Камуфляж танков ркка западное направление. Европейский театр боевых действий

Для успешного взаимодействия в различных условиях боевых действий на бронетанковую технику наносились и наносятся тактические и опознавательные знаки.

Тактические знаки в виде символа или группы цифр, а часто в совокупности того и другого в закодированном виде несут информацию о принадлежности боевой машины к различным соединениям и частям, а также идентифицируют сам танк или бронеавтомобиль, что необходимо при взаимодействии самых малых подразделений.

Для того, чтобы обеспечить гарантированное опознавание своей техники в любых условиях, на танк или бронеавтомашину наносят общеармейский опознавательный знак, как правило, являющийся элементом национальной символики. В СССР таким знаком являлась красная звезда. Однако, в отличие от авиации, в бронетанковых войсках Красной Армии она использовалась не так часто.

Для обеспечения опознавания с воздуха на башне танка или на рубке САУ наносились знаки воздушного опознавания. Появившись в конце 30-х годов, они на протяжении нескольких лет неоднократно менялись, в целом представляя из себя геометрические фигуры белого (для лета) и красного (для зимы) цветов, о чем будет рассказано ниже.

Кроме тактических и опознавательных знаков на бронетанковую технику наносились знаки коллективной воинской доблести, наиболее престижные для Красной Армии данного периода: эмблемы Гвардии (соединение или часть были удостоены Гвардейского звания) и ордена Боевого Красного Знамени (соединение или часть, награжденные орденом Боевого Красного Знамени назывались Краснознаменными). Несмотря на обилие других коллективных наград, их стилизованное отображение на боевой технике было чрезвычайно редким.

Первые советские бронетанковые отряды, организованные в начале 20-х годов, имели (небольшая часть) только знаки национальной идентификации в виде красной звезды с белой надписью «РСФСР» в ее поле. В некоторых случаях машина имела персональное название. Например, танк Fiat 3000A, купленный на средства советских граждан польского происхождения, назывался «Феликс Дзержинский». Только в середине 20-х годов в немногочисленных бронетанковых частях РККА была введена система тактически обозначений. В треугольник, который наносился на всех танках, была вписана окружность, в поле которой наносился квадрат красного, белого и черного цвета (принадлежность к 1-му, 2-му или 3-му взводу соответственно) с черными или белыми римскими цифрами в нем, обозначавшими номер танка. Принадлежность батальона определялась цветом треугольника (со стороной 30 см): 1-й батальон - красный, 2-й - белый, 3-й - черный. Тактические знаки танков командиров батальонов (треугольники) были однотонными по цвету батальонов, а командиров рот - с окружностью, которая заливалась краской по вышеуказанному принципу. Таким образом, тактический знак командира второй роты первого батальона представлял из себя красный треугольник с вписанной в него белой окружностью без римских цифр.

В 1929 г. на смену этой архитрудной тактической системе опознавания пришла новая система, также построенная на цветовых и цифровых кодах. Номер батальона обозначали красная, белая или желтая окружности диаметром 30 см (для 1-го, 2-го и 3-го батальона соответственно). В неё были вписаны две арабские цифры высотой 10 см. Числитель обозначал номер роты, знаменатель - номер взвода. Рядом с окружностью наносилась большая арабская цифра, обозначавшая номер танка во взводе. Обозначения тактического уровня от полка и выше отсутствовали вовсе.

С 1932 по 1938 гг. была разработана другая система тактических обозначений советских танков, состоящая из комбинаций красных, черных, синих и желтых полос по периметру башни, обозначающих батальоны и роты. Сплошная верхняя полоса обозначала батальон, а изображенная пунктиром нижняя - роту. Первому подразделению (батальону или роте) был присвоен красный цвет, второму - белый, третьему - черный, четвертому - синий, а пятому - желтый цвет. Номер танка во взводе, а в отдельных случаях и номер взвода, обозначался арабской цифрой в квадрате на обеих сторонах башни или корпуса. Информативность данной опознавательной системы была очень ограничена, поэтому во время маневров противоборствующим сторонам приходилось прибегать к нанесению дополнительных опознавательных знаков в виде белых вертикальных полос во всю высоту башни или белого круга на тыльной стороне последней. В 1938 г. всякая система тактических и опознавательных обозначений была отменена. Лишь в подразделениях 1-й Московской Пролетарской дивизии на танках Т-26, участвовавших в парадах на Красной Площади, на передний броневой лист, прикрывающий трансмиссию, наносилась красная звезда. На крыше башни тяжелого танка Т-28 была отлита звезда (из эстетических или опознавательных целей - неизвестно), которая при окраске красным цветом могла служить неплохим опознавательным знаком. Однако на практике окрашивалась она чрезвычайно редко. В большинстве же механизированных корпусов в предвоенное время тактические обозначения из соображений секретности отсутствовали вовсе, а роль воздушного опознавательного знака выполняла белая поперечная полоса или крест на крыше башни танка.

