Почему курильские острова являются спорными. Неизвестная Россия: Курильские острова

В 2012 году безвизовый обмен между Южными Курилами и Японией начнется 24 апреля.

2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов.

В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов.

В 1992 году на основании межправительственной договоренности между жителями российских Южных Курил и Японией. Поездки осуществляются по национальному паспорту со специальным вкладышем, без виз.

В сентябре 1999 года началась реализация договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей.

Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Курильские острова , находящиеся на границе с Японией и располагающиеся в Тихом океане уже давно не дают спокойной жизни российским и японским дипломатам. :) Обе стороны хотят себе оттяпать или оставить кусочек этих земель. Так почему же он настолько лакомый ? Давайте разберемся, я вот, честно сказать, сам недавно увлёкся этим вопросом после путешествия в , и вот узнал для себя много нового. :)

Почему Япония хочет вернуть Курилы

Перед тем как делить земли у государств, как правило, возникает вопрос: "А кто же первоначально являлся хозяином здешних территорий?" Так вот уже на этом этапе у двух государств противоречивые мнения, даже смех берёт:

  • Российская Федерация считает, что самое первое упоминание о Курилах была в 1646 году Н. И. Колобовым , который описывал русские поселения, расположившиеся на данной местности. А японцы же, по мнению России, появились тут не раньше чем в 1710-ом году .
  • Япония , в свою очередь заявляет, что первыми на землю островов ступили именно они в 1644 году .

Кому верить? А вот тут и не разберешься. Известно только то, что в последующем было очень много споров касательно Курил. Делились они столетиями и из поколения в поколения переходил резонный вопрос: "А чье, собственно, владение-то?" Кстати, после многочисленных прений и изменений кое-как, вроде бы, разошлись обе стороны в этом вопросе, да вот не до конца.
Глубоко вдаваться в историю я не хочу, это слишком долго, да я и не помню много. Однако, я знаю точно, что на сегодняшний день Япония считает, что та часть Курильских Островов , которая относится к Российской Федерации , является оккупированной территорией . Вздор и глупости, не правда ли? Подобных оговорок с обеих сторон было много.

Почему же Курильские острова являются камнем раздора

Есть несколько причин:

  • Во-первых - это стратегически важный объект как для России, так и для Японии. Как никак, а Курилы находятся в Тихом Океане и являются пограничными территориями для двух стран.
  • Во-вторых - это рыболовная промышленность .
  • В третьих сейчас на этой территории России собираются возвести электростанции , которые поспособствуют увеличению электроэнергетической промышленности .

Одним из первых документов регламентирующих русско-японские отношения стал Симодский трактат, подписанный 26 января 1855 года. Согласно второй статье трактата граница устанавливалась между островами Уруп и Итуруп - то есть владением Японии признавались все четыре ныне острова, на которые Япония претендует в наши дни.

С 1981 года день заключения Симодского трактата в Японии отмечается как «День Северных территорий». Другое дело, что опираясь на Симодский трактат как один из основополагающих документов, в Японии забывают об одном немаловажном моменте. В 1904 году Япония, напав на русскую эскадру в Порт-Артуре и развязав Русско-японскую войну, сама нарушила условия трактата, предусматривавшего дружбу и добрососедские отношения между государствами.

Симодский трактат не определял принадлежность Сахалина, где находились как русские, так и японские поселения, и к середине 70-х годов назрело решение и этого вопроса. Был подписан Санкт-Петербургский договор, который неоднозначно оценили обе стороны. По условиям договора к Японии теперь полностью отходили все Курильские острова, а Россия получала полный контроль над Сахалином.

Затем по итогам Русско-японской войны, согласно Портсмутскому договору, к Японии отошла южная часть Сахалина до 50 параллели.

В 1925 году в Пекине была подписана советско-японская конвенция в целом подтверждавшая условия Портсмутского договора. Как известно, конец 30-х - начало 40-х годов были крайне напряженными в советско-японских отношениях и были связаны с серией различных по своим масштабам военных конфликтов.

