Влияние второй мировой войны на развитие международного права. Курсовая Становление и общий характер современного международного права

Ключевые слова: Международное право, Гражданское право, Политология, Мировая экономика, Семейное право, Управление персоналом, Гражданское и торговое право зарубежных стран.

Объектом исследования является анализ условий "Вторая мировая война и международное право". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Вторая мировая война и международное право" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Вторая мировая война и международное право", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Вторая мировая война и международное право", изучалась природа темы "Вторая мировая война и международное право".

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Вторая мировая война и международное право", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Вторая мировая война и международное право" и определены тенденции развития тематики "Вторая мировая война и международное право".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Вторая мировая война и международное право".

Обзор источников по теме "Вторая мировая война и международное право"

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 16 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Вторая мировая война и международное право" рассматривает Д. С. Мухортов в книге "Political English: An Advanced Mass Media Course / Учебное пособие по английскому языку в области политики и международных отношений ", изданной в 2011 году и содержащей 232 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

Данное пособие предназначено для студентов старших курсов факультетов политологии, международных отношений, журналистики и переводоведения. Актуальный текстовый материал и тщательно разработанный учебно-методический комплекс учат студента лексико-фразеологическому маневрированию, помогают обогатить словарный запас по специальности, развивают умение полемизировать, а также способствуют развитию навыков аргументации на английском языке. В 17 разделах пособия поднимаются такие темы, как российские национальные интересы, взаимоотношения России с Украиной, Грузией и США, проблемы российской армии, фальсификации на выборах, последствия экономического кризиса, будущее СНГ, подъем Китая, уроки Второй мировой войны и права человека.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Вторая мировая война и международное право" касается И. И. Хохлов в монографии "Наднациональность в политике Европейского Союза ". Данная книга была выпущена в издательстве "Международные отношения" в 2007 году, содержит 160 стр.

Термин "наднациональность" до сих пор практически не фигурирует в книгах и статьях по вопросам европейской интеграции на русском языке. Задача данной книги - объяснить закономерности и сущность феномена наднациональной интеграции. Автор определяет факторы становления наднациональности в ЕС: внешние - формирование нового миропорядка после Второй мировой войны, роль в нем США, окончание "холодной войны", распад СССР, демократические революции в странах Центральной и Восточной Европы; внутренние - эволюция самой интеграционной системы (европейского права, институциональной структуры), а также внедрение субсидиарности как метода и принципа управления. Для студентов, аспирантов, всех интересующихся проблемами европейской интеграции.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Война и право после 1945 г. ". Джеффри Бест определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2010 году в издательстве "ИРИСЭН, Мысль". В описании книги сказано следующее.

Человеческая цивилизация всегда стремилась ограничить вооруженное насилие и ужасные последствия войн. Работа британского историка Джеффри Беста посвящена усилиям, предпринимавшимся последние десятилетия в этой сфере. В ней показано, что Вторая мировая война привела к серьезным изменениям в международном праве и определила его дальнейшее развитие. Автор анализирует с этой точки зрения разнообразные типы современных вооруженных конфликтов - высокотехнологичных межгосударственных столкновений, национально- освободительных, революционных и гражданских войн - и пытается ответить на вопрос, где, когда и почему институтам международного гуманитарного права удавалось, или, наоборот, не удавалось уменьшить ущерб, наносимый военными конфликтами. Книга содержит большой фактический материал по развитию современного гуманитарного права. При этом изложение не перегружено юридическими и военно-техническими деталями и доступно для неспециалистов.

Кроме того, при изучении темы "Вторая мировая война и международное право" были использованы такие периодические источники, как:

  1. Охрана интеллектуальной собственности и нормы международного и российского права. А. Курманов, "Кадровик. Трудовое право для кадровика", № 12, декабрь 2007.
  2. Конституционные права на безопасные условия труда и вознаграждение за труд. Позиции норм международного права. А. Курманов, "Кадровик. Трудовое право для кадровика", № 10, октябрь 2007.
  3. Международное право как составная часть правовой системы Российской Федерации. А.Я. Петров, "Законодательство и экономика", № 6, июнь 2007.
  4. Этическая экспертиза биомедицинских исследований в Российской Федерации - реалии, перспективы развития и международного сотрудничества. М.Э. Гурылева, А.С. Созинов, сборник "Научные труды III Всероссийского съезда. Национального конгресса по медицинскому праву"
  5. Международное право в системе административно-правового регулирования положения иностранных граждан в Российской Федерации. И.Д. Соболев, "Журнал российского права", № 3, март 2007.

