Современная торпеда: что есть и что будет. Конкуренция даст эффективное вооружение Радиус действия торпеды с подводной лодки

Несмотря на стремительное развитие ракетного противолодочного оружия, наблюдаемое в течение последних десяти лет, торпеды различных типов до сих пор остаются главным средством поражения подлодок и одним из самых действенных средств уничтожения надводных судов противника . Россия, как и прежде, занимает лидирующие позиции в области разработки торпедного оружия для вооружения подводных лодок и надводных кораблей.

Универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда (УГСТ) является одним из уникальнейших образцов российского торпедного оружия. Несколько лет назад производителем были получены документы, дающие право экспортировать это изделие. Торпеду УГСТ выставляли на двух Международных военно-морских салонах (МВМС) проходивших в Санкт-Петербурге.

Причем во время первого показа, в 2003 году, когда торпеду хотели впервые открыто представить широкому кругу специалистов, из-за каких-то проблем со спецслужбами УГСТ на второй день спрятали от зрителей, завернув ее в ковролин и перемотав скотчем. Данное обстоятельство вызвало настоящую сенсацию не только у зарубежных, но и у российских журналистов, пишущих на военно-техническую тему.

Однако и без этого «инцидента», похожего на кадры из плохого шпионского фильма, многие эксперты в области военно-морской техники вполне заслуженно уделяют этому образцу ВВТ повышенное внимание. Но теперь можно, не оглядываясь на компетентные органы, рассказать о УГСТ, которая является превосходным образцом торпедного оружия. Данная торпеда была разработана специалистами санкт-петербургского ФГУП «Научно-исследовательский институт морской теплотехники» и подмосковного ГНПП «Регион».

УГСТ - универсальная глубоководная самонаводящаяся , предназначенная для поражения и надводных кораблей противника. УГСТ может выпускаться из 533-миллиметровых торпедных аппаратов. Кроме того, торпеда является универсальной по носителю, то есть может стоять на вооружении как подлодок, так и надводных кораблей .
Существует две модификации торпеды УГСТ:
– для российских торпедных аппаратов, длина торпеды 7,2 метра;
– экспортный вариант для натовских торпедных аппаратов, длина торпеды 6,1 метра.

Совместимость аппаратуры носителя и бортовых систем торпеды производится программной настройкой системного блока во время привязки к определенному типу корабля . Причем для размещения универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды на некоторых модернизируемых судах существует возможность поставки переходного пульта предстартовой подготовки, позволяющего вводить данные в торпеду перед выстрелом.

Российские специалисты в этом изделии смогли реализовать современную концепцию тяжелой торпеды. Был повышен интеллектуальный уровень бортовой аппаратуры торпеды, и достигнуты высокие тактико-технические характеристики, такие как глубина, дальность и скорость хода.

Основные характеристики УГСТ :
Калибр — 534,4 мм
Длина — 7200 мм
Масса – 2200 кг
Масса БЧ – 300 кг
Скорость — 50 узлов
Дальность стрельбы — 40 км
Глубина — до 500 м
Глубина стрельбы с подлодки — до 400 м
Радиус реагирования ССН:
— по подлодке до 2,5 км
— по надводному кораблю до 1,2 км

С тепловой пропульсивной системой ТПС-53 скорость торпеды может достигать 65 узлов, а максимальная дальность хода - 60 км. Кроме режима самонаведения по кильватерному следу, торпеда имеет режим управления по проводам (на 5…25 км, в зависимости от типа цели), и режим следования курсу (с заданным количеством колен и отворотов).

Важной отличительной особенностью данной торпеды является ее модульная конструкция. Это позволяет создавать целое семейство торпед, которые обладают многоуровневым потенциалом модифицируемости: от перепрограммирования аппаратуры в базовой модели до замены резервуарного отделения или двигателя. Такой подход дает возможность быстро комплектовать УГСТ под особенности конкретных условий боевого применения торпеды.

УГСТ конструктивно включает в себя :
— аппаратурный модуль;
— зарядное боевое отделение;
— резервуарное отделение, имеющее отсек аппаратуры телеуправления;
— двигательная установка (силовое отделение);
— хвостовое отделение, в котором находятся рулевые устройства;
— катушку телеуправления и АЭРВД.

Энергосиловую установку УГСТ построили на основе аксиально-поршневого двигателя работающего на отлично зарекомендовавшем себя жидком однокомпонентном топливе . Вращающаяся камера сгорания является особенностью двигателя. Топливо подается плунжерным высоконапорным насосом.

Стартовый пороховой заряд, размещенный в камере сгорания, позволяет за короткое время наращивать мощность двигательной установки. Это особенно важно на начальном этапе хода торпеды. Движителем торпеды является уникальный малошумный водомет , соединенный напрямую с двигателем.

