Максимальный взлетный вес су 25. Военное обозрение и политика

Вступление

Российский штурмовик СУ-25 очень хвалили во всех статьях связанных с военной авиацией. Была даже такая легенда. Кто то с кем то воевал. То ли Иран с Ираком то ли Индия с Пакистаном. И вот возвращается лётчик на штурмовике СУ-25 с боевого вылета, смотрит на самолёт, а от самолёта осталась только кабина и передняя стойка шасси. Тогда лётчик кидается целовать переднюю стойку шасси. Конец истории грустный. Лётчик целуя переднюю стойку заразился холерой и умер, но самолёт то хороший.
И вот за три месяца боёв ополченцы сбили практически все хорошие самолёты украинских вооружённых сил. Причём сбили исключительно из переносных зенитных комплексов.

История разработки и конструкция

После войны штурмовики долго не делали. Их должны были заменить сверхзвуковые ударные самолёты. Потом решили что штурмовик всё таки нужен но долго не могли решить какой именно. В конце концов решили выпускать СУ-25 с дозвуковой скоростью полёта.


Как видно по фотографиям получился самолёт с практически прямым крылом.





Крыло имеет высокую степень механизации. На фотографиях видны предкрылки, закрылки, элероны и странные раскрывающиеся приспособления на концах крыла. Некоторые называют из воздушными тормозами, но обычно воздушные тормоза стоят на корпусе самолёта. Расположение на концах крыла скорее всего сделано для увеличения манёвренности.





Моторы разделены корпусом и вроде как не должны поражаться одной ракетой.

В хвосте есть отсек для тормозного парашюта.

Так же в хвосте расположены кассеты для отстрела тепловых ловушек.

Кабина и носовая часть самолёта выполнены так, что бы был максимальный обзор в перёд и вниз. Что делается сзади самолёта лётчик не видит.
Кабина выполнена из титановой брони. Лобовое стекло толщиной почти шестьдесят миллиметров выдерживает попадание из крупнокалиберного пулемёта.

Вооружение штурмовика СУ-25

Первоначально варианты вооружения были самые простые - бомбы, не управляемые ракеты и подвесные пушечные установки. Для чего (при наличии ракет) нужны подвесные пушечные установки не понятно. К тому же на самом самолёте стояла двухствольная пушка калибра тридцать миллиметров с боекомплектом в двести пятьдесят снарядов.

Вот так выглядит пушка установленная на штурмовике СУ-25. Снаряды имеют капсюль электрического действия, поэтому из пушки выходит электрический кабель.

Для подвески вооружения предназначались десять пилонов. Два крайних были специализированные и предназначались для ракет класса воздух - воздух с тепловой головкой наведения. На остальные можно было подвешивать всё что душа пожелает.




Обычно так выглядит вооруженный штурмовик первых серий, то есть не модернизированный. Правда пилон для ракеты класса воздух - воздух более современный и вмещает две ракеты. Судя по бандеровскому трезубцу на хвосте это один из тех самолётов которые сбили в скором времени после фото сессии.












Вот чудная подборка фотографий, на ней можно увидеть почти всё оружие которое подвешивалось на самолёты первых серий.
На пилонах у самого корпуса гондолы с авиационной двухствольной пушкой ГШ-23 калибра двадцать три миллиметра. Потом идут два пилона с неуправляемыми ракетами С-8 калибра восемьдесят миллиметров.

Ракеты имеют множество боевых частей, но основная кумулятивная на которую накручена толстая проволока прямоугольного сечения для создания осколочного поля.
Потом идёт пилон с древними ракетами С-5 калибра пятьдесят семь миллиметров.





Боевая часть кумулятивная с надетыми на неё стальными кольцами для создания осколочного поля. Кольца хорошо заметны на нижней фотографии.
Так же на фотографиях видно окошко прицела в носу штурмовика и дульный тормоз, общий для обоих стволов пушки.

На фотографии показаны пусковые для ракет С-5, бомба и ракета воздух - воздух на крайнем пилоне.

Пуск древней не управляемой ракеты С-25 с осколочной боевой частью. Боевая часть ракеты имеет радиовзрыватель и взрывается у поверхности земли. При взрыве образуется десять тысяч осколков.

А ещё на штурмовик любят цеплять подвесные топливные баки и летать далеко далеко. Дело в том что двигатель штурмовика очень прожорливый и на внутренних запасах топлива далеко не улетишь. На переднем конце подвесного бака видны маленькие крылышки. Они при сбрасывании подвесного бака уводят его вниз от крыла самолёта. Подвесные топливные баки можно заправить не только топливом но и напалмом.

Максимальная высота полёта штурмовика СУ-25

Сейчас возникает много вопросов про максимальную высоту полёта штурмовика СУ-25. Естественно это связано с гибелью малазийского боинга. Одной из причин его гибели был вариант что его сбил украинский СУ-25. И тут начались разборки - мог штурмовик залететь на такую высоту или не мог залететь на такую высоту. Дело в том что официальная высота полёта штурмовика СУ-25 всего семь километров. Штурмовик работает у земли и лезть на высоту ему не надо. Так мог или не мог? Естественно мог. Самолёт имеет крыло большой площади и реактивные двигатели с запасом тяги. Так почему в справочниках стоит высота всего семь километров? Просто штурмовик СУ-25 имеет не герметичную кабину. Что бы подняться на высоту десять километров лётчику просто надо надеть кислородную маску.

Почему они все упали





Есть документальные факты возвращения штурмовика СУ-25 после попадания ракеты в двигатель. Но это было попадание одной ракеты. А кто мешает стрелкам работать парой? Есть правда тепловые ловушки, но по моему мнению они давно не работают. Почему не работают? Потому что они рассчитаны на тупую ракету. То есть ракета увидев тепловую ловушку, которая даёт более горячую метку чем двигатель, должна идти на неё. А в ракете стоит логический блок, который подсказывает ракете что она ни кому ни чего не должна. И ещё этот логический блок сообщает ракете, что самолёт не может медленно падать и давать сигнал с температурой две тысячи градусов. Поэтому ракета продолжает лететь в направлении пропавшего, не очень горячего но скоростного теплового сигнала. И если ей хватает горючего, то этот сигнал она всё таки находит со всеми вытекающими для источника сигнала последствиями.

