Международный контекст - юнктад - фонд "новая экономика". Конференция ООН по торговле и развитию: основные направления деятельности Международная организация юнктад играет следующую роль

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

ЮНКТАД, как уже говорилось, является основным органом Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли и развития, важным инструментом многостороннего межгосударственного регулирования торгово-экономической политики. В условиях развала мировой колониальной системы учреждение ЮНКТАД отражало стремление развивающихся стран интегрироваться в мировую торговлю на "справедливых условиях". Созданные в тот период другие международные учреждения, в том числе ГАТТ, недостаточно полно представляли интересы стран со слабой экономикой, поэтому ГЛ ООН приняла решение о создании постоянно действующей организации, основная идея (цель) которой включает анализ тенденций развития мировой экономики и торговли, формулирование и осуществление торговой политики, способствующей экономическому росту развивающихся стран.

ЮНКТАД нс имеет устава. Цели, функции, организационная структура, все процедуры, связанные с деятельностью ЮНКТАД, изложены в резолюции №1995 Генеральной Ассамблеи ООН . В соответствии с этой резолюцией членами Конференции являются те государства, которые состоят членами ООН, ее специализированных учреждений или Международного агентства по атомной энергии. К началу 2004 г. в состав ЮНКТАД входило 194 государства, в том числе все 12 стран СНГ.

В качестве своих основных функций Конференция определила:

  • поощрение международной торговли, в частности между странами, находящимися на различных уровнях развития;
  • установление принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • содействие координации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и экономического развития;
  • осуществление согласования политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли.

Каждое государство, представленное на Конференции, располагает одним голосом. Решения принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании представителей.

Годовой бюджет ЮНКТАД составляет примерно 50 млн долл. США и выделяется из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций. Деятельность в области технического сотрудничества финансируется из внебюджетных ресурсов, выделяемых донорами и странами-бенефициарами, а также различными организациями – около 25 млн долл. США в год.

ЮНКТАД работает в тесном сотрудничестве с Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС), ПРООН, Международным торговым центром, Всемирной торговой организацией, Всемирным банком, МВФ и другими организациями. На сессиях в Мидранте (1996), Бангкоке (2001) и Сан-Паулу (2004) были определены программные направления деятельности ЮНКТАД в начале текущего века, основными из которых являются следующие.

Глобализация и стратегии в области развития. ЮНКТАД изучает основные тенденции развития мировой экономики, в частности глобализацию, и оценивает ее влияние на процесс развития экономик разных групп стран. Анализируются конкретные проблемы развития и успешный опыт, который может быть полезен для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Изучаются вопросы, связанные с финансовыми потоками и задолженностью. Оказывается помощь развивающимся странам в урегулировании долговых отношений. Расширяются базы данных, касающиеся вопросов торговли и развития.

Международная торговля товарами и услугами и вопросы сырьевых товаров. ЮНКТАД разрабатывает политику, направленную:

  • на улучшение функционирования рынков сырьевых товаров путем уменьшения диспропорций, затрагивающих спрос и предложение;
  • обеспечение постепенного сокращения чрезмерной зависимости развивающихся стран от экспорта непереработанных сырьевых товаров посредством горизонтальной и вертикальной диверсификации производства и экспорта, а также замещения сельскохозяйственных культур;
  • постепенную ликвидацию торговых барьеров в области сырьевых товаров;
  • минимизацию рисков, связанных с колебаниями цен на сырьевые товары, в том числе использование механизма хеджирования цен (товарные фьючерсы, опционы, свопы);
  • компенсационное финансирование сокращения экспортных поступлений.

Инвестиции, технологии и развитие предпринимательства. ЮНКТАД изучает глобальные тенденции в потоках прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и их взаимосвязь с торговлей, технологией и развитием. В рамках деятельности Конференции разрабатываются механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства. Ею определяется политика, направленная на поощрение развития технологического потенциала и инновационной деятельности в развивающихся странах. Конференция оказывает содействие развивающимся странам в поощрении притока инвестиций и улучшении их инвестиционного климата. Важна также ее деятельность по разработке и осуществлению программ подготовки квалифицированных кадров, созданию инфраструктуры услуг для налаживания эффективной торговли. ЮНКТАД в целом проводит большую работу по разработке вопросов национальной политики в области развития инфраструктуры услуг, ею оказывается содействие по расширению глобальной электронной торговли путем облегчения доступа к информационным технологиям развивающихся стран.

ЮНКТАД и наименее развитые, не имеющие выхода к морю и островные развивающиеся государства. ЮНКТАД координирует работу по проблематике наименее развитых стран (НРС), включая оказание технического содействия в форме комплексных страновых программ. Конференция принимает участие в реализации программ действий для наименее развитых стран, Барбадосской программы действий по обеспечению устойчивого развития малых островных развивающихся государств и Глобальной программы сотрудничества в области транзитных перевозок между не имеющими выхода к морю развивающимися странами. Осуществляется управление целевыми фондами для НРС.

Борьба с нищетой. ЮНКТАД признает необходимость использования комплексного подхода для борьбы с нищетой. Конференция сосредоточивает свои усилия на таких направлениях, как развитие людских ресурсов и социальной инфраструктуры; создание рабочих мест и повышение производительности труда бедных слоев населения; распределение доходов и социальных благ. Изучается влияние расширения торговли на борьбу с нищетой.

Экономическое сотрудничество между развивающимися странами. ЮНКТАД осуществляет изучение опыта субрегионального, регионального и межрегионального экономического сотрудничества между развивающимися странами; разрабатывает программы действий мирового сообщества по преодолению экономического отставания НРС.

Некоторые итоги деятельности ЮНКТАД за 40 лет ее существования. В результате проведения 11 сессий ЮНКТАД был принят целый ряд важных международных соглашений, в том числе:

в области торговли:

  • всеобщая система преференций (1971). Благодаря существованию ВСП товары, экспортируемые развивающимися странами, подпадают под преференциальный (льготный) режим на рынках развитых стран,
  • соглашение о глобальной системе торговых преференций (ГСТП) между развивающимися странами (1989),
  • комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой (1980),
  • глобальная сеть центров по вопросам торговли (ГСЦТ), созданная по итогам работы Международного симпозиума ООП по эффективности торговли (1994);

в области сырьевых товаров:

  • международные товарные соглашения по какао, сахару, натуральному каучуку, джуту и джутовым изделиям, тропической древесине, олову, оливковому маслу и пшенице,
  • общий фон для сырьевых товаров, созданный с целью оказания финансовой поддержки для функционирования международных запасов и осуществления проектов НИОКР в области сырьевых товаров (1989);

в области задолженности и развития:

  • со времени принятия Советом резолюции, предусматривающей ретроактивную корректировку условий задолженности развивающихся стран с низким уровнем доходов (1978), долговое бремя было уменьшено более чем на 6,5 млрд долл. США для более чем 50 бедных развивающихся стран,
  • руководящие принципы международных мер в области реструктуризации задолженности (1980);

в области поддержки наименее развитых и не имеющих выхода к морю развивающихся стран и развивающихся стран транзита:

  • соглашение о глобальных рамках для сотрудничества в области транзитных перевозок между не имеющими выхода к морю развивающимися странами и развивающимися странами транзита и сообществом доноров (1995),
  • программа действий для НРС (1990-е гг.),
  • программа действий для НРС на 2001–2003 гг.,

в области транспорта:

  • конвенция ООН о Кодексе проведения линейных конференций (1974),
  • конвенция ООН о морской перевозке грузов (1978),
  • конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980),
  • конвенция ООН об условиях регистрации судов (1986),
  • конвенция ООН о морских залогах и ипотеках (1993).

