Армия оаэ численность. Вооруженные силы ОАЭ: современная структура, вооружение и перспективные планы

Вооруженные силы стран мира

Объединенные Арабские Эмираты обладают второй по своему боевому потенциалу армией среди 6 монархий Персидского залива (после Саудовской Аравии). Именно ВС ОАЭ летом 2015 г. стали главной ударной силой "аравийской коалиции", воюющей в Йемене против повстанцев-хуситов. В связи с этой войной ОАЭ стала второй (после Кувейта) аравийской монархией, перешедшей от наемной к призывной системе комплектования ВС.

Благодаря огромным доходам от экспорта нефти страна имеет возможность приобретать новейшее вооружение в значительных количествах. Почти вся техника приобретается в странах Запада, но отдельные типы – в России, Украине, Китае, ЮАР.

Поскольку ОАЭ является объединением 7 ранее независимых эмиратов, некоторые воинские части остаются в подчинении властей эмиратов, в первую очередь двух крупнейших – Дубая и Абу-Даби.

Сухопутные войска имеют в своем составе 12 бригад - 1 королевской гвардии, 2 бронетанковые (3-я, 5-я), 5 механизированных (в т.ч. 2 подчиняются эмиру Дубая), 2 пехотные, 1 артиллерийская, 1 армейской авиации (10-я).

В распоряжении эмирата Дубай имеется 6 ПУ советских ОТР Р-17 и до 20 ракет к ним.

Танковый парк ОАЭ включает 387 новейших французских «Леклерк», 36 итальянских OF-40Mk2 (больше ни у одной страны мира нет на вооружении этого танка), 76 легких английских «Скорпион». На хранении находятся 28 старых французских АМХ-30.

Французский танк «Леклерк»

На вооружении имеется 95 БРМ (49 французских AML-90 и 24 VBL, 24 немецких TPz-1 «Фукс»; от 20 до 65 английских «Феррет» и 42 «Саладин» находятся на хранении), 669 БМП (18 французских АМХ-10Р, 651 российская БМП-3), более 3 тыс. бронеавтомобилей и БТР (24 украинских БТР-3У, 120 бразильских ЕЕ-11, 136 турецких ACV-300 и 14 "Кобра", 284 французских «Панар» М3, 11 AMX-VCI, 72 VCR, 20 VAB, 20 английских «Сарацин» и 10 "Саксон", 40 финских AMV, 70 южноафриканских RG-31 и 47 "Рева", 703 американских бронеавтомобиля М-АТV "Ошкош", 1262 МаххPro и 465 "Кайман", до 1636 собственных "Нимр" и не менее 100 "Кугар"). Из этого количества 5 "Ошкошей" захвачены йеменскими хуситами в ходе боев в 2015-16 гг.

Артиллерия включает 183 САУ (78 южноафриканских колесных G-6, 87 американских M-109A3, 18 французских Mk F3 (155 мм)), 71 буксируемое орудие (51 английское L-118 (105 мм), 20 китайских Type-59-I (130 мм)), до 300 минометов (20 «Брандт», 114 L16 (81 мм), 21 «Брандт», 137 самоходных сингапурских SRAMS на шасси БТР RG-31 (120 мм)), 155 РСЗО (18 бельгийских LAU-97 (70 мм), по 48 итальянских «Фирос-25» и турецких Т-122 (122 мм), 32 американских HIMARS (227 мм), 6 российских «Смерч» и 3 турецких Т-300 (300 мм)).

Имеется более 300 ПТРК – 50 французских «Хот» (в т.ч. 20 самоходных) и 230 «Милан», 54 американских «Тоу».

Войсковая ПВО имеет 40 ПЗРК (20 старых английских «Блоупайп», 20 современных французских «Мистраль»), 42 французские ЗСУ M3VDAA (20 мм), 30 швейцарских зенитных орудий GCF-BM2 (35 мм).

Армейская авиация включает 29 американских боевых вертолетов AH-64D «Апач» и 19 многоцелевых вертолетов UH-60L.

Французская САУ Mk F-3

ВВС обладают высоким боевым потенциалом, имея на вооружении 137 истребителей 4-го поколения - 78 американских F-16 (55 Е, 23 F; еще 2 F на хранении), до 58 французских «Мираж-2000» (до 6 EAD, до 2 DAD, до 50 модернизированных "Мираж-2000-9" (в т.ч. до 21 -9EAD, до 12 -9DAD)). Необходимо отметить, что состоящие на вооружении ВВС ОАЭ F-16E/F являются самой совершенной модификацией F-16, ее нет больше ни у одной страны мира, включая сами США. На хранении находятся от 11 до 29 старых французских истребителей-бомбардировщиков "Мираж-5".

Кроме того, к боевым самолетам можно отнести 27 противопартизанских штурмовиков американского производства (3 АТ-802, 24 S2R-T660 "Архангел") и 6-7 разведчиков «Мираж-2000RAD». Также имеется 40 китайских боевых БПЛА "Птеродактиль-2" ("Вин Лун-2").

В составе ВВС находится 2 канадских патрульных самолета DHC-8, 2 шведских самолета ДРЛО Сааб-340, 3 европейских заправщика А330.

Транспортные самолеты – 8 новейших американских С-17А, 5 С-130Н, 4 L-100-30, 7 Боинг-737, 4 Боинг-747, 2 Боинг-777, 2 Боинг-787, 10 «Цессна-208», 2 Бич-350, 5 Бич С90, 1 Бич-1900D, 2 английских Вае-146, 1 шведский "Сааб-340В", 13 канадских DHC-6, 2 итальянских Р-180, 7 испанских CN-235M-100.

Учебные самолеты – 12 итальянских МВ339NAT, 12 немецких Grob-115TA, 25 швейцарских РС-21 и 29 РС-7, до 30 английских «Хок» (до 3 Мк61, до 15 Мк63, до 12 Мк102).

Многоцелевые и транспортные вертолеты – 28 американских СН-47 (8 С, 20 F), 39 UH-60M, 44 Белл-407 (в т.ч. 1 в полиции), до 25 Белл-412 (в т.ч. до 21 в полиции), до 2 Белл-214, 5 европейских AW109K2 (в т.ч. 3 в полиции), 42 AW139 (в т.ч. 9 в полиции), до 4 французских AS-365N, 5 AS565, 14 AS550C3, до 2 AS350 (еще до 5 на хранении), 2-3 немецких ВК-117 (в авиации полиции).

Объединенные Арабские Эмираты, развивая национальную экономику, не забывают и о вопросах обороноспособности и национальной безопасности. Именно этим стремлением обусловлено наращивание боевой мощи. Кроме того, Эмираты выходят на лидирующие позиции импортеров современного высокотехнологичного вооружения.

Войска Объединенных Арабских Эмиратов – союзная армия независимых княжеств

Основу военной мощи Эмиратов составляют так называемые Союзные силы обороны, которые действуют как федеральные войсковые формирования. Вместе с тем, некоторые Эмираты, имеют в своем распоряжении собственные вооруженные силы. Штаб квартира федеральных войск расположена в столице Эмиратов - Абу-Даби. Основой национальной военной доктрины являются вопросы обеспечения безопасности страны и целостности территориальных границ.