С началом Великой Отечественной войны многие командиры на местах поняли, что четкая система опознавания гораздо эффективнее безликой секретности, в угоду которой были уничтожены все тактические обозначения на бронетанковой технике, поэтому в первые месяцы войны в различных танковых частях РККА стали внедряться новые системы опознавания. Одна из них представляла из себя короткие прямоугольники - полосы белого цвета, наносившиеся на переднюю часть боковых стенок башни. Количество таких полос (одна под другой) определяли порядковый номер части (дивизии) в составе механизированного корпуса. По-видимому, такая система обозначений внедрялась в РККА непосредственно перед началом войны. Ее отдельные элементы до конца войны сохранились в тактических обозначениях 6-го (позже 11-го гвардейского) танкового корпуса.

Другая система - это квадрат, трапеция или треугольник, внутри которых, разделенные прямыми линиями на отдельные поля группами цифр обозначалась часть, батальон, рота и персональный тактический номер машины. Идентифицировать данные тактические обозначения очень сложно, так как большинство документов начального периода войны не сохранилось.

Наконец, в 1941 г. в бронетанковых войсках Красной Армии по немецкому подобию появляются идентификационные тактические номера танков, нанесенные белой краской арабскими цифрами и имеющие крупные размеры, которые легко опознавались взаимодействующими войсками.

С начала 1942 г. основной тактической единицей бронетанковых сил РККА стала танковая бригада. Поэтому тактические обозначения и было приказано ввести на бригадном уровне. Единой системы обозначений, универсальной для всех фронтов в Красной Армии не было, но рассматривая фотоматериалы, можно заметить некоторые закономерности в тактических знаках, характерных для определенных групп фронтов по регионам.

На центральных фронтах в 1942 – 43 гг. был наиболее характерным ромбический знак (высота 400 мм), разделенный на два треугольных поля. В верхнем треугольнике цифрой или буквой алфавита указывался номер батальона (обычно в этот период бригада была двухбатальонного состава), в нижнем поле - закодированный цифровой номер части. Например, в 116-й танковой бригаде (KB, Т-34, Западный фронт, 1942 г.) тактическим обозначением являлся ромб, в верхнем поле которого находились цифры «1» или «2» (1-й или 2-й батальон соответственно), а в нижнем - «045» - код самой бригады. В 51-м отдельном танковом полку (таких частей также было много в 1942 – 43 гг.) первый батальон обозначался буквой «А», а второй - «Б», код самой части скрывался под цифрой «24». На Южном и Юго-Западном, а затем и Северо-Кавказском фронтах применялась другая система тактических обозначений из двух групп цифр, первая из которых кодировала номер батальона, а вторая непосредственно номер машины. Так, лучшее соединение Северо-Кавказского фронта - 5-я Отдельная гвардейская танковая бригада на август 1942 г. имела на своих Т-34 и Т-60 номера (10-12, 10-13 для Т-34 и 10-38 для Т-60). Получив осенью 1942 г. танки американского и английского производства («Валентайн» и М3 легкие), бригада уже имела другой цифровой код; 59-1, 58-2 и т.д. На некоторых машинах (в частности Т-34) номер машины дублировался белой краской на лобовой броне корпуса.

Однако, достаточно стройная система тактических обозначений в бронетанковых силах РККА стала складываться с середины 1942 г., когда стали создаваться механизированные корпуса II формирования, а также с осени 1942 г., когда появились первые советские танковые корпуса.

Можно сказать, что с 1943 г. до окончания Второй Мировой войны в советских бронетанковых войсках сложилась корпусная система тактических обозначений. Приказом командира корпуса определялись символы, буквы и цифры, определяющие тактические обозначения соединений.

В 23-м Танковом корпусе тактическим знаком соединения являлся белый ромб обычно высотой 400 мм с буквами русского алфавита в центре. Буква «В» идентифицировала 3-ю танковую бригаду, буква «Г» - 39, а буква «Д» - 135-ю ТБр. В правом нижнем углу относительно буквы наносилась небольшая арабская цифра, обозначавшая номер батальона. Например «В1» - 1-й батальон 3-й Танковой бригады 23-го танкового корпуса. Кроме тактического обозначения соединения на танк крупными цифрами наносился персональный идентификационный номер.

Во 2-м Гвардейском танковом корпусе тактическим знаком соединения являлась стрела с буквой кириллического алфавита над ней. Буква обозначала номер бригады: Л - 4-я Гв. ТБр., Б - 25-я Гв. ТБр., И - 26-я Гв. ТБр. Под «стрелой» наносили персональный тактический номер танка (Т34/85 - «236»). С цифры «100» начинались номера танков 4-й Гв. ТБр., с цифры «200» - 25-й, с цифры «300» - 26, хотя последнее правило не всегда соблюдалось.

В 10-м Гвардейском Танковом корпусе опознавательным знаком являлась так называемая «расческа», по количеству зубьев которой определялся номер бригады в составе корпуса: 61-я Гв. ТБр. - 1 «зуб», 62-я и 63-я - 2 и 3 соответственно. Над «расческой» наносился тактический номер боевой машины («1-24» - 1-й батальон, 24 машина, танк Т-34-85). Отличительным знаком 7-го Гвардейского Танкового корпуса была двойная окружность с арабской цифрой в центре: «1» - для 54 Гв. ТБр., «2» - для 55-й, «3» - для 56-й.