Образец введения

Представленная работа посвящена теме "Вторая мировая война и международное право".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Вторая мировая война и международное право" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Вторая мировая война и международное право".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Вторая мировая война и международное право". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Вторая мировая война и международное право" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Вторая мировая война и международное право" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Вторая мировая война и международное право" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Вторая мировая война и международное право".

Теоретическое значение изучения проблемы "Вторая мировая война и международное право" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Вторая мировая война и международное право".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Вторая мировая война и международное право" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Вторая мировая война и международное право".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Вторая мировая война и международное право" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Вторая мировая война и международное право".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Вторая мировая война и международное право".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Вторая мировая война и международное право". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Вторая мировая война и международное право".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Вторая мировая война и международное право".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Вторая мировая война и международное право".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Вторая мировая война и международное право", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Вторая мировая война и международное право" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Вторая мировая война и международное право", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Первая половина XX столетия связана с рядом событий и факторов, оказавших влияние на развитие и содержание международного права.

После окончания Первой Мировой войны государства-победители - страны Антанты - на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы (Версальский мирный договор 1919 года и связанные с ним договоры). Этими договорами было оформлено создание ряда новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, ограничивались вооружения побежденных сторон, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, устанавливался для ряда западных стран принцип "открытых дверей" ("равных возможностей") в Китае.

Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация - Лига Наций. В ее Статут, вступивший в силу в январе 1920 года поставили агрессию вне закона. В Статуте было закреплено обязательство уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги.

Статут (устав) Лиги Наций являлся составной частью Версальского мирного договора. Хотя Статут Лиги Наций и исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести, он не запрещал ведения войны.

На состояние международного права оказала существенное влияние Октябрьская революция 1917 г., прежде всего Декрет о мире, запрещающий агрессивную войну. Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, заключенный в 1928 г. (Пакт Бриана-Келлога) призывал осуществляться только мирными средствами. Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор 1928 г. не давали понятия агрессии и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения.

Развязавшие вторую мировую войну фашистская Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Вопросы поддержания международного мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г) и Крымской (1945 г.) конференциях руководителей трех союзных держав. В ходе конференций было признано, не должна быть похожей на Лигу Наций, в нее могут входить все суверенные государства, как большие, так и малые, организация должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности, олицетворять согласованные действия ее членов. На конференциях обсуждался комплекс вопросов об ответственности Германии за нанесенный ею ущерб в ходе войны и об ответственности нацистских военных преступников.

Днем рождения Организации Объединенных Наций считается 24 октября 1945 года. Ее Устав и деятельность, несмотря на периоды конфронтации в ее стенах, свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально новым положением явилось закрепление в Уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Согласно п. 4 ст. 2 Устава все члены ООН взяли обязательство воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН. В Уставе ООН предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на агрессора.

Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве под влиянием введения в него нормы о праве народов (наций) на самоопределение. В Уставе ООН зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность.

Нормы Устава ООН, характеризующие принцип сотрудничества государств, послужили отправной точкой в принятии многочисленных международных актов, как по специальным вопросам сотрудничества государств, так и по вопросам сотрудничества в сфере прав человека.

Особой формой сотрудничества явилось развитие мер доверия между государствами. Обеспечение прав человека становится одним из главных критериев оценки деятельности государств. Возникли новые отрасли, например, право международной безопасности, международное космическое право, право окружающей среды и др.

На международных конференциях путем заключения многосторонних международных соглашений были, в частности, кодифицированы нормы правопреемства государств в отношении международных договоров; нормы, касающиеся защиты мирного гражданского населения во время войны, защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта; нормы дипломатического и морского права. В связи с кодификацией международно-правовых норм и внедрением в практику международных отношений принципа сотрудничества государств центральное место среди источников международного права стал занимать международный договор.

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Международные организации - вторичные субъекты международного права
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
    • Специализированные учреждения ООН
      • ЮНЕСКО и ВОЗ
      • Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи
      • Всемирная метеорологическая организация, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности
      • Международный фонд сельскохозяйственного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, МАГАТЭ
      • Всемирный банк
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
    • Понятие и источники дипломатического и консульского права
    • Дипломатические представительства
      • Сотрудники представительства
    • Консульские учреждения
      • Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и его правовые основы
    • Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера
      • Распространение и торговля наркотиками
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Международная организация уголовной полиции - Интерпол
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Становление и общий характер современного международного права

Процесс становления современного международного права самым существенным образом связан с такими крупнейшими событиями XX века, как Первая мировая война и создание Лиги Наций, Вторая мировая война и создание Организации Объединенных Наций, ликвидация колониальной системы и появление на международной арене большого числа новых независимых государств, научно-техническая революция.

