Скорострельная корабельная пушка ак 630. «Палашом» по «Томагавку»: Противоракетный скорострел

Проектирование 30-мм шестиствольной установки было начато по Постановлению № 801-274 от 15.07.1963 г. и тактико-техническому заданию, утвержденному зам. главкома ВМФ 22.02.1963 г. Разработчиком установки и головным по системе назначили ЦКИБ СОО - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор - Кнебельман М.С.), автомата - конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор - Грязев В.П.), радиолокационной системы управления "Вымпел" МР-123 - КБ завода "Топаз" (главный конструктор - Егоров В.П.), гидропривода Д-213 - филиал ЦНИИ-173 (В настоящее время ВНИИ "Сигнал").

Конструкторами КБП Грязевым В.П. и Шипуновым А.Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерной особенностью является непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов, подводимых поочередно из каналов стволов в его газовую камеру, благодаря чему отпадает надобность в дополнительном источнике энергии. Два поршня двигателя, связанные единым штоком, совершая под действием пороховых газов возвратно-поступательное движение, через кривошипно-шатунный механизм и шестеренчатую передачу затыльника обеспечивают вращательное движение блока стволов. За один ход поршней (один выстрел) блок стволов поворачивается на 60 град. Шесть одинаковых затворов, размещенных в продольных пазах центральной звезды, имея принудительное возвратно-поступательное движение, обеспечиваемое замкнутым винтовым копирным устройством, осуществляют досылание патрона, запирание канала ствола, выстрел и экстрактирование гильзы или осечного патрона.

Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность максимально совместить по времени операции перезаряжания и тем самым получить высокий темл стрельбы.

Питание автомата - непрерывное ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин). Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином - А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.

При темпе стрельбы 5000 выстр./мин. серьезной проблемой становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки дистилированной воды или антифриза между кожухом и стволами.

Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов А213 для корабельных сетей питанием 220 В, 400 Гц, и Д213-50 для корабельных сетей 380 В, 50 Гц. Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3-4 т. д.(т.д. - точек дальномера). Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от заливания морской водой и от атмосферных осадков.

Артиллерийский комплекс "А-213-Вымпел-А", являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Система МР-123 "Вымпел" обеспечивает управление одной или одновременно двумя артустановками 30-мм калибра или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками.

В системе ПУС имеется телевизир, обеспечивающий наблюдение за морской целью типа катера пр.205 на дистанции до 7,5 км и воздушной целью типа истребитель МиГ-21 на дистанции до 7 км (в зависимости от погодных условий).

На случай выхода из строя РАС, в системе "Вымпел" предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом. Этот пост управления является основным при расстреле плавающих мин и при стрельбе артустановок А-213, находящихся на десантных кораблях, по открытым береговым целям при высадке десанта.

Артустановка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем артустановки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.

Заводские испытания первых двух образцов А-213 были начаты в конце 1964 года на полигоне завода № 535 и продолжались с перерывами до 30 марта 1966 года. Государственные корабельные испытания АУ А-213 были начаты 18 мая 1971 года в районе Севастополя на экспериментальном катере пр.205ПЭ (заводской № 110). В связи с недостатками системы МР-123 "Вымпел" 20 октября 1971 года испытания были прерваны. После доработки системы "Вымпел" испытания продолжены с 29 марта по 20 сентября 1972 года.

Интересно, что в ходе испытаний на катере, заводской № 110, система "Вымпел" управляла стрельбой как А-213, так и 57мм двухорудийной автоматической установки АК-725.

Вот один из эпизодов испытаний - стрельба 18 августа 1972 года по управляемой воздушной мишени Ла-17М. Огонь по мишени вела только А-213, управляемая системой "Вымпел". АУ АК-725 не стреляла, так как была вне стрельбовых углов. Скорость цели - 230 м/с, высота - 1050 м. Огонь по Ла-17М был открыт на максимальной текущей наклонной дальности, равной 5062 м (упрежденная точка встречи 3800). Было проведено три очереди - 32, 39 и 42 выстрела с перерывами между ними по 3 сек., а на текущей дистанции 2220 м открыт непрерывный огонь и произведено 542 выстрела. Всего стрельба длилась 17 секунд и израсходовано 665 выстрелов. Цель была поражена и упала в море в 10 км от катера.