Модернизированный вариант

Модернизация сводилась к улучшению приборного оборудования. Ведь по началу самолёт создавался для действий в простых погодных условиях. И предназначался для использования простых видов оружия.









После модернизации список применяемого оружия расширился. Количество пилонов сократилось до восьми. Место крайних пилонов заняли станции создания комплексной помехи. Которые сильно усложнили жизнь ракетам с радиолокационной головкой наведения.

Технические характеристики

1. длина самолёта - 15,33 метров
2. размах крыла - 14,36 метров
3. площадь крыла - 30,1 квадратных метров
4. угол стреловидности крыла по передней кромке - 20 градусов
5. масса пустого самолёта - 9315 килограммов
6. масса снаряжённого самолёта - 11600 килограмм
7. нормальная взлётная масса самолёта - 14600 килограмм
8. максимальная взлётная масса самолёта - 17600 килограмм
9. масса топлива во внутренних бака - 3000 килограмм
10. силовая установка - два двигателя ТРД Р-195
11. тяга - 2 × 4 300 кгс (42,2 кН)
12. максимальная скорость 950 километров в час
13. крейсерская скорость - 750 километров в час
14. посадочная скорость - 210 километров в час

Су-25 (изделие «Т-8», по кодификации НАТО: Frogfoot - «Лягушачья лапка») - советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Во время испытаний в ДРА в ВВС СССР получил прозвище «Грач».

Су-25 «Грач» — видео нескольких атакующих штурмовиков

Су-25 «Грач» в Сирии — видео

Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981 года, принимали участие во множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России как минимум до 2020 года. 8 октября 2009 года Министерство обороны Российской Федерации объявило о возобновлении закупок штурмовиков этого типа для ВВС России.

История создания

Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П. О. Сухого в середине 70-х годов в инициативном порядке, когда стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче её функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. Главным конструктором в группе создателей Су-25 являлся бывший командир танка Т-34, один из самых блестящих авиаконструкторов XX века, Олег Сергеевич Самойлович (1926-1999)
При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья Су-25 в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.

Двигатели Су-25

Двигатели размещаются по обеим сторонам фюзеляжа в специальных мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Двигатели обладают нерегулируемыми соплом и воздухозаборником. Межремонтный ресурс составляет 500 часов. Ранние версии Су-25 оснащались двумя бесфорсажными одноконтурными турбореактивными двигателями Р-95Ш тягой по 4100 кгс каждый. Двигатели обладали средним удельным расходом топлива в 1,28 кг/кгс час и автономным электрическим запуском.
Позднее на штурмовики начали устанавливать более совершенные Р-195 с увеличенной до 4300 кгс тягой. Двигатели Р-195 долгое время были секретными, в частности, в представленном на авиасалоне во Франции в 1989 году самолёте Т-8-15 двигатели Р-195 были заменены на Р-95Ш. Конструкция была усилена по сравнению с прототипом Р-13. Двигатель выдерживает прямое попадание 23-мм снаряда и сохраняет работоспособность при многочисленных менее серьёзных боевых повреждениях. Так же было снижено инфракрасное излучение, что делает самолёт менее уязвимым для ракет с ИК-головками самонаведения.

Двигатели Р-95 и Р-195 были признаны самыми надёжными в своём классе. Особое внимание уделено живучести конструкции и экранированию систем с тем расчётом, чтобы одним попаданием средств поражения нельзя было вывести из строя оба двигателя. При выводе из строя одного двигателя самолёт может продолжать полёт на другом.
Основным топливом для двигателей является авиационный керосин. Двигатели обеспечиваются топливом из 4 встроенных топливных баков (2 в фюзеляже, по одному в каждом из полукрыльев) с общим объёмом до 3660 литров, также возможна подвеска до 2 подвесных топливных баков (ПТБ-800) ёмкостью по 840 литров каждый. Таким образом, общий объём топливных баков может составлять до 5300 литров.

Защищённость, система жизнеобеспечения и спасения

Су-25 является в целом высокозащищённым самолётом, на системы обеспечения боевой живучести приходится 7,2 % нормальной взлётной массы или 1050 кг. Жизненно важные системы штурмовика дублируются и экранируются менее важными. Особое внимание уделено защите критически важных узлов и элементов - кабины пилота и топливной системы.
Кабина пилота выполняется сварной из авиационной титановой брони АБВТ-20. Толщины бронеплит составляют от 10 до 24 мм. Лобовое остекление обеспечивает противопульную защиту и представляет собой стеклоблок толщиной 55 мм. Сзади пилот защищён стальной бронеспинкой толщиной 6 мм. Пилот практически полностью защищён от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям - калибром до 30 мм.
Спасение пилота при критическом поражении самолёта обеспечивается катапультным креслом К-36Л, обеспечивающем спасение пилота на всех режимах, скоростях и высотах полёта. Перед катапультированием фонарь кабины сбрасывается. Управление катапультированием осуществляется вручную с помощью управляющих ручек, за которые необходимо потянуть обеими руками.

Вооружение Су-25

Су-25 оснащается мощным комплексом вооружения - авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего на штурмовик может устанавливаться 32 вида вооружений. Самолёт обладает встроенной 2-ствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2, остальное вооружение размещается на самолёте в зависимости от типа решаемых задач. Самолёт обладает 10 точками подвеса дополнительного вооружения и грузов (по 5 под каждым полукрылом). Для подвеса вооружений «воздух-поверхность» используются пилоны БДЗ-25, а для подвески УР «воздух-воздух» - авиационные пусковые устройства АПУ-60.

