События, предшествовавшие вов. Агрессия Японии в Северо-восточном Китае (Манчжурии) Выход японии из лиги наций год

Японское правительство много раз обращало внимание на то обстоятельство и настаивало на том, что Китай не является организованным государством, что его внутреннее положение и внешние сношения характеризуются чрезвычайной неясностью и сложностью, а также многочисленными ненормальными и исключительными признаками и что вследствие этого общие принципы и обычаи международного права, регулирующие обычные отношения между нациями, должны быть значительно изменены при их применении к Китаю, что и объясняет международную политику, совершенно ненормальную и единственную в своем роде, действующую в этой стране.

Однако большинство членов Лиги показало себя неспособным в течение обсуждений, имевших место за последние 7 месяцев, либо понять эту действительность, либо предусмотреть се и должным образом с ней считаться. Более того, эти обсуждения часто показывали, что существуют серьезные расхождения во мнениях между Японией и державами, о которых идет речь, по вопросу о применении и даже о толковании различных обязанностей и обязательств международного порядка, включая Статут Лиги и принципы международного права. Именно поэтому доклад, принятый Собранием на его Чрезвычайной сессии 24 минувшего февраля, совершенно игнорирующий исходные положения Японии, исключительно воодушевленной желанием сохранить мир на Востоке, содержит серьезные ошибки, как в констатировании фактов, так и в выводах, которые из этих фактов делаются. Утверждая, что образ действий японской армии во время инцидента 18 сентября и позднее не может считаться необходимой обороной, доклад никак не мотивировал это утверждение и пришел к произвольному заключению; равным образом не признавая состояние натянутых отношений, которое предшествовало инциденту, о котором идет речь, а также различные осложнения, которые ему сопутствовали и в которых Китай полностью ответственен, доклад создает новый источник для конфликта на политической арене Востока. Отказываясь признать действительные обстоятельства, которые привели к созданию Манчжоу-Го и, стремясь оспорить позицию, занятую Японией путем признания нового государства, доклад препятствует стабилизации положения на Дальнем Востоке. Равным образом, постановления, содержащиеся в предложениях, никогда не могут, как то подробно поясняет меморандум японского правительства от 25 минувшего февраля, каким бы то ни было образом способствовать установлению в этих областях длительного мира.

Следовательно, надо сделать вывод, что большинство членов Лиги, ища разрешения вопроса, придало больше значения неприменимым формулам, чем действительному долгу обеспечить мир, и постаралось в большей степени обеспечить триумф академическим тезисам, чем уничтожить зародыши будущих конфликтов. Именно поэтому и вследствие глубоких расхождений во мнениях, которые существуют между Японией и большинством членов Лиги по поводу толкования Пакта и других трактатов, японское правительство оказалось перед необходимостью отдать себе отчет в том, что непримиримое различие во взглядах разделяет Японию и Лигу в области политики мира, специально же в области основных принципов, коим надлежит следовать для того, чтобы установить прочный мир на Дальнем Востоке. Японское правительство, будучи убеждено в невозможности в этих обстоятельствах продолжать сотрудничество, настоящим делает предварительное уведомление, предусмотренное пунктом 3 статьи 1 Статута, о намерении Японии выйти из Лиги наций.

Выход Германии из Лиги Наций

Письмо министра иностранных дел Германии фон Нейрата

Генеральному секретарю Лиги Наций Авенолю

От имени Германского правительства имею честь сообщить вам настоящим, что Германия заявляет о своем выходе из Лиги наций согласно п. 3, ст. I Статута.

Вступление СССР в Лигу Наций

Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР М.М. Литвинова Председателю XV Ассамблеи Лиги Наций (15 сентября 1934 г.)

Господин Председатель,

Советское Правительство получило телеграмму, подписанную значительным числом членов Лиги Наций, а именно: Южно-Африканским Союзом, Албанией, Австралией, Австрией, Великобританией, Болгарией, Канадой, Чили, Китаем, Испанией, Эстонией, Эфиопией, Францией, Грецией, Гаити, Венгрией, Индией, Ираком, Италией, Латвией, Литвой, Мексикой, Новой Зеландией, Персией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Турцией, Уругваем и Югославией, в которой они, подчеркивая как то, что задача Лиги Наций состоит в организации мира, так и то, что это требует общего сотрудничества в указанном деле всех народов, приглашают Союз ССР вступить в Лигу Наций и принести ей свое сотрудничество. Одновременно Советское Правительство было официально извещено правительствами Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции об их благоприятном отношении ко вступлению Союза ССР в Лигу.

Советское Правительство, которое поставило главной задачей своей внешней политики организацию и укрепление мира и никогда не оставалось глухим к предложениям международного сотрудничества, в интересах мира... готово ответить на него (приглашение) и стать членом Лиги Наций.

Ответ Советского правительства

На приглашение группы держав вступить в Лигу Наций

Советское правительство получило от значительного числа членов Лиги наций, а именно от Южно-Африканского Союза, Албании, Австралии, Австрии, Великобритании, Болгарии, Канады, Чили, Китая, Испании, Эстонии, Абиссинии, Франции, Греции, Гаити, Венгрии, Индии, Ирака, Италии, Латвии, Литвы, Мексики, Новой Зеландии, Персии, Польши, Румынии, Чехословакии, Турции, Уругвая и Югославии обращение, в котором, указывая, что миссией Лиги наций является организация мира и что для этого требуется сотрудничество всей совокупности государств, они приглашают СССР вступить в Лигу наций и принести ей свое сотрудничество. Одновременно Советское правительство официально извещено правительствами Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции об их благожелательном отношении к вхождению СССР в Лигу.

Считая, что означенное обращение, исходящее от подавляющего большинства членов Лиги, представляет действительную волю Лиги к миру и признание ею необходимости сотрудничества с СССР, Советское правительство, ставящее организацию и укрепление мира основной задачей своей внешней политики и никогда не остававшееся глухим к предложениям международного сотрудничества в интересах мира, готово внять полученному обращению и стать членом Лиги, заняв в ней подобающее ему место, и принять на себя соблюдение вытекающих из этого международных обязательств и решений, обязательных для членов Лиги согласно статье 1-й устава Лиги наций. Советское правительство испытывает особенное удовлетворение тем фактом, что его вхождение в Лигу совпадает с рассмотрением Лигой наций вопроса о согласовании устава Лиги с пактом Бриана – Келлога, ставящим войну вне закона. Констатируя, что статьи 12 и 13 пакта предоставляют на усмотрение государств обращение к арбитражному и судебному разрешению вопросов, Советское правительство считает нужным уже теперь уточнить, что, на его взгляд, конфликты, которые относятся к фактам, имевшим место до его вступления в Лигу, не должны подпадать под означенные методы регулирования.