Активная деятельность ЮНКТАД способствовала принятию следующих важных решений международными организациями и правительствами:

  • договоренность об установлении целевых показателей ОПР, включая выделение 0,7% ВВП для развивающихся стран в целом и 0,15% для НРС;
  • совершенствование механизма компенсационного финансирования сокращения экспортных поступлений развивающихся стран, созданного Международным валютным фондом;
  • сокращение долга бедных стран с высокой задолженностью (БСВЗ) перед международными коммерческими банками.

Одна из важных функций деятельности Конференции состоит в публикации ежегодных докладов о торговле и развитии. Эти доклады содержат анализ сложившихся международных и региональных тенденций и взаимодействия торговых, инвестиционных и финансовых потоков. Так, в докладе о мировых инвестициях представлен анализ тенденций в области прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и деятельности ТНК; в докладе по наименее развитым странам (НРС) – обзор основных проблем НРС и мер их международной поддержки. Статистический справочник по международной торговле и развитию, публикуемый ЮНКТАД, содержит основные показатели мирового и регионального развития: ВВП на душу населения, темпы роста, состояние платежного баланса, ПИИ, потоки финансовых ресурсов и задолженности, обзор тенденций в области морских перевозок. В ежегодном Справочнике по публикациям ЮНКТАД перечислены другие периодические и разовые исследования, имеющие важное значение для стран, а также являющиеся источником при подготовке нормативных документов в национальной и международной правотворческой деятельности.

Конференция созывается не реже одного раза в четыре года на уровне министров. Дату и место проведения сессий Конференции устанавливает ГА ООН с учетом рекомендаций Конференции или Совета по торговле и развитию. Между сессиями постоянно действующим исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию (именуемый дальше Совет). Совет собирается по мерс необходимости – обычно два раза в год. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии и заседания комиссий по вопросам глобальной политики, взаимозависимости экономик стран мира, проблемам торговли и валютнофинансовым отношениям, структурной перестройке и экономическим реформам. С 1997 г. рабочими органами Совета являются три комиссии: по торговле товарами и услугами; по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; но вопросам предпринимательства и бизнеса. Совет ежегодно представляет Конференции и Генеральной Ассамблее ООП доклады о своей деятельности. С 1964 по 2004 г. было проведено 11 сессий:

  • первая – 1964 г. (Женева, Швейцария);
  • вторая – 1968 г. (Дели, Индия);
  • третья – 1972 г. (Сантьяго, Чили);
  • четвертая – 1976 г. (Найроби, Кения);
  • пятая – 1979 г. (Манила, Филиппины);
  • шестая – 1983 г. (Белград, Югославия);
  • седьмая – 1987 г. (Женева, Швейцария);
  • восьмая – 1992 г. (Картахена, Колумбия);
  • девятая – 1996 г. (Мидранд, ЮАР);
  • десятая – 2000 г. (Бангкок, Таиланд);
  • одиннадцатая – 2004 г. (Сан-Паулу, Бразилия).

Сессии ЮНКТАД – это межгосударственные экономические форумы, посвященные обсуждению наиболее актуальных проблем международной торговли в контексте преодоления экономической отсталости развивающихся стран. В итоге сессии принимаются резолюции, конвенции, соглашения, кодексы, имеющие разную юридическую силу. Принимаемые решения носят рекомендательный характер, однако не следует недооценивать роль аналитических докладов организации. Основанные на фундаментальной исследовательской базе, они дают возможность разным странам и их организациям прослеживать общую торгово- экономическую ситуацию в мире и реально использовать опубликованные данные в своих планах по развитию внешнеэкономических связей.

Таким образом, создание ЮНКТАД первоначально было обусловлено развалом колониальной системы и стремлением молодых политически независимых государств интегрироваться в мировую торговлю на новых паритетных основаниях. ЮНКТАД должна была оказать содействие в решении этих задач. Одна из основных целей ЮНКТАД в современных условиях – это консолидация усилий развивающихся стран в их борьбе за более выгодные для них условия международной торговли. Это позволит создать необходимую базу для укрепления их экономической независимости и развития национальных хозяйств. Финансирование Конференции осуществляется из бюджета ООН и из внебюджетных ресурсов. Деятельность ЮНКТАД имеет два главных направления: 1) укрепление позиций развивающихся стран на мировых сырьевых и аграрных рынках; 2) постепенное преодоление существующей диспропорции в товарной структуре экспорта развивающихся стран в пользу расширения групп товаров глубокой переработки.

На рис. 22.4 представлена структура ЮНКТАД.

В результате деятельности ЮНКТАД были приняты многие важные международные соглашения, в частности, касающиеся преференциальных режимов в торговле, в особенности сырьевыми товарами; снижения задолженности наименее развитых стран; регулирования морских перевозок и др.

Действующие организации юридические лица (субъекты права). Хотя отдельное государство более

Рис. 22.4.

не является единственным действующим лицом развития, каждое государство по-прежнему несет главную ответственность за обеспечение своего развития. Развитие, рассматривается ли оно как обязанность государств или как право народов, требует компетентного государственного руководства, последовательной национальной политики и твердой приверженности народа этой задаче. Известно, что существуют общества, которые могут решать задачи всестороннего развития без внешнего содействия, но таких обществ мало. Развитие требует международного сотрудничества, как и того, чтобы усилиям государств оказывали содействие и другие действующие организации.

У каждого государства свой собственный подход к развитию. Даже в одной стране связанные между собой вопросы развития нередко входят в сферу деятельности разных государственных ведомств. В настоящее время правительство страны может быть представлено в той или иной международной организации в области развития попеременно разными министерствами – сельского хозяйства, окружающей среды, финансов, экономики и иностранных дел.

С точки зрения диапазона идей, объема средств, круга проектов и задействованных групп развитие сегодня стало поистине глобальной сферой деятельности. Растет число и многообразие субъектов развития – государственных и частных, национальных и международных. В силу самой многочисленности субъектов и участников развития сегодня в некоторых обществах может возникать угроза для упорядоченности усилий в этой области. Дело развития во всей его полноте требует согласованности более высокого порядка. Кроме того, распределение ресурсов между различными измерениями развития по-прежнему характеризуется несбалансированностью, в результате чего многие виды деятельности, особенно в области социального развития, по-прежнему не получают достаточного финансирования. Это предопределяет решающее значение координации и установления приоритетов, поскольку у каждой из различных задействованных структур имеются свои конкретные задачи, своя программа, свои заинтересованные группы и свой способ действий. Необходимо создать такую систему международного сотрудничества, которая способствовала бы мобилизации внутренних ресурсов и внешней помощи (как технической, так и финансовой) на нужды мира, экономики, окружающей среды, общества и демократии.

