Экономические аспекты казахстанской дипломатии. Экономическая дипломатия россии Общие аспекты экономической дипломатии стран азии


Азиатско-Тихоокеанский регион

1. Стратегическое значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) определяется его ролью “локомотива” мировой экономики, одной из главных движущих сил глобального развития, реальный вес которой в обозримой перспективе будет неуклонно возрастать. Важнейшее значение при этом имеет подъем Китая и Индии, а также динамичный рост целого ряда стран Восточной Азии и Латинской Америки.

Реагируя на вызов связанной с этим коррекции сложившейся региональной архитектуры в АТР, США активно проводят линию на сохранение своего влияния в регионе через консолидацию двусторонних стратегических альянсов с Японией, Республикой Корея и Австралией в сочетании с продвижением собственных позиций в существующих и формирующихся интеграционных структурах АТР.

Необходим серьезный учет совокупности данных обстоятельств при выстраивании нашей политики в регионе при максимально эффективном сопряжении внутренних и внешнеполитических интересов обеспечения национальной безопасности России, в том числе путем ускоренного развития районов Сибири и Дальнего Востока. Нашей стратегической целью является формирование углубленных и сбалансированных отношений со странами региона, гарантирующих его долгосрочную стабильность.

Россия располагает мощным потенциалом для содействия решению практических проблем региона на основе признания и уважения законных интересов, национальных особенностей и традиций партнеров. Специфика АТР, отражающаяся в его культурно-цивилизационном разнообразии, позволяет отработать здесь модель комплексной стратегии поддержания межцивилизационного согласия в мире.

2. Отличительной чертой региона является быстрое развитие интеграционных процессов . Рост активности действующих здесь объединений отражает общую тенденцию к укреплению принципов многосторонности и выработке коллективных решений. На этом фоне попытки создания группировок стран эксклюзивного состава с участием внерегиональных сил для решения узких задач не могут не вызывать обеспокоенности.

Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) стало стратегическим выбором, сделанным Россией совместно с другими пятью государствами Евразийского континента перед лицом вызовов и угроз XXI века в целях достижения прочного мира и устойчивого развития в регионе. Сегодня ШОС, сохраняя свою открытость, утвердилась как эффективное средство сопряжения интересов государств-участников, включая Россию и Китай, а также действенный инструмент обеспечения стабильности в Центральной Азии.

Полностью оправдывает себя курс на наращивание участия России в форуме “Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество” (АТЭС) – уникальном интеграционном механизме АТР, который эффективно содействует развитию многосторонней дипломатии.

Все большую значимость приобретают развитие отношений диалогового партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) , активное участие в Региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ) , Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) , последовательное наращивание вовлеченности в Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА) , обеспечение полноправной представленности в Восточноазиатских саммитах . Важной платформой многостороннего взаимодействия в транспортной, экологической и других сферах является Экономическая и социальная комиссия ООН для стран Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО) . Прочные позиции России в указанных структурах – эффективный элемент влияния на развитие региональной ситуации, противодействия созданию новых многосторонних механизмов в АТР без российского участия.

Рекомендации . Добиваться дальнейшего укрепления роли России в интеграционных процессах и наращивания российского участия в многосторонних объединениях в АТР.

- Прилагать усилия с тем, чтобы ШОС могла эффективно служить декларированным целям и задачам, вносить весомый вклад в укрепление мира, взаимодействие и развитие в регионе.

3. На беспрецедентно высокий уровень взаимного доверия вышли наши отношения с Китаем , ставшие важным фактором мировой политики. В основе нашего сотрудничества с КНР лежат долгосрочные национальные интересы России и близость подходов наших двух государств к основополагающим вопросам современного мироустройства. Продолжая линию на всестороннее укрепление и расширение сфер равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем, на нынешнем этапе во главу угла политики на китайском направлении необходимо ставить повышение практической отдачи от отношений с этой страной.

4. Одним из приоритетов российской внешней политики остается развитие и углубление стратегического партнерства с Индией по всем направлениям – в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной областях и в сфере ВТС, с особым акцентом на продвижение тех сфер взаимодействия, где долговременные интересы наших стран близки или совпадают, а сотрудничество является взаимовыгодным. С этой целью необходимо обеспечивать последовательное, своевременное и максимально полное осуществление приоритетных задач, согласованных на высшем уровне. На нынешнем этапе наиболее актуальной из них является существенное увеличение объемов торгово-экономических связей между Россией и Индией до 10 млрд. долл. США к 2010 году.

5. Открыты для всестороннего партнерства с Японией на основе взаимного уважения интересов. Создание прочной экономической базы и углубление связей в практических областях сотрудничества должно содействовать формированию атмосферы для ориентированных в будущее решений политических проблем в двусторонних отношениях.

6. Значительные перспективы открываются в отношениях с Вьетнамом , который находится на подъеме (2-е место по темпам экономического роста в регионе после Китая). К тому же здесь имеется важный исторический ресурс нашего взаимодействия.

7. Серьезным вызовом безопасности и стабильности в АТР остается неурегулированность ядерной проблемы Корейского полуострова . Прогресс в ходе шестисторонних переговоров по ее разрешению (Россия, США, Китай, Япония, КНДР, РК) мог бы открыть путь к созданию постоянно действующего диалогового механизма по вопросам безопасности и сотрудничества в Северо-Восточной Азии.

8. Расширение многоплановых отношений с Ираном , в т.ч. в торгово-экономической сфере, включая транспорт, телекоммуникации, топливно-энергетический комплекс и сотрудничество в региональных делах, отвечает долгосрочным интересам России. Перспективы двустороннего сотрудничества в самых различных областях во многом будут зависеть от развития ситуации вокруг иранской ядерной программы. В отношении Ирана важно проводить сбалансированный курс, чтобы, с одной стороны, обеспечить наши национальные интересы в этой стране, а с другой – не допустить нарушения режима ядерного нераспространения.

Рекомендация. Активизировать экономическую и энергетическую дипломатию на ближневосточном направлении. Эффективно использовать возможности Российско-арабского делового совета. Рассмотреть возможность создания финансово-промышленной структуры по развитию экономического взаимодействия на основе РАДС, включая привлечение Исламского банка развития. Способствовать развитию партнерских связей между бизнес-сообществами России и стран региона.

Африка

1. Африка является одним из наиболее проблемных регионов мира. Общая неблагоприятная ситуация на континенте характеризуется сохранением значительного числа вооруженных конфликтов. По существу в африканских странах все еще продолжаются процессы становления государственности и национального строительства, осложняемые давними межэтническими противоречиями, борьбой за власть и ресурсы, хроническим кризисом в социально-экономической сфере, крайней бедностью основной массы населения, нередко – внешним вмешательством.

