Цель деятельности и организационная структура лаг. История создания лиги арабских государств Международная организация объединяющая арабские государства

Позднее членами Лиги арабских государств стали: Ливия (1953), Судан (1956), Тунис и Марокко (1958), Кувейт (1961), Алжир (1962), Южный Йемен (1967). В 1971 г. в ЛАГ вошла группа стран Персидского залива: Бахрейн, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты. В 1973 г. в организацию была принята Мавритания, в 1974 г. - Сомали, в 1977 г. - Джибути. В 1976 г. в Лигу арабских государств вступила Организация освобождения Палестины (ООП). В 1993 г. - Коморские острова. В 2015 г. членами ЛАГ были 21 государство и одна организация - ООП, с 1986 г. она представляет «государство Палестину». В январе 2003 г. государству Эритрея был предоставлен в Лиге статус наблюдателя.

В ЛАГ может вступить любое независимое арабское государство. Пакт Лиги предусматривает «укрепление отношений между государствами-членами и координацию их политических действий, то есть осуществление тесного сотрудничества между ними, защиту их независимости и суверенитета и общее рассмотрение дел и интересов арабских стран». Высшим органом ЛАГ является Совет, в который входят представители всех государств - членов Лиги. Совет избирает генерального секретаря. Штаб-квартира Лиги арабских государств находится в Каире.

В ЛАГ входят восемнадцать арабоязычных стран, Палестинская администрация и три мусульманские страны Восточной Африки (Коморские острова, Сомали и Джибути), тесно связанные с арабским миром. Государства Лиги занимают общую площадь 13,6 млн кв. км, на которой проживает более 500 млн человек. Среди членов ЛАГ - как наиболее богатые (Катар, ОАЭ, Кувейт, Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн), так и беднейшие страны региона (Сомали, Коморские острова, Мавритания, Йемен, Судан, Джибути). В ее составе восемь монархий, являющихся одними из самых политически стабильных стран в мире, и четырнадцать республик, зачастую раздираемых сильными политическими противоречиями.

Одной из целей создания Лиги арабских государств была борьба с еврейским присутствием в Палестине . Новая организация вскоре объявила экономический бойкот (см. Бойкот арабский) евреям в Палестине. После образования Государства Израиль для координации действий по осуществлению бойкота был создан специальный орган ЛАГ - Бюро по бойкоту Израиля, штаб-квартира которого расположена в Дамаске . Бюро проводит активную работу по ужесточению бойкота, а также по расширению списка стран и организаций, которые подвергаются бойкоту за экономические отношения с Израилем, в том числе за пределами арабского мира.

На саммите Лиги арабских государств в Каире в декабре 1947 г. была принята резолюция № 27, в которой говорилось о необходимости ликвидации еврейского присутствия в Палестине. Для исполнения этого решения иракский генерал И. Сафават был назначен главнокомандующим арабских боевых частей в Палестине. ЛАГ поставила перед ним следующие задачи: уничтожить палестинских евреев и полностью очистить от них Палестину, принудить евреев на всем «арабском пространстве» принять условия арабов и капитулировать; организовать восстание в Палестине в ответ на план раздела, предложенный ООН.

В сентябре 1964 г. в Александрии на 2-й конференции монархов и президентов стран, входящих в ЛАГ, была достигнута договоренность о создании объединенной арабской армии. Однако панарабские военные учреждения не играли никакой роли в войнах с Израилем. ЛАГ оказалась не в состоянии справиться с разрушительной враждой между ее членами и подрывной деятельностью одних государств против других. Лига была не способна даже предотвратить военные конфликты между арабскими странами (например, война в Йемене, 1962–67). Экономические мероприятия Лиги арабских государств также были безуспешны. Деятельность ЛАГ протекала в условиях постоянного антагонизма между монархическими и так называемыми «революционными» режимами. Однако в Лиге арабских государств никогда не было устойчивых лагерей. Египет оказывал решающее влияние на деятельность ЛАГ, но Тунис, Иордания и Ирак бойкотировали многие начинания Лиги.

После Шестидневной войны в Лиге арабских государств наметились определенные разногласия между странами, требовавшими продолжения непримиримого курса по отношению к Израилю, и теми, кто полагал, что следует в какой-то мере считаться с фактом существования Израиля. Подписание Израилем и Египтом в 1970 г. соглашения о прекращении огня (см. Государство Израиль. Исторический очерк) вызвало резкую критику со стороны Алжира, Ирака и Организации освобождения Палестины. В 1972 г. предложение Иордании о создании федерации с находящимися под израильским контролем Иудеей и Самарией было воспринято как сговор с Израилем. Все члены ЛАГ решительно осудили визит президента Египта Анвара Садата в Иерусалим в 1977 г. Подписание израильско-египетского мирного соглашения в 1979 г. (см. Государство Израиль. Исторический очерк. Правительство М. Бегина) вызвало резко отрицательную реакцию со стороны Лиги арабских государств. В 1979 г. большинство членов ЛАГ проголосовало за введение санкций против Египта, включая приостановление его членства в Лиге и перенесение ее штаб-квартиры из Каира в Тунис. Только в 1989 г. Египет был восстановлен в ЛАГ, а в 1991 г. штаб-квартира была возвращена в Каир.

Умеренное крыло членов Лиги арабских государств осудило Сирию за ее попытки вмешаться в сентябре 1970 г. в бои между частями иорданской армии и подразделениями Организации освобождения Палестины на стороне последних, а также за вторжение сирийских войск в Ливан в 1975 г. и участие в гражданской войне в этой стране. Несмотря на разногласия, экстренный саммит ЛАГ в Каире в 1976 г. одобрил ввод сирийских войск в Ливан и принял решение о создании «арабских сил мира», которые должны были состоять из сирийского контингента в Ливане.