За органами ООН уставом закреплен целый набор функций в области развития, которые требуют нового уровня координации. Генеральная Ассамблея в силу положений глав IV, IX и X устава наделена главной ответственностью в сфере международного экономического и социального сотрудничества. За первые пять десятилетий своей деятельности Ассамблея стала универсальным форумом для обсуждения и принятия решений по вопросам развития, затрагивающим все государства. Экономический и Социальный Совет в силу функций и полномочий, предусмотренных главой X устава, обладает целым кругом обязанностей в деле изучения, постановки и координации вопросов, имеющих отношение к развитию. Совет Безопасности в силу положений главы VII может влиять на ход процесса развития в государствах, ставших объектом санкций, равно как и в соседних и других государствах. Секретариат является источником оказания поддержки по существу вопросов, в том числе технической консультативной помощи и помощи в деле выявления потребностей развития в таких областях, как планирование развития и разработка политики в области развития, статистика, энергетика, природные ресурсы и государственно-административная деятельность. Рассредоточенность обязанностей по различным органам ясно свидетельствует о значении координации и согласованности действий. С помощью региональных комиссий Секретариат содействует координации межсекторальных программ и программ технического сотрудничества на благо государств-членов.

Программы и фонды ООН ежегодно направляют на оперативную деятельность огромные суммы финансовых ресурсов. По мере продвижения их работы вперед появляются новые тенденции. Наметившаяся тенденция к тематическому и целевому финансированию ставит перед Программой развития ООН (ПРООН) новые задачи и открывает новые возможности в деле поддержки программ, с помощью которых правительства стран- рециниентов могут обеспечить последовательность в решении вопросов устойчивого развития в интересах людей во всех его измерениях. Другая тенденция связана с перенесением акцента с развития на деятельность по оказанию чрезвычайной помощи. Например, если говорить о работе Мировой продовольственной программы (МПП), то, хотя общий объем ее поставок достиг рекордного уровня, примерно три пятых из них в силу необходимости направляются на нужды краткосрочной чрезвычайной помощи, а не на цели долгосрочного развития. Гонимые насилием, социальными потрясениями или нуждой, сегодня почти 25 млн беженцев и 30 млн перемещенных внутри стран лиц нуждаются в помощи. В 2009–2010 гг. Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) на эти цели было израсходовано порядка 2800 млн долл. США.

Специализированные учреждения системы ООН имеют свои собственные уставы, бюджеты и руководящие органы. Все вместе они предоставляют в чистом виде займы на сумму 9,3 млрд долл. США но льготным кредитам и на сумму 12,8 млрд долл. США по связанным с ними коммерческим кредитам. Примерно 40% оперативных средств специализированных учреждений поступают из программ и фондов ООН. Государства-члены также предоставляют им ресурсы на осуществление конкретных проектов. Появляются новые тенденции. В течение многих лет ВБ и МВФ рассматривались как учреждения, которые главным образом имеют дело с конкретными проблемами обеспечения макроэкономической стабильности и экономического роста, считая, что решение вопросов долгосрочного социального развития – это дело других учреждений системы ООН. Изменения, происходящие в направленности и характере глобального развития, вынуждают переосмыслить эту дихотомию. Во-первых, различие между "первичными" и "вторичными" вопросами стирается. Так, Бреттон-Вудские учреждения сегодня занимаются вопросами социального развития и создания систем социальной защиты в увязке с программами структурной перестройки. МВФ все шире привлекается к оказанию консультативной помощи и предоставляет ресурсы в среднесрочном контексте в целях содействия высокоэффективному развитию. Всемирный банк при предоставлении займов уделяет внимание экологическим последствиям и выделяет средства на финансирование социальных аспектов структурной перестройки. Во-вторых, в условиях роста масштабов международного кредитования и инвестирования решения ВБ о предоставлении кредитов по своему непосредственному воздействию на развитие уже не играют столь большой роли, как прежде, зато приобрели больший вес как показатель кредитоспособности для рынков частного капитала.

В-третьих, обусловленность кредитов ограничила свободу действий национальных правительств в вопросах политики, тем самым повысив риск внутренней нестабильности. Все эти тенденции свидетельствуют о необходимости большей увязки консультативной помощи Бреттон-Вудских учреждений по вопросам политики и их операций на уровне стран с подходами и практикой других субъектов развития.

Региональные соглашения и организации становятся в мире все более заметным явлением и ежегодно оказывают помощь в целях развития на сумму порядка 5,5 млрд долл. Регионализм не противоречит и не является альтернативой интернационализму, находящему свое выражение в ООН. Региональное сотрудничество – это необходимое условие повсеместного развития. Региональные торговые объединения расширяют рынки сбыта продукции национальных предприятий и стимулируют заключение межрегиональных соглашений, содействующих торговле. За счет помощи, оказываемой на региональном уровне, можно решать проблемы развития в масштабе всего региона и удовлетворять практические потребности, где бы они ни возникали. Водные ресурсы, электрификация, транспорт, связь и системы здравоохранения – во всех этих областях использование общерегиональных подходов может принести благотворные результаты. Региональная координация позволяет обеспечивать сбалансированность решений на транснациональном уровне и преодолевать проблемы, являющиеся результатом соперничества бюрократических структур более низкого уровня. Однако регионализация песет в себе также и опасность протекционизма и появления новых бюрократических слоев. Чтобы регионализация содействовала большей координации, необходимость которой обусловлена потребностями всестороннего развития, требуется внимательное управление этим процессом.

Неправительственные организации (НПО) осуществляют проекты, на которые ежегодно расходуется более 10 млрд долл. США. Когда возникают конфликты, НПО, которые уже давно играют активную роль в поисках мира, нередко в числе первых оказываются на месте конфликта, внося неоценимый вклад в оказание срочной чрезвычайной помощи пострадавшему населению и закладывая фундамент для восстановления истерзанного войной общества. Имея гибкую структуру, возможность мобилизовывать частные финансовые средства и самоотверженный персонал, НПО располагают громадным потенциалом, который может служить делу развития. В последнее десятилетие наблюдался феноменальный рост числа и влияния неправительственных организаций. Они создают новые глобальные сети и демонстрируют свою исключительно важную роль как участников крупных международных конференций этого десятилетия. Настало время объединить усилия неправительственных организаций и ООН, налаживая между ними все более продуктивные отношения консультаций и сотрудничества.

Поток международных частных инвестиций ежегодно возрастает на десятки и сотни миллиардов долларов, открывая широчайшие возможности для повышения занятости, передачи технологии, подготовки кадров и содействия развитию торговли. Порожденный этим процессом динамизм может оживить экономику тех стран, где она переживает застой, и содействовать их интеграции в мировую экономическую систему. Прямые иностранные инвестиции могут оказывать позитивное влияние на сумму технологических возможностей, которые могут быть использованы странами в интересах развития. Частное предпринимательство все шире признается в качестве позитивного фактора в деле решения проблем, которые прежде рассматривались как проблемы, относящиеся исключительно к сфере компетенции государственных органов. В некоторых странах частные компании эффективно действуют в сфере коммунальных услуг, например в таких областях, как телекоммуникация, транспорт, энергетика, вторичная переработка отходов и водоснабжение. Во многих случаях субсидии государственным компаниям можно было бы заменить целевыми субсидиями, с тем чтобы с некоторых потребителей можно было взимать реальную стоимость услуг, а государственные средства направить на удовлетворение потребностей более широкого характера, и прежде всего социально-культурные цели.