Стрельба 22 августа 1972. года была менее удачна. По мишени Ла-17М, летящей на высоте 1200 м со скоростью 230 м/с, вели огонь обе установки, управляемые "Вымпелом". Стрельба начата на максимальной текущей наклонной дальности около 5 км (упрежденная точка встречи 3700 м). А-213 сделала две очереди 40 и 44 выстрела с перерывом в 3 сек., а 57-мм АК-725 - 30 выстрелов, после чего пропало бортовое питание катера, и стрельба обеих установок прекратилась. Тем не менее мишень была повреждена, так как перестала слушаться радиокоманд, поэтому стрельба зачтена на "отлично". А мишень добили истребители МиГ-19.

Кроме Ла-17М в качестве мишеней применялись и низколетящие малоразмерные мишени РМ-15.

По результатам испытаний для стрельбы по скоростным воздушным целям в МР-123 был введен режим стрельбы: 4-5 очередей по 20-25 выстрелов каждая с предельной дальности и очередь в 400 выстрелов на дистанции наиболее эффективного поражения, с перерывом между очередями 3-5 секунд.

По результатам испытаний 1972 года комплекс был вновь доработан и снова испытан с 4 июня по 23 августа 1973 года. Официально же А-213 принята на вооружение под индексом АК-630 приказом главкома ВМФ № 05 от 6 января 1976 года.

Как уже отмечалось, АУ АК-630 имела плоский магазин, но в связи с необходимостью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения для обеспечения более рационального размещения АУ на вновь строящихся кораблях был спроектирован круглый магазин. АУ с круглым магазином получила индекс А-213М, все остальные узлы и тактико-технические характеристики ее не изменились по сравнению с А-213.

Опытный образец А-213М прошел заводские и полигонные испытания, по результатам которых А-213М была доработана и в 1972 году запущена в серийное производство.

С 16 ноября по 7 декабря 1979 года на Балтийском море были проведены Государственные корабельные испытания А-213М с ПУС МР-123/176(Модернизированная система МР-123, способная управлять огнем двух АК-630 или одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176). АУ А-213 установили на головном ракетном катере пр.1241-1 (заводской № 401).

Официально А-213М принята на вооружение приказом главкома ВМФ № 0189 от 26.08.1980 г. под названием АК-630М

Серийное производство А-213 (АК-630) и А-213М (АК-630М) велось на заводе № 535 в Туле. В 1969 году было изготовлено 4 штуки, в 1970 году - 12, в 1971 году - 14, в 1972 году - 37 и т. д.

Размещение АУ АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на сорока проектах различных кораблей от авианесущих крейсеров пр. 1143 и атомного крейсера "Киров" до ракетных катеров.

В ходе модернизации эти АУ получили и корабли старой постройки: крейсер пр.68бис "Жданов" , БПК пр.61М и другие.

Эксплуатация корабельных АУ Инструкция

по проверке пневмосистемы АУ «АК- 630» («АК-630М»).

I , Общие положения.

Отсутствие воздуха на артустановке «АК - 6ЗО» («АК- 630М») из-за какой-либо неисправности в пневмосистеме равносильно отсутствию артустановки на корабле!!!

Сжатый воздух при стрельбе используется в начале каждой очереди для работы пневмостартера и пневмоподтяга, а также для включения и отключения механизма отключения подачи.

Проверки пневмосистемы совмещаются с периодическими осмотрами АУ и при подготовке ее к стрельбе.

Проверка пневмосистемы проводится совместно комендором и артэлектриком.
Личный состав, обслуживающий АУ «АК – 630», должен знать следующее:


  1. Время наполнения баллона воздухом от 0 до 150 кгс/см ² и от 90 до
    150 кгс/ см ², (на каждом корабле это время определяется практически).

  1. Перед заполнением баллон необходимо продуть, открыв на 1..2 секунды
    специально предусмотренный для этого вентиль.

