Международная организация труда когда чем занимается. Смотреть что такое "МОТ" в других словарях

«„Всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости“. Это заявление, открывающее преамбулу к Уставу МОТ, четко и недвусмысленно возлагает на МОТ важнейшую роль в деле поддержания мира», - пояснил представитель МОТ в Нобелевской лекции. «Оно свидетельствует о том, что основатели нашей организации в 1919 году были убеждены в наличии неразрывной связи между социальной справедливостью в странах и международным миром, а также в том, что эта связь столь сильна и существенна, что из нее со всей очевидностью вытекала необходимость того, чтобы организация, занимающаяся вопросами труда, создавалась в качестве неотъемлемого элемента новой организационной структуры поощрения и защиты мира во всем мире после Первой мировой войны».

«Терпеливо, без пафоса, но небезуспешно»

Латинское изречение «Нет мира без правосудия» отражает важнейшую нравственную идею, являющуюся основой для Международной организации труда (МОТ). Присуждение Нобелевской премии мира за 1969 год этому специализированному учреждению ООН - признание успешного претворения им в жизнь этой идеи.

МОТ, созданная в 1919 году после социальных и политических катаклизмов, которыми сопровождалась Первая мировая война, получила эту премию 11 декабря 1969 года, в пятидесятую годовщину с момента ее основания, что явилось признанием полезности ее деятельности, на основе положения Преамбулы к ее Уставу, где говорится, что «всеобщий и прочный мир может быть обеспечен только на основе социальной справедливости». Генеральный директор МОТ Дэвид Морс в речи после вручения премии, которую он произнес от имени этой организации, подытожил характерную для нее позицию так: «Несмотря на политические катаклизмы, провалы и разочарования последних пятидесяти лет, МОТ терпеливо, без пафоса, но небезуспешно предпринимала усилия с целью создания инфраструктуры мира».

Радикальные экономические и социальные изменения эпохи индустриализации не только обеспечили беспрецедентно высокие темпы экономического роста в Европе, но и привели к созданию многочисленного и активного рабочего класса, часто вступавшего в конфликт с правящими классами. Сам Альфред Нобель боялся социальной революции и предупреждал в 1892 году об опасностях «новой тирании остающихся незамеченными», и об угрозе, представляемой ею для мира во всем мире. Лауреат первой Нобелевской премии мира за 1901 г. Фредерик Пасси также призывал к осуществлению социальных реформ как основы международной стабильности и мира.

МОТ, созданная на основе реформаторского и социалистического мышления XIX - начала XX вв. в Европе, сумела стать инструментом сотрудничества и диалога между рабочими и их правительствами, предоставив различным силам важный форум для встреч. Эта организация, помогающая обезвреживать «опасные взрывчатые вещества, таящиеся в глубинах общества», дала миру идею индустриального диалога. Изменение соотношения политических сил в мире после Второй мировой войны стимулировало расширение целей этой организации, и в 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением, связанным с ООН.

На начальных этапах деятельности МОТ ее главной задачей было «наведение мостов между богатыми и бедными в отдельных странах». В ее Уставе был сформулирован принцип трипартизма, содействующий организации диалога между правительствами, работодателями и работниками с целью урегулирования конфликтов и улучшения условий труда. Под патронажем и руководством МОТ профсоюзы и организации работодателей выработали последовательные и эффективные позиции. После Второй мировой войны задачи этой организации вышли за пределы национальных границ, и она стала «наводить мосты» в отношениях между богатыми и бедными странами, содействуя сотрудничеству между ними в областях, связанных с торговлей и трудовыми отношениями.

Создание Центра современной профессионально-технической подготовки - одна из ценных инициатив МОТ, проводящаяся в жизнь в рамках местных ограничений в каждой из стран. Она укрепляет развивающиеся страны, предоставляя им ресурсы, ноу-хау в технической и управленческой областях, и способствует созданию институциональных и административных структур, необходимых для современной государственности и миростроительства. Она оказывает постоянное влияние на законы в сфере социального обеспечения в каждой отдельной стране, что вносит ценный вклад в международные законы.

