Страны вошедшие в овд 1955. Что нужно знать об Организации Варшавского договора

Распад Организации Варшавского договора (ОВД) и Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ) - ряд событий, положивших конец существованию военного и экономических блоков социалистических стран Европы, военному и экономическому присутствию СССР в Восточной Европе. Считается одной из ключевых вех в процессе окончания «Холодной войны».

Образование Варшавского договора.

Варшавский договор (официально - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) был подписан 14 мая 1955 г. в столице Польши Варшаве. Он означал создание военного союза социалистических государств в Европе - Организации Варшавского договора (ОВД). В него вошли Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Заключен на 20 лет с правом автоматического продления еще на 10 лет, вступил в силу 5 июня 1955 г.

Согласно документу, договор заключался в интересах поддержания мира в Европе, в соответствии с Уставом ООН, на основе суверенитета государств и невмешательства в их внутренние дела. Предполагал взаимную оборону и военную помощь в случае нападения на одну из стран-участниц, консультации по наиболее острым вопросам. В рамках ОВД создавались Объединенное командование вооруженными силами (ОКВС) и Политический консультативный комитет (ПКК).

Не все социалистические страны вошли в Организацию Варшавского договора. Вне его осталась Югославия, предпочитавшая проводить независимую политику и ставшая в 1961 г. одной из основательниц Движения неприсоединения. Албания прекратила свою деятельность в рамках ОВД в начале 1960-х гг. в связи с политическими разногласиями с СССР, а окончательно вышла из ее состава в 1968 г.

На заседании ПКК в 1958 г. прозвучало предложение заключить пакт о ненападении с членами НАТО, оставшееся без ответа. В 1961-1962 гг. ОВД стала участником двух крупнейших кризисов «Холодной войны» - Берлинского и Карибского. В обоих случаях представители стран-участниц Варшавского договора выражали поддержку политике СССР.

Наиболее неоднозначным эпизодом деятельности ОВД стало подавление антикоммунистических выступлений в 1956 г. в Венгрии и в 1968 г. в Чехословакии. В первом случае в Венгрии советские войска провели операцию «Вихрь», во втором случае участниками операции «Дунай» стали воинские соединения не только СССР, но и ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии. Румыния осудила ввод войск в Чехословакию и после него сократила свое участие в ОВД. В 1981 г. в рамках ОВД обсуждался ответ на кризис социализма в Польше, но войска иных стран для подавления антикоммунистических выступлений в страну не вошли.

В рамках ОВД проходили командно-штабные и войсковые учения и маневры на территории всех входивших в организацию стран. К числу наиболее крупных относились учения под кодовыми названиями «Квартет» (1963 г.), «Октябрьский штурм» (1965 г.), «Родопы» (1967 г.), «Днепр» (1967 г.), «Север» (1968), «Шумава» (1968 г.), «Братство по оружию» (1970 г.), «Запад-81» (1981 г.), «Щит-82» (1982 г.). После 1968 г. Румыния воздерживалась от участия в военных маневрах ОВД, ограничиваясь штабными учениями.

Членство в ОВД не предполагало обязательного участия государств, входящих в организацию, в боевых действиях за пределами Европы. Так, другие страны-участницы Варшавского договора в 1979 г. не отправили свои воинские контингенты в Афганистан. В то же время они выражали поддержку действиям Советского Союза. Вслед за СССР государства-участницы ОВД (кроме Румынии) бойкотировали Олимпиаду 1984 г. в Лос-Анджелесе. Данное действие стало ответом на бойкот США и рядом стран НАТО Олимпиады в Москве 1980 г.

Свои усилия также координировали разведки и другие спецслужбы стран-участниц ОВД. С 1979 г. в рамках Варшавского договора начала действовать система радиоэлектронной разведки (СОУД). В нее входили силы космической и радиоэлектронной разведки СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии, а также не входивших в ОВД Вьетнама, Кубы и Монголии. Румыния в СОУД не участвовала.

Варшавский договор закрепил присутствие советских войск в ряде государств Европы. В их задачу официально входило отражение возможной атаки со стороны НАТО. Неофициально наличие советских воинских контингентов могло гарантировать нерушимость рядов ОВД и противодействовать попыткам изменения социалистического строя, разрыва военно-политического союза с СССР.

Крупнейшим из советских военных соединений в странах ОВД была Группа советских войск в Германии (ГСВГ), созданная на территории ГДР из частей, стоявших там еще со времени окончания Великой Отечественной войны. (С 1989 г. называлась Западная группа войск, ЗГВ). Ее численность в 1980-е гг. превышала 500 тыс. человек. Всего службу в ней прошли порядка 8,5 млн советских военнослужащих.

Группировка советских войск в Польше носила название Северная группа войск (СГВ), она также существовала с момента окончания Второй мировой войны. В штабе СГВ в городе Легница располагалось общее командование советскими войсками в странах ОВД (Главное командование Западного направления). В Венгрии после событий 1956 г. на постоянной основе расположилась Южная группа войск (ЮГВ). В Чехословакии после событий 1968 г. дислоцировалась Центральная группа войск (ЦГВ). Все воинские соединения находились в этих странах на основе двусторонних договоров между СССР и правительствами данных государств.

Бархатные революции в Восточной Европе.

