Возрастная классификация всемирной организации здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения (воз) Всемирная организация здравоохранения год создания

ЯНВАРЬ 2017

Тема номера – Статистика здоровья 1

Статистические доклады Всемирной организации здравоохранения

Глобальная обсерватория здравоохранения (ГОЗ) выпускает аналитические доклады о текущей ситуации и тенденциях в отношении приоритетных вопросов здравоохранения. Глобальная обсерватория здравоохранения ВОЗ на протяжении всего года предоставляет обновленные статистические данные в области здравоохранения. В ее онлайновой базе данных содержится подробная информация о более чем 1000 показателях здоровья. Она может быть использована для получения новейших статистических данных в области здравоохранения на глобальном, региональном и страновом уровнях.

Сайт Глобальной обсерватории здравоохранения:

Основным документом ГОЗ является ежегодный доклад «Мировая статистика здравоохранения», публикуемый с 2005 года. Доклад является авторитетным источником информации о здоровье людей в мире.

Он содержит данные из 194 стран по целому ряду показателей в отношении смертности, заболеваемости и систем здравоохранения, включая ожидаемую продолжительность жизни; заболеваемость и смертность от основных болезней; медико-санитарные услуги и виды лечения; финансовые инвестиции в здравоохранение; а также факторы риска и формы поведения, оказывающие воздействие на здоровье.

По данным доклада «Мировая статистика здравоохранения» за 2016 год ежегодно 2:

  • 303 000 женщин умирают от осложнений, связанных с беременностью и родами;
  • 5,9 млн. детей умирают в возрасте до пяти лет;
  • Регистрируются 2 миллиона новых случаев инфицирования ВИЧ, 9,6 миллиона новых случаев туберкулеза и 214 миллиона случаев малярии;
  • 1,7 миллиарда человек, страдающих «забытыми тропическими болезнями», нуждаются в лечении;
  • Более 10 миллионов человек умирают в возрасте до 70 лет от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний;
  • 800 000 человек совершают самоубийства;
  • 1,25 миллиона человек погибают в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • 4,3 миллиона человек умирают в результате загрязнения воздуха, вызываемого топливом для приготовления пищи;
  • 3 миллиона человек умирают в результате загрязнения окружающей среды;
  • 475 000 человек погибают насильственной смертью, из них 80% - мужчины.

Для решения этих задач необходимо вести борьбу с факторами риска, которые способствуют развитию заболеваний. Сегодня во всем мире:

  • 1,1 миллиарда человек курят табак;
  • 156 миллионов детей в возрасте до пяти лет страдают задержкой в развитии, а 42 миллиона детей в возрасте до пяти лет имеют избыточную массу тела;
  • 1,8 миллиарда человек пьют загрязненную воду, и 946 миллионов человек отправляют свои естественные надобности под открытым небом;
  • 3,1 миллиарда человек используют для приготовления пищи преимущественно загрязняющие виды топлива.

По данным Доклада, за период с 2000 года показатели ожидаемой продолжительности жизни резко возросли во всем мире, однако серьезные неравенства в отношении здоровья сохраняются как между странами, так и внутри стран.

За период с 2000 года по 2015 год ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на пять лет, демонстрируя самые высокие темпы роста с 1960-х годов. Эти достижения позволяют кардинально изменить ситуацию и преодолеть тот спад, который произошел в 1990-е годы, когда показатели ожидаемой продолжительности жизни снизились в Африке в результате эпидемии СПИДа и в Восточной Европе вслед за распадом Советского Союза.

Наибольший рост ожидаемой продолжительности жизни произошел в Африканском регионе ВОЗ, где она увеличилась на 9,4 лет и достигла 60 лет, чему способствовали, в основном, такие факторы, как рост показателей выживаемости детей, успехи в области борьбы с малярией, а также расширение доступа к антиретровирусной терапии ВИЧ-инфекции.

«Мир добился больших успехов в сокращении числа случаев неоправданных страданий и преждевременной смерти, вызванных болезнями, которые поддаются профилактике и лечению, - говорит д-р Маргарет Чен, Генеральный директор ВОЗ. - Однако достигнутые успехи распределены неравномерно. Самое лучшее, что мы можем сделать для того, чтобы никто не был забыт, это оказывать содействие странам в продвижении вперед к достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения на основе эффективной системы первичной медико-санитарной помощи».

Средняя ожидаемая продолжительность жизни для детей, родившихся в 2015 году, во всем мире составила 71,4 года (73,8 года для девочек и 69,1 лет для мальчиков), однако прогноз в отношении каждого конкретного ребенка зависит от места его или ее рождения. В докладе показано, что средняя ожидаемая продолжительность жизни новорожденных детей в 29 странах c высоким уровнем дохода составляет 80 лет или более, в то время как ожидаемая продолжительность жизни новорожденных в 22 странах, расположенных в Африке к югу от Сахары, ниже 60 лет.

Самую долгую жизнь женщины могут ожидать прожить в Японии, где средняя продолжительность жизни женщин составляет 86,8 лет. Самая высокая средняя продолжительность жизни мужчин - 81,3 года - наблюдается в Швейцарии. Самые низкие в мире показатели ожидаемой продолжительности жизни для обоих полов зарегистрированы в Сьерра-Леоне - 50,8 лет для женщин и 49,3 года для мужчин.

Ожидаемая продолжительность здоровой жизни, то есть число лет, прожитых в хорошем состоянии здоровья, для ребенка, родившегося в 2015 году, во всем мире, в среднем, составляет 63,1 года (64,6 года для девочек и 61,5 лет для мальчиков).

В докладе «Мировая статистика здравоохранения» этого года приводятся новейшие данные в отношении задач, касающихся здоровья, поставленных в рамках Целей в области устойчивого развития (ЦУР), принятых Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в сентябре 2015 года. Доклад указывает на наличие существенных пробелов в данных, которые должны быть заполнены, чтобы можно было осуществлять надежный контроль за ходом работ по достижению ЦУР, связанных со здоровьем.

Например, примерно 53% случаев смерти во всем мире не регистрируются, хотя некоторые страны - включая Бразилию, Китай, Исламскую Республику Иран, Южную Африку и Турцию - добились значительного прогресса в этой области.