Ситуация стала меняться к 1945 году, когда страны Оси стали терпеть тяжелые поражения и перспектива проигрыша Второй мировой войны становилась все более очевидной. На этом фоне возник вопрос о послевоенном устройстве мира. Так, согласно условиям Ялтинской конференции, СССР обязывался вступить в войну против Японии, а к Советскому Союзу отходили Южный Сахалин и Курильские острова.

Правда, тогда же японское руководство готово было в обмен на нейтралитет СССР и поставки советской нефти добровольно уступить эти территории. СССР на подобный весьма скользкий шаг не пошел. Поражение Японии к тому моменту было делом может не быстрого, но все же времени. И главное, устраняясь от решительных действий, Советский Союз фактически бы отдавал ситуацию на Дальнем Востоке в руки США и их союзников.

Кстати, это относится и к событиям Советско-японской войны и непосредственно Курильской десантной операции, которая изначально не готовилась. Когда же стало известно о подготовке высадки американских войск на Курилы, в срочном порядке за сутки была подготовлена Курильская десантная операция. Ожесточенные бои в августе 1945 года закончились капитуляцией японских гарнизонов на Курилах.

К счастью, японское командование не знало реальной численности советских десантников и, не используя полностью свой подавляющий численный перевес, капитулировало. Одновременно была проведена и Южно-Сахалинская наступательная операция. Так, ценой немалых потерь, Южный Сахалин и Курильские острова вошли в состав СССР.

Конфликт по поводу Курильских островов начался задолго до Второй мировой войны.

Спор по поводу самых южных Курильских островов — Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи — является точкой напряженности в отношениях между Японией и Россией с того момента, когда они были захвачены Советским Союзом в 1945 году. Спустя более 70 лет российско-японские отношения все еще нельзя назвать нормальными из-за продолжающегося территориального спора. В значительной мере именно исторические факторы помешали решению этого вопроса. К их числу относятся демография, ментальность, институты, география и экономика — все это стимулирует проведение жесткой политики, а не готовность к компромиссу. Первые четыре фактора способствуют сохранению тупиковой ситуации, тогда как экономика в виде нефтяной политики связана с определенной надеждой на разрешение.

Претензии России на Курилы восходят к 17-му веку, что происходило в результате периодических контактов с Японией через Хоккайдо. В 1821 году была де-факто установлена граница, в соответствии с которой Итуруп стал японской территорией, а российская земля начиналась с острова Уруп. Впоследствии по Симодскому трактату (1855 год) и Санкт-Петербургскому договору (1875 год) все четыре острова были признаны территорией Японии. В последний раз Курилы сменили своего владельца по результатам Второй мировой войны — в 1945 году в Ялте союзники, по сути, согласились передать эти острова России.

Спор по поводу островов стал частью политики холодной войны во время переговоров по заключению Сан-Францисского мирного договора, статья 2c которого заставляла Японию отказаться от всех своих претензий на острова Курильской гряды. Однако отказ Советского Союза подписать это соглашение оставил эти острова в состоянии неопределенности. В 1956 году была подписана совместная Советско-японская декларация, которая де-факто означала завершение состояния войны, но не смогла разрешить территориальный конфликт. После ратификации в 1960 году американо-японского Договора безопасности дальнейшие переговоры были прекращены, и так продолжалось до 1990-х годов.

Однако после окончания холодной войны в 1991 году, казалось, появилась новая возможность для разрешения этого вопроса. Несмотря на бурные события в мировых делах, позиции Японии и России по вопросу о Курилах не претерпели особого изменения по сравнению с 1956 годом, и причиной подобного положения были пять исторических факторов, находившихся за рамками холодной войны.