Острые разногласия вспыхнули также на экстренном саммите ЛАГ в Каире в августе 1990 г. и проявлялись и после него, когда ряд арабских стран решительно осудил иракское вторжение в Кувейт в начале августа 1990 г. Некоторые из них - Саудовская Аравия, Марокко, Египет и Сирия - вступили в состав антииракской коалиции, возглавляемой США, и воинские контингенты этих стран приняли участие в войне в Персидском заливе в 1990–91 гг. Иордания, Йемен и Ливия заняли нейтральную позицию, отказавшись открыто осудить Ирак.

После подписания 13 сентября 1993 г. соглашения между израильскими и палестинскими делегациями (см. Палестинская автономия) некоторые арабские страны предприняли конкретные шаги к ослаблению арабского бойкота Израиля. Так, 1 октября 1994 г. представители шести государств - членов Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива заявили о том, что они выходят из режима бойкота. Лига арабских государств немедленно осудила это решение, заявив, что только высший руководящий орган организации - Совет ЛАГ - имеет право принимать принципиальное решение об изменении политики государств - членов Лиги, а отдельные государства или межгосударственные объединения не вправе этого делать.

На экстренном саммите в Каире в октябре 2000 г. и на саммите в Аммане в марте 2001 г. Лига арабских государств осудила Израиль за чрезмерное применение силы во время «интифады ал-Акса» (см. Палестинская автономия) и отсутствие прогресса в мирных переговорах с палестинцами. Было принято решение заморозить процесс нормализации отношений с Израилем. В июне 2001 г. в Каире состоялась чрезвычайная сессия комитета по наблюдению и контролю за выполнением решения саммита в Аммане. На ней было принято решение о «наблюдении за целенаправленным и интенсивным использованием средств, которые направляются на поддержку палестинцев, испытывающих большие финансово-экономические затруднения и перебои с продуктами питания, медикаментами и товарами широкого потребления в связи с блокадой Израилем территории Палестинской автономии». Вместе с тем ЛАГ практически не выделяла палестинцам материальной помощи. Так, в 2002 г. было принято решение о выделении администрации Палестинской автономии 600 млн долларов, однако оно не было реализовано.

На саммите Лиги арабских государств в Бейруте в марте 2002 г. участники встречи выступили с так называемой арабской мирной инициативой, предусматривавшей нормализацию отношений всех арабских стран с Израилем в обмен на отступление к границам 1967 г., включая ликвидацию израильских поселений на Западном берегу реки Иордан, в секторе Газы и на Голанских высотах , передачу Восточного Иерусалима палестинцам и признание права на возвращение для всех палестинских беженцев и их потомков.

После прихода к власти в феврале 2006 г. в Палестинской автономии правительства исламского движения Хамас под руководством Исмаила Хании, представитель Египта в Лиге Амр Муса осудил США за политику по замораживанию зарубежных счетов Хамаса, Израиль - за введение экономических санкций против Палестинской автономии, а страны Европейского сообщества - за отказ предоставить правительству Хамаса средства до тех пор, пока новое правительство не выступит с однозначным осуждением террора и заявлением о признании Израиля и всех международных и двухсторонних соглашений и договоров, заключенных предыдущими руководителями палестинской администрации.

Пост генерального секретаря Лиги арабских государств занимали: А. Р. Азам (Египет, 1945–52), А. Х. Хасуна (Египет, 1952–72), М. Рияд (Египет, 1972–79), Ш. Клиби (Тунис, 1979–90), Ахмет Абдель Мегид (Египет, 1991–01), А. Муса (Египет, 2001–11), Набиль аль-Араби (Египет, 2011–16). Начиная с 2016 г. генеральным секретарем Лиги должен стать бывший министр иностранных дел Египта Ахмад Абу аль-Райт.

В 2004 г. ЛАГ приняла Арабскую хартию прав человека, вступившую в силу в 2008 г. после ее ратификации семью государствами - членами Лиги (первая версия хартии была принята в 1994 г., но в силу так и не вступила). Верховный комиссар ООН по правам человека Луиза Арбур подвергла критике хартию за то, что в ней сионизм приравнивается к расизму, за подход к правам женщин и иностранцев, а также за допущение смертной казни в отношении несовершеннолетних. Эту хартию критикуют также организация «Международная амнистия» и Международная комиссия юристов. По состоянию на 2014 г. Арабскую хартию прав человека, основой которой являются исламские нормы, подписали 16, а ратифицировали 11 стран.

На саммите ЛАГ в Алжире в марте 2005 г. было принято решение о создании нового руководящего органа - Общеарабского парламента. В декабре 2005 г. в Каире состоялась первая сессия временного Общеарабского парламента, а затем заседания были перенесены в специально построенное здание в Дамаске. Председателем парламента был избран глава Комитета по международным отношениям парламента Кувейта Мухаммад ас-Сакар, затем его сменил Ахмед аль-Джарван из Объединенных Арабских Эмиратов. Планировалось, что в течение первых пяти лет работы Общеарабский парламент будет формироваться путем делегирования четырех представителей от каждой арабской страны, включая Палестинскую автономию, в дальнейшем предполагался переход к прямым выборам. Однако такие выборы не были проведены, а в связи с событиями так называемой «арабской весны» и гражданской войной в Сирии деятельность Общеарабского парламента в мае 2012 г. была фактически заморожена.

