72 сессия га оон. Россия предложит генассамблее оон новый подход к кибербезопасности

12 сентября в Нью-Йорке открылась 72-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН.Российскую делегацию на сессии возглавит Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров . 21 сентября он выступит в ходе общеполитической дискуссии Генассамблеи.

Рабочая программа С.В.Лаврова в Нью-Йорке включает в себя несколько десятков мероприятий высокого уровня и двусторонних встреч. Он примет участие в традиционных встречах министров иностранных дел в многосторонних и региональных форматах, а также в организуемых «на полях» Генассамблеи тематических мероприятиях высокого уровня по актуальным проблемам. Запланирована беседа с Генсекретарем ООН А.Гутеррешем и Председателем 72-й сессии Генассамблеи М.Лайчаком.

Предстоящая сессия Генеральной Ассамблеи ООН призвана подтвердить центральную роль и лидерство Организации в мировой политике. ООН остается структурой, которой нет равных по представительности и универсальности, уникальной центральной площадкой для равноправного диалога, направленного на поиск и выработку эффективных решений при учете разных мнений и интересов государств на основе фундаментальных целей и принципов ее Устава. Попытки расшатать авторитет и легитимность ООН, размыть или подменить ее прерогативы считаем крайне опасными, чреватыми обрушением всей архитектуры международных отношений.

В условиях обострения положения в мире, множественных конфликтов, распространения терроризма стремимся к объединению усилий международного сообщества для решения новых проблем на основе международного права. Ключевой задачей ООН видим обеспечение мира, региональной и глобальной стабильности.

Последовательно выступаем за полицентричное мироустройство и достижение равной неделимой безопасности для всех стран, при безусловном уважении суверенитета и прав народов на самостоятельный выбор пути.

В этой связи будем отстаивать соблюдение принципов верховенства международного права и Устава ООН и уставных прерогатив ее Совета Безопасности, который несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

В соответствии с национальными интересами будем твердо выступать в ООН за недопустимость искажения истории и пересмотра итогов Второй мировой войны. В русле этих усилий и в рамках борьбы с любыми формами и проявлениями расизма, дискриминации и ксенофобии Россия вновь внесет проект резолюции Генассамблеи «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

Документ традиционно пользуется поддержкой внушительного большинства государств-членов ООН. Однако не всем хватает политической воли выступить против прославления в некоторых странах нацистов и их приспешников. Надеемся, что делегации, воздержавшиеся или голосовавшие в 2016 году против этой инициативы, пересмотрят свою позицию по данному вопросу.

Последовательно выступаем за формирование широкого антитеррористического фронта с участием всех стран в меру их возможностей и с согласия государств, на территории которых ведется борьба с террористами, при центральной координирующей роли ООН и соблюдении принципов и норм международного права. Исходим из того, что этим задачам служит недавнее создание в Секретариате ООН поста и офиса координатора по борьбе с терроризмом.

Отстаиваем линию на комплексный подход к антитеррору, эффективную имплементацию профильных универсальных конвенций и резолюций ГА и СБ ООН. Придаем особое значение всеобъемлющей реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Призываем к наращиванию совместных усилий по пресечению распространения террористической идеологии и пропаганды, в т.ч. путем осуществления «всеобъемлющих рамок по борьбе с терпропагандой» и резолюции СБ ООН 2354. Считаем принципиально важной работу по противодействию иностранным террористам-боевикам.

Будем поддерживать реформирование ООН, инициированное новым Генсекретарем. При этом оно должно быть нацелено на адаптацию Организации к современным реалиям при сохранении межправительственной природы ООН и безоговорочном соблюдении заложенного в Устав принципа разделения полномочий между ее главными органами. Это касается работы в сфере мира и безопасности, в области развития и организации управления.

Готовы активно работать по реформе СБ ООН с целью придания ему более представительного характера без ущерба для эффективности и оперативности Совета. Поиск реформенной модели следует продолжить без установления искусственных сроков, с обязательным настроем на максимально широкую поддержку государств-членов – в противном случае простой арифметикой не удастся достичь заявленных целей преобразований. Прерогативы постоянных членов, включая право вето, ревизии не подлежат.

Поддерживаем реалистичные инициативы по оптимизации деятельности ГА ООН. Во главу угла ставим отладку рабочих методов, упорядочение перегруженной повестки дня. Любые нововведения должны быть рациональными и строго соответствовать действующему распределению прерогатив между главными органами ООН. Выступаем за развитие и совершенствование сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными механизмами на базе Главы VIII Устава ООН. В этом контексте выступаем за наращивание конструктивного взаимодействия ООН с такими организациями, как ОДКБ, ШОС и БРИКС.

В числе российских приоритетов – предотвращение размещения оружия в околоземном пространстве. Этой цели отвечают российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, а также глобализация российской инициативы о принятии государствами в качестве промежуточной меры укрепления безопасности и доверия обязательства не размещать первыми оружие в космосе. Традиционно внесем в Первом комитете 72-й сессии ГА ООН проект соответствующей резолюции.

Готовы конструктивно взаимодействовать с другими делегациями в вопросах реализации «Повестки дня для устойчивого развития до 2030 года» – без перекосов и выборочного вычленения приоритетов. Будем совместно содействовать укреплению и повышению отдачи от миротворческой деятельности ООН, дальнейшему развитию на площадке ООН норм международного права, принятию действенных мер в сфере антинаркотического, антикриминального и антикоррупционного сотрудничества.