Артиллерийское вооружение

Штурмовик вооружён встроенной пушечной установкой ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2 (индекс ГРАУ 9А623), выполненной по схеме Гаста. Авиапушка предназначена для поражения бронетехники, открыто расположенной живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях. Пушка является относительно компактной для орудий такой скорострельности и калибра: длина ствола составляет 1,5 м, а её масса без боезапаса 105 кг. ГШ-30-2 закреплена неподвижно относительно планера, наведение осуществляется маневрированием самолёта. Питание пушки - ленточное. Управление стрельбой - с помощью электровоспламенения, с использованием постоянного тока напряжением 27 вольт. Полный боезапас составляет 250 снарядов, причём авиапушка может израсходовать боезапас одной непрерывной очередью. Ствол позволяет сделать до 4000 выстрелов без ухудшения характеристик. Начальная скорость снаряда 900 м/с. Темп стрельбы авиапушки составляет 3000 выстрелов в минуту.
Пушка может вести огонь следующими типами боеприпасов:
— Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФЗ-30,
— Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд ОФЗТ-30,
— Бронебойно-разрывной снаряд БР-30,
— Многоэлементный снаряд МЭ-30.
Также возможна установка на штурмовик дополнительного артиллерийского вооружения в виде подвесных пушечных контейнеров СППУ-22-1, каждый из которых оснащён двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23, выполненной по схеме Гаста. Боекомплект каждого пушечного контейнера составляет 260 снарядов. На самолёт может быть установлено до 4 подобных контейнеров.

Неуправляемые авиабомбы

В базовом варианте Су-25 может применять следующие неуправляемые авиабомбы:
ФАБ-100 одна или четыре бомбы (с использованием МБД2-67У) на пилоне
ФАБ-250 одна бомба на пилоне
ФАБ-500 одна бомба на пилоне
САБ-100
БетАБ-500
БетАБ-500ШП
РБК-250
РРБК-500
КМГУ-2
ЗБ-500
ОДАБ-500П

Неуправляемое ракетное оружие
Су-25 способен использовать блоки НАР со следующими ракетами с различными БЧ:
С-5
С-8
С-13
НАР по одной на подвеске:
С-24Б
С-25

Высокоточные бомбы и ракеты

Для применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» Су-25 (а также Су-17М4) оснащён лазерным дальномером-целеуказателем (ЛД) «Клен-ПС». После захвата цели и пуска ракеты пилот должен подсвечивать цель до её поражения. Из-за расположения ЛД в носовой части самолёта угол обзора направлен в переднюю полусферу, а не в нижнюю, поэтому в базовой модификации Су-25 не использует управляемые авиабомбы. Управляемые ракеты:
С-25Л
Х-25МЛ
Х-29Л

Оружие «воздух-воздух»

Для самозащиты и борьбы с вертолётами штурмовик оснащается двумя управляемыми ракетами Р-60 малого радиуса действия с инфракрасными головками самонаведения. Ракеты крепятся к авиационным пусковым устройствам АПУ-60, расположенным под крылом.
Поскольку ракеты Р-60 сняты с производства, а сроки их хранения подходят к концу, то при модернизации самолётов Су-25 ВВС России в версию Су-25СМ и Су-25СМ(3) пилоны, предназначенные для пусковых устройств АПУ-60, демонтируются. На модернизированных штурмовиках Су-25СМ применяется ракета Р-73, пусковое устройство которой подвешивается на крайние держатели БДЗ-25.

Навигационное и вспомогательное оборудование

— БКО «Талисман» - бортовой комплекс обороны для индивидуальной защиты боевых самолетов от управляемого ракетного оружия.

Модификации Су-25

Су-25 — Боевой одноместный штурмовик.

Су-25К — Коммерческий - экспортный вариант Су-25. В период 1984-1989 построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта

Су-25Т — Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, в гаргроте на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.

Су-25УБ — Учебно-боевой двухместный штурмовик.

Су-25СМ — Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Обновлена авионика, добавлен ИЛС и МФД.

Су-25СМ3 — Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Добавлена системой спутниковой навигации ГЛОНАСС (GPS) с возможностью программирования конечной точки с точностью до десяти метров, позволяет автономно действовать летчику при «нулевой» видимости. Оснащается подсистемой СВП-24-25 (он же «Гефест»). СВП-24 создана для Су-24М, но адаптирована для Ту-22М3 (СВП-24-22) и Су-25 (СВП-24-25)). СВП-24 позволяет повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия.

Су-25КМ — Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.

Су-28 — Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.

Су-25УТГ — Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.

Су-39 — Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.

Су-25УБМ — Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. В самолёте реализованы все наработки предыдущих модификаций. Основой для нового самолёта стал двухместный Су-25УБ. Радиоэлектронное оборудование пополнено комплексом бортового оборудования «Барс-2», а также планировалось дополнить РЛС «Копьё» (на прототипе РЛС отсутствует). Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы. Причём в последнем случае Су-25УБМ сможет проводить разведку, наведение и координацию действий своих одноместных собратьев, превращаясь в воздушный командный пункт. Первый полёт новый самолёт совершил 6 декабря 2008 года в подмосковной Кубинке. В настоящее время завершён первый этап ГСИ самолёта в 2011 году. Впервые самолет будет оборудован мощной системой РТР и РЭБ, а также комплексом БКО

Боевое применение Су-25

Афганская война (1979-1989)
Весной 1980 года четыре Су-25 проходили в Афганистане боевую оценку, показав полное превосходство над своим конкурентом Як-38. С середины 1981 года в Афганской войне принимала участие одна эскадрилья Су-25, в 1984 году увеличенная до авиаполка. Боевые действия выявили высокую живучесть и манёвренность штурмовика. Относительно невысокая скорость полёта позволяла ему наносить очень точные удары, чего были лишены истребители-бомбардировщики. В Афганистане Су-25 получил своё прозвище «Грач», став самым известным самолётом этой войны. После появления у моджахедов ПЗРК «Стингер» в 1987 году штурмовик подвергся модернизации с целью увеличения живучести.
Одним из пилотов «Грачей» в Афганистане был Александр Руцкой, будущий вице-президент Российской Федерации. За время участия в боевых действиях он дважды был сбит - в апреле 1986 года огнём с земли и в августе 1988 года пакистанским истребителем F-16.
Су-25 показал в Афганистане высокую живучесть. В среднем на каждый сбитый Су-25 приходилось по 80-90 боевых повреждений, были описаны случаи, когда на базу возвращались самолёты со 150 пробоинами. Ряд источников говорит о потере в Афганистане 23 штурмовиков Су-25 и 8 пилотов, при этом отмечается, что не было ни одного случая потери самолёта из-за взрыва топливных баков или гибели пилота (хотя есть предположение, что самолёт ст. лейтенанта Шумихина был потерян в результате поражения пилота огнём с земли). Исследователь Виктор Марковский считает эти данные неполными и, ссылаясь на документы ВВС 40-й Армии и КП ВВС ТуркВО, сообщает о потере 33 штурмовиков и 12 пилотов, указывая, что при этой оценке он не учитывал несколько самолётов, списанных из-за боевых и небоевых повреждений. В книгах Марковского и Ильдара Бедретдинова, а также в некоторых других источниках можно найти описание обстоятельств потери в Афганистане по крайней мере 34 штурмовиков (в том числе 24 в воздухе и 10 на земле) и имена 12 погибших пилотов Су-25.