Позволяю себе выразить надежду, что настоящее заявление будет принято всеми членами Лиги в том же духе искреннего стремления к международному сотрудничеству и к обеспечению мира всем народам, в каком оно сделано.

Лига наций и международные кризисы 1930-х годов

Кризис в связи с японской агрессией в Манчжурии

В ночь с 18 на 19 сентября 1931 г. японские войска заняли Мукден и приступили к захвату Маньчжурии, чем было положено начало образования очага войны на Дальнем Востоке.

Доклад Литтона

После ликвидации шанхайского инцидента благодаря заключению в мае 1932 года соглашения о прекращении военных действий Лига Наций направила все свое внимание на подготовку и представление доклада комиссии Литтона о маньчжурских событиях. Она не приняла никаких мер в связи с признанием Японией Маньчжоу-го.

Комиссия Литтона прибыла в Токио в феврале 1932 года, то есть до того, как Япония заявила о своем признании Маньчжоу-го. Из Токио комиссия направилась сначала в Шанхай, Нанкин и Пекин, а в апреле прибыла в Маньчжурию. В июне она возвратилась в Пекин и приступила к составлению доклада. 30 сентября этот доклад был вручен Японии и Китаю, а 2 октября опубликован.

В докладе отмечалось, что военные действия, предпринятые Японией, нельзя считать законными и необходимыми с точки зрения самообороны. Кроме того, в нем подчеркивалось, что хотя и нельзя считать, что государство Маньчжоу-го было создано в результате подлинного и самостоятельно возникшего движения за независимость, однако, учитывая особое положение, сложившееся в Маньчжурии, невозможно механически возвратиться к тому, что было в Маньчжурии до 18 сентября.

В докладе были выдвинуты следующие принципы разрешения маньчжурского вопроса: 1) удовлетворение интересов Китая и Японии; 2) принятие в расчет интересов Советского Союза; 3) признание существующих многосторонних соглашений; 4) признание японских интересов в Маньчжурии; 5) установление новых договорных отношений между Китаем и Японией; 6) принятие эффективных мер для разрешения конфликтов в будущем; 7) установление автономии Маньчжурии; 8) гарантия как внутренней, так и внешней безопасности Маньчжурии; 9) содействие экономическому сближению Китая и Японии; 10) международное сотрудничество в деле реконструкции Китая{57} . Далее в докладе предлагалось создать особые административные органы в провинциях Мукден, Гирин и Хэйлунцзян и обеспечить в этом районе общественную безопасность с помощью отрядов жандармерии, которые не относились бы к вооруженным силам, назначать иностранцев на должности советников при автономном правительстве, а также на должности финансовых чиновников, инспекторов и главных советников Центрального банка.

В докладе Литтона нашло свое отражение стремление империалистических государств установить над Маньчжурией международный контроль. Вместе с тем в нем содержалось немало положений, направленных на «умиротворение» Японии.

В ноябре в Женеве состоялось заседание Совета Лиги Наций, на котором был обсужден доклад Литтона. На заседании присутствовали представитель Японии Мацуока Есукэ и представитель Китая Гу Вэй-цзюнь. Мацуока утверждал, что действия Японии были вызваны соображениями самообороны, что движение за независимость Маньчжоу-го возникло совершенно самостоятельно, и выступил против предложения положить доклад Литтона в основу разрешения маньчжурского вопроса. Представитель Китая Гу выступил против предложения Мацуока.

Затем вопрос был передан на рассмотрение Ассамблеи Лиги Наций. Заседания Ассамблеи начались в декабре. Представители четырех великих держав - Англии, Франции, Германии и Италии - пытались занять по отношению к Японии умиротворительную позицию. Однако в противовес им представители малых стран, таких, как Швеция, Норвегия, Ирландия и Чехословакия, потребовали соблюдения принципов Устава Лиги Наций и настаивали на непризнание японских действий в Маньчжурии.

После окончания общей дискуссии представитель Китая, подчеркнув, что японо-китайский конфликт уже перерос в борьбу Японии против всего цивилизованного мира, одобрил основные положения доклада Литтона. В ответ на это японский представитель заявил, что Маньчжурия является жизненно важным для Японии районом. Указав на опасность вторжения коммунизма в Китай, он подчеркнул, что не следует ослаблять Японию и тем самым ускорять крах Дальнего Востока.

Японский представитель угрожал, что, если точка зрения малых стран будет принята, Япония выйдет из Лиги Наций. Поскольку Ассамблея не пришла к какому-либо решению, японо-китайский вопрос был передан на рассмотрение комиссии девятнадцати. Однако Япония выступила и против проекта, предложенного этой комиссией.

Англия продолжала проводить по отношению к Японии политику умиротворения, выступив в роли посредника между ею и Лигой Наций. В начале января 1933 года состоялась встреча английского посла и министра иностранных дел Японии Утида. Затем генеральный секретарь Лиги Наций Дормонт (Англия) и его заместитель Сугимура Ётаро (Япония) составили свой проект и неофициально ознакомили с ним Японию.

Этим проектом значительно ограничивалось использование предложений, содержавшихся в докладе Литтона, и была исключена такая фраза, как «непризнание Маньчжоу-го», что являлось максимальной уступкой Японии со стороны Лиги Наций. В Японии на проект реагировали по-разному: если группа дзюсинов настаивала на его признании, то правительство заняло твердую позицию, заявив, что проект нуждается в изменениях и дополнениях.

Между тем японская армия форсированными темпами готовилась к захвату провинции Жэхэ. После оккупации провинций Мукден, Гирин и Хэйлунцзян японские войска начали наступление на запад Китая. В июле 1932 года японская армия под тем предлогом, что в районе города Бэйпяо в провинции Жэхэ пропал без вести японский офицер, предприняла наступление на эту провинцию. Наступление японских войск, продолжавшееся в течение июля и августа, было приостановлено китайской армией. Тогда командование японской армии, заявив, что «провинция Жэхэ является территорией Маньчжоу-го», начало сосредоточивать здесь свои войска. В январе 1933 года, воспользовавшись взрывом бомбы в Шаньхайгуане, японские войска захватили город и потребовали создать в районе Шаньхайгуаня буферную зону. Таким образом, в провинции Жэхэ создалось угрожающее положение.

20 февраля командование японской армии от имени правительства Маньчжоу-го направило командованию китайской армии ноту, требовавшую вывода китайских войск с территории провинции Жэхэ. Вслед за этим японские войска предприняли новое наступление на провинцию Жэхэ.