В 1985 г. действие Варшавского договора продлили еще на 20 лет. Но в СССР началась перестройка, повлекшая кардинальное изменение внутренней и внешней политики. Руководство страны заявляло о приверженности принципам коллективной безопасности и разоружения. СССР также провозгласил политику невмешательства во внутренние дела социалистических стран, которые развивались в неблагоприятную для Советского Союза и ОВД сторону.

В 1988-1989 гг. в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии и Чехословакии стали отмечаться массовые антиправительственные выступления. Они положили начало процессу смены власти во всех государствах ОВД. 9 ноября 1989 г. пала Берлинская стена, после чего начался процесс объединения Германии. Советский Союз ему не препятствовал, и в результате 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать. Будучи единой территорией с входившей в НАТО ФРГ, территория Восточной Германии автоматически вышла из ОВД и стала частью Североатлантического договора.

В 1989 г. в результате многомесячных переговоров и ряда политических реформ власть в Венгрии и Польше перешла к антикоммунистическим силам. В Чехословакии Коммунистическая партия потеряла власть в декабре 1989 г. в результате мирных массовых протестов, получивших название «Бархатная революция». В Румынии власть коммунистов пала в результате кровавой революции декабря 1989 г. В Болгарии новое, некоммунистическое руководство пришло к власти в 1990 г. Советский Союз переживал трудные времена, в нем начались центробежные тенденции, и он никак не вмешивался в процесс перехода власти в государствах ОВД.

Окончание Холодной войны.

Страны Варшавского договора приняли активное участие в Парижском совещании государств-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 19-21 ноября 1990 г. На нем приняли Парижскую хартию для новой Европы, где говорилось об окончании Холодной войны. В ходе совещания был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), ограничивающий численность войск для стран ОВД и НАТО. Кроме того, 22 государства НАТО и ОВД приняли специальную совместную декларацию.

Пришедшие к власти в странах Восточной Европы силы заявили о крутом развороте внешней политики страны в пользу сотрудничество с США и странами Западной Европы и отказа от тесного взаимодействия с СССР. В 1991 г. Венгрия, Польша и Чехословакия создали свое собственное объединение («Вышеградская группа»), целью которого стало облегчение интеграции этих государств в евроатлантические структуры. О том же заявили и новые власти Болгарии и Румынии.

Роспуск ОВД и вывод советских войск из Восточной Европы.

В новых условиях ОВД перестала выполнять прежние функции и утратила прежнее значение. 25 февраля 1991 г. было принято решение о роспуске военной организации Варшавского договора. На встрече глав государств и правительств ОВД в Будапеште 30 июня - 1 июля 1991 г. его участники приняли решение о роспуске Варшавского договора. Теперь каждое из входящих в него государств получало возможность самостоятельно выбирать военно-политических союзников.

Новые власти Венгрии, объединенной Германии, Польши и Чехословакии настаивали на выводе находившихся на их территории советских войск. В соответствии с договорами, заключенными Советским Союзом с Венгрией и Чехословакией, начался вывод с их территорий соединений Южной группы войск и Центральной группы войск, завершившийся в июне 1991 г. Договор с Польшей о выводе СГВ СССР заключил в 1991 г. Ее вывод закончи лся уже в 1993 г., уже после распада Советского Союза.

Вывод советских войск с территории бывшей ГДР был осуществлен на основе Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., подписанном СССР, США, Великобританией, Францией, ФРГ и ГДР. В соответствии с ним вывод советских войск необходимо было завершить до конца 1994 г. В 1992 г. Россия подтвердила свои обязательства в отношении вывода Западной группы войск, а срок ее окончательного вывода передвинули на четыре месяца - с 31 декабря на 31 августа 1994 г. После этого эпоха советского (с 1992 г. - российского) военного присутствия в странах Центральной и Восточной Европы завершилась.

Последствием распада ОВД стало расширение НАТО за счет бывших членов Варшавского договора на восток и приближение Североатлантического альянса к границам России. В 1999 г. его ряды пополнили Венгрия, Польша и Чехия, в 2004-м - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, в 2009-м - Албания и Хорватия.

Экономическая ситуация в СССР и странах Восточной Европы в 80-е гг.

В течение 80-х гг. происходило последовательное нарастание проблем внутри СЭВ. Хотя сотрудничество стран - членов СЭВ обеспечивало в 60 - 70-е годы относительно стабильное экономическое развитие, так в 1975 г. на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз. Многие страны мира (например: КНР, Мексика, Финляндия) были в составе организации как наблюдатели.

Но все же в конце 70-х годов модель «социалистического разделения труда» стала давать сбои. На пути дальнейшего расширения взаимной торговли обнаружился так называемый «структурный барьер». Возможности наращивания поставок топлива и сырья из СССР заметно сузились без компенсирующего увеличения советского экспорта готовых изделий.

Основным импортером товаров в СЭВ являлся СССР, который удовлетворял за счет поставок с рынка СЭВ 77 % импортной потребности в готовой одежде и кожаной обуви, мебели, 95 % — в галантерейных изделиях. В свою очередь Советский Союз поставлял в страны СЭВ свыше 40 % стоимости своих экспортных ресурсов нефти и нефтепродуктов, 70 % твердого топлива, более 50 % газа, 87 % проката черных металлов, 96 % железной руды, обеспечивая их импортные потребности в среднем на 70 %, а по нефти и нефтепродуктам — 72 %, природному газу — примерно 100 %, каменному углю — 96 %, электроэнергии — 98 %, железной руде — 75 %, прокату черных металлов — 67 %.