Ирано-иракская война (1980-1988)
Штурмовики поступили на вооружение ВВС Ирака во второй половине 1980-х годов. По одним данным, они применялись в войне очень интенсивно, по другим - выполнили буквально несколько боевых вылетов. Об эффективности их применения и возможных потерях ничего не известно.

Война в Персидском заливе (1991)
Иракские Су-25 не совершали боевых вылетов в ходе этой войны, но понесли боевые потери. Семь самолётов перелетели в Иран, где были включены в состав местных ВВС, ещё два были сбиты американскими истребителями F-15 во время попытки перелёта и некоторое число уничтожено авиацией международной коалиции на земле. Всего Ирак потерял 31.

Гражданская война в Таджикистане (1992-1997)
В ходе конфликта действовали Су-25 ВВС России и Узбекистана.

Абхазская война (1992-1993)
Грузия применяла в войне свои Су-25. Несколько самолётов было сбито абхазской ПВО. Известен по крайней мере один случай участия в войне Су-25 ВВС России.

Карабахская война (1991-1994)
Су-25 стал первым боевым самолётом, принявшим участие в Карабахской войне. В апреле 1992 года пилот ВВС России азербайджанского происхождения Вагиф Курбанов угнал свой штурмовик в Азербайджан и совершал на нём боевые вылеты, пока не был сбит. Позднее Азербайджан получил ещё несколько самолётов. К концу войны своими Су-25 располагала и армянская сторона. В целом в ходе войны Азейрбайджан потерял 7 Су-25, Армения — 1.

Первая чеченская война (1994-1996)
Су-25 был основным боевым самолётом, использовавшимся ВВС России в боевых действиях в Чечне. В самом начале боевых действий штурмовики этого типа уничтожили на земле всю чеченскую авиацию. Наиболее интенсивно Су-25 действовали зимой и весной 1995 года; в дальнейшем авиация применялась эпизодически в силу характера войны после июньского перемирия. Штурмовики вновь подтвердили свою высокую эффективность. Боевые потери составили 5 самолётов (четыре сбиты и один списан из-за боевых повреждений). Несмотря на высокую боевую живучесть Су-25, один из штурмовиков был потерян в результате гибели пилота от огня противника из крупнокалиберного станкового пулемёта ДШК - пули пробили небронированное боковое стекло фонаря кабины.

Война в Конго (1997-2002)
8 штурмовиков были закуплены Демократической Республикой Конго в 1999 году. Из-за отсутствия в национальных ВВС подготовленных лётчиков все боевые вылеты совершались наёмными пилотами из России, Украины и Белоруссии.

Эфиопо-эритрейский конфликт (1998-2000)
Обе стороны располагали Су-25 к началу третьего раунда боевых действий (май-июнь 2000 года). Отмечено применение эфиопскими штурмовиками управляемых ракет Х-25 и Х-29.

Вторая чеченская война (1999-2000)
Как и в первой войне, Су-25 активно использовались для оказания непосредственной авиационной поддержки наземным подразделениям федеральных сил и совершали вылеты на «свободную охоту». Интенсивность действий авиации резко снизилась после завершения основной фазы боевых действий весной 2000 года. К середине 2001 года было потеряно 6 штурмовиков.

Конфликт в Македонии (2001)
Непосредственно в ходе боевых действий ВВС Македонии получили от Украины несколько Су-25 и использовали их для ударов по позициям албанских боевиков.

Французско-Ивуарский конфликт (2004)
Днем 6 ноября самолёт Су-25, принадлежащий Ивуарским ВВС, атаковал позиции французского миротворческого контингента, в результате чего 9 миротворцев были убиты, 31 ранен. Также погиб 1 американский гражданин. Через несколько часов французская авиация совершила ответный налёт на аэропорт Ямусукро и уничтожила на земле оба имевшихся у Кот-д’Ивуара Су-25.

Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
Штурмовики активно применялись ВВС России и Грузии. В ходе конфликта официально подтверждённые потери ВВС России в боевых действиях составили три Су-25, ещё четыре были серьёзно повреждены, что значительно превысило потери и повреждения остальных типов применённых самолётов. Южноосетинской и российской сторонами в разное время было заявлено об уничтожении ряда грузинских самолётов (см. подробнее).
В войне были применены Су-25СМ, но так как на этих самолетах отсутствовала система РЭБ, они часто попадали под огонь противника. Устаревший прицельный комплекс не позволяет самолету работать в плохих метеоусловиях, а также применять ракеты Х-25/29 ночью, в основном штурмовик использует НАР и авиабомбы.

Дарфурский конфликт (с 2003)
По данным международной организации Amnesty International, Судан неоднократно применял Су-25 для атак на военные и гражданские объекты в Дарфуре. Самолёты были поставлены из Белоруссии в 2008-2010 годах; согласно условиям эмбарго, наложенного на Судан Организацией Объединённых Наций, поставляемое в страну оружие не должно использоваться в боевых действиях в Дарфуре.

Вооружённый конфликт на востоке Украины (с 2014)
В 2014 году штурмовики Су-25 ограниченно применялись в составе ВВС Украины в ходе вооружённого конфликта на востоке Украины. По состоянию на 1 ноября 2015 года, подтвержденные украинской стороной потери самолётов этого типа составили: уничтоженными в результате боевых действий - 5 единиц, повреждёнными - 1 единица.

Вооружённый конфликт на севере Ирака (2014)
Закупленные Ираком у России и доставленные в конце июня 2014 года Су-25, совершили первые боевые вылеты 25 декабря в небе над окрестностями иракского города Тикрит в провинции Салах-эд-Дин, обратив в бегство боевиков экстремистской организации «Исламское государство».

