Что значит духовные ценности общества. Духовные ценности

Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно они характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существующих в обществе систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Поэтому вопросы: что такое ценности, каково соотношение ценности и оценки, какие ценности для человека главные, а какие второстепенные, - являются ныне жизненно важными.

ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ. ТИПЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Принято считать, что учение о ценностях возникло недавно. Однако это не так. В истории философии нетрудно обнаружить довольно сильную ценностную традицию, которая уходит своими корнями в ранние философские системы. Так, уже в эпоху античности философов интересовала проблема ценностей. Однако ценность в тот период отождествлялась с бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Например, для Сократа и Платона такие ценности, как благо и справедливость, выступали главными критериями истинного бытия. Кроме того, в античной философии предпринималась попытка классифицировать ценности. В частности, Аристотель выделял самодостаточные ценности, или «самоценности», в которые он включал человека, счастье, справедливость, и ценности, имеющие относительный характер, постижение которых зависит от мудрости человека.

В последующем различные философские эпохи и существовавшие в них философские школы накладывали свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века, например, ценности приобретали религиозный характер и связывались с божественной сущностью. В эпоху Возрождения на первый план выступали ценности гуманизма и свободомыслия. В Новое время подходы к учению о ценностях начали определять с позиций рационализма, что объясняется развитием науки и формированием новых общественных отношений. В этот период проблема ценностей и их критериев нашла свое отра- ззз

жение в трудах Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Клода Адриана Гельвеция, Поля Анри Гольбаха и др.

Поворотным моментом в развитии учения о ценностях стала философия Иммануила Канта, который первым разграничил понятия сущего и должного, реальности и идеала, бытия и блага, противопоставил проблему моральности как свободы - сфере природы, которая находится под воздействием закона необходимости, и т.д.

В конце XIX в. проблема ценностей достаточно широко обсуждалась и разрабатывалась в работах таких видных представителей философии, как Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Николай Федоров, Семен Франк и др.

Собственно теория ценностей как научная система философских знаний стала формироваться во второй половине XIX в. в трудах немецких философов Вильгельма Виндельбанда, Рудольфа Лотце, Германа Когена, Генриха Риккерта. Именно в этот период было впервые дано философское определение понятия ценности как значения объекта (в отличие от его существования) Р. Лотце и Г. Когеном. В начале XX в. для обозначения теории ценностей французский философ П. Лапи ввел термин «аксиология» (греч. axios - ценный, logos - учение). В последующем аксиологическую проблематику активно рассматривали представители феноменологии, герменевтики, экзистенциализма и других философских направлений.

В нашей стране аксиология как наука о ценностях долгое время игнорировалась лишь потому, что ее теоретической основой являлась идеалистическая философия. И только с начала 60-х гг. XX в. эта теория стала развиваться в СССР.

Что же является предметом изучения аксиологии?

Предмет аксиологии - ценности всех типов, их природа, связь различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности. Ценности, согласно аксиологии, - определенная нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса. Основными понятиями и категориями этой теории выступают благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье, уважение и т.д.

Существует несколько подходов к пониманию природы и сущности ценностей, которые сформировались после выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований. Рассмотрим некоторые из них.

Натуралистический психологизм (Алексиус фон Мейнонг, Ральф Бартон Перри, Джон Дьюи, Кларенс Ирвинг Льюис) рассматривает ценности как объективные факторы, источник которых заключается в биологических и психологических потребностях человека. Такой подход позволяет отнести к ценностям любые предметы и действия, с помощью которых человек удовлетворяет свои какие-либо потребности.

Персоналистический онтологизм. Наиболее видный представитель этого направления Макс Шелер также обосновывал объективный характер ценностей. Однако, согласно его концепции, ценность каких-либо предметов, явлений нельзя отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, цвет может существовать независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (красивое, доброе, трагическое) могут восприниматься независимо от тех вещей, свойствами которых они являются.

Мир ценностей, по М. Шелеру, имеет определенную иерархию. Ее нижнюю ступеньку занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и материальными благами; более высокие ценности - это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности; наивысшей ценностью являются ценность «святого» и идея Бога. Реальность всего этого ценностного мира основывается на ценности божественной личности. Тип же личности человека определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу данной личности.

Аксиологический трансцендентализм (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) понимает ценности не как объективную реальность, а как идеальное бытие, не зависящее от человеческих потребностей и желаний. К таким ценностям относятся истина, добро, справедливость, красота, которые имеют самодостаточное значение и существуют в виде идеальных норм. Таким образом, ценность в данной концепции - не реальность, а идеал, носителем которого является какое-то трансцендентальное, т.е. потустороннее, запредельное сознание.

Культурно-исторический релятивизм. Основателем этого направления аксиологии был Вильгельм Дильтей, положивший в его основу идею аксиологического плюрализма. Под аксиологическим плюрализмом он понимал множественность равноправных ценностных систем, которые различаются и анализируются с помощью исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурноисторического контекста.

Социологическая концепция ценностей. Родоначальником этой концепции является Макс Вебер, который ввел понятие ценностей в социологию и применил его для интерпретации социального действия и социального знания. По мнению М. Вебера, ценность - норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта.

В последующем подход М. Вебера развили американский социолог Уильям Томас и польский социолог Флориан Знанецкий, которые стали определять ценности не только через их социальную значимость, но и через социальные установки. По их представлению, ценностью является любой предмет, который обладает поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией членов этой группы по отношению к ценности.

В современной философской и социологической литературе тоже нет однозначного подхода к пониманию природы и сущности ценностей. Одни исследователи рассматривают ценность как предмет, способный удовлетворять какую-либо потребность человека или приносить ему определенную пользу; другие - как идеал, норму; третьи - как значимость чего-либо для человека или социальной группы, и т.д. Каждый из названных подходов имеет право на существование, поскольку все они отражают определенный аспект ценностей и их необходимо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Синтез данных подходов и представляет собой современную общую теорию ценностей.

Рассмотрим в самых общих чертах проблематику общей теории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего разберемся в смысле основного понятия данной теории - категории «ценность». Этимологический смысл этого слова весьма прост и вполне соответствует самому термину: ценность - суть то, что люди ценят. Это могут быть и предметы или вещи, и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры. Однако содержание понятия «ценность», его природа не так просты, как это может показаться с позиции обыденного сознания.

В чем же философский смысл понятия «ценность»?

Основные характеристики сущности и природы ценностей можно свести к следующему (схема 15.1).

Схема 15.1. Сущность ценностей

  • 1. Ценность по своей сущности является социальной и имеет объектно-субъектный характер. Известно, что там, где нет общества, нет и оснований говорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без их связи с человеком, жизнью социума не относятся к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и имеют социальный характер. Это относится не только к очеловеченной природе, т.е. ко всей цивилизации во всем многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако только с возникновением человеческого общества стало возможным говорить об огромной ценности атмосферы для жизни людей.
  • 2. Ценность возникает входе практической деятельности человека. Любая деятельность человека начинается с определения цели, достижению которой и будет посвящена эта деятельность. Цель - представление человека о конечном результате деятельности, достижение которой позволило бы индивиду удовлетворить какие-то свои потребности. Таким образом, уже изначально индивид относится к предполагаемому результату своей деятельности как к ценности. Поэтому человек и сам процесс деятельности, направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него.

Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Причем сюда относятся не только вещи, но и идеи, отношения, способы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств, и т.д.

3. Понятие «ценность» следует отличать от понятия «значимость». Понятие «ценность» соотносится с понятием «значимость», однако не тождественно ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не только ценности, но и «антиценности», т.е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, однако эти явления не принято называть ценностями.

Следовательно, «значимость» более широкое понятие, чем «ценность». Ценность - это положительная значимость. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Итак, ценность - не любая значимость, а только та, которая играет положительную роль в жизни человека, социальных групп или общества в целом.

4. Любая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом. Что это за свойства?

Функциональное значение ценности - совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Например, для какой-либо идеи характерны определенное информационное содержание и степень его достоверности.

Личностный смысл ценности - ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой - зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной в нем обществом, к которому он принадлежит, т.е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и является для него смыслом.

В то же время смысл ценностей существует для людей неоднозначно, а в зависимости от их положения в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения, а может быть престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т.п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями.

5. Ценности по своей природе объективны. Это положение может вызвать возражение. Ведь ранее отмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценности. Она зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т.е. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может.

И тем не менее субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне зависимое от сознания человека неоправданны. Ценность, как и значимость вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т.е. ценность.

Нужно учитывать также то, что субъектом ценностного отношения выступают прежде всего общество, большие социальные группы. Например, проблема озоновых «дыр» может быть безразлична тому или иному индивидууму, но не обществу. Это еще раз свидетельствует об объективной природе ценности.

Такова общая характеристика ценности. Учитывая изложенное, можно дать следующее общее определение ценности. Ценность - объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям - это ценностное отношение.

В категориальное ядро аксиологии наряду с ценностью входит и «оценка» - очень широкое по объему понятие. Оценка - средство осознания значимости вещи для деятельности человека, удовлетворения его потребностей. Чтобы лучше разобраться в сущности оценки, ее следует сравнить с понятием «ценность». Оценка и ценность - тесно связанные понятия, однако между ними есть и существенное различие. В чем оно заключается?

Во-первых, если ценность - то, что мы оцениваем, т.е. предмет оценки, то оценка - процесс , т.е. умственный акт, результатом которого является определение ценности для нас конкретного предмета действительности. Найдя предмет или его свойство полезным, приятным, добрым, красивым и т.п., мы совершаем оценку.

Во-вторых, в отличие от ценности, которая имеет только положительный знак (не может быть «отрицательных ценностей»), оценка может быть как положительной, так и отрицательной. Можно найти определенный предмет или его свойство не полезным, а вредным, оценить чей-либо поступок как плохой, безнравственный, осудить просмотренный фильм как пустой, бессодержательный, пошлый и т.п. Все подобные суждения являются различной оценкой.

В-третьих, ценность объективна как порождение практического отношения. Оценки же субъективны. Оно зависит не только от качества самой объективной ценности, но и от социальных и индивидуальных качеств оценивающего субъекта. Отсюда вытекает возможность различного оценивания одного и того же явления людьми, живущими в одно и то же время.

Здесь может возникнуть вопрос об истинных и ложных оценках.

Важно понять, что истинность оценки может опираться как на научные знания, так и на обыденные, на социальный опыт, воплощенный в традициях, обычаях, и даже на различного рода суеверия и предрассудки. Причем нужно заметить, что простая принадлежность оценивания к науке еще не свидетельствует о его обязательной истинности, так же как оценивание на уровне обыденного сознания не означает автоматически его ложности.

Важно понять, что истинность оценки заключается в том, насколько адекватно субъект осознает объективное значение ценности. Критерием здесь, как и вообще в вопросе об истине, является практика.

Теперь о структуре оценки.

Здесь можно условно выделить две стороны.

Если первая сторона оценки - фиксация некоторых объективных характеристик предметов, свойств, процессов и т.д., то вторая - отношение субъекта к объекту: одобрение или осуждение, расположение или неприязнь и т.д. И если первой стороной оценки тяготеет к знанию, то второй - к норме.

Норма - общепризнанное правило, направляющее и контролирующее деятельность человека, его соответствие интересам и ценностям общества или отдельных групп людей. Она выступает как требование, предписывающее или запрещающее определенные действия, исходя из существующих в обществе представлений о должном. Следовательно, норма включает момент оценки. Сложившиеся в обществе нормы обретают относительную устойчивость и в свою очередь воздействуют на процессы оценочной деятельности. Субъект оценивает исходя не только из осознания реальной ценности объекта, но и из тех норм, которыми он руководствуется в жизни. Изменение социальной значимости явлений в процессе развития общества и соответственно изменение оценок ведут к критике старых норм и формированию новых.


Схема 15.2. Функции оценивания

Мировоззренческая функция. В соответствии с ней оценивание - необходимое условие формирования, функционирования и развития самосознания субъекта, поскольку оно всегда связано с выяснением значимости для него окружающего мира.

Будучи отражением действительности, осознанием социальной значимости объектов, оценивание выполняет гносеологическую функцию и является специфическим моментом познания.

Оценивание выражает направленность познания на использование знаний на практике, формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность. Это свойство оценивания получило название активизирующей функции.

Вариативная функция. Оценивание предполагает выбор, предпочтение субъектом каких-либо объектов, их свойств, отношений. Оценивание формируется на основе сравнения явлений и соотношения их с существующими в обществе нормами, идеалами и др.

Анализ сущности ценности и ее взаимосвязи с оценкой позволяет перейти к рассмотрению классификации ценностей.

Основные духовные ценности

Искусство счастья состоит из множества слагаемых. Как мы уже выяснили, достижение счастья начинается с понимания истинных его источников и развития этих источников в своей жизни. Это требует внутренней дисциплины, постепенного процесса искоренения негативных ментальных состояний и замены их позитивными - добротой, терпимостью, умением прощать. Рассмотрение факторов, ведущих к полной и счастливой жизни, мы закончим анализом духовности.

Существует естественная тенденция связывать духовность с религией. Подход Далай Ламы к достижению счастья является результатом многолетнего монашеского опыта. Его также по праву считают выдающимся буддийским ученым. И все же многих в нем привлекают не глубокие философские познания, а такие личные качества, как отзывчивость, чувство юмора и человечность. Во время наших бесед эти черты часто брали в нем верх над буддийским монахом. Несмотря на бритую голову и шафранные одеяния, несмотря на статус одного из выдающихся религиозных лидеров нашего мира, в наших разговорах он был обычным человеком, озабоченным общечеловеческими проблемами и тревогами.

