Психология речи. Речь (внутренняя и внешняя)

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная речь, внутренняя и внешняя речь. Обычно выделяют три вида речи: внешняя, внутренняя и эгоцентрическая. Внешняя речь в свою очередь делится на письменную и устную. Устная и письменная речь делятся на монологическую и диалогическую. Рассмотрим подробно обозначенные виды речи.

Внешняя речь является основным средством общения. Это речь, обращенная к другому человеку, речь для другого, которая произносится, слышится и понимается окружающими. Внешняя речь направлена на взаимодействие и характеризуется относительной развернутостью и насыщенностью.

Внешняя речь в свою очередь делится на устную и письменную речь. Устная речь выступает в двух формах – диалогической и монологической. Диалог – речь, которая обусловлена ситуацией и контекстом предыдущего высказывания. Диалог представляет собой быстрый, непроизвольный процесс двустороннего обмена информацией. Диалог – это разговор по очереди, в котором для каждого партнера чередуются периоды говорения и слушания. Устная диалогическая речь обладает следующими отличительными характеристиками: 1. Наличие обратной связи . Обмен информацией осуществляется при помощи поддержки, т.е. собеседники имеют возможность поставить уточняющие вопросы, подать реплики, помочь закончить мысль и таким образом установить обратную связь с говорящим. Для диалога наличие обратной связи является одной из важнейших характеристик. 2. Свернутость во времени . В диалоге собеседникам многое понятно потому, что оба владеют ситуацией. Для посторонних диалог мало понятен. В детском возрасте диалог затруднен, и только взрослый способен на полноценный диалог. Ребенку трудно удержать внимание на собеседнике и на том, что он говорит; ребенок быстро перескакивает на другие темы. Для ребенка в силу его эгоцентризма – главное – донести свою информацию или получить информацию, но он пока не способен ей обмениваться. Зачастую такие ситуации наблюдаются и среди здоровых взрослых.

Устная монологическая речь – это относительно развернутая форма речи; это речь одного человека не прерываемая репликами других людей. Представляет собой последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний, информации одним человеком, без опоры на речь собеседника. Монолог в идеале должен быть насыщен экспрессивными мимическими и жестовыми средствами, что подчеркивает значимость речевой информации. Будучи рассчитанной на определенную аудиторию, она однако не всегда сопровождается непосредственной реакцией слушающих (например, при выступлениях в СМИ). Монолог характеризуется также и тем, что его можно планировать заранее. Вместе с тем, умелый оратор или лектор всегда учитывает малейшие реакции аудитории и в соответствии с этим изменяет ход своего изложения, сохраняя его основное содержание.



Письменная речь – речь, реализованная в форме, доступной для зрительного восприятия, в виде письменного текста. Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между ее порождением и восприятием и дает возможность читающему использовать любую стратегию восприятия, возвращаться к уже прочитанному и пр.

С точки зрения используемых средств, письменная речь отличается от устной на трех уровнях: 1) в ней используется графический код (письменность); 2) для подчеркивания смысла написанного используются не интонационные, а лексические приемы (сочетания слов), грамматика и знаки препинания; 3) существуют языковые формы, обязательные в письменной, но необязательные в устной речи.

В письменной речи также выделяются монологическая и диалогическая формы. Монологическая письменная речь характеризуется развернутостью и произвольностью. Письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи. Собеседник в этом случае не может переспросить нас, уточнить, обратить внимание на ошибки. Примерами монологической письменной речи могут быть сочинение, конспект лекций, письмо, литературное произведение. Диалогическая письменная речь характеризуется наличием обратной связи и, в некоторых случаях, экспрессивного компонента. В качестве примеров письменной диалогической речи могут быть записки, общение в интернет-чатах и ICQ. В качестве экспрессивных компонентов выступают специальные знаки неграмматической природы, например, смайлы.