Первый фактор — демографический. Население Японии уже сокращается из-за низкого уровня рождаемости и старения, тогда как население России уменьшается с 1992 года из-за избыточного употребления алкоголя и по причине других социальных недугов. Этот сдвиг вместе с ослаблением международного влияния привел к появлению обращенных в прошлое тенденций, и обе нации, в основном, пытаются теперь разрешить этот вопрос, глядя назад, а не вперед. При наличии подобных установок можно сделать вывод о том, что стареющее население Японии и России лишают премьер-министра Синдзо Абэ и президента Владимира Путина возможности вести переговоры из-за прочно укоренившихся взглядов в отношении вопроса о Курилах.

Контекст

Россия готова вернуть два острова?

Санкэй симбун 12.10.2016

Военное строительство на Курилах

The Guardian 11.06.2015

Можно ли договориться о Курильских островах?

Русская служба BBC 21.05.2015
Все это также на руку ментальности и восприятию внешнего мира, которые формируются на основании того, как преподается история, а в более широком смысле на основании того, как ее преподносят средства массовой информации и общественное мнение. Для России развал Советского Союза оказался сильным психологическим ударом, сопровождавшимся потерей статуса и власти, поскольку многие бывшие советские республики отделились. Это существенным образом изменило границы России и создало значительную неопределенность относительно будущего российской нации. Хорошо известно, что во времена кризисов граждане часто проявляют более сильные патриотические чувства и чувства защитного национализма. Спор о Курилах заполняет существующую в России пустоту, а также представляет собой повод выступить против воспринимаемой эмоционально исторической несправедливости, совершенной Японией.

Восприятие Японии в России во многом формировалось под воздействием вопроса о Курильских островах, и так продолжалось вплоть до окончания холодной войны. Антияпонская пропаганда стала обычным явлением после русско-японской войны 1904-1905 годов, и она была усилена в результате японской интервенции во время гражданской войны в России (1918-1922 гг.). Это заставило многих русских поверить в то, что в результате все заключенные ранее договоры были аннулированы. Однако победа России над Японией во Второй мировой войне покончила с предыдущим унижением и укрепила символическое значение Курильских островов, которые стали олицетворять (1) необратимость результатов Второй мировой войны и (2) статус России как великой державы. С этой точки зрения, передача территории рассматривается как пересмотр итогов войны. Поэтому контроль над Курилами сохраняет важное психологическое значение для русских.

Япония пытается определить свое место в мире в качестве «нормального» государства, расположенного рядом с набирающим все большую силу Китаем. Вопрос о возвращении Курильских островов непосредственно связан я национальной идентичностью Японии, а сами эти территории воспринимаются как последний символ поражения во Второй мировой войне. Российское наступление и захват «неотъемлемой территории» Японии способствовали укреплению ментальности жертвы, что стало преобладающим нарративом после окончания войны.

Подобное отношение усиливается японскими консервативными средствами массовой информации, которые часто поддерживают внешнюю политику правительства. Кроме того, националисты нередко используют средства массовой информации для ожесточенной атаки на представителей академического мира и политиков, которые намекают на возможность достижения компромисса по этому вопросу, и в результате остается мало пространства для маневра.

Это, в свою очередь, оказывает влияние на политические институты как Японии, так и России. В 1990-х годах позиции президента Бориса Ельцина были столь слабыми, что он опасался возможного импичмента в том случае, если Курильские острова были бы переданы Японии. Одновременно центральное российское правительство было ослаблено в результате усиления влияния региональных политиков, в том числе двух губернаторов Сахалинской области — Валентина Федорова (1990 — 1993 гг.) и Игоря Фахрутдинова (1995 — 2003 гг.), которые активно выступали против возможной продажи Курил Японии. Они делали ставку на националистические чувства, и этого оказалось достаточно для того, чтобы воспрепятствовать завершению работы над договором и его реализации в 1990-е годы.

После прихода к власти президента Путина Москва подчинила своему влиянию региональные правительства, однако другие институциональные факторы также способствовали сохранению патовой ситуации. Одним из примеров может служить идея о том, что ситуация должна созреть, и тогда какой-то вопрос или проблема могут быть решены. В первоначальный период своего правления президент Путин имел возможность, но не имел желания вести переговоры с Японией по поводу Курил. Вместо этого он решил потратить время и энергию на то, чтобы разрешить китайско-российский пограничный конфликт за счет вопроса о Курильских островах.