Очевидно, что Африка не должна оставаться один на один со стоящими перед ней проблемами. Россия выступает за эффективное сочетание международной помощи континенту с действенными мерами самих африканцев. Усилия по урегулированию конфликтов должны сопровождаться шагами по обеспечению устойчивого развития Африки, скорейшему полноценному включению континента в глобальную экономику. Без активного участия африканских стран в мировых делах и международной хозяйственной жизни невозможно налаживание плодотворного сотрудничества, создание целостной и стабильной, базирующейся на примате общепризнанных правовых норм системы глобальной безопасности.

Несмотря на масштабы и сложность вызовов, с которыми сталкивается Африка, этот континент имеет важное значение для международных политических и экономических процессов. Страны региона составляют более четверти всего мирового сообщества и играют заметную роль при формировании согласованных подходов к глобальным вопросам в рамках ООН и других международных форумов. В Африке имеются крупные запасы стратегического сырья, богатые лесные, рыбные и другие ресурсы.

Все это предопределяет неослабевающее внимание к континенту со стороны его традиционных партнеров (Западная Европа и Северная Америка). Активно работают с Африкой “новые игроки”: Китай, Индия, ряд латиноамериканских государств и стран АСЕАН. Интересам России также отвечает расширение разноплановых связей с африканскими государствами.

2. Курс на развитие традиционно дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества с Африкой позволяет задействовать африканский фактор для продвижения российских интересов на международной арене и решения наших собственных экономических задач. Укрепление России, возрастание ее веса в мировой политике создает благоприятные условия для наращивания российско-африканских связей. Сильный импульс развитию всего комплекса отношений с регионом придал первый в истории визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в страны Африки к югу от Сахары в сентябре 2006 года.

Важными предпосылками для расширения многогранного взаимодействия России с континентом являются тот потенциал сотрудничества, который был накоплен в предыдущие десятилетия , включая традиционные связи с руководящими элитами африканских государств, опыт взаимодействия в торгово-экономической, научно-технической, инвестиционной и других сферах, а также близость подходов к формированию нового мироустройства на основе принципов равноправия всех государств, многосторонней дипломатии и уважения международного права. С учетом этого необходимо и далее настойчиво искать пути совершенствования диалога со странами Африки, их региональными и субрегиональными организациями, прежде всего с Африканским союзом.

3. Весомым компонентом российско-африканских отношений становится участие нашей страны в международных усилиях по оказанию комплексного содействия Африке , в т.ч. по линии “Группы восьми”. Приоритеты российского председательства в “восьмерке” в 2006 году (энергетическая безопасность, развитие образования и борьба с инфекционными заболеваниями) отвечают коренным интересам африканских народов. Реализация принятых на саммите в Санкт-Петербурге решений по этим и другим вопросам будет способствовать мобилизации собственных усилий африканцев по достижению долгосрочных целей программы “Новое партнерство для развития Африки” (НЕПАД), привлечению дополнительной внешней помощи странам региона.

Рекомендация . Важно продолжать работу по обеспечению активного участия России в согласованных шагах в поддержку Африки с акцентом на миротворчество, облегчение долгового бремени африканских государств, содействие в подготовке кадров, предоставление гуманитарной помощи. Это будет способствовать укреплению статуса нашей страны как ответственного члена мирового сообщества, повышению ее авторитета на континенте и международной арене в целом.

4. Наряду с укреплением политического взаимодействия с континентом приоритетной задачей является активизация торгово-экономических связей , нынешний уровень которых пока не соответствует имеющемуся значительному потенциалу. Необходимость вывода на новый уровень российско-африканского партнерства диктуется потребностями в обеспечении сырьем набирающей обороты российской экономики. Кроме того, Африка является перспективным рынком сбыта для российских товаров, привлекательна с точки зрения развития инвестиционного сотрудничества, подключения российских предпринимательских структур к реализации на континенте различных проектов и программ.

Среди основных задач – последовательное стимулирование развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, обеспечение политико-дипломатического сопровождения проектов, осуществляемых в Африке российскими организациями, налаживание партнерства по линии регионов, прямых связей между российскими и африканскими деловыми кругами.

Латинская Америка и Карибский бассейн

1. Роль Латинской Америки в мировой экономике и политике постоянно возрастает. Крупнейшие латиноамериканские страны – Бразилия и Мексика – по объему ВВП занимают места на рубеже первой десятки развитых государств мира. Набирают силу интеграционные структуры, прежде всего Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР). Возрастает внешнеполитическая активность латиноамериканских стран. Позиции большинства из них в вопросах формирования нового миропорядка, примата международного права, переговорного урегулирования конфликтов, невмешательства во внутренние дела близки к российским подходам. Латинская Америка в целом становится одним из центров экономического роста и политического влияния в формирующейся многополярной структуре международных отношений.

На континенте происходят непростые социальные и политические процессы, идет поиск адекватной местным условиям модели социально-экономического развития. Все это имеет важное цивилизационное измерение, поскольку отражает и обогащает культурно-цивилизационное многообразие современного мира.

2. Страны Латинской Америки и Карибского бассейна рассматривают отношения с Россией как важное направление диверсификации своих внешних связей, видят в нашей стране одного из ключевых партнеров на международной арене. Взаимодействие с ведущими государствами региона в ООН и других международных организациях часто более плодотворно, чем с США и европейскими государствами , учитывая твердую приверженность латиноамериканцев принципам многосторонности, коллективного решения проблем при максимальном учете позиций и интересов всех стран. Это создает благоприятные условия для наращивания политического и экономического сотрудничества с континентом. Принципиальное значение в этом плане имели визиты Президента В.В.Путина на Кубу, в Мексику, Бразилию и Чили, его встречи с латиноамериканскими лидерами на международных форумах (ООН, АТЭС).

Достигнут рекордный для наших отношений с Латинской Америкой уровень товарооборота в 9 млрд. долл. Вместе с тем, при устойчивой тенденции к росту товарооборота мы пока не вышли на отвечающий имеющемуся потенциалу уровень экономического сотрудничества.

Рекомендации. В дальнейшей работе с Латинской Америкой следует продолжать наращивать политическую составляющую, укреплять и расширять взаимодействие с Бразилией, Мексикой, Аргентиной, Венесуэлой и другими ведущими странами, а также развивать контакты на многосторонней основе – в первую очередь с МЕРКОСУР , Организацией американских государств, Группой Рио, Центральноамериканской интеграционной системой, Карибским сообществом, Ибероамериканским сообществом.