Основными средствами воздействия в письменной речи остаются сами слова, их порядок и знаки препинания. Осуществляя высказывание в письменной форме, мы можем сознательно или бессознательно соотнести это высказывание с тем содержанием, которое мы хотели высказать, и в случае несоответствия мы можем отказаться от него и начать сначала, тем самым, оттачивая внешнюю форму высказывания. В устной речи такой перебор невозможен. Для того чтобы осуществить наиболее подходящий подбор формы для задуманного содержания, человек пользуется внутренней речью. То есть, прежде чем сформулировать мысль в письменной форме, ее необходимо проговорить во внутреннем плане. Формирование письменной речи – это трудоемкий процесс, так как он требует от человека абстракции двойного уровня. На первом уровне выделяются существенные признаки предметов, явлений и фактов, а затем используется соответствующее слово. На втором уровне это слово наделяется определенным знаком, и этот знак записывается независимо от слова. Естественно, эти два уровня требуют сформированности мышления.

Внутренняя речь. Понятие внутренней речи впервые было предложено Л.С. Выготским. Он определял внутреннюю речь как «особый внутренний план речевого мышления, опосредующий динамическое отношение между мыслью и словом». Внутренняя речь обладает следующими свойствами: 1) отсутствие фонации; 2) предикативность (то есть опускаются все подлежащие и присутствуют одни сказуемые); 3) сокращенность; 4) преобладание смысла над словом; 5) несовпадение семантики внутренней речи с семантикой внешней речи. Выступая в качестве внутренней речи, речь как бы сбрасывает с себя выполнение своей первичной функции, ее породившей: она перестает быть непосредственно средством общения, для того чтобы стать, прежде всего, формой внутренней работы мысли. Внутренняя речь является, таким образом, средством мышления. Она лишена фонации, то есть внешнего слышимого звукового оформления. Она протекает в мыслительном плане, осуществляет функции планирования деятельности и функции обработки информации. Внутренняя речь характеризуется фрагментарностью, отрывистостью и ситуативностью. Не служа целям сообщения и коммуникации, внутренняя речь все-таки имеет социальный характер. Она социальна, во-первых, генетически, по своему происхождению: «внутренняя» речь есть производная форма от речи «внешней». Протекая в иных условиях, она имеет видоизмененную структуру, но и ее видоизмененная структура носит на себе явные следы ее социального происхождения. Внутренняя речь и протекающее в форме внутренней речи словесное, дискурсивное мышление отображают структуру речи, сложившуюся в процессе общения. Итак, внутренняя речь социальна по своему происхождению. Но она также социальна и по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь – это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный индивидуальный собеседник.

По-видимому, благодаря свернутому характеру внутренней речи и отсутствию внешней звуковой формы, внутренняя речь зачастую интеллектуализировалась и отождествлялась с мышлением. Именно в связи с внутренней речью в силу этого с особой остротой встает вопрос о взаимоотношениях речи и мышления.

Эгоцентрическая речь – этоуникальное сочетание внешней и внутренней речи. По способам проявления эта речь внешняя, то есть она звучащая, вокализованная. Но по функциям и структуре эта речь внутренняя. Это мысли и рассуждения вслух, которые осуществляются в вопросно-ответной форме и могут быть интерпретированы как разговор с самим собой как с воображаемым партнером по общению. Эгоцентрическая речь позволяет преодолевать затруднения и препятствия, возникающие в сознании. Это речь для себя. Термин «эгоцентрическая речь» был введен Жаном Пиаже и использовался только для характеристики детской речи. Пиаже предполагал, что речь ребенка развивается от диалога с другими и с самим собой. Эгоцентрическую речь Пиаже рассматривал как временный этап в речевом развитии. Она появляется сравнительно поздно, ее пик приходится на 3 – 5 лет. Суть эгоцентрической речи состоит в том, что, якобы не общаясь ни с кем, тем не менее, ребенок создает себе социальный резонанс. Это разговор с собеседником, который все понимает и со всем соглашается. Такой монолог способствует выражению эмоций и одновременно выполняет функцию осмысливания. Эгоцентрическая речь является предпосылкой становления планирующей функции мышления. На первом этапе своего развития она сопровождает любую деятельность ребенка, особенно если эта деятельность вызывает у него определенные затруднения. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются не просто констатирующие высказывания, но и планирующие, регулирующие. С возрастом эгоцентрическая речь интериоризуется , превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Однако Выготский говорит о том, что эгоцентрическая речь не совсем исчезает у взрослых. Мы с вами часто разговариваем со своими собаками и кошками, а также «приговариваем» в процессе работы и прочих занятий, «обращаясь» к неодушевленным предметам. Часто эгоцентрическую речь можно наблюдать у преподавателя, когда в поиске ответа на заданный вопрос, он под нос начинает вербальный поиск ответа, рассуждает вслух. Эгоцентрическая речь у взрослого человека проявляется в моменты затруднений и эмоционального напряжения. (Примеры: «вот я тебя», «ах ты гадость» - при виде таракана; «ах ты, бедняжка, сейчас мы тебя польем» - обращение к цветку; «ну где же вы?» - в поисках ключей).