11-й Гвардейский танковый корпус имел в качестве отличительного знака короткую (подобную прямоугольнику, длиной 200 мм) белую «полосу-шеврон». Одна такая полоска обозначала 40-ю Гв. ТБр., две – 44-ю Гв. ТБр., три – 45-ю Гв. Танковую бригаду. Кроме полос-прямоугольников в 11-м Гвардейском танковом корпусе (ранее 6-й ТК) существовал другой тактический знак в виде ромба, в верхнем поле которого был цифровой номер бригады, а в нижнем - тактический номер самой машины.

Во 2-м Гвардейском танковом корпусе эмблемой был особый знак, под которым двузначной арабской цифрой наносили код части. Сам танк или САУ идентифицировались трехзначным тактическим номером.

Механизированные корпуса также имели собственную систему тактических обозначений. В 7-м механизированном корпусе символом соединения являлась стилизованная стрелка. Она же обозначала 41-ю Гв. танковую бригаду. Танковые полки механизированных бригад обозначались «размещением» стрелки внутри геометрической фигуры: треугольник - 58-й танковый полк 16-й мехбригады, круг - 84-й танковый полк 63-й мехбригады, квадрат - 177-й танковый полк 64-й мехбригады. Пожалуй, самая интересная и всеобъемлющая система тактических обозначений была принята в 4-м Гвардейском механизированном корпусе. Имея до июля 1944 г. достаточно типичные для Красной Армии тактические обозначения в виде квадратов с цифрой внутри (квадрат с цифрой «7» имела, например, 36-я Гвардейская танковая бригада), корпус в августе 1944 г. должен был быть введен в прорыв на одном из участков 3-го Украинского фронта. Чтобы скрыть от противника принадлежность техники к механизированному корпусу на танках, автомашинах и орудиях вместо прежних обозначений появились белые силуэты различных зверей и птиц. Танковая бригада (36-я Гв. ТБр.) имела силуэт идущего на задних лапах медведя, 13-я Гвардейская механизированная бригада - оленя, 14-я Гв. мехбригада – лошади, 15-я Гв. мехбригада - ласточки, 292-й самоходно-артиллерийский полк - носорога, 62-й отдельный мотоциклетный батальон (танковая рота - 10 Т-34-85) - жирафа и т.д. Кроме силуэтов животных тактические обозначения дополняли буквы («РР» - разведрота) и персональные номера или названия («От отца Шульги сыну Кисенко» - 36 Гв. ТБр.). Всего было более 20 различных видов опознавательных знаков, которые наносились на башни танков, кабины машин, щиты орудий. С этими опознавательными знаками корпус участвовал в боях в Румынии, Болгарии, Югославии и Венгрии, а закончил боевые действия на территории Чехословакии.

Нанесение тактических номеров также имело свои особенности. Так, в 1944 – 45 годах 1-й Гвардейский механизированный корпус использовал трехзначную систему тактических обозначений. 1-я цифра соответствовала номеру бригады, а 2-я и 3-я номеру танка (от 1 до 65) в механизированной бригаде. Номер 103 принадлежал 1-й Гвардейской механизированной бригаде, номер 234 - 2-й Гвардейской мехбригаде, 340 - 3-й Гв. МБр. Подобная система использовалась также в 18-м танковом корпусе. Первые цифры 4, 5, 6 обозначали 110-ю, 170-ю, 181-ю бригады соответственно, а 2 и 3-я цифры - номер танка. Были и другие цифровые системы. Первой цифрой обозначался номер батальона, второй - рота, третьей - взвод или номер машины в роте.

Некоторые полки танков типа ИС, а также тяжелые самоходно-артиллерийские полки, придававшиеся различным соединениям, имели собственные тактические обозначения. Эти части не входили в состав танковых или механизированных корпусов, а придавались им для решения конкретной задачи или действовали наряду с корпусами в составе танковых армий.

Кроме непосредственно танковых соединений общевойсковым армиям придавались отдельные самоходно-артиллерийские полки СУ-76, тактические обозначения которых отличались чрезвычайным разнообразием, так как единой системы характерной для танкового, механизированного или кавалерийского корпуса в таких частях не было. Например 8-я самоходно-артиллерийская бригада имела свой особый отличительный знак в виде «орла в круге». Кроме шестизначного заводского номера, нехарактерного для других советских танков и САУ, СУ-76 этой бригады имели достаточно оригинальную систему обозначения дивизиона (горизонтальные полоски над «орлом» в круге) и батареи (количество треугольников под кругом).

Самоходные полки истребителей танков также имели свои характерные знаки идентификации. Либо это были трехзначные или двузначные тактические номера с символом соединения, либо обозначение из букв русского алфавита, определяющие номер батареи в совокупности с персональным номером САУ. Например, С-13 - 4-я батарея, 13-я самоходно-артиллерийская установка. В 1047-м Калиниковичском САП (САУ СУ-85), например, была разработана целая система тактических обозначений. Кроме специального тактического знака, трехзначного номера и двух красных звезд на каждом борту, справа по ходу САУ, на каждой машине имелась надпись: «Смерть немецким оккупантам!».