Новые идеи и принципы положили начало становлению современного международного права. К наиболее важным международно-правовым принципам, провозглашенным в самом начале XX века и позднее вошедшим в международное право, относятся принципы запрещения агрессивной войны; преступности такой войны; право народов и наций на самоопределение; принцип равноправия государств независимо от их экономических, социальных и политических систем; недействительности неравноправных договоров и договоров, навязанных силой; уважения социально-экономических прав человека.

На международное право оказало большое влияние образование в 1919 г. Лиги Наций . Впервые в истории была создана всеобщая международная организация по поддержанию международного мира и реализации, хотя и опосредованно, норм международного права. Важным событием явилось также создание Постоянной палаты международного правосудия, т.е. Международного суда при Лиге.

Принятие Статута Лиги Наций стало шагом вперед в развитии международного права. Хотя Статут не запрещал прибегать к войне, но существенно ограничивал это право государств и предусматривал возможность применения санкций против государства, нарушившего такие ограничения.

Самым крупным событием в международном праве в период между Первой и Второй мировыми войнами было заключение в 1928 г. Пакта Бриана - Келлога. Впервые в истории появился общий многосторонний договор, запретивший прибегать к войне в отношениях между государствами и устанавливавший, что все споры между государствами должны решаться мирными средствами. Нормы этого договора скоро стали нормами общего международного права, обязательными для всех государств.

Но в международных отношениях в этот период складывались две тенденции: мирное сосуществование и конфронтация, причем значительно превалировала вторая тенденция. Международное право развивалось на основе соглашения между государствами. В условиях конфронтации, естественно, не могло быть должных условий для прогрессивного развития международного права.

Вторая мировая война, победа Антигитлеровской коалиции над фашистской Германией и ее союзницей - милитаристской Японией, которые ставили своей целью, в частности, замену международного права теорией расового господства, основанного на силе, создание Организации Объединенных Наций знаменовали новый этап в развитии международного права.

Устав Организации Объединенных Наций , принятый в 1945 г., не только развил старые демократические принципы международного права, но и внес в него ряд новых фундаментальных принципов. Таких, например, как принцип неприменения силы и угрозы силой в отношениях между государствами, право на самоопределение всех народов, принцип равноправия всех государств, принцип уважения основных прав и свобод человека.

Устав ООН стал основным документом современного международного права. В соответствии с ним был создан международный механизм реализации норм международного права, более эффективный, чем механизм Лиги Наций. Важнейшими звеньями этого механизма являются Совет Безопасности ООН и Международный суд ООН.

Деятельность ООН оказала существенное позитивное влияние на весь ход послевоенного строительства в мире и систему международного права. Распад колониальной системы привел к появлению на международной арене новых государств, которые вскоре стали составлять более половины всех государств мира. Образовалось мощное движение неприсоединившихся государств, «Группа 77» и ряд других объединений государств, не принадлежащих к двум соперничавшим военно-политическим блокам. В области международного права эти государства, обычно именуемые развивающимися странами, особое внимание уделяли международно-правовым вопросам суверенитета государств и нового международного экономического порядка, который бы содействовал их ускоренному экономическому развитию. Вместе с тем они активно выступали и выступают за прогрессивное развитие международного права в целом.

Научно-технические революции второй половины XX века привели к радикальным изменениям не только научно-технической и экономической основы, но и всех аспектов общества. Появились невиданные ранее глобальные проблемы, ставящие под угрозу существование человеческой цивилизации и выживание самого человека. Влияние этих грандиозных событий на межгосударственную систему и международное право еще только начинает сказываться. Но уже сейчас ясно, что сфера международно-правового регулирования должна быстро расширяться и что международное право, хотя оно и не является панацеей - а такой панацеи вообще не существует, - представляет собой важное средство решения глобальных и других международных проблем и, таким образом, одно из важных средств, обеспечивающих выживание.

Период после окончания Второй мировой войны и принятия Устава ООН характеризуется значительно более быстрым развитием международного права, чем первая половина XX века. Это развитие происходило главным образом путем заключения международных договоров. Был заключен ряд важных общих международных договоров, таких, например, как Конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Конвенция по морскому праву 1982 г., Договор о космосе 1967 г., ряд договоров по сдерживанию гонки вооружений, по охране окружающей среды.