При этом, например, советские нефтегазовые цены для членов СЭВ были в среднем на 25—45 % ниже среднемировых, но также необходимо отметить, что восточноевропейские страны также по ценам ниже среднемировых (на 15—30 %) экспортировали в СССР свою промышленную продукцию (до 65 % совокупного восточноевропейского экспорта в 1970—80-х годах).

Нарастание технологического отставания.

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР. Наряду с заметной стагнацией межгосударственного обмена в СЭВ стали выявляться другие проблемы: растущий дефицит высококачественных товаров во взаимной торговле, усиление ее стоимостной несбалансированности, мощная инерционность структуры товарооборота как следствие неспособности стран - членов СЭВ и системы их взаимного сотрудничества практически осваивать новые научно-технические и технологические решения.

На партийной встрече в Софии осенью 1985 г. советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран — членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники.

Попытка придать новый импульс организации.

В ноябре 1986 г. в Москве на Рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Горбачев заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось».

В связи с этим в 1987 г. было решено создать единый социалистический рынок. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ (1988 год) была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Одним из конкретных шагов к формированию рынка стала разработка системы сертификации СЕПРОРЕВ, которая кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.

Распад организации.

Нарастающие дезинтеграционные процессы в социалистическом лагере и внутренние экономические проблемы, связанные с обвалом цен на энергоносители, вынудили руководство СССР в 1989 г. предложить партнерам по СЭВ перейти к торговле по среднемировым ценам в свободно конвертируемой валюте. Это удалось осуществить лишь частично: на 45-й сессии СЭВ (София, январь 1990 г.) было принято решение о поэтапном переходе к взаимным расчетам в свободно конвертируемой валюте по ценам мирового рынка.

29 июня 1990 г. Госбанк СССР уведомил страны СЭВ о выходе СССР с 1 января 1991 г. из системы расчётов в переводных рублях и переходе на расчёты в свободно конвертируемой валюте, что фактически подрывало основу существования организации.

5 января 1991 г. на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня 1991 г. в Будапеште на 46-заседании сессии Совета страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

Варшавский договор 1955 г был подписан ГДР, Болгарией, Албанией, Венгрией, СССР, Румынией, Польшей, Чехословакией о сотрудничестве, взаимной помощи и дружбе.

Необходимость в его заключении была вызвана угрозой миру, созданной в Европе решениями Они предусматривали формирование Западноевропейского союза, включение в НАТО и ремилитаризацию (восстановление вооружения) Западной Германии.

Варшавский договор носил исключительно характер оборонительный. Целью его подписания являлось принятие определенных мер по обеспечению безопасности участвующих в нем стран и по поддержанию мира в Европе.

В Варшавский договор включено 11 статей и преамбула. На основании его условий и его участники принимали на себя обязательства по воздержанию от угрозы силой или ее использования в своих отношениях с другими государствами. Кроме того, предусматривалась взаимная помощь странам, на которые было бы совершено нападение. Варшавский договор обязывал государства оказывать полную немедленную поддержку всеми средствами, являющимися необходимыми, в том числе, включающие вооружение.

Предусматривались и взаимные консультации государств-участников подписания по важным вопросам международного характера, относительно общих интересов стран. В целях проведения данных консультаций был создан ПКК (Политический консультативный комитет).

Обязывало подписавшиеся страны действовать в духе сотрудничества и дружбы. Таким образом, предполагалось обеспечить дальнейшее укрепление и развитие культурных и экономических отношений между государствами-участниками. При этом необходимым условием являлось следование принципам невмешательства в дела внутри других государств, взаимного уважения суверенитета и независимости.

Двадцать лет. Автоматическое продление на десять лет предусмотрено для государств, которые не подадут за год до того, как его срок истечет заявление правительству Польши о денонсации (расторжении). Варшавский договор могло подписать любое государство, вне зависимости от его государственного и Предполагалось, что в случае создания системы общей безопасности в Европе и заключения общеевропейского соглашения, польское соглашение утратит силу.

Объединенное командование силами вооружения ОВС было создано в целях обеспечения наиболее эффективной защиты от вероятного нападения. Коллективное командование и штаб должны способствовать взаимодействию вооруженных сил и укреплению обороноспособности государств-участников соглашения в Варшаве. В этих целях проводились совместные войсковые и командно-штабные маневры и учения на территории всех стран, подписавших соглашение.

Однако основная позиция государств-участников польского договора направлена на развитие мирных взаимоотношений в Европе и укрепление безопасности.

На заседании в Москве в 1960 году была принята Декларация, одобряющая решение правительства Советского Союза об отказе в одностороннем порядке от ядерных испытаний. При этом должны были быть соблюдены все условия по невозобновлению ядерных взрывов западными державами. При этом союзные СССР государства призвали к обеспечению благоприятных условий, способствующих завершению выработки договоренности о прекращении любых ядерных испытаний.

Предложения, выдвигавшиеся странами-участницами соглашения, и их деятельность, находясь в центре внимания держав Европы, свидетельствовали о действительном миролюбии и стремлении поддерживать безопасность и мир на территории Европы.

После Второй мировой начала свое существование Организация Варшавского договора. Год ее формирования - 1955-й. Просуществовала она до 1991-го. 14 мая 1955 был подписан Военный Варшавский договор. Страны, участвовавшие в этом мероприятии, таким образом, ответили на присоединение к НАТО ФРГ. Подписали этот документ социалистические европейские государства. Ведущая роль среди них принадлежала тогда Советскому Союзу. Рассмотрим далее, что собой представляла Организация стран Варшавского договора.