- Важно предпринять дополнительные шаги по развитию торгово-экономических связей. Уделять приоритетное внимание экспорту высоких технологий, укреплению промышленного сотрудничества. Добиваться усиления внимания к региону со стороны крупного российского бизнеса, интересы которого должны заложить прочную основу для устойчивого развития наших отношений.

3. Визит Председателя Правительства России М.Е.Фрадкова в Гавану в сентябре 2006 года создал условия для укрепления наших экономических позиций на Кубе , остающейся одним из наиболее перспективных партнеров в Латинской Америке.

Рекомендация . Использовать подписанные в ходе визита соглашения об урегулировании кубинской задолженности по ранее предоставленным Россией кредитам и о предоставлении Кубе кредита в размере 355 млн. долл. для содействия развитию кубинской экономики за счет поставок российских товаров и услуг для наиболее перспективных отраслей .

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ


1. Современное состояние мировой экономики характеризуется тем, что наряду с традиционными центрами экономической жизни - США, ЕС, Японией - появились новые, такие как Китай, Индия, Бразилия, Мексика, ЮАР, другие страны АТР, Латинской Америки и Африки. Внешняя экспансия новых индустриальных стран на фоне экономических проблем, переживаемых США, ЕС, Японией, ведет к созданию в мировой экономике более конкурентной среды. Появление нового игрока на этой арене – России – встречает прогнозируемое противодействие.

В этих условиях процесс полноценной интеграции России в мирохозяйственные связи на условиях , отвечающих национальным интересам страны, будет непростым даже в условиях дальнейшего накапливания положительных моментов в национальной экономике. Страны, которые рассматривают Россию как потенциально опасного конкурента на мировой экономической сцене, будут стремиться (и уже делают это) к формированию таких условий интеграции России в мирохозяйственные связи, которые в максимальной степени ограничивали бы конкурентные преимущества нашей страны. Можно ожидать, что по мере укрепления российской экономики и диверсификации структуры российского экспорта за счет выхода на внешние рынки российской конкурентоспособной продукции с высокой степенью обработки противодействие полноценному участию России в выгодах международного разделения труда будет только нарастать.

Рекомендация . В целом необходимо более целенаправленно проецировать во внешней политике, в т.ч. на европейском направлении, наше преимущество как крупного резерва глобального экономического роста, факторами которого являются внутриполитическая стабильность и высокий уровень развития человеческих ресурсов.

2. Все более заметным направлением внешнеполитической работы становится содействие российскому бизнесу за рубежом . Практическая работа в этой области осуществляется как через поддержку тех или иных конкретных проектов, так и путем улучшения международного климата для нашей деловой и инвестиционной активности.

В последние годы наблюдается активное проникновение отечественных компаний на внешние рынки – в 2006 году Россия стала третьей среди развивающихся экономик по объему прямых инвестиций за рубежом.

Российские инвестиции в зарубежные страны являются позитивным фактором для развития российской экономики, поскольку позволяют получить доступ к новым рынкам сбыта, снизить издержки производства, расширить сырьевую базу, содействуют преодолению тарифных и нетарифных ограничений, получению дополнительных конкурентных преимуществ.

3. Россия с ее производственно-технологическим, научным и образовательным потенциалом не может оставаться в стороне от глобальных экономических процессов. Именно этим продиктовано наше стремление присоединиться к ВТО и принять участие в выработке правил, регулирующих международную торговлю. В условиях незавершенности реформ и реструктуризации экономики мы отстаиваем на переговорах необходимость сохранения экономически обоснованной защиты ее отдельных ключевых отраслей. Без таких мер, разрешенных правилами ВТО, не обходится ни одна страна, какой бы развитой она ни была. Но главным вектором наших усилий является либерализация торгово-политического режима страны.

Процесс распада колониальной системы империализма, создание большого числа независимых государств Азии, Африки и Латинской Америки, острая борьба за освобождение этих государств от самых разнообразных форм полуколониальной зависимости и включение их в международную борьбу за мир, против империалистической агрессии выдвигают дипломатию освободившихся независимых государств указанных трех континентов на одно из первых мест в политическом развитии мира.

Победа над фашизмом и разгром японского милитаризма имели огромное значение для подъема национально-освободительного движения и ускорения процесса ликвидации колониальной системы империализма. Если в 1939 году в колониальном мире проживало 700 млн. человек, то есть более!/з населения Земли, то к 1974 году колониальное господство было ликвидировано в 83 бывших колониях и зависимых территориях и в колониях осталось проживать около 30 млн. человек, то есть около 1%.

Если до второй мировой войны число независимых государств Азии и Африки было в пределах одного десятка, то после войны это число выросло более чем в 6 раз, и Ё 1976 году развивающиеся государства составили более 2/3 всех государств - членов ООН (108 из 145). Это, разумеется, не может не сказываться на влиянии этих государств на развитие международных отношений и в различных международных организациях.

Дипломатия развивающихся государств играет всевозрастающую роль в деятельности Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Существующее в ООН постоянное объединение (группа 77-ми) развивающихся государств является самой крупной группой.

Однако образование независимых государств явилось хотя и важнейшим, но только первым шагом в решении коренных задач национально-освободительной борьбы колониальных стран и народов. «Национально-освободительная революция, - говорится в Программе КПСС,- не кончается завоеванием политической независимости. Эта независимость будет шаткой и превратится в фикцию, если революция не приведет к глубоким изменениям в социальной и экономической жизни, не решит насущных задач национального возрождения».

Для прочного успеха в решении этих коренных национальных задач важнейшее значение приобретают внешние связи освободившихся государств, их сотрудничество с другими государствами, могущими оказать им поддержку и помощь, избавление от внешнего вмешательства колониальных сил, обеспечение их территориальной целостности и мирных условий для экономического, социального и культурного развития. Вот почему внешнеполитическая деятельность молодых развивающихся государств, их дипломатия занимают важное место в современных международных отношениях.

Политика присоединения

С превращением социализма в решающую силу мирового развития, с ростом и успехами национально-освободительного движения и общим ослаблением сил империализма тенденция к установлению в развивающихся государствах самостоятельного курса внешней политики стала все более определяющей. Эта тенденция привела к установлению особого ее типа - политики неприсоединения.