По сравнению с классическим международным правом, современное международное право принято считать новым международным правом. Это связано прежде всего с изменением основных принципов и институтов международного права, которые определяют его лицо.

Перестали существовать такие принципы и институты старого международного права, как право государства на войну, право победителя, институт завоевания, контрибуции и др. К числу новых важнейших принципов и институтов международного права относятся прежде всего принципы мирного сосуществования, неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях, равноправия и самоопределения народов, уважения прав человека, ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.), международной уголовной ответственности индивидов.

Наряду с этим развивались и укреплялись старые демократические принципы и нормы международного права, такие, как принципы суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств, и др. Классическое международное право, несмотря на то, что оно было значительно более прогрессивным, чем феодальное, продолжало, по существу, оставаться правом сильного; оно признавало право государства использовать силу в отношениях с другими государствами, право государства на войну, санкционировало с некоторыми ограничениями то, что было добыто силой.

Современное международное право, напротив, запрещает обращение к войне, применение силы и угрозы силой. Государства должны разрешать свои споры только мирными средствами. К государству, развязавшему и ведущему агрессивную войну, предусматривается применение суровых санкций. Кроме того, появилась международная уголовная ответственность индивидов, виновных в развязывании и ведении агрессивной войны.

Старое международное право было преимущественно правом цивилизованных или христианских государств. Такое классическое (по определению доктрины) международное право содержало нормы и институты, которые являлись орудием колониального закабаления народов, освящали и юридически закрепляли колониальный режим и иные формы зависимости и эксплуатации народов. К ним относились, например, право захвата «ничейной земли» (территории) (права туземного населения слаборазвитых стран не принимались во внимание), право завоевания, колонии, протектораты, сферы влияния, неравноправные договоры и т.д. Эти нормы и институты существовали наряду с демократическими принципами, находясь с ними в резком противоречии. Огромный континент Африки и значительная часть Азии не выступали в международных отношениях. Вследствие распада колониальной системы расширилась пространственная сфера действия международного права. Оно стало в этом смысле всемирным правом.

В современном международном праве принцип равноправия и самоопределения народов - один из основных его принципов. Международное право охраняет свободу и независимость народов и объявляет колониализм вне закона; в его основе лежит принцип суверенного равенства государств.

Огромным событием в международном праве явилось то, что оно «дошло» в значительной степени до человека, который был фактически недосягаем для старого международного права. Принцип уважения прав человека стал общепризнанным принципом международного права. Вопросы прав человека перестали полностью входить во внутреннюю компетенцию государства, и индивид приобретает все больше элементов международной правосубъектности.

Несмотря на существующее в мировой литературе по международному праву различие мнений по этому вопросу, представляется правильным, что принцип мирного сосуществования государств независимо от их социально-экономических и политических систем является обобщающим принципом современного международного права. Он отражает реально существующий плюрализм социальных, экономических и политических систем и воплощает основную цель современного международного права - обеспечение мирного сожительства и сотрудничества государств в условиях плюрализма и отказа от концепции победы одной системы над другой.

Существенные изменения произошли также во всех отраслях международного права - в таких, например, как субъекты международного права, право международных договоров, международно-правовая ответственность, мирное разрешение споров, дипломатическое и консульское право. Появился ряд новых отраслей международного права: право международных организаций, права человека, право международной безопасности, международное право окружающей среды, международное космическое право и др.

Очень важным является прогресс в области развития международных механизмов реализации международного права. В классическом международном праве считалось, что, поскольку государства суверенны, в принципе не может быть каких-либо международных механизмов принуждения государств к осуществлению норм международного права. В современном международном праве международные механизмы реализации его норм приобретают все большее значение. В этом участвуют в разной степени все международные организации, а также специальные международные органы. Особое значение имеют Совет Безопасности ООН, Международный суд ООН, региональные международные суды и арбитражи.

Необходимо вместе с тем признать, что современное международное право недостаточно развито и эффективно именно в тех областях международно-правового регулирования, которые касаются новых жизненно важных проблем, возникших перед человечеством в последние десятилетия. Постараемся показать это на примере трех групп глобальных проблем: проблемы всеобщей безопасности и разоружения, проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и проблемы создания нового международного экономического порядка.

Было бы неверно полагать, что отношения между государствами по этим вопросам не регулируются международным правом. Основные принципы международного права покрывают все сферы отношений между государствами. Но этого недостаточно. Необходимы конкретные нормы для каждой из названных областей для того, чтобы международно-правовое регулирование было более эффективным.

