Моральные правила поведения в группах людей. Понятия поведения, мораль, нравственность

admin

Социальный строй XXI века предполагает наличие свода определенных правовых и нравственных законов, создающих нерушимую иерархическую систему моральных и государственных стандартов. Заботливые родители с детства объясняют своему ребенку разницу между хорошими и плохими поступками, закладывая в отпрыске понятия «Добра» и «Зла». Неудивительно, что в жизни каждого человека убийство или чревоугодие ассоциируются с отрицательными явлениями, а благородство и милосердие относятся к категории положительных личностных качеств. Некоторые моральные принципы уже присутствуют на подсознательном уровне, другие постулаты приобретаются с течением времени, формируя образ индивида. Однако немногие люди задумываются о важности воспитания в себе подобных ценностей, пренебрегая их значимостью. Нельзя гармонично сосуществовать с окружающим миром, руководствуясь исключительно биологическими инстинктами – это «опасный» путь, неизменно приводящий к разрушению личностного облика.

Максимального счастья.

Эту грань человеческой морали рассмотрели и доказали утилитаристы Джон Стюарт Милль и Иеремия Бентам, занимающиеся этикой в государственном институте США. Основывается такое утверждение на следующей формулировке – поведение личности должно приводить к улучшению жизни окружающих людей. Другими словами, если придерживаться социальных стандартов, то в социуме создается благоприятная среда для сосуществования каждого индивида.

Справедливости.

Подобный принцип предложен американским ученым Джоном Ролзом, который убеждал в необходимости уравнивания социальных законов с внутренними моральными факторами. Человек, занимающий в иерархической структуре нижнюю ступень, должен иметь равные духовные права с личностью, находящейся на верхушке лестницы – вот основополагающий аспект утверждения философа из США.

Важно задуматься о собственных личностных качествах, чтобы заранее заняться самосовершенствованием. Если пренебречь подобным явлением, то с течением времени перерастет в предательство. Многообразие изменений, которых не удастся избежать, сформируют аморальный образ, отвергаемый окружающими. Главное, ответственно подойти к выявлению жизненных принципов и определению вектора мировоззрения, объективно оценив свои поведенческие признаки.

Заповеди Ветхого Завета и современного общества

«Разбираясь» с вопросом о значении моральных принципов и морали в жизни человека, в процессе исследований вы обязательно обратитесь к Библии, чтобы ознакомиться с Десятью Заповедями из Ветхого Завета. Воспитание в себе нравственности неизменно перекликается с утверждениями из церковной книги:

происходящие события знаменованы судьбой, предполагая развитие в человеке нравственных и моральных принципов (на все воля Божья);
не возвышайте окружающих людей, идеализируя кумиров;
не упоминайте имя Господа в повседневных ситуациях, сетуя на неблагоприятное стечение обстоятельств;
уважайте родственников, давших вам жизнь;
шесть дней посвящайте трудовой деятельности, а седьмые сутки – духовному отдыху;
не убивайте живые организмы;
не прелюбодействуйте, изменяя супругу;
не стоит брать чужих вещей, становясь вором;
избегайте лжи, чтобы оставаться честными с собой и окружающими людьми;
не завидуйте незнакомцам, о которых вам известны исключительно общедоступные факты.

Некоторые из приведенных выше заповедей не соответствуют социальным стандартам XXI века, но большинство утверждений остаются актуальными уже на протяжении многих столетий. На сегодняшний день к подобным аксиомам целесообразно добавить следующие высказывания, отображающие особенности проживания в развитых мегаполисах:

не ленитесь и будьте энергичными, чтобы соответствовать стремительному ритму индустриальных центров;
добивайтесь личностного успеха и самосовершенствуйтесь, не останавливаясь на достигнутых целях;
создавая семью, заблаговременно задумывайтесь о целесообразности союза, чтобы избежать развода;
ограничивайте себя в половых связях, не забывая предохраняться – исключите риск нежелательной беременности, следствием которой становится аборт.
не пренебрегайте интересами посторонних людей, шагая «по головам» ради личной выгоды.

13 апреля 2014, 12:03


Этические нормы поведения — секрет благополучия в любом обществе

Здравствуйте друзья, гости и постоянные читатели моего Блога. Приходилось ли вам отказывать себе в чем-то, страшась, что результат вашего действия, или даже само действие, вызовет осуждение у других? Я решила сегодня обсудить с вами этические нормы поведения людей.