Для становления этой политики и формулирования ее основных направлений большое значение имели Бандунгская конференция 29 афро-азиатских стран 1955 года, I Конференция неприсоединившихся стран в Белграде в 1961 году с участием 25 стран и II Конференция в Каире в 1964 году с участием 46 государств Азии, Африки и Латинской Америки. Возрастающее значение имело дальнейшее развитие движения неприсоединения для всей антиимпериалистической, антиколониальной, антирасистской борьбы народов, о чем свидетельствовали III Конференция в 1970 году в Лусаке (Замбия) с участием 54 развивающихся стран, IV Конференция в 1973 году в Алжире, на которой присутствовали представители 75 неприсоединившихся стран, и 14 африканских освободительных движений, а также организации освобождения Палестины и патриотов Пуэрто-Рико, а также V Конференция в 1976 году в Коломбо, которая была наиболее представительной (84 неприсоединившиеся страны). Характерными чертами этой политики неприсоединения являются прежде всего борьба за укрепление мира, против колониализма, расизма и империализма с отказом от участия в агрессивных военных блоках, за мирное сосуществование государств различных социально-экономических систем, за решение спорных международных вопросов путем переговоров.

Поскольку национальная буржуазия, играющая немаловажную роль в большинстве развивающихся государств, не отличается последовательностью в своей политике и подвергается как внутренним, так и внешним влияниям, в том числе и колониальных сил, еще не целиком утративших свои позиции в этих странах, внешняя политика неприсоединения не всегда осуществляется последовательно. Политика многих развивающихся государств (подвергается колебаниям, хотя общая миролюбивая и. антиколониальная направленность ее сохраняет свою " силу, несмотря на эти колебания. Это объясняется прежде всего тем, что перед освободившимися государствами объективно стоит задача укрепить свою независимость, разорвать старые путы колониальной зависимости и облегчить решение сложных внутренних проблем обеспечения экономической независимости, культурного и технического подъема, чего можно добиться только путем мирного развития и антиколониальной, антиимпериалистической борьбы.

Поскольку страны социализма объективно также заинтересованы в мирном развитии, в ликвидации всех форм империалистического давления и в развитии свободных экономических связей на равноправной основе, создается благоприятная основа для дружественного сотрудничества развивающихся государств и стран социалистической системы. Советский Союз своей политикой издавна содействовал национально-освободительной борьбе порабощенных империализмом народов. Уже в первые годы существования Советского государства В. И. Ленин писал об этой благородной миссии социалистического пролетариата России следующее: «Не может быть никаких споров о том, что пролетариат передовых стран может и должен помочь отсталым трудящимся массам и что развитие отсталых стран может выйти из своей нынешней стадии, когда победоносный пролетариат советских республик протянет руку этим массам и сможет оказать им поддержку»74. Если это имело важное значение в первые годы существования единственного тогда социалистического государства, то эта поддержка сыграла огромное значение, когда ее стали оказывать все государства социалистической системы и когда экономическая и оборонная мощь Советского Союза стала поистине гигантской. Вот почему всестороннее сотрудничество развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки с Советским Союзом и с другими государствами социалистической системы, осуществляемое на равноправной основе, без какого-либо вмешательства во внутренние дела, без каких-либо корыстных интересов, стало важнейшим направлением внешней политики развивающихся государств. Благодаря такому сотрудничеству с социалистическими государствами развивающиеся государства получили возможность успешно противостоять нажиму и диктату империалистических государств и даже вырывать у них немаловажные экономические и политические уступки. Однако на внешнеполитическую линию развивающихся государств оказывают влияние и уровень развития их хозяйства, и географическое положение, и исторические связи, а также характер и объем иностранной помощи, их внутреннее положение и развитие классовой борьбы, соотношение классовых сил в стране.

Активное участие в борьбе за мир

Для дипломатии развивающихся государств характерно в целом активное в борьбе за укрепление мира, За разоружение, за смягчение международной напряженности и проявление инициативы в этих областях.

Известно, что именно развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки были вместе с Советским Союзом и другими социалистическими государствами активными участниками борьбы против агрессивных действий империалистических государств против Египта, Сирии, Ирака в 1956-1958 годах. Они же неизменно выступали в ООН в поддержку предложений о прекращении испытаний ядерного оружия, о всеобщем и полном разоружении.

Развивающиеся государства Африки были инициаторами предложения о превращении Африки в безатомную зону, и благодаря их поддержке, а также поддержке развивающихся государств Азии, как и социалистических стран, это предложение было принято на XVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН, несмотря на сопротивление западных держав. Инициатива Эфиопии привела к принятию Генеральной Ассамблеей (на XVIII сессии) решения о подготовке к созыву международной конференции для принятия конвенции об отказе от применения ядерного оружия.

После принятия на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Советского Союза исторической Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам развивающиеся афро-азиатские страны приложили немало усилий для осуществления требований этой декларации и при поддержке социалистических государств добились принятия ряда важных решений, подрывающих позиции колониальных держав и облегчающих борьбу колониальных народов за их независимость. Благодаря их усилиям и настойчивости удалось узаконить на Генеральной Ассамблее ООН активную помощь национально-освободительным движениям со стороны государств и органов ООН, а также признать законной и правомерной борьбу народов, в том числе и вооруженную, за освобождение от колониальной зависимости.

Проведенная в мае 1963 года Конференция глав африканских независимых государств в Аддис-Абебе, принявшая Хартию африканского единства и ряд важных решений в поддержку освободительной борьбы народов Африки, способствовала новому подъему национально-освободительного движения и повышению роли развивающихся государств и их дипломатии в общей борьбе за укрепление мира и ликвидацию колониализма во всех его формах.

Состоявшаяся в сентябре 1973 года в Алжире IV Конференция неприсоединившихся стран, на которой присутствовало 75 стран - участниц движения неприсоединения, в своей декларации подчеркнула особую важность сплочения со всеми прогрессивными международными силами. Конференция приветствовала разрядку в отношениях между Востоком и Западом и в то же время признала закономерной конфронтацию народов с колониализмом, неоколониализмом, империализмом и сионизмом, призвав «усилить военную, политическую и материальную помощь освободительным движениям». В принятых Экономической декларации и Программе действий в интересах экономического сотрудничества были разработаны задачи и методы борьбы за ликвидацию отсталости, против неоколониалистской эксплуатации и за экономический прогресс развивающихся стран. Эта представительная Конференция неприсоединившихся стран имела, несомненно, крупное значение для дальнейшей ориентации борьбы развивающихся стран и укрепления ее единства на антиимпериалистической основе. Состоявшаяся в 1976 году в Коломбо V Конференция неприсоединившихся стран развила эти положения Алжирской конференции и стала крупным событием в антиимпериалистической, антиколониальной борьбе развивающихся стран, в их защите своих прав на равноправное экономическое развитие, на социальный прогресс.