После возвращения на пост президента в 2013 году Путин стал все больше зависеть от поддержки националистических сил, и маловероятно, что он будет готов уступить Курилы в каком-то значимом смысле. Недавние события в Крыму и на Украине ясно демонстрируют то, как далеко готов Путин пойти для защиты национального статуса России.

Японские политические институты, хотя они и отличаются от российских, также поддерживают жесткий вариант поведения на переговорах в отношении Курил. В результате реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны, доминирующее положение в Японии занимает Либерально-демократическая партия (ЛДП). За исключением периода с 1993 года по 1995 годы и с 2009 года по 2012 годы ЛДП имела и продолжает иметь большинство в национальном законодательном собрании, и по сути ее партийная платформа по поводу возвращения четырех южных островов Курильский гряды с 1956 года является составной частью национальной политики.

Кроме того, в результате краха рынка недвижимости в 1990-1991 годах Либерально-демократическая партия выдвинула лишь двух эффективных премьер-министров — Коидзуми Дзюнъитиро и Синдзо Абэ, и оба они для сохранения своих позиций опираются на поддержку националистов. И, наконец, региональная политика в Японии играет важную роль, а избранные политики на острове Хоккайдо подталкивают центральное правительство к тому, чтобы оно занимало напористую позицию в этом споре. Взятые вместе, все эти факторы не способствуют достижению такого компромисса, который предусматривал бы возвращения всех четырех островов.

Сахалин и Хоккайдо подчеркивают важность географии и региональных интересов в этом споре. География оказывает влияние на то, как люди видят мир, а также на то, как они наблюдают за формированием и реализацией политики. Наиболее важные российские интересы относятся к Европе, затем следуют Ближний Восток и Центральная Азия, и только после этого Япония. Вот один пример — значительную часть времени и усилий Россия посвящает вопросу о расширении НАТО на восток, в восточную часть Европы, а также негативным последствиям, связанным с событиями в Крыму и на Украине. Что касается Японии, то для нее альянс с Соединенными Штатами, Китай и Корейский полуостров имеют больший приоритет, чем отношения с Москвой. Японское правительство должно также учитывать давление общественности, которая требует решения вопросов с Северной Кореей относительно похищения людей и ядерного оружия, что Абэ несколько раз обещал сделать. В результате вопрос о Курилах часто отодвигается на второй план.

Вероятно, единственным фактором, способствующим возможному разрешению вопроса о Курилах, являются экономические интересы. После 1991 года и Япония, и Россия вступили в период длительного экономического кризиса. Российская экономика достигла самой низкой точки во время кризиса своей национальной валюты в 1997 году, а в настоящее время она сталкивается с серьезными трудностями из-за обвала цен на нефть и введенных экономических санкций. Однако разработка нефтяных и газовых месторождений в Сибири, в процессе которой происходит объединение японских капиталов и российских природных ресурсов, способствует сотрудничеству и возможному разрешению вопроса о Курилах. Несмотря да введенные санкции, 8% потребленной Японией нефти в 2014 году было импортировано из России, а увеличение потребления нефти и природного газа в значительной мере связано с последствиями катастрофы на атомной электростанции в Фукусиме.

В своей совокупности исторические факторы в значительной мере обусловливают продолжение застоя в решении вопроса о Курильских островах. Демография, география, политические институты и отношение граждан Японии и России — все это способствует формированию жесткой позиции на переговорах. Политика в области нефти предоставляет некоторые стимулы обеим нациям для разрешения спорных вопросов и нормализации отношений. Однако пока этого оказалось недостаточно для того, чтобы выйти из тупика. Несмотря на возможную смену лидеров во всем мире, основные факторы, загнавшие этот спор в тупик, вероятнее всего, останутся без изменений.