Объясняя истинное значение духовности, Далай Лама начал с различия между духовностью и религиозностью:

Я считаю, что для человека очень важно ценить свой потенциал и понимать значение внутренней трансформации. Это достигается в процессе духовного развития. Иногда я называю это "открытием духовного измерения".

Существует два уровня духовности, один из которых связан с религиозными верованиями. В нашем мире так много разных людей и так много разных характеров. Нас целых пять миллиардов, и, на мой взгляд, должно существовать пять миллиардов разных религий, так как не существует двух абсолютно одинаковых людей. Я считаю, что каждый должен выбирать тот духовный путь, который в наибольшей мере соответствует его характеру, природным склонностям, темпераменту, убеждениям, семейным и культурным обычаям.

Как буддийский монах, я считаю буддизм наиболее подходящей для себя религией. Для меня эта религия - наилучший выбор. Но это не значит, что буддизм является наилучшим выбором для всех. Это ясно и несомненно. Глупо было бы считать, что буддизм идеален для всех, так как разные люди воспринимают мир по-разному. Поэтому требуется разнообразие религий. Назначение религии - приносить людям пользу, и если бы существовала всего одна религия, я думаю, что рано или поздно ее эффективность исчерпалась бы. Так, например, если бы в ресторане день за днем подавали всего одно блюдо, вскоре он лишился бы почти всех своих посетителей. Люди требуют разнообразия в пище, так как проявляют разнообразие вкусов. Религия же, подобно пище, предназначена для питания человеческого духа. Поэтому я считаю, что разнообразие религий нужно только приветствовать и ценить. Одни считают наилучшим выбором для себя иудаизм, другие - христианство, третьи - ислам. Вот почему мы должны уважать и ценить все существующие сегодня религиозные традиции.

Все эти религии приносят пользу человечеству. Их назначение - сделать людей счастливее, а мир - лучше. Но для того чтобы сделать мир лучше, каждый верующий должен приложить усилия, проявить прилежание и решимость. Чтобы использовать религию в качестве источника внутренней силы, нужно, чтобы она стала частью твоей жизни. Нужно добиться глубокого понимания ее идей, не только на интеллектуальном, но и на духовном уровне, сделать эти идеи частью своего внутреннего мира.

Я считаю, что можно развить в себе глубокое уважение ко всем существующим религиозным традициям. Они заслуживают уважения уже потому, что образовывают этическую систему, позитивно влияющую на человеческое поведение. Так, в христианстве вера в Бога создает четкую этическую систему, управляющую жизнью и поведением человека, и эта система очень эффективна, так как в ней присутствует возможность близости с Богом и возможность доказательства своей любви к Богу посредством проявления любви и сострадания по отношению к другим людям.

Существует и множество других причин для уважения других религий. Очевидно, что за многие столетия основные религии принесли огромную пользу миллионам людей, приносят эту пользу до сих пор и вдохновят еще немало поколений в будущем. Очень важно понимать это.

На мой взгляд, один из путей укрепления взаимоуважения между религиями - установление между ними тесного личного контакта. За последние несколько лет я предпринял немало усилий в этом направлении - например, встречался с представителями христианства и иудаизма - и считаю, что добился некоторых положительных результатов. Подобные контакты позволяют лучше узнать о пользе, которую та или иная религия приносит человечеству, и, возможно, перенять какие-то полезные моменты, методы и даже техники.

Таким образом, очень важно развивать связи между разными религиями, чтобы объединить усилия на благо человечества. В мире так много проблем, так много вражды и раздоров, поэтому религия должна предотвращать конфликты и бороться со страданиями, а не становиться одним из их источников.

Мы часто слышим высказывание о том, что все люди равны. Под этим понимается, что все мы одинаково стремимся к счастью. Каждый имеет право быть счастливым и не испытывать страданий. Поэтому если для вас источником счастья или блага становится какая-то религия, вы должны уважать права других людей, другие религии. Это очевидно.

В течение недели публичных выступлений Далай Ламы в Таксоне дух взаимного уважения был вполне осязаем. В зале постоянно присутствовали представители самых разных религий, в том числе немало христианских священнослужителей; несмотря на это, обстановка была мирной и гармоничной. Происходил даже некоторый обмен опытом, и описания Далай Ламой различных методов и техник неизменно вызывали глубокий интерес у небуддистов. Один из слушателей задал такой вопрос:

В любой религии большое значение придается молитве. Почему молитва так важна в духовной жизни? Далай Лама ответил:

Я считаю, что молитва - это, в основном, ежедневное напоминание самому себе о своих глубинных принципах и убеждениях. Лично я повторяю определенные буддийские стихи каждое утро. Они похожи на молитвы, но на самом деле являются напоминаниями. Напоминаниями о том, как общаться с людьми, как справляться с проблемами и многом другом. Поэтому моя духовная практика в основном состоит из напоминаний - о важности сострадания, о всепрощении и прочих подобных вещах. И, конечно же, она включает в себя определенные буддийские медитации о природе реальности и визуализации. Если у меня есть достаточно свободного времени, моя обычная ежедневная практика занимает около четырех часов. Это довольно много.

Мысль о четырех часах молитв в день вызвала у другой слушательницы вопрос:

Я мать двоих детей, работаю, поэтому у меня очень мало свободного времени. Как в таких условиях найти достаточно времени для молитв и медитаций?

Я тоже мог бы пожаловаться на недостаток свободного времени, если бы у меня возникло такое желание, - ответил Далай Лама. - И с еще большими на то основаниями. Тем не менее если приложить некоторые усилия, всегда можно найти время - например, пораньше встать утром. Потом, существует такая вещь, как уик-энд. Можете пожертвовать частью своих развлечений, - он рассмеялся. - Так что хотя бы полчаса в день вы способны найти. Если же вы постараетесь еще лучше, найдете полчаса утром и полчаса вечером. Стоит только заняться этим вопросом, и вы найдете, как его решить.

Если же вы серьезно относитесь к духовным практикам, вы должны понимать, что они предполагают развитие и тренировку ума, способностей, психологической и эмоциональной сфер. Эти практики - не просто какая-то физическая или вербальная деятельность, не просто произнесение молитв или пение. Если вы понимаете их именно в этом ограниченном смысле, вам, безусловно, нужно выделять какие-то определенные часы для их выполнения, так как вы не можете совместить их со своей повседневной деятельностью. Если вы, например, будете повторять мантры на кухне, готовя пищу, это вряд ли понравится вашим домашним. Если же вы обладаете правильным пониманием этих духовных практик, вы можете заниматься ими двадцать четыре часа в сутки.

Истинная духовность - это состояние ума, которое вы можете поддерживать постоянно .

Так, оказавшись в ситуации, в которой у вас возникает искушение обидеть кого-то, немедленно соберитесь внутренне и удержите себя от этих действий. Когда вы готовы выйти из себя, немедленно соберитесь и скажите себе: "Нет, это неправильно". Вот это и есть духовная практика. С этой точки зрения, у вас всегда есть время.