Все будущее национально-освободительного движения в Азии, Африке и Латинской Америке тесно связано с укреплением сотрудничества между борющимися народами, мировым рабочим движением и государствами социалистической системы. Народы развивающихся стран все больше осознают, что без прочного союза с народами стран социализма, с мировым пролетариатом национально-освободительное движение не смогло бы одержать свои замечательные победы. Этот союз жизненно необходим и для укрепления завоеванной независимости, для успешной борьбы за экономическое раскрепощение.

Это целиком относится к внешней политике, к дипломатии развивающихся государств, призванным обеспечить их подлинную независимость, свободное экономическое и политическое развитие в условиях прочного мира и безопасности народов.

Говоря на XXV съезде КПСС об укреплении сотрудничества с освободившимися странами и о повышении их роли в мировом развитии, Л. И Брежнев дал следующую оценку внешней политики этих стран и перспективам ее развития: «Заметно активизировалась внешняя политика развивающихся стран. Это проявляется по многим направлениям- в политической линии движения неприсоединения, в деятельности Организации африканского единства, различных экономических объединений, созданных развивающимися странами. Теперь уже ясно, что при нынешнем соотношении мировых классовых сил освободившиеся страны вполне могут противостоять империалистическому диктату, добиваться справедливых, то есть равноправных экономических отношений. Ясно и другое: вклад этих стран в общую борьбу за мир и безопасность народов, значительный уже сейчас, вполне может стать еще более весомым».

В 2013 году Китай непрерывно “писал” картину своей экономической дипломатии: начиная от Тихого океана и до Балтийского моря, от Центральной Азии и Южной Азии до Европы, соединяя отдельные точки в линии и даже в плоскости, так что “экономический коридор Шелкового пути” и “Морской шелковый путь 21-го века” дополняли красоту друг друга…

Следует отметить, что важные особенности экономической дипломатии Китая заключаются в сочетании сухопутных и морских путей, в совместном развитии регионального сотрудничества и “зоны добрососедства и дружбы”, а также в мирном сосуществовании нового и старого геоэкономических секторов.

В экономической дипломатии Китая необходимо сначала осуществить “совместное развитие”, то есть благодаря экономической взаимодополняемости Китая и других стран продвинуть искреннее деловое сотрудничество, создать условия для получения взаимной выгоды и сообщество по интересам, обогатить и улучшить мировую экономическую карту, создать для мировой экономики более сбалансированное и рациональное размещение и стратегическую опору.

Проведение Китаем экономической дипломатии не только призвано осуществлять “совместное развитие” с внешним миром, но и соответствовать требованию “всестороннего углубления реформ” внутри страны. Это — реальное отражение единой концепции планирования Китаем внутренней и внешней обстановки.

На закрывшемся недавно Центральном рабочем совещании по проблемам экономики были поставлены главные задачи экономической работы на будущий год. При этом было отмечено, что проведение экономической дипломатии с внешним миром поможет в разрешении таких тернистых вопросов, так перепроизводство, долговой кризис и внедрение инноваций, а также путем коммуникации с внешним миром поможет осуществить прорыв в реформах Китая, уменьшить трудности и риски внутренних реформ.

Экономическая дипломатия является составной частью общей концепции внешней политики Китая, она была выработана и реализована так, чтобы вписаться в эту общую концепцию.

Китай придерживается идеи “дружественности, искренности, выгодности и толерантности” контактов, подчеркивая свое осознание того, что является членом Сообщества с единой судьбой. В последний год председатель КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета Ли Кэцян побывали в 22 азиатских, африканских, европейских и американских государствах. Кроме этого, они приняли в Китае 64 глав государств и правительств зарубежных стран, благодаря чему между Китаем и различными странами мира были подписаны около 800 соглашений о сотрудничестве.

Экономическая дипломатия является значительной поддержкой в процессе реализации контактов КНР с внешним миром на высоком уровне. В этой сфере следует отметить заключенное между Китаем и Россией соглашение о сотрудничестве на огромную сумму, начало переговоров по существу между КНР и США о взаимных инвестициях, реализацию КНР и Европой “Китайско-европейской стратегической программы сотрудничества в период на 2020 год”, объявленные Китаем новые меры и проекты оказания помощи Африке, поддержку со стороны КНР социально-экономического развития Латинской Америки и стран бассейна Карибского моря, усилия Китая в ходе продвижения работ Шанхайской организации сотрудничества, саммит стран Восточной Азии и зоны свободной торговли, которые КНР создала с другими странами в двустороннем или многостороннем форматах…

Ретроспективно оценивая 2013 год, следует отметить, что Китай проводил широкомасштабную внешнюю политику, причем важную роль при этом сыграла экономическая дипломатия, которая вместе с другими сферами международных отношений открыла прекрасные перспективы перед общей дипломатией Китая, стремящегося к взаимной выгоде, обоюдному выигрышу и согласованности.

Вопросы экономической дипломатии Росиии заняли, на наш взгляд, существенное место в дипломатической теории и практике России после её отказа от претензий на наследие СССР в качестве гегемона одной из геополитических сил в противоборстве двух великих держав.

Теоретические и практические аспекты экономической дипломатии России в последние годы были обстоятельно рассмотрены в ряде фундаментальных исследований отечественных дипломатов и государственных деятелей. Сочетание теории и практики деятельности в области экономической дипломатии нашло всестороннее рассмотрение в работах академика РАН И.Д. Иванова, который длительное время возглавлял это направление работы в советском правительственном аппарате и российском МИДе. Научно-концептуальные основы геоэкономической политики России были недавно рассмотрены в фундаментальном докладе Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики.

Однако мы не должны забывать, что в современном мире существуют и такие концепции зарубежных глобалистов, в основе которых лежат положения о несправедливости сложившегося всемирного разделения, когда 2,5% населения земного шара владеют 14% суши и примерно 50% запасов мировых ресурсов, в соответствии с чем необходим их передел мирным путем в рамках специально созываемых международных конференций.

В связи с этим следует отметить, что сложившееся в настоящее время соотношение между объемами геоэкономических направлений внешнеэкономических связей России (ВЭС), будучи исторически обусловленным, не является, на наш взгляд, оптимальным с точки зрения долговременных интересов экономической безопасности нашей страны. ЕС и Евро-Атлантический блок в целом - сегодня слишком сложные институциональные структуры, в которых прохождение и согласование решений по сотрудничеству с аутсайдерами являются весьма длительными, а конечные результаты далеко не всегда представляются последовательными.