Майкл Бакалу является членом Совета по делам Азии (Council on Asian Affairs). Он получил степень магистра в области международных отношений в Сеульском университете, Южная Корея, а также степень бакалавра в области истории и политических наук Университета Аркадии (Arcadia University). Взгляды и мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно ее автору как частному лицу и не обязательно отражают взгляды какой-либо организации, с которой у него имеются связи.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

На протяжении многих лет японцы изо всех сил пытаются оспорить у России южную часть Курильского архипелага — в обмен на подписание мирного договора, закрепляющего результаты Второй мировой войны. При этом их ничто не смущает — ни позиция России, ни мнение жителей островов.

Вот и в этом году, когда Запад ввёл против нашей страны экономические санкции, Япония вновь подняла вопрос о Курильских островах. Японские газеты писали, что наступил очень хороший момент потребовать у России искомые острова — мол, за это русским можно было бы пообещать неучастие Японии в санкционной кампании...

Впрочем, вопрос опять «не прокатил», ибо Россия снова (и в который раз) ответила категорическим отказом.

«Никакого диалога с Токио по „курильской проблеме“ мы не ведём. Этот вопрос решён 70 лет назад: Южные Курилы перешли к нашей стране на законных основаниях по итогам Второй мировой войны. Суверенитет и юрисдикция России над ними сомнению не подлежат», ‒ заявил заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов.

«Мы готовы к конструктивному продолжению переговоров по мирному договору при том, разумеется, понимании, что усилия по поиску взаимоприемлемого решения данной проблемы должны предприниматься обеими сторонами на фоне широкого поступательного продвижения российско-японского сотрудничества по всем направлениям», ‒ подчеркнул дипломат...

Но ведь такого рода заявления с нашей стороны звучали уже не раз. Почему же японцам всё неймётся? Почему же они раз за разом возвращаются к вопросу о Курилах?

Думаю, что во многом виноваты мы сами. Ибо нередко бывало так, что вслед за резкими заявлениями против японских претензий наши руководители вдруг начинали занимать «примиренческую» позицию, заявляя о готовности рассматривать «проблему Южных Курил». Такая непоследовательность, собственно, и провоцирует японских самураев.

Впрочем, судите сами...

Как Ельцин едва не пропил острова

Острова Курильской гряды достались России после Второй мировой войны, в которой Японская империя была наголову разгромлена странами-союзниками. В 50-е годы Япония выступила с инициативой подписания мирного договора с Советским Союзом. Но взамен попросила вернуть ей четыре южно-курильских острова – Шикотан, Итуруп, Кунашир и Хабомаи. Прояви тогда наше высшее руководство должную политическую твёрдость, японцы вряд ли бы посмели настаивать на своих претензиях: в те времена СССР был на пике своего могущества и считался одной из ведущих держав мира.

Однако страной рулил незабвенный Никита Сергеевич Хрущёв, который в порыве «борьбы со сталинизмом» был готов пересмотреть все достижения своего предшественника, вплоть до итогов Второй мировой войны. Он благосклонно принял предложение японцев и даже выразил готовность отдать два острова – Итуруп и Хабомаи, но за это японцы должны были подписать полномасштабный мирный договор. Об этих намерениях в 1956 году и была принята соответствующая совместная декларация.

Но дальше декларации дело не пошло. Япония разрешила США разместить на своей земле ядерное оружие, направленное против Советского Союза, и наша страна переговоры прервала. Тем не менее японцы не успокоились и стали выжидать удобного момента для возобновления своих претензий…

Такой момент наступил во время перестройки, когда к власти в СССР пришёл поборник «общечеловеческих ценностей» Михаил Горбачёв. Его ближайший друг и соратник, министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе в приватной беседе со своим японским коллегой Тарой Накаямой пообещал решать «курильский вопрос» в пользу Японии. А осенью 1991 года японцы уже открыто предложили нашей стране сделку: в обмен на один миллиард долларов «гуманитарной помощи» и 2,5 миллиарда долларов «помощи экономической» отдать ей сначала острова Хабомаи и Шикотан, а позже – Кунашир и Итуруп. Пока Горбачёв думал, Советский Союз рухнул, а он сам остался не у дел, безо всяких властных полномочий.