Вопреки ожиданиям, Лига арабских государств не смогла сыграть конструктивную роль ни в одном из острых кризисов, переживаемых ее членами. При фактическом развале государства Сомали ЛАГ ограничилась дипломатическими нотами и попытками посредничества между различными группировками. После начала геноцида в суданской провинции Дарфур ЛАГ самоустранилась от поисков решения проблемы и защищала исламистского диктатора Судана от международного давления. Гражданская война в Сирии и Ливии выявила полную недееспособность Лиги, что привело к вооруженному вмешательству в эти конфликты иностранных держав.

В марте 2015 г. на саммите в египетском городе Шарм-аш-Шейх Лига арабских государств приняла решение о создании 40-тысячного корпуса Объединенных арабских сил быстрого реагирования в составе представителей сухопутных и морских вооруженных сил Египта, Иордании, Саудовской Аравии, Марокко, Судана и Катара. В качестве основной задачи этого контингента декларировалось продолжение военной операции в Йемене, где в 2014 г. был совершен государственный переворот.

Впервые цель Лиги официально закреплено в преамбуле Александрийского протокола и сформулирован следующим образом: "укрепления и консолидация тесных связей между всеми арабскими странами, направление их в направлении объединения арабского мира, улучшение условий в будущем и реализация надежд и пожеланий народов арабских стран" .

Целью создания Лиги было "содействие более тесным отношениям и развития широких связей между арабскими странами; направление всех усилий в направлении обеспечения благополучия и процветания всех арабских стран; выражение их общей воли, реализация их целей и желаний, представление интересов арабских стран на международной арене; координация действий государств-членов для защиты национальной безопасности, обеспечения их независимости и суверенитета ». Так записано в преамбуле Устава ЛАГ.

В Александрийском протоколе и в Уставе Лиги определено также ее задачи и функции:

Контроль за соблюдением договоров, заключенных государствами-членами ЛАГ.

Проведение периодических собраний, которые укрепили отношения между странами-члена ми.

Координация их политических планов с целью обеспечения их сотрудничества.

Защита интересов стран-членов.

Координация отношений государств-членов из региональных и международных вопросов.

Посредничество в диспутах и конфликтах между странами-членами.

Решение спорных вопросов мирным путем.

Содействие обеспечению тесных политических, культурных, экономических и других связей между государствами-членами.

Представительство интересов арабских стран в других международных организациях.

Организационная структура ЛАГ

Для обеспечения эффективного исполнения и реализации определенных задач и функций в ЛАГ были созданы три главные органы, которыми являются Совет Лиги, Постоянные комитеты и Генеральный секретариат. Все они обеспечивают выполнение "Соглашения о коллективной безопасности", которая была ратифицирована в 1950 году. Кроме главных органов, Лига создала специализированные учреждения с целью объединения экономической и социальной политики, чтобы таким образом отделить себя от политического влияния стран-членов. В системе Лиги существуют правительственные совета по вопросам здравоохранения, туризма и др.

Согласно уставу Совет является высшим органом в структуре Лиги. Учредительным договором определяется ее состав, компетенция, процесс принятия решений и процесс голосования. При работе Совета Лиги могут присутствовать представители других органов ЛАГ.

В статье III Устава ЛАГ указано, что "Лига будет Совет, который будет состоять из представителей всех стран-членов". Представителями могут быть министры иностранных дел или их представители. Каждая страна-член может самостоятельно определять уровень своего представительства, никак не может изменить саму природу организации.

Совет заседает два раза в год - в марте и в октябре. ее штаб-квартира в Каире (Египет), но встречи Совета могут проводится и в других определенных накануне местах (ст. II). Чрезвычайные сессии Совета созываются по мере необходимости или по требованию двух стран-членов (ст. XI). На каждой обычной сессии делегаты должны выбирать очередности председателя Совета (ст. XV). В случае агрессии одной страны против другой страны-члена, страна, которой грозит опасность, может требовать немедленного проведения внеочередной встрече Совета. Если агрессия совершена страной-членом ЛАГ, ЕЕ голос при голосовании не будет учтен (ст. VI).

Каждая страна-член имеет только один голос независимо от количества представителей. Решение Совета, принятые единогласно, обязательны для всех стран-членов Лиги, а те, которые были приняты большинством, являются обязательными только для тех стран-членов, которые проголосовали за них. Посреднические или арбитражные решения должны приниматься большинством.

Если любая из стран-членов захочет выйти из Лиги, она должна предупредить Совет о своем решении за год (ст. XVIII).

Если Совет сочтет, что какая-то страна-член не выполняет обязательств, указанных в учредительном договоре, Совет может приостановить ее членство в Лиге путем единогласного голосования, не считая эту страну.

Согласно пункту III устава ЛАГ, Совет Лиги должна реализовывать свои цели и задачи, следить за выполнением заключенных договоренностей и соглашений. Она должна определять пути сотрудничества с другими международными организациями в сфере обеспечения мира и безопасности, а также в экономической и социальной областях.

Таким образом, основными функциями Совета Лиги можно назвать:

Слежение за выполнением договоров, подписанных страна-ми-членами в различных отраслях.

Мирное урегулирование конфликтов путем посредничества и арбитража.

Необходимые меры для предотвращения агрессии со стороны страны-члена.

Принятие страны в организацию и прекращение ее членства.

Определение путей сотрудничества с другими международными организациями для обеспечения мира и безопасности.

Определение внутренней организации Совета, комитетов и Генерального секретариата.

Утверждение на должность Генерального секретаря Лиги.

Определение и утверждение взносов каждой страны-члена в бюджет ЛАГ (ст. XIII).