Выход Японии из Лиги Наций

Инцидент в Шаньхайгуане и новое наступление японских войск в провинции Жэхэ заставили Лигу Наций занять более твердую позицию. В самой Японии дзюсины считали, что лучше повременить с захватом Жэхэ и избежать выхода из Лиги Наций. Однако военщина не разделяла этой точки зрения, считая, что с выходом Японии из Лиги Наций она сможет легко осуществлять агрессию против Китая.

Поскольку китайская сторона выступила с протестом против соглашательского проекта Дормонт - Сугимура, а также ввиду того, что даже во время беседы между английским послом и японским министром иностранных дел Утида японское правительство заняло неуступчивую позицию, обстановка в Лиге Наций коренным образом изменилась. Теперь уже Лига Наций решила не идти на уступки Японии. В это время Гитлер, захватив политическую власть в Германии, стал призывать к ликвидации статус-кво, что также побудило Лигу занять более твердую позицию и защищать свой Устав.

Лига Наций сделала шаг вперед по сравнению с тем периодом, когда она стремилась добиться урегулирования отношений между Японией и Китаем. Была разработана рекомендация, в которой предлагалось положить в основу разрешения японо-китайского конфликта доклад Литтона. 24 декабря эта рекомендация была обсуждена на Ассамблее Лиги Наций.

В связи с этим в Японии получило широкое распространение требование о выходе из Лиги Наций. На этом же настаивали военный министр Араки и министр иностранных дел Утида. Дзюсины, ранее выступавшее против выхода из Лиги, теперь тоже встали на эту точку зрения.

На заседании Ассамблеи Лиги Наций, состоявшемся 24 декабря, доклад Литтона был одобрен большинством голосов: за него голосовало 42 делегата, против - один. В связи с этим японский представитель Мацуока заявил, что «усилия японского правительства, направленные на сотрудничество с Лигой Наций в деле разрешения японо-китайского конфликта, достигли предела», и демонстративно покинул зал заседаний.

В связи с одобрением Ассамблеей доклада Литтона в Японии было опубликовано заявление, в котором говорилось, что «японское правительство считает, что ни действия японский войск в Маньчжурии, ни заключение японо-маньчжурского протокола не направлены против Лиги Наций и не нарушают договора девяти держав, Парижский договор и другие международные соглашения». Кроме того, в заявлении подчеркивалось, что «рост коммунизма в Китае представляет собой вопрос огромной важности для европейских государств и Соединенных Штатов; по сравнению с ним все другие проблемы теряют всякое значение. В то же время Маньчжурия, которая полностью порвала свои отношения с Китаем, становится барьером против коммунистической опасности на Дальнем Востоке, и каждому государственному деятелю должно быть ясно значение Маньчжурии с этой точки зрения». Говоря о коммунистической опасности, Япония пыталась оправдать свои агрессивные действия.

28 марта Япония заявила о своем выходе из Лиги Наций. В тот же день был опубликован императорский эдикт. Император дал указание, чтобы в эдикте подчеркивалась следующая мысль: «Япония вынуждена была выйти из Лиги потому, что по маньчжурскому вопросу Япония и Лига Наций придерживались, к сожалению, разных точек зрения и что этот акт Японии нисколько не противоречит основному курсу Лиги Наций - заботе о благе человечества». В дальнейшем император неоднократно высказывал подобные мысли о стремлении сотрудничать с Лигой Наций{58} .

Хотя пожелание императора возымело определенное действие и некоторые его формулировки были использованы в эдикте, было совершенно ясно, что эдикт направлен на то, чтобы пресечь всякую критику в адрес правительства за выход Японии из Лиги Наций. Именно выход Японии из Лиги свидетельствовал о том, что страна шла к международной изоляции. В то время в печати раздавались лишь призывы к осуществлению «независимой внешней политики»; в стране стали господствовать такие лозунги, как «Азия для азиатов», «Повернемся лицом к востоку» и другие.

При возвращении чрезвычайного посла Мацуока в Японию ему была устроена восторженная встреча (Мацуока пришли встречать даже школьники) - его приветствовали, как героя. Говорят, что Мацуока встречали так же, как в свое время Комура Дзютаро{59} после заключения Портсмутского договора. Когда Мацуока уезжал из Японии, он тоже получил десятки тысяч одобрительных писем от японского народа, но среди них было всего одно или два, в которых содержался совет «уладить вопрос на сессии Лиги Наций»{60} . В такой обстановке искусственно созданного военщиной и правительством казенного «общественного мнения» правительство само отрезало себе путь к урегулированию маньчжурского вопроса.

Позиция держав

Международная обстановка на Дальнем Востоке была такова, что Японии не было оказано сколько-нибудь активного противодействия. После того как Лига Наций одобрила рекомендацию, представленную затем Японии и Китаю (что послужило основной причиной выхода Японии из Лиги Наций), был создан Консультативный комитет для разработки мероприятий, которые должна была принять Лига Наций.

Лига Наций обратилась к Соединенным Штатам и Советскому Союзу с просьбой принять участие в работе комитета. США приняли это приглашение и направили в комитет своего наблюдателя, а Советский Союз отказался участвовать в его работе.

Несмотря на то, что на заседании Консультативного комитета были поставлены вопросы о запрещении экспорта в Японию оружия и о том, каким образом осуществлять политику непризнания Маньчжоу-го, никаких эффективных санкций в отношении Японии он провести не мог. Более того, даже после того, как представитель Китая Гу обратился к сессии Лиги Наций по возникшему в то время вопросу о провинции Жэхэ, Лига не приняла никаких мер.

В связи с этим престиж Лиги Наций начал падать. В результате банкротства политики умиротворения по отношению к Японии, которую проводила Англия в период маньчжурских событий, последняя потеряла в глазах Китая авторитет, а ее внешняя политика стала малоэффективной. Соединенные Штаты тоже не могли выступить единым фронтом с Англией и фактически были лишены возможности предпринять какие-либо действия.

В марте 1933 года в США президента-республиканца Гувера сменил представитель Демократической партии Франклин Рузвельт. Хэлл заменил Стимсона на посту государственного секретаря США. Политика Рузвельта на Дальнем Востоке сводилась к следующему. Учитывая опыт Стимсона, лишь на словах выступавшего с резкими, но не дававшими никаких результатов протестами, Рузвельт продолжал проводить прежнюю политику непризнания японской агрессии в Маньчжурии, однако он избегал выступать с угрозами по адресу Японии и прилагал все силы к расширению военно-морского флота США. При этом Франклин Рузвельт исходил из положения, высказанного Теодором Рузвельтом: «Говоря учтивые слова, не забывай о силе». Одной из причин политики умиротворения (по крайней мере таковой она казалась), которую проводил Рузвельт, было то, что развитие японской тяжелой промышленности, начавшееся после маньчжурских событий, создало для американского промышленного капитала, переживавшего в этот период кризис, новый рынок сбыта.