Общие сведения

ОВД (Организация Варшавского договора) была сформирована Чехословакией, СССР, Румынией, Польшей, ГДР, Венгрией, Болгарией, Албанией. Документ, подписанный этими государствами в целях обеспечения безопасности и мира в Европе, вступил в силу 5 июня 1955-го. 26 апреля 1985 года вследствие истечения срока его действия он был продлен еще на 20 лет. Однако спустя 5 лет начались преобразования в ряде государств Восточной и Центральной Европы, а затем и в СССР. Роспуск Организации Варшавского договора произошел 1 июля 1991-го. В этот день был подписан Протокол о полном прекращении ее действия. Образование Организации Варшавского договора имело особое стратегическое значение. Это было объединение, состоящее из достаточно сильных стран, стремящихся к единению и безопасности в мире.

Условия

Соглашение включало в себя преамбулу и одиннадцать статей. Согласно условиям документа, а также Уставу ООН, страны Варшавского договора брали на себя обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы ее использования в международных отношениях с другими государствами. В случае если на кого-либо из участников Соглашения будет совершено вооруженное нападение, остальные должны незамедлительно оказать ей помощь всеми имеющимися в распоряжении у них средствами, в том числе силы армии.

Руководство

Организация Варшавского договора сформировала консультативный политический комитет. В его задачи входило рассмотрение всех вопросов, которые касались реализации подписанного Соглашения. Войска стран Варшавского договора находились в общем подчинении ОКВС (объединенного командования). Этот орган должен был обеспечивать взаимодействие ВС и укрепление обороноспособности государств-участников.

Декларации

Первая из них была принята в Москве, на заседании ПКК в 1958-м. В этой Декларации Организация Варшавского договора предлагала членам НАТО заключить пакт о ненападении. Следующий документ был принят в 1960 году, также в Москве. Декларация, принятая на этом заседании, одобрила решение СССР отказаться в одностороннем порядке от ядерных испытаний, если остальные западные государства также не будут возобновлять взрывы. Союзные державы призвали также сформировать благоприятные условия для окончания реализации соглашения по прекращению экспериментального применения оружия. В 1965-м состоялось Варшавское заседание. На нем обсуждалось положение, которое сложилось вследствие планов формирования ядерных многосторонних сил НАТО. На заседании также рассматривались меры защиты на случай реализации указанных программ. На Будапештском совещании в 1966-м была принята Декларация по укреплению безопасности и мира в Европе.

Маневры и учения

Организация Варшавского договора проводила совместные мероприятия с участием армий. Маневры и командно-штабные учения велись на территориях всех государств-союзников. Самыми крупными стали мероприятия под названиями:

  • "Квартет" (в 1963-м).
  • "Октябрьский штурм" (в 1965-м).
  • "Родопы" (в 1967).
  • "Север" (в 1968-м).
  • "Братство по оружию" (в 1970).
  • "Запад-81" (в 1981-м).
  • "Щит-82" (в 1982).

Разведывательные операции

Организация Варшавского договора вела постоянную координацию между разведорганами государств-союзников. В 1979-м начала функционировать глобальная радиоэлектронная система связи (СОУД). Она включала в себя средства космической разведки ГДР, Чехословакии, Польши, Венгрии, Болгарии, СССР, а также Кубы, Монголии и Вьетнама, не входивших в Соглашение.

Доктрина союзников

Страны Варшавского договора придерживались оборонительной позиции. В 1955-65 гг. доктрина сводилась к советской стратегии ведения боев с использованием массированного ракетно-ядерного удара при одновременном молниеносном наступлении для овладения территорией противника, лишая его возможности продолжать бой. Образование Организации Варшавского договора, по своей сути, было противовесом для НАТО, а в частности, США. В соответствии с доктриной указанного десятилетия, допускалась вероятность нанесения упреждающих ядерных ударов при обнаружении угрозы внезапного нападения по аналогии американской стратегии "массированного возмездия". Между государствами-союзниками были распределены соответствующие задачи. Так, на армию СССР возлагалось выполнение стратегических ударов с использованием ядерного оружия. Бои в Мировом океане должны были вести объединенные флоты, а на Европейском континенте - авиация и сухопутные войска. При этом на основных направлениях предусматривалось участие объединений от армии СССР.

1966-1980 гг.

В этот период военная доктрина ОВД предусматривала постепенное развитие действий. Предполагалось начать с использования только обычных средств поражения, ограниченно использовать ядерное оружие, постепенно переходя при необходимости к его массированному внедрению. ЯО могло быть задействовано только в случае, если оно будет применено НАТО. По-прежнему особое внимание было направлено на выполнение стратегического наступления на территорию врага для скорого разгрома его главных сил и захвата важнейших экономических районов. Эта доктрина была аналогична американской программе "гибкого реагирования".

Стратегия начала 80-х

В ее основу лег принцип готовности вести бои любого вида. В соответствии с этой доктриной, предполагались военные действия как без ЯО, так и с ним. Вместе с этим, предусматривался ряд локальных боев с использованием обычного оружия. Упреждающие удары ЯО не предполагались. При этом ядерное оружие допускалось применять, только если его будет использовать противник. Вместе с проведением стратегических наступлений на вражеские территории предполагались и крупномасштабные оборонительные операции.