На танках, поставляемых в СССР по ленд-лизу из Великобритании, Канады и США, также были присущие только им обозначения. Еще в стране-производителе на машину наносились четырех-, пяти- или шестизначные регистрационные знаки - белой краской с начальной литерой «T» (tank) - английские, «СТ» (Canadian tank) - канадские, а серо-голубой краской с надписью «USA» и шестизначным номером - американские. В бронетанковых частях Красной Армии заводские регистрационные знаки обычно оставляли без изменений и не закрашивали.

Ряд танков (особенно британских), предназначенных для поставок в СССР, изымались непосредственно из боевых частей, поэтому многие из них кроме заводских регистрационных номеров имели тактические знаки английской или американской армии. Так, танки «Тетрарх» английского производства, переданные в 151-ю танковую бригаду РККА из 9-го Уланского королевского танкового полка (Queen Lancers) 1-й английской бронетанковой дивизии уже в советской части имели британские опознавательные знаки: «белый носорог в черном овале» - знак дивизии, цифра «53» в красном квадрате - обозначения батальона. Кроме регистрационного номера и тактических обозначений большинство британских танков имело личные наименования, наносимые краской по бортам корпуса. Так как танков, поставляемых из боевых частей, было немного, эти надписи присутствовали не на всех машинах, но если они были, из уважения к английским, канадским и американским танкистам их не закрашивали.

Остальные тактические и опознавательные знаки на машины, поставляемые по ленд-лизу, наносились в зависимости от соединения, театра военных действий и периода применения без существенных отличий от танков советского производства. Единственным исключением для машин зарубежного производства являлось более частое использование опознавательных красных звезд для гарантированной идентификации менее знакомых советским бойцам танков взаимодействующими частями.

Касаясь знаков воздушного опознавания, можно со всей уверенностью утверждать, что с 1941 г. основным опознавательным знаком являлась уже упоминавшаяся широкая белая поперечная полоса на крыше башни. В 1942 – 45 годах ее сменил другой знак воздушной идентификации - белый (красный - для зимы) треугольник с желтым кругом в центре. Иногда в круге рисовали красную звезду, однако, и звезда, и сам круг в полевых условиях были редкостью - на крышу башни или рубки САУ просто наносили белый треугольник. В отдельных случаях (Ленинградский фронт, 4-й Гвардейский мехкорпус) в качестве знака воздушного опознавания использовали белый (красный - для зимы) крут или другие опознавательные знаки. В 1945 г., когда Красная Армия вышла на границы Германии, возникла проблема взаимного опознавания техники между советскими и англо-американскими войсками, также вступившими в пределы III Рейха. На одном из совместных совещаний было решено, что для взаимоопознавания на советские танки будет наноситься одна, а на союзные - две белые полосы по периметру башни. На крыше башни также наносились перекрещенные белые полосы. Однако вскоре союзники отказались от этой системы и продолжали использовать красно-желтые флюоресцирующие панели воздушного опознавания, продублированные белой звездой - американским национальным опознавательным знаком, принятым в качестве основного для всех войск Антигитлеровской коалиции на Западе. В советских танковых войсках белые полосы наносили только на танки, участвовавшие в Берлинской операции. К тому же оказалось, что немцы разгадали «опознавательный код» и стали наносить опознавательные полосы на свои танки. Поэтому уже в майских, завершающих боях, на советской технике кроме полос можно было видеть вновь нанесенные белые треугольники.

Газета «Известия», похоже, запустила в сеть очередную утку, хотя пока что все-таки рано говорить о том, насколько правдивой окажется опубликованная изданием информация. Вчера в газете со ссылкой на собственные источники в Минобороны РФ была опубликована статья, согласно которой российские военные решили отказаться от камуфляжа для боевой техники, всю ее предлагается красить в сплошной цвет. В зависимости от региона – это будет либо темно-зеленый, либо светло-зеленый, либо хаки. Сегодня данную информацию подтвердил известный военный журналист и блоггер Денис Мокрушин. В то же время РИА со ссылкой на представителей «Уралвагнозавода» сообщает о том, что никаких изменений в подписанные ранее контракты на поставку тяжелой бронетехники внесено не было. Никаких указаний от Минобороны о перекраске танков на предприятия не получали.

Представитель завода рассказал журналистам о том, что спецификация покраски танков четко прописана в документах – защитная (зеленый цвет). После того как танки поступают в войска их цвет может изменяться в зависимости от условий местности, в которой они эксплуатируются: лесистой, горно-лесистой, горно-пустынной и т.д. Представитель «Уралвагонзавода» рассказал, что маскировочная покраска, состоящая из 14 различных цветов, дороже защитной. По этой причине в мирное время ее применение не всегда является целесообразным.