Сегодня вооруженные силы и войска ОАЭ оснащены новейшими разработками и системами вооружений. Среди основных поставщиков современного вооружения, амуниции и боеприпасов, выступают Соединенные Штаты Америки, страны Европы и Россия.

Войска Эмиратов включают следующие военные формирования и структуры:

  • Сухопутные войска – легкие и боевые танки, бронетехника, противовоздушные и артиллерийские установки;
  • Военно-воздушные силы – учебные, транспортные и боевые военно-воздушные базы, военно-транспортные самолеты и штурмовые истребители, учебные и боевые вертолеты;
  • Военно-морской флот – патрульные корабли, класса корвет, батальоны морской пехоты, бронетехника, быстроходные ракетные и патрульные катера, десантные корабли и минные тральщики.

Военная служба в ОАЭ – особенности и правовая база

Военная служба в ОАЭ носит обязательный характер для граждан страны. Воинский долг перед государством должны исполнить все без исключения мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. При этом срок службы зависит от наличия у призывника образования. Так, лицо, не имеющее соответствующего диплома, должно отслужить два года, тогда как выпускники средних школ служат 9 месяцев.

При распределении воинских специальностей учитываются различные факторы, такие, как репутация призывника, состояние здоровья и т.д. Если на момент призыва человек был занят на государственной службе или в частном секторе ОАЭ, за ним сохраняется его рабочее место на срок службы. Это одинаково применимо и к окладам, пособиям, пенсиям и премиям призывников. Более того, для предпринимателей и квалифицированных специалистов работает система ежемесячного премирования.

Лица признанные непригодными для прохождения строевой службы по состоянию здоровья, освобождаются соответствующим медицинским актом. Также от обязательного призыва освобождаются лица, являющиеся единственным кормильцем для родителей и близких родственников. Возможно предоставление призывнику единовременной отсрочки. Отсрочка предусмотрена для студентов высших учебных заведений.

Техника и вооружение № 8 ,12 /2005

современная структура, вооруженные и перспективные планы.

Владимир Щербаков

Объединенные Арабские Эмираты - это независимое государство, расположенное на северо-востоке Аравийского полуострова и являющееся одним из лидеров мусульманского мира. Эта страна достаточно популярна в России и является одним из наиболее любимых мест отдыха российских граждан. Однако наряду с хорошо развитыми индустрией туризма и нефтедобывающим сектором, которому ОАЭ обязаны в основном своим процветанием, это государство имеет и достаточно мощные и хорошо обученные вооруженные силы.

ОАЭ организационно являются федерацией в составе семи эмиратов: Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Аджман, Умм-эль-Кайвайн, Фуджайра и Рас-эль-Хайма. Властные полномочия строго разграничены: основные переданы центральному руководству, а остальные - властям от-" дельных эмиратов. Исполнительная власть в стране принадлежит Высшему совету эмиров, который состоит из глав эмиратов и из членов которого избираются президент и вице-президент ОАЭ сроком на 5 лет. Обычно вице-президент является и премьер-министром страны. Правительство ОАЭ представлено в виде кабинета министров. Законодательная власть принадлежит однопалатному национальному совету, а судебная - объединенному верховному суду. Следует отметить, что в ОАЭ наряду со светским законодательством присутствует и исламский закон. Хотя строгость законодательных положений достаточно сильно различается в отдельных эмиратах.

Вооруженные силы (ВС) Объединенных Арабских Эмиратов (UAE Armed Forces) организационно включают в себя сухопутные войска, военно-воздушные силы и силы противовоздушной обороны, а также военно-морские силы. В настоящее время активно обсуждается возможность формирования отдельной национальной гвардии с приданием ей статуса вида ВС. Кроме того, имеются береговая охрана и отдельные воинские подразделения, подчиняющиеся непосредственно главам отдельных эмиратов.

Общее руководство ВС ОАЭ осуществляет министр обороны страны, а непосредственное - верховный главнокомандующий вооруженными силами через командующих видами ВС. Служба в вооруженных силах только на добровольной основе, обязательной воинской повинности нет.

Отметим, что входящие в состав Совета по сотрудничеству в Заливе государства (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ) заключили договор о коллективной обороне. Последний предусматривает объединение усилий по отражению агрессии, направленной против одного из членов совета. В рамках этого договора к настоящему времени уже созданы объединенные силы быстрого реагирования («Щит полуострова»), численность которых достигает 5 тыс. чел. Обсуждается возможность доведения их до 20 тыс. чел.

Общая численность ВС ОАЭ в 2004 г. составляла около 44 тыс. чел., из них СВ - около 40 тыс. чел., ВВС и ПВО - 1500 чел. и ВМС - 1900 чел.

Сухопутные войска организационно состоят из штаба, одной бригады эмирской гвардии, двух бронетанковых бригад, двух (по некоторым данным, трех) механизированных пехотных бригад, одной моторизованной бригады в составе пяти оснащенных легкой бронетехникой батальонов, одной артиллерийской бригады, одной бригады ПВО, одного батальона «рейнджеров» и нескольких отдельных частей и подразделений обеспечения. Имеются также отдельные пехотные части центрального подчинения, дислоцирующиеся на территории эмирата Дубай. В оперативном плане СВ ОАЭ разделены на три территориальных военных командования (Западное, Центральное и Северное) со штабами в Абу-Даби, Дубае и Рас-эль-Хаймане.

На вооружении СВ состоят различные образцы ВВТ, начиная от легких орудий и заканчивая основными танками:

Шесть пусковых установок оперативно-тактических ракет;

390 основных боевых танков Leclerc;

80 легких танков Scorpion;

Более 1000 боевых машин пехоты, бронетранспортеров и бронеавтомобилей, в том числе 700 БМП-3, 300 М-3 Panhard, 30 Saracen, 11 АМХ-13, 23 АМХ-10Р, 70 Saladin (на хранении), 60 AML-90/60, 30 Ferret (на хранении), 20 VAB, 53 Fuch NBC, 136 FNSS AIFV;

Более 200 артиллерийских орудий калибра 105-155 мм, в том числе 12 155-мм буксируемых Ml98, 20 155-мм самоходных АМХ МкРЗ, 76 155-мм самоходных LIW G6 и 85 155-мм самоходных M-109L47 (модернизированы голландской компанией RDM);

73 РСЗО типов ASTROS II, FIROS 25 и «Смерч» (шесть машин);

46 БРЭМ на базе ОБТ Leclerc;

Более 150 минометов калибра 81 мм;

Более 300 ПТРК (Vigilant, TOW и Milan);

ЗРК Improved Hawk (пять батарей), Rapier, Crotale, RBS-70, SA-14;

Более 50 ЗАК;

Более 40 ПЗРК.