Разговорная речь – это спонтанная, непринужденная устная речь образованных носителей современного русского языка. Эта речь лишена черт просторечия и свободна от уличного жанра и диалектизмов. Это особая языковая система. РР характеризуется следующими свойствами: 1) неподготовленность, спонтанность речевого акта; 2) непринужденность высказывания; 3) непосредственное участие говорящих в речевом акте. Разговорную речь мы можем наблюдать в автобусе, магазине, на обеденном перерыве, во время телефонной беседы. Непринужденность определяется наличием между участниками речевого акта неофициальных отношений. Поэтому, например, из круга рассматриваемых текстов выпадает обмен мнениями на каком-нибудь официальном собрании, где говорящие пользуются устной формой кодифицированного литературного языка. Особенностями разговорной речи являются:

1. Синкретизм. Это стяжение многого в одно, своего рода уплотнение. Синкретизм проявляется в использовании бессоюзных структур («голова болит.. выключи..» - «у меня болит голова, выключи свет» или «зонтик.. промокнешь...» - «возьми зонтик, а то промокнешь»)

2. Расчлененность. Это обратный синкретизму процесс. Проявляется в таких единицах, как неоднословные номинации типа «дай чем разрезать», «есть чем писать», «возьми чем укрыться». Эти выражения расчленены по форме, но синкретичны по содержанию, поскольку «чем писать» - это карандаш или ручка. В плане содержания расчлененность проявляется в высокой продуктивности производных слов. Например, «прочищалка, хваталка, держалка».

3. Наличие общей апперцепционной базы. Этот термин был введен в начале XX в. в рамках лингвистической науки. Под общей апперцепционной базой понимается «связный, целостный, системный запас общих знаний, свойственный всем носителям языка; совокупный социальный опыт». Наличие общей апперцепционной базаы предполагает одинаковое понимание собеседниками того конкретного момента, когда происходит коммуникация.

Внешняя речь

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "внешняя речь" в других словарях:

    ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ - ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ. Речь, оформленная средствами естественного языка. Основным признаком В. р. является ее озвученность, адекватность ее структуры ситуации общения, эмоциональная окраска и др …

    внешняя речь - речь в собственном смысле слова, т.е. облеченная в звук, имеющая звуковое выражение … Толковый переводоведческий словарь

    внешняя речь - Материально выраженная (устная или письменная) речемыслительная деятельность, имеющая очевидную, непосредственно наблюдаемую словесно предложенческую форму … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    РЕЧЬ ВНЕШНЯЯ - РЕЧЬ ВНЕШНЯЯ. См. внешняя речь … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    - ← … Википедия

    Речь Посполитая Rzeczpospolita Obojga Narodów (pl) Рѣч Посполита (sla) Конфедерация, королевство ← … Википедия

    Разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… … Литературная энциклопедия

    Внешняя политика Республики Беларусь совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член … Википедия

    речь - и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. <...> речь – не только система звуков, но и система… … Словарь Л.С. Выготского

    речь устная - вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Р. у. характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения Р. у. включают звенья… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • "Внутренний человек" и внешняя речь , Ефим Эткинд. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Предлагаем вашему вниманию книгу Е. Эткинда ""Внутренний человек" и внешняя речь. Очерки…
  • Внешняя отделка вашего дома. Материалы и технологии , Йожеф Косо. Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию очередной том из серии изданий, объединенных названием "Дизайн и технология", венгерского автора Йожефа Косо. Издатели поставили перед собой…

Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она – "речь минус звук". Внутренняя речь отлична от внешней и по своей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре; протекая в иных условиях, она в целом подвергается некоторому преобразованию. Не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает "короткие замыкания"; она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся. Иногда она предикативна: намечает, что утверждается, при этом опускается как само собой разумеющееся, как известное то, о чем идет речь; часто она строится по типу конспекта или даже оглавления, когда намечается как бы тематика мысли, то, о чем идет речь, и опускается как известное то, что должно быть сказано.

