопасность в зоне своей ответственности, «семерка» предостерегла от посягательств на эту зону, откровенно дав понять, как она будет сотрудничать: «Серьезный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов».

ТАСС-ДОСЬЕ. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - международная организация по вопросам безопасности, участниками которой являются в настоящее время шесть государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В 1993 г. к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г. сроком на пять лет. 2 апреля 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались подписывать протокол о продлении срока его действия. Узбекистан возобновил членство в августе 2006 г., в декабре 2012 г. вышел из договора.

14 мая 2002 г. в Москве на саммите главы государств ДКБ приняли решение об образовании Организации Договора о коллективной безопасности. 7 октября того же года главы государств подписали Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. С 2004 г. организация имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Высший координирующий орган ОДКБ - секретариат во главе с генеральным секретарем (с апреля 2003 г. - Николай Бордюжа). Высшим политическим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят президенты государств - участников Договора. В период между сессиями СКБ его возглавляет президент страны, председательствующей в ОДКБ в текущем году. В 2014 г. председательство в уставных органах ОДКБ осуществляла Россия, в 2015 г. - Таджикистан. 15 сентября 2015 г. по завершению саммита ОДКБ в Душанбе председательство на 2016 год перешло к Армении.

Целью ОДКБ является отражение угроз безопасности и стабильности, защита территориальной целостности и суверенитета государств-членов, без вмешательства в их внутренние дела. В систему коллективной безопасности ОДКБ входят Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР; 19,5 тыс. человек), миротворческие силы (4 тыс. человек), а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания в Центральной Азии (КСБР ЦАР; 4,5 тыс. человек), восточноевропейская (Россия и Белоруссия) и кавказская (Россия и Армения) группировки. В настоящее время создаются коллективные авиационные силы ОДКБ и силы специального назначения. Все эти структуры включены в состав единых войск ОДКБ - Коллективных сил, решение о создании которых принято 19 декабря 2012 г. главами государств организации на очередной сессии СКБ.

Согласно заявлению глав - участников организации от 24 мая 2000 г., военно-политические отношения между государствами ДКБ носят приоритетный характер по сравнению с военными связями и контактами со странами, не подписавшими договор.

20 декабря 2011 г. подписан протокол, согласно которому военные базы стран, не входящих в организацию, могут размещаться на территориях государств ОДКБ только с согласия всех партнеров по блоку. Агрессия в отношении одного из государств организации рассматривается как агрессия против всех государств-участников Договора.

В рамках военного сотрудничества государства ОДКБ проводят ежегодные масштабные учения. Так, с 2004 г. проходят совместные командно-штабные учения "Рубеж". В июне 2010 г. прошли первые учения спецподразделений организации "Кобальт-2010", в октябре - первые совместные комплексные учения ОДКБ "Взаимодействие-2010", в которых были задействованы командование и военные силы КСОР. В октябре 2012 г. на трех полигонах Казахстана состоялись первые миротворческие учения организации "Нерушимое братство-2012".

Организация обладает значительным опытом в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и незаконной миграцией. С 2003 г. ОДКБ на регулярной основе проводит антинаркотическую операцию "Канал"; с 2006 г. - операцию "Нелегал" по борьбе с незаконной миграцией, включая торговлю людьми; с 2009 г. - операцию "ПРОКСИ" по противодействию криминалу в сфере информационных технологий. В организации проводится работа по созданию единого механизма реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

С 2000 г. действует механизм военно-технического сотрудничества, который предусматривает поставки продукции военного назначения для союзных вооруженных сил на основе льготных цен. 10 декабря 2010 г. было подписано соглашение о создании в ОДКБ межгосударственных научно-производственных объединений по выпуску продукции военного назначения. Проводится совместная подготовка на безвозмездной и льготной основе кадров для вооруженных сил и силовых структур государств-членов.

При ОДКБ действуют Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, координационные советы руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков и по вопросам борьбы с незаконной миграцией, а также координационный совет по чрезвычайным ситуациям. Принято решение о создании Центра противодействия киберугрозам.