Так, из основных принципов международного права, прежде всего из принципа неприменения силы и угрозы силой, следует, что политика гонки вооружений противоречит международному праву. Но совершенно очевидно, что тут необходимы также конкретные нормы международного права: нормы, полностью запрещающие испытания ядерного оружия, обязывающие государства сокращать, а затем и ликвидировать его, снижать уровень так называемых обычных вооружений, нормы, запрещающие использование космоса в военных целях, предусматривающие строгий контроль за исполнением соответствующих договоров.

Проблема охраны и рационального использования окружающей природной среды стала второй после угрозы ядерной войны глобальной проблемой, от решения которой зависит существование человечества.

В широком плане вопрос о международно-правовой охране окружающей природной среды был поставлен на Стокгольмской конференции в 1972 г. В настоящее время ведется интенсивная разработка международно-правовых норм в этой области, заключено немало международных соглашений по отдельным вопросам, все шире развертываются научные исследования. Важным шагом в этом плане стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. Но впереди большая работа, направленная на развитие права окружающей среды.

Огромное общечеловеческое значение приобрела проблема ускоренного развития слаборазвитых стран, которые в современных условиях не только не догоняют развитые страны, но все более отстают от них. Здесь центральными международными проблемами являются проблемы создания нового международного экономического порядка, который бы удовлетворял справедливые требования развивающихся стран, и задолженности этих стран.

В 1974 г. Генеральная ассамблея ООН приняла два важных документа: Декларацию об установлении нового международного экономического порядка и Хартию экономических прав и обязанностей государств. Эти резолюции Генеральной Ассамблеи - важный этап в процессе создания международно-правовых норм относительно создания нового международного экономического порядка.

В 1998 г. на Дипломатической конференции представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по учреждению Международного уголовного суда был подписан Римский статут. Созданный на его основе Международный уголовный суд создал прочные гарантии обеспечения международного правосудия и уважения к нему. Тем самым система международного уголовного права как совокупность юридических норм по регулированию сотрудничества государств в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера обрела характер целостной по форме и законченной по содержанию системы права.

В течение XX века международное право сделало огромный шаг вперед по сравнению с классическим международным правом. Оно является общечеловеческой ценностью, своеобразным языком общения государств, одним из важнейших элементов культуры. Однако международному праву необходимо сделать еще более значительный скачок вперед, чтобы стать необходимым уже наступившей новой эпохе, критической для существования человечества.

Система исторически изменяющихся межгосударственных юридических принципов и норм, постепенно сложившаяся после 1919 г., именуется современным международным правом. На его формирование значительное влияние оказали Первая мировая война, события в России 1917 г., а также декреты советской власти в России, особенно Декрет о мире, объявивший войну преступлением против человечества.

Отсчет нового международного права следует вести от Версальского договора 1919 г. и создания Лиги Наций в.1919 г. Важной вехой в его развитии стал Парижский мирный договор 1928 г., запретивший войну как орудие национальной политики. Победа стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, юридические решения Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской и других международных конференций, Устав ООН (1945 г.) и Приговор Международного военного трибунала в Нюрнберге (1946 г.) завершили процесс создания основ нового исторического типа международного права.

Отличительными характеристиками данного типа международного права являются:

1) антивоенная направленность;

2) антиколониальная сущность;

3) значительный количественный рост договорных норм, «второе рождение» старых отраслей международного права (субъекты международного права, международно-правовая ответственность, морское право, право внешних сношений, право международных договоров и т. д.);

4) возникновение обусловленных научно-технической революцией новых отраслей (право международной безопасности, космическое, экономическое, экологическое право, право международных организаций, права человека и т. д.);

5) резкое расширение пространственной сферы действия международного права (весь земной шар, его суша и недра, Мировой океан, дно и недра, а также воздушное, космическое пространства и небесные тела).