Это напомнило мне об одном из тибетских мастеров, Потове, который сказал, что для того, кто достиг определенной внутренней устойчивости и понимания, все, что происходит, является уроком, обучением. Я считаю, это очень верно.

Таким образом, если вы, например, видите по телевизору или в кино какие-то сцены насилия и секса, постарайтесь сосредоточиться на негативных аспектах подобных крайностей, и тогда эти эпизоды будут меньше вас шокировать - вы будете воспринимать их как иллюстрации разрушительной природы неконтролируемых эмоций, как полезные уроки.

Конечно, извлекать уроки из сериалов типа "Район Мелроуз" - это хорошо, но арсенал духовных практик Далай Ламы, конечно же, гораздо обширнее. Как он рассказал, его ежедневные упражнения включают в себя буддийские медитации о природе реальности, а также некоторые визуализации. В этой беседе он лишь вскользь упомянул о них, но за несколько лет нашего знакомства мне доводилось слышать от него их гораздо более обстоятельный и сложный анализ. Его монологи о природе реальности были полны сложнейших философских аргументов и описаний тантрических визуализаций - медитаций и визуализаций, назначение которых состоит в том, чтобы создать в человеческом воображении нечто вроде голографического атласа Вселенной. Изучению и практическому освоению этих буддийских медитаций он посвятил всю свою жизнь. Задумавшись об этих огромных усилиях, я спросил его:

Можете ли вы рассказать о практической пользе этих духовных практик, их роли в вашей повседневной жизни?

Далай Лама помолчал несколько мгновений, затем тихо ответил:

Хотя мой личный опыт весьма невелик, одно я могу сказать с полной уверенностью: в результате этих буддийских тренировок мой ум стал гораздо спокойнее. Это определенно. Хотя эта перемена происходила постепенно, год за годом.

Он рассмеялся.

Я считаю, что изменилось и мое отношение к себе и другим людям. И, хотя точные причины этих перемен указать трудно, мне кажется, что большую роль в этом сыграло понимание - не абсолютное понимание, но определенное чувство или ощущение глубинной природы реальности - а также созерцание таких вещей, как непостоянство, неизбежность страданий, ценность сострадания и альтруизма.

Так, например, даже думая о тех китайских коммунистах, которые принесли огромное горе многим тибетцам, в результате буддийской практики я испытываю к ним сострадание, так как понимаю, что человека делают палачом обстоятельства. Поэтому, а также в силу обетов и клятв бодхисаттвы, я не могу считать, что человек, совершивший что-то ужасное, заслуживает мести или не заслуживает счастья. Главную роль в развитии подобного отношения сыграл обет бодхисаттвы, поэтому я его очень люблю.

Это напомнило мне об одном наставнике из монастыря Намгуаль. Он провел двадцать лет в китайских тюрьмах и трудовых лагерях в качестве политзаключенного. Однажды я спросил у него, что было для него самым трудным во время заключения. Удивительно, но он ответил, что больше всего боялся утратить сострадание к китайцам!

Подобных историй очень много. Так, дня три назад я встретил монаха, который также много лет провел в китайских тюрьмах. Он рассказал мне, что во время тибетского восстания 1959 года ему было двадцать четыре года и он примкнул к повстанцам, штаб которых находился в Норбулинге. Китайцы поймали его и бросили в тюрьму вместе с тремя его братьями, которые впоследствии были убиты. Еще два его брата также погибли. Затем его родители умерли в трудовом лагере. Он рассказал, что, находясь в тюрьме, размышлял о своей жизни до тех пор, пока не пришел к выводу, что был плохим монахом, хотя и провел всю свою сознательную жизнь в монастыре Дрепанг. Он понял, что был глупым монахом. В тот момент, в тюрьме, он поклялся, что приложит все усилия для того, чтобы стать хорошим монахом. В результате буддийских практик и тренировок ума он достиг такого состояния, что даже физическая боль не мешала ему чувствовать себя счастливым. Даже во время пыток и избиений он чувствовал себя счастливым, воспринимая их как очищение от негативной кармы прошлых воплощений.

Надеюсь, эти примеры доказали вам ценность духовных практик в повседневной жизни.

Итак, Далай Лама описал последний ингредиент счастливой жизни - духовное измерение. Благодаря учению Будды Далай Лама и многие другие нашли в своей жизни духовную основу, которая помогает им выносить и даже преодолевать боль и страдания, которые иногда приносит нам жизнь. И, как считает Далай Лама, в каждой из основных религий мира есть набор методов и техник, которые могут сделать человека счастливее.

Сила веры в течение многих веков наполняла и наполняет сегодня жизнь миллионов людей. Иногда она действует практически незаметно, иногда вызывает глубокие духовные трансформации. Каждый из нас, несомненно, хотя бы раз в своей жизни был свидетелем того, как она действует на какого-либо члена семьи, друга или знакомого. Иногда примеры проявления этой силы оказываются на первых полосах газет, как это было в случае с Терри Андерсоном, похищенным на одной из улиц Бейрута однажды утром 1985 года. На него просто накинули одеяло и запихнули в машину. В течение последующих семи лет его держала в качестве заложника Хезболла - экстремистская группировка исламских фундаменталистов. До 1991 года его не выпускали из грязных сырых подвалов и тесных камер, держали в темноте и на цепи, постоянно избивали. Когда его наконец освободили, к нему было приковано внимание всего мира. Он был очень счастлив вновь увидеть свою семью и, как это ни странно, почти не испытывал обиды и ненависти к своим мучителям. Когда журналисты спросили его, как ему удалось проявить такую незаурядную стойкость и силу, он сказал, что только вера и молитва помогли ему перенести эти мучения.

История полна примеров того, как в сложные моменты человеку помогает вера. А недавние социологические опросы подтверждают тот факт, что религиозная вера делает человеческую жизнь гораздо счастливее. Исследования независимых ученых и социологических организаций (таких, как Институт Гэллапа), показали, что счастливых и удовлетворенных жизнью людей среди верующих гораздо больше, чем среди неверующих, а также что религиозная вера помогает людям гораздо эффективнее справляться с такими проблемами, как старение, личные кризисы и психологические травмы. Кроме того, статистика утверждает, что в религиозных семьях гораздо реже встречаются такие явления, как подростковая преступность, алкоголизм, наркомания и разводы.

Существуют даже серьезные основания предполагать, что вера положительно влияет на физическое состояние людей, в том числе тяжело больных. Результаты многих сотен научных исследований позволяют установить связь между глубокой религиозной верой, уровнем смертности и состоянием здоровья. Так, в одном из исследований глубоко верующие пожилые женщины переносили операцию на бедре гораздо легче физически и психологически, чем те пожилые женщины, у которых вера была слабее или отсутствовала вообще.