В то время как Цели тысячелетия в области развития были ориентированы на выполнение к 2015 году узкого круга задач в области здравоохранения, касающихся конкретных заболеваний, ЦУР охватывают период до 2030 года и носят гораздо более широкий характер. Например, в число ЦУР входит широкая цель в области охраны здоровья – обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте, которая призывает к достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения.

Полный текст доклада на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

Публикации Всемирной организации здравоохранения

  • Доклад о состоянии здравоохранения в Европе, 2015 г. Целевые ориентиры и более широкая перспектива – новые рубежи в работе с фактическими данными. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2015 г. – 157 стр.

Издаваемый каждые три года Доклад о состоянии здравоохранения в Европе представляет читателям, в том числе руководителям, политикам, специалистам общественного здравоохранения и журналистам, объективную картину показателей общественного здоровья и здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ, а также характеристики прогресса в деле улучшения здоровья и повышения уровня благополучия всех людей. В докладе показаны тенденции развития европейской политики Здоровье-2020, ход достижения ее целей и наряду с этим – определенные отставания, неравенства и недоработки, требующие принятия дополнительных мер.

В докладе за 2015 г. приведены данные, демонстрирующие непрерывное улучшение показателей здоровья в Регионе и сокращение некоторых неравенств в отношении здоровья между странами, в частности по ожидаемой продолжительности жизни и младенческой смертности. Тем не менее, и по этим показателям разрыв между странами с наилучшими и наихудшими значениями все еще составляет, соответственно, 11 лет жизни и 20 здоровых младенцев на 1000 живорождений. Абсолютные различия между странами по-прежнему недопустимо велики, особенно по индикаторам, связанным с социальными детерминантами здоровья. Также из доклада четко видно, что Европейский регион по-прежнему сохраняет первое место в мире по уровням потребления алкоголя и курения.

  • Kai Michelsen, Helmut Brand, Peter Achterberg, John Wilkinson. Меры по интеграции систем информации здравоохранения: передовой опыт и трудности. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2016 г. – 33 стр.

В настоящем отчете рассматриваются наблюдаемые в государствах-членах Европейского союза и Европейской ассоциации свободной торговли тенденции в отношении способов интеграции систем информации здравоохранения. В нем приведены результаты опроса, проведенного среди экспертов из 13 стран ЕС, а также анализа литературы, которые позволяют получить лучшее представление о том, что понимается под интеграцией с прагматической позиции.

В сводном отчете для дальнейшего изучения приводятся следующие варианты политики, связанные с необходимостью:

  • продолжить работу над "основными элементами" (наличие качественных данных, перечни и реестры данных, стандартизация, законодательство, физическая инфраструктура и кадровый потенциал) и более "концептуальными" наборами показателей;
  • определить, что следует понимать под "улучшением интеграции", и продемонстрировать конкретные преимущества интеграции;
  • выстраивать структуру лидерства в области наращивания потенциала для дальнейшей интеграции систем информации здравоохранения;
  • способствовать дальнейшему обмену информацией о работе в данной области.

Полный текст публикации на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

  • Методическое пособие для оценки информационных систем и разработки и укрепления стратегий информации здравоохранения. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2015 г. – 104 стр.

Качественная информация здравоохранения помогает процессу формирования политики в области общественного здравоохранения. В ходе совещания в декабре 2013 г. Постоянный комитет Регионального комитета предложил Региональному бюро ВОЗ разработать практическое пособие, призванное поддержать государства-члены в процессе создания и совершенствования их национальных информационных систем здравоохранения посредством разработки национальных стратегий в этой области. Это поможет странам в процессе реализации европейской политики Здоровье-2020. Наличие качественной информации, обеспечиваемое надежными информационными системами, способно помочь государствам-членам определить направления действий для решения приоритетных задач политики Здоровье-2020 и оценить эффективность конкретных мер и вмешательств.

Данное методическое пособие основывается на имеющихся методологических инструментах, разработанных созданной ВОЗ Сетью измерения показателей здоровья. Данное пособие охватывает все этапы процесса разработки стратегии информации здравоохранения – от анализа нынешнего состояния информационных систем и непосредственной разработки стратегии до ее реализации и оценки. Более того, в нем рассмотрены все различные элементы информационных систем здравоохранения, такие как стратегическое руководство, базы данных и ресурсы. Это позволит гибко применять данное пособие: государства-члены могут либо использовать его в полном объеме, либо выбирать конкретные этапы или элементы, требующие особого внимания или имеющие приоритетное значение в условиях их стран. Это методическое пособие разработано таким образом, чтобы его можно было приспособить к различным ситуациям в области развития информационных систем здравоохранения и подготовки соответствующих стратегий в странах Европейского региона ВОЗ.

Полный текст публикации на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

  • Global Reference List of 100 Core Health Indicators, 2015 (Глобальный список 100 основных индикаторов в области здоровья, 2015 г.). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2015 г. – 134 стр.

Глобальный список 100 основных индикаторов в области здоровья является стандартным набором, состоящем из 100 индикаторов, которые могут применяться для обеспечения достоверной информацией по оценке ситуации и тенденций в области здоровья, как на глобальном, так и на национальном уровне. Он периодически обновляется и дополняется. В настоящей публикации представлен список основных индикаторов по состоянию на 2015 г.

  • Global Reference List of 100 Core Health Indicators, 2015: Metadata (Глобальный список 100 основных индикаторов в области здоровья, 2015 г.: метаданные)

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

  • Рамочная модель и стандарты национальных информационных систем здравоохранения. Второе издание. – Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2014 г. – 63 стр.

Сеть измерения показателей здоровья (СИПЗ) была создана в 2005 году для оказания помощи странам и другим партнерам в деле улучшения глобального здравоохранения путем укрепления систем, обеспечивающих получение информации по вопросам здравоохранения для принятия решений на основе фактических данных. СИПЗ является первым глобальным партнерством в области здравоохранения, ориентированным на два основных условия для укрепления системы здравоохранения в странах с низким и средним уровнем дохода. Во-первых, это необходимость усиливать все информационные и статистические системы здравоохранения в целом, вместо того, чтобы концентрироваться только на конкретных заболеваниях. Во-вторых, это сосредоточение усилий на укреплении руководящей роли стран в деле получения и использования медико-санитарной информации. Стало ясно, что для удовлетворения этих потребностей и развития глобального здравоохранения необходимо срочно налаживать координацию и расстановку партнеров в рамках согласованного плана развития национальных информационных систем здравоохранения.