Основой архитектуры аппаратурного модуля УГСТ является инициирование единого перепрограммируемого вычислительного ядра на ее борту, которые объединяют информационные части бортовых систем торпеды в единое информационное пространство интегрированных систем управления.

Российские конструкторы реализовали в УГСТ еще одно «ноу-хау» – двухплоскостные рули, которые выдвигаются за калибр торпеды после того как она выходит из торпедного аппарата . По расчетам инженеров, данная конструкция рулей позволяет существенно снизить шумность торпеды. Работа рулей также весьма эффективна и позволяет торпеде уверенно проходить трудный начальный участок пути после ее выстреливания из торпедного аппарата надводного корабля или подводной лодки.

Что касается боевой части торпеды (боевого зарядного отделения), то оно представляет собой отсек с вкладной капсулой, в которой размещается взрывчатое вещество. Разработано несколько модификаций боевого зарядного отделения, различающихся по массе и составу взрывчатого вещества, а также системе инициирования во время подрыва.

Головной отсек , в котором размещается аппаратурный модуль, расположен перед боевым отделением. Аппаратурный модуль включает системы самонаведения, управления движением, телеуправления и другие. Система самонаведения универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды является активно-пассивной . Она включает плоскую приемно-излучающую антенную решетку, в которой регулируется сектор обзора и специально разработанные приборы активных многоканальных гидролокаторов.

Система самонаведения эффективно осуществляет поиск, обнаружение и захват вражеской цели с любой глубины. Также предусмотрена возможность атаки по кильватерному следу цели. Головная часть универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды по своей форме отличается от остальных торпед. Она имеет затупленную форму с плоской стенкой, за которой установлена антенна ССН.

Все агрегаты и системы УГСТ прошли все лабораторные и стендовые отработки на специализированных испытательных комплексах НИИ морской теплотехники и НПП «Регион», которое недавно вошло в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Во время натурных испытаний торпеды мобильный гидроакустический полигон (МГП) был использован в полной мере.

Мобильный гидроакустический полигон предназначен для записи и контроля траекторий движения торпед, а также уровня подводного шума во время проведения боевой подготовки флота, научно-исследовательских и заводских испытаний на акватории площадью до 100 квадратных километров и глубинах до 300 метров (при якорной постановке) или без ограничений (при безъякорной постановке). В состав оборудования МПГ входят до 36 радиоакустических буев со спутниковой навигационной системой и пульт управления с планшетом обстановки размещаемые на судне обеспечения или на береговом центре.

Для контроля местоположения судов, кораблей и летательных аппаратов используют передатчики УКВ-диапазона, которые связаны с навигационным оборудованием объектов. На планшете обстановки отслеживаются траектории целей и торпед, местоположения надводных и подводных средств обеспечения в режиме реального времени.

Методики обработки данных разработанные российскими специалистами сочетают в себе математические и эмпирические процедуры и позволяют использовать штатную ГАС стреляющего надводного корабля или подводной лодки. Гидрология полигона учитывается специально разработанной аппаратурой измерения вертикального распределения скорости звука и комплектом программ расчета звуковых полей в районе испытаний российской разработки.

Комплекс торпедного оружия с универсальной глубоководной самонаводящейся торпедой поставляется заказчику в следующей комплектации:
— универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда в практической и боевой комплектации;
— запасные части торпед;
— эксплуатационное оборудование, предназначенное для приготовления, проверки и ремонта торпед;
— системы и оборудование для тренировки и обучения корабельных боевых расчетов;
береговой комплекс техобслуживания УГСТ.

Практическая торпеда предназначена для обучения личного состава . Данная торпеда получается путем замены боевого зарядного отделения практическим отсеком. Положительная плавучесть такой торпеды обеспечивается за счет неполной заправки топливного резервуара.

Создание торпеды УГСТ стало результатом процесса эволюции российского торпедного оружия, стало ответом на тенденции в развитии средств поражения надводных кораблей и подводных лодок. Это произошло благодаря совершенствованию гидроакустики, увеличению вычислительных возможностей бортовой радиоэлектронной аппаратуры, оснащению торпед системами телеуправления высокой эффективности, а также разработке специалистами принципиально новых тактических приемов боевого применения торпед в современных условиях ведения боевых действий на море с учетом возможности активного противодействия торпеде.

В этом разделе собрана информация о торпедном вооружении как отечественного производства, так и зарубежного. Вы сможете получить информацию о торпедах, которые сейчас стоят на вооружении, а также об образцах этого оружия, что использовались ранее.

Торпеда – это самодвижущийся подводный снаряд, содержащий взрывчатое вещество, который используется для уничтожения вражеских кораблей. Боевая торпеда – весьма сложный механизм, состоящий из двигателя, гребных винтов или реактивного сопла, приборов управления и боевой части.

Морские торпеды сегодня — одно из основных видов оружия надводных кораблей и подводных лодок. Особенно важны они для вооружения субмарин.