МОТ занимается главным образом принятием международных трудовых стандартов, разработкой международной политики и программ, направленных на обеспечение основных прав человека; улучшением трудовых и жилищных условий и повышение занятости, вопросами профессиональной безопасности, защиты рабочих-мигрантов, и установлением надлежащей минимальной заработной платы. Она также наделена мандатом на оказание технической помощи развивающимся странам, конечная цель которой - формирование международной программы занятости, а также создание норм и обеспечение технического сотрудничества на основе интенсивных программ исследований, подготовки, обучения и публикаций.

Работая в сотрудничества с другими специализированными учреждениями ООН, такими, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), и получая финансовую поддержку ООН, МОТ реализует в развивающихся странах исследовательские проекты в областях сельского хозяйства и промышленности с главной целью решения хронических проблем безработицы и неполной занятости. Она оказывает содействие в осуществлении аграрных реформ, сельскохозяйственных проектов, в областях индустриализации, общественных работ, в разработке программ подготовки и руководства профессиональным обучением, в выборе возможностей для инвестиций, в развитии торговли и др.

Если первоначальной целью МОТ была выработка международного законодательства с целью защиты рабочих от эксплуатации и несправедливых условий труда, то сейчас эта организация стала инструментом содействия принятию эффективных мер, гарантирующих соблюдение основных прав человека, таких, как свобода собраний, свобода от принудительного труда и дискриминации и обеспечение экономического развития.

«Все люди, независимо от расы, убеждений и пола, имеют право добиваться материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической безопасности и равных возможностей. Обязанностью МОТ является изучать и рассматривать всю международную и финансовую политику и меры в свете этой основной цели». Эти слова из Филадельфийской декларации МОТ определяют взаимозависимость экономической и социальной политики и подчеркивают их неразрывную связь с делом мира.

Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ) - специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации - Международное бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Три направления в деятельности МОТ являются на сегодня приоритетными:

· содействие демократии и трехстороннему взаимодействию (трипартизму),

· борьба с бедностью и

· защита трудящихся.

Главные цели МОТ - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются:

· разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

· разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением;

· помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции;

· защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.);

· борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

· содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных;

· разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

· содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

· разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных: 1. развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм) 2. разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность) 3. оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством 4. проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам. Трипартизм - основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.


Основные современные направления в деятельности МОТ:

1. Защита прав человека и контроль за осуществлением международных правовых норм.

2. Равенство возможностей и обращения для мужчин и женщин.

3. Содействие занятости и структурная перестройка.

4. Улучшение условии жизни и труда в сельском и неформальном секторах.

5. Защита окружающей среды.

Приоритетные сферы деятельности МОТ вытекают из ее Устава и Филадельфийской декларации. Это:

· принятие и проведение в жизнь международных трудовых норм;

· поддержка развития и реформирования социальной инфраструктуры и систем социального обеспечения;

· предоставление консультаций при разработке законодательства в социально-трудовой сфере;

· поддержка развития социального партнерства, прежде всего независимых профсоюзов и организаций работодателей, а также трехсторонних институтов, содействующих социальному диалогу между государством и социальными партнерами;

· улучшение условий труда и жизни, защита трудящихся от несчастных случаев и угрозы здоровью на рабочем месте;

· консультирование по проведению активной политики на рынке труда, развитию эффективного регулирования вопросов труда;

· подготовки управленческих кадров и содействие развитию малых и средних предприятий.

Международная организация труда (МОТ) – одна из старейших и наиболее крупных международных организаций. Создана в соответствии с Версальским мирным договором при Лиге Наций как международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда; с 1946 г. стала первым специализированным учреждением Организации Объединенных Наций.

Дата образования организации – 11 апреля 1919 г.; 29 октября в Вашингтоне открылась первая Международная конференция труда, которая приняла шесть международных конвенций по вопросам труда:

1. О продолжительности рабочего дня в промышленности:

2. О борьбе с безработицей.

3. О защите материнства.

4. Об ограничении труда женщин в ночное время.

5. О минимальном возрасте при приеме на работу в промышленности.

6. Об ограничении труда молодежи в ночное время.

К началу 2000 г. принято 182 конвенции и 190 рекомендаций МОТ, образующих своего рода международный трудовой кодекс , который служит ориентиром для стран в национальной политике, в законодательстве и практике.