Военная операция России в Сирии (2015)
с 30 сентября 2015 года самолёты Су-25СМ используются в составе смешанной авиагруппы ВКС России в Сирии в рамках оказания помощи в операциях против террористической организации ИГИЛ.

Другие конфликты
18 июля 2000 года перуанский Су-25 сбил самолёт, перевозящий наркотики.

Тактико-технические характеристики Су-25К

Экипаж: 1 пилот

Габаритные размеры Су-25
Длина: 15,36 м (с ПВД); Размах крыла: 14,36 м; Высота: 4,8 м; Площадь крыла: 30,1 м²; База шасси: 3,57 м; Колея шасси: 2,51 м
Масса пустого: 9315 кг
Масса снаряжённого: 11 600 кг
Нормальная взлётная масса: 14 600 кг
Максимальная взлётная масса: 17 600 кг
Масса топлива во внутренних баках: 3000 кг
Силовая установка: 2 × ТРД Р-95Ш
Тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН)
Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
Крейсерская скорость: 750 км/ч
Практическая дальность (с норм. боевой нагрузкой):
на высоте без ПТБ 640 км; у земли без ПТБ 495 км
Перегоночная дальность: 1950 км
Практический потолок: 7000 м
Максимальная высота боевого применения: 5000 м
Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1000 кг)
Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе)
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5g
с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2g
Авионика
Лазерная станция подсвета: «Клён-ПС»
Спутниковая система навигации ГЛОНАСС (для Су-25СМ)

Поврежденные Су-25 ракетами ПЗРК в грузино-осетинском конфликте в 2008 году

Фото Су-25

Су-25Т, Су-25ТМ — противотанковые варианты

Су-25УБ — двухместный учебно-боевой вариант

Су-25УТГ — двухместный самолет морского базирования

Пуск ракет Су-25

Кабина пилотов Су-25СМ



Это интересно

Статья об истории создания, боевом применении модификациях уникального советского боевого самолёта - штурмовика Су-25 «Грач».

История создания штурмовика СУ-25 Грач

После принятия партийным и армейским руководством СССР в 1956 году волевого решения о расформировании подразделений штурмовой авиации в ВВС не осталось самолёта, способного совершать то, что делали во время войны знаменитые «летающие танки» Ил-2, - осуществлять огневую поддержку наступательных действий пехоты и тяжёлой техники.

Все последующие попытки приспособить по этому назначению истребители и бомбардировщики оказались неудачными. Опыт войн в Корее, Вьетнаме и Египте показал, что новый самолёт поля боя жизненно необходим.

Инициаторами создания нового самолёта стали преподаватели Военно-воздушной академии.

В конце 60-х годов ХХ века в конструкторских бюро военной авиации начались разработки эскизных проектов специализированного дозвукового истребителя с высокой степенью защиты от воздушных и наземных ракетных атак ПВО противника.

Всё это время в КБ П. О. Сухого не прекращали работы над основными техническими параметрами проекта боевого самолёта. Работы велись, не привлекая внимания большого начальства. Вполне естественно, что конкурс выиграл самолёт марки «Су».


Прежде всего, необходимо было дать ответ на вопрос: как поведёт себя новый самолёт в ближнем бою, при непосредственной опасности быть атакованным мощным оружием противника.

Сотни макетов различных систем и частей самолёта прошли испытания в ходе проектных работ. Их тематика была необычайно обширной. Испытания опытного самолёта под маркировкой Т8 начались 1975 году.

в этом году начались испытания опытного самолёта под маркировкой Т8

Пять лет ушло у конструкторов на доводку машины и подбор вооружения. Можно сказать, что самолёту необычайно повезло. Госприёмку вместо высокой комиссии сделала война. Штурмовик СУ-25 блестяще проявил свои боевые качества в ходе различных военных конфликтов.

Тактико-технические характеристики СУ-25 (ТТХ)

Длина, м 15,36
Высота, м 4,8
Размах крыльев, м 14,36
Площадь крыла, м 2 30,1
Размер разбега/пробега, м:

бетонная полоса

грунтовая полоса

Тяговооружённость, норм./макс.
Вес без нагрузки, т 9,15
Взлётная масса, т:

нормальная

максимальная

Масса брони, т:

топливная система

0,595
Протектор, т 0,016
Суммарная масса средств боеживучести самолёта, т 1,05
Масса топлива в баках, л, без ПТБ/с двумя ПТБ 3660/5340
Максимальная перегрузка +6,5 g
Скорость, км/ч:

крейсерская

максимальная

посадочная

Высота полета, км 10
Боевое применение на высоте, км до 5
Экипаж, чел 1 (2)

Конструкция

Так как штурмовик должен нести в полёте значительную бомбовую нагрузку, была выбрана схема высокоплана. Крылья трапециевидные, для повышения маневренности машины снабжены механизацией (закрылки, элероны, предкрылки, тормозные щитки). Основные системы управления самолётом дублированы.

Для обеспечения живучести при прямых попаданиях самолёт снабжён броневой защитой основных систем. Кабину лётчика прикрывает броня на основе титана. Её толщина достигает 30 мм. Броня способна защитить пилота от попадания снарядов калибром до 12 мм. Верх кабины накрыт броневым стеклом.

Кабину лётчика прикрывает броня на основе титана.

Самолёт имеет один киль. При посадке для эффективного гашения скорости применяется тормозной парашют. Для экстренного покидания в кабине установлено катапультируемое кресло К-36Л. С его помощью пилот может покинуть самолёт как в воздухе на максимальной скорости, так и при взлёте/посадке. Шасси Су-25 - трёхопорное, усиленное.

Для защиты от ракетного нападения на машину установлен БКО «Талисман». В последних модификациях (СМ-СМ3) навигация осуществляется через спутник. Для определения расстояния до объекта применяется лазерный комплекс «Клён-ПС».

Двигатели

Силовая установка Су-25 комплектуется двумя ТРД Р-95 без форсажных камер. На ранние версии самолёта устанавливались Р-95Ш (тяга - 4100 кгс, расход топлива - 1,28 кг/кгс*час). Сопло двигателя не регулируется. Воздухозаборник имеет косую форму.