Выступая в качестве внутренней речи, речь как бы отказывается от выполнения первичной функции, ее породившей: она перестает непосредственно служить средством сообщения, для того чтобы стать прежде всего формой внутренней работы мысли. Не служа целям сообщения, внутренняя речь, однако, как и всякая речь, социальна. Она социальна, во-первых, генетически, по своему происхождению: "внутренняя" речь несомненно производная форма от речи "внешней". Протекая в иных условиях, она имеет видоизмененную структуру; но и ее видоизмененная структура носит на себе явные следы социального происхождения. Внутренняя речь и протекающие в форме внутренней речи словесное, дискурсивное мышление отображают структуру речи, сложившуюся в процессе общения.

Внутренняя речь социальна и по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь – это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный, индивидуальный собеседник. "Я ловлю себя на том, – читаю я в одном письме, – что я целыми часами веду нескончаемую внутреннюю беседу с вами"; внутренняя речь может быть внутренней беседой. Случается, особенно при напряженном чувстве, что человек ведет про себя внутреннюю беседу с другим человеком, высказывая в этой воображаемой беседе все то, что по тем или иным причинам он ему не мог сказать в реальной беседе. Но и в тех случаях, когда внутренняя речь не принимает характера воображаемой беседы с определенным собеседником, тогда она посвящена размышлению, рассуждению, аргументации, и тогда она обращена к какой-то аудитории. Выраженная в слове мысль каждого человека имеет свою аудиторию, в атмосфере которой протекают его рассуждения; его внутренняя аргументация обычно рассчитана на аудиторию и к ней приноровлена; внутренняя речь обычно внутренне направлена на других людей, если не на реального, то на возможного слушателя.

Внутренняя речь- это внутренний беззвучный речевой про­цесс. Она недоступна восприятию других людей и, следователь­но, не может быть средством общения. Внутренняя речь - сло­весная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словес­ных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают за­труднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней ре­чи, понятной для других .

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Внутренняя речь - речь «про себя», речь, в форме которой . Оба вида речи взаимно связаны.

Внешняя речь в свою очередь делится на два вида: на устную и письменную. Каждый из этих видов внешней речи имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать с тем, чтобы правильно использовать их в процессе общения.

Устная речь

Устная речь - речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь - самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже - письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.

Диалогическая речь означает разговор между двумя или несколькими лицами, которые то слушают, когда другие говорят, то сами говорят, когда их слушают. Тот, кто говорит в данный момент, выступает лицом активным, а тот, кто слушает, - пассивным по отношению к говорящему.

Однако пассивность в диалоге относительна, так как и восприятие речи - процесс активный, требующий от слушателя иногда далеко не легкой мыслительной деятельности. В процессе речевого общения собеседники меняются ролями, поддерживают друг друга в разговоре, отчего диалогическую речь иногда называют речью поддержанной. Обмен ролями дает возможность собеседникам лучше понимать друг друга.

Характерной особенностью диалогической речи является непосредственное общение: собеседники слышат и чаще всего видят друг друга. Это обстоятельство позволяет говорящим использовать выразительные средства языка: интонацию голоса, мимику, жесты.

Вместе с тем говорящий может наблюдать (в условиях взаимного видения) реакции слушателей на свою речь, внимание или невнимание к ней, степень понимания, согласие или несогласие и пр. Эти наблюдения позволяют говорящему корректировать свою речь, повторять некоторые мысли, развертывать или, наоборот, свертывать рассуждения, усиливать или ослаблять выразительные средства речи.

Так, учитель, ведущий беседу с учащимися на уроке, не только своими вопросами направляет ход мыслей и высказываний детей, но постоянно меняет и характер своей речи в зависимости от реакции на нее учащихся.

Диалогическая речь

Диалогическая речь происходит в конкретных условиях, и предмет разговора знаком собеседникам. Это позволяет им в некоторых случаях понимать друг друга с полуслова. Поэтому в свободном диалоге (в обычном разговоре двух или нескольких людей) собеседники не всегда придерживаются языковых правил, сокращают предложения, дополняют сказанное мимикой, жестами, своеобразием интонаций.

Монологическая речь

Монологическая речь - это . Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог - речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.