Огромное значение для становления принципов и норм международного права имели внешнеполитические предложения и практика Советской России и СССР. Достаточно указать лишь на основные положения Декрета о мире - первого акта Советского государства. В нем Советская Россия предлагала «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом и демократическом мире». Демократический мир определялся как мир ненасильственный, без агрессивных войн, аннексий и контрибуций. Под аннексией разумелось «всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности независимо от того, когда это насильственное присоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединенная или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация. Независимо, наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет». Агрессивная война объявлялась международным преступлением. Продолжать войну «из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, правительство считает величайшим преступлением против человечества». Интересна позиция Советской России по отношению к старому международному праву. В заключительном слове В. И. Ленина по докладу о мире на II Всероссийском съезде Советов 8 ноября 1917 г. указывалось: «Мы отвергаем все пункты о грабежах и насилиях, но все пункты, где заключены условия добрососедские и соглашения экономические, мы разумно примем, мы их не можем отвергать». Таким образом, не все отвергалось в старом международном праве. Принципы и нормы, прогрессивные с точки зрения правосознания победившего пролетариата, объявлялись законом международной жизни. Одновременно делался призыв к добрососедским отношениям, провозглашалась идея мирного сосуществования государств независимо от их экономических, политических и социальных систем.

Положения Декрета о мире и практика молодого государства оказали значительное влияние на последующие международно-правовые документы. Так, Статут Лиги Наций 1919 года обязывал всех членов Лиги «уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги». И далее, в ст. 16: «...если член Лиги прибегает к войне, в противность обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он... рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги». Как мы здесь видим, Статут Лиги Наций ограничивал право государств-членов прибегать к войне. Однако юридического запрещения агрессивной войны не было.

Событием поистине эпохального значения явилось подписание пятнадцатью государствами 27 августа 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. Этот договор, обычно именуемый Пактом Бриана-Келлога , предельно краток и категоричен. В ст. 1 Договора осуждалось обращение к войне для урегулирования международных споров и указывалось, что его участники «отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики». В ст. 2 говорилось, что «урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов... должно всегда изыскиваться только в мирных средствах». Таким образом, война была юридически запрещена. Идея противоправности агрессивной войны, провозглашенная в Декрете о мире, получила закрепление в международном праве.

Положения Парижского договора получили свое подтверждение в Приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге. В нем, в частности, отмечалось, что «война для разрешения международных противоречий, предпринятая в качестве инструмента национальной политики, с очевидностью включает агрессивную войну». И далее: «...такая война является беззаконной в соответствии с международным правом». Отношение международного права к войне получило свое законченное оформление в Декларации о принципах международного права 1970 г. В ней провозглашалось: «Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву».

Постепенно международное право вобрало в себя идею права народов и наций на самоопределение. Первоначально эта идея была оформлена в мирных договорах Советской России с Прибалтийскими государствами и странами Востока. В частности, ст. 14 Договора между Россией и Турцией 1921 г. гласила, что «обе договаривающиеся стороны... признают... за народами права на свободу и независимость, а равным образом их право на избрание формы правления, согласно их желаниям».

Важным шагом к юридическому оформлению данного принципа была Декларация об освобождённой Европе, принятая в феврале 1945 г. в Ялте. В ней указывалось на «право народов свободно устанавливать по их собственному усмотрению общественный строй и форму правления в своих странах». На принцип равноправия и самоопределения народов ссылается ст. 1 Устава ООН. Данному принципу посвящена Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г., одобренная XV сессией Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе СССР. В ней констатировалось, что «все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие». Право всех народов на самоопределение закреплено в ст. 1 обоих Пактов о правах человека 1966 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., ст.8 Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других документов.

Вместе с тем влияние событий 1917 г. в России, идей и практики Советского государства не стоит идеализировать. Помимо безусловно мощного оздоравливающего положительного заряда Октябрьская революция повлекла за собой раскол мира на антагонистические общественно-экономические системы с неизбежной борьбой и столкновениями между ними. Международно-правовая практика СССР также не была во всем последовательно прогрессивна. Вспомним пресловутый советско-германский Пакт о ненападении от 23 августа 1939 г. (Пакт Молотова - Риббентропа) и особенно секретные материалы к нему. Действия СССР на международной арене также не всегда содействовали прогрессивному развитию международного права («освободительные походы» Красной Армии 1939-1940 гг., война с Финляндией 1939-1940 гг., ввод советских войск в Венгрию (1956 г.), в Чехословакию (1968 г.), выполнение Вооруженными Силами СССР «интернационального долга» в Афганистане (1979-1989 гг.) и т. д.

Это вызывало негативную реакцию со стороны международной общественности. Так, в 1940 г. за развязывание войны с Финляндией СССР был исключен из Лиги Наций, а начиная с 1980 г. сессии Генеральной Ассамблеи ООН вплоть до 1988 г. с завидным постоянством принимали резолюции, осуждавшие СССР за ввод его войск в Афганистан.