Военный эксперт по бронетанковой технике Алексей Хлопотов, в свою очередь отметил, что ранее военные отказывались от камуфляжа из-за сложности его нанесения в обычных воинских частях, так как хорошо замаскировать технику в состоянии только заводской камуфляж. По его словам, на танке и другой бронетехнике в камуфляжной окраске труднее сфокусировать оптические приборы, а это ведет к увеличению ее живучести на поле боя. В армиях стран НАТО, к примеру, в США и Германии, для европейской местности разработаны достаточно сложные многоцветные схемы камуфляжей. Но они наносятся на технику в заводских условиях со строжайшим соблюдением регламента. Если же красить технику в частях, то это уже больше похоже на кустарный метод, толку от такого камуфляжа немного, так что лучше пусть техника будет одноцветной, отметил Алексей Хлопотов.

Пример защитной однотонной окраски


Защитная окраска и камуфляж

Защитная окраска предназначается для уменьшения заметности боевой техники, солдат, а также различных объектов и сооружений на местности за счет окрашивания поверхностей защищаемых объектов в какой-либо один цвет, который затрудняет визуальное выделение маскируемых объектов на фоне окружающей местности. При этом не обязательно, чтобы цвет защитной окраски совпадал с основным цветом фона. Существует целый ряд цветов, которые признаются универсальными, то есть действительно усложняющими визуальное выделение маскируемых объектов, почти на любых типах местности (естественно, кроме снежной). К таким цветам сегодня относят: хаки, желто-сероватый, серо-зеленоватый, драб, зеленовато-серый, серовато-голубой, голубовато-серый и оливковый. Главными правилами при подборе защитных цветов являются: тусклость цвета, невозможность однозначно назвать данный цвет, его матовость.

В российской армии защитная окраска используется для военной техники, как заводская. Практически вся техника выходит из заводских цехов окрашенной в темно-зеленый или оливковый цвет. При этом важно учитывать различные обстоятельства, в частности то, что защищаемые поверхности не должны блестеть, давать отблесков, а также иметь глянец. Если во время маскирующей окраски обмундирования матовости удается добиться уже за счет самой структуры ткани, то при покраске техники необходимо избегать использования растворителей и лаков, дающих гладкую поверхность, а также эмалевых красок. При этом полезно добавлять в саму краску или насыпать на еще свежий, невысохший слой, песок, мел, опилки и т.п.

Деформирующая окраска

Помимо защитной в целях маскировки людей, техники и разного рода объектов используется также деформирующая окраска, которая снижает заметность маскируемых объектов по цветности в несколько меньшей мере, чем защитная окраска. При этом деформирующая окраска обладает рядом собственных преимуществ. Основным ее плюсом является то, что для человека на психологическом уровне легче выделить на местности знакомые глазу объекты, которые он узнает по внешним контурам и рисунку внутренних деталей, в то время как деформирующая окраска мешает наблюдателю опознать внешние контуры и затрудняет процесс идентификации видимого объекта по внутренним деталям. К примеру, наблюдатель обнаружил на местности какой-то бронеобъект, но нанесенная на него деформирующая окраска мешает ему определить наличие и расположение на его проекции люков, дверей, бойниц, канистр и ящиков. Следовательно, наблюдатель не в состоянии однозначно распознать обнаруженный объект как танк, БМП, БТР или тягач, его марку и тип, а также расстояние до объекта, направление и скорость его движения.

Пример деформирующей окраски на танке


При этом у такой окраски есть свои недостатки. Главным является тот факт, что деформирующая окраска больше, чем защитная, зависит от фона окружающей местности. К примеру, объект, который отлично скрывался на фоне летней лесной растительности, станет очень заметен в осеннем лесу. Точно также объект, окрашенный контрастными пятнами и незаметный на местности в солнечный день, на фоне туманного утра будет выделяться ярким пятном на местности.

Исходя из этого, если защитная окраска является достаточно универсальной, то деформирующая требует от командиров подразделений четкого и ясного представления решаемой задачи маскировки, а также учета большого числа факторов (изменение цветности фона от погоды, времени суток, времени года, влияния огня противника на цветность местности и т.д.). Помимо этого использование данного рода окраски требует наличия ассортимента нужных красок, а также времени на покраску, что во время боевых действий часто затруднительно или даже невозможно.

Главная задача любой маскировки заключается в том, что противник, даже увидев объект, не понял, что это и не смог его распознать. Не распознав объекта, трудно определить представляет ли он опасность и если да, то насколько сильную. В этом и заключается главное назначение любого камуфляжа – сделать так, чтобы будучи видимым, объект оставался невидимым. Добиться этого можно при помощи различных цветовых пятен, которые искажают внутренние детали, контуры же объекта можно слегка видоизменить при помощи имеющихся подручных средств. Главное сделать так, чтобы видимое человеческому глазу изображение не совпадало ни с одним из имеющихся в мозгу образов.

Пример деформирующей окраски на военной форме


При этом людям, используя маскирующее обмундирование, следует иметь ввиду, что все действие маскировки может свести на нет светлый овал лица, которые очень хорошо видим на достаточно большом расстоянии или в ночное время суток. Поэтому помимо маскировочного комбинезона бойцы многих армий применяют специальные маскировочные маски на лицо или специальный грим (краски), которым окрашиваются открытые участки кожи – лицо и руки.