Для обеспечения силовой установки керосином на самолёте установлено 4 основных бака (2 внутри фюзеляжа, 2 - в полукрыльях), и 2 подвесных. Максимальное количество топлива на борту - 5340 л.


В конце восьмидесятых годов прошлого века в серию пошли Су-25, снабжённые двигателями Р-195 с тягой 4300 кгс. ТРД продолжает работать после попадания снаряда калибром до 23 мм. Доработки потребовались из-за частых массированных обстрелов с применением зенитных установок ЗУ-23.

Кроме того, двигатель сделали менее подверженным попаданиям ракет с ИК-головками наведения.

Критически важно, что конструкторам удалось добиться возможности полёта и посадки при одном работающем двигателе.

Боевой радиус действия «Грача»

О том, сколько составляет предельная дальность полёта Су-25, можно судить по данным приведённой ниже таблицы. В ней учтены особенности полёта без дополнительного топлива и с подвесными баками, на высоте и возле земли.

Скорость СУ-25 во время взлета составляет 60 м/с. При перегонке дальность полёта - 1950 км. При обычной боезагрузке на скорости 555 км/ч штурмовик способен заложить вираж глубиной (радиусом) 680 м.

Штурмовик оборудован скорострельной пушкой ГШ-30-2 с боезапасом 250 шт. На 10 внешних подвесных узлах может размещаться самое разнообразное ракетно-бомбовое вооружение:

  • Ракеты (управляемые и неуправляемые);
  • Бомбы (корректируемые и свободного падения);
  • Контейнеры для снарядов (ГШ-23 или ГШ-30).

Пуск ракет производится с пилонов БДЗ-25, сброс авиабомб - при помощи пусковых устройств АПУ-60.

Модификации

За 35 лет эксплуатации было выпущено несколько различных модификаций самолёта. Коротко остановимся на фото и характеристиках наиболее известных:


Двухместный вариант Су-25 выпускается для осуществления обучения курсантов лётных училищ и переподготовки лётчиков строевых частей ВВС. Машина имеет минимальные отличия от серийного Су-25:

Кабина – двухместная, для чего в средней и передней части фюзеляжа переработана конструкция планера и фонаря.

Уменьшено количество закачиваемого топлива.

Продублирована сигнализация, система кондиционирования и основные элементы управления.

Установлено два катапультируемых кресла К-36Л.

УБМ от УБ отличается установкой нового ПНК «Барс». Боевой радиус самолёта – 300км. Количество узлов подвески – 10. Боевая нагрузка — 4,4 т.

Продавался на экспорт в варианте УБК

Учебно-тренировочный самолёт взамен L-39 чехословацкого производства (1987 г.). С планера демонтированы все боевые системы. В нос самолёта вмонтирован балласт (Су-28М). Экипаж — 2 человека.

Серийно не выпускался

Модификация, созданная для отработки корабельных взлётов/посадок. Оборудован аэрофинишёром

Усовершенствованный противотанковый вариант Су-25.

В гаргрот вместо кресла второго пилота установлен усовершенствованный радиоэлектронный комплекс (И-251 «Шквал»).

Кабина пилота герметизирован.

Изменена номенклатура используемых боеприпасов.

Поставлялся на экспорт

Всепогодный вариант штурмовика. Усовершенствовано навигационное оборудование. Тактико-технические характеристики штурмовика СУ-25 и вооружение самолета соответствуют серийному Су-25

Наиболее усовершенствованный вариант серийного самолёта.

Установлена система ГЛОНАСС. Лётчик может действовать, если видимость из кабины штурмовика близка к нулю.

Произведено обновление бортового радио-электронного оборудования.

Произведено оснащение ПНК СВП-25-25 (повышает уровень точности бомбометания)

Кроме описанных выше модификаций производились малыми сериями самолёты Су-25М, Су-25УБМ, Су-25БМ.

На вооружении

Официальные данные свидетельствуют о том, что на вооружении армий 22 стран мира состоят 472 единицы различных модификаций Су-25. Это страны бывшего СССР (7 стран), Восточной Европы (1), Африки (10), Азии (3)и Южной Америки (1). По данным на конец 2016 года сняты с вооружения 54 самолёта в семи странах Европы.

В составе российских военно-воздушных силах на Су-25 летают пилоты штурмовых и истребительных 7 авиагрупп и соединений:

  • 37, 266, 279, 368 и 960 авиаполки ВВС РФ;
  • авиагруппа 3-го командования;
  • Липецкий ЦБП.

Количество Су-25 в боевых соединениях ВВС РФ - около 200 единиц.

Аварии и катастрофы на Су-25

Пилоты на штурмовиках Су-25 различных модификаций часто становились участниками аварийных ситуаций. Вот несколько наиболее известных случаев, происшедших в военно-воздушных силах России:

  • 09.06.2000 г. Пилот 368 ШАП ВВС РФ, капитан А.Морозов погиб при катапультировании, отводя падающий самолёт от жилых домов поселка Башанта (Ставропольский край). Возможная причина аварии - отказ двигателя.
  • 14.06.2001 г. Близ Итум-Кали (Чеченская республика) из-за плохих погодных условий произошло столкновение пары Су-25 с горами на высоте более двух километров. Погибли оба пилота - подполковник Ю.Якименко и капитан А.Подсидков.
  • 20.03.2008 г. В Приморском крае во время учений из-за попадания ракеты, выпущенной с ведомого самолёта, потерпел катастрофу Су-25 187 ГШАП ВВС РФ. Погиб пилот - подполковник С.Яковенко.
  • 23.09.2013 г. Выполняя тренировочный полёт в Краснодарском крае Су-25СМ потерял управление. Пилот погиб при катапультировании.
  • 29.02.2016 г. Су-25 упал в безлюдном районе Ставропольского края при выполнении тренировочного полёта. Пилот, майор А.Курикалов, погиб при катапультировании.
  • 03.02.2018 г. Ракетой сбит Су-25 контингента ВКС РФ в Сирии. Пилот, майор Р.Филипов, катапультировался и погиб, отстреливаясь в бою с террористами группировки «Джебхат ан Нусра». За мужество и героизм удостоен звания Героя России.