Перед Рамочной моделью СИПЗ не ставится задача заменить существующие руководящие принципы, в которых содержится подробная информация об элементах информационных систем здравоохранения. Напротив, они будут нацелены на поиск соответствующих существующих стандартов и содействие их применению. Ожидается, что со временем этот активный подход будет развиваться, охватывая всё новые разработки, страновой опыт и вклад партнеров. Настоящее издание содержит обширную информацию о различных аспектах информационных систем здравоохранения, полученную с помощью консультативных совещаний и поездок в страны. Предполагается, что его редакция будет регулярно обновляться по мере развития СИПЗ и совершенствования информационных систем здравоохранения. Ожидается, что Рамочная модель СИПЗ будет способствовать укреплению консенсуса в отношении концепции, стандартов и процессов, которые должна обеспечивать информационная система здравоохранения.

Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

  • Levels & Trends in Child Mortality. Report 2015 (Уровни и тенденции в детской смертности. Доклад 2015 г.). - ЮНИСЕФ / ВОЗ / Всемирный Банк / ООН. 2015 г. – 36 стр.

Настоящий доклад представляет последние оценки младенческой и детской смертности за 2015 г. на национальном, региональном и глобальном уровнях. В нем также представлен обзор о методах оценки детской смертности.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

  • Global Health Estimates: Proposals on the way forward. Summary of a Technical Meeting WHO, Geneva, 13-14 February 2013 (Глобальные оценки в области здравоохранения: Предложения по движению вперед. Резюме Технического совещания ВОЗ, Женева, 13-14 февраля 2013 г.). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2013 г. – 4 стр.

Глобальная, региональная и национальная популяционная статистика и индикаторы в области здравоохранения очень важны для оценки развития и прогресса в области глобального здравоохранения и его ресурсной базы. Растет спрос на своевременные данные, такие как повозрастные показатели смертности, смертность от конкретных причин, распространенность различных болезней и факторов риска, а также сравнительные оценки смертности и инвалидности от различных заболеваний. Но особенно высок спрос на комплексные оценки по всему спектру, в том числе по неинфекционным заболеваниям и травмам. Поскольку в настоящее время сохраняются большие проблемы и вопросы в сборе статистических данных о смертности и состоянии здравоохранения, необходимы корректировки исходных данных и общих показателей для проведения всеобъемлющих и сопоставимых оценок. Оценки временных рядов по смертности в детских и взрослых возрастах и по причинам смерти, включая смертность от ВИЧ-инфекции, туберкулеза, малярии, материнскую смертность и преобладающие причины детской смертности, публикуются в агентствах ООН. Более 60 экспертов со всего мира и сотрудников агентств ООН собрались на совещании ВОЗ по оценке существующего положения дел в статистических показателях здоровья для:

Подведения итогов по текущим и новым подходам, связанным с оценкой глобального здравоохранения;

Обсуждения и согласования путей, улучшающих существующую практику проведения оценок, включая наличие данных, укрепление потенциала стран, выбор моделей, совместное использование данных, методов и инструментов разработки проведения оценок.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

  • The utility of estimates for health monitoring and decision-making: global, regional and country perspectives. Report of a technical meeting (WHO, Glion sur Montreux, Switzerland 24–25 June 2015) (Применение оценок для мониторинга состояния здоровья и принятия решений: глобальные, региональные и страновые перспективы. Отчет о техническом совещании ВОЗ, Глион над Монтре, Швейцария, 24-25 июня 2015 г.) - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2015 г. - 27 стр.

В июне 2015 года Департамент ВОЗ по статистике и информационным системам здравоохранения пригласил специалистов в области медицинской статистики из разных стран и учреждений на двухдневное совещание по изучению опыта и достижения консенсуса для разработки глобальных оценок на основе использования статистических показателей. На совещании рассматривались следующие вопросы:

Изучение применения оценок здоровья для разработки и планирования политики здравоохранения в странах;

Предоставление консультации для ВОЗ по улучшению работы со статистическими данными по проведению глобальных оценок состояния здоровья, так чтобы они соответствовали потребностям стран;

Определение путей повышения возможностей использования национальной статистики для формирования собственных оценок с использованием стандартизированных методов и инструментов.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

  • ICD-11 Revision Conference. Report. Tokyo, Japan 12-14 October, 2016 (Отчет о Конференции по 11-му пересмотру Международной классификации болезней. Токио, Япония, 12-14 октября 2016 года). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2016 г. - 12 стр.

В октябре 2016 года ВОЗ и страны-члены достигли важного этапа в направлении завершения МКБ-11. Конференция по 11-у пересмотру МКБ состоялась в Токио, Япония, 12-14 октября 2016 года. На Конференции были рассмотрены рекомендации Объединенной целевой группы, которая является координационной группой для разработки МКБ-11, версии по статистике заболеваемости и смертности. Объединенная целевая группа предоставляет ВОЗ стратегические и технические рекомендации для завершения разработки МКБ-11. Основное внимание уделяется рекомендациям по подклассам МКБ-11, которые будут включены в качестве кодов по статистике заболеваемости и смертности для использования в международной отчетности. Кроме того, Объединенная целевая группа рассмотрела рекомендации по правильному структурированию этих кодов для составления таблиц и агрегации. Объединенная целевая группа также предоставила рекомендации для разработки справочного руководства, в которое включены правила кодирования заболеваемости и смертности. В данном докладе содержится краткое описание материалов конференции.

Дата основания: 1948
Число стран‑участниц: 194
Место расположения штаб‑квартиры: Женева, Швейцария
Директор: д-р Маргарет Чен

Функции ВОЗ:

ВОЗ является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Она несет ответственность за обеспечение ведущей роли при решении проблем глобального здравоохранения, составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения, установление норм и стандартов, разработку политики на основе фактических данных, обеспечение технической поддержки странам, а также контроль за ситуацией в области здравоохранения и оценку динамики ее изменения.

Европейское региональное бюро (ЕРБ ВОЗ) является одним из шести региональных бюро ВОЗ, расположенных в различных частях мира. ЕРБ ВОЗ обслуживает Европейский регион ВОЗ, который включает 53 страны и охватывает обширную территорию - от Атлантического до Тихого океана. ЕРБ ВОЗ представляет собой коллектив научно-технических специалистов по различным аспектам общественного здравоохранения, базирующихся в головном офисе в Копенгагене (Дания), в 4 центрах-филиалах, а также в страновых офисах, расположенных в 29 государствах.