  1. Стрельба из АУ «АК- 630» при давлении воздуха в баллоне менее 90 кгс/см ² недопустима. Давление в баллоне 150 кгс/ см ² обеспечивает стрельбу различными режимами в объеме боекомплекта 2000шт.
Для поддержания АУ в постоянной боевой готовности необходимо:

  1. после заполнения корабельного баллона воздухом вентили баллона закрыть
    для предотвращения утечек;

  2. систематически следить за герметичностью уплотнительных устройств
    баллона;

  3. при повышенных утечках воздуха за сутки необходимо сальники подтянуть
    или заменить новыми;

  4. периодически проверять герметичность пневмосистемы артустановки и
    функционирование ее механизмов, работающих от воздуха.

II. Последовательность проверки пневмосистемы.

А. Проверка исправности системы.

Проверка исправности пневмосистемы осуществляется следующим образом:


  1. Убедиться, что АУ обесточена.

  2. Убедиться, что автомат АО-18 разряжен.

  3. Убрать патронную ленту из трактов питания в магазин за пределы
    пневмоподтяга; под звездками подтяга ленты не должно быть.

  4. Слить конденсат из масловлагоотделительных баллонов путем медленного и
    равномерного поворота сливного вентиля, удаление конденсата производить
только при отсутствии давления в пневмосистеме (стравливание сжатого воздуха из пневмосистемы производить через электровоздушные клапаны ЭК-48 нажатием на их флажки-рычаги ручного открытия); после слива конденсата баллоны - масловлагоотделители закрыть.

  1. Заполнить пневмосистему артустановки, открыть вентиль корабельного баллона (установлен и закреплен в барбете АУ).

  2. На слух (по шипению) убедиться в отсутствии (наличии) утечек воздуха из
    системы. Место утечек может быть определено смачиванием стыковочных
    мест мыльным раствором. Появление пузырьков говорит о негерметичности в
    данном месте. Утечка воздуха устраняется заменой медных прокладок в
    местах соединений или подтяжкой накидных гаек в трубопроводах, рукавах или заменой трубопроводов и рукавов в случае их прорыва - при закрытом вентиле корабельного баллона и после полного стравливания из пневмосети сжатого воздуха путем медленного и плавного поворота маховичков на баллонах масловлагоотделителях.
    Гайки трубопроводов и рукавов должны быть обвязаны контровочной
    проволокой. После окончания работы мыльный раствор должен быть удален
    влажной ветошью.

  3. Проверить давление на манометрах пневмоподтяга и стартера. Давление
    должно быть 70±4кгс/см². Правильность показаний манометров необходимо периодически проверять установкой на их место контрольных манометров.
Если показания контрольных манометров не будут соответствовать требуемой величине, тогда следует заменить редуктор ИЛ-611 из ЗИП, соблюдая при этом все правила по технике безопасности и требования по проверкам.

8. Осмотреть внешне электровоздушные клапаны ЭК-48 и редукторы ИЛ-611,
убедиться в их целости и наличии пломб на них. Регулировка редукторов не
допускается!

Убедившись в исправности системы, опробовать вручную механизмы, работающие от воздуха.

Б. Проверка механизмов, работающих от воздуха, вручную.

Нажатием (1-2 раза) на рычаги (флажки) электровоздушных клапанов (с последующим отпусканием) проверить:


  1. Расстопорение - стопорение артустановки последовательным нажатием на
    рычаг одного («расстопорено»), затем другого («застопорено»)
    электровоздушного клапана.

  2. Работу стартера автомата.

  3. Включение и выключение механизма подачи.

  4. Работу подтяга патронной ленты.
В. Проверка работы пневмосистемы при дистанционном управлении.

После ручной проверки подать на артустановку электропитание и проверить работу пневмосистемы при дистанционном управлении:

1. Артэлектрик на ПУАРТ 1-2 раза включает и выключает привода наведения

2. Комендор, находящийся у артустановки, следит за энергичностью расстопорения и стопорения АУ.
3. Артэлектрик ставит переключатель управления на панели КП прибора 3 в
положение « ^ ВК », включает «ДУ » . Комендор, приняв управление,
разворачивает А У в безопасный сектор, дает приказание артэлектрику
включить цепь стрельбы, дважды нажимает на кнопки «Огонь » и следит за
вращением блока стволов автомата. Вращение должно быть энергичным.
4. Артэлектрик при первом нажатии на кнопки «Огонь » находится в барбете и
фиксирует работу пневмоподтяга, при втором нажатии - на палубе у АУ,
следит за работой механизма подачи.
5.Проверив пневмосистему, комендор ставит визирную колонку и артустановку
в исходное положение. Артэлектрик выключает цепь стрельбы, «ДУ», привода
наведения и электропитание. Корабельный баллон пополнить воздухом до 150 кгс/см ², закрыть вентили.