В настоящее время одной из основных программ СВ ОАЭ является принятие на вооружение нескольких сотен бронированных автомобилей высокой проходимости АВ17 Tiger с колесной формулой 4x4. Данная машина представляет собой совместную разработку компаний Bin Jabr Enterprises (ОАЭ) и King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB, Иордания). Работы по проекту начались в 2000 г., первые прототипы были продемонстрированы на международной выставке вооружений и военной техники IDEX-2001. Тогда же было официально объявлено о принятом совместно Иорданией и ОАЭ решении выпустить 1500 автомобилей данного типа (стоимость контракта оценивается в 45 млн. долларов США). Производство машин налажено в Иордании. Большая часть из полутора тысяч автомобилей поступит на вооружение СВ ОАЭ, остальные же предназначены для армии Иордании. Имеются две версии Tiger: бронированная и обычная транспортная. Кроме того, у чешской компании Tatra было приобретено более 1100 грузовиков и еще примерно столько же российских КамАЗов, что надолго удовлетворило нужды армейских подразделений.

В ближайшие годы не предвидится сколько-нибудь масштабных программ по перевооружению СВ ОАЭ, поскольку совсем недавно (в течение последних 5- 10 лет) они получили почти четыре сотни современных танков, несколько сотен БМП и БТР (российские БМП-3, турецкие AIFV компании FNSS в вариантах как собственно БМП, так и бронированной ремонтно-эвакуационной машины и бронированной машины корректировки огня артбатарей, немецко-итальянские Terrier 4x4 и др.), а также новейшие системы ствольной и реактивной артиллерии. К тому же, российские БМП-3 уже успели даже пройти модернизацию. Так, на части машин были установлены дополнительные средства защиты (explosive-reactive armor panels and spall liners), практически на всех БМП - высокоскоростная система сбора и обработки информации, навигации и управления (Fast Information, Navigation, Decision and Reporting System - FINDERS) французской компании Giat Industries, новые прицелы Sozh и т.п. Фактически, по заявлению командования СВ, все внимание в ближайшие годы будет уделено только модернизации имеющегося парка бронетанковой техники. Так, например, все танки Leclerc планируется провести через процедуру практически капитального ремонта и установить на них новое оборудование, что относится, в том числе, и к силовой установке машины. Подряд на последнюю часть работ будет выдан, скорее всего, немецкой компании Renk, которая имеет в ОАЭ своего представителя - фирму Al Masaoud (источник - Haseeb Haider. Al Masaoud, Renk plans aggressive growth in UAE. Khaleej Times newspaper. 15.02.2005).

Усиление средств армейской ПВО планируется осуществить и за счет принятия на вооружение 50 зенитных ракетно-пушечных комплексов 96К6 «Панцирь-С1», разработка и производство которых ведется в России, но в рамках совместного с ОАЭ соглашения и в условиях приоритетного финансирования заказчиком.

Рассматривая сухопутные войска ОАЭ, нельзя не обойти вниманием тот факт, что командование национальных вооруженных сил в последние годы уделяет повышенное внимание использованию армейских подразделений в рамках международных гуманитарных и миротворческих операций. В 1999 г.впервые специальная оперативная группа СВ ОАЭ в составе роты танков Leclerc, трех рот БМП-3, батареи 155-мм самоходных артустановок G6, нескольких пехотных рот эмирской гвардии и подразделения армейской авиации приняла участие в операции под эгидой НАТО-ООН в Косово. Данный опыт был признан достаточно удачным и заслуживающим продолжения.

В заключение также добавим, что на постоянной основе 3-й батальон СВ (Hazza bin Zayed) включен в состав сил быстрого реагирования, созданных государствами-членами Совета по сотрудничеству в Заливе (так называемый «Щит полуострова»).

Окончание следует

Вооруженные силы ОАЭ: современная структура, вооружение и перспективные планы

Владимир Щербаков

Окончание. Начало см. в «ТиВ» № 8/2005 г.

Военно-морские силы организационно включают в свой состав штаб, флот, морскую пехоту, морскую авиацию и береговую охрану (последняя является фактически военизированным формированием и подчиняется ВМС в оперативном плане). Руководство данным видом ВС осуществляет командующий ВМС в ранге бригадира.

В настоящее время на вооружении ВМС ОАЭ состоят:

Два фрегата (типа Abu Dhabi, бывшие голландские ФР УРО типа Kortenaer);

Два корвета (типа Muray Jib, спроектированы и построены немецкой компанией Luerssen);

Восемь быстроходных ракетных катеров (два типа Mubarraz и шесть типа Ban Yas, построенные компанией Luerssen);

Девять больших патрульных катеров (шесть типа Ardhana и три типа Kawkab);

Четыре десантных корабля и катера;

Четыре самолета БПА (С-295М);

18 вертолетов морской авиации (в том числе пять AS.332F/L Super Puma, вооруженных ПКР АМ-39 Exocet, и семь AS.365 Panther с ракетами AS-15TT).

На вооружении береговой охраны, кроме того, имеется 40-50 патрульных катеров различного водоизмещения, как вооруженных, так и нет.

Основные военно-морские базы: Мина Джебель Али и Мина Зайд (Абу-Даби), а также Мина Рашид (Дубай).

Элитным родом войск ВМС является созданная не так давно морская пехота, на вооружении которой имеются в том числе и 90 колесных БТР Guardian, разработанных Украиной на базе БТР-80 и поставленных при посредничестве компании ADCOM Military Industries.

Следует отметить, что по причине наличия достаточно протяженной береговой линии, многочисленных островов и большой площади ЭЭЗ военно-политическое руководство ОАЭ уделяет повышенное внимание развитию данного вида национальных ВС. Программа вооружения ВМС является одной из крупнейших среди трех видов ВС ОАЭ.

Наиболее амбициозным проектом является закупка четырех корветов УРО типа Al Baynunah (плюс два корабля в опционе), проектирование которых выполнила французская компания Constructions Mecaniques de Normandie (CMN) на базе более ранней разработки - проекта BR67. Строительство первого корабля будет осуществлено во Франции (в городе Шербуре), а остальные будут строиться в Абу-Даби на верфи национальной компании Abu Dhabi Shipbuilding (ADSB) в так называемом промышленном районе Мусса-фа. С последней МО ОАЭ заключило контракт стоимостью более 520 млн. долл. США в начале 2004 г., передача ВМС первого корабля национальной постройки запланирована на 2008 г. (французы должны передать корвет уже в 2007 г.). Кроме строительства головного корабля серии французская компания, затем будет осуществлять поставку комплектующих и материалов для строительства остальных корветов в ОАЭ.

По оценкам специалистов, в конечном итоге французы выполнят до четверти общего объема работ по программе, что будет выражено в сумме 165 млн. евро (это обеспечит Франции 450 тыс. дополнительных человеко-часов и 450 дополнительных рабочих мест). Фактически эта программа вытащила французскую CMN из тяжелого затяжного кризиса. Следует особо подчеркнуть, что это будет первый пример строительства такого достаточно большого корабля в государстве района Персидского залива, раньше подобные корабли приобретались только за границей. Данный факт свидетельствует о стремительном развитии местной кораблестроительной промышленности и стремлении расположенных на Аравийском полуострове государств постепенно отойти от формулы «покупатель-продавец» и начать удовлетворять нужды национальных ВС за счет собственной военной промышленности.