ХХ век интересен чрезвычайно быстрым развитием международного права. Особенно этим отличается период после окончания Второй мировой войны. Произошла договорная кодификация ряда отраслей международного права: воздушное право (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.); право внешних сношений (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.); право международных договоров (Конвенция о праве международных договоров 1969 г.); морское право (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), космическое право (Договор по космосу 1967 г.). Серией международных договоров (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах1963 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Конвенция о запрещении бактериологического оружия 1972 г., советско-американские соглашения в области ограничения и сокращения ракетно-ядерных вооружений в 70-80-е годы и т.д.) В короткие сроки была создана такая отрасль международного права, как право международной безопасности. В 70-е годы сформировалось право окружающей среды (Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и др.).

Новеллой международного права данного периода явилось формирование отдельной отрасли - уважения права человека. После Второй мировой войны был принят ряд международных документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др.), которые и создали костяк данной отрасли. Вопросы регулирования прав человека перестали быть прерогативами только национального законодательства государств.

Вторая половина ХХ в. - время научно-технической революции, время бурного проникновения человека в ранее неизведанные пространства (дно на океанических глубинах, Антарктика, континентальный шельф, высотные слои атмосферы, космос, небесные тела и т. д.). Международное право стало не только все земным, поскольку охватывает все государства и народы земного шара, все континенты, острова и океаны, все то, что лежит над земной поверхностью и под нею, но и всемирным, поскольку начинает регулировать вопросы, выходящие за пределы планеты Земля. Государства заключили соглашения, регулирующие их деятельность в ранее не используемых пространствах (Договор об Антарктике 1959 г., Договор по космосу 1967 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия 1971 г., Соглашение о деятельности государств на Луне 1979 г., Венская конвенция по защите озонового слоя 1985 г. и т. д.).

Таким образом, сложилась система межгосударственных юридических норм, в значительной мере отличающихся от старого международного права. Старые демократические принципы сохранились, как-то: принципы суверенного равенства государств, не вмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств.

Появились новые важнейшие принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, равноправия и самоопределения народов, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, уважения прав человека, сотрудничества, ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, апартеид и др.), международной уголовной ответственности индивидов.

Основным содержанием рассматриваемой эпохи явились борьба и сотрудничество государств, принадлежащих к антагонистическим формациям - капиталистической и социалистической. После Второй мировой войны оно дополнилось взаимодействием с так называемым третьим миром. В него входило более 2/3 государств планеты. Большинство из них появилось в результате распада колониальной системы. Страны «третьего мира», или развивающиеся страны, не имея четко выраженной ориентации на ту или иную общественно-экономическую систему, значительно корректировали отношения государств двух систем и в целом способствовали прогрессивному развитию международного права.

На рубеже 80-90-х годов мир претерпел существенные изменения. Мягкие, «бархатные» революции в странах Восточной Европы, вхождение ГДР в ФРГ, серьезные социально-экономические преобразования в Китае, Вьетнаме, Монголии, прекращение существования СССР привели к распаду мировой социалистической системы. Соответственно с этими событиями плавно ушло в небытие отнесение группы стран (Эфиопии, Анголы, Мозамбика, Сирии и др.) к государствам социалистической ориентации. Просто им стало не на кого ориентироваться.

Создалась принципиально новая социально-экономическая и правовая ситуация на планете. Период борьбы («холодной» или «горячей» войны) и сотрудничества государств антагонистических систем постепенно перерастает в период партнерства, разумного соперничества, взаимовыгодного общения государств, все более сближающихся друг с другом по своему социально-экономическому и правовому облику. Слияние государств, их единение в ближайшем обозримом будущем вряд ли предвидится. Но и эпоха антагонизма, конфронтации, балансирования на грани мировой войны позади.

Новая, качественно иная социально-экономико-правовая обстановка в мире обусловливает необходимость определенной трансформации международного права. Каким же будет международное право? Ответ на данный вопрос даст третье тысячелетие.


Такое наименование договор получил по именам основных инициаторов его подписания: Бриан Аристид (1862-1932), министр иностранных дел Франции, и Келлог Фрэнк Биллингс (1856-1937), государственный секретарь США в 1925-1929 гг.

Предыдущая

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Вторая мировая война опрокинула основы международного режима, сложившегося после первой мировой войны, и ряд норм и институтов международного права, закреплявших этот режим. Вместе с тем изменились важнейшие социально-политические факторы, влияющие на развитие международного права.