Что такое ОДКБ (расшифровка)? Кто входит в организацию, сегодня часто противопоставляемую НАТО? Ответы на все эти вопросы вы, дорогие читатели, найдете в этой статье.

Краткая история создания Организации Договора о коллективной безопасности (расшифровка ОДКБ)

В 2002 году в Москве состоялось заседание Организации Договора о коллективной безопасности на основе десятью годами ранее (1992 г.) подписанного в Ташкенте аналогичного договора, а в октябре 2002 года была принята Хартия ОДКБ. В обговорили и приняли основные положения объединения - Устав и Соглашение, которые определяли международный Эти документы стали действительны уже в следующем году.

Задачи ОДКБ, расшифровка. Кто входит в эту организацию?

В декабре 2004 года ОДКБ на официальном уровне получила статус наблюдателя в что еще раз подтвердило уважение международной общественности к этой организации.

Расшифровка ОДКБ была приведена выше. В чем же основные задачи этой организации? Это:

    военно-политическое сотрудничество;

    решение важных международных и региональных вопросов;

    создание механизмов многостороннего сотрудничества, в том числе в военной составляющей;

    обеспечение национальной и коллективной безопасности;

    противодействие международному терроризму, незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции, транснациональной преступности;

    обеспечение информационной безопасности.

Основная Договора о коллективной безопасности (расшифровка ОДКБ) — это продолжать и укреплять отношения во внешней политике, военной, военно-технической сферах, координировать совместные усилия в борьбе с международным терроризмом и другими угрозами для безопасности. Ее позиция на мировой арене - крупное восточное влиятельное военное объединение.

Подведем итоги по толкованию ОДКБ (расшифровка, состав):

    Аббревиатура обозначает Организацию Договора о коллективной безопасности.

    На сегодня в ее состав входят шесть постоянных членов - Россия, Таджикистан, Беларусь, Киргизия, Армения и Казахстан, а также два государства-наблюдателя при парламентской ассамблее - Сербия и Афганистан.

ОДКБ в настоящее время

Организация может обеспечить комплексную защиту государств-членов, а также быстро реагировать на большой объем насущных проблем и угроз как внутри блока, так и вне его компетенции.

Жесткое противостояние между востоком и западом, США и РФ, санкции и ситуация в Украине ставят на повестку дня интересный вопрос о том, способна ли ОДКБ стать восточной альтернативой НАТО, или это не более чем санитарный кордон, предназначенный для создания буферной зоны вокруг России, которая служит в качестве инструмента обеспечения гегемонии России в регионе?

Ключевые проблемы организации

В настоящее время ОДКБ страдает от тех же двух проблем, что и НАТО. Во-первых, это одна доминирующая сила, несущая всю финансовую и военную нагрузку, при этом многие члены практически ничего не вкладывают в альянс. Во-вторых, организация борется за то, чтобы найти законное обоснование для своего существования. В отличие от НАТО, ОДКБ имеет еще одну фундаментальную проблему — члены организации никогда действительно не безопасности и они имеют разные видения, часто довольно противоречивые, о том, как ОДКБ должна выглядеть.

В то время как Россия довольствуется наращиванием военной инфраструктуры и использованием территорий государств-членов ОДКБ для размещения войск, другие страны часто видят организацию в качестве инструмента для поддержания их авторитарных режимов или смягчения этнической напряженности, еще оставшейся после распада Советского Союза. Такой разительный контраст в том, как участники видят организацию, создает атмосферу недоверия.

ОДКБ и Российская Федерация

Россия является государством-преемником бывшей сверхдержавы, ее и опыт руководства в одиночку гарантировали ей значимость на мировой арене, что ставит ее на несколько голов выше всех держав-участниц и делает сильным лидером в организации.

По результатам переговоров по ряду стратегических военных сделок с союзниками по ОДКБ, например, строительство новых авиабаз в Беларуси, Кыргызстане и Армении в 2016 году, Россия сумела укрепить свое присутствие в этих странах и их соответствующих регионах, а также уменьшить здесь влияние НАТО. Несмотря на экономические трудности, Россия еще более увеличивает военные расходы и планирует завершить амбициозную военную программу модернизации до 2020 года, демонстрируя свое желание играть все более важную роль в глобальном масштабе.