Проверка пневмосистемы окончена.

III . Дополнения.

ВНИМАНИЕ! Личному составу, обслуживающему АУ «АК- 630М», необходимо при проверках пневмосистемы знать и помнить следующее;


  1. Резиновое кольцо АО-18.03.002 в клапане цилиндра пневмоподтяга заменять
    после каждых 2000 выстрелов. Для замены кольца необходимо отсоединить
    трубопровод от штуцера цилиндра пневмоподтяга, расстегнуть булавку,
    вынуть ось и с поворотом снять штуцер, вынуть из него клапан, заменить
    кольцо. Резиновое уплотнение клапана должно быть целым, шарик внутри
    свободно перекатываться. Перед сборкой необходимо смазать трущиеся
    поверхности клапана смазкой МС -70, вставить клапан в штуцер, с поворотом
    установить штуцер в цилиндр пневмоподтяга, вставить ось и застегнуть
    булавку, подсоединить трубопровод к штуцеру, проверить герметичность
    соединения включением пневмоподтяга от ЭК-48.

  2. Электровоздушный клапан ЭК-48 рассчитан на кратковременную работу.
    Поэтому держать его включенным более 60 секунд не разрешается.

  3. Накидные гайки ниппельного соединения клапана ЭК-48 необходимо
    затягивать до полного прекращения травления воздуха. Затяжку накидных
    гаек на штуцерах и их снятие производить с придерживанием штуцеров
    ключом от проворачивания во избежание нарушения контровки и
    герметичности клапана.
Литература:

  1. Техническое описание и Инструкция по эксплуатации артиллерийских
    установок АК-630, АК-630М. стр 196 - 199

  2. ПМСП-А-213-75.

Оорррпрп

Шннеенеееееееее
еееееернррррри4555555жддщдщ

30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка АО-18, спроектированная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 - калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть применена для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Производство освоено на Тульском машиностроительном заводе.

Применение

Большие противолодочные корабли проекта 1134-А
-Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б
-ТАРКР «Адмирал Лазарев»
-ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"
-ТАКР проекта 1143 "Кречет"
-ЭМ проекта 956 «Сарыч»
-Крейсера проекта

Большой разведывательный корабль ССВ-33 «Урал»
-Сторожевые корабли проекта 1135
-Сторожевые корабли проекта 11356
-Малые ракетные корабли проекта 1239
-Малые противолодочные корабли проекта 1124
-Малые ракетные корабли проекта 1234
-Ракетные катера проекта 1241

Сторожевые катера проекта 10410
-Облегчённый вариант пушки под наименованием ГШ-6-30А применялся в качестве штатного оружия на истребителе-бомбардировщике МиГ-27
-Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322
-Малые артиллерийские корабли проекта 1208 и 12081

ТТХ

Огневые характеристики:

Калибр: 30 мм
-Патрон: 30х165 мм
-Длина ствола: 54 калибра
-Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин
-Длина очереди:
-6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с
-6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с
-Масса патрона: 0,83 кг
-Начальная скорость снаряда: 1030 м/с
-Дальность стрельбы: 4000 м
-Вертикальная плоскость: от -12 до +88 град
-Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек
-Горизонтальная плоскость: от +180 до -180 град
-Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек

Другие характеристики:

Масса: 3800 кг
-Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное
-Боевой расчёт: 1 чел.
-Боезапас: основной - 2000 ед., запасной бункер - 1000 ед. (только у АК-630М)

Боекомплект

В боекомплект артустановок АК-630 и АК-306 входят два типа выстрелов:

1. Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФ-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 48,5 г, взрыватель А-498К. Модификация снаряда ОФ-84 имеет обозначение ОФЗ.
2. Осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 11,7 г, взрывателя нет. Вес патрона 832-834 г, длина патрона до 293 мм. Вес гильзы около 300 г. Порох марки 6/7ФЛ.

В начале 1976 года на вооружение ВМФ был принят артиллерийский комплекс АК-630. Основным его элементом была орудийная башня, оснащенная шестиствольным автоматом АО-18 калибра30 мм. Из-за высокой скорострельности (до 5 тыс. выстрелов в минуту) обеспечивалось уверенное поражение всех типов целей, с которыми приходилось работать подобному оружию в конце 70-х. Однако характеристики потенциальных целей, например противокорабельных ракет, постоянно росли, и АК-630 нужно было модернизировать.

В качестве одного из способов увеличения боевой эффективности установки выбрали самый очевидный – увеличение количества стволов . Однако новая версия АК-630 должна была основываться на уже имеющихся автоматах, поэтому решили установить в орудийной башне сразу две шестиствольные пушки. В самом конце 1983 года в командовании ВМФ утвердили тактико-техническое задание на новый комплекс, получивший обозначение АК-630М1-2 «Рой».

Разработку комплекса поручили тульскому ЦКИБ СОО, а главным конструктором назначили В.И. Бакалева. Одновременно с этим было поручено провести ряд работ, связанных с повышением надежности автоматов. В перспективе планировалось заменить уже имеющиеся на кораблях АК-630 на спаренную систему.

Разработка новой установки заняла всего несколько месяцев, и уже в марте 1984 года на заводе №535 (Тульский машиностроительный) начались заводские испытания, продлившиеся до конца ноября. Работы по установке «Роя» на корабли заняли гораздо больше времени – непосредственный монтаж удалось начать только в 87-м. В качестве корабля-носителя выбрали ракетный катер Р-44 проекта 2066 из состава Черноморского флота, там же производился монтаж установки.

На испытания катер Р-44 с АК-630М1-2 вышел только летом 1989 года. В качестве мишеней на этих испытаниях использовались специализированные аппараты Ла-17К и переоборудованные ПТУР «Фаланга-2». В ходе стрельб удалось эффективно поражать цели, имитирующие противокорабельные ракеты, на высотах около 10 метров. При этом для поражения одной мишени требовалось около 200 снарядов .

Значительного повышения боевых качеств достичь не удалось, поэтому командование флота не стало принимать АК-630М1-2 на вооружение. В то же время, с 1993 года эта артиллерийская установка предлагается на экспорт, но данных о крупных поставках до сих пор нет.

На выставке МВМС-2007 «Туламашзавод» продемонстрировал обновленную версию АК-630М1-2, названную АК-630М2 «Дуэт». Большого количества отличий от «Роя» у «Дуэта» нет, а почти все имеющиеся касаются корпуса башни – теперь он сделан угловатым и состоящим из ровных пластин. Утверждается, что сделано это для снижения радиолокационной заметности установки и корабля в целом.

Блоки стволов на АК-630М2 закрыли общим кожухом. Судьба этой установки такая же, как и у АК-630М1-2 – отечественный флот ее пока не принимает на вооружение, а зарубежные потенциальные покупатели готовить контракты не спешат.

Основа всех установок этого семейства – автоматические пушки АО-18 калибра 30 мм . Пушки расположены одна над другой (расстояние между осями блоков стволов –320 мм). Скорострельность установки АК-630М1-2 составляет 10000 выстрелов в минуту, для «Дуэта» этот параметр составляет от 4 до 10 тыс. выстрелов, т.к. в этой версии можно использовать автоматы по одному или оба сразу.

Максимальная дальность стрельбы установки составляет 8100 метров (баллистическая). Максимальная эффективная дальность стрельбы по воздушным целям и целям на поверхности – 4 и 5 километров соответственно. Однако наибольшая эффективность огня достигается на расстоянии менее километра. Начальная скорость снаряда 875 м/с.