Значение Польши

В середине октября 1955-го в Москве был подписан Протокол соглашений между советским и польским правительствами. В соответствии с ним, ВС Польши, кроме сил ПВО, должны были направить часть своих оперативных войск, сведенных в Приморский Фронт из воздушной и трех общевойсковых армий. Этим силам предстояло действовать в Объединенных ВС государств-союзников во втором стратегическом эшелоне на вспомогательном направлении. Задача их состояла в прикрытии правого фланга основной ударной группировки СССР, а также морского побережья от вероятных десантов войск НАТО.

КМО

Комитет, состоявший из министров обороны государств-союзников, осуществлял разработку планов объединенных командно-штабных мероприятий. К ним, в частности, относились программы общих учений и маневров, сотрудничество в подготовке солдат и штабов, унификация уставов, инструкций, наставлений, правил и прочих документов, а также внедрение новых единиц вооружения и техники, тыловое обеспечение и так далее.

Технический комитет

В ведении этого органа находились вопросы модернизации оснащения объединенных войск. Комитет разрабатывал программы по их унификации, что облегчило бы взаимодействие во время сражений. Кроме этого, он устанавливал специализацию по выпуску военной техники определенными государствами-участниками.

ОВС

Вооруженные силы ОВД включали в себя средства из состава ВС государств-союзников. Численность армий согласовывалась двусторонними соглашениями Советского правительства и руководством других стран. Документы обновлялись раз в 5 лет. Это обуславливалось разработкой программ развития ВС отдельных государств в очередных пятилетках. В мирный период в составе Объединенных войск присутствовали только самые подготовленные силы. В случае войны к ним присоединялись оперативные подразделения, которые были обучены для ведения сражений на внешних фронтах.

"Щит-79"

Оперативно-тактические маневры под этим кодовым названием проходили с 12-го по 19-е мая 1979 г. В учениях участвовали войска и штабы Венгерской, Болгарской, Чехословацкой, Советской армий, а также ВС Румынии. Руководителем операций был венгерский генерал Цинеге. На учениях были отработаны вопросы по ведению боевых действий объединенными усилиями союзных армий. На мероприятиях был показан выросший уровень оперативной и тактической подготовки офицеров, генералов и штабов. Учения способствовали последующему взаимодействию ВС государств-союзников, а также укреплению боевого сотрудничества между ними. К мероприятиям были привлечены, преимущественно, сухопутные силы вместе с военно-воздушными подразделениями и частями.

Учения "Братство по оружию"

Это было общевойсковое мероприятие, которое проводилось на территории ГДР и балтийской акватории, прилегающей к ней. Учения велись по планам Объединенного командования. Руководителем операций был генерал германской армии Гофман. В ходе учений была осуществлена выброска 234 гвардейского парашютно-десантного полка Краснознаменной Черниговской дивизии. Все, кто присутствовал на смотровой площадке, были в восторге от выучки солдат. Весь личный состав получил благодарность от министра обороны СССР и награду - Вымпел за воинскую доблесть и мужество. Стоит сказать, что это была первая в истории ВДВ выброска 1200 человек с четырехсотметровой высоты в сложных метеоусловиях. В мероприятиях принимали участие и морские пехотинцы Балтийского флота. От национальной армии ГДР свое мастерство показывал 40-й парашютно-десантный батальон. Завершились учения 12-го сентября 1980-го года парадом в Магдебурге. В отличие от предыдущих мероприятий, операция "Братство по оружию" отличалась более широким спектром решаемых задач по оперативной подготовке, большей численностью личного состава, территориальным размахом. Эти учения стали серьезным экзаменом для Объединенной армии. Выводы, которые были получены в процессе проведения маневров по вопросам оперативного искусства и тактики, оказали существенное влияние на последующее обучение ВС.

14 мая 1955 Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией и Советским Союзом подписан Варшавский Договор. Эта мощная структура обеспечивала противовес НАТО на протяжении 36 лет, а была распущена почти буднично. Михаил Горбачёв даже не принял участия в заключительном заседании руководства ОВД.

Миролюбие поневоле

Варшавский договор был создан спустя 6 лет после возникновения НАТО. СССР после окончания Второй мировой войны вовсе не так рьяно стремился к экспорту революции, как это пытались представить наши «западные партнёры». Известен факт, что в послевоенные годы коммунисты Франции (наиболее популярная тогда партия в стране) готовились поднять всеобщее восстание и обращались к Сталину с просьбой поддержать их в случае интервенции США и Великобритании. На что Сталин, верховный главнокомандующий самой мощной армии мира на тот момент, ответил категорическим отказом. Причина такого миролюбия победителей фашисткой Германии главным образом заключалась в огромных потерях, понесённых советским и, прежде всего, русским народом. Сталин понимал, что ещё одной масштабной (к тому же с участием ядерного оружия) войны с Западом СССР, скорей всего, не выдержит. Не случайно такое распространение в нашем народе на полвека получил тезис: лишь бы не было войны.

Вынужденный союз

Однако совсем никак не реагировать на растущее военное присутствие США в Европе было нельзя. Последней каплей, вынудившей СССР к созданию военной межгосударственной социалистической организации в Европе, стало вступление в НАТО ФРГ, вопреки первоначальным послевоенным планам по превращению разделённой Германии в демилитаризованную зону.

14 мая 1955 был подписан Варшавский договор (ОВД) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Его участниками стали Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Всё это были страны, где после освобождения от фашистской оккупации при негласной поддержке Советского Союза установились социалистические режимы.