Боевое применение Су-25

За тридцать лет жизни Су-25, боевое применение штурмовика состоялось: во время афганского конфликта, первой и второй войны в Чечне. В настоящее время пилоты громят басмачей в Сирии. В Афганистан самолёт прилетел «с колёс» - с государственных испытаний.

За прекрасные летные характеристики СУ-25, его внешнее сходство с птицей и исключительную живучесть, фронтовой штурмовик стали звать «Грачом».

За прекрасные летные характеристики СУ-25, штурмовик стали звать «Грачом».

В течение нескольких лет он наводил ужас на моджахедов, прикрывая автоколонны с топливом и продовольствием - помощь Советского Союза народу Афганистана. Расклад сил изменился, когда в руках у моджахедов появились «Стингеры». Потребовалась доработка броневой защиты для повышения живучести машины.

Было подсчитано, что сбитым Су-25 наносилось до 90 повреждений, прежде чем самолёт терял способность лететь. Бывало, что и свыше ста попаданий различных снарядов не могли уничтожить самолёт и экипаж.

Усовершенствованные версии Су-25 внесли весомый вклад в результаты боевых действий во многих вооруженных конфликтах: в Персидском заливе, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Чечне, Эфиопии, Южной Осетии, Конго, и многих других.


Биография самолёта пополнилась новыми подтверждениями того, что развивать Су-25 нет смысла. Нужно менять его, вводя в строй более совершенный и хорошо вооружённый штурмовик. В Сирии, как уже отмечалось выше, был сбит один Су-25. Сбит ракетой предположительно американского или советского производства.

Это показало, что летать ближе 10 км от точки выстрела ПЗРК нельзя. Это так называемая «опасная зона» для Су-25, так как его подвесное ракетное оружие в большинстве уже устарело. Оборудование РЭБ «Витебск», установленное на модификации СМ3, не даёт стопроцентной гарантии, что самолёт не собьют.

  • Шасси полностью приспособлено к взлёту и посадке на любых типах полос. Предполагалось, что полноценный военный штурмовой самолёт не должен зависеть от наличия аэродрома с бетонной ВПП.
  • Штурмовик можно заправлять бензином и дизельным топливом при отсутствии авиационного керосина.
  • На одной из стадий проектирования конструкторы высказывали идею оснащения фюзеляжа подвесным контейнером для перевозки дополнительного оборудования и… авиационного техника.
  • За время боевого применения Су-25 принимал участие в 18 войнах и вооружённых конфликтах на трёх континентах.

18 войн:в стольких воинах, за время боевого применения Су-25 принимал участие

Высокий уровень аварийности устаревших штурмовиков Су-25 и истребителей-бомбардировщиков Су-24 вынуждает руководство ВВС производить их замену более современными Су-34. Сравнение явно не в пользу Су-25.

Уже упомянутая модификация Су-39 может дольше других продержаться в строю, так как хорошо зарекомендовал себя в борьбе с беспилотными летательными аппаратами. Его отличительная особенность - способность двигаться на минимальной скорости без сваливания в штопор, и атаковать БПЛА в любой удобный момент. Все последние модернизации (СМ, СМ2, СМ3) лишь ненадолго продлевают срок службы легендарного «самолёта поля боя» - штурмовика Су-25.

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 февраля 2018 года в Минобороны РФ сообщили, что при выполнении облета зоны деэскалации "Идлиб" в Сирии потерпел крушение штурмовик Су-25 Воздушно-космических сил (ВКС) России. Летчик успел доложить о катапультировании в районе, подконтрольном боевикам террористической организации "Джебхат ан-Нусра" (запрещена в РФ). При ведении боя с террористами пилот погиб. По предварительной информации российского военного ведомства, самолет был сбит из переносного зенитно-ракетного комплекса.

В Минобороны уточнили, что российским Центром примирения враждующих сторон в Сирии совместно с турецкой стороной, ответственной за зону деэскалации "Идлиб", принимаются меры по возвращению тела летчика.

Су-25 (по классификации НАТО - Frogfoot) - бронированный дозвуковой всепогодный турбореактивный штурмовик. Предназначен для поддержки сухопутных войск над полем боя, уничтожения наземных объектов и малоскоростных воздушных целей. Разработан в первой половине 1970-х годах в опытном конструкторском бюро (ОКБ) П.О. Сухого (Москва). Генеральный конструктор - Павел Сухой, главный конструктор - Олег Самойлович. Рабочий шифр самолета - Т-8.

Опытный образец впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года, его пилотировал заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин. Самолет серийно строился на Тбилисском (1978-2008 годы), а также Улан-Удэнском авиационных заводах (1978 год - н. в.). Всего предприятиями выпущено более 1 тыс. 300 машин этого типа. В ВВС СССР находился в эксплуатации с 1981 года, официально был принят на вооружение только в 1987 году Минобороны России планирует использовать самолет в модернизированных вариантах Су-25СМ и Су-25СМ3 как минимум до 2020 года.

Летно-технические характеристики

Экипаж - 1 человек (2 в учебных модификациях). Аэродинамическая схема самолета - двухдвигательный высокоплан с трапециевидным крылом, однокилевым хвостовым оперением и трехопорным убираемым шасси с носовым колесом. Бесфорсажные турбореактивные двигатели размещаются в мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Кабина пилота и двигательные отсеки бронированы. Длина Су-25 - 15,53 м, высота - 4,8 м, размах крыла - 14,36 м. Максимальная взлетная масса - 16 тыс. 500 кг., максимальная боевая нагрузка - 4 тыс. 340 кг. Радиус действия с боевой нагрузкой 2 т - 400 км (у земли) и 700 км (на высоте). Максимальная дальность полета с максимальной боевой нагрузкой - 1 тыс. 250 км, практический потолок - 7 тыс. м.

Вооружение

Двухствольная пушка калибра 30 мм (боезапас 250 снарядов), на 10 точках подвески могут размещаться управляемые ракеты типа "воздух-поверхность" или "воздух- воздух", неуправляемые ракеты, авиационные бомбы, также штурмовик может нести стрелково-пушечные контейнеры с двухствольным пушками калибра 23 мм (боезапас 260 снарядов).