Отечественная историография считает, что первую торпеду изобрел российский конструктор Александров в 1865 году, но этот проект не был реализован в России. Первый действующий экземпляр этого оружия был разработан англичанином Уайтхедом в 1866 году, впервые в бою торпеды применили в 1877 году.

Морские торпеды получили широкое распространение уже в XX столетии. Появились специальные корабли – миноносцы, они имели торпедное вооружение, высокую скорость и слабое бронирование.

Японцы активно использовали торпедное оружие в русско-японской войне 1905 года. «Звездным часом» торпед стала Первая мировая война и появление первых подводных лодок. Торпеды стали основным оружием этих боевых кораблей. Первые торпеды работали благодаря парогазовым установкам или сжатому воздуху, поэтому оставляли за собой хорошо видимый след. Это демаскировало торпеду и позволяло кораблям противника уклоняться от них.

Электрическую торпеду создали немцы перед началом Второй мировой войны. В этом конфликте также активно использовались подводные лодки и торпедное вооружение.

Современные торпеды представляют смертельную угрозу для любого корабля. Они гораздо опаснее, чем противокорабельные ракеты. Дело в том, что если при взрыве ракеты часть энергии рассеивается, то вся энергия взрыва торпеды идет на разрушение корпуса корабля. Торпеды менее заметны, чем ракеты, они несут больше взрывчатого вещества, их очень трудно уничтожить во время движения.

Современные торпеды могут направляться с помощью гидролокатора или же управляться дистанционно с борта корабля через специальный кабель. Именно так устроены многие зарубежные образцы торпедного оружия, среди которых торпеды США, Германии, Великобритании. Мы подобрали для вас информацию о последних тенденциях развития торпедного оружия в разных странах.

Россия является производителем торпедного оружия. В советскую эпоху был создан огромный задел в этом направлении, сегодня торпеды ВМФ России в числе лучших в мире.

На вооружении российского флота есть особая торпеда, которая может поражать противника на огромной скорости – около 200 узлов. Это реактивная торпедо-ракета «Шквал».

Чтобы достичь такой небывалой скорости «Шквал» использует интересный физический принцип – суперкавитацию. То есть, во время движения вокруг «Шквала» создается газовый пузырь, который значительно снижает сопротивление водной среды. Но этого мало: чтобы добиться такой скорости, на торпеде вместо привычного гребного винта установлен реактивный двигатель.

Следует отметить, что развитие современных торпед движется несколько по иному пути: конструкторы стараются повысить дальность их стрельбы, уменьшить шумность и увеличить точность. Новейшие торпеды ВМФ России и западных стран имеют дальность десятки километров, они управляются по кабелю, их очень трудно обнаружить.

Энергосиловые установки (ЭСУ) торпед предназначены для придания торпедам движения с определённой скоростью на установленную дистанцию, а также обеспечения энергией систем и агрегатов торпеды.

Принцип действия ЭСУ любого типа состоит в преобразовании того или иного вида энергии в механическую работу.

По виду используемой энергии ЭСУ подразделяются:

На парогазовые (тепловые);

Электрические;

Реактивные.

В состав каждой ЭСУ входят:

Источник энергии;

Двигатель;

Движитель;

Вспомогательное оборудование.

2.1.1. Парогазовые эсу торпед

ПГЭСУ торпед являются разновидностью тепловой машины (рис. 2.1). Источником энергии в тепловых ЭСУ является топливо, представляющее собою совокупность горючего и окислителя.

Используемые в современных торпедах виды топлива могут быть:

Многокомпонентными (горючее – окислитель – вода) (рис.2.2);

Унитарными (горючее смешано с окислителем – вода);

Твёрдые пороховые;

-
твёрдые гидрореагирующие.

Тепловая энергия топлива образуется в результате химической реакции окисления или разложения веществ, входящих в его состав.

Температура сгорания топлива составляет 3000…4000°C. При этом возникает возможность размягчения материалов, из которых изготовлены отдельные узлы ЭСУ. Поэтому вместе с топливом в камеру сгорания подают воду, что снижает температуру продуктов сгорания до 600…800°C. Кроме того, впрыскивание пресной воды увеличивает объём парогазовой смеси, что существенно повышает мощность ЭСУ.

В первых торпедах использовалось топливо, включавшее в себя керосин и сжатый воздух в качестве окислителя. Такой окислитель оказался малоэффективным из-за низкого содержания кислорода. Составная часть воздуха – азот, не растворимая в воде, выбрасывалась за борт и являлась причиной демаскирующего торпеду следа. В настоящее время в качестве окислителей используют чистый сжатый кислород или маловодную перекись водорода. При этом продуктов сгорания, не растворимых в воде, почти не образуется и след практически не заметен.

Применение жидких унитарных топлив позволило упростить топливную систему ЭСУ и улучшить условия эксплуатации торпед.