Исследования, проведенные Ронной Касар Хэррис и Мэри Амандой Дью из Медицинского центра Питтсбургского университета, показали, что глубоко верующие люди гораздо легче переносят операцию по пересадке сердца, исследования доктора Томаса Оксмана и его коллег из Дартмутской Медицинской Школы - что среди пациентов старше пятидесяти пяти лет, которые перенесли операцию на открытом сердце коронарной артерии или сердечного клапана, верующих выживает в три раза больше, чем неверующих.

Преимущества глубокой религиозной веры иногда являются непосредственными проявлениями определенных доктрин и традиционных убеждений. Так, многие буддисты справляются со страданиями благодаря твердой вере в доктрину кармы. Точно так же христианам помогает противостоять страданиям вера во всевидящего и любящего Бога - Бога, чей промысел может быть нам недоступен, но который рано или поздно проявит свою любовь к нам. Они находят утешение в таких библейских стихах, как: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу".

Помимо специфических доктрин существуют воодушевляющие моменты, общие для всех религий. Вовлечение в деятельность религиозной группы, независимо от религии, дает верующему ощущение принадлежности к группе, связи с другими людьми, братьями по вере. Это создает осмысленную среду, структуру, которая позволяет человеку общаться и взаимодействовать с другими. Глубокие религиозные убеждения придают смысл и значительность человеческой жизни, поддерживают надежду в страданиях и смерти, пробуждают в человеке ощущение вечности, которое позволяет его духу подняться над повседневными проблемами.

Несмотря на все это, вера сама по себе еще не является гарантией счастья и душевного покоя. Так, например, в тот самый момент, когда Терри Андерсон демонстрировал прекраснейшие аспекты религиозной веры, сидя на цепи в камере, буквально рядом с ним обезумевшие от ненависти толпы людей демонстрировали ее наихудшие аспекты. Вот уже много лет в Ливане продолжается полная жестокости война, которую питает обоюдная ненависть между различными мусульманскими сектами, с одной стороны, и христианами и иудеями - с другой. Подобное не раз происходило на протяжении человеческой истории и происходит во многих местах нашей планеты сейчас. Способность религии пробуждать вражду и ненависть подрывает доверие к религиозным институтам. Поэтому Далай Лама, как и некоторые другие религиозные лидеры, пытается выделить в различных религиях те универсальные элементы духовной жизни, которые способны сделать человека счастливее независимо от его религиозной ориентации.

Далай Лама завершил свою дискуссию полным убежденности описанием подлинной духовной жизни.

Говоря о духовном измерении в нашей жизни, мы определили свои религиозные убеждения в качестве одного уровня духовности. Религиозная вера - это всегда хорошо. Но можно обойтись и без нее, а в некоторых случаях-и с большим успехом. Верить или не верить - решать только нам самим, это наше право. Но существует и другой уровень духовности, который я называю базовой духовностью. Это основные человеческие качества - доброта, сострадание, человечность. Они должны быть у каждого независимо от того, верующий это человек или нет. Лично я считаю, что этот уровень более важен, чем первый, так как даже самая лучшая религия может охватить ограниченное число людей, только часть человечества. А эти качества нужны нам всем, так как мы все - одна большая семья. Без них человеческое существование станет невыносимым, и никто не сможет чувствовать себя счастливым. Таким образом, развитие в себе этих качеств - очень важная задача.

Для этого, как мне кажется, мы должны помнить, что из, скажем, пяти миллиардов людей на этой планете один или два миллиарда - глубоко верующие. Конечно же, под глубоко верующими людьми я понимаю не тех, кто, например, называет себя христианином просто потому, что его крестили в христианской церкви, но не имеет настоящей веры и не занимается религиозными практиками.

Предположим, что на нашей планете - всего лишь один миллиард верующих. Это значит, что остальные четыре миллиарда, то есть большинство. - неверующие. Поэтому мы должны найти способ улучшить жизнь этих людей, помочь им стать лучше и сознательнее. Здесь, на мой взгляд, очень важную роль играет образование, внушение этим людям того, что сострадание, доброта и другие положительные качества являются основными свойствами нормальных людей вообще, а не только верующих. Мы уже говорили о значительном влиянии человечности, доброты, любви и сострадания на физическое здоровье, счастье и душевное спокойствие. Это, в отличие от большинства религиозных и философских теорий, - очень практичная теория, которая, на мой взгляд, лежит в основе всех религиозных учений, но не менее важна и для людей вне каких-либо религиозных традиций. Мы должны внушить этим людям, что не обязательно верить, чтобы быть хорошим, чувствующим и ответственным за будущее мира человеком.

Свою принадлежность к религии или духовному пути можно указать внешними способами - ношением специальной одежды, постройкой алтаря или часовни на своей земле, чтением молитв, песнопениями и т. п. Однако все это вторично по отношению к вашему мировоззрению, которое должно быть основано на базовых духовных ценностях, так как встречаются люди, у которых форма значительно отличается от содержания. Истинная духовность делает человека спокойнее, счастливее и умиротвореннее.

Все добродетельные состояния ума - сострадание, терпимость, всепрощение, заботливость и т. п. - настоящая дхарма , или настоящие духовные качества, так как они не могут сосуществовать с болезненными, или негативными состояниями.

Таким образом, вырабатывая в себе внутреннюю дисциплину, мы создаем основу для религиозной жизни и развития этих позитивных ментальных состояний. Только тот, кто дисциплинировал, усмирил свой ум и научился проявлять это в своих поступках, ведет настоящую духовную жизнь.

Далай Лама находился на небольшом приеме, устроенном в честь группы бизнесменов, поддерживающих борьбу тибетского народа за свои права. У дверей зала, где проходил прием, собралась огромная толпа людей в ожидании появления Далай Ламы. В толпе я заметил человека, которого уже видел пару раз на этой неделе. Это был мужчина лет тридцати, высокий и очень худой. Он весь был ужасно растрепан, но мое внимание приковало не это, а выражение его лица - выражение, которое я часто наблюдаю у своих пациентов, смесь беспокойства, подавленности и боли. Я также заметил у него легкое подергивание лицевых мышц около рта и мысленно поставил диагноз: дискинезия - нервное расстройство, вызванное хроническим употреблением антистрессовых препаратов. "Бедняга", - посочувствовал ему я и почти сразу же о нем забыл.

С появлением Далай Ламы толпа уплотнилась, люди подались вперед, чтобы приветствовать его. Охранники, большей частью добровольцы, попытались сдержать натиск толпы и расчистить путь Далай Ламе. Озабоченный молодой человек, которого я заметил минутой ранее, совершенно изменился в лице и был вытолкнут толпой прямо к проходу, который расчистили охранники. Далай Лама, проходя мимо, заметил парня, выбрался из кольца охранников и остановился, чтобы поговорить с ним. Тот сначала смешался, начал что-то быстро и невпопад говорить Далай Ламе, который в ответ произнес лишь несколько слов. Я не слышал, о чем они говорили, но видел, что мужчина все более возбуждался по мере разговора. Он говорил и говорил, но тут Далай Лама взял его руку обеими руками, легонько потрепал ее и еще несколько мгновений постоял молча, просто кивая головой. Казалось, что он не замечал ничего и никого вокруг. Боль и возбуждение внезапно ушли с лица мужчины, по его щекам заструились слезы. Хотя возникшая на его лице улыбка была слабой и несмелой, в его глазах появились радость и облегчение.