Академические и научные сообщества уже несколько веков назад начали создавать глобальную систему продуктивного научного поиска и научных исследований. Сегодня земной шар покрыт сетью научных и образовательных учреждений, насчитывающей тысячи таких центров теоретической мысли, эксперимента и творчества и обеспечивающей фактически мгновенный обмен идеями и опытом. Своей работой, которая все больше носит междисциплинарный, а также межнациональный характер, они реорганизуют старые категории и интегрируют их в новые социально полезные модели. Разделяя определенные основополагающие интересы, ценности и нормы, научное сообщество образует всемирную сеть связей. Это сообщество призвано играть важную роль в решении грандиозных проблем развития, используя накопленные за длительный период времени научные и гуманистические достижения в приложении к текущим проблемам, научно-техническим процессам, в деле защиты прав человека и сосредоточении внимания международного сообщества на развитии во всех его аспектах.

Разработка экономической политики во всех ее аспектах непременно требует надежного информационного фундамента. Процессы планирования и принятия решений правительством и частным сектором могут быть эффективными только в том случае, если они базируются на точной и самой свежей информации. Участие населения в экономической, социальной и политической жизни может быть полнокровным только тогда, когда оно хорошо информировано.

Не располагая адекватной информационной базой, страны в своих двусторонних и многосторонних переговорах оказываются в неблагоприятных условиях. Их доступ к информации о международных экономических, демографических, социальных и экологических процессах имеет первостепенное значение не только для принятия продуманных решений, но и для обеспечения конкурентоспособности и эффективности операций на международных рынках. Активно накапливая данные и статистическую информацию, система ООН является для государств-членов важным, но порой все еще недостаточно используемым информационным капиталом. ООН находится в авангарде усилий по развитию технического сотрудничества в деле создания и совершенствования информационных и коммуникационных инфраструктур. Значение этих усилий пользуется широким признанием, но они требуют более активной поддержки со стороны государств-членов.

ООН вырабатывает общие и сопоставимые подходы к организации и систематизации данных, содействует использованию единообразных стандартов для технических средств связи, совершенствует методы сбора данных, содействует взаимовыгодному обмену данными и информацией на международном уровне, помогает анализировать и оценивать данные и предоставляет возможности для подготовки кадров и помощь в вопросах использования информации.

Система ООН является инициатором налаживания международного сотрудничества в области сбора, анализа и использования данных для нужд демографического планирования, здравоохранения, государственного управления и государственно-административной деятельности, по вопросам занятости, оплаты труда и доходов и для определения потребностей в области социального обеспечения, причем вся эта деятельность имеет цель помочь народам и правительствам принимать более продуманные решения. Организация Объединенных Наций стремится по-новому подойти к количественной оценке человеческого прогресса, создавая такую статистическую картину развития человека, которая не ограничивается только показателем валового национального продукта на душу населения. Опубликованный ПРООН "Доклад о развитии людских ресурсов" положил начало переосмыслению параметров, по которым оценивается развитие.

Надежные статистические данные, позволяющие следить за экономической активностью в странах или отслеживать экономические, социальные и экологические изменения, являются предпосылкой продуманных решений и служат основой успеха в деле национального развития. Необходима новая система национальных счетов, с помощью которой страны могут получить новое представление о своей экономической статистике. Наука может расширить выбор вариантов развития за счет разработки новых, безопасных, простых и эффективных методов планирования семьи, за счет выявления экологически безопасных источников энергии, совершенствования агротехники, улучшения эпидемиологической работы и за счет многих других разработок. Огромное значение, хотя это и не столь широко признается, имеют социальные исследования, гуманитарные науки и искусствоведение. Они не только обогащают жизнь человека, как это уже давно признано, но и позволяют по-новому взглянуть на многие основные особенности и потребности жизни человеческого общества во всех его многочисленных формах.

Низовые организации, такие как религиозные общины, местные ассоциации и группы самопомощи, понимают взаимозависимость экономического, социального, человеческого и экологического измерений развития. Поскольку они обращаются к нуждам малых сообществ, которые иначе нередко оставались бы без внимания, то придают процессу накопления знаний в области развития характер двустороннего движения. Деятельность низовых и местных объединений страдает от недостатка финансирования, и им нередко требуется техническое содействие. Хотя средства должны главным образом мобилизовываться на местном уровне, Организация Объединенных Наций в состоянии поддерживать мероприятия на микроуровне, оказывая содействие низовым организациям. Само число действующих лиц, участвующих сегодня в процессе развития, глобальные тенденции, которые находят свое отражение в их деятельности, и взаимозависимость проблем и механизмов их решения наглядно свидетельствуют о насущной необходимости более широкого осознания проблематики развития и более твердой решимости добиться целей развития.

  • Резолюция № 1995 (XXI) ГА ООН от 30 декабря 1964 г. "Учреждение Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию в качестве органа Генеральной Ассамблеи".

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Важнейшим отраслевым органом ООН в области экономического сотрудничества является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - автономный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1964 г. на базе со стоявшейся в том же году под эгидой ООН одноименной конференции (от которой этот орган сохранил свое название). В ЮНКТАД участвуют практически все государства - члены ООН.

ЮНКТАД - международная организация, которая защищает экономические интересы развивающихся стран при помощи спонсорства международных товарных соглашений для улучшения экспортных поступлений от продуктов питания и полезных ископаемых. Конференция проводит переговоры об уменьшении тарифов и квот на экспорт продуктов развивающихся стран в развитые страны, а также обеспечивает комплексные программы экономической помощи для своих членов. Этот орган Генеральной Ассамблеи ООН не является международной торговой организацией. Местопребывание ЮНКТАД - Женева (Швейцария).

Основные задачи ЮНКТАД:

  • 0 содействовать развитию международной торговли, равноправного, взаимовыгодного сотрудничества между государствами;
  • 0 вырабатывать разносторонние рекомендации по функционированию международных экономических отношений;
  • 0 служить центром согласования политики правительств и региональных экономических групп в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития;
  • 0 способствовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле и т.д.

С созданием ВТ О практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще ЮНКТАД. Однако сейчас достигнуто понимание того, что эта организация необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а ВТО решает в основном чисто торговые вопросы.

В ЮНКТАД реализуется групповой принцип работы - государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическим и географическим принципам. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций.

ЮНКТАД подготавливает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН по организационно-правовым вопросам равно правного сотрудничества в области внешнеэкономических отношений, включая вопросы кредитования внешней торговли, урегулирования внешней задолженности. Совместно со Статистической комиссией ООН разрабатывает стандарты по учету внешнеторговой деятельности. Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений и т.д. и имеют рекомендательный характер.

Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции.

Основными функциями ЮНКТАД являются:

  • 0 поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности торговли между странами разного уровня развития и разных социальных и экономических систем;
  • 0 установление принципов и политики, касающейся международной торговли и соответствующих проблем развития;
  • 0 содействие другим органам и учреждениям ООН в международной торговле и развитии;
  • 0 содействие проведению переговоров и утверждению многосторонних правовых актов в области торговли;
  • 0 согласование политики правительств и региональных экономических групп в области торговли и развития.

Высший орган ЮНКТАД - сессия Конференции, созываемая один раз в четыре года с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. В период между сессиями деятельностью ЮНКТАД руководит Совет ЮНКТАД, в рамках которого работают шесть комитетов: Комитет по сырьевым товарам, Комитет по промышленным товарам, Комитет по невидимым статьям торговли и финансирования, связанного с торговлей, Комитет по морским перевозкам, Комитет по передаче технологий, Комитет по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами. Как видно из перечня комитетов, многие из них в известной мере дублируют иные международные учреждения, действующие как в рамках системы ООН, так и вне ее. Но особенностью ЮНКТАД является то, что всю ее деятельность и функциональные задачи пронизывает увязка торговли и экономического развития с интересами развивающихся стран в целях ускорения их экономического роста, в частности в области торговли сырьевыми, промышленными товарами и «невидимыми статьями» торговли (транспорт, передача технологий, туризм и т.п.), а также в области финансирования, связанного с торговлей.

В рамках Совета ЮНКТАД работает Специальный комитет по преференциям.

Преференции (от лат. ргаеГегепйа - предпочтение) - устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины как для отдельных товаров, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран. Это - особая форма протекционизма, один из рычагов государственного регулирования экономики.

В основе преференции лежат интересы страны-импортера: 0 экономические - реализуются посредством установления наиболее низких цен (вследствие отсутствия или снижения таможенных пошлин) для внутреннего рынка на сырье, топливо, полуфабрикаты, определенные виды готовой продукции и т.д., в результате чего создаются благоприятные условия для внутреннего производства и в дальнейшем обеспечивается конкурентоспособность его продукции на внешнем рынке;

0 политические - реализуются посредством создания через преференции режима наибольшего благоприятствования для реализации товаров страны, в укреплении режима или связей с которой она заинтересована.

Исторически преференции широко использовались в отношениях между метрополиями и их колониями, что создавало особо благоприятные условия для развития обрабатывающей промышленности в метрополиях. После провозглашения индустриально развитыми странами либерализации таможенной политики практика преференций получила широкое распространение. Например, США в отношениях со странами Латинской Америки, Филиппинами не просто использовали преференциальные пошлины, но во многих случаях вообще освобождали товары от пошлин. Аналогичную практику проводили Франция, Бельгия, Нидерланды в отношениях со странами Африки, Азии и др. Страны Общего рынка осуществляют политику преференций в отношении африканских стран, ассоциированных с Общим рынком. В настоящее время в связи с экономической интеграцией политика преференций получила особенно широкое распространение как экономический регулятор интеграционных процессов.

Отдельным видом преференции, особо развившимся во второй половине XX в., являются картельные пошлины, устанавливаемые соглашениями и договорами между странами, имеющими предприятия, входящие в международный картель. Концентрация производства в сбыте ряда товаров, выходящая за рамки национальных государств, вызывает все большую необходимость в распространении данного вида преференции, чтобы обеспечить высокую эффективность производства, основанную на международном разделении труда, высокую конкурентоспособность товаров на национальных рынках. Ставки картельных пошлин, как правило, устанавливаются ниже, чем общие, или в виде процентной скидки с общей ставки, или путем закрепления действующей нормы на срок договора.

В международной практике преференции - льготы, предоставляемые одной страной в торговле с другой страной или группой стран. Женевская конференция ООН по торговле и развитию 1964 г. приняла решение о предоставлении развивающимся странам особого преференциального режима и установила, что предоставление преференций этим странам не будет считаться нарушением принципа наибольшего благоприятствования.

Исполнительный орган ЮНКТАД - Совет по торговле и развитию - обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Помимо осуществлении контроля за всей деятельностью ЮНКТАД он рассматривает международные последствия макроэкономической политики, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью), представляет доклады Генеральной Ассамблее ООН через Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).

Секретариат ЮНКТАД, возглавляемый генеральным секретарем, составляет часть Секретариата ООН. В его состав входят Служба координации политики и внешних отношений и ряд отделов (сырьевые товары, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, транснациональные корпорации и инвестиции, наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ). Секретариат также обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС - Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике.

К числу важнейших достижений ЮНКТАД следует отнести, в частности:

  • 0 разработку общей системы преференций, предоставляемых экономически развитыми странами для экспорта развивающихся стран (1968);
  • 0 создание общей системы преференций в области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами (на которые приходится 3 / 4 мирового товарооборота), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т.е. без требования встречных торгово-политических уступок. Многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран - получателей преференций). Система играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности стран, отставших в экономическом развитии;
  • 0 создание глобальной системы торговых преференций между развивающимися странами (1989), свода принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой (1980);
  • 0 содействие в функционировании международных соглашений по сырьевым товарам (какао, сахар, зерновые и т.д.) и межправительственных исследовательских групп по сырьевым товарам (железная руда, вольфрам, медь, никель и т.п.), включая организацию общего сырьевого фонда для финансирования операций международных «буферных» запасов и других проектов в области сырьевых товаров.

Кроме того, ЮНКТАД разработала проекты ряда конвенций, в том числе в области морского транспорта, Автоматизированную систему таможенных данных на основе компьюте ризации при таможенной очистке грузов, что позволяет ускорить ее, увеличить государственные доходы и снизить уровень коррупции.

United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD)

Место расположения : Женева, Швейцария

Основана: 1964 г.

Создана : решением Генеральной Ассамблеи ООН

Членство: 194 страны

Учрежденная в 1964 году в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является ключевым органом Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам в области торговли и развития.

ЮНКТАД играет роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная задача состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику посредством торговли и инвестиций. В целях достижения своих целей ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Цели ЮНКТАД:

  • содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Основные направления деятельности ЮНКТАД:

  • регулирование торговых и экономических отношений между государствами и разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики»;
  • разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами;
  • разработка мер и средств экономической политики. В рамках ЮНКТАД создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 года;
  • содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
  • регулирование ограничительной деловой практики путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а также различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций;
  • аналитическая работа по широкому кругу проблем;
  • сотрудничество с международными экономическими организациями.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.

Важной организационной особенностью функционирования механизма ЮНКТАД является метод работы по группам стран. Существуют четыре группы стран: А - афро-азиатские, B - развитые западные страны, С - латиноамериканские страны, D - страны Центральной и Восточной Европы. «Группа 77», состоящая из стран групп A и D, формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако вносит весомый вклад в ее деятельность. Характерным для работы органов ЮНКТАД стало предварительное определение позиций в каждой из групп и выступление на сессиях ЮНКТАД каждой группы, как правило, единым фронтом.