Твёрдые топлива, являющиеся унитарными, могут быть мономолекулярными или смесевыми. Чаще используются последние. Они состоят из органического горючего, твёрдого окислителя и различных добавок. Количество выделяемого при этом тепла можно регулировать количеством подаваемой воды. Применение таких видов топлива исключает необходимость нести на борту торпеды запас окислителя. Это снижает массу торпеды, что значительно повышает скорость и дальность её

Двигатель парогазовой торпеды, в котором тепловая энергия преобразуется в механическую работу вращения гребных винтов, является одним из её главных агрегатов. Он определяет основные тактико-технические данные торпеды – скорость, дальность, следность, шумность.

Торпедные двигатели имеют ряд особенностей, которые отражаются на их конструкции:

Кратковременность работы;

Минимальное время выхода на режим и строгое его постоянство;

Работа в водной среде с высоким противодавлением выхлопу;

Минимальные масса и габариты при большой мощности;

Минимальный расход топлива.

Торпедные двигатели подразделяются на поршневые и турбинные. В настоящее время наибольшее распространение получили последние (рис. 2.3).

Энергокомпоненты подаются в парогазогенератор, где поджигаются зажигательным патроном. Образующаяся парогазовая смесь под давл
ением поступает на лопатки турбины, где, расширяясь, совершает работу. Вращение колеса турбины через редуктор и дифференциал передается на внутренний и внешний гребные валы, вращающиеся в противоположные стороны.

В качестве движителей большинства современных торпед используются гребные винты. Передний винт – на наружном валу с правым вращением, задний – на внутреннем – с левым. Благодаря этому уравновешиваются моменты сил, отклоняющих торпеду от заданного направления движения.

Эффективность двигателей характеризуется величиной коэффициента полезного действия с учётом влияния гидродинамических свойств корпуса торпеды. Коэффициент снижается при достижении винтами частоты вращения, при которой на лопастях начинается

кавитаци я 1 . Одним из путей борьбы с этим вредным явлением стало п
рименение насадок на винты, позволяющее получить водомётный движитель (рис. 2.4).

К числу основных недостатков ЭСУ рассмотренного типа относятся:

Высокая шумность связанная с большим числом быстро вращающихся массивных механизмов и наличием выхлопа;

Снижение мощности двигателя и, как следствие, скорости хода торпеды с ростом глубины, обусловленное увеличением противодавления выхлопным газам;

Постепенное уменьшение массы торпеды при её движении вследствие расхода энергокомпонентов;

Агрессивность энергокомпонентов топлива.

Поиски путей, обеспечивающих исключение перечисленных недостатков, привели к созданию электрических ЭСУ.


Противокорабельная тепловая дальноходная самонаводящаяся торпеда. Постановление СМ СССР о разработке перспективной ударной торпеды Т-65 калибра 650 мм вышло 4 марта 1958 г. Основное назначение торпеды - борьба с авианосными ударными группами (АУГ).

Большая дальность хода (50 км) позволяет подводной лодке атаковать противника с дистанции, намного превышающей дальность обнаружения его гидролокатора. Тонкие торпеды 53-65К калибра 533 мм имеют дальность хода 16 км и лодка при выходе в торпедную атаку тонкими торпедами действует с большой степенью риска быть обнаруженной, так как вынуждена стрелять с дистанции меньшей либо равной, чем радиус обнаружения подводных лодок (РПЛО) любого противолодочного корабля. Система самонаведения противокорабельных торпед осуществляется по кильватерному следу цели. Однако для толстой торпеды время жизни активной части кильватерного следа цели составляет 5 минут, в то время как для тонкой торпеды это время равняется 3 минутам. Это значит что толстой торпеде для попадания по цели достаточно "заехать" в кильватерную струю, которая будет почти в два раза длиннее чем для тонкой торпеды. Вероятность попадания таким образом возрастает. Неконтактный магнитный взрыватель обеспечивает взрыв торпеды при проходе ее под целью. Наибольшее разрушение торпеда наносит, взорвавшись в 2-х метрах под килем цели.