Начнем с самого простого

Можно представить, что все мы живем в огромном общежитии, где комнаты – это наше личное пространство, а все остальное – места общего пользования. Для того, чтобы жизнь не превратилась в кошмар, выходя за пределы своих комнат, все мы должны соблюдать некие, как гласные, так и негласные правила – социальные нормы общества.

Социальные нормы можно поделить на:

  1. Этические
  2. Правовые
  3. Религиозные
  4. Политические
  5. Эстетические

С развитием всего человечества, почти каждая из этих норм изменялась. Изменения практически не коснулись только этических норм, как незыблемого фундамента в человеческих отношениях.

Этические нормы поведения

Давайте разберемся, что такое этические нормы, и какими они бывают. Этика (от греческого etos — обычай) — ветвь философии, которая изучает мораль.

Считается, что первым, кто решил объединить сразу несколько понятий о человеческом поведении под одним словом, был всем известный Аристотель. В своих трактатах он предлагал понятие «этика» как «добродетели или достоинства, проявляющиеся в поведении человека». По его мнению, этика должна помочь понять, какие действия допустимы, а какие нет.

Если говорить в двух словах, то сегодня под этическими нормами понимается совокупность ценностей, накопленных обществом и моральные обязанности человека по отношению как к этим накоплениям, так и к самому обществу в целом.

Правила этикета, культура поведения, мораль – все это этические нормы поведения, которые представляют собой регуляторы отношений. Они затрагивают абсолютно все межличностные действия между людьми: от простого дружеского общения, до большого свода правил корпоративной или профессиональной этики.

Главный секрет благополучия в любом обществе – единое для всех правило: «Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе!»

Неформально нормы поведения делятся на виды:

  • Реальные – это, по сути, любые действия, которые совершает человек;
  • Вербальные – это словесная или речевая форма общения.

Эти два понятия неразрывны между собой. Едва ли вас будут считать вежливым, если ваше пусть даже очень культурное слово идет в разрез с некультурным поведением. Представьте себе человека, который здоровается с вами, при этом смачно ковыряется в зубах вилкой. Не очень приятно, правда?

У каждого пределы этических норм свои, они зависят, прежде всего, от окружающих людей, уровня воспитания и образования. Эталон культурного человеческого поведения – когда этические нормы перестают быть правилами и становятся личностными нормами, внутренним убеждением.

Этикет, как свод правил

Правила этикета также диктуют нам рамки поведения. Помните, совсем недавно мы говорили с вами о . Этикет – ни что иное как тот самый необходимый шаблон, регулирующий наше общение друг с другом.

Если вы случайно наступите кому-то на ногу, вы извинитесь, вежливый мужчина откроет дверь перед женщиной, а получив сдачу в магазине, все мы говорим «Спасибо». То, как мы следуем нормам поведения, и в том числе именно этикету, может охарактеризовать нас как культурного или некультурного человека.

Личное и общее

Интересно, что в разных странах этические нормы поведения разные. Например, в Испании, просто зайдя в лифт, от всех, кто там уже находится вы услышите приветливое «Hola». В нашей стране беспричинное приветствие совершенно незнакомых людей в обществе не практикуется. И никто на вас не обидится, если вы, зайдя в раздевалку бассейна, не начнете жать всем руки. То есть у нас традиции общения совершенно другие.

Это еще один принцип деления этических норм – личностные и групповые.

«Я художник, я так вижу!»

Личностные нормы — это то, о чем я говорила выше – наши внутренние рамки, обусловленные обществом, воспитанием и образованием. Это наш внутренний мир, самоощущение. Следование личностным нормам этики можно определить, как уровень внутреннего достоинства. Например, только вы решаете, сможете ли выкинуть фантик от мороженного в кусты, если вас при этом никто не видит.

Групповое поведение

Все человечество, так или иначе, объединено в группы. От семьи или коллектива на работе до целого государства. С самого рождения человек принадлежит к какому-либо обществу, и не может не подчиняться определенным правилам. В том числе этическим нормам поведения. Групповая этика — это правила взаимодействия внутри такой группы.

Попав в любой коллектив, человек вынужден принять общепринятые в этом обществе правила. Помните поговорку – со своим уставом в чужой монастырь не ходят? Это и есть отсылка к групповым этическим нормам. Причем у каждого коллектива, как видно из примера выше про приветствия в Росси и Испании, свои принципы общения: и в том числе языковые или даже нравственные.