В целом же видим нашу общую задачу в обеспечении востребованности и эффективности ООН, продвижении объединительной повестки дня, необходимой для снижения конфронтации и напряженности в мире.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова возглавила российскую делегацию на 72-й ежегодной сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, которая открылась сегодня в Женеве (Швейцария). В центре внимания- вопросы доступности качественной медицинской помощи для каждого человека, пути достижения всеобщего охвата населения медицинскими услугами и другие актуальные темы. В своем докладе на пленарном заседании Вероника Скворцова, в частности, отметила: "Здоровье и благополучие всех граждан должно быть в приоритете высшего руководства каждого государства, так как без этого основного ресурса невозможно гарантировать успех ни в одной из сфер экономики и общественной жизни, а значит невозможно достичь ни одной из амбициозных Целей устойчивого развития.
В Российской Федерации право каждого гражданина на бесплатное получение своевременной и качественной медицинской помощи необходимой сложности, независимо от пола, расы и возраста человека, закреплено в Конституции страны.
А такие базовые принципы, как комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья человека, всеобщий охват профилактическими и скрининговыми программами на основе эффективной системы первичной медико-санитарной помощи, с 30-х годов прошлого века являются нашими национальными приоритетами. Поэтому мы рады, что сегодня всё мировое сообщество устремилось к этим ориентирам.
Современная государственная политика России строится на системе общественного здоровья с беспрецедентной политической поддержкой самого высокого уровня, на основе межсекторального подхода и активного вовлечения работодателей и гражданского общества в задачи охраны и укрепления здоровья населения.
С этого года, по инициативе Президента и Правительства страны, начата реализация национальных проектов развития, включающих 10 проектов в сфере охраны здоровья и здорового образа жизни, активного и здорового долголетия, охраны материнства и детства, медицинского образования и кадровой политики, цифровизации здравоохранения и телемедицины, инновационного развития биомедицины, фармацевтики и медицинской промышленности.
Неотъемлемой частью наших программ является обеспечение населения безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами. С этой целью в 2019-2020 годах вводится система мониторинга обращения лекарственных препаратов с обязательной маркировкой упаковок защищенными средствами идентификации.
Благодаря уже принятым комплексным мерам, в России неуклонно растет продолжительность жизни населения, которая в 2018 году достигла исторического национального максимума. Во всех возрастных группах последовательно снижается смертность от основных причин. Своих исторических минимумов достигли младенческая и материнская смертность.
Российская Федерация подтверждает готовность продолжать оказание комплексной финансовой, технической и экспертной поддержки ВОЗ и государствам-членам в вопросах борьбы с неинфекционными и инфекционными заболеваниями, с младенческой и материнской смертностью.
Мы одобряем и поддерживаем работу ВОЗ, связанную с прогнозированием и профилактикой чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу общественному здоровью, с выработкой механизмов глобальной готовности к эпидемиям и пандемиям.
В любых сложных эпидемических условиях, таких как эпидемия Эбола в Демократической Республике Конго, мы готовы направлять специализированные врачебные бригады, мобильные лаборатории, средства индивидуальной защиты и современные эффективные вакцины.
Уважаемые коллеги!
Россия поддерживает реформирование нашей Организации, которое направлено на повышение её эффективности и реализацию амбициозных целей, поставленных Генеральным директором в его Общей программе работы.
Однако следует отметить, что в рамках процесса реформирования необходима особая прозрачность всех организационных, финансовых, кадровых изменений и подотчетность нашей Организации государствам-членам.
В программной деятельности ВОЗ в полной мере должны учитываться ожидания и потребности государств-членов в рамках общепризнанных приоритетов.
Российская Федерация готова продолжать активное сотрудничество и всемерно содействовать реализации Целей устойчивого развития", - говорится в докладе Министра здравоохранения России. В соответствии с рабочей программой глава российской делегации приняла участие и выступила с

Международное сообщество в преддверии очередной, 72-й, сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций - одного из базисных центров современного миропорядка. Подготовка идет практически во всех столицах 193 государств-членах. Распоряжением Президента Российской Федерации В.В.Путина сформирована официальная делегация во главе с Министром иностранных дел С.В.Лавровым. Ее работа опирается на фундаментальные положения Концепции внешней политики 2016 г., в том числе и те, которые относятся к укреплению координирующей роли ООН, обладающей международной легитимностью, в мировой системе; обеспечению ключевых положений и принципов Устава ООН - интегральной части действующего международного права; повышению эффективности деятельности Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; противодействию попыткам отдельных государств или групп государств подвергать ревизии общепризнанные юридические императивы.

Следуя многолетней традиции, Россия выступит в ходе Нью-Йоркской сессии с новой дипломатической инициативой, посвященной международному нормированию в сфере кибербезопасности. Подход российской дипломатии уже получил поддержку стран-членов БРИКС, ШОС, Организации Договора о коллективной безопасности. Много внимания ему уделяется в двусторонних контактах России с Китаем, США, другими государствами. Существо нашей дипломатической оферты - информационная безопасность носит глобальный характер. Она затрагивает суверенитет, существование, функционирование практически каждого государства. Это предложение (подготовить проект соответствующей международной Конвенции) делается особенно актуальным с учетом того, что сегодня более 30 стран занимаются практической разработкой информационного оружия. ООН с подачи дипломатии Москвы призвана внести вклад в регулирование этого острого вопроса. РФ принимает самое активное участие в межмидовских консультациях по вопросам повестки 72-й сессии Генеральной Ассамблеи в рамках ОДКБ (миротворческая деятельность ООН, антитеррористическая работа, положение в Афганистане.), Содружества Независимых Государств (устойчивое развитие, выборы в органы ООН).

О своих позициях заявляют и другие страны, международные институты. Так, президентом США Д.Трампом, который впервые выступит в общеполитической дискуссии, обозначена проблема реформирования Организации Объединенных Наций. Тематика актуальная, спору нет. Она уже рассматривается, заметим, продолжительное время в разных структурах. Но исходит от страны, вносящей, к сожалению, заметный вклад в неконструктивную практику международного правового нигилизма. Только последние негативные шаги Белого дома, Конгресса, Госдепартамента США в отношении России, ее загранучреждений, зарубежной собственности, нарушающие принципы сотрудничества, дипломатического и консульского права, уважения прав человека, говорят об этом предельно красноречиво. Нельзя пройти мимо и декларации о сокращении США своей делегации на Генассамблее на несколько сотен человек с целью уменьшить расходы Госдепартамента. Солидный документ «О позиции Республики Беларусь по основным вопросам Повестки дня 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН» подготовлен Минском. В этом же ключе - заявление Ашхабада «72-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН: созидательная повестка Туркменистана». В нем отмечаются такие актуальные проблемы и приоритеты, как международная безопасность, энергетика, экология, спорт, права человека. Особый акцент сделан на задаче «создания атмосферы доверия между странами». Инициативно ведет себя дипломатия Кыргызстана. В частности, она готовит в рамках сессии заседание специального совещания по проблеме объектов уранового наследия в Центральной Азии.

Много полезного, можно надеяться, услышит международное сообщество из дебютного выступления в Нью-Йорке президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева, других высокопоставленных политиков и дипломатов. Приведенные примеры иллюстрируют позитивно-активный тренд в дипломатии ведущей международной организации, служат гарантом эффективного подхода к решению 171 вопроса, стоящего в программе работы. Ее анализ свидетельствует о достигнутом высоком уровне прогнозирования в Организации, обладании ею действенной методологией, теорией и практикой мироуправления. Повестка дня говорит о способности ООН идти трендом реализма, служить источником и механизмом гармонизации триады интересов - общепланетарных, региональных, персональных (страноведческих). Нет сомнений в том, что вопреки желанию деконструктивных сил (например, американские неоконы, русофобские структуры и политики стран «золотого миллиарда»), желающих принизить политическую и прикладную роль Организации Объединенных Наций в обеспечении прогресса и устойчивого развития миропорядка, растворить ее компетенцию среди западных институтов (типа НАТО), опыт, накопленный 72-й сессией Генеральной Ассамблеей, более 200-ми ее вспомогательными органами, будет, надеемся, отвечать высоким целям Устава ООН (преамбула, глава I).

Открывающаяся 12 сентября 2017 года в Нью-Йорке сессия одного из главных органов ООН сфокусирует свою энергию на реально значимых вопросах XXI века. Назовём некоторые блоки, дающие системное представление о месте ООН в современном мироуправлении, векторах ее деятельности на сегодня и в перспективе.

Во-первых, содействие поступательному экономическому росту и устойчивому развитию (установление нового мирового гуманитарного порядка, глобализация и взаимозависимость, искоренение нищеты, социальное развитие, улучшение положения женщин.).