В краткосрочной перспективе Россия достигнет целей и консолидирует свое влияние, используя ресурсы ОДКБ. Расшифровка страны-лидера несложна: она хочет противодействовать стремлениям НАТО в Центральной Азии и Кавказе. Создавая условия для более глубокой интеграции, Россия открыла путь для создания эффективной коллективной безопасности со структурой, аналогичной западному соседу.

Надеемся, что теперь вам расшифровка ОДКБ как мощной региональной организации стала понятна.

15 мая 1992 г. в Ташкенте Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Документ о присоединении к Договору подписан Азербайджанской Республикой 24 сентября 1993 г., Грузией – 9 декабря 1993 г., Республикой Беларусь – 31 декабря 1993 г.

В Договоре государства–участники подтвердили свои обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами, воздерживаться от вступления в военные союзы или группировки государств.

В качестве основного механизма противодействия возникшим угрозам (безопасности, территориальной целостности, суверенитету, угрозы международному миру) Договор указывает на «совместные консультации с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы».

В случае совершения акта агрессии против любого из государств–участников все остальные государства–участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН (ст. 4 Договора). Статья 6 говорит о том, что решение об использовании

Вооруженных Сил в целях отражения агрессии принимается главами государств–участников. Договором также создается (СКБ)

в составе Глав государств–участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств. На него возлагается координация и обеспечение совместной деятельности государств–участников в соответствии с Договором. Статьей 11 предусматривалось, что Договор заключается на пять лет с последующим продлением. Он подлежит ратификации и вступает в силу после сдачи ратификационных грамот подписавших его государств–участников.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г., таким образом, срок его действия истекал 20 апреля 1999 г. В связи с этим ряд государств, исходя из стремления продолжить сотрудничество в рамках Договора и обеспечить непрерывность его действия, подписали в Москве 2 апреля 1999 г. Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. В соответствии с этим Протоколом государствами–участниками Договора являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация,

Республика Таджикистан. В мае 2000 г. в г. Минске главы государств–участников Договора подписали Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и его адаптации к современной геополитической ситуации. В Меморандуме не только выражена готовность повысить эффективность деятельности межгосударственных органов системы коллективной безопасности по вопросам, связанным с реализацией Договора и формированием действенной системы коллективной безопасности, но и активизировать деятельность, направленную на решительную борьбу против международного терроризма. Государства участники выступили за более полное использование возможностей Договора в интересах предотвращения и урегулирования конфликтов на их территории и, наряду с использованием предусмотренных механизмов консультаций, договорились рассмотреть вопрос о создании при СКБ консультативного механизма по проблемам миротворчества. Упоминание в тексте Меморандума «миротворчества», на наш взгляд, может иметь существенные последствия. Дело в том, что довольно часто ДКБ рассматривается в качестве самостоятельной региональной организации в смысле гл. 8 Устава ООН, так же как и Содружество Независимых Государств является региональной организацией в этом же смысле. В ДКБ создана собственная организационная структура, он с самого начала был выведен за рамки СНГ. Невозможность проведения миротворческих операций в рамках ДКБ, минуя СНГ, создавала определенную иерархию этих структур. Организация Договора о коллективной безопасности. В пользу определения ДКБ как региональной организации говорит и факт создания собственных органов. Окончательная институционализация договора произошла в 2002 г., когда был принят Устав Организации Договора о коллективной безопасности . Статья 1 этого документа посвящена учреждению международной региональной Организации Договора о коллективной безопасности .

Органами системы коллективной безопасности являются.