Одобрение бюджета ЛАГ (ст. XVI).

Объявления окончания сессий.

Совет Лиги должна вмешиваться в конфликт, который может привести к войне между странами-членами или между страной-членом и третьим государством с целью его предотвращения

Лига арабских государств

(Справочная информация)

10-06-2009

Лига арабских государств (ЛАГ) - региональная межправительственная организация. Создана в Каире 22 марта 1945 г. Страны-учредители - Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Иордания и Йемен.

В настоящее время в состав Лиги входит 21 государство: Египет, Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Йемен, Саудовская Аравия, Ливия (вступила в 1953г.), Судан (1956), Тунис (1958), Марокко (1958), Кувейт (1961), Алжир (1962), Катар (1971), Бахрейн (1971), Оман (1971), ОАЭ (1971), Мавритания (1973), Сомали (1974), Джибути (1977), Коморские острова (1993). Кроме того, с 1976г. членом Лиги является Организация освобождения Палестины.

Постоянным местопребыванием штаб-квартиры ЛАГ является Каир (в 1979-1989 гг., после подписания Египтом мирного договора с Израилем и его исключения из числа государств-членов Лиги, временно базировалась в г. Тунис). Деятельность Лиги строится на основе ее Устава, вступившего в силу 11 мая 1945 г. Согласно Уставу, целью ЛАГ является укрепление связей и всестороннего сотрудничества между государствами-членами, координация их политической деятельности, защита независимости и суверенитета.

Высшим руководящим органом является Совет ЛАГ, созываемый дважды в год (в марте и сентябре) на уровне министров иностранных дел, председатели которого меняются по принципу ротации - согласно арабскому алфавиту - каждые полгода. Однако на практике с 1964 г. наиболее важные решения по актуальным проблемам, стоящим перед арабскими странами, принимаются в ходе совещаний глав государств-участников, которые в последнее время созываются ежегодно в марте. В период между саммитами в ЛАГ председательствует страна, в которой прошел последний саммит (в настоящий момент - Катар). Генеральный секретарь ЛАГ избирается Советом на 5 лет. С мая 2001 г. этот пост занимает бывший Министр иностранных дел Египта Амр Муса, который на XVIII саммите Лиги в Хартуме в 2006 г. был переизбран на второй срок.

В систему ЛАГ входят Арабское объединенное военное командование, Экономический совет. Объединенный совет по обороне. Специальное бюро по бойкоту Израиля, деятельность которых носит эпизодический характер.

Для решения вопросов, затрагивающих интересы арабских стран, в рамках ЛАГ формируются специальные комитеты ("Комитет 10-ти" по Ираку, "Комитет 8-ми" по положению на оккупированных Израилем территориях, "Комитет по Иерусалиму", "Комитет 3-х" по ближневосточному урегулированию и т.д.).

Государства-члены Лиги одновременно являются членами специализированных агентств при ЛАГ, таких как: Арабская организация промышленного развития и добывающих отраслей экономики, Арабская организация сельскохозяйственного развития. Арабская организация по атомной энергии, Арабская организация труда, Арабский почтовый союз, Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ), Организация Лиги арабских государств по вопросам образования, науки и культуры (АЛЕСКО) и др.

В настоящий момент предпринимаются шаги по реформированию ЛАГ с тем, чтобы обновленная организация адекватно и оперативно реагировала на процессы, происходящие как на региональном, так и мировом уровнях. Роль «локомотива» в этих процессах на себя взял Египет, который внес на рассмотрение государств-членов «Инициативу о развитии ЛАГ и активизации совместных арабских действий». В ее развитие 29 декабря 2005 г. на специальной встрече мининдел Лиги в Каире было принято решение о внесении изменений в Устав организации. Предполагалось, что все решения Лиги, обязательные для исполнения всеми членами организации, отныне будут приниматься не на основе консенсуса, а квалифицированным (субстантивные вопросы) или простым (процедурные вопросы) большинством.

В развитие запущенного процесса обновления на саммитах ЛАГ в Алжире и Хартуме был принят ряд важных решений, касающихся повышения эффективности работы этой межарабской организации. Саммит утвердил инициативу формирования Межарабской парламентской ассамблеи (срок полномочий - 5 лет) со штаб-квартирой в Дамаске, в состав которой вошли 88 депутатов (по 4 от каждого государства-члена). Первая учредительная сессия Ассамблеи состоялась в Каире 27-28 декабря 2005 г. В свою очередь, «камнем преткновения» является вопрос об установлении т.н. «штрафных» санкций в отношении членов Лиги, уклоняющихся от выполнения решений арабских саммитов. Особенно показательными в этом плане явились состоявшиеся в 2006 г. две внеочередные сессии на уровне мининдел ЛАГ (по ситуации в Ливане и Палестине), которые практически не оказали ощутимого влияния на ситуацию в зонах конфликта. В целом большинство решений, принятых в минувшем году, носили декларативный характер и отражали скорее многообразие, чем единство подходов государств-членов ЛАГ к урегулированию актуальных общеарабских проблем.

Лига решительно выступает против экстремизма и терроризма. Вместе с тем, руководство ЛАГ осуждает проявления арабофобии и исламофобии на Западе, подчеркивает недопустимость отождествления арабской нации и исламской религии с терроризмом. Генсекретарь Лиги А.Муса неоднократно заявлял, что ни одна арабская страна не должна становиться гипотетической мишенью для американских атак, что чревато угрозой дестабилизации положения в регионе.