В противолодочное охранение авианосца входит несколько противолодочных кораблей, которые располагаются в круговой походный ордер, дабы обеспечить надежное прикрытие авианосца со всех сторон. Помимо противолодочных кораблей в состав охранения входят противолодочные вертолеты, самолеты и подводные лодки. Они дополнительно осуществляют поиск подводных лодок, увеличивая тем самым зону противолодочной обороны авианосца. Таким образом глубина противолодочной обороны авианосца может быть увеличена до 200-240 миль. Однако дальняя противолодочная оборона, состоящая из подводных лодок, противолодочных самолетов и вертолетов является совсем не сплошной и в общем то довольно просто может быть преодолена. Ближняя противолодочная оборона, состоящая из противолодочных кораблей может иметь глубину от 20 до 80 миль в зависимости от количества кораблей в ордере. Однако чтобы обеспечить сплошную глубину ближней противолодочной обороны авианосца 80 миль необходимо мягко говоря очень много кораблей. Несложные расчеты показывают, что их там должно быть как минимум 20. В противном случае оборона опять же не будет сплошной. Поэтому радиус ближней противолодочной обороны авианосца ближе к 20 милям. В истории холодной войны между СССР и США были случаи когда советские подводные лодки находились внутри ордера довольно продолжительное время (до нескольких суток), и не были обнаружены. Причиной этому являлись и гидрология моря, и неплотность ордера охранения, и трудность совместного плавания кораблей в ордере длительное время, которая приводит к его смещению и нарушению, и снижение бдительности операторов гидроакустиков, да и вообще в реальности оно всё совершенно по-другому, нежели на карте и в учебниках. Все эти радиусы охранения не имеют 100-процентной гарантии обнаружения подводной лодки противника, к тому же если эту подводную лодку никто не ждет. Толстыми торпедами можно стрелять по центру ордера кораблей, даже не дожидаясь их раздельного пеленгования с дистанций порядка 180 кабельновых (18 миль, 20 км)
Именно поэтому натовцы были в ужасе когда узнали о нашей толстой торпеде.
Государственные испытния прототип торпеды прошел в 1965 г., но на ПЛ торпеда не размещалась из-за отсутствия носителей. В 1973 г. варианту торпеды с ядерной БЧ присвоен индекс 65-73 . Торпеда производилась заводом им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата). Главный конструктор - В.А.Келейников, зам.главного конструктора по энерго-силовой установке - Г.И.Крестов, по корпусно-механической части - Л.С.Тарасов, по системе управления - В.С.Лужин.

Модернизация торпеды Т-65 под установку системы самонаведения производилась на основании решения ВМФ и Минсудпрома СССР от 10.07.1969 г. Разработка велась ЦНИИ "Гидроприбор" на основании ТТЗ от 21.11.1969 г., главные конструкторы - В.А.Келейников и Л.С.Тарасов. ОКР по согласованию с заказчиком проводилась без эскизного проекта. Государственные испытания торпеды 65-76 проводились в два этапа - на озере Иссык-Куль (успешно завершен в апреле 1975 г.) и на Северном флоте (июль-декабрь 1975 г.). В ходе Госиспытаний произведено 8 выстрелов торпедами в ходе 4 выходов в море ПЛА пр.671РТМ. Выстрелы производились в перископной глубины, с глубин 100 и 150 м и полностью подтвердили соответствие изделия ТТЗ. Приказом министра обороны СССР от 19.11.1976 г. на вооружение ПЛА пр.671РТМ принимается модификация торпеды с новой системой самонаведения (ССН) и без ядерного боеприпаса - торпеда 65-76 (обозначение НАТО - Type 65)

Разрезной макет торпеды 65-76А, музей г.Мурманск, май 2010 г. (фото - ХАХ, http://fotki.yandex.ru).


Доработка торпеды для применения с ПЛ третьего поколения начата по решению Главкома ВМФ СССР от 31.12.1982 г. в ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор Б.И.Лаврищев. Новая модификация получила название 65-76А. Межведомственные испытания доработанных торпед проведены в 1983 г. В 1990 г. прошли заключительные испытания торпеды на Северном флоте. Производились стрельбы с ПЛА пр.945. В сентябре-октябре 1990 г. стрельбы практическими торпедами 65-76А проводились с ПЛАРК пр.949А. Торпеда 65-76А принята на вооружение 25.04.1991 г., начато её серийное производство.

По умолчанию данные торпеды 65-76.

Система управления и наведение - активная система самонаведения (ССН) с вертикальным лоцированием кильватерного следа (ВЛКС) цели с использованием ССН Е.Б.Парфенова от торпеды 53-65 (ЦНИИ "Гидроприбор", середина 1960-х годов). Телеуправление не применяется. Неконтактный электромагнитный взрыватель конструкции В.П.Шляхтенко.

Ввод стрельбовых данных на торпеде 65-76 механический ("шпиндельный"), на торпеде 65-76А - электрический.

Схема торпеды ТТ-5 , которую в СМИ часто выдают за схему торпеды 65-76А (http://www.kommersant.ru).


Двигатель:
65-76 / 65-76А - тепловой перекисный (на перекиси водорода) турбинный двигатель 2ДТ разработки НИИ "Мортеплотехника", двигатель испытан в 1963 г.;
Мощность двигателя - 1070 кВт

Газотурбинный двигатель 2ДТ торпеды 65-67, музей г.Мурманск, май 2010 г. (фото - ХАХ, http://fotki.yandex.ru).


ТТХ торпеды :
Калибр - 650 мм
Длина - 11.3 м

65-76 65-76А
Масса 4450 кг 4750 кг (по западным данным)
Масса ВВ 500 кг 557 кг (по западным данным)

Дальность хода (при скорости):
- 50 км (50 уз)
- 100 км (30-35 уз)
Скорость хода максимальная - 50 уз
Глубина хода - 14 м
Глубина пуска:
- до 150 м (по итогам госиспытаний, 1975 г.)
- до 480 м
Скорость ПЛ при пуске - до 13 уз

Тип БЧ :
- 65-73 - ядерная БЧ;
- 65-76 - обычная БЧ, мощность в тротиловом эквиваленте - 765 кг, по данным Доценко и ЦНИИ "Гидроприбор" - обычная либо ядерная БЧ;

При использовании торпеды с ядерной боевой частью, в параметры стрельбы вводится расчетная дистанция, которую необходимо пройти торпеде до цели. Наведения по кильватерному следу не осуществляется. Торпеда пройдя заданную дистанцию взрывается. Достаточно, чтобы цель оказалась в радиусе 1 километра от взрыва. Таким образом цель выйдет из строя с оценкой не ниже "отлично". Если торпеда взорвется в дистанции от 1 до 1,5-2 км от цели, то в этом случае цель получит повреждения, которые не позволят ей решать поставленную задачу.

Модификации :
- 65-73 (1973 г.) - вариант торпеды с тепловым перекисным двигателем и ядерной БЧ;

- 65-76 (1976 г.) - вариант торпеды с ССН по кильватерному следу и обычной БЧ.

- 65-76А (создание торпеды, испытания - 1986 г., государственные испытания на Северном флоте - 1990 г., принятие на вооружение - 1991 г.) - модификация торпеды 65-76 доработанная для применения с ПЛА третьего поколения. Увеличен срок хранения на носителе. Главный конструктор - Б.И.Лаврищев. Главные конструкторы ССН - Е.Б.Парфенов, неконтактного взрывателя - В.П.Шляхтенко, приборов управления - В.С.Лужин (ист. - Гусев Р. ). По данным ЦНИИ "Гидроприбор" торпеда создана в 1984 г.

Носители :
- ПЛА пр.671РТ (1974 г.)

- ПЛА пр.671РТМ (1976 г.)

- ПЛА пр.945 (1990 г.) - торпеды 65-76А;

- ПЛАРК пр.949А (1990 г.) - торпеды 65-76А;

Статус : СССР / Россия
- 1980 г. - торпеда 65-76 есть на вооружении ВМФ. Производственные возможности - 60 торпед в месяц.

- 2000 г. 12 августа - по официальной версии взрыв торпеды 65-76А послужил причиной гибели ПЛАРК К-141 "Курск" пр.949А. Причиной взрыва стала утечка топлива (пероксида водорода) из торпеды в торпедном аппарате №4. Специалистами-торпедистами версия пожара и взрыва торпеды 65-76 естественно отвергается.
Данная торпеда является самой безопасной в плане траспортировки. Были случаи когда она и падала с грузовика и катилась по пирсу. И ничего.

У НАТО никогда не было и нет торпеды с такой большой дальностью хода. Все их торпеды последних типов (МК-42, МК-48) имеют также сравнительно небольшую дальность хода - около 16 км.
Наши вероятные друзья из НАТО преложили все силы на то, чтобы толстую торпеду сняли с вооружения в ВМФ РФ. И сейчас ни на одной росиянской подводной лодке нет таких торпед. Выпуск их давно прекращен.

Номенклатура немецких торпед на первый взгляд может показаться чрезвычайно запутанной, однако на подводных лодках существовало всего два основных типа торпед, отличавшихся различными вариантами взрывателей и систем управления по курсу. Фактически эти два типа G7а и G7е были модификациями 500-мм торпеды G7, применявшейся еще во время Первой мировой войны. К началу Второй мировой войны калибр торпед был стандартизирован и принят равным 21 дюйму (533 мм). Стандартная длина торпеды была равна 7,18 м, масса взрывчатого вещества боевой части составляла 280 кг. Из-за аккумуляторной батареи массой 665 кг торпеда G7e была тяжелее G7a на 75 кг (1603 и 1528 кг соответственно).

Взрыватели, используемые для подрыва торпед, были источником больших забот подводников, и в начале войны было зафиксировано много случаев отказов. К началу Второй мировой войны на вооружении находились торпеды G7а и G7е с контактно-неконтактным взрывателем Pi1, срабатывающим в результате удара торпеды в корпус корабля, либо воздействия магнитного поля, создаваемого корпусом корабля (модификации TI и TII соответственно). Очень скоро выяснилось, что торпеды с неконтактным взрывателем зачастую срабатывают раньше времени или не взрываются вообще при прохождении под целью. Уже в конце 1939 года в конструкцию взрывателя были внесены изменения, позволявшие отключать неконтактную схему замыкателя. Однако это не явилось решением проблемы: теперь при попадании в борт корабля торпеды не взрывались вовсе. После выявления причин и устранения дефектов с мая 1940 года торпедное оружие немецких подводных лодок достигло удовлетворительного уровня, если не считать того, что работоспособный контактно-неконтактный взрыватель Pi2, да и то только для торпед G7e модификации TIII, поступил на вооружение к концу 1942 года (разработанный для торпед G7a взрыватель Pi3 применялся в ограниченных количествах в период с августа 1943 года по август 1944 года и считался недостаточно надежным).