Далай Лама убежден в том, что внутренняя дисциплина является основой духовной жизни и фундаментальным методом достижения счастья. Как объясняется в этой книге, с его точки зрения внутренняя дисциплина - это борьба с такими негативными состояниями ума, как злость, ненависть, жадность, и развитие таких позитивных состояний, как доброта, сострадание и терпимость. Он также считает, что счастья может достигнуть только тот, чей ум спокоен и устойчив. Практика внутренней дисциплины может включать в себя формальные медитативные техники, назначение которых - стабилизировать и успокоить ум. Большинство духовных традиций содержат практики успокоения ума, установления контакта с глубинной духовной природой.

Завершая серию своих публичных выступлений в Таксоне, он рассказал о медитации, которая предназначена для успокоения ума, изучения его глубинной природы и, таким образом, достижения "неподвижности ума".

Глядя на сидящих в зале, он заговорил тихим и спокойным голосом, будто обращаясь лично к каждому, а не ко всей огромной аудитории в целом. Иногда он оживлял свое повествование легким покачиванием головы, жестами рук и почти незаметными движениями тела.

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

Никакой питательной ценности Письмо 69, 1896: 739. Здоровье никоим образом не улучшается от употребления продуктов, на некоторое время возбуждающих, а затем вызывающих обратную реакцию, в результате чего организм еще более слабеет. Чай и кофе вначале возбуждают, но

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

3. Внутригрупповые ценности Итак, мы назвали четыре признака тоталитарного сектантства. О каждом из них можно говорить очень долго. В частности, у организаций кадрового типа имеется много характерных признаков: единый язык (сектантский жаргон), отрыв от всего внешнего

Из книги Международная академия каббалы (Том 2) автора Лайтман Михаэль

14.2. Критерий ценности науки Значимость любой науки определяется задачами, которые она перед собой ставит.К исследованию природы нас подталкивает эгоизм: мы постоянно стремимся наполнить себя и достичь, таким образом, оптимального состояния. Развитие знаний о природе и

О ценности неурядиц Как развить в себе стремление помогать другим? Чтобы нацелить себя на заботу о других людях, нужно прежде всего задуматься о своей значимости по сравнению с ними. Существует практика, пришедшая в Тибет из Индии, которая включает в себя поиск общего с

Из книги Политика доброты. Сборник. автора Гьяцо Тензин

Обоснование, наука и духовные ценности В одной из сутр Будда говорит: «Монахи и ученые мужи должны Тщательно обдумать мои слова, Как золото, которое следует проверять Посредством расплавления, разрезания и шлифовки, А затем принять их, но не для того, чтобы Высказать мне

Из книги Стихи духовные автора Федотов Георгий

Из книги САМОЕ НАЧАЛО (Происхождение Вселенной и существование Бога) автора Крейг Уильям Лейн

Из книги Притчи и истории, том 1 автора Баба Шри Сатья Саи

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

19. Уникальные ценности человечества Говорят, что во время битвы на Курукшетре, длившейся 18 дней, Вьясу мучило раскаяние, так как он был связан родством с обеими враждующими сторонами. Потому он не в силах был смотреть на братоубийство. В один из тех дней он так терзался

Из книги Деньги Ватикана [Тайная история церковных финансов] автора Берри Джейсон

б. Скрытые ценности В современной жизни нас постоянно вынуждают ориентироваться только на то, что видимо, измеряя время материальными категориями. Использование Иисусом слова «время» в соотнесении с вечностью и Божьими планами показывает, насколько важно измерять

Из книги Будда и любовь. Как любить и быть счастливым автора Лама Оле Нидал

Семейные ценности В 1976 году Мэри Бет вышла замуж за своего возлюбленного, учившегося в том же колледже, их венчали на мессе под гитару. «Тогда это не казалось уступкой давлению наших семей, – говорила она, вздыхая, несколько десятилетий спустя. – Будь мы немного постарше,

Из книги Ислам и Веды [Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций] автора Айтжанова Асель Казбековна

Вневременные ценности В повседневной жизни людей бывают не только радости, но и «узкие места», препятствия и трудности. Хотя в предыдущих разделах этой главы описывалось, как временно, на обусловленном уровне избегать этих проблем, применяя определенный настрой, - мы

Из книги Введение в дзэн-буддизм автора Судзуки Дайсэцу Тэйтаро

Из книги автора

2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ДЗЭНЕ Нас просят сказать что-нибудь объективное, что-нибудь научное относительно человеческих ценностей. Но я боюсь, что в этом смысле мне сказать нечего. Дело в том, что я не ученый, а простой, обыкновенный любитель, проявляющий серьезный

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие идеи, представления, знания.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо относятся к различным демографическим группам, а также профессиональным, классовым, религиозным, политическим и иным объединениям. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций.

По форме бытия различаются предметные и идеальные (духовные) ценности. Предметные ценности – это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа. Эти ценности существуют в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главной сферой предметных ценностей выступают продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. В качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность. Предметные ценности предстают как объекты потребностей и интересов человека.

К духовным ценностям относят общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и неправомерном, о смысле истории и предназначении человека. Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, программирующих цели и способы деятельности – это стандарты, правила, каноны. более гибкие, предоставляющие достаточную свободу в реализации ценности это нормы, вкусы, идеалы.

По субъекту – носителю ценностного отношения – различаются ценности надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надиндивидуальные ценности – это результат развития общества и культуры. Те т другие ценности неразрывно связаны между собой.

Ценности определяются потребностями и интересами личности и общества, поэтому они имеют сложную структуру, особую иерархию. В ее основании лежат фундаментальные блага, необходимые для жизни человека как живого существа (природные богатства, материальные условия жизни) и высшие ценности, зависящие от социальной сущности человека, его духовной природы. Первая группа – это утилитарные ценности, они определяются внешней внеположной человеку целью. Практическая, утилитарная ценность есть ценность средства, так как полезность вещи определяется той задачей, которой она призвана служить. Выполнив свою задачу, эта вещь в качестве ценности умирает. Вторая группа – духовные ценности. Они имеют внутреннее основание. духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается в лежащих вне ее мотивах. Утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, духовные ценности – смысл человеческой деятельности.

Духовные ценности обладают неутилитарным и неинструментальным характером. Они не служат ни для чего иного, напротив, все иное приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями. Духовные ценности составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей. Выделяются общечеловеческие ценности (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представление о социальной справедливости, свободе, правах человека), ценности стиля жизни, самоутверждение личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ (АКСИОЛОГИЯ)

Одним из первых мыслителей-философов, кто поставил вопрос о сущности и ценности блага, был Сократ. Связано это было с кризисом афинской демократии, сменой культурных образцов организации бытия человека и общества, потерей ориентиров в духовной жизни людей.