В конечном итоге они нередко выражают позицию глобального политического гегемона. Нужно готовиться к тому, что нашим интересам на будущее соответствует более сбалансированное соотношение между тремя основными мировыми центрами экономической силы - Атлантическим союзом, включающим США и ЕС, СНГ+ШОС и АТЭС. При этом важно обсудить, какими аргументами может располагать российское политическое и экономическое руководство для проведения такой политики, какие специфические особенности будут составлять стержневую основу дальнейшего сотрудничества с этими центрами и какие тренды ВЭС можно ожидать в конечном итоге.

Главными ожидаемыми изменениями и целесообразными сдвигами в геоэкономических направлениях ВЭС России по всей видимости станут:

Привлечение инвестиционных и технологических ресурсов стран ЕС и АТР для расширения добычи нефти и газа в труднодоступных районах евроазиатских континента и шельфа, сжижения и регазификации природного газа, его межконтинентальной транспортировки;

Участие стран АТР в комплексном освоении Северо-Востока России; активное привлечение стран СНГ и ШОС к аутсорсингу в трудоемких отраслях для восполнения дефицита трудовых ресурсов России и активизация ее миграционной политики с учётом задач модернизации национальной экономики;

Обновление транспортной и энергетической инфраструктуры на постсоветском пространстве при ведущей проектно-технологической роли России;

Заметное приращение международных транспортных услуг России, положительно влияющее на состояние данной статьи ее платежного баланса, за счет поступлений от эксплуатации Северного морского пути, трансконтинентальных и кросс-полярных перелетов, трансконтинентального железнодорожного и автомобильного грузового сообщения при повышении скорости, надежности и сохранности перевозки грузов, ввода в строй новых поколений отечественных морских и речных судов российских судоходных компаний, в том числе для обслуживания международных перевозок;

Изменение стратегии международного движения российского капитала с учетом накоплений в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, активизации внешних связей (в том числе обмена активами) российских производственных компаний и финансово-банковских структур.

Таким образом для данной части наших рассуждений основное значение имеют не столько геополитически значимые экспортные ресурсы России (нефть, газ, металлы, лес, морепродукты, высокотехнологичная техника и технологии оборонного, космического и атомного назначения, алмазы и золото) и их влияние на будущее участие России в переустройстве международных экономических отношений, сколько избранные технологические ниши сотрудничества на геоэкономических направлениях с учетом движения всех четырех факторов воспроизводства (товаров, услуг, труда и капитала).

Для экономики России в ближайшее десятилетие, да и в последующие годы наибольшее практическое значение представит в рамках общего сценария взаимодействия с основными (для нее) мировыми экономическими центрами выделение специфических особенностей сотрудничества с каждым из этих центров исходя из необходимости решения наиболее неотложных для нас проблем. Из всего перечня таких проблем целесообразно выделить, по крайней мере, четыре.

Во-первых , существенное отставание в динамике прироста запасов добычи нефти и газа, которые сегодня и в обозримой перспективе остаются главным экспортным ресурсом России, от динамики добычи. Как отмечалось на научной сессии Общего собрания РАН в декабре 2005 г., начиная с 1993 г. детальная разведка новых запасов нефти и газа не восполняет их добычу. Более чем в 2 раза были уменьшены объемы глубокого параметрического, поискового и разведочного бурения - с 4,5 млн м3 до 1,2 млн в 2003 г. Резко сократились научно-исследовательские, геофизические, геологические и геохимические работы, а также поиски новых перспективных объектов. К тому же за эти годы, без серьезных обоснований, в погоне за высокой рентабельностью было изъято из государственного баланса (списано) более 5 млрд т разведанных запасов нефти, на подготовку которых затрачены огромные средства. Несмотря на все более широкое привлечение зарубежных геофизических, буровых и других так называемых «сервисных» инжиниринговых фирм, на весьма низком уровне остаются вложения в технологию.

Так, инвестиции в основной капитал на 1 т добытой нефти в ведущих российских компаниях ТЭКа в 2 раза меньше, чем в зарубежных компаниях. С учетом того, что ресурсная база нефти и газа в нашей стране и акционерные общества по их добыче и переработке сегодня все же находятся под жестким контролем государства, если речь идет о способах расчета за поставки оборудования и техническое содействие, то было бы целесообразно рассмотреть возможности привлечения зарубежных специализированных фирм (норвежских и др.) к широкому сотрудничеству в данной области. Это вполне вписывается в рамки глобальной энергобезопасности, которая по инициативе российской стороны являлась ведущей темой саммита «восьмерки» 2006 г. Продолжить эту линию в рамках экономической дипломатии (зондажа в отношении потенциальных участников), а затем перевести ее в плоскость разработки конкретных программ, проектов и соглашений под руководством соответствующих федеральных служб настоятельно необходимо, иначе Россия не справится со своими обязательствами по поставкам указанных ресурсов ни в западном, ни в восточном геоэкономических направлениях. И дело даже не в объемах финансирования, поскольку Россия перенасыщена сегодня финансовыми ресурсами, а в быстром наверстывании накопившегося за 15 лет отставания российских геолого-поисковых и геологоразведочных служб в методах, оборудовании и сопутствующей инфраструктуре с помощью авторитетных западных фирм (прежде всего норвежских, канадских и австралийских). Особенно это касается шельфа северных морей российской части Арктики и других труднодоступных газо- и нефтеперспективых районов. Что касается привлечения фирм из северо-западной части АТР (Китая, Японии, Тайваня, Южной Кореи, северо-запада Канады, Аляски), то здесь просматривается возможность их специального, по особым соглашениям, привлечения к работе по месторождениям Якутии и Чукотки, где имеются признаки наличия существенных запасов углеводородного сырья. К тому же указанные регионы Дальневосточного федерального округа России особенно нуждаются в развитии современной транспортной инфраструктуры и практическом осуществлении в перспективе проекта межконтинентального сообщения через Берингов пролив.

Во-вторых , нарастающее в России сокращение трудовых ресурсов, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности, что вызывает необходимость импорта не только изделий, связанных с высокими технологиями, но и рядовых потребительских товаров. Вполне вероятно, что через десяток лет в ряде отраслей промышленности и сельского хозяйства просто не останется возможности их пополнения свежими рабочими кадрами, несмотря на все усилия по применению трудосберегающих технологий (к сожалению, пока это не очень заметно). В то же время в ряде стран СНГ - Армении, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, а также особенно в соседнем Китае существуют прямо противоположные тенденции. В этих странах растет численность молодой части населения, заметно увеличивается или сохраняется высокий уровень безработицы.

