Основными ведущими видами деятельности человека являются. Деятельность человека – что это в психологии

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое деятельность?

Деятельность – это процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.

3. Как связаны деятельность и потребности?

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Существует три вида потребностей: естественные, социальные и идеальные.

4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?

Мотив - это то, почему действует человек, а цель – это то, ради чего действует человек. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы: естественные, социальные и идеальные.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?

К продуктам деятельности человека относятся материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.

7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

8. Как связаны деятельность и сознание?

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.

ЗАДАНИЯ

1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

Вид деятельности - труд, материальная деятельность, субъекты - работники, специалисты, объекты - вулканическое сырье, прибыль дела. Связь сознания и деятельности - сначала мы сознаем событие, делаем отчет о нем (расчеты прибыльности), потом уже начинаем действовать (внедрять технологии).

2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

а) познавательная деятельность относится к духовной деятельности, т.к. познание направлено на получение знаний, а знания идеальны, их нельзя увидеть или потрогать;

б) социальные реформы будут относится к практической деятельности, т.к. данный вид деятельности направлен на преобразование общества;

в) производство товаров первой необходимости будет относится к практической деятельности, т.к. объектом в данном случае будет природа, а результатом – материальные блага.

3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.

Врач в первую очередь работает с людьми: принимает, по результатам анализов делает заключение, если есть необходимость, - лечит. Земледелец: изучает почву, для того, чтобы знать, что на ней будет расти и необходимо ли её удобрять, обрабатывает, сажает на ней всё, что необходимо, ухаживает за растениями, собирает урожай. Ученый: занимается наукой, собирает и испытывает материалы в какой-либо научной сфере, изучает их свойства, пытается улучшить и открыть что-то новое, проводит опыты и т.д.

4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.

Сознание позволяет человеку мыслить, но не всякая мысль приводит к действию, значит деятельность богаче и истеннее.

Введение 2

1. Понятие деятельности человека 4

2. Виды деятельности человека 8

Заключение 15

Литература 17

Введение

В психологии есть такое понятие, как деятельность. Для того чтобы рассмотреть это понятие необходимо узнать, что конкретно рассматривает такая наука как психология. Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.

Нормальное состояние человека, если только он не спит,- активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность - внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.). Однако различать внешнюю и внутреннюю активность можно лишь условно. Как показали исследования, работа мысли даже тогда, когда человек внешне не проявляет активности, связана с речедвигательными микродвижениями (которые можно зарегистрировать). То, что мы называем «мышлением про себя», есть проговаривание «про себя», так как мышление взрослого нормального человека существует в речевой форме. Поэтому любая деятельность человека.

Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, - пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует окружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.

1. Понятие деятельности человека

Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер - человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива.

Деятельность определяется (детерминируется) общественно-историческими условиями. В зависимости от требований общества деятельность человека приобретает различный характер, Рассмотрим, например, трудовую деятельность человека. Во все времена и эпохи человек занимался трудовой деятельностью. Но в условиях капиталистического общества трудящийся человек становится придатком машины, и его деятельность направляется капиталистом только на то, чтобы получить большую прибыль.

В нашей стране в связи с изменением общественных условий сама трудовая деятельность все больше и больше становится потребностью человека, в ней раскрываются лучшие стороны личности советских людей. Они познают счастье труда.

Изменился и характер такого вида деятельности, как учение. Дореволюционная школа учила молодое поколение тому, что необходимо было для закрепления господства" класса угнетателей. А само учение носило характер зубрежки и муштры. Учение в советской школе носит совсем иной характер. Оно дает знания, необходимые человеку для выполнения своего общественного долга - труда на общую пользу. А само обучение носит развивающий характер, оно ориентировано на формирование у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления.

Необходимые условия человеческой деятельности - психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характеристикой всякой деятельности человека: играет ли ребенок, учится ли школьник, трудится ли человек - всегда все виды деятельности неразрывно связаны с вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, без которых не может осуществляться никакая деятельность человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека.