Представительство ВОЗ в Российской Федерации

Дата основания: декабрь 1998
Представитель: Д-р Мелита Вуйнович

Роль странового офиса ВОЗ состоит в том, чтобы отвечать на запросы данной страны в отношении предоставления поддержки в процессе формирования политики, направленной на устойчивое развитие здравоохранения, используя целостный подход к системе здравоохранения. Это включает осуществление общего руководства, построение взаимоотношений на местном уровне для осуществления технического сотрудничества, установление стандартов и заключение соглашений, а также обеспечение осуществления и координации мер в сфере охраны общественного здоровья при кризисах.

Страновой офис ВОЗ в Российской Федерации был основан в декабре 1998 г. в Москве с целью выполнения, в консультации с российскими руководящими органами, следующих задач:

  • Укрепление присутствия ВОЗ в Российской Федерации;
  • Координация помощи сектору здравоохранения на основе технического потенциала ВОЗ;
  • Помощь российским руководящим органам здравоохранения в мероприятиях по борьбе против туберкулеза и ВИЧ/СПИДа, а также предоставление поддержки в решении структурных проблем, связанных с основными лекарственными средствами;
  • Представление ВОЗ на совещаниях высокого уровня;
  • Консультирование учреждений системы ООН и других организаций, правительств стран-доноров и финансовых учреждений, по вопросам оказания гуманитарной помощи и иной помощи в области здравоохранения;
  • Содействие составлению планов сотрудничества между ВОЗ и Российской Федерацией;

Приоритетные задачи для странового офиса изложены в двухгодичном соглашении о сотрудничестве (ДСС) между Европейским региональным бюро ВОЗ и страной, в которой работает офис. Офис выполняет соглашение в тесном сотрудничестве с национальными учреждениями и международными партнерскими организациями.

Основные приоритеты ВОЗ в Российской Федерации согласно ДСС

  • Реализация стратегического видения политики Здоровье-2020 в Российской Федерации;
  • Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан;
  • Решение наиболее актуальных проблем Региона, касающихся неинфекционных и инфекционных заболеваний;
  • Укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования; и
  • Обеспечение устойчивости местных сообществ и создание поддерживающей среды

В настоящее время в Российской Федерации осуществляются следующие программы ВОЗ:

  • Программа по борьбе с туберкулезом;
  • Программа по борьбе с ВИЧ/СПИД;
  • Программа по безопасности дорожного движения;
  • Программа по борьбе против табакокурения.

Контактная информация

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ) - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, крупнейшая международная медицинская организация, провозгласившая целью своей деятельности «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья» (ст. 1 устава ВОЗ).

История

Расширение контактов между странами в связи с ростом экономического и торгового сотрудничества привело к необходимости выработки коллективных мер против заноса особо опасных эпид, заболеваний, таких как чума, холера, оспа и др. В 1851 г. в Париже состоялась первая международная конференция по борьбе с эпидемиями, но лишь в 1892 г. сан. конференция приняла первую международную сан. конвенцию (см. Конвенции международные медицинские).

С целью информации об эпид, заболеваниях и контроля за соблюдением международных сан. конвенций в 1907 г. была создана первая международная сан. организация - Международное бюро общественной гигиены (МБОГ), просуществовавшее до 1946 г. Аналогичным задачам служила и Организация здравоохранения Лиги Наций, созданная в 1923 г.

Большие изменения, происшедшие после второй мировой войны как в политической, так и в социально-экономической жизни стран мира, потребовали создания единого международного центра по здравоохранению. Решение о создании новой международной организации здравоохранения было принято на конференции ООН (февраль 1945 г.). Международная конференция по здравоохранению, проходившая в 1946 г. в Нью-Йорке, в к-рой участвовали делегаты 51 страны, а также представители международных организаций, в т. ч. МБОГ, Международного Красного Креста, Международного бюро труда и др., разработала и приняла Устав Всемирной организации здравоохранения; функции Организации здравоохранения Лиги Наций переходили к ВОЗ. С целью подготовки и созыва первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была образована Временная комиссия ВОЗ, в состав к-рой вошли 18 государств, в т. ч. СССР и УССР. Деятельность Временной комиссии ВОЗ продолжалась ок. 2 лет и 7 апреля 1948 г. завершилась ратификацией Устава ВОЗ 26 государствами - членами ООН. Этот день отмечается ежегодно как Всемирный день здоровья.

После принятия на XXVI Всемирной ассамблее здравоохранения (май 1973 г.) в члены ВОЗ Германской Демократической Республики и Корейской Народно-Демократической Республики, на XXVII Всемирной ассамблее здравоохранения (май 1974 г.)- республики Гвинеи-Бисау, на XXVIII - Демократической Республики Вьетнам, Мозамбика, Королевства Тонга и Гренады (май 1975 г.), на XXIX -Народной республики Анголы (май 1976 г.) и других количество стран - членов ВОЗ достигло 151, три из к-рых являются ассоциированными членами Организации. Длительный путь борьбы за универсальность Организации, т. е. за максимальное участие в ней всех стран, наглядно иллюстрирует прямую зависимость деятельности ВОЗ от решения политических проблем современного мира.

Структура

Высший орган ВОЗ - Всемирная ассамблея здравоохранения, очередные сессии к-рой созываются ежегодно, обычно в мае. На сессии Ассамблеи приглашаются представители всех государств-членов и ассоциированных членов Организации. Каждая страна - член Организации - имеет право быть представленной на Ассамблее тремя делегатами, к-рых могут сопровождать заместители и советники.

Работа Ассамблеи включает пленарные заседания, заседания главных комитетов Ассамблеи - А и В (до 1970 г. Комитет по программе и бюджету и Комитет по административным, финансовым и юридическим вопросам) и ряда других комитетов. Для руководства своей работой Ассамблея избирает председателя, пять его заместителей (до 1967 г. трех) и председателей основных комитетов.

Ассамблея определяет направления деятельности ВОЗ, рассматривает и утверждает перспективные и годовые планы работы, бюджет, вопросы приема в ВОЗ новых членов и лишения права голоса, назначает генерального директора ВОЗ, рассматривает вопросы сотрудничества с другими организациями, обсуждает программные вопросы и др.