Участники ОВД подчёркивали, что организация носит строго оборонительный характер. И, как показала история, в общем и целом, так оно и было. Для руководства блоком был создан Политический консультативный комитет (ПКК).

Хорошо забытое старое

Разговоры о коллективной безопасности в Европе начались больше полувека назад. Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (27-28 января 1956) государства - участники ОВД выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д.

То есть идеологически-военное противостояние в Европе было совсем не в интересах руководства СССР, хорошо понимавшего, что ослабленная войной страна должна все силы бросить на восстановление собственной промышленности и сельского хозяйства, на сбережение человеческого потенциала.

На плечах СССР

Так же, как во время Второй мировой войны СССР принял на себя главный удар нацистской Германии и нёс основную тяжесть войны в 1941-1945 годах, так и в ОВД Советскому Союзу пришлось играть «ведущую роль». Это означало фактически полное финансирование деятельности организации и поставки вооружений странам-участницам.

Роль СССР в ОВД показывает хотя бы тот факт, что на протяжении всей истории существования организации главнокомандующими Объединёнными вооружёнными силами были исключительно советские маршалы и генералы.

Паритет дорогой ценой

В НАТО, противостоящее ОВД, входили изначально 12 стран, включая такие державы, как США, Великобритания, Франция. До распада ОВД в североатлантический альянс вошли ещё 4 государства.

Варшавский блок, несмотря на то, что по уставу он был открыт для вхождения новых членов, за всё время своего существования не увеличивался, а, наоборот, потерял одну из стран-участниц – Албанию. Таким образом, с начала 60-х годов прошлого века до 1991 года социалистическому блоку из 7 стран противостоял блок из 15 «капстран». Даже приблизительное сопоставление потенциала этих государств, скажем, по общей численности населения, показывает, насколько в более выгодном положении находилось НАТО. Его страны-участницы, опираясь на поддержку обогатившихся в годы Второй мировой войны США, чувствовали себя в блоке вполне комфортно. Военные расходы при этом не отягощали государственных бюджетов. СССР же напротив был вынужден «лучшие мозги» и огромные средства направить на оборону. В результате ценой больших усилий паритет ОВД и НАТО был создан и поддерживался несколько десятилетий.

Согласно данным, приведённым в книге Валентина Варенникова «Неповторимое», к началу 80-х годов НАТО в Европе имело небольшой перевес в обычных вооружениях. В распоряжении альянса было 94 боеготовые дивизии (включая около 60 отдельных боеготовых бригад), у Варшавского Договора- 78 дивизий. При этом численность развернутой американской дивизии составляла 16-19 тысяч, а дивизии ФРГ- более 23 тысяч человек, в то время как дивизия армий стран Варшавского Договора насчитывала максимум 11-12 тысяч человек. Значительное превосходство у ОВД было в танках. Зато НАТО располагало значительно большим количеством противотанковых вооружений. Кроме того, США и их союзники превосходили социалистический блок по боевым самолетам в 1,2 раза, по вертолетам - в 1,8 раза.

Однако сопоставление всех видов вооружений, включая ядерные, говорило о примерном равенстве боевых возможностей сторон.

Параллели

Члены организации ОВД, подписывая договор, «обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств».

Однако на практике суверенитет одной из стран-участниц был нарушен войсками ОВД. Речь о знаменитом вводе войск в Чехословакию в 1968 году. Этот эпизод и по сей день часто приводят, как доказательство агрессивности политики СССР. Однако ещё за несколько месяцев до того, как советские танки оказались на улицах Праги, руководство СССР уже располагало сведениями о том, что активисты так называемой «Пражской весны» готовы обратиться с просьбой к НАТО о вводе войск альянса в Чехословакию. В полной боевой готовности находились несколько дивизий военно-воздушных сил США. Как и во время недавних украинский событий, руководство СССР стояло перед выбором: пустить события на самотёк с непредсказуемыми последствиями, либо вмешаться, не допустив выхода Чехословакии из ОВД, что было бы равнозначно серьёзному поражению в условиях Холодной войны.

Ликвидация по-тихому

Прошло чуть более двух десятков лет и новое руководство СССР спокойно, почти равнодушно «сдало» не только Чехословакию, но и все остальные страны-участницы Варшавского договора, которые после «тихого роспуска» ОВД в 1991 году, попали в сферу влияния НАТО, а спустя 8 лет 3 из них присоединились к блоку. Ещё через 5 лет все бывшие члены Варшавского договора, кроме правопреемницы СССР – России, стали членами североатлантического альянса.

14 мая 1955 г. в Варшаве на совещании глав правительств Бол­гарии, Венгрии, Германской Демократической Республики (ГДР), Польши, Румынии, СССР, Чехословакии и Албании1 был подпи­сан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, во­шедший в историю как Варшавский Договор. Он был рассчитан на 20 лет, а для тех участников, которые за год до истечения срока не заявят о его денонсации, Договор оставался в силе еще на 10 лет. В 1985 г. высшие государственные деятели стран - участ­ниц Варшавского Договора подписали в Варшаве протокол о про­длении срока действия Договора еще на 20 лет с возможностью со­хранить его силу и на последующие 10 лет.

Целью Варшавского Договора явилось принятие мер по обес­печению своей безопасности и поддержанию мира в Европе. В со­ответствии с Уставом ООН договаривающиеся стороны обязыва­лись воздерживаться от угрозы применения силы и разрешать международные споры мирными средствами.