Совет коллективной безопасности (СКБ) – высший политический орган, обеспечивающий координацию и совместную деятельность государств-участников, направленную на реализацию Договора о коллективной безопасности. В состав Совета входят главы государств, министры иностранных дел, министры обороны государств-участников, Генеральный секретарь СКБ. Совет министров иностранных дел (СМИД) – высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам согласования внешней политики. С овет министров обороны (СМО) – высший консультативный орган по вопросам военной политики и военного строительства. Комитет секретарей Советов безопасности государств – консультативный орган по вопросам взаимодействия государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность государств-участников, в интересах их совместного противодействия вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности. Комитет начальников штабов Вооруженных Сил государств–участников Договора о коллективной безопасности создан при Совете министров обороны с целью реализации задач по формированию системы безопасности в военной сфере на основе Договора о коллективной безопасности и руководства коллективной обороной государств–участников.

Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности назначается Советом коллективной безопасности из числа гражданских лиц государств–участников Договора, является членом Совета коллективной безопасности и подотчетен ему.

Секретариат Совета коллективной безопасности – постоянно действующий рабочий орган для осуществления текущей организационной, информационно-аналитической и консультативной работы по обеспечению деятельности Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей Советов безопасности государств–участников Договора, а также для хранения документов, принимаемых Советом коллективной безопасности. Важное значение в деятельности ОДКБ принадлежит механизму военно-технического сотрудничества. В 2000 г. было подписано соответствующее соглашение, которым предусматривается ряд преференций и осуществление межгосударственных поставок продукции военного назначения для союзных вооруженных сил (на основе внутригосударственных цен). Позднее были приняты решения о дополнении военно-технического сотрудничества механизмом военно-экономической кооперации, что позволяет осуществлять в формате ОДКБ совместные программы НИОКР, модернизацию и ремонт вооружений и военной техники. Основным инструментом взаимодействия на этом направлении является созданная в 2005 г. Межгосударственная комиссия по военно-промышленному сотрудничеству (МКВПС ОДКБ).

Содружество в борьбе с международным терроризмом и другими вызовами ХХI века. В силу своего геополитического положения государства–участники СНГ оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и наркомафией .

Терроризм и организованная преступность. 4 июля 1999 г. в Минске был подписан Договор о сотрудничестве государств–участников СНГ в борьбе с терроризмом (участники – Азербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская федерация, Республика Таджикистан). Решением СГГ

21 июня 2000 г. была утверждена Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г. В соответствии с этой Программой был создан Антитеррористический центр – постоянно действующий специализированный отраслевой орган, предназначенный для координации взаимодействия компетентных органов государств СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Одним из приоритетных направлений деятельности государств Содружества является борьба с организованной преступностью. Распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не привел к разрушению единого криминального пространства, напротив, оно получило дальнейшее развитие, чему в немалой степени способствует «прозрачность» границ между странами СНГ.

Вместе с тем коллективный опыт противодействия показал тесную взаимосвязь терроризма с другими проблемами безопасности, прежде всего с незаконным оборотом наркотиков, преступные доходы от которого часто направляются и на финансирование террористической и экстремистской деятельности. Большую опасность для каждого из государств, входящих в Содружество, представляет развитие международных связей между организованными преступными сообществами стран СНГ. Если первоначально укрепление этих связей обусловливалось стремлением членов организованных преступных группировок избежать ответственности за совершенные преступления, пользуясь «прозрачностью» границ, различием норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства в государствах СНГ, то в настоящее время наблюдается их всеобщая консолидация для проникновения во власть, отмывания преступно нажитых доходов и достижения других целей. При этом криминальные сообщества теперь уже самостоятельных государств активно налаживают межгосударственные и транснациональные связи. Особенно это характерно для таких видов преступности, как торговля оружием и радиоактивными материалами, наркобизнес, фальшивомонетничество, разбои и грабежи, преступления в кредитно-банковской сфере. В совершении этих преступлений нередко участвуют лица, являющиеся гражданами разных стран В 1993 г. по линии МВД государств Содружества образовано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории СНГ . Успешно работают межведомственные соглашения о сотрудничестве между органами внутренних дел отдельных государств. Большое значение имеет Минская конвенция 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В статье 4 Устава СНГ определено, что к сфере совместной деятельности государств–членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами–членами в рамках Содружества, относится, в числе других положений, и борьба с организованной преступностью. Так, в 1995 г. в Исполнительном секретариате СНГ состоялось Межведомственное консультативное совещание по проблемам координации совместных усилий в борьбе с преступностью. По предложению Республики Беларусь Совет глав правительств