Но японцы не растерялись и тут же переключились на президента России Бориса Ельцина, который, как оказалось, был готов пойти на отчленение российских земель ещё дальше Горбачёва. В декабре 1991 года государственный секретарь Ельцина Геннадий Бурбулис заявил журналистам:

«Я считаю то, что случилось с четырьмя Курильскими островами в 40-е годы, агрессивным актом сталинского режима. Острова будут возвращены рано или поздно».

Чтобы закрепить эти слова на деле, японцы не остановились перед откровенным подкупом. Вице-премьеру российского правительства Олегу Лобову, по некоторым данным, «подарили» пять миллионов долларов наличными. Другому же вице-премьеру, Михаилу Полторанину, устроили шикарную поездку на Японские острова, где его буквально завалили дорогущими подарками… Но практическая роль по «решению территориального вопроса» была возложена на министра иностранных дел Андрея Козырева, его зама Георгия Кунадзе и председателя комитета по международным делам Верховного Совета РСФСР Владимира Лукина.

Эта далеко не святая троица по прямому поручению Ельцина подготовила проект, согласно которому острова — за 40 миллиардов долларов — должны быть переданы Японии до конца 1992 года. Передача предусматривала несколько этапов: обработка общественного мнения, визит Ельцина в Токио, где он смог бы провозгласить свои «расчленительские» инициативы и подписание соответствующего договора. Всё это готовилось в строжайшей тайне от российского народа.

Слава Богу, что некоторые помощники Козырева были настроены отнюдь не так предательски, как их шеф. Они передали ельцинский документ в прессу. Разразился страшный скандал. По всей стране прошли массовые митинги протеста. А на острове Кунашир местные жители едва не избили козыревского зама Кунадзе, приехавшего уговаривать островитян смириться с неизбежным приходом новых японских хозяев.

Верховный Совет потребовал от президента разъяснений. В результате Ельцин и его окружение были вынуждены дать задний ход, а Козырев даже заявил официально, что «никакой тайной передачи Курил Японии не планируется»…

Впрочем, данный вопрос затем неоднократно поднимался на протяжении всего ельцинского правления. Полупьяный президент периодически обнимался с японским премьером Рютаро Хасимито, «другом Рю», и клялся разрулить проблему в самые сжатые сроки. Но так и не решился на прямую отдачу островов. Во-первых, Ельцин понимал, что Государственная Дума никогда не утвердит этот позорный для Росси акт. А во-вторых, практически весь свой второй президентский срок он провёл на больничной койке, задёрганный масштабными интригами своих придворных любимцев – тут уж было не до Курил.

Тем не менее для своих японских друзей Ельцин успел кое-что сделать. Свидетельствует журналист-международник Иона Андронов:

«Ельцин тайком договорился с японцами об эвакуации с Южных Курил наших воинских частей. По секретному распоряжению президента острова покинули стрелковая дивизия, артиллеристы и полк истребительной авиации. Их уход, создав брешь в обороне границ, подорвал ещё хуже экономику островов: армия там обслуживала гражданские аэродромы, обеспечивала морскую связь населения с материком, строила и ремонтировала дороги и мосты, восстанавливала разрушенные дома после тайфунов, землетрясений, цунами… Сразу же иссякли государственные поставки на Южные Курилы транспортного горючего, дизельного топлива для местных электростанций, продовольствия и медикаментов. Остановились рыбоконсервные фабрики. Началась массовая безработица и голодуха. Тысячи беженцев откочевали с островов. Оставшихся берут на измор, вынуждая или уехать неведомо куда, или молить японцев о спасении и опеке под властью Токио… Японское правительство получило согласие Ельцина на создание в школах Южных Курил курсов японского языка. Его усвоить предложено не только школьникам, но и взрослым островитянам. Догадываетесь – зачем?».