Во-вторых, поддержание международного мира и безопасности (отказ от применения односторонних экстерриториальных экономических мер принуждения как средства оказания политического и экономического давления, предотвращение вооруженных конфликтов, роль посредничества в мирном урегулировании споров, международное сотрудничество в использовании космического пространства, специальные политические миссии.).

В-третьих, развитие Африки (новое партнерство, причины конфликтов и содействие обеспечению прочного мира и устойчивого развития).

В-четвёртых, поощрение прав человека (защита прав детей, права коренных народов, ликвидация расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости).

В-пятых, эффективная координация усилий по оказанию гуманитарной помощи (в случае бедствий, помощь палестинскому народу, специальная экономическая помощь отдельным странам и регионам).

В-шестых, содействие правосудию и развитию международного права (мировой океан и морское право, высылка иностранцев, верховенство права на национальном и международном уровнях, последствия вооруженных конфликтов для договоров, ответственность международных организаций).

В-седьмых, разоружение (сокращение военных бюджетов, предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве, всеобщее и полное разоружение, меры по недопущению приобретения террористами оружия массового уничтожения, меры укрепления доверия в региональном и субрегиональном контексте, нравственные императивы в отношении мира, свободного от ядерного оружия).

В-восьмых, контроль над наркотиками, предупреждение преступности и борьба с международным терроризмом во всех его формах и проявлениях (предупреждение преступности и уголовное правосудие, международный контроль над наркотиками, меры по ликвидации международного терроризма).

Значение ООН состоит не только в правильном, адекватном международным тенденциям, определении приоритетов межгосударственного взаимодействия на базе основных принципов Устава и международного права. Работа 72-й сессии Генеральной Ассамблеи призвана создать предпосылки для наполнения востребованной временем стратегии общения различных стран по формуле 3 «Д» (доверие, диалог, действие) конкретным и результативным смыслом. Таким потенциалом она обладает. Поэтому в рамках сессионных заседаний в Нью-Йорке целесообразно обсудить задачи и формирования Кодекса цивилизованного поведения современных акторов. В его пользу говорит весьма тревожный факт сохранения в международных отношениях своего рода «критической массы», последствия которой затрагивают такие ценности, как демократия, право, справедливость, мораль. Этот негативный феномен представлен растущий статистикой нарушений принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН (нелегитимные, так называемые санкционные, шаги США, Евросоюза в отношении России, Китая, Сирии, Ирана; испытание ракетного, с ядерными компонентами, оружия КНДР); сознательной недоговороспособностью некоторых стран, в результате чего тормозится универсализация решений по важнейшим проблемам (разоружение и нераспространение, борьба с терроризмом, экология); эгоизмом внешнеполитического поведения (отказ новой Администрации США от Парижской Конвенции по климату 2016 г.); желанием ряда развитых государств Запада подменить исключительную роль ООН в поддержании мира и безопасности региональными структурами типа НАТО; актами разрушения национального суверенитета посредством проектов «цветных революций» (на постсоветском пространстве, в регионе Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки); эксплуатацией гуманитарных интервенций, спекуляцией правозащитной тематики для вмешательства во внутренние дела членов ООН и другими тревожными обстоятельствами. На них надо реагировать согласованно, политически ответственно. Именно такую креативную и деловую возможность и дает участие на равноправной основе в деятельности Организации Объединенных Наций. ООН - дееспособная в мире структура глобального характера. Но ей следует помогать, преодолевая объективные и субъективные трудности. Россия как один из ведущих интернациональных акторов действует исключительно в этом ключе.

Поэтому не случайно (по данным недавнего опроса Центра социально-политического мониторинга при Институте общественных наук) каждый второй россиянин сегодня считает, что Россия была и остается великой мировой державой. 34,7 % считают, что Россия станет великой державой. Такой позитивный для нашей страны тренд наблюдается и в международной среде (Белоруссия, Казахстан, Венгрия, Израиль, Греция, Индия, Китай, Вьетнам, Венесуэла, Колумбия, Перу, Сенегал). Еще один любопытный факт. По данным американского исследовательского центра PEW Research (май 2017 г.), в некоторых странах мира доверие к В.В.Путину выше, чем к Д.Трампу. Российский лидер, например, опередил американского президента на 31 % в Греции и Ливане, а во Вьетнаме на 21 %.

Но также очевидно, что если два руководителя (России и США), смогут реально договориться, проводить при поддержке других государств согласованные позиции в жизнь, регулирование многих проблем, в том числе и в границах повестки 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, будет достаточно позитивным.

О позиции России на 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН

1. 72-я сессия Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН призвана подтвердить центральную координирующую роль Организации в мировой политике. ООН обладает уникальной легитимностью и остается структурой, которой нет равных по представительности и универсальности, площадкой для равноправного диалога, направленного на поиск и выработку компромиссов при учете разных мнений и точек зрения на основе целей и принципов ее Устава. Попытки расшатать авторитет ООН крайне опасны и способны привести к обрушению всей архитектуры международных отношений.

2. В условиях обострения положения в мире, распространения терроризма стремимся к объединению усилий международного сообщества для решения новых проблем на основе международного права. Ключевой задачей ООН видим обеспечение мира, региональной и глобальной стабильности. Последовательно выступаем за полицентричное мироустройство и достижение равной и неделимой безопасности для всех стран, при безусловном уважении суверенитета и прав народов на самостоятельный выбор пути.

3. Твердо и последовательно отстаиваем в ООН принцип недопустимости искажения истории и пересмотра итогов Второй мировой войны. В русле этих усилий, а также в рамках борьбы с любыми формами и проявлениями расизма, дискриминации и ксенофобии Россия вновь внесет проект резолюции ГА ООН "Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости". Документ пользуется растущей поддержкой внушительного большинства государств-членов ООН. Надеемся, что делегации, воздержавшиеся или голосовавшие в 2016 году против этой инициативы, пересмотрят свою позицию и присоединятся к числу соавторов российского проекта резолюции.

4. Отстаиваем соблюдение принципов верховенства международного права и Устава ООН и уставных прерогатив ее Совета Безопасности (СБ), который несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Устав ООН продолжает оставаться основой международного права и выражением общих ценностей человечества, на которых должны строиться усилия по выработке решений глобальных проблем.

5. Последовательно выступаем за формирование широкого антитеррористического фронта с участием всех стран в меру их возможностей и с согласия государств, на территории которых ведется борьба с террористами, при центральной координирующей роли ООН и соблюдении принципов и норм международного права. Исходим из того, что этим задачам служит создание в Секретариате ООН поста и офиса координатора по борьбе с терроризмом.

Отстаиваем линию на комплексный подход к антитеррору, эффективную имплементацию профильных универсальных конвенций и резолюций ГА и СБ ООН. Придаем особое значение всеобъемлющей реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Призываем к наращиванию совместных усилий по пресечению распространения террористической идеологии и пропаганды, в т.ч. путем осуществления "всеобъемлющих рамок по борьбе с терпропагандой" и резолюции СБ ООН 2354. Считаем принципиально важной работу по противодействию иностранным террористам-боевикам.

6. Реформирование ООН должно быть нацелено на ее адаптацию к современным реалиям при сохранении межправительственной природы Организации и безоговорочном соблюдении заложенного в Устав принципа разделения полномочий между ее главными органами.

Цель реформы СБ ООН – придать ему более представительный характер без ущерба для его эффективности и оперативности. Поиск реформенной модели следует продолжить без установления искусственных сроков. Она должна пользоваться максимально широкой поддержкой – в противном случае не удастся достичь заявленных целей преобразований. Прерогативы постоянных членов, включая право вето, ревизии не подлежат.

Поддерживаем реалистичные инициативы по оптимизации деятельности ГА ООН. Во главу угла ставим отладку рабочих методов, упорядочение перегруженной повестки дня. Любые нововведения должны быть рациональными и строго соответствовать действующему распределению прерогатив между главными органами ООН.

Повестка дня устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка-2030) требует от ООН более целенаправленных действий. Вместе с тем идеи ограничить повестки ГА ООН и ее главных комитетов, Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) и его вспомогательных органов исключительно Повесткой-2030 не учитывают того, что последняя покрывает далеко не все вопросы устойчивого развития, а их реализация чревата сужением дискуссии исключительно к 17-ти Целям устойчивого развития (ЦУР).

7. Выступаем за развитие и совершенствование сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными механизмами на базе Главы VIII Устава ООН. В этом контексте выступаем за наращивание конструктивного взаимодействия ООН с такими организациями, как ОДКБ, ШОС и БРИКС.

8. Важным компонентом политического работы считаем укрепление превентивного антикризисного потенциала ООН. Соответствующий инструментарий – превентивная дипломатия, добрые услуги и посредничество – должен применяться на основе беспристрастности, при уважении суверенитета государств, без "двойных стандартов", а в случае внутренних конфликтов – в интересах инклюзивного национального диалога при сохранении этноконфессионального единства.

9. Исходим из безальтернативности урегулирования конфликтов на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки политико-дипломатическими методами, через выправление отношений между региональными игроками и недопущение углубления этнорелигиозных разломов. Подчеркиваем важность коллективной борьбы с терроризмом в регионе. Акцентируем недопустимость ретуширования угрозы химического терроризма в регионе домыслами о причастности Дамаска к химатакам и замалчиванием соответствующего потенциала ИГИЛ и других террористов.

Проводим активную политику по содействию мирному урегулированию сирийского кризиса. Поддерживаем идущий в Женеве под эгидой ООН межсирийский диалог, выступая за его инклюзивность. Решения о будущем устройстве страны должны вырабатываться самими сирийцами при сохранении преемственности в госуправлении, светского и мультикультурного характера государства. Важнейшее значение придаем развитию инициированного нами Астанинского процесса для деэскалации и продвижения политурегулирования. Препятствуем политизации гуманитарного досье, противодействуем попыткам "шельмования" в этой связи правительства САР.

Выступаем за преодоление затяжных кризисов в Ливии, Йемене и Ираке, восстановление единства этих стран путем широкопредставительного национального диалога и подавления там террористических угроз.

Требуется перезапуск прямых палестино-израильских переговоров по ближневосточному урегулированию. Призываем стороны отказаться от односторонних шагов, подрывающих возможность двугосударственного решения. Продолжаем содействовать достижению БВУ как по двусторонним каналам, так и в формате "квартета" международных посредников с привлечением ключевых регионалов и Лиги арабских государств.

10. Поддерживаем усилия правительства Афганистана по продвижению национального примирения и диалога с вооруженной оппозицией. Серьезно обеспокоены рисками перетока террористической активности из ИРА в Центральную Азию, усилением в северных провинциях страны позиций ИГИЛ. Важнейшую роль в борьбе с угрозами, исходящими из Афганистана, отводим ШОС и ОДКБ и в целом укреплению регионального сотрудничества. Поддерживаем работу МООНСА как главного координатора международных гражданских усилий по содействию Афганистану.

Для пресечения проблемы афганского наркопроизводства, представляющей угрозу международному миру и стабильности, требуется комплексная стратегия с учетом наработок по линии ОДКБ, ШОС, ОБСЕ, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

11. Продолжим поддерживать ключевую роль ОБСЕ и ее Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в международных усилиях по содействию внутриукраинскому урегулированию. Создание новых международных форматов будет отвлекать от выполнения минского Комплекса мер, одобренного в 2015 г. резолюцией СБ ООН 2202, который является безальтернативной основой поиска путей выхода из кризиса. Содействуя его всеобъемлющему выполнению, Россия продолжит вносить позитивный вклад в усилия по скорейшему прекращению насилия на Юго-Востоке и облегчению возникшей там по вине нынешних киевских властей острой гуманитарной ситуации. Решение может быть исключительно политическим при учете на конституционном уровне законных требований всех регионов Украины, ее языковых и этноконфессиональных общин, путем прямого диалога между Киевом и Донбассом в рамках Контактной группы в Минске.

Настаиваем на полном, независимом и транспарентном международном расследовании – при решающей роли ИКАО и в соответствии с резолюцией СБ ООН 2166 – катастрофы малайзийского рейса МН-17 над территорией Украины. Ожидаем объективного и беспристрастного расследования всех случаев, приведших к значительному насилию и жертвам с начала внутриукраинского кризиса.

12. Для эффективного преодоления кризисных явлений и урегулирования конфликтов в Африке требуется подход, сочетающий ведущую роль самих африканцев и эффективную поддержку их усилий со стороны международного сообщества. Выступаем за укрепление многопланового сотрудничества ООН с Афросоюзом и субрегиональными организациями континента.

Приветствуем ощутимый прогресс в нормализации обстановки в Дарфуре и прогресс в реализации Дохийского документа о мире в этой провинции, что делает еще более актуальным вопрос о подготовке к выводу ЮНАМИД. Стабилизация в Южном Судане возможна лишь при условии обеспечения полного прекращения боестолкновений и запуска инклюзивного политпроцесса. Ключ к межсуданскому урегулированию – продолжение совместных усилий сторон, включая политдиалог на высшем уровне.

13. Поддержим такое решение кипрского вопроса, которое будет результатом согласия кипрских общин без внешнего давления. Оно должно основываться на резолюциях СБ ООН и межобщинных соглашениях, предусматривающих создание двухобщинной двухзональной федерации с едиными и неделимыми суверенитетом, гражданством и международной правосубъектностью. Существующая система гарантий себя изжила.

14. Устойчивое функционирование институтов Боснии и Герцеговины возможно при безусловном соблюдении равноправия трех государствообразующих народов, как это и предусмотрено Дейтонским мирным соглашением 1995 года. По-прежнему главная задача – это передача ответственности за судьбу Боснии и Герцеговины самим боснийцам. В этой связи давно назрело упразднение Аппарата Высокого представителя.

Внутриполитический кризис в Косово вкупе с деградирующей ситуацией в сфере безопасности и радикализацией настроений в косовоалбанской среде может иметь опасные последствия для всего региона.

15. Выступаем за взвешенный анализ итогов работы ооновских присутствий в Гаити и Колумбии и выверенный подход к решениям об их сворачивании или трансформации.

16. Продолжим поддержку взаимодействия в Спецкомитете ГА ООН по деколонизации, который сохранит актуальность до окончательного решения вопроса всех 17 несамоуправляющихся территорий.

17. Миротворческая деятельность ООН остается ключевым инструментом урегулирования конфликтов и решения постконфликтных задач. При ее осуществлении должны строго соблюдаться Устав ООН и базовые принципы миротворчества. Недопустима манипуляция мандатами миротворцев и злоупотребление возможностями, в т.ч. разведывательными, для вмешательства во внутригосударственные процессы. Усилия должны быть сфокусированы на содействии политическому урегулированию конфликтов, преодолению их коренных причин и последствий. Главная ответственность за обеспечение безопасности населения, в т.ч. от террористических угроз, лежит на принимающих правительствах.

18. В основе содействия миростроительству и сохранению мира лежит принцип национальной ответственности принимающих государств за определение соответствующих стратегий и реализацию поставленных задач. Внешняя поддержка может оказываться только по просьбе или с согласия принимающего правительства, при безусловном соблюдении суверенитета и фокусироваться на наращивании потенциала принимающих государств. Выступаем против отрыва от миростроительного контекста "концепции сохранения мира". Неприемлемо ее искажение с целью увязки правочеловеческого измерения и задач по предупреждению конфликтов.

19. Рассматриваем санкции в качестве важного инструмента СБ ООН по обеспечению политико-дипломатического урегулирования конфликтов. Они должны быть направлены на пресечение противоправной и деструктивной деятельности сторон и носить адресный характер, с минимальными издержками для простых граждан или третьих сторон.

Санкционные режимы должны подвергаться регулярному обзору с учетом меняющихся реалий "на земле". Применение односторонних рестрикций сверх тех, которые ввел СБ ООН, подрывает коллективный характера, международных усилий, является неприемлемым и контрпродуктивным.

20. Последовательно выступаем за укрепление действующих и выработку новых договорных режимов в области контроля над вооружениями и нераспространения ОМУ. Центральную роль в этом процессе отводим многостороннему разоруженческому механизму ООН. Прилагаем усилия по повышению эффективности и согласованности действий его ключевых элементов при строгом соблюдении их мандатов – Первого комитета ГА ООН, Комиссии ООН по разоружению и Конференции по разоружению. Допускаем созыв IV спецсессии ГА ООН по разоружению при обеспечении ее работы на основе принципа консенсуса, а также не в ущерб многосторонней работе в рамках обзорных процессов действующих разоруженческих инструментов.

Привержены целям достижения мира, свободного от ядерного оружия. Рассматриваем полную ликвидацию ядерного оружия как конечную цель поэтапного многостороннего процесса всеобщего и полного разоружения в условиях равной и неделимой безопасности для всех. Дальнейший прогресс в области ядерного разоружения возможен только при комплексном учете всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность. Попытки "делегитимизации" ядерного оружия создают иллюзии и завышенные ожидания в отношении перспектив реального ядерного разоружения и ведут к расшатыванию стратегической стабильности. По этой причине не участвуем в переговорах по поспешной разработке юридически обязывающего международного инструмента, запрещающего ядерное оружие. Принятие конвенции на этот счет чревато подрывом не только режима ДНЯО, но и целостности других институтов, прежде всего МАГАТЭ.

В числе российских приоритетов – предотвращение размещения оружия в околоземном пространстве. Этой цели отвечают российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, а также глобализация российской инициативы о принятии государствами в качестве промежуточной меры укрепления безопасности и доверия обязательства не размещать первыми оружие в космосе. Традиционно внесем в Первом комитете 72-й сессии ГА ООН проект соответствующей резолюции.

21. Ведем последовательную работу по содействию полному выполнению резолюции СБ ООН 2231 и Совместного всеобъемлющего плана действий для закрытия всех вопросов, связанных с иранской ядерной программой и снятия с Ирана остаточных ограничительных мер.

В контексте усиления санкционного давления на КНДР вследствие развития ею военных программ в нарушение резолюций СБ ООН подчеркиваем безальтернативность возобновления переговорного процесса для урегулирования ракетно-ядерной проблемы Корейского полуострова. Выступаем за отказ от наращивания военной инфраструктуры, включая элементы глобальной ПРО в Южной Корее, сокращение масштабов американо-южнокорейских учений, смягчение военно-политической напряженности в Северо-Восточной Азии в целом. Поддерживаем усилия по "двойной заморозке" и "параллельному продвижению" для решения северокорейской проблемы.

22. Усилия в области обеспечения международной информационной безопасности (МИБ) при ключевой роли ООН необходимо нацелить на предотвращение конфликтов в информационном пространстве, недопущение использования ИКТ для вмешательства во внутренние дела государств, в террористических и иных противоправных целях, а также на выработку и принятие универсальных правил ответственного поведения государств в сфере использования ИКТ.

23. Выступаем за последовательное выполнение решений Спецсессии ГА ООН по мировой проблеме наркотиков 2016 г. на основании трех профильных конвенций ООН. Решительно отвергаем любые призывы к легализации наркотиков и отказу действующего международного антинаркотического режима. Призываем к активизации усилий по противодействию афганской наркоэкспансии, а также распространению новых психоактивных веществ.

24. Придаем большое значение укреплению правовых рамок международного антикриминального сотрудничества при сохранении центральной координирующей роли ООН, включая возможность разработки и принятия новых международно-правовых инструментов, учитывающих особенности новых видов преступлений.

Необходимо продолжать усилия по запуску механизма обзора выполнения Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и протоколов к ней, который должен носить межправительственный, неполитизированный, неинтрузивный характер и финансироваться из регулярного бюджета ООН.

25. Выступаем в поддержку центральной координирующей роли ООН в международном антикоррупционном сотрудничестве и за сохранение межправительственного характера механизма обзора хода осуществления Конвенции ООН против коррупции. Поддерживаем выработку под эгидой ООН универсальной конвенции по возвращению активов.

26. Важно сохранять целостность основополагающего международно­правового документа в области морского права – Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Выступаем за полноценную имплементацию ее норм и противодействие попыткам размыва мандатов созданных в соответствии с Конвенцией органов.

Поддерживаем деятельность Международного Суда ООН как главного судебного органа Организации. Выступаем за эффективное и беспристрастное выполнение им своих функций. Отмечаем, что Международный Суд не поддержал временные меры, запрошенные Украиной в рамках разбирательств по конвенциям по ликвидации расовой дискриминации и борьбе с финансированием терроризма.

Международный уголовный суд не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия. Отмечаем низкое качество его работы и ее затратность, а также отсутствие какого-либо осязаемого вклада этого органа в дело урегулирования конфликтов.

Выступаем за завершение в декабре 2017 г. работы Международного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ) в соответствии с утвержденной в резолюции СБ ООН 1966 стратегией. Настаиваем на необходимости расследования работы медицинского подразделения МТБЮ силами Управления служб внутреннего надзора ООН.

Выступаем против учреждаемого т.н. "международного механизма для содействия проведению расследований в отношении лиц, которые несут ответственность за наиболее серьезные преступления по международному праву, совершенные в Сирийской Арабской Республике с марта 2011 года”. В отсутствие соответствующей резолюции СБ ООН такая деятельность – вмешательство во внутренние дела суверенного государства, нарушающее цели и принципы ООН и ее Устава.

Принципиальный момент – делать первоочередной акцент на значении принципа верховенства права в контексте международных отношений. Отстаиваем тезис о негативном влиянии экстерриториального применения национального законодательства в ущерб суверенитету других государств.

27. Основную ответственность за защиту и поощрение прав человека несут государства, в то время как деятельность исполнительных структур ООН призвана играть вспомогательную роль. Ее основным принципом деятельности на этом направлении должно быть равноправное сотрудничество государств, основанное на верховенстве международного права, уважении суверенитета и суверенного равенства государств.

Выступаем за сохранение закрепленного в Уставе ООН разделения труда между органами и механизмами ООН. Интеграция правозащитной проблематики во все сферы деятельности ООН не должна вести к дублированию работы ее основных органов.

Решительно осуждаем использование правозащитных вопросов в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела государств и подрыва основных принципов международного права. Выступаем против принятия политизированных страновых резолюций, особенно на фоне успешного функционирования механизма Универсального периодического обзора в Совете ООН по правам человека.

28. В случае внесения украинской делегацией проекта резолюции по правам человека в Крыму призываем голосовать "против". Документ, представленный Украиной на 71-й сессии ГА ООН, не имеет ничего общего с реальным положением дел в этом регионе Российской Федерации и преследует политические цели. В нем полностью игнорируются массовые нарушения прав человека со стороны властей Украины на Юго-Востоке страны, которые неоднократно фиксировались, в т.ч. миссией Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

29. Давно не вызывает сомнений контрпродуктивность политизированной грузинской инициативы о положении внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии и Южной Осетии, чреватой осложнением обстановки в регионе и пробуксовкой Женевских дискуссий, остающихся единственным диалоговым форматом для представителей Абхазии, Южной Осетии и Грузии.

30. В деятельности Управления Верховного комиссара ООН по правам человека должна укрепляться транспарентность и подотчетность государствам- членам ООН во избежание политически ангажированных подходов к оценкам правозащитной ситуации в различных странах.

31. Решительно осуждаем любые формы и проявления дискриминации. Закрепленный в международных договорах о правах человека запрет на дискриминацию носит общий характер и относится ко всем без исключения лицам. Не видим добавленной стоимости в формировании новых уязвимых групп (прежде всего ЛГБТ, правозащитников и журналистов), якобы нуждающихся в особом режиме правовой защиты, а также создания новых категорий прав. Всячески препятствуем такого рода попыткам, ведущим к дальнейшей конфронтации в работе правозащитных механизмов ООН.

32. Решения Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития и 24-й спецсессии ГА ООН – определяющие при реализации практических мер по искоренению нищеты, поощрению социальной интеграции, обеспечению полной занятости и достойной работы для всех.

Рассматриваем Комиссию социального развития ООН в качестве главного координирующего органа в системе ООН по выработке согласованных действий по вопросам обеспечения равных возможностей для инвалидов, проблемам старения населения, улучшения положения молодежи и укрепления роли традиционной семьи.

33. Ведущая роль в области обеспечения гендерного равенства принадлежит Комиссии ООН по положению женщин (КПЖ) как главному межправительственному форуму в этой сфере. Отмечая значимость достижения равенства между мужчинами и женщинами для реализации Повестки-2030, полагаем целесообразным не допускать "перекосов" в сторону абсолютизации гендерных аспектов.

Положительно оцениваем деятельность Структуры "ООН-женщины", содействие со стороны которой "на местах" должно осуществляться только по запросу и с разрешения соответствующих государств.

34. Укрепление международного сотрудничества в сфере поощрения и защиты прав детей, а также практическое выполнение положений Конвенции о правах ребенка являются непреложными условиями для создания среды, пригодной для жизни детей.

35. Поддерживаем развитие межрелигиозного и межкультурного взаимодействия, а также межцивилизационного диалога, в т.ч. в рамках Альянса цивилизаций. Проводим линию на формирование культуры мира как важнейшей предпосылки для предотвращения конфликтов и налаживания международного сотрудничества на благо мира и развития.

36. Положительно оцениваем роль Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) в деле повышения международной защиты беженцев и других категорий лиц, входящих в сферу его ответственности. Необходимо, чтобы Управление уделяло повышенное внимание лицам без гражданства, в т.ч. в Европе, и осуществляло свой мандат в неполитизированном ключе.

Отмечаем эффективность работы УВКБ с сирийскими беженцами и внутренне перемещенными лицами. Положительно оцениваем и поддерживаем, в т.ч. финансово, его усилия по преодолению гуманитарных последствий украинского кризиса.

37. Сотрудничество в области спорта и утверждение в мире спортивных идеалов – эффективные способы укрепления уважения и взаимопонимания между народами. Политизация спорта и дискриминация спортсменов в виде коллективных наказаний недопустимы. Выступаем за выстраивание универсальной системы международного спортивного сотрудничества на принципах независимости и автономности спорта.

38. Поддерживаем укрепление системы развития ООН в интересах повышения качества оказываемого государствам-членам содействия в реализации Повестки-2030. Внесение любых изменений в работу системы должно строго соответствовать решениям, принятым в рамках Четырехгодичного всеобъемлющего обзора политики в области оперативной деятельности системы развития ООН.

39. Выступаем за сохранение взаимосвязанного и неделимого характера Целей устойчивого развития, а также главенствующей роли Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию под эгидой ЭКОСОС в обзоре прогресса в их достижении. Не разделяем устремлений отдельных стран приоритезировать отдельные цели на глобальном уровне, а также создать отдельные механизмы по их обзору.

40. Рассматриваем всеохватную устойчивую индустриализацию, развитие реального сектора экономики в качестве важной основы для успешной реализации Повестки-2030. Поддерживаем деятельность Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) в этой сфере. Отмечаем ее ведущую роль в реализации объявленного ГА ООН в 2016 г. Третьего десятилетия промышленного развития Африки (2016-2025 гг.). Рассчитываем, что государства, ранее вышедшие из состава ЮНИДО, вернутся в Организацию и внесут вклад в достижение индустриализации и перевод промышленности на "чистые" технологии.

41. Выступаем за наращивание международного сотрудничества в обеспечении продовольственной безопасности. Для кардинального улучшения ситуации необходимо добиваться устойчивости сельскохозяйственного производства, рационального использования природных ресурсов, повышения эффективности и внедрения передовых практик на всех этапах продовольственной "цепочки". Одна из актуальных задач – учет проблематики сбалансированного питания в комплексных стратегиях социально-экономического развития.

42. В рамках предстоящего обзора осуществления резолюции ГА ООН 68/1 намерены способствовать дальнейшему совершенствованию методов работы ЭКОСОС для повышения практической отдачи от его деятельности при том понимании, что его повестка дня не ограничивается ЦУР, а включает все вопросы политики и последующей деятельности в экономической, социальной, экологической и смежных областях.

43. Выступаем за укрепление контроля со стороны государств над выполнением решений международных конференций и заседаний высокого уровня ООН по экономическим, социальным и природоохранным вопросам.

44. Поддерживаем многосторонние усилия по борьбе с изменением климата, включая разработку на консенсусной основе под эгидой Рамочной конвенции ООН об изменении климата прагматичных и эффективных правил имплементации Парижского соглашения.

45. Приветствуем принятие "Новой городской повестки дня" (НГП) как всеобъемлющего рамочного документа, позволяющего странам гибко подходить к формированию национальной политики в области устойчивого городского развития с учетом своих приоритетов и в контексте Повестки-2030, включая ЦУР. Отводим Программе ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) ключевую роль в расширении международного сотрудничества в сфере урбанистики, включая реализацию НГП.

46. В контексте проблематики здравоохранения будем активно поддерживать деятельность спецпосланника Генсекретаря ООН по дорожной безопасности, Межучрежденческой группы ООН по неинфекционным заболеваниям и Группы экспертов высокого уровня по антимикробной резистентности. Призываем государства-члены объединить усилия в деле подготовки к предстоящей в Москве в ноябре 2017 г. Первой глобальной министерской конференции ВОЗ "Остановить туберкулез в эпоху устойчивого развития: многосекторальный подход" и последующему заседанию высокого уровня ГА ООН. Нацелены на выработку амбициозных, практически ориентированных итоговых документов указанного заседания, а также третьего заседания высокого уровня ГА ООН по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними (2018 г.).

47. Разделяем необходимость реформирования международной системы гуманитарного реагирования в целях ее укрепления и повышения оперативности на основе основополагающих принципов оказания гуманитарной помощи, содержащихся в резолюции 46/182 и других "гуманитарных" резолюциях ГА ООН. Договоренности Всемирного гуманитарного саммита не могут быть автоматически интегрированы в работу ООН как не согласованные в межправительственном формате. Вместе с тем отдельные инициативы, в т.ч. направленные на повышение прозрачности, подотчетности и эффективности деятельности гуманитарных агентств, могли бы быть реализованы после получения одобрения со стороны стран-членов.

В условиях дефицита финансирования основным способом снижения нагрузки на международную систему гумреагирования считаем урегулирование и предотвращение конфликтов.

48. Выступаем за наращивание взаимодействия в области уменьшения опасности бедствий в рамках реализации Сэндайской рамочной программы действий на 2015-2030 годы. Приветствуем итоги 5-й сессии Глобальной платформы по уменьшению опасности бедствий (Канкун, май 2017 г.)

49. Нацелены на сдерживание роста бюджета по программам ООН на период 2018-2019 гг., а также финансовых смет операций по поддержанию мира и международного остаточного механизма по уголовным трибуналам. Придаем большое значение обеспечению бюджетной дисциплины, учету одобренных рекомендаций консультативных и надзорных органов, более рациональному использованию финансовых и людских ресурсов, усилению транспарентности и подотчетности в работе Секретариата ООН. Выступаем против одобрения непроработанных реформенных инициатив без предоставления четкого анализа выгод и затрат.

50. Достижение принципов многоязычия и полного равенства шести официальных языков ООН – неоспоримая база для оценки деятельности Организации в области конференционного обслуживания, доступа государств-членов к информации о функционировании ооновского механизма, а также работы медиаресурсов ООН. Настаиваем на безусловном обеспечении паритета в финансировании всех языковых служб.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 19 сентября 2017 года выступил на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

Ниже приводится полный текст выступления главы нашего государства:

Ваши Превосходительства!

Дамы и господа!

Позвольте выразить искреннюю благодарность за предоставленную возможность выступить с высокой трибуны Организации Объединённых Наций.

Несколько недель назад наш народ широко отметил 26-летие своей государственной независимости.

Сегодня Узбекистан стремительно развивается. Бережно храня мудрость прошлых поколений, мы осознанно идём на решительные реформы, привержены формированию нового облика страны.

Растёт политическая активность, проводятся глубокие реформы во всех сферах. Их цель - построение демократического государства и справедливого общества, где приоритетом является реализация простого и ясного принципа - «Интересы человека превыше всего».

По итогам всенародного обсуждения принята пятилетняя Стратегия развития Узбекистана.

Разрабатывая её, мы как бы посмотрели на себя со стороны, чтобы не только объективно оценить наш потенциал и возможности, но и обратить пристальное внимание на наши просчёты и ошибки.

Стратегия - это программа реальных действий обновления. Она уже претворяется в жизнь.

2017 год в нашей стране объявлен Годом диалога с народом и интересов человека.

Наша цель - укрепить механизмы, делающие власть народа в стране не номинальной, а реальной.

Мы глубоко убеждены: не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу.

Повсеместно созданы Виртуальная и Народные приёмные Президента. Уже более одного миллиона граждан с их помощью смогли решить свои насущные проблемы.

В сотрудничестве с Международной организацией труда приняты действенные меры по искоренению детского и принудительного труда.

По итогам визита Верховного комиссара ООН по правам человека господина Аль-Хусейна разработана программа мер по укреплению гарантий защиты прав человека.

Отменено такое абсолютно изжившее себя наследие прошлого как выездные визы, ограничивавшие свободу передвижения.

Активизируется открытый диалог с национальными и международными неправительственными организациями по вопросам защиты прав человека.

Исходя из принципов гуманизма пересмотрены многие индивидуальные случаи содержания лиц под стражей.

Идёт социальная реабилитация оступившихся граждан, попавших под влияние идеологии экстремизма, создаются условия для их возвращения в нормальную жизнь.

Теперь деятельность всех правоохранительных органов по защите прав и свобод человека находится под постоянным парламентским и гражданским контролем.

Растёт роль политических партий, гражданского общества, обеспечивается подлинная независимость судебных органов.

Значительно повысилась роль средств массовой информации.

Важнейшим вектором преобразований является либерализация экономической системы, создание благоприятного инвестиционного климата.

Мы исходим из одной простой истины: чем богаче люди - тем сильнее государство.

С начала этого месяца Узбекистан полностью перешёл на свободную конвертацию национальной валюты. При этом приняты все необходимые меры по смягчению возможных негативных последствий для населения.

Впервые создан институт Омбудсмена по защите прав предпринимателей. Значительно сокращены налоги на бизнес, расширен его доступ к кредитам.

Созданы новые свободные экономические зоны, где инвесторам предоставлены широкие льготы.

Успешно развивается сотрудничество с международными финансовыми институтами, мы возобновили партнёрство с Европейским банком реконструкции и развития.

Хочу отметить, что содержание Стратегии полностью созвучно с Целями устойчивого развития Организации Объединённых Наций.

Уважаемые участники заседания!

Мы убеждены в том, что Организация Объединённых Наций должна и впредь играть центральную роль в международных отношениях.

Узбекистан выступает за её поэтапное реформирование. Считаем, что в соответствии с реалиями современного мира Совет Безопасности необходимо расширить.

Поддерживаем предпринимаемые новым руководством ООН шаги по совершенствованию системы её управления.

Хочу подтвердить - Узбекистан продолжит тесное партнёрство с структурами ООН.

Мы твёрдо намерены обеспечить практическую реализацию «дорожной карты», разработанной по итогам недавнего визита в Узбекистан Генерального секретаря господина Антониу Гутерриша.

Дамы и господа!

Главным приоритетом своей внешней политики Узбекистан сегодня определяет регион Центральной Азии. И это - осознанный выбор.

Находясь в самом сердце Центральной Азии, Узбекистан непосредственно заинтересован в том, чтобы регион стал зоной стабильности, устойчивого развития и добрососедства.

Мирная, экономически процветающая Центральная Азия - наша важнейшая цель и ключевая задача.

Узбекистан решительно настроен на диалог, конструктивное взаимодействие и укрепление добрососедства.

Мы готовы к разумным компромиссам со странами Центральной Азии по всем без исключения вопросам.

Благодаря совместным усилиям, в регионе в последние месяцы значительно повысился уровень политического доверия. Удалось найти принципиально важные решения по многим вопросам.

Подписание в начале сентября Договора о Государственной границе между Узбекистаном и Кыргызстаном стало поистине знаковым событием.

Прорыв в этом очень чувствительном вопросе, достигнутый впервые за 26 лет, стал возможным благодаря проявленной сторонами политической воле, готовности находить взаимоприемлемые решения.

Словом, за короткое время в регионе удалось создать абсолютно новую политическую атмосферу.

Считаю, что закреплению данной тенденции способствовало бы проведение регулярных консультативных встреч глав государств Центральной Азии.

Мы намерены обсудить фундаментальные проблемы региона на Международной конференции высокого уровня «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и процветания», которая пройдет в ноябре в Самарканде под эгидой ООН.

По её итогам мы намерены внести предложение о принятии специальной резолюции Генеральной Ассамблеи в поддержку усилий государств Центральной Азии по обеспечению безопасности и укреплению регионального сотрудничества.

Рассчитываем на поддержку данного предложения со стороны руководства ООН и международного сообщества.

Уважаемый господин Председатель!

Говоря о проблемах обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии, нельзя обойти такой важный вопрос, как совместное использование общих водных ресурсов региона.

Мы полностью разделяем позицию Генерального секретаря ООН, заключающуюся в том, что «проблемы воды, мира и безопасности неразрывно взаимосвязаны».

Убеждён, альтернативы решению водной проблемы, учитывающему в равной степени интересы стран и народов региона - нет.

Узбекистан поддерживает проекты конвенций об использовании водных ресурсов бассейнов рек Амударья и Сырдарья, разработанные Региональным центром ООН по превентивной дипломатии.

Хотелось бы вновь обратить Ваше внимание на одну из острейших экологических проблем современности - Аральскую катастрофу.

В моих руках - карта трагедии Арала. Думаю, комментарии здесь излишни.

Преодоление последствий высыхания моря требует сегодня активной консолидации международных усилий.

Мы выступаем за реализацию в полном объёме принятой в этом году специальной Программы ООН по оказанию действенной помощи населению, пострадавшему от Аральского кризиса.

Дамы и господа!

Важным условием обеспечения не только региональной, но и глобальной безопасности является стабилизация обстановки в Афганистане.

Мы убеждены, что единственный путь к миру в Афганистане - это прямой диалог, без предварительных условий, между центральным правительством и основными внутриполитическими силами.

Переговоры должны проходить при главенствующей роли самих афганцев, на территории Афганистана и под эгидой ООН. Мудрый афганский народ вправе самостоятельно определять свою судьбу.

Мы поддерживаем призыв администрации Президента США господина Дональда Трампа к государствам-соседям Афганистана содействовать мирному процессу межафганского урегулирования.

Убеждён, что Афганистан должен оставаться в центре глобальной повестки. Усилия международного сообщества, в первую очередь, должны быть направлены на решение острых социально-экономических проблем Афганистана.

Не должна ослабевать наша общая решимость содействовать миру в этой многострадальной стране.

Уважаемые участники сессии!

Усиление террористических угроз в мире, особенно в последние годы, свидетельствует о том, что применение в основном силовых методов противодействия с ними себя не оправдывает.

Нередко усилия сводятся к борьбе с последствиями вызовов, а не их перво-причинами. Считаю, что в основе международного терроризма и экстремизма лежат, наряду с другими факторами, невежество и нетерпимость.

В этой связи важнейшей задачей является борьба за умы людей, в первую очередь молодёжи.

Большинство преступлений, связанных с экстремистской деятельностью и насилием, совершают люди моложе 30 лет.

Молодёжь сегодняшнего мира - это крупнейшее по численности за всю историю человечества поколение, насчитывающее 2 миллиарда человек.

Завтрашний день, благополучие планеты, зависят от того, какими людьми вырастут наши дети.

Наша ключевая задача - обеспечить условия для самореализации молодёжи, создать заслон на пути распространения «вируса» идеологии насилия.

Считаем, что для этого надо развивать многостороннее сотрудничество в сфере социальной поддержки молодого поколения, защиты его прав и интересов.

В связи с этим, Узбекистан предлагает разработать Международную конвенцию ООН о правах молодежи - унифицированный международно-правовой акт, нацеленный на формирование и реализацию молодёжной политики в условиях глобализации и бурного развития информационно-коммуникационных технологий.

На наш взгляд, государства-подписанты должны взять на себя твердые обязательства поднять эту сферу до уровня одного из главных, жизненно важных приоритетов своей социальной политики.

Важнейшей задачей мы считаем довести до широкой мировой общественности подлинно гуманистическую суть Ислама.

Мы чтим нашу священную религию как средоточие исконных ценностей. Мы решительно осуждаем и никогда не примиримся с теми, кто ставит нашу великую веру в один ряд с насилием и кровопралитием.

Ислам призывает нас к добру и миру, сохранению подлинного человеческого начала.

Хочу особо отметить бесценный вклад в развитие исламской и мировой цивилизации целой плеяды ярких представителей Центральноазиатского Ренессанса.

Один из них - Имам Бухари признан во всём мире в качестве автора второй по значимости в Исламе после Корана книги - «Сахих аль-Бухари».

В целях сохранения и изучения его богатейшего наследия, распространения его учения о просвещённом Исламе мы приняли решение об организации в Самарканде Международного исследовательского Центра имени Имама Бухари.

Реализации этой задачи будет также способствовать деятельность создаваемого в Ташкенте Центра исламской цивилизации.

Хотел бы обратиться к участникам сегодняшней сессии с предложением принять специальную резолюцию Генеральной Ассамблеи «Просвещение и религиозная толерантность».

Её основная цель - способствовать обеспечению всеобщего доступа к образованию, ликвидации безграмотности и невежества.

Она призвана содействовать утверждению толерантности и взаимного уважения, обеспечению религиозной свободы, защите прав верующих, недопущению их дискриминации.

Дамы и господа!

Сохраняя внеблоковый статус, Узбекистан открыт к диалогу. Мы заинтересованы в расширении сотрудничества со всеми партнёрами во имя мира, прогресса и процветания.

В этом мы видим решающее условие успешной реализации важнейших задач проводимых в стране реформ, главной целью которых является человек, его нужды и интересы.

Благодарю вас за внимание!