Высшим политическим органом Организации Варшавского Договора (ОВД) стал Политический Консультативный Комитет (ПКК). Он рассматривал общие вопросы, относящиеся к укрепле­нию обороноспособности и к организации Объединенных воору­женных сил (ОВС), которые составляли основу военной организа­ции ОВД.

В Объединенное командование входили Главнокомандующий ОВС, начальник Штаба ОВС, заместители Главнокомандующего. Первым Главнокомандующим ОВС стал Маршал Советского Со­юза И. С. Конев (1955-1960).

Контингента войск и сил, выделяемых каждой страной в со­став ОВС, в мирное время оставались в подчинении своих нацио­нальных командований, а их деятельность регламентировалась со­ответствующими законами, положениями и воинскими уставами своих стран. При начале агрессии выделенные войска и силы предназначались для ведения совместных действий в составе коа­лиционных группировок.

Штаб ОВС был образован в мае 1955 г. Он первоначально со­стоял только из советских генералов и офицеров и до 1969 г. со­ставлял структурное подразделение Генерального штаба ВС СССР. Первым начальником Штаба ОВС являлся генерал армии А. И. Антонов (1955-1962). В 1969 г. был создан самостоятель­ный Штаб ОВС, ставший рабочим органом Комитета минист­ров обороны (КМО) ОВД.

С согласия правительств государств-участников ОВД в союз­ные армии были направлены представители Главнокомандующего ОВС. На эти должности назначались видные советские военачаль­ники, которые оказывали национальным командованиям помощь в подготовке войск (сил), выделенных в состав ОВС, и являлись связующим звеном между Объединенным и национальными командованиям и.

Структура органов ОВД и ОВС с расширением и углублением сотрудничества союзных стран постоянно совершенствовалась. 17 марта 1969 г. в Будапеште на совещании ПКК были утверждены Положение о Комитете министров обороны, новое Положение об Объединенных вооруженных силах и Объединенном командова­нии, а также Положение о Военном совете, соглашение об орга­низации единой системы ПВО и другие документы.

В состав КМО вошли министры обороны союзных государств, Главнокомандующий и начальник Штаба ОВС. Это был консуль­тативный орган, который вырабатывал рекомендации и предложе­ния по военным вопросам общего характера и вносил их на рас­смотрение ПКК или правительств союзных стран.

В новом Положении об Объединенных вооруженных силах на­шли отражение политические и военные обязательства союзных го­сударств, основные права и обязанности национальных командова­ний в отношении своих войск (сил), выделенных в состав ОВС, а также основы планирования оперативного использования войск.

В связи с этим значительно возросли роль и состав Штаба ОВС, расширился и круг решаемых им задач. Штаб ОВС стал ком­плектоваться за счет генералов, адмиралов и офицеров союзных армий по принципу пропорционального представительства, что в большей степени соответствовало новым требованиям.

Для организации и руководства системой противовоздушной обороны государств-участников ОВД был назначен заместитель Главнокомандующего ОВС по ПВО - командующий Единой сис­темой ПВО стран Варшавского Договора Маршал Советского Со­юза П. Ф. Батицкий (1969-1978).

Начал действовать Технический комитет ОВС, предназначенный для решения задач, связанных с развитием и совершенствованием вооружения и военной техники, их стандартизацией и унификацией. Комитет комплектовался из представителей всех союзных армий. Его возглавил заместитель Главнокомандующего ОВС по вооруже­нию генерал-лейтенант И. В. Степанюк (1969-1975).

Для обеспечения более широкого участия руководящего соста­ва министерств обороны государств-участников ОВД в коллек­тивном обсуждении принципиальных вопросов развития ОВС был учрежден Военный совет в составе: Главнокомандующий ОВС, начальник Штаба ОВС и заместители Главнокомандующего ОВС от союзных армий, командующий Единой системой ПВО, начальник Технического комитета и секретарь Военного совета.

В дальнейшем структура руководящих органов ОВС существен­но не менялась и лишь решением ПКК от 23 ноября 1978 г. были введены должности заместителей Главнокомандующего ОВС: по ВВС - генерал-полковник авиации А. Н. Катрич (1978-1986), по ВМФ - адмирал В. В. Михайлин (1978-1983). Таким образом, ОВС стали в себя включать не только сухопутные войска и войска противовоздушной обороны, но и военно-воздушные силы, воен­но-морские флоты.

Восточноевропейские страны, союзные СССР, располагали ар­миями, которые имели как общие черты, так и своеобразие, обу­словленное спецификой национального военного строительства.

Болгарская народная армия. Строительство Болгар­ской народной армии (БНА) осуществлялось в соответствии с по­ложениями национальной военной доктрины. В состав БНА вхо­дили: сухопутные войска; войска ПВО и ВВС; ВМФ. В Болгарии также имелись пограничные, строительные и железнодорожные войска.

Комплектование БНА осуществлялось в соответствии с законом о всеобщей воинской службе, согласно которому все граждане страны, достигшие 18 лет и годные по состоянию здоровья, призы­вались на действительную военную службу сроком на 2 года.

Офицерские кадры для БНА готовились в военно-учебных за­ведениях. Младший командный состав для всех видов ВС и родов войск готовили сержантские средние училища, а офицеров запа­са - специальная школа.