Самураи не обещают русским сладкой жизни

Очевидно, что Ельцин и его японские «партнёры» решили действовать не нахрапом, а путём неспешной японской экспансии, через социально-экономическую деградацию островов и активную пропагандистскую кампанию.

И действительно, вплоть до самого недавнего времени со стороны Японии шла самая настоящая информационная борьба за души жителей островов. Их заваливали пропагандистской литературой, доказывающей исконную принадлежность этой земли Стране восходящего солнца. Островитян регулярно вывозили в Японию, где знакомили с японскими достижениями и высоким уровнем жизни, намекая на то, что и они смогут жить так же. Как утверждал в 2005 году японский чиновник Иочи Накано, «на каждого русского в таких поездках Япония тратит 1680 долларов, не считая взносов различных общественных организаций. Эти расходы оправданы, поскольку жители Курил должны правильно (выделено мной — В.А. ) понимать проблему островов».

Однако островитяне так и не прониклись японским духом. 70% в жителей Южных Курил выступают против прихода «высокоразвитого соседа», поскольку до них периодически доходит информация о реальных планах Японии, отличных от тех сладких картинок, которые им демонстрируют пропагандисты.

Так, в 2000 году нетерпеливые японские газеты опубликовали правила, по которым русские будут обязаны жить сразу после отторжения островов от России. Японское гражданство, согласно им, можно будет получить только после некой «индивидуальной проверки». А учитывая тот факт, что в самой Японии потомки даже тех иностранцев, кто поселился в стране несколько поколений назад, до сих пор не получили полноценного гражданства, можно быть уверенными, что русским в этом плане вообще ничего не светит. Кроме того, японцы не собираются признавать дипломы наших учебных заведений, тем самым обрекая островитян на гарантированную безработицу...

В общем, стало очевидным то, что японцы — в случае перехода островов под японскую юрисдикцию — всеми способами собираются выдавить русских с Курил, дабы отдать землю своим поселенцам. Впрочем, чтобы убедиться в таких планах, не надо даже читать японскую прессу. Достаточно взглянуть на плакаты, коими русских людей очень часто встречают в Стране восходящего солнца: «Русские свиньи, отдайте наши острова!».

Странные манёвры министра Лаврова

Но жители Курил больше всего опасаются вовсе не самих японцев, а возможного предательства со стороны Москвы. Про времена Ельцина и Горбачёва я уже говорил. Нечто странное случилось и во времена Путина.

В 2004 году российскую общественность всколыхнуло весьма подозрительное заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова. Он вдруг заговорил о проблеме южно-курильских островов. Заявив, что Россия желает в полной мере урегулировать этот вопрос, министр вспомнил о хрущёвской декларации 1956 года об обещанной передаче Японии островов Хабомаи и Шитокан.

Стало очевидно, что на самом верху готовится какая-то мутная внешнеполитическая интрига, которая вполне может вылиться в потерю больших кусков российской территории!

Правда, сразу после этих заявлений министра государственные средства массовой информации попытались смягчить их тон. Появились телесюжеты, в которых утверждалось, что министр не имел ничего против российского территориального единства. Мол, он просто вспомнил декларацию 1956 года, в которой была обозначена проблема Южных Курил — министр предложил японской стороне взять её за основу двусторонних отношений и подписать, наконец, мирный договор. И только после этого вернуться к вопросу об островах. А поскольку японцы вряд ли пойдут на подписание договора до решения своих территориальных претензий, то и островов в самом обозримом будущем им не видать как собственных ушей.

В общем, подчеркнули официальные СМИ, речь шла всего лишь о позиции России в отношениях с Японией и желании улучшить эти отношения…

Тем не менее в выступлении министра настораживал следующий момент. В качестве примера «установления добрососедских отношений» Лавров привёл историю передачи Китаю островов Большой Уссурийский и Тарабарова на реке Амур. Не означало ли это, что российское руководство на полном серьёзе рассматривало аналогичный вариант отдачи Южных Курил — так же тайком, как были отданы амурские острова? А все разговоры о подписании мирного договора – были лишь словесной шелухой для отвода глаз от решения, которое было принято в Кремле и принято не в пользу территориальной целостности России?