В связи с этим возникает обоюдовыгодная необходимость и возможность переноса значительной части трудоемких производств из России в азиатские страны постсоветского пространства и приграничные регионы Китая на основе аутсорсинга, то есть создания там дочерних или совместных предприятий с использованием местной рабочей силы. И дело не только в том, что в этих странах более низкая по сравнению с Россией среднемесячная зарплата. В ряде производств с успехом могут быть использованы уже имеющиеся трудовые навыки местного населения (овощеводство и плодоводство, животноводство и пищевая промышленность, текстильное и обувное производство, металлообработка), но и целесообразность организации, используя навыки ручной работы женской части восточной молодежи в ковроткачестве для сборочных производств высокотехнологичного сектора в кооперации с российскими «кремниевыми долинами». Важно, что при этом не потребуется массового перетока рабочей силы в Россию даже на обучение. Необходимо правильно организовать этот процесс, а не пустить его, как это часто сегодня случается в России, на самотек. Прежде всего нужен заказ со стороны Правительства РФ в адрес Торгово-промышленной палаты для изучения международной практики и проработки этого вопроса как внутри страны, так и с потенциальными зарубежными партнерами в отраслевом и региональном аспектах. Далее, нужна подготовка соответствующих международно-правовых основ такой деятельности через парламентские структуры СНГ - необходимо выйти туда с законодательной инициативой. Затем, наряду с производственными мощностями в указанных странах потребуется создать постоянно действующие средние учебные заведения и фабрично-заводские училища современного уровня частично с российскими преподавателями там, где возникнет необходимость, и возможностью поступления в профильные российские вузы вне конкурса после двух-трех лет работы на таких предприятиях. И, наконец, было бы целесообразно подключить к этой конкретной работе аппарат Исполкома СНГ, поскольку здесь могут быть задействованы интересы семи государств Содружества (не все они являются членами ЕврАзЭс).

В -третьих , нарастает острая необходимость быстрого обновления основных фондов как в России, так и в других странах постсоветского пространства, тесно связанных между собой транспортными системами и энергетическими коммуникациями, в связи с угрозами техногенных катастроф. За этим стоит масштабное увеличение из нашей страны поставок строительно-дорожных и путевых машин, новых поколений подвижного состава, контрольно-измерительной аппаратуры и другого оборудования прежде всего в страны СНГ и Балтии, а также в страны-члены ШОС. Одновременно это будет способствовать облагораживанию структуры нашего экспорта хотя бы в связях с данным регионом. При этом необходимо сделать следующее замечание. Реальная интеграция стран СНГ состоит отнюдь не в создании таможенного инструментария, а прежде всего материальной основы сотрудничества, путем разработки проектов совместного обновления экономики и углубления её специализации.

В -четвертых , за последние 15 лет, несмотря на тревожные сигналы со стороны ученых и администрации субъектов федерации Дальневосточного федерального округа, возрастает экономический отрыв его от остальной территории России. Есть явная тенденция к превращению этой части России в эксклав, т.е. экономическую вставную челюсть стран АТР, вклинившуюся в нашу территорию без нарушения госграниц. Но если не принять меры, то в результате бездеятельности нашей законодательной и исполнительной власти эта важнейшая часть России постепенно будет экономически отторгнута от нашей страны.

В связи с этим необходимо законодательное обустройство по двум направлениям:

А) о приобретении российского гражданства гражданами КНР, имеющими постоянную работу и образовавшими семьи в результате смешанных браков на территории ДФО;

Б) о создании тарифных и иных преференций, обеспечивающих восстановление хозяйственных, научных и культурных связей ДФО с регионами Европейской части РФ. В этой области некоторые шаги уже предпринимаются, хотя пока в основном носят сезонный характер (льготы на авиабилеты дальневосточникам).

Особо важное значение в этих условиях имеет разработка российских предложений по укреплению сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом для обсуждения в ходе подготовки и проведения саммита АТЭС во Владивостоке. Однако в рамках Министерства экономического развития такая подготовка ведется вяло и недостаточно квалифицированно. Следует более активно привлечь к этой работе МИД и дальневосточные научные и практические организации.

По нашим предварительным расчетам за 2012 г. рост объемов товарооборота России, несмотря на тревожные рассуждения по поводу воздействия мирового экономического кризиса, в данном случае не оправдавшиеся, уже в текущем году превысит 530 млрд долл. Но дело не в цифрах, а в их соотношении между геоэкономическими направлениями. И здесь доля Евро-Атлантического блока в общем товарообороте России составляет 55%, Евро-Азиатского блока - 24%, а АТР - только 17%.

Что касается численности населения (характеризует объем внутризональных рынков), то для ЕС эти соотношения составляют -25 - 460,1 млн человек; СНГ - 270 млн; АТЭС - 2603, 9 млн человек. Во второй таблице: Евро-Атлантический блок - 775,6 млн человек; Евро-Азиатский блок - 3685,4 млн; АТР - 836,5 млн человек. Однако с учетом того, что Китай состоит из трех крупных экономических зон, а его Восточная, наиболее заселенная зона явно тяготеет к связям со странами АТЭС, к рынку СНГ- ШОС можно отнести лишь Центральную и Западную зоны КНР, то соотношения объемов рынков будут несколько иными: при сохранении объемов Евро-Атлантического рынка, Евро-Азиатский составит 3010,4 млн человек., а АТР - 1511, 5 млн человек.

Из этого можно сделать вывод о потенциальном увеличении зависимости Евро-Атлантического центра экономической силы от двух других вышеназванных центров по мере роста их экономики и покупательной способности. Видимо этот процесс станет определяющим в формировании нового мирового экономического порядка в первой половине ХХI в.Подводя итоги, следует подчеркнуть, что МИДу и Минэкономразвития необходимо уделить особое внимание долгосрочным тенденциям развития не только торговых, но и внешнеэкономических связей в целом России с основными мировыми центрами экономической силы и привлечь к этой работе не только науку, но и аналитические службы крупных компаний и общественных организаций.

7.1. Национальные особенности дипломатии арабских стран

7.2. Дипломатия Индии

7.3. Японская дипломатия

7.4. Китайская дипломатия

7.1. Национальные особенности дипломатии арабских стран

В мире более 20 арабских государств, расположенных в Азии и Африке. Всех их объединяет арабский а литературным а как а, но диалекты значительно отличаются друг от друга. Поэтому, выбирая переводчика, нужно быть уверенным в том, хорошо ли он знает тот или иной диалект.