В этом смысле она труднее диалога. Говорящий до выступления должен продумать содержание речи, план изложения мыслей, форму изложения, принимая во внимание аудиторию, ее подготовку, опыт и знания. Он заранее предполагает, что может оказаться сложным и малопонятным, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, как будут реагировать они на его выступление.

Все это вызывает у автора чувство высокой ответственности за содержание, форму и композицию выступления. Монологическая речь требует соблюдения законов логики и правил грамматики. Сила ее воздействия достигается убедительностью доказательств (научная и деловая речь), образностью и выразительностью, влиянием на чувства слушателей (речь оратора, артиста).

Речь учителя должна содержать все эти средства. Монологическая речь требует не только обязательной предварительной подготовки, но также непрерывного внимания к собственной речи (к ее содержательности, убедительности, языковой безупречности и пр.) и к реакциям слушателей. Другими словами, монологическая речь требует от говорящего высокой культуры мышления, речи и психологической наблюдательности.

Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателей, внимание которых должно быть устойчивым и сосредоточенным в течение длительного времени. Восприятие монологической речи особенно затрудняет детей, и чем они младше, тем в большей степени. Причина этого не только в недостаточной устойчивости внимания детей, но и в своеобразии объекта внимания: внимание к словам, к содержанию речи и тем более к последовательности рассуждений говорящего всегда труднее, чем внимание к реальным вещам и явлениям.

Монологическая речь по своей структуре ближе стоит к письменной речи, чем речь диалогическая.

Письменная речь

Письменная речь выражается графическими знаками и воспринимается зрением. Она представляет собой вид речи, с помощью которой возможно общение людей, разъединенных большими расстояниями и временем. , что она труднее устной речи как для тех, кто передает с ее помощью мысли, так и для тех, кто эти мысли воспринимает.

Пишущий передает содержание речи без использования таких вспомогательных средств языка, как интонация, мимика, жесты, которые облегчают понимание мыслей. Пишущий не всегда может учесть реакцию читателей на свою речь, потому что не видит, не слышит и часто не знает их.

Круг читателей книг, газет, журналов весьма широк и разнообразен. Читатели тоже лишены возможности непосредственно выразить свое мнение о содержании и форме написанного. Чтобы стать доступной широкому кругу читателей, письменная речь должна строиться как развернутая, полностью соответствующая правилам логики и грамматики.

Письменная речь предъявляет большие требования к человеку, который ею пользуется. Письменная речь может быть диалогической и монологической.

Внутренняя речь - это речь „про себя», с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. Непосредственно с ней человек не обращается к другим людям, но посредством ее формируется и существует мысль.

Внутренняя речь трудна для изучения, поэтому по разному понимали и понимают ее сущность. И. Мюллер называл ее «речью минус звук», а бихевиористы--скрытым речевым навыком. Л. С. Выготский считал внутреннюю речь центральным звеном на пути перехода мысли в слово и слова в мысль, особым внутренним планом речевого мышления. А. Н. Соколов определяет ее как речевой механизм умственной деятельности ().

Советский психолог Б. Ф. Баев в своем исследовании природы внутренней речи ‘ указывает на существенный ее признак - зависимость от потребностей, которым она служит. Внутренняя речь не только формирует мысль, она входит обязательным компонентом во все познавательные процессы человека.

По мере упражнений в решении определенного типа задач умственная напряженность снижается, падает и мышечная активность речевого аппарата. Внутренняя речь при этом становится менее развернутой.

Сокращенность речи выражается в том, что выпадает много слов, в которых нет нужды, так как предмет мысли и ситуация, в которой протекает мышление, для самого субъекта ясны и потому не требуют полной словесной выраженности. Например, экспериментатор (физик, химик) или просто ученик, который долго раздумывал над более оптимальным вариантом решения задачи, в конце концов приблизился к цели.

Это выразилось во внутренней речи одним громко произнесенным словом «Нашел!» Одно слово на этой стадии формирования мысли может выполнять роль сложного предложения или сложного суждения. Таким образом, внутренняя речь формирует мысль.

Следует всегда иметь в виду, что внутренняя речь и мышление не одно и то же. Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение действительности, это содержательная, познавательная сторона речи. Но мысль не может быть сформирована без участия внутренней речи. Указывая на единство внутренней речи и мышления, имеют в виду прежде всего процесс формирования мысли.