Во время сессий проводятся также технические (или тематические) дискуссии по наиболее актуальным проблемам здравоохранения и мед. науки, в к-рых принимают участие ученые многих стран мира. Всего в 1948-1976 гг. состоялось 29 сессий Ассамблеи здравоохранения. В соответствии с правилами процедуры Ассамблеи английский, испанский, китайский, русский и французский языки являлись офиц. языками, а рабочими языками Ассамблеи здравоохранения - английский и французский. В 1967 г. Ассамблея постановила сделать рабочими языками Всемирной ассамблеи здравоохранения также русский и испанский.

Ассамблея избирает государства, к-рым предоставляется право назначить своих представителей сроком на три года в состав Исполнительного комитета, состоящего из 30 членов (до 1961 г. - из 18 членов, до 1975 г. - из 24членов). Ежегодно оканчиваются полномочия 1/3 государств - членов Исполкома и такое же количество государств избирается вновь.

Исполком из числа своих членов создает постоянный комитет по неправительственным организациям, комитет по вопросам политики в области здравоохранения (совместно с представителями Детского фонда ООН) и др.

Исполком проводит в жизнь решения Ассамблеи и готовит для нее рекомендации, занимается вопросами программы и бюджета Организации и рассматривает другие вопросы, порученные ему Ассамблеей. Исполкому предоставлено право принимать чрезвычайные меры в случаях, не терпящих отлагательства (при возникновении эпидемий, стихийных бедствий и т. д.). Очередные сессии Исполкома собираются два раза в год.

Центральный административный орган ВОЗ - секретариат (штаб-квартира в Женеве), возглавляемый генеральным директором, к-рый избирается Ассамблеей по представлению Исполкома сроком на 5 лет. С 1948 по 1953 г. генеральным директором был Чисхолм [В. Chisholm (Канада)], с 1953 по 1973 г.- М. Кандау (Бразилия), в мае 1973 г. на этот пост избран Малер [Н. Mahler (Дания)].

В соответствии с Уставом генеральный директор является секретарем Ассамблеи, Исполкома, комиссий, комитетов и конференций, созываемых ВОЗ. Он представляет на рассмотрение Ассамблеи доклады о работе Организации, руководит деятельностью административного и технического аппарата, составляющего секретариат ВОЗ.

Структура секретариата за время существования ВОЗ претерпевала значительные изменения. Большая часть отделов секретариата объединена в пять групп: 1) отделы инфекционных болезней и борьбы с малярией; 2) отдел гигиены окружающей среды и отдел сан. статистики; 3) отдел укрепления служб здравоохранения и охраны здоровья семьи; 4) отдел неинфекционных болезней, развития кадров здравоохранения и отдел лекарственных средств; 5) отдел административного руководства и персонала, а также отдел бюджета и финансов. Каждую группу отделов возглавляет помощник генерального директора. Одним из помощников генерального директора с 1958 г. постоянно является представитель СССР. Этот пост последовательно занимали советские ученые - Н. И. Гращенков, О. В. Бароян, Н. Ф. Измеров, А. С. Павлов.

В основу структурной организации ВОЗ положен принцип регионализации. Определены 6 географических зон земного шара, страны к-рых составили 6 региональных организаций (исполнительными органами этих организаций являются региональные бюро): Европейская (бюро в Копенгагене, Дания), в состав к-рой входит СССР; Африканская (бюро в Браззавиле, Конго); Восточного Средиземноморья (бюро в Александрии, АРЕ); Юго-Восточной Азии (бюро в Дели, Индия); Западной части Тихого океана (бюро в Маниле, Филиппины) и Американская (бюро в Вашингтоне, США). Последняя образована на основе Панамериканской сан. организации, существовавшей до создания ВОЗ.

В качестве основного критерия определения принадлежности стран-членов к тому или иному региону является географическое положение стран, а также наличие специфических проблем, свойственных для большинства стран, объединяемых данным регионом (характер патологии, условия жизни, идентичность проблем здравоохранения). Однако нередко принадлежность к той или иной региональной организации была связана с рядом политических, экономических, культурных и иных мотивов. Так, Пакистан включен в регион Восточного Средиземноморья, а не в регион Юго-Восточной Азии; Алжир и Марокко, расположенные в Африке, включены в Европейский регион; Афганистан переведен из региона Юго-Восточной Азии в регион Восточного Средиземноморья.

Руководит региональной организацией региональный комитет, состоящий из представителей государств-членов, входящих в региональную организацию. Региональное бюро возглавляет региональный директор, к-рый назначается Исполкомом по согласованию с региональным комитетом. В состав региональных бюро входят службы здравоохранения и административно-хозяйственная служба. Региональные бюро заняты организацией и проведением мероприятий в странах, входящих в регион. Эти мероприятия, называемые «проектами ВОЗ», охватывают различные области здравоохранения и осуществляются силами сотрудников ВОЗ и местного персонала. Деятельностью региональных организаций в странах региона руководят региональные консультанты. Мероприятия, проводимые в одной стране, носят название государственных проектов, а проводимые в нескольких странах - межгосударственных проектов. Кроме того, штаб-квартира ВОЗ осуществляет на местах мероприятия, в к-рых заинтересованы несколько региональных организаций,- так наз. межрегиональные проекты.

Деятельность

В деятельности ВОЗ условно можно выделить четыре этапа.

II этап, с 1958 по 1963 г.,- период бурного роста ВОЗ, увеличения количества стран - членов ВОЗ вследствие образования новых независимых государств. В этот период значительно расширилась программная деятельность Организации как за счет роста регулярного ее бюджета, так и за счет привлечения средств различных дополнительных источников.

III этап, с 1964по 1968 г.,- этап критической переоценки и пересмотра стратегии программной деятельности ВОЗ. Для этого этапа характерно активное влияние СССР и других социалистических стран на деятельность Организации.

Для IV этапа, начавшегося в 1969 г., характерны конструктивные изменения как в самой программной деятельности Организации, так и в ее стратегии. В этот период Организация выдвигает конструктивные предложения по таким важнейшим проблемам, как принципы планирования и развития здравоохранения, подготовка мед. кадров, развитие и международная координация мед.-биол, исследований, перспективное планирование и прогнозирование деятельности ВОЗ. Важной для будущих программ ВОЗ явилась разработка Пятой общей программы ВОЗ на 1973-1977 гг.