В настоящий момент наблюдается тенденция к региональной кооперации стран на площадке ЮНКТАД. Так, например, африканские страны группируются в Африканскую группу, страны Латинской Америки - в Группу Латиноамериканских и Карибских стран и т.д. Страны Европейского союза согласовывают свою позицию с Европейским союзом.

Публикации ЮНКТАД.

Страница публикаций ЮНКТАД содержит ежегодные отчеты по:

  • торговле и развитию,
  • мировым инвестициям,
  • состоянию наименее развитых стран,
  • электронной торговле,
  • обзор по морскому транспорту,
  • развитию информационных технологий в экономике,

а также серии специальных публикаций: политические проблем в международной торговле и продуктах массового потребления, инвестиционная политика в разных странах и т.д.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

ЮНКТАД - United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) является основным органом Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН в области торговли и развития, важным инструментом многостороннего межгосударственного регулирования торгово-экономической политики. Создана в качестве постоянной межправительствен ной организации на состоявшейся в 1964 г. в Женеве Первой сессии Конференции. В условиях развала мировой колониальной систем учреждение ЮНКТАД отражало стремление развивающихся стран интегрироваться в мировую торговлю на «справедливых условиях-Созданные в тот период другие международные учреждения, в том числе ГАТТ, недостаточно полно представляли интересы стран со слабой экономикой, поэтому ГА ООН приняла решение о создании постоянно действующей организации, основная идея (цель) которой включает анализ тенденций развития мировой экономики и торговли, формулирование и осуществление торговой политики, способствую щей экономическому росту развивающихся стран.

ЮНКТАД не имеет Устава. Цели, функции, организационная структура, все процедуры, связанные с деятельностью ЮНКТАЛ. изложены в резолюции № 1995 ГА ООН. В соответствии с этой резолюцией членами Конференции являются те государства, которые состоят членами ООН, ее специализированных учреждений или Международного агентства по атомной энергии. К началу 2004 г. и состав ЮНКТАД входило 194 государства, в том числе все 12 стран СНГ.

В качестве своих основных функций Конференция определила:

  • - поощрение международной торговли, в частности между странами, находящимися на различных уровнях развития;
  • - установление принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития,
  • - содействие координации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и экономического развития;
  • - осуществление согласования политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли.

Каждое государство, представленное на Конференции, располагает одним голосом. Решения принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании представителей.

Годовой бюджет ЮНКТАД составляет примерно 50 млн долларов США и выделяется из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций. Деятельность в области технического сотрудничества финансируется из внебюджетных ресурсов, выделяемых донорами странами-бенефициарами, а также различными организациями - около 25 млн долл. США в год.

ЮНКТАД работает в тесном сотрудничестве с Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС), ПРООН, Международным торговым центром, Всемирной торговой организацией, Всемирным банком, МВФ и другими организациями. На сессиях в Мидранте (1996), Бангкоке (2001)и Сан-Паулу (2004) были определены программные направления деятельности ЮНКТАД в начале текущего столетия, основными из которых являются следующие:

Глобализация и стратегии в области развития. ЮНКТАД изучает основные тенденции развития мировой экономики, в частности глобализацию, и оценивает ее влияние на процесс развития экономик разных групп стран. Анализируются конкретные проблемы развития и успешный опыт, который может быть полезен для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Изучаются вопросы, связанные с финансовыми потоками и задолженностью. Оказывается помощь развивающимся странам в урегулировании долговых отношений. Расширяются базы данных, касающиеся вопросов торговли и развития.

Международная торговля товарами и услугами и вопросы сырьевых товаров. ЮНКТАД разрабатывает политику, направленную на:

  • - улучшение функционирования рынков сырьевых товаров путем уменьшения диспропорций, затрагивающих спрос и предложение;
  • - обеспечение постепенного сокращения чрезмерной зависимости развивающихся стран от экспорта непереработанных сырьевых товаров посредством горизонтальной и вертикальной диверсификации производства и экспорта, а также замещения сельскохозяйственных культур;
  • - постепенную ликвидацию торговых барьеров в области сырьевых товаров;
  • - минимизацию рисков, связанных с колебаниями цен на сырьевые товары, в том числе использование механизма хеджирования цен (товарные фьючерсы, опционы, свопы);
  • - компенсационное финансирование сокращения экспортных поступлений.

Инвестиции, технологии и развитие предприятий. ЮНКТАД изучает глобальные тенденции в потоках прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и их взаимосвязь с торговлей, технологией и развитием. В рамках деятельности Конференции разрабатываются механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства. Ею определяется политика, направленная на поощрение развития технологического потенциала и инновационной деятельности в развивающихся странах. Конференция оказывает содействие развивающимся странам и поощрении притока инвестиций и улучшении их инвестиционном! климата.

Важное значение имеет также деятельность по разработке м осуществлению программ подготовки квалифицированных кадром созданию инфраструктуры услуг для налаживания эффективной торговли. ЮНКТАД в целом проводит большую работу по разработке вопросов национальной политики в области развития инфраструктуры услуг, ею оказывается содействие по расширению глобальной электронной торговли путем облегчения доступа к информационным технологиям развивающихся стран.

ЮНКТАД и наименее развитые, не имеющие выхода к морю и ост ровные развивающиеся государства. ЮНКТАД координирует работу по проблематике наименее развитых стран (НРС), включая оказания технического содействия в форме комплексных страновых программ.

Конференция принимает участие в реализации программ действий для наименее развитых стран, Барбадосской программ действий по обеспечению устойчивого развития малых островных развивающихся государств и Глобальной программы сотрудничества в области транзитных перевозок между не имеющими выхода к морю развивающимися странами. Осуществляется управление целевыми фондами для НРС.

Борьба с нищетой. ЮНКТАД признает необходимость использования комплексного подхода для борьбы с нищетой. Конференция сосредоточивает свои усилия на таких направлениях, как развитие людских ресурсов и социальной инфраструктуры; создание рабочих мест и повышение производительности труда бедных слоев населения, распределение доходов и социальных благ. Изучается влияние расширения торговли на борьбу с нищетой.

Экономическое сотрудничество между развивающимися странами ЮНКТАД осуществляет изучение опыта субрегионального, регионального и межрегионального экономического сотрудничества между развивающимися странами; разрабатывает программы действии мирового сообщества по преодолению экономического отставания НРС.

Некоторые итоги деятельности ЮНКТАД за 40 лет ее существования. В результате проведения 11 сессий ЮНКТАД был принят цел ми ряд важных международных соглашений, в том числе:

В области торговли:

всеобщая система преференций (1971). Благодаря существованию ВСП товары, экспортируемые развивающимися странами, попадают под преференциальный (льготный) режим на рынках развитых стран;

  • - соглашение о глобальной системе торговых преференций (ГСТП) между развивающимися странами (1989);
  • - комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой (1980);
  • - глобальная сеть центров по вопросам торговли (ГСЦТ), созданная по итогам работы Международного симпозиума ООН по эффективности торговли (1994).