СНГ образовал Рабочую группу , которая проделала полезную аналитическую и практическую работу и выработала проект Межгосударственной программы . После рассмотрения и проработки этого проекта в государствах–участниках Содружества Совет глав государств Содружества 17 мая 1996 г. утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений до 2000 г. В Программе заложен механизм контроля и реализации. Для реализации сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью принято 14 соглашений и решений, вытекающих из указанной Программы. Благодаря реализации мероприятий, предусмотренных Межгосударственной программой, и активному участию правоохранительных органов в 1996–1997 гг. были проведены совместные согласованные крупномасштабные и специальные операции по борьбе с преступностью. Например, в конце 1996 г. в результате совместных мероприятий МВД Российской Федерации с МВД Киргизии и Таджикистана арестована группа боевиков, совершившая на территории нескольких регионов серию убийств на почве раздела сфер влияния.

Концепция взаимодействия правоохранительных органов. В 1997 г. в Москве состоялось Совместное заседание генеральных прокуроров, министров внутренних дел, руководителей органов безопасности, пограничных войск, таможенных служб и налоговой полиции государств Содружества. Участники совместного заседания единодушно выразили мнение о том, что борьбу с транснациональной преступностью можно вести только совместными усилиями. В этой связи был рассмотрен проект Концепции взаимодействия правоохранительных органов государств–участников СНГ. Концепция взаимодействия правоохранительных органов – государств–участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью была подписана в апреле 1999 г. (не подписана Туркменистаном). Ее целью является расширение и укрепление сотрудничества и взаимодействия государств–участников СНГ в борьбе с преступностью.

К основным формам взаимодействия при борьбе с этим явлением Концепция относит:

    осуществление совместных следственных, оперативно-розыскных действий и иных мероприятий на территориях государств–участников СНГ;

    оказание содействия работникам компетентных органов одного государства работниками другого государства в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске преступников;

    обмен компетентных органов информацией и опытом работы по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение совместных семинаров, учений, сборов, консультаций и совещаний;

    выполнение запросов и просьб, поступающих от компетентных органов других государств–участников СНГ;

    выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в порядке, предусмотренном соответствующими договорами;

    обеспечение привлечения к уголовной ответственности граждан своего государства за совершение преступлений на территориях других государств–участников СНГ;

    проведение совместных научных исследований;

    сотрудничество компетентных органов государств–участников СНГ в международных организациях;

    сотрудничество в подготовке кадров компетентных органов;

    развитие согласованных форм и методов профилактики преступлений и иных правонарушений.

Проблема миграции. Новой проблемой для государств СНГ стали разрастающиеся миграционные потоки , которые при отсутствии единых правил перемещения и трудоустройства мигрантов и коллективных принципов визовой политики создали явную дополнительную опасность, подпитывая организованную преступность и увеличивая ресурс международного терроризма.

Ключевой вопрос любой грамотной миграционной политики – комплекс мер по пресечению нелегального проникновения в страну, совершаемого в нарушение законодательства о въезде и транзите иностранцев. При этом, очевидно, что современное сообщество уже не может жить обособленно. Но хаос, создаваемый нелегальной миграцией, является одной из важнейших угроз международной стабильности и безопасности государств. Незаконная миграция из более отсталых в экономическом смысле регионов нарушает безопасность в точке прибытия. В силу особенностей геополитического положения ряд стран СНГ находятся на основных маршрутах транзитной миграции из азиатских, арабских и африканских стран с неблагополучной внутриполитической, экономической и экологической обстановкой, а также из среднеазиатских и закавказских республик самого Содружества в страны Западной Европы и Скандинавии, в США и Канаду. Преступные организации пользуются беспрецедентной технологической свободой оперирования финансовыми, информационными, организационными и другими ресурсами, которую дала глобализация, и развивают свою, «параллельную» глобализацию путем нелегальной миграции. Она уже стала самым выгодным криминальным бизнесом, даже в мировом масштабе 90 .