Основным в политике Советского Союза на Дальнем Востоке в то время было стремление избежать создания единого фронта капиталистических держав против СССР, поэтому в отношении Японии СССР проводил осторожную политику{61} . Об этом свидетельствуют следующие факты.

В декабре 1931 года народный комиссар иностранных дел Литвинов предложил японскому послу Ёсидзава Кэнкити, который возвращался в Японию в связи с назначением его министром иностранных дел в правительстве Инукаи, заключить между СССР и Японией договор о ненападении, а в октябре 1932 года он вторично через японского посла в Советском Союзе Хирота предложил заключить такой договор. Кроме того, Советский Союз предложил создать в Москве генеральное консульство Маньчжоу-го и готов был согласиться с тем, чтобы японский посол в СССР совмещал функции генерального консула Маньчжоу-го; СССР также не возражал против продажи за соответствующую цену КВЖД.

Однако японское правительство, провозгласившее лозунг борьбы с коммунизмом, отклонило советские предложения, заявив, что еще не настало время начинать официальные переговоры. Тем не менее Советский Союз не оставлял надежд на улучшение отношений с Японией. Когда Лига Наций обратилась к Советскому Союзу с просьбой принять участие в работе Консультативного комитета, Литвинов отказался от этого предложения, мотивируя свой отказ тем, что большинство членов комитета представляли государства, враждебно относившиеся к Советскому Союзу. Таким образом, Литвинов категорически уклонился от ухудшения отношений с Японией{62} .

В апреле 1933 года власти Маньчжоу-го закрыли сообщение между КВЖД и железными дорогами Советского Союза в районе станций Маньчжурия и Пограничная. Но СССР и в этой обстановке стремился избежать обострения отношений с Японией. В мае 1933 года советское правительство заявило о своей готовности уступить КВЖД.

В июне начались переговоры о продаже КВЖД; Советский Союз просил выплатить ему 250 миллионов рублей (1 рубль равнялся 1,04 иены); в августе он сделал еще одну уступку, запросив за КВЖД 200 миллионов рублей, но Маньчжоу-го упорно настаивало на 50 миллионах иен. К концу сентября переговоры зашли в тупик. С этого момента японо-советские отношения постепенно стали ухудшаться{63} .

Аналогичные события развивались в Европе. Установив в Германии свою диктатуру, Гитлер в октябре 1933 года заявил о выходе Германии из Лиги Наций и из Комитета по сокращению вооружений. Авторитет Лиги Наций в связи с этим упал еще более. Политика международного сотрудничества потерпела поражение. Одновременно провалилась и созванная в марте 1933 года Женевская конференция по сокращению вооружений, а также Лондонская экономическая конференция, состоявшаяся в июне того же года. В связи с провалом экономической конференции на международной арене усилились тенденции к сколачиванию экономических блоков и повсюду были воздвигнуты таможенные барьеры.

Все это в свою очередь привело к обострению противоречий между государствами.

Перемирие в Тангу

К началу марта 1933 года японские войска захватили всю провинцию Жэхэ. Оборону провинции Жэхэ гоминьдановское правительство свело лишь к тому, что оттягивало время, чтобы привлечь на свою сторону Лигу Наций. Вместо того чтобы организовать сопротивление японцам, глава правительства провинции Жэхэ Тан Юй-линь предпочел бежать, захватив с собой свое имущество.

10 марта японские войска начали генеральное наступление вдоль Великой Китайской стены. В этой обстановке Чан Кай-ши, бросивший все силы на борьбу против китайской Красной армии, прибыл на север. Здесь состоялось совещание, в котором приняли участие Чан Кай-ши, Чжан Сюэ-лян, Сун Цзы-вэнь и Хэ Ин-цинь, после которого Чжан Сюэ-лян, сосредоточивший в своих руках всю политическую власть в Северо-Восточном Китае, отошел от дел. Вся политическая и военная власть в этом районе перешла к Хэ Ин-циню. Затем была произведена реорганизация армии Северо-Восточного Китая, которой командовал Чжан Сюэ-лян.

Таким образом, гоминьдановское правительство распространило свое влияние до Великой Китайской стены, избежав при этом кровопролития. Однако Чан Кай-ши и Хэ Ин-цинь, боявшиеся ослабить свои силы, избегали прямого столкновения с японскими войсками.

Против японской армии выступила 29-я китайская армия, которая, перейдя в контрнаступление под Сифэнькоу, начала наступление на провинцию Жэхэ. Но Чан Кай-ши и Хэ Ин-цинь приказали главным силам армии отступить к реке Луаньхэ, что привело к ее изоляции и разгрому. После этого японские войска, перешедшие реку Луаньхэ, развернули наступление на Пекин и Тяньцзинь. В такой обстановке внутри гоминьдановского правительства активизировались элементы, высказывавшиеся за улаживание положения путем умиротворения Японии и создания в Северном Китае «буферной зоны».

В конце мая благодаря стараниям известного прояпонца Хуан Фу между китайским и японским командованием начались переговоры о прекращении военных действий. 31 мая в Тангу было подписано соответствующее соглашение. Оно предусматривало отвод китайских войск из района к востоку от реки Луаньхэ (южнее Великой Китайской стены) и превращение этого района в демилитаризованную зону. Китайской полиции вменялось в обязанность обеспечить общественную безопасность в этом районе. После эвакуации китайских войск из указанной зоны японские войска должны были отойти к Великой Китайской стене.

Официально соглашение в Тангу касалось лишь военных вопросов, а именно прекращения военных действий; фактически же оно положило конец враждебным отношениям между Японией и Китаем, которые были вызваны маньчжурскими событиями, и означало, что Китай согласился с положением, сложившимся в Маньчжурии{64} .

То обстоятельство, что это соглашение было подписано в результате переговоров, происходивших непосредственно между двумя странами, без участия Лиги Наций, провозгласившей принцип коллективных гарантий, означало, что авторитету Лиги был нанесен еще один серьезный удар.

В июне при Исполнительном юане был создан специальный комитет во главе с Хуан Фу, на который возлагалась обязанность обеспечить мир и порядок в «буферной зоне». Власть комитета распространилась на провинции Шаньдун, Шаньси, Хэбэй, Чахар, Суйюань и города Пекин и Циндао. В августе Квантунская армия закончила отвод своих войск к Великой Китайской стене. Японская армия, дислоцировавшаяся на севере Китая, насчитывала два батальона, однако после того, как в нее влилась Отдельная смешанная бригада, ее силы значительно увеличились.