Несмотря на попытку арабских стран добиться единства, между ними существуют серьезные противоречия. Почти в каждом дипкорпусе есть группы арабских стран.

Прежде всего, несмотря на общий язык, общую древнюю культуру, эти страны настолько отличаются друг от друга, что в присутствии представителей другой страны могут воздерживаться от обсуждения вопросов, связанных с проблемами ближнего востока, от споров. Думать, что они все единомышленники - большая, ошибка.

Все это свидетельствует, что в каждой сп делай установить контроль акты и вести переговоры следует готовиться внимательно, учитывая особенности каждой отдельной страны и ее политику.

Арабские дипломаты разных стран очень разные. Некоторые крайне молчаливы. Другие - представители, скажем, Сирии, некоторые египетские дипломаты - значительно более сло воохотливы.

Необходимость тщательной подготовки бесед с арабскими политическими деятелями и дипломатами диктуется еще высоким профессионализмом арабских дипломатов. Во-первых, все они должны иметь свидетельство об окончании высших учебных заведений. Во-вторых. они хорошо знают иностранные языки, прежде всего английский в и французские в. В-третьих, сама Дипломатической а служба арабских стран хорошо организована, а дипломаты достаточно дисциплинированы.

Арабские дипломаты хорошие полемисты и ораторы, и это необходимо учитывать на переговорах и приемах. Арабские дипломаты умеют устанавливать контакты славлят ься гостеприимством. Арабские дипл Омата и немного и актеры. Когда они не хотят в идповидаты, они улыбкой ются, уверяют, что не знают этого вопроса, тянут время или говорят общими, обтекаемыми фразами. Послы арабских стран обычно строго следуют инструкциям. Не имея инструкций, они предпочитают не вступать в обсуждение вопроса.

Недоверчивость, крайняя осторожность характерна для ряда арабских дипломатов и политиков. Иногда арабские дипломаты принимают такие фразы, сразу не поймешь, что они означают, их с трудом понимают и другие арабские дипломаты.

Для арабов одним из важных условий контактов, связей, переговоров является установление доверия. Они стараются не столько предсказать решение проблемы путем анализа событий, сколько извлечь решение из опыта прошлого.

В арабских государствах ис полняют свои нормы этикета, о протоколе, просто обычаи, как правило, связанные с образом жизни, религией, идеологией. В одних странах они ближе к средневозрастных, в других - к современному цивилизованному миру. Их нужно знать при установлении контактов, при беседах, пере говорах, особенно если вы едете в а рабский страну. Прежде всего - это отношение к Корану, к мусульманской религии. Не следует допускать никакой критики Корана и, конечно, надо о представлять уважение к нему. Учитывается ваты то отношение к женщине, которое принято в этой стране: ни в коем случае не подавать руку женщине, в противном случае могут возникнуть осложнения. Не подавать ни в коем случае мужчине для приветствия левую руку. П оцилунок кончиков пальцев обозначает высокую похвалу. Чтобы попросить тишины в Саудовской Аравии, нужно дуть на кончики пальцев.

Во время переговоров арабы часто задают вопросы относительно здоровья партнера и здоровье его семьи. Следует ответить на них кратко, но подобных вопросов не задавать.

В Ираке женщины занимают руководящие посты чаще всего в государственных организациях.

В Иране, Пакистане, Сирии, Саудовской Аравии, Омане, Судане женщины в дипломатии не играют никакой роли. В Иране женщинам руки не подают и в глаза не смотрят.

Отдавая дань традиции, арабы при первом знакомстве любезны. Дальнейшая встреча, беседа может проходить менее приветливо. Арабы не дают четких ответов «да или нет», а выражаются типа: «Как Аллаху будет угодно». В их поведении сильные исламские традиции, которые оказывают влияние на ход и характер переговорного процесса.

В Египте стиль руководства - патриархальный. Один человек решает все, несмотря на то, что на переговорах присутствует много народа. Для египтян характерно чувство национальной гордости, следование историческим традициям своей страны. Другая черта египтян - это принятие сильного правления, третья - жесткие и довольно развитые административные правила поведения. Эти особенности египтян сказываются при ведении ими переговоров. Они болезненно реагируют на вопросы, связанные с национальной независимостью. Откидывают все то, что рассматривается как вмешательство в их внутренние дела.

При знакомстве, контакте не принято расспрашивать о жене, передавать ей привет, и наоборот, если вы знаете, что у вашего партнера есть дети, нужно расспросить о них, рассказать о своих детях. Арабы - вежливые люди. Визитные карточки имеют на английском и арабском языках. В арабских странах иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами к женщине, поскольку это считается неприличным. Все деловые контакты проходят только с мужчинами. Почти все арабские женщины не занимают никакого положения в деловой жизни.

У мусульман, арабов не принято употреблять вино и, приглашать на обед, обед, коктейль, не надо заставлять их пить вино (хотя в узкой компании, когда вы хорошо знаете ваших партнеров, можно предложить и водку, и вино). Нельзя подавать к столу свинину, а лучше через помощника расспросить, какую пищу предпочитают гости. В Ираке, например, на больших приемах на стол подают части туши коровы и вс и разрывают их руками, поэтому не просите нож и вилку.

В арабских странах предпочитают кофе без сахара, очень прочной, с большим количеством кардамона. Выпив чашку кофе, поблагодарил хозяина, гость еще наливают кофе. И так будет продолжаться до тех пор, пока гость не выпьют кофе с одной кофейника. Чтобы такого не произошло, гость нужно перевернуть чашку вверх дном или покачать ею из стороны в сторону.

Еду за столом принято брать только правой рукой, левая - считается «нечистой». Блюдо будет убрано со стола, если гость взял с него еду левой рукой.

Когда перед кофе предлагают прохладительные напитки, это означает, что встреча подходит к концу.

Правой рукой обмениваются визитными карточками, протягивают деньги или подарок. Левая рука считается «нечистой», так что, не зная этого, собеседнику можно нанести оскорбление. Не сидят, положив нога на ногу так, чтобы была видна подошва. Не следует посылать цветы чужим женам и справляться об их здоровье.

Согласно правилам этики и этикета мусульмане все деловые контакты в течение дня прерывают пять раз для совершения намаза (молитвы).

В дни национальных праздников деловые переговоры или дипломатические приемы не назначаются.