Деятельность ЛАГ во многом ассоциируется с реализацией общеарабской линии в БВУ. В ее основе лежит арабская мирная инициатива, утвержденная на саммите Лиги в Бейруте в 2002 г. Руководство ЛАГ твердо заявляет о приверженности мадридским принципам и «дорожной карте», хотя и выступает за доработку этого документа с учетом новых реалий.

По Ираку Лига исходит из необходимости прекращения иностранной оккупации этой страны и выступает за формирование суверенного и независимого от внешнего вмешательства государства. Вместе с тем, участие ЛАГ в этом процессе, несмотря на определенную активизацию в последнее время в иракских делах, в целом носит ограниченный характер. Инициатива ЛАГ по организации национального диалога основных иракских сил и партий, выдвинутая А.Мусой в ноябре 2005 г., по сути не была востребована.

В период обострения противостояния между парламентским большинством и оппозицией в Ливане Генсекретарь Лиги А.Муса выступил с посреднической миссией в вопросе формирования правительства национального единства, сумев добиться подписания в мае 2008 г. соглашения о запуске национального диалога между противоборствующими сторонами.

Большое внимание ЛАГ уделяет ситуации в Судане, выступая за сохранение его территориальной целостности и арабской принадлежности. Лига подчеркивает недопустимость введения санкций в отношении Хартума, тем более т.н. гуманитарной интервенции с целью положить конец противостоянию между властями и повстанцами в западных провинциях страны - Дарфуре. Выступая против интернационализации межсуданского конфликта, ЛАГ одновременно поддерживает миротворческие усилия Афросоюза в дарфурском урегулировании. Государства-члены ЛАГ единогласно высказались в поддержку суданского президента О.Башира после того, как Международный уголовный суд выдал ордер на его арест.

В период резкой эскалации насилия в Сомали и введения Эфиопией войск на территорию этого государства ЛАГ неоднократно призывала к прекращению боевых действий и началу переговорного процесса с участием всех вовлеченных в конфликт сторон.

Лигой ведется работа по укреплению правовой базы межарабских отношений. Первым крупным шагом на этом пути стал Договор о совместной обороне 1950 г. К настоящему времени заключено значительное число многосторонних соглашений по различным вопросам, в частности, о формировании Арабского общего рынка. Вместе с тем, большая их часть так и остается на бумаге.

Несмотря на традиционные связи нашей страны с арабскими государствами, отношения России с ЛАГ были оформлены относительно недавно. В январе 1990 г. в Москве было открыто Представительство ЛАГ. С июля 2000 г. по декабрь 2006 г. его возглавлял Сайд Барами (подданный Султаната Оман), с 1 января 2007 г. новым постпредом в Москве назначен ливиец Джумаа Ибрагим Ферджани.

23 сентября 2003 г. в ходе сессии ГА ООН в Нью-Йорке Министр иностранных дел России И.С.Иванов и Генсекретарь Лиги А.Муса подписали Меморандум о взаимопонимании между МИД России и Генеральным секретариатом ЛАГ, ставший основополагающим документом, регламентирующим отношения с этой межарабской организацией. Им предусмотрен тесный политический диалог по актуальным международным и региональным проблемам, регулярные контакты сторон.

С целью интенсификации этого диалога Президент России В.В.Путин во время посещения штаб-квартиры ЛАГ в Каире 26 апреля 2005 г. выдвинул инициативу об аккредитации российского посла в АРЕ полномочным представителем при Лиге. После обмена соответствующими письмами между руководителями МИД России и ЛАГ и в соответствии с указом Президента России В.В.Путина от 18 октября 2005 г. Посол Российской Федерации в Египте М.Л.Богданов был аккредитован в этом качестве. Установившаяся практика регулярного обмена посланиями между Министром С.В.Лавровым и Генсекретарем А.Мусой вывела отношения России с этой межарабской организацией на новый, более высокий уровень, что позволяет более эффективно использовать возможности Лиги для продвижения наших внешнеполитических интересов.

Руководство ЛАГ последовательно занимает взвешенную позицию по чеченской проблеме, рассматривая ее в качестве внутреннего дела нашей страны. Подтверждением тому является направление Лигой в 2003 и 2004 гг. своего официального представителя в Москве в качестве наблюдателя на выборы в Чеченской Республике, итоги которых им были прокомментированы в благожелательном для российской стороны ключе.

Приложение 1

Генеральные секретари Лиги арабских государств:

Годы

пребывания Имя Национальность

на посту

1945-1952 Абдель Рахман Аззам Египет

1952-1972 Абдель Халек Хассуна Египет

1972-1979 Махмуд Риад Египет

1979-1990 Шазли Клиби Тунис

1991-2001 Исмат Абдель Магид Египет

2001-пон.в. Амр Муса Египет

Вехи в истории Лиги:

1942: Великобритания впервые выступила с идеей создания Лиги арабских государств в попытке вовлечь арабские страны в войну против стран Оси.