Деятельность ВОЗ непосредственно связана с политическим и социально-экономическим развитием различных государств, а также с политическими, экономическими и социальными тенденциями в международной жизни. Основные направления деятельности ВОЗ сохраняются в течение всей ее истории. Этими направлениями являются: борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями; помощь странам в развитии национальных служб здравоохранения, в подготовке и усовершенствовании медперсонала; организация сотрудничества по вопросам, представляющим всеобщий интерес (международный карантин, международная классификация болезней, распространение статистической информации, разработка спецификации фарм. препаратов и контроль за их качеством, мед. аспекты международного контроля за наркотиками и др.); содействие проведению научных исследований по наиболее важным проблемам медицины и их международной координации.

Программа ликвидации малярии в мире, к-рой предшествовала так наз. кампания борьбы с малярией, осуществляется с 1955 г. Первоначально она финансировалась за счет добровольного фонда, с 1962 г.- за счет регулярного бюджета. Кампания против малярии была успешной в Европе, имеются положительные сдвиги в Индии и Бразилии. Однако эта программа ВОЗ с самого начала имела существенные недостатки. Оказалась несостоятельной концепция ВОЗ о возможности ликвидации малярии с помощью только инсектицидов при отсутствии необходимых служб здравоохранения и ассигнований на их развитие в ряде стран мира и особенно в Африке. Сущность новой стратегии и тактики ликвидации малярии, принятой XXII Всемирной ассамблеей здравоохранения, сводится к сохранению конечной цели программы - ликвидации этого заболевания, но при условии снятия ограничений сроков ее завершения и признания необходимости дифференцированного подхода в оценке возможностей каждой страны для участия ее в проведении этой кампании.

По инициативе СССР XI Всемирная ассамблея здравоохранения в 1958 г. приняла программу ликвидации оспы в мире. В 1965 г. ВОЗ разработала подробную 10-летнюю программу (1967-1976) мероприятий по ликвидации оспы, к-рая была принята на XIX Ассамблее в 1966 г. Глобальная программа ликвидации этой болезни условно подразделяется на три фазы - подготовительную, фазу атаки и фазу консолидации. В первую фазу было проведено изучение эпид, обстановки в каждой стране мира. Фаза атаки характеризовалась проведением массовой вакцинации с охватом не менее 80% населения каждого района эндемичной территории. Параллельно создавалась система эпид, надзора. В фазе консолидации основное внимание уделяется поддержанию коллективного иммунитета путем проведения плановой вакцинации и ревакцинации групп населения, а также системе эпид, надзора. В результате осуществления кампании к началу 1976 г. осталась эндемичной по оспе Эфиопия, и перспектива ее полной ликвидации на земном шаре стала очевидной, хотя постоянное внимание и усилия всех стран мира на предстоящий период являются необходимым условием решения этой проблемы.

ВОЗ помогает развивающимся странам в создании и реорганизации органов и учреждений здравоохранения, особенно учреждений по охране материнства и детства, в планировании национального здравоохранения. По предложению советской делегации и делегаций социалистических стран XXIII Всемирная ассамблея здравоохранения в 1970 г. рекомендовала государствам-членам с учетом их национальных, исторических, социально-экономических и иных условий использовать в качестве наиболее эффективных принципы, утвердившиеся в практике здравоохранения социалистических стран: провозглашение ответственности государства и общества за охрану здоровья населения; обеспечение всему населению наивысшего возможного уровня квалифицированной медпомощи без финансовых или других ограничений; широкое проведение мер, направленных на развитие общественной и индивидуальной профилактики, и ряд других.

ВОЗ оказывает также помощь странам в подготовке врачебного и среднего медперсонала. Для этой цели ежегодно предоставляется большое количество стипендий. В 1972 г. ВОЗ предоставила более 3,5 тыс. стипендий (кроме того, еще 500 стипендий для посещения различных учебных семинаров, курсов, симпозиумов) для развивающихся стран, испытывающих острый недостаток в мед. кадрах, и для экономически развитых стран, к-рые используют стипендиальный фонд для усовершенствования специалистов. В связи с широкими масштабами обучения студентов из развивающихся стран в зарубежных высших мед. учебных заведениях, а также ввиду различия систем обучения в разных странах ВОЗ занимается изучением важного вопроса о критериях эквивалентности мед. дипломов. В резолюции XXIV Ассамблеи здравоохранения в 1971 г., к-рая рассматривала вопрос о подготовке национальных кадров здравоохранения, выражено убеждение, что проблема подготовки национальных кадров в развивающихся странах может быть решена в значительно более короткие сроки, чем это имело место в высокоразвитых странах. В качестве необходимого условия для достижения этой цели требуется самое широкое сотрудничество и координация между странами.

Резолюция подчеркивает важность правильного планирования подготовки мед. кадров в соответствии с объективными потребностями и социально-экономическими ресурсами каждой страны, первоочередного развития и укрепления государственных учебных мед. заведений. Успешному решению проблемы подготовки кадров здравоохранения призвано способствовать принятое на XXV Ассамблее определение понятия «врач», т. к. на основе единого определения облегчается разработка критериев эквивалентности мед. дипломов, получаемых выпускниками различных мед. школ (см. Врач).

ВОЗ осуществляет мероприятия в области международного карантина: обеспечение своевременной международной информации о случаях заболеваний оспой, чумой, холерой, желтой лихорадкой, разработку обязательных для всех стран «международных санитарных правил» и постоянный контроль за их соблюдением.

Вопросы контроля за качеством и побочными действиями лекарственных веществ и мед. аспекты международного контроля за наркотиками на протяжении ряда лет рассматриваются на сессиях Ассамблеи здравоохранения. ВОЗ приступила к организации международной системы учета и контроля побочного действия лекарственных препаратов. В соответствии с Единой конвенцией о наркотиках ВОЗ ежегодно представляет Комиссии ООН по наркотикам мед. рекомендации и заключения о веществах, к-рые могут вызвать привыкание или наркоманию. После принятия Комиссией этих рекомендаций они становятся обязательными для всех государств- членов ООН. ВОЗ также проводится работа по стандартизации фарм, препаратов и созданию международной фармакопеи, по разработке и пересмотру через каждые 10 лет международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти.

В работу ВОЗ входит также координация деятельности в области научных мед. исследований путем предоставления субсидий научно-исследовательским учреждениям и стипендий для усовершенствования научных работников, организация координационных совещаний, разработка научных программ и единых принципов оценки результатов научных исследований, проведение заседаний экспертных комитетов, научных групп и т. д. Эти исследования проводятся по наиболее важным проблемам здравоохранения и медицины (сердечно-сосудистые заболевания, инфекционные, вирусные болезни, иммунология, генетика и др.)* Многие из проводимых исследований невозможно осуществить только на национальной основе без широкого привлечения и кооперации ученых различных стран. ВОЗ организует в различных странах справочные научные центры и лаборатории, к-рые выполняют роль координаторов научных исследований. В 1975 г. существовало ок. 250 таких центров.

В справочных центрах и лабораториях ВОЗ проводятся исследования по перспективным проблемам мед. науки, осуществляется сбор и распространение научной информации и оказывается консультативная помощь национальным институтам. В соответствии с научными проектами ВОЗ осуществляется проведение исследований по отдельным разделам научных проблем, представляющим интерес как для данной страны, так и для ВОЗ.

Значительное место в работе ВОЗ занимает издательская деятельность (публикация журналов «Бюллетень ВОЗ», «Хроника ВОЗ», «Здоровье мира» и непериодических изданий). Она осуществляется гл. обр. штаб-квартирой и в ограниченных масштабах региональными бюро. Почти все непериодические издания в зависимости от их характера группируются по сериям. Первой был начат выпуск серии «Официальные документы» (материалы сессий ассамблей, Исполнительного комитета ВОЗ и др.). Ежегодно к очередной сессии Ассамблеи выпускается «Годовой отчет генерального директора ВОЗ», «Проект регулярной программы и бюджетные сметы» и т. д. В 1951 г. начато издание «Серии монографий»; в книгах этой серии находит отражение состояние отдельных научных проблем. Многочисленной по названиям является выпускаемая ВОЗ «Серия технических докладов», содержащая материалы заседаний комитетов экспертов, исследовательских и научных групп, технических совещаний и др. В 1959 г. начата серия «Тетради общественного здравоохранения», посвященная частным вопросам здравоохранения. К числу несерийных, но регулярных публикаций относятся «Международный сборник по санитарному законодательству», ежемесячный «Эпидемиологический и демографический отчет», еженедельный «Эпидемиологический отчет» и ряд других.

Общее количество персонала ВОЗ на 30 декабря 1975 г., включая персонал, работающий на местах, составляло 5577 чел.

Основным источником средств ВОЗ, составляющих регулярный бюджет, являются взносы стран-членов. За пятилетие (1969-1975) среднегодовой прирост бюджета ВОЗ составил ок. 10% и в 1976 г. превысил 130 млн. долл. (в долл. США). Деятельность ВОЗ финансируют также Добровольный фонд укрепления здоровья, учрежденный в 1960 г. и складывающийся из добровольных взносов стран-членов. В 1973 г. Добровольный фонд укрепления здоровья составлял более 11 млн. долл., из них более 6 млн. долл. на специальном счете медицинских исследований. На средства этого фонда финансируются осуществляемые ВОЗ мероприятия, соответствующие целевым назначениям взносов. ВОЗ располагает также ассигнованиями, ежегодно выделяемыми Детским фондом ООН на проекты, выполняемые этой организацией совместно с ВОЗ. Общая сумма средств, находившихся в распоряжении ВОЗ в 1976 г., составила более 270 млн. долл. Взнос СССР составил ок. 15 млн. долл.

Участие СССР в деятельности ВОЗ

Советский Союз проводит свою деятельность в ВОЗ в полном соответствии с политикой мирного сосуществования стран с различным государственным и общественным строем. По инициативе СССР был принят ряд резолюций: о задачах ВОЗ в связи с резолюцией ООН о всеобщем и полном разоружении (1960), о задачах ВОЗ в связи с декларацией ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1961); о защите человечества от опасности атомной радиации (1961); о запрещении в кратчайшие сроки бактериол, и хим. оружия (1970), об основных принципах развития национального здравоохранения (1970); о долгосрочном планировании (1970); о подготовке национальных мед. кадров (1971); о роли ВОЗ в развитии и координации мед.-биол, научных исследований (1972); о долгосрочном планировании международного сотрудничества в области онкологических исследований (1973); о роли ВОЗ в развитии координации научных исследований в области тропических болезней (1974-1975) и др.

С 1958 по 1975 г. в СССР было проведено более ста курсов, семинаров, симпозиумов и других совещаний ВОЗ по различным проблемам здравоохранения и медицины, в работе к-рых приняло участие св. 1000 специалистов из 130 стран мира. На базе ЦИУ врачей в 1963 г. были созданы постоянно действующие курсы по организации и планированию здравоохранения.

В СССР регулярно созываются конференции и семинары ВОЗ по научным вопросам. Ряд научно-исследовательских ин-тов заключил контракты с ВОЗ на совместное проведение научных исследований. В 1975 г. в СССР функционировало 11 международных и 11 региональных справочных центров, 20 справочных лабораторий ВОЗ и осуществлялись исследования по 44 научным проектам ВОЗ.

Советские специалисты и ученые принимают активное участие в заседаниях экспертных комитетов и научных групп, организуемых ВОЗ, а также работают в секретариате Организации. СССР оказывает бескорыстную помощь в осуществлении программы ликвидации оспы в мире, им безвозмездно предоставлено в распоряжение ВОЗ ок. 200 млн. доз оспенной вакцины. Советские ученые активно участвовали в разработке программы ликвидации оспы и методики ее осуществления. В целом деятельность СССР в ВОЗ направлена на то, чтобы эта организация стала еще более важным органом широкого международного сотрудничества в области здравоохранения и мед. науки.

Библиогр.: Всемирная организация здравоохранения, история, проблемы, перспективы, под ред. Д. Д. Венедиктова, М., 1975; Основные документы Всемирной организации здравоохранения, 24-е изд., пер. с англ., М., 1975; Первые десять лет Всемирной организации здравоохранения, пер. с англ., М., 1963; Щ e п и н О. П. 20-летие Всемирной организации здравоохранения, Сов. здравоохр., № 5, с. 33, 1968; The second ten years of the World Health Organization, Geneva, 1968.