Вы скажете: нормы, шаблоны, правила, рамки – где же свобода? Мы живем в обществе, где границы нашей свободы строго ограничиваются границами свободы другого человека. Поэтому и нужны правила. С ними проще жить.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Поведение, система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. Общими предпосылками Поведение живых организмов являются: наличие субъекта, обладающего определённой организацией, которая позволяет ему строить целесообразную систему действий; наличие объекта, на который направлено Поведение, поскольку он заключает в себе цель Поведения; наличие определённой программы Поведения и механизма оценки эффективности её выполнения. В зависимости от типа организации субъекта различают Поведение на биологическом, психологическом и социологическом уровнях; этому соответствуют и уровни изучения Поведения.

Существуют общепринятые нормы приличия и правила поведения, соблюдение которых является залогом успешной коммуникации. Все эти нормы и правила можно объединить под одним термином – культура поведения человека.

Понятие культурного поведения и этики существует многие века, и в наше время не утратило своей актуальности. В это понятие входят правила поведения в обществе, поступки и формы общения людей, которые основаны на нравственности, а также внутренней и внешней культуре человека. Нормы поведения являются определяющим фактором правильности, или неправильности поступков человека в обществе. Прежде всего, главным фактором культурного поведения является воспитанность, т.е. готовность человека соблюдать нормы поведения, его доброжелательность и тактичность по отношению к окружающим. Этика и культура поведения – это своего рода эталон, принятая в обществе система правил. Этикет призван служить людям для повседневного общения, являя собой набор из вежливых интонаций разговорной речи.

Общезначимого определения морали не выработано до сих пор, что объясняется целым рядом причин: сложностью, содержательной изменчивостью, многоаспектностью этого феномена; различием в методологических установках различных направлений этической рефлексии и т.д. Понимая проблематичность любых дефинитивных опытов, все же следует предложить вариант рабочего определения морали, который может выглядеть следующим образом: мораль - это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла.

Целесообразно вновь зафиксировать "регулятивную идею" или смысл морали (стабилизация человеческого сообщества и утверждение самоценности человека), который, вероятно, должен постоянно присутствовать "за кадром" структурно-функционального анализа этого своеобразного явления духовного бытия. Кроме того, необходимо еще раз оговориться, что понятия "мораль" и "нравственность" употребляются в книге как тождественные, хотя в истории этики встречались попытки (там, где для этого имелись языковые возможности) их разведения.

Проблема специфики морали (дискуссионная и незавершенная, как большинство этических проблем) связана, в первую очередь, с такими специфическими особенностями морали как ее внеинституциональный характер и отсутствие четкой локализации. Последнее, т.е. своего рода "вездесущность" морали, ее растворенность во всех видах человеческих отношений, особенно затрудняет попытки ее строго научного исследования. Осмысление специфики морали предполагает также изучение характеристик ее структурных компонентов и своеобразия функционирования, что, в совокупности, позволяет понять ее уникальность.

Мораль имеет социально-общественный характер; она определяется социальными причинами, а потому всегда частична и относится к определенной группе (социальной, национальной, религиозной и пр.).

Мораль имеет свое выражение в определенном законе (кодексе), который предписывает или запрещает конкретные формы поведения.

Ее сущность состоит в соотнесении конкретного поступка с данным законом как с определенным критерием оценки человеческого поведения. Мораль поощряет одни нормы поведения и осуждает другие. Соблюдение этих норм предполагает определенную награду, которая имеет вполне реальные формы: от похвалы и уважения окружающих до материальных и других благ. Моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на себя (самоутверждение и самооценку). Другой человек при этом воспринимается здесь сквозь призму моего Я – моих представлений, моих оценок и потребностей. Он рассматривается как обстоятельство моей собственной жизни, которое может соответствовать или не соответствовать моим представлениям, выражать или не выражать должное отношение ко мне. В результате человек воспринимает и переживает только самого себя, вернее, то, что обычно называют образом Я (свои интересы, оценки, качества).

Соответственно, моральные нормы всегда конкретны, частичны (они признаются только определенной группой) и условны (зависят от места и времени их использования).

В отличие от морали нравственность имеет всеобщий, универсальный и безусловный характер. Она не может быть выражена в конечных и конкретных нормах и формах поведения.

Нравственное поведение направлено не на получение какой-либо награды и не на соблюдение закона, а на других людей и выражает особое отношение к ним. Нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает не как обстоятельство жизни субъекта, но как самоценная и самодостаточная личность.