Источники информации
- http://izvestia.ru/news/547881
-http://worldweapon.ru/tactics/mask1.php
-http://www.yro03.narod.ru/33.html

Http://ria.ru/defense_safety/20130403/930800779.html

Их боевого применения. Используя бронетанковую технику, противоборствующие стороны, как и 100 лет назад, стремятся обнаружить танки и другие механизированные вооружённые средства при движении, стоянке и в бою, определить их численность и вид, а также затруднить распознавание своей техники противником. Скрыть от средств наблюдения противника крупную боевую машину довольно непросто, и особенно в зимнее время. На местности с устойчивым снеговым покровом крупные тёмные объекты (например, танки в базовом камуфляже) становятся значительно контрастнее и заметнее. Как вопрос эффективной маскировки бронетехники в зимний период решался в Красной армии в годы Великой Отечественной войны?

Виды зимней окраски

В методиках и руководствах, использовавшихся в СССР в период 1941-1945 гг., описывается два основных вида зимней окраски советских БТТ и транспортной техники:

  • белая одноцветная;
  • деформирующая в виде криволинейных пятен.

Танк БТ-5. Часть машины окрашена сплошным белым цветом, часть - полосками по базовой краске. Ширина полос 1-3 см, расстояние между ними 8-12 см

Белая одноцветная окраска уменьшает заметность танка в зимнее время и является самым простым видом временного зимнего камуфляжа. Деформирующая окраска с применением пятен и полос, кроме уменьшения заметности танка, затрудняет и прицеливание по нему в бою, искажая силуэт и усложняя определение расстояния. Эффективность обеих видов окраски для защиты от воздушного наблюдения практически идентична. С учётом всех этих факторов деформирующая окраска с пятнами оказывается предпочтительнее, несмотря на то, что её сложнее наносить.


Танк Т-50. Бросаются в глаза разная ширина полос и разное расстояние между ними

При нанесении деформирующей окраски около 60-70% поверхности танка окрашивалось в белый цвет. Остальная площадь оставалась в базовой летней защитной окраске, которая и выглядела как тёмные пятна на белом фоне. Весьма полезным оказалось покрывать не закрашенные участки белыми полосами, образующими «решётку». Это было необходимо для того, чтобы сделать тёмные пятна менее контрастными (издалека они выглядели серыми и размытыми, примерно, как кустарник) и помогало улучшить маскировку на малых дистанциях, например, в засаде. Подходила такая окраска и для населённых пунктов, где белый снежный покров сочетается с контрастными тёмными строениями, бытовыми объектами и тенями.


Танк Т-40. Заметно нанесение покрытия в несколько слоёв и различная степень прозрачности белого цвета. Фары закрашены полностью!

Известь, краска, гипс и клей

Отдельного внимания заслуживают и методы нанесения зимнего камуфляжа. Существовало несколько разных как по сложности, так и по эффективности «рецептов» зимней окраски бронетанковой техники:

  1. Известь, разведённая водой. В неё добавлялась соль (для закрепления слоя) и немного бельевой синьки для осветления смеси.
  2. Сухая заводская белая краска. Состояла из 2-х порошков: смеси казеина и мела (1 часть) и гашёной извести (2 части). Добавлялась 1 часть воды, всё тщательно перемешивалось в течение получаса. Расход - около 100г сухой смеси на 1 м2.
  3. Краска на клеевом закрепителе. 1 кг малярного или столярного клея предварительно замачивался в горячей воде, затем разводился на ведро воды, туда же добавлялись 4-5 кг мела, гипса, каолина или гашёной извести. Эта смесь очень хорошо держалась на поверхности.


Танк КВ-1. Очень хорошо видны потёки на лобовой броне и неоднородность окраски. Сетка нанесена даже на фару

На окраску танка или бронемашины уходило около ведра смеси и 6-8 часов времени, на автомобили - в 2 раза меньше и того, и другого. Перед окрашиванием рекомендовалось очистить поверхности от грязи, масла и снега. Смесь в процессе работы следовало подогревать, а сами работы рекомендовалось проводить в отапливаемом помещении.

Адгезия (прилипание, сцепление) разных смесей с поверхностью была разной, как и стойкость к осадкам, механическим воздействиям. Вариант окраски №1 рекомендовался для быстрого нанесения подручными материалами, но и стойкость он имел меньшую. Вариант №2 был более сложными и менее доступным, т.к. был заводской смесью, а вариант 3 требовал больше времени для приготовления. Зато из-за наличия в составе клеев-закрепителей держалась на технике такая окраска дольше и «крепче».


Танк Т-40. Покрытие однообразно по всей площади боковой проекции машины, переходит на катки и корпус под гусеницей

Маскировка в движении и на месте

При движении танк дополнительно демаскирует себя следами от гусениц, выбросами снега и грязи. Поэтому все переходы зимой рекомендовалось совершать в ночное время и по дорогам, а не по снежной целине. При необходимости движения по целине движение следовало выполнять «волчьим следом», т.е. по колее предыдущей машины, для усложнения подсчёта числа прошедших танков.

Один из приемов сокрытия следов - применение волокуш. Это могли быть как подручные материалы (деревья и кусты, привязываемые к корме последнего в колонне танка), так и специально изготовленные средства, например, 8-10 мотков колючей проволоки, надетых на жердь. Подобные приспособления заметали следы гусениц и делали дорогу похожей на неэксплуатируемую.

Для снижения заметности техники предписывалось выключать фары, применять светомаскировочные насадки, создавать «альтернативный» шум в местах, противоположных направлению движения танков и т.д.


ЗИС-6 в зимней маскировочной окраске. Грузовики окрашивались теми же способами, что и бронетехника

При расположении танков в населённых пунктах естественными укрытиями становились сараи, развалины и прочие крупные объекты. Эффективным считалось забрасывание техники подручными материалами (снег, солома, хворост). При расположении в лесу для маскировки лучше подходили хвойные деревья, сохраняющие плотный покров и в зимнее время. Весьма полезным приёмом считалось снижение крон - искусственное прижатие ветвей деревьев ближе к земле для расположения под ними техники.


Расположение танка под деревом и искусственное снижение кроны

При вынужденном расположении танков на открытой заснеженной местности следовало располагать их в пределах тёмных пятен. Это могли быть воронки от бомб и выброшенная взрывами земля, срубленные ветки в лесах и искусственно создаваемые пятна (наброшенные на снег ветки, сено или расчищенная от снега земля). При наблюдении с воздуха силуэт танка и его тень оставались в пределах тёмного пятна и меньше контрастировали с местностью.

При невозможности использования естественных тёмных пятен можно было использовать сплошные сетчатые покрытия, белые или с белыми пятнами. Такие покрытия, конечно, можно различить с воздуха, но идентифицировать объект и его фактическое наличие под покрытием практически невозможно.


Маскировка с помощью табельного зимнего покрытия, имитирующего вытоптанность и следы от бывшей стоянки

При необходимости над танком мог устанавливаться макет местного предмета (сарая, стога сена, развалин дома). Этот приём был особенно эффективен при действиях в засаде. Но имел он и свои минусы: повышение пожароопасности, снижение скорости покидания машины экипажем.

В идеальных условиях могли устраиваться групповые защитные сооружения сразу для нескольких танков. Такие укрытия располагались в оврагах, возле обрывов и крутых склонов. Из снега вырезались больше куски по форме крупного отёсанного камня. Эти куски укладывались в своеобразные стены на удалении от обрыва-склона на ширину танка. Сверху стоянка укрывалась жердями для обрешетки, на которую в свою очередь укладывались ветви кустарника, штатные маскировочные сети или другое подручное покрытие. После «крыша» засыпалась слоем снега. Вместимость подобного укрытия достигала 5-10 машин. Особое внимание следовало уделять скрытию танковых следов, которые заканчивались у въезда в укрытие и «вели в тупик». Различить с воздуха такой импровизированный ангар было практически невозможно.

Мероприятия по маскировке танков организовывались на уровне командиров танковых батальонов (разработка маршрутов движения, общий контроль за выполнением мероприятий) и на уровне командиров взводов (выбор мест стоянки, указание путей подхода к ним и указания по методам маскировки).

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3



Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором

Основной объём работ по нанесению маскировки и выполнению оборудования места стоянки выполнялся экипажем танка. В виде исключения эти работы могли выполняться сапёрами и/или маскировщиками. Как правило, они привлекались к созданию групповых укрытий и к массовой окраске танков.

Комплекс мероприятий по зимней маскировке являлся простым и недорогим способом снижения заметности техники как в ходе боевых действий, так и в перерывах между ними. Своевременное и грамотное применение таких средств позволяло повысить боевую эффективность подразделений и снизить потери в боях.

Рассказ о способах имитации зимнего камуфляжа советской бронетехники в стендовом моделизме можно прочитать

Камуфляж немецкой бронетехники. 1939-1945. Часть 1

Камуфляж - маскировка, состоящая в окраске предметов (одежды, орудий, зданий и т. п.) пятнами, полосами, искажающими их очертания и затрудняющими их обнаружение.

Изначально в целях маскировки военные использовали одежду защитного цвета. Это впервые случилось в конце 19 столетия, когда бойцы английской армии переоделись ввоенное обмундирование цвета хаки. Впрочем, придумали саму одежду цвета хакидаже не англичане, они подсмотрели эту идею у индусов, с которыми вели войну. Но если жители Индии носили одежду "цвета земли и пыли" из практических целей, то у англичан цели были более прагматичные - слиться с местностью.


Английская армия была переодета в хаки уже полностью во время южноафриканской войны с бурами 1899—1902 гг. От англичан хаки переняли русские и другие войска и в итоге уже на полях сражения в Первой мировой войне подавляющее большинство солдат всех сторон воевало именно в хаки.

В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа.

Во время Первой мировой войны британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон (Norman Wilkinson) разработал особую схему маскировки для военного флота — так называемый «ослепляющий камуфляж». Этот камуфляж не пытался спрятать судно, а затруднял оценку расстояния до него, его скорости и курса.

В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»).

Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся военнослужащие, с учётом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчёта при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все вооружённые силы мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.

К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учётом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В Красной армии камуфляжная форма была введена в середине Великой Отечественной войны для снайперов, сапёров, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятнами (в форме амёбы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зелёном. В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.

Без претензий на последнюю инстанцию :


На этом хватит исторических справок, дабы соответствовать тематики блога поговорим о реализации камуфляжа в военной миниатюре. А точнее, о окраске и подборе цветовых решений при воссоздании камуфляжа немецкой броне техники в период 1939-1945. Разные материалы, разные краски, количество света, габариты оцениваемого предмета и многое другое влияют то как мы видим предметы окружающие нас. Вот по этому важно понимать что точное совпадение цвета у реального танка и модели часто приводит к неудовлетворительному результату. Конечно историческая точность это основная цель которую преследует моделист, но не нужно забывать о художественной составляющей!

Немецкий камуфляж может показаться сложным, и многие при окраске моделей выбирают однотонные цвета вроде темно-желтого или коричневого африканского. Ниже я постараюсь привести упрощенные схемы и цветовые решения найденные мной в книгах и сети. (книги, журналы и сеть ни когда не стоит закидывать в дальний ящик, они часто выручают).


RAL немецкий цветовой стандарт, разработанный в 1927 году Государственным комитетом по условиям поставок (нем. Reichsausschuß für Lieferbedingungen und Gütesicherung) по просьбе производителей лакокрасочной продукции. Классическая цветовая коллекция RAL, ставшая стандартом для выбора цвета с 1927 года. Теперь серия включает 213 цветов, в том числе 17 металликов. Номера четырехзначные, (№XXXX) где 1xxx — жёлтые (30 штук), 2xxx — оранжевые (13 штук), 3xxx — красные (25 штук), 4xxx — фиолетовые (12 штук), 5xxx — синие (25 штук), 6xxx — зелёные (36 штук), 7xxx — серые (38 штук), 8xxx — коричневые (20 штук), 9xxx — светлые и тёмные (14 штук), количество оттенков указано включая металлики. Классические цвета RAL нашли широкое применение в различных областях экономики.

Да и еще немножко истории. Краска на заводы поставлялась в виде густой пасты, и разбавлялась бензином, керосином, спиртом и другими растворителями. Разные растворители по разному влияли на конечный цвет. Краска наносилась из пульверизатора, реже кистями или валиками. Даже в полевых условиях старались механизировать процесс окраски.

На этих фотографиях отчетливо видно что камуфляжные элементы (пятна, полосы, точки) наносятся на базовый (заводской) цвет без использования трафаретов и четкого разделения границ цветового рисунка.


Ниже приведено приблизительное соответствие RAL цвета с модельными красками.

________________________________________________________________________________

Европейский театр боевых действий.


1935-1940

В 1935г при производстве бронетехники стали использовать две унифицированные краски, темно-серого и темно-коричневого цвета (RAL 7021 DUNKELGRAU & Dunkelbraun RAL 7017)

RAL Цвет:

Tamiya

Vallego

RAL 7021 Dunkelgrau

RAL 7017 Dunkelbraun


В июле 1940 года в силу вступило распоряжение о единой базовой окраске военной техники.

Dunkelgrau - всеми любимый "танковый серый".


Pz III Ранние годы войны. DUNKELGRAU.

Pz II

1942-1943.

В октябре 1942 года для окраски бронетехники применяется новый цветовой стандарт. Dunkelgelb (RAL 7028) - изначально разрабатывался и применялся для окраски сельскохозяйственной техники. Этот цвет применялся на протяжении всей войны как базовый и имел несколько оттенков.

RAL Цвет:

Tamiya

Vallego

RAL 7028 Dunkelgelb

Февраль 1943 года . На базовый цвет (RAL 7028 Dunkelgelb) наносится специально разработанный камуфляж с использованием RAL6003 Olivgrun - оливково-зеленый и RAL8017 Rotbraun.

RAL Цвет:

Vallego

RAL 6003 Olivgrun

RAL8017 Rotbraun

RAL 7028 Dunkelgelb



Август 1944 года. С целью стандартизации и повышения эффективности маскировки начинается применения новых, заводских шаблонов камуфляжа. Hinterhalt-Tarnung - засадный камуфляж состоящий из уже ранее применяемых цветов: базовый Dunkelgelb, Rotbraun, Olivgrun.

RAL Цвет:

Vallego

RAL 6003 Olivgrun

RAL8017 Rotbraun

RAL 7028 Dunkelgelb


Сентябрь 1944.

С сентября по октябрь 1944 года бронетехника окрашивалась в заводских условиях и в условиях острого дефицита лако-красочных материалов. Базовый слой - грунт RAL 3009 Oxidrot использовался как элемент камуфляжа. К концу 1944 года в работу с камуфляжем шли все доступные красители. Не редки случаи отсутствия каких либо других красок кроме грунта.

После декабря 1944 года на грунт наносили RAL 6003 Olivgrun как базовый цвет в сочетании с шаблонным рисунком из RAL 7028 Dunkelgelb и RAL 8017 Rotbraun.