На территории Беларуси и России в операциях по нелегальной переправке людей участвуют хорошо законспирированные преступные группировки, которые обеспечивают проработку маршрутов переброски, подбор и расстановку «кадров», легализацию нелегальных мигрантов и отправку их за рубеж. В этот бизнес вовлечена также и Украина. Основные потоки незаконной миграции из стран дальнего зарубежья идут с маньчжурского (граница с Северо-Восточным Китаем), среднеазиатского (граница с Китаем, Афганистаном, Ираном), закавказского (граница с Ираном, Турцией), а также западного (в основном с территории Украины и республик бывшей Югославии) направлений. Так, в Беларуси каждый второй нарушитель границы – выходец из Азии или Африки. На территории Российской Федерации, по оценкам экспертов МВД, России находятся до 5–7 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового статуса. При этом в большинстве случаев иммигранты на вполне законных основаниях въезжают в страну, но затем находятся на ее территории с нарушением режима пребывания. Свободному и слабо контролируемому перемещению иностранцев в значительной степени способствует, с одной стороны, Бишкекское соглашение о безвизовом передвижении граждан государств–участников по территории участников данного Соглашения от 1992 г., а также Московское соглашение о взаимном признании виз от 1992 г., которое дает право иностранцу с визой одного из государств СНГ–участника Соглашения свободно въезжать на территорию другого, с другой – необустроенность внутренних границ СНГ В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 641 от 30 августа 2000 г. Россия с 5 декабря того же года вышла из Бишкекского соглашения о безвизовом передвижении граждан государства СНГ по территории его участников, который являлся базовым документом, регулирующим правоотношения стран Содружества в данной сфере. Российская сторона объяснила, что принятие столь ответственного решения было обусловлено необходимостью усиления борьбы с возрастающей нелегальной миграцией, международным терроризмом, контрабандой наркотиков. При этом имелось в виду сохранение безвизового режима с большинством партнеров по СНГ. В 1997 г. были заключены соответствующие двусторонние соглашения с Украиной и Азербайджаном, в течение 2000 г. – Арменией, Молдовой, Узбекистаном и Украиной, а также многостороннее Соглашение между правительством Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Таким образом, на сегодняшний 91 день безвизовый режим границ действует со всеми странами Содружества, за исключением Грузии и Туркменистана (вышел из соглашения).

Международные связи Содружества быстро развиваются. Так, Европейская экономическая комиссия ООН сотрудничает с СНГ в проведении экономического и статистического анализа. Техническая помощь и экономическое сотрудничество осуществляется и через ПРООН. Составными элементами этой работы на перспективу являются экологическое и экономическое возрождение таких районов, как Аральское море. Сотрудничество между СНГ и системой ООН включает и осуществление обширных программ совместно с бреттонвудскими учреждениями: Всемирным Банком и Международным валютным фондом.

Важной вехой в биографии СНГ стало представление Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1994 г. статуса наблюдателя Содружеству. Аналогичный статус предоставлен Содружеству и Советом по торговле и развитию ЮНКТАД в том же году.

В 1994 г. между Секретариатом ЮНКТАД и Исполнительным Секретариатом СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве, в 1996 г. – Соглашение о сотрудничестве между Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН и Исполнительным Секретариатом СНГ. В 1995 г. налажены деловые контакты с Международной организацией труда, Всемирной организацией здравоохранения, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Минскую штаб-квартиру СНГ посетил Генеральный секретарь ООН г-н Бутрос Бутрос-Гали (1994 г.), Исполнительный секретарь ЕЭК ООН г-н Ив Бертелло, Генеральный секретарь Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе г-н Вильгельм Хойнк (1994 г.), Генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности г-н Арпад Богш (1994 г.), Генеральный секретарь ОБСЕ г-н Джанкарло Арагона (1996 г.), Генеральный секретарь Совета Министров Северных стран г-н Пер Стейнбек (1996 г.), Президент Форума «Кран-Монтана» г-н Жан-Поль Картерон (1997 г.).

В свою очередь, представители Исполнительного Секретариата СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.