1944: официальные представители Египта, Ирака, Ливана, Северного Йемена, Саудовской Аравии и Трансиордании на встрече в Александрии пришли к принципиальному соглашению о создании ЛАГ

1945: вышеперечисленные государства подписывают договор о создании Лиги

1945: ЛАГ объявляет бойкот еврейским предпринимателям в Палестине

1948: страны-члены Лиги объявляют войну Израилю

1950: подписан Договор о совместной обороне

1953: учрежден Экономический совет

1964: первый саммит глав государств-членов ЛАГ прошел в Каире, второй саммит осенью того же года приветствовал создание ООП

1976: на саммите Лиги в Каире принято решение о создании Межарабских сил сдерживания в Ливане

1979: членство Египта в ЛАГ приостановлено в результате подписания Кэмп-Дэвидских соглашений, штаб-квартира Лиги перенесена в Тунис

1987: ЛАГ единогласно поддержала Ирак в войне против Ирана

1989: членство Египта восстановлено, штаб-квартира возвращается в Каир

1990, май: на саммите Лиги звучит критика в адрес Запада за препятствование разработке высокотехнологичных вооружений в Ираке

1990, август: на чрезвычайном саммите 12 из 20 государств-членов осудили иракскую агрессию против Кувейта

1994: ЛАГ осудила решение Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива о прекращении экономического и торгового эмбарго против Израиля

1998: Генсекретарь ЛАГ осудил применение силы против Ирака со стороны США, министры внутренних дел и обороны стран-участниц подписали соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом

2002: На саммите в Бейруте выдвинута Арабская мирная инициатива, план по нормализации отношений с Израилем в обмен на возвращение последнего к границам 1967 г.

2002: ливийский лидер М.Каддафи заявил о выходе своей страны из ЛАГ, мотивировав этот шаг неспособностью Лиги отвечать на вызовы в регионе (впоследствии он отменил это решение)

2006: на саммите в Хартуме было принято решение о создании межарабской Парламентской ассамблеи и изменении порядка голосования на саммитах

Приложение 2

Саммиты ЛАГ:

Место проведения

Время проведения

Каир, Египет

Признание необходимости всеобщего разоружения и урегулирования международных проблем мирными средствами

Александрия, Египет

Саммит приветствовал создание ООП и потребовал ликвидации всех иностранных военных баз в арабских странах

Касабланка, Марокко

Принят «Пакт арабской солидарности», имевший антиимпериалистическую направленность

Хартум, Судан

Выработка единой линии по ликвидации последствий Шестидневной войны для арабских стран

Рабат, Марокко

Обсуждались вопросы о деятельности ПДС на оккупированных территориях, повышения эффективности объединенного командования сопредельных с Израилем стран

Каир, Египет

1-й чрезвычайный саммит. Обсуждалась ситуация в Палестине и Иордании.

Алжир, Алжир

Участники потребовали от Израиля освободить оккупированные в ходе войны Судного дня территории и призвали к продолжению освободительной борьбы палестинского народа

Рабат, Марокко

ООП признана единственным представителем палестинского народа

Эр-Рияд, Саудовская Аравия

2-й чрезвычайный саммит. Принято решение о создании Межарабских сил сдерживания для разъединения противоборствующих сторон в Ливане

Каир,Египет

Обсуждалась ситуация в Ливане

Багдад, Ирак

Участники осудили Кэмп-Дэвидские соглашения и призвали Египет не подписывать с Израилем никаких договоров

Тунис, Тунис

Членство Египта в ЛАГ приостановлено в результате подписания Кэмп-Дэвидских соглашений, штаб-квартира Лиги перенесена в Тунис

Амман, Иордания

Саммит одобрил программу совместных действий по развитию экономик стран-участниц ЛАГ

Фес, Марокко

Принята Фесская декларация -план по созданию независимого палестинского государства

Касабланка, Марокко

3-й чрезвычайный саммит. Обсуждались межарабские противоречия и палестинская проблема.

Амман, Иордания

4-й чрезвычайный саммит. Участники призвали к укреплению экономического сотрудничества и нормализации отношений между Сирией и Ираком.

Алжир, Алжир

5-й чрезвычайный саммит. Участники осудили Израиль за несоблюдение резолюций ООН и охарактеризовали политику США как «полную предрассудков».

Касабланка, Марокко

6-й чрезвычайный саммит. Членство Египта восстановлено, принято решение о возвращении штаб-квартиры в Каир.

Багдад, Ирак

7-й чрезвычайный саммит. На саммите звучит критика в адрес Запада за препятствование разработке высокотехнологичных вооружений в Ираке.

Каир, Египет

8-й чрезвычайный саммит. На саммите 12 из 20 государств-членов осудили иракскую агрессию против Кувейта

Каир, Египет

9-й чрезвычайный саммит. Участники осудили акты терроризма и экстремизма и призвали Израиль уйти с оккупированных территорий

Каир, Египет

10-й чрезвычайный саммит. Саммит поддержал начавшуюся Вторую интифаду

Амман, Иордания

Принято решение о выделении финансовой помощи ПНА

Бейрут, Ливан

Выдвинута арабская мирная инициатива, план по нормализации отношений с Израилем в обмен на возвращение последнего к границам 1967 г.

Шарм аш-Шейх, Египет

Участники выразили полное неприятие любой формы возможной агрессии против Ирака

Тунис, Тунис

Участники призвали Израиль вывести войска с палестинских территорий, а также приняли резолюции по Ираку и Сирии. Принято решение о формировании Совбеза ЛАГ.

Алжир, Алжир

Утверждено решение о создании Межарабской парламентской ассамблеи. Реактивация арабской мирной инициативы 2002 г. по принципу «мир в обмен на землю»

Хартум, Судан

Утверждено решение об изменении порядка голосования на саммитах, А.Муса переизбран на второй 5-летний срок

Эр-Рияд, Саудовская Аравия

Участники вновь подтвердили приверженность арабской мирной инициативе и выразили поддержку правительству Ирака

Дамаск, Сирия

Саммит прошел на фоне серьезных разногласий между арабскими странами. Египет и Саудовская Аравия прислали делегации подчеркнуто низкого уровня, Ливан бойкотировал встречу.

Доха, Катар

Участники подвергли критике МУС за решение выдать санкцию на арест президента Судана О.Башира. Резкому осуждению подверглась военная операция Израиля в секторе Газа.