В Китае силы, недовольные соглашательской политикой гоминьдановского правительства, повсеместно поднимали восстания. Фын Юй-сян, Фан Чжэн-у и Цзи Хун-чан сформировали в провинции Чахар объединенную армию и вторглись в пределы демилитаризованной зоны. Ли Цзи-шэнь и Цай Тин-кай, руководители 19-й армии, прославившей себя в боях в Шанхае, сформировали в Фуцзяни народное правительство и призвали народ к вооруженной борьбе против японских войск. Однако гоминьдановское правительство разгромило эти силы.

С этого периода гоминьдановское правительство стало проводить политику, направленную на подавление китайской Красной армии и объединение страны под властью Гоминьдана на основе сотрудничества Чан Кай-ши и Ван Цзин-вэя{65} . Гоминьдановское правительство не отказывалось от сопротивления Японии и на словах заявляло, что в отношении Японии оно придерживается принципа «сопротивления и одновременно переговоров», но фактически оно выступало за сближение с Японией.

В сентябре 1933 г. вновь стали звучать требования Германии на конференции по разоружению в Женеве о необходимости признания равноправия Германии. Французская делегация предложила утвердить вооружения на достигнутом уровне и отказаться в течение четырех-пяти лет, как от разоружения, так и от дово-оружения. При этом французы настаивали на принятии системы санкций в отношении нарушителей предлагаемого постанов-ления.

Англия и Италия отказались поддержать французское предложение. Но американский представитель Норман Дэвис выступил на его защиту. Соглашение, наконец, было достигнуто. 24 сентября 1933 г., на собрании Лиги наций, германскому представителю, барону фон Нейрату от имени четырех держав - Англии, Франции, Италии и США - был предложен проект нового договора. Он устанавливал два этапа разоружения: первый - период стабилизации от трех до четырех лет, в течение которого Германия должна была заменить свою систему долгосрочной службы на краткосрочную; второй этап - тоже от трех до четырех лет, в течение которого должно быть проведено фактическое разоружение.

Германия отказалась принять этот проект, заявив, что не желает больше играть роль парии; если ей отказывают в равноправии, она не будет впредь участвовать в международных конференциях.

6 октября 1933 г. германское правительство обратилось к английскому и итальянскому правительствам с нотой, в которой заявляло, что принятие предложений четырех держав означало бы дискриминацию, на которую Германия не может согласиться. 13 октября Гитлер собрал кабинет, вызвал в Берлин президента Гинденбурга и поставил вопрос о выходе Германии из Лиги наций. На следующий день, 14 октября германское правительство заявило о выходе Германии из Лиги наций и об ее уходе с конференции по разоружению. В связи с этим Гитлер президентским указом Гинденбурга распустил рейхстаг и назначил всеобщие выборы на 14 ноября.

19 октября 1933 г. генеральный секретарь Лиги наций получил короткую телеграмму от германского министра иностранных дел: “От имени германского правительства имею честь настоящим сообщить вам, что Германия заявляет о своем выходе из Лиги наций, согласно пункту 3 статьи 1 Устава”.

Уход Германии с конференции по разоружению и ей заявление о выходе из Лиги наций означали новый этап не только в политике Германии, но и в дальнейшем развитии международных отношений. Период пацифистских конференций, переговоров и соглашений закончился. Фашистская Германия создавала очаг войны в Европе.

Вступление СССР в Лигу наций и заключение договоров о взаимопомощи

18 сентября 1934 г. Ассамблея Лиги наций по инициативе французской дипломатии постановила принять Советский Союз в Лигу и предоставить ему постоянное место в Совете Лиги. Три государства - Нидерланды, Португалия и Швейцария проголосовали против этого решения.

После того как гитлеровцы в марте 1935 г. объявили о введении в Германии всеобщей воинской повинности, стремление к сближению с Советским Союзом стало во Франции преобладающим. Даже часть традиционно антисоветских кругов, патриотически настроенная, начала требовать соглашения с СССР.

2 мая 1935 г. в Париже состоялось подписание договора о взаимной помощи между СССР и Францией. Участники договора обязались в случае нападения со стороны какого-либо европейского государства немедленно оказать друг другу помощь и поддержку. В протоколе, подписанном одновременно с договором, подчеркивалось стремление обеих сторон и в дальнейшем добиваться заключения европейского соглашения по вопросам безопасности. В протоколе отмечалось также, что помощь, предусмотренная договором, должна быть оказана в соответствии с рекомендациями Лиги наций, однако если такой рекомендации не будет, то “обязательство помощи, тем не менее, будет выполнено”.

Вслед за договором с Францией Советский Союз 16 мая 1935 г. подписал сходный по содержанию договор о взаимной помощи с Чехословакией. По этому договору СССР обязан был прийти на помощь Чехословакии, если Франция выполнит свои обязательства по отношению к этой стране и придет ей на помощь. Был подписан соответствующий чехословацко-французский пакт. Однако позиция Франции не была последовательной. Во многом она продолжала следовать линии британской политики, рассчитанной на сохранение европейского мира путем уступок агрессорам. Это была политика “умиротворения” фашистской Германии. Из-за нежелания французской стороны военная конвенция Франции с Советским Союзом не была подписана.

В начале 1934 г. Соединенные Штаты Америки вышли за пределы “Вашингтонско-лондонской” пропорции морских вооружений. Ф. Рузвельт заявил о намерении США вернуться с учетом новых условий к вильсоновской концепции военно-морского строительства. В свою очередь, Япония в 1936 г. объявила о денонсации Вашингтонского и Лондонского морских договоров.

В конце 1935 г. в Лондоне была созвана новая конференция пяти держав по военно-морским вооружениям. На ней Япония, воодушевленная подписанием в мае 1935 г. англо-германского морского соглашения, потребовала равенства в морских вооружениях с Великобританией и США и покинула конференцию после того, как эти требования были отклонены. Ее примеру последовала фашистская Италия.

Новый военно-морской договор, подписанный в марте 1936 г. США, Великобританией и Францией, в основном сохраняя прежнюю пропорцию, не предусматривал количественных ограничений в строительстве военных флотов. В мире начиналась новая гонка морских вооружений.