В Филадельфийской декларации "О целях и задачах Международной организации труда" (10 мая 1944 г.) подтверждены фундаментальные принципы МОТ: труд не является товаром, свобода слова и объединений – необходимые условия прогресса, нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния. При этом функции организации были расширены за пределы защитных, предусматривая более динамичное влияние на улучшение условий труда и жизни людей по десяти программным направлениям: полная занятость и повышение жизненного уровня; удовлетворение работой; обучение; политика в области оплаты труда; право на коллективные переговоры; социальное обеспечение; охрану труда; защиту благосостояния детей и матерей; обеспечение необходимого питания и жилищ; равных возможностей в сфере общего и профессионального образования.

Основными задачами МОТ являются:

1) разработка международной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

2) создание и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций в целях осуществления данной политики;

3) помощь странам-участницам в решении социально-трудовых проблем, так называемое техническое сотрудничество;

4) защита прав человека (права на труд, на объединение, защита от принудительного труда, от дискриминации и т. п.);

5) борьба с бедностью за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

6) разработка программ улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охрана и восстановление окружающей среды;


7) содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

8) разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся: женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

В программах деятельности МОТ последних лет эти приоритеты можно свести в основном к следующим:

Поддержка процесса демократизации, с тем чтобы он способствовал развитию трипартизма в каждом государстве;

Продолжение борьбы с бедностью и особенно за счет увеличения занятости, в частности, путем организации широкой переподготовки рабочей силы;

Защита трудовых и гражданских прав трудящихся во всех ее формах.

Распространение ее принципов на все еще зависимые, ранее колониальные страны было признано задачей всего цивилизованного мира. Задачи МОТ находят отражение в конкретных программах, которые она принимает.

Особенность деятельности МОТ состоит в том, что ее решения и рекомендации принимаются на основе трипартизма.

Трипартизм - основной метод работы МОТ, его отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

Принято классифицировать по различным основаниям, в том числе по принявшему их органу, юридической силе (обязательные и рекомендательные), сфере действия (двусторонние, локальные, всеобщие).

Пакты и конвенции ООН являются обязательными для всех стран, их ратифицировавших. Международная организация труда принимает два вида актов, содержащих стандарты правового регулирования труда: конвенции и рекомендации. Конвенции являются международными соглашениями и обязательны для ратифицировавших их стран. В случае ратификации конвенции государство принимает необходимые меры к ее реализации на национальном уровне и регулярно представляет в Организацию доклады об эффективности таких мер. В соответствии с Уставом МОТ ратификация государством конвенции не может затрагивать национальные правила, более благоприятные для трудящихся. По нератифицированным конвенциям Административный совет может запрашивать у государства информацию о состоянии национального законодательства и практики его применения, а также о мерах по их улучшению, которые предполагается принять. Рекомендации не требуют ратификации. Эти акты содержат положения, уточняющие, детализирующие положения конвенций, либо модель регулирования социально-трудовых отношений.

В настоящее время подход МОТ к созданию конвенций решено несколько модифицировать в целях обеспечения большей гибкости правового регулирования. Будут приниматься рамочные конвенции, содержащие минимальные гарантии прав трудящихся, дополняемые соответствующими приложениями. Одним из первых таких актов стала Конвенция № 183 «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства». Ряд важных положений об охране материнства содержится в соответствующей Рекомендации. Такой подход позволяет стимулировать страны с недостаточным уровнем зашиты социально-трудовых прав ратифицировать данную Конвенцию и обеспечить тем самым закрепленный в ней минимум гарантий. Некоторые развивающиеся страны опасаются чрезмерной нагрузки на работодателей в результате ратификации конвенций МОТ. Для экономически более развитых стран в этих конвенциях закрепляются ориентиры повышения уровня гарантий. Изучение опыта МОТ показывает, что государства не ратифицируют те или иные конвенции по разным причинам, в том числе в случаях, когда на национальном уровне законодательством или практикой уже обеспечивается более высокий уровень зашиты прав трудящихся.

Основные направления международного правового регулирования труда

Международная организация труда ведет активную нормотворческую деятельность . За время ее существования было принято 188 конвенций и 200 рекомендаций.

К числу основополагающих отнесены восемь конвенций МОТ. В них закреплены основные принципы правового регулирования труда. Это следующие конвенции.

Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.), Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.) устанавливают право всех трудящихся и предпринимателей без предварительного на то разрешения создавать организации и вступать в них. Государственные власти не должны это право ограничивать или препятствовать его осуществлению. Предусмотрены меры по защите права на свободу объединения, защите профсоюзов от дискриминации, а также организаций трудящихся и предпринимателей против вмешательства вдела друг друга.

Конвенция № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.) содержит требование упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, которая требуется от лица под угрозой наказания и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно. Определен перечень работ, не входящих в понятие принудительного или обязательного груда.

Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) ужесточает требования и закрепляет обязательства государств не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

  • средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной либо экономической системе;
  • метода мобилизации и использования рабочей силы в целях экономического развития;
  • средства поддержания трудовой дисциплины;
  • средства наказания за участие в забастовках;
  • меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Конвенция № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.) признает необходимость проведения национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению.

Конвенция № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.) требует от государств поощрения и обеспечения претворения в жизнь принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот принцип может применяться путем национального законодательства, любой системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством, коллективными договорами между предпринимателями и трудящимися, либо сочетания различных способов. Для этого также предусматривается принятие мер, способствующих объективной оценке выполняемой работы на основе затрачиваемого труда. Конвенция затрагивает вопрос основной заработной платы и других вознаграждений, предоставляемых прямо или косвенно в деньгах либо натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним определенной работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола.

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.) принята в целях устранения детского труда. Минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.) обязывает государства немедленно принять эффективные меры по запрету и искоренению наихудших форм детского труда. Целенаправленная деятельность МОТ в последние два десятилетия, а также принятие Декларации 1944 г. способствовали увеличению числа ратификаций указанных конвенций.

Еше четыре конвенции отнесены МОТ к числу приоритетных:

  • № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) — закрепляет обязательство государств иметь систему инспекции труда на промышленных предприятиях для обеспечения применения положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы. Она определяет принципы организации и деятельности инспекций, полномочия и обязанности инспекторов;
  • № 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (1969 г.) — на основе положений Конвенции № 81 формулирует положения об инспекции труда с учетом специфики сельскохозяйственного производства;
  • № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) — предусматривает осуществление ратифицировавшими ее государствами активной политики по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости;
  • № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.) — предусматривает трехсторонние консультации между представителями правительства, работодателей и трудящихся на национальном уровне по вопросам разработки, принятия и применения конвенций и рекомендаций МОТ.

В целом можно выделить следующие основные направления правового регулирования МОТ:

  • основные права человека;
  • занятость;
  • социальная политика;
  • регулирование вопросов труда;
  • трудовые отношения и условия труда;
  • социальное обеспечение;
  • правовое регулирование труда отдельных категорий работников (особое внимание уделяется запрету детского труда, охране труда женщин; значительное число актов посвящено регулированию труда моряков, рыбаков и некоторых других категорий трудящихся).

Принятие конвенций нового поколения обусловлено значительным количеством актов МОТ и назревшей необходимостью адаптации содержащихся в них стандартов к современным условиям. Они представляют собой своего рода систематизацию международного правового регулирования труда в определенной области.

На протяжении всей своей истории МОТ уделяет значительное внимание регулированию труда моряков и работников в рыболовном секторе. Это обусловлено характером и условиями труда указанных категорий лиц, особо требующими разработки международных стандартов правового регулирования. Вопросам регулирования труда моряков посвящено около 40 конвенций и 29 рекомендаций. В указанных сферах в первую очередь были разработаны конвенции МО Г нового поколения: «Отруде в морском судоходстве» (2006 г.) и «О труде в рыболовном секторе» (2007 г.). Эти конвенции должны обеспечить качественно новый уровень защиты социально-трудо- вых прав этих категорий работников.

Такая же работа была проведена в отношении норм об охране труда — речь о Конвенции № 187 МОТ «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 г.), дополненной соответствующей Рекомендацией. Конвенцией предусмотрено, что ратифицировавшее ее государство содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве. Для этого на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников на национальном уровне разрабатываются соответствующие политика, система и программа.

Национальная система безопасности и гигиены включает:

  • нормативные правовые акты, коллективные договоры и другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
  • деятельность органа или ведомства, отвечающего за вопросы безопасности и гигиены труда;
  • механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
  • меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.

Рекомендация об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, дополняет положения Конвенции и направлена на обеспечение содействия разработке и принятию новых актов, международному обмену информацией в области безопасности и гигиены труда.

В сфере регулирования трудовых отношений большое значение имеют конвенции по вопросам прекращения трудовых отношений и защиты заработной платы. Конвенция № 158 МОТ «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.) принята в целях защиты работников от прекращения трудовых отношений без законного основания. Конвенция закрепляет требование обоснованности — должно быть законное основание, связанное со способностями или с поведением трудящегося либо вызванное производственной необходимостью. Также перечислены причины, которые не являются законным основанием для прекращения трудовых отношений, в том числе: членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности; намерение стать представителем трудящихся; выполнение функций представителя грудящихся; подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства; дискриминирующие признаки — раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение; отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству; временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой.

Конвенция излагает как процедуры, применяемые до и во время прекращения трудового отношения, так и процедуру обжалования решения об увольнении. Бремя доказывания наличия законного основания для увольнения возложено на предпринимателя.

Конвенция предусматривает право работника на предупреждение о планируемом прекращении трудового отношения в разумный срок или право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьезного проступка; право на выходное пособие и (или) другие виды защиты дохода (пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным либо другие формы социального обеспечения). В случае необоснованного увольнения, невозможности отмены решения об увольнении и восстановления трудящегося на прежней работе предполагается выплата соответствующей компенсации или другого пособия. В случае прекращения трудовых отношений по экономическим, технологическим, структурным или аналогичным причинам на работодателя возлагается обязанность информировать об этом работников и их представителей, а также соответствующий государственный орган. Государства на национальном уровне могут вводить определенные ограничения при массовых увольнениях.

Конвенция № 95 МОТ «Об охране заработной платы» (1949 г.) содержит значительное число норм, направленных на защиту интересов трудящихся: о форме выплаты заработной платы, об ограничении выплаты заработной платы в натуре, о запрете предпринимателям ограничивать свободу распоряжаться своей заработной платой по своему усмотрению и ряд других важных положений. В ст. 11 данной Конвенции закреплено, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся будут пользоваться положением привилегированных кредиторов.

Международная организация труда приняла также Конвенцию №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). В соответствии с ней государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Минимальная заработная плата согласно этой Конвенции «имеет силу закона и не подлежит понижению». При определении минимальной заработной платы учитываются следующие факторы:

  • потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
  • экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости. Для обеспечения эффективного применения всех положений о минимальной заработной плате принимаются соответствующие меры, например надлежащая инспекция, дополненная другими необходимыми мерами.

Перечень конвенций МОТ, действующих в РФ

1. Конвенция № 11 “О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве” (1921 г.).

2. Конвенция № 13 “Об использовании свинцовых белил в малярном деле” (1921 г.).

3. Конвенция № 14 “О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях”(1921 г.).

4. Конвенция № 16 “Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов” (1921 г.).

5. Конвенция № 23 “О репатриации моряков” (1926 г.).

6. Конвенция № 27 “Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах” (1929 г.).

7. Конвенция № 29 “О принудительном или обязательном труде” (1930 г.).

8. Конвенция № 32 “О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов” (1932 г.).

9. Конвенция № 45 “О применении труда женщин на подземных работах в шахтах” (1935 г.).

10. Конвенция № 47 “О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю” (1935 г.).

11. Конвенция № 52 “О ежегодных оплачиваемых отпусках” (1936 г.).

12. Конвенция № 69 “О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации” (1946 г.).

13. Конвенция № 73 “О медицинском освидетельствовании моряков” (1946 г.).

14. Конвенция № 77 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности” (1946 г.).

15. Конвенция № 78 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах” (1946 г.).

16. Конвенция № 79 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду” (1946 г.).

17. Конвенция № 87 “О свободе ассоциации и защите прав на организацию” (1948 г.).

18. Конвенция № 90 “О ночном труде подростков в промышленности” (пересмотрена в 1948 г.).

19. Конвенция № 92 “О помещениях для экипажа на борту судов” (пересмотрена в 1949 г.).

20. Конвенция № 95 “Об охране заработной платы” (1949 г.).

21. Конвенция № 98 “О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров” (1949 г.).

22. Конвенция № 100 “О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности” (1951 г.).

23. Конвенция № 103 “Об охране материнства” (1952 г.).

24. Конвенция № 106 “ О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях” (1957 г.).

25. Конвенция № 108 “О национальном удостоверении личности моряков” (1958 г.).

26. Конвенция № 111 “О дискриминации в области труда и занятий” (1958 г.).

27. Конвенция № 113 “О медицинском осмотре моряков” (1959 г.).

28. Конвенция № 115 “О защите трудящихся от ионизующей радиации” (1960 г.).

29. Конвенция № 116 “О частичном пересмотре конвенций” (1961 г.).

30. Конвенция № 119 “О снабжении машин защитными приспособлениями” (1963 г.).

31. Конвенция № 120 “О гигиене в торговле и учреждениях” (1964 г.).

32. Конвенция № 122 “О политике в области занятости” (1964 г.).

33. Конвенция № 124 “О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках” (1965 г.).

34. Конвенция № 126 “О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов” (1966 г.).

35. Конвенция № 133 “О помещениях для экипажа на борту судов”. Дополнительные положения (1970 г.).

36. Конвенция № 134 “О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков” (1970 г.).

37. Конвенция № 138 “О минимальном возрасте” (1973 г.).

38. Конвенция № 142 “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов”.

39. Конвенция № 147 “О минимальных нормах на торговых судах” (1976 г.).

40. Конвенция № 148 “О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах” (1977 г.).

41. Конвенция № 149 “О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала” (1977 г.).

42. Конвенция № 159 “О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов” (1983 г.).

43. Конвенция № 160 “О статистике труда” (1985 г.).

Реферат сдавался в КГГУ г. Ялта

Оценка – 5 из 5

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (МОТ)

Международная организация, целью которой является способствование улучшению условий труда и жизни трудящихся. МОТ была создана в 1919 г. В 1946 г. между ООН и МОТ было заключено соглашение о сотрудничестве и признании МОТ специализированным учреждением ООН, после чего в Устав МОТ были внесены соответствующие изменения. Цели МОТ в соответствии с Уставом состоят в улучшении условий труда путем регулирования рабочего времени, включая установление максимальных пределов рабочего дня и недели; регулирования рынка труда; предотвращения безработицы; обеспечения соответствующего условиям жизни уровня заработной платы; защиты трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве; охраны труда детей, подростков и женщин; обеспечения пожилых трудящихся и инвалидов; защиты рабочих-мигрантов; признания принципа равной заработной платы за равный труд; признания свободы ассоциаций, организации и профессионального и технического обучения и других мер. МОТ разрабатывает и принимает международные трудовые нормы, подготавливает международные программы по улучшению условий труда и жизни трудящихся; оказывает консультационные услуги; проводит исследования и анализ социально-экономических проблем в сфере труда; организует совещания и техническое сотрудничество; распространяет информацию. Исполнительные органы МОТ находятся в Женеве. Здесь же проводится Международная конференция труда.


Главные цели и задачи МОТ

В своей деятельности Международная организация труда руководствуется четырьмя стратегическими целями:

Продвижение и проведение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда;

Создание больших возможностей для женщин и мужчин в получении качественной занятости и дохода;

Расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех;

Укрепление трипартизма и социального диалога.

Если очень коротко охарактеризовать деятельность организации, то можно выделить следующие основные направления:

● разработка международной политики и программ с целью содействовать основным правам человека, улучшению условий труда и жизни, расширению возможностей занятости;

Создание международных трудовых норм, подкрепленных уникальной системой контроля за их соблюдением; эти нормы служат ориентиром для национальных органов в проведении в жизнь такой политики;

Проведение в жизнь обширной программы международного технического сотрудничества, вырабатываемой и осуществляемой в активном партнерстве с участниками Организации, в т.ч. оказание помощи странам в ее эффективной реализации;

Вопросы профессиональной подготовки и обучения, исследования и издательская деятельность в поддержку этих усилий.


Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда

В 1998 году Международная конференция труда приняла торжественную Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда, в которой подтверждается решимость международного сообщества "соблюдать, содействовать применению и добросовестно претворять в жизнь" право трудящихся и работодателей на свободу объединения и коллективные переговоры, действовать в направлении ликвидации всех форм принудительного или обязательного труда, полного устранения детского труда и дискриминации в области найма и занятий. В Декларации подчеркивается, что все государства-участники несут обязательство соблюдать эти принципы вне зависимости от того, ратифицировали они соответствующие Конвенции или нет.