Новый корвет будет иметь максимальную длину около 70 м, форма корпуса - глубокое V, остроскулая, что наряду с использованием водометных движителей обеспечит кораблю достаточно хорошие мореходность и ходкость. Расчетная скорость полного хода у корвета должна составить не менее 32 узлов, а дальность плавания при скорости экономического хода 15 узлов - около 2400 миль (автономность 14 суток) . Главная энергетическая установка будет выполнена на базе четырех дизелей марки MTU 12V595 ТЕ90. Имея малую осадку, новые корабли смогут достаточно комфортно чувствовать себя в мелководных прибрежных районах Персидского залива.

Основное вооружение корвета составят одноствольная артустановка Oto Melara 76/62mm Super Rapid, восемь противокорабельных ракет Exocet MM40 Block 2 компании MBDA, две малокалиберные скорострельные автоматические пушки Mauser MLG 27, восемь ПУ Mk48 ЗУР Evolved Sea Sparrow, а также корабельный вертолет ПЛО. Экипаж корабля 37 человек, плюс авиагруппа для обслуживания вертолета.

Радиотехническое и гидроакустическое вооружение будет представлено наиболее современными системами, уже опробованными на боевых кораблях флотов других государств. Среди них будут подкильная ГАС, дистанционно управляемый противоминный подводный аппарат, трехкоординатная РЛС ОВНЦ, системы РЭБ и пр.

Кроме рассмотренной программы компания ADSB в настоящее время реализует и проект постройки для национальных ВМС трех больших десантных катеров собственной разработки типа LCVP (стоимость контракта составляет около 40 млн. дирхам). Данные катера будут иметь экипаж 19 человек и способность перевозить до 56 военнослужащих в полном обмундировании и с личным оружием. Второй «десантной» программой национальной кораблестроительной компании является постройка девяти десантных катеров типа LCP (land craft personnel), имеющих алюминиевые корпусные конструкции, спроектированные шведской компанией Swedeship Marine. Последняя также осуществляет постройку первых трех катеров данного типа в Швеции. Данные катера имеют скорость хода более 33 узлов и обеспечивают высадку на берег до 42 десантников с вооружением. Также данная компания получила контракт стоимостью около 50 млн. долл. США на ремонт двух ракетных катеров ВМС ОАЭ.

Не отстает кораблестроительная промышленность ОАЭ и в вопросе разработки средств специального назначения. Так, еще на выставке IDEX-2001 национальная компания Emirates Marine Technologies представила трехметровый двухместный подводный буксировщик боевых пловцов типа SDV своей собственной разработки. К настоящему времени десять таких аппаратов уже поступили на вооружение частей спецназначения ВМС ОАЭ, а еще два проданы за границу.

Одной из наиболее «свежих» программ морской авиации ВМС ОАЭ стало приобретение четырех самолетов БПА С-295М Persuader у компании EADS CASA за 140 млн. долл. США (контракт был подписан в марте 2001 г., все машины уже поставлены заказчику).

Судя по тому интересу, который командование ВМС ОАЭ проявляло в ходе предыдущих выставок вооружения IDEX к предлагаемым на экспорт некоторыми странами неатомным подводным лодкам, у военно-политического руководства этой страны имеются планы на их приобретение. Однако какие-либо реальные шаги в этом направлении до сих пор предприняты не были.

Военно-воздушные силы и силы противовоздушной обороны организационно состоят из штаба (ВВБ Батин, Абу-Даби), Западного (Абу-Даби) и Центрального (Дубай) авиационных командований. Руководство данным видом ВС осуществляет командующий ВВС и ПВО в ранге генерал-майора. Основные военно-воздушные базы: Батин, Аль-Дафра, Аль-Аин, Минхад. Для базирования самолетов и вертолетов военно-воздушных сил также используются международные аэропорты в Шардже и Дубае. Ведутся работы по сооружению еще одной базы, на которой преимущественно будут базироваться самолеты F-16E/F.

Все самолеты и вертолеты боевой и вспомогательной авиации ВВС ОАЭ сведены в авиационные эскадрильи, которых насчитывается не менее 17.

Западное авиационное командование:

1-я и 2-яистребительно-штурмовые аэ (ВВБ Аль-Дафра, г. Абу-Даби; по 11 истребителей Mirage 2000EAD и по три самолета Mirage 2000DAD);

Разведывательная аэ (ВВБ Минхад, г. Дубай; пять самолетов Mirage 2000RAD и три Mirage 2000-5RAD);

69-я боевая авиагруппа в составе двух вертолетных аэ (ВВБ Аль-Дхарда, г. Абу-Даби; 30 вертолетов АН-64А Apache);

Штурмовая вертолетная аэ « Аль-Га-зелле» (А1 Ghezelle; базируется в районе международного аэропорта Аль аин-Шарджа; 12 вертолетов SA.342L Gazelle, вооруженных ПТРК НОТ);

Транспортная вертолетная аэ (ВВБ Аль-Дафра, г. Абу-Даби; вертолеты Puma);

Вертолетная аэ ПЛО (ВВБ Аль-Дхарфа, г. Абу-Даби; пять вертолетов AS.332F Super Puma и семь AS.565A Panther, вооруженных ПКР АМ-39 Exocet);

Транспортная аэ (ВВБ Батин, г. Абу-Даби; четыре С-130Н, 11 CN-235M и четыре С-212-200 Aviocar);

Королевский авиаотряд (ВВБ Аль-Дафра, г. Абу-Даби; два Beech King Air 350VIP, два Airbus A300-620, два Boeing 707-3L6B, один Boeing 747 SP-Z5, два Boeing 747-2P6, один ВАе 146-100, три Falcon 900 и два вертолета AS.332L Super Puma VIP).

Центральное авиационное командование:

3-я истребительно-штурмовая аэ (ВВБ Минхад, г. Дубай; 15 самолетов Mirage 2000-5AD/DAD);

Легко-штурмовая/учебная аэ (ВВБ Минхад, г. Дубай; 17 самолетов Hawk 100);

Легко-штурмовая/учебная аэ (ВВБ Минхад, г. Дубай; восемь МВ.339 и пять MB.326KD/LD);

Транспортная аэ (ВВБ Минхад, г. Дубай; четыре Ил-76 (взяты в аренду у России в 1998 г.), один BN-2T Turbine Islander МР, два С-130L-100-30, 23 РС-7 Turbotrainer);

Транспортная вертолетная аэ (ВВБ Минхад, г. Дубай; 10 SA.330 Puma, восемь AB.206B/L, шесть АВ.205А1, шесть АВ.412, три BO-105SAR, четыре Bell 214В, два АВ.212 и один Bell 407);

Специальный авиаотряд для обслуживания VIP-персон (ВВБ Минхад, г. Дубай; один Boeing 747SP-31, два Gulfsream II/TV, пять вертолетов АВ.206В VIP, один S-76A и один AS.365N 1 Dophine 23VIP).

Экономико-географическая характеристика ОАЭ

Площадь территории........................................................................... 83600 км2

Обрабатываемые территории................ …………………………………….2%

Пустынные Земли......................................................................................... 98%

Преобладают низменные равнины, а на востоке имеются горы

Протяженность береговой линии............................................................1448 км

Территориальные воды............................... ……………………………..12миль

Эксклюзивная экономическая зона........................................................ 200 миль

Население.................................................................................более 2485 тыс. чел.

Ежегодный прирост населения.................................................................. 1,57%

Религия.....................................мусульмане (96%), христиане, индусы и др. (4%)

Официальный язык...................... ………………………………………арабский

Уровень грамотности................... …………………………………………..79%

ВВП...........................................................................53 млрд. долл. США (2003 г.)

Доход на душу населения............................................22 тыс. долл. США(2003г)

Годовой оборонный бюджет.........................................3,4 - 3,7млрд. долл. США

Основа экономики............................................добыча и продажа нефти и газа

Членство в международных организациях: ООН,

Лига арабских государств, Совет по сотрудничеству в Заливе, ОПЕК и др.

На вооружении частей ПВО находятся ЗРК Mistral, Rapire (12 ЗРК), Crotal (девять ЗРК) и RBS-70 (13 ЗРК), 35-мм спаренные зенитные артустановки Skyguard, а также РАС TPS-70, DR162 и DR172.

Начальная подготовка личного состава ВВС ОАЭ осуществляется в расположенной на ВВБ Минхад летной школе на учебных самолетах МВ-339А (четыре машины), МВ-326 (16 машин), SF260 (пять машин) и вертолетах AS.350B Ecureuie (14 вертолетов). В последующем пилоты проходят подготовку в Военно-воздушной академии, находящейся в районе международного аэропорта Аль аин-Шарджа и имеющей в своем распоряжении 20 УТС Hawk Mk63 и 18 УТС Hawk Mk102.

На вооружении полиции эмирата Дубай находятся вертолеты АВ.412ЕР (две машины), АВ.212 (семь вертолетов), А- 109К2, АВ.206В Jet Ranger (один вертолет), BO-105CBS (четыре машины) и др.

Все имеющиеся на вооружении самолеты Mirage 2000 EAD/DAD и Mirage 2000-5 проходят модернизацию до уровня Mirage 2000-9 (многоцелевой вариант более известного Mirage 2000-5 с расширенными возможностями по нанесению ударов по наземным объектам). Кроме того, в январе 1998 г. дополнительно закуплено 30 самолетов Mirage 2000-9 (как новых, так и прошедших капитальный ремонт самолетов, снятых с вооружения ВВС Франции), поставки которых уже практически завершены, и 80 новейших американских самолетов F- 16E/F Block 60 Desert Falcon (предыдущее обозначение F-16C/D), поставки которых начались в мае 2005 г. и должны завершиться не позднее 2007 г.

Общая стоимость контракта, подписанного в мае 2000 г., оценивается от 6,4 до 8 млрд. долл. США (точная сумма является закрытой и не обнародовалась ни одним из участников сделки). Должно быть поставлено 55 одноместных самолетов и 25 «спарок». «Пустынные соколы» оснащены накладными конформными топливными баками, что существенно увеличивает дальность их полета, и новой БРЛС Agile Beam. Подготовка пилотов для этих самолетов началась еще в ноябре 2001 г. и ведется американцами на территории Турции. Подготовку же пилотов, техников, персонала тренажеров и специалистов РЭБ для закупленных французских самолетов Mirage 2000-9 осуществляла французская государственная компания AIRCO, являющаяся авиационным подразделением французской организации Defense Conseil International (DCI).

В составе данного вида вооруженных сил также имеется 46 транспортных самолетов, более 40 учебно-тренировочных самолетов и около 100 вертолетов различного назначения (в том числе 30 вертолетов огневой поддержки АН-64А Apache).

Для улучшения качества подготовки пилотов дополнительно в последние годы закуплены 14 вертолетов AS-350B Ecureuil и новые учебно-тренировочные самолеты.

Средства ПВО представлены скорострельными зенитными артиллерийскими системами Skyguard, стационарными и переносными ЗРК, которые сведены в состав одной бригады ПВО (три дивизиона/батальона) и пяти батарей ЗРК Hawk. В целях повышения боевого потенциала национальной системы ПВО решено сформировать дополнительно от 20 до 24 батарей ЗРК. Тип самого комплекса, который будет закупаться, еще не определен, и в зарубежной печати отмечается, что это могут быть либо американский Patriot РАС-3, либо российский С-300ПМУ1В. Пока же военные ОАЭ ожидают начала поступления в войска зенитных ракетно-пушечных комплексов «Пан-цирь-С1». Контракт на его разработку был подписан в 2000 г., заявленная стоимость - 720 млн. долл. США.

По мнению многих аналитиков, авиационное командование ОАЭ выделяет довольно крупные суммы на закупки современных УР и другого авиационного вооружения. Так, например, была приобретена крупная партия УР Black Shaheen, которая является вариантом более известной УР Storm Shadow, разработанной европейской компанией MBDA.

Учитывая то, что добыча и продажа нефти приносит ОАЭ огромную прибыль, военно-политическое руководство страны не скупится на приобретение самого современного вооружения и военной техники для национальных ВС. По оценкам специалистов, только за период 1997-2001 гг. на эти цели было израсходовано около 6 млрд. долл. США. Всего же на десятилетнюю программу модернизации ВС ОАЭ, рассчитанную на период с 1995 по 2005 г., было выделено более 15 млрд. долл. США. Сумма достаточно большая и намного превосходящая, например, расходы на аналогичные цели такой страны, как Россия.

При этом руководство ОАЭ не забывает оказывать и всестороннюю помощь дружественным государствам, таким как Ирак. Для возрождаемой армии последнего ОАЭ в прошлом году передали на безвозмездной основе 44 легкобронированные машины Panhard M3 и другую технику и снаряжение.

В последние годы руководство Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) придерживается курса на расширение ассортимента продукции собственного ВПК. Изменение военно-промышленной политики страны обусловлено прежде всего нестабильностью внешнеполитической ситуации в регионе, в условиях которой развитие производственной базы военной промышленности существенно повышает уровень самообеспеченности вооруженных сил по отдельным видам ВВТ и снижает степень их зависимости от зарубежных поставок.


В качестве основы военных отраслей рассматриваются совместные с ведущими мировыми производителями предприятия по выпуску ВВТ. Кроме того, в формировании военной промышленности существенную роль играют созданные и строящиеся при участии иностранных компаний крупные сервисные центры, в которых сосредоточены мощности по обслуживанию, ремонту н модернизации импортной военной техники и вооружения.

Создание национальной военно-промышленной базы ОАЭ происходит при непосредственном участии и поддержке государства, которое активно и целенаправленно принимает в этом направлении меры экономического и административного характера. Так, по инициативе правительства в 1992 году было создано Бюро офсетных программ для поиска, установления связей местных компаний с иностранными партнерами и создания совместных предприятий различного профиля как на территории ОАЭ, так и за рубежом.

В 2002 году была образована государственная инвестиционная компания "Мубадала дивелопмент", наделенная широкими полномочиями и располагающая значительными финансовыми ресурсами. Ее деятельность направлена на полное или частичное приобретение активов перспективных местных и иностранных фирм, создание совместных предприятий с зарубежными компаниями, занятыми в производстве высокотехнологичной продукции как гражданского, так и военного назначения.

Наибольшее внимание руководство ОАЭ уделяет формированию производственной базы авиационной промышленности как наиболее перспективной и потенциально емкой отрасли с учетом географического положения страны, потребностей региона, имеющейся инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата. При этом поставлена цель превратить государство в крупного производителя авиационной техники (AT) гражданского и военного назначения мирового уровня. Для ее реализации активно привлекаются ведущие в этой отрасли мировые производители.

Одним из примеров сотрудничества инвестиционной компании "Мубадала дивелопмент" с крупнейшими зарубежными фирмами стало создание в 2009 году центра по ремонту и техническому обслуживанию авиационной техники (Advanced Military Maintenance, Repair and Overhaul Centre - AMMROC). Центр представляет собой совместное предприятие, образованное эмиратской компанией "Абу-Даби эркрафт текнолоджи" (бывшая "Галф эркрафт мейнтенэнс компани") совместно с американскими "Локхид-Мартин" и "Сикорский аэрослейс сёрвисиз".

Здесь выполняются ремонтные работы и осуществляется техническое обслуживание самолетов, вертолетов и отдельных компонентов AT. состоящих на вооружении ВВС ОАЭ и других стран региона. Совместно с американскими компаниями "Снкорский аэроспейс сёрвисиз" и "Локхид-Мартин" на базе ремонтных мощностей центра проводится ремонт вертолетов "Апач" (АН-64), многоцелевых вертолетов типа Белл и "Пума", многоцелевых истребителей F-16, военно-транспортных самолетов С-130 и CN-235. Кроме этого, совместно с французской компанией "Снекма" ведутся работы по ремонту жаростойких труб двигателей М53-Р2 для истребителей "Мираж-2000".

Госкомпания "Мубадала дивелопмент" в рамках развития национальной авиационной промышленности планирует создать совместное предприятие с итальянской компанией "Алениа аэрмакки", входящей в состав итальянского концерна "Финмекканика", по сборке учебно-тренировочных самолетов (УТС) М-346 на территории эмиратов. В случае подписания официального контракта намечается поставить 48 УТС для ВВС ОАЭ, часть из которых будет собрана на национальной территории.

В процессе создания производственной и ремонтной базы авиационной промышленности ОАЭ активную политику проводит также руководство эмирата Дубай. Так, на его территории создано несколько крупных предприятий при содействии ведущих зарубежных производителей AT.


Компания "Эдвансд комьюникэйшн системз", расположенная в промышленной зоне "Муссафа" (г. Абу-Даби), совместно с канадской "КАЕ инк." наладила производство БЛА, воздушных мишеней и радиоэлектронного оборудования. Номенклатура выпускаемой ими продукции представлена БЛА. предназначенными для ведения воздушной разведки и патрулирования ("Я6хон-R, -R2. -RX, -Н. -Смарт-айн -Юнайтед 40"), поиска подводных лодок "Фалкон-1", а также использования в качестве воздушных мишеней ("Ябхон-HMD, -GRNI, -GRN2 и -N") для тренировки расчетов зенитных ракетных комплексов. Компания также производит навигационные системы, системы управления полетами, системы предотвращения столкновений воздушных судов и пневматические пусковые установки.

"Абу-Даби аутономус системз инвестментс" входит в состав созданного в 2007 году государственного инвестиционного холдинга "Тавазун", который, в свою очередь, является инвестиционным подразделением государственного Бюро офсетных программ. В настоящее время компания располагает мощностями для производства двух типов винтокрылых БЛА: "Апид-55" - при содействии шведской "КибАэро" И "Аль Сабр" (S-J00 "Камкоптер") и австрийской "Шибель".

Разработкой и созданием БЛА и авиатехники собственного производства занимаются центр исследований и технологий БЛА, расположенный на территории авиабазы "Аль Да фра" в 30 км юго-западнее г. Абу-Даби, и центр исследований и развития аэрокосмических технологий.

Эмиратская компания "Байнуна груп", образованная в 2005 году для диверсификации экономики и привлечения зарубежных партнеров, создала в целях развития авиационной промышленности несколько совместных предприятий с ведущими французскими фирмами "Снекма", "Дассо авиасьон" и "Талес".
"СНЕКБАТ энджин текнолоджи" - совместное предприятие эмнратской компании "Байнуна груп" и французской "Снекма-САФРАН груп" создано для сотрудничества в области двигателестроения.

Компания "ДАСБАТ авиэйши" - совместное предприятие эмиратской компании "Байнуна груп" и французской "Дассо авиасьон"-проводит ремонт истребителей "Мираж-2000-$"

"Талбат эдвансд текнолоджи"-совместное предприятие эмиратской компании "Байнуна авиэйшн текнолоджи" и французской "Талес" - выполняет работы по ремонту, обслуживанию и модернизации радиоэлектронного оборудования многоцелевого истребителя "Мираж-2000-9" и бортового радиоэлектронного оборудования боевых самолетов ВВС.

Основу производственной и ремонтной базы бронетанковой промышленности ОАЭ составляют следующие компании: "Эдвансд индастриз ов Арабия"; "Нимр аутомотив"; "Аль Джабср лэнд системз"; "Аль Бади груп": "Эдвансд модулар виклз"; "Саус текнолоджи"; "Аль Таиф".

"Эдвансд индастриз ов Арабия", созданная в 2009 году в промышленной зоне "Муссафа" г. Абу-Даби, является совместным предприятием эмиратских холдинга "Тавазун" и компании "Бин Джабр груп". Его производственные мощности позволяют выпускать многоцелевые бронеавтомобили "Нимр" с колесной формулой 4х4 и их модификации: "Нимр-2", "Нимрат" и "Нимрад". Основным заказчиком машин "Нимр" выступают вооруженные силы ОАЭ. Интерес к указанной бронетехнике проявляют и другие страны региона. Так, в феврале 2009 года компания "Бин Джабр груп" подписала контракт с Ливией на поставку 120 бронеавтомобилей "Нимр" различных модификаций на сумму 34 млн евро.


Нимр
Компания "Нимр аутомотив"-дочернее предприятие инвестиционного холдинга "Тавазун" - расположена в промышленной зоне "Тавазун" г. Абу-Даби. На ее мощностях освоен выпуск бронетехники на базе многоцелевой тактической машины "Нимр" (4х4 и 6х6): командно-штабной машины, БТР и бронированной патрульной машины. Компания также производит многоцелевое колесное шасси (6х6) для различных видов ББМ.

Компания "Аль Джабер лэнд системз", расположенная в промышленной зоне "Муссафа". совместно с фирмой ИВЕМА (ЮАР) наладила выпуск БТР на базе южноафриканского бронеавтомобиля "Джила" (4х4).

Фирма "Аль Бади груп" (г. Абу-Даби) совместно с бельгийской "Сабье интернасьональ" производит легкие БТР "Игуана" (FV4-270) с колесной формулой 4 х 4. В соответствии с контрактом, заключенным в 2005 году, завод компании выпускает бронетехнику для национальных вооруженных сил и стран Ближневосточного региона. В конструкцию БТР заложен потенциал для его модернизации, что позволяет использовать машину в различных вариантах (противотанковом. дозорно-разведывательном, транспортном, санитарно-эвакуационном, специализированном). В настоящее время кроме FV4-270 разработаны два варианта: амфибийный (FV4-270A) и противоминной защиты (FV4-290 MPV). Компания выпускает также танковые транспортеры "Волот" (8х8) и эвакуационные тягачи на колесном шасси собственной разработки.

Кроме того, согласно контракту "Сабье интериасьональ" занимается модернизацией основных боевых танков OF-40 Мк 2 итальянской компании "ОТО Мелара". состоящих на вооружении ВС ОАЭ. Все работы, включая замену двигателя и ходовой части, проводятся на производственной линии "Саус тскнолоджи" - совместном предприятии компаний "Аль Бади груп" и "Сабье интернасьональ".

Компания "Эдвансд модул ар виклз" совместно с французской "Рено траке дефенс" на сборочном заводе в промышленной зоне "Муссафа" наладила серийный выпуск колесного модульного многоцелевого автомобиля "Аль Даби" (4х4). Машина характеризуется высокой степенью противоминной защиты, хорошей проходимостью, достаточно большой грузоподъемностью, высокой экономичностью и отвечает критериям использования в Ближневосточном регионе. Конструкция автомобиля позволяет при минимальных доработках адаптировать его для выполнения различных боевых задач, что существенно расширяет сферу функционального применения данного средства. Экспортный небронированный вариант "Аль Даби" носит название "Шерпа". Предусматривается разработка также бронированного варианта "Орикс". Основным рынком сбыта этой машины должны стать страны Ближнего Востока.

На мощностях предприятия налажено также лицензионное производство и проводится модернизация артиллерийско-стрелкового и зенитного ракетного вооружения на базе бронетанковой техники: самоходных артиллерийских гаубиц "Арчер" по шведской лицензии, 155-мм самоходных гаубиц GCT и самоходных пушек ALT-1 ТА по французской. ЗРК 2К12 "Квадрат" и 2K12 "Куб" по российской лицензии.

Наряду с формированием производственных, ремонтных и сервисных мощностей авиационной промышленности ОАЭ планирует создать на своей территории крупные региональные центры по обслуживанию различной бронетехники. В частности, с этой целью в 2006 году по инициативе госкомпании " Мубалал а ливелопмент" была образована фирма "Аль-Таиф", основной задачей которой является формирование крупного регионального центра обслуживания, ремонта и модернизации колесных и гусеничных бронемашин сухопутных войск.

Основой судостроительной промышленности ОАЭ является компания "Абу-Даби шипбилдинг" (Abu Dhabi Shipbuilding - ADSB). созданная в 1995 году. Базовые производственные мощности ADSB и судоверфь расположены в промышленной зоне "Муссафа". Ее технические возможности позволяют проводить широкий комплекс работ по ремонту и модернизации отдельных видов кораблей и судов. Производственные мощности нредставдены двумя слипами (85 х 20 м) грузоподъемностью 500 и 2 000 т. Имеется четыре достроечных причала, пять сухих доков, два основных сборочных (100 х 27,5 м) и два ремонтных (52 х 23 м) эллинга. Основным потребителем продукции компании являются ВМС ОАЭ. Структурно она подразделяется на предприятия по производству, модернизации и ремонту.

Подразделение "Абу-Даби шипбилдинг" - "Нэйвал шип констракшн" - специализируется на строительстве кораблей.

Основным проектом, осуществляемым ям в настоящее время, является постройка шести корветов УРО типа "Байнуна" при техническом содействии специалистов французской катании "Конструксьон меканик де Норманди" (Construction Mecaniques de Normandie - CMN). Головной корабль в серии был построен на французской судоверфи CMN в г. Шербур в июне 2009 года. Остальные пять корветов строятся на верфи компании ADSB.

Кроме того, ОАЭ намерены освоить производственный цикл строительства быстроходных патрульных кораблей. В этих целях в феврале 2009 го^а с турецкой судостроительной фирмой "Ионка Онук" был заключен контракт, предусматривающий совместное выполнение заказа на постройку для береговой охраны национальных ВМС 34 быстроходных катеров обшей стоимостью 100 млн евро. При этом 17 из них будут построены в Турции, а остальные - в ОАЭ на судоверфи ADSB.

В начале марта 2009 гола ВС ОАЭ заключили контракт с национальной судостроительной компанией "Абу-Даби шипбилдинг" на постройку 12 быстроходных боевых катеров типа "Ганната" (шведский проект FSV - Fast Supply Vessel), обшей стоимостью 267 млн долларов США. У них будут увеличенный корпус и более мощные двигатели MTU 12V 2000 М93. Планируется каждый корабль оснастить пусковыми установками управляемых ракет "Марте" (Marte Mk 2/N) класса "поверхность - поверхность". Компания "СввдШип марин", выбранная основным субподрядчиком ADSB, будет отвечать за внесение изменений в проект и постройку первых трех новых катеров в Швеции. Остальные намечается построить на территории ОАЭ с участием фирмы ADSB. "Абу-Даби системз интегрэйшн", являющаяся совместным предприятием "Абу-Даби шипбиллинг" и итальянской компании "СЕЛЕКС системи интеграти", займется разработкой проекта и интеграцией боевых систем, а также проведет сертификацию катеров и передаст их ВМС. Необходимые для оснащения системы вооружения будут закуплены правительством ОАЭ в рамках отдельных контрактов. Это первое предприятие подобного рода в регионе Персидского залива.

Компания "СЕЛЕКС системз интеграти" является одним из мировых лидеров в сфере разработок боевых электронных систем для ВМС, ВВС и сухопутных войск. Наряду с продукцией военного назначения она производит системы управления воздушным движением, которые уже поставлены в более чем) 00 стран мира, включая ОАЭ.

Подразделение компании ADSB - "Нэйвал шип рефитс энд апгрейде" - специализируется на модернизации ракетных и быстроходных патрульных катеров для ВМС ОАЭ.

Другое ее подразделение - "Нэйвал шип репеирс" - занимается ремонтом и техническим обслуживанием боевых кораблей и катеров, состоящих на вооружении ВМС и береговой охраны ОАЭ.

Еще одним предприятием, специализирующимся на техническом обслуживании, ремонте и модернизации кораблей и катеров ВМС и береговой охраны ОАЭ, стала созданная в 2009 году компанией "Абу-Даби шмпбялдннг" и британской корпорацией "БАэ системз" совместная фирма "Галф логистик энд нэйвал еэпот".

кроме того, в последнее время в ОАЭ отмечается активизация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере противодействия пиратству. В частности, в 2009 году змиратской компанией "Аль Маракеб боат маньюфэкчеринг" по лицензии американской фирмы "5Джи марина системз" (5G Marina Systems) был выпущен опытный образец дистанционно управляемого патрульного катера, позиционируемого как современное и эффективное средство борьбы с пиратами. Корпус базовой модели беспилотного надводного судна выполнен из пластика по технологии "стелт". Данный катер, оснащенный высокочувствительными оптическими камерами наблюдения, может управляться оператором на прямой видимости с расстояния не более 2 км либо действовать автономно по заранее заложенной в бортовой компьютер программе, контроль которой осуществляется через спутник системы GPS.

Производством водолазного снаряжения и скоростных моторных лодок для морской полиции и береговой охраны ВМС ОАЭ занимается компания "Эмирейтс марин текнолоджиз", которая была создана в 2000 году. При техническом содействии стран Запада также налажено производство подводных средств передвижения для командования сил специальных операций ВС эмиратов. Ее производственные мощности расположены в г. Абу-Даби.

Разработкой и производством стрелкового оружия в ОАЭ занимается компания "Каракал интернэтнлж созданная в 2007 году в промышленной зоне "Тавазун" г. Абу-Даби. На сегодняшний день на ее производственных мощностях при содействии германских специалистов налажен выпуск нескольких типов стрелкового оружия: 9-мм полуавтоматического пистолета "Каракал F" и его модификации. 9-мм полуавтоматического карабина "Каракал СС10" и 7,62-мм снайперской винтовки "Каракал CSR". Эта компания является одним из крупнейших производителей вооружения данного типа в регионе Персидского залива. Пистолеты "Каракал" экспортируются в Бахрейн, Иорданию, Оман и Саудовскую Аравию. Компания приобрела десять иностранных патентов, по которым намерена начать выпуск других видов вооружений как для ОАЭ, так и на экспорт:

Производством стрелкового оружия занимается также "Тавазун элванед дефенс системз" (бывшая частная российская компания "Царь-пушка"), расположенная в промышленной зоне "Тавазун". На предприятии налажен выпуск снайперских винтовок KS-11 под патроны различного калибра.

В рамках развития военно-промышленного комплекса руководство ОАЭ также принимает активные меры, направленные на создание инфраструктуры для разработки и производства боеприпасов. Основная цель данной деятельности-удовлетворение потребностей национальных ВС, снижение зависимости от иностранных производителей и выход государства на региональный рынок вооружений в качестве полноценного игрока.

Боеприпасная промышленность ОАЭ представлена двумя крупными компаниями, которые производят боеприпасы в промышленных масштабах: "Буркан мьюнишнз системз" и "Каракал лайт амьюнишн".

"Буркан мьюнишнз системз" - совместное предприятие, созданное в 2007 году эмиратскими компаниями "Тавазун" и "Аль Джабер трейдинг эстэбяищмент", а также германской "Рейнметалл мьюнишнз системз", - расположена в промышленной зоне "Тавазун". Поставщиком технологий и необходимого оборудования выступает фирма "Рейнметалл мьюнишнз системз", доля которой в совместном проекте составляет 49 % Предприятие оснащено самым современным и высокотехнологичным оборудованием. На его производственных мощностях налажен выпуск различных видов боеприпасов стандартов НАТО, включая авиабомбы, артиллерийские снаряды и патроны разного калибра для всех видов ВС ОАЭ. В рамках соглашения с французской компанией "Некстср системз" планируется передача технологий с целью производства в эмиратах 120-мм боеприпасов для танков "Леклерк".

Для проведения полного цикла испытаний создаваемой продукции и разрабатываемых технических решений у компании имеется свой полигон, где можно осуществлять тестирование снарядов калибра до 40 мм, ручных фанат и гранат для полет вольно го гранатомета, других видов ее продукции. Возможности полигона позволяют оценивать баллистические характеристики боеприпасов и их устойчивость к внешнему воздействию.

Для проверки поступающих в компанию комплектующих, взрывчатых веществ и материалов, а также для исследований собранной продукции у предприятия имеется специальная лаборатория. Кроме того, на ее оборудовании проводятся НИОКР по созданию новых материалов и ВВ. При заводе созлано экологически чистое предприятие для термического уничтожении списанных боеприпасов и взрывчатых веществ.

Компания "Каракал лайт амьюнишн" с 2011 года является дочерним предприятием инвестиционного холдинга "Тавазун" и располагается в одноименной промышленной зоне. Здесь выпускаются различные вилы боеприпасов для стрелкового оружия, включая снаряды калибров 5.56. 7.62. 9 и 12.7 мм.

Разработкой высокотехнологичных боеприпасов занимается также "С4 эдвансд солющнз" - дочернее предприятие инвестиционной компании эмирата Абу-Даби "Змирейтс эдвансд инвестменте" (ЕА1 Emirates Advanced Investment). В мае 2008 года EAI и американская корпорация "Рей-теон" подписали соглашение о совместных разработках, передаче технологий и производстве 70-мм управляемых ракет с лазерным наведением "Тэлон" (Talon LGR - Laser Guided Rocket). Непосредственное участие в НИОКР со стороны змиратского инвестора принимала компания "С4 эдвансд солюшнз".

В ходе международной аэрокосмической выставки "Дубай-201 1" в ноябре 2011 года EAI объявила о планах на поставку около 10 тыс. УР "Тэлон" ВС ОАЭ. В зависимости от исхода переговоров "Эмирсйтс эдвансд инвестменте" с "Рсйтеон" эти ракеты будут производиться в стране полностью или собираться из американских компонентов. Специалисты американской фирмы заявляют, что данная разработка стала успешным примером новой эффективной бизнес-модели компании. На рынке вооружений УР "Тэлон" конкурирует с ракетами DAGR (Direct Attack Guided Rocket) производства компании "Локхид-Маргнн" и УР APKWS U (Advanced Precision kill Weapon System II) группы "БАэ системз" и "Нортроп-Грумман". От своих конкурентов ракета "Тэлон" отличается низкой ценой и тем, что может устанавливаться на любую стандартную ПУ калибра 70 мм.

Помимо "С4 эдвансд солюшш" в цепях развития радиоэлектронной промышленности в ОАЭ в 2007 году была создана компания "Аль Ях сатэллит комуникейшнз компани". Она принадлежит инвестиционной фирме "Мубадала дивелонмент" и специализируется на производстве систем закрытой спутниковой связи.

На производственных мощностях "С4 эдвансд солюшнз" совместно с французской "Талес" налажено производство радиоэлектронного оборудования, включая системы связи И ночного видения.

Таким образом, а последние десять лет е военном секторе экономики ОАЭ при техническом и финансовом участии ведущих зарубежных компаний идет активный процесс создания отдельных видов высокотехнологичного производства, которые могут существенна ускорить формирование многоотраслевой военно-промышленной базы. Важными факторами, способствующими развитию военной промышленности страны, является благоприятная экономическая ситуация, обусловленная высокими мировыми ценами на основной экспортный продукт ОАЭ - нефть, а также всесторонняя и целенаправленная государственная поддержка.

При этом главными препятствиями на пути создания развитой военной промышленности, разработки и выпуска собственных образцов боевой и вспомогательной техники остаются: слабая общая промышленная база страны; недостаточный уровень развития науки и образования (особенно технического)* нехватка кадров, имеющих достаточно знаний в сфере высоких технологий, отсутствие достаточного опыта организации военных НИОКР.

В обозримой перспективе ОАЭ, очевидно, не смогут в полной мере решить проблему всестороннего обеспечения своих вооруженных сил за счет национальной военной промышленности. Это, в свою очередь, обуславливает дальнейшее сохранение зависимости страны от импортных поставок ВВТ, и особенно высокотехнологичных образцов вооружения.

Зарубежное военное обозрение №2013 №5 С.32-38