В дальнейшем в философии стало развиваться и утверждаться учение о природе ценностей, закономерностях их возникновения, становления и функционирования, их месте и роли в жизни человека и общества, о связи ценностей с другими феноменами жизни людей, о классификации ценностей и их развитии. Оно получило название аксиология (от греч. axia - ценность и logos - слово, учение). Впервые данное понятие было применено французским мыслителем П. Лапи в 1902 г., а потом немецким философом Э. Гартманом в 1908 г.

Для юридических наук и юридической практики феномен "ценность" имеет большое значение, так как в контексте понимания и трактовки ценностей в стране принимаются нормативные акты, характеризуются деяния субъектов в судебных процессах. В деятельности судов феномен ценности присутствует всегда и во всем.

Нельзя также исключить ценность из целеполагания людей, из формулирования концепций будущего, из отношений между людьми и странами, из процессов преемственности традиций, обычаев, укладов, культур в жизни этносов, народностей и наций.

ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

В результате изучения материала данной главы студент должен: знать

  • причины и источники возникновения ценностей в жизни человека и общества;
  • критерии классификации ценностей;
  • классификацию ценностей;
  • представителей философской мысли, разрабатывавших проблему ценностей;
  • содержание и особенности ценностей в современной России; уметь
  • осмысливать место и роль ценностей в юридической деятельности;
  • применять знания о ценностях в определении роли права и закона в жизни человека и общества;
  • анализировать ценностные аспекты в юридической теории и практике;
  • прогнозировать развитие ценностей в современной России; владеть навыками
  • использования положений аксиологии в оценке противоправных деяний;
  • применения ценностного подхода в практической деятельности юриста;
  • включения ценностных регулятивов в формирование личности юриста;
  • разработки нормативных документов с позиций ценностного подхода.

Сущность ценностей и их классификация

После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований появилось несколько типов концепций ценностей: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Натуралистический психологизм сформировался в результате исследований А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи, К. И. Льюиса и др. По их утверждениям, источник ценностей находится в биопсихологически интерпретированных потребностях человека. Сами же ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. В рамках данного подхода используется феномен "стандартизации ценностей", т.е. к ценностям можно относить любые предметы , которые удовлетворяют потребности человека.

Концепция аксиологического трансцендентализма , созданная баденской школой неокантианства, трактует ценность как идеальное бытие нормы , соотносящееся не с эмпирическим, а с "чистым", трансцендентальным, или нормативным, сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности

нс зависят от человеческих потребностей и желаний. В результате сторонники данной концепции ценностей становятся на позиции спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий "логос". Как вариант, Н. Гартман для освобождения аксиологии от религиозных предпосылок обосновывает феномен независимого существования сферы ценностей.

Концепция персоналистического онтологизма сформировалась в недрах аксиологического трансцендентализма как способ обоснования существования ценностей вне реальности. Наиболее видный представитель данных воззрений Макс Шелер (1874-1928) утверждал, что реальность ценностного мира гарантирована "вневременной аксиологической серией в Боге", несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Более того, сам тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Согласно утверждениям М. Шелера ценность существует в личности и имеет определенную иерархию, нижнюю ступеньку в которой занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний. Более высокие ценности - это образ прекрасного и познание. Высшей ценностью является святое и идея Бога.

Для культурно-исторического релятивизма , у истоков которого стоял

В. Дильтей, характерна идея аксиологического плюрализма , под которым понималась множественность равноправных ценностных систем, опознающихся при помощи исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурно-исторического контекста.

Интересным является тот факт, что многие последователи В. Дильтея, например О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, II. Сорокин и др., раскрывали содержание ценностного смысла культур посредством интуитивис.тского подхода.

Что касается социологической концепции ценностей , родоначальником которой был Макс Вебер (1864-1920), то в ней ценность трактуется как норма , способ бытия которой является значимостью для субъекта. Данный подход М. Вебер применил для интерпретации социального действия и социального знания. В последующем позиция М. Вебера была развита. Так, у Ф. Знанецкого (1882-1958) и особенно в школе структурно-функционального анализа понятие "ценность" приобрело обобщенно-методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. По представлениям ученых, ценностью является любой предмет, который обладает поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценности.

В материалистической философии к трактовке ценностей подходят с позиций их социально-исторической, экономической, духовной и диалектической обусловленности. Реальные ценности для человека, сообществ конкретны, историчны и обусловлены характером деятельности людей, уровнем развития общества и направленностью развития данных субъектов, они носят конкретно-исторический характер, и для выявления их природы и сущности следует использовать диалектико-материалистический подход и такой критерий, как мера, который характеризует переход количественных показателей в качественные.

Ценность - это совокупность социальных и природных предметов (вещей, явлений, процессов, идей, знаний, образцов, моделей, стандартов и т.д.), которые обусловливают жизнедеятельность человека, общества в рамках меры соответствия объективных законов развития человека или общества и ожидаемых (планируемых) людьми целей, результатов.

Ценность появляется в результате сравнения, выраженного посредством умозаключения в определенном суждении, предметов реального мира (идеальных образов), которые могут и предопределяют развитие (прогрессивное или регрессивное) человека и сообщества, с теми, которые не могут, не способны или противоречат данному процессу. Это может происходить и часто происходит на уровне чувств, а не на уровне познанных законов развития, например, человеческого организма.

Ценности закрепляются в различных формах, например добра , если это относится к моральной деятельности, моральному поведению, отношению, сознанию, или в формах, отражающих содержание прекрасного, совершенного, если это относится к эстетической стороне общественного сознания и деятельности, в канонах конкретных религий, если это связано с конфессиональной жизнью человека и общества, в нормативных актах, регламентирующих общественные отношения с использованием государственного принуждения, и т.д.

Другими словами, категория "ценность" отражает в качественном выражении степень соответствия, совпадения реального или мыслимого явления (вещей, процессов, мыслей и т.д.) потребностям, целям, устремлениям, планам, программам конкретной личности, сообщества, страны, партии и т.д., которые обусловливают процесс гармоничного и эффективного развития ранее перечисленных субъектов. Именно поэтому предметы реального мира, связи и взаимодействия между людьми приобретают признаки, которые переводят образцы, модели, стандарты человеческого бытия в разряд ценностей.

Ценности возникают, формируются и утверждаются в сознании конкретного человека на основе его реальной деятельности, взаимоотношений с природой и с себе подобными посредством определенного критерия, которым с позиций философского и общенаучного закона развития природы, общества, в том числе и личности, согласно закону взаимоперехода количественных изменений в качественные, является мера соответствия. Любым феноменам бытия как отдельного человека, так и общества можно придать статус ценности. Данный критерий раскрывает "предел", своеобразную "границу", за которыми изменение количества, т.е. содержания явлений, процессов, знаний, образований и т.д., влечет за собой изменение их качества или "переход" их в ценность.

Следует обратить внимание па тот факт, что данный критерий не только позволяет людям определять момент перехода феноменов бытия людей в ценность, но одновременно с этим моментом "внутренне" включается

в ценность, преобразуя компоненты жизни людей в эго качественное их свойство.

С одной стороны, данный критерий конкретен , а с другой - относителен , ибо для разных людей и сообществ он требует уточнения, "наполнения" количественным содержанием, так как реальные условия жизни человека и общества изменяются. Например, если взять такой компонент жизни человека как вода , то критерий перехода его в ценность для жителей средней полосы и пустыни будет различным по содержанию.

Содержательно отличным будет данный критерий и для такого компонента жизни людей, как право. Так, если этот компонент включен в жизнедеятельность общества с демократическим режимом, содержание критерия "мера соответствия" будет включать обширные количественные признаки, которые будут совсем другими, чем в стране, где имеет место тоталитаризм. Классифицировать ценность можно по разным основаниям. В контексте философского подхода в качестве такого основания можно использовать требования, заключенные в закономерных связях категорий "общее - особенное - единичное" (рис. 11.1), т.е. изначально по родовому признаку, потом но видовому и далее - но типическому. С учетом того, что ценность является феноменом социальным, предопределяется и обусловливается объективными закономерностями развития человека и общества, а в качестве се сущностного признака-критерия выступает мера соответствия законам развития личности , общества , родовым ее "носителем" будут являться все предметы реального мира , а также духовные образования , которые соответствуют объективным закономерностям развития человека и общества.

Рис. 11.1. Вариант классификации ценностей

Так как все наши отношения отражены в формах общественного сознания, формы проявления ценностей можно классифицировать по формам общественного сознания. Такой подход позволяет выделить следующие формы ценностей: конфессиональные (религиозные); моральные (нравственные); правовые ; политические ; эстетические ; экономические ; экологические и т.д.

Виды ценностей непосредственно связаны с основными субъектами бытия социального: человеком и общностями людей. Они могут быть обусловлены такими показателями, как уровень воздействия ценностей на личность и на общество в целом; характер воздействия ценностей на социум.

Данные признаки раскрывают содержание взаимодействия личности с другими субъектами общественных отношений. Следовательно, по каждому из выделенных признаков в конкретном роде ценностей можно будет выделить свои подвиды.

По уровню воздействия на процесс развития ценности могут быть классифицированы по следующим показателям: революционные , эволюционные , контрреволюционные.

По характеру воздействия ценности в каждом виде могут быть классифицированы по следующим результатам: вызывающие позитивное развитие; вызывающие негативное развитие.

Вызывающие позитивное развитие, или так называемые социально одобряемые изменения в личности и обществе, - это такие ценности, которые по характеру воздействия на социум или личность придают им нужную, в соответствии с законами развития, обусловленность и детерминацию. Их перечень достаточно обширен и включает в себя сверхинтеллектуальность, сверхмотивацию, счастливый случай, талантливость, гениальность, одаренность и т.д.

Негативные , или так называемые социально не одобряемые, ценности это такие ценности, которые по своему характеру воздействия на социум или личность придают им ненужную , часто, может быть, даже прямо противоположную, в соответствии с законами развития, обусловленность и детерминацию. В контексте данного подхода их можно подразделить следующим образом. Во-первых, они могут быть сугубо личностного направления. Во-вторых, они могут, наряду с личностными негативными воздействиями, включать антисоциальное действие (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками, близкими. В-третьих, они могут характеризоваться сочетанием упорного антисоциального действия личности с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими личностями. В-четвертых, они могут быть полностью антисоциальными.

Признанной и достаточно востребованной в научной литературе является классификация ценностей, разработанная В. П. Тугариновым . Она содержит три ступени.

На первой ступени автор делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. К первым он относит ценности, которые вызывают положительные эмоции и получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания, ко вторым - те, которые вызывают отрицательные эмоции и получают отрицательные оценки.

На второй ступени, в зависимости от принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия , автор делит их на индивидуальные , групповые и общечеловеческие. Здесь все очевидно. К индивидуальным относятся те ценности, которые имеют значимость для одного человека (индивида), к групповым - те, которые имеют значимость для группы людей. Наконец, к общечеловеческим относятся те ценности, которые имеют значимость для всего человечества.

ценности жизни, ибо они предопределены биологическим существованием человека, его физиологическим бытием;

- ценности культуры, ибо они обусловлены результатами духовно- преобразовательной деятельности человека, созданием им "второй природы" своего бытия.

В свою очередь, ценности жизни включают в себя следующие феномены: а) саму жизнь человека, ибо только ее наличие позволяет выявить другие ценности и пользоваться ими ; б) здоровье человека; в) труд как способ существования общества и основа формирования самого человека;

  • г) смысл жизни как цель, которая придает этой жизни высшую ценность;
  • д) счастье и ответственность быть личностью; е) общественная жизнь как форма и способ бытия человека; ж) мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей; з) любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, являющийся основой патриотизма и героизма; и) дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей; к) материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.

Что касается ценностей культуры, то В. П. Тугаринов делит их на три подгруппы: 1) материальные ценности; 2) духовные ценности; 3) социально-политические ценности.

К материальным ценностям, или материальным благам, относятся предметы, удовлетворяющие материальные потребности людей и обладающие двумя важными свойствами: а) они дают основу реальной активности людей, жизнь; б) являются значимыми сами по себе, ибо без них не может быть жизни ни у человека, ни у общества.

К духовным ценностям относят те феномены реальной жизни, которые удовлетворяют потребности духовной жизни людей. Эго достаточно поли- аспектный феномен, который востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества: а) результаты духовного творчества людей; б) различные виды и формы этого творчества (литература, театр, мораль, религия и т.д.).

К социально-политическим ценностям ученый относит все то, что обслуживает потребности социальной и политической жизнедеятельности людей. В качестве таковых выступают: а) различные социальные институты (государство, семья, общественно-политические движения и т.д.);

б) нормы общественной жизни (право, мораль, обычаи, традиции, уклад жизни и т.д.); в) идеи, обусловливающие устремления людей (свобода, равенство, братство, справедливость и т.д.).

Особенностью социально-политических ценностей является то, что они имеют отношение и к материальной, и к духовной жизни человека. Их отсутствие воспринимается людьми как насилие и над телом, и над духом. Им присущ двойственный характер. Они есть результат творчества и человека, и общества с его институтами.

Особое место в такой классификации ценностей автор отдает образованию, или просвещению, которое занимает промежуточное положение между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе является социальной ценностью, а по содержанию - духовной.

Есть в современной философской мысли и другие варианты классификации ценностей. Однако все имеющиеся подходы в той или иной степени уточняют или дополняют уже изложенные варианты.

  • См.: Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л.. 1960.
  • В некоторых культурах, например в буддизме, жизнь не рассматривается как высшая ценность.