Приложение 3

Представительства ЛАГ:

1. Представительство ЛАГ при ООН, г. Нью-Йорк

2. Представительство ЛАГ при Отделении ООН и других международных организаций, г. Женева

3. Австрия, г. Вена

4. Аргентина, г. Буэнос-Айрес

5. Бельгия, г. Брюссель

6. Бразилия, г. Бразилиа

7. Германия, г. Бонн

8. Греция, г. Афины

9. Индия, г. Дели

10. Испания, г. Мадрид

11. Италия, г. Рим

12. Канада, г. Оттава

13. Кения, г. Найроби

14. Россия, г. Москва

15. Сенегал, г. Дакар

16. США, гг. Вашингтон, Даллас, Чикаго и Сан-Франциско

17. Эфиопия, г. Аддис-Абеба

18.Япония, г. Токио

ТАСС-ДОСЬЕ /Эльнара Гулиева/. Межправительственная региональная организация Лига арабских государств (ЛАГ) была создана 22 марта 1945 г. в Каире на конференции арабских государств, в которой принимали участие 7 стран: Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания (ныне - Иордания) и Йемен. В 1950 г. ЛАГ была признана ООН в качестве региональной организации и получила статус наблюдателя. В настоящее время в состав ЛАГ входят 22 государства: Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Коморские Острова, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан и Тунис.

Случаи приостановки членства в ЛАГ

В 1979-1989 гг. Египет был исключен из ЛАГ из-за подписания мирного договора с Израилем. С 22 февраля 2011 г. по 25 августа 2011 г. было приостановлено членство Ливии. 12 ноября 2011 г. из-за обострения внутрисирийского конфликта своего членства в организации лишился Дамаск. В марте 2013 г. место официальной сирийской делегации было предоставлено сирийской Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС). На саммите в 2014 г. место Сирии было вакантным, поскольку Алжир, Ирак и Египет выступили против его передачи главе НКОРС Ахмаду аль-Джарбе.

Продолжение

Устав ЛАГ был принят 11 мая 1945 г. Согласно этому документу, целью организации является укрепление связей и всестороннего сотрудничества между государствами-членами, координация их политической деятельности, защита суверенитета.

Структура ЛАГ

Высший руководящий орган - Совет ЛАГ, в котором каждый член имеет один голос. Наиболее важные решения по актуальным проблемам принимаются в ходе совещаний глав государств-членов. Административным аппаратом Лиги является Генеральный секретариат. Генеральный секретарь избирается Советом на 5 лет. С 15 мая 2011 г. этот пост занимает бывший министр иностранных дел Египта Набиль аль-Араби . Штаб-квартира ЛАГ находится в Каире (Египет). В 1979-1989 гг. штаб-квартира располагалась в г. Тунис.

ЛАГ имеет представительства или информационные бюро во многих странах мира, в том числе и в России (с января 1990 г.). Должность главы представительства ЛАГ в Москве занимает Джаляль аль-Машта. В качестве полномочного представителя России при Лиге аккредитован российский посол в Египте Сергей Кирпиченко.

В структуру ЛАГ входят многочисленные постоянные комитеты - политический, экономический, социальный и др. При ЛАГ действуют специальные агентства, в частности, Межарабское агентство по атомной энергетике, Арабская организация космической связи (АРАБСАТ), Организация ЛАГ по вопросам образования, культуры и науки (АЛЕКСО) и др.

В отличие от других региональных организаций, в Лиге долгое время отсутствовал какой-либо механизм по контролю за соблюдением прав человека. Только в 2004 г. ЛАГ приняла Арабскую хартию прав человека (вступила в силу в 2008 г.). Большинство правозащитников усматривают в тексте документа существенные недостатки, из-за которых он не может считаться эффективным инструментом в сфере защиты прав человека.

В 2005 г. при ЛАГ был создан Межарабский парламент. Активно действовать этот орган начал только в 2012 г. В парламент входят по четыре представителя от каждого из 22 членов ЛАГ (в настоящее время Сирия не представлена в органе). С декабря 2013 г. должность спикера парламента занимает Ахмед аль-Джарван (ОАЭ). Штаб-квартира парламента находится в Каире.

В рамках Лиги была предпринята попытка создания аналога СБ ООН - в марте 2006 г. на 18-м саммите в Хартуме (Судан) был учрежден Межарабский совет мира и безопасности, однако в настоящее время этот орган не функционирует.

История саммитов

Первый саммит ЛАГ состоялся в январе 1964 г. в Каире по инициативе египетского президента Гамаля Абдель Насера. В нем приняли участие лидеры 13 стран-членов ЛАГ, а также делегация палестинцев (Организация освобождения Палестины вступила в ЛАГ в 1974 г.). Одним из ключевых вопросов повестки саммита стала палестинская проблема и освобождение земель, оккупированных Израилем в 1948 г. Впоследствии палестино-израильский конфликт стал неотъемлемой темой саммитов Лиги. На первом совещании на высшем уровне арабские лидеры присоединились к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 1963 г. Тогда же было принято решение проводить саммиты ежегодно. В период между саммитами в ЛАГ председательствует страна, в которой прошло последнее совещание.

В связи с межарабскими разногласиями по ирако- кувейтскому кризису в 1990 г. проведение ежегодных саммитов было прервано. В июне 1996 г. сессии ЛАГ возобновились. В июне 2000 г. было принято решение проводить саммиты один раз в год именно в марте. Созыв чрезвычайных сессий возможен по просьбе государства-члена ЛАГ или генерального секретаря организации в случае, если одному из государств угрожает опасность.