Проблемы реальной защиты прав человека

Проблемы реальной защиты прав человека сводятся к одной из главных проблем – отсутствия оперативной, а зачастую и полное отсутствие информации о правонарушении. Иногда эта проблема принимает и несколько другой характер, когда правонарушителями являются государственные служащие, на которых в принципе и пожаловаться некому. Ещё одной из главных проблем является нежелание у правительства, что-либо делать в отношении защиты этих прав, в некоторых случаях это выражено в принятии закона, без какого либо интереса к его дальнейшему существованию.

Самым болезненным правом является право на труд. Организация труда в государстве, а тем более в содружестве или в другом объединении государств, не сможет быть на высоком уровне, пока не будет существовать общая модель распределения труда в государстве. Проблема, например в Украине, состоит в том, что большинство граждан заняты перепродажей продукции или услуг, и очень малая часть производством. Таким образом, если стоимость импортируемой в страну продукции или услуг будет превосходить стоимость экспорта – будет расти дефицит внутренних финансов, что медленно приводит к уменьшению потенциала производства и к сокращению рабочих мест. Переходом предприятий на частную форму собственности, государство выразила своё нежелание заниматься проблемами организации труда в государстве. И в место того, чтобы проблемы организации труда поставить на первое место, пока не появиться баланс импорт-экспорта, правительство занялось проблемами пенсионеров, инвалидов, чернобыльцев, и всем другим, что увеличивает бюджет, а глядя на нехватку финансов парламент начал пересмотр законов налогообложения, и ввода дополнительных налогов, забывая при этом что уровень прибыли внутригосударственных предприятий может повыситься только при условии роста разницы потенциалов импорта и экспорта.

Международные трудовые нормы

Одна из самых давних и важных функций МОТ - принятие трехсторонней Международной конференцией труда (с участием представители правительств, работодателей и трудящихся) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Ратифицируя конвенции, государства-члены берут на себя обязательство последовательно проводить в жизнь их положения. Рекомендации служат руководство в области политики, законодательства и практики.

Конвенции и рекомендации, принятые начиная с 1919 года, затрагивают фактически весь круг проблем труда, включая некоторые основные права человека (в первую очередь, свободу объединения, право на организацию и коллективные переговоры, отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в занятости), регулирование вопросов труда, трудовые отношения, политика занятости, охрана и гигиена, условия труда, социальное обеспечение, занятость женщин и особых категорий, таких как трудящиеся-мигранты и моряки.

Государства-члены должны представлять все конвенции и рекомендации, принимаемые Конференцией, компетентным национальным органам, которые решают, какие меры следует по ним принять. Число ратификаций конвенций продолжает увеличиваться. Чтобы обеспечить их применение в законодательстве и на практике, МОТ установила процедуру контроля, наиболее совершенную по сравнению с другими подобными международными процедурами. Она основано на объективной оценке независимыми экспертами того, как выполняются обязательства, и на рассмотрении отдельных случаев трехсторонними органами МОТ. Существует особый порядок рассмотрения жалоб на нарушение свободы объединения.

Основные конвенции МОТ

№ 29 Конвенция о принудительном или обязательном труде, 1930 года. Требует запрещения принудительного или обязательного труда во всех формах. Допускаются определенные исключения, такие как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы, труд при чрезвычайных обстоятельствах, таких как военные действия, при пожаре, землетрясениях...

№ 87 Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию, 1948 года. Устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание и вступление в организацию по своему выбору без получения предварительного разрешения и устанавливает ряд гарантий свободы их деятельности без вмешательства органов государственной власти.

№ 98 Конвенция о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949 года. Предусматривает защиту от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и предпринимателей от взаимного вмешательства, а также меры по содействию коллективным переговорам.

№ 100 Конвенция о равном вознаграждении, 1951 года. Призывает устанавливать равную оплату для мужчин и женщин за труд равной ценности.

№ 105 Конвенция об упразднении принудительного труда, 1957 года. Запрещает использование любой формы принудительного или обязательного труда в качестве средства политического подавления, воспитания, наказания за выражение политических и идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или дискриминации.

№ 111 Конвенция о дискриминации в области труда и занятий, 1958 года. Призывает к проведению национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению, на содействие равенству возможностей и обращения.

№ 138 Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу, 1973 года. Имеет целью устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.