Деятельность обычно рассматривают с точки зрения ее структуры (состава). Прежде всего различают цели и мотивы деятельности.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой тy или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель - это то. ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человек. Рассмотрите под этим углом зрения ваше учение в педагогическом училище. Какова ваша цель? Успешно окончить его и получить профессию учителя. А почему вы стали учиться? Почему поставили перед собой цель окончить педагогическое училище? И сразу у вас в памяти возникнут мотивы, побудившие вас к данному решению. Они могут быть различными, но у всех будут какие-то мотивы, определившие постановку цели вашей учебной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов - ближайшими и все более общими и отдаленными.

Например, вы изучаете этот учебник. Ближайшая цель - усвоить содержание данной главы. За ней стоит более отдаленная цель- хорошо знать психологию. За ней - еще более общая и отдаленная-стать хорошо образованным специалистом-учителем, и, наконец, самая общая цель - принести пользу Родине, людям. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие перспективы, цели, но и отдаленные - это придает силы бороться с трудностями и преодолевать препятствия, а достижение промежуточного результата не демобилизует человека.

Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный или ярко выраженный узколичностный характер. У хорошо воспитанного человека общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом.

Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Действия человека также совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей. Действия человека всегда осознанны, но степень осознанности действий может быть различна. Действия бывают вполне осознанными, когда поставлена и осознана цель, намечен порядок и последовательность движений и предполагаются определенные результаты действия. Действия не вполне осознанны, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие малоосознанные действия, производимые под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных, называют импульсивными. Из окна классной комнаты виден старый парк, деревья которого спускаются к пруду. Выпал снег. В классе тишина, ученики самостоятельно решают задачи. Кто-то крикнул: «Заяц, собаки!» Сразу головы ребят повернулись к окну, затем все вскочили и бросились к окнам. Зайца преследовали Собаки, он белым комком катился с горки к пруду, а собаки за ним. При виде этой картины ребята и учитель невольно подались к окну, смотрели и не могли оторваться до тех пор, пока заяц не исчез в кустах. Под влиянием сильного и внезапного раздражителя действия учеников и учителя (их движение к окну) совершились без ясно осознанной цели, без обдумывания, что указывает на их недостаточную осознанность. Это действия импульсивные. Различают действия практические и умственные. Они тесно связаны между собой. Практические действия (манипулирование предметами, конструктивные действия, действия на пришкольном участке и т. д.) имеют большое значение в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении). С ранних лет ребенок начинает овладевать практическими действиями с предметами и способами обращения с ними и тем самым познает эти предметы. Практические действия с предметами не утрачивают своего значения и в учебной работе школьника, они помогают лучше понять и усвоить учебный материал. Так, при решении математических задач ученик обращается к практическим действиям с предметами. На основе практических действий возникают умственные действия-действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явления действительности. Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Речевая деятельность, слово (в том числе и внутренняя речь, мысленное проговаривание) регулируют поведение и деятельность человека, помогают ему осознавать свои действия, словесно оформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия, исправлять допущенные ошибки. Во всякой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, звенья, этапы): этап постановки цели (ясное осознавание конкретной задачи); этап планирования работы, выбор наиболее рационального способа действия; этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; далее следует проверка, результатов, исправление ошибок, если они были, сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка. Все эти компоненты легко проследить, анализируя конкретную учебную деятельность ученика (разумеется, если она правильно организована учителем).

Деятельность - специфическая сознательная активность человека, направленная на познание и творческое изменение окружающего мира и самого себя в соответствии с актуальными потребностями и целями. Главная особенность деятельности состоит в том, что она не может определяться лишь теми потребностями и мотивами, которые её порождают. Сама потребность может выступать как побуждение к активности, а её содержание будет определяться уровнем знаний, навыками, целями социума , индивидуальным опытом.

Черты человеческой деятельности

Деятельность индивида очень сильно отличается от активности животных, поскольку она имеет творческо-преобразующий характер. Если понадобится дать определение деятельности человека на экзамене, то важно разобраться в её особенностях, чтобы чётко сформулировать понятие.

Ей присущи такие черты :

Основные компоненты

Для того чтобы полностью осознать сложность и специфику человеческой активности, нужно разобраться в её основных компонентах:

  • Субъект - индивид, который совершает действия.
  • Объект - то, на что направлены действия и активность субъекта. Объектом может стать любой материал (изготовление продукции), другой индивид (воздействие с целью изменения убеждений) или сам субъект (тренировки в спортзале с целью изменить самого себя).

Существуют также компоненты, образующие структуру деятельности :

Потребности человека

Известный американский психолог А. Маслоу разработал «пирамиду потребностей человека» . Все потребности человека он разделяет на первичные (физиологические, потребность в безопасности и защищенности) и вторичные (социальные потребности, уважение, самореализация). Первичные потребности являются базовыми для выживания индивида, если они не удовлетворены, то невозможен переход на удовлетворение потребностей из высших слоёв пирамиды. Вторичные нужды являются приобретёнными в процессе социальной жизни человека, их удовлетворение происходит при взаимодействии индивидов в межличностном общении.

Мотивы деятельности

На основании потребностей формируются мотивы субъекта, толкающие его к деятельности. Сложные виды активности могут нести в себе много мотивов. В таких случаях формируется иерархия мотивов, в которой определяют доминирующий (главный) и второстепенные мотивы.

Мотив может формироваться под влиянием одной или нескольких потребностей, которые проходят сквозь призму интересов, убеждений, традиций, установок индивида :

  • Интерес является основной причиной действий. Разные социальные группы могут иметь идентичные потребности, но разные интересы. К примеру, предприниматели и люди искусства: первая группа имеет материальные интересы, а вторая - духовные; потребность у обеих групп общая, но пути её достижения разные. Помимо этого, у каждого человека есть интересы, которые формируются под влиянием окружения, склонностей, уровня развития (люди могут читать книги разных жанров или заниматься разными видами творчества).
  • Традиции - это совокупность обрядов, установок от предыдущих поколений, что проявляется в религии, национальных обрядах, профессиональных и корпоративных особенностях. Иногда люди, следуя традициям, могут ограничить свои базовые потребности. К примеру, солдаты в условиях войны могут ограничить свою потребность в безопасности, потому что профессиональные и национальные традиции требуют защищать свою страну.
  • Убеждения - принципиальные и твёрдые взгляды на события и окружающий мир, которые могут заставить субъекта отказаться от базовых потребностей в пользу того, что он считает правильным (отказ от денег для сохранения достоинства).

Определение цели

Мотивация человека определяет формирование цели и результата. Индивид может создавать внутренний план действий, на основании которого они будут осуществляться в определённом порядке для получения конкретного результата. Когда субъект начинает что-то делать, он держит в сознании образ желаемого результата. То есть, прежде чем создавать что-то в реальности, индивид создаёт это в своём воображении.

Поскольку человеческая деятельность часто бывает сложной, цели также делятся на простые и сложные. Для достижения сложной цели необходимо планировать свою активность, разбить её на шаги, выделить задачи, определить инструменты для действий и возможные пути преодоления преград. Если все задачи во время манипуляций решатся, то цель будет достигнута.

Индивиды могут иметь общие потребности, цели и идти к достижению одинаковых результатов, однако при использовании разных средств и выполнения разных действий содержание деятельности будет очень сильно отличаться.

Виды действий

Существуют такие типы социальных действий, выделенных М. Вебером:

  • целерациональные - при таких действиях человек планирует все задачи и средства, продумывает пути преодоления препятствий (подготовка преподавателя к лекции);
  • ценностно-рациональные - такой вид действий основан на моральных принципах, ценностях, убеждениях (решение спасти жизнь другого человека, рискуя своей жизнью);
  • аффективные - спонтанные действия под влиянием сильных эмоциональных состояний (бегство при нападении);
  • традиционные - действия, которые человек совершает по привычке, могут быть выработаны на основании ритуалов или традиций (последовательность действий на свадебной церемонии).

Основой для активных действий человека являются первые два типа действий, которые характеризуются осознанностью цели и творческим характером.

Формы деятельности

Существует две основные формы деятельности субъекта, различные по характеру выполняемых функций:

  • Физический труд - осуществляется при активизации опорно-двигательного аппарата, мышц и всех функциональных систем организма. При такой форме деятельности очень большие энергетические затраты и утомляемость организма.
  • Умственный труд - подразумевает под собой интеллектуальную деятельность для выполнения работы, связанной с обработкой информации. При такой форме активности возрастает напряжение всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Как правило, действия человека включают в себя обе формы активности . Примеров деятельности человека, в которой сочетаются физический и умственный труд, много: действия с целью видоизменения окружающего пространства, выполнение работы по созданию креативных предметов и другие. Рассмотрим более детально: чтобы посадить дерево, необходимо сначала продумать ход действий, достать все необходимые материалы для этого, а потом уже при помощи физических усилий выполнить данное действие.

Существует много видов деятельности, в которые человек включается на протяжении своей жизни. Но какие из них называют основными и почему? К ним относятся игра, учение, общение, труд и творчество. Они являются основными, потому что именно в них происходит самое интенсивное и эффективное развитие индивида.

Это специфический вид человеческой активности, целью которого является не результат, а процесс. Её особенность заключается в том, что все действия происходят в воображаемой ситуации, которая может быстро меняться. Дети используют замещающие предметы, выступающие для них аналогами того, чем взрослые пользуются в реальной жизни.

В игре происходит развитие психических процессов, внимания, социальной активности и получение навыков межличностного общения. Существуют разные виды игр, которые возникают в определённые возрастные периоды при условии нормального развития ребёнка.

Это один из базовых видов взаимодействия, который характеризуется взаимным обменом эмоциями, мыслями, взглядами . Структурными компонентами общения являются субъект (инициатор общения), цель (то, ради чего происходит общение), содержание (информация, которая передаётся), средства (способы передачи информации; могут использоваться рисунки, аудио, видео, органы чувств) и получатель информации.

Общение является структурным компонентом любой целенаправленной активности, сама же деятельность выступает условием для возникновения общения.

Целью данного вида деятельности является приобретение субъектом знаний, умений и навыков. Учение может быть специально организованным или спонтанным (получение знаний и опыта при выполнении других действий). А также существует такая форма учения, как самообразование.

Трудом называют целенаправленную активность индивида, цель которой - получение конкретного результата . Труд невозможен без определённого уровня знаний, навыков и мастерства. Эта целенаправленная активность помогает развивать личность и преобразовывать окружающую среду.

Творчество

Творчеством называют активность человека, которая порождает что-то новое, ранее не существовавшее. Она может быть самостоятельной деятельностью или компонентом другого вида занятий. Это вид деятельности характерный для всех детей. Когда человек взрослеет, он уже имеет определённые способности и таланты, которые развиваются и проявляются в творчестве.

В зависимости от того, на какой результат направлены действия индивида, выделяют:

На основании количества субъектов и объектов деятельности выделяют индивидуальную и коллективную деятельность. По влиянию на общественный прогресс принято разделять прогрессивную (развивает общество) и реакционную активность. Также выделяют такие виды деятельности: законная и незаконная , репродуктивная (создание по образцу) и творческая (создание чего-то нового), экстраверсионная (физические действия) и интроверсионная (мышление, фантазия, чувства).

Целенаправленная активность человека принципиально отличается от поведенческой активности животных, поскольку является его способом существования. Поведение животных регулируется инстинктами и является средством приспособления к изменчивым условиям окружающей среды.

Поведение человека является сознательной деятельностью, которая направлена на преобразование окружающего мира. Примером этого является постановка цели, разработка внутреннего плана действий, предвидение результата этой активности.

Само существование человека является постоянным созданием и развитием, изменением себя и внешнего мира для создания лучших условий жизнедеятельности и удовлетворения своих потребностей . Деятельность человека характеризуется осознанностью, наличием внутреннего плана действий, который впоследствии реализуется при выполнении поставленных задач. Ещё одним важным отличием поведения человека от животного является то, что активность индивида не всегда связана с базовыми мотивами и очень часто может вступать в конфликт с ними.

МЫСЛИ МУДРЫХ

« Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».


Л. Н. Толстой (1828-1910). русский писатель

" 5. " Деятельность - способ существования людей

Может ли человек в своей жизни ничего не делать? Бывает ли деятельность вне сознания и сознание вне дeятельности?

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Деятельность - это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человег живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу,одежду, жилье и др.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой , музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности).

В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание тoгo, чего нет в природе. Деятельности человека присущи такие черты, как coзнательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных. Кратко охарактеризуем эти отличия.

Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат. вo-втopыx, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно coвершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об opyдийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий eгo мир и caмoгo себя - свои способности, привычки, личностные качества. В-четвертых, в деятельности человека проявляется ее общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения eгo потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания eгo организма и развития личности .

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.

Естественные потребности. По-другому их мoгyт нaзывать врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе , воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По- другому их называют дyховными или культурными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и cвoeгo места в нем, смысла cвoeгo существования.

Естественные социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Так, удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т. п.

Описывая человеческие потребности, американский ученый-психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) охарактеризовал человека как «желающее существо.), которое редко дoстигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Эту же особенность человеческих потребностей подчеркнул и отечественный психолог С. Л. Рубинштейн (1889-1960), говоря о «ненасыщаемости.) потребностей, которые человек удовлетворяет в ходе своей деятельности.

Теория деятельности в отечественной науке разработана психологом А. Н. Леонтьевым (1903-1979). Он описал структуру человеческой деятельности, выделив в ней цель, средства и результат.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ МОТИВАЦИЯ

Всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Мы уже говорили об этом, касаясь такой особенности человеческой деятельности, как ее сознательный характер. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение кoтopoгo нaправлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ новoгo здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нoвoгo здания - предвосхищаемый результат.

Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности. Так, в знакомой вам учебной деятельности средствами являются учебники и учебные пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п. Они помогают усвоению знаний и выработке необходимых учебных умений.

В ходе деятельности возникают определенные npoдукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага. формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения , знания caмoгo человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.

А почему человек выдвигает ту или иную цель? Eгo побуждают к этому мотивы. «Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человeк»,- объяснял отечественный психолог В. А. Крутецкий.

Мотив - это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвертый хочет caмoyтвердиться. В то же время один и тот же мотив может вecти к разной деятельности. Например, стремясь caмoyтвepдиться в своем коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не одним каким- либо мотивом и целью, а целой системой мотивов и целей. Имеет место сочетание, или, можно сказать, кoмпозиция, как целей, так и мотивов. И эту композицию нельзя свести ни к одному из них, ни к простой их сумме.

В мотивах деятельности человека проявляются eгo потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение учебной литературы, слушание объяснений учителей, конспектирование, про ведение лабораторных работ, выполнение упражнений, решение задач и т. п.

Если поставлена цель, мысленно представлены результаты, намечен порядок осуществления действий, выбраны средства и способы действия, то можно утверждать, что дeятельность осуществляется вполне осознанно. Однако в peальной жизни процесс деятельности выводит ее из берегов любых целей, намерений, побуждений. Рождающийся peзультат деятельности оказывается беднее или богаче нaчального замысла.

Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивными действиями.

Деятельность людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Так, например, сельскохозяйственная деятельность во времена Древней Руси принципиально отличалась от современной сельскохозяйственной деятельности. Вспомните, кому принадлежала в те вpeмeна земля, кто и какими орудиями ее обрабатывал, от чего зависели урожаи, кому принадлежали сельскохозяйственные продукты, как происходило их перераспределение в обществе.

Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о ее конкpeтноисторическом характере.

МНОГООБРА3ИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества . Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, С общественным прогрессом, то выделяют npoepeccивную или реакционную направленность деятельности, а тaкже созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим обще культурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны цeлей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную. монотонную деятельность, которая выполняется cтpoгo по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще вceгo отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «твоpчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая дeятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы твоpчества мoгут найти место в любой деятельности. И чем мeнее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме тoгo, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определенные виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны гoсударственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие ocновные виды деятельности людей. Во-первых, это иера: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры - ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Вo-втopыx, это учение - деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд - вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве ocновнoгo вида деятельности людей выделяют общение - ycтановление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений , мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внyтренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, coздаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. она возникает на основе внешней и через нее реализуется. это важно учитывать при paccмoтрении связи деятельности и сознания.

СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сознание - присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.

На протяжении веков проблема сознания является ареной острых идеологических споров. Представители разных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях eгo формирования. Ecтественно-научный подход противостоит в этих спорах peлигиозно-идеалистическим взглядам. Сторонники ecтecтвенно-научного подхода считают сознание проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной opгaнизацией человека. Сторонники религиозноидеалистических взглядов, наоборот, первичным считают сознание, а человека «телесного» - eгo производной.

Но, несмотря на различия в трактовке природы сознания, и те и другие отмечают, что оно связано с речью и целеполагающей деятельностью человека. О том, каково сознание, что оно собой представляет, свидетельствуют язык людей и предметы культуры - результаты труда, произведения искусства и т. п.

Основываясь на естественно-научном подходе, отечественная психология разработала учение о формировании ycтойчивых структур сознания человека в раннем возрасте благодаря общению со взрослыми. Согласно этому учению каждый человек в ходе индивидуального развития приобщается через овладение языком к сознанию, т. е. совместному знанию. И благодаря этому формируется eгo индивидуальное сознание. Так, человек с caмoгo рождения попадает в мир предметов, созданных предшествующими поколениями. В результате общения с другими людьми он обучается целенаправленному использованию этих предметов.

Именно потому, что человек относится к объектам внешнего мира с пониманием, со знанием, способ eгo oтнoшения к миру и называется сознанием. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определенным значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они при водят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая ее результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, eгo развитию. Сознанuе формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в coзнании, люди преображают природу, общество и самих ceбя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит eгo. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определенные умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создает проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность .

Обосновывая единство. деятельности и сознания, отечественная наука выработала ученuе о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека. Слово «ведущая» подчеркивает, во-первых, то, что именно она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. во-втоpых, в русле ведущей деятельности развиваются все другие ее виды.

Например, у ребенка до поступления в школу вeдyщий вид деятельности - uгpa, хотя он уже нeмнoгo учится и трудится (дома с родителями или в детском саду). Вeдущий вид деятельности школьника - учение. Но, нecмoтря на то что в eгo жизни важное место занимает труд, в свободное время он все так же с удовольствием продолжает играть. Ведущей деятельностью подростка многие исследователи считают общение. В то же время подросток продолжает учиться и в eгo жизни появляются новые любимые игры. Для взрослого ведущая деятельность - труд,но вечерами он может учиться, а свободное время посвящать спортивным или интеллектуальным играм, общению.

Завершая наш разговор о деятельности и сознании, еще раз вернемся к определению деятельности. Человеческая деятельность, или, что можно считать синонимом, coзнательная деятельность,- это активность человека, нaправленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением eгo потребностей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Учитесь ставить перед собой конкретные цели и определ ять оптимальные средства для их достижения. Это придает деятельности сознательный характер, позволяет контролировать ее ход и вносить, если это нужно, определенные коррективы.

2 Помните: важно видеть не только ближайшие, но и отдаленные цели своей деятельности. Это поможет преодолеть трудности, не даст остановиться на полпути, не достигнув цели.

3 Проявляйте заботу о разнообразии своей деятельности. Это даст возможность удовлетворять различные потребности и развивать различные интересы .

4 Не забывайте о значимости внутренней деятельности в жизни людей. Это поможет вам быть внимательными к мнениям, эмоциям, чувствам окружающих, проявлять деликатность в своих отношениях с другими людьми.

Из работы coвpeмeннoгo отечественного психолога В. А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъектносты».

Вот мы,например, убеждены, что у любой деятельности есть автор («субъект»), что она всегда направлена на ту или другую вещь («объект»), что вначале - сознание, потом - деятельность. Кроме тoгo, мы не сомневаемся в том, что деятельность - это процесс и что ее можно наблюдать со стороны, или уж, во всяком случае, «изнутри» - глазами caмoгo человека. Все так и есть, пока мы не принимаем в расчет продвижение человека к уже принятой цели... Но если предметом внимания мы сделаем движение деятельности, то тогда вдруг окажется, что все сказанное о ее строении теряет отчетливость... Теряет «резкость» автор; ориентированность деятельности на объект уступает место ориентации на другое лицо... процесс деятельности распадается на множество ветвящихся и вновь сливающихся «ручейков-переходов»... вместо тoгo чтобы сознание предваряло и направляло деятельность, оно само оказывается чем-то вторичным, выводимым из деятельности... И все это в силу тенденций собственного движения, саморазвития дeятельности.. .

Всегда есть элемент несоответствия между тем, к чему стремишься и чего достигаешь... Независимо от тoгo, окaзывается ли замысел выше воплощения или, наоборот, воплощение превосходит замысел, расхождение между стpeмлением и эффектами осуществленных действий стиму лирует активность человека, движение eгo деятельности. А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей.

Вопросы и задания к документу

1. Опираясь на текст документа, объясните, что такое объект и субъект деятельности. Приведите конкpeтные примеры объектов и субъектов деятельности различных видов.
2. Найдите в тексте документа строки, где автор говорит о движении деятельности. Какой смысл он вкладывает в эти слова? Что появляется в итоге движения деятельности?
3. Как, по мнению автора, связаны деятельность и сознание?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое деятельность?
2. Какие черты присущи деятельности человека?
З. Как связаны деятельность и потребности?
4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?
5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.
6. Что можно отнести к результатам (продуктам) дeятельности человека?
7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.
8. Как связаны деятельность и

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Для того, чтобы описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико.

Возникновение различных видов деятельности связано с общественно-историческим развитием человека. Фундаментальными видами деятельности, в которые включается человек в процессе своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд.

  • * общение -- взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера;
  • * игра -- вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт;
  • * учение -- процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности;
  • * труд -- деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Общение -- вид деятельности, состоящий в обмене информацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа развития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу свойственен специфический тип общения. В младенчестве взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием, активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра развивает навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс. В юношеском возрасте кроме общения много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Общение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Игра -- вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального продукта. Она -- ведущая деятельность дошкольника, поскольку через нее он принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер, для взрослых являются средством общения, отдыха.

Учение -- вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков. В процессе исторического развития накапливались знания в различных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно состоит из усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания), правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умение).

Труд исторически является одним из первых видов человеческой деятельности. Предмет психологического изучения -- не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно труд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влияет на становление ее способностей и характера.

Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки формируются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться -- значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия.

Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

По сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая и духовная.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • § социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • § экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • § политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • § духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества -- это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Социальная сфера -- это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.

Экономическая сфера -- это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера -- область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества.

Политическая сфера -- это отношения людей, связанные с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • § политические организации и институты -- социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  • § политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  • § политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  • § политическая культура и идеология -- политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера -- это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.


Включённость общества - массовая, коллективная, индивидуальная.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. Коллективная, массовая, индивидуальная формы деятельности обусловлены сущностью действующего субъекта (человек, группа людей, общественная организация и т. п.). В зависимости с общественными формами объединения людей в целях исполнения деятельности устанавливают индивидуальную (пример: управление регионом или страной), коллективную (судовые системы управление, работа в кллективе), массовую (примером массовой информации является смерть Майкла Джексона).

Зависимость от социальных норм - моральная, аморальная, законная, незаконная.


Обусловленности от соответствия деятельности существующим общекультурным традициям, общественным нормам дифференцируют законную и незаконную, а так же моральную и аморальную деятельность. Незаконная деятельность - это все что запрещается законом, конституцией. Взять, например изготовление и производство оружия, взрывчатых веществ, распространение наркотиков, все это является незаконной деятельностью. Естественно многие стараются придерживаться моральной деятельности, то есть учиться на совесть, быть вежливым, ценить родных, помогать старым и бездомным. Есть ярким пример моральной деятельности - вся жизнь матери Терезы.

Потенциал нового в деятельности - инновационная, изобретательская, творческая, рутинная.

Когда деятельность человека затрагивает исторический ход событий, с общественным ростом, то распределяют прогрессивную или реакционную, а еще созидательную и разрушительную деятельности. Например: Прогрессивная роль промышленной деятельности Петра 1 или же прогрессивная деятельность Петра Аркадьевича Столыпина.

В зависимости от отсутствия или же наличия каких-либо целей, успехов деятельности и путей ее совершения раскрывают однообразную, монотонную, шаблонную деятельность, которая в свою очередь протекает строго по определенным требованиям, а новое чаще всего не дается (Изготовление какого-либо продукта, вещества по схеме на заводе или фабрике). А вот деятельность творческая, изобретательная наоборот, она несет за собой характер оригинальности нового, прежде неведомого. Она отличается специфичностью, исключительностью, неповторимостью. А элементы творчества могут применяться в любой из деятельностей. В пример можно привести танцы, музыка, живопись, здесь нет правил или инструкций, здесь воплощение фантазии, и ее реализации.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

  • · обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;
  • · научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности - создать идеальную систему материального мира;
  • · художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;
  • · религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

  • 1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.
  • 2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.
  • 3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.
  • 4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.
  • 5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Виды психической деятельности человека

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности - творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности - созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам.

На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.