Торпедные аппараты на подводных лодках, как правило, располагались внутри прочного корпуса в носу и корме. Исключение составляли подводные лодки типа VIIA, на которых был установлен один торпедный аппарат в кормовой надстройке. Соотношение количества торпедных аппаратов и водоизмещения подводной лодки, и соотношения числа носовых и кормовых торпедных труб оставалось стандартным. На новых подводных лодках XXI и XXIII серий кормовые торпедные аппараты конструктивно отсутствовали, что в итоге привело к некоторому улучшению скоростных качеств при движении под водой.

Торпедные аппараты немецких подводных лодок имели ряд интересных конструктивных особенностей. Изменение глубины хода и угла поворота гироскопа торпед могло осуществляться непосредственно в аппаратах, с находившегося в боевой рубке счетно-решающего прибора (СРП). В качестве другой особенности следует отметить возможность хранения и постановки из торпедного аппарата неконтактных мин TMB и TMC.

ТИПЫ ТОРПЕД

TI(G7a)

Эта торпеда представляла собой относительно простое оружие, которое приводилось в движение паром, образующимся при сгорании спирта в потоке воздуха, поступающего из небольшого баллона. У торпеды TI(G7a) было два винта, вращавшихся в противофазе. На G7a могли устанавливаться режимы 44, 40 и 30-узлового хода, при которых она могла пройти 5500, 7500 и 12500 м соответственно (позднее по мере совершенствования торпеды дальности хода возросли до 6000, 8000 и 12500 м). Главным недостатком торпеды был пузырьковый след, и поэтому ее целесообразнее было использовать в ночное время.

TII(G7e)

Модель TII(G7e) имела много общего с TI(G7a), однако приводилась в движение небольшим электромотором мощностью 100 л.с., вращавшим два гребных винта. Торпеда TII(G7e) не создавала заметного кильватерного следа, развивала скорость 30 узлов и имела радиус действия до 3000 м. Технология производства G7e была отработана настолько эффективно, что изготовление электроторпед оказалось проще и дешевле по сравнению с парогазовым аналогом. В результате этого обычный боекомплект подлодки VII серии в начале войны состоял из 10-12 торпед G7e и всего 2-4 торпед G7a.

TIII(G7e)

Торпеда TIII(G7e) развивала скорость 30 узлов и имела радиус действия до 5000 м. Принятый на вооружение в 1943 году усовершенствованный вариант торпеды TIII(G7e) получил обозначение TIIIa(G7e); эта модификация имела аккумуляторную батарею улучшенной конструкции и систему подогрева торпеды в торпедном аппарате, что позволило увеличить эффективный радиус действия до 7500 м. На торпедах этой модификации установливалась система наведения FaT.

TIV(G7es) "Falke" ("Ястреб")

В начале 1942 года немецким конструкторам удалось разработать первую самонаводящуюся акустическую торпеду на основе G7e. Эта торпеда получила обозначение TIV(G7es) "Falke" ("Ястреб") и была принята на вооружение в июле 1943 года, но в боевых действиях почти не применялась (было изготовлено около 100 штук). Торпеда имела неконтактный взрыватель, масса взрывчатого вещества ее боевой части составляла 274 кг, однако при достаточно большой дальности действия - до 7500 м - она имела пониженную скорость - всего 20 узлов. Особенности распространения шума винтов под водой требовали стрельбы с кормовых курсовых углов цели, однако вероятность догнать ее у столь медленной торпеды была невысока. В результате TIV(G7es) признали пригодной лишь для стрельбы по крупным транспортам, движущимся со скоростью не более 13 узлов.

TV(G7es) "Zaunkonig" ("Крапивник")

Дальнейшим развитием TIV(G7es) "Falke" ("Ястреб") явилась разработка самонаводящейся акустической торпеды TV(G7еs) "Zaunkonig" ("Крапивник"), поступившей на вооружение в сентябре 1943 года. Эта торпеда предназначалась в первую очередь для борьбы с эскортными кораблями конвоев союзников, хотя могла небезуспешно использоваться и против транспортных судов. За ее основу была принята электрическая торпеда G7e, однако ее максимальная скорость была снижена до 24,5 узла для уменьшения собственного шума торпеды. Это дало положительный эффект - дальность хода увеличилась до 5750 м.

У торпеды TV(G7es) "Zaunkonig" ("Крапивник") имелся следующий существенный недостаток - она могла принять за цель и саму лодку. Хотя прибор самонаведения включался после прохождения 400 м, стандартной практикой после пуска торпеды являлось немедленное погружение подводной лодки на глубину не менее 60 м.

TXI(G7es) "Zaunkonig-II" ("Крапивник-II")

Для борьбы с акустическими торпедами союзники начали применять простое устройство "Фоксер", буксируемое кораблем охранения и создающее шум, после чего в апреле 1944 года на вооружение подводных лодок была принята самонаводящаяся акустическая торпеда TXI(G7es) "Zaunkonig-II" ("Крапивник-II"). Она явилась модификацией торпеды TV(G7еs) "Zaunkonig" ("Крапивник") и была оснащена помехозащищенным прибором самонаведения, настроенного на характерные частоты гребных винтов корабля. Однако ожидаемых результатов самонаводящиеся акустические торпеды не принесли: из 640 выпущенных по кораблям торпед TV(G7es) и TXI(G7es) было отмечено по разным данным 58 или 72 попадания.

КУРСОВЫЕ СИСТЕМЫ НАВЕДЕНИЯ

FaT - Flachenabsuchender Torpedo

В связи с усложнением условий боевой деятельности в Атлантике во второй половине войны "волчьим стаям" становилось все труднее прорывать охранение конвоев, в результате чего с осени 1942 года системы наведения торпед подверглись очередной модернизации. Хотя немецкие конструкторы заранее позаботились о вводе систем FaT и LuT, предусмотрев в подводных лодках для них место, оборудование FaT и LuT в полном объеме получило небольшое количество подводных лодок.

Первый образец системы наведения Flachenabsuchender Torpedo (горизонтально маневрирующая торпеда) был установлен на торпеде TI(G7a). Была реализована следующая концепция управления - торпеда на первом участке траектории двигалась прямолинейно на расстояние от 500 до 12500 м и поворачивала в любую сторону на угол до 135 градусов поперек движения конвоя, а в зоне поражения судов противника дальнейшее движение осуществляла по S-образной траектории ("змейкой") со скоростью 5-7 узлов, при этом длина прямого участка составляла от 800 до 1600 м и диаметр циркуляции 300 м. В результате траектория поиска напоминала ступени лестницы. В идеале торпеда должна была вести поиск цели с постоянной скоростью поперек направления движения конвоя. Вероятность попадания такой торпеды, выпущенной с носовых курсовых углов конвоя со "змейкой" поперек курса его движения, оказывалась весьма высокой.

С мая 1943 году следующую модификацию системы наведения FaTII (длина участка "змейки" 800 м) стали устанавливать на торпедах TII(G7e). Из-за малой дальности хода электроторпеды эта модификация рассматривалась в первую очередь как оружие самообороны, выстреливавшееся из кормового торпедного аппарата навстречу преследующему эскортному кораблю.

LuT - Lagenuabhangiger Torpedo

Система наведения Lagenuabhangiger Torpedo (торпеда с автономным управлением) была разработана для преодоления ограничений системы FaT и принята на вооружение весной 1944 года. По сравнению с предыдущей системой торпеды были оборудованы вторым гироскопом, в результате чего появилась возможность двухкратной установки поворотов до начала движения "змейкой". Теоретически это давало возможность командиру подлодки атаковать конвой не с носовых курсовых углов, а с любой позиции - сначала торпеда обгоняла конвой, затем поворачивала на его носовые углы и только после этого начинала движение "змейкой" поперек курса движения конвоя. Длина участка "змейки" могла изменяться в любых диапазонах до 1600 м, при этом скорость торпеды была обратно пропорциональна длине участка и составляла для G7a с установкой на начальный 30-узловой режим 10 узлов при длине участка 500 м и 5 узлов при длине участка 1500 м.

Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных аппаратов и счетно-решающего прибора ограничили количество лодок, подготовленных к использованию системы наведения LuT, всего пятью десятками. По оценкам историков, в ходе войны немецкие подводники выпустили около 70 торпед с LuT.

АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ НАВЕДЕНИЯ

"Zaunkonig" ("Крапивник")

Данное устройство, устанавливаемое на торпедах G7e, имело акустические датчики цели, что обеспечивало самонаведение торпед по кавитационному шуму гребных винтов. Однако устройство имело недостаток, заключавшийся в том, что при прохождении через турбулентный кильватерный поток оно могло сработать преждевременно. Кроме того, устройство было способно фиксировать кавитационные шумы только при скорости цели от 10 до 18 узлов на расстоянии около 300 м.

"Zaunkonig-II" ("Крапивник-II")

Это устройство имело акустические датчики цели, настроенные на характерные частоты гребных винтов корабля, чтобы исключить возможность преждевременного срабатывания. Торпеды, оснащенные этим устройством, с некоторым успехом использовались как средство борьбы с кораблями охранения конвоев; пуск торпеды производился из кормового аппарата в сторону преследующего противника.