Венгерская народная армия (Венгерские оборо­нительные силы). Венгерская народная армия (ВНА) состоя­ла из Сухопутных войск, ВВС и Войск ПВО страны. Воинская обязанность распространялась на всех граждан Венгерской На­родной Республики мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет. Срок действительной срочной военной службы составлял 18 месяцев. Срок военной службы офицеров и генералов - до 60 лет.

Личный состав ВНА подразделялся на рядовых, сержантов, под-офицеров, прапорщиков, офицеров и генералов. Сержанты, как правило, готовились из лиц срочной службы в учебных подразде­лениях частей, и по окончании службы им предоставлялось право заключать договор на сверхсрочную службу. Подофицерский со­став комплектовался из лиц, избравших военную службу своей профессией и прошедших специальную подготовку на учебных базах видов и родов войск. Офицерский корпус готовился в вы­сших общевойсковом, инженерном и авиационном училищах. Свои знания офицеры всех родов войск повышали в Военной ака­демии имени Миклоша Зриньи.

Национальная народная армия Германской Де­мократической Республики. В состав Национальной на­родной армии (ННА) входили 3 вида вооруженных сил: сухопут­ные войска, ВВС и войска ПВО, народный ВМФ. Они в свою очередь подразделялись на рода войск, специальные войска и службы.

Всеобщая воинская обязанность распространялась на всех граждан республики - мужчин в возрасте от 18 до 50 лет. При мо­билизации и в военное время на службу могли быть призваны и женщины в возрасте от 18 до 50 лет.

Военнослужащие ННА подразделялись на категории: военно­служащие срочной военной службы; солдаты, унтер-офицеры сверхсрочной службы и офицеры, служившие в армии по контрак­ту; кадровые унтер-офицеры, прапорщики и офицеры.

Будущие офицеры получали образование в высших военных училищах. Главным военно-учебным заведением ГДР являлась Военная академия имени Фридриха Энгельса в Дрездене. Значи­тельная часть офицеров ННА обучалась в советских военно-учеб­ных заведениях.

Войско Польское. В своем составе Войско Польское име­ло: сухопутные войска; войска ВВС и ПВО страны; ВМФ. Терри­тория страны была разделена на 3 военных округа: Поморский, Сленский и Варшавский.

Согласно закону о всеобщей обязанности по обороне 1967 г. граждане Польши, достигшие 19-летнего возраста, призывались на 2 года. Войско Польское располагало высококвалифицирован­ными военными кадрами.

К числу кадрового состава армии относились: сержанты (под-офицеры); хорунжие (прапорщики); офицеры; генералы. Кадро­вый состав ВМФ подразделялся на младших и старших подофице-ров, хорунжих ВМФ, офицеров ВМФ и адмиралов.

Офицерский состав Войска Польского готовился в 4 военных академиях, 8 высших офицерских училищах с 4-летним курсом обучения и центрах подготовки и совершенствования военных кадров, а подофицерский состав - в профессиональных подофи-церских училищах по видам ВС и родам войск. Часть офицеров Войска Польского проходила подготовку в военных учебных заве­дениях Советского Союза, ГДР, ЧССР и ВНР.

Армия Румынии. ВС Румынии являлись основой национа­льной системы обороны государства. В подчинении министерства национальной обороны находились: сухопутные войска; войска ПВО страны; ВВС; ВМФ.

Личный состав армии подразделялся на военнослужащих срочной службы; военнослужащих с сокращенным сроком службы; постоян­ные кадры, которые включали: корпуса офицеров, военных мастеров, подофицеров, а также служащих армии, курсантов военных училищ.

Чехословацкая народная армия (ЧНА). В ее состав входили сухопутные войска, ВВС и войска ПВО страны. Террито­рия страны в военно-административном отношении делилась на 2 военных округа - Западный и Восточный.

ЧНА комплектовалась в соответствии с принятым в стране за­коном о всеобщей воинской обязанности. Порядок прохождения службы в основном был таким же, как и в других армиях стран ОВД. Студенты вузов призывались на срочную службу после окончания учебы.

Офицерские кадры для командных, технических и тыловых должностей готовились в военных академиях и высших военных школах. Корпус прапорщиков комплектовался военнослужащи­ми, окончившими средние военные школы или специальные кур­сы, а также сверхсрочниками и военнообязанными запаса с об­щим средним образованием.

В рамках ОВД осуществлялось скоординированное планирова­ние развития ВС стран-участниц, проводились совместные уче­ния и маневры. Военное содружество социалистических стран было не беспроблемным. В 1956 г. советские войска, размещен­ные в Венгрии и введенные из приграничных военных округов, участвовали в подавлении в Будапеште и других городах страны вооруженного восстания прозападных групп населения, недовольных политикой правящей Венгерской партии трудящих­ся. В 1968 г. разразился политический кризис в Чехословакии, для преодоления которого в страну были введены войска других стран-участниц Варшавского Договора (СССР, Болгарии, Венг­рии, ГДР и Польши).

В связи с происходившими на рубеже 90-х гг. XX в. глубокими переменами в СССР и Восточной Европе государства-участники Варшавского Договора в ходе московского совещания ПКК 7 июня 1990 г. решили упразднить военные органы и структуры ОВД к 31 марта 1991 г. В Будапеште 25 февраля 1991 г. состоялось внеочередное и последнее совещание ПКК ОВД, на котором еди­ногласно был принят и подписан Протокол о прекращении дейст­вия военных соглашений, заключенных в рамках ОВД, и упразд­нении его военных структур с 31 марта 1991 г.