Способность увидеть и услышать именно другого человека, а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому.

Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его Я. Нравственное поведение самодостаточно и не предполагает каких-либо внешних наград. Человек осуществляет те или иные поступки не для того, чтобы его похвалили, а потому что по-другому не может. Нравственное поведение направлено не на оценку, а на само БЫТИЕ другого, независимо от его конкретных качеств или действий (А.С. Арсеньев, 1977). Единственной нравственной нормой является любовь к другому и отношение к нему как к самому себе: «возлюби ближнего как себя самого», «не делай другому того, чего не желаешь себе», а отсюда недопущение насилия, презрения, ущемления другого, каким бы он ни был и что бы он ни делал. Так, например, любящая мать стремится помочь своему ребенку и поддержать его, независимо от его достоинств или конкретных действий, иногда даже вопреки своим интересам.

Как подчеркивал Л.С. Выготский (1991), нравственно поступает тот, кто не знает, что он поступает нравственно. Моральные поступки, мотивированные соблюдением моральной нормы, основаны на «неправильном представлении о моральных ценностях как о личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, вызывая самолюбование и презрительное отношение ко всем «дурным» (Л.С. Выготский, 1991, с. 258). Истинное моральное поведение ребенка, с его точки зрения, «должно стать его природой, совершаться свободно и легко» (там же, с. 265).

На основе этих соображений можно заключить, что моральное и нравственное поведение имеет разные психологические основания. Нравственное поведение направлено на другого человека и выражает особое отношение к нему как к самостоятельной и уникальной личности. Такое поведение бескорыстно (человек не ждет ничего взамен) и универсально (не зависит от конкретной ситуации). В отличие от этого моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на самоутверждение, под-крепление своей моральной самооценки (человек хочет быть хорошим и положительно оцененным). В этом случае другой выступает как средство утверждения моих достоинств или как предмет моей оценки, в зависимости от того, что он для меня сделал или не сделал. Такое отношение к другому является прагматичным и частичным.

Выдающийся православный психолог и философ А. Сурожский пишет: «То, что другой человек нам симпатичен или не симпатичен, не исчерпывает его сущности... Но чтобы видеть человека безотносительно ко мне самому, нужно отрешиться от себя и своих суждений, и тогда можно видеть вглубь и слышать другого... Видеть и слышать другого – значит приобщиться, принять в себя, пережить общность с ним. Любить – значит перестать видеть в самом себе центр и цель своего существования... Тогда уже нет самоутверждения и самооправдания, а есть устремленность к тому, чтобы он был во всей полноте своего бытия» (1999; с. 221).

Однако при всей своей противоположности мораль и нравственность описывают единое этическое начало человека. Мораль и нравственность проявляются в сходных формах поведения – это действия для другого и в пользу другого. Соответственно, этическое развитие ребенка есть морально-нравственное развитие, внутри которого нужно различать две разные линии.

Нравственные нормы похожи на правовые. Все дело в том, что они осуществляют роль главного механизма, с помощью которого формируется человеческое поведение. Таким образом, нормы морали сегодня представляют собой неписаные правила и законы, которые сложились в ходе нескольких тысячелетий человеческого существования. В правовом же поле законы закреплены юридически.

Нравственность в культуре

Нравственность, нормы поведения человека и другие ценности являют собой воплощение морали, так как они определили особенности поведения человека и его сознание в различных сферах жизни. Например, в семье, на работе, в межличностных отношениях и так далее.

Что же касается морально-нравственных норм, это свод правил, которые определяют поведение человека по принципам. Их несоблюдение причиняет ущерб не только человеческому обществу.

Данные нормы сформулировали в виде определенного набора:

  • уступать место беременным и пожилым людям;
  • не опаздывать;
  • здороваться и прощаться;
  • носить определенную одежду;
  • защищать беспомощных;
  • помогать слабым и так далее.

На чем формируется здоровая личность?

Нравственно-этические нормы и другие ценности составляют образ не только древнего, но и современного человека, успешно сложившегося в смысле эталонного благочестия. Ребенок, и даже взрослые, должны стремиться именно к этому портрету. Так мы можем видеть преследование данной цели, исходя из анализа поступков личности.

В христианстве в виде эталона используется образ Спасителя - Иисуса Христа. Именно он стал закладывать в человеческие души и сердца справедливость, а также нравственные нормы поведения в обществе. Он - Бог.

Нормы этики и другие правила играют роль личностных и жизненных ориентиров для разных людей. Здоровая личность ставит перед собой собственные цели. Таким образом, проявляется позитивная нравственность, которая помогает управлять аморальным поведением, а также мыслями и чувствами человека.

Как известно, мораль выполняет свои функции в обществе в виде 3, связанных между собой элементов. Каждый из них являет собой одно из воплощений нравственности. Представим их:

  • моральная деятельность;
  • моральное сознание;
  • нравственные отношения.

Мораль вчера и сегодня

Нравственные нормы общества зародились достаточно давно. Каждое поколение человечества по-своему трактовала понимание добра и зла. А также по-своему интерпретировало нормы поведения. В традиционном обществе мы видим нравственный облик в неизменном виде. То есть. Человек прошлого времени не имел выбора принимать или не принимать данные нравственные нормы человечества. Ему приходилось безоговорочно их соблюдать.

Сегодня человек соблюдает или рассматривает нормы этики, как рекомендации для достижения блага для себя и окружающих. В большинстве своем современное общество больше соблюдает не моральные законы, а правовые.

Ранее мораль определяли, как свод правил, прописанных Богом. Однако сегодня они представлены, как общественный договор, соблюдать условия которого желательно. Если современный человек нарушает его не призовут к ответственности, а лишь осудят за семейным ужином.

Принять моральные законы для себя - выбор каждого. Но помните, что они будут прекрасным удобрением для ростка гармоничной души. Вы можете их отвергнуть, тогда не ждите человеческого отношения к своей персоне. Тем не менее, так сложилось, что человечество и все общество вращается вокруг морали и этики. И без них современное поколение людей не достигло бы гуманности и добродетельности.

Какими бывают нравственные нормы?

Итак. Обилие нравственных принципов и норм предварительно нужно разделить на две области:

  • позволения;
  • требования.

Философы выделяют в требованиях обязательства и естественные обязанности, а позволения они разделили на сверхдолжные и безразличные. Мораль бывает общественной, то есть, она подразумевает собой общее правило для всех, независимо от национальности и вероисповедания. Иными словами, это негласный свод правил, который действует в той или иной семье или в каких-либо государствах. Также существуют установки, которые рекомендуют, как выстраивать линию поведения с отдельными личностями. Чтобы познать нравственную культуру, нужно не только читать полезную литературу, но и совершать хорошие поступки, которые будут приняты и оценены окружающими по достоинству.

Значение морали

Существует мнение о том, что значение морали обществом преувеличено. Дескать, нравственные нормы человека загоняют в рамки. Однако ни один грамотный, образованный и воспитанный человек не считает себя пленником или бытовой техникой, используя жизнь по инструкции. Нравственные нормы - это те же ориентиры, схемы, которые помогают человеку выстроить жизненный путь. Не вступая в многочисленные конфликты с совестью.

Как бы там ни было, но нравственные нормы во многом совпали с правовыми. Но жизнь невозможно вложить в рамки закона. Бывают ситуации, когда право и мораль становятся противниками. Например, одна из божьих заповедей гласит «Не укради». Так почему человек не идет на кражу? Если он не совершает этот поступок из страха перед судом, то этот поступок уже нельзя называть моральным. Но, если личность не ворует, исходя из убеждения о том, что кража - это плохо, поступок его основан на соблюдении моральных ценностей. К сожалению, в жизни случается так, что человек идет на кражу лекарства, нарушая правовой закон, чтобы спасти жизнь другому человеку.

Особенность морального воспитания

Стоит понимать, что нравственная моральная среда сама никогда не сформируется. Человек должен выстраивать правильные отношения по закону и этике. Он должен непрестанно работать над собой. Школьники изучают негласные правила морали на уроках истории, литературы, обществознания и других факультативах. Однако, вырастая, они попадают в общество, где чувствуют себя беззащитными и даже беспомощными. Вспоминая себя, когда в первом классе с ужасом вышли к доске, чтобы решить пример.

Таким образом, мы видим, что благочестие сковывает и делает раба из человека в том случае, если моральные ценности извращены. И подстраиваются под материальные интересы определенной группы людей.

В заключение

В современной жизни выбор правильной дороги на жизненном пути беспокоит личность меньше, чем социальное неблагополучие и дискомфорт. Мамы и папы хотят больше, чтобы их ребенок выучился и стал отменным специалистом, чем здоровой личностью. Сегодня важнее вступить в брак на материальной основе, чем познать истинную любовь. Получается так, что родить ребенка гораздо важнее, чем ощутить истинную потребность женщины в материнстве.

Таким образом, поведение человека и нравственные нормы между собой тесно связаны. Помните, что, задумываясь о моральных ценностях, вы не должны отождествлять их с регламентом. Выполнение этих правил должно исходить из вашего собственного желания.

Появление и закрепление норм морали можно проследить с доисторических времен. Его эталоны и образцы зародились еще в далеком прошлом. Несмотря на то, что первобытный человек действовал, в первую очередь, из эгоистических побуждений, стремясь найти еду, захватить выгодные территории, выжить в нелегких природных условиях, уже тогда очевидным является стремление к социальному сотрудничеству.

Как результат – зарождение и утверждение гуманистической стратегии поведения, выработанной в результате активного межличностного сотрудничества с членами группы.


Особенности

Конечно, на заре зарождения мотивов, определяющих поведение индивида, являлись все же приземленные жизненные и материальные выгоды. Однако сообщество, а вслед за ним и нравы быстро прогрессировали, подталкивая любого из участников к полной адаптации в коллективе, построению долгосрочных гуманистических отношений.

Моральные нормы поведения закрепляются в сознании людей настолько, что являются уже не вынужденной тактикой выживания, а общепризнанными мотивами человеческого поведения, эмоциональной потребностью. Нормой становится:

  • морально-эмоциональное сочувствие к ближнему;
  • сострадание;
  • готовность всегда прийти на помощь попавшему в беду.


Человек, духовно и физически поддерживающий участников своего сообщества, и сам мог рассчитывать на такое же отношение, благодаря чему крепли общинные узы, а также повышалась устойчивость группы к различным негативным воздействиям.

Формирование нравственного поведения в наши дни

Если внимательно присмотреться к техническим тонкостям воспитания современного человека, можно увидеть отголоски первых шагов человечества на стезе формирования морали. Уже в дошкольном учреждении дети стремительно овладевают элементарными нормами поведения в группе, на основе проб и ошибок обучаются следовать им в разнообразных ситуациях. В условиях начальной школы нравственному воспитанию уделяется первостепенное внимание.

Длительное нахождение в группе себе подобных, строгая дисциплина усиливают содержательную сторону такого понятия как «внутренняя позиция».


Школьник, ежедневно контактирующий с большим числом сверстников и педагогов, выходит на новый уровень контроля своего поведения, когда каждое ошибочное действие начинает представляться неприемлемым, огорчающим учителей, друзей и товарищей. Осмысление высокой ценности морального поведения выливается в комплекс поступков, реализующих идеи:

  • любви;
  • свободы;
  • добра;
  • справедливости.

Коллектив мягко, но настойчиво приводит каждого из учеников к:

  • неприятию безнравственного поведения;
  • отрицанию ненависти и деструктивных поступков.



Высокий же волевой настрой, а также допустимый моральный уровень щедро вознаграждаются всеобщей симпатией, закрепляя духовные устремления.

Кто такой – нравственный человек?

Чем же является нравственное поведение в современном высококонкурентном обществе? Вряд ли нужно рассматривать это понятие как полный отказ от себя и собственных интересов. Но можно утверждать наверняка, что грубого эгоизма, высокомерия и жадности высоконравственный человек точно лишен. Такой индивидуум ищет пользы другим, думает о благе для всего общества. Проявляя альтруизм, этот человек лишает манипуляторов возможности управлять собой.

Добрые поступки, человечное отношение спасают жизни в буквальном смысле. Горячая совесть и высокие идеалы не позволяют злу затушить веру в светлое будущее человечества, присутствующую у каждого из людей с рождения.


Глядя на высокоморального «хорошего» человека, многим может показаться, что это некий дар свыше. Однако имеется множество примеров, когда целенаправленная работа над собой, своим мировоззрением и ошибками приводила к выдающимся результатам.

Совесть и мораль нужно развивать. Отказ от низменных побуждений, следование высоким идеалам неизменно трансформируют человека.

Удачный пример

Активное начало, мощная воля, стремящаяся преобразовать человека к лучшему – это составляющие, способны творить чудеса. Ярчайший пример – деятельность выдающегося педагога Макаренко, сумевшего в течение нескольких лет «выковать» из группы малолетних преступников и бродяг с определенным «воровским лицом» блестящий коллектив, строго удерживающий всех участников общины в рамках высокоморального поведения. Факторы, которые толкали их на плохие поступки – это регулятор поведения.