Под давлением общественного мнения правительства Англии и Франции согласились с необходимостью созвать международную конференцию по мерам борьбы с пиратством на море. 14 сентября 1937 г. в Нионе (Швейцария) девять государств – СССР, Англия, Франция, Турция, Греция, Югославия, Румыния, Болгария и Египет – подписали соглашение, в соответствии с которым каждая подводная лодка и самолет, напавшие на торговые корабли, должны быть немедленно атакованы и уничтожены военными кораблями Англии и Франции. Заинтересованные правительства распределили между собой охрану моря по отдельным зонам. Италия и Германия отказались участвовать в конференции. Нионская конференция и ее решения продемонстрировали возможность успешной защиты интересов государств, – пиратские действия на море были почти полностью прекращены.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945 ГОДЫ)

Начало войны

Вторая мировая война, принадлежащая к числу крупнейших исторических событий, длилась 6 лет, охватив почти все континенты и все океаны. В войне участвовало 61 государство, в том числе все великие державы, более 80 % населения земного шара, мобилизовано до 110 млн. чел. Ее масштабы далеко превзошли масштабы первой мировой войны.

Фашистские и милитаристские государства, возглавляемые Германией, Италией и Японией, считали себя обделенными договорами Версальско-Вашингтонской системы и требовали “жизненного пространства” за счет других государств, стремились к новому переделу мира, к захвату колоний, источников сырья и рынков сбыта, которые тогда находились по преимуществу под контролем Англии, Франции, США и связанных с ними стран.

Самые крупные фашистско-милитаристские государства –Германия и Япония – добивались мирового господства. Гитлеровцы хотели установить безраздельное господство в Европе, поработить славянские народы, захватить европейскую территорию СССР вплоть до Урала, овладеть Ближним и Средним Востоком, воссоздать колониальную империю в Африке.

Италия стремилась к завоеванию Алжира, Туниса, Египта, Судана и др. стран, превратить Средиземное море в “Итальянское озеро”, подчинить себе страны Балканского полуострова.

Япония намеревалась захватить Китай и часть Советского Союза, а также Бирму, Малайю, Индонезию, Филиппины и другие “страны южных морей”. Военные планы гитлеровской Германии, сохранялись втайне даже от ближайших союзников – Италии и Японии. Предусматривалось в первую очередь нападение на Польшу.

1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу началась вторая мировая война. Англия и Франция, будучи связанными обещанием оказать помощь Польше, 3 сентября 1939 г. объявили войну Германии. Примеру Великобритании последовали ее крупнейшая колония Индия и все английские доминионы: Канада, Южно-Африканский Союз, Австралия и Новая Зеландия. Фашистская Италия, не успевшая закончить подготовку к войне, заняла позицию “невоюющего союзника” Германии. Американское правительство провозгласило нейтралитет.

Немецкий план ведения войны исходил из того, что Великобритания и Франция не начнут активных военных действий против Германии. Поэтому на Западном фронте Германия оставила лишь слабый заслон, бросив основные силы против Польши. Овладев 28 сентября 1939 г. Варшавой и подавив последние очаги сопротивления польской армии, военные действия прекратились. Польша потерпела поражение.


Похожая информация.


Японские дипломаты покидают Лигу наций после объявления о выходе Японии из этой организации. 1933 г.

Ранее японская делегация демонстративно покинула зал заседаний Лиги.

Кинозапись этого момента ниже.

Выход Японии из Лиги наций стал результатом японской интервенции в Маньчжурию и последующего её осуждения со стороны Лиги наций.

Обстоятельства интервенции стали предметом расследования комиссией Лиги наций, возглавляемой Виктором Бульвер-Литтоном, которая в своем заключении объявила Японию страной-агрессором.

"В итоговом заключении комиссии было зафиксировано, что все японские действия были спланированной агрессией, а Маньчжурия признавалась территорией Китая. К тому же японское заявление о том, что Китай - это дезорганизованное государство, не было признано. В докладе также отмечалось, что государство Маньчжоу-го создано по воле самой Японии, но без воли народа, проживающего на данной территории. Япония признавалась нарушительницей международных договоров и Устава Лиги наций.

В заключение комиссия описывала условия, которым, по её мнению, должно соответствовать любое приемлемое решение возникших вопросов, и предлагала различные варианты соглашений. Так, проблему Маньчжурии предлагалось интернационализировать, решать этот вопрос в рамках доктрины «открытых дверей», при этом учитывая интересы Японии, СССР и Китая.

В итоге, в ноябре 1932 г. данный доклад Литтона был представлен на рассмотрение Совета Лиги наций в Женеве. В ходе чего, доклад не был одобрен японской стороной и было решено по инициативе Великобритании передать доклад на обсуждение в «комитет 19-ти» по наблюдению за развитием маньчжурского вопроса.

Однако доклад так и не назвал прямо виновника произошедших в Маньчжурии событий. Несмотря на то, что члены комиссии были единодушны в том, что вина лежит на японской стороне, по настоянию французского представителя Япония не была названа агрессором. Чтобы соблюсти баланс между противоречащими друг другу подходами сторон, отчёт, хотя и повторил японскую точку зрения об ответственности китайской стороны, но в то же время заявил, что действия японской Императорской армии нельзя рассматривать как законную самооборону. Касательно Маньчжоу-го отчёт указал, что государство не могло бы быть создано вне присутствия японских войск, что оно не поддерживается китайцами, и что его создание не было результатом естественного волеизъявления народных масс.

Официальное оглашение Отчёта Литтона было назначено на 2 октября 1932 года, но ещё в сентябре Япония заявила о дипломатическом признании Маньчжоу-го. После оглашения отчёта Литтона на заседании Генеральной Ассамблеи Лиги Наций, когда общее мнение стало склоняться к объявлению Японии агрессором, японская делегация, возглавляемая послом Ёсукэ Мацуока, в феврале 1933 года покинула её заседания. 27 марта 1933 года Япония официально заявила о выходе из Лиги Наций."

К началу XX века человеческое общество достигло высокого уровня развития практически во всех областях, за исключением политики, особенно международной. Глобализация жизни общества требовала интернациональной политики, а в ней доминировал национализм.

Первостепенной стала задача организации эффективного управления системой международных отношений. Но политика и право оказались к этому не готовы.

Все это не могло не вызвать соответствующую реакцию. Возникли широкие общественные движения, требовавшие внести коренные перемены в механизм управления международными отношениями.

Они сыграли немаловажную роль в том, что в 1919 году державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее учредительный акт - Статут. Была учреждена первая всеобщая политическая организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами.

В 1919 году была образована Лига Наций, главной целью которой являлись обеспечение всеобщего мира и содействие международному сотрудничеству государств.

Лига Наций содержала в себе значительные возможности для координации усилий государств в целях обеспечения мира. Но восторжествовал примитивный национализм. Пострадали национальные интересы всех государств. Все это не смогло не сказаться и на международном праве. Были сделаны шаги в направлении определения общих целей и основных принципов международного права. Развивалось регулирование сотрудничества в специальных областях. Упрочивалось международно-правовое сознание. Но в целом государства не проявили заинтересованности в совершенствовании международного права.

Лига Наций не смогла справиться со своей основной уставной задачей, связанной с мирным урегулированием международных конфликтов. Она не смогла предотвратить Вторую мировую войну, а также нападение Японии на Китай, Италии - на Эфиопию, Германии - на Австрию и Чехословакию, Италии на Испанию и т.п.

Лига Наций была, по сути, внешним выразителем послевоенных отношений капиталистического мира. Однако подлинным победителем, промышленным гегемоном и кредитором всей Европы оказались США, не пожелавшие вступить в Лигу Наций. Таким образом, в капиталистическом мире возникли две группы: Лига Наций, возглавлявшая англо-французский контроль над побежденными, и Соединенные Штаты Америки, не связанные этими соглашениями.

Экспансия Японии на материк началась еще в 90-х годах XIX века. По Симоносекскому договору 1895 года Япония получила Формозу и Пескадорские острова. По Портсмутскому договору 1905 года Япония получила Квантунский полуостров с Порт-Артуром, Южно-Маньчжурскую дорогу с полосой отчуждения на 35 лет, признание свободы действий в Корее, формальное присоединение которой состоялось в 1910 году.

Подписание Портсмутского мирного договора. Слева направо: с русской стороны (дальняя часть стола) — Г. А. Плансон, К. Д. Набоков, С. Ю. Витте, Р. Р. Розен, И. Я. Коростовец; с японской стороны (ближняя часть стола) — Адати (нем.), Отиай, Комура (англ.), Такахира (англ.), Сато (яп.).

Япония шла к индустриализации. Но главным препятствием «развития японской промышленности» служила ее зависимость от внешних рынков в отношении промышленного сырья и продовольствия. Отсутствие железа, угля, нефти, недостаток хлопка, риса Япония стремилась восполнить экспансией на материк и захватом естественных богатств Маньчжурии и собственно Китая. Она все более укрепляется в Южной Маньчжурии и Китае, овладевает каменноугольными и рудными богатствами в провинциях Шаньдун, Хубей, Хенань, Шанси, строит железные дороги, заводы и верфи, вызывая опасения других индустриально развитых стран.

В ходе Мировой войны (8 января 1915 года) Япония предъявила Китаю «21 требование» - ультиматум, состоящий из 5 разделов. В первом требовалась передача Японии всех германских концессий, во втором - навязывалась программа экономического подчинения Маньчжурии, в третьем - исключительные права и привилегии Японии в управлении Ханьепинским комбинатом, в четвертом - требование не уступать и не сдавать в аренду третьей державе гаваней, бухт, островов у берегов Китая, в пятом - приглашение Китаем японских советников в области политического, финансового и военного управления, передача полицейских учреждений в важнейших пунктах Китая в совместное управление японцев и китайцев, учреждение в Китае японо-китайского арсенала, а также оговаривалось проникновение Японии в бассейн р.Янцзы.

Несмотря на то, что в 1917 году Китай вступил в Мировую войну на стороне Антанты, страны-участницы были вынуждены примириться с успехами Японии, заключив с ней в 1917 году ряд тайных договоров; даже США признали наличие у Японии «специальных» интересов в областях, «примыкающих» к Японии. Однако уже тогда американский посланник в Пекине заявил: «Хотя державы и были вынуждены предоставить Японии свободу действий в Китае, несомненно, день расплаты наступит».

Таким образом, Мировая война дала Японии Шаньдун с Киао-Чао, острова Тихого океана, принадлежавшие раньше Германии (Маршальские, Марианские, Каролинские и Пелей), расширение и укрепление экономических позиций в Южной Маньчжурии, Монголии, областях Южного Китая и в районах южных морей.

Целью Японии в Маньчжурии было стремление превратить последнюю в объект монопольного японского господства. Маньчжурский вопрос - это еще и в целом китайский вопрос, который, в свою очередь, занимает центральное место в тихоокеанской проблеме. Овладение Маньчжурией - ключ к овладению прилегающим Северным Китаем, промышленные центры которого находятся в непосредственной близости к границам Маньчжурии, а следовательно, - ключ к господству над всем Китаем.

Борьба Гоминьдана (буржуазная партия) с коммунистической партией Китая отвлекает внимание китайских властей от надвигавшейся внешней опасности. Слухи о готовившейся японской военной операции в Маньчжурии стали распространяться в японском правительстве с начала лета 1931 года. В сентябре Квантунская армия чаще стала совершать маневры и переписываться посредством телеграфа и курьеров с японским правительством. Вдоль всей ЮМЖД (Южно-Маньчжурская железная дорога) создалась тревожная обстановка.

18 сентября к северу от Мукдена на одной из веток ЮМЖД прогремел «взрыв». Японское военное командование свалило все вину за «взрыв» на китайских пехотинцев, трупы которых на следующий день японские военные переодели в саперную форму. Вызывал подозрения сам факт повреждения железнодорожных путей. Никто, кроме японских солдат, место «взрыва» не осмотрел.

К моменту возникновения инцидента японские войска в Маньчжурии насчитывали 10400 человек, после инцидента в Маньчжурию прибыла японская военная бригада из Кореи численностью в 3500 человек. Японские войска отличались хорошими офицерами и дисциплинированностью. Несмотря на мирные заявления японского посла в СССР К. Хирота, 18 сентября 1931 года японские войска без объявления войны напали на Маньчжурию (Северо-восточный Китай).

В первые же дни японцами был оккупирован весь район, прилегающий к Южно-Маньчжурской, Мукден-Аньдунской и Гирин-Чанчуньской железным дорогам с городами Мукденом, Чанчунем, Гирином, Аньдуном и Инкоу (Ньючванг).

В момент захвата японцами Мукдена в Женеве заседал Совет Лиги Наций, в котором были представители Японии и Китая. Китай сразу же обратился к Лиге Наций на основании статьи 11-й ее Устава. Совет Лиги Наций постановил, что японские войска должны быть уведены из Маньчжурии не позже 16 ноября. На этот жест Лиги Наций Япония не обратила никакого внимания.

8 октября произошла первая воздушная бомбардировка города Цзиньчжоу (на границе Маньчжурии и собственно Китая), куда в это время эвакуировалось Мукденское правительство. В течение октября - ноября японское командование развернуло операции против командующего китайскими войсками в Цицикарском районе генерала Ма с целью расширить сферу японской оккупации в северном направлении. Эта операция завершилась захватом японскими войсками Цицикара 18 ноября 1931 года (на линии КВЖД).

Со второй половины ноября главный театр военных действий переместился в южную Маньчжурию. Японские войска начали продвижение вдоль Мукден-Шанхайгуаньской железной дороги с целью вытеснить за пределы Маньчжурии расположенные здесь военные силы Чжан Сюэляна и вместе с тем разгромить возникшее движение китайских партизан.

В то же время успешная борьба партизан сорвала японский план захвата провинции Жэхэ и заставила японское командование перераспределить заново силы для обороны ЮМЖД и важнейших районов, повести упорную длительную борьбу с партизанами. Лишь к концу января японцам удалось очистить ЮМЖД от партизан, оттеснив их в горные районы, и тем освободить главные силы армии для операции против Харбина, служившего, помимо своего крупного экономического значения, центром антияпонского движения.

Несмотря на огромный размах партизанского движения, отсутствие единого руководства и твердой организации мешало достигнуть решительных успехов в борьбе с японцами.

2 января 1932 года японские войска заняли Цзиньчжоу и тем самым прекратили существование Мукденского правительства на маньчжурской территории. Разгромленные отряды китайских войск, запертые в северной Маньчжурии, в дальнейшем либо стали партизанами, либо перешли на сторону Японии.

5 января японцами был занят порт Холудао в Ляодунском заливе, а 7 января японские войска подошли к Великой стене у Шанхай-Гуаня и овладели главными воротами, ведущими из Маньчжурии в собственно Китай.

В течение января 1932 года началась подготовка к захвату японскими войсками Харбинского района. Как и перед захватом Цицикарского района, японское командование сначала использовало военные силы своих ставленников, китайских генералов, а когда этих сил оказалось недостаточно, двинуло свои войска. Продвигаясь вдоль КВЖД, японские силы, насчитывавшие 100 000 человек, в феврале достигли Харбина и распространялись на восток и запад по линии КВЖД. В дальнейшем Харбин превратился в одну из главных баз японских оккупационных сил, откуда в течение всего года совершались во всех направлениях экспедиции для борьбы с китайскими партизанами и остатками китайских войск.

С занятием Харбина в японских руках оказались все крупные торговые и политические центры Маньчжурии и вся система железных дорог. Японские военные власти захватили арсеналы, склады оружия, авиацию, конфисковали денежные средства транспортных, промышленных предприятий и банки.

В конце февраля в Мукдене была созвана конференция новых местных правительственных органов, и 1 марта 1932 года было официально объявлено об образовании «независимого» Маньчжурского государства - «Маньчжоу-Го».

В этом новом государстве в каждом ведомстве имелись японские советники, и его военной силой была японская армия. Свергнутый император маньчжурской династии Пу И, в течение многих лет живший под охраной японцев, сделан был главой этого нового государства.

10 марта 1932 года Маньчжоу-Го разослало державам извещение с предложением признания. Признание Маньчжоу-Го японскими хозяевами последовало не сразу - японской дипломатии надо было прощупать международную обстановку. Только 15 сентября 1932 года это признание было оформлено в виде японо-маньчжурского протокола, по которому Маньчжоу-Го подтверждало все права и интересы Японии на территории Маньчжурии и санкционировало пребывание на ней японских войск.

Захватом Маньчжурии Япония нарушила Вашингтонский договор девяти держав и пакт Бриана - Келлога и тем самым нарушила Устав Лиги Наций, членом которого она состояла.

В соответствии с резолюцией Лиги Наций от 10 декабря 1931 года Лига послала комиссию во главе с лордом Литтоном для исследования положения на Дальнем Востоке. Доклад комиссии был опубликован 1 октября 1932 года, когда Маньчжоу-Го было официально признано Японией.

В противовес японским притязаниям на Маньчжурию комиссия Литтона выдвинула свой план, в основу которого был положен международный контроль над Маньчжурией, и важнейшим пунктом плана был увод из Маньчжурии всех как японских, так и китайских вооруженных сил.

Вышеуказанная попытка разрешения маньчжурской проблемы была выдвинута комиссией Литтона, главным образом, под влиянием Америки и хотя нанесла некоторый удар замыслам японского империализма, но не имела никаких шансов на осуществление.

На доклад Литтона японские военные круги и вся японская печать заявили, что Япония будет продолжать свою твердо установленную политику в Маньчжурии независимо от выводов комиссии Литтона и что, каково бы ни было отношение Лиги Наций и других держав к маньчжурскому вопросу, политика Японии не может быть поколеблена или изменена.

Официальная дискуссия по докладу Литтона началась в ноябре 1932 года и закончилась только в марте 1933 года, когда японцами уже была захвачена провинция Жэхэ, следующими «рекомендациями» Лиги Наций по маньчжурскому вопросу:

1. Урегулирование этого вопроса должно происходить на основе Устава Лиги Наций, пакта Келлога и Вашингтонского договора девяти держав.

2. Японские войска, расположенные вне зоны ЮМЖД, должны быть эвакуированы, ибо суверенитет над этой территорией принадлежит Китаю.

3. В Маньчжурии должна быть создана правительственная организация с широкой автономией, признающая суверенитет Китая, причем должны быть приняты во внимание специальные права и интересы Японии.

4. Китай и Япония должны начать переговоры об урегулировании этого вопроса специальным комитетом в составе представителей членов Лиги и с участием США и СССР.

5. Члены Лиги Наций должны и впредь отказываться от признания Маньчжоу-Го.

Советское правительство отказалось присоединиться к постановлению Лиги и принять участие в Совещательном Комитете, указав в своем ответе 7 марта 1933 года на то, что большинство государств, представители которых войдут в Совещательный комитет, не поддерживают никаких отношений с СССР и, следовательно, настроены к нему враждебно — поэтому такой Комитет вряд ли в состоянии будет выполнить задачу координирования действий с Советским Союзом.

США согласились сотрудничать с Комитетом, но нашли невозможным назначить своего представителя с функциями члена Комитета, а поручили своему посланнику в Швейцарии следить за ходом дела.

Что касается Японии, то она, понимая, что США всячески избегают прямого столкновения с Японией, а другие державы не поддержат Японию ради сохранения престижа Лиги Наций, вышла из Лиги Наций в 1933 году, уверенная, что ее выход не повлечет применения каких-либо санкций экономического или военного характера.

Таким образом, решение Лиги Наций ничего не изменило в положении на Дальнем Востоке и не остановило японского наступления, развернувшегося тотчас после принятия резолюции Лиги Наций.