Еще в прошлом столетии женщина 30 лет считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение будущую маму относили в категорию старородящих и одаривали неодобрительными взглядами. В наши дни ситуация в корне изменилась. Сейчас 40-летняя беременная женщина мало кого удивляет. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями.

Тенденция заставила мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов ВОЗ.

Классификация ВОЗ

Согласно имеющимся данным, Всемирная Организация Здравоохранения делит людей на следующие группы и категории:

При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.

Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.

Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.

Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.

Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.

Влияние возраста на человека

Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.

Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.

В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.

Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.

Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.

Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.

Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.

Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.

В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.

Всемирная организация здравоохранения - специализированное учреждение системы ООН, выполняющее координирующие и направляющие функции в области здравоохранения. Это своего рода международное Министерство здравоохранения.

Задачи Всемирной организации здравоохранения

Сегодня в ВОЗ входит более 190 равноправных государств, и эта организация от их имени разрабатывает международную политику в области здоровья. Ежегодно их представители собираются в Женеве на Всемирную ассамблею здравоохранения, где определяют общие программы направления своей деятельности, утверждают бюджет, каждые 5 лет назначают Гендиректора. В работе ему помогают члены Исполкома ВОЗ в составе 34 человек.

ВОЗ несет ответственность за установление стандартов, норм глобального здравоохранения, постановку задач ученым. Следит за ситуацией в области охраны здоровья. Но в отличие от национальных министерств, ВОЗ никем и ничем не командует, однако разработанные и принятые ВОЗ документы, благодаря их высокому международному уровню, позволяют эффективно влиять на формирование государственной политики, направленной на сохранение здоровья людей. В деятельности занимают важное место: защита от опасностей атомной радиации, социально-политические вопросы, разоружение, запрет бактериологического и химоружия, повышение роли врачей в укреплении мира. Самое деятельное участие ВОЗ принимает в реализации целей в области развития, определенных в Декларации тысячелетия, - важнейшем международном документе, который был принят на так называемом Саммите тысячелетия.

ВОЗ в России

Цели развития тысячелетия касаются не только слаборазвитых, отсталых стран. Проблемы, обозначенные в ней, имеются и в крупных, ведущих индустриально развитых государствах. Многие конкретные задачи напрямую связаны с созданием в Российской Федерации условий для полноценного развития физически здоровых граждан. Так, при достижении первой цели поставлены задачи вдвое сократить уровень общей бедности. Вторая: бедному населению дать доступ к качественным продуктам питания. Третья цель требует снижения воздействия неблагоприятных социальных, экономических факторов на здоровье, соответственно продолжительность жизни людей. Цели 4 и 5 определяют необходимость повысить стремление простых жителей стремиться к здоровому образу жизни, добиться конкретных результатов по снижению детской и материнской смертности к 2015 году в два раза. Шестая цель непосредственно указывает на проведение эффективной борьбы с ВИЧ/СПИД, туберкулезом, прочими опаснейшими социально обусловленными инфекционными заболеваниями.

Чрезвычайно разнообразна ситуация по российским регионам: велики различия и в природной, и в социально-культурной сфере. Некоторые регионы сопоставимы со странами Африки, другие достигли уровня, характерного странам Центральной Европы. На примере двух регионов видна динамика улучшения уровня жизни.

Республика Коми

За последние 10 лет потери трудоспособного потенциала Республики Коми составили свыше 70 тысяч человек. Вместе с тем благодаря росту доходов в республике сокращается доля населения, живущего за чертой бедности. В 2000 г уровень бедности составлял 26,3%, а в 2005 – 15,5%. В 2004 в состоянии крайней бедности (с доходами ниже 1/2 прожиточного минимума) пребывало только 4% населения.

Особое внимание в республике уделяется мерам, нацеленным на укрепление здоровья матери и ребенка. В службе родовспоможения создана трехуровневая система оказания помощи женщинам и детям. Проводимые мероприятия, в том числе в рамках долгосрочной целевой программы «Дети Республики Коми», увеличили процент нормальных родов с 39 до 48. Показатели младенческой смертности в республике лучше средних по стране.

Самарская область

По интегральному сводному индикатору качества жизни народонаселения регион находится на четвертом месте среди субъектов РФ. За последние пять лет среднедушевые реальные доходы увеличились в 1,7 раза. В соответствии с Законом «О социальной помощи в Самарской области» ежемесячно около 120 тысяч граждан с доходами ниже прожиточного минимума получают социальную поддержку, свыше 11% семей получают субсидии на жилье, коммуналку. Широкое распространение в области получил институт приемной семьи. В семейных условиях воспитывается 84% деток, оставшихся без попечения родителей. В области действует единая межведомственная система комплексной реабилитации детей-инвалидов, осуществляется их патронаж центрами «Семья».

Система здравоохранения области не боится внедрять новые методики управления, гордится качеством оказания медицинской помощи, занимает одно из ведущих мест в России по уровню использования современных информационных технологий. Благодаря принятым мерам показатели заболеваемости социально значимыми болезнями (туберкулез, хронический алкоголизм, венерические заболевания) в Самарской области ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В то же время по количеству ВИЧ-инфицированных регион значительно превышает среднероссийский уровень. Поэтому деятельность по борьбе со СПИДом организована на межведомственном уровне, в ней принимают участие региональные и федеральные органы власти, а также общественные организации.

Задачи тысячелетия

Амбициозная глобальная программа ВОЗ позволяет спрогнозировать, как будет выглядеть мир в 2015 году. Планируется, что более 500 миллионов человек, сравнивая с 2000 годом, смогут выкарабкаться из крайней нищеты. 300 миллионов не будут больше страдать от голода. Кроме того, значительно улучшится положение в области охраны здоровья ребенка. 30 миллионов детей будут спасены, а не умрут по достижении пятилетнего возраста. Также будут спасены жизни более 2 миллионов матерей.

Достижение целей будет означать получение еще 350 миллионам человек доступа к безопасной питьевой воде, а 650 миллионам - доступа к санитарно-техническим средствам, что позволит им вести более здоровую и достойную жизнь. На сотни миллионов человек увеличится число девочек и женщин, посещающих школу, имеющих доступ к экономическим и политическим возможностям и живущих в условиях большей общественной и личной безопасности. За этими огромными цифрами стоят жизни и надежды людей, пытающихся изыскать новые возможности покончить с мучительным бременем нищеты и внести свой вклад в обеспечение экономического роста и обновления.