В области сырьевых товаров:

  • - международные товарные соглашения по какао, сахару, натуральному каучуку, джуту и джутовым изделиям, тропической древесине, олову, оливковому маслу и пшенице;
  • - общий фон для сырьевых товаров, созданный с целью оказания финансовой поддержки для функционирования международных запасов и осуществления проектов НИОКР в области сырьевых товаров (1989);

В области задолженности и развития:

  • - со времени принятия Советом резолюции, предусматривающей ретроактивную корректировку условий задолженности развивающихся стран с низким уровнем доходов (1978), долговое бремя было уменьшено более чем на 6,5 млрд долл. США для более чем 50 бедных развивающихся стран;
  • - руководящие принципы международных мер в области реструктуризации задолженности (1980);

В области поддержки наименее развитых и не имеющих выхода к морю развивающихся стран и развивающихся стран транзита:

  • - соглашение о глобальных рамках для сотрудничества в области транзитных перевозок между не имеющими выхода к морю развивающимися странами и развивающимися странами транзита и сообществом доноров (1995);
  • - программа действий для НРС (1990-е гг.);
  • - программа действий для НРС на 2001 -2003 гг.;
  • - в области транспорта:
  • - конвенция ООН о Кодексе проведения линейных конференций (1974);
  • - конвенция ООН о морской перевозке грузов (1978);
  • - конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980);
  • - конвенция ООН об условиях регистрации судов (1986);
  • - конвенция ООН о морских залогах и ипотеках (1993).

Активная деятельность ЮНКТАД способствовала принятию следующих важных решений международными организациями и правительствами:

  • - договоренность об установлении целевых показателей ОПТ включая выделение 0,7% ВВП для развивающихся стран в целом м 0,15% для НРС;
  • - совершенствование механизма компенсационного финансирования сокращения экспортных поступлений развивающихся стран, созданного Международным валютным фондом;
  • - сокращение долга бедных стран с высокой задолженностью (БСВЗ) перед международными коммерческими банками.

Одна из важных функций деятельности Конференции состоит в публикации ею ежегодных докладов о торговле и развитии. Эти доклады со держат анализ сложившихся международных и региональных тенденций и взаимодействия торговых, инвестиционных и финансовых потоков. Так, в докладе о мировых инвестициях представлен анализ тенденций в области прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и деятельности ТНК; в докладе по наименее развитым странам (НРС) -- обзор основных проблем НРС и мер их международной поддержки. Статистический справочник по международной торговле и развитию, публикуемый ЮНКТАД, содержит основные показатели мирового и регионального развития: ВВП на душу населения, темпы роста, состоят из платежного баланса, ПИИ, потоки финансовых ресурсов и задолженности, обзор тенденций в области морских перевозок. В ежегодном Справочнике по публикациям ЮНКТАД перечислены другие периодические и разовые исследования, имеющие важное значение для стран, а также являющиеся источником при подготовке нормативных документов в национальной и международной правотворческой деятельности.

Конференция созывается не реже одного раза в четыре года на уровне министров. Дату и место проведения сессий Конференции устанавливает ГА ООН с учетом рекомендаций Конференции или Совета по торговле и развитию. Между сессиями постоянно действующим исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию (именуемый дальше Совет). Совет собирается по мере необходимости - обычно два раза в год. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии и заседания комиссий по вопросам глобальном политики, взаимозависимости экономик стран мира, проблемам торговли и валютно-финансовым отношениям, структурной перестройке и экономическим реформам. С 1997 г. рабочими органами Совета являются три комиссии: по торговле товарами и услугами; по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по вопросам предпринимательства и бизнеса. Совет ежегодно представляет Конференции и Генеральной Ассамблее ООН доклады о своей деятельности. С 1964 по 2004 г. было проведено 11 сессий:

  • - первая сессия --1964 г. (Женева, Швейцария);
  • - вторая сессия --1968 г. (Дели, Индия);
  • - третья сессия --1972 г. (Сантьяго, Чили);
  • - четвертая сессия --1976 г. (Найроби, Кения);
  • - пятая сессия --1979 г. (Манила, Филиппины);
  • - шестая сессия --1983 г. (Белград, Югославия);
  • - седьмая сессия --1987 г. (Женева, Швейцария);
  • - восьмая сессия --1992 г. (Картахена, Колумбия);
  • - девятая сессия --1996 г. (Мидранд, ЮАР);
  • - десятая сессия -- 2000 г. (Бангкок, Таиланд);
  • - одиннадцатая -- 2004 г (Сан-Паулу, Бразилия). .

Сессии ЮНКТАД -- это межгосударственные экономические форумы, посвященные обсуждению наиболее актуальных проблем международной торговли в контексте преодоления экономической отсталости развивающихся стран. В итоге сессии принимаются резолюции, конвенции, соглашения, кодексы, имеющие разную юридическую силу. Принимаемые решения носят рекомендательный характер (на рис. 22.4 представлена структура ЮНКТАД).

Однако не следует недооценивать роль аналитических докладов организации. Основанные на фундаментальной исследовательской базе, они дают возможность разным странам и их организациям прослеживать общую торгово-экономическую ситуацию в мире и реально использовать опубликованные данные в своих планах по развитию внешнеэкономических связей.

Таким образом, создание ЮНКТАД первоначально было обусловлено развалом колониальной системы и стремлением молодых политически независимых государств интегрироваться в мировую торговлю на новых паритетных основаниях. ЮНКТАД должна была оказать содействие в решении этих задач. Одна из основных целей ЮНКТАД в современных условиях -- это консолидация усилий развивающихся стран в их борьбе за более выгодные для них условия международной торговли. Это позволит создать необходимую базу для укрепления их экономической независимости и развития национальных хозяйств. Финансирование Конференции осуществляется из бюджета ООН и из внебюджетных ресурсов. Деятельность ЮНКТАД имеет два центральных направления:

  • 1)укрепление позиций развивающихся стран на мировых сырьевых и аграрных рынках;
  • 2) постепенное преодоление существующей диспропорции в товарной структуре экспорта развивающихся стран в пользу расширения групп товаров глубокой переработки
ЮНКТАД является постоянным межправительственным органом и координационным центром Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли, финансов, технологий, инвестиций и развития. Цель деятельности организации - оказание содействия развивающимся странам в решении задач, связанных с глобализацией МЭО и интеграцией в мировую экономику на справедливой основе.
Для достижения этой цели ЮНКТАД осуществляет исследовательскую и аналитическую работу, организует обсуждение соответствующих вопросов на межправительственном уровне, а также проводит деятельность в сфере технического сотрудничества и др. Участниками организации в настоящее время являются 188 государств. Многие межправительственные и неправительственные организации имеют статус наблюдателя и принимают участие в ее работе.
Конференция - высший руководящий орган ЮНКТАД - проводится раз в четыре года на уровне министров для выработки стратегических направлений деятельности и определения приоритетов в работе. Созыв очередной 10-ой Конференции намечен на 2000 г. в Таиланде. Предыдущая - 9-я Конференция, проходившая в Мидранде (Южная Африка), приняла пе-ресмотренный мандат организации и одобрила наиболее радикальные реформы за всю историю ее существования, которые нашли отражение в итоговом документе, названном «Партнерство в целях роста и развития».
В период между конференциями ежегодно созывается Совет по торговле и развитию, который также является руководящим органом ЮНКТАД. В состав Совета, открытого для всех членов Конференции, в настоящее время входят 144 страны. Совет имеет несколько вспомогательных органов - функциональных комиссий, а также отвечает за обеспечение работы КНТР - вспомогательного органа ЭКОСОС ООН. Межправительственная структура организации деятельности ЮНКТАД после ее реформирования представлена на рис. 10.5.

ЮНКТАД возглавляет Генеральный секретарь Конференции в ранге заместителя Генерального секретаря ООН. Секретариат, расположенный в Женеве (Швейцария) и насчитывающий около 400 сотрудников, входит в состав Секретариата ООН. Обновленная организационная структура Секретариата ЮНКТАД показана на рис. 10.6. Годовой бюджет организации по оперативной деятельности составляет около 50 млн долл., выделяемых из бюджета ООН. Деятельность по линии технического сотрудничества финансируется из внебюджетных ресурсов, выделяемых странами-донорами, странами-бенефициарами, а также некоторыми организациями в ориентировочном годовом объеме 24 млн долл.


В рамках ООН ЮНКТАД сотрудничает со многими другими организациями, в том числе с: ДЭСВ (Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам), ПРООН, а также с группой Всемирного банка, МВФ и др. Кроме того, вне ООН сотрудничество осуществляется с широким кругом таких организаций, как ОЭСР, различные региональные группировки и проч.
ЮНКТАД проводит оперативную деятельность по следующим основным программным направлениям:
1. Глобализация и стратегия в области развития.
В этом направлении решается ряд следующих задач:
изучение тенденций мировой экономики и оценка их влияния на процесс развития;
анализ макроэкономической политики в контексте взаимозависимости стран и секторов экономики;
анализ конкретных проблем развития и успешного опыта их решения для использования развивающимися странами, осуществляющими переход к рыночной экономике;
изучение вопросов, связанных с финансовыми потоками и задолженностями, а также оказание помощи развивающимся странам в регулировании долговых отношений;
предоставление информации по вопросам торговли и развития, а также расширение банка данных.
2. Международная торговля товарами, услугами и сырьем.
Задачами этого направления являются:
содействие развивающимся странам в устойчивом развитии путем предоставления им помощи для реальной интеграции в международную торговую систему;
укрепление экспортного потенциала стран на основе анализа влияния на торговлю и развитие определенных международных соглашений;
поощрение диверсификации производственной деятельности развивающихся стран, зависящих от сырьевого сектора, и оказание им помощи в управлении торговыми рисками;
содействие комплексному решению проблем торговли, окружающей среды и развития путем координации этой деятельности;
анализ и оказание помощи странам по совершенствованию законодательной и политической основы деятельности в области конкуренции.
3. Инвестиции, технологии и развитие предприятий.
Это направление связано с решением следующих задач:
анализ общих тенденций прямых иностранных инвестиций и их влияния на торговлю, технологии и развитие стран, а также изучение последствий этого влияния;
изучение политики и механизма реализации поддержки процесса развития микро-, малых и средних предприятий;
генерирование политики поощрения развития технологического потенциала и инновационной деятельности развивающихся стран, а также передачи им технологий;
проведение обзоров информации по научно-технической и инновационной политике для определения возможных вариантов действий стран;
содействие развивающимся странам в стимулировании улучшения инвестиционного климата;
поддержка развития предпринимательства и инновационных программ подготовки кадров в развивающихся странах.
4. Инфраструктура услуг для развития и эффективность торговли.
В этом направлении решаются задачи:
помощь развивающимся странам в повышении эффективности их сферы услуг, обеспечивающей поддержку торговли посредством программ технического сотрудничества;
поддержка разработки национальной политики и правового обеспечения по развитию инфраструктуры услуг для содействия развитию, упрощению и повышению эффективности торговли;
содействие развивающимся странам в применении оптимальной практики торговли в соответствии с рекомендациями Международного симпозиума ООН по эффективности торговли (1994 г.);
содействие расширению торговли путем облегчения доступа к электронной информационной технологии через глобальную сеть соответствующих центров;
помощь в развитии новых видов услуг для облегчения доступа неформальному сектору и микропредприятиям к кредитным ресурсам;
помощь развивающимся, не имеющим выхода к морям, а также островным государствам в устранении препятствий, связанных с высокими транспортными издержками.
5. Наименее развитые, не имеющие выхода к морям и островные страны.
Данное направление связано с решением следующих задач:
координация работы по проблемам наименее развитых стран показание им технической помощи в интересах развития, торговли;
оценка экономических и социальных показателей этих стран в контексте международных и внутренних условий;
содействие осуществлению ряда международных программ, принятых в последние годы по этим странам;
управление Целевым фондом Кеннета Дадзи, предназначенным для поддержки и содействия новой деятельности по основным направлениям работы ЮНКТАД с наименее развитыми странами.
Помимо программных направлений, отмеченных выше, ЮНКТАД проводит также деятельность в сфере технического сотрудничества. Эта деятельность направлена на:
укрепление человеческого и институционального потенциала развивающихся стран для улучшения условий их развития;
расширение возможностей участия этих стран в мировой экономике, в частности, в международной торговле, финансовой и инвестиционной деятельности;
оказание помощи развивающимся странам в решении их международных проблем;
укрепление возможностей этих стран участвовать в переговорах по вопросам международной торговли, финансов и инвестиций.
Финансирование технического сотрудничества осуществляется за счет средств:
ПРООН;
Европейской комиссии;
группы Всемирного банка;
Межамериканского банка развития;
фондов по финансированию развития;
отдельных стран-доноров;
стран-бенефициаров, т.е. самих развивающихся стран.
Основными странами-донорами в настоящее время выступают: Англия, Бельгия, Голландия, Дания, Италия, Люксембург, Норвегия, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Япония.
По линии технического сотрудничества в настоящее время осуществляется свыше 300 проектов в более чем 100 странах с суммарным объемом годовых расходов, составляющим примерно 24 млн долл. Характерным примером таких проектов может служить Комплексная программа МТЦ/ЮНКТАД/ВТО по оказанию технического содействия Африке. Она призвана содействовать улучшению перспектив развития и повышению конкурентоспособности африканских стран за счет их более активного участия в международной торговле. Главное внимание здесь уделяется развитию людских ресурсов и институционального потенциала, а также укреплению возможностей производства продукции на экспорт.
Следует отметить, что наибольшая доля ресурсов по линии технического сотрудничества расходуется на проекты африканского региона (33%), а также на межрегиональные проекты (32%). Расходы в европейском регионе составляют лишь 12% общего объема этих ресурсов.
Результатами деятельности ЮНКТАД за последнее 30-летие стали многочисленные международные соглашения по торговле, задолженностям развивающихся стран, проблемам наименее развитых и не имеющих выхода к морям государств, а также стран транзита, по транспорту и др. Кроме того, организация осуществляет ежегодные авторитетные публикации по различным аспектам своей деятельности, содержащие аналитические материалы, экспертные оценки, рекомендации, справочные и другие данные.