В этом плане весьма примечательно выглядел комментарий близкого к властям политолога Сергея Караганова, руководителя Совета по внешней и обороной политике. Он тогда публично заявил, что Лавров понемногу готовит общественность к известию об утрате Курильских островов, и инициатива эта якобы принадлежит не МИДу, а Кремлю…

Как и раньше, ситуацию «разрулила» возмущённая российская общественность. На Курилах снова начались протесты, взывавшие к разуму Москвы.

«К сожалению, от нашего мнения не зависит сегодня ничего, — сказала в эфире телеканала РТР жительница острова Итуруп Римма Рудакова. — Если Путин захочет отдать острова, он никого спрашивать не будет. Остаётся только надеяться на мудрость нашего руководства».

Тему подхватили и многие российские журналисты. Как отметило по этому поводу одно центральное печатное издание:

«В Кремле почему-то не понимают, что отдача Курил может вызвать цепную реакцию, которая, собственно, началась уже тогда, когда подарили амурские острова китайцам. Стоит ли удивляться, что сразу после „амурской инициативы“ финны тоже захотели вернуть свои бывшие земли: около 100 тысяч жителей страны подписались под просьбой отдать Финляндии Карелию и весь Карельский перешеек. Финские власти пока не отреагировали на эту инициативу, но после Курил почему бы не попробовать? А там и Германия может вспомнить, что Калининград когда-то назывался Кёнигсбергом…».

И это очень меткое замечание! Во всём мире ни одна страна просто так не отдаёт захваченные когда-то силой оружия территории. В середине XIX столетия Соединённые Штаты Америки напали на Мексиканскую республику и оттяпали от неё большую половину земель – штаты Калифорния и Техас. Вы слышали когда-нибудь, чтобы Мексика требовала от США вернуть эти штаты? А в XVIII веке Англия захватила испанскую крепость Гибралтар. До сих пор её удерживает, напрочь отвергая все робкие поползновения Испании пересмотреть итоги того далёкого британского завоевания. После Второй мировой войны Франция отрезала от Германии департаменты Эльзас и Лотарингия, и ничего – мировое сообщество считает это дело в порядке вещей.

Ведь победителя никто не судит. Точно так же никто не смеет осуждать нас за захват Курил в 1945 году. Мы взяли их в тяжёлых кровавых боях, и это наш ценный военный приз (кстати, один из островов в 1945 году брал советский штурмовой батальон, которым командовал мой родной дед, капитан Красной Армии Яков Арсентьевич Пономарёв). А ещё присоединение Курил к России признала Потсдамская мирная конференция. Под её протоколами стоит и подпись Японии, о чём сегодня в Токио предпочитают не вспоминать. Так что если бы не дурацкая инициатива Хрущёва 56-го года, то с японцами, в плане территориальных споров, вообще было бы не о чем разговаривать!

В 2004 году я написал следующие строчки: «Неужели Путин решил идти по стопам Никиты Сергеевича? А задумался ли он о том, как вспомнят его затем россияне? Как и лысого „курузника“, плюясь и презирая?». Слава Богу, давление общественности не позволило пойти Путину по предательским стопам Хрущёва или Ельцина. Я вообще сегодня не исключаю, что тогдашняя ситуация с Курилми была чей-то грязной провокацией, призванной подставить руководство государства. И сегодня Кремль даже не рассматривает вопроса о территориальной принадлежности Курильских островов.

Однако японские провокации не прекращаются — в очевидной надежде дождаться нового удобного для себя момента. Поэтому нашей политической элите стоило бы подумать над тем, как законодательно запретить любое обсуждение темы территориального единства России — так сказать, с намёком будущим поколениям российских руководителей.

Если такой закон появится, то и у японцев, и у прочих «любителей» нашей земли, напрочь пропадёт охота тянуть свои руки к российским территориям — ибо встречного диалога у них просто не получится.

Вадим Андрюхин, главный редактор