До настоящего времени состоялось 25 саммитов ЛАГ, последний из них прошел 25-26 марта 2014 г. в Эль-Кувейте (Кувейт).

Точки соприкосновения и противоречия среди арабских стран

По ряду вопросов члены ЛАГ имеют общую позицию. Так, они настаивают на признании государства Палестина в границах 1967 г. и прекращении оккупации палестинских земель Израилем. Помимо этого, члены ЛАГ выступают за свободный от ядерного оружия регион Ближнего Востока. Арабские страны единогласно осуждают "оккупацию" Ираном трех спорных островов в Персидском заливе (Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб), на которые претендуют ОАЭ.

Острые противоречия в организации возникли во время событий "арабской весны". В марте 2011 г. Совет ЛАГ принял резолюцию, которая повлекла введение бесполетной зоны над Ливией и фактически открыла путь для нанесения авиаударов странами НАТО. Против данного решения выступали Алжир, Сирия, Йемен, Судан и Мавритания. Не было единогласия и при принятии решения о лишении Сирии членства в организации. В настоящее время также сохраняются противоречия по некоторым проблемам. Так, Алжир выступает за самоопределение Западной Сахары, в то время как Марокко считает ее своей территорией. Нет единства по вопросу взаимоотношений арабских стран с Ираном - государства Персидского залива имеют сложные отношения с этой страной, в то время как Ирак и Сирия сотрудничают с ИРИ по ряду вопросов.

С идеей объединения арабских независимых государств выступила Англия во время Второй мировой войны, министр иностранных дел Иден неоднократно заявлял, что Англия готова поддержать любой подобный проект. В сентябре 1943 года арабские государства приступили к переговорам о создании такого союза. Протокол о намерении был подписан 7 октября 1944 года в Александрии представителями Сирии , Трансиордании , Ирака , Ливана и Египта . Согласно ему, Лига арабских государств должна была представлять внешнеполитический блок самостоятельных государств. Соглашение о создании лиги подписано 22 марта 1945 года в Каире руководителями вышеперечисленных государств, к которым присоединился король Саудовской Аравии Абдель Азиз ибн Сауд . 5 мая того же года к соглашению присоединился Северный Йемен . В Лиге имели право участвовать только независимые арабские государства< .

Несмотря на заявленную независимость, Лига проводила пробританскую политику в регионе. Результатом этого стало образование к 1949 году двух враждебных группировок внутри Лиги: Ирак и Трансиордания оставались на пробританской позиции, а Египет и Саудовская Аравия поддерживали США. В результате деятельность лиги была близка к прекращению . 13 апреля 1950 года было подписано соглашение о сотрудничестве в области обороны и экономики .

В 1950 году Лига получила статус наблюдателя при ООН. В то же время в арабском мире развернулась борьба за независимость. После июльской революции 1952 года в Египте Лига стала осуществлять координацию действий её членов, направленных на получение независимости отдельных арабских стран. Таким образом, Лига служила для объединения арабских стран азиатского и африканского регионов. После того, как число членов ООН из Азии и Африки значительно увеличилось, влияние Лиги в организации пошло на убыль .

Разногласия в Лиге

Очередной раскол в Лиге связан с поражением в арабо-израильском конфликте 1967 года: Египет и Иордания при поддержке США подписали соглашение о прекращении огня и получили резкую критику со стороны Алжира, Ирака и Организации освобождения Палестины. Вмешательство Сирии в гражданскую войну в Иордании в 1970 году и в Ливане в 1975 году, предложение Иордании по поводу Западного берега реки Иордан в 1972 году, фактическое признание Египтом государства Израиль в 1977 году также были восприняты неоднозначно. После подписания египетско-израильского мирного договора в 1979 году членство Египта в Лиге было приостановлено, против него были введены санкции, а штаб-квартира Лиги была перенесена в Тунис. Только в 1989 году было восстановлено членство Египта в Лиге, штаб-квартира вернулась в Каир в 1991 году .

Новые разногласия были связаны с войной в Персидском заливе (1990-1991). Саудовская Аравия, Египет, Сирия и Марокко представляли собой антииракскую коалицию, в то время как Иордания, Йемен и Ливия поддерживали нейтралитет . Агентство новостей BBC News называет экономический бойкот Израиля, который организация осуществляла с 1948 по 1993 годы, единственным решением в истории Лиги, которое вышло за рамки декларации о намерениях .

Вместе с тем, Лига плодотворно занималась экономическими вопросами. В рамках экономической политики Лиги арабских государств в 1959 году состоялся первый нефтяной арабский конгресс (Arab petroleum congress), а в 1964 году была создана Организация Арабской Лиги по вопросам образования, культуры и науки (Arab League Educational, Cultural and Scientific Organization, или ALECSO) . Кроме того, были созданы такие всеарабские институты, как Арабское телекоммуникационное объединение (Arab Telecommunications Union) в 1953 году, Арабское почтовое объединение (Arab Postal Union) в 1954 году, Арабский банк развития (Arab Development Bank), который впоследствии сменил название на Арабскую финансовую организацию (Arab Financial Organization) в 1959 году, (Arab Common Market) в 1965 году. Последний, открытый для всех государств-членов Лиги, даёт возможность беспошлинной торговли натуральными ресурсами и сельскохозяйственными продуктами, что способствует движению капитала и рабочей силы .

Арабская весна

Очередной вызов организации бросила волна протестов, прокатившаяся по странам арабского мира в 2010-2011 годы и получившая название Арабской весны .

Ливия Ливия
В феврале 2011 года ЛАГ приостановила участие Ливии в деятельности организации