Модификации

Су-25 - базовый серийный; Су-25К ("коммерческий") - экспортный вариант базового; Су-25УБ и Су-25УБК - двухместные учебно-боевые; Су-25УТ и Су-28 - двухместные учебные; Су-25Т (Су-39), Су-25ТМ, Су-25ТК - противотанковые штурмовики; Су-25БМ - буксировщик мишеней; Су-25УТГ - учебно-тренировочный самолет для отработки посадки с использованием наземных и палубных аэрофинишеров (эксплуатируется Морской авиацией ВМФ России); Су-25КМ "Скорпион"- модернизация для ВВС Грузии, выполненная совместно с Израилем.

Боевой опыт

Су-25 в разное время состояли на вооружении порядка 30 государств, в настоящее время этими самолетами располагают армии РФ, Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Азербайджана, Армении, Анголы, Ирака, Ирана, КНДР, Перу, Чада и др. Применялись в ходе военных действий в Афганистане (1981-1989 год), ирано-иракской войне (1985-1988 год), войне в Персидском заливе (1990-1991 год), вооруженных конфликтах на территории Таджикистана (1992-1997 год), Абхазии (1992-1993 год), Нагорного Карабаха (1991-1994 год), Чеченской Республики (1994-1996 год, контртеррористическая операция 1999-2009 год), ДР Конго (1998-2000 год), Македонии (2001 год), Южной Осетии (2008 год), на Украине (в 2014 году), на севере Ирака (с 2014 года), в Сирии (с 2015 года).

Аварии и катастрофы

Точное число серьезных авиационных происшествий с участием Су-25 неизвестно. В открытых источниках приводится информация о 12 катастрофах самолетов этого типа (исключая боевые потери) в СССР и РФ, в результате которых погибли в общей сложности 13 человек.

Штурмовик Су-25 разбился во вторник в Новогрудском районе Белоруссии, пилот погиб, сообщает агентство БЕЛТА со ссылкой на Минобороны республики.

Су-25 "Грач" (по кодификации НАТО: Frogfoot) - бронированный дозвуковой самолет-штурмовик , предназначен для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам в ходе боевых действий днем и ночью при визуальной видимости цели, а также для круглосуточного поражения объектов с известными координатами в любых метеорологических условиях.

Работы по созданию штурмовика Су-25 начались в ОКБ Сухого в 1968 году.

Постройка опытного самолета Т8-1 была завершена в ноябре 1974 года, первый полет выполнен 22 февраля 1975 года. Заводские испытания двух опытных самолетов Су-25 продолжались до октября 1976 года, после чего машины были поставлены на доработку.

С 1978 года начались государственные испытания самолета, которые продолжались до 1980 года.

Официально принят на вооружение постановлением правительства от 31 марта 1987 года. К этому времени самолет уже 8 лет выпускался серийно, из них 6 лет эксплуатировался в строю и участвовал в боевых действиях в Афганистане .

Летно-технические характеристики Су-25

Габариты:

длина - 15,53 м

высота - 4,8 м

размах крыла - 14,36 м

площадь крыла - 30,1 кв. м

Масса:

пустого - 9315 кг

взлетная нормальная - 14600 кг

взлетная максимальная - 17533 кг

нормальная - 1400 кг

максимальная - 4400 кг

Скорость:

максимальная у земли - 970 км/ч

крейсерская - 750 км/ч

посадочная - 210 км/ч

Дальность полета максимальная:

у земли - 750 км

на высоте - 1250 км

Радиус действия - 300 км

Практический потолок - 7000 м

Экипаж - 1 человек

Запас топлива - 3000 кг

Самолет имеет несколько модификаций:

Су-25 - первая серийная модификация штурмовика; Су-25УБ - двухместные учебно-боевые самолеты; Су-25УТ, Су-28 - двухместная учебная версия; Су-25УБК - экспортный вариант самолета Су-25УБ; Су-25УТГ - двухместный самолет для отработки техники посадки с использованием наземных и палубных аэрофинишеров; Су-25БМ - самолет-буксировщик мишеней; Су-25К - экспортный вариант Су-25; Су-25Т - противотанковый штурмовик с новым радиоэлектронным оборудованием и вооружением; Су-25ТК - экспортный вариант Су-25Т; Су-25ТМ, Су-39 - всепогодный противотанковый штурмовик.

Вооружение серийного армейского самолета-штурмовика состоит из средств поражения наземных и воздушных целей и системы управления оружием (СУО), обеспечивающей надежное поражение различными способами в условиях их визуальной видимости.

Самолет имеет 10 узлов подвески, расположенных под крылом, на восьми из них, рассчитанных на погрузку 500 кг, он несет различное вооружение следующих типов: бомбардированное; управляемое ракетное; неуправляемое ракетное; пушечное (артиллерийское), а на двух остальных - управляемые ракеты (УР) воздух-воздух для ближнего боя. Всего на самолет может быть установлено 32 вида оружия, в том числе высокоточное.
Су-25 рассчитан на эксплуатацию минимально подготовленным летным и наземным составом. Время подготовки самолета к вылету незначительно.

Специальный аэромобильный комплекс наземного обслуживания АМК-8 обеспечивает автономное базирование штурмовика на ограниченно оборудованных грунтовых аэродромах.

Серийный выпуск Су-25 был завершен в 1992 году и, по данным западных экспертов, составил приблизительно 700 самолетов всех модификаций.
Одноместные штурмовики (Су-25, Су-25БМ и Су-25Т/ТМ) производились на авиазаводе в Тбилиси, двухместные (Су-25УБ и Су-25УТГ) - в Улан-Удэ.
В настоящее время различные варианты Су-25 находятся на вооружении ВВС России, Украины, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Чехии, Словакии, Болгарии, Анголы, Афганистана, КНДР и Ирака и др.

До 2020 года в войска должен начать поступать новый самолет-штурмовик с двойным управлением на базе Су-25. Он будет рассчитан на двух летчиков: штурмана и оператора.

Перспективная машина должна прийти на смену Су-25СМ, который, в свою очередь, явился результатом глубокой модернизацию Су-25.
Су-25СМ от стандартной машины отличает значительно более широкий спектр вооружения. Модернизация коснулась комплексов связи радиолокационного оборудования и прицельно-навигационного комплекса.

В частях ВВС РФ модернизировано свыше 30 штурмовиков Су-25, и до 2020 года .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников