Понятия о добре и зле детям. Добро и зло – вечная тема, как рассказать о ней детям

Оксана Зайферт
Конспект НОД в подготовительной группе «Что такое добро и зло»

Цель : сформировать у детей представления о понятиях «добро » и «зло» , о хороших, добрых поступках .

Задачи :

1. Познакомить детей с понятиями «добро » и «зло»

2. Развивать умение отличать плохое от хорошего.

3. Воспитывать стремление совершать добрые дела .

4.Поразмышлять о важнейших нравственных ценностях : добре , дружбе, любви, сложности нравственного выбора.

5. Побудить к целенаправленному воспитанию в себе доброты .

6. Закреплять навыки чтения.

Предварительная работа : чтение стихотворений, художественных произведений (В. Маяковский «Что такое хорошо , и что такое плохо » и др., пословиц, высказываний о добре и зле . Рассматривание иллюстраций о хорошем и плохом поведении людей. Изготовление деталей аппликации для картины.

Материал : плакаты с пословицами и высказываниями «Доброе слово человеку , что дождь в засуху» , «Не одежда красит человека, а его добрые дела » , «Спешите делать добро » .Таблички с надписями : зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь, солнце, мама, улыбка, дружба, воспитатель, радость, дети, честность, преданность, смелость, любовь, песня. Чистый лист бумаги (ватман, детали аппликации,вырезанные из цветной бумаги : дом, деревья, фигурки детей, птиц, животных, облака, солнце, бабочки. Клей – карандаш на каждого ребенка, игрушечные весы. ПК, проектор,фонограммы песен : «Если добрый ты » , «Барбарики» , «Космос»

Воспитатель : Ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие – мы поговорим о доброте . Что такое добро ? Как вы думаете? (ответы детей) Это все хорошее, доброе , красивое.Например : солнце, улыбка, мама, цветы, воспитатель, (дети продолжают) . А еще есть зло, как вы думаете, что это такое ? (ответы детей) . Это нечто противоположное добру : дурное, плохое, беда, несчастье (дети продолжают) .

Воспитатель : Мы живем с вами на планете Земля. И если существуют на нашей планете добро и зло , значит, люди могут творить добрые и злые дела . Вспомните, когда вы встречали в вашей жизни добро , а когда зло? (ответы детей) . Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы с вами отправились на ракете в космическое пространство и наш путь лежит на планету «Добро » . Итак, давайте закроем глаза, руки опустим вниз, расслабимся (дети выполняют, звучит спокойная музыка) . А теперь откроем глаза. Мы приземлились на планету добра . Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем? (ответы детей) .

Просмотр презентации «Добро и зло »

Воспитатель : а теперь мы с вами вернемся на родную планету, чтобы делать только добрые дела . Давайте снова закроем глаза, опустим наши руки вниз, расслабимся (звучит музыка) . Итак, мы вернулись назад. Ребята, послушайте стихотворение о добрых людях .

Кто любит собак или прочих животных,

Веселых котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла,

Тот людям вовеки не сделает зла.

(Р. Сеф)

Воспитатель : Итак, какого же человека можно назвать добрым ? (ответы детей) . Подведем итог, добрый человек – это тот , кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Вспомните, часто ли употребляете добрые слова , их еще называют «волшебными словами» (ответы детей) .А теперь послушайте пословицу : Доброе слово человеку , что дождь в засуху. Как вы понимаете ее смысл? (ответы детей) . Но не только слова, но и дела должны быть добрыми .Как гласит пословица : Не одежда красит человека, а его добрые дела . А еще вам необходимо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца. Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать на улице, в транспорте, в природе (ответы детей) . Как вы думаете, трудно ли быть добрым ? (ответы детей) . Что для этого нужно иметь? (добрую душу , доброе сердце ) .

Физкульминутка. (группа «Барбарики» - «Что такое доброта » ) дети танцуют танец.

Воспитатель : Ребята, послушайте стихотворение А. Барто «Вовка – добра душа » .

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна :

С добрым утром ! С добрым утром !

Я спросила : - Это мне?

Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то :

С добрым утром ! С добрым утром !

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем :

Это Вовка - есть такой !

Воспитатель : Пусть ваша душа будет такой же доброй , как у героя этого стихотворения. Все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои . Сейчас мы поиграем в игру. Я буду показывать картинку сказочного героя, если он добрый - вы хлопаете в ладоши, если злой – вы приседаете и закрываете лицо руками. (Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Мальвина) А на какого героя вы хотели бы быть похожи? (ответы детей) Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце – это доброта . Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают как солнце. Как вы думаете, чего на свете больше, добра или зла ? (ответы детей) . Может быть нам помогут это узнать старинные весы? (Воспитатель показывает чашечные весы) . На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями : горе, война, беда, грубость, и т. д., а на другую – «добро » (солнце, весна, мама, честность, верность, улыбка и т. д.) . Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром . (дети подходят к весам по одному, читают свои таблички с надписями, объясняют значение слова и кладут на чашу свою табличку. Вскоре чаша весов «добра » перевешивают чашу «зла» )

Воспитатель : Вот видите, ребята, как можно победить зло.Так и в жизни : капельки добра , сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки – в море добра . Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след .Один мудрец заметил : Человек прожил не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело ? (ответы детей)

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные детали аппликации : дом, деревья, фигурки детей, птиц, животных, облака, солнце, бабочки. (звучит музыка «Песня кота Леопольда)») Получается красивая картина.

Воспитатель : Ребята, как мы назовем нашу картину? ответы детей (Как прекрасен этот мир, Доброта , Мир)

Воспитатель : какое чувство вы испытали, делая доброе дело ? (ответы детей) . Делать добро очень приятно и радостно! Вы еще дети, но впереди вас ждет еще много добрых дел ! Вы сделаете нашу планету Земля красивой и доброй !

Программное содержание: закреплять представления детей о понятиях добра и зла.

Развивать мышление в процессе установления причинно-следственных связей: добрые чувства, хорошие поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу и любовь.

Развивать связную речь детей при составлении коротких рассказов по сюжетным картинкам; активизировать в речи детей употребление вежливых слов и выражений. Упражнять детей в грамотном построении ответов на заданные вопросы, в составлении диалога.

Способствовать развитию коммуникативных способностей детей, развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми. Развивать способность детей к сопереживанию; стимулировать операционную сторону мышления (сравнение, анализ и синтез) и развивать память.

Материал: иллюстрации, карточки с изображением красных и черных сердечек, краски, карандаши, бумага, кисточки, игрушечный микрофон; на каждого ребенка по три схемы, в которых зафиксированы возможные ответы, маски-настроения (к сценке № 1), и по четыре схемы с возможными вариантами ответов (к сценке № 2).

Ход занятия

На столах у детей лежат индивидуальные сюжетные картинки. Воспитатель показывает карточки с сердечками:

Как вы думаете, какое из этих сердечек обозначает доброту? Почему вы так решили? Если у человека доброе сердце, то какие поступки он будет совершать? А если злое?..

Разложите картинки с сердечками к сюжетным картинкам: хороший поступок - к доброму сердечку, а плохой - к злому. Добрых сердечек получилось больше. Значит, люди совершают чаще добрые дела, и от этого наш мир становится добрее.

Игра «Интервью».

Сначала я буду журналистом. Воспитатель в роли журналиста подходит к детям с каким-либо вопросом, давая возможность коротко высказаться всем желающим. Затем в роли журналиста может быть кто-то из детей. Он обращается с вопросом к 3-4 ребятам и взрослым в группе.

Примерные вопросы для интервью:

Можешь ли ты узнать по внешнему виду, доброе ли у человека сердце?

По каким признакам мы определяем добрых людей?

Какие определения можно подобрать к доброму человеку?

Можно ли заставить человека быть добрым или злым?

Почему люди уважают добрых людей?

Ребята, помогите разобраться и оценить ситуации, описанные в рассказах Л. Н. Толстого «Два товарища», «Котенок», «Старый дед и внучек».

Как мы можем понять, какой человек поступает хорошо, а какой - плохо?

Наши ребята подготовили сценки из жизни. Давайте их посмотрим и обсудим.

Первая сценка называется «Два друга».

«На мосту сидели два мальчика и ловили рыбу. У них были одинаковые удочки, ведерки, и стояли они неподалеку друг от друга. Дима то и дело вытаскивал из воды рыбу, а у Сережи она совсем не ловилась».

Как вы думаете, какое настроение было у мальчиков? Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Выберите маски-настроения для Димы и для Сережи (грустная и веселая). Как же сделать так, чтобы и Сережа стал веселым, чтобы и у него улучшилось настроение?

Варианты поведения Димы.

1. Дима перекладывает несколько рыбок в ведерко Сережи. (Воспитатель показывает картинку, на которой изображено ведерко с рыбой.)

2. Дима предлагает Сереже стать на его место и взять его удочку.

3. Дима выпускает всех своих рыбок и начинает ловить снова (на картинке - рыбка в волне.)

В ходе беседы дети обсуждают эти три варианта и предлагают свои.

Вторая сценка называется «История с машинкой».

«Витя вышел на улицу и заметил, что его друг Сережа, игравший в песочнице, забыл машинку».

Как в такой ситуации может поступить Витя, чтобы помочь Сереже и не заставлять его переживать из-за потери игрушки?

Воспитатель предлагает варианты поведения мальчиков.

1. Витя сам наигрался вволю, а потом отнес ее Сереже.

2. Витя спрятал машинку в укромном месте, чтобы потом отдать другу.

3. Витя спрятал ее в карман, решив, что никто этого не заметил. Иными словами, присвоил машинку.

4. Витя сразу же отнес машинку домой Сереже.

Правило: каждый ребенок выбирает ту схему, которая, по его мнению, соответствует правильному варианту поведения.

- А сейчас мы поиграем в игру «Хорошо - плохо».

Я буду произносить фразы, в которых говорится о хороших и плохих поступках. Когда я расскажу о хорошем поступке, вы хлопните 1 раз в ладоши. Если я расскажу о плохом поступке, топните 1 раз ногой.

  • Поздороваться при встрече.
  • Нечаянно толкнул товарища и не извинился.
  • Перебивать говорящего.
  • Попрощаться уходя домой.
  • Громко кричать в помещении.
  • Поблагодарить за помощь.
  • Пропустить вперед более старшего человека у двери.
  • Уступить в транспорте место пожилому человеку.

Люди очень ценят добрые отношения. Народная мудрость хранит много пословиц и поговорок о добре и зле. Попробуем с вами объяснить некоторые из них.

  • Все любят добро, да не всех любит оно.
  • Всяк хлопочет - себе добра хочет.
  • У злой Натальи все люди - канальи.
  • Сердце с перцем, душа - с чесноком. (Злой человек.)
  • Дружбу помни, а зло забывай.
  • Ни от камня плода (не дождись), ни от вора добра.

Какими мы только не бываем в различных ситуациях! Прислушаемся к биению наших сердец. Сердце … Каким оно бывает у человека?

О каком человеке говорят, что у него доброе сердце, а о каком - злое?

  • Всегда помогает людям.
  • Делает добро.
  • Не смеется над чужим горем.
  • Заботится о других.
  • Делает людям вред.
  • Смеется над чужой бедой.
  • Никогда не придет на помощь.

И в конце занятия попробуйте нарисовать Добро таким, каким вы его себе представляете.

Занятия с детьми по теме добра и зла подготовили Л. Ладутько, С. Шкляр

Говорить о том, что сам думаешь, не привлекая для обоснования мифических персонажей. Именно как о своих взглядах, а не как об истине в последней инстанции (что свойственно, как понимаю, религиям).

"Мне это нравится". "Мы с папой думаем так". "Мне это было неприятно. Потому что я..."

Дочь в пять лет выдала между прочим: "Мы - добрые. Наша семья - добрая". Ну, не злодеи, ага...

Детям постарше прямо говорю, что они сами будут решать, выбирать: это ИХ жизнь. А моё мнение по тем или иным вопросам - вот такое.

Кстати, с мифическими персонажами погорячился. Сказки, книжные истории и пр. - конечно метафоры и по этическим выборам тоже. Главное, чтобы это не было индоктринацией: "молитесь вот так!!", - это всё скорее повод для обсуждений. Например, основной посыл "Плюшевого (Вельветового) Кролика" Марджери Уильямс - чтобы стать настоящим, надо терпеть-терпеть-терпеть, истрепаться, и вот тогда... ...а потом тебя неизбежно выбросят! - Для меня чудовищная, чумовая поэма созависимости. Значит, - читать - и! - спрашивать, и говорить мнение своё... И тогда любая история - инструмент, в том числе для формирования этики.

Ещё важный момент - очень аккуратно показывать детям, что этические позиции даже очень хороших и близких им людей, родителей, могут не совпадать полностью. И что это нормально.

Аккуратно, очень понимать, когда и зачем. Общее правило всё же - позиция родителей, предъявляемая детям, должна быть согласована. Но этика у всех людей различается, и задача ребёнка не искать бесконечно очередного "Гуру", "Отца Духовного", или иного дядю, который "Точно Знает, Как Вашему Ребёнку Жить", - а вырабатывать СВОИ этические принципы. И они, скорее всего, в разные периоды его жизни будут различаться. - И для этого принципиально сталкиваться с тем, что различие этических позиций у людей - норма; и "правильного/еретического" тут нет, - это разные личные выборы.

У нас мама считает, что говорить неправду нельзя. А я рано им предлагаю другую точку зрения: что говорить неправду - важный социальный навык (врать - можно). Но понимать, кому и зачем. И взвешивать последствия. Например, соврать нам - можно. Но если это обнаружится, не будет к тебе доверия. Выбирай: твоя жизнь.

Словом, боги, духи предков и очередной Национальный Лидер в воспитании наших детей точно не при чём. Своих пусть воспитывают.

Поскольку я, правда, верю , что зла не существует, я бы даже не стала рассказывать ребёнку, что это такое. Я бы сказала, что зло – это отсутствие жалости. Зло – это отсутствие сострадания. Зло – это такая ограниченность, когда ты не видишь мир. Когда ты в таком мраке, что ничего не чувствуешь. Зло – это хаос и абсолютная пустота. Зло – это ничего. Абсолютное, бесконечное, бессмысленное ничего, без любви, - это зло.

Добро - это любовь. Добро - это очень просто. Когда ты радуешься, что кому-то хорошо. Когда ты счастлив, что у кого-то получается что-то. Когда ты видишь счастливого человека, и сам начинаешь улыбаться. Вот это добро.

Мы не знаем зачем мы приходим в этот мир и вообще какая задача в нашей жизни, а в человеке изначально намешано многое, добро-зло, корысть-щедрость, любовь-ненависть, возможно в том и заключается наша супер задача, чтобы совершенствовать себя, превозмогая зло-жадность-ненависть. Кто знает...?

Ответить

Прокомментировать

Смотря сколько лет ребенку, наверное. Ну если вы атеист спросите себя почему вы не делаете то, чего нельзя делать. Это и объяснить ребенку. На сколько я могу судить, "добро/зло" и "это делать можно/это делать нельзя" разные вещи. Если вы хотите чтобы ребенок не ломал что-то или не рисовал на обоях, просто объясните почему это неправильно, тут религия в любом случае не поможет. А быть атеистом или верующим ребенок сам должен решить, когда станет взрослее.

Мне кажется, в самом вопросе действительно перемешаны разные по своему уровню категории. Добро и зло - связаны в конечном итоге с общепринятыми норами морали и нравственности, которые вовсе необязательно связаны с религией. Даже Кант, со своим категорическим императивом, был атеистом: чем не пример) Поэтому, в данном случае нужно апеллировать именно к подобного рода примерам и личному опыту ребёнка. Нужно наглядно показывать естественные следствия, которые могут последовать за тем или иным поступком, а в случае их неочевидности (бОльшая психологическая подоплёка) - доступно объяснять, каково будет этому человеку, приводя примеры, актуальные для самого ребёнка. По-другому никак.

0. Я вам дам один секрет, который должен знать каждый уважающий себя взрослый: для начала вы сами должны выработать свою позицию по данному вопросу, а потом уже воспитывать ребенка.

Хорошо и плохо это разностные категории, применяемые к любым делам и вещам, а поскольку вы не можете предугадать, что ребенку предстоит, то вы должны научить его рассуждать самостоятельно наперёд.

Те кто говорят, что в общем и целом нет "хорошего" и "плохого" - НЕ ПРАВЫ. Во-первых этот подход бесполезен для жизни, это софистика, и толку от неё ноль. Во-вторых он рушит ориентиры у тех, кто только начинает формировать их.

Начнем с азов:

1.
Что такое Хорошо? Это наличие блага.
Что такое Плохо? Это отсутствие/недостаток блага.

Какую жизнь вы пожелаете своему ребенку? Я думаю, жизнь в достатке, гармонии и счастье - благостную жизнь. Такую жизнь вы назовёте хорошей . То есть ориентир надо взять на созидание - сохранение и приумножение физических и духовно-моральных благ, как в окружающем мире, так и в себе. Я не говорю, что он должен уверовать в бога, нет. Я говорю, что он должен быть богат не только кошельком, но и богат духом.

Еще. Целые зубы и кубики пресса - благо. Конфеты - тоже благо. Нельзя сказать что что-то одно хорошо - важна оценка.

Давать догматы ни в коем случае нельзя. Вместо этого научите ребенка оценивать последствия и самостоятельно решать, что хорошо и что плохо. Сравнивать блага, сравнивать результат.

Что ему даст выгоды сейчас - почистить зубы чтобы улыбка сияла или съесть конфету чтобы настроение поднялось?

2. Научите ребенка созиданию исходя из вещей ему близких, приземленных и доступных.

Не учите ребенка, врать или не врать, бить или не бить, красть или не красть. Вместо этого научите его делать самостоятельный вывод не только о личном, но и об общественном благе. Объясните, как общественное благо и личное влияют друг на друга.

Например если он ударит кого-то как хулиган - с ним перестанут общаться и дружить, и он останется совсем один. Это плохо. А если он ударит другого, защищая кого-то - его воспримут как хорошего, будут дружить. Это хорошо.

3. Позаботьтесь чтобы у ребенка был наглядный пример перед глазами. Ссылайтесь на его опыт, свой опыт, родню, новости, мультики, сказки, и тд. Так ему будет гораздо легче оценивать последствия.

Не забывайте наказывать и поощрять ребенка, но делать это крайне аккуратно и экономно. Учите ребенка понимать ценность предметов, людей и отношений. Не наказывайте понапрасну и не перекармливайте поощрениями. Проявляйте должное уважение и заботу.

4. Ведите себя в соответствии с тем что говорите ребенку. Будьте собой. Не выдумывайте лишнего, но помните, что дети все срисовывают со взрослых.

Непосредственная данность, о природе которой спрашивать бессмысленно. Сенсорный импульс, воспринимаемый вашей нервной системой. Целостный, но не лишённый внутренних противоречий образ. Часть иерархической структуры с гранями индивидуального самосознания.

А при чём вообще тут религия? Есть такие понятия, как человечность, эмпатия, ответственность, честность, порядочность. И с религией они никак не коррелируются. Иначе все атеисты были бы убийцами, ворами и насильниками, а верующие - ангелами во плоти, но это не так, а зачастую бывает и наоборот.

Нередко мы употребляем в повседневной речи слова «зло» и добро», «хороший» и «плохой», даже не задумываясь над их смыслом. Данные понятия представляют собой наиболее обобщенные формы морально-этической оценки, которые служат для разграничения нравственного и безнравственного.

Общие определения

С древних времен добро и зло традиционно истолковывались в качестве основных господствующих сил. Они наделены безличностной природой. Данные категории являются центральными в вопросах морали. Суть добра и зла изучалась на протяжении столетий философами, учеными, богословами, людьми искусства. Зло представляет собой этическую категорию, которая по своему содержанию противоположна добру.

В обобщенной форме оно отсылает ко всему безнравственному, которое противоречит требованиям общественной морали и заслуживает всяческого порицания и осуждения. С другой стороны, с категорией добра неразрывно связано понятие добродетели - положительного свойства личности, указывающего на ее высокую моральную ценность. Противостоит добродетели порок.

Что представляет собой благо

Под понятием добра имеется в виду все то, что способствует жизни, помогает удовлетворить потребности человека (и духовные, и материальные). Это природные ресурсы, образование, различные предметы культурного потребления. Причем полезность не всегда эквивалентна благу. К примеру, искусство не имеет ровным счетом никакой утилитарной пользы. С другой стороны, развитие промышленности ведет человечество на грань экологической катастрофы.

Добро представляет собой вид духовного блага. В морально-этическом смысле данное понятие нередко употребляется в качестве синонима «благо». Данные слова (добро, благо) указывают на наиболее общие интересы, устремления - то, что должно случиться в жизни, и что заслуживает одобрения.

Современная этика раскрывает понятие добра в нескольких разных, но связанных между собой аспектах:

  • Добро как качество определенного поступка.
  • Как совокупность моральных норм позитивного характера.
  • Как нравственная цель деятельности.
  • Как моральное качество личности.

Проблема добра и зла: диалектика понятий

В философии считается, что категории хорошего и плохого находятся в теснейшей взаимозависимости. Нет абсолютного блага, равно как и абсолютного худа. В каждом злом деянии есть хотя бы крохотная частица добра, а в каждом добром содержатся элементы зла. Помимо этого, благо и худо могут меняться местами. Например, в Спарте новорожденных детей, имеющих физические изъяны, сбрасывали в пропасть. А в Японии когда-то старых и беспомощных людей переносили живыми в так называемую «долину смерти». То, что в настоящее время называется варварством, когда-то считалось благим деянием.

Даже в наше время один и тот же поступок может быть расценен как дурной и хороший одновременно. Это напрямую зависит от контекста ситуации. Например, если в перестрелке сотрудник полиции лишает жизни серийного убийцу, то в данном случае убийство правонарушителя будет расценено как благо.

Чем является зло

Зло представляет собой этическую категорию, противоположную добру. Оно обобщает в себе разнообразные представления о безнравственных деяниях, а также о качествах личности, наносящих вред другим людям. Данные действия и качества заслуживают морального порицания. Зло - это все то, что противостоит благу общества и отдельно взятого человека: болезни, расизм, бюрократия, различные преступления, шовинизм, алкоголизм, наркомания.

Хорошее и плохое в Каббале

Сторонники древнего иудаистского учения под названием Каббала полагают: сколько в мире хорошего, ровно столько же присутствует и зла. Ценить человек должен и первое, и второе, принимая с благодарностью любые подарки судьбы.

Как правило, человек пытается избегать зла и стремится к добру. Однако каббалисты полагают, что это не совсем правильный подход. Добро и зло должны цениться одинаково, ведь последнее представляет собой необходимый элемент реальности, уравновешивающий жизнь.

Человек должен благодарить за зло точно так же, как и за добро. Ведь оба эти явления существуют ради одной цели - подтолкнуть людей к более высокой ступени развития. Зло существует только ради того, чтобы божье создание могло существовать. Если бы существовало одно лишь добро, его невозможно было бы рассмотреть. Ведь добро - это явление Творца. И чтобы его ощущать, человек должен изначально иметь в себе противоположную природу.

Религиозные представления

Религия, в частности православие, утверждает: добро и зло являются определяющими силами в жизни человека. С этим сложно не согласиться. Каждый человек говорит о себе, что он стремится к добру. Если человек не определился в том, что является для него хорошим, а что плохим, что черно, а что бело, то он ступает на зыбкую почву. Такая неопределенность лишает его каких-либо нравственных ориентиров.

Отцами церкви добро и зло не признаются как два равнозначных начала. Подобный дуализм возник в еретических учениях гностиков и манихеев. Творческая сила принадлежит одному лишь добру. Зло же - это испорченность, полное отсутствие бытия. Оно не имеет самостоятельного значения и существует только лишь за счет добра, искажая его истинную природу.

Представления философов о природе человека

Рассуждения о благе и худе заставляют задуматься над одним из важнейших вопросов: какой человек - добрый или злой? Одни считают его добрым по своей внутренней природе, другие - злым. Третьи полагают, что человек ни хорош, ни плох.

Ф. Ницше называл человека «злым животным». Руссо в своем «Рассуждении о неравенстве» писал о том, что личность изначально добра по своей внутренней природе. Только лишь общество делает ее злой. Утверждение Руссо можно считать антитезой религиозной доктрине о первородном грехе и последующем обретении спасения в вере.

Интересно и представление о добре и зле в человеке И. Канта. Он считал, что природа человека зла. В ней содержится неистребимая склонность к сотворению злого. Однако при этом в людях есть и задатки добра. Моральное воспитание личности должно состоять в том, чтобы дать жизнь этим задаткам. Так они получают шанс одержать победу над пагубной склонностью творить плохое.

Многие философы полагают, что изначально человек все же является добрым. Тот же, кто отдал предпочтение злу в своей жизни, представляет собой аномалию, некое исключение из правил. Добро и зло в мире могут быть соотнесены как здоровье и болезнь. Тот, кто выбирает благо, нравственно здоров. Злой же страдает от нравственной болезни, уродства.

На что опирается правоведение?

В праве имеется принцип, опирающийся на данное представление. Это презумпция невиновности. Согласно данному понятию, человек считается невиновным, пока для доказательства его вины не будут приведены веские аргументы. Иными словами, все граждане считаются изначально добропорядочными - не нарушающими законов и морали. Виновным человек признается только в одном случае - по решению суда. Если бы люди были изначально злы или же не злы и не добры, то данный принцип не имел бы ровным счетом никакого морального оправдания.

Есть и еще один косвенный аргумент в пользу того, что люди внутренне добры, - это понятие добросовестности. Вряд ли кто-то станет отрицать, что добросовестность представляет собой непременное условие любой профессионально-творческой деятельности. Все то, что создано человеком на планете Земля, - результат его добросовестности.

Добавлено ли «добро» в составе слова «добросовестность» только лишь для красного словца? Или все же это существенное условие определения описанного феномена? Ответ здесь однозначен: если бы человек не был внутренне направлен на добро, то и не было бы совестности, честного выполнения своего дела.

Какого сорта люди преобладают в мире

Сложно дать однозначный ответ на вопрос о том, каких людей больше - добрых или злых. Ведь определенно хороших и плохих не бывает. Каждая личность содержит в себе и то, и другое. Но иногда случается так, что человек совершает больше ошибок, нежели правильных действий. И тогда о нем могут сказать, что он зол, хотя это и не будет характеризовать его природу в полной мере. Ошибки - это неотъемлемое свойство человека разумного. Избежать их нельзя.

Добро и зло в мире нередко бывает сложно распознать. Доброта может скрываться от посторонних людей. Например, хороший человек совершает благие поступки, руководствуясь библейским принципом: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». С другой стороны, зло всегда лучше организовано. Есть всевозможные преступные группировки и банды, которыми правят деньги и разбой. Чтобы их «планы» исполнялись, бандитам приходится быть лучше организованными. Так как это заметно, создается впечатление, что в мире больше злых людей.

Противостояние блага и худа: что побеждает?

Нередко люди задаются вопросом о том, почему добро побеждает зло. Действительно, во многих сказках и кинофильмах справедливость в конечном счете торжествует, а все враги и отрицательные персонажи получают по заслугам. В жизни человек, сотворивший плохое дело, тоже через некоторое время должен «платить по счетам». Если его не накажут ему подобные, об этом позаботится сама судьба. Добро и справедливость побеждают по той причине, что для сотворения хорошего нужна активность, смелость, отвага. Иными словами, быть злым всегда легко и просто. Чтобы быть добрым, нужно прилагать усилия. Так как зло лишено творческого начала, оно всегда оказывается недолговечным.

Внеурочное занятие "Злой плачет от зависти, а добрый от радости" для младших классов

Ляпина Виктория Олеговна, студентка Социально-педагогического колледжа г.о. Самара
Описание: Данная разработка может быть использована учителями начальных классов и воспитателями для проведения внеклассного мероприятия.
Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий “добро” и “зло”.
Задачи:
расширить представления учащихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;
прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;
формировать потребность совершать добрые дела;
формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
развивать творческие способности учащихся.
развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Ход занятия


Учитель
Добрый день ребята! Наше занятие я сегодня хочу начать со стихотворения. Послушайте его и подумайте какова тема нашего занятия?
Чтец 1
Однажды с добром встретилось зло,
Встречался со злом кто, тому не везло.
С добром кто встречался, тот вечно был счастлив,
Умен, остроумен и просто удачлив.
И думало зло, что добру точно так же,
Ходить по Земле унижаться и даже
Не делать добра никогда никому,
Но тут вдруг добро прошептало ему:
«Ведь знаешь, что я не такое как ты,
Я жду веселья, а ты ждешь беды.
Я процветаю от детского смеха,
А бить, убивать, это разве потеха?
Откуда взялось ты вообще на Земле?»
А зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,
Наплевать, что с другими случится,
Я буду от горя людей веселиться,
Я буду молиться, чтоб кого-то убили,
Потом посижу, посмеюсь на могиле.
А так, как нас больше - я буду плеваться
На всех, кто захочет с тобою остаться!»
Добро от такого шатнулось немного:
«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,
Просить у него чьей-то смерти, ведь Он
Творец этой жизни – Примите Поклон».
«А мне наплевать на Него не боюсь я,
Его добрых чар, потому что мне грустно,
Когда кто-то делает только добро.
Пойду я» - «Иди, но запомни одно –
Нас больше и этим все решено!!!»
Учитель:
Догадались? Правильно. Сегодня мы поговорим о добре и зле.
А какие бы вы дали определения добру и злу? Я предлагаю сейчас каждой
паре подумать над этим и вместе дать эти определения.
Работа в парах.
(Дети дают определения).


Игра «Продолжи фразу»
А теперь послушав всех ребят, давайте вместе продолжим фразу:
Добро- это…
Зло- это…
Учитель
В словаре Даля имеется слово «добро». Определение имеет следующий вид: В духовном значении добро можно определить как благо. Это, в свою очередь, означает нечто полезное и честное, чего требует человеческий долг.
Для человека естественно желать добра и красоты. Каждый человек остро чувствует необходимость в чем-то хорошем, что может принести ему счастье. Желать чего-то доброго - это врожденная потребность человеческой природы, которая является постоянной и стабильной.

Зло – это понятие, противоположное добру. Оно довольно обширное и включает в себя множество более мелких «составляющих». Зло имеет свои «идеалы», к коим относятся насилие, ненависть, разрушение, гнев, ограничение свободы против воли человека, терроризм, зависть, страх, ложь, гнев и др. Если рассматривать зло не так обширно или абстрактно, то его обозначение можно сформулировать, как нанесение живым существам страданий любыми способами (как физических, так и моральных).


Послущайте притчу:
Притча «О плохом и хорошем»
О плохом и хорошем Шли как-то по пустыне два друга. Устали от долгого пути, поспорили и один сгоряча дал пощечину другому. Товарищ перетерпел боль и ничего не сказал в ответ обидчику. Лишь написал на песке: «Сегодня получил от друга пощечину». Прошло еще несколько дней, и они оказались у
оазиса. Стали купаться, и получивший пощечину едва не утонул. Первый товарищ вовремя пришел на помощь. Тогда второй высек надпись на камне гласившую, что лучший друг спас его от смерти. Увидев это, товарищ попросил объяснить его свои поступки. И второй ответил: «Об обиде я сделал надпись на песке, чтобы ветер быстрее стер ее. А о спасении – высек на камне, чтобы никогда не забывать о случившемся.
Как вы думаете, почему человеку очень хочется помнить о добре и быстрее забыть о зле?
(Ответы детей)
Чтец1:
Доброта
Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.
И, коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби сплеча.
Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!
В жизни всякое может случиться.
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.
И, чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не отступай:
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!
(Асадов Эдуард)
Учитель:
Быть добрым, значит быть терпеливым, отзывчивым, чутким, внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям, да и миру в целом.
Прежде, чем ответить на вопрос легко ли быть добрым, можно задаться противоположным вопросом: а легко ли быть злым?
Да точно также нелегко и непросто, как и быть добрым. Ведь творить добро значит, в какой-то степени постоянно находиться между хорошим и плохим, в поисках золотой середины. И то и другое тяжело дается, если ты не расположен к этому, не умеешь этого и не пытаешься этому учиться. И хорошо бы не уметь и не учиться, не брать пример и не подавать самому пример озлобленности другим. А всем сердцем хотеть учиться доброте. Это и легко и сложно одновременно, потому что все мы живые люди и не можем круглосуточно быть добрыми для всех и каждого. На это просто не хватит жизни, тем более что она весьма и весьма коротка.
Значит все же добрым быть легко именно тогда, когда перестаешь думать только о себе самом. И начинаешь думать о других и о матушке природе живой и очень терпеливой, но если ее не беречь, то и ее доброте придет конец. Ведь добро сохраняется и преумножается там, где его ценят и берегут, передавая другим.
Учитель
Существует такая поговорка: Злой плачет от зависти, а добрый от радости". Как вы ее понимаете?
Предлагаю составить синквейн "Добро" и "Зло"
(Команды по желанию составляют по одному определению синквейн)

1.Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.

2. Добро.
Нравственное, бескорыстное.
Существует, помогает, воодушевляет.
Сделав добро - забудь, получив - помни.
Польза.

3. Зло
Коварное, беспощадное
Убивает, портит, загрязняет
На нём далеко не уедешь!
Одиночество
Учитель
Каждая команда представит свой вариант и объяснит.
(выступление команд)
Чтец2:
Добрых людей, как всегда, не хватает…
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые - щедро больным помогают,
Добрые - дарят тепло и уют,
Добрые - в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
(Генрих Акулов)
Чтец 3:
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев
Игра « Разноцветные капельки»


- На столе у вас лежат капельки, выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое, по-вашему, самое злое.
- Давайте закрепим их на доске.
(Дети свои капельки закрепляют на доске)
- Получился дождь зла.
- Может ли добро победить зло?
(Ответы детей)
- Как сделать, чтобы добро победило зло?
(Ответы детей)
- Выберите снова капельку и напишите на ней добрые качества и поступки, которыми можно исправить и уничтожить зло. (Дети выполняют задание)
- Закрепляем сверху на капельках зла капельку с добрыми поступками и уничтожаем их.
(Дети по очереди закрепляют свои капельки)


Учитель:
В сказке всегда добро побеждает зло. У нас с вами получилось так же.
Но не всегда в жизни все происходит так просто. Судить человека надо по его делам. Можно много раз говорить о том, что жалко стариков, а самим никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, всегда говорить о том, что нужно заботиться о природе, при этом проходя мимо урны для мусора и бросать его где попало. Все зависит только от самого человека.
Игра: «Ручей доброты»
-Сейчас я вам раздам голубые полоски бумаги – это будут маленькие ручейки.
-Что вы можете сделать для окружающих? (напишите на полосках о своих добрых делах)
Из полосок собираем ручей.
-Маленькие ручейки слились в большую реку доброты. Возле доброй реки растут и цветы, и травы, и деревья, к реке тянутся и люди, и птицы, и животные.


Учитель
Сейчас я вас познакомлю с притчей «Осколки доброты".
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие - то предметы и перекладывала их в сумку. Подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя он узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.


-Почему старушка подбирала стекла? О каком качестве человека говорит такой поступок?
-Если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
Чтец 1:
В этот необычный день добрее
Станет каждый в мире человек.
Пусть же обнимает мир скорее
Теплоты душевной чистый снег!
Потекут слова любви, заботы,
Словно в марте из берёзы сок,
И шепнёт на ушко Богу что-то
Ласковый, смешливый этот вот стишок.
И тотчас - польётся с неба свет,
Объявляя злобе горькой:«Нет!»
Учитель:
Доброта - это качество, излишек которого никогда и никому не повредит. Быть добрым - это значит относиться к окружающим с пониманием, уважать других людей и считаться с их мнением. Добрый человек - это сильный человек, он всегда поможет другим людям. С таким человеком приятно общаться, дружить. Добрые люди как бы притягивают к себе других людей. В жизни любому человеку, где бы он ни находился, всегда предоставлена возможность делать людям добро: помочь соседке донести сумку или пропустить в очереди женщину с ребенком; уступить место в транспорте или сходить в аптеку за лекарством для соседа; да и просто улыбнуться.
Добрым людям легче жить в обществе, потому что у них больше друзей и знакомых. Им легче найти общий язык с кем-то, решить не только свои важные проблемы, но и чужие. У доброго человека большое сердце. Его хватает на всех. Оно, как и океан, никогда не замерзнет. Но иногда сердце начинает болеть. Делая человеку что-то хорошее, мы чаще всего ожидаем такого же отношения к себе. Но жизнь устроена по-другому. Нередко доброе отношение к себе человек воспринимает как должное, а сам ведет себя так, как ему хочется. Страшно, когда некоторые люди пользуются добротой других для достижения своих целей. Они знают, что добрый человек не сможет отказать и даже может пожертвовать собой. Иногда из-за желания помочь, обеспокоенности проблемами других человек может сам пострадать. Но несмотря ни на что мы должны всегда стремиться быть добрыми. Народная мудрость гласит: «Получив добро, помни, а сделав - забудь». Тот, кто делает добро другому, делает добро и себе: сознание содеянного добра уже само по себе является достойной наградой.
Быть добрым намного приятнее, чем быть злым. Быть добрым человеком, находясь с добрыми людьми, легко, но быть добрым всегда и со всеми сложнее, хотя это необходимо. Без доброты, сочувствия, сопереживания, милосердия мир существовать не может. Доброе отношение к людям может изменить нашу жизнь. Доброта ассоциируется с легкостью и с лучиками солнца, которые согревают самого человека и других людей. Радуйтесь жизни! Дарите свое тепло и улыбки окружающим: родным и незнакомым людям, счастливым и одиноким, удачным и потерявшим надежду. Не пропускайте случая, чтобы сделать добро, и помните слова А. П. Чехова: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».
Учитель:
И подвести итог нашего занятия хочется строчками А.Лесных
Чтец 3
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.