МИНИСТЕРСТВО ОБОРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Кафедра психологии и педагогической антропологии

Реферат по Педагогической антропологии на тему:
«Внешняя и внутренняя речь» .

Выполнила:
Студентка 2-го курса
факультета французского языка
группы 0-3-1
Самбурова Валентина
Руководитель:
Тукаленко Татьяна Юрьевна

Москва 2011
Оглавление

Введение …………………………………………………………. 2
1. Соотношение мышления и речи ………………………..... .... 4
2. Внешняя речь.............................. .............................. ............ 6
3. Внутренняя речь.............................. .............................. ....... 8
Список использованной литературы.............................. ......... 10

Введение
Речь - сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, - посредством языковых конструкций, создаваемых на базе определенных правил. Язык в действии. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, выражаемые в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению вычерпывает их содержание. Иначе, в ходе общения речевого происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь содержит процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Большинство отечественных психологов рассматривает речь как деятельность речевую, выступающую или как целостный акт деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или как действия речевые, включенные в неречевую деятельность. Структура деятельности речевой или действия речевого в принципе совпадает со структурой любого действия - содержит фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. Речь бывает активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной - цепочкой динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены к минимуму, тогда как в речи письменной и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды речи строятся по специфическим закономерностям: так, речь разговорная допускает значительные отклонения от грамматической системы языка; особое место занимает логическая и тем более художественная речь. Почти у всех видов животных есть способы передачи информации, посредством коих можно сообщать об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Но эти сигналы всегда связаны с некоей сиюминутной ситуацией. По-видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к текущему моменту.
Речь выполняет определенные функции:
1)Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
2)Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
3)Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
4)Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.

1. Соотношение мышления и речи
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными - от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.
Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас, обсуждают в связи с данной проблемой,- это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.
Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л. С. Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово - это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.
Но слово - это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорит Л. С. Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.
Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т. е. факт мышления. Вместе с тем такой, например, прием общения, как указательный жест, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к мысли не относится.
В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например, наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.
Л. С. Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление - речевым.
Нельзя отрывать мышление и речь друг от друга. Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.
Существенно отличны между собой, и притом также по своему отношению к мышлению, внешняя, громкая устная речь и речь внутренняя, которой мы по преимуществу пользуемся, когда, мысля про себя, мы отливаем наши мысли в словесные формулировки.

2. Внешняя речь
Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.
Внешняя речь включает следующие виды :

      устную (диалогическую и монологическую)
      письменную
Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.
Диалог - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.
Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.
Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.
Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны:
- последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
- грамматически правильное оформление;
- выразительность голосовых средств.
Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

3. Внутренняя речь
Внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она – "речь минус звук". Внутренняя речь отлична от внешней и по своей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре; протекая в иных условиях, она в целом подвергается некоторому преобразованию. Не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает "короткие замыкания"; она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся. Иногда она предикативна: намечает, что утверждается, при этом опускается как само собой разумеющееся, как известное то, о чем идет речь; часто она строится по типу конспекта или даже оглавления, когда намечается как бы тематика мысли, то, о чем идет речь, и опускается как известное то, что должно быть сказано.
А. Н. Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, "ба-ба" или "ля-ля"), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.
Еще более показательными, чем со взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме.
Письменный текст - это наиболее развернутое речевое высказывание, предполагающее весьма длительный и сложный путь умственной работы по переводу смысла в значение. На практике этот перевод, как показал А. Н. Соколов, также осуществляется с помощью скрытого от сознательного контроля активного процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата.
Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры.
Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь - это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.
При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как считал Л. С. Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней.
Выступая в качестве внутренней речи, речь как бы отказывается от выполнения первичной функции, ее породившей: она перестает непосредственно служить средством сообщения, для того чтобы стать прежде всего формой внутренней работы мысли. Не служа целям сообщения, внутренняя речь, однако, как и всякая речь, социальна. Она социальна, во-первых, генетически, по своему происхождению: "внутренняя" речь несомненно производная форма от речи "внешней". Протекая в иных условиях, она имеет видоизмененную структуру; но и ее видоизмененная структура носит на себе явные следы социального происхождения. Внутренняя речь и протекающие в форме внутренней речи словесное, дискурсивное мышление отображают структуру речи, сложившуюся в процессе общения.
и т.д.................