Прежде всего оказалась сломленной военная, экономическая и политическая мощь трёх крупных агрессивных государств (Германии, Италии и Японии), являвшихся до войны великими державами и, следовательно, имевших немалый удельный вес в международных отношениях.

Во-вторых, необычайно увеличилось международное значение Советского Союза, который сыграл решающую роль в победе над агрессивными государствами и вокруг которого объединились прогрессивные и демократические силы всего мира. Международное значение Советского Союза покоится не только на его военной, экономической и политической мощи, но и на его моральном авторитете, сильно выросшем за годы войны. "Весь мир, - писал И. В. Сталин в первомайском приказе 1946 года, - имел возможность убедиться не только в могуществе Советского государства, но и в справедливом характере его политики, основанной на признании равноправия всех народов, на уважении их свободы и независимости".

В-третьих, после разгрома гитлеровской Германии и её союзников в Европе появились демократические государства нового типа, закладывающие основы для перехода к социализму и связанные тесной дружбой с Советским Союзом: Польша, Чехословакия, Болгария и др. Они тоже составляют немаловажный фактор в укреплении мирных и демократических тенденций в международной политике.

В-четвёртых, следует отметить резко усилившийся в результате войны подъём национально-освободительного движения народов ряда колониальных и полуколониальных стран и, прежде всего, Китая.

Все указанные изменения означают ослабление сил империализма и реакции, укрепление сил социализма и демократии и, следовательно, влияют на развитие М. п. в прогрессивном и демократическом направлении. Однако наряду с ними существуют и другие факторы, действующие в обратном направлении. Прежде всего, это - реакционные правительства и правящие круги крупных капиталистических государств, в первую очередь США и Англии, которые проводят в международной политике чисто империалистические тенденции. Они старались проводить их даже во время войны, но не были способны изменить освободительный и антифашистский характер войны, обусловленный участием в ней Советского Союза. После войны различия в целях войны и в послевоенных планах стали всё больше углубляться, и сформировались две противоположные политические линии: политика СССР и стран народной демократии, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, и политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии. Империалистическая политика США и Англии, получившая столь яркое выражение в фултоновской речи Черчилля, в так называемой "доктрине Трумэна" и "плане Маршалла", наглядно проявляется в призывах к мировой гегемонии США и к походу против СССР и стран новой демократии, в организации всякого рода империалистических блоков, скрывающих под маской "обороны" далеко идущие агрессивные цели, как, например, так называемый "Западный союз", Атлантический пакт, в экспансии, в экономическом порабощении и грубом попрании независимости многих государств и вмешательстве во внутреннюю жизнь народов, в усилиях оттеснить Советский Союз от участия в международных делах и в пропаганде новой мировой войны. К этому нужно добавить сохранение очагов фашистской агрессии, существующих в масштабе целых государств, как, напр., Испания или Греция, или в виде отдельных неликвидированных фашистских групп и организаций, как, напр., в западных зонах Германии, в Италии, в Японии. Не может быть никаких сомнений, что эти очаги продолжают существовать лишь благодаря тому, что они находят питательную почву в поддержке со стороны империалистической реакции в США и в Англии.

Итак, в послевоенный период определилась новая расстановка основных политических сил, действующих на мировой арене. Образовалось два лагеря: лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей главной целью укрепление мира и демократии и ликвидацию остатков фашизма, борьбу за социализм, и лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей главной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии. Борьба между этими двумя противоположными лагерями составляет содержание современной международной жизни и определяет развитие современного международного права. Государства империалистического лагеря, стараясь сохранить наиболее реакционные институты международного права, создают также новые реакционные институты, предназначенные закрепить мировое господство империалистических держав, прикрывая его лжедемократической и лжепацифистской фразеологией. Типичными примерами могут служить такие соглашения о военной и экономической "помощи", заключённые на основе так называемой "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла", как "Западный союз" и Северо-атлантический пакт. С другой стороны, государства демократического лагеря применяют наиболее прогрессивные институты прежнего международного права, значительно углубляя их демократическое содержание, и наряду с этим создают новые последовательно демократические институты международного права, получившие, напр., весьма яркое воплощение в договорах о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве и в экономических и культурных соглашениях, заключённых Советским Союзом с государствами народной демократии и этими последними между собой. Две противоположные тенденции в международной политике и в развитии международного права резко сталкиваются между собой в организации Объединённых наций, в связанных с ней международных учреждениях и вообще когда речь идёт о применении на практике всех тех международных актов, которые были совместно приняты союзными державами во время и по окончании второй мировой войны.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.