Общая масса артустановки «Дуэт» составляет 3800 кг. Несмотря на имеющуюся систему жидкостного охлаждения, для сохранения достаточных характеристик система управления артустановки соблюдает чередование очередей и перерывов между ними: очереди по 200 выстрелов с перерывами около полутора секунд или по 400 с перерывами в 5-6 сек. После каждых шести очередей требуется дополнительное время на охлаждение стволов и механики. При соблюдении рекомендованных режимов работы ресурса стволов хватает на 12 тыс. выстрелов, после чего падает начальная скорость снарядов.

Боеприпасы, применяемые на АК-630М1-2 и АК-630М2, полностью аналогичны используемым в артиллерийском комплексе АК-630. Это:
— ОФ-84. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд массой 390 грамм. Содержит 48,5 г взрывчатого вещества, инициируемого взрывателем А-498К.
— ОФЗ. Модификация ОФ-84, имеющая большее могущество.
— ОР-84. осколочный снаряд. Общая масса – 390 г, 11,9 г взрывчатого вещества. Не оснащается взрывателем, но имеет трассер.

«Рой» и «Дуэт» могут работать в комплексе с несколькими вариантами систем управления :
— РЛСУ «Вымпел-АМ2» . Совместима с РЛС МР-123АМ2 и МР-176М2. Также имеются лазерный целеуказатель КМ-11-1 и дальномер ЛДМ-1 «Крейсер».
— РЛСУ «Ласка» . Более новый комплекс оборудования, способный управлять сразу двумя артустановками. Обнаруживает цели в секторе 180° по азимуту и 40° по углу места на расстоянии до 21 км. При этом возможно сопровождение до четырех целей с распределением по важности и перенацеливанием орудия «потоковым способом».

Артиллерийская установка АК-630М1-2 «Рой» в серию не пошла , а единственный корабль, на котором ей удалось поработать – Р-44 – в октябре 2008 года списали и отправили на утилизацию.

Есть информация, что по две установки АК-630М2 «Дуэт» будут ставиться на малые ракетные корабли проекта . Строительство головного корабля этого проекта «Град Свияжск» было начато в 2010 году на Зеленодольском судостроительном заводе.

Проектирование 30-мм шестиствольной установки было начато по Постановлению № 801-274 от 15.07.1963 г. и тактико-техническому заданию, утвержденному зам. главкома ВМФ 22.02.1963 г. Разработчиком установки и головным по системе назначили ЦКИБ СОО - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор - Кнебельман М.С.), автомата - конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор - Грязев В.П.), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 - КБ завода «Топаз» (главный конструктор - Егоров В.П.), гидропривода Д-213 - филиал ЦНИИ-173 (в настоящее время ВНИИ «Сигнал»).

Конструкторами КБП Грязевым В.П. и Шипуновым А.Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерной особенностью является непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов, подводимых поочередно из каналов стволов в его газовую камеру, благодаря чему отпадает надобность в дополнительном источнике энергии. Это позволило получить компактную и легкую АУ. Достаточно сказать, что при штатном боезапасе 2000 выстрелов вся масса АУ меньше массы боезапаса. Два поршня двигателя, связанные единым штоком, совершая под действием пороховых газов возвратно-поступательное движение, через кривошипно-шатунный механизм и шестеренчатую передачу затыльника обеспечивают вращательное движение блока стволов. За один ход поршней (один выстрел) блок стволов поворачивается на 60 град. Шесть одинаковых затворов, размещенных в продольных пазах центральной звезды, имея принудительное возвратно-поступательное движение, обеспечиваемое замкнутым винтовым копирным устройством, осуществляют досылание патрона, запирание канала ствола, выстрел и экстрактирование гильзы или осечного патрона.

Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность максимально совместить по времени операции перезаряжания и тем самым получить высокий темп стрельбы.

Питание автомата - непрерывное ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин). Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином - А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.

При темпе стрельбы 5000 выстр./мин. серьезной проблемой становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки дистиллированной воды или антифриза между кожухом и стволами.

Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов А-213 для корабельных сетей питанием 220 В, 400 Гц, и Д213-50 для корабельных сетей 380 В, 50 Гц. Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3-4 т.д. (т.д. - точек дальномера). Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от заливания морской водой и от атмосферных осадков.

Заводские испытания первых двух образцов А-213 были начаты в конце 1964 года на полигоне завода № 535 и продолжались с перерывами до 30 марта 1966 года. Государственные корабельные испытания АУ А-213 были начаты 18 мая 1971 года в районе Севастополя на экспериментальном катере пр.205ПЭ (заводской № 110). В связи с недостатками системы МР-123 «Вымпел» 20 октября 1971 года испытания были прерваны. После доработки системы «Вымпел» испытания продолжены с 29 марта по 20 сентября 1972 года. Интересно, что в ходе испытаний на катере, заводской № 110, система «Вымпел» управляла стрельбой как А-213, так и 57мм двухорудийной автоматической установки АК-725. В качестве мишеней применялись Ла-17М и низколетящие малоразмерные мишени РМ-15.

По результатам испытаний для стрельбы по скоростным воздушным целям в МР-123 был введен режим стрельбы: 4-5 очередей по 20-25 выстрелов каждая с предельной дальности и очередь в 400 выстрелов на дистанции наиболее эффективного поражения, с перерывом между очередями 3-5 секунд.

По результатам испытаний 1972 года комплекс был вновь доработан и снова испытан с 4 июня по 23 августа 1973 года. Официально же А-213 принята на вооружение под индексом АК-630 приказом главкома ВМФ № 05 от 6 января 1976 года.

АУ АК-630 имела плоский магазин, но в связи с необходимостью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения для обеспечения более рационального размещения АУ на вновь строящихся кораблях был спроектирован круглый магазин. АУ с круглым магазином получила индекс А-213М, все остальные узлы и тактико-технические характеристики ее не изменились по сравнению с А-213. Опытный образец А-213М прошел заводские и полигонные испытания, по результатам которых А-213М была доработана и в 1972 году запущена в серийное производство.

С 16 ноября по 7 декабря 1979 года на Балтийском море были проведены Государственные корабельные испытания А-213М с ПУС МР-123/176 (модернизированная система МР-123, способная управлять огнем двух АК-630 или одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176). АУ А-213 установили на головном ракетном катере пр.1241.1 (заводской № 401). Официально А-213М принята на вооружение приказом главкома ВМФ № 0189 от 26.08.1980 г. под названием АК-630М.

Артиллерийский комплекс «А-213-Вымпел-А», являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м. Система МР-123 «Вымпел» обеспечивает управление одной или одновременно двумя артустановками 30-мм калибра или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками. Модернизированная система МР-123/176 способна управлять огнем двух артустановок АК-630 или одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176. В системе ПУС имеется телевизир, обеспечивающий наблюдение за морской целью типа катера пр.205 на дистанции до 7,5 км и воздушной целью типа истребитель МиГ-21 на дистанции до 7 км (в зависимости от погодных условий). На случай выхода из строя РЛС, в системе «Вымпел» предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом. Этот пост управления является основным при расстреле плавающих мин и при стрельбе артустановок А-213 на десантных кораблях по открытым береговым целям при высадке десанта.

Артустановка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем артустановки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.

В боекомплект артустановок АК-630 и АК-306 входят два типа выстрелов. Первым является осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 48,5 г, взрыватель А-498К. Модификация снаряда ОФ-84 имеет обозначение ОФЗ. Второй - осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 11,7 г, взрывателя нет. Вес патрона 832-834 г, длина патрона до 293 мм. Вес гильзы около 300 г. Порох марки 6/7ФЛ.

При начальной скорости снаряда 900 м/с дальность стрельбы баллистическая - 8100 м, по самоликвидатору - 5000 м, наклонная дальность, обеспечиваемая системой МР-123, - 4000 м, наклонная дальность, обеспечиваемая визирной колонкой, - 5000 м.

Серийное производство А-213 (АК-630) и А-213М (АК-630М) велось на заводе № 535 в Туле. В 1969 году было изготовлено 4 штуки, в 1970 году - 12, в 1971 году - 14, в 1972 году - 37 и т. д. Размещение АУ АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на сорока проектах различных кораблей от авианесущих крейсеров пр. 1143 и атомного крейсера «Киров» до ракетных катеров. В ходе модернизации эти АУ получили и корабли старой постройки: крейсер пр.68бис «Жданов», БПК пр.61М и другие.